Сочинение по картине "кружевница" василия андреевича тропинина. Сочинение по картине "кружевница" василия андреевича тропинина Кто нарисовал картину кружевница

Есть живописные полотна, которые сразу же запоминаются и западают в душу какой-то особенной тихой красотой и одухотворенностью. Такова картина "Кружевница", принадлежащая кисти известного русского художника Василия Андреевича Тропинина.

Мы расскажем вам об истории создания данного произведения искусства, о том, кто изображен на этом портрете, а также приведем ряд интересных фактов из биографии живописца.

Факты из биографии В. А. Тропинина

Картина Тропинина "Кружевница" является столь совершенным и прекрасным творением, что зрителям и в голову не придет усомниться в таланте и мастерстве художника. А между тем, Василий Андреевич Тропинин был рожден крепостным, и на его пути к творчеству и свободе было немало препятствий. Подумать только: если бы звезды были менее благосклонны к этому одаренному человеку, то его художественный талант мог бы и не получить развития.

Итак, В. А. Тропинин появился на свет в 1776 году. Когда будущий живописец подрос, граф Морков, бывший тогда его хозяином, отправил мальчика в Петербург обучаться кондитерскому делу. Но талант подростка к рисованию проявился столь ярко, что волею судьбы он все-таки смог посещать учебные классы Академии художеств. В то счастливое время Тропинин познакомился с Орестом Кипренским, Александром Ивановым. Нашлись именитые люди, которые стали ходатайствовать перед графом Морковым, чтобы он дал юноше вольную. Но тот, напротив, велел Тропинину вернуться, чтобы вступить в лакейскую должность.

Свободу Василий Андреевич получил лишь в 1823 году, в ту пору ему уже было 44 года.

Как и когда была написана картина "Кружевница"

Сразу же после обретения долгожданной свободы художник отправляется в дорогой его сердцу город - Санкт-Петербург. Он страстно мечтает получить диплом живописца в Академии художеств, где он когда-то обучался изящному искусству рисования. Для того чтобы продемонстрировать мастерство перед строгой академической комиссией, он должен был представить на суд несколько живописных полотен. Картина "Кружевница" была среди оных.

Члены комиссии дали полотну самую высокую оценку. И диплом академика был торжественно вручен Тропинину. "Кружевница" была тепло встречена критиками. Они восхищались цветовой гаммой, освещением, умением художника передавать характер модели. Правда, находились и недовольные, обвинявшие Василия Андреевича в том, что он пытается идеализировать простой труд, что героиня картины совершенно не похожа на девушку-крестьянку: ее движения слишком уж грациозны, а руки - нежны. Но эти единичные критикующие возгласы терялись на фоне всеобщего восторга.

Описание полотна

Картина "Кружевница" изображает милую молодую девушку, склонившуюся над своей работой. Она словно отвлеклась на мгновение и встретилась глазами со зрителем, неожиданно вошедшим в комнату. Руки юной особы, обнаженные почти полностью, замерли только на секунду. Кажется, что через мгновение она вновь погрузится в работу и примется плести витиеватые ажурные узоры. Кружевница не позирует - она живет.

"Кружевница" невозможно без рассказа об удивительной внешности главной героини. С одной стороны, она - простая девушка. На ней обычный наряд крестьянки и нет никаких украшений. Но лицо ее светится, и не только красотой и приветливостью, но и умом. Да и вся поза кружевницы очень грациозна. Одним словом, любая дворянка тех времен могла бы позавидовать такому милому, изысканному, и в тоже время простому облику.

Очень красив общий колорит картины, написанной в мягких, сдержанных и естественных серебристо-зеленовато-оливковых тонах. Все внимание зрителя сразу же приковывается к лицу героини, которое как бы светится изнутри, к ее глазам и еле заметной улыбке. Тропинин мастерски выписал и все мелкие предметы: коклюшки, часть кружевного рукоделия, ножницы на рабочем столике, незатейливые предметы одежды работницы. В этом произведении живописец поэтизирует труд и гармонию простой и честной повседневной жизни.

Такова картина "Кружевница". Художник, видя, какой любовью и популярностью пользуется его творение у современников, несколько раз повторял в разных вариантах полюбившийся ему и публике сюжет. Стоит ли говорить, что после успеха полотна Тропинин был буквально завален многочисленными заказами на написание портретов.

Где можно увидеть "Кружевницу"

Картина Тропинина "Кружевница" сегодня занимает достойное место среди живописных полотен московской Третьяковской галереи в Лаврушенском переулке, в доме № 10, в зале под тринадцатым номером. Здесь же находятся и многие другие тропининские портреты и пейзажи. Музей принимает посетителей шесть дней в неделю, кроме понедельника (выходной день).

Заключение

Говорят, что русская портретная живопись славится во всем мире своей особой поэзией и духовностью. Портрет кружевницы кисти Тропинина - это одно из самых ярких тому подтверждений.


В.А.Тропинин«Кружевница»:
История картины

„Лучший учитель - природа; нужно предаться ей всей душой, любить ее всем сердцем, и тогда сам человек сделается чище, нравственнее... Я всем обязан природе".
Эти сокровенные слова произнес один из самых цельных и обаятельных, духовно чистых людей того времени, прекрасный русский живописец Василий Андреевич Тропинин. Он творил и первой половине XIX века.
Судьба его носит на себе следы тех невзгод, того ярма, которое именовалось крепостным правом.
Право владеть жизнью другого, может во сто крат лучшего и одаренного природой человека.

Сын крепостного крестьянина Василий Тропинин испытал многие „прелести" тогдашнего уклада. Его владелец - помещик граф Морков изображал мецената.
„Покровительствовал" изящным искусствам... Он рано приметил недюжинные художнические способности Василия и решил отправить его на учение в Санкт-Петербург в Академию художеств.
Молодой Тропинин попадает в мастерскую портретиста С. Щукина, где проходит фундаментальную школу рисунка и живописи. Казалось, деялось чудо...
Но призрачное счастье Василия длилось не так долго, всего несколько лет.
Его владелец граф Морков повелевает вернуть своего подопечного. Там, в глухом имении, в Малороссии, он назначает Василия Тропинина домашним живописцем. Что, как известно, было распространено... Но, дабы крепостной знал свое место, граф распоряжается, чтобы Василий одновременно с занятием искусством нес самые расхожие, обыденные обязанности дворового человека. Попросту говоря, слуги.
Однако эта личная драма никак не сломила талантливого, уже сложившегося мастера. Он словно не замечает тяжких реалий... и усердно пишет.

В.А. Тропинин никогда не был за границей и сам развивал свой талант изучением натуры, живя преимущественно в Малороссии. А талант и художественное мастерство его были таковы, что многие принимали портреты В. Тропинина за произведения Рембрандта, столько в них было поразительного колорита и силы освещения. Грациозные же женские головки доставили ему славу «русского Греза». Художник не поправлял природу модели и не приукрашивал ее искусственными эффектами; с всевозможной тщательностью передавал он почти неуловимые особенности лица изображаемого человека. Позы людей у В. Тропинина натуральны и разнообразны, исполнение безукоризненно, а живописный эффект происходит от поразительного сходства с природой модели.

В 1823 году в жизни В. Тропинина произошло событие огромной важности: крепостной графа Моркова, он наконец получил освобождение от рабской зависимости. Случилось это на Пасху, когда «граф Морков, вместо красного яичка, вручил В. Тропинину отпускную». Но одному, без сына... Тогда В. Тропинину было 47 лет, и в том же году он представил в Совет Академии художеств (на соискание звания художника) три своих полотна, в числе которых находилась и знаменитая «Кружевница».

Его „Кружевница" написана в 1823 году, в том заветном году, когда он покинул раздольное имение графа Моркова.
И, переполненный ожиданием счастья, художник творит картину, вошедшую, как классика, во все лучшие издания, посвященные отечественному искусству. Это шедевр.
Именно она на выставке в Академии художеств была особенно тепло встречена публикой и сразу же стала широко известной.

Сделавшись свободным человеком, В. Тропинин мог поселиться в Санкт-Петербурге, но столичная карьера не соблазняла его. «Все я был под началом, да опять придется подчиняться... то одному, то другому. Нет, в Москву», - часто говаривал художник и навсегда обосновался в давно любимом городе.

С переселением в Москву начинается новый период творчества В. Тропинина, и самую поэтическую группу картин здесь составляют изображения молодых женщин за рукоделием («Золотошвейка», «За прошивками» и др.).

Кто были все эти «Белошвейки», «Кружевницы», «Золотошвейки»? Наверное, не дворянские барышни, от скуки занявшиеся рукоделием. Были ли они дворовыми девушками или московскими рукодельницами? Во всяком случае все они восходят к украинским впечатлениям художника, и, может быть, на своих полотнах он изобразил крепостных рукодельниц, работающих в помещичьих мастерских.

Такова и «Кружевница», которая стала новым явлением в живописном искусстве того времени. В.А. Тропинин создал в этом произведении определенный тип жанрового портрета-картины.

Может быть, современный зритель найдет в холсте черты некой сентиментальности или умиротворенной идеализации действительности, но музе Тропинина была свойственна незлобливая раздумчивость. Он не был борцом. Его чуткая и чистая душа, может, мирилась со многим.
Он чтил красоту человека труда. В „Кружевнице" трогательно воспето чувство внутреннего достоинства, сохраняемого, не глядя ни на какие препоны уродливого быта.

Миловидное лицо «Кружевницы» с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой... Все упруго в этой девушке: и лицо, и голова, и руки... Упруго и движение этих маленьких рук, особенно левой, ни на что не опирающейся, но остановившейся в воздухе с полной определенностью. Чарующая прелесть сквозит в этих формах - ничего расплывчатого, недосказанного, неопределенного, туманного. „Кружевница" лукаво и застенчиво кидает на нас взгляд из полуторавекового далека. В этом облике угнетаемой, но прекрасной крестьянки - совершенство гармонического ощущения личности человека, текучей, изменчивой, колеблемой, как пламя свечи, но прекрасной.

Тропинин отразил лишь миг бытия. Драматургия сложных и порою тяжких будней, проза жизни - за холстом. Она лишь чуть-чуть угадывается в некой скованности позы женщины, в неуловимом движении плеч этой милой девушки.

К этому времени у В. Тропинина уже исчезает робость и неуверенность рисунка, теперь для него возможны лишь сознательные отклонения от натуры, а не ученические ошибки. Любовно передает он предметы мастерства своей героини - коклюшки и кусок полотна с начатым кружевом. Выбирая светлые тона для своей «Кружевницы», художник постоянно вводит в них серое. Так, в рукавах ее платья голубые и зеленые оттенки переливаются на фоне серого, сиреневый шелк косынки оживает рядом с этим нейтральным фоном, и мягко ласкает взгляд зрителя эта переливчатая гамма сиренево-серых тонов косынки и серого платья.

Тропининскую «Кружевницу», как и других его рукодельниц, часто называли родными сестрами «бедной Лизы» - героини повести Н. Карамзина. Напечатанная впервые в 1792 году в «Московском журнале», эта повесть вскоре приобрела такую известность, с которой только и может сравниться популярность тропининской «Кружевницы». Словно предвосхищая ее появление, Н. Карамзин пишет о своей героине, что она, «не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь». Подобно Лизе, живущей в хижине, но мало похожей на крестьянку, идеализирована и «Кружевница» В. Тропинина. Но «подобная склонность к перевоплощениям барышень в крестьянки (или открытие в крестьянках благородной натуры), - как отмечает Е.Ф. Петинова, - это только одна из характерных примет того времени, запечатленная В. Тропининым».

Изображенная за работой, «Кружевница» кокетливо улыбается, и эту «идеализацию» отмечали многие искусствоведы. Например, Н. Коваленская в своем исследовании пишет, что «руки «Кружевницы» подняты с грацией, пожалуй, несколько нарочитой». Грациозный поворот ее фигуры, неторопливый жест ее нежных рук невольно наводят на мысль, что ее труд - это приятная игра. Но если это и игра, то В. Тропинин заставляет зрителя поверить в естественность этой игры, в простоту и скромность своей «Кружевницы».

Недаром П. Свиньин, современник В. Тропинина, отмечал, что «и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и простотой».

За свою долгую жизнь Василий Тропинин создал немало славных картин - портретов, жанров. Они хороши. Во многих из них, особенно в поздних работах, узнаешь знакомые облики московских дворян, высвеченных гением Грибоедова, Гоголя, Тургенева...

Но три портрета: сына, кружевницы и Пушкина сияют, как недосягаемые вершины в его творчестве. Они словно отражают какие-то минуты высшего озарения, когда художник с единственной и уже неповторимой легкостью и свободой будто выпевает данную ему природой песню. В них - свежесть, нерастраченность душевных сил, цельность и нерушимость его внутреннего мира, любви к людям, запас добра.

В этих холстах проявлены свойства его натуры, широкой, верной своему призванию, благосклонной к чужой беде, прощавшей многие тягости житейской прозы.
Тропинин оставил людям след своего гуманного и, может быть несколько простодушного взгляда на мир.

По материалам
"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г
"Мастера и шедевры", И.Долгополов, 2000г

Василий Андреевич Тропинин, «Кружевница»

Василий Андреевич Тропинин от рождения был крепостным графа Миниха. Как вещь, вместе с приданым дочери Миниха он перешел к графу Моркову. Именно последний разглядел в юноше талант художника и отправил его в Петербург, где Тропинин в возрасте 21 года стал «посторонним учеником» Академии художеств.

Несмотря на то что обучение в академии, как правило, начиналось с детских лет, считая, что рисунок и живопись требуют тренировки с младенчества, сравнительно поздно поступивший в нее Тропинин учился успешно, и уже через несколько лет одна из его первых картин имела на выставке большой успех. Но к этому времени барин отозвал его обратно в имение, где он стал крепостным живописцем. Лишь в 47 лет художник получил вольную грамоту.

Вместе с крепостным художником Тропининым в русское искусство вошли образы людей, которые, по убеждению представителей официального искусства, не могли служить «пленительной моделью». Это «Слуга со штофом», «Старуха с курицей», «Пряха», «Крестьянин, обстругивающий костыль».

Эти и многие другие картины являются свидетельством того, что трудящийся человек представляет собой воистину «пленительную модель». Именно в 1823 г., в год, когда он стал свободен, Тропинин создал одну из лучших своих картин - «Кружевница».

Тропинин стремился к правдивым полотнам, лишенным официальной парадности, картина «Кружевница» особенно ему удалась. Девушка «забыла» о том, что она позирует для портрета: она работает. Только на секунду кружевница взглянула на живописца, но руки ее продолжают свое дело. Одна рука держит коклюшку, другая вкалывает булавку. Внизу картины мы видим небольшую часть работы - край того нежного, пышного, прекрасного кружева, которое десятками метров шло на костюмы придворных дам и над которыми портили зрение крепостные.

Сама кружевница одета в скромное платьице, на плечах ее бедная косынка. Но эта привычная одежда мягко облегает тело и выявляет его пластику лучше, чем жесткие от золотого шитья и крахмала платья барынь, и тем ярче видны красота и свежесть девушки, ее упругая, здоровая кожа.

Ясный и радостный душевный мир девушки легко читается на ее лице, юношеским задором светится лукавый взгляд. Очень детально художник прорисовал руки мастерицы, кисти с детства работающего человека. Они словно живут своей собственной жизнью, привычно продолжая работу, хотя девушка смотрит в сторону. Ногти на руках кружевницы аккуратно подстрижены, чтобы (не дай Бог!) не задеть нитку кружева, не испортить его. Испорченная работа грозила барским гневом, а порой и физической расправой.

Тропинин много работал на заказ, создавая картины разной художественной ценности. Среди этих работ можно встретить официальные портреты, холодные, написанные художником с закрытой душой. Но лучшие полотна мастера выделяются особой задушевностью: в их числе портреты жены, сына и великолепный портрет А.С. Пушкина. Портрет, написанный в 1827 г., был заказан Тропинину самим Пушкиным для приятеля С.А. Соболевского, которому, по свидетельству современника, «хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще». Пушкин на полотне Тропинина - не классик и романтик, а, скорее, автор «Бориса Годунова» и деревенских глав «Евгения Онегина» - общительный и остроумный, язвительный и мягкий, мыслитель и писатель.


какаха хейтер 28/12/2016

ненописана

AnnInfut 08/03/2017

Искать по товару:Купить Куртку На Мальчика На Осень
Интернет Магазин Купить Платье Для Беременных

орлана 15/12/2017

агурона 15/12/2017

ккккккккккккккккккккклллллллллллллллааааааааааааааааааасссссссссссссс

Художник Василий Тропинин на этапе своего творческого пути создал новый стиль живописного произведения, изюминкой которого является радости повседневного бытия. Картина Кружевница - это первая из опубликованных автором в качестве вольного художника.

На дворе 1823 год. В подарок на Пасху 47-летний художник получает долгожданную вольную. Радость освобождения омрачается лишь одним фактом: его сын вынужден остаться крепостным. Таким способом граф Морков надеется удержать художника при своем дворе, но тот все равно выбирает свободу. Тропинин переезжает в Петербург, желая получить диплом художника в академии, где ранее получал образование. Чтобы доказать свое мастерство, он должен представить комиссии несколько собственных полотен, среди которых художником была представлена «Кружевница».

Комиссия ставит художнику высшую оценку. Несмотря на наличие ошибок в других картинах, «Кружевница» оставляет у членов комиссии неизгладимое впечатление. Тропинину с почетом вручают диплом, удостоив его звания академика живописи. Многие современники и знатоки живописи также положительно отозвались о его работе, даже критик Свиньин не нашел в работе Тропиниа каких либо изъянов, говорил это полотно вызывает неподдельное восхищение. Он расхваливает цветовую гамму, освещение, и характер, легко прослеживающийся в картине. Кроме того, вопреки устоявшейся моде, Тропинин не меняет никаких черт лица девушки, показывая ее такой, какая она есть в реальности. «Кружевница» - картина Тропинина, в которой художник сумел идеально совместить мягкую кисть, правильное освещение, и главное – душу, характер героини.

Само собой, нашлись и недовольные. В особенности, художника корят, говоря, что он идеализирует простую работницу. Появляются заявления, что героиня совершенно не похожа не крестьянку: ее руки слишком нежны, движения излишне грациозны, а работа дается ей слишком легко, и как будто бы приносит удовольствие. Но, эта критика теряется в общей массе похвальбы, и выглядит скорее как завистливые попытки очернить творца.

Что же на самом деле видит на полотне обычный зритель? А видит он девушку, склонившуюся над работой. Ее взгляд направлен в сторону зрителя, который, кажется, лишь только что вошел к ней в комнату. Руки девушки, почти полностью обнаженные, на секунду замерли, кажется она вот вот продолжит свою работу работу. Она не позирует для художника, а продолжает плести кружева. Но работа не только не портит ремесленницу, но и делает ее еще красивее. Этой картиной Тропинин хочет показать, что даже простая крестьянка может выглядеть в стократ лучше знатной дворянки.

Красавица действительно совсем не похожа ни на дворянку, ни на царевну. У нее нет изысканных нарядов и дорогих украшений. Это всего лишь простая девушка, но чувствуется в ее образе некоторая притягательность, что заставляет взгляд остановиться. Крестьянка не скованна светскими манерами и нормами – она просто остается собой, и это… прекрасно. С кружевницей так и хочется заговорить, можно по взгляду догадаться, что она не станет лгать и лукавить. Она честна и открыта, то есть отражены черты характера, редкие в реальной жизни

«Кружевница» - картина Тропинина, которая по праву занимает место в истории русского искусства. Сейчас увидеть этот шедевр портретной живописи можно в Третьяковской галерее, размер картины – 75 на 59 сантиметров.

„Лучший учитель — природа; нужно предаться ей всей душой, любить ее всем сердцем, и тогда сам человек сделается чище, нравственнее… Я всем обязан природе».

Эти сокровенные слова произнес один из самых цельных и обаятельных, духовно чистых людей того времени, прекрасный русский живописец Василий Андреевич Тропинин. Он творил и первой половине XIX века.
Сын крепостного крестьянина Василий Тропинин испытал многие „прелести» тогдашнего уклада. Его владелец — помещик граф Морков изображал мецената.

„Покровительствовал» изящным искусствам… Он рано приметил недюжинные художнические способности Василия и решил отправить его на учение в Санкт-Петербург в Академию художеств.
Молодой Тропинин попадает в мастерскую портретиста С. Щукина, где проходит фундаментальную школу рисунка и живописи. Казалось, деялось чудо…

Но призрачное счастье Василия длилось не так долго, всего несколько лет.
Его владелец граф Морков повелевает вернуть своего подопечного. Там, в глухом имении, в Малороссии, он назначает Василия Тропинина домашним живописцем. Что, как известно, было распространено… Но, дабы крепостной знал свое место, граф распоряжается, чтобы Василий одновременно с занятием искусством нес самые расхожие, обыденные обязанности дворового человека. Попросту говоря, слуги.
Однако эта личная драма никак не сломила талантливого, уже сложившегося мастера. Он словно не замечает тяжких реалий… и усердно пишет.

В.А. Тропинин никогда не был за границей и сам развивал свой талант изучением натуры, живя преимущественно в Малороссии. А талант и художественное мастерство его были таковы, что многие принимали портреты В. Тропинина за произведения Рембрандта, столько в них было поразительного колорита и силы освещения. Грациозные же женские головки доставили ему славу «русского Греза». Художник не поправлял природу модели и не приукрашивал ее искусственными эффектами; с всевозможной тщательностью передавал он почти неуловимые особенности лица изображаемого человека. Позы людей у В. Тропинина натуральны и разнообразны, исполнение безукоризненно, а живописный эффект происходит от поразительного сходства с природой модели.

В 1823 году в жизни В. Тропинина произошло событие огромной важности: крепостной графа Моркова, он наконец получил освобождение от рабской зависимости. Случилось это на Пасху, когда «граф Морков, вместо красного яичка, вручил В. Тропинину отпускную». Но одному, без сына… Тогда В. Тропинину было 47 лет, и в том же году он представил в Совет Академии художеств (на соискание звания художника) три своих полотна, в числе которых находилась и знаменитая «Кружевница».

Его „Кружевница» написана в 1823 году, в том заветном году, когда он покинул раздольное имение графа Моркова.
И, переполненный ожиданием счастья, художник творит картину, вошедшую, как классика, во все лучшие издания, посвященные отечественному искусству. Это шедевр.
Именно она на выставке в Академии художеств была особенно тепло встречена публикой и сразу же стала широко известной.

Сделавшись свободным человеком, В. Тропинин мог поселиться в Санкт-Петербурге, но столичная карьера не соблазняла его. «Все я был под началом, да опять придется подчиняться… то одному, то другому. Нет, в Москву», - часто говаривал художник и навсегда обосновался в давно любимом городе.

С переселением в Москву начинается новый период творчества В. Тропинина, и самую поэтическую группу картин здесь составляют изображения молодых женщин за рукоделием («Золотошвейка», «За прошивками» и др.).

Кто были все эти «Белошвейки», «Кружевницы», «Золотошвейки»? Наверное, не дворянские барышни, от скуки занявшиеся рукоделием. Были ли они дворовыми девушками или московскими рукодельницами? Во всяком случае все они восходят к украинским впечатлениям художника, и, может быть, на своих полотнах он изобразил крепостных рукодельниц, работающипомещичьих мастерских.

Такова и «Кружевница», которая стала новым явлением в живописном искусстве того времени. В.А. Тропинин создал в этом произведении определенный тип жанрового портрета-картины.

Он чтил красоту человека труда. В „Кружевнице» трогательно воспето чувство внутреннего достоинства, сохраняемого, не глядя ни на какие препоны уродливого быта.

Миловидное лицо «Кружевницы» с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой… Все упруго в этой девушке: и лицо, и голова, и руки… Упруго и движение этих маленьких рук, особенно левой, ни на что не опирающейся, но остановившейся в воздухе с полной определенностью. Чарующая прелесть сквозит в этих формах - ничего расплывчатого, недосказанного, неопределенного, туманного. „Кружевница» лукаво и застенчиво кидает на нас взгляд из полуторавекового далека. В этом облике угнетаемой, но прекрасной крестьянки — совершенство гармонического ощущения личности человека, текучей, изменчивой, колеблемой, как пламя свечи, но прекрасной.

Тропинин отразил лишь миг бытия. Драматургия сложных и порою тяжких будней, проза жизни — за холстом. Она лишь чуть-чуть угадывается в некой скованности позы женщины, в неуловимом движении плеч этой милой девушки.
К этому времени у В. Тропинина уже исчезает робость и неуверенность рисунка, теперь для него возможны лишь сознательные отклонения от натуры, а не ученические ошибки. Любовно передает он предметы мастерства своей героини - коклюшки и кусок полотна с начатым кружевом. Выбирая светлые тона для своей «Кружевницы», художник постоянно вводит в них серое. Так, в рукавах ее платья голубые и зеленые оттенки переливаются на фоне серого, сиреневый шелк косынки оживает рядом с этим нейтральным фоном, и мягко ласкает взгляд зрителя эта переливчатая гамма сиренево-серых тонов косынки и серого платья.

Изображенная за работой, «Кружевница» кокетливо улыбается, и эту «идеализацию» отмечали многие искусствоведы. Например, Н. Коваленская в своем исследовании пишет, что «руки «Кружевницы» подняты с грацией, пожалуй, несколько нарочитой». Грациозный поворот ее фигуры, неторопливый жест ее нежных рук невольно наводят на мысль, что ее труд - это приятная игра. Но если это и игра, то В. Тропинин заставляет зрителя поверить в естественность этой игры, в простоту и скромность своей «Кружевницы».

Недаром П. Свиньин, современник В. Тропинина, отмечал, что «и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и простотой».

Стихотворение «Кружевница» — (Навеяно портретом Тропинина), автор Галина Масалова.

Ветер сутулость упрятал за шапки пушистых снегов.
Белой змеёю поземка ползет, заметая дворы.
Следом мороз украшает мозаикой стекла домов:
Сколок плетенья причуды несет, как чужие миры.

Вьется в метельной пыли завиток с серебристой каймой,
В свете свечи разметались на тонком холсте чудеса.
На пол под пенье коклюшек свисает шитье бахромой.
Снежный узор, словно рой облаков в небесах.

Смотрят глаза мастерицы в окно- девятнадцатый век.
Мистику сказок заснеженных руки готовы плести.
Сонмы снежинок в хаосе случайности – вечности след-
В кружево жизни вплетутся незримо, как буквы в стихи.