Учеба игры на гармошке с нуля. Самостоятельное обучение игре на гармошке

Наша Школа создана для того, чтобы каждый желающий мог самостоятельно научиться играть на гармони – быстро и просто!

В чём предназначение “Школы народной игры на гармони”?

Вносить свой вклад в сохранение разумности, доброты и душевности нашего мира,

предоставляя всем желающим возможность быстрого, простого и понятного освоения народной игры на гармони и других музыкальных инструментах

Кто такой Константин Иванин?

1974 г.р. Родился и живёт до сих пор в г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанской области.

Дипломированный:
филолог, инженер, экономист, учитель.

Профессиональная специализация: анализ и моделирование систем (преимущественно технологических и экономических).

Хобби на протяжении более 30 лет: народная культура (рукопашный бой, музыка, пляска, пение).

Последние 20 лет в качестве хобби – инструктор по рукопашному бою, народной пляске и игре на гармони.

К. Иванин достаточно широко известен среди гармонистов России и зарубежья благодаря выпущенной им серии видео-уроков по обучению игре на гармони.

(Более 9 тысяч подписчиков на канале Youtube. Порядка 200 обучающих видео - общей продолжительностью более 80ти часов).

Отзывы пользователей методике, разработанной Константином, Вы можете прочитать на этих каналах.

Как, зачем и почему возникла эта школа?


В детстве у меня была мечта: научиться играть на гармони.

Потом эта мечта сбылась: я достиг именно того уровня игры, о котором мечтал. Которого хотел достичь. Не выше. Но и не ниже.

Я не стал лучшим гармонистом в России, не стал виртуозом. Потому что я мечтал не об этом…

Но я стал человеком, который может в любой уместной ситуации достать гармонь, и сыграть людям под пляску, либо спеть с друзьями и роднёй любимые песни, причём даже и без подготовки.

Именно об этом я мечтал. И именно этому могу научить Вас, если наши мечты схожи.

Процесс воплощения этой мечты был в чистом виде экспериментом длиной примерно в 10 лет.

Суть этого эксперимента сводилась к тому, чтобы научиться играть на гармони, вытаскивая знания «из нутра», а не из внешних источников. При этом, разумеется, взаимодействуя с внешним миром.

В результате этого эксперимента выкристаллизовались и сформулировались не только умение играть. Не только серия обучающих уроков, и не только методика самообучения.
Но и некая философия, которую я считаю своей личной интерпретацией народной философии.

Эта философия - не ностальгия по прошлому. Она прекрасно работает в современном мире, позволяя справляться с трудностями и задачами, которые ставит перед человеком урбанистический, «цифровой» мир.

По моим уроком выучилось огромное количество людей.
За время существования этих уроков я получил огромнейшее количество благодарностей и отзывов. Поэтому посчитал себя вправе более системно и профессионально делиться своими пониманием, умениями и философией с теми, кому это интересно.

В чём ценность этой школы?

Главная ценность нашей школы - в методике преподавания.

Эта методика является нашей собственной разработкой.
Она нацелена на быстрое, простое и радостное получение учеником желаемого результата – умения играть на гармони в народной манере.

По сути, мы знаем последовательность простых действий , которые не только наикратчайшим, но и очень радостным и интересным путём приведут ученика к результату.

Поэтому в нашей школе эти действия выстроены в прямую и лёгкую дорогу, по которой можно очень быстро пройти.

Все материалы организованы системно. Они основываются на методических принципах – “последовательности и постепенности”, “посильности”, “наглядности”, “одной трудности”.

Каждый из этих материалов является частью системы, а не хаотическим фрагментом знания.

Музыка нужна для радости.

Музыка - это язык, на котором говорит душа.

Очень часто во многих музыкальных школах об этом забывают.
А мы помним об этом всегда. И именно это считаем народным подходом к освоению Игры.

Наша методика совместила в себе академические и народные знания о преподавании, взяв из них всё самое лучшее. Это такие принципы, как результативность, научность, прагматичность, простота, доброта, свобода импровизации и радость творчества …

Корни нашей методики - в народной философии, которая назвала игру музыки ИГРОЙ, а не каким-нибудь другим словом.

Как следствие, ИГРА - с первого дня, и на протяжении всего обучения - это один из основополагающих принципов нашей школы.

Пониманию народной философии применительно к игре музыки, к методике обучения, посвящён цикл занятий в школе.

Понимание игры - это ещё один из принципов, на которых строится наша школа.

В общем, сами всё увидите. А вкратце -
В нашей школе можно научиться ИГРАТЬ МУЗЫКУ : быстро, легко и радостно:-).
Именно Играть. И именно Музыку:-).

Для кого эта школа?


Для всех, кто хочет с первых часов обучения получить результат.

А также для тех, кто хочет быстро и с небольшой затратой времени приобрести очень простые, но достаточные умения - и ими довольствоваться,

И для тех, кто хочет развивать эти умения всю жизнь.

Для тех, кто хочет занятия музыкой превратить действительно в творческую увлекательную Игру, а не в мучительную многолетнюю каторгу.

И тех, кто хочет научиться играть на гармони свои любимые песни, а не те произведения, на которые нашлись ноты. И конструировать свою игру на своё усмотрение, а не как написал кто-то.

Для старых, малых, молодых, юных, зрелых…

В общем, для всех.

Кроме тех, кто не любит гармонь:-).

Что такое “народная игра”?

Это игра, основанная на методике, совсем недавно существовавшей в городских дворах и деревенских переулках.

Методике настолько простой и естественной, что мало кто даже задумывался о её существовании.

Это несложная, лёгкая в освоении игра, которая не требует посвящать обучению времени больше, чем есть у простого семейного рабочего человека.

Чаще это аккомпанемент, чем виртуозное соло, хотя виртуозность и не исключена.

Игра, состоящая из понятных и надёжных приёмов.

Которую можно освоить за пару недель, и остановиться на этом,

А можно бесконечно развивать свои умения, так и не достигнув предела.

Как будет проходить обучение?


  • На сайте Школы есть
  • В нём есть несколько курсов: с «первого» по «шестой» классы.
    (Конечно, это условность. Вы можете освоить курс за неделю, можете за пять лет. Зависит от удобного Вам темпа).
  • В каждом курсе - несколько занятий.
    Эти занятия выстроены в последовательности, идеальной для прохождения обучения.
    Вы можете пропустить какое-то из занятий, или даже курс, если считаете, что предлагаемые в них умения Вами уже освоены. Но рекомендую всё-таки идти последовательно.
  • Затем осваиваете материал занятия.
  • Когда посчитаете своё умение сформированным, переходите к следующему занятию.
  • Таким образом, после занятия вы знаете точный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Как делать?».
  • Учебные материалы сделаны так, чтобы не отнимать у Вас много времени на просмотр: короткие, и по существу.
  • Если Вы хотите поподробнее пообщаться на тему занятия, Вы можете поучаствовать в вебинаре, посвящённом этой теме. Либо просмотреть запись прошедшего вебинара. Либо предложить провести такой вебинар, если он ещё не проводился.
  • После освоения занятия, Вы можете разместить запись Вашей игры в нашей группе

Губная гармоника – чемпион среди музыкальных инструментов по бюджетности, удобству и скорости обучения. Научиться играть на гармошке довольно просто. За один-два месяца музыканты приобретают способность извлекать приятные звуки, играть простые мелодии и даже импровизировать.

Как научиться играть на губной гармошке


Начав обучение со знакомства с инструментом, новички могут увидеть перспективу собственного развития в музыкальном плане. Видеоурок для начинающих описывает устройство и типы инструмента, варианты звуков и мелодий. Ролик содержит рекомендации по выбору гармошки. Начинающие музыканты узнают несколько новых терминов и станут чуть ближе к миру музыки.

Постановка рук, губ и дыхания


От техники игры зависит плотность, сила и красота звука, издаваемого инструментом. Важно научиться правильно держать гармонику в руках, приучить губы к нужной позиции и развить дыхание. Первый практический урок дает основы игры, предостерегает новичков от возможных технических ошибок и демонстрирует возможности инструмента. Автор видео показывает, как меняется звуковой эффект при разной постановке губ и рук.

Техника одиночного звука


Губная гармошка имеет десять отверстий, каждому из которых соответствует определенная нота. Обучение игре стоит начинать с умения «выдувать» нужные ноты на вдохе и выдохе. Для точного извлечения звуков нужно научиться четко дуть в одно отверстие. Секрет – в правильном расположении гармошки относительно губ. Профессиональный исполнитель Борис Плотников дает подробнейшую инструкцию для решения музыкальной задачи.

Урок игры для начинающих


Нотная грамота для губной гармошки называется табулатурой или табами. Запись мелодии представляет набор цифр с указанием вдохов и выдохов с помощью знаков «+» и «–». Видеоурок научит читать табулатуру и исполнять простую мелодию «В траве сидел кузнечик». Благодаря используемым при объяснении схемам и графическим рисункам информация запоминается легко и быстро.

Упражнения на губной гармошке


Для обучения игре на любом инструменте существуют специальные упражнения: гаммы, арпеджио, аккорды. Губная гармошка имеет аналогичные возможности. Видеоурок содержит 6 упражнений для оттачивания исполнительской техники, тренировки координации, дыхания и мышц рта. Автор ролика дает полезные советы по правилам эксплуатации инструмента и технике безопасности. Занятия помогают развить музыкальный слух, улучшить дикцию и служат общеоздоровительной практикой.

Тренировка ритма


Сыграть мелодию на губной гармонике можно без владения техникой и знания нот. Сергей Сопко делится нестандартным подходом к исполнению музыки с помощью ритмического рисунка. Смысл заключается в извлечении задуманного ритма из инструмента. Сергей подробно останавливается на технике создания и тренировке ритма, демонстрирует примеры разных мелодий, дает упражнения для развития чувства ритма.

Учимся делать бенды


Бенды – дополнительные ноты без указания в базовом строе (табулатуре). Повышение и понижение звука происходит без смены отверстия, с помощью определенных вокальных техник. Овладев приемом, можно заставить простую мелодию звучать более интересно. Видеозанятие с Михаилом Петровым поможет разобраться в тонкостях звукоизвлечения, натренировать гортань и связки для профессиональной игры.

Вибрато горлом и диафрагмой


Обучающий ролик о секретах игры на губной гармонике от Александра Братецкого оставляет за кадром общие вопросы и акцентирует внимание на артикуляционных и дыхательных техниках. Суть вибрато – в изменении физической характеристики звука. При диафрагмальном вибрато варьируется громкость, при горловом – тон. Видеоурок научит правильно выполнять оба элемента и использовать новую технику в игре.

Исполняем блюз


Обычно блюз состоит из повторяющихся музыкальных фраз. Для исполнения блюза необходимо выучить всего три музыкальных рисунка. Онлайн школа игры на губной гармошке предлагает новичкам подробный урок с объяснением техники игры каждого звука. Преподаватель учит брать плавные звуки, делать акценты, изображать трели и бенды.

Чаггинг на губной гармонике


Техника «чаггинг» подразумевает имитацию звуков паровоза. Андрей Абатуров предлагает разобрать три разновидности паровоза разной степени сложности, от легкого до продвинутого. За кажущейся сложностью приема кроется особая исполнительская техника. Андрей подробно показывает каждое движение губами и руками, разбирает элементы дыхания, учит проговаривать нужные слоги одновременно с игрой.

Не верится, что можно научиться играть на гармони даже без знания нот? Оказывается, при большом желании можно все, даже научиться играть на гармошке буквально за полчаса.

Как научиться играть на гармошке

Даже если вы не знаете нот, не трудно их вспомнить, ведь ноты всегда на слуху. Со школьной скамьи каждый ребенок запоминает простое сочетание: до-ре-ми, фа-соль-ля-си, и последняя нота – до. Вот и все знания, просто и легко.

Правило первое: чтобы научиться играть на гармошке, учим назубок ноты. Пропеваем их сначала по порядку, потом в обратном порядке. Петь нужно сколько угодно, главное – чтобы вы запомнили все ноты. И сами того не подозревая, у нас получилось выучить гамму.

Что поможет быстрее научиться играть:

  • Чтобы не путать ноты, их можно быстро выучить так: отметить рабочие клавиши, а те, что пока не нужны для простых мелодий, можно заклеить. Или наоборот, выделить наклейками нужные клавиши. Как раз рекомендуем выделить основные ноты: это нота «Фа» и нота «Соль». Они делят клавиатуру гармони на 2 части. Получается, что в нижнем ряду будет 5 кнопок, ну и в верхнем столько же. Это 4 сектора.
  • Берите в руки гармонь, сядьте поудобнее, чтобы ничего не мешало. Если рост не позволяет, поставьте под ноги маленькую подставку или скамеечку, для баланса.
  • Теперь на каждый сектор нужно поставить все 5 пальцев. Получится, что пальцы находятся на нотах, через одну.
  • Отсчитывая от ноты «Фа» и «Соль» снизу, нажимаем на клавиши. Слушаем звучание, запоминаем расположение пальцев.
  • Отработали, переходим к следующему: прорабатываем сектора от 1 до 4, располагая пальцы на каждом. Чтобы закрепить эту часть урока, пригодится специальная таблица, на которой обозначены столбцы и строки, а также числа и обозначения нот. Как пишутся ноты – лучше выучить сразу, чтобы не было путаницы: «До – С , Ре – D , Ми – E , Фа – F , Соль – G , Ля – F , Си – H ». Если сосредоточиться, то за пару минут легко выучить все ноты.
  • Для закрепления выученного материала можно вооружившись фломастерами разных цветов, нарисовать нотный стан, обозначить ноты. Чтобы не путаться, нотный стан лучше нарисовать светлыми фломастерами, линии должны быть тонкими.
  • Следующие 5 линий – другого, более яркого оттенка. Итого: 11 линеечный нотный стан, основа – 5 линий+скрипичный ключ.
  • На верхней линии нужно поставить 2 ноты: «Фа» и «Соль», запомнить их расположение, чтобы потом проработать ноты и закрепить этот навык на гармони.
  • Остается применить и отработать полученные знания, научиться воспринимать ноты на нотном листе и находить их пальцами на гармони. Когда все будет получаться без пауз, можно сказать, что вы практически научились играть.
  • Дальше – все просто, берете ноты с простым произведением для новичка – пробуете играть.
  • учиться играть на гармони нужно каждый день, выделяйте на уроки хотя бы по 15 минут. Лучше всего играть 10 минут утром и столько же вечером;
  • не спешите, осваивайте нотную азбуку постепенно;
  • первое задание нужно отработать досконально: выучить гамму «До-мажор», можно играть не по нотам, а на слух. Обязательно тренироваться на гаммах;
  • исполняя мелодию, мех не нужно дергать рывками, ведите его плавно. До конца меха не растягивают, это лишнее;
  • пальцы должны быть задействованы все – поставьте их на клавиатуру, даже если пока сложно играть всеми пальцами, нужно привыкать постепенно к новым движениям;
  • если осваиваете этот музыкальный инструмент без помощника, тогда слушайте аудиозаписи, видеоуроки, запишите свою игру, чтобы посмотреть на себя со стороны и отметить ошибки.

.


Самоучитель игры на двухрядной гармонике
документ удален по просьбе правообладателя
для информации, только описание

1. От автора
2. Установка инструмента
3. Постановка левой руки
4. Схема «Частушки»
5. Ноты в басовом ключе
6. Схема левой клавиатуры гармоники
7. Нотный стан
8. Басовый ключ
9. Аккорд (мажорный, минорный, септаккорд)
10. Октава
11. Названия основных звуков
12. Добавочные линейки
13. Такт
14. Тактовая черта
15. Размер, метр
16. Сильные и слабые доли
17. Длительности
18. Составные части ноты
19. Аппликатура
20. Расшифровка аккордов левой клавитуры
Упражнения для левой руки
21. №1
22. №2
23. №3
24. №4
25. №5
26. №6
27. Постановка правой руки
28. Скрипичный ключ
29. Схема расположения нот на правой клавиатуре
30. Ноты в скрипичном ключе
31. Частушка
32. Цыганочка
33. Во саду ли, в огороде
34. С горки на гору ходила
35. Диез
36. Энгармонизм
37. Тон, полутон
38. Частушка
39. Цыганочка
40. Весёлая карусель
41. Пауза
42. Весёлые гуси
43. Цыплята. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко
44. По малину в сад пойдём. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко
45. Подружка моя
46. Синкопа
47. Реприза
48. Вольта
49. Нота с точкой
50. Чешская полька
51. Наш березник листоватый
52. Светит месяц
53. Подружка моя
54. Лига
55. Чёте надо?
56. Штрихи
57. Терешанские припевки
58. Октавный перенос
59. Залигованные ноты одинаковой высоты
60. Динамические оттенки
61. По Дону гуляет казак молодой
62. Игра по слуху
63. Аккорды от основных ступеней
64. Схема аккомпанемента №1
65. Хорошо на Волге жить!
66. Как пошли наши подружки
67. Котик
68. Стоит орешина кудрявая
69. Пойду ль я, выйду ль я
70. Схема аккомпанемента №2
71. Ёлочка
72. Перевоз Дуня держала
73. Когда б имел златые горы
74. Миленький ты мой
75. Куманёчек
76. Из-за острова на стрежень
77. Крыжачок
78. Мишка с куклой, м. Качурбина
79. В лесу родилась ёлочка , Л. Бекман
80. Схема аккомпанемента №3
81. Коробейники
82. Мой костёр
83. Перепёлочка
84. А я по лугу
85. Школа бальных танцев
86. В лунном сияньи
87. Схема аккомпанемента №4
88. Отговорила роща золотая. Музыка Г. Пономаренко
89. Огонёк
90. Вологда. Музыка Б. Мокроусова
91. Одинокая гармонь . Музыка Б. Мокроусова
92. Кому это надо?
93. Одинокая ветка сирени
94. Я ОДИН. Слова и музыка С. Друцкого
95. Схема аккомпанемента №5
96. Сулико
97. Матаня
98. По диким степям Забайкалья
99. На горе то калина
100. Ой, матаня, матанёк
101. Схема №6
102. Сиреневый туман
103. Подмосковные вечера . Музыка В. Соловьёва-Седого
104. Схема №7
105. Лезгинка
106. Раскинулось море широко
107. Ходила младёшенька по борочку
108. Выйду ль я на реченьку
109. Барыня
110. Некоторые приемы варьирования мелодии

Нотное приложение
111. Милка, цё?
112. У ворот, ворот
113. Что, гармошка, не играешь?
114. Самарка
115. Частушки-коротушки
116. Матаня
117. Заиграй, моя волынка
118. Ухарь - купец
119. Ёлочки -метелочки
120. Отдавали молоду
121. Ты воспой в саду, соловейко
122. Смоленский гусачок
123. Мы на лодочке катались
124. Переменный размер
125. Касимовские припевки
126. Сормовские частушки
127. Произвольные длительности. Триоль
128. ОЙ, ТОПНИ, НОГа (Сербиянка)
129. Ёлочки, сосёночки
130. Сеньо
131. Досада
132. Рязанские прибаутки
133. Череповецкие плясовые припевки
134. Девки, пойте
135. А говорят, мы боевые
136. Кесовогорская кадриль
137. Полька простая
138. Полька «Гусачок»
139. Форшлаг
140. Тонкая рябина
141. Краковяк
142. Тирольский вальс
143. Вот кто-то с горочки спустился
144. Утушка луговая. Обработка Г. Тышкевича
145. А ты, зимушка - зима. Обработка Г. Тышкевича
146. Пересохни, Волга-речка
147. Калина красная . Музыка Я.Френкеля
148. Там вдали, за рекой
149. Окрасился месяц багрянцем. Обработка Г. Тышкевича
150. Над ОКОШКОМ месяц. Музыка Е. Попова
151. А Я люблю женатого. Музыка К. Молчаного
152. Катюша . Музыка М. Блантера
153. Называют меня некрасивою
154. Когда весна придет - не знаю ... Музыка Б. Мокроусова
155. Семеновна. Обработка С. Привалова
156. Во лесочке комарочки
157. Гопак
158. Лезгинка
159. Частушечные наигрыши. Наигрыши В. Завражнева
160. Неаполитанские НОЧИ. Д. Ботари. Обработка Г. Тышкевича
161. Матаня. Упрощенный вариант В. Огурцова
162. Раскинулось море широко. Обработка В. Огурцова
163. СОН Степана Разина. Обработка В. Огурцова
164. Хас-Булат. Обработка В. Огурцова
165. Мурка. Обработка В. Огурцова

Как научиться играть на гармошке?

Владение игрой на каком-либо музыкальном инструменте не перестает быть полезным навыком даже при повсеместном распространении плееров и других подобных устройств. Здесь большую роль играет не качество и громкость, а исключительная душевная составляющая живой музыки. Выбрав же в качестве приоритетного инструмента гармошку, удастся как представить друзьям известные современные композиции в новом свете, так и плотнее сблизиться с национальной культурой. При этом научиться играть на гармошке не сложнее, чем на многих других «мобильных» инструментах.

Музыкальная школа

Для обучения игре на гармошке, баяне или аккордеоне можно воспользоваться несколькими способами. Первый - это отучиться в музыкальной школе. Здесь под началом профессионального преподавателя удастся освоить не только сам навык воспроизведения музыки, но и получить исчерпывающие знания об особенностях построения мелодии и чтении нот.

Это значительно облегчит самостоятельный подбор в дальнейшем и позволит расширять репертуар до бесконечности. Конечно, для обучения в музыкальной школе потребуется выполнять требования педагогов и тратить довольно много времени, но результат того стоит.

Дворовый способ

Второй способ предполагает обучение у уже умеющего играть на гармошке знакомого. Такой путь, подобно «дворовому» обучению игре на гитаре, дает возможность быстро научиться играть ограниченное количество композиций без умения читать ноты. Это весьма ограничивает как репертуар, так и общее музыкальное развитие, зато существенно экономит время.

Самоучитель

Как вариант, можно попытаться освоить инструмент самостоятельно при помощи самоучителей и видеоуроков. Такой способ обладает положительными качествами двух предыдущих, но требует большой усидчивости, желания и некоторого таланта.

Он же является оптимальным вариантом в случаях, если посещение музыкального образовательного учреждения невозможно и нет знакомых, владеющих игрой на гармошке. Рассмотрим его подробнее.

Особенности самостоятельного обучения

Большинство версий самоучителей первоначально знакомит ученика с базовыми определениями и основными понятиями. Ни в коем случае не стоит пропускать такие уроки и приступать непосредственно к практике. Это существенно влияет на скорость овладения инструментом и развитие навыков игры.

Основной залог любых самостоятельных занятий по подобным методикам - последовательность и полное осваивание каждого урока. Соблюдение этих условий гарантирует быстрое и результативное завершение курса. После него же знаний обычно достаточно для свободного выбора и разучивания почти любых произведений.

Параллельно с обучением игре на этом инструменте можно уделять время и осваиванию его младшего брата, губной гармошке. Подробную информацию о ней можно получить в нашей статье .