Как рисуется водопад. Как нарисовать водопад карандашом поэтапно? Рисуем сопутствующий пейзаж

Водопады являются одним из глубоко потрясающих человеческое сознание природных великолепий. Пейзаж с водопадом всегда эффектно смотрится на стене в квартире или офисе, но нарисовать его непросто даже опытным художникам. В рисунке важно показать всю мощь воды, ее прозрачность, силу, красоту, динамику. Одним словом - движение. Как нарисовать водопад акварелью? В этом уроке разберем, как нарисовать водопад поэтапно. Пусть это будет немного сложно для новичков, но приложите усилия и результат обязательно порадует.

  1. Возьмите плотную акварельную бумагу подходящего вам формата, хорошо заточенный твердый карандаш и ластик на случай ошибок. Для начала нам нужно определиться каков будет наш пейзаж, что изобразим? На рисунке тихий лесной уголок, молодые деревца и тяжелые камни, поросшие мхом. Небольшой живописный водопад и вокруг ни души. Умиротворяющая, спокойная картина. Кажется, что слышен лишь шум падающей воды и пение лесных птиц… Наметим, где будет располагаться водопад, обозначим валуны, его окружающие, небольшое озерцо или водоем, куда попадает вода, как растут деревья и лежат камешки поменьше. Посмотрите внимательно, как бежит вода, она как будто спускается по невидимым ступенькам. Она бежит по горным камням и вам нужно показать это, она огибает каждый валун и внизу распадается на мелкие ручейки. Они собираются внизу, образуя маленькое озеро. От падения воды в этом небольшом водоеме у основания водопада, будут закручиваться, и бурлить потоки.


  2. Наметим самые темные и тенистые места в нашей картинке. Водопад будет самым светлым пятном, центром композиции. Поэтому чтобы контраст был ярким и четким, некоторые области мы вообще не будем закрашивать, а оставим белые участки бумаги. Темнее всего будет внизу, куда меньше попадает солнечного света и на границе между кромкой водопада и поверхностью земли. В верхней части картинки будет очень светло и солнечно.


  3. Прозрачной акварелью начинаем заполнять поверхность рисунка. Обратите внимание, что вверху зелень будет с желтым оттенком, поскольку солнечный свет мягко освещает лесную чащу, а внизу берем зеленую холодную краску с добавлением голубого или синего. Землю окрашиваем охристым оттенком. В самом низу картинки земля состоит больше из песка, стало быть, добавим побольше желтого, но немного, совсем чуть-чуть. Обозначьте область, где будет листва, трава, мох. Легкими и небрежными мазками нарисуйте камешки и неровную поверхность земли. Тщательно вырисовывать детали еще рано, это сделаем позднее. Сейчас главное обозначить общие цветовые пятна и увидеть как картинка будет выглядеть по тональности (чтобы светлые и темные участки были визуально уравновешены).


  4. Добавляем тени и придаем больший объем огромным камням. Особенно тщательно прорабатываем низ водопада. Это самое контрастное место в картинке и его надо изобразить детальнее. Помните, что сам водопад весь закрашивать не нужно. Белее, чем сам белый чистый лист бумаги, вы краску не найдете. Поэтому струйки воды внизу оттеняем темно-зеленой акварелью с добавлением холодного синего. Посмотрите на небольшие круги, которые образуются на поверхности водоема под водопадом. Рисуем стволы деревьев слева. Они ближе к нам и будут темнее, чем деревца на заднем плане. Внизу у основания они будут совсем темные. Небольшими мазками и тонкой кисточкой нарисуйте их неровную кору.


  5. Итоговая картинка. Тонкой кистью прописываем все детали, которые хотим выделить для зрителя. Слева рисуем тоненькие веточки кустарника (не густо-черным цветом, а голубым или синим, можно добавить теплой охры). Добавляем веток большим деревьям – рисуем их от ствола одним тонким росчерком вверх.


    Прорисовываем траву, мелкие камешки. Но усиливаем контраст и рисуем детали только на переднем плане! Чем дальше от нас предметы, тем обще они изображаются, почти намеками и силуэтами.


Если представится возможность, обязательно попробуйте нарисовать водопад на природе. Вы непременно проникнитесь его мощью, красотой и рука сама будет вести кисть по бумаге. Вдохновения вам и рисуйте больше, с каждой работой ваше мастерство будет подниматься на ступеньку выше и каждый рисунок даваться легче.

Мастер класс для педагогов «Водопад в горах». Правополушарное рисование.

Таразанова Елена Борисовна
Место работы: МБОУ ДО ДДиЮ «Наша гавань» г.Томск
Должность: педагог дополнительного образования

Цель: познакомить педагогов с техникой правополушарного рисования.
Задачи:
1. повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования;
2. познакомить педагогов с методом правополушарного рисования;
3. развивать творческое мышление, воображение;
4. учить создавать оригинальный рисунок, используя простые доступные для всех материалы.

Описание:
Стремление к творческой реализации испытывают большинство людей, у некоторых оно выражается в желании рисовать. Многие отказываются от этой затеи, считая, что они не имеют способностей к этому виду творчества.
Но, существует метод, позволяющий любому человеку научиться рисовать картины. Он заключается в активизации работы определенных участков головного мозга, отвечающих за образное восприятие. Автором этого метода является Бетти Эдварс, доктор наук в области искусства, психологии и педагогики.
Процесс обучения в традиционных художественных школах основан на освоении технических приемов, изучении теории цвета, пропорций, перспектив, и другой различной информации, обработкой которой занимается левое полушарие. Для талантливых людей, с творческим потенциалом, данный подход целесообразен, но малоэффективен для остальных.
Бетти Эдвардс, считает, что сначала нужно активизировать работу правого полушария, которое отвечает за творческую деятельность человека, затем осваивать технические приемы. Существуют различные упражнения, регулярное выполнение которых позволяет человеку развить видение края пространства, тени, света и целого, что является основой для овладения навыками рисования и живописи.

В чем суть правополушарного рисования? Отвлечься от логического восприятия формы и цвета! Нужно научиться видеть свет и тень, «соседство» цветов, формы объектов и пустоты между ними.
Научиться рисовать может каждый! Все, независимо от возраста, кто пробует рисовать в данной технике гарантированно добиваются успеха!

Актуальность.
Современному обществу требуются творческие люди, которые с легкостью выходят из сложных ситуаций и мыслят креативно.
Люди с аналитическим складом ума, по мнению психологов не могут мыслить творчески, над правым полушарием у них преобладает левое. Для решения данной проблемы необходимо развивать правое полушарие мозга.
Ученые доказали, что для активизации правого полушария мозга выступает рисование, а в частности правополушарное рисование.
Правополушарное рисование - это новая эффективная методика обучения, позволяющая научиться рисовать в кратчайшие сроки, а также развивает креативное мышление, снимает стресс.

Стихотворение:
О горный водопад -
Хрустальных брызг полет,
Ты родился в горах
И устремлен вперед.
Возник ты, как родник,
В расщелине скалы,
Остановись на миг
Мне свежесть подари!
А в капельках твоих
В них радуга живет,
Как солнышко горит
Хрустальных брызг полет.
(Штоль Е.)

Необходимые материалы:
Краски гуашевые, набор кисточек, бумага для работ с гуашью и акварелью, салфетка (для вытирания кисточек).


Взять половину листа плотной белой бумаги для работ с гуашью и акварелью, можно для черчения А-4.


Перед началом работы, под приготовленный лист бумаги нужно положить клеенку или основу из простой бумаги.
Используя большую кисть, белой гуашевой краской, нужно загрунтовать весь лист бумаги.


Синим цветом провести линию, чуть ниже середины листа.


Используя кисточку среднего размера, синим цветом поставить точки в верхней части листа (любое количество). Можно по желанию добавить оттенки голубого цвета.


Взять большую кисточку, мокнуть в белую гуашь, и от линии горизонта провести линии, смешивая пятна. Это будет наше красивое небо. Совершенно спокойно можно выходить за границы листа – для этого подложили основу из простой бумаги.


Взять кисточку среднего размера и провести слегка волнистую линию из верхнего левого угла, в правый, нижний.


Провести линию чуть выше линии горизонта с правой стороны


Продолжить линию в левый нижний угол, делая ее чуть волнистой.


Будем рисовать пальцами. Мокнуть палец в коричневую краску и заполнить верхнюю часть горы слева.


Добавить желтого цвета.


Добавить цвет охры. Все «притыкиваем» пальчиком, слегка смешивая краску.


Правую сторону сделаем темнее, будем использовать коричневый,и черный.


Вот такие замечательные горы получились у нас.


Теперь будем делать водопад. Для этого взять бумажную салфетку, скрутить и «прокорябать» линию.


Макнуть палец в белую краску и поставить пятна в верхней части водопада.


Из белых пятен провести линии вниз, смахивая плавно краску. В нижней части водопада пальчиком сделаем брызги.


На вершине горы будем рисовать елочки. Нарисовать две линии разной высоты.


Взять плоскую кисть, мокнуть в зеленую краску и слегка касаясь бумаги, как бы «притыкивая» нарисовать еловые веточки.


На макушке у елочки, рисуем ветви совсем маленького размера.


Нарисовать веточки второй елке.


Нарисуем еще одну большую елочку на переднем плане.
Провести высокую линию.


Плоской кистью, слегка касаясь, делаем ветви. Начать рисовать нужно с нижней части, сначала большие веточки вдоль ствола, затем постепенно ширину уменьшать.


Взять тонкую кисть и черным цветом подчеркнуть теневую (левую) сторону большой елки.


Тоже самое, сделать на елочках, расположенных на вершине горы.

Сразу переходить к акварели и гуаши не стоит, лучше сначала освоить технику создания картины, отдельных деталей при помощи карандаша.

Делаем схему рисунка

Сначала делается эскиз водопада, рельефа и сопутствующих предметов пейзажа. В верхней части листа обозначьте скалу. Именно с ее вершины будет струиться вниз водопад. Обозначьте его схематично. Пусть это пока будет прямоугольник, вытянутый вниз.

Нарисуйте небольшое озерцо у подножья горы, которое образовала падающая водная стихия. Пусть оно будет круглой или слегка овальной формы. Справа и слева от него обозначьте 2-4 валуна. Они будут лежать у подножья горы.

Придаем картине объем

Рисунок должен принять более объемные формы. На месте прямоугольника, который схематично изображает водопад, начертите несколько вертикальных линий. Впоследствии это будут потоки воды.

Сделайте более реалистичной сначала правую, а затем левую сторону скалы. Добавьте им объема. Если состоит только из камней, то рисуются валуны округлой формы. Быть может, ваша скала полна растительности. Тогда на ней можно пока еще схематично нарисовать траву, небольшие кустики, деревья.

Далее, необходимо при помощи карандаша заштриховать некоторые части рисунка. Штрихи помогут стать картине объемной. Если их нанести на края валунов, то будет заметно, какими реалистичными становятся эти большие камни – приобретают выпуклую форму, появляются светотени.

Определите, в какой стороне картины будет солнце, чтобы при помощи карандаша обозначить тени и свет на рисунке.

Вертикальные штрихи превратят схематично водопад в динамичный, струящийся. В том месте, где он впадает в озеро, проведите несколько волнистых линий. Тогда будет заметно, как водопад ударяется о гладь воды.

Мелкие детали – камни, траву лучше штриховать короткими линиями. А крупные – водопад, озеро – длинными.

Рисуем сопутствующий пейзаж

Если в верхней части рисунка вы схематично изобразили кусты, деревья, то теперь пришла пора придать и им большей реалистичности. Пусть на верхнем заднем плане возвышаются ели.

Их изобразить совсем просто. Сначала рисуется ствол. Далее, от верхушки вправо и влево под углом примерно в 50 градусов от него отходят ветки. Придать им пушистости также поможет карандаш.

Делайте совсем маленькие штрихи сначала на одной, а затем на другой стороне ветви. Так создаются иголки на всем дереве. На совсем дальнем заднем плане могут виднеться стволы с очертаниями веток без иголок.

Вокруг некоторых валунов, которые лежат не на берегу, а в озере, нарисуйте круги. Будет казаться, что они идут по воде, которую несет с вершины горы водопад.

Вот так легко нарисовать водопад карандашом. Если это сделал ребенок для родителей и подписал свою первую картину «вадапат», то они все равно поймут, что он имел в виду, и повесят картину на видное место.

Данный урок рисования будет посвящен рисованию природы, а точнее, как нарисовать водопад карандашом поэтапно. Будем рисовать красивый Ниагарский водопад, для этого нам будут нужны несколько карандашей разной мягкости: для светлых тонов будем пользоваться 4Н, для среднего тона — В, а для более темного — 2В.

1. Карандашом 2В затените перекрестной штриховкой разной лист бумаги, затем растушуйте.

2. Перед тем, как мы будем рисовать, тон листа должен быть как можно плавно и равномерно растушеван. Потом с помощью ластика(клячки) сделайте основной фон водопада. Все картинки увеличиваются.

3. Слегка пройдитесь ластиком, создавая форму облаков на небе.

4. Теперь необходимо выделить основу облаков, для этого сделайте более светлые оттенки с помощью стерки(клячки)у облаков.

5. Нарисуйте общие формы природы (2В).


6. Добавьте еще стеркой белизны водопаду.

7. Нам необходимо завершить прорисовку неба, для этого используйте ластик и растушевку, чтоб придать форму облакам, а для выделения контуров облаков используйте карандаш 4Н. Работаем слева на право.


8. Используя сочетания В и 2В, нарисуйте форму деревьев и местности вдоль реки и водопада.


9. С помощью ластика и растушевки сделайте более пушистую пену и общий фон брызг от воды.

10. Делаем более гладкую воду на переднем плане.

11. Нарисуйте кусты и часть камня(земли) на переднем плане справа. Вот мы и нарисовали водопад карандашом.

1. Начинаем рисовать с чего-то, по чьей поверхности будет стекать вода. В данном случае, это лицо. Вода будет стекать по носу. Это не урок по рисованию лица, поэтому не будем на нем останавливаться. Создайте новый слой для вашей воды.

2. Базовым цветом я рисую путь, по которому будет течь вода. Я выбрала нейтральный серо-голубой и нарисовала абстрактные линии, чтобы показать, как будет течь струя воды. Для этой цели вы можете использовать стандартную круглую или текстурированную кисть, с Непрозрачностью (Opacity) на среднем уровне.

3. Вода имеет свойство, как преломлять, так и отражать. Очень важно добавить некоторые оттенки лица на стекающую струю воды. Обратите внимание на воду, отражающую нижнюю губу. Вода меняет направление света, что создает такие мелочи, которые увеличиваются как под лупой, искривляются, и т.д.

4. Используя кисть с маленьким диаметром, я прорисовываю темным цветом края струи. Не обрисовывайте ее полностью. Эти темные участки лишь отражения волос и других окружающих объектов.

5. Теперь это уже больше похоже на воду. С помощью маленькой кисти я нанесла в некоторых местах блики, используя почти белую краску. И опять же, не рисуйте их повсюду – выбирайте места с капельками или, наоборот, тонкие струйки, чтобы нарисовать блики. Здесь можно использовать кисть с достаточно высоким уровнем Непрозрачности (Opacity).

6. Вода отбрасывает тень. Можно нарисовать ее на новом слое между слоями с лицом и водой. Тень не обязательно соприкасается с водой по всей длинне струи. Это происходит только на носу, т.к. вода касается его. На подбородке и над губами вода находится как бы в «подвешенном» состоянии.

7. Здесь я добавила немного голубоватого оттенка. Вам, возможно, захочется взять другой оттенок – все зависит от освещения и окружающих объектов, которые вы рисуете. Это очень тонкая струя воды, поэтому она должна быть почти незаметной.

8. Мне показалось, что в тенях в воде не хватало контраста. Поэтому я, взяв кисть с высокой Непрозрачностью (Opacity) и выбрав темный цвет, еще раз прорисовала некоторые темные участки на воде. Ну, я лишь слегка подчеркнула эти области.

9. Капли на лице. Их можно нарисовать простыми приемами бликов и теней. Можно добавить бликов на одном кончике капли, используя почти белый цвет со средней Непрозрачностью (Opacity). Большинство людей рисует капли цвета, слишком отличающегося от цвета кожи – запомните, кожа видна через воду!

10. Капли также могут иметь небольшую тень, и снова – создаем ее на новом слое между слоями с лицом и водой. Не делайте тень от капли слишком большой, она должна выглядеть как тонкая линия с одной стороны капли, потому что они на лице получаются практически плоскими и не отбрасывают много тени.

1. Применим этот прием на более масштабном рисунке. Я буду рисовать небольшой водопад на маленькой свисающей скале. Снова создаем новый слой для воды. Если хотите, можете использовать целую кучу слоев для воды; по одному слою на каждый проделанный шаг, на случай, если вы боитесь сделать что-то не так, или, если вы хотите просто поэкспериментировать и сохраняете возможность с легкостью возвращаться на необходимые вам стадии.

2. Я использую текстурированную кисть. Вы можете найти кучу кистей, уже имеющихся в Photoshop, или скачать их или создать свои собственные (попробуйте нарисовать несколько «царапин» на новом слое, выделите их и нажмите Редактировать (Edit) – Определить кисть (Define brush) для быстрого эксперимента). Когда я быстро набрасала форму водопада, я включила режим Рассеивания (Scattering) в окне настроек кисти (Brush preset) и сделала Колебание угла (Angle jitter) чувствительным к нажиму пера. Вы можете поэкспериментировать с панелью кисти (Окна (Windows) – Кисти (Brushes)), чтобы посомтреть, каких эффектов можно с их помощью добиться.

3. Я проработала скалы сверху, где начинается водопад. Вода стекает по ним очень быстро, поэтому не нужно сильно прорисовывать их, как, например, сухие скалы по бокам. Было бы неплохо наложить немного «мокрого» цвета на них, чтобы сгладить щели между камнями.

4. Разные части водопада падают по-разному. Я решила пройтись темной кистью с «царапинами», и снизив Непрозрачность (Opacity), по тем местам, на которых будет меньше воды. Выглядит не очень аккуратно, но следующий этап немного приведет все в порядок и сделает те темные пятна позади водопада визуально отдаленными местами.

5. Как и на лице были важны почти-белые блики, так и здесь без них не обойтись! Здесь также есть много белоснежного цвета на брызгах, особенно на нижней части водопада. Для создания пены внизу водопада можно использовать большую кисть, и еще одну – маленькую – для прорисовки отдельных мелких струек, которые разбрызгиваются у начала спада водопада, возле скал.

6. Продолжаем добавлять блики. Немного пены в стороне от общей массы пены будет выглядеть эффектно. Проще всего для ее рисования использовать планшет: пользуйтесь преимуществами своего планшета, а именно чувствительностью к нажиму – при чувствительном нажиме пера отлично работают функции размера кисти и непрозрачности (opacity).

9. Будет неплохо, если вы «капните» некоторыми цветами из окружения на водопад. Накладывайте их с очень низкой Непрозрачностью (Opacity) и только в некоторых местах. Можно придать немного туманного эффекта с помощью большой, мягкой кисти у подножья водопада, и несколько мокрых пятен на близрасположенных камнях.

Т.к. вода не имеет формы, думаю, не существует какой-то определенной методики по ее рисованию. Можно было бы продолжать работать над полученным результатом еще очень долго. И естественно, все водопады разные – может вам захочется нарисовать водопад высокий, плавный, а не низкий и с большими всплесками и брызгами, как на моей картине. На вашей может быть больше камней так, что пена и брызги будут взлетать аж до самой середины водопада. Если вы рисуете струю воды, стекающую с какого-то объекта, как на моем примере, то запомните, чем больше воды, тем больше искажается поверхность, по которой она течет. И да, я пока не затронул тему тихой глади, волн... и т.д.!

Но все же надеюсь, что эти два примера дадут вам представление о том, как я рисую воду. Каждый рисунок индивидуален, но, возможно, вы лучше поймете некоторые принципы рисования этой жидкости.