Какой путь выбрала катерина в пьесе гроза. Был ли выбор у Катерины? Грех и признание


В одном фильме я слышала фразу: «Жизнь – это целая серия решений. Большая комбинация моментов. Из маленьких создаются большие, которые определяют твою суть. И каждое твоё решение так или иначе отразится на твоем будущем». Каждый день своей жизни мы принимаем массу решений. От самых незначительных в духе: что выпить утром, кофе или чай, до весьма глобальных: куда пойти учиться.

И каждый наш выбор определяет нашу дальнейшую судьбу. Мы всегда боимся ошибиться в принятом решении, но все равно принимаем его. А когда ошибаемся, все равно продолжаем идти дальше.

В произведении Александра Островского «Гроза» особенно поднимается тема выбора. В финале пьесы главная героиня Катерина принимает свой нелегкий выбор – она решает покончить с собой. Согласитесь, это не то решение, которое можно принять утром за чашкой кофе или по какой-то элементарной причине. Это должно быть что-то глубокое. Что-то, что способно заставить человека пойти на такой радикальный шаг. Многие психологи стараются найти это «что-то». Причины, из-за которых человек решается на самоубийство. И всегда утверждают, что суицид – это не выход. Что всегда можно найти решение из любой проблемы. И я согласна с ними. Но тогда что произошло в самой пьесе? Посмотрим, какие причины повлияли на свой последний выбор, который приняла Катерина.

Русский критик Н.А. Добролюбов называл Катерину «лучом света в тёмном царстве. И не случайно, ведь героиня действительно была единственным светлым персонажем в том мрачном обществе, которое описывается в пьесе. Катерина искренняя и честная, ей чуждо всякое лицемерие. Она выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. Все своё детство Катерина провела в родительском доме в любви и согласии. Родители не заставляли дочку работать, позволяли ей делать все, что она пожелает. Она мечтала о крепкой семье, любящем муже и детях. Поэтому, когда родители выбрали ей мужа, Катерина согласилась, не задумываясь. Она считала, что родители лучше знают, что нужно детям. Ее долг – подчиняться. Но попала она в весьма нерадушную семью. В мужья ей достался слабовольный Тихон Кабанов. Он по-настоящему любил свою жену. Но мать Тихона – Кабаниха – была самым настоящим тираном. Превыше всего она ставила порядок и уклад. Кабаниха считала, что все должны жить только по её законам. И все подчинялись. Но Катерина, светлая и свободная личность, не могла смириться с такой жизнью. Она стремилась совсем к другому. Это стремление привело молодую женщину к измене мужу. Идя на свидание с Борисом, Катерина уже знала, что после этого она не сможет жить. Этот грех лег тяжким камнем на душу героини. Катерина публично признаётся в измене мужу и, по мнению Кабанихи, должна быть наказана. Нет сомнения, что, вернувшись домой, жена Тихона получила бы «по заслугам». Однако героиня предпочитает другой путь, по-своему протестуя против «тёмного царства.

В пьесе неоднократно появляется я образ, помогающий понять главное в характере Катерины, - образ птицы "Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле", - вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества, «...Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». И попав в темное царство, оно начало разрушать Катерину изнутри. Там не было места для её светлых надежд и планов на будущее. И там совершенно не было места для свободолюбивой девушки. Решившись на измену мужу, Катерина сделала это только ради того, чтобы попытаться спастись. Попытаться сбежать из того места, которое уничтожало её. Но попытка оказалась безуспешной. Борис уезжает, оставляя женщину на произвол судьбы. Дома ждут нелюбимый муж и жестокая свекровь. «Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно», - признаётся героиня в своём последнем монологе, незадолго до совершения страшного греха – самоубийства. Этот поступок можно воспринимать как ее нравственную победу над "темными силами ", которым она не пожелала покориться. Этим она проявила свой отчаянный, хотя и бессильный протест против "темного царства".

Можно задать вопрос: "Зачем она это сделала?" Героиня могла уйти из дому, как Варвара, чем бы еще больше досадила Кабанихе. А ведь Катерина была готова сделать это. Ее не пугала далекая Сибирь, куда отправляли ее возлюбленного Бориса Григорьевича. Она хотела убежать с возлюбленным и начать там всё с чистого листа. С новыми надеждами и планами на жизнь. Борис, единственный среди всех, действительно понимал Катерину, но помочь ей не в силах: нет у него решимости бороться за свою любовь. Ещё одним альтернативным вариантом мог бы быть уход Катерины в монастырь. Но как она могла это сделать, когда в то время брак заключался в церкви, и расторгнуть его было невозможно. И если бы девушка постаралась убежать от мужа, её все равно бы вернули обратно к нему. Последним вариантом для Катерины оставалось одно – вернуться домой и терпеть. Переживать свой позор и дальнейший гнёт Кабанихи, вернуться в свой самый страшный кошмар. И что мы имеем? Путь к вольной жизни для Катерины закрыт, а домой идти она не желает, потому что "что домой, что в могилу". Иного пути как самоубийство она не видит.

Так был ли другой выход у Катерины? Что она могла изменить? Я думаю, что ничего. Разрушенная личность уже не могла продолжать жить также, как и жила. Она уже не видела никакого смысла в своем дальнейшем существовании. Ей стала просто все равно. А знаете, как говорится: «Равнодушие – самое худшее, что может случиться с человеком», потому что когда людям становится все равно, они уже тогда перестают жить. Да, самоубийство – не выход и никогда им не будет. Да, можно найти выход из любой ситуации. Но если поставить себя на место Катерины, то как бы поступили вы? Вы бы поступили также. Потому что есть случаи, когда ты не сможешь уже подняться. Когда действительно ты перестаешь жить, а просто существуешь. Когда ты давно мертв внутри. Может быть тогда самоубийство – единственный выход?

Каждый день мы принимаем массу решений, которые потом определяют нас. И каждый наш выбор имеет своё последствие. Но есть решения, независимые от нас. Возможно, это именно то, что называют судьбой, а судьба бывает жестокой. Многие всегда говорят, что человек сам творец своего счастья. Но быть может, жизнь - это не просто целая серия решений. Может быть, за этим стоит что-то большое? Что уже предначертано свыше? И может быть все наши жизни давно расписаны? Слишком много вопросов без ответов. Единственное, что я знаю точно, и что только подтвердило произведение «Гроза» - это то, что жизнь не всегда зависит от нас. Но можно хотя бы попытаться сделать её такой, какой мы хотим её видеть.

Катерина погибает, потому что у нее нет другого выхода в решении сложившейся проблемы. Она поставлена в такие условия, что если бы она осталась жить, то она бы, во-первых, страдала от своих мыслей и чувств, корила бы себя. Ведь именно она рассказала о своем грехе, если бы она смолчала, никто бы и не узнал об этом, но это не значит, что Катерина жила бы спокойно и в свое удовольствие. Ругая себя, жалея о содеянном грехе, она свела бы себя с ума, она бы потихоньку таяла и угасала, со временем бы она сама извела себя в могилу. Я думаю, что Катерина каждый день боялась бы того, что об ее грехе узнают, думала бы об этом и душевные муки не покидали бы ее. Мне кажется, если на месте Катерины оказалась Варвара, то она бы молчала о содеянном и спокойно жила. Но Катерина в отличие от Варвары религиозная, просто она впервые в жизни испытала любовь, и не смогла заглушить ее, пошла на ее поводу.

Во-вторых, Кабаниха «загрызла» бы ее. Она итак была тираном в семье, а теперь стала бы еще хуже. Ее постоянные насмешки, издевки, потакания, обвинения не смогла бы вытерпеть Катерина, с ее твердым характером и волей. Она не смогла бы развиваться, она бы замкнулась в себе. Муж то ее бы вскоре простил, но не смея перечить матери, Тихон не стал бы ее защищать. Мне кажется, ее горе смогла бы разделить Варвара, она бы выслушивала ее, но помочь тоже бы не смогла, потому что сильно зависит от матери. В-третьих, общество, в котором она живет, отвергло бы ее. Может быть, и кто-то понял Катерину (вышла замуж не по любви, детей нет, дурная свекровь), но никто бы открыто не решился защищать и оправдывать девушку. Кабаниха обладала авторитетом и властью в своем городе, если дети не могли сказать ей слово в противовес, то жители города тем более. Катерине было бы очень трудно жить в таких условиях.

Если подумать об еще одном варианте, например, Катерина бы уехала с Борисом, но это нереально. Борис не решился бы на такое, он не так смел и решителен, его любви не хватило бы для побуждения таких действий. Он зависим от Дикого, как он сказал, так и делает. Даже если предположить, что Катерина и Борис, сбежали бы отказавшись от своих семей, им некуда бежать, у них нет средств для существования. И если Борис свободен, то Катерина замужняя женщина, в то время получить развод было очень сложно, потому что молодых венчали. Опять внутри Катерины бы проходила борьба, противоречия. Все-таки, как бы страшно это не звучало, для Катерины смерть была лучшим выходом.

Драма "Гроза", написанная в 1859 году, в пору общественного подъема накануне крестьянской реорганизации, как бы венчала первый период творческой деятельности Островского, цикл его пьес о "темном царстве". Эта пьеса была необыкновенно популярна. Драма была поставлена на сценах почти всех театров России: от крупных столичных до театров маленьких, затерянных городишек. И неудивительно, ведь Островский в пьесе показал новую героиню, символизировавшую протест против старого уклада, символизировавшую ростки новой жизни. А аккурат так пьеса была воспринята общественностью. Даже цензоры восприняли "Грозу" аккурат как общественную пьесу, так как требовали от Островского отнюдь убрать Кабаниху: им почудилось, что Кабаниха пародия на царя, "Николай Павлович в юбке".

По словам В. Лакшина, "Гроза" поразила современников Островского своей "поэтической силой и драматизмом рассказа о судьбе Катерины". Пьеса была воспринята как обличение купеческих норм нравственности и произвола, господствовавших в стране.
Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что судьба Катерины реально драматична. Она, быть может, сама того не осознавая, протестовала против самодурства и деспотизма общества, в котором жила. Ее добровольная смерть как раз и есть вызов этой самодурной силе. Но возможен ли был другой исход?

После некоторых размышлений можно прийти к мнению, что теоретически у Катерины Кабановой все же был отбор. Попробуем проанализировать возможные разрешения конфликта пьесы.

Первый и, пожалуй, самый желанный путь - это уехать с Борисом. Именно на это надеется бедная дама, когда идет на последнее свидание с любимым человеком. Но Борис, тот самый "образованный Тихон", не в состоянии отвечать за свои поступки, не в состоянии взвалить ответственность на себя. Он отказывает Катерине. Последняя надежда рушится.

Второй путь - получить развод. Но в то пора, чтобы получить развод, можно было прождать очень длительно, да и нужно было пройти все инстанции, попробовать все унижения. Если развод был редок в дворянских семьях (вспомним Анну Каренину), то для купеческой семьи он был просто невозможен.

Третий путь - уйти в монастырь. Но мужнюю жену не могли принять в монастырь. Ее бы там все равно отыскали и вернули к мужу.

Четвертый и самый страшный путь - путь Катерины Измайловой. Избавиться от мужа и свекрови, убить их. Но не может Катерина Кабанова избрать тот самый путь, не может причинить другому человеку боль, не может нарушить пятую заповедь "не убий", так как необыкновенно набожна.

Не могла Катерина и существовать по принципу Варвары: "Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было". Натура Катерины не может смириться с ложью. Просто уйти от мужа и вернуться в родительский жилище было нельзя, ее бы нашли и вернули, а ее позор лег бы на всю семью.

Оставался ещё один путь - существовать с Тихоном по-прежнему, ведь он ее по-своему любил и простил ее проступок. Но могла ли Катерина выслушивать ежедневные понукания и упреки свекрови? Да и главное не в этом. С Борисом Катерина испытала настоящую любовь, познала прелесть близости с любимым человеком, радость находиться в его объятиях. И разве можно после этого существовать с нелюбимым мужем, находящимся под каблуком Кабанихи, мужем, который более того не способен отстоять жену от оскорблений матери? Конечно же, нет! Полюбив Бориса, Катерина уже не могла любить никого другого. Ее цельная натура, идущая на поводу у чувства, не допускала более того мысли об этом. Она и полагать о возвращении в жилище Кабановых не могла: "Мне что домой, что в могилу - все равно. Да, что домой, что в могилу!.. В могиле лучше... А об жизни и полагать не хочется... И люди мне противны, и жилище мне противен, и стены противны!.. Жить нельзя! Грех!"

Таким образом, единственным выходом для Катерины было самоубийство. Такое решение отнюдь не слабость, а сила ее характера. Известно, что самоубийство в христианской традиции - величайший проступок. Самоубийц хоронят за оградой церкви и не отпевают. Но и это не пугает набожную Катерину. "Молиться не будут? - восклицает она. - Кто любят, тот будет молиться..." Такой душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда - смерть.

Безусловно, Катерина - "луч света в темном царстве", но с ее смертью он не гаснет. Луч пробил брешь среди грозных туч - мира Диких и Кабаних. Эта брешь- язва в "темном царстве". Смерть Катерины служит немым упреком как Борису, "слепо покоряющегося воле Дикого", так и Тихону, "безвольной жертве страха перед матерью". Катерина заставляет внутренне встрепенуться апатичного Тихона, который в исступлении обвиняет мать: "Вы ее погубили! Вы! Вы!"

В. Лакшин писал об этой последней сцене драмы: "Эта, хоть по всей видимости и непрочная, победа перед страхом авторитета составляет содержание чуть ли не самой психологически острой и смелой сцены, достойно венчающей всю драму".

Был ли выход у Катерины Кабановой

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» вышла в 1860 году, в период общественного подъема. Сама история, рассказанная в пьесе, отражает типические конфликты эпохи 60-х: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. Особое место среди персонажей пьесы занимает образ Катерины. По мнению Добролюбова, от него «веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».

Катерина - натура поэтически-мечтательная. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, она сама рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. В родительском доме ей жилось радостно и легко, но образования не получила. Рассказы странниц и богомолок заменяли ей книги. Впечатлительная от природы, Катерина жадно прислушивалась к каждому их слову, все принимая на веру. Так получали образование большинство женщин в XIX веке. Сегодня странниц заменил телевизор. Катерина говорит языком, каким в купеческой среде того времени могла говорить только женщина поэтически настроенная и одаренная. В нем слышны и элементы поэтической народной речи, и влияние церковно-книжной литературы, а также и церковных богослужений, которые «до смерти» любила посещать Катерина. Ее выделяют особый мягкий лиризм, эмоциональность и задушевность, которые соответствуют общему складу характера Катерины. В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины, - образ птицы. В народной поэзии птица - символ воли. Отсюда постоянный эпитет «вольная птица». «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле», - вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества, «…Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.

Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным», по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Катерина терпит лишь до поры до времени. «А уж коли мне здесь опостынет, - говорит она, - так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Среди жертв «темного царства» Катерина выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. «Обманывать - то я не умею; скрыть-то ничего не могу», - отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Естественно, что конфликт между этой обстановкой «темного царства» и светлым душевным миром Катерины завершился трагически.

Хочется поставить вопрос: «А могло бы быть по-другому?» Трагизм положения Катерины осложнялся еще тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому выпить, покутить. Ему, как и Катерине, хочется вырваться из дому, но, в отличие от жены, это иногда удается. Нетрудно понять, с какой силой вспыхивают ее чувства, когда она встречает человека, не похожего на всех окружающих. Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Религиозность Катерины - это не ханжество Кабанихи, а глубокое искреннее убеждение. «Ах, Варя, - жалуется она, - грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю». Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не может и не хочет таить своего греха.

В четвертом действии драмы в сцене покаяния наступает развязка. Страшная гроза, которую она воспринимает, как «грозу господню », «страшная барыня с ее проклятиями и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая «геенну огненную», - все это едва не сводит Катерину с ума. Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Если бы драма кончалась этой сценой, была бы показана непобедимость устоев «темного царства». Это бы дало Кабанихе право торжествовать: «Куда вона-то ведет!» Но драма заканчивается самоубийством Катерины, которое следует воспринимать как ее нравственную победу над «темными силами », которым она не пожелала покориться. Этим она проявила свой отчаянный, хотя и бессильный протест против «темного царства». Сегодня можно задать вопрос: «Зачем она это сделала?» Ведь она могла уйти из дому, как Варвара, чем бы еще больше досадила Кабанихе. А ведь Катерина была готова сделать это. Ее не пугала далекая Сибирь, куда отправляли ее возлюбленного Бориса Григорьевича. Но он был слишком слаб, у него не хватило характера, чтобы вырваться из-под власти Кабановых и Диких. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах: нет у него решимости бороться за свою любовь. Путь к вольной жизни для Катерины закрыт, а домой идти она не желает, потому что «что домой, что в могилу».

Иного пути как самоубийство она не видит. Да, наверное, трудно было бы найти выход в условиях нравов, царивших в обществе в середине XIX века. Ведь к такому же решению позднее приходит и еще одна героиня русской литературы - Анна Каренина. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве», который на миг осветил его беспробудный мрак.

В 1864 году А. И. Герцен писал о «Грозе»: «В этой драме автор проник в глубочайшие тайники<…> русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи».

Образ Катерины по справедливости принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, которое сегодня приобретает новую значимость, но и во всей русской художественной литературе.

Действие драмы Островского "Гроза" происходит в девятнадцатом веке, в небольшом провинциальном городке, где царят патриархальные порядки. Катерина, главная героиня пьесы, живёт в зажиточном доме Кабановых вместе с мужем Тихоном и свекровью, прозванной Кабанихой за свой вздорный характер и самодурство. В своём произведении Островский показывает конфликт "тёмного царства", которое олицитворяет уклад в доме Кабановых, и Катерины, которая хотела бы строить свою семью на принципах взаимной любви и уважения. Катерина,живя в семье Кабановых, вынуждена терпеть гнет самодурства Кабанихи. Обстановка в семье требует от неё лжи и обмана. "Без этого нельзя, ты вспомни, где ты живёшь; у нас на этом весь дом держится",-говорит ей сестра её мужа Варвара. Всё, что окружает Катерину восстаёт против её естественных стремлений и желаний. В разговоре с Варварой она в пяти словах просто и в тоже время очень точно передаёт своё отношение к сложившейся ситуации. "Да здесь всё как будто из-под неволи!" Она рвётся из этой неволи к свободной жизни, даже если придётся умереть в этом порыве. Она не считает жизнью то существование, которое она ведёт в семье Кабановых. Катерина хочет жить, а не существовать, хочет жить свободно без какого-либо давления на неё. Её муж Тихон не может ей помочь в её стремлении жить свободно. Он так же как и Катерина много терпит от старой Кабанихи. Он простодушный и совсем не злой, но до крайности слабохарактерный. Он не способен защитить жену от нападок собственной матери. Катерина, понимая это, испытывает к нему чувство жалости. Это чувство в ней гораздо сильнее, чем её любовь к Тихону. В своём желании вырваться из тёмного царства она ищет человека, который бы понял её и разделил её взгляды. Им оказывается племянник богатого помещика Борис. Это прибывший из столицы и хорошо образованный человек, он не приемлет нравов, царящих в городе, и хорошо понимает Катерину. К тому же он материально зависим от дяди, так же, как и молодая женщина от своего мужа и свекрови. Она полюбила его больше от безысходности, чем за его душевные качества. Катерина не может определиться, не может найти выход из сложившегося положения.
Но из любой ситуации всегда есть выход и не один. Один из возможных вариантов- оставить всё как есть и продолжать терпеть и попытаться смириться в надежде, что что-то изменится в будущем. Если бы можно было измениться окружавшим её людям... Но не бывать этому. Кабанова не может оставить того, с чем она воспитана и её бесхарактерный сын не может вдруг, ни с того ни с сего, приобрести твёрдость и самостоятельность.
Менее невозможным представляется другой выход. Катерина могла бы бежать с Борисом от произвола и угнетения домашних. Тайно встретившись с Борисом, она просит его: "Возьми меня с собой отсюда". Но и это невозможно, ведь Борис племянник Дикого и материально от него зависит. К тому же Дикой с Кабановым договорились, чтобы отправить его в Кляхту, и, конечно не дадут ему взять с собой Катерину. В сущности, Борис это тот же Тихон, только "образованный". Образование отняло у него силу делать пакости, но и не дало силы сопротивляться им.
Просто уйти из дома Кабановых и вернуться к родителям или поселиться где-то у родственников она тоже не могла, так как в те времена у женщин было иное положение в обществе, чем сейчас. Этого не позволяли нормы морали. Согласно общественным нормам того времени жена должна была повиноваться мужу и, как правило, она материально от него зависела.
В концовке "Грозы" дан страшный вызов самодурной силе. Островский в завершении своей трагедии показывает читателю невозможность существования в среде, где царит самодурство с его насильственными и мертвящими началами. Его Катерина избирает единственный достойный выход из той ужасной сложившейся ситуации. Она довела свой протест до конца. Бросившись в пропасть, она обрела свободу, показала всем, что жизнь в "тёмном царстве" гораздо хуже смерти. Хотя, с точки зрения христианской морали катерина поступила неправильно(ведь церковь осуждает самоубийц), я считаю, что для неё это был единственный выход, так как долготерпение разрушило бы её личность,научило бы врать и изворачиваться, убило бы в ней всё хорошее и позитивное.