Содержание пьесы чайка. «Чайка» Чехов главные герои

Чайка (комедия А.П. Чехова) - краткое содержание

Ниже вашему вниманию представлен пересказ комедии Чехова. Прочитав персказ, вы быстро можете подготовиться к уроку и быть в курсе событий, описываемых в произведении.

Комедия в четырех действиях

Действующие лица

Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева, актриса.

Константин Гаврилович Треплев, ее сын, молодой человек.

Петр Николаевич Сорин, ее брат.

Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатого помещика.

Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина.

Полина Андреевна, его жена.

Маша, его дочь.

Борис Алексеевич Тригорин, беллетрист.

Евгений Сергеевич Дорн, врач.

Семен Семенович Медведенко, учитель.


Действие первое

Медведенко, безнадежно влюбленный в Машу, в очередной раз пытается объясниться с ней. Он понимает, что его шансы практически сведены к нулю, потому что у него большая семья, а жалованья всего 23 рубля, и из-за этого Маша никогда не выйдет за него. Маша же постоянно ходит в черном, мотивируя свой траур неудавшейся личной жизнью (она безответно любит Треплева, который любит Нину Заречную и пользуется ее взаимностью).

Вечером ожидается премьера пьесы Треплева, в которой нет действующих лиц, а есть только текст, который будет читать Заречная, а не мать Треплева, актриса Аркадина. Треплеву кажется, что именно потому, что роль отдана не ей, мать заранее ненавидит и пьесу, и автора, и исполнительницу роли. Треплев понимает, что своим присутствием он сильно мешает матери, которой хочется выглядеть молодо (и она преуспевает в этом: носит светлые кофточки и очень следит за собой), а он, сообщая знакомым свой возраст, разрушает все ее достижения. Треплев страдает оттого, что зачастую в обществе его воспринимают не как самостоятельную личность, а только как сына известной актрисы. Он не одобряет традиционный театр и хочет искать «новые формы». Ему не нравится и новый кавалер матери, беллетрист Тригорин: «мило, талантливо... но... после Толстого или Золя не захочешь читать Триго-рина».

Приезжает Нина, ей трудно незаметно ускользнуть из дома, потому что отец и мачеха категорически против ее увлечения сценой и поездок к Треплевым. Нина с похвалой отзывается о рассказах Тригорина, Треплев начинает нервничать, опровергает ее суждения.

На спектакль собираются зрители. Среди них - Дорн, которому не дает прохода своей любовью и ревностью Полина Андреевна; Аркадина, которая ведет себя как примадонна даже в повседневной жизни; Шамраев, который постоянно вспоминает каких-то актеров и актрис и их гениальную игру.

Начинается спектакль. Нина читает монолог: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было йидеть глазом, - словом все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли... Уже тысячи веков, как земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь. На лугу уже не просыпаются с криком журавли, и майских жуков не бывает слышно в липовых рощах. Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно. (Пауза) Тела живых существ исчезли в прахе, и вечная материя обратила их в камни, в воду, в облака, а души их всех слились в одну. Общая мировая душа - это я... я... Во мне душа и Александра Великого, и Цезаря, и Шекспира, и Наполеона, и последней пиявки. Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню все, все, все, и каждую жизнь в себе самой я переживаю вновь. (Показываются болотные огни.) Я одинока. Раз в сто лет я открываю уста, чтобы говорить, и мой голос звучит в этой пустоте уныло, и никто не слышит... И вы, бледные огни, не слышите меня... Под утро вас рождает гнилое болото, и вы блуждаете до зари, но без мысли, без воли, без трепетания жизни. Боясь, чтобы в вас не возникла жизнь, отец вечной материи, дьявол, каждое мгновение в вас, как в камнях и в воде, производит обмен атомов, и вы меняетесь непрерывно. Во вселенной остается постоянным и неизменным один лишь дух. (Пауза.) Как пленник, брошенный в пустой глубокий колодец, я не знаю, где я и что меня ждет. От меня не скрыто лишь, что в упорной, жестокой борьбе с дьяволом, началом материальных сил, мне суждено победить, и после того материя и дух сольются в гармонии прекрасной и наступит царство мировой воли. Но это будет лишь, когда мало-помалу, через длинный, длинный ряд тысячелетий, и луна, и светлый Сириус, и земля обратятся в пыль... А до тех пор ужас, ужас... (Пауза; на фоне озера показываются две красных точки.) Вот приближается мой могучий противник, дьявол. Я вижу его страшные, багровые глаза...»

В этот момент Аркадина, которая и раньше прерывала декламацию ироничными замечаниями, интересуется, почему пахнет серой, смеется над таким лобовым эффектом, а затем тонко поднимает на смех и пьесу, и ее «декадентское» воплощение. Треплев, вспылив, дает занавес и убегает, обиженный, прочь.

Аркадина, как бы не понимая, что конкретно рассердило ее самолюбивого сына, прилюдно объясняет его выходку дурным характером. Маша отправляется на поиски Треплева.

Нипа выходит из-за кулисы, все радостно приветствуют ее. Аркадина и Тригорин уверяют Нину, что она талантлива, все сходятся на том, что представленная пьеса «странная». Только Дорн замечает, что кое-что показалось ему интересным, и, хотя он, как и прочие, ничего не понял, пьеса произвела на него сильное впечатление. Встретившись с Треплевым, Дорн благодарит его за написанное и советует продолжать. Треплев уходит, спасаясь от преследований Маши, и та, чувствуя доверие к Дорну, признается ему в своей любви к Константину и просит помочь ей.

Действие второе

Аркадина, с симпатией относящаяся к Маше, укоряет ее за то, что последняя мало следит за собой. Аркадина ставит саму себя в пример Маше, потому что, будучи вдвое старше девушки, она выглядит моложавее. Маша же снова все объясняет не сложившейся личной жизнью.

Появляется Нина; ее отец и мачеха уехали на три дня, и Нина сразу же отправилась к Аркадиной. Аркадина и Сорин рассуждают о преимуществах интенсивной городской жизни перед деревенской скукой. Нина признается, что мечтает поступить на сцену и жить, как жила Аркадина.

Аркадина решает ехать в город, но Шамраев не дает лошадей (они все в поле). Аркадина устраивает скандал, велит нанять себе чужих лошадей, объявляет, что ее ноги больше не будет в этом доме, а Шамраев, вспылив, отказывается от места. У разнервничавшегося Сорина начинается приступ астмы. Полина Андреевна, расстроенная безучастностью к ней Дорна, не может повлиять на мужа и добиться для Аркадиной лошадей. По всей вероятности, это не впервые, потому что Дорн, нимало не беспокоясь, отправляется в дом лечить всех его обитателей валериановыми каплями.

Нина остается одна. Ей странно видеть, что известная актриса плачет по такому ничтожному поводу, что знаменитый писатель Тригорин по целым дням удит рыбу на озере, хотя они, по ее представлениям, должны отличаться от обыкновенных людей.

Появляется Треплев с подстреленной чайкой в руках. Он кладет птицу к ногам Нины и вдруг заявляет, что вскоре таким же образом убьет себя. Причина этого - нескрываемый интерес Нины к Тригорину и ее охлаждение к Треп-леву. Треплев считает, что все дело в том, что его пьеса провалилась, а «женщины не прощают неуспеха». Нина делает вид, что не понимает аллегорий Треплева; на ее счастье входит Тригорин, и Константин демонстративно исчезает.

Тригорин объявляет о скором отъезде, Нина с восхищением отзывается о жизни писателя, о его славе, о вдохновении. Тригорин же возражает: он ни на минуту не может «расслабиться», он постоянно что-то записывает в книжку (для будущих произведений), он не воспринимает мир так непосредственно, как прочие люди, а повсюду ищет новые сюжеты, новые обороты речи, новых персонажей. Он отдает себе отчет в том, что его творения милы - и только, что он пишет намного хуже классиков, что не любит себя как писателя. Нина уверяет его, что он заработался, твердит, что все отдала бы за то, чтобы быть на месте Тригорина. Тот видит убитую чайку и записывает себе в книжку сюжет: «На берегу озера с детства живет молодая девушка... любит озеро, как чайка, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку». Аркадина, появившись в окне, объявляет, что они остаются.

Действие третье


Треплев пытался застрелиться, но лишь легко ранил себя. Маша после этого принимает решение выйти замуж за Медведенко, несмотря на его бедность, уехать к мужу и «вырвать» бессмысленную любовь из своего сердца. Аркадина же решает уехать из имения и увезти с собой Триго-рина, из-за которого, собственно, и разыгралась «трагедия».

Нина просит у Тригорина совета, идти ли ей в актрисы, но тот отвечает, что «тут советовать нельзя». Девушка хочет перед отъездом еще раз переговорить с Тригориным наедине, дарит ему медальон, на котором выгравировано название одного из произведений писателя («Дни и ночи»), номер страницы и двух строк. Тригорин берет у Аркадиной свою книгу, находит искомые строки и читает: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее».

Аркадина меняет сыну повязку (у нее «золотые» руки, она прекрасно ухаживает за больными). Треплеву стыдно за свой поступок, он считает, что после неудавшегося самоубийства все станут над ним смеяться. Однако это не мешает ему по-прежнему «иронично» отзываться о Тригорине - он называет того и трусом, и бесталанным писателем, и рутинером. Аркадина все же просит сына хотя бы формально помириться с Тригориным до отъезда и не вызывать того на дуэль. Треплев соглашается, но при условии, что ему не надо будет встречаться с Тригориным.

Тригорин просит Аркадину остаться еще хотя бы на один день. Он прямо признается ей, что немного влюблен в Нину, умоляет Аркадину «быть необыкновенною», «понять» его и закрыть глаза на его отношения с молодой девушкой. Аркадина прекрасно разыгрывает сцену, в ходе которой она с помощью «восточной» лести и уверений, что кроме нее никто не сможет оценить Тригорина по достоинству, убеждает его в необходимости отъезда. Тригорин, сокрушаясь о собственном безволии и нерешительности, соглашается ехать. Перед отбытием Тригорин успевает минуту поговорить с Ниной, которая приняла «бесповоротное» решение поступать в актрисы. Тригорин назначает ей свидание в Москве.

Действие четвертое

Проходит два года. Треплев печатается, ему даже присылают деньги за его литературные произведения. Маша по-прежнему проводит массу времени в доме Треплевых и даже ночует там, не обращая внимания на мужа и забывая о том, что дома остался маленький ребенок. Она по-прежнему нюхает табак, пьет водку и нежно заботится о Треплеве.

За эти годы Нина уехала из дома и сошлась с Тригориным, затем он бросил ее, ребенок их умер, а сценическая карьера Нины не удалась совершенно. Она «играла грубо, безвкусно, с завываниями, с резкими жестами». Отец и мачеха не желают ее видеть и не помогают ей материально. Нина не вполне здорова психически; в письмах она постоянно называет себя «чайкой». Она вернулась на родину, живет на постоялом дворе и никого не принимает (ни Треп-лева, ни Машу).

Аркадина и Тригорин возвращаются в имение. Между Треплевым и Тригориным по-прежнему напряженные отношения. Треплев уходит, а остальные садятся играть в лото. Пока Маша выкрикивает цифры, Аркадина рассказывает о своих сногсшибательных успехах в сыгранных спектаклях и великолепных туалетах, в которых она блистала. На вопрос Дорна, рада ли Аркадина, что ее сын - писатель, та отвечает, что она еще ни одного произведения не прочитала: некогда. Дорн же по-прежнему верит в талант Треплева: «Он мыслит образами, рассказы его красочны, ярки, и я их сильно чувствую. Жаль только, что он не имеет определенных задач. Производит впечатление, и больше ничего, а на одном впечатлении далеко не уедешь».

Треплев и сам отдает себе отчет, что его творчество не несет в себе ничего по-настоящему свежего и оригинального. Он приходит к мысли, что вообще «дело не в старых или новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души». Он слышит стук в окно; это Нина. Она требует запереть двери, она не хочет, чтобы ее видели. По ее бессвязной речи видно, что она на грани душевного расстройства. Треплев признается, что по-прежнему любит ее несмотря ни на что. Нина не хочет ничего слышать, собирается уезжать, но потом остается, рассказывает свою историю - как перестала верить в себя, как опустилась, как ее возвышенные мечты о сцене обернулись третьесортными ангажементами. Впрочем, у нее бывают моменты просветления, когда она играет с наслаждением и восторгом. Она пришла к мысли, что «главное не слава, не блеск... а умение терпеть». Нина говорит, что до сих пор страстно любит Тригорина, но не хочет попадаться ему на глаза, а поэтому должна немедленно исчезнуть. Она читает отрывок из монолога (того, что читала два года назад в маленьком театре в саду Треплевых), обнимает на прощание Константина и уходит. Оставшись один, Треплев рвет все свои рукописи и выходит в боковую дверь.

Играющие слышат звук выстрела. Дорн идет проверить, что случилось, а вернувшись, заявляет, что лопнула склянка в его походной аптечке. Незаметно отведя Тригорина в сторону, Дорн просит его увести Аркадину: «Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился».

«Чайка» Чехов главные герои и их характеристика Сорина, Дорна, Маши Шамраевой и Семена Медведенко.

«Чайка» Чехов главные герои

  • , по мужу Треплева, актриса
  • , её сын, молодой человек
  • Пётр Николаевич Сорин, её брат
  • , молодая девушка, дочь богатого помещика
  • Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина
  • Полина Андреевна, его жена
  • Маша, его дочь
  • , беллетрист
  • Евгений Сергеевич Дорн, врач
  • Семён Семёнович Медведенко, учитель
  • Яков, работник
  • Повар
  • Горничная

Врач Дорн Евгений Сергеевич — своеобразный представитель автора в пьесе. Это немолодой уже мужчина лет 55, который привык к вниманию женщин и их благосклонности. Дорн любит искусство, знает толк в нем. Он чуть ли не единственный поддерживает Треплева, считая, что в произведении должен быть «подъем духа». Но предостерегает молодого автора, что он должен знать; для чего пишет: «…Так как… забредете, и ваш талант погубит вас».

Эпизодическую роль выполняет в пьесе и Петр Николаевич Сорин , владелец имения, где происходит действие пьесы, брат Аркадиной. Действительный статский советник вышел на пенсию, купил усадьбу и живет в полной бездеятельности, все дела передоверил управляющему и оказался в определенной материальной зависимости у него. Себя он называет «человеком, который хотел»: хотел стать писателем, хотел научиться красиво говорить, хотел вступить в брак, но ничего этого не осуществил.

Сорин имеет доброе сердце. Он сочувствует своим родным, защищает Константина и просит у сестры денег для него, предостерегает Аркадину: «Нельзя так… вести себя с молодым самолюбием». Треплев, в свою очередь, просит у матери денег для дяди, так как считает, что все его болезни — от однообразия жизни.

Маша Шамраева — дочь управляющего имения Сорина. Она нюхает табак и пьет водку, ходит в черном, нося траур по самой себе, так как считает себя самой несчастной из-за неразделенной любви к Треплеву. Она отвечает Аркадиной на замечание, что выглядит старше своих лет: «А у меня такое ощущение, словно я родилась уже давно… И часто не бывает ни единого желания жить».

Медведенко же из-за его постоянных жалоб на бедность делает замечание: «На ваш взгляд, нет большего несчастья, как бедность, а как по мне, так в тысячу раз легче ходить в лохмотьях и попрошайничать чем… Впрочем, вам не понять…».

Чтобы вырвать из своего сердца любовь к Треплеву, Маша выходит замуж за Медведенко, рожает ребенка, но так и не может справиться со своими чувствами. Итак, и здесь трагедия неразделенной любви, которая преодолела и материнские чувства, и чувство обязанности.

Учитель Семен Семенович Медведенко — человек среднего возраста, умеренный и добродушный, немного просвещенный, но больше — ограниченный, поэтому автор даже подсмеивается над ним. Хотя проблема бедности, особенно в среде провинциальных учителей, была действительно серьезной.

Медведенко самоотверженно любит Машу, терпеливо переносит ее прихоти и равнодушие. Итак, и здесь существует проблема неразделенной любви в браке.

Выстраивается такая любовная цепочка: Медведенко -> Маша -> Треплев -> Нина -> Тригорин.

«Чайка», спектакль. Действия 1-2. Постановка Олега Ефремова

«Чайка», действие 2 – кратко

Константин замечает тягу Нины к Тригорину и начинает устраивать ей сцены ревности. Один раз он кладёт у ног Заречной случайно убитую на охоте чайку, говоря, что от её нелюбви скоро так же убьёт и себя.

После ухода Треплева Нина встречает идущего с рыбалки Тригорина и впервые заводит долгий разговор с ним, выражая горячее преклонение перед творческим даром писателей. Тригорин, литератор хотя и более одарённый, чем Константин, но далеко не гениальный, отвечает Заречной скептически. Писательство для него – не упоение, а нелёгкое ремесло. Оно перешло в навязчивую привычку постоянно подмечать вокруг себя мелкие жизненные детали и развивать из них темы для произведений. Заметив убитую чайку, брошенную Треплевым, Тригорин говорит, что ему пришёл в голову неплохой сюжет: на берегу озера живет молодая девушка, вроде Нины. Она любит озеро, как чайка, счастлива и свободна, как чайка. Но случайно приходит человек и, увидев её, от нечего делать губит – как вот эту лежащую птицу.

«Чайка», действие 3 – кратко

Утратив любовь Нины, Константин Треплев делает неудачную попытку самоубийства, а потом собирается вызвать Тригорина на дуэль. Сближение Тригорина с Заречной замечает и Аркадина. Она решает побыстрее увезти любовника из деревни в город. Между ней и сыном напоследок происходит резкая ссора: возбуждённый Треплев обвиняет мать и Тригорина в бездарности, в желании душить новые формы искусства и уверяет, что он талантливее их. Мать в ответ называет Константина приживалом и оборвышем, неспособным написать даже водевиля.

Нина дарит Тригорину медальон, на котором выгравированы название его книги – «Дни и ночи» – и надпись: «страница 121, строки 11 и 12». Заглянув на эту страницу, Тригорин видит, что эти строки гласят: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее». Тригорин хочет остаться в поместье, но Аркадина почти насильно увозит его. Улучив минуту, писатель встречается с Заречной прямо перед отъездом. Нина тоже едет в Москву – поступать в актрисы. Тригорин уговаривается с ней о встрече там.

«Чайка», фильм-спектакль, 1974

«Чайка», действие 4 – кратко

4-е действие пьесы происходит через два года после 3-го. За прошедшее время Нина в Москве сходилась с Тригориным и родила от него ребёнка, но писатель вскоре бросил её и вернулся к Аркадиной. Театральная карьера Заречной совершенно не сложилась. Её игра была преувеличенно-экспрессивной и безвкусной. Нине пришлось переехать из Москвы в провинцию, участвовать в дешёвых труппах. Отец, владелец усадьбы, узнав, что дочь ушла в актрисы, отказался от неё и бросил прозябать в нищете. Треплев, продолжая любить Нину, пытался ездить за ней, но она из стыда уклонялась от встреч, хотя писала Константину письма, где подписывалась «Чайкой».

4-е действие открывается тёмным ветреным вечером в той же усадьбе Сорина, где происходили три первых. Аркадина вместе с Тригориным приезжает к тяжело заболевшему брату. Константин Треплев живёт в дядином поместье, печатает в журналах свои произведения, но без особого успеха – они похожи на странноватый бред, где нет ни единого живого лица.

Аркадина, Тригорин и чета управляющих имением садятся играть в лото. Константин уходит в соседнюю комнату и играет на фортепиано меланхолический вальс. Внезапно он слышит стук в окно и видит на террасе Нину Заречную.

Нина недавно приехала в соседний город. Перед отбытием на всю зиму во второсортный елецкий театр она всё же решила повидаться с Треплевым. Нина плачет на груди у Константина и рассказывает: Тригорин поступил с ней, «как с чайкой». Треплев уговаривает Нину остаться с ним, но она убегает, порывисто обняв его напоследок.

В комнате, где Аркадина с друзьями играет в лото, слышится выстрел. Это покончил с собой Константин.


«Чайка» - комедия Антона Павловича Чехова в четырёх действиях, написана в 1895-1896 годах.

Действующие лица:

Аркадина Ирина Николаевна, актриса, по мужу Треплева

Треплев Константин Гаврилович, молодой человек, её сын

Сорин Петр Николаевич, её брат

Заречная Нина Михайловна, молодая девушка, дочь зажиточного помещика

Шамраев Илья Афанасьевич, поручик в отставке, управляющий у Сорина

Полина Андреевна, его жена

Маша, его дочь

Тригорин Борис Алексеевич, беллетрист

Дорн Евгений Сергеевич, врач

Медведенко Семён Семёнович, учитель

Действие первое.

Действие происходит в поместье Сорина, где он проживает вместе со своим племянником Треплевым Константином Гавриловичем. Сестра Сорина Ирина Аркадина также гостит в этом поместье вдвоём со своим новым кавалером Тригориным. Вечером в поместье ожидаются гости, должна состояться премьера пьесы, которую написал Треплев. Он не любит традиционный театр и постоянно ищет «новые формы». Его пьеса весьма своеобразная, в ней нет действующих лиц, а есть только монолог, который будет читать Нина, любимая девушка Треплева.

Маша безответно любит Треплева и поэтому отвергает ухаживания Медведенко, а бедный учитель понимает, что с жалованьем в 23 рубля ему в любом случае ничего не светит. Треплев уверен, что мать злится на него и заранее ненавидит его пьесу, ведь единственную роль он отдал не ей, а Нине. Вообще, у матери с сыном отношения не складываются, актриса Аркадина пытается выглядеть моложе своих лет (и это ей хорошо удаётся), а сын одним своим появлением говорит обществу о реальном её возрасте. К тому же Треплеву не нравится кавалер матери беллетрист Тригорин, и его творчество тоже не восхищает молодого человека. Треплев переживает, что в обществе его не воспринимают как личность, а видят в нём только сына известной актрисы. Он мечтает реализовать себя в творчестве. Наконец, собрались гости, начался спектакль и Нина читает монолог.

Аркадина не даёт дочитать пьесу до конца и постепенно поднимает её на смех. Треплев, вспылив, даёт занавес и уходит. Все согласны, что «пьеса странная», но хвалят Нину и называют её талантливой. Только врач Дорн увидел в спектакле что-то интересное для себя, хотя и ничего не понял. Маша почувствовала в Дорне родственную душу и рассказала ему о своей любви к Треплеву, попросив врача о помощи.

Действие второе.

Аркадина с симпатией относится к Маше, но укоряет её за внешний вид. Актриса права, ведь даже будучи в два раза старше девушки, она выглядит привлекательнее её. Маша жалуется на свою не сложившуюся личную жизнь. Появляется Нина, она воспользовалась тем, что её отец и мачеха уехали на три дня, и сразу же отправилась к Аркадиной. Нина восхищается актрисой, мечтает быть похожей на неё и выступать на сцене.

Аркадина решает ехать в город, но Шамраев не может выделить ей лошадей, так как они заняты в поле. Случается скандал. Аркадина грозит уехать навсегда, Шамраев отказывается от места, у Сорина случается приступ астмы. Полину Андреевну заботит только её любовь к Дорну, поэтому она не в состоянии повлиять на мужа. Нина видит Аркадину, которая убивается из-за пустяка, Тригорина, который целыми днями рыбачит, и в её голове не укладывается то, как могут они себя так вести, ведь это особенные люди.

Входит Треплев и кладёт к ногам Нины убитую им чайку. Он говорит, что так же убьёт и себя, потому что Нина увлеклась Тригориным и отдалилась от него. Нина делает вид, что не понимает Треплева. Появляется Тригорин, Константин демонстративно уходит, и всё внимание Нины приковано к беллетристу.

Действие третье.

Треплев попытался застрелиться, но получил лишь лёгкое ранение. Ему стыдно за свой поступок, он думает, что все над ним смеются. Аркадина ухаживает за сыном, меняет ему повязку, а он по-прежнему всячески критикует Тригорина, называет его трусом и бездарностью.

Маша, узнав о поступке Треплева, решает принять предложение Медведенко, выйти замуж и забыть о своей безответной любви.

Нина в очень красивой и завуалированной форме объясняется в чувствах с Тригориным. Он также не равнодушен к девушке и прямо рассказывает об этом Аркадиной с просьбой понять его, и простить ему эту слабость. Аркадина, используя своё актёрское мастерство и женскую хитрость, убеждает Тригорина в необходимости их отъезда из поместья Сорина.

Тригорин напоследок встречается с Ниной и назначает ей свидание в Москве.

Действие четвёртое.

Прошло два года. Треплев пишет, печатается и ему даже за это платят. Маша по-прежнему много времени проводит в поместье, заботясь о Константине Гавриловиче и забывая о собственной семье. Нина уехала из дома, у неё был роман с Тригориным, но он бросил её, а их общий ребёнок умер. Актёрская карьера Нины не сложилась, родители отреклись от неё, она не совсем здорова, называет себя «чайкой», живёт на постоялом дворе и никого не хочет видеть.

В 1896 году написал пьесу "Чайка" Чехов. Краткое содержание этого произведения представлено в данной статье. В этом же 1896 году комедия была впервые опубликована в журнале "Русская мысль" и поставлена на сцене Александринского театра. Сегодня во многих театрах мира ставится пьеса "Чайка" (Чехов). Краткое содержание этого произведения известно многим ценителям искусства не только в нашей стране, но и во всем мире.

Действие пьесы происходит в усадьбе Сорина Петра Николаевича. Сестра его - Аркадина Ирина Николаевна - актриса. Эта женщина гостит в имении Сорина с Треплевым Константином Гавриловичем, своим сыном, а также с Тригориным Борисом Алексеевичем.

Тригорин Борис Алексеевич

Это довольно известный беллетрист, хотя ему не исполнилось еще и сорока лет. О Тригорине отзываются как о простом и умном человеке, склонном к меланхолии и очень порядочном. По словам Треплева, литературные труды его - это "талантливо" и "мило", однако после Золя и Толстого читать Тригорина не захочешь.

Константин Треплев готовится ставить пьесу

Треплев также пытается писать. Он считает предрассудком современный театр и ищет его новые формы. Собравшиеся в имении гости готовятся смотреть поставленную среди естественных декораций пьесу. Единственную роль в ней играть должна Заречная Нина Михайловна - молодая девушка, в которую влюблен Константин. Она является дочерью богатых помещиков. Отец и мачеха Нины против увлечения дочери театром, и поэтому девушка вынуждена тайно приехать в усадьбу, о чем нам рассказывает в своей пьесе Чехов ("Чайка"). Читать краткое содержание и оригинал произведения - это, как говорится, две большие разницы. Но мы постараемся передать основные события, не упустив ничего.

Взаимоотношения Константина с матерью

Константин уверен в том, что мать его против постановки этой пьесы и заранее ее горячо ненавидит. Ведь беллетристу, в которого она влюблена, может приглянуться Нина. Ему кажется также, что мать не любит его, поскольку своим возрастом (Константину 25 лет) он ей напоминает о собственных годах. Кроме того, ему не дает покоя тот факт, что Ирина Николаевна является известной актрисой.

Константин полагает, что поскольку он, как и его покойный отец, киевский мещанин, то его терпят в обществе известных писателей и артистов лишь из-за матери. Константин страдает из-за того, что мать его живет открыто с Тригориным и имя ее постоянно мелькает на страницах газет. Ему не нравится также, что она ревнива к чужому успеху, суеверна и скупа. Он рассказывает обо всем этом своему дяде, пока они ждут Заречную. Сорин театр очень любит, как и литераторов. Он признается Треплеву, что когда-то сам мечтал стать писателем, но не вышло. Вместо этого он прослужил 28 лет в судебном ведомстве.

В ожидании спектакля

Другие люди, ожидающие спектакля: Шамраев Илья Афанасьевич, поручик в отставке, работающий у Сорина управляющим; Полина Андреевна, супруга его, с дочерью Машей; Дорн Евгений Сергеевич, доктор; Медведенко Семен Семенович, учитель. Последний безответно любит Машу, которая влюблена в Константина Треплева.

Приезжает Заречная. Она лишь на полчаса смогла вырваться из дома, поэтому все начинают спешно собираться в саду. Нет никаких декораций на эстраде, лишь занавес, 1-я и 2-я кулисы. Зато имеется красивый вид на озеро.

Неудавшаяся постановка

Полная луна стоит над горизонтом и отражается в воде. Заречная, вся в белом, читает что-то из декадентской литературы (что сразу же отмечает Аркадина), сидя на большом камне. Зрители во время читки постоянно переговариваются друг с другом, несмотря на замечания Константина. Ему это вскоре надоедает, и, вспылив, Треплев прекращает представление. Он уходит. За ним спешит Маша для того, чтобы успокоить. Аркадина тем временем представляет Тригорина Нине. Заречная после недолгого разговора уезжает домой.

Никому не понравилась пьеса, кроме Дорна и Маши. Дорн хочет сказать Треплеву как можно больше приятного, что и делает. А Мария признается Дорну в том, что любит Константина, и просит у него совета. Однако он не может ничего ей посоветовать.

Ссора Аркадиной с Шамраевым

Несколько дней проходит с того времени. На площадке для крокета продолжается действие пьесы. О чем же рассказывает далее в комедии "Чайка" Чехов? Краткое содержание знакомит читателя с главными событиями.

Мачеха и отец Нины отправились на 3 дня в Тверь, что дало возможность девушке приехать к Сорину. Полина Андреевна и Аркадина собираются в город, но Шамраев не соглашается предоставить им для этого лошадей, мотивируя свой отказ тем, что все они находятся на уборке ржи в поле. Происходит небольшая ссора, Аркадина грозится уехать в Москву. Полина Андреевна по дороге в дом практически признается в любви Дорну. Однако встреча их у самого дома с Ниной дает ей понять, что он любит Заречную, а не ее.

Убитая чайка

Чехов, краткое содержание пьесы которого вы читаете, создал очень удачный с художественной точки зрения образ убитой чайки. Расскажем о том, как он впервые появляется в произведении.

Нина бродит по саду и удивляется тому, что у знаменитых писателей и актеров жизнь такая же, как и у обычных людей: с перепалками, бытовыми ссорами, радостями и слезами, хлопотами. Константин приносит девушке убитую чайку и сравнивает ее с собой. Заречная говорит ему, что практически перестала его понимать, поскольку он начал выражать свои чувства и мысли символами. Треплев пытается объясниться, однако быстро уходит, увидев показавшегося Тригорина.

Тригорин и Нина остаются вдвоем. Писатель постоянно что-то записывает в свою записную книжку, что отмечает Чехов ("Чайка"). Краткое содержание было бы неполным, если бы мы не отметили, что Заречная восхищается миром, в котором, по ее представлению, живут Аркадина и Тригорин. Она считает, что жизнь этих людей наполнена чудесами и счастьем. Тригорин же ее рисует как мучительное существование. Заметив чайку, убитую Треплевым, он записывает новый сюжет для рассказа о похожей на эту птицу молодой девушке. Человек пришел случайно, увидел ее и погубил от нечего делать.

События, произошедшие за неделю

Проходит еще неделя. О множестве событий, произошедших за это время, рассказывает нам А.П. Чехов ("Чайка"). Краткое содержание их следующее. Маша в столовой Сорина признается Тригорину в том, что любит Константина. Она решает выйти за Медведенко для того, чтобы вырвать из своего сердца эту любовь. Тригорин хочет уехать в Москву с Аркадиной. Ирина уезжает из-за своего сына, который стрелялся, а сейчас хочет вызвать на дуэль Тригорина. Нина тоже собирается уезжать, поскольку мечтает стать актрисой. Девушка приходит, чтобы проститься (прежде всего с Тригориным). Она дарит ему медальон, в котором обозначены строки из его книги.

Писатель хочет последовать за Заречной. Ему кажется, что это чувство он искал всю свою жизнь. Ирина Аркадина, узнав об этом, умоляет на коленях не покидать ее. Но, на словах согласившись, Тригорин все-таки договаривается с Заречной о тайном свидании, которое должно состояться по дороге в Москву.

Спустя два года

Еще два года проходит. Мы составили краткое содержание пьесы Чехова "Чайка", выделив основные моменты. Сорину уже 62 года, он болен, но в то же время полон жажды жизни. Маша и Медведенко женаты, у них родился ребенок, однако счастья в семье нет. Маше отвратительны и ребенок, и муж, а Медведенко от этого очень страдает.

Судьба Нины

Интересующемуся Заречной Дорну Треплев рассказывает ее судьбу. Девушка убежала из дома и вступила в связь с Тригориным, от которого у нее родился ребенок, вскоре умерший. Писатель уже разлюбил Нину и вернулся к Аркадиной. У Нины на сцене все складывалось также очень плохо. Она много играла, но очень "безвкусно", "грубо", "с завываниями". Девушка писала письма Треплеву, но не жаловалась никогда. Она подписывалась в письмах Чайкой. Родители Нину знать не хотят и даже близко не подпускают к дому. Она сейчас в городе и даже обещала прийти. Однако Константин уверен, что Нина не придет.

Объяснение Треплева с Заречной

Однако ошибается этот герой, которого создал Чехов (пьеса "Чайка"). Краткое содержание продолжается тем, что Заречная появляется неожиданно для всех. В который раз Константин признается девушке в любви и преданности. Он готов ей все простить и посвятить ей всю жизнь. Однако Нина его жертвы не принимает. Она все еще любит Тригорина, о чем говорит Треплеву. Заречная уезжает, чтобы играть в провинциальном театре, и приглашает взглянуть на ее игру Треплева, когда девушка станет великой актрисой.

Уже приближается к финалу "Чайка" Чехова (краткое содержание). Вам интересно, чем закончится эта пьеса? Предлагаем краткое описание заключительных событий произведения.

Смерть Треплева

Константин после ухода Нины рвет свои рукописи. Он бросает их под стол и уходит в соседнюю комнату. В оставленной им комнате собираются Дорн, Тригорин, Аркадина и другие. Они хотят играть и петь.

Вдруг раздается выстрел. Сказав, что это, вероятно, лопнула его пробирка, Дорн уходит на шум. Возвратившись, он отводит в сторону Тригорина и просит куда-нибудь увести Аркадину, так как сын ее застрелился.

Так заканчивается произведение, которое создал Чехов, - "Чайка". Краткое содержание, конечно, нельзя сравнить с оригиналом пьесы, тем более с поставленным на сцене. Безусловно, стоит посмотреть спектакль по этому произведению. "Чайка" Чехова, краткое содержание которой было представлено выше, является одним из лучших произведений этого драматурга.