Какой транспорт относится к наземному. Различные виды транспорта для детей: список, описание и особенности

Транспорт - (от лат. transporto - перемещаю), это совокупность средств и путей сообщений деятельность которых обеспечивает всю деятельность людей. Пути сообщений- это дороги. Технические сооружения- заправки, средства связи, мастерские. Транспорт-важнейший стратегический ресурс. Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные - морской и речной; воздушные - авиационный. Десятая часть людей работает на трансп.

Транспортная система- совокупность всех видов транспорта, связанных технологически, технически, экономически и нормативно правовыми актами.

    Основные виды транспорта, их краткая характеристика

Железнодорожный транспорт во многих промышленно развитых странах среди других видов транспорта занимает одно из ведущих мест. Это объясняется его универсальностью – возможностью обслуживать производящие отрасли хозяйства и удовлетворять потребности населения в перевозках вне зависимости от погоды: во всех климатических условиях и в любое время года.

Имея современные виды локомотивов и вагонов, мощный рельсовый путь, используя современные средства автоматики, телемеханики и вычислительной техники, железнодорожный транспорт, наряду с другими отраслями промышленного производства, входит в экономический потенциал каждой страны.

За время своего существования протяженность железных дорог мира достигла почти 1,3 млн км; при этом они не имеют себе равных по объему провозной способности и непрерывности функционирования.

1825г- Первая ж.д в Англии

Автомобильный транспорт обеспечивает:

1) относительно высокую скорость передвижения;

2) доставку грузов в районы, где нет других видов транспорта.

Он наиболее удобен, так как позволяет доставлять грузы непосредственно от отправителя к получателю без перегрузки; эффективен на внутригородских и междугородных перевозках пассажиров. Вместе с тем себестоимость грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом более высокая по сравнению с другими видами. В мире 31 млн км, а в России 1 млн км протяженность дорог.

Морской транспорт обеспечивает массовые перевозки в зарубежные страны, а также между портами внутри страны, расположенными на побережье морей. Морские перевозки наиболее эффективны на направлениях, где морские маршруты короче сухопутных, и там, где нет других видов массового транспорта. Для России особенно велико значение морского транспорта в обслуживании северных районов Сибири и Дальнего Востока, где нет железных дорог. Себестоимость морских перевозок грузов ниже, чем другими видами транспорта, и особенно при перевозках на дальние расстояния.

Речной транспорт осуществляет местные и дальние перевозки на маршрутах, которые совпадают с расположением судоходных рек и каналов. Он обладает высокой провозной способностью, причем особенно при использовании судов большой грузоподъемности на глубоководных реках, а также на маршрутах река-море. Себестоимость речных перевозок ниже, чем другими видами транспорта. Однако существенным недостатком речного транспорта России является кратковременность навигации в течение года и низкие скорости движения.

Воздушный транспорт – самый высокоскоростной вид транспорта, посредством которого осуществляются в основном пассажирские перевозки на ближние и дальние расстояния. Удельный вес грузовых перевозок невысок. На работу воздушного транспорта очень влияют погодные условия.Стоимость воздушных перевозок значительно выше, чем на других видах транспорта.

Трубопроводный транспорт Он используется для транспортировки главным образом нефти, нефтепродуктов и природного газа и почти не зависит от погодных условий, способен транспортировать жидкие и газообразные продукты на очень большие расстояния, является относительно дешевым видом транспорта. В России = 15000 км

Промышленный транспорт осуществляет перемещение предметов и продуктов труда в сфере производства.

Магистральный транспорт общего пользования включает в себя железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и трубопроводный.

Городской транспорт обеспечивает перевозки внутри города и включает в себя метрополитен, троллейбус, трамвай, автобус, такси, грузовой автомобиль и др.

    Основные элементы транспортных систем

Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах. Транспортный процесс – совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих их нормальную работу. Его составляющие: средства сообщения, пути сообщения, технические устройства и сооружения на транспорте (ремонтные заводы, заправки, сервисы); резервы – провозных способностей и пропускных путей. Предмет воздействия транспорта – грузы или пассажиры. Средства воздействия – подвижной состав. Объект воздействия – экономич. Или администр.

    Экономическое, государственное, социальное, культурное и военное значение транспорта

Экономическое - заключается в обеспечении развития, связи и координации работы всех отраслей экономики.

Государственное - заключается в том, что транспорт соединяет отдельные районы государства.

Социальное - обеспечение работой население, облегчение труда и повышение его производительности.

Культурное - состоит в возможности распространения с его помощью эстетических ценностей, что повышает культуру и образование населения.

Военное - обеспечивает перевозку войск и военной техники, а также снабжение войск всем необходимым. Ведение фронта сейчас без транспорта невозможно.

    Место транспорта России в мировой экономике

Доля ВВП 12% в мире занимает транспорт. Объём железных дорого 31%

Речной составляет 2% Морской транспорт 4% Воздушная перевозка составляет менее 1% Трубопровод занимает 8% Железная дорога перевозит около 3% пассажиров. Автомобильный транспорт перевозит пассажиров более 50% Воздушный более 11% Такси 11% Троллейбусы больше 30%

    Хронология развития транспорта в доисторический период

Транспорт появился примерно 6000 лет назад. Катки для особо тяжелых грузов, выдолбленные стволы дерева или плоты. Колесо было важным и большим шагом в истории человечества, появилось примерно 3000 лет до н.э. Применялись вьюки или 2-х - 4-х - колесные повозки. Паруса, трубчатые колеса примерно 1500 лет до н.э. Изобретение компаса.

    Развитие транспорта с 1 по 17 век

В 1662 году в Париже появились повозки Обнибус- для перевозки пассажиров. Фургоны- для перевозки грузов.

800: Улицы Багдада стали покрывать гудроном.

875: Первая попытка управляемого полёта Аббаса ибн Фирнаса.

1633: Лагари Хасан Челеби совершает первую попытку управляемого полёта на ракете.

1662: Блез Паскаль внедряет конный общественный автобус, который имеет регулярный маршрут, расписание и систему тарифов.

    Развитие транспорта в 18-19в 1700

В 1791 году был сконструирован самокат. В 1817 – Карл Дрейс построил 2х колесную коляску (дрезину).

Большим толчком развития стали паровые машины. Во Франции был изобретен воздушный шар. 1825- была построена железная дорога и железно дорожный мост в Англии. В России в 1839 году от Питера в царское село 27 км. В 1851 году железна дорога из Москвы в Питер. 1896- первая летающая модель самолета. Первый трех колесный автомобиль был создан во Франции. 1877- был создан первый ледокол (Россия).

    Развитие транспорта в 20в и в настоящее время

1901- Форд наладил выпуск автомобилей. 1905-первая автозаправка. 1914- первая авиалиния в США 1933-Беломоро Балтийский канал. 1941- Турбо реактивный самолет (Англия) 1947- первый сверхзвуковой самолет. 1968- ТУ 144 сверхзвуковой самолет.

    Концепция единства транспортной системы, ее развитие

Главные идеи: 1) Развитие концепции единства транспортной системы. 2) Принципы управления в условиях рыночной экономики. Транспортная система чаще всего рассматривается как целостная отрасль народного хозяйства, в состав которого входит 4 элемента:

1 транспортная сеть всех видов транспорта общего и не общего пользования.

2 подвижные транспортные средства (независимо от формы собственности на ниx),

3 трудовые ресурсы транспорта

4 система управления всеми видами транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

    Система управления транспортом в РФ и ее перспективы

Необходимость четкого выполнения задания связанных с безопасностью транспорта.

Единоначальная транспортная связь

Тесная взаимосвязь между перевозочными процессами

Проведение тарифной политики

Проведение комплексного анализа транспортной системы

    Характеристика показателей транспортной обеспеченности и доступности

Показатели транспортной обеспеченности и доступности

Эти показатели отражают уровень транспортного обслуживания хозяйства, населения

и зависят от многих факторов:

Протяженность сети;

Пропускная и провозная способность;

Конфигурации улиц;

Параллельность ходов;

Дождя, гололеда и др.;

Чем больше показатель, тем больше развита сеть.

1) Густота сети на 1000 км2

Lэ – протяженность эксплуатационной длины; S – площадь территории.

2) Транспортная обеспеченность населения на 10000 человек

Н – число населения.

3) Обобщенный показатель (формула Эйнгеля)

4) Успенский ввел формулу: объем предъявленных для транспортировки грузов

Q – количество грузов.

5) С развитием различных видов транспорта появился показатель по приведению

их к общему виду

S0 – обжитая территория

Василевский предложил следующий коэффициент приведения транспортной линии к

одному км железных дорог (пропускной и провозной способностей)

Для автомагистралей - 0,45

Обычное шоссе - 0,15

Речной путь - 0,25

Магистральный газопровод - 0,30

Нефтепровод - 1

Показатели по железнодорожному транспорту dsж/д:

Мир в целом - 1,81

СНГ - 0,65

США - 2,27

Азия - 1,35

Россия - 0,51

Африка - 0,50

Макроэкономическим показателем уровня транспортного

обслуживания считают объем приведенного грузооборота в тонно-километрах, (

грузооборот – количество тонн, приведенных на один километр) приходящегося

на 1 рубль национального дохода.

    Объемные показатели транспортной работы

Объём перевозок- это планируемый или фактически выполненный объём перевозок за единицу времени.

Грузооборот- выполненный объём на определённое расстояние.

Средняя дальность перевозок- это грузооборот или пассажирооборот делим на тонны.

Производительность труда- это объём транспортной работы делим на одного человека.

Трудоёмкость- показатель обратного объёма труда.

Перевозка грузов в тоннах (т);

Грузооборот в тонно-километрах (ткм);

Перевозка пассажиров (чел.);

Пассажирооборот в пассажиро-километрах (пасс.-км).

    Основные показатели качества работы

Время, скорость доставки грузов и степень их сохранности являются важнейшими показателями качества транспортной продукции, оказывающими непосредственное влияние на качество и эффективность транспортного обслуживания производства.

    Сроки и скорость доставки грузов и пассажиров

Как правило, в рыночных отношениях требуется разумный компромисс между стоимостью и срочностью доставки. Сроки доставки связаны, прежде всего, с технической или расчетной скоростью, на которую ориентирован данный транспорт. Срок доставки зависит от вида сообщения, технологий работы транспорта, конструктивных особенностей транспортных средств, условий проведения транспортного процесса, в том числе климатических и многих других факторов. Срок доставки основывается на средней скорости движения и включает в себя время на подвоз-вывоз груза, погрузочно-разгрузочные работы, оформление документов, остановки в пути по различным причинам и т.п.

Срок доставки груза - это время от отправки груза грузовладельцем (отправителем) до получения его грузополучателем.

Срок доставки пассажира - это время от выхода из места отправки (дом, работа) до прибытия к пункту назначения.

Если принять скорость движения обычного поезда на железной дороге при расстоянии 600 - 700 км за 100 %, тогда скорость маршрутного поезда составит 130- 140 %, судов на речном транспорте - 60 - 70%, воздушном - в зависимости от расстояния 150 - 300%, в междугородном автомобильном сообщении - 180%, а на трубопроводном - 40-50 %.

Средние скорости движения на железнодорожном транспорте - 55 км/ч; участковая скорость грузового поезда - примерно 33 - 35 км/ч, причем паровоз движется со скоростью 15 - 20 км/ч, электровоз 40-50 км/ч, тепловоз - 25 - 30 км/ч. Междугородный автобус имеет скорость 40 - 50 км/ч, автобус-экспресс 70 - 80 км/ч; суда типа «река-море» - 26 км/ч, а суда на подводных крыльях - 65 - 75 км/ч; авиация на местных линиях -300 - 400 км/ч, на дальних линиях - 850 - 950 км/ч и более.

Примерные скорости доставки по видам транспорта следующие: на железнодорожном транспорте -10-11 км/ч (пробег в среднем 260 - 270 км/сут, а на маршрутных поездах - 350-370 км/сут); на автомобильном транспорте - 15-17 км/ч, а при междугородном сообщении в 2 - 3 раза выше (500 - 800 км/сут); на речном транспорте - 5 - 6 км/ч (280 - 300 км/сут); на морском транспорте -16- 17 км/ч, а танкерами - 19 км/ч (350 - 550 км/сут); на воздушном транспорте - 450 км/ч; на трубопроводном транспорте -70 - 80 км/сут. Морской транспорт в каботажных перевозках быстрее доставляет груз, чем железнодорожный транспорт. Перекачка нефти удлиняет срок доставки в 2 - 3 раза по сравнению с доставкой нефти железнодорожным транспортом. Перевозка грузов мелкими партиями на всех видах транспорта проходит с уменьшенной скоростью доставки, что связано с необходимостью их накопления. Потери от недостаточной скорости доставки грузов по железной дороге в настоящий момент оцениваются в 20 - 25 млрд руб. в год.

Несколько иначе обстоит дело с пассажирскими скоростями доставки. Эту скорость необходимо рассчитывать с учетом времени и удобства подъезда к магистральному транспорту. Скорости перевозки пассажиров на любом виде транспорта выше, чем при перевозке грузов. На пассажирском транспорте существуют обычные и скоростные маршруты, а также грузопассажирские маршруты, стоимость которых различна; она зависит от количества и длительности остановок по маршруту. Скорость доставки с учетом стоимости определяет конкурентоспособность предприятия на пассажирских перевозках.

В любой ситуации нужно не просто ориентироваться на среднее время доставки, а рассчитывать конкретное время доставки пассажира или данного груза по данному маршруту с учетом удобства (интереса) пассажира или требований грузовладельца.

    Краткая история средств передвижения, использующие силу человека и животных

Повозка - транспортное средство, предназначенное для перемещения по твёрдой поверхности грузов или пассажиров с использованием силы мускулов животных или человека; движущее повозку живое существо располагается вне её.

Грузовые повозки

Телега - четырёхколёсная повозка(В Советском Союзе было двенадцать телегостроительных заводов. Самым крупным из них был завод «Смена» в Боровичах. В 1980-е годы он выпускал до двух тысяч телег в месяц, которые поставлялись во все уголки СССР.)

Арба - двухколёсная повозка

Фура - большая телега, войсковая повозка.(До второй половины XX века фурой называлась большая, длинная телега, запряжённая лошадьми или волами)

Тачка - одноосная и потому легко управляемая повозка для перемещения грузов мускульной силой(Тачка была изобретена в античной Греции. Два списка 408-407 и 407-406 гг. до н. э. упоминают «1 ящик для одноколёсного транспортного средства (hyperteria monokyklou)»)

Боевые повозки

Колесница(появились они около 2600 лет до нашей эры)

Четырёхколёсные боевые повозки своеобразной конструкции применяли хетты и гуситы.

Тачанка - использовалась во время Гражданской войны в России (название конной рессорной повозки со станковым (в основном) пулемётом, направленным назад. Известна с начала 1890-х годов.)

Специализированные повозки

Полевая кухня(В русской армии первые полевые кухни появились в 1898 году.)

Передвижная церковь(Первая православная передвижная (походно-улусная) церковь во имя Воскресения Христова была построена в 1724 г. для принявшего православную веру внука калмыцкого хана Аюки-хана Баксадая-Дорджи (Петра Тайшина))

На полозьях

Повозки на полозьях обычно называются санями. Наиболее известные типы саней в России:

Возок - карета на полозьях.

Розвальни - открытая повозка на полозьях, расширяющаяся в задней части.

Дровни - грузовые сани без кузова.

Пассажирские повозки

Карета - крытая повозка на рессорах.(Первые повозки на конной тяге найденные в кельтских захоронениях указывают на то, что кузов в них подвешивался на ремнях. Четырехколесные экипажи также использовались в доисторической Европе и их классическая конструкция в виде колеса и рессорной подвески использовалась с незапамятных времен.)

Дилижанс - большая многоместная пассажирская или почтовая повозка, широко используемая в XIX веке.(Почтовые дилижансы получили наибольшее распространение в конце XVIII - начале XIX века. Средняя маршрутная скорость почтовых дилижансов составляла 9-10 км/ч.)

    Механические средства передвижения

В понимании современного человека слово "автомобиль" означает транспорт, который оснащен автономным двигателем (это может быть и двигатель внутреннего сгорания, электрический и даже паровой котел). Пару веков назад автомобилем называли все «самодвижущиеся повозки».

Люди пользовались механическими средствами передвижения еще задолго до изобретения автомобиля. В качестве движущей силы пытались использовать и мускулы человека, и даровые ресурсы. Вот, например, в древнем Китае были сухопутные повозки с парусами, которые приводились в движение силой ветра. В Европу такое новшество пришло только в 1600х годах, благодаря конструктору Симону Стевину.

Нюрнбергским Часовщиком И.Хаучем была построенамеханическая повозка, источником движения которой была большая часовая пружина. Одного завода такой пружины хватало на 45 минут езды. Эта повозка действительно передвигалась, однако находились скептики, которые утверждали, что внутри нее спрятаны два человека, приводящие ее в движение. Но, несмотря на это, она все-таки была куплена королем Швеции Карлом, который пользовался ею для поездок по королевскому парку.

Согласно книге, изданной в Париже в 1793 году, автором которой был Озанам, уже в течение нескольких лет по Парижским улицам ездила коляска, приводимая в движение лакеем, который нажимал на подножки, расположенные под кузовом.

В России (XVIII века) были изобретены две конструкции механических экипажей: самобеглая коляскаЛ.Л.Шамшуренкова (1752 г.) и самокатка И.П. Кулибина (1791 г.). Подробного описания самобеглой коляски не сохранилось, но известно, что ее испытания успешно состоялись 2 ноября 1752 году. По изобретению И.П. Кулибина сохранилась куда больше информации: она представляла собой трехколесную педальную коляску с маховиком и трехскоростной коробкой смены передач. Холостой ход педалей осуществлялся за счет установленного между педалями и маховиком храпового механизма. Ведущими колесами считались два задних, а управляемым – переднее. Вес коляски (вместе со слугой и пассажирами) составлял 500 кг, а развиваемая ей скорость – до 10 км/ч.

Позднее, русский изобретатель Е.И. Артамонов (крепостной слесарь Нижнетагильского завода) в 1801 году построил первый двухколесный металлический велосипед.

    Эпоха паровых автомобилей

Фердинанд Вербст построил первый автомобиль на паровом ходу около 1672 года как игрушку для китайского императора.

Автомобиль был небольшого размера и не мог везти водителя или пассажира, но, возможно, он был первым работающим паровым транспортом («автомобиль»). В 1680 Исаак Ньютон в одном из своих трудов по механике описал экипаж, который должен был двигаться за счет реактивной силы пара. Экипаж представлял из себя телегу, оснащённую паровым котлом с соплом, через которое с помощью клапанамашинист мог стравливать пар, тем самым разгоняя телегу. Разумеется, это был лишь проект, и неизвестно, был ли он когда-либо реализован. Первым применённым на производстве паровым двигателем была «пожарная установка», сконструированная английским военным инженером Томасом Севери в 1698 году. Затем английский кузнец Томас Ньюкомен в 1712 году продемонстрировал свой «атмосферный двигатель». Это был усовершенствованный паровой двигатель Севери, в котором Ньюкомен существенно снизил рабочее давление пара. Попытки Ньюкомена использовать возвратно-поступательное движение поршня для вращения гребного колеса на судах оказались неудачными. Однако заслуга Ньюкомена в том, что он одним из первых реализовал идею использования пара для получения механической работы. Паровые машины Ньюкомена получили широкое распространение: к 1735 году только в Англии их было более сотни.

В 1769 году французский изобретатель Кюньо испытал первый образец полноразмерной машины с паровым двигателем(усовершенствованная машина Ньюкомена), известный как «малая телега Кюньо», а в 1770 году - «большую телегу Кюньо». Сам изобретатель назвал её «Огненная телега» - она предназначалась для буксировки артиллерийских орудий. «Тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в движение силой пара. Паровая телега Кюньо (fardier à vapeur de Cugnot) имела привод на единственное переднее колесо. Однако, судя по всему, управляемость её была неважной, что и послужило причиной первой в мире автомобильной аварии: на испытаниях изобретатель не справился с управлением.

В 1791 году русским изобретателем Иваном Кулибиным была изготовлена «самокатная повозка». Иван Кулибин начал работу над каретой спаровым двигателем и педалями в 1780-х. В числе его особенностей маховик, тормоз, коробка передач и подшипник, из которых состоит любой современный автомобиль. Его конструкция имела три колеса. К сожалению, как и со многими другими его изобретениями, государство не видело потенциала этих разработок и они не получили дальнейшего развития.

Первый патент на автомобиль в Соединённых штатах был предоставлен Оливеру Эвансу (англ.)русск. в 1789 году. Эванс демонстрировал его первую успешную самоходную машину, которая была не только первым автомобилем в США, но также и первой машиной-амфибией, так как была способна путешествовать на колёсах по земле

В XIX веке дилижансы на паровой тяге и рутьеры (паровые тягачи, то есть безрельсовые паровозы) для обычных дорог строились в Англии,Франции и применялись в ряде европейских стран, включая Россию, однако они были тяжёлыми, прожорливыми и неудобными, поэтому широкого распространения не получили. Среди других работ паровая машина на жидком топливе, собранная в 1815 году профессором Пражского политехникума Йозеф Божеком (англ.)русск. и четырёхместный паровой фаэтон, сделанный в 1813 году Уолтером Хэнкок (англ.)русск., разработчиком и оператором паровых автобусов Лондона.

В 1900 году примерно половина автомобилей в США была на паровом ходу. Паровые, электрические и бензиновые автомобили конкурировали десятилетия, пока в 1910-х бензиновые двигатели внутреннего сгорания не стали доминирующими.

Советские проекты:

в 1948 году был построен опытный НАМИ-012 на шасси семитонного ЯАЗ-200 (позже МАЗ-200). Характеристики трехцилиндровой паровой машины были вполне привычными: мощность - 100 л.с., обороты - до 1250 в минуту. А габариты и масса получились даже меньше, чем у дизеля с коробкой передач. Правда, эту экономию сводил на нет тяжеленный (около тонны) «котлоагрегат».

    История электрический автомобилей

В 1828 году венгр Йедлик Аньош, который изобрёл ранний тип электрического мотора, создал миниатюрную модель автомобиля, приводимого в движение при помощи его нового двигателя. В 1834 году изобретатель первого электрического мотора постоянного тока, кузнец штата Вермонт Томас Дэвенпорт, установил свой мотор в маленькую модель машины, которой он оперировал на кольцевом электрофицированном треке. В 1835 году голландский профессор города Гронинген Сибрандус Стрэтин и его помощник Кристофер Беккер создали небольшую электрическую машину, приводимую в движение неперезаряжаемыми первичными гальваническими элементами. В 1838 году шотландец Роберт Дэвидсон (англ. ) разработал электрический локомотив, который достигал скорости 6 км/ч (4 мили/ч). В Англии в 1840 году был предоставлен патент за использование рельсовых путей в качестве проводникаэлектрического тока и подобные американские патенты были выданы в 1847 году Лиллей и Colten. Приблизительно в период между 1832 и 1839 годом (точный год неизвестен) гражданин Шотландии англ. Роберт Андерсон изобрёл первую грубую электрическую карету, приводимую в движение неперезаряжаемыми первичными гальваническими элементами

    Первые автомобили с двигателем внутреннего сгорания

Ранние попытки изготовления и использования двигателей внутреннего сгорания были затруднены из-за отсутствия подходящего топлива, особенножидкого, и ранние двигатели использовали газовую смесь.

Ранние эксперименты с использованием газов были проведены швейцарским инженером Франсуа Исааком де Ривасом (англ.)русск. (1806), построившим двигатель внутреннего сгорания работающий на водородно-кислородной смеси, и англичанином Семюелем Брауном (англ.)русск. (1826), экспериментировавшим с собственным двигателем на водородном топливе в качестве транспортного средства до Шутерс Хилл (англ.)русск., юго-восточныйЛондон. Гиппомобиль (англ.)русск. бельгийца Этьена Ленора с одноцилиндровым двигателем внутреннего сгорания на водородном топливе совершил тестовый пробег из Парижа в Жуанвиль-Ле-Пон (англ.)русск. в 1860 покрыв около девяти километров примерно за три часа. Поздняя версия работала на угольном газе.Деламар-Дебутевильский (англ.)русск. автомобиль был запатентован и опробован в 1884 году.

Транспортные средства представляют собой устройства, предназначенные для перемещения из одного места в другое людей, различных грузов и разнообразного установленного на транспортном средстве оборудования. Виды транспорта классифицируются в зависимости от среды, в которой функционирует транспортное средство и осуществляется перевозка. Различают водные, наземные, воздушные, подземные и космические транспортные средства. Также существуют комбинированные транспортные средства, способные передвигаться в нескольких средах - амфибии, аэропланы, некоторые виды транспорта на воздушной подушке.

Виды водных транспортных средств

К водным видам транспорта относятся транспортные средства, осуществляющие перевозки по воде - рекам, океанам, каналам, морям, водохранилищам и озерам. Основным видом транспорта для воды является судно. В зависимости от глубины водоема водный транспорт делится на следующие виды:

  • речной - паромы, баржи, речные трамваи, суда на воздушных подушках;
  • морской - круизные лайнеры, тяжеловозы, танкеры, контейнеровозы.

К минусам водных транспортных средств можно отнести их низкую скорость, сезонность навигации и возможность прямого межконтинентального сообщения, а к плюсам - большую вместительность и низкую минимальную стоимость транспортировки.

Виды грузовых транспортных средств

Грузовым транспортом может считаться транспортное средство, передвигающееся в любой среде. Существуют грузовые самолеты, грузовые суда, грузовые поезда и разнообразный наземный колесный грузовой транспорт. Различаются следующие виды наземных грузовых автомашин:

  • Грузовые автомобили, объединенные с кузовом - бортовые грузовики, фургоны, темрофургоны;
  • Самоходные тягачи, предназначенные для буксировки прицепной техники и прицепов;
  • Прицепы без собственных двигателей, которые предназначены для сцепки с тягачом в составе автопоезда;
  • Полуприцепы со сцепным устройством - тентованные, бортовые, платформы, тралы, рефрижераторы, самосвалы.

Виды специальных транспортных средств

К категории специальных транспортных средств относится транспорт, используемый для целей, отличных от гражданских, или имеющий специальное оборудование. Существуют следующие виды специальных транспортных средств:

  • Автомобили, мотоциклы и автобусы оперативных служб полиции;
  • Автомобили скорой медицинской помощи;
  • Машины городского коммунального хозяйства - снегоуборочная техника, поливальные машины;
  • Войсковой транспорт (бронетранспортеры, боевые машины и другое);
  • Машины МЧС, пожарные автомобили;
  • Внутрипроизводственный транспорт, использующийся на крупных предприятиях.

Основные виды транспортных средств

Кроме среды перемещения, транспорт различается по функциональному назначению. Выделяют общий транспорт (общественный), личный транспорт и транспорт специального назначения (технологический и военный). Также транспортные средства можно классифицировать на несколько различных видов по используемым источникам энергии на следующие категории:

  • транспорт с электрическим двигателем;
  • транспорт с тепловым двигателем;
  • транспорт с гибридным двигателем;
  • транспорт без собственного двигателя - парусный и приводимый в движение мускульной силой.

К современным и перспективным видам транспорта можно отнести транспортные средства на магнитной подушке и автоматический транспорт без водителя.

Исследовательская работа

по теме : « Виды транспорта»

Выполнил: Кадыров Руслан

Старшая группа МДОУ № 17

Руководитель: Костенко И.В.

Ухта, 2011г.

  1. Введение
  2. Основная часть

История транспорта;

Виды транспорта;

Что называют транспортом?

Для чего нужен транспорт?

3. Заключение

4. Литература

Введение

Самым первым изобретением человечества была, наверное, обыкновенная палка, которую люди начали использовать для защиты или для того, чтобы достать с высокого дерева фрукт.

Потом появились первые сельскохозяйственные орудия, первое колесо, различные транспортные средства...

Я решил изучать этот вопрос, потому что я очень интересуюсь машинами. И мне интересно их история, сколько видов их существует.

Цель исследования: Собрать информацию о транспорте (историю, видах)

Задачи исследования : 1. Изучить литературу;

2. Выдвинуть гипотезу и проверить ее.

3. Провести исследование и сделать вывод.

Гипотеза исследования: Я предположил, что транспорт нужен для перевозки чего-нибудь.

Проблема: Какие виды транспорта и для чего они служат?

Основная часть

1. История транспорта.

Как появился первый транспорт?

Давным – давно, когда человек жил в пещере, носил шкуру вместо одежды и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги, и жизнь нашего далекого предка зависела, в основном, от его умения быстро бегать. Древний человек был вынужден убегать от хищных зверей и сам догонять добычу, иначе он был съеден свирепыми хищниками или умер от голода. Но человек уже встал на две ноги, а большинство хищников оставалось на четырех, поэтому бегать с ними наперегонки было сложно.

Шли столетия. древний человек уже не хотел полагаться только на быстроту своих ног. Он был самым хитроумным из всех созданий природы и, наблюдая за табунами диких лошадей, думал, как же облегчить себе жизнь и использовать не свои ноги, а чужие? И когда на пути ему повстречался маленький жеребенок, отбившийся от стада диких лошадей, первобытный человек взял его с собой, накормил и оставил ночевать в своей пещере.

Вскоре жеребенок превратился во взрослого коня – надежного друга человека.

С помощью лошади человек пахал землю, перевозил грузы, да и в бою верный конь не раз спасал жизнь воину. Это умное, сильное животное стало для нашего далекого предка его первым транспортом, и назывался такой транспорт гужевым. Гужевым транспортом у разных народов стали служить верблюды, слоны, ослики и другие животные.

Как человек придумал колесо?

Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и в конце концов он придумал КОЛЕСО. Это было великое изобретение, которое изменило жизнь людей.

С появленьем колеса

Происходят чудеса!

Как же жили – вот вопрос –

Раньше люди без колес?

Считается, что колесо изобрели в одной из стран Древнего Востока. Попытаемся представить, как это было.

Шло строительство гигантской пирамиды. Им надо было выламывать из горы огромные камни и тащить их к месту строительства.

Несколько человек безуспешно пытались сдвинуть с места один из гигантов. Палящая жара. Люди уже выбивались из сил, а глыба – ни с места. Но работу надо было закончить до захода солнца, иначе рабочих ждали жестокие наказания. Кто-то с досады пнул ногой лежавшее на земле круглое бревно, и оно с грохотом откатилось в сторону. Увидев это, человек воскликнул: «Сейчас я отдал бы все на свете, чтобы ужасный булыжник покатился по земле так же легко, как это бревно!» Он посмотрел сначала на камень, потом на бревно и принял удивительно простое решение: сообразительный рабочий предложил своим товарищам подложить несколько бревен под камень, а затем толкнул его – неожиданно тяжелая глыба сдвинулась с места и легко заскользила по бревнам… Дальше люди поняли, что делать. В течении всего пути они продолжали подкладывать бревна под движущийся камень и благополучно доставили его на место строительства.

Именно бревна натолкнули человека на мысль о более удобном транспорте – повозке на колесах.

К сожалению, мы не узнали имени того, кто придумал колесо. Прошло много столетий, но этот круглый вращающийся предмет продолжает служить человеку. Практически весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес.

Первый автомобиль с паровым двигателем

Слово "велосипед" переводится, как "быстрая нога".

Первый трамвай

Первый троллейбус

2. Виды транспорта

Каким бывает транспорт?

Я узнал, что транспорт бывает наземный, водный, воздушный и даже космический.

Наземный транспорт – это автомобили, автобусы,

Троллейбусы, трамваи,

Поезда, велосипеды, мотоциклы, повозки с лошадьми, которые

Движутся по земле.

Велосипед - это механический вид транспорта, который приводит в движение сила ног человека. Что может быть проще велосипеда? Казалось бы, из всех видов современного транспорта он самый незамысловатый.

Велосипеды бывают дорожные, спортивные, цирковые. Цирковые велосипеды к транспорту не относятся.

В зависимости от возраста того, кто садится за руль, бывают детские, подростковые и взрослые. Они отличаются размерами и количеством колес.

Мотоцикл по внешнему виду напоминает велосипед, но больший по размеру, с мощными колесами и массивным корпусом.

Мотоцикл сочетает в себе достоинство велосипеда и автомобиля. На ровной местности мотоцикл может разгоняться до такой же скорости, что и автомобиль.

Легковой автомобиль невелик по размеру и весит значительно меньше грузового автомобиля или автобуса, отсюда и название – легковой. В обычный легковой автомобиль помещается пять человек, чтобы управлять машиной, необходимо знать правила дорожного движения.

Внедорожник. Существует разновидность легкого автомобиля – внедорожник. Он крупнее и прочнее обычной «легковушки». Внедорожник способен ездить не только по асфальту, но и по неровной лесной дороге, и по полю с оврагами и ямами. Некоторые модели таких автомобилей называют джипами.

Такси. Когда опаздываешь на работу, на вокзал быстрее добратьсядо нужного места можно на такси. Такси – этолегковой автомобиль, который перевозит людей и грузы. Водитель за такси берет определенную плату.

Грузовой автомобиль. Когда –то человек приручил лошадь, осла, слона, верблюда, чтобы не таскать тяжелый груз на себе. Он придумал со временм грузовой автомобиль. Такая машина силач может везти на себе столько тяжести, сколько не подняла бы лошадь, верблюд и слон вместе взятые. Чего только не перевозят грузовые автомобили в своем кузове – доски, бревна, зерно, овощи, фрукты, уголь, землю и т.д.

Есть еще специальный транспорт .

Если где-то вспыхивает пожар, то набрав по телефону «01», мы вызываем пожарную машину. Большие мощные машины красного цвета.

Если нашей безопасности кто-то угражает, мы набираем по телефону «02» и вызываем полицию. К нам спешит автомобиль белого цвета с синей полосой.

Если кому-то срочно нужен врач, мы набираем «03» и вызываем «скорую помощь» Автомобиль с красной полосой и красным крестом немедленно выезжает по вызову.

Помимо «пожарной», «полиции» и «скорой помощи» существует множество других специальных автомобилей. Такие машины убирают снег, поливают улицы, вывозят мусор, работают на полях.

Автобус. Когда нам надо куда-то доехать, мы садимся на автобус. Автобус доступен для любого человека, поэтому является общественным транспортом – это значит «транспорт для всех».

Автобусы, в зависимости от маршрута, бывают городские, пригородные и специальные.

Троллейбус – вид транспорта, у которого на крыше дуги. Этими дугами троллейбус цепляется за провода, и через них к его двигателю поступает электрический ток.

Трамвай. В больших городах на проезжей части можно встретить рельсы. По ним ездят трамваи. Он состоит из вагонов.

Поезд – это железнодорожный транспорт. Они бывают пассажирскими и товарными. Пассажирские перевозят людей, а товарные – различные грузы.

Водный транспорт – это теплоходы, ледоколы, лодки, катера и другие суда, которые плавают по воде.

Водный транспорт используется для перевозки людей и нескоропортящегося груза.

Современный водный транспорт, безусловно, медленнее авиационного, но он более эффективен при перевозке больших количеств груза.

Лодка служит тоже транспортом на воде.

Теплоход пассажирский (лайнер ). Он возит пассажиров на большие расстояния по океанам, морям.

Катер – небольшое быстроходное судно. Катера бывают военные, патрульные, спасательные и спортивные.

Ледокол. Когда вода покрывается льдом, ледокол, как локомотив, идет вперед и своей носовой частью проламывает лед.

Подводные лодки – одни из самых опасных военных судов, потому что они невидимы.

Судно – это плавающее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых и военных целей.

Транспортные суда – те, что перевозят людей и грузы.. Промысловыми являются, в основном, рыболовецкие суда, а военными – военные корабли.

Воздушный транспорт – самолеты, вертолеты

Самолет – летательный аппарат, который способен перевозить людей и грузы по воздуху. Самолеты курсируют между городами и странами. Они бывают трех видов - пассажирские, грузовые и военные, специальные, спортивные.

Вертолет схож со стрекозой не только внешне, но и летают они похоже. Скорость вертолета меньше, чем у самолета, но зато он, подобно стрекозе, способен зависать в воздухе, чего не может сделать ни один самолет. Вертолет может подниматься в воздух с любой ровной площадки. Вертолеты бывают санитарно-спасательные, военные, грузовые.

Космический транспорт - это вид транспорта, используемый в безвоздушном пространстве для перевозки людей или грузов. Что касается полетов человека, то как правило, пассажиры являются одновременно и командой, которая управляет транспортным средством. Некоторые космические суда, такие как «Прогресс» просто перевозят грузы, в них нет человеческой команды управления. Эту роль берут на себя роботы, либо же автоматизированная система управления.

В космическом деле все чаще используются ракетные технологии. Существует несколько типов космических ракет, которые подразделяются по принципу целей, выполняемых в

безвоздушном пространстве:

  • орбитальные системы
  • межпланетные космические аппараты
  • межзвездные космические аппараты
  • межгалактические космические аппараты
  • суборбитальные системы
  • околоземные космические аппараты

Каждый из вышеприведенных космических аппаратов имеет конкретные цели, из-за чего различаются в конструкции. Итак, главные задачи подобных аппаратов это: исследование поверхности Земли и других планет, отслеживание метеоусловий, поддерживание телекоммуникаций (спутники), а также появившийся относительно недавно космический туризм .

3.Что называют транспортом?

Люди с давним времен верили в чудеса и сочиняли волшебные сказки. Ковер – самолет легко переносил сказочных героев по воздуху через моря и океаны.

Мы помним про удивительную самоходную печку, на которой Емеля ездил к царю.

И ковер-самолет, и Емелина самоходная печка являются транспортом. Только волшебным. А у нас в настоящее время «транспорт» означает – «перемещение». Поэтому транспортом называют обычно то, что перемещается в пространстве: ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы.

4. Для чего нужен транспорт?

Как было хорошо, если детский сад, место работы родителей, магазины были бы рядом с моим домом! Нередко бывает, что желаемый адрес находится так далеко, что идти до него, вероятно, пришлось бы несколько часов, дней, а то и лет. Вот тут-то и оказывается, на помощь приходит транспорт. Мы садимся в автобус или самолет и добираемся до места значительно быстрее, чем ногами.

А теперь представим такую ситуацию. Мой двоюродный брат живет в другом городе. Скоро у него день рождения и я хочу поздравить его с праздником и вручить подарок.

Тогда я пойду на почту и отправлю посылку, предварительно написав адрес, а дальше поезд или самолет, доставят подарок в нужный город. Потом с вокзала на машине привезут его на почту, где брат придет и получит свой подарок.

Теперь я понимаю, что транспорт существует для того, чтобы перевозить людей и грузы из одного места в другое.

Заключение

Подходя к концу своей исследовательской работы, можно смело сделать выводы:

Я могу подтвердить свою гипотезу, что транспорт служит для чего-нибудь, а именно для перевозки грузов и людей. А также я узнал, какие бывают виды транспорта и какова их роль в жизни человека.

Список литературы:

  1. Нефедорова К.П. Транспорт. – М.: «Гном»,2010
  2. http://www.lifetransport.ru
  3. http://www.muzel.ru/article/outgo/tramline/itor
  4. http://www.sci.aha.ru/ALL/k1.htm

Исследовательская работа

(выступление)

1. Добрый день! Меня зовут Руслан Кадыров. Мне 5 лет и в этом году я перешел в старшую группу.

Моя исследовательская работа называется «Виды транспорта»

2. Все мальчишки интересуются машинами, техникой. Транспорт является частью нашей жизни. Я сам давно интересуюсь машинами. И мне стало интересно как же появился транспорт, какие виды транспорта существуют, да и зачем он нужен нам.

3. Я поставил перед собой цель- собрать информацию с помощью взрослых о транспорте.

4. Мне предстояло решить такие задачи: Изучить литературу, выдвинуть гипотезу, исследовать тему, сделать вывод.

5. Я предположил , что транспорт нужен для перевозки чего-нибудь.

6. Предо мной встала проблема : как определить для чего нужен транспорт?

7. Я определил для себя пути решения этой проблемы:

Спросить у взрослых, что называют транспортом?

Рассказать мне историю транспорта.

Каким бывает транспорт?

Для чего нужен транспорт?

8. Так как я еще ребенок и мне 5 лет, то в моем исследовании мне помогали взрослые, которые мне показывали информацию в книгах, в Интернете, по телевизору, в журналах.

9. Я применял следующие методы: исследование, изучение литературы, сбор и анализ информации, наблюдение.

10. Затем я составил план исследования: - Собрать информацию по теме;

Изучить историю транспорта;

Проверить свою гипотезу.

11. Я узнал от взрослых историю транспорта, посмотрите каким оно было (показ №1)

На данном этапе я изучил виды транспорта, узнал какой транспорт является грузовым, а какой пассажирским. Из источников информации узнал, для чего нужен транспорт.

12.С помощью взрослых составили альбомы с видами транспорта (наземный, воздушный, водный, космический) (показ альбомов)

14.Проанализировав всю информацию, которую узнал от взрослых, из книг, телевидения, Интернета, я определил, что транспорт существует для того, чтобы перевозить людей и грузы из одного места в другое.

15.Мне удалось решить проблему. Благодаря своему исследованию, я узнал много интересного о транспорте.

16. Моя гипотеза подтвердилась, есть транспорт – пассажирский и грузовой. И он служит для перевозки, только каждый вид в своей области (на земле, воде, в воздухе, космосе).

17.Что дало мне мое исследование?

Я узнал, сколько много видов существует транспорта. Также узнал, что даже космические корабли тоже перевозят людей и грузы. Стал лучше определять вид транспорта.

18. Думаю, что мое исследование поможет другим детям с интересом изучать тему «транспорт»

19. Спасибо за внимание!

Существует 5 основных видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный и трубопроводный. Значимость каждого из них можно оценить по таким показателям, как протяжённость магистралей, объём перевозок, доходность и содержание транспортных потоков (то есть по составу перевозимых грузов). Рассмотрим каждый из видов транспорта поподробнее.

Автомобильный транспорт.

После II Мировой Войны началось стремительное развитие автоперевозок. Главными причинами такого быстрого подъёма автотранспорта стали присущая ему гибкость доставки по принципу “from door to door” и высокая скорость междугородних перевозок.

Характеристики грузового автотранспорта в наибольшей степени отвечают транспортным потребностям перерабатывающей промышленности и торговли, когда существует необходимость перевозить на небольшие расстояния дорогостоящую продукцию. Практически все перевозки между оптовыми складами и предприятиями розничной торговли осуществляются автотранспортом. 26

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки автотранспорта:

Преимущества автотранспорта.

Возможность доставки грузов “from door to door”;

Обеспечение высокой сохранности груза;

Высокая степень мобильности автотранспорта;

Высокая скорость перевозок;

Экономичность при перевозке грузов на небольшие и средние расстояния (200-800 км);

Отсутствие необходимости накапливания груза вследствие чего отправки становятся ритмичнее.

Недостатки автотранспорта:

Ограниченность использования на большие расстояния;

Ограниченность перевозки массовых партий груза;

Зависимость от дорожной сети;

Достаточно высокая стоимость транспорта. 27

Железнодорожный транспорт.

Железные дороги обеспечивают экономичную перевозку крупных грузов, а также предлагают при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему они занимают практически монопольное положение на рынке транспортных услуг.

Основную долю грузооборота в железнодорожных перевозках составляет вывоз минерального сырья от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. Но помимо этого железные дороги продолжают обращаться к специализации подвижного состава, благодаря чему появились двухъярусные контейнерные платформы, многоярусные платформы для перевозки автомобилей, а также сочленённые вагоны и составы специального назначения. Это позволяет сделать возможной транспортировку практически любых грузов железной дорогой. 28

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки железнодорожного транспорта:

Преимущества железнодорожного транспорта:

Высокая эффективность использования при дальних перевозках;

Относительная дешевизна перевозок в сравнении с автотранспортом;

Возможность доставки “from door to door” за счёт строительства железнодорожных веток и подъездных путей предприятий;

Высокая пропускная и провозная способность транспорта;

Независимость от времени года, времени суток и погодных условий;

Способность перевозки массовых грузов в короткие сроки.

Недостатки железнодорожного транспорта:

Высокие затраты на строительство железных дорог;

Высокие затраты на эксплуатацию и содержание инфраструктуры и подвижного состава. 29

Водный транспорт.

Данный вид транспорта используется для перевозки очень крупных грузов или крупных партий товаров. В водном транспорте принято разделение на глубоководное (морское) и судоходство и внутреннее (речное) судоходство.

Типичными грузами для перевозки по речным путям являются руды, минеральное сырьё, зерно, цемент и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Что касается глубоководных перевозок, то в них также преобладают насыпные грузы такие как уголь, зерно и руды. Водным транспортом в большом объёме осуществляются контейнерные перевозки. Контейнеризация делает проще погрузочно-разгрузочные операции, что является основой для расширения возможностей организации смешанных перевозок благодаря более эффективной перевалке грузов с одного вида транспорта на другой. 30

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки водного транспорта:

Преимущества водного транспорта:

Низкая по сравнению с другими видами транспорта стоимость перевозок (особенно на значительные расстояния);

Мобильность. В зависимости от спроса и предложения на тоннаж, суда легко переключаются с одного маршрута на другой;

Большая грузоподъёмность судов обеспечивает возможность перевоза значительных партий груза;

Неограниченная пропускная способность морских путей;

Незаменимость водного транспорта в силу географических особенностей.

Недостатки водного транспорта:

Зависимость от работы портов;

Ограниченная пропускная способность портов;

Зависимость от климатических условий. 31

Воздушный транспорт.

Данный вид транспорта является менее востребованным по сравнению с остальными в виду высокой стоимости перевозки. Воздушным транспортом возможна перевозка любых грузов в основном не на регулярной основе, а в случае экстренной необходимости или невозможности осуществления перевозки другим видом транспорта. Основными типами товаров, наиболее часто перевозимых авиатранспортом, являются дорогостоящие и скоропортящиеся товары. Когда период сбыта товаров крайне ограничен, воздушный транспорт является самым практичным и выгодным способом транспортировки. 32

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки воздушного транспорта:

Преимущества воздушного транспорта:

Высокая скорость доставки;

Спрямление пути;

Высокий уровень сохранности перевозимых грузов;

Возможность использования в районах, где невозможно использование других видов транспорта.

Недостатки воздушного транспорта:

Слишком высокая стоимость перевозки

Ограниченная грузоподъёмность;

Невозможность перевозки широкой номенклатуры грузов;

Зависимость от климатических условий и наземной инфраструктуры. 33

Трубопроводный транспорт.

Трубопроводы являются важнейшей частью транспортной системы. Их основной задачей является транспортировка сырой нефти и жидких нефтепродуктов. Помимо нефти по трубопроводам также транспортируют природный газ и жидкие химикаты. Данный вид транспорта обладает уникальными свойствами по сравнению со всеми остальными видами транспорта. Трубопроводы работают круглые сутки с перерывами только на смену транспортируемых продуктов и техническое обслуживание. 34 Следует также заметить, что участие человека в транспортировке данным видом транспорта минимально, что значительно снижает переменные издержки.

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки трубопроводного транспорта:

Преимущества трубопроводного транспорта:

Низкая себестоимость транспортировки;

Герметичность труб. Потери практически исключены;

Высокая автоматизация транспортировки;

Независимость от окружающей среды;

Непрерывность транспортировки.

Недостатки трубопроводного транспорта:

Трудоёмкость строительства трубопроводов. Окупается только на направлении с постоянным грузопотоком;

Использование только в одном направлении;

Объём транспортировки ограничен пропускной способностью;

Если месторождение иссякает, трубопровод становится обычно бесполезным и непригодным в других целях. 35

Относительные характеристики видов транспорта: 36

Характеристики

Железные дороги

Авто-транспорт

Водный транспорт

Трубопроводы

Воздушный транспорт

Скорость

Доступность

Надёжность

Грузоподъёмность

Суммарная оценка