Аксинья единственная страсть в жизни Мелехова. Любовь это всегда не просто

Любовь в жизни Григория Мелехова

Каждому человеку практически ежедневно приходится преодолевать испытания верностью и предательством, совестью и бесчестием, справедливостью, трусостью, дружбой, ответственностью. Эти испытания, без сомнения, заставляют нас делать свой нравственный выбор. Одним из высших мерил человечности, нравственности является, конечно же, испытание любовью. В художественной литературе немало примеров, убедительно доказывающих мысль о том, что искренняя, честная, настоящая любовь – самая главная ценность в жизни. Как тут не вспомнить Евгения Базарова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», Евгения Онегина и Татьяну Ларину из романа А.С.Пушкина, любимых героев Л.Н.Толстого?! Михаил Шолохов, автор романа «Тихий Дон», также испытывает любовью своего главного героя – Григория Мелехова.

Григорий Мелехов… Что значит для него любовь? Величайшее счастье или тяжкий крест? Какова его любовь – созидающая или разрушительная?

В начале романа перед нами молодой Григорий: «на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Внешность Григория выдаёт горячий, вспыльчивый характер. Горячо, по–настоящему полюбил он свою соседку Аксинью, красивую жену Степана Астахова. Нечаянные встречи у Дона пробудили в его душе глубокие чувства, поэтому он холодеет от страха, когда ему показалось, что Аксинья тонет, отчаянно бросается спасать её из холодной, чёрной глубины. После Троицы Мелеховы едут на покос и берут с собой Аксинью. И здесь «Аксинья неотступно была в его мыслях; полузакрыв глаза, мысленно целовал её, говорил ей откуда-то набредавшие на язык горячие и ласковые слова». Аксинья, вышедшая замуж за Степана не по любви, не смогла не отдаться своим чувствам. М.Шолохов, прибегая к яркому сравнению, говорит об этом так: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт бабья любовь». Любовь к Григорию перерождает Аксинью, и ничто её не страшит: ни пересуды хуторских баб, ни мысли о муже. «За всю жизнь за горькую отлюблю!» - кричит он в гневе Пантелею Прокофьевичу, который пришёл её стыдить.

Аксинья бескорыстна, самоотверженна в любви, а Григорий начинает прислушиваться к мнению окружающих, подчиняется воле отца, он в какой-то степени равнодушен к судьбе Аксиньи, в определённые моменты в нём мужской эгоизм берёт верх над любовью. Аксинья спрашивает его о будущем, о том, как Степан отнесётся к их связи, а в ответ - «я почём знаю», «мне что его бояться, ты – жена, ты и боись». Аксинья готова идти за любимым хоть на край света, зовет его уйти из хутора на шахты. Но Григорий слишком привязан к дому, хозяйству, земле и поэтому наотрез отказывается: «Ну, куда я пойду от хозяйства?.. От земли я никуда не тронусь».

Первая любовь в жизни Григория стала его большой любовью на всю жизнь, а он, ещё молодой, неопытный, легкомысленный, не осознал сначала своего счастья. Может быть, поэтому герой с лёгкостью, не сопротивляясь, выполняет волю отца, надеется забыть Аксинью и женится на Наталье Коршуновой, которую также пленила казацкая удаль, работящий характер, внешняя красота Гришки.

Преданность, душевность, чистота Натальи не находят отклика в сердце Григория. Женитьба не остудила его чувств к Аксинье, он понимает: ничто не заставит его забыть Аксинью, разорвать их бесстыдную, преступную, по мнению окружающих, связь: «через три недели со страхом и озлоблением осознал в душе, что не вконец порвано с Аксиньей, осталось что-то, как заноза в сердце…».

Герой не хитрит, не обманывает, он прямо, открыто признаётся Наталье в том, что не любит её. Разговор происходит ночью в степи. Языком природы М.Шолохов передаёт душевные муки Натальи – одинокой, тоскующей, страдающей от равнодушия. Мы видим «недоступное звёздное займище», «тенистое призрачное покрывало плывущей … тучи», травы, которые пахнут «тоскливо, мертвенно».

Григорий в поисках счастья уходит из родного дома, покидает хутор вместе с Аксиньей. Отношения героев складываются очень сложно. Узнав о беременности Аксиньи, Григорий начинает сомневаться в своём отцовстве, а она замыкается в себе, они отдаляются друг от друга. Григорий вскоре уходит на войну. Холодность Григория, смерть дочери окончательно сломили Аксинью, и она, пытаясь избавиться от невыносимого одиночества, душевной боли, «невыплаканной тоски», решилась на греховную связь с Евгением Листницким. Так недоверие и равнодушие вновь становятся серьёзным испытанием любви Григория и Аксиньи. Герой возвращается к Наталье. Она становится матерью его детей, ласковой и самоотверженной. Рождение сына и дочери, казалось бы, привязывает Григория к дому, пробуждает в нем отцовские чувства, но проходит какое-то время, и он вновь уходит к Аксинье.

Душевные метания Григория подчёркивают его противоречивую, страстную натуру. Наталья видит, что Григорий искренне хочет вырвать чувство к Аксинье из своей души, но понемногу убеждается, что это невозможно. Аксинья отчаянно борется за любовь Григория, а Наталье приходится бороться не просто с этой роковой любовью, но ещё и с самой судьбой. Нельзя сказать, что Наталью Григорий не любит. Её невозможно не любить, ведь именно на таких женщинах, как она, держится дом, семья, весь мир. Наталья очень верная, преданная, и Григория она поражает «какой-то чистой внутренней красотой».

Роковой любовный треугольник разбивает сама жизнь. В конце романа мы видим Аксинью, уже не соперницу, не любовницу с колдовской властью своей красоты. Героиня молится за Григория, ласкает осиротевших его детей. Но война губит и Аксинью, и саму любовь: Григорий «мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось». Своими руками роет он ей могилу. Чувство страшного одиночества и полного безразличия к миру охватывает его «Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго…», - пишет М.Шолохов.

Любовь Григория – возвышенная и земная, светлая и печальная, радостная и трагическая. Для Аксиньи, Натальи и самого героя их чувства – это и величайшее счастье, и тяжкий крест, трагедия. Жизнь Григория, порой равнодушного и эгоистичного, иногда не способного простить, понять, была освещена страстной, бескорыстной, самозабвенной любовью Аксиньи и чистой, преданной любовью Натальи. Кто знает, может быть, этой любовью он сумеет окружить своего сына Мишатку: «Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Рудских Анжелика, 11 класс А

Цель урока:

Оборудование урока:

Методические приёмы:

Ход урока

I . Беседа

«Тихий Дон» — повествование о грандиозной Революции, о катаклизме, пережитом Россией. Но и повествование о драматической, трагической любви. Эта любовь трагична не только для Григория и Аксиньи, но и для их семей.

— Как относятся жители хутора к любви Григория и Аксиньи?

— Их отношения — любовь или «беззаконная страсть?

(Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье. Вспомним «Анну Каренину» Толстого. «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не отказывала бы другим, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам. Хутор поговорил бы и перестал. Но они жили, почти не таясь, вязало их что-то большое, непохожее на короткую связь, и поэтому в хуторе решили, что это — преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придет Степан — узелок развяжет».)

Просмотр содержимого документа
«Урок 6. Григорий и Аксинья»

Урок 6. Григорий и Аксинья

Цель урока: показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь.

Оборудование урока: показать фрагменты из художественного фильма «Тихий Дон».

Методические приёмы: проверка домашнего задания, анализ эпизодов, выявление авторской позиции.

Ход урока

I . Беседа

«Тихий Дон» - повествование о грандиозной Революции, о катаклизме, пережитом Россией. Но и повествование о драматической, трагической любви. Эта любовь трагична не только для Григория и Аксиньи, но и для их семей.

Как относятся жители хутора к любви Григория и Аксиньи?

Их отношения - любовь или «беззаконная страсть?

(Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье. Вспомним «Анну Каренину» Толстого. «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не отказывала бы другим, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам. Хутор поговорил бы и перестал. Но они жили, почти не таясь, вязало их что-то большое, непохожее на короткую связь, и поэтому в хуторе решили, что это - преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придет Степан - узелок развяжет».)

Чем отличается любовь Аксиньи и Григория?

(Это из ряда вон выходящее чувство (сравним с любовью Натальи, Дарьи, Дуняши, Листницкого). Причем отношения героев почти лишены романтики, в привычном понимании: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на лице, тавро выжег. Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».)

Является ли революция фоном, на котором развивается любовь героев?

Является ли любовь средством «очеловечить», сделать интереснее и ближе роман о революции и гражданской войне?

В. Кожинов считает, что Любовь есть воплощение Революции. Любовь изменяет, преобразует и самих героев, и окружающую их жизнь («в хуторе решили, что это преступно»). Рождение этой любви отмечено страшной грозой, потрясшей Дон.

Однако буквальное отождествление Любви и Революции недопустимо. Речь идет о том, что переворот совершается и здесь, и там; начинается именно в истории любви. (Вспомним неосознанное сходство Анны Погудко с Аксиньей.)

Являются ли Григорий и Аксинья жертвами своей любви-страсти?

(Да, но и сами делают жертвами других (Наталья).)

Какую роль играет противопоставление двух героинь романа - Натальи и Аксиньи?

(Наталья - воплощение идеи дома, семьи. Ее цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни: «У тебя хоть дети есть, а он у меня, - голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже, - один на всем белом свете! Первый и последний...». Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство. И Наталью, и Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Ее «порочная «вызывающая» красота неумолимо притягивают его. Красота эта свободна, отрицает серость равенства. Любовь Григория к Аксиньи часто описана грубыми красками: «Рывком кинул ее Григорий на руки - так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу».)

Почему же эта любовь вызывает сочувствие? (Вспомним Митю Карамазова: «Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей»).

В характере Аксиньи соединены земное и идеальное. К концу романа Аксинья уже не соперница, не любовница, чувствующая власть своей красоты. Она живет молитвой за Григория, она ласкает осиротевших его детей.

Несчастливая личная жизнь героев, гибель Аксиньи, когда Григорий, «мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось», трагичны. Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родной земле, все начала и все концы жизни.

II . Домашнее задание

1. Подготовка к семинару.

2. Индивидуальное задание: подготовить доклад по «Поднятой целине».

Презентация на тему "Тихий Дон" по литературе в формате powerpoint. Объектом изучения данной презентации для школьников является любовь Григория и Аксиньи. Автор презентации: Черкасова Лариса Александровна.

Фрагменты из презентации

«Тихий Дон» - повествование о грандиозной Революции, о катаклизме, пережитом Россией. Но и повествование о драматической, трагической любви. Эта любовь трагична не только для Григория и Аксиньи, но и для их семей.

Как относятся жители хутора к любви Григория и Аксиньи? Их отношения – любовь или «беззаконная» страсть?

  • Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье. Вспомним «Анну Каренину» Толстого. «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если бы жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не отказывала бы другим, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам. Хутор поговорил бы и перестал. Но они жили, почти не таясь, вязало их что-то большое, непохожее на короткую связь, и поэтому в хуторе решили, что это – преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придёт Степан – узелок развяжет».
  • Это из ряда вон выходящее чувство (сравним с любовью Натальи, Дарьи, Дуняши, Листницкого). Причём отношения героев почти лишены романтики, в привычном понимании: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на лице, тавро выжег. Бабы при встрече с неё ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».

Является ли революция фоном, на котором развивается любовь героев? Является ли любовь средством «очеловечить», сделать интереснее и ближе роман о революции и гражданской войне?

В. Кожинов считает, что Любовь есть воплощение революции. Любовь изменяет, преобразует и самих героев, и окружающую их жизнь. Рождение этой любви отмечено страшной грозой, потрясшей Дон. Однако буквальное отождествление Любви и революции недопустимо. Речь идёт о том, что переворот совершается и здесь, и там; начинается именно с истории любви.

Являются ли Григорий и Аксинья жертвами своей любви-страсти?

Да, но и сами делают жертвами других (Наталья).

Какую роль играет противопоставление двух героинь романа – Натальи и Аксиньи?

  • Наталья – воплощение идеи дома, семьи. Её цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни: «У тебя хоть дети есть, а он у меня, - голос Аксиньи дрогнул и стал глуше и ниже, - один на всём белом свете! Первый и последний…». Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство.
  • И Наталью, И Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Её «порочная», «вызывающая» красота неумолимо притягивает его. Любовь Григория к Аксинье часто описана грубыми красками: «Рывком кинул Григорий её на руки – так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу».

Почему же эта любовь вызывает сочувствие?

  • (У Достоевского Митя Карамазов говорит: «Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»).
  • В характере Аксиньи соединены земное и идеальное. К концу романа Аксинья уже не соперница, не любовница, чувствующая власть своей красоты. Она живёт молитвой за Григория, она ласкает осиротевших его детей.Несчастливая личная жизнь героев, гибель Аксиньи, когда Григорий, «мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось», трагичны. Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родной земле, все начала и все концы жизни.

Любовь в романах Шолохова предстает сильной и слабой, созидающей и разрушающей одновременно. По Шолохову в любви и мужчина, и женщина равны. В некоторых ситуациях именно женщина оказывается сильнее мужчины. Нежная и ласковая, голубка с Григорием, Аксинья становится коршуном, когда кто-либо пытается разлучить ее с любимым. Жестокая и непреклонная, она не оставляет Наталье ни капли надежды на то, что Григорий вернется домой. Не слышит она и упреков родных Григория, не замечает косых взглядов соседей. И все-таки можно сказать, что не по своей воле становится Аксинья разлучницей. Описывая ее, Шолохов особо подчеркивает ее яркий казацкий , нежелание покориться судьбе. Очень рано ей пришлось выйти замуж. Это для крестьянской жизни не редкость, скорее норма. Не сильно отличается от большинства мужиков и муж Аксиньи - крепкий хозяин, он и на руку был крепок - Аксинья часто скрывала синяки под одеждой. Молчаливый и угрюмый, он и для жены редко находил доброе слово. Но гордая казачка с достоинством несла свою долю. Возможно, и были у нее мысли, что не похож ее муж на того, кто в девках ей мечтался, однако в жизни оказалось все проще и сложнее.

Проще, потому чТо, как ступила бабой на порог мужнего дома, кончились ночные гулянья, веселые девичьи хороводы, песни, смех. Знала Аксинья, что мужа нужно любить, но как любить угрюмого и неласкового? Но улыбнулась ей, и во время всеобщего горя послала ей большую настоящую любовь, но и расплаты потребовала от нее сполна.

Не сразу ответила Аксинья на ухаживания Григория. Какой бы муж не был, а честная жена - всегда его гордость. Однако муж не поверил своей Аксинье.

Заметив однозначные взгляды Григория, муж побил Аксинью, как провинившуюся девку. В душу ей запала обида, и именно она толкнула женщину в объятия уже чужого мужа. Огромная разница между любящим мужчиной и мужем-хозяином еще крепче привязала Аксинью к Григорию. Проводив на войну двоих, Аксинья ждала только одного.

Она не желала зла своему мужу или жене Григория - в природе женщины заложено давать жизнь и делать ее как можно лучше. Но, почувствовав, что и ее жизнь может быть лучше, и о ней можно заботиться, Аксинья уже не могла сама от этого отказаться. Наоборот, практический ум женщины стал искать способ сохранить это для себя одной. И Аксинья решила забрать своего любимого и уйти из деревни, от любопытных соседей и настойчивых родных. В чужом доме расцветает любовь зрелой уже женщины и молодого мужчины. Здесь их не трогает ни зависть соседей, ни ревность отвергнутых супругов. Здесь, не думая о прошлом, не загадывая на будущее, они живут своей любовью, своим счастьем.

Но и желанная любовь не бывает простой. Григорий должен быть в строю в военное время, и он уезжает. Вернувшись, Григорий узнает, что Аксинья потеряла их маленькую дочку и сошлась с хозяином дома. Он не может простить ее и уходит к жене. Женщина, отдавшая ради любви свою честь, достоинство, снова остается одна. Она постоянно вынуждена быть сильной,. Потеряв ребенка, не имея никаких сведений от Григория, она впадает в отчаяние. Ей жизненно необходима поддержка любимого, но его нет рядом. И женщина, как больное животное, прижимается к ласкающей руке. Сейчас она не думает о чести и достоинстве, однако и счастья в этом она не ищет. Ей нужно забыться, пережить горе, набраться сил, чтобы, как легендарная птица феникс, вновь возродиться после пожара. Не поняв ее в этом, отвергнув ту, которая только рядом с ним чувствует себя женщиной, Григорий уходит.

Оскорбив любимую сгоряча, Григорий все равно не может долго без нее, и она прощает его. Жизнь Аксиньи была недлинной, но тяжелой. Нелегкая бабья доля в условиях военного времени стала еще тяжелее. Трудная, запретная, горькая ее любовь сделала ее одинокой и всеми осуждаемой. И именно эта любовь украсила ее жизнь, подняла на необычайную высоту, дала ей сил. Неспокойная Аксинья снова уходит с любимым. Только любовь может дать столько сил, мужества и уверенности в завтрашнем дне в такое смутное время. Аксинья погибает, но эта смерть ставит точку в истории любви именно в тот момент, когда любовь доказывает свою истинность и непобедимость. Аксинья погибает любимой и счастливой.

Отношения между донским казаком Григорием Мелеховым и его возлюбленной - казачкой Аксиньей Астаховой составляют одну из главных сюжетных линий романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». Сам характер этой любви изначально уже был очень непрост, но ситуация осложнялась еще и тем, что героям выпала тяжелая доля - жить в страшное для нашей страны время, в период Первой мировой и Гражданской войны.

Роман героев начинает стремительно развиваться еще тогда, когда на хуторе Татарском царит относительный мир и покой. Пылкий и настойчивый Григорий со «звероватым» взглядом и аналогичными повадками начинает активно ухаживать за замужней женщиной Аксиньей, искушая ее своей «настойчивой и ждущей» любовью. Молодая казачка с ужасом осознает, что «ее тянет к черному ласковому парню», она долго сопротивляется своему чувству, но жить с мужем Степаном и молчаливо сносить все побои и другие издевательства с его стороны для нее невыносимо, поэтому она решается открыться своей любви.

С этого момента жизнь героев резко меняется: искусительная запретная связь делает молодых людей очень счастливыми и невероятно несчастными одновременно. Отношениям Григория и Аксиньи суждено выдержать множество испытаний: расставание и разлуку, ненависть и ревность законных супругов каждого из героев, войну, смерть общего ребенка и измену. Но, несмотря на это, любовь молодых людей только крепнет с каждым днем, и оба они осознают, что жить им друг без друга «моченьки нету».

В то же время связь Григория и Аксиньи ломает судьбы других людей. Прежде всего, судьбу Натальи Коршуновой . Аксинья не может смириться с тем, что Григория женят на этой «счастливой, ни горя, ни радости любовной не видавшей» девушке и потому решается «на новое бесчестье, на прежний позор» и отнимает своего Гришку у Натальи. Но Григорий и сам не прочь оказаться в такой позиции, поэтому он постоянно мечется между двумя своими женщинами, пока, наконец, Наталья не умирает, пытаясь избавиться от их совместного с Григорием ребенка.

Аксинья также становится жертвой собственной любви: женщину убивают красноармейцы во время того, как она вместе с Григорием пытается уехать на Кубань. Истинная трагичность этой ситуации заключается в том, что погибает Аксинья именно тогда, когда, наконец, после всех страданий, выпавших на ее долю, героиня вновь воссоединяется со своим возлюбленным, и неизвестность манит ее «призрачным счастьем».

Мы видим, как с губ Аксиньи все время не сходит «тихая улыбка», как радостно светятся ее «опухшие от слез» глаза. Женщина уверена, что наконец-то они с Григорием найдут «свою долю», но жестокая судьба лишает их этого шанса. Она отнимает у мужчины возлюбленную, заставляя героя «мертветь» от ужаса, держа на руках умирающую Аксинью.

Теперь жизнь Григория становится черна, «как выжженная палами степь», потому что из нее уходит все самое дорого, что у него было, и остаются только дети. Именно к ним, а вернее, к единственному оставшемуся в живых сыну - Мишатке, и возвращается в итоге Григорий, поскольку только это теперь может предать хоть какой-то смысл его «изломанной» жизни и заставить героя «цепляться за землю».