Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния. Фрактальная графика

Фракталы - это структуры, рождающиеся из уравнений теории хаоса и содержащие собственные уменьшенные копии (самоподобие). То есть, если разделить его на части, то получится почти идентичная миниатюра.

Красота фракталов состоит в том, что их "бесконечная" сложность сформирована относительно простыми линиями. Их повторение создает красивые и уникальные узоры.

Журнал Wired собрал наиболее впечатляющие фракталы, найденные на нашей планете

Соляные равнины

Соляные равнины в заливе Сан-Франциско использовались для коммерческого производства соли больше столетия. Ниже представлена фотография самой большой соляной равнины в мире, солончака Уюни, расположенного в южной Боливии. Соль рисует удивительно последовательный, но случайный узор, особенность фракталов.

Аммониты

65 миллионов лет назад аммониты были морскими головоногими, которые строили разделенные на камеры спиральные раковины. Стенки между камерами, называемые швами, являются сложными рекурсивными кривыми. Стивен Джей Гулд приводил сложность швов аммонитов в качестве примера того, что нет никакой эволюционной усложняющейся закономерности, и что мы лишь «великолепный несчастный случай», один во Вселенной. Раковины аммонитов также представляют собой логарифмическую спираль, которая часто встречается в природе.

Аммониты

Аммониты стали источником вдохновения для постройки соборной лестницы в Барселоне, Испания.

Горы

Горы

Горы – это результат тектонических процессов, толкающих земную кору вверх. Результатом является фрактал.

Папоротники

Папоротники – это типичный пример самоповторяющегося ряда, их узор может быть математически воспроизведен в любом масштабе. Математическая формула, которая описывает папоротники, названная в честь Майкла Барнсли (Michael Barnsley), стала одной из первых, которая указывает, что хотя хаос и непредсказуем, он все же следует определенным правилам, основанными на нелинейных повторяющихся уравнениях. Другими словами, случайные числа, воспроизведенные много раз с использованием формулы Папоротника Барнсли, в конечном счете, представляют уникальный объект в форме папоротника.

Облака

Эти слоистые облака были зафиксированы спутником Aqua над Южной Атлантикой к западу от побережья Африки. Рекурсивный узор прерван серией диагональных углублений. Согласно земной обсерватории NASA, подобная четкая граница внутри облака встречается довольно редко. Ученым еще предстоит это объяснить.

Облака

Ниже показаны 320 км вихревых облаков, это, возможно, самый длинный когда-либо задокументированный рекурсивный образец, как утверждает NASA. Они также называются вихревыми улицами фон Кармана, в честь инженера и специалиста по воздухоплаванию. Облачные улицы формируются, когда низкие облака разрываются каким-либо объектом, например крыльями самолета.

Листья

Как ни странно, но вырубка леса вдоль шоссе тоже является фракталом. Ниже представлена фотография одного из самых «лысых» регионов Амазонки в штате Рондония, западная Бразилия.

Каньоны

Ложно-цветное изображение Каньона-де-Шей в Аризоне. Служба национальных парков называет его одной из самых длинных непрерывно заселенных местностей Северной Америки.


Вы наверное много раз видели такие впечатляющие узоры с множеством цветов и «завитушек»…
Многие из них построены с помощью многократного копирования обычных шейпов, каждый из которых является уменьшенной копией большого орнамента.
Этот урок научит Вас делать подобные узоры в Adobe Photoshop.

Вот конечный результат того, что мы собираемся сделать:


Шаг 1
Фрактал (лат. fractus - дробленый) - термин, означающий геометрическую фигуру, обладающую свойством самоподобия, то есть составленную из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком. В более широком смысле под фракталами понимают множества точек в евклидовом пространстве, имеющие дробную метрическую размерность (в смысле Минковского или Хаусдорфа), либо метрическую размерность, строго большую топологической. © Wikipedia
Ну что ж, давайте начнем. Для начала создадим новый документ размером 1600х1200 пикселей и поставим направляющие линии (Rulers (Ctrl+R)) по центру документа. Затем заливаем фон круговым градиентом #095261 - #000000 строго от центра.


Шаг 2
Теперь нарисуем обычный кружок… Да, я не шучу, все начинается с простого кружочка. Рисуем его с помощью Ellipse Tool"a, держа Shift. У меня он имеет размер 83х83 пикселя и расположен в средней части изображения. Затем, создадим папку слоев Fractal и поместим туда слой с кружком.


Шаг 3
Давайте придадим кружочку глубины:

Шаг 4
Теперь дублируем слой с кружочком (Ctrl+J), ресайзим его и ставим так, как показано на рисунке ниже:

Белый треугольник служит мне ориентиром для перемещения кружочков:)
Шаг 5
Здесь начинается самая веселая часть. Дублируем слой с основой нашего узора (предварительно соединив слои с кружочками) и жмем Ctrl+Alt+T, чтобы войти в режим свободной трансформации.


Шаг 6
Держа Shift, поворачиваем узор на несколько градусов по часовой стрелке и немного уменьшаем его. Затем переносим центр трансформации левее и ниже нашего узора (направление зависит от Ваших нужд). Жмем Enter.

Шаг 7
Настало время небольшого фокуса с одним шорткатом (Ctrl+Shift+Alt+T). Жмем эту волшебную комбинацию клавиш. Что произошло? Photoshop применил такие же параметры трансформации к новому объекту. Повторим этот шаг несколько раз, пока не добьемся нужного результата.

Шаг 8
Дублируем папку Fractal и жмем Ctrl+E, чтобы объединить ее в один слой. Скрываем оригинальную папку. Ставим полученной узор в правом нижнем секторе нашего документа.

Шаг 9
Выбираем полученный слой, дублируем его и применяем к нему свободную трансформацию со смещением центра трансформации в середину документа. Разворачиваем узор на 120 градусов.

Шаг 10
Делаем то же самое для получение третьей грани. Затем создаем папку слоев и ложим туда все 3 полученных узора. Дублируем папку и соединяем ее содержимое в один слой (Ctrl+E).

Шаг 11
Дублируем слой и трансформируем его:

Шаг 12
Переходим в меню Image-Adjustments-Hue/Saturation и ставим такие параметры:

Шаг 13
Повторяем пункты 11 и 12 (12 с др. параметрами):

Шаг 14
Применяем этот прием много раз, пока не добьемся похожего результата. Помещаем все полученные слои в новую папку, дублируем ее и опять соединяем ее содержимое в один слой (все созданное ранее можно скрыть).


Шаг 15
Добавляем тень.

Шаг 16
Производим описанные с п.5 маневры с полученным орнаментом.




Заключение
Как Вы видите, с помощью этой техники можно создать множество красивых абстрактных дизайнов. Удачи Вам в Ваших начинаниях! :)

Фрактальное рисование является одним из методов арт-терапии, наиболее доступный и эффективный для коррекции и гармонизации психоэмоционального и личностного состояния как для ребенка, так и для взрослого. Он основан на взвимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием. Метод фрактального рисования применяется в индивидуальной работе с ребенком (или взрослым) для коррекции нарушений психоэмоционального состояния - переживания чувства утраты, адаптационный период, снятие тревожности, напряжения, усталости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрактальный рисунок является одним из методов арт-терапии, наиболее доступный и эффективный для коррекции и гармонизации психоэмоционального и личностного состояния как для ребенка, так и для взрослого. Метод фрактального рисования был разработан Т. З Полуяхтовой в 1991 году на основе научно-прикладных исследований Б. Мандельброта,

Е. Фандыш, М Люшера. Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием, ведь рисунок несет информацию о состоянии души и тела.

Использование фрактального рисования в коррекции эмоционального состояния

Метод фрактального рисования может применяться в индивидуальной работе с ребенком (или взрослым) для корреции нарушений психоэмоционального состояния – переживания чувства утраты, адаптационный период, снятие тревожности, напряжения, усталости.

Фрактал (лат fractus – дробленый, сломанный, разбитый) – сложная геометрическая фигура, обладающая свойством «самоподобия», то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком.

Относительным противопоказанием к использованию методики в работе с детьми дошкольного возраста является наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Детям с ММД активного и реактивного типов очень трудно долгое время заниматься одним делом. Раскрашивание множества «окошек» со временем начинает их раздражать, интерес к выполнению задания быстро падает, повышается отвлекаемость (эти процессы не могут развиваться, пока не будет нормализована работа мозга).

Коррекционные (или функциональные) рисунки выполняются осознанно, линии рисуются с закрытыми глазами, затем анализируется тестовый рисунок, выясняется проблема и вырабатывается механизм её решения, происходит обязательный выбор цвета для раскрашивания.

Необходимо обязательное выполнение 21 рисунка в течение 2-3 недель.

Для снятия остроты проблемы цвет обозначенного пятна рекомендуется постепенно разнести на соответствующие средние ячейки. А затем ячейки с нежелательным цветом «вынести» из центра на периметр рисунка. Например, можно использовать сочетание синего, голубого, зеленого и оранжевого цветов (иногда розового), которое дает положительную динамику развития и решения проблемы.

Использование фрактального метода в групповой работе

Фрактальное рисование может использоваться для изучения взаимоотношений в коллективе (детском и взрослом), проблем совместимости, психологического климата.

Метод фрактального рисования в сочетании с музыкотерапией может использоваться как здоровьесберегающая технология для снятия напряжения, усталости в период большой загруженности.

Приложение 1

Метод фрактального рисования

Цель: диагностика и коррекция психоэмоционального и физиологического состояния взрослых и детей (от 5 лет и старше).

Форма проведения . С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется индивидуальная форма проведения, со взрослыми - как индивидуальная, так и групповая формы.

Необходимый материал: набор цветных карандашей (фломастеров) как можно большего количества цветных оттенков, лист бумаги (А4).

Инструкция для первого (тестового) рисования

Инструкция для ребенка

Мы будем рисовать волшебные узоры. Я приготовила бумагу и карандаши (для детей дошкольного возраста лучше использовать карандаши ).

♦ Лист положи по горизонтали.

♦ Возьми карандаш и поставь его в любой точке листа.

♦ Сейчас ты закроешь глаза, я засеку время, а ты станешь рисовать непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую часть листа. Линия должна быть четкая, хорошо прорисованная. Рисуй спокойно, не изображай знакомые фигуры (домики, деревья, цветы). Все понятно? Тогда начнем рисовать. (На рисование отводится 30-45 секунд в зависимости от индивидуальных особенностей, скорости рисования).

♦ Открой глаза. Какой у тебя интересный узор получился, сколько разных окошек у тебя на рисунке: круглых, квадратных. Белый фон рисунка оставим чистым. Начало и окончание линии подведем или закруглим к ближайшей точке.

♦ А теперь посмотри, сколько у меня карандашей. Сейчас мы будем закрашивать наши окошки. Выбирать карандаши надо с закрытыми глазами.

Соседние окошки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. (В случае когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, то хотя бы одно окошко закрасить необходимо. Время для раскрашивания неограниченно).

Примечание. Надо отметить, что дети 5-6 лет рисуют только крупные ячейки. Дети, не уверенные в себе, «забитые» или которые плохо учатся, как правило, рисуют достаточно крупные ячейки и закрашивают их неплотно.

Инструкция для взрослого

Располагайтесь, пожалуйста, так, как вам удобно. У меня есть бумага, карандаши, фломастеры, цветные ручки.

♦ Шарик ручки установите в любой точке листа. Мы будем рисовать непрерывную линию с закрытыми глазами, старайтесь заполнить как можно большую часть листа. Будем рисовать в течение 45-60 секунд. Линия должна быть четкая. Скорость движения ручки средняя. Рисуем с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали. Выполняем круговые, овальные и другие движения, напоминающие геометрические фигуры. Старайтесь не допускать частых повторов круговых, петлеобразных, 8-образных и геометрических форм. Закройте глаза. Начали рисовать.

♦ Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым. Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения.

♦ Сейчас вы будете раскрашивать ваш рисунок. Карандаши надо брать только с закрытыми глазами. Помните, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Их можно заполнять, если ячейки соприкасаются только по диагонали. (Одним цветом можно закрасить от 1 до 10-15 ячеек. (В случае когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, то хотя бы одну ячейку закрасить необходимо. Самые маленькие ячейки закрашивайте только ручкой ).

♦(По окончании закрашивания необходимо провести обсуждение эмоционального состояния клиента в процессе рисования ).

Приложение 2

Диагностические критерии при анализе рисунка

Характер изображения линий

●Четко прочерченные линии говорят об уверенном, твердом характере, целеустремленности, самостоятельности, аккуратности.

●Не везде одинаковый нажим при проведении линии чаще всего характеризуют творческого человека с гибким характером, эмоционально лабильного, иногда не уверенного в себе.

●Слабо прочерченные линии «говорят» о болезненном состоянии, заметной неуверенности в себе.

●Резкие, угловато прочерченные линии наблюдаются у человека, находящегося в состоянии эмоционального напряжения, стресса.

●Линии с плавными переходами свидетельствуют о гармоничном, стабильном состоянии.

●Расположение линий по концентрическому кругу или кругообразный повтор в рисунке наблюдается при склонности к навязчивым состояниям, неврозам.

Размер и конфигурация рисунка

●Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) встречается у людей с заниженной самооценкой, склонных к эгоцентризму.

●Средний размер (около 2/3 площади листа) рисунка – показатель уравновешенного характера.

●Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) – говорит о нестабильном эмоциональном состоянии, в некоторых случаях – о нестабильности к концентрации внимания.

Прямоугольная форма периметра рисунка наблюдается у людей прямолинейных, зачастую имеющих сложный характер.

●Рисунок с причудливо выраженными «хвостиками» по периметру – отражение яркой индивидуальности, неординарности, в некоторых случаях нестабильности характера.

Конфигурация и размеры ячеек

Ячейки на фрактальном рисунке

По размеру (большие, средние, маленькие);

По форме (треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые).

Гармоничное сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.

Большое количество крупных ячеек встречается в рисунках добрых, открытых натур;

средних ячеек – исполнительных, аккуратных, иногда педантичных людей, в некоторых случаях неуверенных в себе, но всегда аккуратных и старательных.

Переизбыток круговых форм говорит о склонности к хроническим неврозам и наличии навязчивых состояний; петлеобразных линий – о зацикленности человека.

Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм наблюдаются у рассудительных, спокойных людей, склонных к творчеству.

Большое количество геометрических фигур говорит о ярко выраженной склонности к анализу, скептицизме в оценках, прямолинейном авторитарном характере, наличие деловых качеств.

Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки свидетельствуют об эмоциональной нестабильности, раздражении, переживании стресса.

Пятна

Большое пятно черного цвета говорит об усталости, переживании стресса.

Большое темное пятно – символ острой проблемы личного характера.

Большие ячейки красного цвета свидетельствуют о предрасположенности к навязчивым состояниям, тревожности.

Заметное количество красных пятен среднего размера – показатель напряженности, неустойчивости эмоций.

Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета – долго не решаемые проблемы межличностных отношений.

Большое количество оттенков зеленого цвета наблюдается в рисунках людей с природной способностью к саморегуляции.

Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета – маркер тревожного состояния, агрессии, острого стресса.

Цвет

Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка – высокая концентрация внимания, исполнительность.

Намеренно не закрашенные ячейки белого цвета – показатель недостаточного использования природных способностей.

Большое количество ячеек желтого цвета : любознательность, самостоятельные, выдержанные, в меру тщеславны.

Зеленый цвет : природные качества самокоррекции, проницательны, эмоционально отзывчивы, способны выслушать и понять собеседника.

Травенисто-зеленый цвет (ближе к болотному ): большая физическая выносливость.

Сочетание: зеленый + желтый = повышенная чувствительность;

Зеленый + желтый +синий= коммуникабельность, внутренняя гармония.

Синий цвет: покой, стремление к стабильности, равновесию.

Темно-синий (преобладание ): напряженное эмоциональное состояние, переходящее в депрессию.

Синий+красный, коричневый, черный = неблагополучие эмоциональной среды, в которой человек находится.

Гармоничное сочетание синего + голубого + зеленого + оранжевого = дает положительную динамику развития, возможность длительной проблемы в жизни человека. Подобное сочетание часто используется в ходе коррекции.

Голубой цвет: человек любит свою семью, ценит уют, комфорт; большое количество ячеек – обидчивость, ранимость.

Сиреневый цвет : чаще всего положительный, с ним легко общаться; большое количество – тщеславие, ищущий почести; обычен для детей и подростков.

Фиолетовый цвет : трудоголики, важно самовыражение.

Лиловый цвет: наличие «бешеной» неуправляемой энергии, проявление агрессии (вербальной или физической), часто неконтролируемой.

Красный цвет: цвет тревоги. Если в рисунке очень много этого цвета, это сигнал бедствия, автор находится в крайне нестабильном, неуравновешенном состоянии. Если красные пятна средней величины и их много, это признак неустойчивого психоэмоционального состояния, гнетущего настроения. Обычно это текущие проблемы и неприятности, однако, если общий фон рисунка темный, это указывает на то, что человек не знает выхода из ситуации. Если органично переплетается с другими цветами – достаточно гармоничный человек динамично развивающийся, имеющий стабильное жизненное окружение.

Розовый цвет: цвет теплой энергии, переизбыток говорит о недостатке внимания. Такой ребенок нуждается в заботе, внимании, ласке. Розовый цвет имеет терапевтический эффект в процессе коррекции (цвет эмоциональной поддержки).

Малиновый + алый= тревога, напряженности эмоционального состояния, наличие проблемы. Малиновый цвет говорит об импульсивности и непредсказуемости. Когда в гармоничной норме, то олицетворяет тягу к прогрессу и целеустремленности.

Густой бордовый, вишневый: цвет силы, агрессивной энергии.

Оранжевый цвет: жизненная энергия. Средние ячейки – автор очень жизнерадостен. Если в избытке (крупные ячейки или много средних), то это сигнал о неспособности человека к четким действиям и наличии комплексов. Отсутствие этого цвета в рисунке говорит об упадке жизненных сил.

Песочно-золотистый цвет: цвет святой энергии признак духовного богатства и душевной широты.

Темно-коричневый цвет: можно утверждать, что у человека существует глубокая скрытая проблема, с которой он смирился и справиться (по его мнению) он не может. Темно-коричневый+ красный+ темно-красный+ фиолетовый+ черный= сигнал острой проблемы, критическое состояние (особенно у детей).

Серый цвет: цвет перехода от одного состояния к другому. Доминирует – признак пограничного состояния, ощущения дискомфорта, эмоциональной нестабильности и неуверенности в себе.

Человек, закрашивающий крупные ячейки серым цветом, требует к себе предельного внимания (возможно врача). Маленькие ячейки стального цвета символизируют конкретные изменения в настоящем.

Черный цвет: если закрашены совсем крошечные ячейки – автор инициативен, активен, динамичен. Большое количество средних и крупных ячеек говорит, что человек быстро устает морально, физически. Такая картина наблюдается в рисунках людей, находящихся в состоянии профессионального выгорания.

Для более полной и точной интерпретации цветового содержания рисунков (в том числе сочетания цветов) можно воспользоваться «Энциклопедией признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии».

Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии.-Пб.: Речь, 2002.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 6

городского округа Отрадный Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад № 8»

___________________________________________________________________

Фрактальное рисование как инструмент диагностики и коррекции психоэмоционального состояния

Педагог-психолог

Филиппова Е. А.

Арт-Терапия помогает человеку раскрыть свой потенциал, развить творческие способности, стать на путь духовного роста и трансформации.

В реальной жизни это приносит свои плоды: посредством арт-терапии человек наполняет свою жизнь осОбым смыслом, так проблемы, теряя свою значимость, переходят в задачи, которые решаются и отступают. Пространство жизни человека наполняется особым чувством гармонии, красоты и смысла…Смысла жизни в каждый последующий миг…

Арт-терапия имеет неисчисляемое количество направлений… Сегодня я хочу познакомить вас с Энергетическим Фрактальным Рисованием. Фрактальное рисование помогает раскрыть и реализовать скрытый потенциал человека, который прикасается к этому методу.

Очень простой и в то же время доступный способ самореализации основан на надежной научной базе (при желании можете обратится к поиску). Рисунок помогает одновременно задействовать и рациональное, и интуитивное.

Этот удивительный творческий метод позволяет дотронуться к чему-то очень важному внутри нас, у которого нет ни формы, ни голоса, но оно так жИво реагирует на всё в нашей жизни — на сделанный нами выбор, на наши желания, на качество нашей жизни.

Фрактальное рисование позволяет задействовать глубинные механизмы бессознательного, улучшить и укрепить здоровье, гармонизировать ситуации, решить задачи межличностные и творческие.

Главная задача человека выразить через рисунок то, что он чувствует. Важно выразить эти чувства и ощущения по определенным простым правилам.

Рисунок скажет нам о многом. Бывает, что нет таких слов, чтобы выразить сокровенное, внутреннее. Происходит замена слов формой линий, цветом, мазками, структурой рисунка…

При освоении метода Фрактального Рисунка возрастает Духовная составляющая человека, что в свою очередь позволяет раскрыть и развить свой творческий потенциал.

Фракталы являются символом лучшей версии себя!

Необходимые инструменты:

1. 2-3 Набора (разных производителей) цветных карандашей, гелевых ручек, фломастеров, линеров.

2. Лист бумаги формата А4

3. Гелевая ручка черного цвета (и только черного!)

Как рисовать:

1. Лист располагается горизонтально.

2. Гелевой черной ручкой устанавливаем точку в любой части листа.

3. Закрываем глаза. Концентрируемся 5-10 секунд. Рисуем 45-60 секунд непрерывно линию, стараясь заполнить лист.

4. Линия должна быть четкой и непрерывной.

5. Скорость движения руки обычной, средней, комфортной для вас.

6. Движения делайте разнообразными — с пересечениями по горизонтали и вертикали, круглые, овальные, любые другие контуры.

7. Движения должны идти от локтя. Кисть двигается свободно. Доверьтесь внутреннему голосу.

8. Белый фон рисунка важно оставить идеально белым (без помарок, пятен, надписей).

9. Когда приступите к закрашиванию тестового рисунка важно карандаши, ручки, фломастеры брать с закрытыми глазами, внимательно прислушиваясь к внутреннему ощущению.

Сами ячейки раскрашиваете с открытыми глазами. Одним цветом можно закрасить не более 12-ти ячеек. Если цвет карандаша не нравится, важно закрасить им хоть одну ячейку и потом взять другой.


10. Карандаши, ручки и фломастеры заранее поместите в удобную глубокую емкость.

11. После того, как нарисуете фрактальный рисунок его нужно расшифровать. Вы можете это сделать сами. Для удобства можете .

12. Только теперь — после создания тестового фрактального рисунка вы можете приступать к созданию серии из 21-го рисунка. Для себя я такую серию создавала под свой Запрос. Он был связан с Самореализацией.

Во время работы над рисунком я держала в мыслях свой запрос.

Данная дзен-практика дала свой результат. Для меня открылись новые горизонты (реальные, практические и понятные «С чего начать»). Появились новые возможности. Новые знакомства. Новые связи. Новое продвигающее окружение. Очень много пришло в мою жизнь благодаря практике фрактального рисования.

Вам по такой же технологии «Фрактального Рисунка» нужно создать 21 рисунок. Каждый день или через день. По одному рисунку за один раз. Желательно работать над созданием рисунка не менее часа.