Как правильно обработать вокал. Обработка вокала

Как только вокал будет записан, мы переходим к сведению вокала. Сведение голоса это процесс, который поможет лучше вписать вокал в окончательный микс, и заставит звучать его максимально хорошо.

Отлично записанный и правильно сведенный вокал это необходимая составляющая современных коммерческих треков, так что уделите сведению вокала отдельное внимание.

Сведение вокала мы условно разделим на несколько этапов: эквализация вокала, компрессия вокала, реверберация вокала. Начнем с эквализации вокала.

Эквализация вокала (голоса)

Первое, с чего мы начнем сведение вокала это эквализация вокала. Ниже приведен список частот, которые чаще всего подвергаются коррекции при эквализации вокала:

  • Удаление некоторых частот из 150-450Hz диапазона уберет жесткую «серединность» из вашего вокала и заставит звучать его приятней.
  • Повышение частоты около 8 кГц + может добавить хороший воздушный тон и большую читаемость на звук. Тем не менее, следите за ‘с и ‘т’ так как повышение в этой области неизбежно приведет к их выделению.

При эквализации вокала старайтесь вносить, как можно меньшие коррективы, иначе вокал будет звучать неестественно. Если необходимы жесткие коррективы задумайтесь о смене .

Компрессия вокала (голоса)

Это очень важная часть сведения вокала, необходима для выполнения двух задач. Во-первых, компрессор выравнивает вокальный трек по динамике, делая громкие части тише, а тихие части громче.

Вторая задача компрессии вокала это добавление энергии и динамичности звучанию вашего вокально трека. Компрессия вокала ялвяется наиболее важной составляющей сведения вокала.

Снижение усиления 6-9 дБ и соотношение (Ratio) между 2:1 и 7:1 на громкие части в треке, должно послужить хорошей отправной точкой.

Реверберация вокала (голоса)


Еще одна важная составляющая сведения вокала — реверберация. Какое количество реверберации должно быть на вокале? Этот пункт дело вкуса, но все таки можно выделить несколько составляющих, которые используются чаще других.

Plate Reverb или пластиночный ревербератор хорошо подойдет для вашего вокала со следующими параметрами:

  • Длинна 2.3 секунды;
  • Фильтр высоких чатоты;
  • Время атаки 0.24 сек;
  • Время задержки 2.10 сек;
  • Pre-Delay 6 ms.

Дабл-трек

Чтобы сделать вокальную линию более плотной при сведении, можно продублировать основную вокальную линию еще раз. Именно спеть еще раз поверх уже спетой. Постарайтесь спеть достаточно точно, но не бойтесь мелких неточностей, они лишь добавят «жиру».
Также можно просто скопировать основную дорожку и сделать на ней отставание от основной в 10-20 мс это тоже порой неплохо работает, как инструмент уплотнения вокала. Послушайте все ранние записи Beatles, все вокалы там записаны дабл-трэком.

Плагины для сведения вокала

Так как при сведении вокала мы осуществляем эквализацию, компрессию и реверберацию голоса, то соотвественно для сведения нам потребуются , компрессор и ревербератор. На начальном этапе вы можете выбирать абсолютно любые плагины, ведь в начале нужно понять как это все работает. Затем по мере развития ваших навыков вы будете совершенствовать и инструменты с которыми работаете, в данном случае плагины.

Но этим тремя плагинами не ограничивается набор инструментов для сведения вокала. Существуют также: деэссеры, гейты, многополосные компрессоры, сатураторы, гармонизаторы, хорусы и др. Но все это нужно добавлять уже после того, как вы освоите основу основ: эквализацию, компрессию и реверберацию.

Это минимальный набор сведений, которые вы должны знать о сведении вокала , в дальнейшем мы еще коснемся этой темы.

Вконтакте

Студия звукозаписи «ТопЗвук» рада помочь Вам осуществить запись и сведение вокала (англ. vocal recording and mixing) по минимальной цене. Мы многие годы работаем в отрасли работы со звуком и отлично знаем свое дело. Став нашим клиентом, Вам не придется волноваться о качестве материала, который мы сделаем совместно с Вами.

Записать голосовую партию или инструментальную в студийных условиях стало доступным для каждого. Все что нужно, это просто прийти и спеть свой материал под готовую фонограмму или же записать ее в нашей студии.ТопЗвук

Если Вы являетесь исполнителем авторских песен, то заинтересованы в том, чтобы на записи они звучали достойно. Если это так, то не тратьте время впустую на попытки создать композиции в домашних условиях, поскольку из этого не выйдет ничего хорошего. Они будут плохого качества, а значит, не получится их рекламировать и продвигать. В любом случае Вы можете сразу обратиться к нам и осуществить запись наработанного материала в высоком качестве.

Цены на услуги звукозаписи

Услуга Способ оплаты Стоимость
Запись голоса Почасовая 750 руб/час
Сведение и мастеринг Почасовая 750 руб
RAP под минус Фиксированная 3000 руб
RAP под минус "Премиум" (с доп. эффектами) Фиксированная 4000 руб
Песня под минус "Лайт" (1 ч. записи + обработка без тюнинга) Фиксированная 3000 руб
Песня под минус "Премиум" (1 ч. записи + обработка и глубокий тюнинг) Фиксированная 5000 руб.

В арсенале сотрудников нашей студии имеется все необходимое оборудование (в том числе рэковые процессоры обработки) и софт , которое только может потребоваться для записи вокальных партий. С каждым годом количество наших клиентов продолжает стремительно расти, так как мы постоянно снижаем цены и докупаем новое оборудование.

Нередко у музыкантов, в особенности не очень опытных, возникает соблазн ограничиться записью вокала в домашних условиях, либо в бюджетной студии звукозаписи с недорогим микрофоном и любительским оборудованием. Но стоит ли лишать себя возможности получить действительно качественный трек?

Сведение (до и после)

TZ

Пример 1.
Группа «Tetris» - Песня «Скрывайся» - ДО СВЕДЕНИЯ

TZ

Пример 1.
руппа «Tetris» - Песня «Скрывайся» - ПОСЛЕ СВЕДЕНИЯ

TZ

Пример 2.
Группа «Руны» - Песня «Фонари» - ДО СВЕДЕНИЯ

TZ

Пример 2.
Группа «Руны» - Песня «Фонари» - ПОСЛЕ СВЕДЕНИЯ

Именно из-за постоянного пополнения клиентской базы нам удалось значительно снизить расценки на свои услуги. Теперь час записи стоит всего 750 рублей. Оплата сведения также почасовая. Как видите, запись и сведение вокала или запись инструментальной партии в студийных условиях стали доступными для каждого. Все что нужно, это просто прийти и спеть свой материал под готовую фонограмму или же записать ее в нашей студии. Всю остальную работу за Вас сделают уже наши звукорежиссеры. Нет причин волноваться о качестве звучания материала, который будет записан в нашей студии. Уже многие успели проверить на практике уровень нашего профессионализма. Чтобы заранее в нем удостовериться – прослушайте треки , которые до этого были записаны нами.

Преимущества сотрудничества с нами

  • Выгодные цены на весь спектр услуг звукозаписи;
  • – Наличие современного оборудования (в том числе топовые ламповые микрофоны и предусилители) , которое постоянно обновляется;
  • – Опытные звукорежиссеры,

    Развитие интернета сегодня привело к довольно любопытным последствиям: в сети так много качественно записанной музыкой, что в сознании большинства слушателей планка качества поднялась до очень большой высоты. И какой бы хорошей ни была ваша музыка в композиторском плане, каким бы оригинальным ни был текст, никто даже слушать не станет вашу композицию, если она записана непрофессионально. Таковы приметы времени. Стоит ли тратить время на творчество, которое окажется невостребованным? На наш взгляд – нет. Обратитесь с нашу профессиональную звукозаписывающую студию и вы получите отлично записанный и сведенный вокал по адекватной цене! Запись и сведение вокала больше не должны Вас волновать, поскольку эту работу Вы всегда можете доверить студии «ТопЗвук». Свяжитесь с нами, и мы обсудим все детали дальнейшего сотрудничества. Не упускайте возможность записать свой музыкальный материал. Позвоните нам прямо сейчас!

Paulina Steel,

Sound designer.

После того, как все этапы редактирования вокала пройдены, можно приступить непосредственно к его сведению с минусом. Одним из основных моментов сведения, будь то мультитрек или сведение голоса с фонограммой, является эквализация. Звукорежиссер, работающий с этим инструментом, может как успешно сделать свой микс гармоничным и "вкусным" при умелой работе, так и разрушить то хорошее, что было записано, и усугубить дефекты записи.

Надо понимать, что исторически эквалайзер был создан как прибор для устранения дефектов записи, поэтому первостепенно необходимо проанализировать свою фонограмму и вокальный трек на предмет дефектов АЧХ (амплитудно-частотной характеристики).

В наше время, когда практически каждому доступна запись на достаточно неплохих микрофонах, мы не можем говорить о дефектах записи, таких как были в прошлом. Тем не менее, каждый микрофон имеет свое звучание, один может "завышать", другой может придавать излишний носовой призвук вокалисту и т.п. Любое "слишком" мы можем воспринять как момент, достойный корректировки. Конечно, здесь может возникнуть вопрос об акустике, на которой ведется контроль. Разумеется, акустика тоже разная, и одна может завышать, другая занижать, но в данной статье мы имеем в виду, что наш читатель делает сведение на профессиональных мониторных колонках и должен исследовать запись исходя из сравнения с другими записями и пользуясь своим музыкальным опытом на данной акустике.

Также следует помнить, что эквалайзером можно полностью изменить характер инструмента или вокала. Задачей звукорежиссера опять же считается прежде всего - не навредить, а при возможности улучшить звучание, при этом оставив человека человечным и живым, не исказив его характерные особенности исполнения и по возможности подчеркнуть их. Вокалист в большинстве случаев - это главный герой композиции, и к его эквализации нужно подходить соответственно. Сразу можно сказать, что у любого поющего нет полезного сигнала в спектре саб-низких частот, то есть как минимум до 40 Гц, а возможно, этот порог значительно выше. Следовательно, на этих частотах возможно применение фильтра среза или хотя бы shelf"а, в случае если есть опасность слишком сильно обрезать бас мужского вокала. Из возможных наиболее часто встречающихся проблем, это проблема с "вокалистом из под подушки", когда явно слышится носовой призвук. Одной из самых распространенных ошибок решения этой проблемы является подъем эквалайзером частот верхней середины и верха. При таком подходе есть риск сделать вокалиста неестественным, электронным, особенно если сведение ведется с помощью цифровых эквалайзеров. Прежде чем принимать подобное решение, следует попробовать наоборот опустить у вокала частоты нижней середины. Возможно, после этого и не потребуется подъема в верхнем спектре или подъем будет не столь значительным. Мы не указываем точных значений частот, потому что не существует универсальных подходов к эквализации вокала в связи с индивидуальностью каждого исполнителя и разными техническими характеристиками микрофонов и самих эквалайзеров.
Вокал для человека с позиции музыки - музыкальный инструмент, с которым мы знакомы наиболее хорошо, мы слышим его чаще всех других инструментов, и наш слуховой опыт в отношении голоса наиболее богат. Исходя из этого, эквализация голоса должна быть особенно четкой, мягкой и практически незаметной. Обязательно следует проверять свою работу, переводя эквалайзер в режим bypass, чтобы понимать разницу того, что было и что стало и стало ли лучше. И здесь ситуация такая же, что и при редактировании, если есть неуверенность, что эквализация пошла вокалу на пользу, лучше поработать над ней еще, послушать на разной акустике или вообще от нее отказаться.Эквалайзер также может служить средством построения пространства микса и в случае с вокалом - средством, указывающим местоположение вокалиста в пространстве микса. Когда вы выстраиваете это местоположение, нужно сделать стилевой анализ композиции в целом и задать себе следующие вопросы: - к какому стилю принадлежит данная композиция?

В каком помещении реально исполняется композиции данного стиля?

Каково положение вокалиста по отношению к музыкантам, характерное для композиций данного стиля?

Каково положение вокалиста по отношению к зрителям, характерное для композиций данного стиля?

С помощью эквалайзера можно приблизить вокалиста к зрителю (слушателю) за счет подъема верхних и нижних частот или "утопить" его в фонограмму за счет прямо противоположных действий, можно сделать голос в ретро-стиле, немного телефонным, повысив уровень верхней середины приблизительно в диапазоне от 2k до 3k и т.п.

Следовательно, если вы правильно ответите себе на все поставленные выше вопросы, вы сможете сделать эквализацию, как характерную для стиля конкретной композиции, так и отступить от привычных правил отдельно взятого стиля. Так, мы знаем, что для рок-исполнителей характерна близость музыкантов к вокалисту, но тем не менее он является фронт-меном, то есть стоит все же немного ближе к зрителям, чем группа музыкантов. А, например, в эстрадной музыке старой школы сам вокалист находится на сцене как правило один, потому что он "звезда", и расстояние от него до зрителей значительно меньше, чем расстояние до музыкантов, сопровождающих его.

Что касается эквализации фонограммы. Чаще всего фонограмма - это уже законченное и подготовленное как бы под вокал произведение, в связи с чем дополнительное вмешательство в нее эквалайзером в большинстве случаев излишне. Но помня об индивидуальных особенностях исполнения вокалиста и о том, что сейчас зачастую мы сталкиваемся с минусами не слишком хорошего качества, мы оставляем и здесь возможность некоторой эквализации. В частности, хорошо заметно, если в фонограмме в целом не хватает верхних или нижних частот и т.п., но что делать если вокал входит в конфликт с самой фонограммой, не ложится в нее? Исходя из того, что основные рабочие частоты голоса как правило находятся в диапазоне от 1,5k до 2,5k, можно сделать небольшой спуск (на пару Дб) в минусе в этом же диапазоне, разумеется, подбирая точные частоты с учетом свойств голоса конкретного вокалиста. Но не следует делать вывода, что нужно полностью стараться эквалайзером подогнать фонограмму под вокал. Если голос так и "не ложится" под инструментал, нужно еще раз проверить и попробовать изменить эквализацию самого голоса.

Таким образом, понятно, что эквалайзер по отношению к вокалу выступает не только как прибор, способный устранить дефекты записи, но и как средство создания пространственной среды микса, а также как инструмент создания художественного образа, и к его использованию порой нужен не столько технический, сколько творческий и даже философский подход.

Продолжение...

Обработка вокала. Диапазон средних частот.

Существует очень мало вокалистов, которые могут управлять динамикой своего пения и поэтому не нуждаются в компрессии. Несмотря на то, что компрессия была применена при записи, вполне возможно, что при микшировании потребуется применить ее опять. Следите, чтобы излишняя компрессия не подтянула шумы ленты. Лучше всего применить гейт или компрессор со встроеннымэкспандер-гейтом. Установите достаточно быстрое время атаки гейта, чтобы не "проглатывались" начала слов. Время восстановления должно быть достаточно длинным, чтобы слова или фразы, которые звучат тише к концу, не обрезались преждевременно. Возможно, что иногда гейт будет включаться, реагируя на звуки вдоха или на фонограмму, которую подавали в наушники вокалисту. Но в девяти случаях из десяти это не требует дополнительной коррекции, поскольку в общей картине этого не будет заметно. Пусть лучше пройдет несколько нежелательных звуков, чем будут постоянно "проглатываться" начала или концы слов.

Эта причина является одной из основных, почему гейт применяется чаще при микшировании, чем при записи.

Если неправильно установить параметры гейта при записи, то можно совершенно испортить неплохое исполнение. Использование гейта при сведении, а не при записи дает необходимую свободу действий, а также возможность отрезать при помощи него шумы ленты, которые могут присутствовать.

Применение компрессии не только позволяет сделать пение разборчивым и гармонирующим с остальными инструментами, но и создает эффект ближнего плана, интимности. Если у вас на нескольких треках записаны подпевки, которые вы хотите компрессировать, то сведите их в стереоподгруппу на консоли и включите компрессор в разрыв подгруппы. Вы не сможете управлять компрессией каждого голоса подпевки, но можно будет менять средний уровень подпевок.

Вокал обычно записывают "сухим", поэтому, чтобы создать впечатление о пространстве, при микшировании необходимо добавить некоторое количество реверберации. Однако, если на то нет особых причин, не следует делать слишком много реверберации: это удалит вокал, слова станут неразборчивыми. Отражения заполняют пространство, так же, как и отдельные инструменты. Музыке требуются не только звуки, но и пространство.

Лидер-вокал обычно помещают близко к центру панорамы (впрочем, ничто не мешает здесь экспериментировать). Подпевки разделяются и посылаются в правый и левый каналы, чтобы показать ширину стереобазы. Если ведущий вокал звучит недостаточно сильно, то можно попросить вокалиста спеть еще раз и записать голос на другую дорожку, которую потом можно добавить к первой. Это называется "double tracking" и звучит хорошо, если вокалист способен спеть второй раз точно так же, как в первый. Если ему трудно так сделать, посоветуйте ему при повторном пении пропускать согласные в конце слов. Тогда не будет заметно, что слова кончаются не одновременно.

Если вокалист не может продублировать свое пение, тогда вам потребуется создать искусственный дабл-трек (ADT) при помощи очень короткой задержки (30-60 мс) и медленной, неглубокой модуляции. Применение дабл-трека (искусственного или настоящего) является также хорошим способом уплотнения подпевок. Если обработанные и необработанные звуки разведены в разные стороны, это создает эффект глубины и позволяет добавить реверберацию к задержанным сигналам (тонкое отличие от того, что получается, если добавить ее к исходным голосам).

Если, несмотря ни на что, голоса по-прежнему звучат неясно (из-за плотности остальной фонограммы), вы можете сделать следующее: соберите гитары и синтезаторы в стереоподгруппу, и в разрыв подгруппы включите компрессор. Если управлять компрессором при помощи внешнего сигнала (прямо с выхода микрофона или через точку разрыва), то можно работать с компрессором в режиме "ducker": это сделает возможным автоматическое управление уровнем сигнала в зависимости от уровня вокала. Время атаки должно быть очень быстрым; время восстановления регулируется на слух, чтобы добиться наилучшего восстановления громкости инструментов в конце вокальных фраз. Сигнал должен уменьшаться всего на несколько децибел, тогда контраст между вокалом и аккомпанементом будет нормальным.

ВНИМАНИЕ: никогда не следует таким образом управлять громкостью бас-гитары и барабанов! Это уже будет считаться техническим недостатком фонограммы: уровни все время меняются. Что бы ни происходило, костяк песни должен оставаться неизменным.

Существует довольно очевидный способ увеличить разрыв между сливающимися по звучанию инструментами: ручкой панорамирования развести их в противоположные части картинки. Однако это не является универсальным решением проблемы, так как вы всегда должны оценивать, как фонограмма будет звучать в режиме моно. Лучше сперва убедитесь, что песни хорошо слушается в моно, а затем примените разведение в стерео, чтобы еще улучшить эффект. Помните также, что чем больше реверберации вы применяете, тем менее очевиден будет стерео-эффект: не имеет значения, в какую точку панорамы помещен конкретный инструмент, поскольку отражения будут приходить из правого и левого каналов (кроме тех случаев, когда вы специально (из музыкальных соображений) помещаете его только в один канал).

Записывая вокал, определите, нет ли у вокалиста проблем с шипящими согласными. Если такая проблема существует, то для записи следует использовать вместо дорогого конденсаторного микрофона, берущего весь диапазон, - хороший динамический микрофон с ограниченной чувствительностью к верхнему краю частот. Тогда вам не придется применять ди-эсер. Также возможно свести проблему к минимуму путем небольшого изменения положения микрофона относительно рта вокалиста (чуть выше, ниже, справа или слева).

Важно, чтобы между микрофоном и вокалистом находился экран. Он поможет справиться с другой частой проблемой - "плевками", то есть ударно звучащими звуками "б" и "п". Лучше применить импровизированный экран, а не поролоновый, который обычно входит в комплект микрофона, так как последний, как правило, не годится для этой цели.

Диапазон средних частот

Вокал занимает низкую середину диапазона, но гармоники, от которых зависит разборчивость слов, достигают 3 кГц. Однако не следует делать для этого провал между 200 Гц и 3 кГц. Послушайте аранжировку и удостоверьтесь, что в момент присутствия вокальной партии в фонограмме не происходит ничего такого, чтомогло бы сильно отвлечь слушателя от пения. Именно поэтому до сих пор популярны акустические гитары и электрогитары с одним угольным звукоснимателем (Strats): они дают яркий, определенный звук и при этом не заполнют нижнюю середину аудиоспектра шумом.

По этой же причине клавишные "подклады", в особенности многоголосые стрингс, должны звучать достаточно тихо в миксе, чтобы их воздействие оставалось почти на уровне подсознания. Если они звучат явно, то скорее всего не выполняют своей задачи, применены просто как музыкальный заполнитель, и поглощают промежутки, которые вы должны использовать для создания контраста.

Вам, конечно, уже понятно, что громадное количество ошибок может быть сделано только на этапе аранжировки. Поэтому, прежде чем начинать запись, нужно хорошо все оценить. Вовремя изменить звук инструмента или изменить часть (партию), чтобы оставить место для других - все это может иметь громадное значение для окончательного результата. Иногда достаточно сменить одно обращение аккорда на другое, и звучание становится правильным. Если действовать так, то на этапе сведения ваша работа будет по-пастоящему творческой, а не просто "спасением утопающих".

Помните, что если имеются две одновременно играющие гитары с эффектом "дисторшн", ритм-гитарист должен четко "снимать" аккорды, а не "переезжать" с одного на другой. Такой простой прием превращает мусор в исполнение, полное живости.

Если вы заняты сведением в условиях, когда вы не можете управлять тем, что записано на ленте (например, ремикс), тогда используйте эквалайзер для отстройки сигналов таким образом, чтобы перехлест по частотам был минимальным. Например, вы можете обрезать верх в звуке гитары "дисторшн", чтобы она звучала менее визгливо, или, наоборот, срезать нижнюю границу у гитары, звучащей мутно, или у клавишной партии, чтобы прекратить их "соревнование" с вокалом или бас-гитарой. Можете работать с компрессором в режиме "ducker". Но лучше, если у вас есть возможность сразу правильно снимать звук с источника. На мой взгляд, ценность применения эквалайзера слишном преувеличена, его нужно применять только в тех случаях, когда требуется, чтобы сигнал не звучал естественно. Используйте эквалайзер для того, чтобы сделать хорошие сигналы еще лучше, а не затем, чтобы пытаться спасти плохие.

Если сигналы, записанные на ленту, звучат безжизненно (как это часто бывает в случае прямого включения лидер-гитары или ритм-машины), при этом добавление реверберации не придает им живости, попытайтесь сделать следущее: проиграйте запись данной дорожки через комбик в "живой" комнате, сигнал с усилителя снимайте при помощи микрофона. Если у вас нет свободных дорожек, чтобы записать полученный сигнал, делайте эту операцию прямо во время сведения. В зависимости от положения микрофона и от характеристик помещения, вы получите массу новых звуков, часть которых на первый взгляд могут показаться неприменимыми. Я знаю продюсеров, которым из исходного звука малого барабана обычной ритм-машины таким образом удавалось записать настоящий малый барабан. Экспериментирование - ключ к успеху. Цена его - только время, и если вы работаете в своей домашней студии, вы можете позволить себе эту роскошь.

Если бы я должен был выбрать наиболее часто задаваемый мне вопрос, то, скорее всего, это был бы вопрос «Как вы сводите рэп вокал?». Ну, или вариации этого вопроса. О сведении рэп вокала меня спрашивают не меньше, чем раз в неделю.

Сведением рэп вокалов я занимаюсь 4 или 5 раз в неделю. А если учесть, что в одной песне могут звучать по нескольку голосов, то и того больше. У меня уже сформировался определенный подход к сведению рэпа. Всем известно, что не найти двух одинаковых песен, вокалистов, записей или инструментальных минусов. Поэтому подходов к сведению существует огромное множество, и мой способ сведения рэп вокала – только один из многих.

Концепция

Все начинается с концепции. Я всегда повторял это, и буду повторять снова. Прежде, чем начинать сводить, у вас должно быть представление окончательной картины. Должно быть определенное понимание того, как вокал будет сидеть в миксе, прежде чем вы начнете его сводить. Эта идея, вполне возможно, изменится в процессе, но начинать все равно надо с каким-то выработанным направлением движения.

Основная проблема, с которой сталкиваются люди при сведении рэп вокала, заключается в том, что они концентрируются на слове «вокал», а не на слове «рэп». Вообще слово «рэп» тоже очень обобщающее: есть огромная разница между репом из Нью-Йорка 1994 года и рэпом 2010 года из Лос Анджелеса.

Даже в пределах одной школы рэпа существуют различия. Например, сравним два трека:

  1. A Tribe Called Quest – «1nce Again»
  2. LL Cool J – «Loungin’»

Обе песни можно отнести к спокойному, легкому рэпу, но принципы сведения этих двух треков кардинально отличаются.

Трек «Loungin’» является квинтэссенцией стиля «Плохие парни». Он сводился Ричем Травали – вы можете услышать что-то общее с треками таких исполнителей, как 112, Total, Mariah Carey и поздним Biggie.

Трек «1nce Again» – пример сведения Боба Пауера. Такое звучание в значительной степени преобладало на рынке раннего Нью-Йоркского рэпа.

Я ссылаюсь на эти треки, потому что надеюсь, что вы способны услышать различие в сведении. Заметьте, как в «Loungin’» вокалы приподняты над остальным миксом. Они на том же уровне громкости, что и рабочий барабан, имеют «солнечное» звучание с мягкими высокими частотами, звучат очень ясно и детально на средних частотах.

Тем временем в «1nce again» вокалы по уровню громкости значительно уступают рабочему барабану, у них очень агрессивно выдаются вперед средние частоты, высокие частоты более зернистые, и низкие частоты обрезаны высокочастотным фильтром. Форма вокала в этих двух треках тоже разная – компрессия очень слабая в «Loungin’», а в «1nce again» наоборот, очень агрессивная (особенно голос Фифа).

Давайте рассмотрим еще один современный трек, скажем, Nicki Minaj – «Massive Attack».

Здесь в вокалах мы имеем очень чистые высокие частоты и высокую середину. Вокалы возвышаются над всем миксом, и в них нет такой низкой середины, как в «Loungin’».

В каждом из трех треков есть что-то специфическое:

  1. В «1nce again» вокал звучит остро и агрессивно, что соответствует Нью-Йоркской школе рэпа.
  2. «Loungin’» звучит очень нежно и гладко – так вокалы сводятся в основном в R&B музыке.
  3. В «Massive Attack» вокалы звучат кристально чисто, но оставляют пространство на низких частотах для барабанов, что хорошо будет слушаться в клубах.

Суть в том, что вы должны заранее определиться, как вы будете сводить рэп вокал. Кто является аудиторией артиста, в каком стиле артист работает, где эта песня будет играться, и как вы, в качестве звукоинженера, можете все это свести воедино?

Предположим, вы определились, чего вы хотите добиться… но как именно этого добиться?

Чистка

Перед тем, как сводить рэп вокал, в большинстве случаев его нужно подчистить. Основная причина этого – вокал часто записывается далеко не в идеальных помещениях, например в туалете (я регулярно с этим сталкиваюсь) или ванной комнате. Знаю, это покажется странным, но бытует миф, что запись рэп вокала в туалете или ванной – хорошая идея. На самом деле это не так. Вторая причина заключается в том, что вокал зачастую записан чересчур громко. Опять таки, существует миф, что чем громче ты будешь кричать в микрофон, тем лучше. Это категорически неверно, особенно в эру 24-битного кодирования звука.

Иногда достаточно грубой чистки вокала, потому что возможности ваши ограничены. В случае если вокал был записан слишком громко, то есть с клипами, идеально подойдут программы по устранению искажений, например, iZotope Rx De-Clipper. К тому же, искажения обычно сконцентрированы на определенной частоте, так что с ними можно справиться даже эквалайзером.

Вокалы, которые записывались в комнате с сильной реверберацией, обработайте легким гейтом, и осторожное применение эквалайзера также может подавить звучание комнаты, либо же вы можете попробовать использовать программы вроде SPL De-Verb. Другой путь заключается в том, чтобы сводить трек таким образом, что естественная реверберация вокала будет в нем уместна и покажется намеренной.

Проблема вокалов, записанных в туалете или в углу комнаты, это гребенчатый фильтр. Есть одна уловка, ослабляющая гребенчатую фильтрацию. Если вокал записан дублем, поднимите или опустите слегка pitch дубля. Это изменит полосы частот, которые были отфильтрованы, и когда дубль сведется с основным вокалом, эти частоты не пропадут из спектра. Гребенчатая фильтрация по-прежнему будет присутствовать в вокале, но на слух будет менее очевидна.

Обработка

Теперь у вас есть чистые вокалы (или, возможно, они к вам попали уже чистыми). Самое время решить, что с ними делать. Я не могу вам сказать, как именно вы должны или не должны обрабатывать вокал, но я могу дать понимание некоторых вещей, на которых стоит сосредоточиться.

Баланс

Крайне важно определить взаимосвязь между вокалами и другими инструментами в этом же частотном диапазоне. Для хип-хопа типично взаимоотношение вокала и барабанов, и в первую очередь – рабочего барабана. Если вы найдете, как усадить в микс и вокал, и рабочий барабан, так, чтобы они не мешали друг другу, остальные инструменты встанут на свои места гораздо быстрее и проще.

В треке «1nce Again» можно заметить, что рабочий барабан немного громче вокалов, и сконцентрирован в более яркой части частотного спектра, в то время как вокалы чуть-чуть ниже по уровню и сконцентрированы больше в среднем диапазоне частот. Это было сознательным решением, принятым звукоинженером при сведении. А вот в треке «Loungin’» вокалы звучат на том же уровне громкости, что и рабочий барабан. А в «Massive Attack» вокалы звучат выше, правда там звучит не рабочий барабан, а перкуссионный инструмент, играющий на 2 и 4 доли, и он звучит в основном на низкой середине.

«Воздух»

В сведении рэп вокала почти не используются ревербераторы. Тому есть три основные причины:

  1. Рэп вокалы гораздо динамичнее и в них гораздо более важна ритмическая составляющая, чем в певучих вокалах, а реверберация может смазать ритмику и артикуляцию.
  2. Идея хип-хопа заключается в том, чтобы голос доминировал над минусом и «бил вам в лицо», а ревербератор имеет свойство погружать вокал в стерео микс.
  3. Все остальные звукоинженеры сводят рэп без реверберации. Не очень серьезная причина, но все же имеет место быть.

Однако вокалам не помешает добавить немного пространства, или «воздуха». Смысл в том, что пространство вокруг голоса делает его более живым и ярким. И для этого можно использовать очень короткий, широкий, тихий ревербератор. Также хорошей идеей будет наложить на вокал дилей (эхо), но чтобы задержка звучала на заднем плане, и большую часть высокочастотного диапазона стоит срезать. Это создаст ощущение глубокого трехмерного пространства, которое будет контрастировать с основным вокалом и за счет этого вокал еще больше выйдет на первый план. Наконец, если вам повезло и вместе с самим вокалом отдельно записывалось и звучание комнаты, то добавление дорожки с натуральной реверберации может дать вам очень сухой вокал с ощущением «воздуха» вокруг него. Компрессия с очень быстрой атакой, и относительно быстрым временем восстановления, и поднятие высоких частот также могут добавить голосу воздуха.

Компрессия

Небольшая компрессия еще ни одному вокалу не помешала, просто чтобы лучше усадить его в микс. Но основной ошибкой, которую допускают люди при сведении хип-хоп вокала, является чрезмерная компрессия. Большой уровень компрессии имеет смысл только в тех миксах, где множество инструментов борются за звуковое пространство. Когда вы читаете про рэперов, чей вокал проходил обработку 4 компрессорами, то это, скорее всего из-за того, что минус звучит очень плотно и сильная компрессия вокала просто необходима, чтобы прорезать такой микс. Или это стилистический выбор звукоинженера – сделать вокал «хрустящим».

Фильтрация

Крайне важно определиться, какие частоты в миксе отфильтровать, чтобы помочь вокалу прорезать микс. Например, большинство звукоинженеров применяют высокочастотный фильтр ко всем дорожкам, кроме бас бочки и непосредственно баса. Это очищает пространство для низкочастотных инструментов. Однако зачастую упускается важность низкочастотной фильтрации. Синтезаторы, даже если они синтезируют басовую линию, могут нести много высокочастотных составляющих, которые просто необходимы для того, чтобы микс звучал полноценно, и вокруг вокалов ощущалось пространство. Так что не помешает применить к рэп вокалу несколько низкочастотных фильтров.

Кроме того, возвращаясь в высокочастотной фильтрации, если вы не делаете что-то тяжелое в стиле Боба Пауера, вам не нужно применять жесткую высокочастотную фильтрацию около 120 Гц. Человеческий голос, мужской и женский, резонирует вплоть до 80 Гц (а иногда и еще ниже). Попробуйте аккуратную высокочастотную фильтрацию на 70 – 80 Гц для вокала. А возможно, вам вообще не нужно применять к вокалу ВЧ фильтр…

Эффект присутствия

Определение частотного диапазона для вокала крайне важно. Вокалы, звучащие только на средних частотах, как в телефонной трубке, иногда отлично звучат в своем миксе. «Теплые» вокалы, сосредоточенные на низкой середине, тоже встречаются. Обычно, при достижении натурального звучания вокала, с эффектом присутствия, избавляются от «горловых» тонов, которые находятся в диапазоне от 250 до 600 Гц (но не сводите на основе чисел, слушайте, слушайте, и еще раз слушайте). Этот способ в первую очередь подчеркивает грудные звуки. Звуки, формирующиеся в передней части рта, языка и на зубах, находятся где-то в районе 2 – 5 кГц.