Тимуровцы XXI века. Тимуровец

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи и сделать это бескорыстно было нормальной человеческой реакцией на событие. Это можно называть нравственностью, можно воспитанием, но суть была одна – такое отношение к окружающему миру позволяло советским детям вырастать в приличных людей и достойных граждан.

Интересно и то, что часто тимуровцев путали с пионерами. Однако, это не одно и то же. Как пишет исследователь этого вопроса, историк Алексей Николаевич Балакирев, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят. Причина в том, что в трудное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, учителям было уже не до политического воспитания и дети воспитывали себя сами. Вернее, их воспитывали книги и личный пример старших товарищей.

Так родилось тимуровское движение. Оно быстро стало популярным и росло в арифметической прогрессии. За пять лет войны в СССР было уже три миллиона подростков, которые гордо именовали себя тимуровцами. Ребята эти были незаменимы и в тылу, и в партизанском движении, и сегодня мы тоже обязаны им своей Великой Победой.

Обратимся к организации

Движение родилось в 1940 году после того, как свет увидела повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Повесть была закончена 27 августа, уже через неделю отрывок вышел в печати. Затем начались трансляции по радио – успех был ошеломительный. Спустя год повесть вышла большим тиражом, его тут же раскупили, напечатали ещё и ещё. И до конца 1970-х годов повесть «Тимур и его команда» стала одним из самых значимых и главное любимых произведений детской литературы.

Сразу после выхода первого тиража во всех городах и весях СССР, как грибы после дождя, начали появляться отряды тимуровцев. Бывало даже такое, что в одном небольшом селении было по два, а то и по три отряда. И они даже боролись за добрые дела: дважды рубили одни и те же дрова для вдовы героя войны, трижды подметали двор или полоскали белье. Такие случались курьезы.

Организацию, которую описывает Гайдар, он не выдумал, а создал в своем детстве сам: он был командиром дворовой команды, тайно делал добрые дела и не просил за них награды. Современным языком, ребят, которые помогают ближним, можно было бы назвать волонтёрами. И тогда они были чем-то новым и необычным, ведь подростки организовывались сами, без участия взрослых и без их руководства
О подобной дворовой команде писал Константин Паустовский, он вспоминает случай когда мальчишки помогли найти очень редкое лекарство и благодаря этому тяжелобольной малыш выздоровел.

В годы войны тимуровское движение приобрело массовый характер. Проблем в каждом дворе было много и ребята, как и раньше, работали не по указке сверху, а сами решали, что делать и кому помогать. Но всё-таки если раньше это больше была игра, то теперь – необходимая помощь. "Конспирация" и "тайные планы" осталась в мирном времени, теперь же были списки неотложных дел и графики дежурств. Примерно тогда же, оценив привлекательность тимуровских команд, в движение включились и зрелые люди.

Отряд бабы Саши

В 1941 году в Киеве действовала тимуровская команда из 250 ребят, а в городе Пласт Челябинской области собралась команда из 200 подростков. Ей руководила 74-летняя Александра Петровна Рычкова.

Одна из ее бывших подопечных вспоминала, что когда в августе 1941 года в шахтёрском городке Пласт узнали о том, что в центре собирается команда тимуровцев, для того, чтобы помочь фронту, сбежались все местные ребята.
И хотя на первом же сборе Александра Петровна объявила, что работать будут на износ, без скидок на возраст (и те, кто передумал, сразу могут уйти), ряды не шелохнулись. В строю стояли 108 детей и подростков. Желающих разбили на отряды, у каждого отряда назначили главного.

Действовали по плану, который ежедневно раздавала баба Шура. В план входила и помощь нуждающимся, и политинформация и идеологическая работа, и проведение концертов для госпиталя. Были также общие задания, которые касались всех: сбор лекарственных растений, заготовка дров, сбор металлолома для фронта, другие текущие дела. А их было немало: работа в полях, шефство над семьями фронтовиков, многие работали няньками чужих детей, пока родители трудились.

За полгода активной деятельности отряд завоевал безукоризненную репутацию. И тогда власти выделили им пустующую комнату, в которой расположился штаб. Сюда тримуровцы, да и местные жители, несли подарки для солдат на фронте и для госпиталей: вязаные носки, безрукавки, шарфы, шапки, варежки.

Интересно и то, что в шахтах близ города Пласта добывали золото, за которое мы, СССР, покупали у Америки и Британии военную технику и продукты. Основную работу по добыче делали шахтёры, но если вдруг отключали свет (а происходило такое частенько) сотрудники звали на помощь тимуровцев. Мальчишки спускались под землю и вместе со взрослыми поднимали на поверхность тяжелый груз.
Ещё одно дело, которое им доверяли – они заползали в отвалы и отбирали из уже отработанных пород то, что пропустили шахтёры.
Несмотря на такую занятость, дети всё-таки ходили в школу. Их ратный труд не остался незамеченным – об отряде городка Пласт не раз писали в советских газетах. А сегодня упоминание об этой тимуровской команде можно найти в энциклопедии Великой Отечественной войны.

Под крылом власти

В 1942 году педагогическая общественность заволновалась: тимуровские команды начали подменять, вытеснять пионерские организации. Всплыл факт о том, что в столице была расформирована пионерская организация. Комсомольцы испугались и начали активную работу по слиянию пионеров и тимуровцев. В финале взяли тимуровцев под свой контроль. Были здесь и свои плюсы, и минусы. Рассуждать об этом можно долго. Но суть в том, что теперь тимуровцы потеряли свободу выбора, их перевели в категорию дополнительной формы работы пионерской организации. И некоторые исследователи считают, что в 60-70-х движение умерло.

Я не историк. Родилась в 1979 году. И детство мое пришлось на вторую половину восьмидесятых. В памяти остались длинные очереди, талоны, кусковой сахар вместо конфет. Но ещё я помню, как входила в школьную тимуровскую команду ПГТ Сарата Одесской области.
Мы носили бабушкам воду, убирали в квартирах у инвалидов, помогали в огородах и играли с чужими детьми. Я не помню, чтобы все это я делала из-под палки. Наоборот – гордилась тем, что смогла принести своей стране пользу и сделать для кого-то что-то хорошее. Так думали и мои школьные друзья. Так нас воспитывали.

Поэтому разговоры о том, что в последние годы СССР тимуровское движение себя изжило, считаю нечестными.
Сегодня тимуровцев можно назвать волонтёрами, или добровольцами. Отряды есть при школах, и при спортивных клубах. Но всё-таки это немного другое. Потому что новое время рождает новых кумиров. И это неизбежно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общие хобби. Так уж они, вернее, мы с вами, люди, устроены. А вот что это за группы, и что это за увлечения, определяет время. Вернее, те взрослые, которые это время, эту историю делают сегодня. К примеру, во время войны в СССР были тимуровцы, чуть позже – мальчишки сбегали покорять Север, строить БАМ, осваивать целину. В 70-х были хиппи, в 90-х махровым цветом расцвело движение скинхедов.

Сейчас возрождаются поисковые отряды, патриотические движения, спортклубы, говорят, кое-где есть и новые тимуровцы. Навряд ли они смогут быть реальной альтернативой "тем самым" тимуровцам, но хорошо уже то, что они есть. Сейчас тема любви к Родине, к России выходит на первый план и это дает нам надежду на то, что в недалеком будущем мы увидим новое поколение. И оно будет лучше, чем мы...

Тимуровскийотряд «Милосердие» МАОУ «СОШ №4»

г. Ялуторовска Тюменской области

Чтец 1: Раз, два –

Вместе: Три, четыре.

Чтец 1: Три, четыре –

Вместе: Раз, два.

Чтец1: Кто шагает дружно в ряд?

Вместе: Наш тимуровский отряд.

Отряд

«Милосердие»

Наш девиз

Твори добро

Цель отряда :оказаниепомощи определенной категории людейи сбор материала о ветеранах войны и труда.

Программа тимуровского отряда "Милосердие" на 2018-2019 уч.год

Законы тимуровского отряда.

- Закон точности: все дела начинать вовремя, не опаздывать.

- Закон поднятой руки: если человек поднял руку, значит, ему есть что сказать.

- Закон равенства: все идеи равны, будь они предложены директором, классным руководителем, командиром или ребёнком.

-Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.

-Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

-Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям; помни об их интересах, потребностях, нуждах.

-Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай их.

-Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.

-Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других людей.

-Закон старости: Помни, старость уважается у всех народов. Будь цивилизован.

-Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе ближнего.

-Закон чести: Вспоминай о физической силе только наедине с собой; помни о духовной силе, благородстве, долге, достоинстве.

Клятвачлена отряда

Я,ФИО, вступая в тимуровский отряд «Милосердие», обещаю быть честным и справедливымчеловеком, оказывать помощь нуждающимся, работать на благо моейшколы №4,моего города Ялуторовска, моейРодиныРоссии, быть её достойным гражданином.

Чтец 1: Мы просто девчонки, мы просто мальчишки,
И мудрый волшебник Гайдар
Не выдумал нас в своей солнечной книжке,
А только лишь доброе имя нам дал.

Чтец 2: Речей и фанфар нам, ребята, не надо,
Недолгие сборы у нас.
Мы к людям спешим, чтобы светлая радость
Улыбками вспыхнула в тысячах глаз.

Чтец 3 : Мы верим все в добро.

Которое основа жизни!

И это компас тот в судьбе,

Спасающий от катастроф Отчизну!


Наш отряд «Милосердие уже существует 5 лет. Мы тесно сотрудничаем

с «Ялуторовскимкомплекснымцентромсоциального обслуживания населения»,

с председателем Совета ветеранов,

со «Станциейюных туристов»,

спартией «Единая Россия»,

сХором ветерановг. Ялуторовска,

спредседателем игры «Зарница» г. Тюмени,

с Тюменским поисковым центром «Поисковик»

Основные направления деятельности тимуровского отряда «Милосердие»

«Дом без одиночества»

Постоянное общение с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, тружениками тыла,с теми, кто находится практически только в стенах своего дома.

1. Окружение заботой и вниманием, оказание конкретной помощи одиноким престарелым людям.

2. Организация и проведение“огоньков”,встреч,концертных программ,“Подарок ветерану”, “Примите нашипоздравления”, «Снег».

Собран богатейший материало ветеранах войны и труда.Это летопись

Нашим тимуровским отрядомвзято интервью у многихветеранов войны и труда.

Следющее направление деятельности тимуровского отряда «Милосердие»-«Шаг навстречу»

1. Вовлечение в тимуровский отряддетей-сирот, находящихсяподопекой, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Организация и проведениеблаготворительных акций “Новогоднее чудо”, “Спешите делать добро”; праздников, игровых программ, концертов;операций “Письмосолдату”, “Фонарик дружбы” (поздравительныеоткрытки, мини-газеты).

В 2014-2015 учебном году прошли замечательныепраздники: « День пожилых людей»,праздник« Мамин день» в соцзащите,Новогодний маскарад»вшколе №1, поздравляли ветеранов войны и труда на дому и на улице.

Следющее направление деятельности тимуровского отряда «Милосердие» -«Ты знаешь – я рядом!»

1.Вовлечение в отряд учащихся, у которыхстепень социального благополучияразлична.

2. Организация совместной деятельности.

З. Проведение совместныхвстречсветеранами войныитружениками тыла. Частыми гостями в нашей школе являются ВетеранВеликой Отечественной войны Соколов Николай Антонович, о нём собран богатейший материал. А такжепредставитель«Хора ветеранов»Бухарова Валентина Исааковна, котораядала нам много информациио своих родителях, о своём хоре. И незабываемые встречисПлосковымМарсом Прокопьевичем, ветераном войны,иВишняковымАлександром Ивановичем,тоже ветераном войны. Каждый год мы слушаемрассказыоб армии Смирнова ЮрияКонстантиновича.

Следющее направление деятельности тимуровского отряда «Милосердие»- «Трудовой десант»

  1. Уборка возле памятников г. Ялуторовска
  2. Помощьвсем нуждающимся: это акция «Ветеран живет рядом»,операция «Доброходы», «Снег», акция «Забота», «Посылка солдату», акция « Протяни навстречу руки» и т.д.

Под своё шефствомы взяли заботуо ветеранах войны и труда своего микрорайона, мы знаем, что они нуждаются в нашей помощи, нашей заботе.

Одно из направлений деятельности тимуровского отряда «Милосердие» - это «Память». Это память о тех, кто отдал свои жизни на полях сраженийради светлого будущего над головой.

Одно из важных направлений тимуровского отряда «Милосердие»- это «Презентациянаших дел»

1.Наш социальный проект «Твори добро»на Всероссийском конкурсе «МАУНЕД «МАГИСТР» занял 2 место.

2.Работа тимуровского отряда «Милосердие» была замечена наобластном конкурсе «Нам дороги эти позабыть нельзя»

3.Краеведческие исследовательские работыбыли успешно представленынаМеждународном конкурсе «Товарищ, верь», гдеВиктор Б. и Елена К.заняли призовые места.

4.Краеведческая работа ЕленыК. заслужила вниманиенаобластномконкурсе « Мы живём в Сибири»

5. Кулай Б., ученица 9 класса и Иван К., ученик 6 класса в областной олимпиаде творческих работ заняли 2и 3 места.

6.Наобластномконкурсе сочинений«70-летиюПобеды в Великой Отечественной войне посвящается» Николай Д. занял 3 место

Тимуровец всегда силен

Тимуровец достоин уваженья

И по призыву нынешних времен

Мы возрождаем юности движенье.

Тимуровец – это светлое завтра.

Тимуровец – это солнца восход.

Тимуровец – это верность и братство.

Тимуровец – это мысли полёт.

Чтец 2: Вступай в тимуровцы и этим гордись,

Пускай интересней пройдёт твоя жизнь.

Не надо, ребята, без дела сидеть.

Ведь надо, ребята, так много успеть!

«Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым

сердцем, незаметные, но с огромной душой. Они-то и

украшают жизнь, вмещая в себя все, что есть в

человечестве, - доброту, простоту, доверие”

Г. Троепольский

"Взялся сделать — сделай хорошо", — говорил главный герой повести "Тимур и его команда". Этот лозунг подхватили советские подростки по всей стране. Книга Аркадия Гайдара о мальчике, тайно помогающем семьям солдат и офицеров, вызвала невероятный резонанс. Так в Советском Союзе появилось первое добровольческое движение — тимуровцы.

Добровольцы, или волонтеры, бескорыстно помогающие другим, были всегда. Особую роль в жизни России они начали играть после Октябрьской революции.

Тогда идеи добровольной помощи активно пропагандировались на государственном уровне. Образ добровольца, восстанавливавшего народное хозяйство, покоряющего целину, практически впечатывали в сознание молодых людей. Порой волонтерство приобретало добровольно-принудительный характер (как, например, субботники), но часто искреннее желание новой жизни вдохновляло многих на бескорыстную помощь, альтруизм.

Самым ярким явлением в добровольчестве Союза стало тимуровское движение.

© РИА Новости Репродукция иллюстрации к книге Аркадия Гайдара "Тимур и его команда"

© РИА Новости

С чего все начиналось

В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть "Тимур и его команда" про мальчика, который со своими друзьями помогал семьям военных, ушедших на фронт.

Образ Тимура настолько вдохновил советских школьников, что появились подражатели. Они организовывали отряды, чтобы помогать старикам, семьям солдат и офицеров.

Первый отряд появился в подмосковном Клину — именно там Гайдар создал это произведение. Шесть подростков практически стали первопроходцами в тимуровском движении.

Затем такие отряды возникли по всей стране. Причем порой в одной местности сосуществовали две-три подобные команды. Из-за этого происходили и курьезы — подростки по несколько раз за день рубили дрова в одном дворе или трижды там подметали.

Многие считают, что Аркадий Гайдар описывал опыт деятельности скаутских организаций начала XX века. Как бы то ни было, помощь тимуровцев оказалась очень своевременной и нужной. Такие отряды помогали в детских домах и школах, брали шефство над семьями офицеров и солдат, работали в полях, собирали металлолом — всего и не перечислить. Отдельного внимания заслуживает их работа в госпиталях, где юные активисты по поручению солдат писали письма и помогали медперсоналу. При этом подростки продолжали ходить на уроки.

Расцвет, угасание и возрождение

Во время Великой Отечественной войны тимуровское движение расширилось. Можно сказать, что в него были вовлечены почти все школьники. В 1945-м в Советском Союзе насчитывалось около трех миллионов тимуровцев.

После Победы тимуровцы продолжили помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым, ухаживали за могилами красноармейцев. Но постепенно энтузиазм добровольцев начал угасать.

Добровольчество возродилось лишь в период оттепели — в 1960-х годах. Тогда дети и взрослые стремились помочь друг другу, и государство стало отмечать их заслуги — лучшим вручали награды.

Выход на новый уровень

В этот же период тимуровское движение возобновилось и приобрело статус всесоюзного. Воодушевленные школьники помимо обычной помощи занялись поисками пропавших без вести на войне.

В 1970-х при редакции журнала "Пионер" был сформирован всесоюзный штаб Тимура. А в 1973-м в лагере "Артек" состоялся первый всесоюзный слет. Тогда даже была принята программа тимуровского движения.

Более того, оно вышло за пределы СССР — отряды возникали в Болгарии, Польше, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Развал Советского Союза логично привел к ликвидации практически всех советских начинаний, не исключая тимуровского движения.

Однако желание помогать невозможно искоренить — спустя несколько лет добровольчество постепенно начинает возрождаться. Власти активно участвуют в поддержке волонтерских инициатив. И вновь у школьников появилась возможность непосредственно участвовать не только в жизни своего города, но и всей страны.

Как и раньше, подростки помогают нуждающимся, стараются быть полезными обществу.

Быть или не быть

"Это была, с одной стороны, игра, с другой — мы чувствовали себя причастными к чему-то очень важному и взрослому", — вспоминает бывший тимуровец Евгений.

По его словам, молодежные движения и объединения развивают в подростках уважение к пожилым людям. К тому же вырабатывается ответственность: ты берешь деньги у людей, если идешь в магазин или аптеку, покупаешь именно то, что нужно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общее хобби. Очень важно, какие интересы объединят подрастающее поколение.

Многое зависит от того, как именно подать эту идею подросткам. Напомню, что, по книге, тимуровское движение образовалось самими ребятами, без какого-либо участия взрослых. И подобный опыт самоорганизации можно только приветствовать и в современных условиях, поддерживать его, развивать", — отмечает психолог Алиса Курамшина.

По ее словам, если вменять помощь ближнему в обязанности каждому школьнику, то стоит делать это очень аккуратно, мягко, выдавать как норму жизни, без которой человек не может считаться полноценным гражданином, членом общества.

"Соблюдая эти условия, можно надеяться на то, что ответственность и забота о людях будут прививаться. Еще лучше будет результат, если к этому привлекать не только школьников, но и их семьи", — считает психолог.

    Кто такие тимуровцы?

    Тимуровцы современного общества.

    История тимуровского движения в нашей школе.

  1. Фотоотчёт.

Кто такие тимуровцы?

Тимуровец - понятие, пришедшее к нам из советских времён, обозначающее образцового школьника, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо общества. Слово "тимуровец" происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, женщинам, пожилым и больным людям.Образ Тимура писатель ассоциировал со своим сыном Тимуром Аркадьевичем Гайдаром.

После появления этой книги и стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Поначалу советская власть отнеслась к нему настороженно,так как оно, как казалось, создавало некоторую конкуренцию пионерской организации. Но позже тимуровцы стали лучшей частью идеологической системы, сохраняя при этом дух волонтерства и добровольчества.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

В 1960-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе организована библиотека-музей им. Гайдара.

Традиции тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и во многом другом. Тимуровские команды и отряды создавались в Германии, Болгарии, Польши, Вьетнама, Чехословакии. При этом слово "тимуровец" звучало по-русски.

В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов, а с 2009 года было инициировано новое Всероссийское детско-юношеское и молодежное тимуровское (добровольческое) движение по направлению «Тимуровцы информационного общества», призванное способствовать развитию волонтерского движения в помощь социально-незащищенным группам граждан в информационном обществе.

Тимуровцы современного общества

Сегодня людям старшего возраста крайне сложно адаптироваться к условиям жизни в современном обществе, пользоваться электронными государственными услугами и осуществлять социальное общение. Не секрет, что молодежь гораздо быстрее «находит общий язык» с компьютером, чем люди за сорок и старше.

Цифровое неравенство затрагивает социально уязвимые группы граждан, именно тех, кому в большей степени необходима социальная поддержка.

Представителям более старшего поколения сложно собирать информацию о работе государственных органов, искать перечни необходимых документов для получения государственных услуг, узнавать время работы нужного ведомства и т.д. Вся эта информация в данный момент доступна в сети Интернет, ее можно получить за несколько минут, однако людям старшего возраста из-за компьютерной неграмотности приходится отстаивать часовые очереди, тратить время и деньги на поездки в органы государственной власти.

Во многих случаях люди старшего возраста получают помощь в обучении основам информационных технологий в рамках своих семей. Молодежь пытается помочь старшему поколению освоить компьютер, научиться пользоваться интернетом, сервисами мгновенного обмена сообщениями, порталами органов государственной власти и интернет-магазинами.

Для старшего поколения это не только вопрос получения знаний и навыков,
но и важный опыт социальной адаптации и межпоколенческого общения.

История тимуровского движения в нашей школе

13 марта 2012 года к нам в школу обратились представители Сбербанка России с просьбой оказать содействие по обучению пенсионеров компьютерной грамотности в рамках социальной акции "Школа современного пенсионера", организованной Дальневосточным банком ОАО "Сбербанк России" и Отделением пенсионного фонда России по Хабаровскому краю.

На просьбу сразу откликнулись 20 старшеклассников, и желающих становиться всё больше. Такое количество волонтёров позволяет организовать сменный график работы.

Обучение рассчитано на одно занятие в течении 4 часов для каждой группы пенсионеров из 7-10 человек. Проводят обучение волонтёры-старшеклассники. В программу входит: обучение элементарным навыкам работы по набору текста с переключением языка, регистра букв, работы с интернетом- поисковики, почтовые серверы, социальные сети, ознакомление с
сайтами www.pfrf.ru , www.gossuslugi.ru . А также, с сервисом онлайн услуг Сбербанка пенсионеров знакомят специалисты Сбербанка.

Первые занятие

Первое занятие согласно графику состоялось 17 марта 2012 года. Вместе с учащимися 33 школы проводили занятие ученики 10Б класса Ведров Кирилл, Жолобов Александр, Малинок Артём.

Каждому достались разные ученики. Саша и Артём занимались с людьми, которые уже обладали небольшими навыками работы с компьютером, и, соответственно, грамотно могли сформулировать вопросы, которые их беспокоили. Обучение проходило очень активно. Кириллу досталась бабушка, которая совсем не имела опыта работы с компьютером, но, несмотря на это, по окончании занятия она смогла зарегистрироваться на почтовом сервере и создала свой почтовый адрес. Дальнейшее обучение компьютерной грамотности будет
зависеть от её желания практиковаться в этом виде деятельности.

Занятие проходила с очень хорошим психологическим настроем. Мальчики устали, но остались довольны своим вкладом в эту интересную акцию.

Следующие, кто попробовали себя в роли персональных учителей, учащиеся 11 классов: Вдовина Евгения, Пилипенко Анна, Филенко Алексей, Зиновьев Александр, Чепенко Марк; учащиеся 10 классов: Василенко Дмитрий, Фищенко Маргарита, Пименова Елизавета, Парфёнова Елизавета, Саенко Екатерина, Сайдашев Роман.

Особая благодарность учащимся, которые проводили занятия во время школьных весенних каникул абсолютно самостоятельно: Василенко Д., Ведрову К., Жолобову А., Парфёновой Е., Пименовой Е., Сайдашеву Р.























Заявили о своём желании участвовать в волонтёрской деятельности более 26 человек. Работали ещё не все, но большинство, уже попробовавших свои силы в этой благодарной благотворительной работе, выказывают желание работать ещё и ещё.

Жду отзывов участников акции для публикации в газете.

Если и Вы хотите реализовать свои способности и желания помогать людям старшего возраста в овладении компьютерными технологиями, обращайтесь в кабинет № 30 нашей школы к Дементьевой Людмиле Викторовне

И ещё, надо как-то назвать нашу команду волонтёров! Предлагайте названия и эмблемы))

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Основная общеобразовательная школа" с. Константиноградовка

ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности разновозрастного тимуровского отряда "Добрые руки"

1. Общее положение

1.1. Разновозрастный тимуровский отряд является добровольным, самостоятельным, самодеятельным, гуманистическим общественным объединением детей и взрослых при МОБУ ООШ с. Константиноградовка, представляющим и защищающим интересы и права своих членов, с ярко выраженной социально значимой и личностно ориентированной направленностью своей многопрофильной деятельности.
1.2. В своей деятельности отряд руководствуется Уставом МОБУ ООШ с. Константиноградовка и Уставом детского объединения "Страна знаний", пользуется правами и обязанностями, предусмотренными законодательством Российской Федерации для общественных объединений.
1.3. Отряд имеет свою символику и атрибутику (девиз, эмблему), законы и речёвку.
1.4.В рамках, установленных законодательством, отряд свободен в определении своей внутренней структуры, форм и методов деятельности.
1.5. Деятельность отряда является гласной, а информация о её учредительных и программных материалах - общедоступной.
1.6. Отряд вправе: свободно распространять информацию о своей деятельности, выступать с инициативами по вопросам оказания помощи нуждающимся, осуществлять благотворительную деятельность: трудовые рейды не запрещённую действующим законодательством.

2. Цель

Воспитание у детей готовности раскрыть и применить свои способности на пользу Родине, людям, своей семье, себе.
Для достижения цели отряд ставит перед собой следующие задачи:

  • способствовать нравственному и духовному становлению детей и подростков;
  • формировать социальный опыт детей;
  • осуществлять взаимодействие с государственными и другими социальными институтами общества;
  • организовывать работу по привлечению общественного внимания к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей;
  • осуществлять волонтёрскую деятельность.

3. Права и обязанности членов (участников) отряда

3.1. Члены (участники) отряда имеют равные права: обсуждать и вносить предложения на собраниях, сборах; выдвигать кандидатуры, избирать и быть избранным; представлять интересы отряда; свободно выходить из состава отряда.
3.2. Члены (участники) отряда обязаны: соблюдать законы отряда, участвовать в деятельности отряда, заботиться об авторитете отряда, отстаивать его права, выполнять решения органов самоуправления отряда.
3.3. Члены (участники) отряда могут быть исключены из него за деятельность, противоречащую целям и задачам отряда, а также за действия, дискредитирующие отряд, наносящие ей моральный и материальный ущерб.
3.4. Исключение из членов отряда принимается советом отряда простым большинством голосов. Решение об исключении может быть обжаловано на сборе отряда, решение которого является окончательным.

4. Законы разновозрастного тимуровского отряда

  • Закон точности (закон "ноль-ноль"): все дела начинать вовремя, не опаздывать.
  • Закон поднятой руки: если человек поднял руку, значит, ему есть что сказать.
  • Закон равенства: все идеи равны, будь они предложены директором, классным руководителем, командиром или ребёнком.
  • Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.
  • Закон добра: будь добр к ближнему: добро вернётся к тебе.
  • Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям; помни об их интересах, потребностях, нуждах.
  • Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай их.
  • Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.
  • Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других людей.
  • Закон старости: помни, старость уважается у всех народов. Будь цивилизован.
  • Закон свободы: каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе ближнего.
  • Закон чести: вспоминай о физической силе только наедине с собой; помни о духовной силе, благородстве, долге, достоинстве.

5. Структура отряда

5.1. Отряд делится на звенья по количеству обучающихся в 5-9 классах. В каждом звене определяется свой командир.
5.2. Высшим органом отряда является сбор, который проводится один раз в учебную четверть. На сборе принимается план работы, решаются вопросы деятельности, выдвигаются и принимаются кандидатуры командиров.
5.3. В период между сборами деятельностью отряда руководит совет отряда, который собирается не реже одного раза в месяц.

6. Приём в члены отряда

6.1. Прием в отряд осуществляется с 10 лет.
6.2. Ритуал приёма проводится на торжественной линейке в начале учебного года.
6.3. Координатор звена является классные руководители.
6.4. Вступающие в отряд дети, дают обещание :

"Я, ............., вступая в тимуровский отряд обещаю:
Быть честным и справедливым человеком,
оказывать помощь нуждающимся в ней,
работать на благо моего села, района, области,
моей Родины, быть её достойным гражданином".

7. Символика тимуровского отряда

1. Эмблема

2. Галстук в виде зелёной ленты - символ жизни

3. Девиз:

Добрые руки, горячие сердца - вот девиз тимуровца!

4. Речёвка:
Раз, два, три, четыре -
Жить всегда мы будем в мире!
Пять, шесть, семь, восемь -
Никого в беде не бросим!

5. Песня

"Дорога добра"
Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова

1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

2. Забудь свои заботы, падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба
Себя ведет не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда
Иди дорогою добра.

3. Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов
Не забывай, что жизнь -
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный.
Иди, мой друг, всегда

8. Карта-схема зоны тимуровской работы "Добрые руки"


п/п
Наименование работы Ответственные
Сентябрь
1. Создание тимуровского отряда Президент ДШО,
кл. руководители
2. Беседа с членами Тимуровского отряда. Чтения плана на месяц. Президент ДШО, тимуровский отряд
3. Закрепление улиц за звеньями тимуровского отряда
4. Закрепление тимуровцев за ветеранами ВОВ, ветеранами педагогического труда и престарелыми людьми Президент ДШО, командир тимуровского отряда, звеньевые отрядов
5. Оказание помощи престарелым людям в уборке огорода, двора Тимуровский отряд
6. Организация и участие в акции "Примите наши поздравления" Тимуровский отряд
7. Распространение листовок "Позвони бабуле" 1 звено
8. Акция "Пожилые люди" 2 звено
Октябрь
1. Организация и участие в акции "Ветеран живет рядом" Тимуровский отряд, президент ДШО
2. Уборка памятника 3 звено
3. Организация поздравления на дому учителей-пенсионеров с Днем Учителя Тимуровский отряд
4. Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ и пожилых людей с Днем пожилого человека 4 звено
5. Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ с днем рождения 5 звено
Ноябрь
1. Оказание помощи престарелым людям в уборке двора Тимуровский отряд
2. Уход за памятником 1, 2 звено
3. Организация поздравления на дому женщин-ветеранов с Днем Матери Тимуровский отряд
4. Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ с Днем народного единства Тимуровский отряд
Декабрь
1. Акция "Спешите делать добро", посвященная Дню инвалида Тимуровский отряд
2. Поздравление на дому ветеранов ВОВ с Новым Годом 3 звено
3. Тимуровский отряд
Январь
1. Уборка на дому. Акция "Акция георгиевская ленточка" 4 звено
2. Акция "Милосердие" Оказание помощи ветеранам ВОВ и престарелым людям в уборке двора Тимуровский отряд
3. Уборка памятника 5 звено
4. Акция "Бессмертный полк" Тимуровский отряд
5. Акция "За чашкой чая …" посещение пожилых людей Тимуровский отряд
Февраль
1. Акция "Бессмертный полк" 1 звено
2. Встречи с участниками боевых действий 2 звено
3. Организация и участие в месячнике военно-патриотического воспитания Тимуровский отряд
4. Организация и участие в операции " С Днем защитников Отечества" Тимуровский отряд
Март
1. Организация поздравления на дому учителей-пенсионеров и женщин-ветеранов с Днем 8 Марта Тимуровский отряд
2. Акция "Милосердие" Оказание помощи престарелым людям Тимуровский отряд
3. Акция "За чашкой чая …" посещение на дому ветеранов войны и труда Тимуровский отряд
Апрель
1. Организация и проведение субботника Тимуровский отряд
2. Уборка памятников 3 звено
3. Акция "Ветеран живет рядом" Оказание помощи ветеранам ВОВ Тимуровский отряд
4. Трудовой десант "Мы за чистое село" Тимуровский отряд
5. Операция "Домик пернатому другу" Тимуровский отряд
Май
1. Акция "Милосердие" Оказание помощи в уборке двора Тимуровский отряд
2. Встреча с ВОВ, организация праздника для них Тимуровский отряд
3. Участие в акции "Вахта памяти", "Георгиевская ленточка" Тимуровский отряд
4. Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ с праздником Днем Победы Тимуровский отряд
5. Уборка памятника 4, 5 звено
6. Трудовой десант "Чистое село" Тимуровский отряд
7. Уборка лесопосадок Тимуровский отряд
8. Помощь администрации села в благоустройстве детских площадок Тимуровский отряд
9. Работа в школьной библиотеке. Акция "Бессмертный полк" Тимуровский отряд
10. Работа на дому у ВОВ Тимуровский отряд
11. Поход Тимуровского отряда Президент ДШО, звеньевые
12. Подведение итогов по звеньям 1-5 звенья. Президент ДШО
  • Не навреди, не разрушай, а помогай и улучшай окружающую жизнь.
  • Живи для улыбки других.
  • Красота, но без прикрас и добро не напоказ - вот что дорого для нас.
  • Помогай и защищай людей, нуждающихся в помощи.
  • Думать коллективно - работать оперативно.
  • Спорить доказательно для всех обязательно.

10. Приоритетные направления в работе

1. Формирование здорового образа жизни.
2. Гражданское и патриотическое воспитание.
3. Эстетическое воспитание.
4. Экологическое воспитание.

11. Поощрения и наказания

Член тимуровского отряда поощряется за:

  • учебу;
  • общественную работу;
  • трудолюбие и отвагу.

Вид поощрения и порядок их присуждения определяется на общем собрании тимуровского отряда (награждение грамотой, благодарностью).
Член тимуровского отряда может быть наказан за нарушение положения. К нему могут быть применены следующие меры:

  • выговор или замечание;
  • лишение права участвовать в общих делах.

12. Педагогическое руководство

Педагогическое руководство отрядом осуществляется ответственным за тимуровское движение и классными руководителями, которые обладают правом совещательного голоса на сборе.

13. Порядок прекращения деятельности отряда

Прекращение деятельности отряда осуществляется путём его реорганизации или ликвидации. Решение об этом принимается простым большинством голосов членов отряда, участвующих в работе сбора.

Президент ДШО ______________ /________________________/
Подпись Ф.И.О.

Руководитель тимуровского отряда ______________ /________________________/
Подпись Ф.И.О.