Вампилов хронологическая таблица жизни и творчества. Александр Вампилов: краткая биография и творчество

19 августа 2012 года исполняется 75 лет со дня рождения драматурга, прозаика и публициста Александра Вампилова.

Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года в поселке Кутулик Иркутской области в семье учителей. Через несколько месяцев после рождения Александра его отец, работавший директором Кутуликской школы, по доносу был арестован и в начале 1938 года расстрелян.

Александр Вампилов окончил историко-филологический факультет Иркутского университета в 1960 году, Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького в 1967 году.

В годы учебы в Иркутске он публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин.

В 1959 году Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты "Советская молодежь" и в Творческое объединение молодых (ТОМ) под эгидой газеты и Союза писателей. В этой газете он проработал литературным сотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарем.

В 1961 году вышла первая (и единственная при жизни) книга юмористических рассказов писателя "Стечение обстоятельств". Она была опубликована под псевдоним А.Санин.

В 1962 году Александр Вампилов был отправлен редакцией газеты в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы, где проучился несколько месяцев.

В начале 1960-х годов он написал свои первые драматургические произведения - одноактные пьесы-шутки "Ангел" (другое название "Двадцать минут с ангелом", 1962), "Воронья роща" (1963), "Дом окнами в поле" (1964) и другие.

В 1964 году Вампилов ушел из газеты "Советская молодежь" и целиком посвятил себя творчеству. Вскоре в Иркутске вышли два коллективных сборника, в которые вошли его рассказы.

Первая многоактная пьеса драматурга "Прощание в июне" была опубликована в 1966 году. В том же году Вампилов вступил в Союз писателей.

Валентин Вампилов - "Прощание в июне" (1966), "Случай с метранпажем" (другое название "История с метранпажем", 1968), "Старший сын" (1970), "Утиная охота" (1970), "Прошлым летом в Чулимске" (1972) и других.

Произведения вызывали горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве и Ленинграде, только провинциальные театры.

К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова стало меняться. "Прошлым летом в Чулимске" взял себе для постановки Театр имени Ермоловой, "Прощание в июне" - Театр имени Станиславского. В марте 1972 года прошла премьера "Провинциальных анекдотов" (объединены две одноактные пьесы: "История с метранпажем" и "Двадцать минут с ангелом") в Ленинградском большом драматическом театре. "Ленфильм" подписал с ним договор на сценарий "Сосновых родников".

Жизнь драматурга оборвала трагическая случайность. 17 августа 1972 года Александр Вампилов утонул в озере Байкал. На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа - водевиль "Несравненный Наконечников".

В ноябре 1972 года Александр Вампилов был награжден премией Иркутского комсомола им. И.Уткина (посмертно).

После смерти Вампилова стали выходить в свет его книги, театры ставили его пьесы ("Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям.

Неподалеку от места гибели на Байкальском берегу был установлен памятник драматургу. В Иркутске на доме по улице Дальневосточная, где последние годы жил Вампилов, была открыта мемориальная доска. Улица Бажова в Иркутске была переименована (в год 50-летия со дня рождения) и носит его имя. Его имя носит и библиотека в его родном поселке Кутулике. Там же открыт дом-музей А. Вампилова. С 1987 года Иркутский областной театр юного зрителя носит его имя. В 1996 году основан областной Фонд Вампилова. С 1997 года

Александр Валентинович появился на свет в городке Черемхово в Иркутской области. Его родители были педагогами: отец Валентин Никитич работал директором школы, а его жена Анастасия Прокопьевна работала учительницей математики. Дедом Вампилова по материнской линии был священнослужителем в местной церкви. Кроме Саши, у Вампиловых было еще трое детей.

Спустя какое-то время после рождения Саши, Валентина Никитича арестовали и в 1938 году, согласно приговору сталинской комиссии из трех человек, расстрелян НКВД города Иркутск.

В 1960 году Александр Валентинович женился на Людмиле Добрачевой, но через 3 года они разведутся. В том же году Вампилов вступит в брак во второй раз. У него с Ольгой Ивановской через три года совместной жизни родилась дочь Елена.

Характер и жизненный путь

В 1954 году Вампилов попытался стать студентом Иркутского университета, но потерпел неудачу. Целый год он работал руководителем струнного кружка в местном Доме культуры, после чего все-таки смог поступить на 1 курс филологического факультета.

Еще на 5 курсе он начал трудовую деятельность в областной газете «Советская молодежь», проработав в ней вплоть до 1964 года. От простого сотрудника он прошел путь до начальника отдела и секретаря. Даже после ухода из газеты он продолжал отправляться в командировки по просьбам редакции.

Друзья отзывались о нем как об очень общительном товарище и душе любой компании. С детских лет он был уверен в своем литературном жизненном пути. Он писал не только для людей, но и для родственников. Его трогательные письма доступны любому человеку, который хотел бы их прочесть.

Друзья говорят, что он любил ходить «по острию лезвия». В своих произведениях он никогда не использовал слова «социализм», «партия», «Ленин» и прочие идеологические термины.

Согласно краткой биографии Александра Валентиновича Вампилова, он любил работать самостоятельно и не ждать помощи. Возможно, эта черта могла повлиять и на ранний уход из жизни.

Творчество

Всего в творческой биографии Вампилова насчитывается 70 литературных трудов. Свой первый рассказ Вампилов написал, будучи учащимся 3 курса.

В 1962-1963 годах юный писатель создает два одноактных произведения для сцены - «Двадцать минут с ангелом» и «Дом окнами в поле». В 1964 году из-под пера писателя появляется первая и главная серьезная пьеса - «Прощание в июне». Впоследствии Вампилов возвращался не раз к ее редакции и дополнению. Автор пытался поставить ее на большой сцене, но советская цензура блокировала любые попытки. К 1970 году пьесу поставили в нескольких советских театрах.

В 1965 году выходит в свет, ставшая впоследствии популярной, пьеса «Старший сын». По ней будут сняты одноименные фильмы в СССР (1975) и США (2006).

Смерть

В августе 1972 года драматург отправился кататься в северную часть акватории озера Байкал. По трагической случайности, моторная лодка Вампилова перевернулась вверх дном и писатель не смог выбраться из воды.

На месте его гибели, недалеко от поселка Листвянка, находящегося на берегу реки Ангара, властями установлена памятная доска с его портретом.
Могила писателя находится в Иркутске на Радищевском кладбище. Над ней установлен надгробный камень с автографом Александра Валентиновича.


Читателям Литературные имена А. В. Вампилов

Александр Валентинович ВАМПИЛОВ

Автор четырех больших пьес и трех одноактных (считая ученическую «Дом окнами в поле»), трагически погибший в возрасте 35 лет, не увидевший ни одной из своих пьес на московской сцене, издавший при жизни лишь небольшой сборник рассказов (1961) – Вампилов (1937–1972) тем не менее произвел революцию не только в современной русской драматургии, но и в русском театре, разделив их историю на до- и послевампиловскую. (Лейдерман Н.)

Ресурсы интернета

Российская Литературная Сеть: Вампилов Александр Валентинович

Биография и личность Александра Вампилова

Википедия: Вампилов Александр Валентинович

Владимир Бондаренко. Черемховский подкидыш (Нетрадиционное прочтение Вампилова)
Он родился в Черемховском роддоме 19 августа 1937 года. У него была дружная большая семтебеья: папа, Валентин Никитич, и мама, Анастасия Прокофьевна, еще три сестры и брата. Родители - потомственные учителя, а отец - не просто учитель литературы, но директор школы в Кутулике. Валентин Никитич заранее знал, что младший сын будет писателем. Он и назвал его в честь Александра Сергеевича Пушкина, столетие гибели которого в 1937 году отмечала вся страна.
В роддом он писал жене: «Я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так во сне я все вижу писателей... Боюсь, как бы писатель не родился…»

Гушанская Е.М. Александр Вампилов. Очерк творчества. Жизненный путь
1944 год. Мальчик пошел в первый класс. Младший сын школьного завуча (Анастасия Прокопьевна к этому времени уже заведовала учебной частью): на старых фотографиях круглая, остриженная под машинку, плюшевая головка, длинные тонкие брови, нежный рот, чуть раскосые глаза. Детским строением лица он напоминает известный портрет таганрогского гимназиста – сына Павла Евграфовича Чехова – Антона, тоже круглолицего и узкоглазого, но у того лицо, серьезнее и горше, у нашего пионера взгляд прямой, нетерпеливый, выражение простодушное, нежное, домашнее.
Как и положено сыну учительницы, он учился хорошо, ровно, хотя и без особого блеска. Отлично рисовал. О способностях к рисованию мы можем судить по обложке «Стечения обстоятельств», которую автор оформил сам.

Жилкина Татьяна. Родился гением
Чего не выносил – так это фальши и даже маломальской недосказанности в человеческих отношениях. С детских лет жила в нем легкость, неуловимое очарование артистической натуры и в то же время какая-то загадочная сдержанность, которая влекла к нему. В том числе женские сердца…

Румянцев А.Г. Как родился прозаик Александр Вампилов? Воспоминания о Вампилове (отрывок)

Федор Раззаков. Александр Вампилов
Как и все провинциалы, учившиеся в Литературном институте, Вампилов жил в общежитии. Все свободное время он отдавал двум занятиям: или писал, или пил вместе с однокурсниками на общежитской крыше. В компании он был незаменимым человеком, настоящим заводилой. От его шуток хватались за животы даже самые отпетые острословы.

Валерий Алексеев. Вампилов всегда будет востребован
Хотя Саша и говорил поэту Николаю Рубцову: «Плюнь, что не всегда печатают – меня тоже, я же не плачу…», он, конечно же, переживал. Просто всегда переходил на самоиронию, держался…

Валерий Стуков. По канату – к признанию
Мы называли его канатоходцем, человеком, испытывающим судьбу. Ну, для чего, скажем, ему однажды понадобилось «прогуляться» по перилам Ангарского моста? Для того, чтобы испытать себя, объяснял Вампилов эту свою «странность». А сколько раз ему приходилось «испытывать судьбу» в самом начале своего творческого пути!

Игорь Петров. Гитара милая, звени, звени...
Гитара в руках Сани чутко следовала содержанию стихов. Характер аккомпанимента менялся с каждой строфой – от размеренного чередования басов с аккордами до красочных арпеджированных переборов или упругого маршеобразного ритма. Мы не интересовались, чья это музыка (как выяснилось позже, некоторые мелодии были сочинены самим Вампиловым), главное – для многих из нас строки еще полуопального поэта явились настоящим откровением. Год спустя выйдет двухтомник Есенина, и мы догие часы будем стоять в очереди у магазина «Знание», что напротив памятника Ленину, чтобы стать обладателями этого еще усеченного, но драгоценного для нас издания.

Елена Орлова. Первый успех Александра Вампилова. Иркутские актеры вспоминают, как это было

Сергей Пальчиковский. Для того, чтобы стать популярным, Александру Вампилову пришлось утонуть

Вампилов А. Письма

Федор Раззаков. Как уходили кумиры. Вампилов Александр

Статьи о творчестве Александра Вампилова

Энциклопедия Кругосвет: Вампилов, Александр Валентинович
Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. Так, в пьесе «Двадцать минут с ангелом», действие которой разворачивается в провинциальной гостинице, происходит своеобразная проверка персонажей на их способность к бескорыстию, в результате чего выясняется, что бескорыстна в этом мире только смерть. В 1970 Вампилов написал пьесу «История с метранпажем» – притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смерью. «История с метранпажем» вместе с пьесой «Двадцать минут с ангелом» составила трагикомическое представление в 2 частях «Провинциальные анекдоты».

Гушанская Е.М. Александр Вампилов. Очерк творчества
Книга предлагает всесторонний анализ творчества Александра Вампилова, раскрывает своеобразие его поэтики и идейно-нравственных исканий, исследует природу новаторства Вампилова-драматурга. В ней рассмотрен характер взаимосвязи творчества Вампилова с процессами литературно-общественной и художественной жизни шестидесятых – семидесятых годов.

Лейдерман Н. Современная русская литература – 1950-1990-е годы
Том 2, 1968–1990, глава 7
Александр Вампилов. Источники поэтики

Целое литературное/театральное поколение (Л. Петрушевская, В. Славкин, А. Казанцев, Л. Разумовская, А. Соколова, В. Арро, А. Галин) взошло на волне вампиловского успеха, их пьесы были названы в критике 1980-х «поствампиловской драматургией» – и действительно их драматургический метод непосредственно вырастает из художественных открытий, совершенных Вампиловым.

Елена Сироткина. Драматургия «оттепели»
Очень интересно творчество Александра Вампилова. Его главное достижение – сложная полифония живых человеческих характеров, во многом диалектически продолжающих друг друга и вместе с тем наделенных ярко выраженными индивидуальными чертами. Уже в первой лирической комедии Прощание в июне (1965) отчетливо обозначились приметы героя, который в разных обличьях прошел затем через другие пьесы Вампилова.

Людмила Иванова. Александр Вампилов и пушкинская литературная традиция
Сегодня не так много имен, которые бы напрямую соотносились с русской классической традицией. Вампилов - одно из них. И, может быть, наипервейшее.

Виталий Камышев. Необходимость Вампилова
…Многим сегодня уже кажется, что Вампилов давно нами «пройден». Уверен: на самом деле он еще толком и не разгадан, а его опыт познания человека нам более чем необходим.

Моторин, Сергей Николаевич. Творчество Александра Вампилова и русская драматургия 80–90-х годов XX века. Автореферат диссертации
Одним из наиболее интересных и загадочных явлений в русской литературе второй половины XX века является творчество Александра Вампилова. Несмотря на то, что судьба отвела ему всего лишь тридцать пять лет жизни, а его литературное наследие совсем невелико по объему (несколько десятков фельетонов, очерков и рассказов, три одноактных и пять многоактных пьес), Вампилов по праву считается выдающимся драматургом современности, ведь далеко не каждому автору удается создать нечто целостное, развивающееся по своим законам, подчиняющееся особой эстетике, то есть свой собственный «театр».

Ионова Г.В. Урок-конференция по пьесе А. Вампилова «Старший сын»

Утиная охота
История создания и публикации. Персонажи. Сюжет. Критика о пьесе. Театральные постановки. Первая постановка. Известные постановки. Экранизации. Литература.

Мастерство в построении сюжета (По одному из произведений русской драматургии XX века - А.В. Вампилов «Утиная охота»)
В известной пьесе «Утиная охота» Александр Вампилов воспользовался нестандартным сюжетом, позволившим ему создать галерею характеров, озадачивающих зрителя и читателя, вызывающих огромное общественное беспокойство.

Характер бытовой обстановки в пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота»
Как и во многих других пьесах Вампилова, быт в «Утиной охоте» имеет определенную смысловую и художественную значимость. Правда, на сочном, ярком и живописном фоне остальных вампиловских пьес бытовая обстановка «Утиной охоты» выглядит почти стерильной, заведомо огражденной от случайностей и неожиданностей жизни. Более того, быт в пьесе выглядит омертвевшим Он словно отделен завесой от читателя.

Рецензия на пьесу А.В. Вампилова «Прощание в июне»
Дар драматического писателя - из самых редких в литературном ремесле. Форма драмы ставит немало стеснительных условий. Надобны особый драматический слух, подобный музыкальному, и чутье, чтобы не просто переводить литературную речь в диалоги, но чтобы она лилась сверкающим, напористым потоком. Да еще необходимо уметь привести на сцену героя, столкнуть его с другими и вовремя увести, чтобы актер не переминался праздно на подмостках, - иначе заскучает зрительный зал. И мало ли еще что надо! Но главное, чтобы пьеса дышала жизнью - подлинной, узнаваемой.
Всеми этими дарами «милостью Божьей»" был награжден замечательный драматург А. Вампилов.

Произведения Александра Вампилова

Рассказы

Письма

Драматургия

Галерея

Вампилов Александр Валентинович. Галерея
Фотографии разных лет, портрет Вампилова (резцовая гравюра) Олега Беседина, фото памятников драматургу, обложки книг.

Воспоминания о студенческих годах Александра Вампилова проиллюстрированы фотографиями той поры

Я знаю, я старым не буду… Александр Вампилов. Документальный фильм. 2009, Россия
Документальный фильм «Я знаю, я старым не буду... Александр Вампилов» рассказывает о трагической судьбе Александра Вампилова.
В фильме использована уникальная кинохроника, фотографии и материалы из личных архивов вдовы драматурга О. Вампиловой и его сестры Г. Гусевой.

Александр Вампилов: Документальный фильм

А.В. Вампилов. Жизнь и творчество драматурга
В 10-минутном видеоролике собран документальный материал, который может быть использован для ознакомления учащихся на уроках литературы.

Музей Вампилова
О Доме-музее А. Вампилова в Иркутске – об экспозиции, акции дарения, подготовительных работах к открытию. Дата открытия – 19 августа 2012 г.

Библиография

Александр Валентинович Вампилов. Сочинения. Литература.

Иркутский областной фонд А. Вампилова
Произведения А.Вампилова
Литература о А.Вампилове

Александр Валентинович Вампилов Родился 19 августа 1937 года в Черемхово Иркутской области - погиб 17 августа 1972 года на озере Байкал близ посёлков Байкал и Листвянка. Русский советский драматург, сценарист, прозаик.

В некоторых источниках местом рождения Вампилова называется посёлок Кутулик, хотя в реальности он родился в роддоме соседнего города Черемхово Черемховского района.

Семья проживала в поселке Кутулик, до этого они 3 года жили в селе Аларь Аларского района Иркутской области, которое Вампилов называл своей Малой Родиной.

Отец - Валентин Никитич Вампилов (1898-1938), по национальности - бурят, учитель русского языка и литературы, знал пять языков, до революции служил репетитором у сына иркутского генерал-губернатора. Вскоре после рождения сына - 17 января 1938 года - был арестован, а 9 марта 1938 года - расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года был реабилитирован посмертно.

Мать - Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова (1906-1992), учитель математики, работала в Кутуликской средней школе.

Бабушка - Александра Африкановна.

В семье было четверо детей. Кроме Александра - старший брат Михаил, а также близнецы Галина и Владимир. Брат Михаил впоследствии стал геологом, а сестра Галина - учителем русского языка и литературы.

Оставшись без мужа, Анастасия Прокопьевна воспитывала их вместе с Александрой Африкановной. Дед Вампилова также был репрессирован. Воспитанием детей в основном занималась бабушка, поскольку матери приходилось много работать. Для Александра Вампилова бабушка стала тем же, кем была Арина Родионовна для Пушкина.

Однако известно, что и мать оказала очень большое влияние на формирование личности Вампилова.

В школе учился неважно, однако очень любил литературу, сам он в одном из писем другу отмечал: «Ничего, кроме литературы, я не хочу изучать больше школьной программы... Читать я, например, готов, не жрамши сутки! Но что касается немецкого, физики, химии...».

В Кутулике был школьный драмкружок, где Александр Вампилов впервые окунулся в театральную атмосферу, играл в самодеятельных постановках. Обучился играть на мандолине и гитаре, был редактором школьной газеты, писал стихи.

В 1954 году предпринял попытку поступить в Иркутский университет на историко-филологический факультет, но провалился на вступительном экзамене по иностранному языку (немецкому).

Вторая попытка оказалась успешной и в 1955-1960 годах он учился на филологическом факультете ИГУ.

В октябре 1959 года, учась на пятом курсе, Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь». В этой газете он проработал литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарём до февраля 1964 года. Покинув редакцию, он не прервал связей с газетой и не раз ездил в командировки по заданиям «Молодёжки».

Свой первый рассказ он написал, будучи студентом третьего курса. Рассказ «Персидская сирень» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 1 ноября 1957 года в газете «Иркутский университет». Второй рассказ «Стечение обстоятельств» был напечатан в той же газете 4 апреля 1958 года, а затем в альманахе «Ангара». Этот рассказ дал имя и первой книге Александра Вампилова, которая вышла в свет в 1961 году и включала в себя юмористические рассказы и сцены.

Во время учебы в ИГУ он решил писать пьесы.

Его мать Анастасия Прокопьевна вспоминала, как сын, еще будучт студентом, приехал в Кутулик на каникулы и поделился с ней: задумал написать пьесу. А она засомневалась - по силам ли ему это? И услышала в ответ: «Ты, мама, не веришь в меня...». Она признавала: "И действительно, мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, об успехах и о работе. Да и не так много было у него этих успехов - трудно ему приходилось".

В 1962 году Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле».

В 1964 году им была написана первая большая пьеса - комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). Попытки автора заинтересовать центральные советские театры её постановкой закончились безуспешно.

Уже после его гибели вспоминал: "Пьесы Вампилова в 60-е годы у многих не вызвали интереса. Играли Розова, Володина, мечтали о "Гамлете", а "завтрашнего" драматурга просмотрели. Очень распространено мнение, что пьесам Вампилова мешали только некоторые не в меру ретивые чиновники. К сожалению, мешали и стереотипно устроенные наши собственные мозги".

Сам Вампилов в одном из своих писем так описывал свою ситуацию: "Это вот на что похоже. Шайка головорезов (актеры) с матерым рецидивистом, с вором в законе (режиссером) во главе проигрывают в карты несчастного прохожего (автора). А дальше? Если автор случайно останется жив, за углом его ждет местный Закшевер из управления культуры... Скажите, ради Бога, при чем здесь искусство?". Он говорил своим друзьям, что "устал переделывать пьесы в угоду хамам и чиновникам". Рассказывал, как однажды услышал в одном московском театре: "Этого настырного бурята больше сюда не пускать". Горевал, что предложил переписать «Утиную охоту» под представление в духе Таганки, а тот же Олег Ефремов советовал двигать публикацию этой ныне самой знаменитой пьесы Вампилова как "пьесу национального автора".

Прорывом Вампилова на советскую театральную сцену стала постановка пьесы «Прощание в июне» в 1966 году Клайпедским драматическим театром (главный режиссёр - Повилас Гайдис). Осуществил эту постановку молодой белорусский режиссёр Вадим Допкюнас. Успех клайпедской постановки открыл двери советских театров для творчества Вампилова: так в 1970 году пьеса «Прощание в июне» шла уже в 8 театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах.

В 1965 году Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В том же году Вампилов пишет одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта одноактная комедия, объединенная с пьесой «Двадцать минут с ангелом» образует пьесу «Провинциальные анекдоты».

В 1971 году Вампилов завершает работу над драмой «Валентина», но название пришлось поменять, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное - июнь, июль, август...». В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» - и после смерти автора оно стало окончательным.

Только в 1972 году, после смерти Вампилова, отношение центральных театров к его творчеству начинает постепенно меняться. Его пьесы ставят московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и ленинградский Большой драматический театр.

За время литературной работы Александром Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.

Афоризмы и цитаты Александра Вампилова:

♦ Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди;

♦ Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать;

♦ Счастье - в предчувствии счастья;

♦ Говорите правду, и вы будете оригинальны;

♦ Знаменитым стать сейчас легко, надо просто потерять совесть;

♦ Из него не получилось даже пьяницы;

♦ Жениться надо ездить на бульдозере. Уважение больше, и задний ход хороший...;

♦ В такой международной обстановке детей рожать не хочется;

♦ Богатый - уже не смешной;

♦ Считают деньги. Прислушайтесь: этим занят весь мир;

♦ Пусть думают. Нельзя же им все время петь;

♦ Хорошую вещь браком не назовут;

♦ Несчастные имеют более верное и точное представление о счастье;

♦ Мечты, которые сбываются, - не мечты, а планы;

♦ Все порядочное - сгоряча, все обдуманное - подлость;

♦ Время нужно только для того, чтобы разлюбить. Полюбить - времени не надо.

Гибель Александра Вампилова

Трагически погиб - утонул в озере Байкал у истока Ангары - 17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия. Вместе с ним в лодке был друг - писатель Глеб Пакулов. Когда от удара бревна-топляка лодка-казанка перевернулась, Пакулов, зацепившись за лодку, смог спастись. Вампилов же поплыл, но не выдержало сердце.

Вдова Глеба Пакулова, искусствовед Тамара Георгиевна Бусаргина, вспоминала о том трагическом дне: "17 августа Вампилов ближе к вечеру все-таки приехал из Иркутска, где у него были срочные дела, в том числе (об этом Глеб знал) и сердечного свойства. До темна время еще оставалось, и Саша предложил съездить в Листвянку, прикупить что-нибудь к своему дню рождения. Мы с Ольгой решительно воспротивились этому вояжу - море еще штормило. Но... Поплыли все вместе. Пока переплывали Ангару, все согласились, что в Листвянку плыть опасно, не стоит. Причалили в Николе (поселок напротив нашего распадка).

Саша, обычно сдержанный, спокойный, явно не находил себе места, был взвинчен, зачем-то опять сел в лодку, стал делать какие-то кульбиты на волнах - таким шалым я его еще не видела. Пока Глеб рыбачил, Вампилов отвез нас с Ольгой на наш берег и поплыл назад в Николу. Мы видели, как уже на середине реки он заметил рейсовый пароход из Иркутска, но вместо того, чтоб отплыть, помчался к нему на всех парах и давай кататься на волнах...

Прибрели домой. Говорить не хотелось. Вдруг Ольга стала припоминать старые обиды. Вспомнила, как упрашивала мужа не ездить в Москву на литературные курсы - дело было вскоре после рождения дочери. Ольга понимала, конечно, не по Вампилову участь провинциального драматурга. Но обида осталась. Много о чем говорили. Будто предчувствуя что-то, Ольга сказала, что ей было бы легче перенести Сашину смерть, чем его измену, разлуку с ним... В полночь, не раздеваясь, уснули.

Я проснулась часа в четыре утра. Ольга сидела на кровати, молчала. Потом, глядя мимо меня куда-то в пустоту, уверенно произнесла: «Саша утонул» Стало жутко. Уже рассвело и, о, радость! - стук в окно. Я выскочила первой и увидела Валентина Распутина. По какому-то чужому, стылому его лицу сразу поняла, что случилась беда. Валентин, не заходя, быстро сказал: «Глеб жив, а Саня утонул»...

На рабочем столе Вампилова осталась неоконченная работа - водевиль «Несравненный Наконечников». У места гибели на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.

Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. В 1973 году на могиле был установлен памятник - камень с автографом.

Лауреат премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне» (1972 - посмертно).

Именем Вампилова назван астероид (малая планета) № 3230.

В 1977 году улица в посёлке Кутулик, на которой жил Александр Вампилов, переименована в улицу Вампилова. В Кутулике расположен Дом-музей А. В. Вампилова и Центральная библиотека Аларского района его имени. В 2012 году в Кутулике Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову работы улан-удэнского скульптора Болота Цыжипова.

В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.

В 1987 году в Иркутске на доме, где жил Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь. C 1987 года в Иркутске проводятся театральные фестивали, которые первоначально назывались «Вампиловские дни», «Байкальские встречи у Вампилова». С 1997 года фестивалю присвоен статус Всероссийского. С 2001 года утвердилось современное наименование - Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова.

В 1997 году в Иркутске на здании административного корпуса Иркутского университета, где учился Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь.

Имя Александра Вампилова носит теплоход на Байкале и Иркутский областной фонд.

В 2003 году в Иркутске в сквере Драматического театра имени Охлопкова был открыт первый памятник Александру Вампилову работы московского скульптора Михаила Переяславца. Идея памятника принадлежит иркутскому поэту Геннадию Гайде.

В 2007 году к 70-летию драматурга в городе Черемхово на здании роддома была установлена мемориальная доска в честь Александра Вампилова.

В 2007 году в Москве во дворе театра «Табакерка» был установлен памятник Александру Вампилову (скульптурная композиция «Драматурги Вампилов, Розов, Володин»).

В 2012 году в Черемхове Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову.

В 2012 году в Иркутске был открыт Культурный центр Александра Вампилова, в котором можно ознакомиться с коллекцией личных вещей писателя.

Личная жизнь Александра Вампилова:

Дважды был женат.

Первая жена - Людмила Добрачёва, на момент их знакомства студентка ИГУ. Поженились в 1960 году, развелись в 1963-м.

Вторая жена - Ольга Ивановская. Поженились в 1963 году. В 1966 году у пары родилась дочь Елена.

Вдова Вампилова о своем супруге говорила: "Воспоминание одно - с этим человеком было безумно весело и интересно. Несмотря ни на что. Даже при самых каких-то тягостных разборках тебе становилось вдруг смешно".

Ольга Ивановская - вторая жена Александра Вампилова

Сценарии Александра Вампилова:

1980 - Несравненный Наконечников (короткометражный)

Экранизации Александра Вампилова:

1975 - Прошлым летом в Чулимске
1975 -
1979 - История с метранпажем (по пьесе «Провинциальные анекдоты»)
1979 - Дом окнами в поле
1979 - Отпуск в сентябре (по пьесе «Утиная охота»)
1981 - Несравненный Наконечников
1981 - Валентина (по мотивам пьесы «Прошлым летом в Чулимске»)
1989 - Двадцать минут с ангелом (по одной новелле из «Провинциальных анекдотов»)
1990 - Провинциальный анекдот (по одной новелле из «Провинциальных анекдотов»)
2003 - Прощание в июне
2006 - Старший сын (Elder son)
2011 - Свидание (короткометражный)
2014 - Прошлым летом в Чулимске
2015 - Райские кущи (по пьесе «Утиная охота»)

Пьесы Александра Вампилова:

1963 - «Дом окнами в поле»
1965 - «Сто рублей новыми деньгами»
1965 - «Воронья роща»
1966 - «Прощание в июне»
1968 - «Старший сын»
1970 - «Утиная охота»
1970 - «Провинциальные анекдоты» (Трагикомическое представление в двух частях)
1970 - «Успех» (инсценировка одноимённого рассказа)
1972 - «Прошлым летом в Чулимске»
1972 - «Несравненный Наконечников»

Постановки Александра Вампилова:

1976 - «Прощание в июне» (спектакль в Рижском ТЮЗе)

Короткие сцены Александра Вампилова:

«Месяц в деревне, или Гибель одного лирика»
«Цветы и годы»
«Свидание. Сценка из нерыцарских времён»
«Квартирант»
«Кладбище слонов»
«Процесс»
«Рафаэль»

Проза Александра Вампилова:

«Из записных книжек»
«Письма»