Как добраться до горы щекавица. Киев

В 1950-х годах плоская часть киевского Подола выглядела заброшенной и провинциальной. В основном одно и двухэтажные деревянные дома - обшарпанные, заброшенные и неухоженные. А некоторые из таких домов даже были подперты темными бревнами, чтобы не завалились. Наиболее ветхие из таких домов располагались у подножья гор: Щекавицы, Юрковицы и на местности - Татарка. Из воспоминаний послевоенного времени запомнились дворы с закрывающимися на замок воротами. Во дворах - ветхие строения, дровяные сараи, голубятни… Здесь развешивали белье и вытряхивали коврики, а дети играли в замечательные и разнообразные дворовые игры. Автомашин на булыжных мостовых было мало. Много было телег, запряженных лошадьми. Дворники собирали в совки конский навоз. Подол вовсе не напоминал аристократический центр города. Всюду репейник, крапива, куры, собаки, деревянные скамейки, под которыми горы шелухи от семечек… Зато весной - опьяняющий запах сирени!

Мое послевоенное детство прошло у подножья Щекавицы - старинной киевской горки с забытыми кладбищами, оврагами, кривыми тропинками и стекающимися вниз ручейками…Время здесь как будто остановилось…

Вспоминается, с каким удовольствием мы, мальчишки с Подола, забирались на вершину этой горы и запускали бумажные змеи. Не боялись залезать и в глиняные пещеры, вырытые в горе. Необычным выглядело татарское кладбище с полумесяцами на могилах. Да и старинное городское кладбище, с красивыми каменными воротами, тогда еще не было так разрушено.

Народ на горе жил небогато… В основном - рабочий люд: сапожники, пекари, мастеровые… Мирно уживались и люди разных национальностей: украинцы, русские, татары, цыгане, евреи, армяне …Мы, мальчишки, одинаково дружили с детьми любой национальности. Людей мы делили по другим признакам - жадный или добрый, трус или смелый, можно положиться на него в трудную минуту или нет… Сказывалась близость Житнего рынка. Жили на горе и базарные аферисты, и воры, и самогонщики…

Пасха

Сегодня праздник Пасхи Христовой отмечается торжественно и открыто. Можно сказать, что более «официально». Это службы в храмах, освещение пасок, обмен крашеными яйцами, визиты на кладбища и т.д. Вот, пожалуй, и все приметы нынешнего празднования в отличие от времен «воинствующего атеизма». Но что удивительно, во все времена великий христианский праздник был любим в народе за происходящие в эту весеннюю пору чудеса.

У людей, живущих у подножья Щекавицы и на Татарке, даже в послевоенное советское время почти в каждом доме были иконы. Эти иконы передавались по наследству из рода в род. Помню, незадолго до Пасхи народ шептался, что в таком-то доме икона замироточила, то есть стала каплями выделять маслянистую благоухающую влагу. Это считалось благословением свыше данному дому за благие дела хозяев. Так было принято, что люди несли свои мироточащие иконы в церковь, чтобы как можно больше людей на них молилось. Говорят, в год смерти Сталина на киевском Подоле в церквях самопроизвольно ударяли колокола. А вот в кабинете директора школы на Цымлянском переулке в 1953 году перед Пасхой упал со стены портрет Сталина. Директор так испугался, что сразу не понял, куда ему бежать - или в церковь поклоны бить или в райком сдавать партбилет.

Святые источники

Когда- то на Щекавице, Юрковице и других горках, тянувшихся вдоль улицы Фрунзе к Куреневке, было очень много природных ключей. Однако беспорядочное строительство, нерасчищенные буреломы, бетонные блоки, бревна и различный мусор «похоронили» эти святые киевские источники. Сегодня, разве что в районе Мыльного переулка, у подножья горы Юрковицы восстановлен исторический Иорданский источник. Почему Иорданский? Издавна говорят, что в старину один киевский купец, совершая паломничество в Святую землю, уронил в реку Иордан свой именной ковш. Вернувшись в Киев, пошел к Юрковице испить воды из источника и чудесным образом выловил утраченный в Иордане ковш. С тех пор источник называют Иорданским. И хотя этот источник многократно уничтожали и засыпали землей, - сегодня, благодаря труду христианских подвижников восстановленного Николо-Иорданского храма, этот святой источник существует.

Источники киевских гор - это древние глубинные воды, которым много тысяч лет. Эта вода оказывает целебное воздействие на человека. Мне повезло пообщаться с матушкой Анной, которая проживала у подножья Щекавицы в прошлом веке. Она говорила: древние люди молились над этой водой, поэтому она до сих пор целебна и несет молитвенную информацию. Это своего рода послание нам от предков, и указание жизненного пути. Недаром, свои лучшие проповеди Иисус произносил у вод Геннисаретского озера. Ведь вода, как и душа человека, вечна. Она поднимается ввысь в виде водяного пара, затем падает на Землю из облаков в виде дождя, впитывается в почву и через определенное время вновь поднимается на поверхность через водные источники.

Рядом с домом матушки Анны, на Цимлянском переулке, 17, жил некто Анатолий Фогель. Родник бил из-под земли у него во дворе. Сегодня здесь все сломано, заложено бетонными плитами и замуровано. А родник, особенно в весеннюю пору, рвется из-под земли, подмывая эти бетонные плиты…

Сразу за Подолом, огибая его с южной стороны, находятся три вытянутых в одну линию горы: южная, ближайшая к летописной «Горе» (позднее она получила название Андреевской или Старокиевской) - Замковая гора (Киселёвка, Фроловская гора);
далее, на северо-запад - Щекавица, а за ней, наиболее удалена от Днепра, - Юрковица (Иорданские высоты).

Не вызывает сомнений в том, что так она называлась уже в эпоху Мономаха, так её именовали в 18 веке, так она называется и нынешнее время.

Происхождение топонима Щекавица связывают с именем одного из основателей Киева - Щека. Возле подножия горы размещены славянские захоронения дохристианского периода 8-9 столетий.

На самой горе, как говорят легенды, был похоронен Вещий Олег: «И погребли его на горе, что зовется Щекавицей. Есть же могила его и до сегодня. Называется та могила Олеговою» (Повесть временных лет, 912 год). К горе ведёт улица, которая ныне называется Олеговской.

В 1619 году историческая местность над Подолом гора Щекавица была передана мещанам для поселения.

Наверное, нет в Киеве места более загадочного и до конца не изученного, чем гора Щекавица, расположенная над плоской частью Подола.

В народе ее называют еще Олеговкой или Лысой горой (кстати, всего в Киеве пять Лысых гор).

Владимир Иванович Даль утверждал, что здесь собирались ведьмы со всех концов Российской империи для проведения шабашей и сбора магических трав.

Еще одна загадка горы — предполагаемая могила воспетого Пушкиным Вещего Олега. Считается, что именно здесь в 912 г. был похоронен киевский князь Олег, который умер якобы от укуса змеи, выползшей из черепа его боевого коня. Утверждают, что сам А.С.Пушкин долго ходил по горе, разыскивая могилу князя. Некоторые историки и ученые, изучив топографию старого Киева, согласились с тем, что могила Олега находится в том месте, где расположена старая обсерватория.

Гора Щекавица упоминается также в летописи 1151 года в связи с попыткой князя Юрия Долгорукого захватить Киев. Уже в 12 веке, как свидетельствует летописная статья 1182 года, на горе стояла каменная церковь, и во время избрания игумена Печерского монастыря посылали сюда послов за священником Василием. Известно, что в 15веке здесь был построен Киевский замок.

В конце 19 веке гора Щекавица становится городским кладбищем, на котором в 1782 г. построена церковь Всех Святых. Здесь похоронены композитор А.Ведель, первый городской архитектор А.Меленский, архитектор В.Иконников. Сначала это было городское кладбище для жителей Подола, чьи жизни унесла эпидемия холеры 1771-72 гг. Затем здесь стали хоронить членов магистрата, богатых мещан, знаменитых горожан. С давних пор на горе находятся также кладбища мусульман и староверов.

В настоящее время на Щекавице мирно уживаются мечеть, протестанская и православная церкви. Кстати, генеральный план реконструкции Киева 1935 года предполагал устройство на этом скорбном месте развлекательного парка!

В завершение подольской темы покажу ещё один неизбалованный вниманием туристов уголок старого Киева где-то между Подолом и окраинами Верхнего города, куда в ноябре-2012 меня водил pan_sapunov . Ветхий старый район на склонах горы Щекавица, виды с неё на Подол и северные промзоны, а также единственная и едва ли не первая в древнерусской столице мечеть Ар-Рахма и крупнейший в Киеве собор Покровского Княгинина монастыря.

Для начала - карта, которую может быть стоило сделать и пораньше. Здесь хорошо видно и устройство Подола как трапеции между Днепром и гаванью, и пересекающая его широкая улица Верхнего и Нижнего Вала (формально - две разные улицы с бульваром), и лесистый склон киевских гор, отделяющих Верхний город от днепровской долины. Пункты 1 и 2 мы осмотрели , 3 и 4 - , 5 и много всего по мелочи - , 6-7 - , ну а выделенные красным у нас впереди.

2.

На Щекавицу есть два основных подъёма от Нижнего вала через райончик Бискупщина (т.е. "Епископщина") - один по Лукьяновской улице мимо здоровенной церкви Адвентистов Седьмого Дня:

3.

Другой по Олеговской улице - в перспективе Крестовоздвиженская церковь (1811-41), слева Замковая гора:

4.

Застроенная деревянными домами Олеговская - пожалуй, разом самая нестоличная и неукраинская улица в Киеве. Больше похоже на другую древнерусскую столицы - Владимир, где такие же улочки спускаются от его древних соборов к Клязьме.

5.

6.

Хотя вот здание на самом верху явно стилизована под украинское барокко. Я даже не уверен, что это сталинка - подобная архитектура тут практиковалась в начале 1920-х годов.

7.

С южного склона Щекавицы прекрасно виден Город Мёртвых и проходящая над ним Пейзажная аллея:

8.

Хотя и не состоялся квартал, и построен в непригодном для жизни месте - но красив, чёрт возьми! Ещё красивее будет, когда окончательно опустеет и обветшает:

9.

В одном из дворов на вершине нашлась коллекция автомобилей середины ХХ века. Такой странный уголок остановившегося времени, совершенно невозможный в Москве.

10.

Этот двор открывается к северному склону Щекавицы, в сторону гигантской Подольско-Куренёвской промзоны, отделяющей от города элитную Оболонь. За оврагом - ещё одна гора Юрковица:

11.

Вид наверх. Чуть левее, за ветвями - Ар-Рахма и Покровский собор, запечатлённые на вводном кадре. Внизу - льноткацкая фабрика, возможно даже дореволюционная. Вдали уходит в облака телебашня (385м, выше в бывшем СССР только Останкинская):

12.

Практически на одной линии с ней, но перед многоэтажками можно разглядеть деревянную Макарьевскую церковь (1897) - при всём обилии деревянных храмов на Украине, для Киева (как и для Москвы) огромная редкость:

13.

Ну а путь к смотровой площадке Щекавицы лежит через гаражи. Потому она и так малоизвестна - дорогу к ней найти реально непросто, по крайней мере я один бы точно не нашёл. Гаражи напоминают жилища каких-нибудь берберов или нубийцев.

14.

Вот и вершина - узкий мыс, вдающийся в самую середину Подола. Триангуляционный пункт увенчан крестом, ведь крест - и есть ориентир:

15.

Виды с этой площадки в обе стороны совершенно различны. Справа - Старый Подол, хорошо видна его прямоугольная планировка. Старые и новые дома издалека сливаются цветным лоскутным одеялом:

16.

Флоровский монастырь скрыт вторым отрогом Щекавицы почти весь, кроме шпиля колокольни. А вот Почтовая площадь с Рождественской церковью (1809-14, справа) и мельницей Бродского (1906, слева) видна неплохо. На горизонте Мост Метро (1965) - до него около 5 километров:

17.

Чуть левее - Притиско-Никольская церковь (1750), с утратой Братского монастыря самая крупная и заметная на Подоле. За ней Греческая церковь (1915) на Контрактовой площади:

18.

Левее просматривается круглый корпус (1947-53) Киево-Могилянской академии и толстая труба ЦЭС-1 (1909-10), но главное здесь - просто крыши старого Подола:

19.

Ещё левее - Благовещенская домовая церковь (1740) Киево-Могилянской академии. Золотой шпиль за домами - церковь Николы-на-Воде (2004), а за ней (и стало быть за водой Днепра) Труханов остров с торчащей из облетевшего леса парашютной вышкой. Наконец, совсем уж на горизонте, на левом берегу - Воскресенский греко-католический собор. Место для него униаты (прежде изгнанные из Киева в 1630-е годы) выбрали мастерски - он виден со всего Верхнего города от Дорогожичей до Выдубичей, с большинства мостов, и неизменно привлекает внимание своим "православным хай-теком". А что ещё надо для мессианства?

20.

Обыкновенный Подол - крыши да квадратные кварталы. Интересно, что больишнсвто его церквей с Щекавицы не видны - ни Духовская при Могилянке, ни древняя Ильинская, ни строящаяся на Почайнинской:

21.

Далеко-далеко за Троещиной - труба крупнейшей в Киеве ТЭЦ-6 (1962), второе по высоте сооружение города (270м) после телебашни (впрочем, на Украине немало труб и выше 300 метров):

21а.

Если посмотреть с горы прямо - тут уже нет никакой особой старины, отдельные старые домики иногда попадаются среди многоэтажек и фабрик. Слева, например, элеваторы "Киевмлин" (это значит не "Киев, млин!", а "Киевская мельница"):

22.

Оболонская улица со 119-метровым пилоном самого северного в городе Московского моста (1976) в перспективе - до него 3,5 километра, а за ним многоэтажная и огромная Троещина, где как знает любой киевлянин, нет метро:

23.

Краны верфи "Ленинская кузница" (основана в 1865 году как завод Фёдора Доната) за гаванью:

24.

Сама гавань со "складом" песка и щебня на той стороне, на фоне "свечек" Оболони:

25.

Но доминанта этой части Подола - ТЭЦ-2 раннесоветской эпохи:

26.

А слева прямо под горой весьма живописная парочка советского кирпзавода (поближе) и дореволюционной пивоварни (подальше) со старейшей (1895) в Киеве заводской трубой. Ей же принадлежит элеватор, правее которого - цеха керамического завода, опять же явно 19 века:

27.

Впрочем, скажем прямо, сам Киев не индустриален - ни сейчас, ни сто лет назад. Если в Петербурге на осмотр старых промзон нужно несколько дней, да и в Москве отдельных заводов и фабрик наберётся сравнимо - то здесь предприятия небольшие и почти ничего тяжелого типа металлургии или вагоностроения. Но при этом "подняли" Киев сотни сахарных заводов, разбросанных по малоросским губерниям.

28.

Однако хотя заводы тут и мелкие, и не зрелищные - но их реально много:

29.

Вот такая вот она, промзона по-киевски:

30.

Ещё левее - Юрковица. Из-за края горы выглядывает Кирилловская церковь (1139, облик 1740-х), знаменитая своими фресками. Под горой Николо-Иорданский храм (2000) на месте снесённого в 1935 году предшественника:

31.

Ну а ещё левее - те же самые виды, что и со двора перед гаражами. Обзор с Щекавицы порядка 270 градусов, и мы его исчерпали. Так что пойдём в сторону Верхнего города - практически на самой Щекавице, на Лукъяновской улице, находится мечеть Ар-Рахма - первая в истории Киева:

32.

До революции каждый губернский город России комплектовался кирхой, костёлом, мечетью и синагогой, но в Киеве - где явно не могло не быть вездесущей татарской общины - до строительства мечети дело дошло лишь в 1913 году и по понятным причинам не завершилось. Возможно, сама мысль о мусульманском храме в городе православных святынь претила властям и людям. Но от глобализации никуда не деться, а благодаря расположению на холме Ар-Рахма в пейзаже Киева куда заметнее, чем любая из московских мечетей - в пейзаже Москвы. Основное здание мечети построено в 1998-2004 годах в характерном для мечетей Украины "османском" стиле:

33.

Весь остальной комплекс - буквально с иголочки:

34.

На территории как-то очень спокойно и мирно. Рядом с мечетью, к слову, старообрядческое кладбище.

35.

Что же до Покровского монастыря - то честно скажу, что ходили мы к нему в другой прогулке и с другой стороны. От мечети пройти, конечно, тоже можно, но придётся попетлять и походить вверх-вниз. Да и вход у монастыря со стороны Верхнего города, во дворах райончика Кудрявец, известного с 1840-х годов:

36.

37.

Покровский Княгинин монастырь основала Александра Петровна (в девичестве Ольденбургская), сноха Николая I, то есть жена великого князя Николая Николаевича. В 1881 году последний обвинил её в неверности и связях с ни много ни мало её духовником протоиереем Василием (Лебедевым), при том что сам сожительствовал и имел детей от другой женщины. Княгиня от такого позора уехала в Киев и как в Древней Руси, занялась созданием монастыря, чтобы туда уйти. На самом деле проект был очень благим: она основала монастырь-госпиталь, монахини и послушницы которого были и младшим медперсоналом. Строилась обитель в 1889-1911 годах, и в её бесплатной больнице были даже такие чудеса техники, как первый в Киеве рентгеновский кабинет. В 1889 году умер Николай Николаевич, и Александра Петровна приняла монашество под именем Анастасия, а умерла в 1900 году... такая вот история с грязным началом и светлым концом.
Закрытый в 1925 году, Покровский монастырь вновь открылся при фашистской оккупации и больше не закрывался - не единичный случай в Киеве. В войну он снова служил госпиталем для обеих армий.

Вход в обитель - через вот такую вот "грушу" Святых ворот:

38.

Там мы вот такую сцену, которая должна тут очень многим порадовать:

39.

В обители два храма. Покровская церковь - храм непосредственно больницы:

40.

Никольский собор - крупнейший в Киеве, высота 65 метров, ширина сопоставима:

41.

Свечки на городе, похожем на киевский торт... Всё же сахарная промышленность как-то метафизически повлияла на "сладкую" киевскую архитектуру:

42.

43.

У входа освящают джип, а на задворках - дрова. Не всё так однозначно...

44.

Ну а в завершение поста, в дополнение к собору и мечети - ещё и удивительный совершенно "дом с менорами". Что они здесь означают?

45.

Чудной всё-таки город!

Сложно ли попасть в необычные места там, где живёшь и гуляешь уже пятый год?

Оказывается, нет. Стоит лишь отклониться от привычного осеннего маршрута на Подол через Багговутовскую и Нижнеюрковскую чуть в сторону - мимо Макариевского храма уйти вправо, по ступенькам

на Лукъяновскую улицу.

Там сквозь панельные девятиэтажки простреливают позолотой купола Свято-Покровского женского монастыря.

приоткрыты ворота Старообрядческого (или Щекавицкого) кладбища.

В прошлое воскресенье мы бродили по дорожкам, тропинкам, зарослям, знакомясь с местом, но ничего не зная о его истории...
Просто фиксировали какие-то моменты, удивлялись, задавали себе вопросы и часто не находили ответов.
Теперь буду пытаться их найти (Google мне в помощь:).

Что увидели, рассмотрели.
Все могилы в этом некрополе - не позже середины сороковых годов. Много - времени освобождения Киева.

А самые ранние, из сохранившихся и увиденных, - датируются началом XIX века.

Хотя, встретилось одно позднее захоронение 2016 года. Мать (наверное всё-таки мать), нашедшая здесь покой ещё в 20-е годы, приняла к себе 99-летнюю дочь, рождённую в 1917. За это время прошла череда людей, властей, эпох. И вот жизнерадостное, совсем не старушечье, лицо на цветной фотографии на надгробии рядом с серьёзным, чёрно-белым, - матери. Близкие люди, разминувшиеся почти на век...

Могилы с фотографиями здесь, всё же, редкость. Кладбище очень запущенное, мёртвое беспамятством. Надгробия, видно, собраны из разрушенных, поставлены на чужие или свои, но покорёженные, отбитые основания.

В то же время, есть ухоженные могилы начала прошлого века.

Вот эта могила выглядела одной из самых посещаемых. Что поразило - при том, что на самом кладбище мы никого не встретили, кто-то совсем недавно зажёг здесь лампадки. И оставил горсть монет.

Здесь покоился некто Иван Расторгуев, именуемый Босым... Может, какой-то юродивый? Мы строили версии и, как оказалось впоследствии, не ошиблись.

Отдельно озадачила группка крестов с рушниками и козырьками.

И нечто похожее на церковный аналой напротив них.

Ещё дальше, но на этой же окраинной площадке, ещё одно надгробие


с необычной эпитафией человеку "не желавшему в мире жить и пользоваться жизнью..."
Наложил ли он на себя руки? И могли ли здесь, в пределах кладбища, похоронить самоубийцу. Ответа на этот вопрос не нашли.

Тропинки с кладбища выводят на пагорбы Щекавицы.
А там - весь Киев на ладони.

(Теперь узнала, что стоит ещё найти находящуюся за узким проходом между гаражами домов 42 и 44 Олеговской улицы щекавицкую «площадку на 270 градусов». Отсюда в хорошую погоду видна огромная часть столицы: от Ветряных гор до Подола и Левый берег.)

Место, с какой стороны ни возьми, - историческое.
"...Гора Щекавица упоминается уже в 1151 году в связи с попыткой князя Юрия Долгорукого захватить Киев...
Название «Щекавица» традиционно связывают с тем, что на ней «сидел» (то есть поселился) Щек - по летописи, один из основателей города, брат Кия.

В «Повести временных лет» есть упоминание о том, что в 912 году на Щекавице был погребен киевский князь Олег. Согласно легенде, Легенда легла в основу произведения А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". Отсюда еще одно название горы – Олеговка.
Иногда встречается название Скавика, которое, вероятно, является упрощенным вариантом «Щекавицы».

А вот, что разведалось об истории кладбища.
Кладбище на Щекавице появилось после эпидемии 1770 года, когда умерло 6 тысяч человек – из 20 тысяч киевлян. До этого хоронили при церквях или вообще у жилищ: при наводнениях захоронения создавали для жителей Подола дополнительные проблемы. Основанное в 1772 году, Щекавицкое кладбище обнесли земляным валом, установили правила погребения, в 1782 году построили церковь Всех Святых в стиле барокко. Город рос. В 1900 году городская управа приняла решение закрыть кладбище, хотя в отдельных случаях хоронили здесь вплоть до 1928 года. А по генеральному плану Киева 1935 года, верхние террасы киевских холмов, в том числе и на Щекавице, следовало превратить в парки отдыха и развлечений. Церковь и большую часть кладбища, кроме старообрядческого и мусульманского участков, тогда снесли. А вместо парка киевляне получили военную радиовышку, прогулки у которой могли закончиться допросом в КГБ.

Отсюда же:
Глава историко-культурного общества “Старая Поляна” Алла Ковальчук рассказывала, что вопросом сохранения Щекавицкого кладбища они начали заниматься еще в начале 1990-х. Совместно с Фондом солдатских матерей, историко-патриотическим клубом “Поиск” проводили субботники, добились установки бетонного ограждения. Были найдены военные братские могилы, установлена мемориальная плита. Уже изготовлен мемориальный “Монумент Скорби”, сейчас он находится в мастерской архитектора Веры Юдиной. Но пока задержка из-за недостатка финансирования. (Поскольку информация от 2007 года, финансирование, по всей видимости, так и не нашлось).

Ниже старообрядческого кдадбища расположено ещё одно, татарское. Захоронения на нём продолжались до середины 70-х. Аккуратные оградки, рядом с надписями по-русски арабская вязь.
А за забором этого двойного некрополя - крупнейшая в Киеве мечеть.

Дальше, если пройти по улице Олеговской (в прошлом, Погребальной) в сторону Житнего рынка, можно увидеть старинные деревянные дома с резными наличниками




которые соседствуют с элитными таунхаусами "Щасливий маєток" -

Щекавица. Что первое приходит на ум при этом слове? Легендарные основатели Киева. А еще - князь Олег-прорицатель, который якобы был похоронен на горе Щекавица. Легенды, покрытые пеплом времени. Если сегодня посмотреть на этот холм с Подола, увидишь только современные богатые коттеджи-крепости, радиобашню, воинскую часть и недавно построенную мечеть. Вот, кажется, и вся Щекавица. Вся, да не вся. История места не ограничивается тем, что мы видим сейчас, как нас пытаются убедить в этом люди, привыкшие мерить все и всех деньгами и имуществом. История - это свидетельство о событиях, произошедших здесь, аура места - нечто далекое от материальных благ современности. Это нельзя приватизировать, это можно продавать только как туристическую достопримечательность, но это очень дорого стоит и не в состоянии сразу «отбить» потраченные средства. Поэтому выгоднее просто застроить «ничью» территорию, не говоря о каких-то там местных легендах.
Но Щекавица - это не просто легенда, хотя и легендарного здесь предостаточно. Щекавица (Скавика), или же Олегова гора (максимальная высота - 172,2 метра над уровнем Днепра), имеет историю, которая выходит далеко за хронологические пределы города Киева. Между этой горой и соседней Юрковицей (возможно, легендарной Хоревицей) обнаружено большое количество археологических стоянок и поселений, начиная от палеолита и заканчивая раннеславянскими кладами римских монет. Подавляющее большинство этих находок связано со строительством кирпичного и пивного заводов под Щекавицей, а не с планомерными археологическими раскопками. Знаменитый археолог Михаил Брайчевский писал: «К сожалению, неизвестным пока остается время начального заселения Щекавицы - на этой горе никогда не проводились специальные археологические исследования, а древние вещи из случайных находок датируются VII в. н.э.». Он предполагал здесь существование поселения времен зарубинецкой культуры, то есть рубежа новой эры.
Следующий этап в исторической жизни местности - самый известный и легендарнейший. В «Повести временных лет» Щекавица упоминается как гора, на которой «сидел» Щек, один из трех братьев - основателей Киева. По мнению подавляющего большинства современных историков, и Щек, и Хорив, в отличие от реального Кия - это топонимические персонажи легенды, появившиеся для придания сакральности основанию города. Сравните, например, другие легендарные тройки: Рюрик, Синеус, Трувор (основатели династии Рюриковичей) Рус, Чех, Лях (основатели Польского государства) Рош, Мешех, Фувал (библейские прародители восточнославянских народов).
Есть несколько гипотез, объясняющих это название. Одни историки выводят объяснения из славянского слова «щека» - крутобокий, крутой берег реки. Другие - от слова «щекот», «щек» - соловей. Третьи трактуют через вариант названия Скавика от греческого «скафос» - овраг, пропасть. Но если уж имя сестры братьев - Лыбеди (а также название притока Днепра) связано с пребыванием на этих территориях венгерских племен и их легендарной страной Лебедия, то, вероятно, имя Щека надо искать не в славянских или греческом языке, а в языках народов, которые прокатывались Надднепрянщиной в начале первого тысячелетия новой эры.
Раскритикована современными историками гипотеза о том, что на Щекавице находился Данпртштадир - столица готского государства Германариха (IV в.), так никем и не опровергнута полностью из-за отсутствия археологической карты горы. «Сидел» ли на горе кто-то, тоже непонятно. То есть, был ли там расположен раннеславянских замок, как «городок Кия» в районе Десятинной церкви, неясно, но уже в период Киевской Руси, то есть через 300-400 лет, - это одно из заселенных предместий столицы великой державы.
На Щекавице в 912 году был похоронен первый киевский Рюрикович - вещий князь Олег. Так нам говорят традиция и «Повесть временных лет». За тысячу лет, прошедших с того события, кому только из путешественников не показывали киевляне «тот самый курган на Щекавице», кто только не искал знаменитую могилу на той горе. Пушкин, Максимович, Лохвицкий, Закревский. Педантичный краевед Лаврентий Похилевич нашел даже две «могилы» Олега, к которым водили экскурсии до 50-х годов XIX века. Улица Олеговская, проходящая мимо горы, образовалась на месте тропы, которой водили к «могиле» экскурсантов.
Были ли срыты «могилы» Олега во время других захоронений на Щекавице уже в XIX веке, существовал ли курган над могилой все это время, или вообще был там похоронен варяжский вождь - точно неизвестно, но археологические раскопки 1995 года на очень небольшой территории на горе подтвердили существование здесь кладбища, датируемого Х-ХIII веками. В 1121 году в районе Щекавицы была построена церковь святого Иоанна, в 1183 году священник этой церкви «поп Василий» был избран игуменом Печерского монастыря. А во время раскопок в 1980 году были найдены остатки каменного фундамента, вероятно, именно этого храма по нынешнему адресу ул. Олеговская, 41.
В 1146 году сведения о Щекавице появляются в связи с предательством здесь, на горе, киевских полков великого князя Игоря Олеговича в пользу внука Мономаха Изяслава Мстиславича (княжил в 1146-1154 годах). В 1150 году князь Георгий Владимирович Суздальский (известный больше как Юрий Долгорукий) через Дорожич (современные Дорогожичи) и Олегову могилу (Щекавицу) вошел в Киев, брошенный князем Изяславом. В следующем году Изяслав отвоевал Киев, пройдя с полками снова через Щекавицу. А в 1161 году здесь находились полки Святослава Всеволодовича Черниговского, союзника великого князя Киевского Ростислава-Михаила Мстиславича.
Итак, гора была достаточно заселена, чтобы вместить отряды союзников, а к тому же Щекавица прикрывала подступы к Киеву со стороны Дорожичей, поэтому вполне возможно, что имела какое-то укрепление, как говорит Лаврентьевская летопись об этом - «теремец». В 1169 году войска Мстислава Андреевича, сына Андрея Суздальского Боголюбского, с союзниками пройдя через Щекавицу, осадили Киев, а после трех дней осады впервые в истории взяли столицу штурмом и позорно ограбили ее, после чего Киев потерял первенство среди «городов русских».
Заселенность Щекавицы прерывается после монгольского нашествия. Что происходило на самом верху, мы не знаем, но под горой во время строительства пивоваренного завода в 1873 году был найден склеп с 400 скелетами времен опустошения Киева Менгли-Гиреем (середина XIII века), а в ХХ столетии неподалеку - захоронение с более чем тысячей черепов. В XIV веке Щекавица принадлежала к созданному на соседней горе Киевскому замку. С военной точки зрения здесь должна была быть создана укрепленная позиция, поскольку гора является ключом к Подолу, и ее захват гарантировал доступ к этой части города, где концентрировалась его хозяйственная жизнь, особенно в Литовский период. В 1543 и 1548 годах при Ревизии Киевского замка на горе выращивали пшеницу и кое-где виноград.
В 1581 году киевский воевода князь Константин Острожский передал земли Щекавицы храму Успения Пресвятой Богородицы. В 1604 году эти земли были переданы католическому епископу Киева - бискупу. У подножия Щекавицы (там, где сейчас автовокзал) даже был бискупский двор, а гора называлась Бискупской. В 1619 году король Сигизмунд III своей грамотой передал эти земли подольским мещанам для переселения из затопляемых Днепром кварталов Подола.
Во времена Руины в 1658 году брат гетмана Ивана Выговского Даниил с полками подошел к Киеву, занял позицию на Щекавице и дал бой русским войскам боярина Шереметьева. Бой казацко-татарские войска проиграли с большими потерями. Однако ни разу укрепления горы не были взяты. Но бурные события Руины нанесли непоправимый вред Щекавице. Только заселенная подолянами, она снова была опустошена, обезлюднена, заброшена, лишь под горой начали ставить кирпичные заводики и винодельни для переработки винограда. Гора стала местом прогулок и представлений. Здесь, на Щекавице, в 1705 году студенты Киево-Могилянской академии разыграли известную трагикомедию авторства ректора Феофана Прокоповича «Владимир».
В 1770 году в Киев из Молдавии и Польши была занесена «моровая зараза». Тогда за четыре месяца в городе умерли до 8 тысяч горожан. Стало ясно, что старую традицию хоронить покойников на территории вокруг церквей надо менять. Поэтому в 1772 году территория Щекавицы была выбрана под кладбище для подолян. За 150 лет существования это кладбище стало последним пристанищем для многих известных киевлян: семьи Балабух, Горшкевичей, Максимовичей, Лакерд, Григоровичей.
Здесь похоронены писатель, поэт Константин Думитрашко; исследователь Киева, выдающийся историк Владимир Иконников; архитектор Андрей Меленский; выдающийся композитор Артемий Ведель; историк, археолог, церковный деятель Петр Лебединцев; языковед Константин Михальчук; писатель Иван Некрашевич; писатель-юморист, этнограф Петр Раевский; писатель, министр правительства УНР Петр Стебницкий; литературовед, языковед Михаил Тулов. Поскольку кладбище было рассчитано на всех подолян, оно было многоконфессиональным. Сохранились некоторые из захоронений мусульман и старообрядцев.
На кладбище в 1782-1786 годах на пожертвования горожан был возведен храм Всех святых. Возможно, это было последнее творение Ивана Григоровича-Барского. Трехдельное однокупольное сооружение было выдержано в духе «елизаветинского рококо». Купель своей формой повторяла купель Андреевской церкви. В 1809 году, после удара молнии, храм отремонтировали. Тогда же над притвором была надстроена псевдоготическая колокольня. В 1857 году на средства, собранные подпиской, был пристроен с севера теплый придел во имя св. Марии Магдалины, вся церковь обновлена, позолочен иконостас. В притворе церкви хранился интересный портрет Саввы Туптало (возможно, прижизненный), а также кость из скелета некоего ископаемого животного.
В 1870-х годах в церковь передали на хранение медное изображение архангела Михаила, которое когда-то украшало ратушу (потом передано в городской музей, ныне - в коллекции Музея истории Киева). В 1914 году на средства церковного старосты Григория Булавы был сооружен новый иконостас «под мрамор» вместо старого, испорченного грибком. В 1935 году президиум горсовета решил закрыть церковь, строительной конторе благоустройства города поручено в течение месяца разобрать храм, что и было сделано. До сих пор сохранился кирпичный дом причта на ул. Щекавицкой, 32-б. Уже после официального закрытия кладбища в старообрядческой части продолжались захоронения. Многие надгробия датированы периодом 1943-1945 годов, есть даже воинское захоронение. Последнее захоронение датируется 1951 годом.
В 1947-1988 годах, во время технологического противостояния и «холодной войны», гора стала недоступной для киевлян. Прогулка туда могла привести к знакомству со «следственными органами». На месте храма Всех святых и древнейшей части кладбища в 1951 году была построена радиобашня высотой 136 метров и плюс еще 180 метров над уровнем моря. Это была одна из многих «глушилок», которые сыграли не последнюю роль в ходе «войны за умы советских людей». Работали эти башни до 1988 года. С 1993 года - как радиоцентр и башня мобильных операторов.
В 70-х годах котловина между Щекавицей и Татаркой с Юрковицей была застроена типовыми девятиэтажками, но подступы к «объекту» оставались пустыми. Теперь времена изменились, и наступление на Щекавицу началось снова. В 1998 году мусульманская община получила разрешение у Президента Украины Леонида Кучмы на строительство мечети возле небольшого кладбища единоверцев. Отделочные работы в мечети все еще продолжаются. На склоне Щекавицы разместилась также баптистская молельня и центр адвентистов седьмого дня. Их здания фундаментальные, выполнены умелыми архитекторами и мастерски вписаны в склоны горы. Но это только фасад. Среди оврагов и зарослей уже прячутся на Щекавице несколько новых «домиков».
Напротив мечети полным ходом идет масштабное строительство коттеджей. Судя по всему, оно только начало разворачиваться. А в 100 метрах от фундамента церкви XII века продолжается строительство многоэтажного дома, для сооружения которого была изрыта экскаваторами часть смотровой кургана. С другой стороны курган срыт уже наполовину. Это тот самый карьер, рыть который власть вынуждена была прекратить «пока что». В то же время через тридцать метров за холмом, но с другой стороны, строительство продолжается. В целом Щекавица так и манит знакомиться со своими загадками, а также защитить ее от современных варваров.