Тициан карл 5. Незабвенная исабель

Инфанта Исабель

Испания, страна многовековой культуры, заставляет возвращаться к ней снова и снова — своенравная красавица, положившая всех к своим ногам. Гуляя по залам музея Прадо, дочь высматривала для меня портреты манящие драгоценностями. «Попалась» императрица Изабелла Португальская. Экскурсовод намеренно подогревал градус повествования: портрет кисти Тициана писан не с натуры, а уже после смерти любимой жены Карла V. Но главное, на картине запечатлено подлинное фамильное украшение Габсбургов, новомодное изобретение начала XVI столетия — корсажная брошь.

Изабелла Португальская — жена Карла V. В волосах — заколка-крест с жемчугом и серьги-капли

Изабелла Португальская родилась в Лиссабоне 24 октября 1503 года в королевской семье. В 1521 году умер её отец Мануэл I, трон унаследовал брат инфанты. Новый монарх Иоанн III по стратегическим соображениям женился на Екатерине Австрийской — младшей сестре Карла V, которому ответно была предложена рука рыжеволосой кузины Изабеллы.

Габсбурги вступали в близкородственные браки и семимильными шагами двигались к вырождению династии. Во времена Карла V ещё смутно просматривается надвигающийся генетический упадок, подфартивший Бурбонам.

Карл V не особенно обрадовался матримониальному предложению, но чего не сделаешь ради престола? Душа-парень-монарх решил жениться на инфанте по политическим соображениям. Изабелла прибыла в Севилью. Во дворце Алькасар 10 марта 1526 года состоялась пышная свадьба. В качестве приданого казну новоиспечённого мужа усилили огромные деньги. Но брак, зародившийся как политический союз, перерос в редкую любовную идиллию. Источники свидетельствуют, уже в медовый месяц «Карл и Изабелла появляются вместе и, несмотря на множество людей вокруг, не замечают никого. Они разговаривают, смеются, ничто не в силах отвлечь их друг от друга».

Семейный портрет — Карл V и Изабелла Португальская

Современники отмечали ум и красоту зеленоглазой, рыжеволосой принцессы. Изабелла оказалась незаменимой, она была хороша собой и компетентна в делах — в отсутствие мужа исполняла роль регента Испании.

В один прекрасный день Изабелла Португальская узнала о китайском гороскопе. Её сокровище — любимый супруг родился в 1500-ом (год Обезьяны по восточному календарю). Португальцы к тому времени колонизировали Макао, через них императрица заказала в Гуанчжоу желанный оберег. Исабель фатально верила в магическую силу амулета, до смерти не расставалась с привезённой из Поднебесной золотой головкой обезьяны, сулившей защиту ненаглядному мужу.

Пролетели столетия. Нынче вновь случился год Обезьяны. Никто иной, Изабелла Португальская вдохновила спасительным приматом ювелирные коллекции 2016 года в прославленных домах Carrera y Carrera и Louis Vuitton.

Карл обожал Исабель. Жена отвечала той же монетой. Родила шестерых детей, а повзрослели лишь трое — сын Филипп, дочери Мария и Хуана. Смертность во всех слоях общества была угрожающей. 20 апреля 1539 года в Толедо 35-летняя императрица разрешилась от бремени мёртвым ребёнком. Роженицу сгубила пневмония, она умерла через десять дней 1 мая 1539 года.

Когда случилась трагедия, Карл V был в отъезде. Монарх спешно вернулся. Он не находил себе места, часами слонялся по замку, где ступали ноги милой Исабель. Придворные намекали: жениться можно не единожды, но правитель Римской империи и слушать не хотел. Его печаль чернела траурными одеждами, которые он так и не сменил до конца дней.

Летели годы, а боль не уходила. Время отказывалось лечить императора.

Безутешный Карл V мыслями неизменно находился подле жены. Однажды показалось, окружающие его портреты любимой не достойны её очарования. Монарх призвал знаменитого художника Вечеллио Тициана и заказал новый портрет почившей в бозе императрицы.

Вечеллио Тициан. Автопортрет. Германия. Берлин. Музей Стаатлих.
На нашу радость, художник в многорядном сердоликовом ожерелье

Живописец никогда не видел воочию жену Карла V. Фундаментом ожидаемого шедевра император назначил прижизненный портрет Изабеллы — полуанфас с чёрным корсажем, написанный по сведению неблагодарных современников «неизвестным» — художник-горемыка сначала затерялся, а в 1604 году сгорел в Паласио-дель-Пардо. На основе избранной картины, с замечаниями любящего мужа, под кистью Тициана родился новый образ.

Портрет-близнец представлял императрицу в зеркальном отражении, в богатом красном платье с отделкой из золотой парчи, украшенной сверкающими камешками. Причёска — модные в то время косички. Императрица держит в левой руке открытую книгу (молитвенник) и печально смотрит вдаль.

Портрет Изабеллы Португальской. Тициан, Прадо, Мадрид

Очевидно Тициан писал императрицу дважды. Начальное изображение выдаёт рентгеноструктурный анализ: под слоем краски просматривается женская фигура. Но первый вариант Карл V забраковал в 1545 году, любимая жена получилась с немного орлиным носом. Император попросил доработать полотно. Правку живописец завершил в Аугсбурге в 1548-ом. Любовь императора к портрету Изабеллы подтверждена документально: Карл V отрёкся от престола и добровольно лишился сказочного богатства, себе оставил лишь картину Тициана и знаковую брошь жены.

Живописец изобразил Изабеллу Португальскую фотороботно. Зато подлинные украшения императрицы Тициан держал в руках, их предоставил художнику Карл V и драгоценные детали писались с натуры. Бросается в глаза роскошная четырёхугольная корсажная брошь с цветными камнями и свисающей каплей белого жемчуга. Дорогое жемчужное ожерелье в одну нить, подхвачено корсажной брошью для оригинального двойного провисания. Из под кос выглядывают жемчужные серьги-капли. Некрупное кольцо органично восседает на безымянном пальце правой руки. На проборе уютно устроилась заколка для волос – украшение со свисающей жемчужиной, вероятно созданное в паре с корсажной брошью. Перлы щедро соединяют рукава платья, а пояс с крупными жемчужинами, оплетёнными бисером, стоит целое состояние.

Прошло четыре века, но жемчужная нитка, зафиксированная корсажной брошью, восхищает неизменно. Решила скопировать. Получилось! Правда, брошь у меня простовата. Однако, известный постулат гласит: лучшее украшение – скромность. По моему разумению, несносные моралисты всё-таки ошибаются.

Вконтакте

У Карла V при дворе был художник, Тициамн Вечемллио (1476/1477 или 1480-е--1576) -- итальянский живописец эпохи Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.Salas X., de. Rubens y Velazquez. Madrid, 1977. -С.120.

По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно) его иногда называют да Кадоре; известен также как Тициан Божественный.

Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. В десятилетнем возрасте был направлен вместе с братом в Венецию для обучения у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато. Через несколько лет поступил учеником в мастерскую Джованни Беллини. Учился вместе с Лоренцо Лотто, Джорджо да Кастельфранко (Джорджоне) и рядом других художников, ставших впоследствии знаменитыми.

В 1518 году Тициан пишет картину «Вознесение Богоматери» (Assunta), в 1515 году -- Саломею с головой Иоанна Крестителя. С 1519 по 1526 год расписывает ряд алтарей, в том числе алтарь семейства Пезаро.

В 1525 году Тициан женился.

В 1538 году закончена картина «Венера».

Тициан прожил долгую жизнь. До последних дней он не прекращал работать. Свою последнюю картину, «Оплакивание Христа», Тициан написал для собственного надгробия. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, заразившись от своего сына, ухаживая за ним. Loper-Rey J. Francisco de Goya. Masters of painting. NY, 1950. -С.134-135.

Император Карл V вызвал Тициана к себе и окружил почётом и уважением и не раз говорил: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана». Когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору». И испанский, и французский короли приглашали Тициана к себе, поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию.

В честь Тициана назван кратер на Меркурии.

Одна из известных его работ: портрет Альфонсо д"Авалоса, в доспехе и с пажом, 1533.(см. приложение).

Существуют два портрета маркиза дель Васто, выполненные Тицианом -- первый из них датируется 1533 годом, а второй («Обращение Альфонсо д"Авалос к солдатам») написан восемь лет спустя, когда Альфонсо приезжал в Венецию на торжества по случаю избрания дожем Пьетро Ландо.Тогда же маркиз заказал великому венецианцу картину «Возложение тернового венца», предназначавшуюся для часовни монастыря Санта-Мария делле Грацие.

Так же существует восхитительные портрет Карла V в кресле, 1549. (см. приложение).

В этом портрете художник проявил себя как зрелый художник, мыслитель и проницательный наблюдатель человеческой натуры и заложил основы композиционной схемы испанского парадного портрета.

История взаимоотношений художника и императора насчитывает много лет. Своим благосостоянием и репутацией Тициан во многом был обязан Карлу V. Кисти художника принадлежат также несколько портретов императора.

В 1530 г. Карл прибыл в Болонью по случаю своей коронации императорской короной. Тогда Тициан написал первый портрет императора. Картина не сохранилась -- известно лишь, что это был поясной портрет в парадных доспехах, украшенных орденом Золотого руна, и что он послужил иконографической моделью портрета воина-победителя. За этот портрет император предложил вознаграждение в один дукат, к которому Федерико Гонзага, герцог Мантуанский, добавил еще 150 из собственного кармана. Очевидно, портрет не очень понравился.

Через два года, когда Карл V снова оказался в Болонье, Тициан пишет для императора две картины -- т. н. «Портрет Карла V с собакой» (по образцу Якоба Зайзенеггера), а также «Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме» (Флоренция, галерея Палатина), изображающий императорского полководца. На портрете императора Тициан впервые в своем творчестве использует иконографический тип изображения человеческой фигуры на портрете в полный рост. Hymans L. Antonio Moro, son oeuvre et son temps. Brussels, 1910. -С.24-25.

Репутация Тициана как художника после написания этой картины упрочилась еще более. В письме к Фердинанду I от 1534 года посол императора в Венеции Лопе де Сория отозвался о нем как о «лучшем на свете рисовальщике с натуры» и сообщил о желании Карла V позировать еще для одного портрета. Высокую оценку творчества художника подтвердил и сам Карл V в письме 1536 года к Педро де Толедо, маркизу Вильяфранка и вице-королю Неаполя, назвав его «первым живописцем», который «и поныне таковым остается». Fernandez Alvarez M. Los Austurias mayores y la culminacнon del Imperio (1516-1598) // Historia de Espaсa. Vol. 8. Madrid, 1987.- С.46-49.

Но следующие 10 лет заказов больше не поступает, пока летом 1543 г. во время аудиенции, данной императору папой Павлом III, (чей портрет Тициан как раз тогда писал -- сейчас в Неаполе, музей Каподимонте), Карл V снова не встретил художника и не заказал ему портрет императрицы. Немного спустя Тициан начинает также работу над «Венерой», предназначенной для Карла, а в январе 1548 г. приезжает в Аугсбург, где после победы при Мюльберге император собрал Рейхстаг, и начинает свой второй портрет императора -- «Император Карл V в сражении при Мюльберге» (Прадо), увековечивающий эту победу, который стал образцом другого типа парадного портретов -- конного, на много веков вперед. Считается, что идея такой иконографии пришла в голову самому императору. Lafuente Ferrari E. Museo del Prado: Pintura espaсola. M., 1969, 1972- С.67-68.

В том же году в Аугсбурге Тициан создает «Портрет императора Карла V в кресле», который как бы является психологическим панданом и одновременно антитезой конному портрету, представляя правителя в частной обстановке. Работы Тициана в Аугсбурге, где он пишет еще ряд парадных портретов, заканчиваются в октябре 1548 г. Этот портрет считался частным и был послан в подарок родственнику, курфюрсту Баварии в Мюнхен, где и хранится до настоящего времени.

Если рассматривать испанское Возрождение в общеевропейском русле развития, то нельзя не заметить, что оно формировалось между двумя крупнейшими очагами ренессансной культуры - Нидерландами и Италией. На протяжении XV-XVI веков искусство испытывало непрестанное воздействие художественных традиций обеих стран. Речь идёт не о прямых заимствованиях, когда испанским мастерам приходилось учиться многому на образцах более передовых художественных школ, или о широком привлечении к королевскому двору иностранных архитекторов, скульпторов и живописцев, а о процессе творческого переосмысления иностранных традиций в духе формирующейся национальной культуры.

Могущественный властелин окцидента изображён сидящим в кресле, одетый во все чёрное, без каких-либо атрибутов власти и государственного достоинства, внешне практически неотличимый от зажиточного купца. Лишь орден Золотого руна (высшего отличия, даруемого знатным особам герцогом Бургундии) на его груди и шпага указывают на благородное происхождение. Орден Золотого руна был основан прадедом Карла V герцогом Филиппом Добрым и до нач. XVIII в. будет появляться на портретах всех испанских королей из рода Габсбургов, часто служа их единственным украшением (см. напр. «Портрет Филиппа IV» Рубенса или «Портрет Карлоса II в облачении магистра Ордена Золотого руна» Хуана Карреньо де Миранды).

«Простота изображения подчёркивает высокое положение изображённого на картине человека, наряду с композиционными средствами, указывающими на его значимость: полнофигурный портрет в кресле -- до этого бывший лишь привилегией пап и формат полотна, вытянутого по вертикали, использован таким образом, что приблизительно четверть пространства картины над головой монарха остается пустым». Gaya N. Claudio Coello. Madrid, 1957. -С.67-68.

«Пространственные паузы, подчёркнутые вертикали, соотношение фигуры и видимого в окне далёкого пейзажа призваны возвеличить образ императора в рамках заданной схемы портретного замысла. У зрителя возникает чувство обширности пространства, величины, независимости, которое переносится на изображённого на полотне императора. Чёрное одеяние дано в глубоком, мрачном контрасте с красным цветом ковра. Фигура императора кажется изображённой в пространстве большого зала верхнего этажа, а стена с ковром за ним как бы намекает на балдахин трона». Iniguez A. Historia de la pintura Espaсola. Escuela Madrillena. Madrid, 1983. -С. 56-58.

48-летний Карл выглядит рано постаревшим, на бледном лике лежит печать тяжести его высокого ранга. Но Тициан видит не усталого старика, не больного усталого монарха, который в ту пору уже думал об отречении. Его телесная слабость, кажется незначимой по сравнению с духовной силой, явно ощутимой во взгляде из-под слегка приподнятых бровей его глубоко посаженных вопрошающих глаз. Морщина на лбу и тонкие губы выражают предельную концентрацию, а в уголках рта можно угадать следы улыбки. Худое, изжелта-бледное лицо хотя и выдаёт страдания, вызванные подагрой, но одновременно выражает постоянное напряжение воли, решительную твёрдость характера.

В отличие от «Конного портрета», здесь не заметно парадности и репрезентативности, лишь увековечивание уникальной человеческой личности с великолепным психологическим мастерством. «Конный портрет» служит прекрасной иллюстрацией того факта, что выражение «империя, в которой никогда не заходит солнце», впервые было употреблено относительно государства Карла V. А «Портрет в кресле» лучше сопроводить строками немецкого историографа: В последние годы своей жизни Карл V страдал подагрой и глубокой меланхолией, переходившей часто на короткое время в сумасшествие и бывшее вероятно печальным наследием его несчастной матери. (Шлоссер Ф.)

«В отличие от остальных тициановских портретов Карла V, на этом полотне уже лежит заметный отпечаток бурной эпохи, последовавшей за Ренессансом, с ее беспокойством и неустроенностью, что и ощущается Тицианом, передающим это чувство с мастерством художника Возрождения и не ограниченной временем прозорливостью». Kann R.A. History of the Habsburg Empire (1526-1918). London, 1980.-С.78-79.

Недавняя рентгенограмма открыла записи, сделанные в мастерской Тициана чужой рукой, возможно Ламбертом Сустрисом, помогавшим окончить портрет. Замысел не был осуществлён до конца за счёт живописного выполнения, сделанного художником средней руки. И всё же портрет остаётся интереснейшим художественным памятником своей эпохи.

Также у Тициана было много связанных с Карлом V: «Карл V в сражении при Мюльберге». 1548. «Портрет Карла V с собакой».

Есть еще одна картина которая поразила мое воображение: «Динарий кесаря» (см. приложение). написанная им около 1516 года. Подпись на картине: TITIANUS F.

Картина была написана для герцога Феррары Альфонсо д"Эсте. По свидетельству Вазари, она украшала дверцу шкафа в кабинете герцога. Картина является первым заказом герцога у Тициана. В 1598 году картина перешла в коллекцию семьи д"Эсте в Модене. В 1746 году куплена для дрезденского королевского собрания. Шлоссер Ф. Всемирная история. 1865.-С.59.

По всей видимости, сюжет картины был предложен заказчиком, избравшим слова Христа: «Воздайте богу богово, а кесарю кесарево» -- лозунгом в борьбе с римскими папами, пытавшимися вернуть давно уже утраченную власть над Феррарой, формально входившей в число папских владений. Однако, очевидно, что Тициана взволновал глубокий философский смысл сюжета. Все усугубляющиеся противоречия жизни Италии заставляют мастеров начала XVI века острее ощущать драматическое несовпадение гуманистических идеалов, и реальной действительности, окружающие их.

«Ещё в конце XV века Леонардо противопоставляет в своей Тайной вечере человеческое благородство и человеческую низость. Тициан, остро чувствовавший своё время, не мог не заметить эти противоречия. Уже в его падуанских фресках появляется тема столкновения светлого и тёмного начал, решённая в эпически-светском плане. В «Динарии кесаря» она решается в ином, глубоко психологическом плане, приобретает общечеловеческое звучание». Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. -М., 1972.- С.35-37.

Картина удивительно проста, лишена даже намёка на эффектность. Художник словно размышляя, сопоставляет на плоскости две фигуры. И в этом сопоставлении нет открытого драматизма: фарисей появляется справа из-за рамы картины, протягивает противнику золотую монету; обернувшись к искусителю, Христос смотрит на него и внимательно, и рассеяно. Отказавшись от каких-либо деталей, монументализировав фигуры героев, сосредоточив на них всё внимание, Тициан достиг огромной ёмкости и образной сконцентрированности. Фигура Христа величаво господствует в картине, заполняя картину почти целиком, выделяется на тёмном фоне аккордом розово-красных и синих тонов. McGuigan D.G. The Habsburgs: the personal lifes of a family that made history for six centuries. NY. 1966. -С.130-135.

Если в образе Христа преобладает идеально-возвышенное начало, то в облике фарисея решительно подчёркнута некая заземлённая конкретность, его низость, ничтожество, полное пороками. Его рука смугла и жилиста, горбоносый профиль резок, лицо морщинисто, в ухе поблескивает серьга. Это как бы сама реальность, наделённая энергией и настойчивостью, грубая и отвратительная. Мощно написанная фигура едва появляется на картине. Тему встречи двух противоположных миров, мира возвышенных идеалов и реальной действительности, словно скрепляет и завершает, создаёт некую связь, выразительный контраст тонкой руки Христа, которая никогда не коснётся монеты, на которую указывает Христос, и мощной руки фарисея, крепко сжавшей кусочек золота.

Картиной сильно восхищался Достоевский во время своего пребывания в Дрездене в 1867 году, что впоследствии отразилось в его творчестве.

Неизгладимый отпечаток на испанское Возрождение кладёт грандиозный исторический фон эпохи - Великие географические открытия, в которых Португалия и Испания сыграли первостепенную роль и плодами которых пользовались в XVI столетии в большей мере, нежели какие-либо другие страны. Hymans L. Antonio Moro, son oeuvre et son temps. Brussels, 1910. -С. 20-25.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

Из книги Общая социология автора Горбунова Марина Юрьевна

10. Социологическое учение Карла Маркса Отчуждением именуется особый вид взаимоотношений, складывающихся между людьми. Они представляются в форме утраты человеком контроля над какими-то предметами или даже собственными качествами, составляющими его собственную

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. автора Лаврентьева Елена Владимировна

Видение шведского короля Карла XI Уверяют, что подлинное описание сего видения, самим королем Карлом XI сделанное, хранится в Государственном архиве. В первый раз появилась копия с оного в 4-й тетради немецкого сочинения под названием: «Отечественный музей». Вот перевод

Из книги Иосиф Бродский: Американский дневник автора Глазунова Ольга

"НА ВЫСТАВКЕ КАРЛА ВЕЙЛИНКА" Прежде чем приступить к анализу стихотворения "На выставке Карла Вейлинка", необходимо сделать несколько предварительных замечаний. Наряду с Пространством и Временем в поэзии Бродского присутствует не менее важное для него понятие

Из книги Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) автора Лотман Юрий Михайлович

Конный портрет партизана 1812 года Д. В. Давыдова М. Дюбург по рис. А. Орловского. Раскраш. гравюра. 1814.Денис Васильевич Давыдов (1784–1839) изображен в казачьем чекмене, с казачьей шашкой (вместо полагавшейся по уставу сабли) и неуставной шапочке, что отличает его костюм от

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Музей-фотосалон Карла Буллы Невский проспект, 54.Тел.: 314-33-01, 970-51-03.Станция метро: «Гостиный двор».Время работы: 11.00–19.00, выходной день – понедельник.Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.История музеяФотоателье по этому адресу

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Музей истории гимназии Карла Мая Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН В.О., 14-я линия, 39.Тел.: 323-37-10.Станция метро: «Василеостровская».Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.Внимание! Экскурсионное

Из книги Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии автора Ле Гофф Жак

Тициан Был ли Джорджоне действительно на год моложе Тициана, в настоящее время подвергается сомнению (в связи с теми сомнениями, которые возникли относительно достижения Тицианом 99 лет). Естественнее предположить, что Тициан был моложе своего товарища из Кастельфранко и

Из книги 100 великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Плотин, или простота взгляда автора Адо Пьер

Из книги Русская Италия автора Нечаев Сергей Юрьевич

1. ПОРТРЕТ «Не уставай лепить свою статую». (I 6, 9, 13)Что знаем мы о Плотине? Какие?то частности, в конечном счете немногое. Мы располагаем жизнеописанием философа, которое составил в 301 году по Р.X. его ученик Порфирий. Порфирий благоговейно сохранил намять о мелких

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 3 автора Коллектив авторов

Из книги автора

Е. А. Попова. Реставрация картин «Портрет императора Петра I» и «Портрет императрицы Екатерины I» «Портрет императора Петра I» и «Портрет императрицы Екатерины I» кисти неизвестного художника принадлежат собранию Егорьевского историко-художественного музея.При

Гордый Карл V поднял этому художнику кисть, которую тот выронил, когда писал с него портрет, и сделал его графом Империи. ("История живописи в Италии". Стендаль)

Одним из самых плодотворных примеров меценатства в истории живописи можно считать взаимоотношения, на протяжении 40-ка лет связывавшие Тициана (1488-1576)с Габбсбургской династией. Творчество художника полностью соответствовало напыщенному стилю и результативной политике испанской монархии, и в своих работах он учитывал придворные, политические и религиозные потребности Карла V (г.п. 1519-1556) и Филиппа II (г.п. 1556-1598). (из путеводителя по Прадо)

На примере трех портретов Карла V художник нам показывает не просто три возраста одного человека, но больше его психологические портреты. Неизменна лишь золотая подвеска на груди.


Тициан, Портрет Карла V с собакой, 1533, х.м., 194х113см, Прадо.



От этого портрета веет холодом равнодушия к зрителю, внимание, да и то, как по привычке, на автомате уделяется только любимой собаке. При восприятии этого портрета внутри ощущается стержень, несмотря на стойку «вольно», позвоночник выпрямлен, тело в тонусе. Бывает такое состояние, когда ты чем-то увлечен, какими-то своими мыслями, и как бы выключаешься из реальности, получается взгляд живой, тело тоже в тонусе (оно непроизвольно подчиняется ходу мыслей), а подбородок почему-то в таких ситуациях всегда нелепо отвисает, даже могут и слюни потечь:), с тобой кто-то пытается говорить, ты вроде и слышишь его, но все равно «с открытым ртом» погружен в свой внутренний процесс (например, увлеченно читаешь что-то в интернете, а тебя «снаружи» о чем-то спрашивают, и ты невпопад поддакиваешь, а после включаешься в жизнь и глупо переспрашиваешь:)). Такое же впечатление складывается здесь, Карл позирует для парадного портрета, но так увлекся своими более интересными мыслями, что получился с холодным живым взглядом и открытым ртом. Холодность подчеркнута общим колоритом, вертикальной «плоскостью» лица и жесткостью линий, и даже на контрасте с собакой. Собака здесь более «человечна», это воплощение чувства преданности, когда смотрят в одном направлении. Насколько одновременно похоже и по-разному написаны ноги Карла и лапы собаки. Жесткая цельная линия против похожей , но менее четкой и с дробными нюансами, чувство легкой собственной неуверенности и готовности подчиниться, подстроиться.


Тициан, Император Карл V в сражении при Мюльберге, 1548, х.м.,332х279см, Прадо.

Конный портрет - Карл на пике «карьеры». Бросается в глаза разница состояния фона и портретируемых. Фон как бы в движении, а портретируемых это «не волнует». При восприятии этого портрета тело по-прежнему в тонусе, но лицо теперь «включенное», он не мечтает, он действует. Буквально сводит челюсти, взгляд не горит, но «стреляет» копьем (если мысленно продолжить линию копья и линию взгляда, то они сомкнутся где-то в районе цели, уже за пределами картины). Возникает какое-то чувство упрямства на грани с азартом, когда мозг идет наперекор разуму, чтобы получить это странное удовольствие, когда ты что-то делаешь по-своему и добиваешься этого. У маленьких детей такое бывает, когда они чем-то своим долго занимаются, погружаются в процесс делания и не слышат, что им говорят «снаружи». Они начинают посапывать-похрапывать, нижняя челюсть по-габбсбургски выпячивается вперед. Несмотря на наличие цвета, особо теплее не стало, этот оттенок красного создает определенную дистанцию между зрителем и портретируемым. Эта дистанция усилена тем, что Карл на коне, он выше нас. Реальные размеры картины усиливают это впечатление.


Тициан, Портрет Карла V в кресле, 1548, х.м.,205х122 см, Старая Пинакотека,Мюнхен.

От портрета в кресле исходит чувство тяжести, и красный цвет этот не греет, он как-то мучает. Если в предыдущих двух картинах было потенциальное движение, то здесь какое-то «я устал, я ухожу», и впервые Карл смотрит на зрителя, но уже потухшим бесцветным взглядом. Глядя на его лицо уже нет никакого напряжения, линия рта ослабла да и сам рот как-то ввалился, этому «подбородку» уже ничего не надо. Снятая перчатка - как символ скорого отхода от дел. Элементы классического ордера - как символ Империи, и это и панорама самой Империи как бы за спиной, это уже его ("а пить то и не хочется"(с)).

Эти глаза лишены теплых чувств, в них есть много холода и эгоизма. Во взгляде есть глубина и движение. Есть открытость и, возможно, максимализм. Жесткость линий и стеклянный синеватый цвет глаз. Взгляд как бы "поглощает" то, что видит, у него цель это не одна точка.

В этих глазах присутствует какая-то бескомпромиссность и, возможно, тоже эгоизм, сухость. Здесь также есть глубина и движение, но другие. Здесь нет той открытости, зато здесь есть "точечная" цель. Жесткость линий усилена контрастной светотенью.

Здесь взгляд потух, утратил цвет, глубину, направление. Взгляд не пустой, но взгляд ничего не желающий. Жесткость утрачена, нивелировалась мягкой светотенью.

Линия рта не менее красноречива. На первом портрете эта часть лица расслаблена. И каков контраст со следующим ртом - гордец-победитель! Жесткая как струна линия рта, сводящее челюсти напряжение.

И… практически ввалившийся рот, та струна лопнула или просто ее сильно ослабили, она теперь совсем не звучит. В губах и подбородке вместо жесткости теперь появилась даже мягкость, размытость.

Он сам называл себя сложно: «Избранный император христианского мира и Римский, присно Август, а также католический король Германии, Испаний и всех королевств, относящихся к нашим Кастильской и Арагонской коронам, а также Балеарских островов, Канарских островов и Индий, Антиподов Нового Света, суши в Море-Океане, Проливов Антарктического Полюса и многих других островов как крайнего Востока, так и Запада, и прочая; эрцгерцог Австрии, герцог Бургундии, Брабанта, Лимбурга, Люксембурга, Гельдерна и прочая; граф Фландрии, Артуа и Бургундии, пфальцграф Геннегау, Голландии, Зеландии, Намюра, Руссильона, Серданьи, Зютфена, маркграф Ористании и Готциании, государь Каталонии и многих других королевств в Европе, а также в Азии и Африке господин и прочая». ()