Сочинение по тексту К. Акулинина

«Я - рыцарь Ламанчский, а зовут меня Дон Кихот, и мой образ действий заключается в том, что я странствую по свету, выпрямляя кривду и заступаясь за обиженных . » Т ак говорит бесстрашный и добродушный герой романа Мигеля де Сервантеса. Эта книга является ост р оумной и забавной пародией на рыцарские романы. Странное дело: про ходят столетия, а интерес к « Дон Кихоту» не гаснет , а наоборот становится все ярче. Этот роман переведен на множество языков, обрел всемирную славу, и, по сути, стал бессмертным.

Мигель де Сервантес Сааведра родился в 1547 году в небольшом городке неподалеку от Мадрида. Он был сыном обедневшего идальго , мечтал стать поэтом, драматургом или писателем, но сильная нужда заставила его подумать о службе. Когда военные действия затихли, он решил возвратиться на родину, которая, по правде говоря, встретила ег о не очень радушно. Родители вели полунищенское существование, но Серватнес все равно обра тился к литературе. Он преодолел различные жизненные трудности, но его денежное состояние не улучши лось . Бедняга поп а л в тюрьму и спустя некоторое время, рассчитавшись с казной, все еще не унывая, он написал в 1605 году свой, теперь знаменитый на весь мир, роман. В нем он переда л все свои мысли, впечатления и переживания.

В с воем произведении автор рисует нам живописную картину народной жизни Испании конца XVI века. Только представь те , он показывает нам всех до единого ! И ремесленников, и священников, и солдатов, и студентов, и пастухов, и даже хитрых разбойников! Этот роман написан живым, настоящим языком , переполнен пословицами и поговорками. Это неудивительно, ведь Сервантес сам был обычным человеком из простого народа. Он внес частичку своей души, своих мыслей в главных героев , что и придало эмоцианальность произведению . Герцогиню и герцога автор описывает довольно просто , даж е неэмоционально . Однако как ие насыщенные и яркие образы предстают перед нами в виде грубой служ анки Мориторнес, или каторжника Хинеса де Пасамонте! Это еще раз доказывает близость Сервантеса к простому народу.

Главный герой – Дон Кихот, иначе говоря, Рыцарь Печального Образа или Рыцарь Львов , только кажется нам простым сумасшедшим. На самом деле , под видом безумного неукротимого идальго автор дает нам глубокий, трудный для осмысления образ человека, идущего наперекор реальности, желая восстановить справедливость. Он полон самых наилучших намерений. Дон Кихот мечтает помогать слабым и обездоленным, заступаться за обиженных , правда , зачастую это приводит к печальным последствиям. Чтобы осуществить свой план, он проявляет невероятное мужество, решительность и твердость духа. Герой готов идти на любые жерты, совершать любые подвиги. К сожалению, к достижению своих высоких целей Дон Кихот идет неправильным путем. Он приписывает реальности то, чего нет, имеет совершенно лживые представления об окружающем мире, и из-за этого нам становится его жал ь . Как, например, обедневший грязный постоялый двор для нашего героя – это великолепный дорогой замок, в котором живут не бедняки, а богатые знатные особы, а вместо скудного угощения там роскошные блюда. Восхищенный героями романов, ослепленный их подвигами, Дон Кихот живет в своем собственном мире, основой которого является рыцарство. Сервантес нам показывает, до чего мож е т довести такой разрыв с реальностью – почти все его попытки помочь заканчиваются плачевно и для тех, кому он помогает, и для него самого. Но мы не можем на него злиться, потому что герой так поступает только из благих намерений.

Дон Кихот совершает безумства не в одиночку. С ним его верный оруженосец – Санчо Панса. Этот наивный добрый крестьянин верит рассказам Рыцаря Печального Образа, хотя иногда здравый смысл говорит ему, что все это чистый вздор . Санчо очень наивен , легковерен и простодушен. С другой стороны, оруженосцу просто выгодно верить безумному идальго. Выгода играет такую же в ажную роль в жизне Санчо, как и жажда славы и подвигов в жизни Дона Кихота. Оруженосец охвачен мыслью о том, что может получить губернаторство, а также славу и богатство. К ажется, что именно в образе несчастного Санчо мы ясно може м у видеть тесную связь Сервантеса с народом .

Несмотря на различны е недостатки героев, которые так умело высмеивает Сервантес, есть и хорошие качеста, которые ценны и в наше время. Доброта, сострадание и мужество Дон Кихота, а также верность и отзывчивость Санчо Пансы.

Как вы думае те , почему же роман Сервантеса «Дон Кихон» спустя 400 л ет не утратил к себе интереса? И п очему люди и по сей день с воодушевлением читают страницу за страницей? Вероятно , из-за оригинальности и причудливости сюжета. А возможно, потому что и сейчас мы можем встретить людей, которые также живут в своем собственном мире и совершают сумасшедшие поступки , или людей, которые поддаются таким безумствам. Кихота и Санчо Пансы, его насмешки нельзя назвать безнадежными и пессимистичными, наоборот иногда они кажутся очень остроумными. Финал произведения довольно трагичен и печален , что и придает произведению большую эмоциональность. те , в этом году книге исполняется 400 лет, однако она не утратила своей популярности! Г лавных геро ев романа, Дон Кихота и Санчо Пансы, по праву можно назвать бессмертными, а сам роман – великим произведением мировой литературы.

Екатерина Старовойт, гимназия №1569 "Созвездие", г. Москва

Переводная контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса

3 вариант

Ответами к заданиям 1–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

(1)Мы ехали на охоту с моими друзьями, Константином и Львом. (2)Вдруг Костя обратил внимание на узкую тёмную полоску на севере. (3)Через полчаса стало ясно, что нужно уносить ноги, и чем быстрее, тем лучше. (4)Тёмная полоска вытягивалась в огромную крокодилью морду и явно норовила заглотить нас вместе с машиной. (5)Дождь со снегом всё усиливался. (6)Земля мгновенно раскисла и превратилась в суперклей. (7)Резко похолодало. (8)Я завёл машину, но проехать удалось немного: липкая грязь забила колёса, и двигатель заглох. (9)Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!

(10)Я знал, что такие бури в степи могут длиться до двух-трёх суток. (11)Бензина, чтобы обогревать салон, хватило бы нам часов на двадцать,
а что дальше?.. (12)Медленно замерзать?

(13)И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого,
в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям. (14)Больше ни Костя, ни я не успели и рта раскрыть, как Лев заявил, что у него есть продукты и он, разумеется, никуда из машины не пойдёт! (15)Так что у нас с Костей выбора не было.

(16)Ветер валил с ног. (17)Недавно мне сделали операцию, и, конечно, мне было трудно. (18)Когда я не мог встать, Костя помогал, и мы, опершись на два ружья, стояли спина к спине и отдыхали.

(19)В очередной раз я упал и, барахтаясь в тягучей массе, не заметил, что потерял сапог. (20)Только когда нога стала неметь, я обнаружил это. (21)Сил вернуться не было, но Костя вернулся и с трудом, ползая по грязи, нашёл мой сапог. (22)Потом мы шли, по очереди толкая друг друга, или отдыхали, опираясь спинами.

(23)Мы шли уже четыре часа, не останавливаясь, и стреляли в воздух, надеясь на чудо, но только свирепые льдинки, как зубы хищников, клацали у наших задубелых лиц.

(24)Врёте, не дойдёте! казалось, зловеще шипели они.

(25)Не на тех напали! время от времени кричали мы им.

(26)Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали мощный гул и увидели свет. (27)Мы начали стрелять, не жалея патронов, и через минуту к нам подъехало несколько мощных военных машин.

(28)Так мы познакомились с нашим спасителем комбатом Пугачёвым. (29)По нашим следам он послал одну из машин с солдатами. (30)Мы же с Костей мгновенно заснули, даже раньше, чем нас заволокли в машины, стащили с нас сапоги и мокрую одежду. (31)Мы спали, пока не появился Лев, бодрый и весёлый.

(32)А я и не сомневался, что Костя что-нибудь придумает и не оставит меня в этой степи, сказал он невозмутимо.

(33)Солдаты нашли его по нашим следам, прицепили тросом к мощной машине и притащили в безопасное место.

(34)Мы расстались на следующее утро с целым батальоном самых лучших в мире друзей рядовых и офицеров Советской Армии.

(35)Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не бросит. (36)И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты.

(По Е. Рудакову)

1.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой готов идти на любую охоту со своим другом Костей?»: Костя умеет вовремя заметить признаки ненастья.

2)

Герой очень любит охоту и готов ради неё переносить любые трудности.

3)

Герой хотел бы снова встретиться с комбатом Пугачёвым.

4)

Константин ни при каких обстоятельствах не бросит друга в беде.

2. Замените разговорное слово «врёте» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом.

Ответ:____________________________________________________________

3.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «оказались» (предложение 36).

2) попасть

угодить

угадать

4. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово «барахтаясь» (предложение 19).

Ответ:_______________________________________________________

5.Из предложения 23 выпишите частицы.

Ответ:____________________________________________________________

6. Из предложений 13 17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости глухости последующего согласного. Ответ:_______________________________________________________

7. Из предложения 22 выпишите слово с чередованием гласного в корне.

Ответ:____________________________________________________________

8. Из предложений 27 30 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на о е пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано».

Ответ:_______________________________________________________

9. Замените словосочетание «бури в степи» (предложение 10), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_______________________________________________________

10. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

Ответ:_________________________________

11. Среди предложений 16-20 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

Ответ:_______________________________________________________

12. Среди предложений 16-21 найдите предложение с вводным словом. Напишите его номер.

Ответ:____________________________________________________________

13. В каких из перечисленных предложений текста в качестве средства выразительности используются однородные члены предложения? Напишите их номера.

Ответ:____________________________________________________________

14. Среди предложений 28-31 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:____________________________________________________________

15. Напишите (3-5 предложений) о том, какое значение в жизни рассказчика имела дружба.

16. ГОВОРЕНИЕ.

Прочитайте высказывание и продумайте 1 аргумент в защиту выраженной позиции:

«Беда не так страшна, когда есть друзья» 7 – опираясь

8 – мгновенно

9 – снежные бури

10 – похолодало

11 – 18,19

12 – 17

13 – 23,33
14 – 29

15 - Критерии оценивания:

2 балл – дано обоснование, примеры приведены

1 балл – дан обоснование, приведены примеры из текста

0 баллов – обоснования отсутствует, или в обосновании нет примеров.

16 - Оценивание:

Критерии оценивания

Баллы

Ответ дан в соответствии с правилами формулировки аргумента (форма высказывания): приведён 1 аргумент в защиту выраженной позиции. Ответ не содержит фактических ошибок (содержание высказывания)

Ответ дан в соответствии с правилами формулировки аргумента (форма высказывания): приведён 1 аргумент в защиту высказанной позиции. Допущена одна фактическая ошибка.

Приведённые аргументы не соотносится с основной мыслью высказывания

и/или

допущено более 1 фактической ошибки

Максимальное количество баллов

Мультики, помимо развлекательной функции, отлично обучают своих юных восприимчивых зрителей. Чему именно? Жизни - это самое емкое и правильное определение, но оно слишком общее. А чему и у кого стоит поучиться конкретнее, если речь о просмотре мультфильмов?. Встречайте десятку мультгероев, которых можно легко ставить образцом для подражания детям. И исключительно в хорошем смысле.

Самый смелый герой: Моана

Почему именно она: в одиночку (бестолковый петух не считается) уплыла с родного острова навстречу полной неизвестности и постоянной смертельной опасности. спорила с полубогом, не испугалась кокосовых пиратов, гигантского краба и прыжка в бездну с монстрами. Противостояла огненному божеству и наставляла божество природное. И все это - дело рук юного подростка, девушки, которая прожила жизнь на сытом маленьком острове, не зная бед и испытаний. Вот кого нужно было называть. А не ту девицу, .

Конкуренты: прекрасноволосая , рискнувшая выйти в свет из заточения, храбрый крыс Реми (), отправившийся на кухню к людям ради кулинарного искусства, отважная Гиб (), буквально убегающая от гибели в первобытном мире, и Ариэль (), чье смелое любопытство сильнее страха смерти. Но у Моаны послужной список больше.

Самый честный герой: Эпплджек

Почему именно она: на самом деле эту премию присуждать сложно, потому что откровенно в мультиках врут не так уж часто, и это в основном непутевые главные герои и явные злодеи. А вот второстепенные хорошие персонажи как на подбор в основном говорят правду. Потому мы подумали и отдали призовое место пони Эпплджек, которая буквально олицетворяет честность, это ее элемент гармонии, самая важная черта и так далее.

Конкуренты: перед легендарной магией дружбы все спасовали, а вообще здесь что-то должно быть про поросенка Фунтика, но его правдивость сыграла с ним нехорошую шутку, как считаете?

Самый усердный герой: Скрэт

Почему именно он: пока мы отсматривали списки трудолюбивых персонажей, откуда-то выскочила эта вредная крысобелка и стащила награду, которая по форме чем-то напоминала желудь. Вопрос решился сам собой. Когда вашему ребенку лень преодолевать преграды, покажите ему этого несравненного зверька, и сквозь пелену забавных проделок явно проглянет огромнейшее усердие, которым вселенная зачем-то наделила Скрэта из .

Герой, который принял свою природу: Эльза

Почему именно она: цвет кожи. Рост. Пол. Телосложение. Ориентация. Принадлежность к числу опасных волшебников или супергероев. Все это - составляющие личности, которые нельзя отделить, спрятать и почти никогда - поменять. Для того, чтобы принять себя таким, какой ты есть, нужна большая смелость, способность игнорировать чужое мнение, целеустремленность и еще пара пунктов из нашего рейтинга. И здесь награда уверенно уходит Эльзе, которая приняла свою смертоносную магию, вопреки наказам испуганных окружающих.

Конкуренты: , который остался огром, который стал человеком, и который считает свою ржавчину красивой.

Приятного просмотра! И помните, что вы не можете выбрать, на кого будет равняться ваш ребенок. Но в ваших силах показать хорошие примеры и озвучить, почему именно они достойны!

Еще больше интересного в нашей группе в

1. Два брата, оставшись в двоём, долго сидели у окна. 2. Слезши с лошадей, дамы зашли к кня гине. 3. Димка, уткнувшись лицом в полу шубок, зарывшись глубоко в подд ёвку, дёргался всем телом и плакал безз вучно, но горько- горько. 4. Степан шё л согнувшись, опустив голову, стараясь ни на кого не смотреть. 5. Бросив поводь я, опустив голову на грудь, я ехал долго. 6. Иван Евдокимыч был тронут и, ухо дя, обнял меня. 7. Он шё л к ста рухе-жене, сидевшей у окна в сад, положив на колени ненужные вещи, уставя пустые глаза в одну точку. 8. Прове дя этот вечер у Долли, Левин был особенн о весел. 9. Дом его всегда был полон гост ями, готовыми тешить его барскую празд ность, разделяя шумные, а иногда и буйные его уве селения. 10. Михалко, не торопясь, спустился к тя жело дышавше й лошади . 11. Време нами по реке пробе гала от ветра лёг кая зыбь, све ркая на солнце. 12. Здесь Олег залёг, дожи даясь тишины. 13. Кожух офицеров ненавидел молча, стиснув зубы, глядя испод лобья. 14. Порой она сколь зила меж камней, сме ясь нелов кости своей.

  • оставшись когда? что сделав? ; н. ф. - оставшись ; сов. в.; возвр.; неизм.; образует деепричастный оборот (оставшись вдвоём); в предложении деепричастный оборот - обстоятельство времени.
  • слезши - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав? ; н. ф. - слезши ; сов. в.; невозвр.; неизм.; образует деепричастный оборот (слезши с лошади); в предложении деепричастный оборот - обстоятельство времени.
  • уткнувшись - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы как? что сделав? ; н. ф. - уткнувшись ; сов. в.; возвр.; неизм.; образует деепричастный оборот (уткнувшись лицом в полушубок); в предложении деепричастный оборот - обстоятельство образа действия.
  • зарывшись - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы как? что сделав? ; н. ф. - зарывшись ; сов. в.; возвр.; неизм.; образует деепричастный оборот (зарывшись глубоко в поддёвку); в предложении деепричастный оборот - обстоя- тельство образа действия.
  • согнувшись - наречие, перешедшее из деепричастия.
  • опустив голову - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы как? что сделав? ; н. ф. - опустив ; сов. в.; невозвр.; неизм.; образует деепричастный оборот (опустив голову); в предложении деепричастный оборот - обстоятельство образа действия.
  • стараясь - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы как? что делая? ; н. ф. - стараясь ; несов. в.; возвр.;неизм.; образует деепричастный оборот (стараясь ни на кого не смотреть слезши слошади); в предложении деепричастный оборот - обстоятельство образа действия.
  • бросив - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы как? что сделав? ; н. ф. - бросив ; сов. в.; невозвр.; неизм.; образует деепричастный оборот (бросив поводья); в предложении деепричастный оборот - обстоятельство образа действия.
  • опустив - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы как? что сделав? ; н. ф. - опустив ; сов. в.; невозвр.; неизм.; образует деепричастный оборот (опустив голову на грудь); в предложении деепричастный оборот - обстоятельство образа действия.
  • уходя - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что делая? ; н. ф. - уходя ; несов. в.; невозвр.; неизм.; в предложении - обстоятельство времени.
  • положив - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы как? что сделав? ; н. ф. - положив ; сов. в.; невозвр.; неизм.; образует деепричастный оборот (положив на колени ненужные вещи); в предложении деепричастный оборот - обстоятельство образа действия.
  • уставя - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы как? что сделав? ; н. ф. - уставя ; сов. в.; невозвр.; неизм.; образует деепричастный оборот (уставя пустые глаза в одну точку); в предложении деепричастный оборот - обстоятельство образа действия.
  • проведя - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы почему? что сделав? ; н. ф. - проведя ; сов. в.; невозвр.; неизм.; образует деепричастный оборот (проведя этот вечер у Долли); в предложении деепричастный оборот - обстоятельство причины.
  • разделяя - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы как? что делая? ; н. ф. - разделяя ; несов. в.; невозвр.; неизм.; образует деепричастный оборот (разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения); в предложении деепричастный оборот - обстоятельство образа действия.
  • торопясь - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы как? что делая? ; н. ф. - торопясь ; несов. в.; возвр.; неизм.; в предложении деепричастный оборот - обстоятельство образа действия.
  • сверкая - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы как? что делая? ; н. ф. - сверкая ; несов. в.; невозвр.; неизм.; образует деепричастный оборот (сверкая на солнце); в предложении деепричастный оборот - обстоятельство образа действия.
  • дожидаясь - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы с какой целью? что делая? ; н. ф. - дожидаясь ; несов. в.; возвр.; неизм.; образует деепричастный оборот (дожидаясь тишины); в предложении деепричастный оборот - обстоятельство цели.
  • молча - наречие, перешедшее из деепричастия. стиснув - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы как? что сделав? ; н. ф. - стиснув ; сов. в.; невозвр.; неизм.; образует деепричастный оборот (стиснув зубы); в предложении деепричастный оборот - обстоятельство образа действия.
  • глядя - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы как? что делая? ; н. ф. - глядя ; несов. в.; невозвр.; неизм.; образует деепричастный оборот (глядя исподлобья); в предложении деепричастный оборот - обстоятельство образа действия.
  • смеясь - деепр., обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы как? что делая? ; н. ф. - смеясь ; несов. в.; возвр.; неизм.; образует деепричастный оборот (смеясь неловкости своей); в предложении деепричастный оборот - обстоятельство образа действия.

Упражнение 106

1. Около леса, как в мяг кой постели , выспать ся можно (предлог). 2. Григорий при вязал к кусту коня, лёг около , при крыв от ветра лицо полой шинели (наречие). 3. Кругом до самого гори зонта тянулась степь (наречие). 4. Мы обошли кругом сада, не пропуская ни одного ра стения (предлог). 5. Проходя мимо Швабрина, Гринёв оста новился (предлог). 6. Потапов решил в дом не захо дить, а только пройти мимо (наречие). 7. Лена поднялась со ска мь и, сделала не сколько шагов на встречу (наречие). 8. Я видел, что казаки торопя тс я домой, и пошёл на встречу их же ланию (предлог). 9. Я хотел поговорить с вами на счёт квартиры (предлог). 10. Люди любя т и умеют при творять ся несчаст ными для того, чтобы жить на счёт других (существительное с предлогом). 11. Нехлюдов вернулся на тр отуар и, велев извозч ику ехать за собой, пошёл в виду партии (существительное с предлогом). 12. В виду недостатка в продовольствии сокра щение пути теперь было особен но важно (предлог). 13. Я многих черепах имею тут в виду (фразеологизм с существительным с предлогом). 14. Благо даря выпавше му снегу можно было кое- что расс мотреть на земле (предлог). 15. Старуха проводила меня, благо даря за оказан ную помощь (деепричастие). 16. Всё было со гласно в чертах нище го (краткое прилагательное). 17. Все идут со гласно , как один че ловек (наречие). 18. Же ниховой родне, со гласно уговору, подне сли по три рюмки водки (предлог).

Упражнение 107

В следствие непогоды, в следствии по делу тер рористов, вмешаться в следствие, в продолжение пяти лет, в продолжении повести, в течении ручья, в течение месяца, в виду недостатка времени, узнать на счёт подписки, перевести на счёт другой организации, иметь в виду, узор в роде снежинки, узор в виде снежинки, узор на подобие снежинки, в роде Толстых, обратите внимание на подобие этих явлений, на подобии героев основан в есь сюжет, из -под бровей, сесть в место шофёра, в силу непре двиденных обстоятельств, идти на встречу опасн ости, надейся на встречу с ней, в связи с отчётом, в заключение выступления, не взирая на ливень, не смотря на приви легии, не смотря в мою сторону, по причине неурожая, по мере выращивания, по мере сил стараться, в продолжение утра, в отличие от коллег, на перерез течению, на перекор стихиям, говорил на счёт творческого поиска, что-то на подобие сачка, в целях ликви дации задолжен ности, зорька по -над лесом, спор из -за поступков, идти напе рекор здравомыслию, по мере продвижения на восток, в след за докладчиком, ступать след в след, предложить с верх нормы, в отличие от предыдущих докладчиков.

Упражнение 108

1. В продолжение 3 утра и середины дня он весь был погружён в расчёты (в продолжение утра - предлог; служит для связи слов; произв.; отн. к сущ. утра ; употреблён с Р. п.; имеет врем.зн.). 2. Голубые, прозрачн ые струйки дыма тя нулись от костра к 3 морю, на встречу 3 брызгам волн (к морю - предлог; служит для связи слов; непроизв.; отн. к сущ. морю ; употреблён с Д. п.; имеет простр. зн.; навстречу брызгам - предлог; служит для связи слов; произв.; отн. к сущ. брызгам ; употреблён с Д. п.; имеет простр. зн.). 3. Она повторяла свою роль, на ходу низко кланялась и не сколько раз по том качала головою, на подобие глиня ных котов. 4. Имейте в виду - задание ответствен ное. 5. Вы писали мне что-то на счёт 3 воскресн ой школы? (насчёт школы - предлог; служит для связи слов; произв.; отн. к сущ. школы ; употреблён с Р. п.; имеет дополн. зн.). 6. В прочем, в виду 3 недостатка времени , не будем откло няться от пре дмета лекции (ввиду недостатка - предлог; служит для связи слов; произв.; отн. к сущ. недостатка ; употреблён с Р. п.; имеет прич.зн.). 7. Телеграфные столбы по том опять показы вались в дали лиловой в виде маленьких палочек. 8. А может быть, птица какая-нибудь в роде цапли. 9. И мальчик был счаст лив в следствие 3 его при езда (вследствие приезда - предлог; служит для связи слов; произв.; отн. к сущ. приезда ; употреблён с Р. п.; имеет прич.зн.). 10. Грозы по -над степь ю ходят че редою. 11. Муму ловко вывернулась из -под пальце в Степана. 12. В след эки пажам и на встречу им густо двигалась толпа муж чин. 13. Димка решил, что в виде исключения на этот раз Жиган не врёт. 14. В след за тем он встал с постели , взял скрипку, начал строить. 15. Пишу вам из 3 деревни , куда заехал в следствие пе чальных обсто ятельств (из деревни - предлог; служит для связи слов; непроизв.; отн. к сущ. деревни ; употреблён с Р. п.; имеет простр. зн.). 16. В следствие по делу ве терана вме шались обществен ные организации. 17. В заключении экспертизы отсутствует чёткость. 18. В заключение старики просили, чтобы Мироныча не трогали. 19. В последствии Василий Николаевич ни разу не пожа лел о приня том решении. 20. В течение болезни наступил перелом. 21. В продолжение всего лета он раза два-три приезжал к нам. 22. В продолжении занятий мы не заинтересован ы. 23. В течение всей дороги Касьян сохра нял упорное мо лчание. 24. Подвахтен ные матросы большей часть ю си дели или ле жали на палубе, молча ливые и серьёзные, изредка обмениваясь словами на счёт «анафемской» погоды. 25. Он хорошо понимал опасн ость положения клипера и вв еренн ых ему людей и, в виду страшной нравствен ной ответствен ности, он испытывал жгучие упрёки совести. 26. Не успели обыватели огля нуться, как из эки пажа выскочил Байбаков, а следом за ним в виду всей толпы очутился точь-в -точь такой же градо начальник, как и тот, который, за минуту перед 3 тем, был при везён в телеге исправником (перед тем - предлог; служит для связи слов; непроизв.; отн. к мест. тем ; употреблён с Т. п.; имеет врем.зн.). 27. Лаврентьич трепанул Шутикова по спине и, в виде особого располо жения, выругался в самом нежном тоне, на который только был способен его испитой голос. 28. У градо начальника на плечах, в место головы, была пустая посудина. 29. У американцев нет ни какого арти стического самолюбия, и они борю тс я, имея в виду только один денежный приз. 30. Не смотря на свой горб, а может быть именно в следствие этого недостатка, доктор пи тал к ци рковым зрелищам остру ю и не сколько смешную для человека его возра ста любовь.

Упражнение 109

1. Так же , как громы, гре мели боевые орудия. Так же , как молния, све ркали огненн ые взрывы. Так же , как ветры, ворвались кон ные отряды. 2. Чтобы 3 рыбку съ есть, надо в воду лезть (чтобы - союз; служит для связи простых предложений в составе сложноподчинённого; подчинительный; целевой; простой). 3. Он непре мен но хотел стать ге роем и для этого был готов сделать любое, самое страшное, что бы ему ни предложили. 4. Василёк во что бы то ни стало хотел расс казать всё брату. 5. Всё белитс я Лукерья Львовна, всё то же врёт Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп, Семён Петрович так же скуп. 6. На то вам и красное лето дан о, чтобы вечн о любить это скудное поле, чтоб вечн о вам милым казалось оно. 7. Толстый ковёр лежал на полу, стены тоже 3 были увешан ы коврами (тоже - союз; служит для связи однородных членов в простом предложении частей сложносочиненного предложения; сочинительный; соединительный; простой). 8. И что бы она ни делала, за что бы ни при нималась - всё выходи т у неё красиво. 9. Не за то волка бь ют, что сер, а за то, что овцу съ ел. 10. Я насла ждался мирно своим трудом, успехом, славой, также 3 трудами и успехами друзей (также - союз; служит для связи однородных членов в простом предложении частей сложносочиненного предложения; сочинительный; соединительный; простой). 11. Так же по утрам над Ближними Мельницами стонал от гудков воздух, но 3 был он уже не холодный и 3 туман ный, а 3 яркий, светоносный (но - союз; служит для связи однородных членов в простом предложении частей сложносочиненного предложения; сочинительный; противительный; простой). 12. Собаки дре мали, лошади при чуть брез жу щем, слабо ль ющемся свете звёзд тоже лежали. 13. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что 3 заднее колесо соско чило (потому что - союз; служит для связи простых предложений в составе сложноподчинённого; подчинительный; при чинный; составной). 14. По этому признаку и по тому , что нижня я часть ствола обго рела, я разгадал происхо ждение ямы. 15. По тому , как, поба гровев, засве тились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что подня лось сол нце. 16. По окончании митинга народ разошёлся так же быстро, как и собрался. 17. Труд необходим человеку так же , как пища, он должен быть ре гулярным, систе матическим. 18. Я думал также и о том человеке, в чь их руках находилась моя судьба. 19. Хотелось бы, чтобы счасть е при шло, как заслуга. 20. Человеку надо жить, работать и относить ся к людям так, чтобы честн о заслужить настоящу ю славу. 21. Я скло нился к реке, но и там, в это й тёмно й, холодно й глубине, тоже ко лыхались, дрожали звёзды. 22. Вот, на пример, я давеча на счёт бунтов говорил, что нельзя назвать бунтовщиками кре сть ян за то только, что они хлеб по шести гривен от дать не согла шались! 23. Мне стало груст но и досадно не по тому, что гун ны выме рли, а от того, что смысл слова, которое меня так долго мучи ло, ока зался столь простым. 24. По тому, что 3 говорил «дед», ясно было, что 3 Витька сдержал слово (что (говорил) - мест.; указы вает на предмет, при знак, количество, не назы вая их; отвечает на вопрос что? ; н. ф. - что ; мест.-сущ., относительное; употреблено в форме В. п.; в предложении - дополнение; что (Витька сдержал слово) - союз; служит для связи простых предложений в составе сложноподчинённого; подчинительный; дополнительный (изъяснительный); простой). 25. Ко мета Галлея и какая-то другая ко мета с ядо витым хвостом тоже вдо хновили Блока, потому что и они были «гибельны». 26. В сто роне от села небо чуть осве тилось, под тучами заиграли бледно -голубые за рницы - не то загорелось что-то, не то 3 немцы нервни чали, догадываясь, что этой ночь ю во круг них смыкаетс я кольцо, и опять стали пускать ра кеты (не то - не то - союз; служит для связи однородных членов и частей сложносочинённого предложения; сочинительный; разделительный; повторяющийся). 27. На пример, он пише т о небрежности языка литератора, при чём оказываетс я, что он неспособен отли чить небрежность автора от небрежности кор ректора. 28. Я думаю, что имен но фа нтазия, «выдумка» создала и воспи тала то же одно из уди вительных качеств человека - интуицию, то есть 3 «домысел» (то есть - союз; служит для связи простых предложений в составе сложного; сочинительный; пояснительный; составной). 29. Нельзя представить, чтобы читатель смеялся над фель етоном от первой до последне й строчк и. 30. Быстро стемнело, так что 3 ни чего уже нельзя было уже рас смотреть ни у себя под ногами, ни в переди, ни 3 с зади (так что - союз; служит для связи простых предложений в составе сложноподчинённого; подчинительный; следственный; составной; ни - ни - союз; служит для связи однородных членов и частей сложносочинённого предложения; сочинительный; соединительный; повторяющийся). 31. Голубые глаза его сле гка потускнели, в следствие старче ской слезы, но смотрели по -прежнему благо душно, как буд то говорили: за чем тебе в душу мою заби рать ся? Я и без того весь тут.

Упражнение 110

  1. вот (лещик, кусочек) - частица, указательная.
  2. точно (Самсон Вырин) - частица, уточнительная.
  3. лишь (я) - частица, ограничительная.
  4. даже (грубоватый) - частица, усилительная.
  5. вон - частица, указательная.
  6. просто - частица, усилительная.
  7. давай (поговорим) - частица, формообразующая, оформляет повелительное наклонение глагола поговорим.
  8. ровно - частица, уточнительная.
  9. (кому) же - частица, усилительная.
  10. ли - частица, вопросительная.

Упражнение 111

1. Скажи-ка , дядя, ведь не даром Москва, спалённ ая пожаром, французу отдана ? 2. У нас с вами замечательный начальник штаба, хороший, обстрелянн ый, продымлённ ый, только , пожалуй, слишком часто думает о том, что бы такое особенн ое придумать, чтобы стать настоящим героем. 3. И жутко и сладко ей было в одно и то же время. 4. Я не против фа нтастики сказок - они тоже хорошее, добротное человеческое творчество. 5. Корвет порядочно-таки качало. 6. Да , трепануло-таки нас порядочно. 7. Послушай-ка , дружище, ты, сказывают, петь великий мастерище? 8. Поди-тка принеси огоньку запе чатать письмо. 9. И он любил-таки покушать. 10. Собака просто-таки не терпела матросов. 11. Как же так-с ? 12.Выпей-ка огуречно го расс олу с мёдом. 13. А речка начинает, как бы се рдясь на нас, громче шуметь. 14. Матросик так-таки и обомлел. 15. Как же это так-с ! Палуба, можно сказать, в не котором роде-с даже священн ое место-с , а вы, с позволения сказать-с , плюётесь! Вы плюне те-с , другой плюне т-с - во что обратитс я тогда палуба-с ? 16. Нет, ятаки выдержал характер. 17. Нет, я большой таки чудак. 18. Но он всё-таки продолжает, пока кто-то не говорит: «Нет ли у вас чего-либо поновее, доктор?» 19. И всё-таки , и всё же река с рекою схожа. 20. Тёркин будто бы рас терян . 21. Выскакивают люди, озабоченн ые только тем, чтобы их слыша ли и виде ли, выскакивают и засоряют якобы «новыми», но пустыми словами простое и ясное. 22. - Это что же делается-то , а? - расс троенн о и рас терянн о заговорила Прасковья Ивановна. 23. Злодеи не злодеи, а твои ребята таки пошарили да порастаскали. 24. Деревья я таки ломать могу, а не согнул ни одного в дугу. 25. Нет ли книги какой-нибудь на счёт порядков жизни? Поучения, как жить?

  • ведь (недаром) - частица, усилительная.
  • только (слишком часто) - частица, ограничительная.
  • да - частица, утвердительная.
  • (как) же - частица, усилительная.
  • даже (священное) - частица, усилительная.
  • (я) таки - частица, усилительная.

Упражнение 112

1. Это не тоска, не скука, а гораздо хуже. 2. В деревне не было ни собак, ни кур. 3. Я не мог не согласиться с доводами товарищей. 4. Не может волк ни охнуть, ни вздохнуть. 5. Снегу навалило чуть ли не по колено. 6. Как бы то ни было, а осень мне нравится. 7. Путешественники во что бы то ни стало должны перейти горную речку. 8. Он ни жив ни мёртв мчится назад. 9. Не думаешь ли ты, что я тебя боюсь? 10. Кто только не шёл по этому шоссе! 11. Немецкое командование не могло не знать, что в городе нет ни воинских частей, ни военных объектов. 12. Кто б ни был ты, печальный мой сосед, люблю тебя, как друга юных лет. 13. Есть род людей, известный под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. 14. Как месяц ни свети, всё не солнца свет. 15. Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим. 16. Ни одной тучки не было на небе. 17. Ни одна звезда не озаряла трудный путь. 18. Не один я так думаю, вся команда того же мнения. 19. Больше ему ни о чём не хотелось думать. 20. Всем существом понимала и чувствовала: сын пошёл в него - и ни в кого другого. 21. Это беспременно подлец Прошка, не кто другой, как он! 22. Не от кого иного, как от Артемия Богдановича, узнал Костя Неспатов о подвиге Насти. 23. Но раз Кузьма так съездил по уху Фомку, что с той поры ни он, ни кто другой не глумился над Кузьмой. 24. Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий. 25. Но ни когда и ни где, ни единым словом не намекнула, что ей трудно. 26. В какие только узости и едва доступные места не залезал Василий Иванович, не смотря на свое почтенное брюшко! 27. И не было таких отчаянно исступлённых подвигов, какие бы люди не совершали. 28. Не чувствовалось ни качки, ни движения. 29. Оленин не мог не любоваться конём. 30. Владимир Андреевич Снежков стоял ни жив ни мёртв. 31. В начале двадцатых годов в Петрограде уже не было такого учреждения, куда бы не приглашали А.Ф. Кони выступать с лекциями. 32. Да, что ни месяц - мир иной. 33. На откатном штреке ни единого огонька. 34. - Ах, да! Ведь ты у нас тут ещё не бывал? - откликнулся он как-то ни к селу ни к городу, совсем смешавшись. 35. В этом деле я ни бе ни ме. 36. Ухитрился-таки поскользнуться и как-то не то вывихнуть, не то подвернуть ногу. 37. Он ел всё, что ни подавали, и похваливал. 38. Его глаза были не то веселы, не то насмешливы. 39. - Ну, Василий Борисович, умный бы ты был человек, кабы не дурак. Вот уж истинно: ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса! Он тебе дело, а ты ему чепуху. 40. Кто б ни был ты, о мой читатель, друг, не друг, я хочу с тобой расстаться нынче как приятель. 41. Сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно. 42. Степь вокруг, куда ни кинь взор, зелёная, ровная, вольная. 43. Герасим ни чего не слыхал: ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжёлого всплеска воды. 44. На сотни вёрст нидымка, ни юрты, ни человеческого следа. 45. Сменит не раз младая дева мечтами лёгкие мечты. 46. Мересьеву не доводилось видеть воздушный бой с земли ни разу.

Упражнение 113

1. Ростом не величка, не зверь, не птичка, а землю роет, жильё строит. 2. Вы можете рассердиться на мои слова, почувствовать не любовь ко мне за них. 3. На склоне не глубокого оврага виднелась пасека. 4. Распахнув дверь, командир не торопливо спустился к коню. 5. Старик не охотно встал и вышел за мной на улицу. 6. Не место красит человека, а человек место. 7. Хорошо после не долгого отсутствия приехать в родительский дом. 8. Вы не хуже и не лучше других детей. 9. Лодка приближалась к тому месту, где не защищённое от ветра море кипело и металось во мраке. 10. Не дошитая сестрой кофта валялась на столе возле лампы. 11. Я всегда приобретал над ним не победимую волей и сердцем власть. 12. Вечер угасал. Кругом не уютно, одиноко, холодно. 13. Вадим Петрович присел на койку из не струганых досок. 14. А я остаюся с тобою, родная моя сторона! не нужно мне солнце чужое, чужая земля не нужна. 15. Мы поднимаем сеть и, вместо дорогой сёмги, вытаскиваем морскую свинку, совсем не нужную. 16. Стоит на кургане, у самой реки, цветок, не сгибаемый ветром. 17. Это человек был не далёкий, но самоуверенный и заносчивый. 18. Среди привычных машин были не знакомые, и делали они что-то не понятое. 19. Когда тихо, то тишина, не нарушаемая н движением, ни звуком, особенно поразительна. 20. Сквозь однообразный вой метели расслышал он почти не уловимый слухом, тонкий, звенящий стон, похожий на гудение комара. 21. Многое в них было не понятно, закрыто никем не ощутимой, никому не видимой завесой. 22. До слуха долетел опять шум чьих-то весьма не далёких шагов. 23. Старик Болконский был всегда не высокого мнения о характере князя Василия. 24. Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой. 25. И вот, совсем не приготовленную, вы ввели меня в свой круг. 26. Пахло гарью не затухающего не вдалеке пожара. 27. Жениться вам рано, вы не обеспеченные люди, не должны жениться. 28. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное. 29. Газета вынуждает читателя разбросать внимание между десятками разнородных фактов, не соизмеримых и не связанных никакой внутренней связью. 30. Его занимают вопросы, которые ей не доступны. 31. Общее мнение о нём было, что он очень не далёк. 32. Говорил он не громко, но отчётливо. 33. Сам гараж был не велик и не вмещал, по-видимому, и половины парка базы. 34. Он был не мыт, не брит, с глазами, красными от бессонницы. 35. Быть не любимой и не счастливой - как это интересно! 36. Уже не дни, а годы между нами. 37. В дверь входит не спавший много суток человек. 38. Нет, талант Хрипушина был из не погибающих. 39. С этой минуты их обоих заволокло медовым запахом цветов и не просохшей после дождя земли. 40. Комбат испытующе посмотрел на стоящего перед ним далеко уже не молодого человека. 41. Он уже не молод, но ещё не стар. 42. Хемингуэй был исторически не прав в той сцене романа, и сама история сказала потом об этом.

Упражнение 114

1. Мне не можется на рассвете, мне б увидеть начало дня. 2. Жил он скупо: не доедал, не допивал, одевался бог знает как, словно нищий. 3. Порой лев не доедал пищи, и потому шакал всегда при льве. 4. Ты его зря не долюбливаешь. 5. Я не доучилась с ними до конца, а вышла из Плановки на третьем семестре. 6. Высоко стоит луна, даже шапки не докинуть. 7. Какое письмо, Пал Палыч? Я вас не допонимаю. 8. И Анна следит не дыша, как льётся бурлящая лава. 9. И всё ж очень скоро, не смотря ни на что, я сильно затосковал по дому. 10. Но я шёл и шёл, не взирая ни на что, а Гнездилова всё не было. 11.Откликнулся он не хотя, с досадой. 12.Ещё кого не досчитались вы? 13. Он говорил, что мальчиком всегда не досыпал. 14.Он отложил повесть и, не дописав, отдалв печать. 15. Не дослушав, Катенька взяла ипосмотрела на дверь. 16. Не смотря по сторонам, с землистыми лицами, они шли полчаса и час. 17. Впереди, не приближаясь и не удаляясь, слышалась артиллерийская стрельба. 18. Время шло не спеша. 19. Несмотря на то, что не далёк вечер, было душно. 20. Взошли толпой, не поклонясь, икон не замечая,за стол садятся не молясь и шапок не снимая.

Упражнение 115

1. Я ни кому не мешал и не нужен был ни кому. 2. Ни кем не нарушаемая тишина держала их точно в оцепенении . 3. Автобус покатил по плотно укатанн ой грунтовой дороге с ещё не убранн ыми деревянн ыми щитами снего задержания. 4. Осторожно ступая по не крашен ым половицам, как согля датай, шёл за ним Надеждин. 5. Сам гараж был не велик и не вмещал, по -видимо му, и половины парка базы. 6. Валько был человек не многословный, и ни кто ни когда не знал, что совершается в душе его. 7. Олег, как ни в чём не бывало, остался помогать Володе и Толе. 8. Ниот куда не поступало писем, новых подруг вместо Вари не заводилось. 9. Куда ни обратишь взоры, везде встрети шь или воды, или камни. 10. После гибели семь и ему не от кого было получать письма и не кому было писать. Ни кто в полку не знал о его не счастье. 11. Шигаев, человек лукавый и смышлён ый, мог под каким ни есть предлогом задержать не хитрого самозванца. 12. Я не намекал ни разу о пь яном господине, ни о прежнем моём поведении , ни о Грушницком. 13. Час был не ранн ий, на деревенской улице не было ни души, и она добралась до перекрёстка ни кем не замечен ная. 14. Дрок не мало гордился тем, что пока ни одной девочк и не было в семь е. 15. Воздух был не подвижен и тих. 16. От не винн ых удовольствий я ни когда не прочь . 17. Кре сть янин говорил лисице, что в ремесле её ни на волос добра не видно. 18. Василёк во что бы то ни стало хотел первым показать ся брату. 19. Ни облачка на небе не бродило. 20. Всюду стоял не затихаю щий гомон и взрывы хохота. 21. Этот человек был не далёкий, но самоуверенн ый и заносчи вый. 22. Пробирать ся сквозь дре мучий, ни кем не тронутый лес дело далеко не лёгкое. 23. Многое в них было не понятно, закрыто ни кем не ощутимой, ни кому не види мой завесой. 24. Мы были не враги, но и не приятели. 25. Ты, явижу, парень не трус. 26. Не други называли его «зелёным» и трепачо м. 27. И все как буд то стали строже: ведь не куда-нибудь входили мы, а всё же в Атлантику входили мы. 28. Она ни над чем не коле балась, не сомневалась ни в чём. 29. Я ни в чём не виноват перед ним, я не сделал ни чего плохого, ему не в чем упрекнуть меня. 30. Ты не один такой! 31. Не та картина предо мною. 32. Не когда да и неза чем было объ яснять Лизке, а за одно и ребятам, почему он поставил избу в стороне. 33. Пастухов не знал, ни где сейчас Суровцев, ни где командир роты, ни каковы потери баталь она. 34. Отец ни за что не соглашался покинуть деревню. 35. Шуршит свинец в не сжатой ржи, в не кошен ой траве. 36. И брела она по дикому полю, не пахан ому, нехоженому, косы не знавшему. 37. И в таких не привычных для них условиях конн ики держались хорошо. 38. Столовая наполнилась довольно не обычными для Ясной Поляны гостями. 39. Мария груст но смотрела на неубранн ое поле, вспоминала, что рядом с этим полем лежат под землёй тонн ы не выкопанн ого картофеля, что ни кем не собранн ые поздние арбузы расклёваны воронами, а дальше, за холмом, си ротливо склонив к земле наполненн ые семенами головки, пропадает, осыпается большое поле ещё не срезанн ых подсолнухов.