Где сидел а новиков. Александр Новиков: С моей жены можно иконы писать…

Известный российский шансонье Александр Новиков - один из наиболее заметных отечественных исполнителей этого жанра. За годы своей творческой карьеры артист сочинил более трехсот песен, выпустил 20 номерных альбомов, а также 10 альбомов-записей с концертных выступлений и 8 видеодисков.

Творческая биография Александра Новикова

Александр Васильевич Новиков родился 31 октября 1953 в Сахалинской области семье военного летчика и домохозяйки. В шестнадцатилетнем возрасте будущий шансонье уехал в город Екатеринбург, который в то время назывался Свердловск. В этом городе артист живет и по сей день, занимая должность художественного руководителя Екатеринбургского театра эстрады. Не так давно Александр Новиков выпустил автобиографическую книгу «Записки уголовного барда».

Артист не раз становился лауреатом различных премий, например, в 1995 году ему вручили общенациональную премию «Овация» в номинации «Городской романс». Неоднократно Александру Новикову присуждали и премию «Шансон года».

В 1980 году Новиков создал музыкальный коллектив «Рок-полигон», в котором был и солистом, играющим на гитаре, а также писал песни. Творчество группы, по мнению критиков, было довольно эклектичным для того времени - некоторые песни можно было назвать рок-н-роллом, а другие - даже реггей и панк-роком. Спустя год после создания «Рок-полигона» Александр Новиков организует звукозаписывающую студию, дав ей свое имя - «Новик рекордз». В этой студии были записаны альбомы не только владельца и основателя, но и таких уральских музыкальных коллективов, как «Чайф» и «Агата Кристи».

Уголовное преследование артиста

Однако не все было гладко в творческой карьере артиста. В середине 80-х годов прошлого века Александр Новиков был осужден Свердловским судом по статье 93-1 УК РСФСР. Согласно приговору суда артисту предстояло 10 лет провести в тюрьме. Арестовали артиста еще осенью 1984 года. Незадолго до этого он выпустил альбом «Вези меня, извозчик». Хотя в записи этого альбома и участвовали музыканты из состава «Рок-полигона», в частности Алексей Хоменко и Владимир Емельяненко, было очевидно - группа резко отошла от исполнения рок-музыки.

Музыканта, ставшему популярным после выхода своего первого альбома, обвинили в сбыте фальсификата.

Уголовное расследование было связано с тем, что Александр Новиков, помимо творческой деятельности, занимался изготовлением и сбытом электромузыкальной аппаратуры. Уголовное дело было возбуждено по статье 93-1 УК РСФСР, то есть «неоднократные хищения государственного или общественного имущества в особо крупном размере». Стоит отметить, что по этой же статье в 1989 году обвиняли и продюсера крайне популярной в то время поп-группы «Ласковый май» Андрея Разина, которому инкриминировалось хищение государственной собственности в особо крупных размерах. Продюсера уличили в том, что он занимался продажей «левых» билетов на концертные выступления своей группы. Общий ущерб от действий Разина, по данным ряда отечественных СМИ, превысил 8 миллионов рублей.

Приговор по делу Александра Новикова был вынесен 1985 году, однако спустя 5 лет согласно Указу Верховного Совета РСФСР артиста освободили. Спустя некоторое время Верховный Суд РФ вынес решение об отмене приговора в связи с отсутствием состава преступления.

Александр Васильевич Новиков. Родился 31 октября 1953 года на Итурупе (Курильский район, Сахалинская область) - советский и российский автор-исполнитель песен в жанре русский шансон, художественный руководитель Екатеринбургского театра эстрады. За время творческой деятельности Александр Новиков написал более трёхсот песен, среди которых «Помнишь, девочка?..», «Извозчик», «Шансоньетка», «Уличная красотка», «Город древний», «Школьный роман» и др. Дискография Новикова на данный момент насчитывает 20 номерных альбомов, 10 альбомов-записей с концертов, 8 видеодисков. С 2002 года издаётся книга «Колокольня» (сборник стихов и песен). Александр Новиков является лауреатом общенациональной премии «Овация» в номинации «Городской романс» (1995), неоднократным лауреатом премии «Шансон года». Родился 31 октября 1953 года на острове Итуруп Курильского архипелага, в посёлке Буревестник. Отец - военный лётчик, мать - домохозяйка. В 1969 году Новиков переехал в город Свердловск, где и продолжает жить и работать по настоящее время. В детстве Александр любил спорт. Занимался сначала боксом, затем самбо. "Я в детстве очень часто дрался, никогда не давал себя в обиду, о некоторых ломал руки-ноги. По философии восточных единоборств, которыми я тоже занимался, в мужчине прежде всего важен дух воина. Вот я и пытался занять достойное положение", - рассказывал он. В старших классах средней школы Александра, помимо спорта, захватили еще два вида деятельности: музыка и карты. Первой он увлекся под влиянием творчества Владимира Высоцкого - в 1967 году Александр впервые посмотрел фильм "Вертикаль" с его участием. К картам его приучили "кореша" по дворовой компании. В скором времени Александр виртуозно владел и музыкой, и картами. Крутой нрав Новикова очень часто вынуждал его идти против мнения большинства, бросать вызов устоявшимся нормам и принципам. Например, он трижды поступал учиться в различные вузы и трижды его оттуда изгоняли. По его словам, за то, что "бил комсомольцев. Я их страшно не любил". Во время учебы в третьем вузе он познакомился со своей будущей женой - Машей. В 1975 году они поженились. В том же году у них появился первенец - сын Игорь. Семь лет спустя - дочь Наташа. Страсть Новикова с 70-х годов - машины. В середине 70-х он устроился на работу автомехаником, где в одной из автомастерских Свердловска восстанавливал изуродованные в авариях авто. Свою первую "копейку" Новиков заимел именно в те годы - некий лихач разбился на ней насмерть, Александр буквально по винтику восстановил его автомобиль и забрал себе. В конце 70-х Новиков устроился музыкантом и певцом в один из свердловских ресторанов. Проработал там около четырех лет. За это время сумел скопить приличную сумму и открыл собственную студию-мастерскую, где не только записывал песни в стиле рок (его ансамбль назывался "Полигон"), но и изготавливал студийное оборудование для государственных Дворцов культуры, кинотеатров. В 1980 году создал группу «Рок-полигон», где выступал в качестве солиста, гитариста и автора песен. Песни исполнялись в стилях рок-н-ролл, реггей и новая волна с элементами панк-рока и психоделического рока. Группа записала два одноимённых альбома - в 1983 (при официальном издании на CD год ошибочно указан как 1981) и 1984 годах. В 1981 году основал студию звукозаписи «Новик рекордз», где записывались не только альбомы Новикова, но и многих свердловских музыкантов - групп «Чайф», «Агата Кристи» и других. Львиную долю репертуара группы "Полигон" составляли рок-композиции. Александр Новиков в 1984 году Однако в начале 84-го года Новикову захотелось напеть несколько собственных песен, написанных в жанре городского романса, в народе именуемых "блатными". Среди этих песен были три, которым в скором времени суждено будет стать хитами: "Вези меня, извозчик", "Я вышел родом из еврейского квартала" и "Помнишь, девочка?". В альбома приняли участие музыканты «Рок-полигона», в списке которых Алексей Хоменко и Владимир Елизаров. За раскрутку этого альбома взялся некий пожилой господин - большой спец в этом деле. Правда, прослушав запись, он честно признался Новикову: "Я могу это раскатать на всю страну за два месяца, но вас, молодой человек, посадят". Новикова это предупреждение не остановило и 3 мая 1984 года магнитный альбом "Вези меня, извозчик" вышел в свет. Успех альбома был ошеломляющим: уже через неделю его слушали по всему Союзу, включая самые отдаленные уголки страны. Не остался он не замеченным и властью. 5 октября 1984 года он был арестован. О том, как происходил арест, Новиков рассказывал: "Арестовали прямо на улице, запихнули в машину и отвезли в местное УВД. Там положили передо мной документ под названием "Экспертиза по песням Александра Новикова". В документе приводились тексты моих песен из "Извозчика", и к каждому - внушительная рецензия. И потом общая рецензия на все. В этой, заключительной, было написано, что автор вышеупомянутых песен нуждается, дескать, если не в психиатрической, то в тюремной изоляции точно. Подписали этот документ композитор Евгений Родыгин, автор песни "Едут новоселы по земле целинной", несколько партфункционеров и чиновников от культуры. Короче, я обвинялся во всех грехах: унижении национальных меньшинств, пропаганде аморализма, пошлости, насилия, проституции, алкоголизма, наркомании - огромный был набор..." В 1985 году по приговору Свердловского суда Новиков был осуждён по ст. 93-1 УК РСФСР, получив 10 лет лишения свободы. Произошло это в связи с его деятельностью по изготовлению и сбыту электромузыкальной аппаратуры, где он был обвинён в сбыте фальсификата. Новиков вспоминает: "Я еще почти год ожидал в тюрьме решения по моей кассационной жалобе. Сначала в Свердловске, затем в Камышлове, это 250 км от Свердловска, в такой тихой провинциальной тюряге, которой уже, наверное, лет триста. А перевозили меня туда словно особо опасного рецидивиста". "Когда приехали в Камышлов, смотрю - на перроне огромная толпа охранников. Неужели, думаю, по мою душу? И точно, по мою. Как только я спрыгнул, меня тут же схватили за руки, за ноги, за пояс и так, не опуская на землю, бегом потащили в "воронок". А до этого заблокировали весь вокзал - пассажиров загнали внутрь и возле дверей расставили охрану. И вот, значит, весь вокзал смотрел, как меня "принимала" камышловская тюрьма. А самое смешное, когда поехали в этом "воронке", шофер поставил запись "Извозчика". Меня ведь тогда все и везде слушали. И менты слушали, и следователи, которые допрашивали. Один мне так прямо и говорил: мол, мне лично твой альбом нравится, но что я могу поделать? Тюрьма в Камышлове буквой "о", окна камер выходят во двор. Чтобы камеры между собой не переговаривались, во дворе стоят громкоговорители - врубают музыку, если что. Так вот, очень часто это была музыка из моего альбома. А когда меня на суд везли, опять в "воронке" крутили "Вези меня, извозчик"...", - рассказывал артист. Отсидев год в Камышлове, Новиков затем был переведен в один из лагерей на севере страны. Руководство лагеря встретило певца со всеми подобающими его рангу "почестями". В зоне был проведен широкомасштабный шмон - у зеков, а также у конвойных изъяли все гитары и магнитофоны. Было строжайше запрещено проносить эти вещи на территорию лагеря. Новикову же запретили продвигаться по зоне в сторону клуба. "Против меня устраивали разные провокации. В лагере достаточно всякой сволочи, которая хочет досрочно освободиться, вступает в эти советы профилактики, "повязочники", или, по-лагерному, "козлы". Вот этих "козлов" на меня и натравливали. Но я оскорблений не терпел, одному грудную клетку проломил, другому челюсть свернул. Ну и постоянно попадал в карцер...", - вспоминал Новиков. В 1990 году Указом Верховного Совета РСФСР Новиков был освобождён. Позднее Верховный Суд России отменил приговор за отсутствием состава преступления. Александр Новиков - Вези меня, извозчик В юности носил на руке наколку в виде букв «Н. С.» (Новиков Саша). Песню «На Восточной улице» (альбом «Городской роман», 1995) А. Новиков написал в 1984 году, когда 30 суток сидел в одиночке в карцере. В Екатеринбурге Александр Новиков проживал в квартире на улице Восточная, в доме № 62. Своей лучшей песней сам Новиков считает «Помнишь, девочка?..». Александр Новиков - Помнишь девочка?.. В августе 1991 года выступил против ГКЧП. В 1993 году Новиков внезапно выступил как продюсер - стал раскручивать молодую певицу Наталью Штурм. "С Наташей мы познакомились случайно. В Московском театре эстрады. Я заглянул туда на минутку. По каким-то делам. Вижу у зеркала красивую девушку. Подошел, поинтересовался: "Девушка, вы поете или танцуете?" Конечно же, с целью "пристать", завязать разговор. Она обиделась: "Какие танцы? Я певица. Наташа Штурм. А вы кто?" - "Александр Новиков". Внимательно посмотрела: "А я думала, Новиков - маленький лысый еврей и живет в Америке". Я даже опешил от такого представления о моей персоне", - рассказывал Новиков. Ходила легенда (рассказанная самим Новиковым), что он выиграл певицу в карты у неких мафиозных структур. Но это была пиар-сказка для того, чтобы вызвать интерес публики. "Это была шутка. Если бы Александр сказал, что познакомился со мной в Библиотеке имени Ленина, в такое никто бы не поверил. А карты - красивая легенда. Ложатся на образ крутого парня, отсидевшего в лагерях", - призналась впоследствии Наталья Штурм. В 1994 году совместно с режиссёром Кириллом Котельниковым снял документальный фильм о группе «Boney M.» и её создателе Фрэнке Фариане «О, этот Фариан!» («Oh, this Farian!»). Съёмки проходили в Люксембурге и Германии, в фильм вошли уникальные интервью Фариана и материалы из его личного архива. Однако по российскому телевидению фильм так и не был показан. 16 июня 2003 года Александр Новиков был награждён высшей церковной наградой - Орденом святого благоверного князя Даниила Московского за заслуги в строительстве Храма-на-Крови в Екатеринбурге. С 2004 года президент Фонда «400-летие Дома Романовых» на Урале. 24 июня 2010 года назначен художественным руководителем Екатеринбургского театра эстрады. Став худруком театра, Новиков первым делом запретил спектакль «Голубой щенок», в котором углядел признаки пропаганды педофилии. "Эти вувузелы гомосексуализма, глядящие на мир через бельма, находящиеся у них всё время почему-то в выпученном состоянии... Так вот, через эти бельма им любое событие здравое и поступок нормальный кажутся наступлением на их мифические гомосексуальные права, произрастающие прямо из Содома и Гоморры", - считает Александр Новиков. После этого случая выражение «вувузелы гомосексуализма» приобрело большую популярность в Интернете. 28 октября 2010 году вышел новый альбом Александра Новикова на стихи поэтов Серебряного века, в записи которого принял участие Максим Покровский. «Пластинка „Ананасы в шампанском“ - это галерея причудливых и неповторимых драгоценностей поэзии „Серебряного века“. Я сделал каждому из них музыкальную оправу. Пять лет тонкой ювелирной работы» - так кратко охарактеризовал Новиков результат своей работы над созданием этого альбома.

Песенное направление, известное в нашей стране как шансон, великолепно представляет один из ярчайших его приверженцев и создателей — певец Александр Новиков. Невозможно представить этот жанр без его знаменитой "Шансоньетки"или всеми любимой "Вези меня, извозчик". Таланты Александра Новикова на сегодняшний день по достоинству оценены как многочисленными слушателями и поклонниками, так и представителями музыкальной индустрии. Личная жизнь Александра Новикова — 62-летнего шансонье — всё так же продолжает бить ключом, на достигнутом останавливаться он не спешит, тем более, что ещё чувствует в себе достаточно сил для активной и бурной деятельности и воплощения новых творческих планов.

Биография Александра Новикова связана с Курильскими островами (а точнее, с островом Утурул), где впервые увидел свет сын военного лётчика и простой домохозяйки. Кочевая профессия отца вдоволь помотала будущего шансонье вслед за родителями по огромной нашей Родине. В трёхлетнем возрасте мальчик увидел Бишкек в Киргизии, а затем семья осела в Свердловске (ныне Екатеринбург). Увлечение музыкой восходит своими корнями к подростковому этапу в биографии Александра Новикова. Огромное влияние оказал фильм "Вертикаль". Свою первую гитару певец помнит до сих пор, навсегда запечатлев в памяти не только её внешний вид и запах, но и стоимость. И без того нелюбимый властями из-за нежелания вступать в комсомол, Александр Новиков ещё усугубил ситуацию, увлёкшись запрещённым тогда (а потому и весьма популярным среди молодёжи) роком. Трижды будущий певец пытался получить высшее образование в разных вузах, но все три раза оно так и осталось неоконченным.

Через непродолжительное время Александр Новиков, который не просто исполнял рок, но и собственноручно изготавливал качественную музыкальную аппаратуру, буквально влюбился в стиль городского романса. Однако первый же вышедший в свет альбом стал практически причиной долгого тюремного заключения, где, как считает сам Александр Новиков, он восполнил все пробелы образования настоящим жизненным опытом. Из присуждённых 10 певец отсидел 6, не жалуясь и прося поблажек. Выйдя на свободу в 1990 году за отсутствием состава преступления, Александр Новиков с головой окунается в работу. Именно поэтому на сегодняшний день известна не одна сотня его песен, а ещё он является руководителем Екатеринбургского театра эстрады.

В личной жизни Александра Новикова центральное место отдано любимой жене, которая почти три десятка лет находится рядом, переживая с мужем и сложные времена, и трудности, и радости новых творческих побед — Мария. Она подарила шансонье двоих детей — сына Игоря и дочь Наталью, которых и поднимать-то пришлось ей самой. Сегодня дети этой супружеской пары вполне самостоятельные, построившие свою карьеру на выбранном жизненном поприще. Игорь — владелец фотосалона, а заодно и помощник отца в строительном бизнесе. Наталья — вообще многогранная личность с несколькими высшими образованиями. По первому она — дизайнер, по второму — искусствовед, а находясь в декретном отпуске с маленьким сынишкой закончила ещё один вуз. Александр Новиков — очень набожный человек, причём вера его проявляется не только в посещении церкви и щедрых подаяниях, которые теперь он может себе позволить, но и в активном строительстве храмов или отливке колоколов.

Александр НОВИКОВ - певец, поэт, композитор - держится в стороне не только от отечественного шоу-бизнеса, который ненавидит всей душой, но и от славной братии исполнителей собственных песен - шансонье и бардов. Он оказался в какой-то своей нише, в которой представлен в единичном экземпляре и где невероятно уютно себя чувствует. И так было с самого детства.

Мой отец, военный летчик, познакомился с мамой, когда она училась в сельскохозяйственном институте в Симферополе, - рассказывает Александр Новиков . - Потом отца послали служить на курильский остров Итуруп, там у них родился я. Затем перевели на Сахалин. Там родилась моя младшая сестра Наташа.

Наташа - талантливая спортсменка, играла за молодежную сборную по баскетболу страны и считалась невероятно перспективным игроком. Но она погибла в 17 лет в авиакатастрофе - вместе с юношеской сборной летела в Прагу и самолет потерпел крушение. Все девчоночки 16 - 17 лет, что были в сборной, разбились. Мать после этого так и не оправилась, не пережила этого удара.

Хулиган-отличник

- А с отцом вы потом встречались?

Родители разошлись во Фрунзе, отец ушел на пенсию и женился еще раз. Я был уже взрослым и приезжал в Киргизию по делам. Нашел его. Мы старались не говорить о наших семьях - вели обычный такой бытовой разговор отца и сына. Через месяц отца не стало. Хорошо, что с ним повидался на прощание.

Мама довольно тяжело пережила развод, не захотела оставаться во Фрунзе и поменяла квартиру на Свердловск - так тогда назывался город Екатеринбург. Почему именно он - не знаю. Она когда-то училась там и, видимо, сохранила о городе теплые воспоминания.

Несколько лет я учился в Славгороде на Алтае. Родители отправили туда как раз в период своего развода. Учился, между прочим, на одни пятерки. Память у меня была феноменальная!

- Очень сложно представить вас отличником... Я почему-то считала, что в вас больше хулиганистости, озорства.

Я был хулиганом первостепенным! Лидером никогда не считался, но и среди незаметных не ходил. Дрался всегда.

Я хорошо помню, как уже в Свердловске мы ходили драться с соседним районом - сто человек на сто, на железнодорожной насыпи - и я с гитарой наперевес в первых рядах. Моим коронным номером был «испанский воротник» - это когда насаживаешь гитару на чью-то голову.

- А гитару не жалко было? Вы уже к тому времени умели пользоваться ею по назначению?

Впервые я взял в руки гитару во Фрунзе в восьмом классе. Мы с пацанами пошли в кино на фильм «Вертикаль». И сам фильм, и особенно песни Высоцкого произвели на меня такое впечатление, что я шел из кинотеатра и понимал, что жизни без гитары мне теперь нет. Пришел домой и говорю матери: «Покупай мне гитару» - у меня как раз близился день рождения.

Если гитару разбивали в драке, двор скидывался на новую - она стоила около семи рублей. Сам зарабатывал - в карты уже неплохо выигрывал, вагоны разгружать ходили. У нас ведь не только драки были, но и взаимовыручка, последнюю рубаху отдавали, если нужно. Это сейчас у нас в стране слабого добьют, чтобы не мучился, а тогда мы так воспитаны были - если слабый, помоги ему стать сильным.

В это время в школе я уже учился не так хорошо. По литературе мне ставили колы и двойки, потому что я назвал повесть Горького «Мать» сортирным произведением. Учительница пришла в ужас, а я считал это произведение конъюнктурным, написанным по заданию партии и оттого с литературой ничего общего не имеющим.

В общем, я окончил школу с одними тройками. И - единственный во всем выпуске - с четверкой по поведению. При этом я не был комсомольцем, и директор мне сказал, вручая аттестат: «Саша, иди работать на завод, поскольку никуда тебе не поступить». А я нагло ответил: «Вот куплю завод, тогда пойду на него работать».

Вот откуда это взялось тогда, в махровое советское время?

Завод я купил через двадцать лет, правда, на нем не только не работал, но даже и не бывал - им занимался мой друг и компаньон.

Первая любовь

- А когда Саша Новиков, гитарист и хулиган, первый раз влюбился?

Влюбился я первый раз в Славгороде в Тому Полежаеву . Это случилось в третьем классе. Ну, нравилась мне девочка очень... Потом тоже много влюблялся, но чаще всего безответно. Видимо, я выбирал не тех, что ли. Страдал. Но спасибо этим чувствам - они потом очень помогли мне. Я хорошо помнил это свое состояние, я мог ввести себя в него - и тогда рождались интересные вещи, такие как «Помнишь, девочка...», под которую уже не одно поколение влюбленных выросло.

Женщины - это не другой пол, это другая планета. Но вот что интересно: женщины меня никогда не предавали, а вот мужчины - много раз.

В горном институте я встретил Машу. У нас были занятия в другом корпусе, и там я увидел девушку, которая спускалась по лестнице. Что-то сразу щелкнуло в голове, все помыслы были найти ее. А потом мы встретились на геодезической практике и там познакомились. И я сразу понял, что именно она должна стать моей женой. Мы прожили вместе 35 лет, и сейчас, если бы пришлось выбирать, я женился бы только на ней. Я - чудовище, и прожить столько лет со мной - это по-своему подвиг.

Мы с ней поженились как раз в тот момент, когда меня отчислили из института.

- За что же?

За драку. Я в общежитии нашего института избил одновременно комсорга, профорга и старосту. Они считали себя хозяевами в общежитии и придрались ко мне, что я не отметился на вахте и лично им не доложил, что пришел в гости к друзьям. Поскольку я никак не отреагировал на их замечание, они взяли мою куртку и выкинули на лестницу. Ну и... В общем, началась драка, я разбил одному очки так, что все лицо оказалось залито кровью, а они вызвали милицию. Отвезли меня в райотдел, а наутро вызывают к следователю. Симпатичная женщина просит меня рассказать, как было. Я спрашиваю: «Вам для протокола рассказать или как было на самом деле?» Она ответила: «Как все было». Ну, я и начал рассказывать, что эта комсомольская шушера пьет водку и водит девочек, как все. А потом пишет на своих же товарищей доносы - кто, с кем, во сколько и как. Она меня выслушала внимательно и говорит: «Я вам верю, потому что у меня сын учится в этом институте и то же самое мне рассказывает». Потом вздохнула: «Но 15 суток за хулиганство вам придется оформить».

Но судья тоже оказался нормальным человеком и вынес решение: штраф 30 рублей. Собрали в общежитии нужную сумму, заплатили. Меня вызвали в деканат. Декан Кабаков Юрий Арефьевич , славный был мужик, мне сказал: «Я бы тебя оставил, но дело дошло до парткома. Пиши по собственному желанию». Меня отчислили, но свадьба состоялась, не отреклась от меня Маша, не испугалась.

Больше я уже учиться не ходил, а пошел работать в ресторан.

Уголовное дело

- В ресторане вы исполняли свои песни?

Нет, мы пели весь репертуар «Песняров», все, что тогда было модно. Но песни писал. Тогда все эти усилители, колонки, микрофоны были для работы непригодны, и просто выхода другого не было, как самим их делать. Я делал их настолько хорошо, что свою аппаратуру менял на дефицитные гитары, продавал, а на эти деньги доставал импортные инструменты. У меня уже была своя студия, свой ансамбль, мы выступали в ДК УПИ, и залы ломились от публики. Нас разгоняли, выключали свет. Сейчас это уже все трудно представить, но это все было.

Я бы, может, и до сих пор занимался производством аппаратуры, но в 1984-м мы решили записать альбом «Вези меня, извозчик...».

3 мая вышел альбом, а с июля за мной начали уже пристально следить. Телефоны прослушивали, за моей машиной ездил хвост, я понимал, что кольцо сжимается. Да и преследователи мои не очень прятались - из страны в тот момент выскочить было невозможно. Я понимал, что меня ждет арест, и страшно мне было только за семью - сыну Игорю тогда исполнилось десять лет, и два года назад родилась дочка.

- Почему же вас сразу не арестовали?

Им нужен был круг моих друзей, связей, отношений. Формально меня обвинили в незаконной предпринимательской деятельности, но мое уголовное дело начинается с документа «Экспертиза песен Александра Новикова». Авторы экспертизы - известные деятели культуры Урала, - проанализировав мои песни, сделали вывод, что я нуждаюсь в психиатрической помощи, а лучше - в тюремной изоляции.

Вел я себя на следствии довольно вызывающе, потому что понимал: судьба моя уже решена и сделать ничего нельзя. Следователи и дознаватели с первых допросов начали говорить, что выхода у меня отсюда нет.

Потом со мной беседовал полковник КГБ. Начал он с того, что сказал: «Песни твои мне нравятся, но шансов у тебя выйти нет - получишь 10 лет. Поэтому мой тебе совет - держись достойно». Я, кстати, ему благодарен за эти слова.

Но обвинение мне слепили по уголовной статье. Все документы сейчас уничтожены, хотя я после освобождения пытался отыскать свое уголовное дело. Суд шел 40 дней, вокруг здания ходили студенты с катушечными магнитофонами и крутили мои песни. Дали мне 10 лет, как и обещал полковник.

- Скажите, а как отнеслась ко всему этому ваша жена? Упрекала?

Никогда. Хотя ей было очень тяжело - у нас конфисковали все имущество до утюгов и одежды. Она приезжала ко мне на свидания в зону, и, хотя я жил в вечных контрах с администрацией колонии, свиданий меня не лишали, наоборот, давали вместо суток три дня. Я только попросил ее не привозить в колонию детей, чтобы они не видели этого ужаса.

- И что, никогда не было мысли уехать из страны?

Почему я должен уезжать из страны только потому, что в ней живут гады и выродки? Моя задача страну от них избавить.

Александр, наверное, меня не поймут, если не задам вопроса про ваш другой весьма скандальный проект - певицу Наталью Штурм. В своих мемуарах она пишет о вас нелицеприятно.

То, что она говорит, пусть останется у нее на совести. Зачем я буду комментировать фантазии, когда я знаю правду? Когда мы с ней закончили сотрудничество, договорились, что не будем публично высказываться друг о друге. Я свое слово сдержал, она - нет.

Вы правильно сказали - это был именно проект, и не надо ему приписывать значение романа.

Когда я столкнулся с вымогательством на телевидении, я решил: ни одной копейки они от меня не получат. Мои клипы по ТВ не показывали, потому что считалось: шансон. Но тут же, глумливо улыбаясь, мне предлагали заплатить пять-шесть тысяч долларов, и тогда - пожалуйста. Значит, бесплатно - мои песни шансон, а за деньги - не шансон и хорошие?

На каком-то концерте я встретил Штурм . На ее вопрос: «Ну как?» - сказал ей, что репертуар никуда не годится. Она ответила: «Что делать, другого нет. Может быть, вы напишете?» А почему бы и нет? Это, конечно, была грандиозная авантюра с моей стороны, потому что я никогда женских песен не писал и не выступал в роли продюсера. И вот написал «Школьный роман». Придумал клип и даже бабочек для него рисовал собственной рукой. А потом еще два десятка песен.

«Школьный роман» стал суперхитом и до сих пор в конце учебного школьного года исполняется во всех русскоязычных школах по всему миру. Песню без остановки крутили и радио, и телевидение несколько лет подряд без всяких денежных вливаний с моей стороны.

- А что за история о том, что вы будто бы выиграли Наталью Штурм в карты?

Как раз в то время, когда я по-дилетантски, но с верой в успех занимался продюсерством, журналисты одной бульварной газетенки сделали интервью и попросили придумать что-нибудь этакое на обложку. Я уезжал на гастроли, времени не было, я сказал: «Выдумайте сами!» И они выдумали. И вот сколько лет прошло, а на концертах обязательно хоть одна записка, но с вопросом про эту глупость обязательно придет.

А вообще продюсерство в нашей стране - неблагодарное дело.

Да и времени у меня на это сегодня абсолютно нет - работа в студии, гастроли. А сейчас к моим обязанностям прибавился Театр эстрады в Екатеринбурге, который мне поручили возглавить. И что бы недоброжелатели ни скрипели в моей адрес по этому поводу, скажу: этот театр будет лучшим театром эстрады в России!