Цифра 3 в русских народных сказках. Загадочное число три в сказках

Сказки — поэтические рассказы о необыкновенных событиях и приключения, с участием вымышленных персонажей. В современном русском языке понятие слова «сказка» приобрело свое значение с 17 века. До того момента в этом значение предположительно применялось слово «басня ».

Одной из основных особенностью сказки является то, что в её основе всегда находится придуманная история, со счастливым концом, где добро побеждает зло. В рассказах заложен определенный намек, который дает возможность ребенку учиться распознавать добро и зло, постигать жизнь на наглядных примерах.

Детские сказки читать онлайн

Чтение сказок — один из основных и важных этапов на пути вашего ребенка в жизнь. Разнообразные истории дают понять, что мир вокруг нас достаточно противоречив и не предсказуем. Слушая рассказы о приключениях главных героях, дети учатся ценить любовь, честность, дружбу и доброту.

Читать сказки полезно не только детям. Повзрослев, мы забываем, что в конце всегда добро побеждает зло, что все невзгоды нипочем, а прекрасная принцесса ждет своего принца на белом коне. Подарить чуточку хорошего настроения и окунутся в сказочный мир достаточно просто!

Известно ли вам магическое значение чисел в сказках? В устном народном творчестве и авторских произведениях часто встречаются цифры 1, 3, 7, но несут ли эти они какую-то смысловую нагрузку или не наполнены никаким символическим смыслом?

В статье:

Значение чисел в сказках - число 1

Цифры окружают каждого человека ежедневно. Мы их видим в номерах телефонов, автобусов, банковских карт и так далее. С давних пор люди наделяли цифры особым магическим значением.

Кузьма Скоробогатый

Но что думали об определенных числах наши предки и каким сакральным значением их наполняли? Если мы вернемся к устному народному творчеству, то увидим, что все сказки, былины и предания были пронизаны числовой символикой. Число 1 встречается в сказках очень часто. Например, один-одинешенек Кузьма скоробогатый, одна сиротинушка маленькая Крошечка-Хаврошечка.

Зачастую цифра 1 символизирует одного человека, главного героя, которому придется бороться с обстоятельствами, своими страхами, вымышленными, либо реальными злодеями. Подобная фигура весьма целостная, самодостаточная. Это становится понятно, если мы обратимся к нумерологическому значению числа 1 и увидим, что оно отождествляется с единством, сосредоточением силы в одном источнике.

Символическое значение числа 2

Гуси-лебеди

Как часто в сказках встречается цифра 2? Например, в сказке «Гуси-лебеди» были дочка да сынок (двое детей), в «Морозко» падчерица и родная дочка, в сказке «Про ленивую и радивую» главные героини - две дочери. Практически всегда эта цифра является символом парности, показывает читателю двух абсолютно противоположных персонажей.

Волк и семеро козлят

Если мы обратимся к нумерологии то обнаружим, что подобное число в сказках могло символизировать святость, разум, крепкое здоровье. Данная цифра означала победу мудрости над злом.

Цифра 12

Цифра 12 весьма важна в нумерологии. Упоминается эта цифра в античной мифологии, в ветхом и новом завете, в различных религиях. Среди наиболее распространенных сказок, в которых упоминается это число, «Двенадцать месяцев».

Бухаринова Анна

Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. События в сказках А.С.Пушкина складываются по тройственной схеме, с повторяющимися словесными фразами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 22

Реферат

ВОЛШЕБНОЕ

ЧИСЛО ТРИ В СКАЗКАХ

ученица 2 «А» класса

Руководитель: Бухаринова Галина Александровна

Березники, 2012 г

  1. Введение ………………………………………………………….. стр.2
  1. Глава 1. Загадочное число три ………………………………….. стр.4
  1. Глава 2. Путешествие по сказкам ………………………………. стр.5

2.1. Социологический опрос детей в классе по сказкам... стр.5

2.2. Анализ текстов русских сказок ……………………… стр.7

2.3. Число три в сказках А.С.Пушкина ………………….. стр.10

4. Заключение ………………………………………………………. стр.12

5. Список литературы ……………………………………………….стр.13

Введение

«Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!»

(из письма А.С. Пушкина)

Тема нашей работы – волшебное число три в сказках. Выбор моей темы обусловлен тем, что я люблю сказки, помню, как мне маленькой их читала мама, а сейчас сама их читаю с удовольствием.

Актуальность темы заключается в том, что сейчас в школе мы изучаем сказки на уроках, и эта информация будет полезной и интересной.

Сказки – самые удивительные среди книг, они не подвластны времени. Не одно поколение людей выросло на сказках.

Кто из нас не помнит знаменитого сказочного зачина: «В тридевятом царстве в тридесятом государстве жили-были…»? И кто из нас, слушая и читая сказки, не сталкивался с числом три, которое с давних времен считалось магическим.

Цель нашей работы – попытаться понять, анализируя тексты русских сказок, насколько часто встречается число три в сказках и что оно обозначает.

Задачи:

  • Найти сведения в литературе об истории числа 3;
  • Прочитать сказки, в которых встречается число 3 и проанализировать их;
  • Провести опрос одноклассников и сделать выводы;

Мы предполагаем, что число три часто используется в текстах русских сказок, является счастливым числом, приносит удачу и успех.

Глава 1. Загадочное число три

Все мы уже умеем считать, и многое можем сосчитать. А в далекие времена люди не умели считать. Позже с большим трудом люди научились считать сначала до двух и только через много - много лет начали продвигаться в счете. После чисел «один» и «два» люди долгое время не могли придумать название следующему числу и все, что шло после двух, называлось «много». Лишь гораздо позднее дали особое имя числительному, которое мы называем «три». Когда-то числом «три» обозначали весь окружающий мир человека – его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число «три» стало священным у многих народов.

Долгое время число три было для многих народов пределом счета и совершенства, символом полноты. Число три стало излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Помните сказки о трех поросятах, о трех медведях, о трех богатырях, о трех толстяках? Цифра три часто встречается в пословицах, поговорках, считалках. Люди издавна говорят:

Плакать в три ручья

Наврать с три короба

Согнуться в три погибели

Число три считалось в древности магическим и потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=2+1), символизировалось треугольником, имело начало, середину и конец. С числом три связано много суеверий. Это число играло важную роль в магических обрядах. Все заговоры для придания им большей силы должны были произноситься трижды. От сглаза трижды плюют через левое плечо и трижды стучат по дереву. Те, кто считает число три счастливым, говорят: «Бог троицу любит».

Ну, а что означает тройка как число имени? Это талант, веселость, указание на науку, на спорт, мир искусства. Так что Кати, Вити, Алеши, Димы и Феди, если вы это учтете, то обязательно придете к успеху.

Глава 2. Путешествие по сказкам

2.1 Социологический опрос детей в классе по сказкам

Для своего исследования я предложила ребятам в классе ответить на вопросы анкеты, чтобы выяснить, как они относятся к сказкам и числу три.

Опрос показал, что 91% ребят любят сказки (9% - не любят).

Меньше половины (43%) опрошенных согласились с тем, что числа в сказках используются часто. И все (100%) отметили, что наиболее часто встречается в текстах число три. Ребята называют пять и более сказок, в названии которых есть число три.

Н а вопрос «Сталкиваемся ли мы в жизни с числом три?» все ответили: «Часто». А счастливым для себя это число отметили лишь 75% опрошенных, для 25% оно является несчастливыми.

2.2 Анализ текстов русских сказок

Число « три ». В сказках обычно дается три желания, камень на распутье предлагает богатырю три пути, у отца три сына или три дочери, трижды приходится герою преодолевать препятствия на своем пути.

Одной из любимых сказок нашего народа является сказка П. Ершова «Конек-Горбунок», написанная более ста лет назад. Утроенный мотив, да и сама цифра три часто встречается в тексте сказки:

«У крестьянина три сына,

Старший умный был детина,

Средний сын и так, и сяк,

Младший вовсе был дурак».

Три ночи братья по очереди ходили в караул в поле, чтоб поймать злого вора.

«Стало в третий раз смеркаться,

Надо младшему сбираться…»

А когда Иван-дурак поймал кобылицу, та просила его:

«По три утрени зари

Выпущай меня на волю

Погулять по чисту полю.

По исходу же трех дней

Двух рожу тебе коней…

Да еще рожу конька

Ростом только в три вершка».

И вот этого младшего, любимого всеми Иванушку-дурачка, судьба всегда испытывает трижды. Царь отправляет Ивана в дальние края сначала, чтоб достать «Жар-птицу в нашу царскую светлицу», потом «недели в три » отыскать Царь-девицу, а затем для Царь-девицы доставить в три дня перстень из океана.

«На другой день наш Иван,

Взяв три луковки в карман,

Потеплее приоделся,

На коньке своем уселся

И поехал в дальний путь…».

«Подъезжая к окияну,

Говорит конек Ивану:

«Ну, Иванушка, смотри,

Вот минутки через три

Мы приедем на поляну…».

В конце сказки для Ивана уготовлено еще одно испытание. Царь-девица велит царю:

«… Три котла больших поставить

И костры под них сложить.

Первый надобно налить

До краев водой студеной,

А второй – водой вареной,

А последний - молоком,

Вскипятя его ключом».

Царь заставляет искупаться Ивана в трех котлах. Ныряет Ванюша в котлы:

«И такой он стал пригожий,

Что ни в сказке сказать, ни пером описать!»

Мы замечаем, что Иван, третий сын крестьянина, пройдя через три испытания, искупавшись в трех котлах, женится на Царь-девице.

В тексте русской народной сказки «Царевна-лягушка» мы также видим присутствие числа три. «В некотором царстве…жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич». В поисках невесты три брата пускают по стреле из лука. Иван три дня ищет свою стрелу. Играют три свадьбы. Трижды царь дает задания своим невесткам: испечь каравай, соткать ковер, явиться на пир, чтобы посмотреть, которая из них лучше пляшет, и, соответственно, задания принимает в три этапа. А когда Иван сжигает шкуру лягушки, Василиса Премудрая говорит: «Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь – только тогда и разыщешь меня…». Иван истер в пути три пары железных сапог, изгрыз три железных хлеба. А встречный старик рассказал Ивану, что на Василису Премудрую наложено Кощеем заклятье – быть лягушкой три года. В конце сказки мы видим, что Иван-царевич, преодолев все препятствия, освобождает Василису Премудрую.

Проанализируем еще одну сказку « Три царства – медное, серебряное и золотое» (один из вариантов сказки, так как существует очень много вариантов записи этой сказки). «… Жил-был царь Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича. Сотряслась беда – утащил царицу нечистый дух». На поиски матушки отправляется «большой» сын. «Поехал и пропал, три года про него ни вести, ни слуху не было». Затем также исчезает второй сын. Настал черед «меньшого сына Ивана-царевича», и он «пустился в чужедальнюю сторону». Приезжает он к «синю морю, …и вдруг прилетели на море тридцать три колпицы, ударились оземь и стали красные девицы». Цифра 33 содержит в себе значение множества.

Одна из красавиц помогает Ивану. Он находит своих братьев. А «серебряная птичка золотой хохолок» приводит их к яме. Иван «полез в ту яму глубокую и спущался ни много, ни мало – ровно три года; спустился и пошел путем-дорогою». Далее мы видим троекратный повтор в тексте сказки. На пути своем встречает Иван сначала «медное царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца», затем «серебряное царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца» и «золотое царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца». В каждом царстве его встречала прекрасная царевна. Утроение мотива создает размеренный ритм повествования.

Победив Ворона Вороновича, Иван-царевич находит мать, забирает с собой трех царевен с тремя царствами и направляется домой, но братья не захотели поднимать его из ямы. Три года пролежал Иван без памяти в яме. Но, как и в других сказках, третий сын царя оказался умнее и хитрее своих братьев, выбрался из ямы и женился на царевне золотого царства.

В русских народных сказках всегда у мужика или царя три сына. Первый и второй не выполняют поручение отца, а третий , младший, всегда побеждает. Третий сын, вроде бы и дурак или простак, но всегда оказывается удачливее и благороднее. Он находит себе волшебную невесту (Василису Прекрасную, Василису Премудрую, прекрасную царевну и др.) и женится на ней. И всегда у него есть волшебные звери-помощники (конь, волк и др.). Судьба всегда трижды испытывает своего героя.

  1. Число три в сказках А.С.Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин был буквально с детства пропитан сказочным духом благодаря своей няне Арине Родионовне, бабушке и дворовому Никите Козлову. Поэт проявлял глубокий интерес к живому народному языку и фольклору. В своих работах поэт учитывал уже сложившиеся традиции.

Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число три. Уже в зачине сказок часто встречается эта цифра. Например:

- «Негде, в три девятом царстве, в три десятом государстве, жил-был царь

Дадон…» (из «Сказки о золотом петушке»)

- «Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года…» (из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

- « Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» (из «Сказки о царе Салтане»).

Разберем «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Сразу же с первой строчки встречаем цифру три:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком»

Подслушавший речь девиц, царь выбирает третью девицу, которая «для батюшки-царя родила б богатыря».

Так же, как и в народных сказках, у Пушкина две сестрицы оказываются злыми, завистливыми и коварными, которые начинают строить козни младшенькой сестрице. Обманом, хитростью заставили они посадить в бочку царевну молодую с сыном и бросить их в океан.

Очутившись на острове, царевич спасает от коршуна лебедя, и тот говорит:

«Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня».

Происходит чудо, проснувшись поутру, мать с сыном видят красивый город, который дарит им лебедь, и в котором княжить им. Они как бы заново воскресли через три дня. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. Так Гвидон трижды посещает царство своего отца, где он узнает сначала о чудесной белке, затем о тридцати трех богатырях, а потом и о прекрасной царевне. Три раза лебедь помогает царевичу. Так в его городе появляется чудо-белка:

«Белка песенки поет,

Да орешки все грызет.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд».

На берегу очутились тридцать три богатыря:

«И очутятся на берегу,

В чешуе как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор».

И лебедь стала царевной, у которой:

«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама то величава

Выступает, будто пава,

А как речь то говорит –

Словно реченька журчит».

Превратившись в насекомое, царевич три раза ужалил своих обидчиков: поварихе «впился прямо в правый глаз», ткачихе «сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос. И когда он в третий раз прилетел к царю, автор пишет:

«А ткачиха с поварихой,

Со сватьей бабой Бабарихой,

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят».

Так царевич наказал своих теток за злые языки (цифра четыре по Пифагору означает «справедливость»).

Итак, мы видим, что число три в этой сказке встречается часто: три девицы, три приезда купцов в город царевича Гвидона, три чуда. И только третье чудо становится завершающим, ключевым, поскольку именно оно приводит Салтана на остров, где он находит свою жену с сыном.

В сказках Пушкина герой должен пройти непременно три испытания, а не сразу третье, но самое большое. Это свидетельствует о единстве трех – необходимости каждого из трех, а не только одного третьего. Без какого-то одного из трех результат не дается.

Заключение

Проанализировав русские народные сказки и сказки А.С.Пушкина, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен. Он основан на народном представлении о значении чисел.

Самым распространенным числительным в сказках является число три. Цифра три наталкивает читателя на мысль о волшебстве. Число три – одно из самых положительных чисел в мифах и сказках, где примета «третий раз – удачный» имеет древние корни. Троекратный повтор в сказках использовался для того, чтобы показать эмоциональный накал страстей. Но не одинаковый повтор, а по формуле: 2+1. Первые два раза – одинаково, а в третий раз происходит что-то грандиозное.

В народных сказках герои обычно имеют три желания, а исполняются они только на третий раз: надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата.

Число три часто встречается в текстах русских сказок, является счастливым числом, приносит удачу и успех.

Цифра три невелика,

Но везде она нужна.

В светофоре три огня,

И в упряжке три коня.

В сказках есть три толстяка,

Три девицы,

И три дня скакал Иван

По лесам и по полям.

В тридесятом государстве

Он царевну отыскал.

На картине Васнецова

Трех богатырей мы видим снова.

И в пословицах, загадках

Цифра три звучит в отгадках.

Только в школе не всегда

И не всем она нужна.

Мы хотим оценку «пять»

На уроках получать.

Список литературы

  1. Александров Э., Левин В. В лабиринте чисел. – М., 1977.
  1. Пушкин А.С. Сказки. – М., 2007.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Волшебное число 3 в сказках Работу выполнила: ученица 2 «А» класса Бухаринова Анна

Цель работы: попытаться понять насколько часто встречается число 3 в сказках и что оно обозначает. Задачи: найти сведения в литературе об истории числа 3 Прочитать сказки, в которых встречается число 3 и проанализировать их; Провести опрос одноклассников и сделать выводы;

Три сына… Три ночи… Три зари… Три дня… Три вершка… Три луковки… Три котла… Анализ текстов русских сказок

Социологический опрос в классе

«Три царства – медное, серебряное и золотое » Три сына… Три года… Тридцать три колпицы-девицы… Три царевны… Три царства…

Три девицы… Три дня… Три превращения… Три чуда… Три раза ужалил… «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Выводы: Выбор чисел в сказках не случаен; Самым распространённым числительным в сказках является число 3; Число 3 часто встречается в текстах сказок, является счастливым числом, приносит удачу и успех.

Число 3, наверно, самое популярное, сказочное число. В русских народных сказках и в сказках народов мира оно встречается довольно часто. Сколько сыновей у старика? Трое. Сколько медведей обитало в домике, в который попала Маша? Конечно же, три. Сколько девиц пряли под окном в сказке А.С.Пушкина? Все мы с детства знаем, что три.

Сказка «Три медведя»
Как всё по уму устроено в домике трёх медведей. У каждого всё своё: посуда, кровать, стул. Но вот в домике медведей появляется посторонний. Это человек – девочка Маша. Ох, как медведям не понравился незваный гость…

«В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка…»

Сказка «Медведь и три сестры»
Живут три сестрицы не в тереме и не в хоромах, не в домике и не в хате, а в логове у медведя. Думали они, думали, как бы им домой воротиться, к отцу-матери? И придумали…

«Жил-был старик. У него было три дочери. Поехал он в лес дрова рубить и говорит: «Вы, дочки, хлеба напеките, мне обед принесите…»

Сказка «Три маленьких лесовика» Братья Гримм
Братья Гримм – великие сказочники. Они не просто собирали сказки, но и обрабатывали их таким образом, что уже в течение нескольких веков они читаются и перечитываются, изучаются и запоминаются.

«…Отправилась девушка в лес и пошла прямо к той маленькой избушке. Три маленьких человечка, как и в тот раз выглянули из окошка, но она с ними не поздоровалась…»

«Три пряхи» Братья Гримм
«Жила-была девушка, ленивица да прясть не охотница, и что ей мать ни говорила, а заставить ее работать никак не могла».

«Три перышка» Братья Гримм
«Жил-был однажды король; было у него три сына. Из них двое умных да толковых, а третий и говорил-то мало…»

А ещё число три встречается в следующих сказках:

«Три царства - медное, серебряное и золотое»
«Три поросенка»
«Три толстяка»

Число 3 – одно из любимых сказочных чисел. Но оно присутствует не только в сказках. В стихотворениях число три – тоже не редкий гость.

«Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт.
Колокольчик звонко плачет,
То хохочет, то звенит…»

А как вы думаете, сколько мудрецов из английской потешки (в переводе С.Я.Маршака ) отправились путешествовать по морю, да не при ясной погоде, а в грозу? Ну, конечно же, трое. Если бы таз (в оригинальном варианте корыто) оказался бы прочнее, то рассказ о путешествии трёх простоватых людях, готэмских умниках, был бы длиннее.

«Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ».

В каких баснях И.А.Крылова встречается число (цифра) 3?
«Три мужика»
Три мужика зашли в деревню ночевать.
Здесь, в Питере, они извозом промышляли…;
И путь теперь домой на родину держали…

«Старик и трое молодых»
Старик садить сбирался деревцо.
«Уж пусть бы строиться; да как садить в те лета, —
Три взрослых юноши соседних рассуждали…»

«Лебедь щука и рак»
Кто из нас не слышал о знаменитой троице, которая «везти с поклажей воз взялась», да так и не довела дело до логического конца. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»

А мы вернемся к сказкам, и вспомним, в каких сказках ещё встречается число 3.

«Емеля» Русская народная сказка
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет…

«Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин
«Три девицы под окном,
Пряли поздно вечером…»

Числами, которые называют магическими, сталкивались все. В сказках, легендах, пословицах и поговорках, в календарях и на циферблатах, в ритуалах и культах мы встречаем Святую Троицу, три желания, семь дней недели, семерых козлят, 12 месяцев.

Число «три» встречается во многих пословицах и поговорках: «в трех соснах», «в три ручья», «с три короба» и так далее.

Числа в русских народных сказках

Впервые с числами мы встречаемся в самом раннем детстве, когда читаем свои первые сказки.

Сказка «Царевна лягушка»

Было у царя 3 сына. 3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест. Лягушка 3 раза превращалась в царевну. На царевну было наложено заклятие: 3 года быть лягушкою.

Сказка «3 медведя»

Главных героев - 3 . Всех предметов по 3 (кровати, миски, стулья).

Сказка «Хаврошечка»

Было у хозяйки 3 дочери: Одно глазка, Двух глазка и Трёх глазка. 3 раза засыпала Хаврошечка.

Сказка «Илья Муромец»

Коня 3 месяца кормил пшеницей, через 3 зари выгуливал коня на шёлковом поле. В дремучем лесу был дуб в 3 обхвата, 30 богатырей и 30 коней. Святобогатырь спал 300 лет. Илья Муромец в Киеве прожил 200 лет.


Проанализировав только малую часть русских народных сказок, можно убедиться в том, что самым распространённым числительным является «3».

Число « 3» издревле считали магическим. В сказках всегда желания выполняются только в третий раз.

Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве.

СИВКА-БУРКА

«Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали»....

Каждый сын по очереди в ночь выходил стеречь пшеницу, погубляемую вором. На третью ночь Иванушка поймал Сивку-бурку.

Сивка-бурка: «...свистни три раза молодецким посвистом... я тут и буду».

Три дня выезжали братья и Иванушка на Сивке-бурке в город посмотреть на Елену Прекрасную.

Иванушка в первой попытке на Сивке-бурке снять перстень с руки Елены Прекрасной, сидящей в тереме, не допрыгнул до царевны три бревна.

С третьей попытки Иванушка снял перстень с руки Елены Прекрасной.

«Через три дня царь клич кликнул»: чтобы весь народ в царстве явился к нему на пир.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

«В некотором царстве... жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».

Три брата пускают по стреле из лука в поисках невесты.

Иван ищет свою стрелу три дня.

Сыграли три свадьбы.

Стилистический прием — три однородных члена: Василиса Премудрая изукрасила каравай узорами: «по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие...»

Трижды царь-отец дает задание своим невесткам: испечь каравай, соткать ковер, явиться на пир, чтобы посмотреть, которая из них лучше пляшет. В три этапа, соответственно, принимает задание.

Карета Василисы Премудрой запряжена тройкой гнедых лошадей.

Василиса Премудрая: «Ах, Иван-царевич... Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве , у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня...»

Иван истер в пути три пары железных сапог, изгрыз три железных хлеба.

Встречный старик рассказал Ивану, что на Василису Премудрую наложено ее отцом Кощеем заклятье — быть лягушкой три года.

Во время пути Иван четыре раза пожалел и не убил: медведя, селезня, зайца и щуку.

И они в свою очередь помогли Ивану добыть Кощееву смерть: иглу в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в ларце, ларец — на вершине дуба, дуб — в дремучем лесу (6 позиций).

Вспомним сказку А.С.Пушкина «Сказку о царе Салтане»:

«Три девицы — под окном...»

Спасение Гвидоном лебеди от коршуна (инициация с перспективой награды)

Лебедь: «Ты царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи, что за меня есть не будешь ты три дня».

Три приезда купцов в город Гвидона.

Три провокации трех испытательниц — «ткачихи с поварихой с сватьей бабой Бабарихой». Провокации — задания идущие по восходящей — требование чуда с острова-Буяна.

Три чуда: белка с золотыми орешками, тридцать три (одиннадцать по три!) богатыря, Царевна-лебедь. Только третье чудо становится завершающим, венчающим, ключевым, открывающим перспективу, поскольку именно оно привело Салтана на остров Гвидона, что затем дало целое — все оказались со всеми, то есть добились Целого.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Старик со старухой много лет прожили вместе:

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года…».

Три раза старик кидал в море свой невод.

« Раз он в море закинул невод, -

Пришел невод с одной тиной,

Он в другой раз закинул невод, -

Пришел невод с травой морской,

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одной рыбкой,

С непростою рыбкой - золотой…»

ОКАМЕНЕЛОЕ ЦАРСТВО

Солдат охраняет сад короля три года, на третий год половина деревьев в саду оказывается поломанной.

Солдат ранил в крыло птицу, губившую деревья, и из ее крыла выпали три пера.

Солдат выдержал все три ночи и женился на царевне.

Данная примета существует и для детей, которые должны уяснить себе одну маленькую истину. Не стоит опускать руки, если что-либо не получается с первого раза. Следует подумать и попробовать еще раз. Не зря говорят, что Бог Троицу любит. Тому, кто пытается «пробить стену головой» не всегда суждено ходить после этого с повязкой на голове. Данная примета является ссылкой на другую - «вода и камень точит». То есть, не получилось один раз, значит, обязательно получится в другой. А если не во второй, то в третий раз.

Проанализировав употребление в русских народных сказках и сказках Пушкина различных чисел, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен.

Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел.

Художественная литература