Дмитрий борисович кабалевский биография. Автобиография

Один из ярких периода - Дмитрий Кабалевский. Биография этого значимого для культурного наследия нашей страны человека представлена подробно в данной статье.

Кратко о Д.Б. Кабалевском

Дмитрий Борисович написал семь пять опер, четыре симфонии, множество вокальных и камерных произведений, а также музыку для театра и кино. Композитор, пианист, профессор, дирижёр, доктор искусствоведения, педагог - всё это Дмитрий Кабалевский. Краткая биография его, пожалуй, должна начинаться со следующих фактов:

  • дата рождения - 30 декабря 1904 года;
  • место рождения - Санкт-Петербург.

С Москвой связаны самые основные факты из жизни исключительно талантливого человека. Биография Кабалевского, фото композитора и интересные факты о нем представлены в данной статье.

Детство и юность

Как уже было сказано выше, родился композитор в Санкт-Петебурге, там же начал обучаться в городском трёхклассном училище при 1-й классической гимназии (в наше время такие учебные заведения заменяют начальные классы общеобразовательной школы). Дальнейшая биография Кабалевского Д.Б. связана уже с Москвой. Вместе с родителями будущий композитор переехал жить в столицу. Там он продолжил своё образование и окончил школу № 35. Год выпуска - 1922. Музыке Дмитрий Борисович обучался в музыкальной школе № 3. Затем окончил музыкальный техникум имени А.Н. Скрябина. Высшее образование Д. Кабалевский получил в Московской Государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского. Его педагогами были А.Б. Гольденвейзер по фортепиано и Н.Я. Мясковский - по композиции.

Профессиональная деятельность

В 1930 году окончил обучение в консерватории композитор Кабалевский. Биография его, которая рассказывает о периоде жизни после получения образования, даёт представление о том, насколько талантлива и многогранна была личность Дмитрия Борисовича. Он был дирижёром, концертмейстером, выступал со своими произведениями. Через два года после окончания консерватории композитор уже являлся преподавателем в своей альма-матер. А в 1939 году он уже стал профессором. Но и до этого он уже имел опыт так как совмещал получение высшего образования с преподаванием в музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина, который также ранее окончил. Большую часть своей жизни композитор занимал ведущие должности в Союзе композиторов и Министерстве культуры нашей страны. В течение 21 года был депутатом. Он представлял Советский Союз в международных культурных организациях. Д.Б. Кабалевский был членом Всемирного совета и вице-президентом рабочего хорового общества в Англии, являлся почётным профессором консерватории в городе Мехико, заведовал музыкальным сектором Института истории искусств Советского Союза. Он председательствовал в комиссии по принимал активное участие в создании музыкальной школы №65 в городе Магнитогорске. Также Кабалевский был организатором и руководителем Лаборатории музыкального образования и являлся главным редактором нескольких советских журналов, один из которых сам основал.

Произведения композитора

Дмитрий Борисович Кабалевский, биография и творчество которого изучаются во всех начальных, средних и высших музыкальных учебных заведениях нашей страны, писал музыку в основном на патриотическую тематику. Он дал миру 5 опер: «В огне», «Кола Брюньон», «Никита Вершинин», «Семья Тараса», «Сёстры»; балет «Золотые колосья»; оперетту «Весна поёт»; кантату «Песня утра, весны и мира», а также «Реквием» на стихи Роберта Рождественского, посвящённый погибшим в борьбе с фашизмом; симфоническое посвящение «Памяти героев Горловки»; музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Д. Кабалевский является также автором большого количества произведений для симфонического оркестра, среди которых: концерты, 4 симфонии, патетическая увертюра, пьесы для фортепиано, а также для виолончели, скрипки. Он написал симфонические поэмы «К Вечному огню в Брянске», «Весна»; кантаты «Ленинцы», «Родина великая», «Песня утра, весны и мира», «О родной земле»; сюиты «Народные мстители», «Комедианты», музыку к пьесе «Изобретатель и комедиант», а также 10 сонетов У. Шекспира, цикл романсов на стихи Расула Гамзатова, песни для детей. В

годы войны он написал много военных песен: «По суровым морям», «На родную землю нашу враг напал», «Сын героя», «Четверка дружная ребят», «Кличет Гитлер Риббентропа», «Новый школьный год» и другие. Д. Кабалевский является автором музыки к спектаклям и кинофильмам «Петербургская ночь», «Зори Парижа», «Мусоргский», «Щорс», «Вихри враждебные», «Восемнадцатый год», «Ромео и Джульетта», «Чёртов мост», «Вольница», «Домби и сын», «Академик Иван Павлов», «Весёлый портняжка», «Гибель эскадры», «Сёстры», «Слава», «Первоклассница», «Шутники», «Школа злословия», «Мстислав Удалой» и многие другие.

Музыка Д.Б. Кабалевского отличается хорошим вкусом, профессионализмом, национальным колоритом, в своих произведениях композитор обращается преимущественно к традиционным для XIX века средствам выразительности.

Награды и звания

Д.Б. Кабалевский, биография которого значима для нашей страны, был удостоен большого количества наград. В 1954 году он получил звание Народного артиста РСФСР, а в 1963 - СССР. Был награждён четырежды (в 1964, 1971, 1974 и 1984 годах). Заслужил орден Трудового Красного Знамени в 1966 году. За свои произведения получил в 1972 Ленинскую премию, несколько призов за лучшую музыку к кинофильмам. В 1946, 1949 и 1951 годах был удостоен за свои произведения. Являлся За заслуги в воспитании детей награждён Премией Ленинского комсомола в 1984 году.

Д. Кабалевский - детям

Большой вклад в музыкальное воспитание подрастающего поколения внёс Дмитрий Борисович Кабалевский. Биография для детей, знакомящихся с его произведениями, а также и для взрослых действительно важна и интересна, ведь ее факты помогают лучше узнать личность прославленного композитора. Д.Б. Кабалевский верил в светлое будущее: в то, что дети разучатся плакать и будут только звонко смеяться. Он сочинил много пьес для ребятни. Большинство из них исполняют учащиеся музыкальных школ во всём мире и по сей день. Очень много он написал для детей песен. Все они о дружбе, о пионерах, о школе, о доброте, о взаимопомощи, о Родине. Все мы знаем такие песни, как «Школьные годы» на слова Е. Долматовского, «Наш край» на слова А. Пришельца. Они уже стали классикой. Цикл песен создан композитором о лагере «Артек», что в Крыму. Дмитрий Борисович написал много книг по музыке для детей: «Прекрасное пробуждает доброе», «Про трех китов и про многое другое. Книга о музыке», «Воспитание ума и сердца. Книга для учителя», «Как рассказывать детям о музыке?» и многие другие. Они актуальны до сих пор. В 1973 году композитор вёл уроки музыки у первоклассников в московской общеобразовательной школе под номером 209, хотя в то время он уже был профессором консерватории. Дмитрий Борисович возглавлял конкурс юных дарований в Поволжье, поддерживал создание хоровой студии в городе Железнодорожный, активно участвовал в проведении фестивалей искусств в пионерском лагере «Орлёнок».

Вторая половина жизни

Биография Кабалевского Д.Б., обрисовывающая его зрелые и преклонные годы, будет также освещена в нашей статье. Самым главным детищем композитора в то время стала Лаборатория музыкального образования, которую он создал и возглавил. Кабалевский составил образовательную программу по изучению музыки в школах. Педагоги-музыканты 7 лет занимались её проверкой. Постепенно она доказала свою эффективность и стала популярной. В последний год жизни композитора по его программе учили детей музыке в тысячах школ Советского Союза. И по сей день она используется в нашей стране. Композитор читал лекции об искусстве и музыке в Третьяковской галерее. Скончался Дмитрий Борисович Кабалевский 14 февраля 1987 года. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Родители гения

Биография Кабалевского Д. Б. неотделима от рассказа о его родителях. Мать композитора - Надежда Александровна Новицкая. Она окончила женскую гимназию в Царском селе (ныне город Пушкин) и получила диплом домашнего учителя. Такое образование помогало ей в воспитании собственных детей. Отец композитора, Борис Клавдиевич, был математиком и основал советскую систему страхования. Дед - Клавдий Егорович - военный инженер, первый начальник патронного завода в Луганске, за свои заслуги он получил дворянство. В семье Кабалевских всегда звучала музыка. Будущего композитора она сопровождала с самого рождения. Отец Дмитрия Борисовича пел народные песни и играл на гитаре. Мать была увлечена театром и играла на фортепиано. В. И. Бельский - либреттист великого композитора Н.А. Римского-Корсакова, был сослуживцем отца Д. Кабалевского и был частым гостем в их доме.

Жёны

Дважды женат был композитор Д. Кабалевский. Биография первой супруги - Эдварды Иосифовны Блюман, брак с которой продлился недолго, связана также с искусством. Родилась она в 1911 году, а скончалась несколькими годами позже Д. Кабалевского. На Эдварде Иосифовне он женился в очень молодом возрасте. Первая супруга композитора окончила институт иностранных языков и была преподавателем английского. Также она переводила художественную литературу. Всего насчитывается около сорока таких ее работ. Самый знаменитый пример - «Вино из одуванчиков» Рея Бредбери. Вторая супруга Д.Б. Кабалевского, с которой он прожил всю дальнейшую жизнь, - Лариса Павловна Чегодаева. Она была не просто женой композитору, а его помощницей и самым верным другом.

Дети

Композитор Дмитрий Кабалевский, биография которого представлена в данной статье, был отцом двоих детей. У него был сын от первого брака - Юрий Дмитриевич. А в супружестве со второй женой у него родилась дочь Мария. Она стала директором Музыкального культурно-образовательного центра имени Дмитрия Борисовича Кабалевского.

Биография Кабалевского Д. Б. была бы неполной, если бы не было рассказа о том, чем увлекался этот гениальный композитор и педагог. Самым главным увлечением для него, безусловно, была музыка. Кроме неё, он очень любил играть в шахматы, а также коллекционировал почтовые марки. Был и такой период в его жизни, когда он был членом редакционной коллегии журнала «Филателия СССР». Среди друзей Дмитрия Борисовича было много видных деятелей искусства, в том числе и Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович. Примечателен тот факт, что серьёзно заниматься музыкой Д. Б. Кабалевский начал лишь в 15 лет. Но несмотря на это, он очень быстро добился успеха - техникум и консерваторию окончил на отлично.

(1904–1983)

Кабалевский Дмитрий Борисович, русский композитор и общественный деятель. Родился в Петербурге 17 (30) декабря 1904. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского в 1929. С 1932 и до конца жизни преподавал там же, главным образом композицию. В 1940–1946 был главным редактором журнала «Советская музыка», в 1949–1952 руководил сектором музыки Института истории искусств в Москве. С начала 1950-х годов входил в руководящие органы Союза советских композиторов (после 1957 – Союз композиторов СССР), в частности, с 1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества, был действительным членом Академии педагогических наук СССР (с 1971).

Композитор создал множество произведений в самых разных жанрах. В его наследии пять опер, из которых две – Кола Брюньон по Р.Роллану (1938, 2-я ред. 1968) и Семья Тараса (на сюжет из эпохи Второй мировой войны, 1950) достаточно широко ставились при жизни автора. Также балет, оперетта, четыре симфонии, оркестровые поэмы и сюиты, ряд кантат (из которых самая заметная – Реквием на слова Р.И.Рождественского, 1964), инструментальных концертов, камерных инструментальных ансамблей, очень много фортепианной музыки и романсов; он автор музыки к большому числу театральных постановок и кинофильмов.

Наибольшей популярностью пользовались сочинения композитора для детей и подростков: триада инструментальных концертов (в том числе фортепианный концерт на тему песни То березка, то рябина), циклы фортепианных пьес и песен; в вокальной музыке выделяются часто исполнявшиеся в свое время Десять сонетов Шекспира (1955). Хорошо владея пером, Кабалевский много выступал в периодической печати, написал несколько книг о музыкально-эстетическом воспитании.

В свое время имя Кабалевского называлось обычно в первой пятерке советских композиторов, после Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна, что вряд ли соответствовало реальной ситуации.

Кабалевский был культурным человеком и образованным музыкантом; обладал несомненным, хотя и не слишком глубоким, мелодическим дарованием (отсюда – удачи в музыке для детей и в музыке для театра и кино); владел классическими формами. Роль же Кабалевского в истории советской музыки противоречива. В частности, до сих пор непонятно, почему его имя, фигурировавшее в списке обвиняемых в «формализме» в 1948 (разумеется, без всяких оснований к тому, как и у других жертв «ждановщины»), не появилось в опубликованном тексте печально знаменитого постановления Об опере «Великая дружба» (по одной из версий, Кабалевский успел «покаяться», и его имя была заменено именем другого музыканта). Во всяком случае, после 1948 Кабалевский, бывший в молодости некоторое время членом Ассоциации современной музыки, занимал исключительно ретроградные позиции, особенно в своей публицистике. Реформу школьного музыкального образования, осуществленную по его инициативе, также нельзя признать удачной. С окончанием советского периода музыка Кабалевского, ранее усердно насаждаемая, практически перестала звучать.

КАБАЛЕВСКИЙ, ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ (1904–1987), русский композитор и общественный деятель. Родился в Петербурге 17 (30) декабря 1904. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского в 1929. С 1932 и до конца жизни преподавал там же, главным образом композицию. В 1940–1946 был главным редактором журнала «Советская музыка», в 1949–1952 руководил сектором музыки Института истории искусств в Москве. С начала 1950-х годов входил в руководящие органы Союза советских композиторов (после 1957 – Союз композиторов СССР), в частности, с 1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества, был действительным членом Академии педагогических наук СССР (с 1971).

Композитор создал множество произведений в самых разных жанрах, в его наследии пять опер, из которых две – Кола Брюньон по Р.Роллану (1938, 2-я ред. 1968) и Семья Тараса (на сюжет из эпохи Второй мировой войны, 1950) достаточно широко ставились при жизни автора, а также балет, оперетта, четыре симфонии, оркестровые поэмы и сюиты, ряд кантат (из которых самая заметная – Реквием на слова Р.И.Рождественского, 1964), инструментальных концертов, камерных инструментальных ансамблей, очень много фортепианной музыки и романсов; он автор музыки к большому числу театральных постановок и кинофильмов.

Наибольшей популярностью пользовались сочинения композитора для детей и подростков: триада инструментальных концертов (в том числе фортепианный концерт на тему песни То березка, то рябина ), циклы фортепианных пьес и песен; в вокальной музыке выделяются часто исполнявшиеся в свое время Десять сонетов Шекспира (1955). Хорошо владея пером, Кабалевский много выступал в периодической печати, написал несколько книг о музыкально-эстетическом воспитании.

В свое время имя Кабалевского называлось обычно в первой пятерке советских композиторов, после Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна, что вряд ли соответствовало реальной ситуации. Кабалевский был культурным человеком и образованным музыкантом; обладал несомненным, хотя и не слишком глубоким, мелодическим дарованием (отсюда – удачи в музыке для детей и в музыке для театра и кино); владел классическими формами. Роль же Кабалевского в истории советской музыки противоречива. В частности, до сих пор непонятно, почему его имя, фигурировавшее в списке обвиняемых в «формализме» в 1948 (разумеется, без всяких оснований к тому, как и у других жертв «ждановщины»), не появилось в опубликованном тексте печально знаменитого постановления Об опере «Великая дружба » (по одной из версий, Кабалевский успел «покаяться», и его имя была заменено именем другого музыканта). Во всяком случае, после 1948 Кабалевский, бывший в молодости некоторое время членом Ассоциации современной музыки, занимал исключительно ретроградные позиции, особенно в своей публицистике. Реформу школьного музыкального образования, осуществленную по его инициативе, также нельзя признать удачной. С окончанием советского периода музыка Кабалевского, ранее усердно насаждаемая, практически перестала звучать.

Наибольшей популярностью пользовались сочинения композитора для детей и подростков: триада инструментальных концертов (в том числе фортепианный концерт на тему песни То березка, то рябина), циклы фортепианных пьес и песен; в вокальной музыке выделяются часто исполнявшиеся в свое время Десять сонетов Шекспира (1955).


Родился в Петербурге 17 (30) декабря 1904. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского в 1929. С 1932 и до конца жизни преподавал там же, главным образом композицию. В 1940–1946 был главным редактором журнала «Советская музыка», в 1949–1952 руководил сектором музыки Института истории искусств в Москве. С начала 1950-х годов входил в руководящие органы Союза советских композиторов (после 1957 – Союз композиторов СССР), в частности, с 1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества, был действительным членом Академии педагогических наук СССР (с 1971).

Композитор создал множество произведений в самых разных жанрах, в его наследии пять опер, из которых две – Кола Брюньон по Р.Роллану (1938, 2-я ред. 1968) и Семья Тараса (на сюжет из эпохи Второй мировой войны, 1950) достаточно широко ставились при жизни автора, а также балет, оперетта, четыре симфонии, оркестровые поэмы и сюиты, ряд кантат (из которых самая заметная – Реквием на слова Р.И.Рождественского, 1964), инструментальных концертов, камерных инструментальных ансамблей, очень много фортепианной музыки и романсов; он автор музыки к большому числу театральных постановок и кинофильмов.

Наибольшей популярностью пользовались сочинения композитора для детей и подростков: триада инструментальных концертов (в том числе фортепианный концерт на тему песни То березка, то рябина), циклы фортепианных пьес и песен; в вокальной музыке выделяются часто исполнявшиеся в свое время Десять сонетов Шекспира (1955). Хорошо владея пером, Кабалевский много выступал в периодической печати, написал несколько книг о музыкально-эстетическом воспитании.

В свое время имя Кабалевского называлось обычно в первой пятерке советских композиторов, после Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна, что вряд ли соответствовало реальной ситуации. Кабалевский был культурным человеком и образованным музыкантом; обладал несомненным, хотя и не слишком глубоким, мелодическим дарованием (отсюда – удачи в музыке для детей и в музыке для театра и кино); владел классическими формами. Роль же Кабалевского в истории советской музыки противоречива. В частности, до сих пор непонятно, почему его имя, фигурировавшее в списке обвиняемых в «формализме» в 1948 (разумеется, без всяких оснований к тому, как и у других жертв «ждановщины»), не появилось в опубликованном тексте печально знаменитого постановления Об опере «Великая дружба» (по одной из версий, Кабалевский успел «покаяться», и его имя была заменено именем другого музыканта). Во всяком случае, после 1948 Кабалевский, бывший в молодости некоторое время членом Ассоциации современной музыки, занимал исключительно ретроградные позиции, особенно в своей публицистике. Реформу школьного музыкального образования, осуществленную по его инициативе, также нельзя признать удачной. С окончанием советского периода музыка Кабалевского, ранее усердно насаждаемая, практически перестала звучать.

Творчество и биография Кабалевского Один из ярких композиторов советского периода – Дмитрий Кабалевский. Биография этого значимого для культурного наследия нашей страны человека представлена подробно в данной статье. Кратко о Д.Б. Кабалевском Дмитрий Борисович написал семь инструментальных концертов, пять опер, четыре симфонии, множество вокальных и камерных произведений, а также музыку для театра и кино. Композитор, пианист, профессор, дирижёр, доктор искусствоведения, педагог – всё это Дмитрий Кабалевский. Краткая биография его, пожалуй, должна начинаться со следующих фактов: дата рождения – 30 декабря 1904 года; место рождения – Санкт-Петербург. С Москвой связаны самые основные факты из жизни исключительно талантливого человека. Биография Кабалевского, фото композитора и интересные факты о нем представлены в данной статье. Детство и юность Как уже было сказано выше, родился композитор в Санкт-Петебурге, там же начал обучаться в городском трёхклассном училище при 1-й классической гимназии (в наше время такие учебные заведения заменяют начальные классы общеобразовательной школы). Дальнейшая биография Кабалевского Д.Б. связана уже с Москвой. Вместе с родителями будущий композитор переехал жить в столицу. Там он продолжил своё образование и окончил школу № 35. Год выпуска – 1922. Музыке Дмитрий Борисович обучался в музыкальной школе № 3. Затем окончил музыкальный техникум имени А.Н. Скрябина. Высшее образование Д. Кабалевский получил в Московской Государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского. Его педагогами были А.Б. Гольденвейзер по фортепиано и Н.Я. Мясковский – по композиции. Профессиональная деятельность В 1930 году окончил обучение в консерватории композитор Кабалевский. Биография его, которая рассказывает о периоде жизни после получения образования, даёт представление о том, насколько талантлива и многогранна была личность Дмитрия Борисовича. Он был дирижёром, концертмейстером, выступал со своими произведениями. Через два года после окончания консерватории композитор уже являлся преподавателем в своей альма-матер. А в 1939 году он уже стал профессором. Но и до этого он уже имел опыт педагогической деятельности, так как совмещал получение высшего образования с преподаванием в музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина, который также ранее окончил. Большую часть своей жизни композитор занимал ведущие должности в Союзе композиторов и Министерстве культуры нашей страны. В течение 21 года был депутатом. Он представлял Советский Союз в международных культурных организациях. Д.Б. Кабалевский был членом Всемирного совета и вице-президентом рабочего хорового общества в Англии, являлся почётным профессором консерватории в городе Мехико, заведовал музыкальным сектором Института истории искусств Советского Союза. Он председательствовал в комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию, принимал активное участие в создании музыкальной школы №65 в городе Магнитогорске. Также Кабалевский был организатором и руководителем Лаборатории музыкального образования и являлся главным редактором нескольких советских журналов, один из которых сам основал. Произведения композитора Дмитрий Борисович Кабалевский, биография и творчество которого изучаются во всех начальных, средних и высших музыкальных учебных заведениях нашей страны, писал музыку в основном на патриотическую тематику. Он дал миру 5 опер: «В огне», «Кола Брюньон», «Никита Вершинин», «Семья Тараса», «Сёстры»; балет «Золотые колосья»; оперетту «Весна поёт»; кантату «Песня утра, весны и мира», а также «Реквием» на стихи Роберта Рождественского, посвящённый погибшим в борьбе с фашизмом; симфоническое посвящение «Памяти героев Горловки»; музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Д. Кабалевский является также автором большого количества произведений для симфонического оркестра, среди которых: концерты, 4 симфонии, патетическая увертюра, пьесы для фортепиано, а также для виолончели, скрипки. Он написал симфонические поэмы «К Вечному огню в Брянске», «Весна»; кантаты «Ленинцы», «Родина великая», «Песня утра, весны и мира», «О родной земле»; сюиты «Народные мстители», «Комедианты», музыку к пьесе «Изобретатель и комедиант», а также 10 сонетов У. Шекспира, цикл романсов на стихи Расула Гамзатова, песни для детей. годы войны он написал много военных песен: «По суровым морям», «На родную землю нашу враг напал», «Сын героя», «Четверка дружная ребят», «Кличет Гитлер Риббентропа», «Новый школьный год» и другие. Д. Кабалевский является автором музыки к спектаклям и кинофильмам «Петербургская ночь», «Зори Парижа», «Мусоргский», «Щорс», «Вихри враждебные», «Восемнадцатый год», «Ромео и Джульетта», «Чёртов мост», «Вольница», «Домби и сын», «Академик Иван Павлов», «Весёлый портняжка», «Гибель эскадры», «Сёстры», «Слава», «Первоклассница», «Шутники», «Школа злословия», «Мстислав Удалой» и многие другие. Музыка Д.Б. Кабалевского отличается хорошим вкусом, профессионализмом, национальным колоритом, в своих произведениях композитор обращается преимущественно к традиционным для XIX века средствам выразительности. Награды и звания Д.Б. Кабалевский, биография которого значима для нашей страны, был удостоен большого количества наград. В 1954 году он получил звание Народного артиста РСФСР, а в 1963 – СССР. Был награждён четырежды орденом Ленина (в 1964, 1971, 1974 и 1984 годах). Заслужил орден Трудового Красного Знамени в 1966 году. За свои произведения получил в 1972 Ленинскую премию, несколько призов за лучшую музыку к кинофильмам. В 1946, 1949 и 1951 годах был удостоен Сталинской премии за свои произведения. Являлся Героем Труда. За заслуги в воспитании детей награждён Премией Ленинского комсомола в 1984 году. Д. Кабалевский – детям Большой вклад в музыкальное воспитание подрастающего поколения внёс Дмитрий Борисович Кабалевский. Биография для детей, знакомящихся с его произведениями, а также и для взрослых действительно важна и интересна, ведь ее факты помогают лучше узнать личность прославленного композитора. Д.Б. Кабалевский верил в светлое будущее: в то, что дети разучатся плакать и будут только звонко смеяться. Он сочинил много пьес для ребятни. Большинство из них исполняют учащиеся музыкальных школ во всём мире и по сей день. Очень много он написал для детей песен. Все они о дружбе, о пионерах, о школе, о доброте, о взаимопомощи, о Родине. Все мы знаем такие песни, как «Школьные годы» на слова Е. Долматовского, «Наш край» на слова А. Пришельца. Они уже стали классикой. Цикл песен создан композитором о лагере «Артек», что в Крыму. Дмитрий Борисович написал много книг по музыке для детей: «Прекрасное пробуждает доброе», «Про трех китов и про многое другое. Книга о музыке», «Воспитание ума и сердца. Книга для учителя», «Как рассказывать детям о музыке?» и многие другие. Они актуальны до сих пор. В 1973 году композитор вёл уроки музыки у первоклассников в московской общеобразовательной школе под номером 209, хотя в то время он уже был профессором консерватории. Дмитрий Борисович возглавлял конкурс юных дарований в Поволжье, поддерживал создание хоровой студии в городе Железнодорожный, активно участвовал в проведении фестивалей искусств в пионерском лагере «Орлёнок». Вторая половина жизни Биография Кабалевского Д.Б., обрисовывающая его зрелые и преклонные годы, будет также освещена в нашей статье. Самым главным детищем композитора в то время стала Лаборатория музыкального образования, которую он создал и возглавил. Кабалевский составил образовательную программу по изучению музыки в школах. Педагоги-музыканты 7 лет занимались её проверкой. Постепенно она доказала свою эффективность и стала популярной. В последний год жизни композитора по его программе учили детей музыке в тысячах школ Советского Союза. И по сей день она используется в нашей стране. Композитор читал лекции об искусстве и музыке в Третьяковской галерее. Скончался Дмитрий Борисович Кабалевский 14 февраля 1987 года. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище. Родители гения Биография Кабалевского Д. Б. неотделима от рассказа о его родителях. Мать композитора – Надежда Александровна Новицкая. Она окончила женскую гимназию в Царском селе (ныне город Пушкин) и получила диплом домашнего учителя. Такое образование помогало ей в воспитании собственных детей. Отец композитора, Борис Клавдиевич, был математиком и основал советскую систему страхования. Дед – Клавдий Егорович – военный инженер, первый начальник патронного завода в Луганске, за свои заслуги он получил дворянство. В семье Кабалевских всегда звучала музыка. Будущего композитора она сопровождала с самого рождения. Отец Дмитрия Борисовича пел народные песни и играл на гитаре. Мать была увлечена театром и играла на фортепиано. В. И. Бельский – либреттист великого композитора Н.А. Римского-Корсакова, был сослуживцем отца Д. Кабалевского и был частым гостем в их доме. Жёны Дважды женат был композитор Д. Кабалевский. Биография первой супруги – Эдварды Иосифовны Блюман, брак с которой продлился недолго, связана также с искусством. Родилась она в 1911 году, а скончалась несколькими годами позже Д. Кабалевского. На Эдварде Иосифовне он женился в очень молодом возрасте. Первая супруга композитора окончила институт иностранных языков и была преподавателем английского. Также она переводила художественную литературу. Всего насчитывается около сорока таких ее работ. Самый знаменитый пример – «Вино из одуванчиков» Рея Бредбери. Вторая супруга Д.Б. Кабалевского, с которой он прожил всю дальнейшую жизнь, – Лариса Павловна Чегодаева. Она была не просто женой композитору, а его помощницей и самым верным другом. Дети Композитор Дмитрий Кабалевский, биография которого представлена в данной статье, был отцом двоих детей. У него был сын от первого брака – Юрий Дмитриевич. А в супружестве со второй женой у него родилась дочь Мария. Она стала директором Музыкального культурно-образовательного центра имени Дмитрия Борисовича Кабалевского. Интересные факты из жизни композитора Биография Кабалевского Д. Б. была бы неполной, если бы не было рассказа о том, чем увлекался этот гениальный композитор и педагог. Самым главным увлечением для него, безусловно, была музыка. Кроме неё, он очень любил играть в шахматы, а также коллекционировал почтовые марки. Был и такой период в его жизни, когда он был членом редакционной коллегии журнала «Филателия СССР». Среди друзей Дмитрия Борисовича было много видных деятелей искусства, в том числе и великие композиторы Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович. Примечателен тот факт, что серьёзно заниматься музыкой Д. Б. Кабалевский начал лишь в 15 лет. Но несмотря на это, он очень быстро добился успеха – техникум и консерваторию окончил на отлично.