Виталий горяев художник. Горяев Виталий Николаевич 'Карандаш – это свет мысли'

Ровно 105 лет назад родился художник-карикатурист Виталий Горяев, чьи работы все так же актуальны, как и в годы Великой Отечественной войны.

Виталий Горяев родился 14 апреля 1910 года в городе в семье банковского служащего в городе Кургане. В 1934 году он закончил Московский полиграфический институт и начинает

Работал как карикатурист, а с конца 1935 года сотрудничал с журналом карикатур «Крокодил», в котором прослужил три десятилетия. Карикатуры Горяева публиковались не только в журналах, но и выходили отдельными изданиями.

С началом Великой Отечественной войны Горяев в офицерском звании служил главным художником журнала «Фронтовой юмор». В 1941-1942 гг. Виталий Горяев работал в знаменитых «Окнах ТАСС». Потом художник отправился на фронт. Капитан Горяев был награждён орденом Красной Звезды.

На страницах «Фронтового юмора» фельетоны, стихи и проза, присланные в редакцию прямо с передовой, соседствовали с очерками К.Симонова и Ц.Солодаря, стихотворениями Д.Бедного, А.Суркова и М.Матусовского; любая публикация профессионального литератора или артиллериста-любителя - сопровождалась лирическими рисунками или, напротив, едкими карикатурами В.Горяева, О. Верейского, Кукрыниксов.

Не удивительно, что самые первые натурные графические серии будущего знаменитого иллюстратора и карикатуриста связаны с военной тематикой. Это репортажные листы с новых, только что присоединённых западных территорий: Западной Украины, Северной Буковины и Бессарабии. Уличные зарисовки, люди, магазины, вывески… Советская пропаганда называла этот процесс «освобождением» и «воссоединением»; польская армия потеряла при этом три с половиной тысячи убитыми и 450 тысяч пленными. Художник не изображает явные физические страдания; но в его лаконичном, немного нервном рисунке чувствуется сильнейшее психологическое напряжение. Тут и рисунки 1930-х гг., и начала 1940-х «Вокзал в Западной Украине», «Новости», «Газеты», «Встречи», «На Смоленщине», «Пленные на дорожных работах», «Портрет молодого офицера», «Почта».

Всем фронтовым писателям, художникам, фотографам, - всем газетчикам приходилось работать не только в дальнем или ближнем тылу, но и буквально на передовой. Вспоминают, как в октябре 1942-го редакционный поезд стоял на спецстоянке недалеко от станции «Обнинская», - для него провели отдельную ветку в берёзовую рощу, - для того, чтобы быть как можно ближе к читателям «Красноармейской правды» и «Фронтового юмора».Возможно, именно при близком контакте с противником, Горяев и заработал свою солдатскую медаль «За отвагу», - самую чтимую среди фронтовиков. Кроме того на его орденской планке располагались Орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией» и другие.

Принято считать, что «жизнь часто сближала Горяева с талантливыми, неординарными людьми, под стать ему самому, выразителями своего времени, с теми, кто формировал историю и культуру эпохи». Но стоит признать, что и сам Виталий Николаевич Горяев был «выразителем своего времени, талантливым человеком, оставившим по себе творческое наследие, интересное и ценное десятилетия спустя.

И еще одно имя в нашей серии "Классика Речи"
Виталий Горяев
Его, как и Дементия Шмаринова, сегодня помнят, но почему-то практически не издают. Выходит немного детских книг, причем не всегда лучшие. И всё. А самые знаковые работы, сделавшие имя художнику, забыты...

Мы очень хотим вернуть это имя сегодняшним читателям, издав роман Федора Достоевского "Идиот" с иллюстрациями Виталия Горяева

Виталий Горяев - очень непростой художник, он никогда не иллюстрировал просто сюжет, дублируя писательский текст, механически переводя словесные образы в графические. Своей задачей он видел передать несказанное напрямую: передать чувства, образы, осмыслить психологическую составляющую, визуализировать внутренний мир героев.

"Много раз отмечалось в литературе, что проза Достоевского внешне не изобразительна, не пластична, что главное в ней - столкновение сильных человеческих характеров, страстей, постоянный, непрекращающийся диалог, в котором участвует множество людей, и каждый со своим взглядом на мир, со своим жизневосприятием, отношением к происходящему. Борение идей и страстей - вот стихия прозы Достоевского.

Но как изобразить это в графике? Горяев нашел оригинальный, по своему убедительный путь решения задачи: он передает атмосферу романа, насыщенную страстями, взлетами и падениями человеческого духа, борьбой темных и светлых сил, идеально-высокого и низкого, борьбой-единством, ибо отталкивание тоже есть форма взаимодействия."

Вл. Воронов из книги "Виталий Горяев. Графические серии. Пушкин. Гоголь. Достоевский"

Каждый герой романа представлен художником абсолютно по-разному. Рогожин всегда черный и угловатый, подчеркнуто объемный, много теней, рельефов

А князь Мышкин всегда светлый, прозрачный и подчеркнуто плоский, на его лице нет полутеней

Настасья Филипповна. Она в рисунках Горяева то белая, то черная, то объемная, а то опять подчеркнуто плоская, а иногда и вот так

Знаменитая сцена первая знакомства Мышкина и Настасьи Филипповны, когда она, приняв князя за слугу, сьрасывает ему шубу

Иллюстраций в книге много, они очень разные: отдельные фигуры, сцены нка разворот, "разрезанные" развороты, портреты. Всего в книге будет 104 иллюстрации , что-то в предыдущем издании 1971 года не публиковалось.
И еще у нас даже немного осталось невошедшего: например Горяев нарисовал 5 (пять!!!) разных портретов Достоевского к книге. У нас вошел только один

Цикл работ полностью хранится в Русском музее, мы воспроизводим книгу по оригиналам (исключая две картинки из ста четырех: желающие могут их поискать;)))

Картинки очень сложные, поскольку нарисованы карандашом, очень легкие прозрачные линии. Но рискнули сделать на офсете, поскольку делать такой томище на меловке не очень уважительно к читателю, а иллюстрации здесь вписаны в текст, что исключало вариант с вклейками (да и слишком много рисунков для вклеек).
Печатает Латвия

"Идиот" с рисунками Горяева ранее выходил лишь дважды: хорошее издание 1971 года (Худ.лит в 2 томах) и очень упрощенное, плохо напечатанное на газетной бумаге в 1981 году в "Правде".
И вот, теперь лишь в 2017 году (причем ни одно из предыдущих изданий мы, как обычно, не повторяем - в т.ч. и по составу иллюстраций). И не факт, что кто-то из издателей еще возьмется в следующие сорок лет...

ГОРЯЕВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

«Карандаш - это свет мысли»

горяев графика иллюстратор

Тверское областное отделения Союза художников России совместно с Московским областным отделением Союза художников России впервые представляют в Твери выставку графики выдающегося русского художника, иллюстратора, народного художника СССР, лауреата государственной премии СССР Виталия Горяева (1910-1982). Она проходила в Городском музейно - выставочном центре 20 апреля. Выставка продлилась до 13 мая 2012 года.

Виталий Николаевич Горяев был знаковой фигурой своего времени, его искусство - глубокомысленное, изящное, самобытное, порой парадоксальное, - сегодня является предметом пристального исследования; его искусство с присущими ему эмоциональной выразительностью, ритмикой живописной гармонии и уникальной предельно выразительной техникой оказало огромное влияние на его друзей и молодых художников, которые его окружали.

В экспозицию выставки вошло более 60-ти работ мастера - это иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя и Достоевского, которые вошли в золотой фонд отечественной книжной графики. Десятки тысяч рисунков, набросков, зарисовок с натуры сделал за свою жизнь Виталий Горяев - один из самых известных советских книжных графиков.

Были представлены:

Иллюстрации к «Петербургским повестям» Н.В.Гоголя. 1965г. (Бумага, офорт, белила)

Портреты А.С.Пушкина.

Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина1974г.(Офорт)

Иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 1974г.(Офорт)

Иллюстрации к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» 1974г.(Офорт)

Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»1974г.(Офорт)

Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Нос» 1965г. (бумага, тушь, акварель, белила)

Н.В.Гоголь 1965г.(Бумага,офорт,белила)

Иллюстрации к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»(1974 -1977г.)

Иллюстрации к повестям и поэмам А.С.Пушкина1974г.

Иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Подросток»1981г(Бумага, угольный карандаш)

Л.Н.Толстой 1973г.

Чаадаев - друг А.С.Пушкина1974г.(Бумага, итальянский карандаш)


А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»1973г.(Офотр)


Иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Идиот»(1971 - 1973г.)


А.С.Пушкин в Михайловском1974г(бумага, офорт, пастель)


Легкие, как бы альбомные рисунки Горяева из пушкинской серии сохраняют аромат великой Александровской эпохи, эпохи победы в Отечественной войне 1812года и первого бурного расцвета и искусства Российской империи. По- другому построены иллюстрации к «Петергбургским повестям» и «Мертвым душам» Н.В.Гоголя и к великим романам Ф.М.Достоевского. Н.В.Горяев создает атмосферу литературного произведения специфическими изобразительными средствами 6 композицией, ритмом линий и пятен, контрастами, всей архитектоникой графического листа. Магия его иллюстраций в непередаваемом словами чувстве творческой свободы, с какой он живет и работает. У него чувствуется великая школа, но нет ничего школьного, вымученного, механического. Это вольное соединение фантазии и эмоциональных впечатлений.

Виталий Николаевич Горяев умел найти такой незабываемый образ, поэтому, наверное, его графика современна всегда.

Виталий Николаевич Горяев (14 (1 по ст. ст.) апреля 1910 г. - 12 апреля 1982 г.) - советский график, заслуженный художник РСФСР. Родился в г. Кургане в семье банковского служащего. В 1921 году семья переехала в Читу, где Горяев начал художественную карьеру, опубликовав первые рисунки в газете «Забайкальский рабочий».

Как вспоминает Вера Церетели на сайте «Старый Крокодил», он приехал поступать в МВТУ им. Баумана в 1929 г. Случайная встреча с В. Маяковским увидевшим его рисунки перевернула его судьбу. В. Маяковский сказал, что он прирожденный художник и отвез его в ВХУТЕИН, где после проверки его способностей в рисовании приняли на учебу. Учился в московском ВХУТЕИНе и Московском полиграфическом институте \ 1929-34\ у С. Герасимова, Д.С. Мора, и В.Фаворского . Автор сатирических рисунков и бытовых сценок на международные и социальные темы. Прошел хорошую школу политического рисовальщика - в боевых «Окнах ТАСС», в сатирических еженедельниках «Фронтовой юмор» \1942\ , в журнале «Крокодил», с которым сотрудничал с 1936 года. Став одним из постоянных художников журнала « Крокодил» он создал свой особый, индивидуальный стиль, по которому читатели легко узнавали автора. Да в его стиле угадывается гротеск Кукрыниксов, и мягкий юмор Б. Ефимова , но это все же свой стиль изображения. В своих работах автор часто рисовал быт и нравы воротил капиталистического мира, а так же жизнь и борьбу за существование простых людей в странах капитала. « Для стиля горяевских рисунков характерны тонкая, изящная выразительная линия в сочетании с ярко- декоративным и лаконичным цветовым решением листов».

Художник много путешествовал: Америка, Франция, Финляндия, Цейлон и т.д., откуда привозил массу впечатлений и зарисовок, что дало искусно спародировать, его коллеге по журналу И. Семенову нарисовав его шарж. Член КПСС с 1951 г.

Ярко проявил себя В.Н. Горяев и в книжной иллюстрации. Он иллюстрировал, как советских, так и зарубежных авторов. Его иллюстрации к М. Твену , считаются по мнению некоторых критиков, одними из лучших в мире, где ему удалось передать не только дух времени, но и сущность юных героев Твена.

Особо хочется отметить работы Горяева к книге Ю. Олеши «Три толстяка». Два раза подступался к данной теме. И если по мнению Б. Галанова первая попытка издания 1956 года, была не слишком удачной. Где автор иллюстраций, поддавшись влиянию иллюстраторов 50-х годов так называемых « школьных» повестей, создал выхолощенные, сарафанные изображения. Но даже в этом издании в отдельных рисунках, проявился его талант, автора колючих рисунков, как бы снятых с натуры с улиц и площадей города

«Трех толстяков». Некоторые из них он перенес в более позднее издание, но уже туда добавил новый взгляд на образы Тибула, как- бы сложенного из острых узлов и линий, с яркими цветными мазками костюма. А образ Суок, из слащаво- альбомной, девочки- куклы, стал более живым и появилось движение изображения. Но в основном художник остался верен своей манере письма- плакатной броскости, обобщенности, даже шаржу в духе сатирических журналов. Но это не еще один взгляд на героев прекрасной сказки

Источники:

Большая энциклопедия карикатуры

В. Костин. Предисловие. В.Горяев, Москва, Издания «Крокодила», 1961

Б. Галанов. Платье для Алисы Москва, Книга, 1990, стр 121- 133

Сайт «Старый Крокодил»

---Интересные факты

Именем В. Горяева названа одна из улиц в Кургане.

С 17 до 30 января 2012г. в ЦДХ впервые за последние 30 лет пройдет крупная ретроспективная выставка графики и живописи выдающегося русского художника, иллюстратора, народного художника СССР Виталия Горяева (1910-1982).