Сущность ее жизни любовь наташа.  Как в образе Наташи Ростовой раскрывается утверждение Л.Н

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
И девочка ликует и смеется,Охваченная счастьем бытия. Н. Заболоцкий «Сущность ее жизни – любовь» Автор Вязьмина Ирина, ученица 10 «Б» класса Тайный смысл одного эпизода Каждый эпизод – «важное звено» - «сильное звено» единой цепи событий, без которого сложно понять произведение в целом.Каждый эпизод – «замкнутый в самом себе мир», «это пьеса в пьесе». Тайный смысл одного эпизода Основным компонентом романа Л.Н.Толстого «Война и мир» является сценический эпизод, состоящий из сценического диалога (или ряда диалогов и сцен) и авторских ремарок, перерастающих нередко в повествовательные отступления. Отдельные части такого эпизода обычно бывают скреплены сжатыми обзорами событий или фактов из жизни героев. Эпизод представляет собой некоторое сюжетно – тематическое единство и является этапом в развитии фабулы – именины у Ростовых, смерть графа Безухова и т.п. Эпизод ограничен временем и местом и является четко обозначенным моментом действия. Чаще всего он включает в себя ряд небольших сцен. Эпизод состоит из одной или нескольких глав. (Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. 1959) План анализа эпизода В какой части композиции (экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке или эпилоге) расположен данный эпизод?Как раскрываются герои и с помощью каких композиционных и стилистических средств (пейзаж, интерьер, речевые характеристики, тропы, стилистические фигуры, звукопись и др.)Что нового мы узнаем об авторе из данного эпизода?Какую роль играет эпизод для раскрытия темы и идеи произведения? Эпизод «Наташа на именинах»(том первый, часть первая, главы VII –X, XV – XVII) «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…»Из каких сцен состоит данный эпизод?Почему после танца с Пьером на замечание старой графини Наташа покраснела и рассмеялась?В чем, по – вашему, прелесть героини? Эпизод «Встреча князя Андрея и Наташи в Отрадном»(том второй, часть третья, глава II) «Ночь была свежая и неподвижно светлая…» Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном имела несколько вариантов. По одному из них уже здесь возникли их чувства друг к другу.Почему писатель отказался от этого в окончательном тексте сцены? Какое открытие поразило его при встрече с Наташей?Что именно так сильно и так радостно поразило Князя Андрея в Наташиной речи, от каких слов в душе Болконского «Вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих «всей его жизни…»Почему, не видя Наташу, Андрей ярко и живо представлял себе ее облик, только слушая ее, как говорит Толстой, «прислушиваясь к ее говору»?Как называет Андрей Наташу в своих рассуждениях после ночи в Отрадном? Эпизод «Первый бал Наташи Ростовой»(том второй, часть третья, главы XV – XVII) «Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем»Что поразило князя Андрея в Наташе? Каким глаголом неоднократно характеризует отношение князя Андрея к Наташе Л.Толстой?Что загадал князь Андрей?Как раскрывается героиня в данном эпизоде? Эпизод охоты(том второй, часть четвертая, главы III – VI) «…Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело… и визг этот был так странен, что она сама должна была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время».Почему же время охоты – особое время? В чем его особенность?В чем состояние человека на охоте отличается от повседневного?3. Что нового мы узнаем о Наташе и в чем она остается той Наташей, которую мы знали до этого? Эпизод «История любви Наташи и Анатоля Курагина»(том второй, часть пятая, главы VIII – XVIII) «Погибла ли я для любви князя Андрея, или нет?.. Что я за дура, что я спрашиваю это? Что же со мной было? Ничего…»Наташина любовь к Анатолю – наваждение или были причины для их сближения?Как в этом эпизоде выражены общие законы жизни, раскрытые писателем в романе?Почему Толстой считал этот эпизод «узлом», т.е. очень важным по значению в своем романе?Согласны ли вы с мнениями известных критиков на образ Наташи Ростовой в данном эпизоде? Докажите свою точку зрения.Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы осуждать ее? Эпизод «Отъезд Ростовых из Москвы»(том третий, часть третья, главы XII – XVII) Почему Наташа задумалась, услышав объяснение отца с матерью по поводу его распоряжения забирать раненых?Толстой в этом эпизоде говорит о «восторженно-счастливом» оживлении Наташи. Почему именно это состояние она испытывает.Какую жизнь Толстой назвал «настоящей», и чем от нее отличается»ненастоящая»? Как вы поняли это небольшое теоретическое рассуждение писателя? Раскройте его на образе Наташи Ростовой. Эпизод «Встреча Наташи Ростовой с раненым князем Андреем Болконским» в Мытищах (том третий, часть третья, главы ХХХI – ХХХII) и эпизод смерти князя Андрея (том 4, часть 1, глава XV) «…она знала, что свидание будет мучительным, и тем более убеждена, что оно было необходимо»Что значила для Наташи встреча с раненым Болконским?Как вы понимаете слова Наташи “он слишком хорош” для этого мира?С какой новой стороны раскрывается образ Наташи в данных эпизодах?Что же возрождает Наташу к жизни? Возрождение Наташи Ростовой «…любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Литература Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина ХIХ века. – М.: “Вако”, 2004Крундышев А. А. Как работать над сочинением. – Санкт-Петербург: Просвещение, 1992Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. Книга для учителя. - М., Просвещение, 1972Русская литература ХIХ века.10 класс. Практикум. Под редакцией Ю. И. Лыссого.– М., Просвещение, 2000Русская литература. Большой учебный справочник. Для школьников и поступающих в вузы. 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999http://images.yandex.ru


Приложенные файлы

Писателя. В чем же он состоит? В Наташе Ростовой бросается в глаза переизбыток жизни.

Первая встреча с ней на страницах романа оставляет у читателя впечатление свежей молодости, неукротимого движения: героиня вбегает в залу, где собираются гости, вбегает нечаянно, не рассчитав скорости, и сразу нарушает чинную беседу взрослых. В этой маленькой сцене заключается сжатая проекция всей будущей судьбы Наташи, душа которой настолько переполнена движением жизни, что не всегда может оставаться в рамках того, “как должно”. Так, например, безоглядно отдавшись чувству к Анатолю Курагину, девушка зашла слишком далеко. Юная Наташа - “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая”.

Толстой нарочно подчеркивает “некрасивость” внешнего облика тринадцатилетней девочки, чтобы контрастом показать обаяние ее естественности. Героиня одарена от природы: мечтает стать танцовщицей и так поет, что восхищенные слушатели забывают обо всем на свете. Она великолепно чувствует красоту мира.

Ростову настолько потрясает волшебство лунной ночи в Отрадном, что она не в состоянии заснуть, “ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало”. Наташа несет в себе удивительную свежесть чувств, родниковую чистоту детского взгляда на вещи. Для нее, действительно, все впервые. Она беспрерывно открывает для себя очарование и прелесть мира. Многое напоминает в Наташе Татьяну Ларину Пушкина.

Именно “русская душа” сближает героинь “Войны и мира” и “Евгения Онегина”. Мы видим, как девушка танцует “По улице мостовой” в гостях у дядюшки. “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым ока дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы?..

Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, Русские, которых и ждал от нее дядюшка”. Святки, гадание вместе с Соней переносят героиню в романтический, таинственный мир народных поверий и обычаев. Сущность жизни Наташи Ростовой - любовь. Наташа любит всех: и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и безропотную Соню, и Бориса Друбзцкого, которому клялась в вечной преданности, и весь мир. Она так очаровательна, что не только благородный Денисов, но и умный карьерист Борис Друбецкой всерьез увлечен ею, хотя женитьба на девушке почти без состояния обернулась бы гибелью его карьеры.

Наташи Ростовой… Мы чувствуем трепетную готовность героини “на величайшую радость и на величайшее горе”, страстное желание быть приглашенной на танец, быть замеченной. И опять использует Толстой свой любимый прием контраста, сравнивая великосветскую красавицу Элен и Наташу. Внешне Ростова проигрывает, но “на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой”. Именно своей молодостью, естественностью привлекает героиня Андрея Болконского.

Танцуя с ней, князь чувствует себя “ожившим и помолодевшим”, а сама Наташа находится “на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия, горя”. Переизбыток жизни, неопытность - источник ее ошибок, необдуманных поступков. Мать с тревогой чувствует, что “чего-то слишком много в Наташе и что от этого она не будет счастлива”. Именно образ Наташи является ключом к пониманию философской стороны романа. История с Анатолем Курагиным особенно поучительна. Проблема человеческой свободы, главная в романе, выходит здесь на первый план.

Как совместить человеческую свободу и законы человеческого общежития, здравого смысла, морали? Свободен ли человек? Где границы человеческой свободы? Эти вопросы неотступно преследуют Толстого, и он пытается дать на них свой ответ. Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в героине после отъезда из Москвы с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Примирение князя с Наташей вполне соответствует идеалу любви к ближнему. Смерть Болконского лишает жизнь Ростовой главного смысла, смысяа любви, но известие о гибели Пети заставляет героиню Толстого преодолеть собственное горе, чтобы удержать мать от безумного отчаяния.

Наташа “думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”. Отношение Наташи к Пьеру свидетельствует о проницательном сердце героини. Сравнивая Бориса Друбецкого с Безуховым, она характеризует последнего как темно-синего с красным и четвероугольного. Мне кажется, что в этой ассоциации чутко угадана искренняя доброта Пьера, его милая угловатость, непосредственность. После замужества Наташа отказывается от светской жизни, пения, нарядов.

И это не жертва семье, а потребность отдавать себя целиком тем, кого любишь. Муж и дети составляют главный смысл жизни Наташи. Автор подчеркивает ее материнскую сущность в портрете. “Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности.

В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка”. Таков художественный ответ писателя на требования женской эмансипации. Эмансипация, по мысли Толстого, конечно, возможна - достаточно эмансипированы Анна Павловна Шерер, Элен Курагина, Жюли Курагина, - но она никогда не сделает женщину счастливой. Пусть Наташа далека от интеллектуальных и политических исканий Пьера - взаимопонимание супругов основано не на разуме, не на суждениях, умозаключениях и выводах, а на способности любить, “с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга, путем противным всем правилам логики”.

Таков идеал семейного счастья, при котором отсутствуют перегородки лжи и отчужденности между людьми. Таков толстовский идеал “мира”.

8. Почему Пьер резко выделяется среди других гостей Анны Павловны?
9. Кто из героев русской литературы, подобно Пьеру Безухову, резко отличался от общества, в котором находился? Свой ответ обоснуйте с указанием авторов и их произведений.

Вскоре после маленькой княгини вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил ещё, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.
– C"est bien aimable à vous, monsieur Pierre, d"être venu voir une pauvre malade, – сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь с тётушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что-то непонятное и продолжал отыскивать что-то глазами. Он радостно, весело улыбнулся, кланяясь маленький княгине, как близкой знакомой, и подошел к тётушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тётушки о здоровье её величества, отошёл от неё. Анна Павловна испуганно остановила его словами:
– Вы не знаете аббата Морио? Он очень интересный человек... – сказала она.
– Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно...
– Вы думаете?.. – сказала Анна Павловна, чтобы сказать что-нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушёл; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера.
– Мы после поговорим, – сказала Анна Павловна, улыбаясь.
И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор. Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идёт, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, – так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. Но среди этих забот всё виден был в ней особенный страх за Пьера. Она заботливо поглядывала на него в то время, как он подошёл послушать то, что говорилось около Мортемара, и отошёл к другому кружку, где говорил аббат. Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый, который он видел в России.
(Л.Н. Толстой, «Война и мир»)
__________________________________________
1. Очень мило с вашей стороны, мосье Пьер, что вы приехали навестить бедную больную (фр.).

“Л. Толстой
Не пытается создавать идеалы; он берет
Жизнь, как она есть…” Это суждение
Современницы писателя прямо относится к
Тем женским образам романа “Война и мир” –
Соня, княжна Марья,
Наташа Ростова, – которые вызывают явную
Симпатию автора и большинства читателе. й.
В Наташе
Ростовой бросается в глаза переизбыток
Жизни. Первая встреча с ней на страницах
Романа оставляет у читателя впечатление
Свежей молодости, неукротимого движения.
“…Вдруг из соседней комнаты послышался
Бег к двери нескольких мужских и женских
Ног, грохот зацепленного и поваленного
Стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя
Девочка… и остановилась на середине
Комнаты. Очевидно было, что она нечаянно, с
Не рассчитанного бега, заскочила так далеко”.
В этой маленькой сцене заключается сжатая
Проекция всей будущей судьбы Наташи,
Которая, безоглядно отдавшись чувствам к
Анатолю Курагину, “заскочила слишком
Далеко”, но в конце концов остановилась,
Повзрослела, вышла замуж за Пьера, обрела
Смысл жизни в семье.
Юная Наташа
– это “черноглазая, с большим ртом,
Некрасивая, но живая девочка” – мечтает
Стать танцовщицей и так поет, что у
Слушателей “дух захватывает от восхищения”.
Толстого привлекает и распахнутость Наташи
В мир природы. Ростову потрясает красота
Лунной ночи: “Ведь этакой прелестной ночи
Никогда, никогда не бывало”. Наташа несет в
Себе удивительную свежесть чувств,
Родниковую чистоту детского взгляда на
Вещи. Для нее, действительно, “все
Впервые”. Она беспрерывно открывает для
Себя очарование и прелесть мира. Многое
Напоминает в Наташе Татьяну Ларину Пушкина.
Именно “русская душа” сближает героинь “Войны
И мира” и “Евгения Онегина”. Мы видим, как
Наташа танцует “По улице мостовой” в
Гостях у
Дядюшки. “Где, как, когда всосала в себя –
Эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,
Этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но
Дух и приемы эти были те самые,
Неподражаемые, не изучаемые, русские,
Которых и ждал от нее дядюшка”. Святки,
Гадание вместе с Соней переносят Наташу в
Романтический, таинственный мир народных
Поверий и обычаев.
Сущность
Жизни Ростовой – любовь. Наташа всех любит:
И безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и
Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого,
Которому клялась в вечной преданности. Она
Так очаровательна, что не только
Благородный Денисов, но и умный карьерист
Борис Друбецкой всерьез увлечен ею, хотя “женитьба
На ней – девушке почти без состояния – была
Бы гибелью его карьеры”.
Первый бал
Наташи Ростовой… Мы чувствуем трепетную “готовность
Героини на величайшую радость и на
Величайшее горе”, страстное желание быть
Приглашенной на танец. “В сравнении с
Плечами
Элен… ее плечи были худы, грудь
Неопределенна, руки тонки; но на Элен был
Уже как будто лак от всех тысяч взглядов,
Скользивших по ее телу, а Наташа казалась
Девочкой, которую в первый раз оголили и
Которой бы очень стыдно это было, ежели бы
Ее не уверили, что это так необходимо надо”.
Именно своей молодостью, естественностью
Привлекает Наташа и Андрея Болконского. “…Едва
Он обнял этот тонкий, подвижный стан и она
Зашевелилась так близко от него и
Улыбнулась так близко от него, вино ее
Прелести ударило ему в голову: он
Почувствовал себя ожившим и помолодевшим”.
А Наташа оказалась “на той высшей
Ступени
Счастья, когда человек делается вполне добр
И хорош”.
Переизбыток
Жизни, неопытность – источник ее ошибок,
Необдуманных поступков. Мать с тревогой
Чувствует, что “чего-то слишком много в
Наташе, и что от этого она не будет
Счастлива”. Именно образ Наташи является
Ключом к пониманию философской стороны
Романа. История с Анатолем Курагиным
Особенно поучительна. Проблема
Человеческой свободы, главная в романе,
Выходит здесь на первый план. “Невесте
Князя Андрея, так сильно любимой, этой
Прежде милой Наташе
Ростовой, променять Болконского на дурака
Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его
Женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы
Согласиться бежать с ним! – этого Пьер не
Мог понять и не мог себе представить”, –
Пишет Толстой. Как совместить человеческую
Свободу и законы человеческого общежития,
Здравого смысла, морали? Свободен ли
Человек? Где границы человеческой свободы?
Эти вопросы неотступно преследуют Толстого,
И он пытается дать на них свой ответ.
Любовь к
Князю Андрею с новой силой пробуждается в
Наташе после отъезда из Москвы с обозом, в
Котором оказывается и раненый Болконский.
Примирение князя Андрея с Наташей вполне
Соответствует мыслям о “любви к ближнему”.
Смерть Болконского лишает жизнь Наташи
Главного смысла, смысла любви, но известие о
Гибели Пети заставляет героиню Толстого
Преодолеть собственное горе, чтобы
Удержать мать от безумного отчаяния. Наташа
“думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг
Любовь к матери показала ей, что сущность ее
Жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась
Любовь, и проснулась жизнь”.
Отношение
Наташи к Пьеру свидетельствует о “проницательном
Сердце” героини. Сравнивая Бориса
Друбецкого с Безуховым, Наташа говорит о
Петре Кирилловиче: “Безухов – тот синий,
Темно-синий, с красным, и он четвероугольный”.
Здесь чутко угадана искренняя доброта
Пьера, его милая угловатость,
Непосредственность.
После
Замужества Наташа отказывается от светской
Жизни, “от всех своих очарований”, от пения,
От красивых нарядов. “Одна старая графиня,
Материнским чутьем понявшая, что все порывы
Наташи имели началом только потребность
Иметь семью, иметь мужа.;. – одна мать
Удивлялась удивлению людей, не понимавших
Наташи, и повторяла, что она всегда знала,
Что Наташа будет примерною женой и матерью”,
– пишет Толстой. Наташа далека от
Интеллектуальных и политических исканий
Пьера. Взаимопонимание супругов основано
Не на разуме, не на суждениях,
Умозаключениях и выводах, а на способности
“с необыкновенною ясностью и быстротой
Понимать и сообщать мысли друг друга, путем
Противным всем правилам логики”. Таков
Идеал семейного счастья, при котором
Отсутствуют перегородки лжи и
Отчужденности между людьми. Таков
Толстовский идеал “мира”.
Дети, как и
Пьер, составляют главный смысл жизни Наташи,
Которая “пополнела и поширела, так что
Трудно было узнать в этой сильной матери
Прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты
Лица ее определились и имели выражение
Спокойной мягкости и ясности. В ее лице не
Было, как прежде, этого непрестанного
Горевшего огня оживления, составлявшего ее
Прелесть. Теперь часто видно было одно ее
Лицо и тело, а души вовсе не было видно.
Видна была одна сильная, красивая и
Плодовитая самка”. Таков художественный
Ответ Толстого на требования женской
Эмансипации. Эмансипация, по мысли писателя,
Конечно, возможна – достаточно
Эмансипированы Анна Павловна Шерер, Элен
Курагина, Жюли Карагина – но счастливой
Женщину она не сделает никогда.
Образ
Наташи в эпилоге романа вызвал споры
Современников Толстого. Поэт А. А. Фет писал
О Ростовой: “Мы поняли… что ее не тянет
Петь, а тянет ревновать и напряженно
Кормить детей. Поняли, что ей не нужно
Обдумывать пояса, ленты и колечки локонов.
Все это не вредит целому представлению о ее
Духовной красоте. Но зачем было напирать на
То, что она стала неряха? Это может быть в
Действительности, но это нестерпимый
Натурализм в искусстве…” Не согласился с
Эпилогом романа И. С. Тургенев, упрекавший
Толстого: “Отчего это у него непременно все
Хорошие женщины не только самки – даже дуры?
И почему он старается уверить читателя, что
Коли женщина умна и развита, то непременно
Фразерша и лгунья?”
Представление
Льва Толстого о “женщине в собственном
Смысле” могут быть, разумеется, оспорены,
Но именно в наше сложное время, когда часто
Распадаются семьи и утрачиваются многие
Нравственные ориентиры, к мнению великого
Художника стоит внимательно прислушаться.

Сочинение по литературе на тему: СУЩНОСТЬ ЕЕ ЖИЗНИ – ЛЮБОВЬ

Другие сочинения:

  1. “Я так люблю Наташу милую мою”, – мог бы с полным правом перефразировать слова А. С. Пушкина Лев Толстой. Действительно, именно в этой героине воплощен женский идеал писателя. В чем же он состоит? В Наташе Ростовой бросается в глаза переизбыток Read More ......
  2. В романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир” рассказано о многом из того, с чем нам приходится встречаться в реальной жизни. Это и дружба, и предательство, и поиск смысла жизни, и смерть, и война, и, конечно, любовь. Каждый сам выбирает Read More ......
  3. План. 1. Толстой – писатель, религиозный мыслитель, философ. 2. Тема любви в романе “Война и мир”: 1) любовь – главный критерий оценки героев произведения; 2) Наташа Ростова, Мария Болконская, Пьер Безухов, князь Андрей – герои, умеющие любить; 3) Отечественная война Read More ......
  4. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой “мысль народную”. Наиболее ярко и многогранно, эта тема отражена в тех частях произведений, которые повествуют о войне. В изображении “мира” преобладает “мысль семейная”, играющая в романе очень Read More ......
  5. Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” является одной из вершин в мировой литературе. В нем поражает Широта изображаемой жизни, многогранность, многогеройность, многопроблематичность произведения. И одной из Этих проблем является проблема истинной любви и душевной красоты человека. Я хочу посвятить Read More ......
  6. По убеждению Толстого, подлинная духовная жизнь человека – тернистый путь к нравственным истинам. Герои романа “Война и мир” проходят этот путь, встречаясь на своем пути со множеством разочарований. Важно, что нравственные искания, по мысли писателя, свойственны только дворянству – крестьяне Read More ......
  7. 104 страницы про любовь В молодежном кафе “Комета” поэт читает стихи. Председатель общественного совета кафе пытается устроить обсуждение. Девушка-посетительница хвалит стихи. Для сидящего неподалеку парня это становится поводом для знакомства. Девушку зовут Наташа. Парень представляется как Евдокимов. Он понимает, что Read More ......
  8. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А. П. Чехов Эти слова, пожалуй, больше всего подходят Наташе Ростовой, любимой героине Льва Николаевича Толстого. Почему же именно она? Наверно, каждый писатель вкладывает в каждого Read More ......
СУЩНОСТЬ ЕЕ ЖИЗНИ – ЛЮБОВЬ

“Я так люблю Наташу милую мою”, - мог бы с полным правом перефразировать слова А. С. Пушкина Лев Толстой. Действительно, именно в этой героине воплощен женский идеал писателя. В чем же он состоит?

В Наташе Ростовой бросается в глаза переизбыток жизни. Первая встреча с ней на страницах романа оставляет у читателя впечатление свежей молодости, неукротимого движения: героиня вбегает в залу, где собираются гости, вбегает нечаянно, не рассчитав скорости, и сразу нарушает чинную беседу взрослых. В этой маленькой сцене заключается сжатая проекция всей будущей судьбы Наташи, душа которой настолько переполнена движением жизни, что не всегда может оставаться в рамках того, “как должно”. Так, например, безоглядно отдавшись чувству к Анатолю Курагину, девушка зашла слишком далеко.

Юная Наташа - “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая”. Толстой нарочно подчеркивает “некрасивость” внешнего облика тринадцатилетней девочки, чтобы контрастом показать обаяние ее естественности. Героиня одарена от природы: мечтает стать танцовщицей и так поет, что восхищенные слушатели забывают обо всем на свете. Она великолепно чувствует красоту мира. Ростову настолько потрясает волшебство лунной ночи в Отрадном, что она не в состоянии заснуть, “ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало”. Наташа несет в себе удивительную свежесть чувств, родниковую чистоту детского взгляда на вещи. Для нее, действительно, все впервые. Она беспрерывно открывает для себя очарование и прелесть мира. Многое напоминает в Наташе Татьяну Ларину Пушкина. Именно “русская душа” сближает героинь “Войны и мира” и “Евгения Онегина”. Мы видим, как девушка танцует “По улице мостовой” в гостях у дядюшки. “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым ока дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка”. Святки, гадание вместе с Соней переносят героиню в романтический, таинственный мир народных поверий и обычаев.

Сущность жизни Наташи Ростовой - любовь. Наташа любит всех: и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и безропотную Соню, и Бориса Друбецкого, которому клялась в вечной преданности, и весь мир. Она так очаровательна, что не только благородный Денисов, но и умный карьерист Борис Друбецкой всерьез увлечен ею, хотя женитьба на девушке почти без состояния обернулась бы гибелью его карьеры.

Первый бал Наташи Ростовой… Мы чувствуем трепетную готовность героини “на величайшую радость и на величайшее горе”, страстное желание быть приглашенной на танец, быть замеченной. И опять использует Толстой свой любимый прием контраста, сравнивая великосветскую красавицу Элен и Наташу. Внешне Ростова проигрывает, но “на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой”. Именно своей молодостью, естественностью привлекает героиня Андрея Болконского. Танцуя с ней, князь чувствует себя “ожившим и помолодевшим”, а сама Наташа находится “на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия, горя”.

Переизбыток жизни, неопытность - источник ее ошибок, необдуманных поступков. Мать с тревогой чувствует, что “чего-то слишком много в Наташе и что от этого она не будет счастлива”. Именно образ Наташи является ключом к пониманию философской стороны романа. История с Анатолем Курагиным особенно поучительна. Проблема человеческой свободы, главная в романе, выходит здесь на первый план. Как совместить человеческую свободу и законы человеческого общежития, здравого смысла, морали? Свободен ли человек? Где границы человеческой свободы? Эти вопросы неотступно преследуют Толстого, и он пытается дать на них свой ответ.

Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в героине после отъезда из Москвы с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Примирение князя с Наташей вполне соответствует идеалу любви к ближнему. Смерть Болконского лишает жизнь Ростовой главного смысла, смысла любви, но известие о гибели Пети заставляет героиню Толстого преодолеть собственное горе, чтобы удержать мать от безумного отчаяния. Наташа “думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”.

Отношение Наташи к Пьеру свидетельствует о проницательном сердце героини. Сравнивая Бориса Друбецкого с Безуховым, она характеризует последнего как темно-синего с красным и четвероугольного. Мне кажется, что в этой ассоциации чутко угадана искренняя доброта Пьера, его милая угловатость, непосредственность.

После замужества Наташа отказывается от светской жизни, пения, нарядов. И это не жертва семье, а потребность отдавать себя целиком тем, кого любишь. Муж и дети составляют главный смысл жизни Наташи. Автор подчеркивает ее материнскую сущность в портрете. “Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка”. Таков художественный ответ писателя на требования женской эмансипации. Эмансипация, по мысли Толстого, конечно, возможна - достаточно эмансипированы Анна Павловна Шерер, Элен Курагина, Жюли Карагина, - но она никогда не сделает женщину счастливой.

Пусть Наташа далека от интеллектуальных и политических исканий Пьера - взаимопонимание супругов основано не на разуме, не на суждениях, умозаключениях и выводах, а на способности любить, “с необыкновенной ясностью и быстротой познавая и сообщая мысли друг друга, путем противным всем правилам логики”. Таков идеал семейного счастья, при котором отсутствуют перегородки лжи и отчужденности между людьми. Таков толстовский идеал “мира”.