Структура политической науки. Методы и функции политологии

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов. Под методом понимается совокупность логических операций, позволяющих раскрыть содержание предмета исследования. В политической науке используются различные методы.

Одним из первых в политологии использовался ценностно-нормативный подход. Он зародился еще в древности. Согласно этому подходу, политические явления рассматриваются с точки зрения соответствия их нормам морали, справедливости, общего блага. Ценностно-нормативный подход предполагает выработку идеального политического порядка и необходимость подведения под него реально существующих отношений. Он оказал определенное влияние на развитие западного общества, поскольку благодаря ему формулировался идеал демократического устройства. Однако недостатком этого метода всегда была его оторванность от существующих реальностей, что порождало утопические идеи, теории, реализация которых сопровождалась многочисленными человеческими жертвами.

В рамках исторического метода политика рассматривается с точки зрения возможностей использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Одним из первых в политической науке его стал использовать Н. Макиавелли.

Большое влияние на развитие политической науки оказал социологический метод , с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Социологический подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются.

Иной срез анализа политики открывает антропологический метод , который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности, типа культуры и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как биосоциального существа.

Революцию в политической науке совершил бихевиористский метод , возникший в 20-30-х годах ХХ века как альтернатива юридическому методу, в рамках которого политика анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институтов, их формальной структуры, процедур их деятельности. В противовес этому бихевиористский метод позволил изучать политическое поведение личности или групп. Он знаменовал собой попытку измерить политику качественно и количественно. Поведение в бихевиоризме определяется как взаимосвязь «стимула» и «реакции». В основе политического поведения индивида лежит мотив, побудивший его к действию. Бихевиористы стали акцентировать внимание на интересе как мотиве политического поведения. Задачу политической науки они свели к описанию наблюдаемого поведения, процесса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук (математики, статистики и т.д.); бихевиористский метод стал основой создания прикладной политологии. Одним из его существенных недостатков является анализ поведения вне контекста его моральной оценки, а также акцент на технику исследования.

Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 50-60-х годах ХХ века возникла потребность в системном подходе, который позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Однако системный подход малоэффективен при анализе индивидуального поведения в политике (например, роли лидера), при рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций.

Особое место среди методов политической науки занимает психоанализ . Достоинство психоаналитического метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Психоанализ рассматривает психологические механизмы политического поведения. Основатель метода австрийский врач-психиатр З.Фрейд (1856—1939) полагал, что политическое поведение индивида, как, впрочем, и любое другое, подчинено особым бессознательным установкам человеческой психики, которые являются результатом неудовлетворенности его базовых потребностей. Главной из них З.Фрейд считал сексуальное влечение. Возникающие вследствие этого острые аффективные переживания индивида не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оставаться мотивами политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д.

Для российской политической науки весьма актуален сравнительный метод . Сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства.

Политическая наука выполняет в обществе ряд социально значимых функций. Эффективная реализация этих функций способствует стабильному развитию общества, достижению гражданского мира и согласия.

Политические явления и процессы познаются с помощью раз личных методов (греч. methodos - путь исследования). Методы - это средства анализа, способы проверки и оценки теории.

Основные типы методов и уровни методологии политических ис следований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли. Периодизация развития методологии полити ческой науки может быть представлена следующим образом:

  • 1) классический период (до XIX в.), связанный преимущественно с дедуктивным, логико-философским и морально-аксеологическим подходами;
  • 2) институциональный период (XIX - начало XX в.) - на веду щие позиции выходят историко-сравнительный и нормативно-ин ституциональный методы;
  • 3) бихевиористский (англ, behaviour поведение) период (20--70-е гг. XX в.), когда стали активно внедряться количествен ные методы;
  • 4) в последней трети XX в. наступил новый, постбихевиорист ский этап, характеризующийся сочетанием “традиционных” и “новых” методов.

Споры о приоритетных подходах продолжаются до сих пор, ос новными течениями в рамках методологии политической науки по- прежнему являются “традиционалистское” (исповедующее качест венные методы классической и институциональной политологии) и “бихевиористское” (ратующее за приоритет “точных”, эмпиричес ких и количественных методов).

Институциональный метод связан со стремлением выявить определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества, начиная с конституции, и их смысл для существо вания и нормального развития общества. Большое влияние оказали здесь воззрения Ш. Монтескье, Дж. Локка, Э. Берка, Т. Джеффер сона и др.

В данном подходе основное внимание уделяется политическим институтам (парламенту и правительству, партиям и избиратель ным процедурам, механизмам разделения властей и конституцион ному устройству). Анализ строится, исходя из сложившихся и об щественно укорененных политических форм. Эти формы или инсти туты, с одной стороны, являются логическим продолжением и закреплением социальных отношений и норм, а с другой - призваны вносить в общество стабилизирующее начало.

Сравнительный (компаративный) метод известен со вре мен Аристотеля, Платона, Монтескье. Его особенность заключает ся в сопоставлении двух (или более) политических объектов. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит их подобие, вычленить общие черты либо показать, по каким признакам они (политические объекты) различаются.

Любое сравнительное исследование включает следующие этапы: а) отбор и описание фактов; б) выявление и описание тож дества и различий; в) формирование взаимосвязей между элемен тами политического процесса и другими социальными явлениями в форме экспериментальных гипотез; г) последующая проверка гипо тез; д) “признание” некоторых основополагающих гипотез.

Сравнительный политический анализ позволяет: 1) разработать поддающуюся проверке систему знаний о политике; 2) дать оценку политическому опыту, институтам, поведению и процессам с точки зрения причинно-следственных связей; 3) прогнозировать события, тенденции и последствия.

Для того чтобы понять истинную сущность мира политического, необходимо изучать различные формы его проявления в различных странах и регионах, социально-экономических, общественно-исто рических ситуациях, у разных наций и народов и т.д. В этом контекс те в качестве объектов сравнительного анализа могут выступать не только политическая система во всей целостности, ее формы, типы и разновидности, но и ее конкретные составляющие, такие, как государственные институты, законодательные органы, партии и пар тийные системы, избирательные системы, механизмы политичес кой социализации и т.д. Современные компаративные политичес кие исследования охватывают десятки, а то и сотни сравниваемых объектов, проводятся с использованием как качественных подходов, так и новейших математических и кибернетических средств сбора и обработки информации. Например, в сравнительном проекте К. Джанды “Политические партии: транснациональный обзор” исследуется деятельность 158 партий из 53 стран в 50--70-е гг. В этом проекте выделены 111 переменных, которые сгруппированы в 12 кластеров, соответствующих основным характеристикам орга низации и деятельности политических партий (институционализа ция и государственный статус, социальный состав и база, характер и степень организованности, цели и ориентация и т.д.) (см.: Кулик А.Н. Сравнительный анализ в партологии: проект К- Джан ды//Полис. 1993. № 1).

Для современной сравнительной политологии характерен инте рес к таким явлениям как: групповые интересы, неокорпоративизм, политическое участие, рациональный выбор, этнические, религиоз ные, демографические факторы и их влияние на политику, процес сы модернизации, стабильность и нестабильность политических ре жимов, условия для возникновения демократии, влияние политики на общество и т.д. Существует несколько разновидностей сравни тельных исследований: кросснациональное сравнение ориентиро вано на сопоставление государств друг с другом; сравнительно ори ентированное описание отдельных случаев (case studies); бинарный анализ, основанный на сравнении двух (чаще всего похожих) стран; кросскультурные и кроссинституциональные сравнения нацелен ные соответственно на сопоставление национальных культур и ин ститутов. Сравнительная политология играет значительную роль в структуре политической науки.

Социологический метод представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, на правленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. Методы социологических исследований - опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделиро вание позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучить политические явлениями процессы. Их преиму щество заключается в том, что исследователь имеет дело с матери алом, который можно математически формализовать, проследить тенденцию и корреляцию. Немаловажно и то, что на основе социо логического материала возможно сделать политические прогнозы.

В современной политологии социологические методы получили большое распространение. На их основе сложилась прикладная по литология, ориентированная на практическое применение результатов исследования, которые в данном случае являются специфическим интеллектуальным товаром. Заказчиком такого рода исследований выступают центральные и местные власти, государствен ные учреждения, политические партии и т.д.

С помощью социологического метода можно выявить взаимо связь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу власти, государства, права и т.д., определить социальную направ ленность принимаемых государством решений, установить, в инте ресах каких групп они осуществляются.

Антропологический метод, который исходит из природы че ловека, широко используется при анализе механизмов, институтов власти и социального контроля преимущественно вдоиндустриаль ных обществах, а также проблем адаптации и трансформации тра диционных механизмов контроля при переходе к современным по литическим системам. Этот метод дает ключ к изучению таких про блем, как связь типа человека (устойчивых черт его интеллекта, психики) и политики, влияние национального характера на полити ческое развитие, и наоборот.

Психологический метод ориентирован на изучение субъектив ных механизмов политического поведения, индивидуальных ка честв, черт характера, а также типичных механизмов психологичес ких мотиваций. В основание этого метода легли наиболее значи тельные идеи Аристотеля, Сенеки, Н. Макиавелли, Ж-Ж. Руссо, Т. Гоббса и др. о соотношении личности и власти, о природе чело века в политике, о воспитании гражданина, о том, каким надлежит быть правителю.

Одним из источников современного психологического подхода стали идеи психоанализа. По справедливому утверждению Г. Лассуэлла, автора знаменитой книги “Психопатология и политика”, “политология без биографии подобна таксидермии науке о на бивании чучел”. Психоанализ выявляет скрытые бессознательные мотивы поступков политических деятелей и находит их в особеннос тях детского развития, в тех конфликтах, которые оставили в душе будущего политика шрамы психологических травм. На основе пси хоанализа возможно объяснение различных типов политического поведения (в частности, поведения толпы, авторитарного типа лич ности). Политический психоанализ необходим при изучении про цесса политической социализации, мотивов поведения лидера и малых групп.

Наибольшее распространение получило психоаналитическое исследование феномена политического лидерства, в рамках которо го выделяются два направления: психобиографическое и психоис торическое. С позиций психобиографии корни лидерства надо ис кать в сфере бессознательного личности, в особенностях детского и юношеского развития. Поэтому в рамках этого направления значительное внимание уделяется влиянию ранних периодов жизни (биографическим особенностям) на структуры бессознательного личности. Достаточно часто при этом подходе уделяется внимание роли компенсаторных механизмов (путям и способам компенсации низкой самооценки) и их влиянию на политическое поведение. Пси хобиографический подход нашел отражение в многочисленных ра ботах, среди которых: “Томас Вудро Вильсон, 28-й президент США. Психологическое исследование” 3. Фрейда и У. Буллита, “Психопатология и политика” Г. Лассуэлла, “Анатомия человечес кой деструктивности” Э. Фромма, “Революционная личность. Ленин. Троцкий. Ганди” В. Вильфенштейна и др. Психоисторию же в отличие от психобиографии, интересуют бессознательные меха низмы поведения личности в контексте социальных и политических событий, “точки пересечения” индивидуальных и социальных бес сознательных травм. Эта парадигма была сформулирована в 1957 г. У. Лангером, а свое дальнейшее развитие получила в трудах американского психолога Э. Эриксона о Лютере и Ганди, американского политолога Л. Пая и психоисторика Р. Лифтона о Мао Цзэдуне и др. Основы психоанализа политических режимов были заложены в работах Э. Фромма “Бегство от свободы” и В. Райха “Психология масс и фашизм”. Методологический подход к исследованию поли тического поведения был сформулирован 3. Фрейдом в работе “Массовая психология и анализ человеческого “Я”. Политический психоанализ помогает за обычными фактами политической жизни увидеть глубинные существенные причины их возникновения и развития.

Своеобразную революцию в политической науке совершил би хевиористский метод, возникший как альтернатива юридическо му методу, в рамках которого политическая жизнь анализировалась путем изучения государственно-правовых и политических институ тов, их формальной структуры, процедур их деятельности.

Применение бихевиористского метода в политологии основыва ется на убеждении, что политика как общественное явление имеет прежде всего индивидуальное измерение, и потому все групповые формы деятельности она стремится вывести именно из анализа по ведения индивидов, соединенных групповыми связями. Подход такого рода предполагает, что доминирующим мотивом участия в по литике является психологическая ориентация. Для бихевиористов политика - это вид социального поведения индивидов (групп), характеризующийся установками и мотивациями, связанными с учас тием во власти и властвовании. Бихевиоризм возник и активно развивался в политической науке в 30-50-е гг. Стали говорить даже о так называемой “бихевиорист ской” (поведенческой) революции в политологии, связанной преж де всего с применением новых эмпирических и количественных ме тодов, заимствованных из арсеналов психологии, социологии, эко номической науки, а также математики, кибернетики, географии и даже медицины. Бихевиоризм призван определить реальные причи ны и параметры политического поведения на массовом уровне! Ос новоположниками бихевиористского метода считаются американские политологи Ч. Мерриам и Г. Лассуэлл. “Единицей” полити ческого исследования, в рамках данного подхода, было признано на блюдаемое поведение индивидов и групп в различных политических ситуациях.

Основные принципы бихевиорального движения можно сформулировать следующим образом: 1) стремление к обнаружению элементов единообразия в политическом поведении, их обобщение и выражение в теориях и моделях, имеющих эвристическую и про гностическую ценность; 2) любые выводы должны соотноситься с эмпирическими фактами и строиться на их основе; 3)для получения данных необходимо использовать адекватные методы; 4) интерпре тация полученных данных и их оценка должны быть дифференциро ваны, их нельзя путать; 5) исследование должно носить системный характер, т.е. стремится раскрыть основные причинно-следствен ные связи, вое многообразие наблюдаемых структур; 6) политичес кая наука должна активно использовать результаты и данные других наук: психологии, антропологии, социологии и т.д.

Из психологии и медицины в политическую науку начали втор гаться тесты и лабораторные эксперименты, из социологии - анкетные опросы, интервью, наблюдения, из математики и статисти ки - регрессионный, корреляционный, факторный и другие виды анализа, а также математическое моделирование и методы теории игр. Впоследствии начали активно создавать информационные базы политических данных и экспериментальные системы “искусствен ного интеллекта” на основе электронно-вычислительной техники.

Значительный вклад бихевиоризм внес в изучение поведения электората, политического лидерства, процесса принятия решений. Особое место в методологии стали занимать методы изучения изби рательного процесса и электорального поведения. Распространение получают методы предвыборного зондажа общественного мне ния и техника панельных (повторяющихся) опросов избирателей.

Бихевиоризм сыграл заметную роль в становлении и развитии сравнительной и прикладной политологии. Именно в рамках бихе виоризма были выработаны основные методы прикладных полити ческих исследований:!) статистические исследования политичес кой активности, в частности исследования/, касающиеся выборов: 2) анкетные исследования и опросы; 3) лабораторные эксперименты; 4) применение теории игр в изучении принятия политических решений. В то же самое время неоднократно высказывались кри тические замечания по поводу злоупотребления количественными методами анализа. Подчеркивалось, что увлеченность методами математического и статистического анализа в ущерб качественным снижает потенциал и результативность исследований.

В рамках постбихевиористского периода формируются и получа ют развитие такие типы политического исследования, как структур но-функциональный анализ и системный подход.

В структурно-функциональном анализе за единицу исследо вания здесь принимается “действие”, а общество представляется как совокупность сложных социальных систем действия (концепция Т. Парсонса, Р. Мертона). Каждый индивид в своем поведении ори ентирован на “общепринятые” образцы поведения. Нормы объ единены в институты, имеющие структуру и обладающие функция ми, направленными на достижение стабильности общества. Цель структурно-функционального анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям. Этот метод целесообразен для анализа способов сохранения и регулирования системы, максимальный же его эффект проявляется в сравнительном исследовании политических систем. Структурно - функциональный анализ включает изучение функциональных зависимостей элементов политической системы: единства институтов власти, соответствия их действия (функционирования) потребностям политических субъектов; выявление того, как реализуется потребность в приспособлении системы к изменяющейся среде и т.д.

Бихевиористский метод не позволял представить мир политики целостно, не был способен выявить взаимосвязи различных его элементов. Поэтому в 50 - 60-х гг. возникла потребность в системном подходе, который рассматривает политическую сферу об щества как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой. С помощью системного подхода удается четко оп ределить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований. Основатель системного подхода в политологии - Д. Истон (США) отмечал: “Что поддерживает систему в рабочем состоянии, так это входящие факторы различного характера. Они могут быть преобра зованы посредством внутренних процессов самой системы в выходящие факторы, а последние, в свою очередь, имеют последствия как для системы, так и для окружающей систему среды” (Easton D . An Approach to the Analysis of Political Systems // Political System and Change . Princeton, N. J., 1986. P .24).

В основе метода экспертных оценок лежит проведение экс пертных оценок специалистами в той области политической деятельности, по поводу которой ведется экспертиза. Опыт показывает, что наиболее эффективным является применение метода экспертных оценок для решения широкого круга неформализуемых проблем политической жизни выработки управленческого ре шения, оценки политической ситуации, прогноза политического развития и т.д. Понятно, что особое значение для данного метода имеет подбор экспертной группы.

Коммуникативный метод позволяет разработать кибернети ческую модель политического процесса, рассматривая политичес кие структуры как коммуникативные единицы, единицы общения. Политические взаимодействия рассматриваются как информацион ные потоки, главный из которых - политическое решение и реакция на него агентов политики. Последние должны быть адекватны поставленной в решении цели, что возможно при учете всех информационных потоков, исходящих от людей.

Метод политического моделирования состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изуче ния их моделей. Возможны различные классификации моделей. На пример, по назначению выделяют измерительные, описательные, объяснительные, критериальные и предсказательные модели.

Потребность в методе моделирования возникает тогда, когда анализ реального политического явления невозможен или затруднителен, слишком дорого стоит или требует много времени. Модель здесь выступает аналогом реального политического объекта. Моделированию подлежат: какой-либо механизм политической системы (например, механизм реализации политической "власти) или же процесс (предположим, процесс принятия решений), либо отдель ный фрагмент функционирования системы (управление ею), инсти туты, их элементы или объединения (государство, политический режим), взаимодействие с другими политическими системами (международные отношения) и т.п.

Моделирование политических процессов может осуществляться не только на основании уже известных, эмпирически проверенных данных, но и на основании гипотез. Моделирование гипотез и про ведение вычислительных экспериментов с полученными моделями позволяет, с одной стороны, проверить гипотезы на непротиворечивость, с другой - выявить чувствительные и важные параметры модели, те признаки и связи, изменения которых оказывают наибо лее существенное влияние на выходные параметры модели.

Некоторые политические процессы - такие, как принятие решений на выборах или распределение голосов избирателей, могут быть определены полностью в математических терминах. “Математические модели помогают политологам... изучать особенности политических процессов... Во многих случаях возможна и компьютерная имитация политического процесса. Используя математические средства, политолог оказывается в состоянии взять на вооружение многие из методов, разработанных в логике, статистике, физике, экономике и других отраслях знаний, и применить их к изучению политического поведения” (Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 191Э7. С.468).

Сегодня в связи с совершенствованием ЭВМ и программных средств моделирование политических макро- и микропроцессов стало одним из перспективных направлений в развитии методоло гии политической науки, которое в свою очередь имеет множество собственных разветвлений. Одно лишь системное моделирование политики охватывает и динамические, и стохастические модели по литической жизни, активно применяемые для анализа циклически повторяющихся избирательных процессов и кампаний, а также для прогнозирования результатов выборов в парламент.

Политология, как и любая наука, выполняет ряд функций в об ществе научно-познавательного, методологического и прикладного характера.

Во-первых, это гносеологическая, познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании по литической реальности, раскрытии присущих ей объективных свя зей, основных тенденций и противоречий.

Во-вторых, политология, изучая объективные закономер ности, тенденции и противоречия политической системы, пробле мы, связанные с преобразованием политической действительности, анализируя пути и средства целенаправленного воздействия на по литические процессы, выполняет функцию рационализации поли тической жизни. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и политические структуры управления, прогно зирует развитие политических процессов. Тем самым политология создает теоретическую основу политического строительства, поли тических реформ.

В-третьих, политология выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государствен ных, групповых и личных интересов, выработать отношение к су ществующим политическим структурам, партиям, определенную линию политического поведения.

В-четвертых, это прогностическая функция. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможнос тей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов Крупно масштабного политического действия; 3) рассчитать вероятност ные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая по бочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы развития политической ситуации в стране или регионе, перспектив и возможностей тех или иных политических ли деров, партий и т.д.

Разумеется, между этими функциями существует тесная взаимо связь. Понятно, что свою социальную роль политология может выполнять на основе определенной совокупности знаний. Причем, чем выше степень познания, чем конкретнее полученные знания, тем эффективнее она реализует свои социальные задачи. Вместе с тем состояние, уровень научного знания во многом зависят от практики, которая, предъявляя социальные требования к теории, дает ей им пульс для дальнейшего развития. Если же политические знания останутся социально невостребованными, то теория может превра титься в схоластику. Кроме того, нужно учитывать, что далеко не во всем и не всегда наука о политике в состоянии отразить все богатство и динамику политических отношений и процессов. Практическая политика требует не только научных знаний, но и искусства по литического руководства, политического опыта, интуиции.

В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», т.е. форма практического и теоретического освоения действительности, конкретный способ приобретения знаний о политике. Методы политологии сложились постепенно. Среди многочисленных и весьма разнообразных методов, использование совокупности которых способствует превращению политологии в самостоятельную научную дисциплину, можно выделить следующие: институциональный, социологический, сравнительный, антропологический, психологический, бихевиористский, коммуникативный, метод политического моделирования.

Институциональный метод широко применим в политологии. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность (государства, партий, других организаций и объединений и т.п.). Сторонниками данного метода были Локк, Монтескье, Джефферсон. Изучение сложившихся институтов действительно важно, поскольку политические институты, в отличие от текущих политических процессов, достаточно устойчивы и стабильны.

Однако увлечение институциональным подходом в первой половине ХХ века привело к тому, что начало господствовать убеждение, что заимствование институтов демократии, хорошо зарекомендовавших себя на Западе, способно сыграть решающую роль в модернизации стран «догоняющего развития». Более 40 стран Африки буквально скопировали Конституцию США, но на практике они не приблизились к идеалам демократии. Оказалось, что сами по себе политические институты мертвы без живой политической активности.

Социологический метод
– представляет собой совокупность приемов конкретных социальных исследований, направленных на сбор фактов и практических материалов путем анкет, опросов и т.п. Он исходит из принципа зависимости политики от социальных процессов, в особенности от социально-экономической структуры общества. Задача социологического метода - проявить и объяснить разнообразные интересы соперничающих социальных групп в политике. Примером может служить марксистский подход, где содержание политики объясняется жесткой зависимостью от экономической основы.

Сравнительный метод
– иначе его называют компаративный – известен еще со времен Платона и Аристотеля. Сущность его состоит в сопоставлении политических объектов или процессов, выявлении их подобия и отличительных черт. Сравнительный метод имеет большое значение, т.к. может использоваться не только на национальном, но и на международном уровне (сравнение сходных социальных явлений в разных странах). В соответствии с этим выделяют 2 вида сравнительных исследований:

А) Кросснациональные - сопоставление государств друг с другом, описание, бинарный анализ и т.п.;

Б) Кросскультурные – нацелены на сопоставление и сравнение национальных культур, институтов.

Антропологический метод . Иной срез анализа политики открывает антропологический метод, который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, то есть качеств человека как биосоциального существа. Исследует влияние национального характера, типа ментальности, мышления на политическое поведение и развитие, тем самым, определяя границы возможных применений политического опыта.

Психологический метод заключается в изучении соотношения психологических особенностей личности и власти. Этот метод основан на необходимости учитывать в политике субъективные механизмы политического поведения. Мотивы, которые приводят людей в политику и заставляют участвовать в политических процессах, всегда индивидуальны, зависят от черт характера, воли, образования и т.д.

В основе данного метода лежат идеи Аристотеля, Сенеки, Макиавелли, Гоббса и др. В рамках этого метода большую популярность приобрели идеи психоанализа. Достоинство психоаналитического метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Эффективным метод психоанализа оказался при выявлении природы авторитарного деструктивного политического поведения, политической некрофилии (стремления к разрушению).

Бихевиористский метод
возник как альтернатива институциональному методу. Он основан на тезисе, что политика имеет индивидуальное измерение. Данный метод обращает особенное внимание на поведение человека в сфере политики, изучая его стимулы и реакции в процессе политических взаимодействий. В центре внимания бихевиористов находится изучение политического поведения с учетом побуждающих мотивов. Бихевиористы определяют формы и типы поведения определенных групп (женщины – домохозяйки, студенты и т.д.) для определения возможного политического действия в различных ситуациях. Таким образом, в качестве единицы анализа политического поведения выступают конкретные мотивации индивида, побудившие его к определенному поведению.

Коммуникативный метод разрабатывает кибернетическую модель политического процесса, рассматривая структуры как информационные потоки.

Метод политического моделирования основан на исследовании политических явлений путем переложения их на модели измерительные, описательные, предсказательные и др.

Социальную роль политологии в общественной жизни и системе образования реализуют ее функции . Выделим основные:

1. Познавательная - политология накапливает знания о политике.
2. Прогностическая - основана на уже полученных знаниях о политике, которые позволяют осуществлять предсказания, строить прогнозы возможных будущих политических событий, а также рассчитывать потери альтернативных вариантов.
3. Методологическая - выводы политологии служат основой анализа частных политических теорий, отдельных политических явлений.
4. Мировоззренческая - знания о политике формируют определенное мировоззрение.
5. Культурная - эта функция позволяет политологии обобщить представления людей о средствах достижения политических целей, формировать образы, наиболее желаемые состояния, к которым необходимо стремиться.
6. Воспитательная (регулятивная) - в ходе реализации этой функции складываются нужные в обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе. Именно она создает теоретическую базу, обобщает опыт, помогая политической социализации и формированию политической культуры.

4. Роль политического образования в современном обществе

Термин «политология» образован из сочетания двух греческих слов: politikos – политика и logos – слово, понятие, учение. Таким образом, политология в буквальном значении этого термина – учение, наука о политике . В чем же специфика предмета политологии, каково устройство современной политической науки и как она возникла, зачем нужна политология и какие методы познания она использует, какую роль политические знания и культура играют в жизни человека и всего общества?

1. Предмет и структура политологии

Существуют различные и даже прямо противоположные взгляды на политику как объект и предмет политологии. Тем не менее большинство исследователей предметом политической науки считают политику как сферу взаимодействий по поводу публичной, политической власти. Основными участниками этих взаимодействий выступают отдельные индивиды, различные социальные группы, общности и их политические институты. К последним относятся институты публичной власти, прежде всего государство, а также политические партии и группы интересов. Следовательно,политологию в широком смысле словаможно определить какнауку о политической власти и ее взаимодействии с обществом и индивидом.

Политика представляет собой многосложное общественное явление. Поэтому политическая наука включает в себя широкий круг самых разнообразных субдисциплин, исследующих различные специфические аспекты политики и ее взаимоотношений с обществом. В современной науке о политике можно выделить три органично взаимосвязанных уровня (направления) знаний: философский, общенаучный и частнонаучный.

Философская наука о политике , или политическая философия, исследует наиболее глубокие основы политики, ее природу и значение для человека, изучает ценностные аспекты политических отношений, формулирует политические идеалы и цели, важнейшие пути их достижения, а также общие критерии оценки реальной политики с точки зрения морали, интересов общественных групп и всего человечества, определяет смысл основных политических категорий и разрабатывает теорию познания политики.

Общая наука о политике , илиполитология в узком смысле слова,изучаетполитику как целое, ее внутренние структурно-функциональные и динамические характеристики, политические институты и механизмы, субъекты политики, их политическую идеологию и политическую культуру.

Система частных наук о политике представлена субдисциплинами,изучающими отдельные стороны политической действительности и занимающими промежуточное положение между политологией и другими науками. Среди них можно выделить следующие политические науки:



Политическая история , которая изучает политические события, институты и идеи прошлого в их хронологической последовательности и взаимосвязях. Без знания прошлого невозможно понять настоящее и предвидеть будущее. Поэтому любые серьезные политические исследования предполагают обращение к истории.

Политическая социология , которая исследует взаимодействие политики и общества, влияние социальных структур, групповых интересов, общественного мнения на политическую жизнь и обратное воздействие политики на социальную среду.

Политическая психология, которая изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него скрытых, подсознательных побуждений, установок, эмоций и воли, а также обратное воздействие политики на психологию личности, группы, общества.

Политическая антропология, которая выясняет зависимость политики от родовых качеств человека (биологических, социальных, интеллектуальных, культурных, религиозных) и обратное влияние политического строя на личность.

Политическая география, которая изучает взаимовлияние географических факторов и политики. Она подразделяется на геополитикуи электоральную географию. Геополитика исследует взаимосвязь политики государств с их пространственным положением (например, близость к океану, соседство с сильным государством), территориальными, климатическими и другими природными факторами. Электоральная география изучает влияние территориального распределения избирательных округов на формирование доминирующих предпочтений избирателей, проживающих в том или ином округе.

Политическая астрология, которая занимается выяснением влияния космоса, например, расположения звезд, фаз Луны, солнечной активности на политические события и массовое политическое поведение.



Результаты политических исследований на философском уровне и в рамках частных научных дисциплин аккумулируются в политологии как общей науке о политике . Специфическое содержание ее предмета – институты, субъекты и идеи в политическом сообществе – определяет интегральный характер этой дисциплины. Общая политическая наука объединяет и синтезирует выводы других наук о политике, создавая тем самым целостную систему знаний об этой сфере жизнедеятельности общества.

Таким образом, политическая наука – не отдельная научная дисциплина, а специфический научный комплекс, включающий в себя три уровня знаний о мире политики. Каждый из этих уровней отражает специфический аспект политики как общего объекта и решает свои задачи. Политическая философияслужит мировоззренческой и общеметодологической базой политических исследований. Политология дает интегральную научную картину политики. Частные политические науки развертывают учение о тех или иных аспектах политики.

Политология как общая политическая наука подразделяется на теоретическую и прикладную политологию. Теоретическая политология представляет собой общую теорию политики , которая развертывается в серию специальных теорий: теория политической власти, теория политической системы, теория политического процесса, теория принятия политических решений и осуществления политического курса, политическая идеология, теория политической культуры, теория политического развития и трансформации, теория международной политики. Каждая из данных теорий является, в свою очередь, общей по отношению к входящим в ее состав более частным теориям. Например, теория политической системы включает в себя теорию политических режимов, которая развертывается в теории тоталитаризма, авторитаризма и демократии, а, скажем, теория политической модернизации и транзитология являются составными частями теории политического развития и т. д.

Прикладная политология изучает непосредственно наблюдаемую политическую ситуацию во всем богатстве ее проявлений . Предметное содержание прикладной политологии включает в себя исследование поведения и взаимодействий конкретных субъектов политики, технологических аспектов организации органов власти и других политических институтов, разработку технологий формулирования и достижения политических целей, например, предотвращение или разрешение социальных конфликтов, формирование позитивного политического имиджа, успешное проведение избирательных кампаний, а также подготовку практических рекомендаций и краткосрочных прогнозов участникам политического процесса.

Различия между общей политической теорией и прикладной политологией относительны. Фундаментальные теоретические положения и выводы могут иметь практическое значение, например, использоваться при разработке основных направлений реформирования политической системы общества. В свою очередь, проверенные практикой выводы прикладных исследований нередко служат для формулирования положений теоретической политологии. Таким образом, теоретическая и прикладная политологии функционально дополняют и обогащают друг друга, составляя единое целое.

2. Становление и развитие политической науки

Политика существует столько, сколько существуют государства – примерно пять тысяч лет. И все это время человеческое сознание пытается в той или иной форме отобразить и осмыслить мир политики. В становлении и развитии политической мысли можно выделить три самых общих этапа.

Религиозно-мифологическая форма осмысления политики (II – I тыс. до н.э.). На этом этапе у древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и государства, которые передавались от поколения к поколению в виде мифов.

Философско-этическая трактовка политики (середина I тыс. до н.э. – XVI в.). В этот период политика еще не становится самостоятельным предметом научного анализа. Политические идеи были органично вплетены в ткань философских размышлений об общественном благе, о красоте и морали. Ведущими философами, которые внесли в этот период ощутимый вклад в исследование политики, были Конфуций, Платон и Аристотель. Основное внимание уделялось изучению общественного предназначения политики и власти, разработке политических идеалов, нравственных критериев оценки политики, изучению и классификации «хороших» и «дурных» форм правления.

Рационально-научная форма познания политики (с середины XVI в. по настоящее время). Родоначальником этого этапа принято считать классика политической науки, итальянского мыслителя Никколо Макиавелли, который:

1) выделил политику из философии и этики в предмет самостоятельного научного исследования;

2) обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность, поскольку уподобил политику объективному, природному явлению, обладающему собственную логикой и закономерностями;

3) дал четкое определение политики как деятельности, направленной на борьбу за власть, ее удержание, укрепление и использование;

4) поставил в центр политического анализа реальные проблемы власти и государства;

5) разработал комплекс методов борьбы за власть и ее удержание.

Вместе с тем Макиавелли полностью отделил политику от морали. Он полагал, что политика не может основываться на нравственных принципах. Человек должен быть праведным в частной жизни, в отношениях со своими родственниками, друзьями, а в политике его поступки диктуются объективной логикой противоборства общественных интересов. Эта логика обязывает политику исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Более того, Макиавелли утверждал, что ради великой и благородной цели в политике можно использовать любые, в том числе безнравственные, средства. Поэтому осуждать аморальные действия политиков столь же наивно и смешно, как гневаться на извержение вулкана или на землетрясение.

После Макиавелли политические исследования длительное время (примерно до начала XIX столетия) осуществлялись в основном на уровне политической философии. В этот период основное внимание уделялось разработке проблематики власти, государства и гражданского общества. У истоков этого процесса стоял Томас Гоббс, разработавший договорную теорию образования государства, которая пришла на смену средневековой теории божественного происхождения государства. Теория общественного договора дала толчок оформлению двух противоположных в развитии политической мысли направлений – этатистскому и либеральному.

Этатистскую, государственническую традицию, начало которой положили еще Конфуций и Платон, окончательно оформил Т. Гоббс. Теория общественного договора была использована им для обоснования необходимости абсолютистского (неограниченного) государства. Граждане, по Гоббсу, заключают между собой договор, согласно которому они в обмен на закон и порядок отказываются от всех своих естественных прав в пользу абсолютной власти суверена. В дальнейшем идея государства как всеобъемлющей силы так или иначе логически вытекала из теоретических конструкций Ж. Ж. Руссо, И. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, В. Ленина, В. Зомбарта, К. Шмитта и других мыслителей.

Либеральную, антиэтатистскую традицию основал другой английский философ, родоначальник идеологии либерализма – Джон Локк. Он разделял идею общественного договора, но вкладывал в нее совершенно иной смысл. Либеральный принцип индивидуальной свободы как высшей ценности требует ограничения власти государства. Поэтому, согласно Локку, граждане отказываются лишь от некоторой части своих естественных прав, например, от права наказывать за преступления, и передают их государству, единственная функция которого состоит в эффективной защите всех остальных естественных и неотчуждаемых прав человека: «на жизнь, свободу и собственность». Такая трактовка общественного договора привела Локка к идеям правового государства и разделения властей. После него либеральное направление активно развивают Д. Юм, Ш. Л. Монтескье, И. Кант, И. Бентам, Дж. Мэдисон, А. де Токвиль, Д. С. Милль.

Развитие публичной политики, возникновение партий, утверждение парламентаризма, расширение избирательного права, а также накопленный теоретический и эмпирический материал позволили политической науке в конце XIX – начале XX в. оформиться в качестве самостоятельной дисциплины. Появляется множество специальных теорий, посвященных исследованию демократии, государства, политических партий, элит, неформальных политических процессов. Значительный вклад в создание современной политической науки внесли А. Бентли, Дж. Брайс, М. Вебер, В. Вильсон, Г. Моска, Р. Михельс, Ч. Мерриам, В. Парето и ряд других выдающихся теоретиков.

Первенство в конституциализации политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины оспаривают немцы и американцы. В Германии существует точка зрения, что формальным началом политологии является образование в этой стране в первой половине XIX в. правовой школы. Однако более распространенной является американская позиция, согласно которой политическая наука получает свое официальное оформление в 1857 г., когда Ф. Лейбер открывает в Колумбийском колледже (позже переименованном в Колумбийский университет) кафедру политической теории и истории. В 1880 г. на базе этой кафедры Дж. Берджес создает Школу политической науки, которая стала готовить научные и преподавательские кадры. Учебные и исследовательские политологические центры появляются в других американских университетах, что позволило в 1903 г. учредить Американскую ассоциацию политической науки, которая насчитывает сегодня 16 000 человек. Аналогичные центры стали возникать в странах Западной Европы. Так, в 1871 г. в Париже создается Свободная школа политической науки, ныне – Институт политических исследований Парижского университета. В 1895 г. открылась Лондонская школа экономической и политической науки.

Процесс выделения политологии в самостоятельную отрасль знания завершается в первой четверти XX в. С 1948 г. действует Международная ассоциация политической науки. В этом же году ЮНЕСКО рекомендует курс политологии для изучения в высших учебных заведениях. Основной вклад в развитие современной политической науки внесли такие теоретики, как Г. Алмонд, Р. Арон, Х. Арендт, С. Верба, Р. Даль, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Д. Истон, Г. Ласки, Г. Лассуэлл, А. Лейпхарт, Х. Линц, Т. Парсонс, Дж. Пауэлл, К. Поппер, Дж. Сартори, С. Хантингтон, Ф. Шмиттер, Й. Шумпетер. Современная политология является одной из самых авторитетных и престижных академических дисциплин в мире. Мнение профессиональных политологов существенно влияет на разработку и принятие политических решений в государствах и международных организациях.

В 1955 г. была создана Советская ассоциация политической науки, которая в 1961 г. вступила в Международную ассоциацию политической науки. Однако в СССР политология не признавалась в качестве самостоятельной научной дисциплины. Более того, ее третировали как «буржуазную лженауку», «продажную девку империализма». Причины такого отношения были просты. Во-первых, политология, как одна из наиболее рационалистских гуманитарных дисциплин, по определению не могла выполнять функцию обслуживания интересов иделогизированного коммунистического режима, который любую общественную науку рассматривал в качестве служанки своей идеологии.

Во-вторых, за долгие годы своего существования политическая наука накопила множество идей, принципиально несовместимых с идеологией марксизма-ленинизма, – приоритет прав и свобод человека, гражданское общество, верховенство права, разделение властей, свободные выборы, многопартийность, идеологический плюрализм и т. д. Поэтому в СССР политология была не просто не нужна, но и вредна для тоталитарного режима.

В-третьих, серьезным препятствием на пути развития политологии являлся догматизм коммунистических доктринеров и изолированность советского обществознания от мировой общественно-политической мысли. Политические исследования если и велись, то только в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС и теории государства и права.

Политология в СССР получает право на существование лишь в период перестройки. На рубеже 90-х гг. политическая наука обретает официальный статус научной дисциплины и начинается ее преподавание в высших учебных заведениях. Одними из первых это сделали страны Балтии. В их вузах политология появилась еще во второй половине 80-х. С 1991 г. курс политологии читается в высших и некоторых других учебных заведениях Беларуси.

3. Функции и методы политологии

Вопрос о функциях , или назначениях политической науки, – это вопрос о том, что хорошего и полезного она может дать обществу и отдельному человеку. Политология выполняет семь основных функций.

1. Описательная функция. Накопление и описание в определенных понятийных рамках фактов политической действительности, внешних (то есть существующих на уровне явления) характеристик объекта политического исследования.

2. Аналитическая функция.Изучение причин, сущности, характерных особенностей и тенденций развития данного объекта исследования.

3. Функция прогнозирования. Выяснение ближайших и отдаленных перспектив развития изучаемого политического объекта.

4.Оценочная, или аксеологическая функция. Вынесение суждения о приемлемости или неприемлемости политического объекта с точки зрения ценностей и интересов того или иного общественного субъекта, а также с позиций общечеловеческих гуманистических ценностей.

5. Инструментальная функция. Разработка конкретных практических рекомендаций определенным политическим субъектам, экспертиза, консалтинг и т.д. в целях повышения эффективности их деятельности.

6. Идеологическая функция. Обоснование определенных политических решений и действий с точки зрения интересов субъекта, притязающего на политическую власть.

7. Функция политической социализации . Политическое образование, обучение и воспитание, формирование гражданственности, демократического политической культуры населения на основе общепринятых норм и стандартов политического поведения (см. подробнее § 4.).

Методы , или способы познания , используемыеполитической наукой, можно разделить на три группы.

Во-первых, общенаучные методы , которые используются в любой науке. Это анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание логического и исторического анализа, мысленный эксперимент, моделирование, метод аналогии и т.д.

Во-вторых, общетеоретические методы исследования политических объектов , или, как их еще называют, исследовательские подходы . Это:

субстанциональный (онтологический) подход, требующий исследования той первоосновы, которая выражает качественную определенность политики: власть, отношения господства и подчинения, конфликтный характер общественных отношений и т. д.;

критическо-диалектический метод, ориентирующий на критический анализ политики, выявление ее внутренних противоречий как источника политических изменений;

институциональный метод, рассматривающий политические институты и нормы в качестве основных единиц политического процесса;

нормативно-ценностный подход, предполагающий исследование и оценку политических институтов и поведения с точки зрения этических ценностей и норм, справедливости, свободы, общего блага и ориентирующий на разработку политического идеала и путей его практического воплощения в соответствии с должным или желаемым;

эмпирический подход, который в отличие от нормативного подхода абстрагируется от идеалов и априорных оценочных суждений и требует обращаться к фактам, исследовать то или иное политическое явление таким, каким оно есть на самом деле;

функциональный метод, требующий изучения зависимостей между политическими явлениями, например, между уровнем экономического развития и политическим строем, между избирательной системой и партийной системой и т. д.;

бихевиористский подход, который, являясь специфическим развитием эмпирического подхода и функционалистских установок, ориентирует на изучение непосредственно наблюдаемого (практического и словесного) политического поведения людей при помощи строго научных, эмпирических методов, используемых в естественных науках и конкретной социологии и основанных на принципах эксплицитности (четкость исследовательской процедуры) и верификации (проверка опытом);

cоциологический подход, предполагающий выяснение социальной обусловленности политических явлений, влияния на политику экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры;

антропологический подход, который в противоположность социологическому методу требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, обладающего постоянным, инвариантным набором фундаментальных родовых биологических, социальных и духовных качеств;

психологический подход, ориентирующий в отличие от антропологизма на изучение не человека вообще, а механизмов психологической мотивации политического поведения конкретных индивидов и групп;

структурно-функциональный анализ, предполагающий рассмотрение политики как системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенную функцию и выполняет специфические роли, направленные на удовлетворение соответствующих потребностей и ожиданий системы;

системный подход,рассматривающий политику как целостный, саморегулирующийся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через «вход» и «выход» системы;

деятельностный метод, ориентирующий на изучение политики как специфического вида деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные стадии и этапы (определение целей, принятие решений, мобилизация ресурсов и т. д.);

исторический метод, требующий изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выяснения связи прошлого, настоящего и будущего;

сравнительный (компаративный) метод, предполагающий сопоставление различных стран, культурных сред по однотипным политическим параметрам, например, политические системы, электоральный процесс, выработка политического курса, государственная политика, выявление их общих черт и особенностей с целью получения более глубокого и разностороннего представления о том или ином политическом явлении и разработки оптимальных путей осуществления политических изменений.

В-третьих, методы прикладной политологии , которые в свою очередь подразделяются на общие и частные. Общие методы определяют направленность, ракурс и методологическое обеспечение всех этапов прикладного политического анализа. К ним прежде всего относятся:

ивент-анализ (англ. event – событие), рассматривающий политический процесс как поток большого числа политических событий, который с помощью специальных методик можно упорядочить, структурировать таким образом, чтобы за внешним событийным рядом обнаружить объективные тенденции, а тем самым получить возможность выработать объективную оценку, сформулировать и обосновать прогноз развития событий;

ситуационный анализ , или анализ конкретных случаев , ориентирующий на исследование ситуации «здесь и сейчас» (случая, события), выяснение ее причин и особенностей, составление детальной картины и изучение каждого звена причинно-следственного процесса.

К частным относятся методы, используемые в различных комбинациях на отдельных стадиях политического анализа. К ним можно отнести:

статистические методы, основанные на изучении достаточно большого числа и многообразия случаев, дающие возможность измерить связи между определенными переменными (например, «политический режим: демократия или диктатура» и «доход на душу населения»), в том числе такой метод многомерного статистического анализа, как корреляционный анализ, позволяющий отобразить прямые и обратные связи между зависимыми и независимыми переменными, а также факторный анализ, или метод многомерной математической статистики, сводящий множество эмпирических данных к основным, определяющим переменным, или факторам;

контент-анализ, предполагающий целенаправленное изучение определенных документов и широко использующий компьютерные технологии, которые позволяют в результате индексирования ключевых слов подсчитать частоту их использования и выбрать информацию из значительных по объему текстов;

Методы опроса , которые могут осуществляться через интервьюирование отдельных граждан, опросы фокус-групп, проведение экспертных опросов или массовых анкетных опросов (например, национальных опросов общественного мнения);

наблюдение , которое может проводиться в виде внешнего наблюдения, то есть отслеживания конкретных событий и их последствий и в виде «включенного» наблюдения, когда исследователь находится внутри изучаемой группы или «погружается» в какую-нибудь конкретную ситуацию;

игровые методы, предполагающие предварительное моделирование ситуации, вариантов ее развития, что позволяет распределить роли, отработать различные модели поведения и принятия решений в нестандартных ситуациях;

биографический анализ лидеров, помогающий понять, почему они ведут себя так, а не иначе и прогнозировать их будущее поведение;

анализ выгод и издержек и другие.

4. Роль политического образования в современном обществе

Утверждение эффективной и стабильной демократии невозможно без коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Только от осознанности выбора и активности большинства граждан зависит учет их интересов в государственных решениях, компетентность и ответственность политических элит.

Ключевую роль в осуществлении этих изменений играет гражданское образование, в том числе демократическое политическое образование . Способность граждан к правильному выбору, принятию рациональных политических решений формируется не столько стихийно, сколько в ходе систематического приобретения ими соответствующих знаний и опыта.

Политические знания и культура нужны любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности. Без обладания такими знаниями личность рискует стать объектом манипулирования со стороны более активных в политическом отношении сил.

Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, поскольку это предохраняет его от опасности установления антигуманных и неэффективных форм общественно-государственного устройства. Только информированное гражданское общество может контролировать власть и быть тем самым одним из надежных гарантов демократии.

Сегодня во всех развитых демократических странах существуют специальные учреждения политического образования, которые помогают решить эти задачи. Деятельность таких учреждений не могут заменить средства массовой политической коммуникации – телевидение, радио, газеты, которые обычно дают только поверхностную картину событий и возможность гражданам самостоятельно и критически анализировать полученную информацию.

Особенно необходимо массовое политическое образование в переходном обществе . В этом смысле очень полезен пример ФРГ. После окончания Второй мировой войны союзники в рамках процесса денацификации заставили местную немецкую администрацию ввести в школах Западной Германии изучение основ демократического государственного устройства. Сегодня в этой стране существует поддерживаемая государством разветвленная система политического образования во главе с Федеральным центром. Политические знания распространяют не только учебные заведения (школы, университеты и т.д.) и средства массовой информации, но и получающие государственные субсидии фонды политического просвещения, которые формально существуют при политических партиях, но фактически не зависят от них.

Хотя современное политическое образование в демократических странах мира достаточно плюралистично как с точки зрения своего содержания, так и форм организации образовательных институтов, в целом оно базируется на общих принципах , имеющих фундаментальное значение и для переходных обществ. Это:

1) общественный консенсус в отношении фундаментальных ценностей и норм и, прежде всего, признание свободы и достоинства каждой личности, ее естественных и неотъемлемых прав как высшей ценности общества;

2) деидеологизация , отказ всяких официальных, государственных идеологий, идейно-теоретический плюрализм, свободное соревнование идейных платформ и взглядов;

3) департизация , отказ от монополизации руководства гражданским образованием со стороны какой-либо одной политической силы, партии, равноправное участие различных, в том числе и оппозиционных, партий и неправительственных организаций в осуществлении образовательных программ;

4) добровольность , свобода выбора идей и убеждений, что не исключает обязательности усвоения политических знаний определенными категориями населения (молодежь и те категории служащих, для которых политическая образованность является необходимым условием их профессиональной компетентности).

В процессе гражданского образования должны быть заинтересованы и государство, и общество. Однако взаимодействия государства и общества в организации образовательного «всеобуча» достаточно вариативны для разных стран. Если государство и общество объединены общими целями и интересами и государство поддерживает образование граждан, приобщение их к демократическим правилам и процедурам, то этот процесс происходит с наименьшими потерями.

Если общество оказывается слишком апатичным и атомизированным и в силу этого неспособным организовать процесс гражданского образования, то ему на помощь приходит государство, правящая элита, осознающая ответственность задач, стоящих перед ней.

Возможен вариант, когда общественные силы достаточно подготовлены для организации гражданского образования. В таком случае государство пытается не мешать этому процессу.

И, наконец, государство может оказаться контрагентом гражданского образования, препятствовать и пресекать попытки общества организовать обучение граждан, так как его интерес к демократии в лучшем случае не простирается дальше попыток установления лишь ее внешних атрибутов без глубинных изменений массового сознания. В этом случае приобретение гражданами навыков активной само деятельности становится сложным, затяжным и противоречивым процессом.

В Беларуси гражданское образование осуществляется, к сожалению, в условиях последнего варианта. Забота о формировании в Беларуси деидеологизированной системы демократического политического образования, основанного на идее национального ценностного консенсуса, должна стать общим делом государства и гражданского общества. Однако деятельность правительственных учреждений образования все сильнее ориентируется на внедрение государственной идеологии, что ведет к воспроизводству в массовом сознании консервативно-советских идеологем, несовместимых с ценностями и стандартами демократического мира.

Однимиз главных препятствий на пути перехода Беларуси к демократии является преобладание в массовом сознании и поведении традиционалистской, патриархально-подданической культуры, отображающей низкий гражданский статус личности и пренебрегающей автономией человека и общества по отношению к государству.

Продвижение Беларуси по пути к гражданскому обществу и демократии станет успешным и необратимым только в том случае, когда граждане овладеют основами гражданской культуры поведения, когда будет происходить постоянное политическое информирование населения, когда люди поймут и оценят важность демократического порядка, научатся принимать осознанные решения на выборах, коллективно решать общие проблемы, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, демонстрировать терпимость к политическим оппонентам, готовность к компромиссу и партнерству, когда, наконец, у большинства граждан сформируется чувство белорусской идентичности, принадлежности к общей Родине – Республике Беларусь.

Инициатором и сподвижником в распространении граждан­ских знаний и развитии компетенций являются преимущественно неправительственные организации (НПО), а также негосударственные вузы, демократические партии и независимые СМИ. Организации «третьего сектора» Беларуси накопили значительный опыт гражданского образования и просвещения. Образовательные программы выходят на более широкие слои общества. Все более многообразными становятся и формы такого образования: семинары по различным проблемам, организуемые партиями и НПО; образовательные кружки, лектории, народные университеты для широких слоев населения; школы и семинары для отдельных категорий граждан – журналистов, молодых политиков, женщин, учителей и др. Именно от целенаправленных и скоординированных усилий структур гражданского общества зависят перспективы формирования в Беларуси массовой политической культуры гражданского типа.


Тема 2. Политика как общественное явление

Структура политологии. В структуре политологии выделяются следующие разделы:1) теория и методология политики раскрывает философско-методологические основы политики и политических отношений

2) теория политических систем и их элементов исследует сущность, структуру и функции политических систем 3) теория управления социально-политическими процессами изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом 4) история политических учений и политическая идеология раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно-политических доктрин современности 5) теория международных отношений рассматривает проблемы внешней и мировой политики, глобальные проблемы современности. Политическая наука развивается как целостная система теоретического и прикладного знания о политике. Теоретическая политология решает научные проблемы, связанные с формированием фундаментального знания о политической деятельности, объяснением процессов политического развития. Прикладная политология изучает проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на политич. процессы.. Методы -познавательные способы, приемы с помощью которых добываются знания о предмете. Методы политологии: 1.Общенаучные -анализ, синтез,абстрагирование и конкретизация, индукция, дедукция. Анализ-мысленное разделение на части предмета исследования. Синтез обобщение,определение, собирание из частей. 2.Собственнонауч. (диалектический, системный,психологический, сравнительный, функциональный. 3.Эмпирические(эксперимент,моделирование, анкетирование, наблюдение). Полит. широко исполь. исторический метод , т.е. изучение политич.явлений в процессе их становления и в связи с прошлым, в ходе их развития. Применяется ситуативный метод . Суть его состоит в учете всех условий и обстоятельств, создающих конкретный процесс, положение, ситуацию. Суть институци-онального метода состоит в наблюдении, описании и анализе политических структур, свойств и их взаимосвязей. Деятельностный метод показывает политику в динамике, в развитии. В политологии широко применяются социолог. методы . Их применение основано на изучении поведения социальных групп. Эконом. методы используются в политологии потому, что существует тесная взаимосвязь между политикой и экономикой. Суть их состоит в перенесении всех закономерностей функционирования рыночной эконом. на полит. жизнь. Функции политологии:1. Теоретико-познавательная-формирует знания о политике и её роли в обществе. 2.мировоззренческая-связана с выработкой, обоснованием определённых политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политич.с-мы. 3.методологическая-заключается в разработке теории и методологии исследования политич.явлений и процессов,выработке законов и категорий данной науки. 4.регулятивная-предпологает усвоение полит. знаний путем прямого влияния на политич.действия. 5.прогностическая-предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политич.развития общества,выработку прогнозов. 6.оценочная-позволяет давать точную оценку событиям.



3 .Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Ее взаимосвязь с другими науками.

Политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании сложилась в конце XIX – начале XX вв.. Это стало возможно в результате развития публичной политики как относительно автономной сферы жизни общества; утверждения в промышленно развитых странах важнейших государственных и политических институтов, составивших в совокупности современную политическую систему (утверждение парламентаризма, разделение властей, избирательные системы, возникновение партий);

В 1857 г. в Колумбийском колледже США создается кафедра "История и политическая наука", а в 1880 г. – первая школа политической науки. В 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук, что свидетельствовало о признании данной науки на национальном уровне. Широкая сеть политических научных и учебных центров возникает и в странах Западной Европы. Так, в 1871 г. во Франции создается свободная школа политической науки, ныне – Институт политических исследований Парижского университета. В 1895 г. основана Лондонская школа экономической и политической науки. Существенный вклад в становление современной политологии внесли М.Вебер, Р.Михельс, В.Парето, Г.Моска и др.

В XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину завершился, выделились ее важнейшие национальные школы и направления. Взаимосвязь политологии с другими общественными науками . Тесная связь характерна для политологии и философии . Политическая философия осуществляет мировоззренческое осмысление политики и ее природы, выявляет универсальные законы и принципы во взаимоотношениях общества, государства и личности, разрабатывает теорию соотношение объективного и субъективного, материального и духовного, рационального и иррационального в политике.

Наиболее тесно политология связана с социологией и особенно с политической социологией. Политическая социология изучает систему взаимодействия политики с социальной средой. Она показывает, как социальная структура общества, различные социальные образования, общественное мнение влияют на политику и каковы пути воздействия политики на социальные отношения и социальную жизнь. Экономические науки , дают материал об экономических корнях любых политических явлений, о конкретной экономической политике.

Политология тесно соприкасается и с правовыми науками. Правовые нормы и отношения получают обязательный характер лишь в системе политической власти, которая, в свою очередь, не может нормально функционировать без правового оформления. Смежными науками являются политология и политическая история , исследующая процессы развития политической жизни общества, становление государственных институтов, партий, движений.

Очевидна связь политологии с психологией . Знание психологии помогает раскрыть субъективные механизмы политического поведения индивидов и групп, влияние убеждений, ценностных ориентаций и установок людей на их поведение.

Определенная взаимосвязь имеется между политологией и географией . Географическая среда, природно-климатические факторы оказывают существенное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику.

4. Политич.мысль античности и средневековья .

Платон (427-347 до н.э.).

В своих произвед. «Государство», «Политик», «Законы» рассматр. Происхожд.гос-ва, его формы и т.д. По Платону гос-во возникло потому, что у людей существует огромное кол-во потребностей, кот. они в одиночку удовл.не могут, поэтому вынужд.объединяться. От природы каждому человеку присуща способность к какому-то опред.виду труда. Платон осуждал все сущ.формы правления. Он осужд.демократию, ненавидел теранию, отр.относился к олигархии и тимократии (власть военных). Этим извращенным формам он противопоставлял своё идеальное гос-во («Прекрасный город»). В его гос-ве сущ. 3 сословия: 1)Правители-философы. 2)Стражи (войны). 3)Земледельцы и ремесленники. Ропот населения Платон предлагал усмирять при помощи соц.мифа: все люди братья, у них одна общая мать-земля, на кот.они обитают и кот. обязаны защищать. Однако, они всё же не равны, потому что, когда боги создавали людей в недрах земли, они к одним добавили золото, к другим серебро, а к третьим медь и железо. Платон говорил, что трудно будет заставить нынешние поколения поверить в миф, но с каждым послед.поколением это будет сделать всё легче.Аристотель (384-322 до н.э.) Политич.учение Аристотеля излож.в его работе «Политика», «Афинская полития». Он понимает справедливость как общее благо. Отсюда гл.цель политики- достижение общего блага. Однако, политик должен учитывать, что человек подвержен страстям и его природа испорчена. Поэтому политик не должен ставить целью воспитание совершенного гражданина. Достаточно того, чтобы все граждане обладали добродеятелью гражданина- умение подчиняться власти и законам.Аристотель различает в политич.устройстве 3 части:1)Законодательная. 2)Административная. 3)Судебная. Гос-во сост.из граждан, кот.исполняют воинскую, судебную, административную и жреческую ф-цию. Рабы гражданами не явл. Аристотель рассм.происхожд.гос-ва которому предшествовали такие формы человеч.общежития как семья и селение. В семье Аристотель различал власть господскую (над рабами) и власть домохозяина(над женой и детьми). Для Аристотеля власть в гос-ве – это продолжение власти главы семьи (патриархальная теория происхождения государства. Ар-ль выделял в форме полит.устр-ва: 3 правильных – монархия, аристократия, полития – служат общему благу. 3 неправильных – тирания, олигархия, демократия – служат лишь частным интересам одного человека, меньшинства или большинства.

Средневековье. АВГУСТИН АВРЕЛИЙ По его мнению, деят-ть гос-ва должна быть всецело подчинена реализации Божьей воли. Источник зла, соц. и полит. потрясений он видел в свободе воли чел-ка, отступающего от Божественных предначертаний. В его книге «О граде Божьем» история человечества понимается как борьба двух градов:града Божьего,состоящего из праведников,божьих избранников,которые следуют не земным,а божественным установлениям и града земного-великой разбойничей организации,в которой борются за материальные блага и притесняют праведников.

ФОМА АКВИНСКИЙ Сущность власти, определяемая Богом – благая, но конкр. ее формы, реализуемые людьми, могут противоречить божественной воле. З-ны гос-ва должны соответствовать закону Божьему. Если правитель отступает от з-на Божьего, то подчиненные имеют право не следовать его велениям.