Гражданская война в сирии. Гражданская война в Сирии и история политического урегулирования 

15 марта 2011 года на фоне т.н. «арабской весны» в Сирии начались массовые антиправительственные выступления. Противники действующего режима организовали несколько акций протеста в столице страны Дамаске. Затем антиправительственные демонстрации вспыхнули на юге страны - в расположенном на границе с Иорданией городе Дераа.

В апреле 2011 года массовые манифестации с требованием проведения кардинальных реформ начались по всей стране. В результате столкновений с полицией погибли люди.

Глубочайший внутриполитический кризис уже к концу 2011 года перерос во внутренний вооруженный конфликт. Запоздавшее с осуществлением политических реформ сирийское руководство не поспевало за ходом протестных выступлений. Требования сирийской улицы, в своей основе суннитской, демократических прав и свобод по аналогии с другими арабскими странами быстро трансформировались в лозунги свержения правящего режима Башара Асада (он сам алавит; алавиты - религиозное меньшинство, ответвление шиизма).

Разрастанию кризиса способствовала его беспрецедентная интернационализация с поддержкой антиасадовской оппозиции региональными (Турция, аравийские монархии) и внешними (в первую очередь, США и Франция) игроками. Стремление последних любой ценой сменить в Сирии режим привело к милитаризации конфликта, накачиванию непримиримой оппозиции деньгами и оружием. Требования ухода Башара Асада сочетались с форсированным становлением в качестве альтернативы режиму «зонтичных» оппозиционных структур. Кульминацией этого процесса стало создание в ноябре 2012 года Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции.

Параллельно шло становление вооруженного крыла оппозиции под «крышей» т.н. Свободной сирийской армии. Диверсионно-террористическая активность со временем эволюционировала в крупномасштабную партизанскую войну на широком «театре боевых действий». В результате значительные территории страны в приграничье с Турцией и Ираком перешли под контроль вооруженной оппозиции, а «линия фронта» вплотную приблизилась к столице.

Между тем, логика развития конфликта привела к поляризации сирийского общества, ожесточению противостояния, в том числе на межконфессионой основе. На таком фоне в стане вооруженной оппозиции усилились позиции суннитских исламских радикалов (алькаидовская группировка "Джебхат ан-Нусра" *, запрещенная в России, и др.) с их призывами к джихадизации повстанческого движения. В результате в Сирию потянулись тысячи «борцов за веру» со всего арабо-мусульманского мира.

По данным на конец 2015 года, на территории страны вели действия более тысячи вооруженных антиправительственных групп, включавших более 70 тысяч человек. Из них десятки тысяч - иностранные наемники, а большинство составляли экстремисты из более чем 80 стран, в том числе мусульманских государств, ЕС , США, России и Китая (мусульмане-уйгуры).

Внешняя поддержка позволила активизироваться террористической организации "Исламское государство Ирака и Леванта" * (ИГИЛ), позже переименованной в «Исламское государство»* (ИГ, арабск. ДАИШ, запрещена в России). Летом 2014 года организация «Исламское государство»* провозгласила «халифат» на захваченных территориях Сирии и Ирака.

Боевики террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) в городе Ракка, Сирия

Новый виток конфликта возник в августе 2013 года, когда ряд СМИ сообщили о масштабном применении сирийскими войсками химического оружия в окрестностях Дамаска. Жертвами атаки стали более 600 человек. Коалиция национальной оппозиции Сирии утверждала, что число жертв могло достигнуть 1,3 тысячи человек. После инцидента стороны конфликта неоднократно заявляли о своей непричастности, обвиняя в случившемся оппонентов. В Дамаск ездили инспекторы ООН , чтобы собрать необходимые анализы и биологические образцы. Проведенное миссией ООН расследование подтвердило сам факт химической атаки, но миссия не занималась определением, какая из сторон конфликта применила нервно-паралитический газ зарин.

Возможное использование химического оружия развязало мировую дискуссию о необходимости начала военной операции в Сирии. В свою очередь, президент России Владимир Путин осудил позицию тех, кто призывал к военному решению конфликта в Сирии и выдвинул инициативу о постановке под международный контроль сирийского военно-химического потенциала. 28 сентября 2013 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию по Сирии в поддержку плана Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), направленного на уничтожение сирийских химических арсеналов. В конце июня 2014 года вывоз химического оружия из Сирии был завершен. В начале 2016 года ОЗХО заявила о полном уничтожении сирийского химического оружия.

Удары по позициям ИГ* в Сирии с сентября 2014 года наносит международная коалиция во главе с США, при этом коалиция действует без разрешения властей страны.

Американские истребители F-22 Raptor над территорией Сирии

Россия с самого начала оказывала Сирии дипломатическую поддержку. Еще весной 2011 года российские представители в Совете Безопасности ООН блокировали проекты антисирийских резолюций западных и ряда арабских стран. Кроме того, Россия поддерживала правительство Башара Асада поставками оружия, военной техники и боеприпасов, а также организовывала обучение специалистов и предоставляла военных советников.

30 сентября 2015 года президент Сирии Башар Асад обратился к Москве с просьбой об оказании военной помощи. Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Совета Федерации предложение о принятии постановления о согласии на использование контингента Вооруженных сил России за рубежом, Совет Федерации единогласно поддержал обращение президента. Военной целью операции была заявлена воздушная поддержка сирийских правительственных сил в их противодействии террористической группировке «Исламское государство». Самолеты российских Воздушно-космических сил (ВКС) в этот же день приступили к проведению воздушной операции с нанесением точечных ударов по наземным целям террористов группировки ИГ* на территории Сирии.

Кроме самолетов, Россия успешно задействовала в Сирии боевые корабли, подводные лодки и береговые ракетные комплексы. Некоторые виды вооружений впервые прошли проверку боем. Для поиска замаскированных объектов и фиксации попаданий Минобороны России задействовало множество средств и надежных источников, в том числе сирийскую агентуру, спутники космической разведки и беспилотники. Российская авиация смогла обеспечить постоянные и беспрерывные удары по объектам террористических группировок в Сирии. При поддержке ВКС РФ было освобождено более 67 тысяч квадратных километров территории Сирии, более 1 тысячи населенных пунктов. Вехами стали освобождение Алеппо (декабрь 2016 года), бои за Пальмиру, которую два раза зачищали от террористов и окончательно освободили в марте 2017 года, а также освобождение осенью 2017 года города Дейр-эз-Зор.

Корабельный истребитель Су-33 ВКС РФ во время взлета с палубы тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

По данным на сентябрь 2017 года, воздушно-космические силы совершили более 30 тысяч боевых вылетов, нанеся свыше 92 тысяч авиаударов, в результате поразили свыше 96 тысяч объектов террористов. Среди объектов террористов, уничтоженных ВКС: командные пункты (всего 8332), опорные пункты террористов (всего 17194), скопления боевиков (всего 53707), лагеря подготовки боевиков (всего 970), склады оружия и боеприпасов (всего 6769), нефтяные месторождения (212) и нефтеперерабатывающие заводы (184), станции перекачки топлива и колонны топливозаправщиков (132), а также 9328 других объектов.

6 декабря 2017 года президент России Владимир Путин объявил о полном разгроме «Исламского государства»* на обоих берегах Евфрата в Сирии. С аналогичным заявлением выступили в российском Генштабе.

11 декабря 2017 года президент России Владимир Путин поручил вернуть из Сирии значительную часть российского воинского контингента.

В Сирии продолжат работать две российские военные базы - Воздушно-космических сил в Хмеймиме и пункт материально-технического обеспечения флота РФ в районе порта Тартус. При этом базу ВМФ РФ в Тартусе планируется расширить.

Самолеты ВКС РФ на авиабазе Хмеймим в Сирии

По данным ООН, за время конфликта в Сирии погибли более 220 тысяч человек.

18 декабря 2015 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию в поддержку политического перехода в Сирии. В качестве основы для политического перехода в Сирии СБ ООН одобрил Женевское коммюнике «Группы действий» по Сирии от 30 июня 2012 года и «венские заявления» (совместное заявление от 30 октября 2015 года по итогам многосторонних переговоров по Сирии, проведенных в Вене, и заявление Международной группы поддержки Сирии от 14 ноября 2015 года). Переговоры между сирийским правительством и представителями сирийской оппозиции под эгидой ООН начались в Женеве 29 января 2016 года.

В Женеве состоялось восемь встреч, однако никакого прогресса они не принесли.

Последние женевские консультации закончились в середине декабря 2017 года взаимными обвинениями сторон, а начать прямые переговоры между делегациями так и не удалось. Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура назвал восьмой раунд «упущенной золотой возможностью» и указал на то, что обе стороны создали на переговорах негативную и безответственную атмосферу, постоянно выдвигая предварительные условия. Основные дискуссии на переговорах ведутся вокруг неофициального документа из 12 пунктов о будущем Сирии, предложенного спецпосланником ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой. Параллельно проходят дискуссии по четырем корзинам (конституция, выборы, управление и терроризм). 25-26 января 2018 года в отделении ООН в Вене состоялась специальная встреча по Сирии, посвященная проблематике конституции.

Параллельно проходят переговоры по урегулированию ситуации в Сирии в Астане, инициированные Россией, Ираном и Турцией. Состоялось восемь раундов переговоров, последний - в декабре 2017 года. За это время был подписан меморандум о создании зон деэскалации в Сирии, было согласовано положение о совместной оперативной группе по мониторингу режима прекращения боевых действий в Сирии, достигнут ряд других договоренностей, которые позволяют начать разговор о политическом урегулировании. В ходе седьмого раунда переговоров было принято решение о проведении в Сочи Конгресса национального примирения Сирии.

*Террористические и экстремистские организации, запрещенные на территории России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Зимой 2011 года в ранее цветущем мирном государстве Сирия прогремели первые выстрелы. Страна вступила в затяжной внутренний конфликт. Гражданская война в Сирии на сегодняшний день, по официальным данным международных организаций, унесла жизни более двухсот тысяч человек.

Довоенная Сирия

Все, кто хоть раз бывал в стране до войны, сравнивают ее с экзотическим древним уголком земли, который воспевают поэты в своих твореньях. Это действительно так. Сирия - страна с многовековой историей, культурой, старинными постройками, улочками и храмами. Раньше это было развивающееся государство Ближнего Востока. Не все проходило гладко. Сирия не имеет огромных природных богатств, поэтому население не слишком процветало. Огромную роль играл аграрный комплекс. Раньше эта маленькая жемчужина Востока была государством, в котором было безопасно жить. У населения был высокий уровень социальной защищенности, что очень важно для восточного государства. Страна стояла на пути либерализации, но гражданская война в Сирии разрушила все планы и надежды людей на светлое будущее.

Причины столкновений

Что же случилось? Почему этот уголок спокойствия разрушила война? Существует ряд причин, как внутренних, так и внешних, низвергших государство в ту пучину противоречий, в которой оно сейчас находится.

Внутренняя причина войны в Сирии прежде всего заключается в медленном росте экономического благосостояния населения страны. Но бедность нельзя назвать ключевой предпосылкой столкновений. Хотя многие исследователи уверены, что именно в самых незащищенных кругах населения начали шириться мыли о противостоянии правительству.

Вторая причина - либерализация общества. Естественно, почувствовав пьянящий вкус европейских свобод, от них трудно отказаться. Сейчас в самой Сирии очень мало осталось тех идейных зачинщиков конфликта. Но, со слов некоторых из них становится ясным, что люди хотели большей свободы. Они не желали, чтобы каждый их шаг регламентировался государством, женщины мечтали снять паранджу, учиться и работать.

Новый президент Башар Асад, пришедший к власти в 2000 году, задумал ряд реформ, но ему нужно было действовать быстро. А молодой политик придерживался привычной национальной медлительности.

Удивительно, но сегодня участники первых антиправительственных митингов скрываются на территориях, подконтрольных государственной армии. Поскольку только здесь можно укрыться от ужасов, которые принесла гражданская война в Сирии.

Религия на Востоке всегда была яблоком раздора, она тесно связана с политикой. Мусульманские фанатики со своими группировками стали провокаторами столкновений.

Среди внешних причин можно выделить такие, как передел сфер влияния на Ближнем Востоке между крупными игроками мирового рынка и поддержка оппозиции со стороны террористов всего мира.

Президент Башар Асад

В 2000 году новый президент из рода правящей династии Асадов сменил на посту главы государства своего отца Хафеза Асада после его кончины. Выборы в довоенной Сирии нельзя назвать демократическими, поскольку кандидатура на правящий пост выдвигалась только одна.

И тем не менее новый президент хотел перемен в своем государстве. В его планах были реформы банковской, налоговой сферы, модернизация экономики, да и вообще постепенная либерализация сирийского общества.

С приходом к власти Башара началась постепенная реформация страны, но многие нововведения натыкались на консервативные круги правящей верхушки из Бааса.

Асад занимает пост президента страны вот уже в течение 15 лет. В 2014 году он переизбирался на третий срок, оппозиция и группа стран «Друзья Сирии» эти выборы не считают действительными, так как гражданская война в Сирии в этот момент находилась на самом своем пике.

"Умеренная оппозиция"

Если говорить откровенно, то даже специалистам, разбирающимся в международных и общественных образованиях, тяжело определить, кто же входит в «умеренную оппозицию». Вернее, эти организации уже давно перешли рубеж «умеренности». Оппозиция состоит из примерно двадцати партий и организаций. Коалиция сил за мирные перемены включает в себя несколько политических групп, настроенных на конструктивный диалог с правительством.

Национальный координационный комитет состоит из 13 партий, отстаивающих социальное равенство.

Курдский национальный совет состоит из 16 партий этой этнической группы.

Сирийский национальный совет - радикально настроенное крыло оппозиционеров. Сирийская свободная армия является вооруженным ответвлением СНС. В 2013 году все вооруженные группировки вышли из этого образования и создали Исламскую коалицию, которая выступает за джихад в этом регионе.

Еще одна военизированная группа - Сирийская национальна армия.

Исламский фронт воюет как с сирийским правительством, так и с оппозиционными группировками.

Суть войны в Сирии заключается не только в экономических, но и в религиозных проблемах. Радикальные группировки уже не прислушиваются ни к США, ни друг к другу. Они рвут Сирию на части, убивая мирных жителей и вынуждая Асада уйти в отставку.

Первые вооруженные столкновения

Как утверждают многие политологи и исследователи этого конфликта, оппозиционные группы начали формироваться еще задолго до открытого противостояния. Тогда почему война в Сирии началась только в 2011 году? Дело в том, что нужен был сигнал извне. Этим сигналом стала Арабская весна, затронувшая ряд авторитарных режимов в этом регионе.

Манифесты и волнения в крупнейших городах Сирии начались еще зимой. Но протестанты в большинстве своем выступали против произвола чиновников и городских властей и требовали от президента рассудить их. Начало войны в Сирии некоторые историки и политические деятели считали неизбежным еще в 2011 году, поскольку президент действовал медленно, не хотел идти на уступки оппозиции. А в регионе начался настоящий приток террористов и наемников, вступающих в конфликт на той или иной стороне.

Третья сила

Сегодня после длительного кровопролития в Сирии многие дипломаты и участники переговорного процесса считают, что только политические лидеры организаций и официальных властей в силах разрешить конфликт. Никакие мирные саммиты и круглые столы не помогут, поскольку некоторые террористические группировки, например такие, как ИГИЛ, воюют против всех, в том числе и против мирного населения, систематически убивая женщин и детей. Единственное, чем может поддержать Сирию мировое сообщество, — это перестать поставлять оружие боевикам и признать воюющие радикальные

1. Введение

Сирийский конфликт, или как утверждают некоторые обозреватели «сирийская война», предстаёт перед нами как полный набор всевозможных конфликтов: социальных, религиозных, внутриполитического и внешнеполитического характеров. Конфликтную ситуацию дополняет тяжёлая экономическая ситуация в стране, высокий уровень дифференциации населения и, конечно, прошлый опыт «арабской весны».

На довольно унылом фоне разворачивается вооружённое столкновение, что называется, в лучших традициях холодной войны. Как и прежде, сирийский конфликт иллюстрирует розыгрыш геополитической карты. С одной стороны Сирия – это верный и, наверно, единственный союзник на ближнем восходе. С другой – диктаторский режим, нуждающийся в немедленном свержении для формирования «опорной площадки» для будущих кампаний.

Сложность рассматриваемого конфликта также заключена в отсутствии какого-нибудь компромиссного решения для обеих сторон, что, возможно, единственное, с чем согласны все обозреватели, анализирующие конфликт. Насколько правомерно вмешательство иностранных игроков во внутриполитические события государства и как можно оценить использование иностранного вооружения против своих же граждан? Как посадить стороны за стол переговоров? На эти вопросы так и не смогли ответить уполномоченные представители Лиги Арабских Государств и Организации Объединённых Наций.­

В данной работе была сделана попытка проанализировать и представить все возможные точки зрения в отношении Сирийского конфликта, а также выявить основные тенденции для понимания его дальнейшего развития.

2. Определение и ход конфликта

Гражданская война в Сирии – массовые антиправительственные волнения и беспорядки в разных городах Сирии , направленные против президента страны Башара Асада , а также на прекращение почти пятидесятилетнего правления партии Баас , которые осенью 2011 года переросли в открытое вооружённое противостояние. Так называемый сирийский конфликт является частью более широкой «Арабской весны» – волны социальных потрясений по всему арабскому миру .

Среди субъектов конфликта можно выделить внутриполитические: с одной стороны - Президент Сирии Башар Асад; Вооруженные силы Сирии; ПАСВ (Партия арабского социологического возрождения), с другой стороны: Национальный совет Сирии (Syrian National Council); Свободная армия Сирии (Free Syrian Army). А также внешнеполитические: КНДР, Иран, Россия, Венесуэла; с другой стороны: США, Великобритания,Франция, Саудовская Аравия, Катар, Ливия.

Правительственные силы состоят из армии и многочисленных спецслужб, так же их поддерживают движение Хезболла и т.н. «шабиха» - полувоенные формирования «помощников», формирующиеся из полууголовных элементов (щегловин новая сирия). Руководящим органом повстанцев является Сирийский национальный совет; крупнейшей боевой организацией, воюющей против правительства, является Свободная армия Сирии. Кроме того, поступают сообщения о том, что на стороне повстанцев воюют боевики Аль-Каиды и других террористических организаций, а так же иностранные наемники.

В январе 2011 г. во многих странах Северной Африки и Ближнего Востока произошли крупные волнения, в результате которых в частности ушли в отставку президент Туниса и президент Египта, а в Ливии конфликт между повстанцами и силами, лояльными Муаммару Каддафи привел в военному вмешательству ООН. На волне событий арабской весны в Сирии начались митинги с требованием отмены чрезвычайного положения и политических реформ.

Уже в марте волнения переросли в столкновения с полицией. Башар Асад отправил в отставку губернатора провинции Дараа. Вскоре было отменено положение в конституции Сирии, которое объявляло партию ПАСВ или «Баас» «руководящей и направляющей в обществе и государственном управлении, также президентом страны была принята отставка правительства Сирии. Позже было отменено чрезвычайное положение в Сирии, действовавшее в стране с 1962 года. Однако, несмотря на данные уступки сирийского руководства, накал событий продолжал расти, в том числе наблюдался рост числа жертв.

В мае 2011г. в качестве одной из первых попыток разрешить конфликт США и ЕС вводят санкции в отношении Сирии (запрет экспорта оружия, заморозка счетов, лишение права на въезд чиновников сирийского правительства). Август 2011г. обозначился внутренними изменениями в политической системе Сирии – Башаром Асадом был подписан декрет о введении многопартийности.

В сентябре произошла попытка урегулирования конфликта – на совете безопасности ООН был внесен проект резолюции (США, Великобритания, Франция, Португалия). Россия и Китай наложили вето. Причиной было определено отсутствие в резолюции пункта, исключающего вооруженное вторжение в Сирию.

В ноябре было решено приостановить членство Сирии в Лиге арабских государств, против страны также были введены экономические санкции.

Декабрь 2011 г. – новая попытка урегулирования конфликта – Сирия согласилась на сотрудничество с ЛАГ, предложившей мирный план (вывод правительственных войск из городов и освобождение политзаключенных). На территорию страны были допущены наблюдатели, однако вскоре, в связи с ростом насилия ЛАГ свернула миссию наблюдателей.

В феврале 2012 г. осуществилась еще одна попытка урегулирования конфликта, однако Россия и Китай снова наложили вето на новый проект резолюции совета безопасности ООН по Сирии, предложенный Марокко. Причина: «односторонние выводы об исключительной ответственности сирийского правительства за эскалацию насилия в стране».

Башар Асад одобрил проект конституции, согласно которой страна отказывалась от ранее законодательно закрепленной ведущей роли партии «Баас». Состоялся референдум, по которому документ поддержало 89 % избирателей.

Март 2012 г. – саммит ЕС признал Национальный совет Сирии «легитимным представителем сирийцев»;

В мае состоялись внеочередные парламентские выборы, в которых впервые принимали участие несколько партий, по результатам которых 73 % депутатских мандатов получили сторонники Башара Асада. Оппозиция бойкотировала, как референдум, так и парламентские выборы.

16 июля представители ССА объявили, что в 20 часов по местному времени начнётся массовое наступление на регулярные войска и вооружённые отряды (в том числе «Хизбалла » и Стражи Исламской революции) поддерживающие правительство. Повстанцы называют наступление на Дамаск операцией «Дамасский вулкан ».

Операция привела к убийству Министра обороны Сирии Дауд Раджиха в результате теракта, осуществлённого террористом-смертником в здании местной службы безопасности в Дамаске . Ранения получили ещё несколько министров. Хиллари Клинтон призвала мировое сообщество оказать давление на Россию вопросе подписания предложенной странами Запада резолюции по Сирии. Госсекретарь США считает, что Россия должна подписать документ, который предусматривает жёсткие санкции против президента Башара Асада. Москва обещает заблокировать проект. В российском проекте санкции не упоминаются, при этом Москва предлагает продлить на три месяца мандат миссии наблюдателей ООН в Сирии, истекающий 20 июля. Недовольство проектом Клинтон также выразил Китай. Накаленная обстановка привела к единогласному решению Совета Безопасности ООН о продлении миссии наблюдателей ООН в Сирии на 30 дней. В последствии военных столкновений в Дамаске, Лига арабских государств (ЛАГ) призвала президента Сирии Башара Асада покинуть свой пост «ради спасения страны», а оппозицию и Свободную сирийскую армию начать формирование переходного правительства национального единства.

Следующий этапов противостояния можно выделить битву за Алеппо. Повстанцы объявили о начале кампании по захвату второго по числу жителей города страны, её делового центра –Алеппо . Вооружённые отряды оппозиции вели бои с правительственными войсками в предместьях этого города. На северном направлении им удалось пробиться в пределы городской черты и приступить к штурму местной штаб-квартиры органов госбезопасности. 24 июля Официальный представитель Сирийского национального совета Джордж Сабра заявил, что оппозиция готова согласиться на временную передачу власти в стране одному из соратников президента Башара Асада . 26 июля Повстанческая Свободная армия Сирии заявила, что захватила контроль над половиной города Алеппо. 28 июля Сирийская армия начала контрнаступление на Алеппо.

2 августа Кофи Аннан подал в отставку с поста спецпосланника ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) по Сирии в связи с безрезультатностью предложенного им мирного плана по разрешению сирийского кризиса.

В декабре 2011 возникает новая повод для столкновения – боевики заявляют, что в ближайшее время начнут производство химического оружия - нервно-паралитического газа.

6 января 2013 Президент Сирии Башар аль Асад по национальному телевидению обратился к сирийскому народу, призвал сплотиться против боевиков (оппозиционеров), финансируемых Западом. Также он предложил провести в стране новые выборы, по итогам голосования сформировать коалиционное правительство, объявить всеобщую амнистию и т. п.

30 января руководитель Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии шейх Ахмед Муаз аль-Хатиб выразил готовность провести прямые переговоры об урегулировании вооруженного конфликта с представителями президента Башара Асада.

12 февраля число жертв в войне в Сирии (по данным ООН) превысило 70 000 человек. 25 марта ООН сокращает по соображениям безопасности своё присутствие в Сирии. 8 апреля группе экспертов ООН, расследующих факты применения химического оружия, отказано в возможности работать в Сирии.

25 апреля министр обороны США Чак Хейгел заявил что власти Сирии вероятно применяли химическое оружие. По его словам к таким выводам пришла американская разведка.

Если отойти от хронологии конфликта и обратиться к аналитике, то можно выделить три стадии процесса, однако эксперт описывал данные этапы лишь в конце 2012 г.

Первая стадия - начало-середина 2011 года. В этот период на территорию Сирии были отправлены иностранные «миссионеры» с немалыми финансовыми ресурсами, организующие демонстрации протеста, подстрекающие к столкновениям с полицией, налетам на государственные учреждения и полицейские участки. В ходе демонстраций они же устраивали провокации, целью которых было пролитие крови - и именно в этот период количество жертв среди сотрудников полиции в разы превышало количество погибших демонстрантов и гражданских лиц.

Второй этап начался, когда «миссионеры» превратились в «вербовщиков», начав вербовочную работу среди маргинальных групп населения. Стоит отметить, что экономическая ситуация в Сирии в период 2008-2010 годов сложилась крайне тяжелой - жестокая трехлетняя засуха привела к массовой миграции с севера страны, сотни тысяч беженцев-палестинцев, проживающих на территории Сирии и около полумиллиона беженцев-суннитов из Ирака представляли и до сих пор представляют крайне питательную почву для подобного рода вербовки. Второй этап конфликта привел к тому, что численность противостоящих власти людей, готовых и способных на разрушение государства, грабежи, насилие, убийства, резко - буквально на порядок - возросла в течение полугода.

Наконец, третья стадия процесса началась ближе к концу 2011 года. Произошел резкий сдвиг ситуации - завербованные грабители, насильники, уголовники стали сбиваться в группы и группировки, в которые немедленно пошло внедрение опытных руководителей - как из числа иностранцев, так и из числа местных уголовных авторитетов. Произошла структуризация банд подполья, начались поставки оружия и захват его на территории страны. В это же время на территории Ливана и Турции началось создание лагерей подготовки, в которые начали прибывать граждане исламских стран, завербованные для борьбы с кровавым режимом.

3. Причины сирийского конфликта

Разобравшись с ходом событий, необходимо разъяснить причины конфликта, а также рассмотреть интересы и участие в нем как внутренних, так и внешних субъектов. Согласно докладу эксперта ООН, причины сирийского конфликта разделяют на внутриэкономические и внешнеэкономические. Эксперт указывает на отсутствие причин внутриэкономических, так как «…по состоянию на конец 2010 г., основные национальные макроэкономические показатели смотрелись весьма неплохо на фоне среднемировых… Сирия, хотя и испытывает серьезные трудности в экономическом отношении, тем не менее, развивается темпами, которые удерживают ее от сваливания в застой и уберегают от кризисных ситуаций национального масштаба».

Что же касается внешнеэкономических, то среди них выделили: строительство газоперерабатывающих заводов и сети нефте- и газопроводов связывающих Египет, Иорданию, Сирию, Иран, Ирак, Азербайджан. В подобных абмициозных проектах участие американских и западноевропейских компаний не предусматривалось. Предпочтение отдавалось российской компании. Таким образом, в данном регионе увеличивалась роль Ирана, Сирии, Турции и России.

Также среди причин эксперт ООН выделяет и религиозные противоречия: конфликт между суннитами и аллавитами.

Однако, совершенно иного мнения о причинах конфликта другие исследователи сирийской проблемы. В основном внимание обращается на две причины: социально-экономическая и религиозная, и именно в их переплетении и заложены основы сирийского кризиса. Первая означает низкий уровень жизни и экономической ситуации в стране, не смотря на положительные показатели представителей ООН.

Что касается религиозной причины – здесь дело обстоит намного сложнее. Конфликт между алавитами и суннитами, если шире – шиитами и суннитами или, еще шире – христиан с мусульманами сводится на нет.

Конфронтация заложена на ином уровне. Со времен французского влияния и дальнейшего социалистического курса страны часть общества значительно отошла от ислама и сохраняет лишь формальную связь с религией. Как правило, это представители правящих кругов и среднего класса, госаппарата, интеллигенция, люди, получившие европейское образование, коммунисты, атеисты, прозападные либералы и т.д. К ним примыкают религиозные меньшинства – христиане, друзы и алавиты, в среде которых в основном религия так же не играет глобальной роли. Вся совокупность может по-разному относится к политике партии БААС, но она едина в одном – светский характер сирийского государства ни в коем случае не должен быть изменен. Если в начале сирийских событий часть либералов и была настроена оппозиционно, то в данный момент они поддерживают действующее правительство, чему послужили события в Ливии, Египте, Тунисе а так же в самой Сирии. На скорую руку сбитый оппозиционный Сирийский Национальный Совет (СНС), который заявляет о приверженности идеям демократии и либерализма, на события внутри страны не влияет и Сирийскую Свободную Армию (ССА) практически не контролирует. Сам же СНС состоит из эмигрантов и политических беженцев, давно утративших реальную связь с родиной и не пользуется практически никакой популярностью среди сирийцев.

Как правило, светски настроенные сирийцы проживают в основном в крупных городах, больше всего, что естественно, в Дамаске, Алеппо, Латакии, именно здесь уровень жизни и образованности гораздо выше. Именно здесь у ССА почти нет социальной базы, в отличие от более мелких городов и сельской местности, где чаще всего восстания и возникают. Как раз на периферии недовольство экономической ситуацией, подогреваемое религиозными лозунгами максимально высоко. Что касается стран Персидского залива, то они лишь воспользовалась данной социально-религиозной дифференциацией сирийского общества и профинансировали дальнейшую радикализацию этих слоев населения с целью достижения своих собственных интересов. Интересы эти отнюдь не связаны с восстановлением исламского халифата а более прозаичны – к примеру, налаживание поставок нефти и газа в Европу через территорию Сирии.

Другой взгляд на проблему принадлежит Ю.Щегловину, который оценивает развитие действий в Сирии с точки зрения религиозного противостояния. Он отмечает: «Типичная картина заключается в том, что обычно в черте одного города или населенного пункта центр сопротивления сосредоточен в суннитских кварталах, при этом алавитские или христианские кварталы сохраняют спокойствие. В том же Хомсе вооруженное сопротивление сконцентрировано в восьми суннитских кварталах, между тем как два алавитских войной фактически не затронуты».

Также он замечает и особое положение алавитской общины, которая также начинает оказывать противодействие центру. Ранее лояльная Башару Асаду «алавитская» Латакия также «отметилась» рядом протестных выступлений. В частности, алавитские демонстрации протеста против центральных властей были зафиксированы в пригородах Латакии Мошкита, Демсархо, Бескази. Они были немногочисленны, но что принципиально - в них участвовали алавиты. Это может косвенно указывать на начало расслоения внутри этой общины. Однако действия алавитской общины определены опасениями в отношении перспектив своего физического выживания в случае ухода Асада. И здесь его фигура рассматривается именно в контексте гаранта этой безопасности, какие бы личные симпатии или антипатии к нему те или иные представители алавитской общины не испытывали. По мнению Щегловина, тем же объясняется лояльность режиму в своей основной массе со стороны христиан, армян, черкесов и курдов. В последнем случае имеется еткая линия поведения на соблюдение нейтралитета, которая поддерживается и руководством иракских курдов в лице Масуда Барзани.

4. Интересы других государств

Интересы внешнего мира в сирийском конфликте также противоречивы. В целом можно выделить две точки зрения – прозападную либерально-демократическую и антизападную, на почве которой прекрасно сходятся различные силы, от националистов до коммунистов.

Позиция либеральных сил в целом совпадает с позицией западных стран и сводится к тому, что угнетенный тираном сирийский народ борется за свободу и демократию с тоталитарным режимом. Данный взгляд априори предполагает порицание любых действий со стороны властей, даже направленных на стабилизацию ситуации в Сирии, а подавление вооруженных полубандитских формирований становится «борьбой с собственным народом».

Подобную точку зрения можно легко поддавать критике, ведь странам Ближнего Востока чуждо понятие демократии и любая европейская, или же западная идеология столкнется с устоявшимися принципами шариата. Если даже под внешним давлением и проводятся действительно демократические выборы, эти выборы становятся последними демократическими, к власти приходят либо исламисты либо военные и непременно устанавливают такой же авторитарный строй.

Антизападная позиция часто переходит в теорию заговора, согласно которой США стремятся установить контроль над еще одной страной, кроме этого ликвидировать единственного в регионе союзника Ирана перед будущей с ним войной. Также ее главной целью считают вытеснение с Ближнего Востока России. Данная позиция также может быть оспорена, так как Сирия не интересна для США ни со стратегической, ни с экономической точек зрения.

Другие представители этой теории считают, что политические и военные акции оппозиции в Сирии происходят в первую очередь по инициативе и при финансовой, военной поддержке Саудовской Аравии и Катара, США же лишь лоббируют их политические интересы на международной арене. Несомненно это так, так же как и то, что Россия поддерживает правительство Сирии по всем тем же пунктам ввиду своих интересов. Свои интересы здесь есть и у Турции, и у Израиля и у Ирана.

Следует отметить, что без внутренней поддержки в самой Сирии любая инициатива внешних сил была бы обречена на провал. Не стоит воспринимать сирийскую оппозицию лишь как бандитов, так же как и не стоит воспринимать правительственные войска как миротворцев.

Ни для кого не секрет, что сила сирийской оппозиции – в разнообразной по форме внешней поддержке. «Революция» была бы обречена на поражение без постоянного притока иностранной помощи оппозиционерам (деньги, оружие, боеприпасы) и внешнего вмешательства (постоянный приток «революционеров» из-за рубежа – в основном из арабских стран). Особое значение имеет мощная политическая поддержка США, Великобритании, Франции, стран ССАГПЗ, Турции. Вооруженные формирования непримиримой сирийской оппозиции представлены силами «Сирийской свободной армии» (ССА насчитывает, по разным оценкам, от 3 тыс. до 100 тыс. бойцов; состоит по преимуществу из суннитов, которые дезертировали после начала волнений из армии Сирии; постоянно пополняется джихадистами из Ливана, Ирака, Туниса, что власти этих стран не раз признавали официально), радикальных исламистов из движения «Джабхат ан-Нусра» (около 5 тысяч обученных и хорошо вооруженных бойцов) и отрядами разрозненных джихадистских групп.

А.Федорченко также придерживается мнения о религиозном факторе разжигания событий в Сирии. Он разделяет исламистские движения за пределами Сирии на три группы: «Братья-мусульмане», салафиты и джихадисты. При всех идейных и организационных различиях среди них в данном случае следует выделить джихадистов – сторонников насилия и противников любых элементов электоральной демократии и плюрализма. Именно они составляют основу «Джабхат ан-Нусра» и более мелких джихадистских групп, противостоящих армейским частям и силам безопасности САР. Растущие по численности джихадистские группировки, состоящие из боевиков, прибывающих в Сирию из других арабских стран, Турции и даже Европы все больше выступают в качестве отдельной, неконтролируемой силы.

Следует признать, что в определенной степени сам сирийский режим способствовал формированию радикальных исламистских течений на территории страны - много лет он предоставлял убежище разного рода экстремистским и террористическим организациям. В обмен на приют исламисты не беспокоили местные власти, действуя за пределами Сирии, в том числе против американских войск в Ираке и антисирийских политиков в Ливане, участвовали в операциях против Израиля. Здесь просматривается прямая аналогия со взаимоотношениями США и радикальных исламистов, тем более что с началом «арабской революции» джихадисты повернули оружие против режима Б. Асада.

Примечательно, что США и НАТО заинтересованы в том, чтобы в процессе достижения силового перевеса повстанцев ввести военную активность оппозиционеров в контролируемое русло, минимизировать влияние исламистских радикалов. Вашингтон опасается исламистской опасности в случае падения вертикали власти в Сирии. Исламистское кольцо может замкнуться в единое целое.

Нарастание внешней поддержки оппозиционных сил нарушит баланс сил в сирийском конфликте и приведет к устранению нынешнего сирийского руководства. Есть основания предположить, что после падения правящего сирийского режима гражданская война продолжится и перекинется на соседние арабские страны. Алавиты, шииты, христиане, курды вполне могут развернуть широкомасштабную партизанскую войну, причем еще более ожесточенную, чем это было в Ираке.

Для США Сирия, очевидно, станет своего рода полигоном, где американцы смогут отрабатывать свою новую стратегическую установку: поддерживать и продвигать к власти на Ближнем Востоке умеренных исламистов, готовых установить союзнические отношения с этой страной.

В настоящее время США и ЕС предоставляют вооруженной оппозиции средства коммуникации, а также продукты питания и медикаменты, но пока не намерены поставлять оружие. Сдержанность стран Запада в этом вопросе возросла после того, как одна из основных действующих в Сирии исламистских вооруженных группировок - «Джабхат ан-Нусра»- в апреле 2013 года заявила о клятве верности главарю международной террористической сети «Аль-Каида».

И все же США и их союзники не отказываются от планов совершить силами объединенной коалиции вооруженную интервенцию с целью установить контроль над складами химического оружия сирийской армии. Для координации совместных действий в этом направлении уже состоялись несколько международных встреч – с участием США, Великобритании, Канады, Франции, Иордании, Чехии, Катара и Израиля.

Вашингтон активизировал свою деятельность по усилению международной блокады Сирии. Иордания фактически отошла от своей и до этого не очень прочной позиции нейтралитета по отношению к сирийскому кризису; под американским давлением Алжир отходит от безусловной поддержки Дамаска. Ужесточаются экономические санкции против Сирии. 19 апреля ЕС ввел эмбарго на поставку нефтепродуктов из Сирии, а американские санкции против сирийских чиновников распространились на крупных бизнесменов из этой страны или имеющих сирийское происхождение.

Позиция Анкары по сирийской проблеме достаточно противоречива. С одной стороны, турецкое руководство видит раздробленность сирийской оппозиции. Даже в случае силового захвата турецкими войсками некоторой части сирийской территории, оппозиция не способна создать там мощный плацдарм для движения на Дамаск.

С другой стороны, турецкое общество, которые ныне расколото на «кемалистов» и исламистов, в своем подавляющем большинстве выступает за укрепление отношений с Российской Федерацией, которые из-за разногласий по сирийскому вопросу переживают период охлаждения. Именно поэтому позиция РФ служит сильнейшим сдерживающим фактором для осуществления Турцией в САР военного сценария по примеру Ирака или Ливии.

Кроме этого, в Анкаре учитывают важность развития торгово-экономического сотрудничества с Ираном. В частности, турки получают значительные финансовые средства от проведения в интересах ИРИ банковских операций, транзита туркменского природного газа, поступающего по иранской территории, а в перспективе – транзита углеводородного сырья. Анкару и Тегеран серьезно сближают курдская проблема, нежелание пускать в регион внешних игроков и антиизраильская риторика. Оба государства активно вовлечены в сирийские дела и стараются избегать прямого столкновения здесь национальных интересов.

Учитывая вышеизложенное, Анкара заинтересована в ограниченном вовлечении Тегерана в разрешение сирийского кризиса на основе создания специальной трехсторонней комиссии в составе Иран, Турция и Россия или Иран, Турция и Египет (существует и еще один формат в составе Турции, Египта и Саудовской Аравии).

Российский исследователь В. Евсеев отмечает, что внутри НАТО сейчас нет стран, которые бы считали необходимым начать военную операцию против САР. Даже Франция пока не видит в этом необходимости. Но это не исключает ее проведение со стороны группы государств-членов НАТО или оказание поддержки, в первую очередь информационной, действиям Турции, если она начнет военную операцию самостоятельно.

Вполне возможно, что негативный пример Ливии стал серьезным уроком для США. И, несмотря на вовлеченность в сирийские дела, в Вашингтоне осознают собственную неготовность к вооруженному вмешательству.

Вновь избранный президент Барак Обама является противником такой военной операции. Как следствие, американская администрация будет воздерживаться от прямого вовлечения в сирийский конфликт.

США до сих пор сохраняют войска в Ираке и готовятся к существенному их сокращению в Афганистане. Эти войска можно было бы использовать в Сирии, но такую необходимость будет крайне трудно обосновать для американцев, особенно в условиях сохраняющейся экономической депрессии.

Сирия не является основным внешнеполитическим противником США. Китай выступает в этом качестве на глобальном уровне, а Иран – на региональном. Именно против них концентрируются основные военные ресурсы. Их отвлечение, например, на затяжную войну с Сирией (скорее всего, она пойдет по иракскому сценарию), не поддержат аравийские монархии. С другой стороны, для США в отношении Сирии существует «красная линия», обусловленная сохранностью имеющихся там запасов химического оружия. В случае кражи его образцов или захвата соответствующего арсенала со стороны радикальной оппозиции американцы будут вынуждены немедленно вмешаться.

5.Вывод

Несмотря на попытки определить различные стороны сирийского конфликта, ситуация в Сирии остается неясной. Скорее всего, в ближайшие шесть месяцев президент Башар Асад удержит власть, но не сможет контролировать территорию всей страны. Вооруженная оппозиция будет продолжать попытки объединиться и установить контроль над одним из крупных сирийских городов (в первую очередь на эту роль претендует Алеппо). Если это удастся, то оппозиция сформирует собственные органы исполнительной власти, которые поспешат признать «внешние спонсоры».

Прогноз на вторую половину 2013 года более сложен. По-видимому, этот период станет решающим для президента Башара Асада, а время может начать работать уже на действующую власть. Почти половина населения страны, включая многочисленные национальные и религиозные меньшинства, не видят другой альтернативы действующей власти и боятся «братьев-мусульман» и исламских экстремистов. Все это, учитывая поддержку со стороны России и Ирана, дает президенту Башару Асаду шанс, которым он обязательно воспользуется.

Пока трудно сказать, чем именно закончится война в Сирии - есть признаки постепенного улучшения ситуации - армия продолжает успешно останавливать отряды боевиков, приобрела очень серьезный современный опыт ведения самых сложных боевых действий. Однако есть признаки и дальнейшего ухудшения обстановки - как в плане ведения боевых действий, но главное - резком осложнении условий жизни и деятельности сирийцев. Так или иначе, но Сирия при любом исходе этой войны оказывается отброшенной в своем развитии на десятилетия. Изменения в организационном строении сирийских силовых структур слишком микроскопичны, чтобы как-то существенно улучшить ситуацию. Перевод войны в область конфессионального противостояния - вот, пожалуй, самая главная опасность будущих этапов этой войны. Тогда у Сирии практически не остается шансов на сохранение своей государственности и целостности. Наверняка можно сказать лишь одно – конфликт будет иметь затяжной характер, а его развитие будет принципиально отличаться от ливийского или иракского сценария.

Гражданская война в Сирии - массовые антиправительственные волнения и беспорядки в разных городах Сирии, направленные против президента страны Башара Асада и на прекращение почти пятидесятилетнего правления партии Баас, которые осенью 2011 года переросли в открытое вооружённое противостояние. Представляет собой непрерывный внутренний конфликт в Сирии, который является частью более широкой «Арабской весны» - волны социальных потрясений по всему арабскому миру.

конфликтная ситуация

Реальных причин две – социально-экономическая и религиозная, именно в их переплетении и заложены основы сирийского кризиса. Первая довольно ясная – уровень жизни и экономическая ситуация в стране оставляют желать лучшего. Из всех соседей беднее разве что Ирак.

Что касается религиозной причины – здесь дело обстоит намного сложнее. Согласно некоторым экспертам, сирийское восстание имеет этно-религиозные корни, поскольку правящая элита принадлежит малочисленной шиитской общине алавитов, тогда как большинство населения Сирии является суннитами.

Позиция либеральных сил – угнетенный тираном сирийский народ борется за свободу и демократию с тоталитарным режимом. Данный взгляд предполагает порицание любых действий со стороны властей, даже направленных на стабилизацию ситуации в Сирии, а банальное и в какой-то степени мягкое подавление вооруженных до зубов полубандитских формирований обязательно становится «борьбой с собственным народом».

Антизападная позиция – переходит в теорию заговора, согласно которой США стремятся установить контроль над еще одной страной, кроме этого ликвидировать единственного в регионе союзника Ирана перед будущей с ним войной. И конечно же– вытеснить с Ближнего Востока Россию.

зона конфликта

Со времен французского влияния и дальнейшего социалистического курса страны часть общества значительно отошла от ислама и сохраняет лишь формальную связь с религией. Как правило, это представители правящих кругов и среднего класса, госаппарата, интеллигенция, люди, получившие европейское образование, коммунисты, атеисты, прозападные либералы и т.д. К ним примыкают религиозные меньшинства – христиане, друзы и алавиты, в среде которых в основном религия так же не играет глобальной роли. Вся эта разношерстная масса может по-разному относится к политике партии БААС, но она едина в одном – светский характер сирийского государства ни в коем случае не должен быть изменен.

Как правило, светски настроенные сирийцы проживают в основном в крупных городах, больше всего, что естественно, в Дамаске, Алеппо, Латакии, именно здесь уровень жизни и образованности в разы выше.

На периферии недовольство экономической ситуацией, подогреваемое религиозными лозунгами (за не имение иных) максимально высоко.

Что касается стран Персидского залива, то они лишь воспользовалась данной социально-религиозной дифференциацией сирийского общества и профинансировали дальнейшую радикализацию этих слоев населения с целью достижения своих собственных интересов. Интересы эти отнюдь не связаны с восстановлением исламского халифата а более прозаичны – к примеру налаживание поставок нефти и газа в Европу через территорию Сирии.

локализация конфликта

Конфликт в Сирии начался в январе 2011 года с мирных демонстраций против режима президента Башара Асада, начавшихся под влиянием событий Арабской весны. Эти выступления были подавлены, появились первые жертвы. Весной напряжение возросло, вместе с численностью демонстрантов. Летом 2011 года правительство ввело в некоторые города танки и войска, счет жертв пошел на сотни. Уже осенью, с оформлением организованных вооруженных отрядов повстанцев, в Сирии начался вооруженный конфликт. Бои шли с переменным успехом: в ноябре-декабре 2011 года вооруженные отряды оппозиции захватили город Хомс и ряд других городов. В январе 2012 года боевики появились в окрестностях Дамаска. Правительственные войска сумели перейти в контрнаступление в феврале 2012 года, повстанцы были выбиты к концу марта 2012 года из крупных городов. В настоящий момент они окончательно перешли к партизанской войне и террору (как массовому, так индивидуальному), в том числе в Дамаске. Однако насилие в стране не прекращается и продолжает оставаться на стабильно высоком уровне, хотя премьер-министр Сирии Ваиль аль-Халки заявил о приближении конца войны. Можно предположить, что до завершения конфликта еще далеко, чему способствует ряд как внутренних, так и внешних факторов, серьёзно осложняющих ситуацию.

субъекты конфликта

Реальная линия конфронтации проходит между правительством партии БААС, на стороне которого светски настроенная и более зажиточная часть сирийского народа и Сирийской свободной армией (ССА), которую поддерживает более отсталая, исламская религиозная периферия.

Участники конфликта

    Военная поддержка ССА :

    Ливийские добровольцы:

    Исламисты:

Поставки оружия ССА:

    Саудовская Аравия

Финансовая помощь:

    Великобритания

Пограничные столкновения с войсками правительства:

    Иордания

    Поддержка правительства Сирии:

    ВС Сирии

    Разведывательное сообщество Сирии

Военная поддержка:

  • Хезболла

  • Иракские добровольцы

Поставки оружия:

Финансовая помощь:

    Венесуэла

инициаторы конфликта

То, что происходит в Сирии - это конфликт, война, где действуют Саудовская Аравия и Иран. Нужно здесь сказать и о том, что инициатором всего конфликта, фактором, который привёл к революции, была Саудовская Аравия. Но Саудовская Аравия и Иран сами не могут справиться, и они притягивают к себе союзников. Идеальным вариантом для них было бы, если бы на сирийской площадке схлестнулись Россия и Китай против США и НАТОвских государств. Разногласия между РФ и США заключаются не в том, уходить Башару Асаду или нет. Асад уже делегитимизирован, он - политик вчерашнего дня. Российская позиция заключается в том, что это должен быть процесс по йеменскому варианту. Президент Али Абдалла Салех уходил в соответствии с процедурами, и это было нормально.

Протесты оппозиции, вдохновленной успешными революциями в Тунисе и Египте, принимала различные формы: голодовок, шествий, которые перерастали в столкновения с полицией, сопровождались актами вандализма, поджогами.

предпосылки конфликта

Первая публичная демонстрация состоялась 26 января 2011 года, но затем они лишь спорадически возникали до начала массовых акций протеста, вспыхнувших в Деръа 15 марта. Демонстранты потребовали отставки президента Башара аль-Асада и свержения его правительства.

Сирийское правительство начало развёртывание танков и снайперов в качестве средства для подавления восстания. Вода и электричество были отключены в особенно беспокойных районах, а силы безопасности прибегали к конфискации муки и продуктов питания. Сирийская армия осадила города Деръа, Дума, Банияс, Хама, Хомс, Алеппо, Талкалах, Идлиб, Растан, Джиср-эш-Шугур, Дейр-эз-Зор, Забадани и Латакия, и ряд других городов.

С лета 2011 года повстанцы и перебежчики из армии стали формировать боевые отряды, которые начали вооружённую кампанию против сирийской регулярной армии. В результате ожесточённые столкновения начались по всей стране, усилившись к концу года, и повстанцы объединились под знаменем Свободной армии Сирии.

Инцидент

Примерно за месяц до начала беспорядков в социальной сети Facebook появилась новая группа «Сирийская революция-2011», призывающая к «Дню гнева» в городах Сирии против президента страны Башара Асада.

События начались 15 марта 2011 года, когда несколько сотен человек откликнулись на призыв социальных сетей и вышли на улицы в Дамаске, чтобы потребовать реформ и борьбы с коррупцией. 18 марта началось восстание в Деръа, к которому впервые подключились исламисты, вскоре серия выступлений прошла в других городах Сирии. Появились первые жертвы, президент Асад пошёл на уступки, правительство ушло в отставку, сменил премьер-министра и 20 апреля отменил режим чрезвычайного положения, действовавший 48 лет. Тем не менее, эскалация насилия продолжалась. 21 апреля 2011 года неизвестными были убиты сирийские генералы Або эль-Теллави и Ияда Харфуша, оппозиция и власть взаимно обвиняли друг друга в этом преступлении.

объект и предмет конфликта

объект конфликта – противостояние правительства Сирии и оппозиции, Сирийской свободной армии

предмет конфликта – Противоречия между действующим правительством Сирии и оппозицией. Действия Сирийской свободной армии, направленные против президента страны Башара Асада и на прекращение почти пятидесятилетнего правления партии Баас.

цели конфликта

Главная фундаментальная цель - установить конец конфликта, дать возможность народу Сирии выбирать свое правительство и предотвратить рост экстремизма.

Цели протестантов, которые вступили в конфликт в Сирии – добиться правосудия, демократии, свергнуть диктатуру. Нацеленность на эскалацию конфликта, свержение правительства вооруженными методами.

последствия конфликта

25 месяцев продолжается гражданская война в Сирии. Согласно правозащитным организациям, за это время погибло 70 тысяч человек, из которых 50 тысяч гражданских лиц. ООН отмечает, что 1 миллион граждан Сирии покинули пределы страны и стали беженцами. Из 420 тысяч военнослужащих армии 50 тысяч дезертировали. За два года войны Сирия понесла убытки в размере 80 миллиардов долларов.

Продолжающиеся в стране беспорядки отрицательно влияют на сирийскую экономику. Сильнейший удар нанесён индустрии туризма, дававшей ежегодно 8 млрд долларов стране, привлекавшей иностранную валюту и составлявшей 12 % ВВП. В 2011 году гостиницы и рестораны Дамаска и Алеппо были пусты, владельцы увольняли работников. Инфляция сирийского фунта за три месяца 2011 составила 17 %. Сократились инвестиции - Катар вышел из двух крупных экономических проектов. Турция перевела в европейские банки активы семьи Асад. К 23 мая 2012 убытки от международных санкций в отношении Сирии составили 4 млрд долларов США, санкции привели к дефициту товаров первой необходимости.

20 апреля 2013 года. Представитель Управления ООН по координации гуманитарных вопросов Джон Гинг сообщил, что по данным ООН, для того, чтобы возобновить нормальную жизнь в Сирии и отстроить все разрушенные здания, уйдут десятилетия. «Разрушены улицы и районы городов. По жилым кварталам вела огонь тяжелая военная техника: танки, артиллерия. Во многих случаях дома не отремонтировать, только сносить и строить заново», - заявил он. Как отметил Гинг, наиболее тяжелая ситуация сложилась в городе Дераа, с которого в 2011 году начались антиправительственные выступления, и в Алеппо, который до войны считался экономической столицей Сирии. По его словам, практически вся инфраструктура разрушена, заводы и офисы разграблены, школы и больницы не работают. Страна отброшена в развитии на десятки лет назад.

По данным ИТАР-ТАСС, воюющие на стороне оппозиционных формирований в Сирии вооруженные экстремисты напали на древний православный монастырь Ильи пророка в окрестностях города Эль-Кусейр, в 20 км от сирийско-ливанской границы. Боевики опустошили христианскую обитель, вынесли церковную утварь, взорвали колокольню, разрушили алтарь, купель, снесли статую ветхозаветного пророка, чтимого в Сирии как христианами, так и мусульманами. Настоятель монастыря Гадир Ибрахим убежден, что «осквернение храма и монастыря - дело рук наемников-чужеземцев». По его словам, «сирийцы не осмелились бы совершить подобное кощунство». Возраст обители превышает полторы тысячи лет и она находится под охраной государства как архитектурный памятник. За прошедшие два года конфликта в Сирии были разрушены десятки церквей и мечетей, главным образом в Хомсе и Алеппо. Пострадала также старинная синагога в Джубаре - пригороде Дамаска.

способы и формы разрешения конфликта

Попытки урегулирования конфликта

1 августа 2011 МИД РФ призвал прекратить применение силы против мирных жителей и представителей государственных структур в Сирии. В Москве выразили серьёзную обеспокоенность в связи с поступающей информацией о многочисленных жертвах. Применение силы против как мирных жителей, так и представителей государственных структур, недопустимо и должно быть прекращено.

7 февраля министр иностранных дел России С. В. Лавров и директор Службы внешней разведки М. Е. Фрадков прибыли в Дамаск для переговоров с президентом Сирии Башаром Асадом.

ЛАГ потребовала от Сирии пустить в страну 500 наблюдателей. Согласно заявлению руководства ЛАГ, если Дамаск не разрешит приезд наблюдателей, которые должны убедиться, что режим Асада прекратил уничтожение его противников, то уже 26 ноября, в ЛАГ, обсудят введение санкций против Сирии - вплоть до торгового эмбарго. В числе прочего, Сирии грозит запрет на авиасообщение с арабскими странами, а также замораживание всех активов Центрального банка этой страны в странах-участницах ЛАГ. Первая группа наблюдателей ЛАГ прибыла в Сирию 26 декабря 2011 года, позднее они вернулись обратно, но результаты наблюдения не были оглашены, возможно по причине их неугодности ЛАГ.

Позиция Ирана и России в защиту режима Асада привела к тому, что сирийские оппозиционеры во время демонстрации 20 мая в Хаме сожгли флаги этих государств.

4 октября проект резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии, которую подготовили европейские государства, был заблокирован Россией и Китаем, которые воспользовались правом вето как постоянные члены СБ ООН. Проект предусматривал санкции в случае продолжения властями Сирии подавления оппозиции в этой стране. За резолюцию проголосовали девять государств, четыре страны (Бразилия, Индия, Ливан и ЮАР) воздержались при голосовании. Проект резолюции, подготовленный Францией, Германией, Великобританией и Португалией был несколько изменён (из текста были удалены требования о незамедлительном введении санкций), но даже после смягчения его текста, Россия и Китай проголосовали против. По этому поводу государственный секретарь США Хиллари Клинтон заявила: «Страны, продолжающие поставлять режиму Башара Асада оружие, из которого стреляют по невинным мужчинам, женщинам и даже детям, должны крепко задуматься о том, что они делают. Эти страны заняли неверную сторону с точки зрения истории. В этом споре они защищают совсем не тех, кого следовало бы.» Представитель же России в ООН Виталий Чуркин заявил, что в проекте «не были учтены формулировки о недопустимости внешнего вооружённого вмешательства» и призвал: «Предлагаем продолжить работу над подготовленным Россией и Китаем проектом сбалансированной резолюции, содержащей жизнеспособную концепцию урегулирования. Наш проект остаётся на столе. На его основе мы готовы вырабатывать подлинно коллективную конструктивную позицию международного сообщества, а не заниматься легитимизацией уже принятых односторонних санкций и попыток силовой смены режимов».

4 февраля 2012 года Россия и Китай вновь заблокировали принятие в Совете Безопасности ООН резолюции по Сирии, воспользовавшись правом вето. В проекте резолюции осуждалось любое насилие, независимо от того, откуда оно исходит. От всех сторон в Сирии, включая вооружённые группы, требовалось немедленно остановить насилие и месть всех видов, включая нападения на государственные учреждения. Проект поддерживал план перехода к демократической политической системе в Сирии, предложенный ЛАГ и требовал от сирийских властей помочь наблюдателям лиги, а также прекратить преследования инакомыслия. В случае невыполнения предлагаемых предписаний в течение 21 дня СБ ООН оставлял бы за собой право рассмотреть дальнейшие меры в отношении Сирии.

26 февраля 2012 Посол США в России Майкл Макфолл призвал Россию незамедлительно связаться с президентом Сирии Башаром Асадом и призвать его к немедленному прекращению огня.

США 11 декабря предложили России сценарий, в рамках которого можно было бы добиться добровольного ухода Башара Асада и разрешения сирийского кризиса с целью недопущения межконфессиональной резни в стране и минимизации риска применения в ходе конфликта химического оружия. Позиция Москвы осталась прежней.

15 декабря 2012 ООН рассматривает возможность направления в Сирию от 4 до 10 тысяч миротворцев, сообщил дипломатический источник в штаб-квартире всемирной организации.

План ЛАГ

В январе 2012 года ЛАГ разработала новый план по урегулированию в Сирии. Он предусматривал передачу власти сирийским президентом Башаром Асадом вице-президенту Фаруку аш-Шараа. В течение двух месяцев предлагалось сформировать правительство национального единства под руководством приемлемой для всех сторон фигуры. В течение шести месяцев в Сирии должны были пройти выборы, на которые должны быть допущены арабские и иностранные наблюдатели. Должны быть реформированы силы безопасности, избран учредительный совет для написания новой конституции, которая должна быть утверждена на всенародном референдуме. План также предполагает создание независимой комиссии по расследованию преступлений против гражданского населения. Однако ЛАГ приостановила свою деятельность в Сирии после вооруженного нападения на представителей лиги.

27 марта 2013 года. В столице Катара Дохе завершился 24-й саммит ЛАГ. По результатам саммита было решено дать официальное разрешение странам-членам этой организации оказывать военную помощь сирийской оппозиции, добивающейся свержения президента Сирии Башара Асада. Генсек ЛАГ Набиль аль-Араби считает, что вооружение оппозиции сбалансирует силы противников в Сирии и ускорит достижение политического решения.

План Кофи Аннана

В марте 2012 Кофи Аннан предложил правительству Сирии «план из шести пунктов» по мирному урегулированию конфликта: Властям Сирии предложено сотрудничать со специальным посланником ООН. Во-вторых, план содержит призыв остановить боевые действия и добиваться прекращения насилия во всех его формах и всеми сторонами, прекратить переброску войск к населённым пунктам и применение тяжёлых вооружений. Третий пункт касается обеспечения гуманитарного доступа во все затронутые боями районы. Четвёртый пункт призывает активизировать темпы и масштабы освобождения произвольно задержанных лиц. Пятый пункт содержит призыв обеспечить свободу передвижения по всей стране для журналистов, и шестой - предложение взять обязательство уважать свободу объединений и право на мирные демонстрации.

Позиция Башара Асада

В начале октября 2011 в ожидании голосования СБ ООН по резолюции о Сирии Башар Асад в ходе беседы с главой Министерства иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу заявил, что в случае атаки НАТО Сирия нанесет удар по Израилю («Если против Дамаска будут приняты столь сумасшедшие меры (атака стран НАТО или их союзников), мне не понадобится более 6 часов, чтобы развернуть на Голанских высотах сотни ракет, а после отправить их в сторону Тель-Авива»). Асад также сообщил, что его призыву последует движение «Хезболла», которая обрушит на Израиль мощный ракетный удар. «Все указанные события произойдут за три часа, в следующие три часа Иран атакует военные корабли НАТО в Персидском заливе. Это станет одновременным ударом и по США, и по ЕС».

В интервью российскому каналу Russia Today Башар Асад сообщил, что в Сирии идет не гражданская война, а война с терроризмом и поддержкой терроризма извне. Он также сказал, что у него нет проблемы с народом, так как без поддержки сирийского народа он бы не смог остаться на своем месте.

В заключение, исходя из вышесказанного, хотелось бы отметить, что любое военное вмешательство в дела Сирии не допустимо. Свержение действующего правительства Сирии приведет к приходу к власти исламистов и росту репрессий, насилия и нестабильности. Кроме того, это будет крайне опасным прецедентом для всех стран региона. Видимо, урегулировать конфликт в Сирии может только правительство этой сраны совместно с обществом, однако чем дольше будут длиться боевые действия, тем туманнее становится эта перспектива. К сожалению, возможности международного сообщества в данном случае довольно ограниченны, но оно должно всячески способствовать этому. Запад должен прекратить политику двойных стандартов по отношению к сторонам конфликта; прекратить любую поддержку повстанцев; и, хотя репрессивные методы Сирийских властей вызывают беспокойство, предоставить им возможность навести порядок в стране. В конечном счете, репрессии законных властей лучше, чем такие же репрессии боевиков – исламистов.

Конфликт в Сирии продолжается уже более четырёх лет и сопровождается массовыми жертвами. События постоянно попадают в центр внимания мировых СМИ. В войне участвует огромное количество сторон. Многие страны вовлечены в кризис.

Конфликт в Сирии: с чего всё началось?

Война на Ближнем Востоке идёт до сих пор. Примерно в начался конфликт в Сирии. Причины разные для каждой из ныне действующих сторон. Но всё началось с антиправительственных протестов. Партия Баас правит в Сирии уже более 70 лет. Последние годы президентом выступает Башар Асад. Воодушевлённая в других странах оппозиция начинает радикально критиковать правительство и призывает своих сторонников выходить на улицу. Весной выступления резко обострились. Происходят ожесточённые столкновения протестующих с полицией и армией. Постоянно приходят сообщения о погибших. Ряд северных провинций практически не контролируется правительством. Башар Асад заявляет, что готов искать компромисс и распускает кабинет министров. Но было уже слишком поздно.
Важную роль сыграли социальные сети. Через "Фейсбук" и "Твиттер" оппозиция координировала свои действия и призывала людей к акциям неповиновения. Уже к лету конфликт в Сирии набирает новые обороты. Противники власти создают вооружённые формирования, Запад их поддерживает и грозит Асаду санкциями в случае применения силы.

Сирия: история конфликта

Столкновения принимают характер полномасштабных боевых действий. Повстанцы объединяются в Через несколько месяцев после начала протестов к оппозиции активно подключаются радикальные исламисты. В середине года террорист-смертник убивает несколько высокопоставленных деятелей правительственной армии.

Осенью бои практически не прекращаются. ЕС и США активно поддерживают повстанцев, передают им техническую и материальную помощь. Ряд союзников Запада вводит против Сирии санкции. Правительственным войскам удалось отбить ряд городов и обеспечить надёжную защиту Дамаска. Повстанцы заявляют о планах нападения на Аллепо - второй после столицы город по численности населения. Предпринимают несколько неудачных штурмов.

Международное присутствие

Конфликт в Сирии начинает привлекать всё больше внешних игроков. Турция официально начинает оказывать поддержку оппозиции. Летом 2012-го, сразу же после заявления о вступлении в войну, правительственные войска сбивают турецкий самолёт и открывают огонь по другим целям. Позже артиллерия накрывает колонну турецких машин после пересечения ими границы.

Ливия и Иран начинают поддерживать Асада. В Сирию прибывают вооруженные члены формирования "Хезболла" (можно перевести как "партия Аллаха"). Вместе с ними сирийская армия освобождает Аль-Кусейр. Зимой режим Асада начинает крупномасштабное наступление, которое приносит значительные успехи. На этом фоне в городах, подконтрольных правительству, происходят постоянные теракты.
Войска оппозиции всё меньше подходят под их стереотип на Западе. К вооружённым формированиям присоединяются исламисты. "Аль-Каида" направляет значительный контингент в Сирию. Ячейки этой террористической организации устраивают тренировочные лагеря.

Обостряются отношения с Турцией. Происходит несколько вооруженных стычек. Турецкий парламент разрешает использовать вооружённые силы против Сирии, но война не начинается. Некоторые страны Персидского залива, которые являются союзниками США, оказывают регулярную помощь антиправительственным силам.

Роль Курдистана

Конфликт в Сирии насчитывает множество различных сил. Курдистан является серьёзным игроком, его часто называют "третьей стороной". Курды проживают на востоке Сирии, в Ираке и Турции. Их вооруженное ополчение носит название "Пешмерга". Эта организация создана для защиты территории, на которой проживают этнические курды. Лояльно относится к режиму Асада, активно противостоят "ИГИЛ".

Исламизация конфликта

К 2014 году затяжная война набирает новые обороты. "Умеренная" оппозиция практически не играет никакой роли. Её по-прежнему активно поддерживает ЕС и США, однако в Сирии теперь понимается только язык оружия. Основные боевые действия ведутся Организация "Джебхат ан-Нусра" контролирует значительную часть Сирии. Их часто называют террористами, в СМИ появляется информация, что через "оппозицию" из США исламистам поступает помощь.

"ИГИЛ" - одна из самых жестоких и больших организаций, которая катализировала конфликт в Сирии. Причины успеха этой организации до сих пор вызывают споры между аналитиками. Мир узнал про ИГ после того, как его боевики внезапно захватили крупный город Мосул. На подконтрольной территории исламисты создали своё государство. Местное население живёт строго по Например, мужчинам запрещено подстригать волосы. За нарушения правил полагаются различные жестокие наказания.


Одна из важных составляющих деятельности ИГ - пропаганда. Мировая общественность была поражена рядом видеозаписей, на которых боевики казнят пленных. Причём убийства происходят с изощрениями и снимаются профессионалами. ИГИЛ считается международной террористической организацией. Ряд стран НАТО и Россия наносят удары по территориям исламского государства.