Благородство души и эгоизм евгения онегина. Характеристика Онегина

Начиная анализ характера заглавного героя романа, Белинский много размышляет о сущности светской жизни, ведь – представитель высшего света.

Критик говорит о различии между светскостью и аристократизмом и подчеркивает, что высший свет – вовсе не сосредоточие порока и лицемерия, как считают иные сочинители, которые в высшем свете никогда не были.

Вследствие этого, пишет он, Онегин, являющийся представителем светского круга, и был безоговорочно принят современниками за безнравственного человека.

Белинский пишет, что одной из особенностей светского человека является отсутствие у него «лицемерства». Поэтому поведение Онегина, совершенно не тронутого смертью дядюшки и цинично размышляющего о его жизни, с точки зрения света вполне естественно, а вовсе не безнравственно. Герой не умеет притворяться, расчетливое лицемерие – не в его характере. Никогда не знающий дядюшку, Онегин и не пытается сделать вид, что его смерть оказала на него хоть какое-то влияние.

Но нельзя утверждать, что Онегин ничего не чувствовал. Напротив, светский образ жизни убил в нем лучшие проявления чувств, но вовсе не уничтожил сами чувства. По мысли критика, Евгений от всей души ненавидел и презирал высший свет, это общество, в котором внешний лоск и лживость заменила все человеческие качества. Ненависть и презрение привели к тому, что ум Онегина озлобился. Автор был уверен, что этот герой – особенный человек.

«больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры»,

– так утверждал критик.

Онегин – «сын века»

В качестве доказательства Белинский приводит небольшую цитату из 7 главы романа, в которой описан кабинет героя. Особенно поражает критика наличие в нем нескольких романов,

«в которых отразился век / И современный человек… / С его безнравственной душой, / Себялюбивой и пустой».

Получается, что Онегин вполне осознавал себя «сыном века», одним из многих, но в котором себя «узнают столь немногие», и это, с точки зрения автора, говорит о его нравственном превосходстве над остальными членами общества.

Следовательно, делает вывод критик, Онегин –самый обычный человек,

«добрый малой, как вы да я, как целый свет»,

но при этом человек, обладающий недюжинным умом и способностями.

К сожалению, светское воспитание загубило все ростки того доброго, что было в его характере. Увлекшись высшим светом, Евгений быстро охладел к развлечениям и праздной жизни, он желал чего-то большего, но не знал сам, что ему надо. Чего ему не надо, он знал превосходно – это продолжать вести тот образ жизни, который буквально убивает его.

«В душе его тлелась искра надежды - воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы».

Поэтому герой Пушкина принял решение уехать в деревню («страсть к перемене мест»), но и это, как оказалось впоследствии, не стало решением проблемы – через пару дней ему уже вновь наскучило в новом месте.

Онегин – страдающий эгоист

Давая оценку герою, Белинский много внимания уделяет анализу отзывов об этом герое других критиков. Он отмечает, что большая часть читающей публики совершенно неверно истолковала образ Онегина, посчитав его обычным светским денди, человеком-пустышкой, «холодным эгоистом».

По Белинскому, существует два вида эгоистов:

Эгоисты «первого разряда» замкнуты исключительно на самих себе и ведут себя с окружающими в зависимости от их внутреннего состояния – либо они

«бледны, злы, низки, подлы, предатели, клеветники», либо «жирны, румяны, веселы, добры», угощать готовы всех подряд.

Эгоисты «второго разряда» –

«народ больной и всегда скучающий»,

характер которых сформировали суетность и самолюбие.

Онегин не относится ни к одному из этих разрядов. Он – «эгоист поневоле», над его судьбой довлеет то, что «древние называли «fatum», т.е. рок. Евгений не повинен в своем эгоизме. Таким человеком его сделала сама история, он родился именно в этом поколении и принадлежит именно к тому сословию, которое просто не знает, куда приложить свои силы (впоследствии этот слой общества породит декабристов и революционеров – и, возможно, Евгений станет одним из них).

Характер Онегина

При всей свой апатичности и неудовлетворенности от жизни, Онегин отличался поразительной наблюдательностью. Белинский указывает на это, характеризуя сцену знакомства героя с семейством Лариных. «Позевывая» (то есть, между делом) герой сразу же определяет истинный характер Ольги.

«Этому равнодушному охлажденному человеку стоило одного или двух невнимательных взглядов, чтоб понять разницу между обеими сестрами»,

– пишет критик. Наблюдательность – еще одно качество личности – характеризует Евгения как человека с огромными способностями.

Эта же самая наблюдательность вкупе с его умом, опытом и способностью тонко понимать «людей и их сердце», пишет автор, повлияли на его жесткую «отповедь» чья «душа младенчески чиста». Не в силах лицемерить и притворяться, он честно говорит, что не стоит ее и отвергает «наивную любовь прекрасной девушки».

Много лет спустя, встретив Татьяну-женщину, он всей душой влюбляется в нее, пишет ей искреннее и живое письмо, – и читатели пребывают в изумлении, как такое возможно.

«Сердце имеет свои законы»,

– объясняет Белинский и говорит, что, раз влюбился, значит, возможно. В данном случае важен другой вопрос: что такое любовь для Онегина. Автор пишет, что герой поступил ни нравственно, ни безнравственно в обоих случаях – отвергнув Татьяну-девушку и влюбившись в Татьяну-женщину. Для него любовь – такое же всепоглощающее чувство, как для любого живущего на земле человека. Но герой остается самим собой в обоих случаях. И это, по мнению критика, служит достаточным основанием для его оправдания.

Однако после смерти Ленского жизнь Онегина круто изменилась. Он, как пишет Белинский,

«лишился всего, что хотя сколько-нибудь связывало его с людьми».

Далее критик описывает жизнь Евгений как существование, наполненное страданием. Он видит кипящую вокруг него жизнь, но чувствует себя глубоко чуждым всему этому. Автор пишет, что многие читатели называют это страдание – сплин – «модной причудой». Но страдания героя– естественные, они далеки от театральности и эффектности, ибо он смог

«в двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения…».

Но Пушкин дает своему герою шанс воскреснуть. Встретив на балу Татьяну, Евгений переменился, и

«страсть сильная и глубокая не замедлила возбудить дремавшие в тоске силы его духа».

Но каким станет его герой, Пушкин не дал ответа.

Онегин – русский характер

Белинский пишет, что Пушкин смог ухватить саму «суть жизни» в своем романе. Его герой – первый подлинный национальный характер. Само – глубоко оригинальное и обладающее непреходящей исторической и художественной ценностью. Его герой – типичный русский характер.

Главная беда Онегина – отрыв от жизни. Он умен, наблюдателен, нелицемерен, обладает огромными задатками. Но вся его жизнь – страдание. И на это страдание обрекло его само общество, само устройство жизни. Евгений– один из многих, типичный представитель своего общества, своего времени. Подобный ему герой – Печорин – поставлен в такие же условия.

Белинский пишет, что в своей сути Онегин и Печорин – одно и то же лицо, но выбравшее каждое в своем случае различный путь. Онегин выбрал путь апатии, а Печорин – путь действия. Но в итоге и то, и то приводит к страданию. Это подлинный fatum, довлеющий над целым поколением.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма. Но это противоречие не только личности, но и времени. Онегин выразил собой целую эпоху русской жизни. Он герой 20-х годов XIX века. Поэт создал произведение о своем времени и впервые вывел образ так называемого «лишнего человека». Молодой человек – чужой в той среде, где находится, но не обладает нужной силой характера, чтобы вырваться из нее. Это дало основание критику В.Г.Белинскому назвать Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле».
У героя были хорошие задатки натуры, но их испортили светское воспитание и обстоятельства аристократической среды. В развитии Онегина нет ничего исключительного: так росли все дворянские дети. Их воспитывали французские учителя и гувернеры:
… француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя…
Потом герой воспитывал себя сам. Кое-что читал, не слишком утруждая себя. В этом нет его личной вины, потому что такое образование получали многие люди его времени. Об этом с иронией говорит автор:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Характер воспитания не мог не принести своих горьких плодов. Онегин знал о многом, но знал поверхностно, неглубоко. И все-таки полученные им приблизительные знания развили в нем ум. В дальнейшем он попадает, как и все молодые люди, под влияние света, который шлифует характер, стремясь сделать из Онегина человека, похожего на других. Для этого у героя были возможности и желания. Как и другие молодые люди света, он любил щегольски одеваться по английской моде, говорил по-французски:
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Эти черты поведения обеспечили ему успех в свете, но не могли воспитать его чувств. В его отношении к жизни и к людям преобладала ирония. Иронический взгляд на вещи означал критическое отношение к действительности, но привычка к иронии лишала способности радоваться прекрасному в жизни, наслаждаться природой, искусством, человеческим общением. Он разочаровался во всем, ибо рано все успел познать, опять-таки неглубоко. Ему везде скучно. Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Он рано постиг никчемность общества и почувствовал себя лишним человеком в великосветских гостиных. Ему было:
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.
Онегин не знает, чем заняться, на что употребить свои силы и способности. Образ жизни его таков, что герой освобожден от труда и обречен на безделье. Большинство дворян принимали такую жизнь и не томились ею. Человеческая значительность Онегина проявилась как раз в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Он не был счастлив:
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум…
Онегин способен на действие, но никогда ничего не доводит до конца. В деревне он заменил барщину оброком и снова заскучал, потому что «труд упорный ему был тошен». В отвращении к систематическим занятиям заключается главная причина всех бед Онегина: он делается все более угрюмым, все более холодным. Онегин без нравственного стержня в душе сам страдает и невольно причиняет страдания другим. Хандра, тоска, скука сковывают его сердце.
Онегин – проницательный человек. Он по достоинству оценил Татьяну, Ленского, но сам не способен к истинной дружбе и любви. В отношениях Онегина к Татьяне – уездной барышне в полной мере проявляются его эгоизм и холодность души. В ответ на ее трогательное признание он читает ей отповедь, которая поражает своей бесчувственной рассудочностью. Онегин признается Татьяне: «Не обновлю души моей…» Герой не способен понять другого человека. Он не заметил, какое потрясение испытал наивный романтик Ленский на именинах Татьяны. Дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Евгений остался рабом условностей. Соблюдая негласный закон чести, установленный светским обществом, он убивает на поединке Ленского. Дуэль – переломный момент в жизни «лишнего человека». Он «сражен» смертью Ленского. В «тоске сердечных угрызений» ему предстоит измерить свою вину.
В последней главе романа Онегин предстает в ином свете: он поглощен неожиданно вспыхнувшей любовью к Татьяне. И тем не менее он остается «страдающим эгоистом». Герой думает только о себе, его не волнует, что Татьяна замужем и что своими откровенными преследованиями он осложняет ей жизнь.
Онегин по-настоящему страдает, на последнее объяснение с Татьяной «идет, на мертвеца похожий». Страсть его напоминает страдания юной Татьяны. Однако есть в этом страдании существенная разница. Татьяна любит его по внутреннему влечению, не казнит себя. Онегин «свое безумство проклинает». Прежде Онегин страдал от скуки, теперь – от любви.
Итак, Онегина можно назвать страдающим и трагическим героем. Он презирал свет, но остался рабом условностей, не нашел истинного назначения. Онегин мучается от своего одиночества, неприкаянности. К нему можно отнести строки:
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана…

Александр Сергеевич Пушкин в своем величайшем романе в стихах «Евгений Онегин» смог создать довольно сложную и противоречивую натуру, который, на мой взгляд, для разных людей представляется совершенно разным. Возможно, это происходит потому, что читатель видит в одном из главных персонажей отражение своего внутреннего мира. Ведь в каждом из нас непременно живет тот самый Евгений Онегин.

Поэтому многие импонируют ему и стараются оправдать его поступки, как часто сами оправдывают себя. Другим же читателям данный персонаж кажется плохим, холодным, грубым. Но ведь и сами мы не так редко бываем такими же холодными и безразличными.

Евгений Онегин – молодой человек из дворянского сословия. Вся его сознательная жизнь проходила именно в высшем обществе царской России. Когда он был совсем юным, то именно это общество невероятно манило и привлекало его своей пышностью, развлечениями, умными и знатными особами. Еще не зная настоящего содержания данного собрания знатных людей, он изначально был слишком сильно им очарован.

Евгению Онегину представлялось, что именно здесь он сможет показать себя и свои способности, здесь он сможет полностью себя самореализовать и возможно изменить чью-то жизнь к лучшему. Но достигнув положенного возраста и вступив в ряды дворянского общества, юноша навсегда и крепко в нем разочаровывается. Ведь в нем такие же знатные люди придаются однообразным сплетням, разговорам об одном и том же, редким пошлым развлечениям и бесконечной праздности и бездействию. Совершенно по другому молодой Евгений представлял себе этот мир. Он не дал ему ничего того, о чем мечталось юноше. Поэтому в скором времени Онегину надоело такое бесцельное времяпрепровождение, и он покидает это пристанище скуки и пошлости.

Но лишившись той привычной среды обитания, Евгений Онегин не понимает, что теперь он хочет и как следует жить дальше, чтобы его душа наконец-то обрела долгожданное счастье. Все чего он желал – это высшего общества. Но оказалось, что оно совершенно не такое, какое он себе представлял. Поэтому молодой человек остается как бы в изоляции от окружающие. Ведь новых стремлений у него пока еще нет, как и новой мечты. Поэтому он просто скучает и бездействует. Нет, он не оставляет поисков лучшего, того что ему бы понравилось всей душой. Но пока его поиски безрезультатны. Поэтому для окружающих он представляется холодным и бесчувственным молодым человеком. Но ведь само общество сделало его таким, не сумев дать того, чтобы смогло разбудить в его душе огонь страсти.

Сам по себе персонаж Евгений Онегин добрый человек. Нельзя сказать, что он отрицательный персонаж. Но он настолько запутался в себе и окружающем его мире, что многим кажется, что Евгений довольно эгоистичная личность. С другой стороны, какого человека нельзя назвать эгоистом? Таких очень сложно найти. Ведь на самом деле сложно помогать окружающим людям, пока в твоей душе царит смятение и неразбериха. Поэтому все мысли и действия Евгения в данный период времени на самом деле были направлены только на осознание себя, своего собственного я. Но ведь от этого зависит его жизнь и то как он ее проживет. В целом, слова Белинского о том, что Онегин страдающий эгоист, которого душат бездействие и пошлость, правдивые. Однако, понимать их стоит не настолько в негативном свете. Ведь он не сам стал таким, его таким сделало окружающие общество и люди, с которыми он общался. Но если бы Евгений Онегин смог разобраться в себе и понять, чего же он хотел в этой жизни, все бы могло сложиться совсем по-другому.


В.Г. Белинский называл Евгения Онегина, главного героя романа А.С. Пушкина, "страдающим эгоистом" и "эгоистом поневоле".

Действительно, многие люди, читающие роман "Евгений Онегин", считают Евгения только лишь эгоистом, лицемерным и безразличным ко всему что происходит вокруг. Отчасти можно и согласиться с их точкой зрения, хотя она в некоторой степени ошибочна.

Читатели не смогли понять натуру Онегина.

А что же послужило такому мнению? Евгений рос в обеспеченной семье, в светском кругу жизни. С самого детства он не был ни к чему приучен. Вся его жизнь состояла из одного и того же ежедневного распорядка. Отсюда и вывод, что он - "эгоист поневоле". Светская жизнь охолодила Онегина к страстям, развлечениям, но не лишила чувств. Евгений был человеком, не любившим мечтать. Он крайне редко кому-то открывался, совершенно мало говорил, но был умным и честным. Этакий интроверт. Всё это и послужило званию "эгоиста".

Из-за своей же самоотверженности Онегин страдал. Самым ярким моментом, описывающим это, можно считать письма. Как же Евгений отреагировал на письмо Татьяны! Всячески отговаривая её от чувств к нему, он внушал ей то, что с ним она никогда не найдёт счастья, ведь он чёрств и плох, душевные терзания не по его части, да и любить он сможет недолго.

И как же Онегин страдал, спустя много лет встретив Татьяну на балу. Все его чувства к ней проснулись, и он решился написать письмо с признанием. Но взаимности уже не следовало ожидать, ведь Татьяна благополучно вышла замуж и дала клятву верности супругу, хотя и чувства к Онегину до сих пор колыхали в ней.

Евгений Онегин - порядочный, незаносчивый человек. Странный для людей общества. То, что для других было значимо и велико, для него было неважно. В нём горела искра отверженности, уединения от "грязного" мира, ведь именно этот мир и воспитал в нем такие качества, которые послужили развитию его эгоизма, оставив со всеми притязаниями наедине.

В.Г. Белинский был прав, что Евгений - "страдающий эгоист" и "эгоист поневоле".

Обновлено: 2018-01-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Эгоизм Онегина проявляется и, когда, желая отомстить Ленскому за то, что тот уговорил его приехать на провинциальный пир, он начинает ухаживать за его невестой. Евгений не сознает, что тем самым он причиняет страдания и ни в чем не повинной Татьяне. Он пассивно и равнодушно относится ко всему, кроме собственного спокойствия.

Благородный ум Евгения постоянно вступает в противоречие с социальными условиями. Принимая вызов на дуэль, он понимает свою неправоту, сознает, что для поединка нет никаких серьезных причин. Евгений отдает себе отчет, что еще не поздно все исправить. Однако, выросший под влиянием светских предрассудков, он боится сплетен соседей, насмешек Зарецкого, который может распустить слухи о его трусости. Также мы видим глубокое раскаяние Онегина после убийства Ленского. Это событие перевернуло всю его жизнь. Евгений очень страдает. Он потерял покой. Он не в силах даже находиться в тех местах, где ему все напоминает о происшедшем.

Онегин очень изменился, теперь он уже не может игнорировать чувства людей и думать только о себе. К концу литературное произведениеа меняются и его чувства к Татьяне. Однако здесь его также ждет разочарование. Татьяна говорит, что любит его, но «другому отдана» и будет верна своему мужу.

Противоречия в характере героя раскрываются на протяжении всего литературное произведениеа. Светлые порывы его души все время сталкиваются с привычными, внушенными светской средой правилами поведения. Его ум не позволяет ему пойти привычным путем, доступным молодому дворянину, но обстоятельства жизни не дают ему возможности излечиться от гордого невнимания к окружающим, скуки и эгоизма. Конечно, Евгений Онегин - эгоист, но не самодовольный, не влюбленный в себя, а, как справедливо заметил В. Г. Белинский, «страдающий эгоист». Тем не менее, крушение его надежд, его личное несчастье - это справедливый итог, расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь.

Образ музы неоднократно предстает на страницах литературное произведениеа, причем в разные периоды жизни муза является поэту по-разному, олицетворяя его душевное состояние и уровень творческой зрелости. Муза - покровительница поэзии, источник поэтического вдохновения, воплощение художественного своеобразия автор произведенияа. Она изменчива, капризна, обаятельна, как ветреная женщина, но ее непостоянство оправдано творческим и человеческим развитием поэта, оно глубоко логично и последовательно. Многоликость вдохновительницы поэтического творчества А. С. Пушкина естественна и гармонична, ведь она - олицетворение этапов духовного созревания поэта, непрерывного, питающегося жизненным и творческим опытом, общением с современниками, размышлениями о предназначении поэзии, обстоятельствами историческими и личными. Муза позволяет глубже раскрыть образ автор произведенияа, и ее глазами читатель отчетливее видит суть многих жизненных событий.

А. С. Пушкин вспоминает: «В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал... весной при кликах лебединых... являться муза стала мне». Впервые явившись автор произведенияу в отрочестве, муза чудесным образом преобразила его жизнь, придала ей высокий смысл, наполненность поэтическими откровениями:

Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

Пушкин определяет источник поэтического вдохновения, жизненные ценности своего отрочества, ставшие предметом творчества: детские игры, забавы, мальчишеские мечтания, гордость отечественной историей. И с гордостью и благодарностью вспоминает первые признания своих поэтических опытов, первый выход в свет своей музы, ее приветливую, доброжелательную встречу с русским обществом:

И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.

В юности поэт «с толпою чувства разделяя... музу резвую привел на шум пиров и буйных споров...», источником его поэзии становятся дружеские компании, радость общения с интересными собеседниками за пир-шеским столом, беззаботное веселье, свойственное возрасту. Пушкин воздает должное утехам молодости: любви, вину, максималистским спорам о смысле жизни, будущем страны. И муза «как вакханочка резвилась», разделяя юношеские восторги поэта и его друзей, воспевая радость взросления, непосредственности и всех юношеских безумств.

И молодежь минувших дней
За нею буйно волочилась,
А я гордился меж друзей
Подругой ветреной моей.

Но жизнь поэта круто изменила свой стремительный ход: раскрепощенные, игривые и вольнолюбивые стихи Пушкина вызвали резко негативную реакцию царского окружения, и поэт был сослан. С юношескими забавами было вынужденно покончено, да и поэт быстро взрослел, рос духовно, и горячие, но бесплодные бесконечные споры, безудержное беззаботное веселье уже не могли удовлетворять Пушкина. Он отправился на юг, а верная подруга отправилась вслед за ним и «услаждала путь немой волшебством тайного рассказа». Она разделяла с поэтом одиночество, восторги от созерцания прекрасной южной природы. Какие упоительные, чарующие строки посвящены наполненным таинственными запахами и звуками летним кавказским ночам:
Как часта по скалам Кавказа
Она Ленорой, при луне,
Со мной скакала на коне!
Как часто по брегам Тавриды
Она меня во мгле ночной
Водила слушать шум морской,
Немолчный шепот Нереиды,
Глубокий, вечный хор валов,
Хвалебный гимн отцу миров.

Несмотря на ссылку, настроение поэта окрашено лишь легкой дымкой грусти из-за оторванности от литературного круга, поэтической немоты, но восторженно литературное произведениетическое восприятие окружающего мира позволяет ему испытывать радость общения с природой.
Муза, «позабыв столицы дальней и блеск и шумные пиры», следует за поэтом «в глуши Молдавии печальной». Так происходит окончательное прощание поэта с юношеской литературное произведениетикой, наполненной энтузиазмом, бурным проявлением чувств, идеализацией действительности, пристрастием к ярким образам, шуму и блеску жизни, мечтами о прекрасном будущем в кругу свободолюбивого лицейского братства. Взгляд поэта на жизнь стал пристальнее, спокойнее, глубже, идеалы изменились: главными человеческими ценностями стали внутренняя сосредоточенность, одухотворенность, душевное богатство.

Очутившись в глубине России, на Псковщине, Пушкин описывает последнее перевоплощение музы:
Вдруг изменилось все кругом,
И вот она в саду моем
Явилась барышней уездной, С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.

Несомненно сходство музы с главной героиней Татьяной Лариной. «Подруга ветреная» заметно преобразилась: свидетельница и вдохновительница юношеских забав, пиров, безудержного веселья стала обыкновенной русской девушкой - грустной, мечтательной, погруженной в мир книжных переживаний, тонко чувствующей, сосредоточенной на внутренних движениях души. Юность закончилась. Литературное произведениетические призраки рассеялись.

Поэту предстояло познавать жизнь во всей сложности. Последний образ музы предельно реалистичен, это воплощение идеала поэта, но не надуманное, а взятое из российской действительности в лучших ее проявлениях. Вдохновительница творчества Пушкина спокойно созерцает аристократическое собрание, воздавая должное изяществу нарядов, вкусу и безупречному поведению лучших представителей дворянства:

Ей нравится порядок стройный
Олигархических бесед,
И холод гордости спокойной,
И эта смесь чинов и лет.

Муза поэта изменяется вместе с ним, все ее превращения - это этапы жизненного пути Пушкина, стадии духовной и творческой эволюции. В периоды вынужденного одиночества, затворничества в Михайловском, в Болдино Пушкин испытывал необыкновенный подъем творческих сил. Муза посещала поэта, когда он больше всего нуждался в эмоциональной поддержке, в обществе духовно близкой личности, и одиночество превращалось в насыщенную жизнь:

Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум;
Пишу, и сердце не тоскует..


Страница: [ 1 ]