Дидактические игры для дошкольников с использованием спичечных коробков. Игры с прищепками

Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать мелкую моторику. Все дело в том, что речевой и двигательный центры расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Чем больше ваш малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.

Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.

С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные на ходу.

Для игры понадобятся, в первую очередь, конечно, обычные бельевые прищепки. Кроме этого вам могут пригодиться фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок (если малыш будет в замешательстве от такого предложения, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или еще что-нибудь). Проявив немного фантазии, из прищепок можно сделать интересные игрушки к примеру, самолет. Прицепив к концам прищепок по одной прищепке, а к концам этих прищепок еще по одной прищепке и т.д. вы получите самолет. Положив на стол три прищепки в ряд одну за другой и, толкая их, вы получите вполне «реальный» поезд. Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш!

Ну и, конечно, пусть малыш помогает вам развешивать носовые платочки после стирки и закреплять их прищепками. Это несложное задание даже для малыша, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Внимание!

Во время игры с прищепками следите за тем, чтобы ребенок не прищемил себе пальчики или другие части тела. Нужно помнить, что мелкой моторики рук очень важный процесс, который не нужно оставлять без внимания. Выбирайте прищепки, которые легко открываются! И не нанесут травму!!!

Нарисуйте морских существ - морскую звезду, осьминога, крабика, но только у медузы не рисуйте щупальца, а у крабика - лапки. Пусть ребенок обозначит их прищепками. Еще здорово делать таких ёжиков без колючек и солнышко без лучиков))

Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Сегодня мы поиграем в некоторые из них.

марина пирогова

Уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры для 2-ой младшей группы, сделанные своими руками.

Все игры довольно просты в изготовлении, имеют незатратные расходные материалы. Их можно использовать как в образовательной деятельности, так и в свободное время. Дети с большим интересом и увлечением играют в них.

Д/и «Игры с бельевыми прищепками»

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение различать и объединять предметы по признаку и цвету. Развивать речь детей.

Для данной игры необходимо подготовить фигурки (я нашла в интернете, распечатала и заламинировала, и конечно, сами прищепки. Обычные бельевые пластиковые разноцветные прищепки. Будет лучше, если цвета будут более «настоящие» (т. е. именно синий, именно желтый и. т. д.)

Д/и «Подбери чашки к блюдцам»

Цель: Развивать умение детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Для этой игры нужно вырезать из цветного картона (лучше использовать основные цвета) «чашечки» и «блюдца». Детям необходимо в соответствии со цветом собрать чайную пару.

Д/и «Подбери колеса к машинкам»

Цель: Закрепить умение детей сопоставлять предметы по величине, выбирая из двух заданных величин.


Для игры надо вырезать из картона силуэты автомобилей двух размеров. К ним соответствующие по размеру колеса.

Д/и «Укрась дымковскую игрушку»

Цель: Обогащать знания детей о дымковской народной игрушке, ее героях, деталях и цвете росписи. Формировать умение детей красиво воспроизводить узор, передавая особенности дымковской росписи.


Для этой игры необходимо из плотного картона (я еще и заламинировала) вырезать силуэты простых дымковских фигурок. Дети должны обвести шаблон и раскрасить его в соответствии с особенностями дымковской росписи.

Д/и «Спрячь мышку»

Цель: Знакомить с шестью основными цветами, развивать умение различать их. Закреплять знания о понятиях «большой-средний-маленький». Развивать быстроту реакции, внимание, мышление.


Материал для данного пособия простой: квадраты шести основных цветов одинакового размера. В середине каждого квадрата расположен белый квадрат – «окошечко» трех разных размеров с изображением мышки (мышку я нашла в интернете). К каждому цветному квадрату с «окошечком» прилагается соответствующий квадратик «дверца». Все предметы из картона я обернула прозрачной самоклеящейся пленкой.

Д/и «Укрась бабочку»

Цель: Развивать умение детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре – круг, о понятиях «один-много, «большой-маленький». Развивать мелкую моторику рук, внимание.


Для игры надо вырезать из цветного картона или плотной цветной бумаги силуэты бабочек (интереснее, ели будут разные) и круги разного цвета и размера.

Надеюсь, что эти незатейливые игры заинтересуют и увлекут Ваших воспитанников. А Вам пригодятся при достижении поставленных целей!

Публикации по теме:

Сенсорное воспитание - целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятии, представлений о внешних свойствах предметов:.

Без значительных материальных и временных затрат можно изготовить полезные и привлекательные дидактические пособия, которые могут быть использованы.

Альтернативный вариант дорогостоящим дидактическим играм - игры, сделанные своими руками. Каждый раз перебирая старые кубики, рука не поднимается.

1. Игра "Домашние и дикие животные". На картон наклеены 2 картинки: лес и деревня, Проделаны дырочки и вставлены винтовые горлышки.

Дидактические игры своими руками для детей 2-3 лет Собери букет в вазу Цель: развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста..

Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу продемонстрировать игры своими руками, которые я постоянно использую и которые получили популярность.

Групповой участок 1 младшей группы "Ягодки" центр театрализованной деятельности и ряжения музыкальный центр уголок уединения уголок сюжетных.

Игра «Дидактическая коробочка» — своими руками: ознакомление с цветом, развитие речи, развитие мелкой моторики, ознакомление с временами года.

Автор игры – учитель –дефектолог Маханева Ольга. Ольга работает с детьми от двух до десяти лет. Эта игра получила премию «За лучшую речевую игру» на нашем конкурсе развивающих игр своими руками Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!» — 2015. Это уже не первая игра Ольги, которая получает призы в конкурсе, ведь Ольга уже третий год участвует в нашем проекте и всегда делится своими идеями с другими педагогами и родителями.

Описание игры «Дидактическая коробочка»

Игра «Дидактическая коробочка» изготовлена из круглой жестяной коробки из-под конфет или печенья. Дно и крышка коробочки изнутри обклеены разноцветным фетром по секторам. Боковая грань крышки обклеена магнитной лентой.

Дно дидактической коробочки состоит из секторов четырех основных цветов — синий (зима), зеленый (весна), красный (лето), желтый (весна).

Крышка дидактической коробочки изнутри разделена на восемь секторов в соответствии с цветами радуги плюс белый цвет.

Крышка коробки снаружи разделена на 4 сектора и проклеена белым, серым, оранжевым, коричневым фетром. Это основные цвета шерсти животных, которые можно называть: зайчик белый, лиса оранжевая, медведь коричневый, волк серый.

Боковая часть крышки дидактической коробочки проклеена магнитной лентой. На нее можно прикреплять плоскостные черно –белые изображения зверей или птиц, называя их окрас и нюансы оттенков (бурый, рыжий).

Теперь добавляем кубики:

— на первом кубике – изображения лесных животных (на одной грани – одно животное),

— на втором кубике – действия животных (как они могут передвигаться),

— на третьем кубике – окрас животных (белый, серый, рыжий, коричневый, серо-белый, бело –рыжий и т.д.),

— на четвертом кубике – цифры или точки.

Пример игры с кубиками Вы найдете в статье

Как использовать игру «Дидактическая коробочка»

Игру можно использовать для знакомства детей с цветом, с временами года, геометрическими фигурами, развития мелкой моторики (упражнения с использованием прищепок), развития речи ребенка.

Варианты заданий с игрой:

— подбери пару (прикрепить красные прищепки к красному сектору, желтые – к желтому и так далее в соответствии с цветом секторов),

— назови, какого цвета животные – игра с крышкой коробки (речевая грамматическая игра для освоения согласования прилагательных и существительных: зайчик серЫЙ, мышка серАЯ, кошки серЫЕ). Размещаем фигурку животного на боковой магнитной панели крышки в соответствующем по цвету секторе и называем животное и его цвет,

— времена года (разложить картинки с признаками времен года по секторам и объяснить свой выбор – почему ребенок считает, что на картинке изображена весна, а не лето или осень),

— развитие мелкой моторики: а) прикрепление прищепок разных цветов в соответствии с цветом секторов, или б)прищепок с фигурками на бортик коробки. (Например, в игре «найди свой домик». Если бантик у игрушки синего цвета, то его домик – синий. И фигурку животного нужно прикрепить на синий сектор. Если красного – то красный и т.п.),

— классификация. Задание – разложить геометрические фигуры разной формы, размера, толщины по цвету по секторам в коробку (ребенку нужно выделить ведущий признак – цвет, не обращая внимания на разную толщину фигурок и их размер и форму)

— собери месяца года (называем месяца каждого времени года, если ребенок правильно назвал месяц, то он прикрепляет прищепку на соответствующий сектор).

— найди соседей (назвать соседей месяца – например, соседи января – это декабрь и февраль).

Коробку можно также использовать как домик –теремок для режиссерских игр с детьми.

Желаем Вам интересных игр!

Игра «Дидактическая коробочка» – своими руками: ознакомление с цветом, развитие речи, развитие мелкой моторики, ознакомление с временами года. Эта игра получила премию «За лучшую речевую игру» на конкурсе развивающих игр своими руками интернет-мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!» – 2015.

Я работаю в детьми от 2 до 10 лет (2-3 года - группа игровой поддержки; 3-10 - логопедическая коррекция, дефектологическое сопровождение детей с ОВЗ). Предлагаю многофункциональное пособие, которым пользуюсь сама.

Игра «Дидактическая коробочка» изготовлена из круглой жестяной коробки из-под конфет или печенья. Дно и крышка коробочки изнутри обклеены разноцветным фетром по секторам. Боковая грань крышки обклеена магнитной лентой.

Дно дидактической коробочки состоит из секторов четырёх основных цветов - синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (весна).

Крышка дидактической коробочки изнутри разделена на восемь секторов в соответствии с цветами радуги плюс белый цвет.

Крышка коробки снаружи разделена на 4 сектора и проклеена белым, серым, оранжевым, коричневым фетром. Это основные цвета шерсти животных, которые можно называть: зайчик белый, лиса оранжевая, медведь коричневый, волк серый.

Боковая часть крышки дидактической коробочки проклеена магнитной лентой. На неё можно прикреплять плоскостные чёрно-белые изображения зверей или птиц, называя их окрас и нюансы оттенков (бурый, рыжий).

Теперь добавляем кубики:

– на первом кубике – изображения лесных животных (на одной грани – одно животное),
– на втором кубике – действия животных (как они могут передвигаться),
– на третьем кубике – окрас животных (белый, серый, рыжий, коричневый, серо-белый, бело-рыжий),
– на четвёртом кубике – цифры или точки.

Как использовать игру «Дидактическая коробочка»

Игру можно использовать для знакомства детей с цветами, с временами года, геометрическими фигурами, для развития мелкой моторики (упражнения с использованием прищепок), развития речи ребёнка.

Варианты заданий с игрой:

– подбери пару (прикрепить красные прищепки к красному сектору, жёлтые – к жёлтому и так далее в соответствии с цветом секторов);

– назови, какого цвета животные – игра с крышкой коробки (речевая грамматическая игра для освоения согласования прилагательных и существительных: зайчик серЫЙ, мышка серАЯ, кошки серЫЕ). Размещаем фигурку животного на боковой магнитной панели крышки в соответствующем по цвету секторе и называем животное и его цвет;

– времена года (разложить картинки с признаками времен года по секторам и объяснить свой выбор – почему ребёнок считает, что на картинке изображена весна, а не лето или осень);

– развитие мелкой моторики: а) прикрепление прищепок разных цветов в соответствии с цветом секторов, или б) прищепок с фигурками на бортик коробки. (Например, в игре «найди свой домик». Если бантик у игрушки синего цвета, то его домик – синий. И фигурку животного нужно прикрепить на синий сектор);

– классификация (разложить геометрические фигуры разной формы, размера, толщины по цвету по секторам в коробку. Ребёнку нужно выделить ведущий признак – цвет, не обращая внимания на разную толщину фигурок и их размер и форму);

– собери месяцы года (назвать месяцы каждого времени года, если ребёнок правильно назвал месяц, то он прикрепляет прищепку на соответствующий сектор);

– найди соседей (назвать соседей месяца. Например, соседи января – это декабрь и февраль).

Коробку можно также использовать как домик-теремок для режиссёрских игр с детьми.

Игровое пособие, как вы видите, крайне многофункционально. Уверена, вы найдёте и свои варианты обучающих игр с ним.

Игровое поле - это квадрат, разделённый на 9 равных частей с предметными картинками. Раздаточные картинки двусторонние, с одной стороны дублируют игровое поле, а с другой - представляют собой разрезную сюжетную картинку. Это придаёт игрушке вариативность. Вот идеи по использованию квадрата.

I вариант. Раскладываем раздаточные карточки по полю, на соответствующие предметные картинки. Называем местоположение каждой картинки. Проверяем правильность выполнения задания, перевернув разложенные карточки - должна получиться сюжетная картинка.

II вариант . Последовательность действий та же самая, только теперь взрослый называет местоположение, куда класть карточку.

III вариант. Производим те же манипуляции с карточками, только развиваем речь: ребёнок озвучивает, куда кладёт карточку.

IV вариант . На этом этапе можно ввести в игру магнитную удочку, которой мы «ловим» картинки и раскладываем любым ранее описанным способом.

V вариант. Составляем разрезную картинку. Переворачиваем карточку по названному местоположению или называем предмет, выкладываем на предметную картинку на поле.

VI вариант. Определяем, что лишнее в каждой вертикали, горизонтали, диагонали, озвучиваем почему.

Обучению ориентированию на игровом поле и умению называть части поля можно выделить отдельный этап. Когда дети будут хорошо знакомы с игрой, можно предложить работу в парах. Перед началом игры с удочкой можно назвать её основной цвет, вспомогательные, посчитать полоски каждого цвета. К каждой картинке можно подобрать загадку (отгадай, что у меня?), четверостишие (проговаривать их следует отражённо или ритмично, с использованием шумовых инструментов).

Играйте с детьми себе на радость, им на пользу!

Ольга Маханева, учитель-дефектолог
Дополнительную информацию о дидактической игрушке вы найдёте на сайте

Наглядное пособие для детей 2-5 лет.

Цель: Активизация интереса к познанию мира. Расширение кругозора. Уточнение и конкретизация вновь формирующихся и накопленных знаний

Задачи:

— развивать мелкую моторику рук.

— учить находить нужную фигуру, классифицировать предметы по заданным признакам.

— развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

— развивать сенсорику (цвет, форма, величина).

— развивать зрительную память, восприятие и внимание.

— учить работать по образцу.

— совершенствовать слуховое восприятие.



Игры с использованием «Волшебной коробочки»

«Бантики»

Цель: развитие мелкой моторики

Ход игры:

Ребёнку предлагают ленточки для плетения и завязывания

«Прятки»

Цель: развитие тактильных ощущений, активизация речи.

Ход игры:

Игрушки решили поиграть с тобой в прятки. Много игрушек спряталось, но ты найди собачку. Только ищи пальчиками, на ощупь, и на подглядывай. Или: «Найди круглую и гладкую»

«Подбери по форме вкладыш к прорези»

Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, умение сопоставлять форму вкладыша с прорезью.

Ход игры:

Ребёнку предлагают разные вкладыши, поясняя, что ими можно закрыть все окна.

«Нанизывание бус разного цвета»

Цель: упражнять в чередовании предметов по цвету.

Ход игры:

Ребёнку предлагают нанизать бусы на нитку, чередуя их по цвету.

«Назови цвет»

Цель: упражнять детей в назывании цвета и оттенка (по светлоте).

Ход игры:

Водящий выбирает цветок подходит к одному из сидящих детей, и тот называет цвет и тот называет цвет и оттенок цветка. Если он не может ответить, цветок показывают другому ребёнку. Ответивший становится водящим, а первый ребёнок садится на его место.

«Шумелки, шуршалки»

Цель: совершенствовать слуховое восприятие.

Ход игры:

Воспитатель показывает закрытый футлярчик, гремит им и предлагает догадаться, что внутри. Найти одинаковые по звучанию игрушки.

«Цветочная поляна»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление основных цветов.

Ход игры: (для 2-3 лет)

— ребёнку предлагается расположить цветы на поляне в произвольном порядке. Затем подобрать к цветам серединки, прикрутив соответствующую по цвету крышку.

(для 4-5 лет)

— ребёнку предлагается расположить цветы на поляне по схеме или по указанию воспитателя: справа, слева в центре, сверху, снизу.

«Полёт бабочек»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий один – много, закрепление умения застёгивать замки и кнопки.

Ход игры: (для 2-3 лет)

— ребёнку предлагается возле каждого замка расположить по одной бабочке, а на другом его конце прикрепить цветок. Расстегнув или застегнув замок показать путь бабочки до своего цветка.

(для 4-5 лет)

— ребёнку предлагается возле каждого замка расположить по одной бабочке по указанию воспитателя: в центре, сверху, снизу, а на другом его конце прикрепить цветок такого же цвета. Расстегнув или застегнув замок показать путь бабочки до своего цветка.

— отложить на нитке одну бусинку или много бусинок; разделить красные бусинки так же как зелёные.

«Весёлые подружки»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление навыков плетения, закрепление понятий большой – маленький.

Ход игры: (для 2-3 лет)

— ребёнку предлагается заплести косы у подруг и подарить им бантики большие или маленькие.

(для 4-5 лет)

— подобрать бантики по двум признакам (цвет, размер)

«Бантики»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление цвета.

Ход игры: ребёнку предлагается завязать банты.

«Шнуровка»

Цель: развитие мелкой моторики.

Ход игры: ребёнку предлагается зашнуровать колечки; завязать узелки.

«Чудесные кармашки»

1.Цель: развитие тактильных ощущений, активизация речи.

Ход игры: ребёнку предлагается ощупать пальцем 10 карточек; найти среди них: мягкие, жесткие, колючие, гладкие, шероховатые, меховые, бумажные; показать карточки с поверхностью похожей на шкуру животных, одежду; ощупать карточки и сказать на что похожа поверхность.

2. Цель: закрепление геометрических фигур и цвета.

Ход игры: ребёнку предлагается назвать геометрическую фигуру, её цвет и подобрать предметы похожие на длинную фигуру по форме.

«Волшебная коробочка» изготовлена из коробки обтянутой поролоном и обшита сверху тканью разного цвета. На каждой стороне коробки (всего их 5) пришиты детали из разного материала. На одной стороне: вшиты молнии, ниточки с бусинками, а также бабочки и цветочки на клёпках. На второй стороне изготовлены из ниток, ткани и ваты лица девочек, а также атласные банты на клёпках. На третьей стороне прикреплены крышечки от бутылок и цветочки изготовленные из ткани. На четвёртой стороне коробочки выполнена шнуровка с использованием металлических колец и шнурков, а так же пришиты кармашки из джинсовой ткани с бляшками для хранения карточек. И на пятой стороне коробочки, т.е. сверху пришиты банты.