Какой самый низкий деревянно духовой инструмент. Группа деревянных духовых инструментов

Специальность

Основу нотной библиотеки составляют произведения включенные в учебную программу и материалы рекомендованные для учащихся. В нотной библиотеке представлены учебные пособия для детских музыкальных школ и методические пособия для педагогов, хрестоматии, школы, сборники, этюды, сонаты, пьесы, произведения крупной формы и др. ноты для учащихся и любителей музыки. Все представленные в библиотеке ноты и книги можно скачать бесплатно.
Нотная библиотека будет полезна не только для учащихся, но и для любителей музыки и людей занимающихся самообразованием.

Жанр

Поиск нот, книг, произведений и других материалов в библиотеке можно осуществлять по типу (нота, книга и др.), по жанру, типу материала (сборник, хрестоматия) и другим параметрам. Поиск включает также степень сложности, а учебные пособия для детских музыкальных школ разбиты также и по классам.
Разбивка нот по жанрам будет полезна для педагогов подбирающих ноты для представления на школьных мероприятих и при составлении педагогического репертуара.

Тип материала

Музыкальная литература, ноты для учащихся

В этом разделе представлена литература о музыке, биографии великих музыкантов, книги, учебная литература, учебные пособия для детских музыкальных школ. Методические пособия имеющиеся в библиотеке будут полезны для преподавателей детских музыкальных школ. Литература о музыке и музыкантах поможет расширить кругозор ваших детей, а родителям легче ориентироваться с музыкальным воспитанием.

Нотная библиотека

Основу нотной библиотеки составляют произведения, включенные в школьную программу музыкального обучения, а также ноты для студентов музыкальных училищ и консерваторий. Среди материалов библиотеки представлен также ряд произведений для более углубленного изучения, а также произведения, которые будут способствовать развитию ваших детей. В нотной библиотеке имеется также множество произведений для самообразования и ноты для расширения репертуара для любительского исполнения.

Пополнение нотной библиотеки

В настоящее время библиотека сайт является крупнейшей электронной коллекцией где представлены ноты для учащихся, сборники произведений и методические пособия для педагогов.

Объем нот в библиотеке уже превысил 70,000 нотных страниц и библиотека продолжает непрерывно пополняться. При этом, в первую очередь, мы стараемся, чтобы максимально полно представить ноты и др. материалы, включенные в учебную программу. При пополнении нотной библиотеки уделяется внимание не только популярным специальностям (нотам для фортепиано, скрипки, виолончели и др.), но и народным инструментам, хору, вокалу, а также нотам для ансамбля. Вместе с содержанием, специальное внимание обращается на качество нот выставляемых в библиотеке.

При пополнении библиотеки не забываются также и другие любители музыки и люди изучающие игру на том или ином музыкальном инструменте. Для них в нотную библиотеку включены школы, самоучители и сборники нот для самообразования и ноты для исполнения в кругу семьи и друзей.

Все материалы представленные в нотной библиотеке проекта предназначены исключительно для ознакомительного ипользования и не могут быть использованы в коммерческих целях.

Все материалы представленные в нотной библиотеке проекта, включая ноты для учащихся, книги, сборники и методические пособия, предназначены исключительно для ознакомительного пользования и не могут быть использованы в коммерческих целях.

Значение духовых инструментов, как сольных, так и в оркестре любого типа, очень высоко. Согласно мнению экспертов музыки, именно они соединяют воедино звуки струнных и клавишных, выравнивают звучание, несмотря на то, что их технические и художественные качества не такие выдающиеся и привлекательные. С разработкой новых технологий и применением новых материалов для изготовления духовых музыкальных инструментов, популярность деревянных снизилась, но не на столько, чтобы их полностью исключили из использования. И в симфонических, и в фольклорных оркестрах, и в инструментальных группах широко применяются различные дудки, трубки из дерева, так как их звучание настолько неповторимо, что заменить их чем то невозможно.

Виды деревянных духовых инструментов

Кларнет – способен давать звук широкого диапазона, с мягким и теплым тембром. Эти уникальные способности инструмента предоставляют исполнителю неограниченные возможности игры с мелодией.

Флейта – духовой инструмент с самым высоким звуком. Она считается уникальным инструментом в плане технических возможностей при исполнении мелодий, что дает ей право сольной партии любого направления.

Гобой – деревянный инструмент с немного резким, гнусавым, но необыкновенно певучим голосом. Он чаще всего используется в симфонических оркестрах, для проигрывания сольных партий или отрывков из произведений .

Фагот – басовый духовой инструмент, который выдает только низкий звук. Управлять им и играть на нем значительно сложнее, чем другими духовыми, но, тем не менее, в классическом симфоническом оркестре их используют не менее 3 или 4.

В фольклорных оркестрах используют различные дудки, жалейки, свистки и окарины, выполненные из дерева. Их строение не сложное, как у симфонических инструментов, звук не так разнообразен, но и управлять ими значительно легче.

Где используются деревянные духовые инструменты

В современной музыке деревянные духовые инструменты используются уже не так часто, как в прошлых столетиях. Их популярность неизменна лишь в симфонических и камерных оркестрах, а так же в фольклорных ансамблях. При исполнении музыки этих жанров они часто занимают лидирующие позиции, и именно им отдается сольная партия. Нередки случаи звучания деревянных инструментов в джазовых композициях и эстрадных. Но ценителей подобного творчества, к сожалению, становится все меньше.

Как и из чего делают современные духовые инструменты

Современные деревянные духовые инструменты лишь внешне напоминают своих предшественников. Сделаны они уже не только из дерева, поток воздуха регулируется не пальцами рук, а многоуровневой системой клавиш-клапанов, которые делают звук короче или длиннее, повышают или понижают его тональность.
Для производства духовых инструментов используют клен, грушу, орех или так называемое черное дерево – эбен. Их древесина пористая, но упругая и прочная, она не лопается при обработке и не дает трещин во время использования.

Деревянные духовые

Флейта

Флейта (от немецкого - Flote ), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему способу звукоизвлечения - самый примитивный из духовых. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. То есть, с другой стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная из металла.

Распространившаяся в Европе в 17 веке продольная флейта (сейчас бы ее назвали блокфлейтой , хотя это был несколько другой инструмент) была вытеснена поперечной, которая в 18 столетии стала не только сольным и ансамблевым инструментом, но и постоянным членом оркестра. Современный тип поперечной флейты был изобретен немецким мастером Бемом в двадцатых годах 19 века, флейта получила большую беглость, звук стал пронзительнее, ярче и очень эффектным. Это было нужно для оркестра - как раз в то время идет нарастание его состава, увеличение звучности.

Конечно, невозможно было обойтись и без потерь - в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и интимности. В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая (или piccolo), альтовая (flauto alto) и басовая флейта (flauto basso) - последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт - http://www.contrabass.com/pages/flutes.html). Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны - начиная от флейты Пана (сразу вспоминается лейттема из фильма "Однажды в Америке") и заканчивая эдаким мутантом - джазовой флейтой с кулисой (как у тромбона, т.е. с возможностью глиссандо).

Флейта по природе звука - жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль ("Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна " Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в "Волшебном стрелке " Вебера)

В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой флейты - 6 симфония Канчели)

Большое собрание ссылок по теме

Нотки для флейты не желаете?

Гобой

Эээ... это отдельный разговор

Нотки для гобоя не желаете?

Кларнет

Кларнет (от французского clarinette , в свою очередь произошедшего от лат. clarus - ясный звук), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале 18 века.

В оркестр его ввели Гайдн и композиторы майнгемской школы и как только он появился среди духовых все композиторы признали его неоспоримую ценность. Как известно Вольфганг Амадей Моцарт переинструментовал свои поздние симфонии (в том числе и самую известную - №40) добавив в духовую группу кларнеты (и отдал им почти все solo, кстати).

Кларнет имеет, пожалуй, самый большой диапазон выразительных средств. В ранних симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой и чистотой экспрессия. В симфониях Шостаковича (как например в разработке 8-й) это саркастичестические ужимки, злобные взвизги. У Рихарда Штрауса (в "Тиль Уленшпигеле ") - колоритный смех. Он прекрасно подходит для всяческих фигураций и ненавязчивых аккомпанементов (так любимых Густавом Малером). Прекрасный образец медитативной лирики можно найти в 5 симфонии Сильвестрова.

В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo) - in A или in Es, альтовый (т. н. бассетгорн), басовый - колоритный член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом для любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части "Симфонических танцев " Рахманинова (послушать в Real Audio), где он создает бархатный фон, спускаясь до самых нижних нот).

Ресурсы о кларнете:
http://www.selmer.com/clarinet/discus/index.html
http://cctr.umkc.edu/user/etishkoff/clarinet.html
Кларнет - ссылки на Yahoo

Саксофон

Фагот

Фагот (от итальянского fagotto , буквально - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.

Для больших сочинений обычен и контрафагот - единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа - непостоянного участника оркестра). Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может "гордиться" - его самая нижняя нота, ля субконтроктавы, - это рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды , а по музыкальному - на пол-тона .

Впрочем, пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми рекордами. По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых - беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука (самый характерный пример - образ дедушки из "Пети и волка " Прокофьева), либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича - она более известна как "Ленинградская "). Обычное дело для группы фаготов - дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.

Из сочетаний инструментов самыми характерными являются - фагот + кларнет (начало "Ромео и Джульетты " Чайковского - хорал 4-х инструментов), фагот + валторна (особенно это было популярно в те времена, когда в оркестре сидело лишь 2 валторны - классическая гармония требует четырех голосов, а это сочетание воспринимается как совершенно однородное звучание). Естественно, остальные сочетания не исключаются - каждый "микс " полезен и употребим в определенном месте.

Деревянные духовые

Флейта

Флейта (от немецкого - Flote ), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему способу звукоизвлечения - самый примитивный из духовых. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. То есть, с другой стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная из металла.

Распространившаяся в Европе в 17 веке продольная флейта (сейчас бы ее назвали блокфлейтой , хотя это был несколько другой инструмент) была вытеснена поперечной, которая в 18 столетии стала не только сольным и ансамблевым инструментом, но и постоянным членом оркестра. Современный тип поперечной флейты был изобретен немецким мастером Бемом в двадцатых годах 19 века, флейта получила большую беглость, звук стал пронзительнее, ярче и очень эффектным. Это было нужно для оркестра - как раз в то время идет нарастание его состава, увеличение звучности.

Конечно, невозможно было обойтись и без потерь - в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и интимности. В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая (или piccolo), альтовая (flauto alto) и басовая флейта (flauto basso) - последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт - www.contrabass.com/pages/flutes.html). Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны - начиная от флейты Пана (сразу вспоминается лейттема из фильма «Однажды в Америке») и заканчивая эдаким мутантом - джазовой флейтой с кулисой (как у тромбона, т.е. с возможностью глиссандо).

Флейта по природе звука - жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль ("Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна " Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в "Волшебном стрелке " Вебера)

В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой флейты - 6 симфония Канчели)

Большое собрание ссылок по теме

Нотки для флейты не желаете?

Гобой

Эээ… это отдельный разговор

Нотки для гобоя не желаете?

Кларнет

Кларнет (от французского clarinette , в свою очередь произошедшего от лат. clarus - ясный звук), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале 18 века.

В оркестр его ввели Гайдн и композиторы майнгемской школы и как только он появился среди духовых все композиторы признали его неоспоримую ценность. Как известно Вольфганг Амадей Моцарт переинструментовал свои поздние симфонии (в том числе и самую известную - №40) добавив в духовую группу кларнеты (и отдал им почти все solo, кстати).

Кларнет имеет, пожалуй, самый большой диапазон выразительных средств. В ранних симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой и чистотой экспрессия. В симфониях Шостаковича (как например в разработке 8-й) это саркастичестические ужимки, злобные взвизги. У Рихарда Штрауса (в "Тиль Уленшпигеле ") - колоритный смех. Он прекрасно подходит для всяческих фигураций и ненавязчивых аккомпанементов (так любимых Густавом Малером). Прекрасный образец медитативной лирики можно найти в 5 симфонии Сильвестрова.

В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo) - in A или in Es, альтовый (т. н. бассетгорн), басовый - колоритный член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом для любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части "Симфонических танцев " Рахманинова (послушать в Real Audio), где он создает бархатный фон, спускаясь до самых нижних нот).

Ресурсы о кларнете:
www.selmer.com/clarinet/discus/index.html
cctr.umkc.edu/user/etishkoff/clarinet.html
Кларнет - ссылки на Yahoo

Саксофон

Фагот

Фагот (от итальянского fagotto , буквально - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.

Для больших сочинений обычен и контрафагот - единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа - непостоянного участника оркестра). Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может «гордиться» - его самая нижняя нота, ля субконтроктавы, - это рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды , а по музыкальному - на пол-тона .

Впрочем, пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми рекордами. По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых - беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука (самый характерный пример - образ дедушки из "Пети и волка " Прокофьева), либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича - она более известна как "Ленинградская "). Обычное дело для группы фаготов - дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.

Из сочетаний инструментов самыми характерными являются - фагот + кларнет (начало "Ромео и Джульетты " Чайковского - хорал 4-х инструментов), фагот + валторна (особенно это было популярно в те времена, когда в оркестре сидело лишь 2 валторны - классическая гармония требует четырех голосов, а это сочетание воспринимается как совершенно однородное звучание). Естественно, остальные сочетания не исключаются - каждый "микс " полезен и употребим в определенном месте.

На ранних этапах своего развития эти инструменты изготовлялись исключительно из дерева, откуда исторически и произошло их название. Современные деревянные духовые инструменты редко делают из дерева, чаще применяют различные сплавы металлов (никель, серебро, золото, платина) или пластик. В группу деревянных духовых инструментов входят инструменты четырёх семейств со всеми своими разновидностями.

семейство флейт

семейство гобоев

семейство кларнетов

семейство фаготов

Деревянные духовые инструменты представляют собой трубки цилиндрического или конического сечения. Расширенная часть трубки – раструб. Это важнейшая темброобразующая часть инструмента. Части трубки с клапанами и рычагами – колена. Все деревянные духовые инструменты для удобства хранения и транспортировки делаются разборными.

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

1. лабиальные (лат. labium - губы), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки. К такому типу инструментов относится флейта и её народный вариант дудка.

2. язычковые (лингвальные; лат. lingua - язык), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укреплённый в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри инструмента. Трости бывают двух типов.


Одинарная трость представляет собой тонкую камышовую пластинку, закрывающую отверстие в мундштуке инструмента, оставляя в нём узкую щель. При вдувании воздуха трость, вибрируя с большой частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в мундштуке инструмента. Вибрация трости передаётся столбу воздуха внутри инструмента, который также начинает вибрировать, таким образом, производя звук. К инструментам, использующим одинарную трость, относятся традиционные кларнет и саксофон.

Двойная трость состоит из двух тонких камышовых пластинок, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими. К инструментам с двойной тростью относятся современные гобой и фагот, старинные шалмей и круммхорн, большинство народных духовых инструментов - дудук и зурна.

Группа деревянных духовых инструментов формируется по ансамблевому принципу: каждый исполнитель имеет свою партию. Партии духовых пишутся парами на нотоносце.

Процесс формирования группы деревянных духовых инструментов был более продолжительным и сложным, чем струнной группы. Длительное время ее состав ограничивался флейтами, гобоями и фаготами. Лишь к концу XVIII века с появления в симфоническом оркестре кларнетов группа деревянных духовых инструментов приобрела статус самостоятельной группы оркестра.