Вопросы по горю от ума. Вопросы по комедии "Горе от ума" А


Гг.


Традиции и новаторство Соблюдение правил единства места и времени Соблюдение правил единства места и времени «говорящие» фамилии «говорящие» фамилии Традиционные амплуа(Чацкий- резонёр, глупый отец и т.п.) Традиционные амплуа(Чацкий- резонёр, глупый отец и т.п.) Отсутствие единства действия Отсутствие единства действия Отказ от 5 действия Отказ от 5 действия Историзм Историзм Новаторство в языке Новаторство в языке Характеристика персонажей Характеристика персонажей


Конкурс знатоков афоризмов Счастливые часов Счастливые часов не наблюдают. не наблюдают. (Софья) (Софья) Грех не беда, Грех не беда, молва нехороша. молва нехороша. (Лиза) (Лиза) И дым Отечества И дым Отечества нам сладок и приятен. нам сладок и приятен. (Чацкий) (Чацкий) Минуй нас пуще всех печалей Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. и барский гнев, и барская любовь. (Лиза) (Лиза) Ах! Злые языки Ах! Злые языки страшнее пистолета. страшнее пистолета. (Молчалин) (Молчалин)


Молчалины блаженствуют Молчалины блаженствуют на свете. (Чацкий) на свете. (Чацкий) Ум с сердцем Ум с сердцем не в ладу. (Чацкий) не в ладу. (Чацкий) И золотой мешок, И золотой мешок, и метит в генерала. (Лиза) и метит в генерала. (Лиза) Блажен, кто верует, Блажен, кто верует, тепло ему на свете. (Чацкий) тепло ему на свете. (Чацкий) Ума в нем только мало, Ума в нем только мало, но чтоб иметь детей, кому ж ума недоставало. но чтоб иметь детей, кому ж ума недоставало. (Чацкий о Молчалине) (Чацкий о Молчалине) Герой…. Герой…. не моего романа. не моего романа. (Софья) (Софья) Служить бы рад, Служить бы рад, прислуживаться тошно. прислуживаться тошно. (Чацкий) (Чацкий)


Литературная викторина Сколько лет не было Чацкого? Сколько лет не было Чацкого? (3 года) (3 года) Сколько душ надо было иметь, чтоб стать мужем Софьи? Сколько душ надо было иметь, чтоб стать мужем Софьи? (2 тыс.) (2 тыс.) Сколько раз сходила с ума мать Чацкого? Сколько раз сходила с ума мать Чацкого? (8 раз) (8 раз)


Сколько душ было у Чацкого? Сколько душ было у Чацкого? (300 душ) (300 душ) 2 правила Молчалина 2 правила Молчалина (умеренность и аккуратность) (умеренность и аккуратность) Какой репликой заканчивается комедия? Какой репликой заканчивается комедия? (Ах боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?) (Ах боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?)

Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографии писателей. Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умениям анализировать произведение. Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №14 г. Коврова Владимирской области

Викторина

по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Алешина Наталья Алексеевна

г. Ковров

Пояснительная записка

Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографий писателей.

Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умением анализировать произведения.

Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.

Грибоедовская викторина

В 1825 году Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. В одном из своих писем к Бестужеву он, подробно разбирая бессмертное произведение Грибоедова «Горе от ума» и восхищаясь изумительным народным языком комедии, писал: «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицу».

И действительно, многие грибоедовские слова стали крылатыми. Часто мы их произносим, не зная даже, кому из действующих лиц они принадлежат. Прочтите внимательно «Горе от ума», и вам нетрудно будет найти ответы на помещенные ниже вопросы.

1. Кто из действующих лиц «Горе от ума произносит следующие слова:

  1. «Грех не беда, молва нехороша».
  2. «А судьи кто?»
  3. «Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем».
  4. «Счастливые часов не наблюдают».
  5. «Мне завещал отец: //Во-первых, угождать всем людям без изъятья…»
  6. «…говорит, как пишет!»
  7. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
  8. «Свободен, вдов, себе я господин...//Монашеским известен поведеньем!..»
  9. «…ври, да знай же меру…»
  10. «А как не полюбить буфетчика Петрушу!»

2. В какое время года – зимой, летом или весной – и в какой день недели развертываются события пьесы, действие которой происходит в течение одного дня, с утра до вечера?

3. Какой орден, когда и за что получил Скалозуб?

4 . Как звали дедов Чацкого и Софьи – по отцовской и материнской линиям?

5. На ком был женат Репетилов?

6. Была ли у Софьи еще тетушка, кроме Хлестовой?

7. Где находилась комната Молчалина?

8. Кто из фамусовских гостей единственный усомнился в безумии Чацкого?

9. Сколько лет Софье?

10. Назовите два таланта Молчалина.

11. Как звали дядю Фамусова? Кем он был?

12. Кого с собой привезла на бал старуха Хлестова?

13. В какой дивизии служил Скалозуб?

14 .Кто предлагает: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь»?

15. Какой фразой заканчивается комедия?

Ответы

1. Лиза (1 действие, явление 5)

2.Чацкий (2 действие, явление 5)

3.Фамусов (2 действие, явление 1) 4.Софья (1 действие, явление 3)

5.Молчалин (действие 4, явление 12)

6.Возмущается Фамусов Чацким (2 действие, явление 2)

7.Произносит Чацкий (1 действие, явление 7)

8.Фамусов (1 действие, явление 4)

9.Говорит Репетилову Чацкий (4действие, явление 4)

10.Говорит Лиза (2 действие, явление 14)

2. Действие комедии происходит в четверг, зимой:

«У нас там общество, и тайные собранья// По четвергам. Секретнейший союз…» (Репетилов, 4 действие, явление 4)

«И день и ночь по снеговой пустыне, //Спешу к вам, голову сломя» (Чацкий, 1 действие, явление 7)

«За третье августа; засели мы в траншею:// Ему дан с бантом, мне на шею» (2 действие, 5 явление)

4 .Дедов Чацкого звали Илья и Алексей

«…Вот-с – Чацкого, мне друга,//Андрея Ильича сынок». (Фамусов, 2-е действие, явление 5)

«По матери пошел, по Анне Алексевне;//Покойница с ума сходила восемь раз…» (Фамусов о Чацком, 3-е действие, явление 21)

5 .Репетилов был женат на баронессе фон Клоц,

«…тогда//Барон фон Клоц в министры метил, //А я// К нему в зятья…»

«…Женился, наконец, на дочери его…» (Репетилов, 4-е действие, явление 5)

6 .Кроме Анфисы Ниловны Хлестовой, у Софьи была еще одна тетушка – Прасковья.

«…мне и сестре Прасковье// Двоих арапченков на ярмарке достал…» (Хлестова, 3-е действие, явление 10)

7. Комната Молчалина находилась под лестницей.

«Молчалин, вот чуланчик твой». (Хлестова, 4-е действие, явление 8)

8. Платон Михайлович Горич, бывший однополчанин Чацкого

«Ну все, так верить поневоли;// А мне сомнительно».(4 действие, явление 21)

9 .Софье 17 лет:

«…а теперь,//В семнадцать лет вы расцвели прелестно». (Чацкий, 1-е действие, явление 7)

10. Умеренность и аккуратность. (3действие, явление 3)

11. Дядю Фамусова звали Максимом Петровичем. Был он «вельможей в случае», т.е.пользовался благоволением императрицы Екатерины Второй.

«Вот то-то, все вы гордецы!» (2-е действие, явление 2. Монолог Фамусова)

12. Старуха Хлестова привезла на бал арапку-девку да собачку.

«От скуки я взяла с собой// Арапку-девку да собачку» (3 действие, явление 10)

13. Скалозуб служил в 15-й дивизии.

«У нас, в пятнадцатой дивизии, не далее, //Об нашем хоть сказать бригадном генерале». (Скалозуб, 2-е действие, явление 4).

14. Это предлагает сделать Фамусов (3 действие, явление 21).

15. Комедия заканчивается словами Фамусова:

«Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Источники

1. А.С.Грибоедов. Горе от ума. Комедия в четырех действиях, Ленинград «Детская литература», 1972.

1.ТЕМА «ИМЕНА»

    Её имя означает «мудрость». (Софья)

    Имя слуги Фамусова. (Петрушка)

    Имя этой героини- древнееврейское, означает «божья клятва» (Лиза)

    Его фамилия означает в переводе «повторять» (Репетилов)

    Как звали родителей Чацкого? (мать- Анна Алексеевна, отец- Андрей Ильич)

2.ТЕМА «ИНТЕРЬЕР»

1.»Дом зеленью окрашен в виде рощи». Мы используем ЭТО и сейчас. Что это?(Обои)

2. Что такое тафта? (шелковая блестящая материя)

3. Где в доме Фамусова устраивали балы? (в зале)

4. На какой посуде ел Максим Петрович? (на золотой)

5. В какой комнате дома Фамусова начинается действие комедии? (в гостиной)

3.ТЕМА «ЧИНЫ И ЗВАНИЯ»

    Должность Молчалина в доме Фамусова. (секретарь)

    Кем был по должности Фамусов? (управляющий в казенном месте)

    О каком звании мечтаем Скалозуб? (генерал)

    Кем служил Максим Петрович? (камергер)

    Важные чины в Москве. (тузы)

4.ТЕМА «ГЕОГРАФИЯ»

    Откуда приехал Чацкий? (из Спб)

    В каком городе происходит действие комедии?(в Москве)

    Из этого города Молчалин. (из Твери)

    В этот город Фамусов грозит сослать Лизаньку. (Саратов)

    Лиза говорит, что Чацкий лечился на «кислых водах». (Кисловодск)

5.ТЕМА «ОБРАЗОВАНИЕ»

    Эти учебные заведения, по мнению героев комедии, -

причина сумасшествия молодежи.(университеты)

    Фамусов крепко спит именно от ЭТОГО. (русские книги)

    Этого героя «ученостью не обморочить».(Скалозуб)

    Кто в комедии называет себя «истинным философом» ?(Скалозуб)

6.ТЕМА «РОДСТВЕННИКИ».

    Кем приходится Софья Хлестовой? (племянница)

    Максим Петрович для Фамусова. (дядя)

    Что хлопотно для Фамусова? (« быть взрослой дочери отцом)

    Платон Михайлович для Натальи Дмитриевны. (муж)

    Старуха Хлестова для Фамусова. (свояченица)

7. ТЕМА «ПОРТРЕТ»

    «Не хвастаю сложеньем, однако бодр и свеж и дожил до седин». (Фамусов)

    «Созвездие маневров и мазурки». (Скалозуб)

    Курчавая, горбом лопатки. (Арапка-девка)

    «На цыпочках и не богат словами». (Молчалин)

    «Умен, остер, красноречив, в друзьях особенно счастлив»(Чацкий)

8.ТЕМА «СЛОВАРЬ»

1.Краткое изречение. (афоризм)

2. Что такое «дымка»? (вуаль)

3. Кто такой «пономарь»?(служитель церкви)

4. Что означает слово «комиссия» в реплике Фамусова «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»? (комиссия в переводе с лат-«поручение», в нач.19 века- хлопоты, беспокойство)

5. Что такое «тупей»? (прическа- пучок волос, взбитый надо лбом)

9.ТЕМА «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ»

    «Свежо предание…»(да верится с трудом)

    «Злые языки страшнее.. (пистолета)

    «Счастливые часов… (не наблюдают)

    «Служить бы рад… (прислуживаться тошно)

10. ТЕМА «ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»

    Ремарка - пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе.

    Действи е - законченная часть пьесы или спектакля.

    Пьеса - драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре.

    Реплика - элемент сценического диалога.

    Комедия - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы.

11. ТЕМА «АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ»

1. На каком инструменте играл Грибоедов? (рояль)

2. Каким произведением, кроме «Горя от ума», известен А.С. Грибоедов? (вальс)

3. За ЧТО Грибоедов был щедро награжден и возведен в ранг полномочного министра-резидента России в Персии? (Заключение Туркманчайского мира с Персией, выгодного для России)

4. Сначала за границей- в 1858 году, затем в России- в 1862 году. О чем речь? (издание комедии «Горе от ума»)

5. Кого А.С.Грибоедов называл «Мадонной Мурильо»? (Нину Чавчавадзе)

12. ТЕМА «ЧЬИ СЛОВА?»

1. Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится. (Фамусов)

2. Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь! (Лиза)

3. Счастливые часов не наблюдают. (Софья)

4. Карету мне! Карету! Чацкий)

5. Злые языки страшнее пистолета (Молчалин)

ФИНАЛ

1.ТЕМА «КАРТЫ»

«Батюшка с мадамой за….». Назовите карточную игру. (Пикет, рассчитана на двух игроков)

2.ТЕМА. «МИФОЛОГИЯ»

«Все девушкой, Минервой/, все фрейлиной Екатерины Первой?»- Чацкий в этих словах упоминает богиню древнеримской мифологии. Богиней ЧЕГО являлась Минерва? (мудрости).

3. ТЕМА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»

С каким инструментом сравнил Чацкий Скалозуба и почему? («Хрипун, удавленник, ФАГОТ»- фагот- труба низкого звучания.)

4. ТЕМА «КАРЬЕРНЫЙ РОСТ»

Благодаря ЧЕМУ карьера Максима Петровича, дяди Фамусова, пошла в гору? (оступился на куртаге- приёмном дне при дворе)

5.ТЕМА « РАБЫ И ГОСПОДА»

После того, Фамусов застал Софью наедине с мужчиной(-Молчалиным), он грозит наказанием своим слугам. ЧТО грозило Лизаньке и Фильке?(Лизаньке- стать птичницей, Фильке- поселение)

    ТЕМА «НАГРАДЫ»

О ЧЁМ РЕЧЬ- «Ему дан с бантом, мне- на шею»? (ордена св.Владимира 4 степени и св.Анны 2 ст.- носили на шейной повязке)

    ТЕМА «ИСТОРИЯ»

«Сужденья черпают из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма»- говорит Чацкий. Назовите год завоевания Крыма и взятия крепости Очаков. (1783)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №14 г. Коврова Владимирской области
Викторина
по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Алешина Наталья Алексеевна
г. Ковров
Пояснительная записка
Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографий писателей.
Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умением анализировать произведения.
Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.
Грибоедовская викторина
В 1825 году Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. В одном из своих писем к Бестужеву он, подробно разбирая бессмертное произведение Грибоедова «Горе от ума» и восхищаясь изумительным народным языком комедии, писал: «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицу».
И действительно, многие грибоедовские слова стали крылатыми. Часто мы их произносим, не зная даже, кому из действующих лиц они принадлежат. Прочтите внимательно «Горе от ума», и вам нетрудно будет найти ответы на помещенные ниже вопросы.
1.Кто из действующих лиц «Горе от ума произносит следующие слова:
«Грех не беда, молва нехороша».
«А судьи кто?»
«Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем».
«Счастливые часов не наблюдают».
«Мне завещал отец: //Во-первых, угождать всем людям без изъятья…»
«…говорит, как пишет!»
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
«Свободен, вдов, себе я господин...//Монашеским известен поведеньем!..»
«…ври, да знай же меру…»
«А как не полюбить буфетчика Петрушу!»
2. В какое время года – зимой, летом или весной – и в какой день недели развертываются события пьесы, действие которой происходит в течение одного дня, с утра до вечера?
3. Какой орден, когда и за что получил Скалозуб?
4. Как звали дедов Чацкого и Софьи – по отцовской и материнской линиям?5. На ком был женат Репетилов?
6. Была ли у Софьи еще тетушка, кроме Хлестовой?
7. Где находилась комната Молчалина?
8. Кто из фамусовских гостей единственный усомнился в безумии Чацкого?
9. Сколько лет Софье?
10.Назовите два таланта Молчалина.
11.Как звали дядю Фамусова? Кем он был?
12.Кого с собой привезла на бал старуха Хлестова?
13.В какой дивизии служил Скалозуб?
14.Кто предлагает: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь»?
15.Какой фразой заканчивается комедия?
Ответы
1.
1. Лиза (1 действие, явление 5)
2.Чацкий (2 действие, явление 5)
3.Фамусов (2 действие, явление 1) 4.Софья (1 действие, явление 3)
5.Молчалин (действие 4, явление 12)
6.Возмущается Фамусов Чацким (2 действие, явление 2)
7.Произносит Чацкий (1 действие, явление 7)
8.Фамусов (1 действие, явление 4)
9.Говорит Репетилову Чацкий (4действие, явление 4)
10.Говорит Лиза (2 действие, явление 14)
2.Действие комедии происходит в четверг, зимой:
«У нас там общество, и тайные собранья// По четвергам. Секретнейший союз…» (Репетилов, 4 действие, явление 4)
«И день и ночь по снеговой пустыне, //Спешу к вам, голову сломя» (Чацкий, 1 действие, явление 7)
3.Орден Анны на шее, 3 августа, за сидение в траншее.
«За третье августа; засели мы в траншею:// Ему дан с бантом, мне на шею» (2 действие, 5 явление)
4.Дедов Чацкого звали Илья и Алексей
«…Вот-с – Чацкого, мне друга,//Андрея Ильича сынок». (Фамусов, 2-е действие, явление 5)
«По матери пошел, по Анне Алексевне;//Покойница с ума сходила восемь раз…» (Фамусов о Чацком, 3-е действие, явление 21)
5.Репетилов был женат на баронессе фон Клоц,
«…тогда//Барон фон Клоц в министры метил, //А я// К нему в зятья…»
«…Женился, наконец, на дочери его…» (Репетилов, 4-е действие, явление 5)
6.Кроме Анфисы Ниловны Хлестовой, у Софьи была еще одна тетушка – Прасковья.
«…мне и сестре Прасковье// Двоих арапченков на ярмарке достал…» (Хлестова, 3-е действие, явление 10)
7.Комната Молчалина находилась под лестницей.
«Молчалин, вот чуланчик твой». (Хлестова, 4-е действие, явление 8)
8.Платон Михайлович Горич, бывший однополчанин Чацкого
«Ну все, так верить поневоли;// А мне сомнительно».(4 действие, явление 21)
9.Софье 17 лет:
«…а теперь,//В семнадцать лет вы расцвели прелестно». (Чацкий, 1-е действие, явление 7)
10.Умеренность и аккуратность. (3действие, явление 3)
11.Дядю Фамусова звали Максимом Петровичем. Был он «вельможей в случае», т.е.пользовался благоволением императрицы Екатерины Второй.
«Вот то-то, все вы гордецы!» (2-е действие, явление 2. Монолог Фамусова)12.Старуха Хлестова привезла на бал арапку-девку да собачку.
«От скуки я взяла с собой// Арапку-девку да собачку» (3 действие, явление 10)
13.Скалозуб служил в 15-й дивизии.
«У нас, в пятнадцатой дивизии, не далее, //Об нашем хоть сказать бригадном генерале». (Скалозуб, 2-е действие, явление 4).
14.Это предлагает сделать Фамусов (3 действие, явление 21).
15.Комедия заканчивается словами Фамусова:
«Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Источники
1. А.С.Грибоедов. Горе от ума. Комедия в четырех действиях, Ленинград «Детская литература», 1972.
2. http://www.booksite.ru/department/center/helpl/vik_rus_read_11.htm

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДУЭЛЬ

(Викторина по комедии А. С. Грибоедова

«Горе от ума»)

Правила игры.

В викторине состязаются две пары участников. Каждый из основных игроков(в дальнейшем мы будем именовать их дуэлянтами)имеет двух секундантов-помощников. Таким образом создаются своеобразные мини-команды. Перед началом «дуэли» секунданты получают карточки с характеристикой литературных героев или с записью принадлежащих этим героям высказываний. По предложенному материалу секунданты должны угадать имена тех персонажей, в которых предстоит перевоплотиться их товарищу-дуэлянту в продолжение игры. Когда «узнавание» успешно завершается, можно приступать к «дуэли».

Дуэльная дорожка насчитывает шесть шагов (вопросов): по три для каждой из соревнующихся сторон. Ведущий поочерёдно задаёт вопросы игрокам. На обдумывание ответа даётся 20 секунд, в течение которых дуэлянту предоставляется возможность посоветоваться со своими секундантами. За каждый правильный ответ участник викторины получает одно очко, после чего делает шаг вперёд навстречу сопернику. Если ответ неверен, дуэлянт остаётся на прежнем месте. Участник, заработавший наибольшее количество очков, считается достигшим «барьера», и ему присуждается право первого «выстрела». Второй дуэлянт вынужден будет «стрелять», не достигнув «барьера». К «выстрелу», согласно правилам игры, приравнивается выполнение творческого задания, с которым дуэлянт обязан справиться без помощи секундантов. В то время, пока дуэлянты заняты подготовкой творческого задания, ведущий задаёт вопросы секундантам. Очки, заработанные последними, поступают на «счёт» основных участников игры. Арбитраж оценивает результаты поединка по своему усмотрению, а также подсчитывает очки. Из четырёх дуэлянтов в финале окажутся двое со своими секундантами. Финальное состязание выявит победителя викторины.

Дуэль 1:

Чацкий и Молчалин

А. Характеристика героя: Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти - так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой, И славно пишет, переводит. Б. Высказывания героя: Блажен, кто верует, тепло ему на свет! И дым Отечества нам сладок и приятен! (Чацкий)

Вопросы дуэлянту: 1)Приехав в Москву и явившись в дом Фамусова, вы рассчитываете добиться любви Софьи и жениться на ней. Однако московские дворянские семьи за жениха признают лишь того, у кого «наберётся душ тысячки две родовых». А сколько у вас душ? Можете ли вы претендовать на руку Софьи?

2) Что имел в виду Фамусов, когда говорил о вас: «По матери пошёл, по Анне Алексеевне…» (Фамусов отмечал роль наследственных факторов в «сумасшествии» Чацкого: «…Покойница с ума сходила восемь раз». Д. 3, явл. 21) 3)Один из объектов ваших обличительных речей – галломания. «Пустое, рабское, слепое подражание» всему иностранному вызывает у вас гневное возмущение. Ах! Если рождены мы всё перенимать, Хоть у … бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев. У кого же вы предлагали « занять» национальной самобытности? (У китайцев. Д. 3, явл. 22)

Вопрос секундантам: О человеке, которому вы сегодня помогаете, говорят, что он «славно пересмеять умеет всех». В ответ на колкости Чацкого Софья с издёвкой обращается к нему: Хочу у вас спросить: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали? Не припомните ли, был ли такой случай, чтобы Чацкий похвалил кого-нибудь? (Такой случай был, и не один. На протяжении действия комедии Чацкий говорит только добрые слова о Софье (исключая последний монолог). «Смеясь», говорит «добро» о Молчалине, сравнивая его с «громовым отводом», смягчившим злость «разгневанной гостьи»- Хлестовой (д. 3, явл. 13). «Притворяясь», похвалил Молчалина за «ум бойкий, гений смелый» (д. 3, явл. 5)

Карточки для «узнавания» персонажа А. Характеристика героя: Уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких; Чужих и вкривь и вкось не рубит …

Б. Высказывания героя: В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других. (Молчалин)

Вопросы к дуэлянту: 1) В « Табели о рангах » найдите свой гражданский чин. Как вам удалось его получить? (Чин коллежского асессора – 8 класс – Молчалин получил при поддержке Фамусова. Фамусов. Безродного пригрел и ввел в моё семейство, дал чин асессора и взял в секретари… Д. 1, явл. 4) 2) У каждого человека есть определённые способности. « Свой талант у всех», - так вы изволили заметить. А каков ваш главный талант?) (Молчалин. Два – с. Умеренность и аккуратность. Д. 3, явл. 3) 3)Чацкий назвал вас « услужником знаменитым»: Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет! В нем…. не умрет! В словах Чацкого намеренно пропущена фамилия литературного персонажа который, добавим, является действующим лицом комедии (Горе от ума). Назовите этого героя. (« В нем Загорецкий не умрет!» Д. 3, явл. 13)

Вопрос секундантам: П. А. Вяземский вспоминал на склоне лет,что в комедии « Горе от ума» есть и его « капля чернил». Поэт внес поправку в сцену падения Молчалина с лошади, вызвавшего испуг и обморок Софьи. В первоначальном варианте комедии грибоедовский Чацкий говорил: « Желал бы с ним убиться для компаньи.» Вяземский заметил, что пошлое выражение « для компаньи» не подходит такому персонажу, как Чацкий, и предложил изменить реплику. Попробуйте догадаться, в чем состоит сущность совета Вяземского. Для этого вам придётся вспомнить как выглядит эпизод в окончательной редакции. (Вяземский посоветовал передать часть реплики Чацкого служанке Лизе. Таким образом, вместо одной фразы получились две.) Было: Чацкий. Желал бы с ним убиться для компаньи. Стало: Чацкий. Желал бы с ним убиться… Лиза: Для компаньи? Д. 2, явл. 8.)

Многих действующих лиц своей комедии Грибоедов наделил « говорящими» фамилиями. Дуэлянтам предлагается развить гипотезы относительно происхождения фамилий своих персонажей: Чацкого и Молчалина.

Дуэль 2:

Фамусов и Скалозуб

Задания группе участников № 1

Карточки для «узнавания» персонажа

А. Характеристика героя: Смотри ты на меня; не хвастаю сложеньем, Однако бодр и свеж, и дожил до седин

Свободен, вдов, себе я господин… Монашеским известен поведеньем! Б. Высказывания героя: Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом. Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку! (Фамусов)

Вопросы дуэлянту: 1) Как известно, вы, Павел Афанасьевич, человек занятой. Не соблаговолите ли рассказать о вашей занятости в течение недели? Какие записи внес Петрушка в календарь по вашему приказанию?

(«К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели..» «В четверг я зван на погребенье.» «Пиши в четверг, одно уж к одному, А может, в пятницу, а может, и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши крестить». Д. 2, явл. 1) 2) В разговоре с Молчалиным вы признаетесь: «Боюсь, сударь, я одного смертельно …» Чего же вы боитесь больше всего на свете? (Фамусов. Идем бумаги разбирать. Боюсь, сударь, я одного смертельно, Чтоб множество не накоплялось их… Д. 1, явл. 4) 3) В финале пьесы, узнав о тайном свидании дочери, вы были чрезвычайно разгневаны. На кого вы обрушили репрессии? (Назвать точное количество пострадавших.) Какую меру наказания вы определили для каждого? 1)Фильке и Фомке – «в работу вас, на поселенье вас». 2)Лизе – « Изволь – ка в избу, марш, за птицами ходить». 3)Софье - « в Сенат подам,министру, государю». (Д. 4, явл. 14.)

Вопрос секундантам: О признанном московском «тузе» Кузьме Петровиче Фамусов отзывается с восхищением: Покойным был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат… О каком ключе идет речь? В прямом или переносном смысле употреблено это слово в речи Фамусова? (Слово «ключ» употреблено Фамусовым и в прямом, и в переносном смысле. Прямое значение: ключ – знак звания камергера; золотой ключ на голубой ленте располагается на пуговице у левой фалды мундира. Переносное значение: умение жить)

Задания группе участников № 2

Карточки для «узнавания» персонажа

А. Характеристика героя: Известный человек, солидный, И знаков тьму отличий нахватал, Не по летам и чин завидный, Не нынче – завтра генерал.

Б. Высказывания героя: По моему сужденью, Пожар способствовал ей (Москве – О. Х.) много к украшенью.

Ученостью меня не обморочишь (Скалозуб)

Вопросы дуэлянту: 1) Фамусов одобрительно говорит о вас: Вы повели себя исправно: Давно полковники, а служите недавно. Будьте любезны, уточните, как давно вы состоите на службе? (« Я с восемьсот девяностого служу». Д. 2, явл. 5.) 2) Перед вами изображение нескольких российских наград. Найдите среди них свою. Когда и за что вы ее получили? (Скалозуб. В тринадцатом году мы отличились с братом В тринадцатом егерском, а после в сорок пятом Фамусов. Да, счастье, у кого есть эдакий сынок! Имеет, кажется, в петличке орденок? Скалозуб. За третье августа; засели мы в траншею: Ему дан с бантом, мне на шею. Д. 2. явл. 5. Итак, Скалозуб получил орден анны. Его надевали на шею на ленте. А вот за какие заслуги? Литературовед С. А. Фомичев комментирует «заслуги» Скалозуба следующим образом: « 3 августа 1813 года никаких военных действий не велось, т.к. 4 июня этого года между воюющими сторонами было заключено Плесвицкое перемирие, продлившееся до середины августа. Егерские полки (то есть полки легкой пехоты) в это время находились на отдыхе под Смоленском. Однако драматург точен: 3 августа в Праге состоялось свидание Александра 1 с австрийским императором Францем 2, и встреча была ознаменована множеством наград»). 3) С теперешним дуэльным противником – Фамусовым – Вы находитесь в дальнем родстве. Ваша общая родня – некая Настасья Николаевна. В разговоре Фамусов как – то справляется: « Как вам доводится Настасья Николаевна?» Что вы ответили Фамусову? (« Не знаю – с, виноват; Мы с нею вместе не служили.» Д. 2 ,явл. 5.)

Вопрос секундантам: В гостях у Фамусова Скалозуб рассказывает почти анекдотическую историю об упавшей с лошади княгине Ласовой, у которой: Теперь ребра недостает, Так для поддержки ищет мужа. (Д. 2, явл. 9) Намек на какую библейскую легенду содержится в рассказе Скалозуба? (Суть остроты заключается в переосмыслении известной библейской легенды о происхождении первой женщины – Евы из ребра Адама).

Творческое задание соревнующимся Прочитайте наизусть монолог одного из героев комедии « Горе от ума»