Какие знаки в ре миноре гармоническом. Какие знаки в до миноре

Сегодня можно встретить большое количество обучающей литературы, в которой расписано практически все. Если вы решили играть классическую музыку, то вам придется выучить теорию. Это нужно для того, чтобы хорошо ориентироваться , уметь импровизировать и придумывать музыку.

При полном незнании теории музыки лучше всего начать обучение с интервалов. Только после изучения этого раздела вы можете приступать к изучению тональностей. Всего существует 24 тональности. Две из этих тональностей не имеют знаков при ключе, а остальные характеризуются наличием диезов или бемолей.

Какие знаки в ре миноре

Ре минор можно назвать одной из легких тональностей, так как в ней присутствует всего 1 ключевой знак – си-бемоль. Также следует помнить, что все натуральные минорные тональности могут приобретать временные знаки. Например, в гармоническом миноре будет повышаться 7 ступень гаммы. Если спроектировать это правило на тональность ре минор, то вы получите ноту до-диез. Существует и мелодический вид минорной гаммы. По звучанию она будет напоминать мажор, но с небольшими изменениями. У мелодического минора при движении вверх будут повышаться 6 и 7 ступени, а вниз вам нужно будет сыграть или спеть натуральный минор (на письме знаки повышения или понижения ноты отменяются бекаром).

Квинтовый круг, или как научиться импровизировать

Определению названия тональностей по знакам при ключе обучают в музыкальных школах. Вы можете разучить тональности и ключевые знаки в них самостоятельно, воспользовавшись изображением квинтового круга. На нем изображены тональности в зависимости от степени родства. Например, в верхней точке круга расположены тональности без знаков, затем идут тональности с 1, 2, 3 и т. д. знаками при ключе. Справа будут указаны диезные тональности, а слева – бемольные. Если вы запомните квинтовый круг, то вы сможете без труда подобрать аккомпанемент к мелодии, сымпровизировать, а также разобраться в тональности, в которой при ключе большое количество знаков.

Как определить тональность произведения по ключевым знакам

При разучивании незнакомого произведения изначально нужно определить тональность, в которой оно написано. Для этого вам следует обратить внимание на знаки при ключе. Также необходимо взять в расчет и окончание произведения, так как одни и те же ключевые знаки могут присутствовать в двух тональностях – мажоре или параллельном миноре. Только при учете этих двух факторов вы сможете безошибочно определить тональность пьесы.

Следует отметить,

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта сайт. Сегодня мы узнаем про то, что такое обращение аккордов, в частности про обращение трезвучий и септаккордов. В гармонии, как вы помните, существует понятие тоники, субдоминанты, доминанты, иногда можно встретиться со специальными обозначениями данных групп.

Они используются в классической теории музыки, а также могут служить удобным средством для быстрого и понятного обозначения любой гармонии. Основываются данные обозначения на том, чтобы не просто отметить аккорды композиции друг за другом (как обычно мы их видим: Am | Dm | G7 и др.), а отразить именно функцию, которую выполняет то или иное созвучие.

Человеку, который смотрит на такую запись, если он знаком с теорией, не составит труда соориентироваться в ней. Итак, что же это за варианты записи, о которых мы говорим? Они обозначаются следующими буквами T, S, D. Не трудно догадаться, что латинские буквы обозначают как раз функцию, которую мы должны построить. Т - это тоника, S - субдоминанта, D - доминанта.

Если мы видим запись T, S, D, то это значит мы должны построить "стандартную" гармонию, этот вопрос мы рассматривали в статье о простой гармонии. Значит тоника - аккорд от 1-го звука гаммы, субдоминанта от 4-ого, доминанта от 5-го. Но каждую функцию из этой схемы можно представить еще несколькими способами. Я говорю про обращение аккордов , мы их уже немного коснулись в статье о . Настало время поговорить подробнее на эту тему. Итак, начнём с тоники.

Обращение трезвучий: тоника

Тонику можно взять тремя способами, первый способ это собственно мажорное или минорное трезвучие, построенное терциями, также ноты, составляющие его, можно назвать , к примеру. Его обозначают как T53 или просто буквой T.

Оно называется основным видом трезвучия. Основной вид это когда в басу у аккорда находится его основной тон (1-ая ступень).

Построить Т53 можно следующим образом - берётся любая нота, она будет первым звуком нашего аккорда (или тоника, читайте статью , дабы проанализировать то, что получается) и от неё берутся интервалы, записанные рядом с буквой Т, квинта(цифра 5) и терция(цифра 3):

Полученное трезвучие называют терцквинтаккорд. Для развития тоники нужно сделать обращение, только что построенного трезвучия (получается перенесением самой низкой его ноты на октаву вверх). То созвучие, которое образовалось называется секстаккорд или T6 (так называется из-за интервала сексты, разделяющего самый низкий и самый верхний его звуки), терция здесь не упоминается.

Секстаккорд - это первое обращение аккорда. В нем в басу находится не основной тон, а терцовый (третья ступень аккорда).

Следующий вариант также обращение, второе по счету и получается перенесением в секстаккорде нижней ноты на октаву выше. Полученное трезвучие будет называться квартсекстаккордом и обозначаться будет так - Т64.

В этом случае у нас в басу уже не терцовый тон оказывается, а квинтовый.

Вот таким образом в теории музыки интерпретируются буквенные обозначения типа T53, T6, T64. Буква "T" - обозначает что аккорд тоника, а цифры рядом дают нам понять какое обращение аккорда надо взять.

Причем то, что мы выше рассмотрели удобно использовать на пианино, на гитаре вообще построение аккордов не такие, что обусловлено особенностями конструкции данного инструмента. Также можно сказать, что все три вышеописанные трезвучия - один и тот же аккорд - C (до-мажор, мы взяли его для примера).

Обращение субдоминантового трезвучия

В субдоминанте у нас также как и в тонике есть целых три варианта как взять нужное трезвучие. Вы знаете, что от четвёртой (субдоминантовой) ступени в мажорной тональности берётся также мажорный аккорд. Почему именно мажорное трезвучие рассказано в статьях о ладах. Мы рассмотрели тоническое трезвучие на примере до-мажора выше, поэтому и субдоминанту будем рассматривать как продолжение этой тональности. Взяв субдоминанту "как обычно" от 4-ой ступени мы получим мажорное трезвучие, по-другому оно будет называться S53 или просто S, то есть субдоминантовый терцквинтаккорд.

Получившийся у нас аккорд - Фа-мажор, теперь найдём его другие "варианты". По-аналогии с T строим его обращение. Снова необходимо переместить нижнюю ноту выше на октаву. Так получается S6 или субдоминантовый секстаккорд.

Следующее обращение, образуется с помощью перенесения в S6 нижнего звука на октаву выше, так получается S64 или субдоминантовый квартсекстаккорд.

Ну в общем все то же самое, что и с тоникой делали. Получается есть целых три варианта того как взять один и тот же субдоминантовый аккорд, получаемый на 4-ой ступени и их вы также можете использовать на своё усмотрение.

Обращение Доминанты, её разрешения

Теперь рассмотрим то же самое для доминанты. Она берётся от 5-го звука основной тональности и на сей раз это будет не просто трезвучие, а септаккорд (чтобы получился именно напряженный звук доминанты). У септаккорда, в отличие от трезвучия есть три обращения (ведь нот на одну больше). В случае тональности C, которую мы взяли для примера, нужный нам аккорд будет - G7. Здесь принцип тот же самый, что и с обращением трезвучий, описанных выше - переносится басовая нота всегда вверх на октаву. Но в доминанте есть тритон - этим она отличается от аккордов от 1-ой и 4-ой ступеней, она требует разрешения. Давайте поэтому еще и её разрешение посмотрим.

Тут нужно упомянуть принцип ладового тяготения , который совсем несложный и вы его можете сами проверить.

Например, в тональности До-мажор, возьмите "ре" и послушайте как звучит эта нота, она тяготеет в "до", затем возьмите "фа" - она будет "тяготеть" в "ми", а потом "ля", она будет разрешаться в "соль", ну и "си" тяготеет в "до". Просто неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым.

Теперь вернёмся к нашему доминантсептаккорду Соль-семь (G7). Он будет называться по-другому D7, где цифра семь обозначает расстояние между его крайними звуками (септима). Этот аккорд называется септаккордом основного вида.

Разрешаться он будет благодаря принципу ладового тяготения, описанному выше, следующим образом:

То есть фа в "ми", а "соль, си, ре" в "до". Да вот нота "соль" казалось бы, а разрешается в "до" - она же устойчивая. Ну это потому, что хоть нота "соль" и устойчивая в До мажоре все равно она тянется к "до", только меньше чем описанные нами выше неустойчивые ступени к своим устойчивым.

Первое обращение нашего аккорда называется D65 или доминантовый квинтсекстаккорд, получается он перенесением самого низкого звука в доминантсептаккорде на октаву вверх (в басу останется терцовый тон):

Этот аккорд разрешается следующим образом:

"Си" и "ре" разрешаются в ноту "до", фа в "ми", соль не разрешается, так как она и так устойчивая. Следующий вариант доминантового септаккорда (второе обращение) получается перенесением на октаву вверх нижнего звука в предыдущем D65. Получившееся созвучие будет называться D43 или терцквартаккорд (у него в басу будет квинтовый тон).

Он разрешается вот так:

Ну и последнее обращение называется D2 и получается он перенесением нижнего звука в D43 на октаву вверх. Это третье обращение септаккорда и у него в басу будет септимовый тон находиться. Цифра два означает интервал секунду, который лежит в основе звучания данного аккорда.

Данный вариант также имеет своё разрешение:

Здесь всё то же самое - неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые - "фа" в "ми", "ре" и "си" в "до". Таким образом, мы закончили рассмотрение доминантового септаккорда и его возможных обращений.

Как видите, мы имеем множество возможностей разнообразить свой аккомпанемент на клавишных инструментах (и не только) и возможность выбирать какое обращение аккордов взять на месте T,S и D.

Дополнения: K64, T3

Еще можно встретиться с записью K64. Буква К в записи означает Кадансовый, а цифры, но вы уже в курсе - квартсекстаккорд. Кадансовый означает, что используется в конце произведения.

Этот аккорд выглядит на гитаре так:

То есть это просто обращение тоники с квинтовым тоном в басу (значит второе обращение). Следовательно, это созвучие можно назвать также T64, но в этом случае мы не подчеркиваем тот факт, что его надо брать именно в кадансе (или завершении музыкальной композиции).

Этот аккорд, кстати интересный (см. картинку) - "гибрид" тоники и доминанты - бас взят из доминанты (Д), а верхние звуки - тоника (Т).

Аккорд этот можно брать перед доминантой в конце произведения.

Следующая запись, на которую можно наткнуться - это Т3. Она означает, что надо взять тонику без квинтового тона, то есть лишь интервал терцию (3) из трезвучия Т53.

Минорная гамма строится следующим образом: тон-полутон, тон-тон-полутон, тон-тон. Если мы расположим ноты таким образом, то из них будет чаще получаться музыка грустная или в целом веселая, но с грустинкой. Выучите наизусть порядок тонов и полутонов в миноре, как скороговорку: «Тон-полутон, тон-тон-полутон, тон-тон».

Расстояния между звуками гаммы Ре минор.

В миноре полутоны расположены между II и III ступенями и между V и VI ступенями.

В миноре устойчивые ступени те же, что и в мажоре – I, III и V.


Полутоны в гаммах До мажор и Фа мажор.

Так как устойчивые ступени в миноре те же, что и в мажоре, то и тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые будут выглядеть так же.

Гамма ре минор с указанием тяготений («со стрелками»).

Виды минора

Существует три вида минора: натуральный, гармонический и мелодический.

Натуральный минор – самый обычный, основной вид минорной гаммы. Его мы рассмотрели выше. В давние времена это был единственный вид минора, и слово «натуральный» просто не было нужно. Сейчас натуральный минор встречается не столь часто. Особенно любят его русские музыканты и музыка в натуральном миноре часто связана с образами Руси.

Гамма ре минор натуральный.

Георгий Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенинина, Часть 3, «В том краю...» (фрагмент). Написана в фа миноре натуральном. Послушать целиком можно .

Государственный академический русский хор СССР, Симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Евгения Светланова, Алексей Масленников (тенор), 1957 г.

В гармоническом миноре на пол тона повышается седьмая ступень. Для этого используется знак – диез или бекар (а иногда дубль-диез). Чтобы понять, какой именно знак требуется, следует посмотреть на знаки при ключе.

Вариант 1. При ключе нет знака, относящегося к седьмой ступени. Тогда рядом с седьмой ступенью ставится диез.

Вариант 2. При ключе есть бемоль, относящийся к седьмой ступени. Тогда, чтобы поднять эту ноту на пол тона, нужно бемоль отменить. Отменяется бемоль с помощью бекара.


Вариант 3. При ключе есть диез, относящийся к седьмой ступени. Чтобы сделать «диезную» ноту еще выше, нужен знак дубль-диез.

И так, еще раз. Знака нет – ставим диез. При ключе стоит бемоль – ставим бекар. При ключе стоит диез – ставим дубль-диез.

Знак седьмой гармонической ступени ставится перед нотой, а не при ключе. Основное ее назначение – делать более яркими аккорды доминантовой функции (что это такое – см. , и ). В музыке все, что связано с аккордами, принято называть словом гармония . Соответственно, этот тип минора называется гармоническим.

Из-за повышения седьмой ступени в гармоническом миноре образуется увеличенная секунда. Она находится между VI и VII ступенями. Увеличенная секунда охватывает две соседние ступени и три полутона. Сама по себе она звучит точно так же, как малая терция (см. энгармонически равные интервалы). Однако, внутри музыкального произведения ее ни с чем не перепутаешь. Она придает мелодиям или восточный колорит или особую проникновенность, как, к примеру, в некоторых поздних сочинениях В. А. Моцарта.

Гамма ре минор гармонический.

В. А. Моцарт, струнный квартет ре минор, KV 421, I Часть (фрагмент). Целиком послушать можно . В начале I Части квартета звучит нисходящий ход по звукам гармонической минорной гаммы с увеличенной секундой.

Исполняет Будапештский струнный квартет, 1953 год.

Мелодический минор . В мелодическом миноре на пол тона повышаются шестая и седьмая ступени. Из-за этого верхняя половина гаммы звучит, как мажор. Как правило, гамма мелодического минора поется только вверх, а вниз идет натуральный.


Гамма ре минор мелодический.

П.И.Чайковский. Симфония №4, Вторая часть. Знаменитая тема гобоя звучит в си-бемоль миноре мелодическом, и только там, где мелодия идет по гамме вниз, звучит натуральный минор. Послушать целиком можно .

Исполняет оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского.

Фуга ре минор, сочиненная Иоганном Себастьяном Бахом в начале восемнадцатого века, вошла в сокровищницу мировой классической музыки как одна из самых популярных и известных композиций. Исполняется она чаще всего вместе с токкатой, выдержанной в той же тональности. Профессиональным музыкантам и любителям, знакомым с азами название понятно. Всем же прочим меломанам требуется разъяснение того, что означает «ре минор», и в каких опусах великого мастера (а также других композиторов) он встречается.

А Бах ли автор?

Долгое время - более двух с половиной столетий - никто не сомневался в том, что эта фуга написана Бахом. Затем, в восьмидесятых годах прошлого века, появились две книги, в которых на основе детального анализа стилистики и наиболее часто применяемых композитором музыкальных приемов высказываются сомнения в подлинности официально признанного авторства. Наличие параллельных октав, субдоминантового ответа и некоторые другие характерные для произведения моменты либо не встречаются в других произведениях Баха, либо крайне редки.

Эти особенности понятны только специалистам, имеющим глубокие познания в теории, поэтому углубляться в подробности смысла нет. Остается лишь верить Кристофу Вольфу (стороннику того, что Бах все же написал токкату и фугу) либо Питеру Уильямсу (противнику авторства Баха). К тому же гениальные композиторы часто творили нечто, что удивляло их самих, такова уж их природа, что заданным алгоритмам они не подчиняются. «Фуга ре минор» - произведение незаурядное, не похожее более ни на что. Парадоксально, но в каком-то смысле это говорит в пользу его аутентичности. Тональность, в которой она написана, дает богатые возможности выражения эмоций, переполняющих талантливую душу.

Немного о сольфеджио и гаммах

Совсем немного следует углубиться в теорию, без этого никак нельзя. Во-первых, нужно вспомнить о том, что любой гармоничный звук представляет собой совокупность частот, среди которых выделяется основная, определяющая положение ноты. К примеру, «ля 1» соответствует колебаниям воздуха в 440 Гц.

Человеческое ухо различает семь тонов и пять полутонов в каждой гамме, далее все начинается снова, уже в другой октаве. Зримо это можно оценить, глядя на клавиатуру фортепиано: белые клавиши - это тона, а черные - полутона. Ясное дело, что повышение (мажор или «moll») одного тона на его половину - это то же самое, что понижение следующего. Иными словами, ре минор тождественно термину «d-moll».

Простым (хотя и не всегда) упражнением для учеников начальных классов музыкальных школ является такой важный элемент образования, как разучивание гамм. Оно дает главное - запоминание того, где на клавиатуре находится нужная клавиша, или какая струна арфы (скрипки, виолончели, домры и т. д.) создает требуемый звук. То же касается и Восходящая гамма на гитаре иногда для простоты прочтения записывается латинскими (H - полутон, Half) или русскими буквами (Т и П), например, W-W-H-W-W-W-H (Т-Т-П-Т-Т-Т-П), что читается так: «тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон). Такой способ запоминания дает возможность овладения самым популярным инструментом тем, кто профессионально учиться в консерватории не имеет времени или желания, а играть хочет. Гамма ре минор звучит в такой последовательности: ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре.

Произведения этой тональности

Музыка влияет на человеческое сознание сильнее, чем любой другой вид искусства. в отличие от мажорной, создает грустное, задумчивое и даже порой агрессивное настроение. Эта психологическая особенность восприятия часто использовалась композиторами прошлых веков, да и современные произведения очень часто выдержаны в ней. Блюз основан на «понизительной» гармонии, как и многие образцы рока. Из классической музыки, выдержанной в тональности «ре минор», помимо фуги Баха, наиболее известными произведениями стали его же «Концерт №1 для клавира с оркестром» (BWV 1052), «Реквием» Моцарта, Девятая симфония Бетховена (широко известная по «Оде радости» в четвертой ее части). Двадцатый век подарил нам Седьмую симфонию Дворжака, Первую Рахманинова, его же Фугу, Третий концерт и Этюд-картину, написанную в той же тональности, вторую Сонату для фортепиано Прокофьева, Сонату для фортепиано Шостаковича и множество других замечательных произведений.

В современной обработке

Каждый композитор вправе выбирать, какая тональность ему по душе. К тому же гармоничность созвучия соответствует эмоциональной наполненности произведения, ее смыслу и сверхзадаче. Музыка бывает оптимистично-мажорной, мрачно-минорной или имеет все возможные промежуточные оттенки. Богатство наследия прошлых веков побуждает многих джазменов и рок-исполнителей создавать оригинальные аранжировки произведений композиторов-классиков прошлых столетий. К примеру, известная группа «Megadeth» началом песни «Loved to Deth» сделало цитату, исполняемую на фортепиано, в которой каждый просвещенный меломан легко угадает «Фугу ре минор» Баха. Есть и другие примеры того, как сонаты, фуги и концерты этой тональности, использованные нынешними музыкантами, становятся особенно созвучными нашему тревожному времени.

Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.

Прежде всего, характерные интервалы – это интервалы, то есть сочетания двух звуков в мелодии или гармонии. Интервалы бывают разные: чистые, малые, большие и т.д. Нас в данном случае будут интересовать увеличенные и уменьшённые интервалы, а именно увеличенные секунда и квинта, уменьшённые септима и кварта (их всего четыре, они очень легко запоминаются – ув 2 , ув 5 , ум 7 , ум 4 ).

Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.

Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).

Как строить характерные интервалы?

Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её , и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.

Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки» . Посмотрите, как это работает.

Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре

Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре

Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре

Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» – шестая, а в миноре – седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.

Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):

Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!

Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).

Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!

Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре

Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?

Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интерв алы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув 5 – ум 4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув 4 с ум 5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно. О тритонах поподробнее можно почитать .

Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!