Эпоха возрождения 19 века. Годы эпохи Возрождения

Возрождение

Возрожде́ние , или Ренесса́нс (фр. Renaissance , итал. Rinascimento ) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - начало XIV- последняя четверть XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское ВозрождениеIX века.

Общая характеристика

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Высокое Возрождение

Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Северное Возрождение

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители - Ян ван Эйк (ок. 1390-1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400-1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530-1569).

[править]Человек эпохи Возрождения

Основная статья : Ренессансный гуманизм

Наука

Развитие знаний в XIV-XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мираНиколая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты [источник не указан 522 дня ] , многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.

Философия

Основная статья: Философия Возрождения

В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.

Философы эпохи Возрождения

  • Леонардо Бруни
  • Марсилио Фичино
  • Лоренцо Валла
  • Манетти
  • Жан Боден
  • Мишель Монтень
  • Томас Мор
  • Эразм Роттердамский
  • Мартин Лютер
  • Томмазо Кампанелла
  • Джордано Бруно

Литература

В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304-1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV-XVI веке итальянская литература пережила расцвет - лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313-1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474-1533) и Торквато Тассо (1544-1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран...

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне»Боккаччо, «Дон Кихоте»Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле»Франсуа Рабле.

С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур - в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564-1616, Англия) и Лопе де Вега (1562-1635, Испания)

Изобразительное искусство

Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Ренессанс (Эпоха Возрождения)

Ренессанс (Возрождение) (Renaissance) , эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. Термин "Возрождение", означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения. Среди выдающихся представителей этой эпохи - художник Альберти ; архитектор, художник, учёный, поэт и математик Леонардо да Винчи .

Архитектор Брунеллески, новаторски используя эллинистические (античные) традиции, создал несколько зданий, не уступавших по красоте лучшим античным образцам. Очень интересны работы Браманте, которого современники считали самым талантливым архитектором Высокого Возрождения, и Палладио, создавших крупные архитектурные ансамбли, отличавшиеся цельностью художественного замысла и разнообразием композиционных решений. Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н.э.) в соответствии с принципами римского театра. Драматурги следовали строгим классическим канонам. Зрительный зал, как правило, напоминал по форме конскую подкову, перед ним находилось возвышение с авансценой, отделявшейся от основного пространства аркой. Это и было принято за образец театрального здания для всего западного мира на следующие пять столетий.

Живописцы Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец 14 века; Донателло, начало 15 века). Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения, о чем свидетельствуют творения Джотто и Мазаччо. Изобретение способа передачи перспективы способствовало более правдивому отображению действительности. Одной из главных тем произведений живописи Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя.

Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века (Высокое Возрождение) ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим. Культурными центрами являлись дворы герцогов Мантуи, Урбино и Феррады. Главными меценатами были Медичи и римские папы, особенно Юлий II и Лев Х. Крупнейшими представителями "северного Ренессанса" были Дюрер, Кранах Старший, Хольбейн. Северные художники в основном подражали лучшим итальянским образцам, и только немногие, например Ян ван Скорел , сумели создать свой стиль, который отличался особой элегантностью и грацией, названной в последствии - маньеризм .

Художники Ренессанса:

Известные картины художников Ренессанса (Эпохи Возрождения)

Эпоха Возрождения, которая началась в Италии в первой четверти XV века, перевернула средневековый мир, изменив его навсегда. В переводе с французского или итальянского "ренессанс" - это «рожденный заново», что связано с возрождением в искусстве античных традиций. Эпоха Возрождения - великолепный прорыв человечества, в этом не может быть никаких сомнений. В тот период были созданы замечательные произведения живописи, скульптуры, архитектуры. Написаны (и изданы) великие книги. Творения человеческого гения, созданные знаменитыми мастерами прошлого, продолжают восхищать до сих пор и никогда не утратят своего очарования.

Страшное Средневековье

Считается общеизвестным тот факт, что эпоха Ренессанса пришла на смену Средним векам, которые были, как водится, темными, безусловно, суровыми, и характеризовались разнообразными религиозными зверствами - об инквизиции наслышаны все. Есть источники, которые прямо заявляют, что из-за происков коварной католической церкви Ренессанс и пришел в упадок.

Отчасти такой взгляд на вещи имеет право на существование, но вряд ли заслуги духовенства в этом процессе столь велики. Просто человеческое общество развивается циклично, за каждой революцией следует реакция, и эпоха Ренессанса стала жертвой вполне закономерных процессов, тем более что многие ее идеи были чужды невежественному, терпящему многочисленные эпидемии обществу тех времен. Очень трудно внушить человеку его божественную сущность, когда он нищ, зависим и пребывает в постоянном страхе.

Церковь как оплот цивилизации

Некоторые историки прямо обвиняют Средневековье в разнообразных преступлениях против человечества даже там, где это не соответствует действительности. К примеру, некоторые источники берут на себя смелость утверждать, что в Средние века не развивалась наука. Тем не менее множество современных европейских университетов появились именно на месте бывших монастырей (Оксфорд) или стараниями духовных лиц (Сорбонна).

Нет смысла отрицать, что практически все образование древности было церковным (и продолжало таковым оставаться еще много десятилетий). Это легко объясняется: наиболее высокий процент элементарно грамотных людей сосредоточился в духовенстве, а раз так - то кому же и обучать «неразумных своих собратьев», как не монахам и прочим духовным лицам?

Развитие цивилизации непрерывно. Пусть иногда человечеству приходилось делать шаг назад, но культура Ренессанса никогда не состоялась бы в том виде, в котором мы ее знаем, если бы не прошла свой тернистый путь во мраке Средневековья. Так, великие литературные произведения не появились бы на свет, если бы им не предшествовала многовековая работа многочисленных самородков (творчество которых мы называем фольклором лишь потому, что имена их остались неизвестными). Если бы не существовала средневековая рыцарская поэтика, вряд ли состоялись бы и «Божественная комедия» Данте Алигьери, и сонеты Петрарки.

Семена должны упасть на благодатную почву

Противопоставлять предыдущую эпоху последующей - не слишком корректно. Вольтер утверждал, что история - это миф, с которым все согласились. Нельзя не признать правдивости этого остроумного высказывания. История Ренессанса, явления сложного и разнопланового, не может трактоваться однозначно. Существует огромное количество версий, объясняющих это грандиозное событие в летописи человечества, многие из которых имеют право на существование.

Вынесенная из школы уверенность в том, что художники Ренессанса внезапно открыли для себя и дружно принялись ей подражать, должна быть признана схематичной. Ведь образцы творчества греко-римского искусства никуда не девалась, значимые труды древних авторов переводились в начиная с VIII века, однако никакого Возрождения не приключалось еще восемь веков.

Разумеется, падение Второго Рима (Константинополя) в когда напуганные мусульманской ордой деятели культуры (и не только) бросились на Запад, увозя с собой библиотеки, иконы и (главное) свои знания и опыт, сыграло огромную роль. В конце концов, влияние Византии на искусство Ренессанса несомненно. Пусть Римская церковь отвергла иконопись, но она произросла на другой ниве. Икона Божьей Матери и знаменитая «Сикстинская мадонна» Микеланджело при всех различиях - как в технике, так и в наполнении - являют собой изображение одной и той же женщины с одним и тем же младенцем.

Стечение благоприятных обстоятельств

Возрождение стало возможным благодаря стечению многих факторов и причин, одна из которых и вправду заключается в том, что Ренессанс - это своеобразный ответ католической церкви, влияние которой в те времена было колоссальным, богатства - неисчислимыми, а стремление к власти - ненасытным. Такое положение дел рождало в обществе мощный протест: редко кому нравятся суровые догмы и предписываемый во всех сферах жизни аскетизм. Человек должен был постоянно чувствовать на собой вышнюю (причем враждебную) силу, которая в каждый момент могла обрушиться на него, карая за грехи. Требования святой церкви противоречили самой человеческой природе.

Вторым фактором, безусловно, является стремительное становление государства. Светская власть, приобретая стройную иерархию и значительные средства, чтобы руководить своими подданными, вовсе не горела желанием уступать пальму первенства власти духовной. Примеры жестоких схваток между церковью и могущественными монархами - вовсе не редкость в истории. Одной из них эпоха Возрождения обязана своей гибелью.

Третьей причиной, вероятно, является тот факт, что Ренессанс - это время, когда культурная жизнь с радостью покидала монастыри, где была заперта много лет, и сосредотачивалась в быстро растущих и богатеющих городах. Суровые догмы, предписывавшие художникам писать только так и никак иначе, ограничения в тематике и т. д. не могли вызвать восторга в людях действительно талантливых. Они стремились к свободе, они ее получили.

Четвертым, немаловажным условием зарождения эпохи Возрождения, были деньги, как бы цинично это ни звучало. Неслучайно же именно богатейшей в те времена Италии благодарные потомки обязаны тем, что появился этот замечательный стиль. Ренессанс родился отнюдь не в нищете. Догма о том, что художник должен быть голодным, несостоятельна. Вся эпоха Ренессанса - тому доказательство. Творец тоже должен есть - а значит, он нуждается в заказах, в средствах и пространстве для применения своего таланта.

Благословенная Флоренция

Все это нашлось во Флоренции, и не в последнюю очередь благодаря правителю города - Лоренцо Великолепному. Двор вельможи был блистателен. Самые талантливые живописцы, скульпторы и архитекторы обрели в Лоренцо надежного покровителя. В городе строились многочисленные дворцы, храмы, часовни и другие архитектурные произведения. Живописцы получали многочисленные заказы.

Как правило, принято разделять три периода эпохи Возрождения, но некоторые исследователи включают еще один - так называемый Проторенессанс, все еще тесно связанный со Средневековьем, но уже обретающий новые, пронизанные светом черты. Одним из самых заметных событий того времени является строительство Флорентийского собора (XIII век) - великолепного сооружения с чудесным внутренним убранством.

Раннее Возрождение

После «предварительной подготовки» на сцену выступил Ранний Ренессанс: годы начала и конца этого периода историки называют довольно единодушно - с 1420 по 1500. Восемьдесят лет понадобилось, чтобы освободиться от строгих канонов, диктуемых церковью, и обратиться к наследию славных предков. В этот период подражание античным образцам становится массовым. Изображения обнаженного человеческого тела с любовным отражением мельчайших мускулов и жилок характеризуют новый, неведомый для католической Европы стиль. Ренессанс становился настоящим гимном земной красоте, которая воспевалась порой в таких откровенных формах, которые ужаснули бы зрителей каких-нибудь сто пятьдесят лет назад.

Нельзя сказать, что подобные веяния нашли понимание у всех современников: находились пламенные борцы с Возрождением, которые благодаря своей деятельности достигли на ниве мракобесия сомнительной вечной славы. Ярчайшим примером может служить глава флорентийского доминиканского монастыря - Савонарола. Он был неиссякаемым критиком гуманистического «непотребства» и не гнушался сжигать произведения, так его возмущавшие. Среди безвозвратных потерь - несколько полотен известных мастеров эпохи, в том числе Сандро Ботичелли. Его кисти принадлежат такие Ренессанса, как «Рождение Венеры», «Весна», «Христос в терновом венце». Надо сказать, что практически все сохранившиеся полотна автора посвящены библейской тематике, и современному человеку трудно понять, что в них могло возмущать сурового доминиканца.

Впрочем, процесс был запущен, и не в человеческих силах было его остановить. Савонарола умер в 1498 году, а Возрождение продолжило шагать по стране, завоевывая новые города - Рим, Венецию, Милан, Неаполь.

Среди наиболее заметных и характерных представителей Раннего Возрождения называют скульптора Донателло, художников Джотто и Мазаччо. В данный период в живописи были впервые применены законы перспективы, открытые в XV веке. Это и позволило впоследствии создавать объемные, трехмерные картины Ренессанса - ранее такое было художникам недоступно.

В архитектуре вектор дальнейшего развития задал Филиппо Брунеллески, создав великолепный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Высокое Возрождение

Пиком развития эпохи стал третий период Ренессанса - Высокое Возрождение. Длилось оно всего 27 лет (1500-1527) и связывается в первую очередь с творчеством великих мастеров, имена которых знает каждый из нас: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.

В это время культурная столица Европы переносится из Флоренции в Рим. Новый папа Юлий II (вступил на престол в 1503 году) был человеком незаурядным, большим поклонником искусства и обладателем довольно широких взглядов. Если бы не духовного лица, люди не увидели бы многих произведений искусства, которые по праву считаются жемчужинами мирового культурного наследия.

Самые лучшие мастера, отмеченные печатью гениальности, получают многочисленные заказы. Город кипит от строительства. Архитекторы, скульпторы и живописцы работают плечом к плечу (а иногда и «совмещая должности»), творя свои бессмертные произведения. В это время проектируется и начинается строительство Собора Святого Петра - самого знаменитого и грандиозного храма католической веры.

Роспись Сикстинской капеллы, выполненная Микеланджело собственноручно, воплощает в себе весь смысл, совершенство и красоту, которые подарили нам художники Ренессанса, избравшие центром своей Вселенной Человека (именно так, с большой буквы): богоподобное существо, творца, возможности которого практически безграничны.

Всему приходит конец

В 1523 году папой Римским стал Климент VII и тотчас ввязался в войну с императором Карлом V, создав так называемую Коньякскую лигу, в которую вошли Флоренция, Милан, Венеция, а также Франция. Понтифику не хотелось делиться могуществом с Габсбургами, а поплатиться за это пришлось Вечному городу. В 1527 году армия Карла V, долгое время не получавшая жалования (император поиздержался в ходе военных действий), вначале осадила, а потом ворвалась в Рим и разграбила его дворцы и храмы. Великий город обезлюдел, а Высокому Возрождению пришел конец.

Британская энциклопедия утверждает, что как целостная историческая эпоха Ренессанс, век (1420-1527) правивший в благословенной Италии, закончился. Те, кто не согласен с составителями самого известного в мире справочника, называют период, который начался после 1530 года, Поздним Возрождением и до сих пор не могут прийти к единому мнению, когда же оно закончилось. Есть доводы и в пользу 1590-х, и 1620-х, и даже 1630-х годов, но вряд ли отдельные остаточные явления могут быть признаками целой эпохи.

Эпоха Вырождения

В это время культурные явления очень разнообразны, появляются течения, которые считаются проявлениями кризиса и вырождения в искусстве (например флорентийский маньеризм). Для него характерны некая вычурность, чрезмерность деталей, сосредоточение на «идее художника», доступной лишь узкому кругу знатоков. Скульптура, архитектура и живопись Ренессанса, пребывавшие в неустанном поиске гармонии, уступили место неестественным позам, бесконечным завитушкам и чудовищным краскам, свойственным новому веянию в мире искусства.

Впрочем, пока говорить об окончательной гибели Возрождения рано. В некоторых городах Италии продолжают жить художники эпохи Ренессанса, которые остаются верны великим традициям. Так, великий Тициан, которого можно считать ярчайшим представителем Возрождения, работал в Венеции до 1576 года.

Тем временем Италию и Европу постигли тяжелые времена. Вслед за немыслимыми в Средние века свободами, которые несла с собой эпоха Ренессанса, наступила тяжелая реакция. Реформированная святая инквизиция вновь взяла бразды правления в свои руки. На площадях запылали костры - огонь пожирал и еретиков, и их произведения.

Уничтожены были практически все книги, внесенные новым папой Павлом IV в римский «Индекс запрещенных книг» (чуть ранее соответствующие списки были изданы в Нидерландах, Париже и Венеции). Труды инквизиторов были тяжкими, ведь именно в эпоху Возрождения появилось книгопечатание - в конце XV века Гуттенбергу удалось создать первую печатную Библию. Еретические воззвания гуманистов Ренессанса разлетались, разумеется, не миллионными тиражами, но святым отцам было чем заняться.

Историки говорят о том, что религиозные преследования в Италии были самыми нещадными в Европе - жестокая расплата за век свободы и красоты.

Северное Возрождение - одно из явлений Ренессанса

Чаще всего, когда говорят о Возрождении, имеют в виду именно итальянский Ренессанс - это явление родилось и достигло наибольшего расцвета именно здесь. Сегодня в Италии целые города могут считаться памятниками архитектуры, живописи и скульптуры эпохи.

Однако, разумеется, одними Апеннинами эпоха Возрождения не ограничилась. Так называемый Северный Ренессанс зародился в Европе ближе к середине XVI века и подарил миру множество прекрасных произведений. Характерной особенностью этого стиля было большее влияние средневекового готического искусства. Тут античному наследию уделялось не столь пристальное внимание, как в Италии, а к тонкостям анатомии проявляли большее равнодушие. К творцам эпохи Северного Возрождения относятся Дюрер, Ван Эйк, Кранах. В литературе это событие ознаменовалось творчеством Шекспира и Сервантеса.

Влияние эпохи Возрождения на культуру невозможно переоценить: оно огромно. Переосмыслив и обогатив античную культуру, Ренессанс создал свою - и подарил человечеству огромное количество бессмертных произведений искусства, которые, безусловно, улучшили мир, в котором мы живем.

Ф.Липпе Мадонна

В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Горожане, торговцы и ремесленники Италии еще с 12-го века вели героическую борьбу против феодальной зависимости. Развивая торговлю и производство, горожане постепенно богатели, сбрасывали власть феодалов и организовывали свободные города-государства. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Их граждане гордились своими завоеваниями. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Итальянская буржуазия смотрела на мир иными глазами, они твердо верили в себя, в свои силы. Им были чужды стремления к страданиям, смирению, отказ от всех земных радостей, которые проповедовались им до сих пор. Росло уважение к земному человеку, который пользуется радостями жизни. Люди стали активно относиться к жизни, жадно изучать мир, любоваться его красотой. В этот период зарождаются различные науки, развивается искусство.

В Италии сохранилось множество памятников искусства Древнего Рима, поэтому античную эпоху снова стали почитать за образец, античное искусство стало предметом преклонения. Подражание античности и дало основание назвать этот период в искусстве - Возрождение, что в переводе с французского означает "Ренессанс". Конечно, это не было слепое, точное повторение античного искусства, это было уже новое, но опирающееся на античные образцы искусство. Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII - XIV века - Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит.); XV век - раннее Возрождение (Кватроченто); конец XV - начало XVI века - Высокий Ренессанс.

По всей территории Италии велись археологические раскопки, искали античные памятники. Вновь открытые статуи, монеты, посуда, оружие бережно сохранялись и собирались в специально созданные для этого музеи. Художники учились на этих образцах античности, рисовали их с натуры.


Бегство в Египет (Джотто)


Треченто (Предвозрождение)

Подлинное начало эпохи Возрождения связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266? - 1337). Его считают основателем живописи эпохи Возрождения. У флорентийца Джотто великие заслуги перед историей искусства. Он был обновителем, родоначальником всей европейской живописи после средневековья. Джотто вдохнул жизнь в евангельские сцены, создал образы реальных людей, одухотворенных, но земных.

Возвращение Иоакима пастухам (Джотто)



Джотто впервые создает объемы с помощью светотени. Он любит чистые, светлые краски холодных оттенков: розовые, жемчужно-серые, бледно-фиолетовые и светло-лиловые. Люди на фресках Джотто коренастые, с тяжелой поступью. У них крупные черты лица, широкие скулы, узкие глаза. Человек у него добр, внимателен, серьезен.

Фреска Джотто в храме г.Падуи



Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески в храмах г.Падуя. Евангельские сюжеты он представил здесь как существующие, земные, реальные. В работах этих он повествует о проблемах, волнующих людей во все времена: о добросердечии и взаимопонимании, коварстве и предательстве, о глубине, скорби, кротости, смирении и извечной всепоглощающей материнской любви.

Фреска Джотто



Вместо разобщенных отдельных фигур, как в средневековой живописи, Джотто сумел создать связный рассказ, целое повествование о сложной внутренней жизни героев. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. И если в византийской живописи фигуры как бы парили, висели в пространстве, то герои фресок Джотто обрели твердую почву под ногами. Поиски Джотто в передаче пространства, пластики фигур, выразительности движения сделали его искусство целым этапом в эпохе Возрождения.

Фреска С.Мартини



Один из знаменитых мастеров Предвозрождения - Симоне Мартини (1284 - 1344).

В его живописи сохранились черты северной готики: фигуры Мартини удлинены, и, как правило, на золотом фоне. Но Мартини создает образы при помощи светотени, придает им естественное движение, пытается передать определенное психологическое состояние.

Фрагмент фрески. Доменико Гирландайо (1449 - 1494)



Кватроченто (раннее Возрождение)

В формировании светской культуры раннего Возрождения огромную роль сыграла античность. Во Флоренции открывается Платоновская академия, библиотека Лауренциана содержит богатейшее собрание античных рукописей. Появляются первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры, мраморами, монетами, керамикой.

В эпоху Возрождения выделились основные центры художественной жизни Италии - Флоренция, Рим, Венеция. Одним из крупнейших центров, родиной нового, реалистического искусства была Флоренция. В 15-м веке там жили, учились и работали многие прославленные мастера эпохи Возрождения.

Собор Санта Мария дель Фьоре (Флорентийский собор)



Архитектура раннего Возрождения

Жители Флоренции обладали высокой художественной культурой, они активно учавствовали в создании городских памятников, обсуждали варианты строительства красивых зданий. Архитекторы отказались от всего, что напоминало готику. Под влиянием античности наиболее совершенными стали считать постройки, увенчанные куполом. Образцом здесь был римский Пантеон.

Флоренция - один из прекраснейших городов мира, город-музей. Он сохранил свою архитектуру с древности почти в нетронутом виде, его самые красивые здания в основном были построены в эпоху Возрождения. Над красными кирпичными крышами старинных построек Флоренции поднимается огромное здание городского собора Санта Мария дель Фьоре, который часто называют просто Флорентийский собор. Высота его достигает 107 метров. Великолепный купол, стройность которого подчеркивается белокаменными ребрами, увенчивает собор. Купол поражает размерами (его диаметр равен 43 м), он венчает собой всю панораму города. Собор виден почти с каждой улицы Флоренции, четко вырисовываясь на фоне неба. Построил это великолепное сооружение архитектор Филиппо Брунеллески (1377 - 1446).

Собор Святого Петра (арх.Брунеллески и Браманте)



Великолепнейшим и известным купольным зданием эпохи Возрождения стал собор святого Петра в Риме . Его строили более 100 лет. Создателями первоначального проекта были архитекторы Браманте и Микеланджело.

Здания эпохи Возрождения украшают колонны, пилястры, львиные головы и "путти" (обнаженные младенцы), гипсовые венки из цветов и плодов, листья и многие детали, образцы которых были найдены в развалинах древнеримских построек. Снова вошла в моду полукруглая арка. Состоятельные люди стали строить более красивые и более удобные дома. Вместо тесно прижатых друг к другу домов появились роскошные дворцы - палаццо.

Давид (ск.Донателло)


Скульптура раннего Возрождения

В 15-м веке во Флоренции творили два знаменитых скульптора - Донателло и Вероккио. Донателло (1386? - 1466) - один из первых скульпторов Италии, который использовал опыт античного искусства. Он создал одно из прекрасных произведений раннего Возрождения - статую Давида.

Согласно библейской легенде, простой пастух, юноша Давид победил великана Голиафа, и тем самым спас жителей Иудеи от порабощения и стал потом царем. Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Он изображен скульптором не как смиренный святой из библии, а как юный герой, победитель, защитник родного города. В своей скульптуре Донателло воспевает человека как идеал прекрасной героической личности, возникший в эпоху Возрождения. Давид увенчан лавровым венком победителя. Донателло не побоялся ввести такую деталь, как пастушеская шляпа - знак его простого происхождения. В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет. Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно. Статуя Давида - первая в ту эпоху круглая скульптура.

Статуя полководца Гаттамелата (ск.Донателло)



Известна и другая прекрасная скульптура Донателло - статуя воина, полководца Гаттамелата. Это был первый конный памятник эпохи Возрождения. Созданный 500 лет назад, этот памятник до сих пор стоит на высоком постаменте, украшая собой площадь в городе Падуя. Впервые в скульптуре был увековечен не бог, не святой, не знатный и богатый человек, а благородный, храбрый и грозный воин с великой душой, заслуживший славу великими делами. Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер.

Конный монумент кондотьеру Коллеони (Вероккьо)



Андреа Вероккио (1436 -1488)

Самый известный ученик Донателло, создавший знаменитый конный монумент кондотьеру Коллеони, который был поставлен в Венеции на площади у церкви Сан Джованни. Главное, что поражает в памятнике - совместное энергичное движение коня и всадника. Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник.

Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. На лице застыла гримаса гнева и напряжения. В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью.

Фреска Мазаччо



Живопись раннего Возрождения

Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. Живописцы научились верно передавать пространство, свет и тень, естественные позы, разнообразные человеческие чувства. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков. Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. Задний план часто написан в светлых тонах, а строения и природные мотивы очерчены резкими линиями, преобладают чистые цвета. С наивным старанием изображены все подробности события, персонажи чаще всего выстроены в ряд и отделены от фона четкими контурами.

Живопись раннего Возрождения только стремилась к совершенству, однако, благодаря своей искренности, она трогает душу зрителя.

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди, Известный под именем Мазаччо (1401 - 1428)

Его считают последователем Джотто и первым мастером живописи раннего Возрождения. Мазаччо прожил всего 28 лет, но за свою такую короткую жизнь оставил в искусстве след, который трудно переоценить. Он сумел довершить в живописи революционные преобразования, начатые Джотто. Его живопись отличает темный и глубокий колорит. Люди на фресках Мазаччо гораздо более плотные и мощные, чем на картинах готической поры.

Фреска Мазаччо



Мазаччо первым стал правильно располагать предметы в пространстве, с учетом переспективы; людей он стал изображать по законам анатомии.

Он умел связывать в единое действие фигуры и пейзаж, драматически и вместе с тем вполне естественно передавать жизнь природы и людей - и в этом огромная заслуга живописца.

Поклонение волхвов (Мазаччо)


Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами (Мазаччо)


Это одно из немногих станковых станковых произведений Мазаччо, заказанное ему в 1426 году для капеллы в церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе.

Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто. Ее фигура написана уверенными и четкими мазками, что создает впечатление скульптурной объемности. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Закутанная в темно-синий плащ, Дева Мария держит на руках Младенца, золотистая фигурка которого резко выделяется на темном фоне. Глубокие складки плаща позволяют художнику играть со светотенью, что тоже создает особенный зрительный эффект. Младенец ест черный виноград - символ причастия. Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание.

Мазаччо.Фреска из библиотеки собора в Сиене, посвященная жизнеописанию гуманиста и поэта Энеа Сильвио Пикколомини (1405-1464)


Здесь представлен торжественный отъезд кардинала Капраника на Базельский собор, длившийся почти 18 лет, с 1431 года по 1449 год, сначала в Базеле, а потом в Лозанне. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини.

В изящном обрамлении полукруглой арки представлена группа всадников в сопровождении пажей, слуг. Событие не столь реальное и достоверное, сколько рыцарски-утонченное, почти фантастическое.

На первом плане красивый всадник на белом коне, в роскошном платье и шляпе, повернув голову, смотрит на зрителя - это Эней Сильвио. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах. Удлиненные пропорции фигур, чуть манерные движения, легкие наклоны головы близки к придворному идеалу.

Жизнь папы Пия II была полна ярких событий, и Пинтуриккьо рассказал о встречах папы с королем Шотландии, с императором Фридрихом III.

Святые Иероним и Иоанн Креститель (Мазаччо)


Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. После ранней смерти живописца остальная часть работы, выполнявшейся по заказу папы Мартина V для церкви Санта-Мария в Риме, была довершена художником Мазолино.

Здесь изображены две строгие, монументально выполненные фигуры святых, одетых во все красное. Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. Обе фигуры поражают анатомической точостью изображения и почти скульптурным ощущением объема.

Портрет мальчика (1480) (Пинтуриккио)


Интерес к человеку, преклонение перед его красотой были в эпоху Возрождения так велики, что это привело к возникновению нового жанра в живописи - жанра портрета.

Пинтуриккио (вариант Пинтуриккьо) (1454 - 1513) (Бернардино ди Бетто ди Бьяджо)

Уроженец Перуджи в Италии. Какое-то время писал миниатюры, помогал Пьетро Перуджино украшать фресками Сикстинскую капеллу в Риме. Приобрел опыт в сложнейшем виде декоративно-монументальной стенной росписи. Уже через несколько лет Пинтуриккьо стал самостоятельным художником-монументалистом. Работал над фресками в аппартаментах Борджиа в Ватикане. Делал стенные росписи в библиотеке собора в Сиене.

Художник не только передает портретное сходство, но стремится раскрыть внутреннее состояние человека. Перед нами мальчик-подросток, одетый в строгое платье горожанина розового цвета, на голове маленькая синяя шапочка. Каштановые волосы спускаются до плеч, обрамляя нежное лицо, внимательный взгляд карих глаз задумчив, чуть тревожен.

За спиной у мальчика - умбрийский пейзаж с тоненькими деревцами, серебристой рекой, небом, розовеющим на горизонте. Весенняя нежность природы, как отзвук характера героя, гармонирует с поэтичностью и очарованием героя.

Изображение мальчика дано на первом плане, крупно и занимает почти всю плоскость картины, а пейзаж написан на заднем плане и очень мелко.

Это создает впечатление значительности человека, его господства над окружающей природой, утверждает то, что человек - это прекраснейшее творение на земле.

Мадонна с младенцем и двумя ангелами (Ф.Липпи)


Филиппо Липпи (1406 - 1469)

О жизни Липпи складывались легенды. Он сам был монахом, но ушел из монастыря, стал бродячим художником, похитил из монастыря монашенку и умер,отравленный родственниками молодой женщины, в которую влюбился уже в преклонном возрасте. Писал образы мадонны с младенцем, наполненные живым человеческим чувством и переживаниями. В своих картинах он изображал много подробностей: предметы быта, окружающую обстановку, поэтому его религиозные сюжеты были похожи на светские картины.

Благовещение (1443) (Ф.Липпи)


Коронование Марии(1441-1447) (Ф.Липпи)


Портрет Джованны Торнабуони (1488) (Гирландайо)


Писал не только религиозные сюжеты, но и сцены из жизни флорентийской знати, их богатство и роскошь, портреты знатных людей.

Перед нами жена богатого флорентийца, друга художника. В этой, не очень красивой, роскошно одетой молодой женщине художник выразил спокойствие, минуту неподвижности и тишины. Выражение лица женщины холодное, ко всему безучастное, кажется, она предвидит свою близкую кончину: вскоре после написания портрета она умрет. Женщина изображена в профиль, что характерно для многих портретов того времени.

Крещение (1458-1460) (П.делла Франческа)


Пьеро делла Франческа (1415/1416 - 1492)

Одно из самых значимых имен в итальянской живописи 15-го века. Завершил многочисленные преобразования в приемах построения перспективы живописного пространства.

Картина написана на тополиной доске яичной темперой - очевидно, к этому времени художник еще не овладел секретами масляной живописи, в технике которой будут написаны его более поздние работы.

Художник запечатлел явление тайны Святой Троицы в момент Крещения Христа. Белый голубь, распростерший крылья над головой Христа, символизирует сошествие на Спасителя Святого Духа. Фигуры Христа, Иоанна Крестителя и стоящих рядом с ними ангелов написаны в сдержанной цветовой гамме.

Фреска делла Франческа


Его фрески торжественны, возвышенны и величавы. Франческа верил в высокое предназначение человека и в его произведениях люди всегда совершают прекрасные дела. Он использовал тонкие, нежные переходы красок. Франческа первым начал писать на пленэре (на воздухе).

Мертвый Христос (Мантенья)



Андреа Мантенья (1431 - 1506)

Крупный художник из Падуи. Он восхищался суровым величием произведений античных художников. Его образы напоминают греческие скульптуры - строгие и прекрасные. В своих фресках Мантенья воспевал героическую личность. Природа в его картинах пустынна и неприветлива.

Мантенья. Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной (1500)


Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки. Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. По сторонам от Мадонны - Иоанн Креститель и Мария Магдалина. В руках Магдалины - сосуд с благовониями для помазания, крест в руках Иоанна обвивает лента с текстом про агнца, искупающего грехи мира. Фигуры нарисованы в обычной манере для художника и кажутся вырезанными из камня, в их одеждах резко очерчена каждая складка. Фоном служит изображение сада с темной листвой. По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом. Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности.

Парнас (Мантенья)


Моление о чаше (Мантенья)



Эта небольшая картина изображает момент, когда после Тайной вечери Иисус удаляется со Святым Петром и двумя сыновьями Зеведеевыми в Гефсиманский сад, где, оставив сопровождающих его апостолов, уходит молиться, обращаясь к Богу-отцу: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия".

Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе - композиционный центр картины. Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов. У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы.

По дороге, ведущей к саду, точно иллюстрируя слова Евангелия: "вот, приблизился предающий Меня", видна группа стражников, ведомая Иудой.

В картине очень много символики: сухое дерево со стервятником предвещает смерть, а ветка с зазеленевшим побегом указывает на скорое воскрешение; смиренные кролики, сидящие на дороге, по которой пройдет отряд римских воинов, чтобы взять Христа под стражу, говорят о кротости человека перед лицом неминуемой смерти. Три пня, оставшиеся от только что срубленных деревьев, напоминают о готовящемся распятии.

Священный разговор (Беллини)



Джованни Беллини (1427/1430 - 1516)

Ярко проявили себя в эпоху раннего Возрождения братья Беллини. Особенно знаменит Джованни Беллини, которого чаще называли Джанбеллино. Вырос в семье крупного венецианского живописца. Вместе с братом с юности помогали отцу выполнять художественные заказы. Работал над украшением венецианского Дворца дожей.

Его живопись отличается мягкой живописностью, богатым золотым колоритом. Мадонны Джанбеллино как бы растворяются в пейзаже, всегда органичны с ним.

Мадонна на лугу (1500-1505) Беллини.



В центре картины образ сидящей на лугу молодой Марии, на коленях которой спящий обнаженный младенец. Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. Фигурка божественного малыша кажется скульптурой, это говорит о близком знакомстве с творчеством Мантеньи. Однако мягкость светотеней и общая насыщенность цветовой гаммы говорят о том, что Беллини нашел свой путь в живописи.

На заднем плане написан прекрасный пейзаж. Картина написана в смешанной технике, что позволило художнику сделать контуры мягче, а цвета насыщенней.

Портрет дожа Леонардо Лоредана. Беллини


Этот портрет был заказан Беллини как художнику Венецианской республики. Дож здесь изображен почти фронтально - вопреки существующей тогда традиции изображать лица в профиль, в том числе и на медалях, и на монетах.

Четкие светотени прекрасно рисуют высокие скулы, нос и упрямый подбородок умного и волевого лица пожилого человека. На ярком сине-зеленом фоне контрастно выделяется белая с золотом и серебром парчовая мантия. Ее дож надевал в праздник Сретения - день, когда обручался с морем, принимая на год власть над Венецией. Работа маслом помогла художнику наполнить воздухом пространство картины и тем самым сделать образ дожа удивительно живым.

Содержание статьи

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Строительным материалом для оригинального здания новой культуры послужила античность, к которой обратились через голову Средневековья и которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии. Родившись в Италии, новая культура в конце 15 в. переходит через Альпы, где в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций рождается культура Северного Возрождения. В эпоху Возрождения новая ренессансная культура сосуществовала с культурой позднего Средневековья, что особенно характерно для стран, лежавших севернее Италии.

Искусство.

При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.), подготовившей Ренессанс. Творчество некоторых художников этого времени (Дж. Фабриано, Чимабуэ, С.Мартини и др.), вполне средневековых по иконографии, проникается более жизнерадостным и светским началом, фигуры приобретают относительный объем. В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н.Пизано). Впервые отчетливо разрыв со средневековыми традициями проявился в конце 13 – первой трети 14 в. во фресках Джотто ди Бондоне , который ввел в живопись чувство трехмерного пространства, писал фигуры более объемными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.

На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее). Связанное с новым, по сути, светским мировоззрением, выраженным гуманистами, оно утрачивает неразрывную связь с религией, живопись и статуя распространяются за пределы храма. С помощью живописи художник осваивал мир и человека, как они виделись глазу, применяя новый художественный метод (передача трехмерного пространства при помощи перспективы (линейной, воздушной, цветовой), создание иллюзии пластического объема, соблюдение пропорциональности фигур). Интерес к личности, ее индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «совершенной красоты». Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно связано с задачей освоения мира и воплощения земного идеала (отсюда так похожи Вакх и Иоанн Креститель Леонардо, Венера и Богоматерь Боттичелли). Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу. Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла).

Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо , подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф.Липпи , Д.Венециано, П. дела Франческо, А.Паллайоло, А.Мантенья, К.Кривели, С.Боттичелли и многие др.). В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л.Гиберти, Донателло , Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф.Брунеллески , Л.Б.Альберти и др.). Мастера 15 в. (прежде всего Л.Б.Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.

Северное Возрождение было подготовлено возникновением в 1420-е – 1430-е на основе поздней готики (не без опосредованного влияния джоттовской традиции) нового стиля в живописи, так называемого «ars nova» – «нового искусства» (термин Э.Панофского). Его духовной основой, по мнению исследователей, стало прежде всего так называемое «Новое благочестие» северных мистиков 15 в., предполагавшее специфический индивидуализм и пантеистическое приятие мира. У истоков нового стиля стояли нидерландский живописцы Ян ван Эйк, усовершенствовавший к тому же масляные краски, и Мастер из Флемалля, за которыми последовали Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Д.Боутс, Г. тот Синт Янс, И.Босх и др. (сер. – втор. пол. 15 в.). Новая нидерландская живопись получила широкий отклик в Европе: уже в 1430–1450-е появляются первые образцы новой живописи в Германии (Л.Мозер, Г.Мульчер, особенно К.Виц), во Франции (Мастер Благовещения из Экса и, конечно, Ж.Фуке). Для нового стиля был характерен особый реализм: передача трехмерного пространства посредством перспективы (хотя, как правило, приблизительно), стремление к объемности. «Новое искусство», глубоко религиозное, интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нем прежде всего смирение, благочестие. Его эстетике чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты). С особенной любовью, детально изображалась природа, быт, тщательно выписанные вещи имели, как правило, религиозно-символический смысл.

Собственно искусство Северного Возрождения рождается на рубеже 15–16 вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии, с развитием северного гуманизма. Первым художником ренессансного типа можно считать выдающегося немецкого мастера А.Дюрера , непроизвольно, однако, сохранявшего готическую одухотворенность. Полный разрыв с готикой осуществил Г.Гольбейн Младший с его «объективностью» живописной манеры. Живопись М.Грюневальда , напротив, была проникнута религиозной экзальтацией. Немецкий ренессанс был делом одного поколения художников и истощился в 1540-е. В Нидерландах в первой трети 16 в. начали распространяться течения, ориентированные на Высокое Возрождение и маньеризм Италии (Я.Госсарт, Я.Скорель, Б. ван Орлей и др.). Самое же интересное в нидерландской живописи 16 в. – это разработка жанров станковой картины, бытового и пейзажного (К.Массейс, Патинир, Лука Лейденский). Наиболее национально-своеобразным художником 1550–1560-х был П.Брейгель Старший, которому принадлежат картины бытового и пейзажного жанра, а также картины-притчи, обычно связанные с фольклором и горько-ироничным взглядом на жизнь самого художника. Ренессанс в Нидерландах исчерпывает себя в 1560-е. Французский Ренессанс, носивший всецело придворный характер (в Нидерландах и Германии искусство больше было связано с бюргерством) был, пожалуй, самым классическим в Северном Возрождении. Новое ренессансное искусство, постепенно набрав силу под влиянием Италии, достигает зрелости в середине – второй половине столетия в творчестве архитекторов П.Леско, создателя Лувра , Ф.Делорма, скульпторов Ж.Гужона и Ж.Пилона, живописцев Ф.Клуэ, Ж.Кузена Старшего. Большое влияние на вышеперечисленных живописцев и скульпторов оказала «школа Фонтенбло», основанная во Франции итальянскими художниками Россо и Приматиччо, работавшими в стиле маньеризма, но французские мастера не стали маньеристами, восприняв скрытый под маньеристским обличьем классический идеал. Ренессанс во французском искусстве заканчивается в 1580-е. Во второй половине 16 в. искусство ренессанса Италии и других европейских стран постепенно уступает место маньеризму и раннему барокко.

Наука.

Важнейшим условием масштабности и революционности достижений науки Возрождения было гуманистическое мировоззрение, в котором деятельность по освоению мира понималась как составляющая земного предназначения человека. К этому нужно добавить возрождение античной науки. Немалую роль в развитии сыграли нужды мореплавания, применения артиллерии, создания гидросооружений и т.п. Распространение научных знаний, обмен ими между учеными были бы невозможны без изобретения книгопечатания ок. 1445.

Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине 15 в. и связаны во многом с именами Г.Пейербаха (Пурбах) и И.Мюллера (Региомонтан). Мюллером были созданы новые более совершенные астрономические таблицы (взамен альфонсианских таблиц 13 в.) – «Эфемериды» (изданы в 1492), которыми пользовались в своих путешествиях Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели. Существенный вклад в развитие алгебры, геометрии внес итальянский математик рубежа веков Л.Пачоли. В 16 в. Итальянцы Н.Тарталья и Дж. Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени.

Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данные астрономических наблюдений. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей .

Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в (среди них Леонардо, Б.Варки) высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики, безраздельно господствовавшей до того времени, но своего решения проблем не предложили (позже это сделает Галилей). Практика применения артиллерии способствовала постановке и решению новых научных проблем: Тарталья в трактате Новая наука рассмотрел вопросы баллистики. Теорией рычагов и весов занимался Кардано. Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. Его теоретические изыскания были связаны с устройством им гидросооружений, проведением мелиоративных работ, строительством каналов, усовершенствованием шлюзов. Английский врач У.Гилберт положил начало изучению электромагнитных явлений, опубликовав сочинение О магните (1600), где описал его свойства.

Критическое отношение к авторитетам и опора на опыт ярко проявились в медицине и анатомии. Фламандец А.Везалий в своем знаменитом труде О строении человеческого тела (1543) подробнейше описал тело человека, опираясь при этом на свои многочисленные наблюдения при анатомировании трупов, подвергнув критике Галена и других авторитетов. В начале 16 в. наряду с алхимией возникает ятрохимия – врачебная химия, разрабатывавшая новые лечебные препараты. Одним из ее родоначальников был Ф. фон Гогенгейм (Парацельс). Отвергая достижения предшественников, он, по сути, не ушел далеко от них в теории, но как практик ввел ряд новых лекарственных препаратов.

В 16 в. получили развитие минералогия, ботаника, зоология (Георг Бауэр Агрикола, К. Геснер, Чезальпино, Ронделэ, Белона), которые в эпоху Возрождения были на стадии собирания фактов. Большую роль в развитии этих наук играли отчеты исследователей новых стран, содержавшие описания флоры и фауны.

В 15 в. активно развивалась картография и география, исправлялись ошибки Птолемея, на основе средневековых и современных данных. В 1490 М.Бехайм создает первый глобус. В конце 15 – начале 16 вв. поиски европейцев морского пути Индию и Китай, успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении увенчались открытием побережья Центральной Америки Колумбом, который полагал, что достиг Индии (впервые континент под названием Америка появился на карте Вальдземюллера в 1507). В 1498 португалец Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку. Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована испанской экспедицией Магеллана – Эль-Кано (1519–1522), обогнувшей Южную Америку и совершившей первое кругосветное путешествие (на практике была доказана шарообразность Земли!). В 16 в. европейцы были уверены, что «мир сегодня полностью открыт и весь человеческий род познан». Великие открытия преобразили географию, стимулировали развитие картографии.

Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

Дмитрий Самотовинский