А кропивницкий беспрерывность творения. Все стихи евгения кропивницкого

Лев Кропивницкий – это имя почти миф, оно полно тайны. Его творчество многие годы было под идеологическим запретом раз и навсегда. И это был приговор.

Лев Кропивницкий, в теперь уже далекие 1950-е, был одним из идеологов знаменитого художественного и литературного объединения «Лианозовская группа», он - составитель альманаха «Мансарда», единственный номер которого вышел в 1992 году. Он был идеологическим центром этих и целого ряда других художественных проектов - поэт, художник, искусствовед, коллекционер... Альманах «Мансарда» в первой его части проиллюстрирован произведениями мастеров начала 20 века из личной коллекции Кропивницкого, во второй части – целым циклом его графических работ, здесь же опубликованы, наряду с другими авторами, его стихи. Известны также сделанные им поэтические переводы из Ш.Бодлера.

Запрет на художника Льва Кропивницкого был связан с запретом на его личностное мировоззрение, адекватно отразившееся в острых, драматически напряженных произведениях. Фантастичность, чудесность и фантасмогоричность его персонажей обнаруживается в самых разнообразных образах и сюжетах - от простого «портрета» цветка до полета булгаковской Маргариты на шабаш. Столь сложные явления и образы и не могли быть представлены на уровне элементарного жизнеподобия. Сознательное расширяется до масштабов и глубин подсознания.

…Не случайно Кропивницкий обращается к образам Чингиза Айтматова, в которых синкретизм мира не только кажется самодостаточным, но вместе с те, он глубоко гармоничен. Стилистика историко-философского романа Чингиза Айтматова, в изобразительном эквиваленте, убедительно передана неспешной широтой просторов, выразительностью каждой, тщательно отобранной детали и, наконец, противопоставлением масштабов – от бесконечно эпического до беспредельно малого кусочка бытия. В этом художнику помогает виртуозное владение техникой офорта, который у него часто сочетается с акватинтой.

Серии «Капризы подсознания», «Восточный гороскоп», иллюстрации к циклу бодлеровских стихов полны необузданных, безграничных фантазий, экспрессивности. Первая из них – «Капричос» конца 20 столетия. Художник создавал ее в разные годы, периодически пополняя новыми композициями. Их техника - акватинта, сухая игла, глубокое травление, завораживающие изысканными сочетаниями фактур. В экспозиции представлена вся серия из раритетного издания «Шарль Бодлер. Избранное» - увража, изданного в 1993 году, по принципу несброшюрованных изданий 18 и 19 веков. Тираж составляет всего 104 экземпляра, гравировальные доски были уничтожены после печати. Они по-настоящему неповторимы.

Артистизм использованных технических приемов не является простой демонстрацией мастерства. Образный язык каждого из графических листов только удачно аккомпанирует авторской трактовке темы, помогает ощутить ее многозначность.

О.Клименская , искусствовед








Кропивницкий Лев Евгеньевич

1922 — 1994

художник, поэт, скульптор, сценарист, критик

Россия


В 1939 году поступил в Институт прикладного и декоративного искусства.

Участник Великой Отечественной войны, был ранен.

В 1945 годувозобновил учебу в МИПиДИ, где его учителем был А.Дейнека, занимался живописью, скульптурой, но в 1946 году был арестован по обвинению в принадлежности к «антисоветской террористическойорганизации» и был приговорен к 10 годам лагерей. Отбыв срок в Коми АССР и Казахстане в 1954 году без права выезда с Балхаша, работал режиссером и художником в местном доме культуры.

В 1956 году переехал жить в Москву, работал на Комбинате декоративно-прикладного искусства, оформлял музейные экспозиции (музеи: Литературный,А.С.Пушкина в Москве, Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, А.Н.Островского в Щелыково),проектировал экспозиции национальных выставок (США, Франции, ЧССР. и многие другие) и отечественных музеев. Художник выступал как книжный график и арт-критик в журнале «Декоративное искусство». Л.Кропивницкий создал классические иллюстрации к повестиА.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича».

В 1973 году принят в Союз художников СССР.

1983-1987г. -создал цикл стихов и офортов. В 1989 году художник оформил книгу стихов Г.Сапгира, в 1990 году – книгу стихов Н.Марина «Янус». В 1992-1993 годах вышло издание авторского альманаха «Мансарда».

В 1960 –1970 - х участвует во многих зарубежных выставках, в Москве экспонируется на квартирах и в научных институтах.

Спустя 10 лет после смерти художника состоялась его персональная выставка в Третьяковской галерее.

Работы находятся в: Музей «Другое искусство», РГГУ(Москва), Государственная Третьяковская галерея, Коллекция Всеволода Некрасова(Москва), Новый музей, Санкт – Петербург и других государственных и частных собраниях


Изд. «Культурный слой», Москва, 2004. 672 с. илл
.

Наследники и друзья почтили память Евгения Леонидовича Кропивницкого (1893-1979), выпустив великолепный во всех отношениях том его избранных произведений. Весомая красивая книга (дизайн Е. Корнеева), заботливо отобранные Иваном Ахметьевым стихи. Интереснейшие воспоминания его детей - художников Валентины и Льва Кропивницких; Холина и Сапгира, его учеников.

Миролюбивость Кропивницкого (сам он называл ее «снисходительностью») не спасла его от нападений власти. Как члену официального союза художников, ему полагалась персональная выставка; ее подготовили в 1962 г. К несчастью, Хрущева повели в те дни на выставку МОСХа в Манеж, и там глава супердержавы впервые увидел живопись Р. Фалька и других, не похожую на лучезарный соцреализм. Послезнаменитых высказываний генсека выставка Кропивницкого не только не состоялась, но его самого исключили из союза художников «за формализм»! С публикациями было не легче. При жизни Кропивницкого вышла тоненькая книжечка его стихов «Печально улыбнуться». Ее выпустил А. Глезер в Париже в 1977 г.

Е.Л. был представителем искусства спокойного сопротивления, молчаливого неприятия, благородной не принадлежности официальной культуре. Как выжить, не принимая советской власти и не вступая с ней в заведомо гибельный конфликт? Очень просто: описывать советский быт, как он есть. Его поэзия сохранила свежесть первозданности. Кропивницкий стал певцом «оголенной» действительности. Он отверг маньеризм и китч, этих китов партийного искусства, официально именовавшихся «правдивым отображением жизни». Люди жили в бараках, дрались, пьянствовали и гибли. Об этом надо было сказать средствами искусства. В сонете «Бандит»: Убили в проходном дворе:/Лежал на мусоре раздетый…/А рано утром на заре/Ее смутили вестью этой. Или: Опять я выпил водки./Опять я захмелел,/И закусив селедкой,/В мечтаньях разомлел. Впрочем, как на хрестоматийной картине, и в бараках «всюду жизнь»:

МОЛОДОСТЬ

Опять на огороде

Мы встретились с тобой.

Выходит, это вроде

Назначено судьбой.

Ты в кофточке лиловой,

Коса твоя туга.

А я такой здоровый,

Крепка как сталь рука.

Да и сама природа

За нас: цветы, трава.

И в блеске небосвода

Звенят любви слова.

1945

В стихах Кропивницкого отразились литературные эпохи, современником которых он был. Слышатся интонации обериутов, вещизм Заболоцкого, но вдруг звучат ритмы Сологуба и Тютчева:

У каждого свой смертный час уж есть.

Всяк обречен для гибели и баста.

Всяк в оных днях услышит смерти весть,

Бо смерть губить живущего горазда.

И содрогнется всяк - конец всему:

Реальность (он узнает) ускользает…

Всяк видел смерть - она пришла к нему

И в плоть его, как некий гад, вползает.

Заглохнет вдруг вся суета сует -

И станет всё ненужно и отвратно:

И звездна нощь, и солнца дивный свет -

Всё заменит гниение развратно.

(из стихотворения «Смертный час»)

Эта державинская «прапоэтика» осмыслена, казалось бы, в ироническом ключе. Как, например, и в «Секстинах»:

Молчи, чтоб не нажить беды,

Таись и бережно скрывайся;

Не рыпайся туды-сюды,

Не ерепенься и не лайся.

Верши по малости труды

И помаленьку майся, майся.

Уж раз родился - стало, майся:

Какой еще искать беды? -

Известно, жизнь - труды, труды -

Трудись, но бережно скрывайся,

Не поддавайся, но не лайся, -

Гляди туды, смотри сюды.

Хотя глядишь туды-сюды,

Да проку что? - сказали: майся.

Все ерунда, так вот, не лайся!

Прожить бы только без беды,

А чуть беда - скорей скрывайся.

Но памятуй: нужны труды.

Труды они и есть труды:

Пошел туды, пришел сюды,

Вот - от работы не скрывайся.

Кормиться хочешь - стало, майся,

Поменьше было бы беды,

Потише было бы, - не лайся.

Есть лают зло, а ты не лайся,

И знай себе свои труды:

Труды туды, труды сюды;

Прожить возможно ль без беды?

А посему трудись и майся,

И помаленечку скрывайся.

Все сгинет - ну и ты скрывайся,

И на судьбу свою не лайся:

Ты маялся? - так вот, не майся,

Заканчивай свои труды,

В могилу меть - туды, туды,

Туды, где больше нет беды.

1948

Е. Кропивницкого я встречал несколько раз в начале 70-х на квартире А.Глезера, тогда моего соседа на Преображенке, устроившего у себя настоящую галерею свободных художников. Вот было время! Новые и новые имена художников, писателей, музыкантов, встречи с иностранцами. Ощущение опасности от «людей в штатском» у подъезда, от неопознанных стукачей (или просто «назначенных» на эту роль молвою). Напряжение бывало с трудом выносимо. В сентябре 1974 года, после погрома бульдозерами первой выставки на пленэре, готовилась вторая. На квартире Оскара Рабина, признанного лидера движения (и зятя Е.Кропивницкого), шли разговоры. Посмеют ли власти, после негодования и удивления Запада, опять разгромить? Немыслимо! И, однако, кто знает? Вдруг они снова, если не хуже?.. Нужно максимальное журналистское прикрытие. Присутствие известных диссидентов. Я обмолвился, что меня представили А.Д. Сахарову, и взоры присутствующих остановились на мне. С трепетом набрал номер телефона… Ну вот, теперь и Сахаров знает! (И как удивительно это ничем материально не подтверждаемое тогда чувство защищенности!)

После всех колебаний и опасений на выставку в Измайловском парке пришли толпы и художников, и зрителей! День свободы искусства состоялся. Были там и картины Е.Л.

Его ироничность бывала обманчивой. К тютчевской теме краткости и бренности человека он относился очень серьезно. «Основной пунктик этой «философии» - «мы все помрем», - свидетельствует Игорь Холин в своем дневнике. - Глупо, но факт. Однажды я попытался сказать ему об этом. Но кончилось тем, что он порвал со мной всякие отношения. Теперь я просто помалкиваю, если мне что не нравится. И все равно это замечательный поэт. Свежий и новый даже теперь, в 1966 году. Однако поэзия для него второстепенное. Главное живопись. Тут он мастер непревзойденный». Кропивницкий повлиял на авторов, которые с тех пор далеко разбежались: Вс. Некрасов, Э.Лимонов, покойный Сатуновский.

В книгу вошла проза Е.Л., а также его бесценные воспоминания о поэте Филарете Чернове (†1940). Замечателен подбор фотографий и цветных репродукций рисунков Кропивницкого.

[«Русская Мысль» 24.11.2005]

"Вид из моего окна". Картон, масло. 1956

Девушка и кот. Рисунок.

В изостудии

Вот следы былой культуры:

Бюсты, торсы разные.

Это - фавны праздные,

Это, кажется, амуры.

Это, может быть, лемуры -

(Очень безобразные!)

Это - (дело ясное!) -

Троглодит... (Какой он хмурый!)

И срисовывают эти

Бюсты, торсы разные,

Лики несуразные -

Дети школ. Простые дети.

Пыжутся, стараются,

Сходства добиваются.

Вещи прячутся. Бывает...

Вещи прячутся. Бывает -

Ищешь, ищешь - не найдешь.

Все вокруг переберешь -

Нету вещи - как растает.

Но проходит день, другой -

Смотришь - вещь лежит на месте.

А ведь ты глядел раз двести

В этом месте, дорогой!

Вот фабрика. На ней...

Вот фабрика. На ней

Выделывают мыло.

А в сини прошлых дней

На этом месте было

Болото. Лягушня

Весной здесь страстно пела,

Звучащая мушня

Металась оголтело;

По дебрям пер медведь

Мохнатый... Это было -

Все это было ведь

До этого, до мыла.

Живые и мертвые

Все это только для живых,

Все для живых - и только!

А мертвые? - не спросят их, -

Что, как они? - нисколько. -

Нисколько дела нет до них:

Вот помер, ну и только.

Живым и то, живым и се,

А мертвые ни то ни се,

Отнимут и могилу.

Живой народец удалой -

Разроет - вышвырнет долой -

Плевать, что это жило -

Другим нужна могила.

Замараев

Приходил художник Замараев.

Не одобрил живопись мою...

И стою один я у сараев

И стихи печальные пою.

Поглядел художник Замараев

И нашел, что все совсем не так.

Объяснял мне долго Замараев,

Что писать мне следует и как.

Я стою печально у сараев

И стихи печальные пою...

Караул! - художник Замараев

Не одобрил живопись мою.

Земной уют

Граждане, располагайтесь

Поуютнее вот тут!

Ведь недаром люди прут,

Чтоб создать себе уют.

Граждане, располагайтесь,

Всем уютным запасайтесь,

Заводите то да сё;

Всем полезным занимайтесь -

Всем, наверно, нужно всё.

Нужен дом. Эй, стройте дом!

Комфортабельный притом.

Нужны платья и костюмы,

Нужен даже патефон,

Нестерпимо нужен он.

В головах роятся думы:

Телевизор бы купить,

Без него нет силы жить.

Нужны вещи для уюта,

Для уюта и красы:

На руку надеть часы,

Золотые вставить зубы,

Краскою покрасить губы,

На ноги надеть капрон

И купить себе бостон.

Граждане, располагайтесь

По хозяйски там и тут!

Эх, хорош земной уют!

Хороши земные вещи:

Керосинки, лампы, клещи.

Надо всё.

Надо всё.

Всё всем надо.

Всё всем надо.

Надо то и надо сё,

До безумия, до мата!

Граждане, располагайтесь:

Умершему нужен гроб:

Жил да был, а смерть вдруг - хлоп!

Вот погост, располагайтесь.

Может быть, и вправду тут

Обретете вы уют?..

Но, увы! - кладбищ нехватка -

Ликвидирован погост:

На кладбище, ан, помост -

Танцевальная площадка,

И идет на ней присядка...

Ну, а это что за хвост? -

Это хлебная палатка!

Иду я в сутолоке мира...

Иду я в сутолоке мира,

Иду к загадочной черте.

И надо мною звезд порфира,

Их кто-то, бросив, завертел.

Земной уют уныл, ненастен,

И под окном собачий вой.

И неужели ж я причастен

К великой тайне мировой?!

Медвежья Колыбельная

Хорошо в берлоге спать.

Бай! Бай! Бай!

Спать в берлоге благодать.

Бай! Бай! Бай!

За стеной метель слышна.

Бай! Бай! Бай!

А в берлоге тишина.

Бай! Бай! Бай!

Притаишься чуть дыша.

Бай! Бай! Бай!

Да, бер-ло-га хо-ро-ша.

Бай! Бай! Бай!

Мне очень нравится, когда...

Мне очень нравится, когда

Тепло и сыро. И когда

Лист прело пахнет. И когда

Даль в сизой дымке. И когда

Так грустно, тихо. И когда

Все словно медлит. И когда

Везде туман, везде вода.

На реке белье я мою...

На реке белье я мою.

По шоссе грядут полки.

Я косыночку мою

Поутру сымала с полки.

Я ему, конечно, пара,

(Ну эх, пила яво пили!)

И эх, в барак к яму пора:

Подошла: там водку пили.

Сел на стул, раздвинув полы,

Ненаглядный дорогой,

Рассказал, что за полы

Заработал он дорогой.

Ночной Грабеж

Караул! - Но темень. Жуть.

О-го-го! - Молчанье. Муть.

Гра-бят! - Сырость. Темень. Тишь.

Зря, любезный ты кричишь! -

Люди, люди, люди спят,

Люди спят, храпят, сопят.

В избах бродит полутень,

И еще не скоро день.

Он соскучился по водке...

Он соскучился по водке,

По гулянке. И

По соседке, по молодке,

По гармошке. И

По деревне по родимой,

Где все мило. И

По березыньке любимой,

Где был счастлив. И

Он запил. Запил он глухо,

Хмуро, жутко. И

Матом крыл и съездил в ухо

Гукал, гикал - ии - и!

По витринам - из картона...

По витринам - из картона

Хлеб и сыр, и колбаса.

Понаделано их тонны,

Разбегаются глаза.

Эти яства - тоже - проба -

Ну-ка кинь-ка на весы!

Ну-кась выкуси, попробуй

Деревянной колбасы!

Санитарка

Занялся мой муж мышами -

Он исконный враг мышей.

Я ж веду борьбу с клопами,

Умерщвляю вшей.

В душных скважинах матрацев

Только ночь - ползут кусаться,

Укусив, пускают яд.

Лето. Город. Душно. Жарко.

Нанимают санитарку

Чтоб возможно стало жить.

У меня халат. Он белый.

Прысну - клоп остервенелый

Побежит. Какая дрянь!..

Летом душно, летом жарко.

Нанимают санитарку:

Балахон, яды, лохань.

Муж мой не прельстился вшами,

Муж мой занялся мышами -

Травит он мышей.

Я ж веду борьбу с клопами,

Умерщвляю вшей.

Я с клопами, я со вшами,


Кропивницкий Евгений Леонидович
25 июля 1893 (Москва) - 10 января 1979 (Москва)
Поэт, живописец, график, художник-оформитель, педагог.
В 1904–1911 учился в Строгановском художественно-промышленном училище, которое окончил со званием «ученый рисовальщик».
В 1912–1920 занимался живописью, экспериментируя в духе кубизма, экспрессионизма и футуризма, а также писал стихи и музыку. Учился в университете А. Л. Шанявского на факультете истории (1915–1918).
В 1920–1923 руководил художественными мастерскими в ряде городов Севера, Урала и Сибири (в Вологде, Тюмени и др.). Его увлекали темы древнерусской мифологии и фантастические сюжеты.
В 1923–1939, после возвращения в Москву, вместе с женой, художницей О. А. Потаповой, жил на станции Лианозово под Москвой, общался и дружил с П. Кузнецовым, А. Тышлером, П. Кончаловским, А. Шевченко.
Работал руководителем изостудии в Лесной школе им. В. В. Воровского, преподавал в домах пионеров. Преподавание оставляло много времени для творческой работы, и он с увлечением писал картины в духе экспрессивного кубизма, а в 1930-е перешел к пейзажной живописи.
С 1937 неоднократно выставлял свои работы на выставках художников-педагогов Москвы и области.
Член Союза художников с 1939.
Со второй половины 1950-х был вдохновителем и идеологом Лианозовской группы.
Начало нового творческого периода Е. Л. Кропивницкого приходится примерно на 1958, когда он вышел на пенсию и смог целиком посвятить себя поискам и экспериментированию в искусстве.
В 1962 состоялась его первая и единственная прижизненная персональная выставка в выставочном зале МОСХа на улице Жолтовского (ныне Ермолаевский переулок) в Москве.
За организацию так называемой «Лианозовской группы» был в 1963 году исключен из Союза художников, однако продолжал выставляться в Москве, а позже и за границей. Его работы экспонировались на выставке живописи и графики из коллекции А. Глезера (Тбилиси, 1967); 2-м осеннем смотре «под открытым небом» в лесопарке Измайлово (Москва, 1974); а также на выставках в Париже, Лондоне, Шартре, Токио и др. Уже после смерти художника его работы участвовали в выставках в Музее Бохума (ФРГ, 1979), в Джерси-Сити (США, 1980) и др.
Кропивницкий получил известность как поэт благодаря «самиздату» и «тамиздату», а первый его сборник «Печально улыбнуться» вышел в Париже в 1976.
«…Живой, активный, непрерывно трансформирующийся язык его работ неожиданно создает целую феерию блестящих открытий, следующих одно за другим. …То он пользуется пуристически строгими приемами - его полотна сдержанны, почти монохромны, то вдруг они расцветают какими-то пантеистическими красочными звучаниями, а плотная эмаль фактуры становится насыщенной и трепетной.
Он работает маслом, темперой, гуашью, акварелью, пастелью, цветной и черной тушью, фломастерами, сангиной, цветными и черными карандашами, пастами, авторучками… он работает в гравюре и монотипии. Часто смешивая самые различные, казалось бы не уживающиеся между собой техники и приемы, он добивается их сочетаниями новых интересных эффектов…Часто - это натюрморты, я бы сказал - полуабстрактные… Иногда это картины на темы древнерусской мифологии, изображающие “леших”, “домовых”, “водяных”…
Он нашел очень специфический, оригинальный художественный образ девочки, девушки, женщины. Этим портретам присуще одно настроение, один характер. Условный, “абстрактный”, как его называет сам художник… Они не индивидуализированы. Как видно, здесь не обошлось и без влияния русской иконописи с ее чистотой и одухотворенностью, с ее условностью…» (Л. Кропивницкий, 1965).
«ЛИАНОЗОВСКАЯ ГРУППА»
Одно из первых художественных содружеств оппозиционного искусства образовалось в 1956 вокруг Евгения Кропивницкого - поэта и художника - на станции Лианозово под Москвой. В состав группы входили не только художники - Евгений Кропивницкий, Оскар Рабин, Владимир Немухин, Валентина Кропивницкая, Лев Кропивницкий, Лидия Мастеркова, Николай Вечтомов, но и поэты - Генрих Сапгир, Игорь Холин, Всеволод Некрасов. Многогранность личности Е. Кропивницкого позволила ему стать связующим звеном между поэтами и художниками Лианозовской группы. Поэты часто отражали в своих стихах творчество художников, в свою очередь определяя тематику картин некоторых из них. Например, существует мнение, что специфическая сюжетная канва произведений О. Рабина навеяна «барачной» поэзией Е. Кропивницкого и И. Холина.
Лианозовская группа - это «…беспредметность и фигуративность, эмоциональность и рассудочность, резкая активность и мудрая созерцательность, абстрактность, экспрессивность, сюрреалистичность… Каждый говорит о своем. И на своем языке. Принадлежность к группе ничуть не влияет на их самостоятельность…» (Л. Кропивницкий, 1965).
Лианозово было в то время поистине культурным центром, куда по воскресеньям приезжала увидеть картины и послушать поэтические чтения московская интеллигенция. Там бывали многие известные писатели и поэты, такие как И. Эренбург, Б. Слуцкий, В. Аксенов, Н. Хикмет и другие.
«…Лианозово - это люди, люди, которые нашли себя и друг друга, как бы идя по духовным тропам. …Как в целом неофициальные шестидесятники - художники, поэты, композиторы - они восстановили утерянное пространство в искусстве, утерянное в колоссальной пропасти, условно говоря, между двадцатыми и шестидесятыми годами. Мы восстановили это звено…» (Из беседы с Владимиром Немухиным. Интервью Александру Глезеру // Лианозовская группа: истоки и судьбы. Сборник материалов и каталог к выставке в Государственной Третьяковской галерее. М. 1998).
В статье использована информация сайта artinvestment.ru

Евгений Кропивницкий родился В 1893 году в Москве. Был основателем династии художников, включавшей кроме него и его жены Ольги Потаповой, сына Льва, дочь Валентину и ее мужа Оскара Рабина. Евгений Кропивницкий закончил еще до революции Императорское Строгановское училище. Его учителями были Серов и Коровин. В 20-е, 30-е годы работал в разных направлениях, более всего тяготея к кубизму и экспрессионизму. Поздний период его творчества приходится на хрущевскую "оттепель". Кропивницкий собирает вокруг себя содружество единомышленников, обязанное своим именем назаванию поселка "Лианозово", где жили в бараке Е. Кропивницкий и О. Потапова. "Лианозовское содружество", основателем которого был Е. Кропивницкий, а интеллектуальным центром - его сын Лев, было чрезвычайно важным явлением в среде нонконформистского искусства. В последние годы жизни Кропивницкий работал над циклом абстрактных картин, оказавших влияние и на нефигуративное творчество его сына. К лучшим работам московского "андеграунда" шестидесятых-семидесятых годов принадлежат своеобразные женские портреты Кропивницкого - условные, балансирующие между трогательной чистотой и нескрываемой эротикой образы. Кропивницкий умер в 1979 годуВ Москве