Шествие — Бродский. Бродский иосиф шествие

И О С И Ф Б Р О Д С К И Й

Ш Е С Т В И Е

Поэма-мистерия в двух частях и в 42 главах-сценах

Идея поэмы - идея персонификации представлений о мире, и в этом смысле она - гимн баналу.

Цель достигается путем вкладывания более или менее приблизительных формулировок этих представлений в уста двадцати не так более, как менее условных персонажей. Формулировки облечены в форму романсов. Романс - здесь понятие условное, но по существу - монолог.

Романсы рассчитаны на произнесение и на произнесение с максимальной экспрессией; в этом, а также в некоторых длиннотах сказывается литературный характер поэмы.

Романсы, кроме того, должны произноситься высокими голосами; нижний предел - нежелательный - баритон; верхний - идеальный - альт.

Прочие наставления у Шекспира в "Гамлете" - 3-м акте.

Пора давно за все благодарить, За все, что невозможно подарить. Когда-нибудь кому-нибудь из вас И улыбнуться, словно в первый раз. В твоих дверях, ушедшая любовь, Но невозможно улыбнуться вновь.

Прощай, прощай, - шепчу я на ходу, Среди знакомых улиц вновь иду, Подрагивают стекла надо мной, Растет вдали привычный гул дневной, И в подворотнях гасятся огни. - Прощай, любовь, когда-нибудь звони.

Так оглянись когда-нибудь назад: Стоят дома в прищуренных глазах, И мимо них уже который год По тротуарам шествие идет.

Вот Арлекин толкает свой возок, И каплет пот на уличный песок, И Коломбина машет из возка. А вот скрипач, в руках его тоска И несколько монет. Таков скрипач. А рядом с ним вышагивает Плач, Плач комнаты и улицы в пальто, Блестящих проносящихся авто. Плач всех людей. А рядом с ним Поэт, Давно не брит и кое-как одет И голоден, его колотит дрожь. А меж домами льется серый дождь, Свисают с подоконников цветы, А там внизу вышагиваешь ты. Вот шествие по улицам идет, И кое-кто в полголоса поет, А кое-кто поглядывает вверх, А кое-кто поругивает век, Как, например, усталый человек. И шум дождя и вспышки сигарет, Шаги и шорох утренних газет, И шелест непроглаженных штанин (неплохо ведь в рейтузах, Арлекин), И звяканье оставшихся монет, И тени их идут за ними вслед.

Любите тех, кто прожил жизнь впотьмах И не оставил по себе бумаг И памяти, какой уж ни на есть, Не помышлял о перемене мест, Кто прожил жизнь, однако же не став Ни жертвой, ни участником забав, В процессию по случаю попав. Таков Герой. В поэме он молчит, Не говорит, не шепчет, не кричит, Прислушиваясь к возгласам других, Не совершает действий никаких. Я попытаюсь вас увлечь игрой: Никем незамечаемый порой, Запомните, присутствует герой.

Вот шествие по улицам идет. Вот ковыляет Мышкин-идиот В накидке, над панелью наклонясь. - Как поживаете теперь, любезный князь? Теперь сентябрь - и новая зима Еще не одного сведет с ума. Ах, милый, успокойтесь, наконец. Вон позади вышагивает лжец, Посажена изящно голова, Лежат во рту великие слова, А рядом с ним, закончивший поход, Неустрашимый рацарь Дон-Кихот Беседует с торговцем о сукне И о судьбе. Ах, по моей вине Вам предстает ужасная толпа, Рябит в глазах, затея так глупа, Но все не зря. Вот книжка на столе Весь разговорник о добре и зле Свести к себе не самый тяжкий труд, Наверняка тебя не заберут. Поставь на стол в стакан букетик зла, Найди в толпе фигуру Короля, Забытых королей на свете тьма, Сейчас сентябрь, потом придет зима. Процессия по улице идет, И дождь среди домов угрюмо льет, Вот человек, бог знает чем согрет, Вот человек - за пару сигарет Он вам раскроет честности секрет, Кто хочет, тот послушает рассказ. Честняга - так зовут его у нас. Представить вам осмеливаюсь я Принц-Гамлета, любезные друзья, (У нас компания - все принцы да князья). Осмелюсь полагать, за триста лет, Принц Гамлет, вы придумали ответ И вы его изложите. Идет? Процессия по улице бредет И кажется, что дождь уже ослаб, Маячит пестрота одежд и шляп, Принц Гамлет в землю устремляет взор, Честняге на ухо бормочет Вор, Но гонит Вора Честности пример, (Простите, Вор, представить не успел). Вот шествие по улице идет. И дождь уже совсем перестает, Не может же он литься целый век. Заметьте: вот Счастливый Человек С обычною улыбкой на устах. - Чему вы улыбнулись? - Просто так. Любовники идут из-за угла, Белеют обнаженные тела, В холодной мгле навеки обнялись. И губы побледневшие слились, Все та же ночь у них в глазах пустых, Навеки обнялись, навек застыв, В холодной мгле белеют их тела, Прошла ли жизнь или любовь прошла. Стекают вниз вода и белый свет С любовников, которых нет.

Ступай, ступай, печальное перо, Куда бы ты меня не привело Болтливое, худое ремесло, В любой воде плещи, мое весло. Так зарисует пару новых морд: Вот Крысолов из Гаммельна и Черт, Опять в плаще и чуточку рогат, Но, как всегда, на выдумки богат.

Достаточно. Теперь остановлюсь. Такой сумбур, что я не удивлюсь, Найдя свои стихи среди газет, Отправленных читателем в клозет, Самих читателей, объятых сном.

Поговорим о чем-нибудь ином. Как бесконечно шествие людей, Как заунывно пение дождей Среди домов, а человек озяб, Маячит пестрота одежд и шляп, И тени их идут за ними вслед, И шум шагов и шорох сигарет, И дождь все льется, льется без конца На Крысолова, Принца и Лжеца, На Короля, на Вора и на Плач, И прячет скрипку под пальто Скрипач. И на Честнягу черт накинул плащ. Усталый Человек закрыл глаза, И брызги с Дон-Кихотова таза Летят на Арлекина, Арлекин Торговцу кофту протянул - накинь. Счастливец поднимает черный зонт, Поэт потухший поднимает взор И воротник, князь Мышкин - идиот Склонился над панелью: кашель бьет, Процессия по улице идет, И дождь, чуть прекратившийся на миг, Стекает вниз с любовников нагих. Вот так всегда - когда ни оглянись, Проходит за спиной толпою жизнь, Неведомая, странная подчас, Где смерть приходит словно в первый раз И где никто-никто не знает нас. Прислушайся - ты слышишь ровный шум, Быть может, это гул тяжелых дум, А, может, гул обычных новостей, А, может быть, - печальный хор страстей.

Романс Арлекина

По всякой земле

Балаганчик везу,

А что я видал

На своем веку:

Кусочек плоти

Бредет внизу,

Кусочек металла

Летит наверху.

За веком век.

За веком век

Здесь выложена бесплатная электронная книга Шествие автора, которого зовут Бродский Иосиф . В библиотеке АКТИВНО БЕЗ ТВ вы можете скачать бесплатно книгу Шествие в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB или же читать онлайн книгу Бродский Иосиф - Шествие без регистраци и без СМС.

Размер архива с книгой Шествие = 26.69 KB

Содержание
Часть первая...........................3
1. ......4
2. ....................................6
3. ....................................9
4. Романс Арлекина....................11
5. Романс Коломбины...................13
6. Романс Поэта.......................16
7. Комментарий........................18
8. Романс Дон-Кихота...................20
9. Комментарий........................22
10. Баллада и романс Лжеца
Баллада Лжеца...................24
Романс Лжеца....................26
11. Комментарий.........................27
12. Городская элегия
/Романс Усталого Человека/ ......30
13. Комментарий........................31
14. Романс Скрипача.....................32
15. Комментарий.........................33
16. ....................................35
17. Баллада и романс Короля
Баллада.........................36
Романс..........................38
18. Комментарий........................39
19. Романс Вора........................41
20. Комментарий........................43
Часть вторая
21. ....................................45
22. Романс Князя Мышкина...............47
23. Комментарий........................48
24. Романс для Честняги и хора.........50
25. Комментарий........................53
26. ....................................55
27. ....................................56
28. Романс Плача.......................57
29. Комментарий........................59
30. Романс Торговца....................61
31. Комментарий........................63
32. Романс Счастливца..................65
33. Комментарий........................67
34. ....................................69
35-36. Романсы Любовников..............71
37. Комментарий........................74
38. ....................................76
39. Романс для Крысолова и хора........78
40. Романс Принца Гамлета..............82
41. Чорт...............................84
42. ....................................86
********************
Ш Е С Т В И Е
Поэма- мистерия в двух частях и в сорока двух
главах-сценах с героями и хором.
Идея поэмы - идея персонификации представления о мире,
и в этом смысле она - гимн баналу.
Цель достигается путем вкладывания более или менее
приблизительных формулировок этих представлений в уста
двадцати - не так более, как менее - условных персонажей.
Формулировки облечены в форму романсов. Романс здесь
понятие условное, по существу - монолог. Романсы рас-
считаны на произнесение с максимальной экспрессией.
В этом, а также в некоторых длиннотах сказывается
мистерийный характер поэмы. Романсы, кроме того, должны
произноситься высоким голосом: нижний предел - нежелатель-
ный - баритон, верхний - альт. Прочие наставления - у
Шекспира, в "Гамлете", в третьем акте.
АВТОР

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Пора давно за все благодарить.
За все, что невозможно подарить
когда-нибудь кому-нибудь из вас
и улыбнуться, словно в первый раз.
В твоих дверях - ушедшая любовь.
Но невозможно улыбнуться вновь.
- Прощай, прощай, - шепчу я на ходу,
среди знакомых улиц вновь иду,
подрагивают стекла надо мной,
растет вдали привычный гул дневной,
и в подворотнях гасятся огни.
- Прощай, любовь, когда-нибудь звони.
Так оглянись когда-нибудь назад!
Стоят дома в прищуренных глазах,
и мимо них - уже который год -
про тротуарам шествие идет.

1
Вот Арлекин толкает свой возок,
и каплет пот на уличный песок,
и Коломбина машет из возка.
А вот Скрипач, в руках его тоска
и несколько монет. Таков Скрипач.
А рядом с ним вышагивает Плач,
Плач комнаты и улицы в пальто,
блестящих проносящихся авто,
Плач всех людей. А рядом с ним Поэт,
давно не брит и кое-как одет
и голоден, его колотит дрожь.
А меж домами льется серый дождь,
свисают с подконников цветы,
а там внизу вышагиваешь ты.
Вот шествие по улице идет,
и кое-как вполголоса поет,
и кое-кто поглядывает вверх,
как, например, Усталый Человек.
И шум дождя, и вспышки сигарет,
шаги и шорох утренних газет,
и шелест непроглаженных штанин
/не плохо ведь в рейтузах, Арлекин/,
и звяканье оставшихся монет,
и тени их идут за ними вслед.
Любите тех, кто прожил жизнь впотьмах,
и не оставил по себе бумаг
и памяти, какой уж ни на есть,
не помышлял о перемене мест,
кто прожил жизнь, однако же не став
ни жертвой, ни участником забав,
в процессию по случаю попав.
Таков Герой. В поэме он молчит,
не говорит, не шепчет, не кричит,
прислушиваясь к возгласам других,
не совершает действий никаких.
Я попытаюсь вас увлечь игрой,
никем не замечаемый порой,
запомните - присутствует Герой.

2
Вот шествие по улице удет.
Вот ковыляет Мышкин-идиот
в накидке над панелью наклонясь.
- Как поживаете теперь, любезный князь,
теперь сентябрь - и новая зима
еще не одного сведет с ума.
Ах, милый, успокойтесь, наконец.
Вот позади вышагивает Лжец,
посажена изящно голова,
лежат во рту изящные слова,
а рядом с ним, закончивший поход,
неустрашимый рыцарь Дон-Кихот
беседует с Торговцем о сукне
и о судьбе. Ах, по моей вине
вам предстает ужасная толпа,
рябит в глазах, затея так глупа,
но все не зря. Вот книжка на столе,
весь разговорник о добре и зле
свести к себе не самый тяжкий труд,
наверняка тебя не заберут.
Поставь на стол в стакан букетик зла,
найди в толпе фигуру Короля.
Забытых королей на свете тьма...
Сейчас сентябрь, потом придет зима.
Процессия по улице идет,
и дождь среди домов угрюмо льет,
вот человек, бог знает чем согрет.
Вот человек - за пару сигарет
он вам раскроет честности секрет,
кто хочет, тот послушает рассказ,
Честняга - так зовут его у нас.
Представить вам осмеливаюсь я
Принц-Гамлета, любезные друзья
/у нас компания - все принцы да князья/.
Осмелюсь полагать, за триста лет,
Принц Гамлет, вы придумали ответ,
и вы его изложите. Идет?
Процессия по улице бредет
и, кажется, что дождь уже ослаб,
Принц Гамлет в землю устремляет взор,
Честняге на ухо бормочет Вор,
не гонит Вора Честности Пример,
/простите, Вор - представить не успел/.
Вот шествие по улице идет,
и дождь уже совсем перестает,
не может же он литься целый век,
заметьте, вот Счастливый Человек
с обычною улыбкой на устах.
- Чему Вы улыбнулись? - Просто так.
Любовники идут из-за угла,
белеют обнаженные тела,
в холодной мгле навеки обнялись,
и губы побледневшие слились.
Все та же ночь у них в глазах пустых,
навеки обнялись, навек застыв,
в холодной мгле белеют их тела,
прошла ли жизнь или любовь прошла,
стекают вниз вода и белый свет
с Любовников, которых больше нет.
Ступай, ступай, печальное перо,
куда бы ты меня не привело,
болтливое, худое ремесло,
в любой воде плещи, мое весло.
Так нарисуем пару новых морд:
вот Крысолов из Гаммельна и Чорт,
опять в плаще и чуточку рогат,
но, как всегда, на выдумки богат.

3
Достаточно. Теперь остановлюсь.
Такой сумбур, что я не удивлюсь,
найдя свои стихи среди газет,
отправленных читателем в клозет,
самих читателей - объятых сном.
Поговорим о чем-нибудь ином.
Как бесконечно шествие людей
как заунывно пение дождей
среди домов, а человек озяб,
маячит пестрота одежд и шляп,
и тени их идут за ними вслед,
и шум дождя, и шорох сигарет,
и дождь все льется, льется без конца
на Крысолова, Принца и Лжеца,
на Короля, на Вора и на Плач,
и прячет скрипку под пальто Скрипач,
и на Честнягу Чорт накинул плащ.
Усталый Человек закрыл глаза,
и брызги с Дон-Кихотого таза
летят на Арлекина, Арлекин
Торговцу кофту протянул - накинь.
Счастливец поднимает черный зонт,
Поэт потухший поднимает взор
и воротник, князь Мышки-идиот
склонился над панелью: кашель бьет.
Процессия по улице идет,
и дождь, чуть прекратившийся на миг,
стекает вниз с Любовников нагих.
Вот так всегда - куда ни оглянись,
проходит за спиной толпою жизнь,
неведомая, странная подчас,
где смерть приходит, словно в первый раз,
и где никто-никто не знает нас.
Прислушайся - ты слышишь ровный шум,
быть может, это гул тяжелых дум,
а может, гул обычных новостей,
а может быть - печальный хор страстей.

4. РОМАНС АРЛЕКИНА
По великой земле
балаганчик везу,
а что я видал
на своем веку:
кусочек плоти
бредет внизу,
кусочек металла
летит вверху.
За веком век,
за веком век
ложится в землю
любой человек.
Несчастлив и счастлив,
зол и влюблен,
лежит под землей ни один миллион.
Жалей себя,
пожалей себя,
одни говорят - умирай за них,
иногда - судьба,
иногда - стрельба,
иногда по любви, иногда из-за книг.
Ах, будь к себе и к другим неплох,
может, тебя
и помилует бог,
однако, ты ввысь
не особо стремись,
ведь смерть - это жизнь, и жизнь - это жизнь!
По темной земле
балаганчик везу,
а что я видал
на своем веку,
кусочек плоти
бредет внизу,
кусочек металла
летит вверху.

5. РОМАНС КОЛОМБИНЫ
так мало говорит,
мой Арлекин чуть-чуть хитрец,
хотя простак на вид,
ах, Арлекину моему
успех и слава ни к чему,
одна любовь ему нужна,
и я его жена.
Он разрешит любой вопрос,
хотя на вид простак,
на самом деле он не прост,
мой Арлекин чудак.
Увы, он сложный человек,
но главная беда,
что слишком часто смотрит вверх
в последние года.
А в небесах летят, летят,
летят во все концы,
а в небесах свистят, свистят
безумные птенцы,
и белый свет, железный свист
я вижу из окна,
ах, боже мой, как много птиц,
а жизнь всего одна.
Мой Арлекин чуть-чуть мудрец,
хотя простак на вид,
- Нам скоро всем придет конец -
вот так он говорит,
мой Арлекин хитрец, простак,
привык к любым вещам,
он что-то ищет в небесах
и плачет по ночам.
Я Коломбина, я жена,
я езжу вслед за ним,
свеча в фургоне зажжена,
нам хорошо одним,
в вечернем небе высоко
птенцы, и я смотрю,
но что-то в этом от того,
чего я не люблю.
Проходят дни, проходят дни
вдоль городов и сел,
мелькают новые огни
и музыка, и сор,
и в этих селах, в городах
я коврик выношу,
и муж мой ходит на руках,
а я опять пляшу.
На всей земле, на всей земле
не так уж много мест,
вот Петроград шумит во мгле,
в который раз мы здесь.
Он Арлекина моего
в свою уводит мглу.
Но что-то в этом от того,
чего я не люблю.
Сожми виски, сожми виски,
сотри огонь с лица,
да, что-то в этом от тоски,
которой нет конца!
Мы в этом мире на столе
совсем чуть-чуть берем.
Мы едем, едем по земле,
покуда не умрем.

6. РОМАНС ПОЭТА
Как нравится тебе моя любовь,
печаль моя с цветами в стороне,
как нравится оказываться вновь
с любовью на войне как на войне.
Как нравится писать мне об одном,
входить в свой дом как славно одному,
как нравится мне громко плакать днем,
кричать по телефону твоему:
- Как нравится тебе, моя любовь,
как в сторону я снова отхожу,
как нравится печаль моя и боль
всех дней моих, покуда я дышу.
Так что еще, так что мне целовать,
как одному на свете танцевать,
как хорошо плясать тебе уже,
покуда слезы плещутся в душе.
Все мальчиком по жизни, все юнцом
с разбитым жизнерадостным лицом,
ты кружишься сквозь лучшие года,
в руке платочек - надпись - "никуда".
И жизнь, как смерть, случайна и легка!
Так выбери одно наверняка,
так выбери, с чем жизнь тебе сравнить,
так выбери, где голову склонить.
Все мальчиком по жизни, о, любовь,
без устали, без устали пляши,
по комнатам расплескивая вновь,
расплескивая боль своей души.

7. / КОММЕНТАРИЙ /
Вот наш Поэт, еще не слишком стар,
он говорит неправду, он устал
от улочек ночных, их адресов,
пугающих предутренних часов,
от шороха дождя о диабаз,
от редких, но недружелюбных глаз,
от рева проносящихся машин,
от силуэтов горестных мужчин,
здесь, в сумраке от невеселых слов,
от нелюбви, от беспокойных снов,
бог знает от чего. И от себя.
Он говорит: Судьба моя, судьба
брести всю жизнь по улицам другим
куда-нибудь к друзьям недорогим,
а может быть, домой сквозь новый дождь,
и ощущать реку, стекло и дрожь
худой листвы, идти, идти назад,
знакомый и обшарпанный фасад,
вот здесь опять под вечер оживать
и с новой жизнью жизнь свою сшивать.
Все таковы. Да, все слова, стихи,
вы бродите средь нас, как чужаки,
но в то же время близкие друзья:
любить нельзя и умирать нельзя.
Но что-нибудь останется от вас, -
хотя б любовь, хотя б - в последний раз,
а, может быть, обыденная грусть,
а может быть, одни названья чувств.
Вперед, друзья, вперед. ...........
Поговорим о перемене мест,
поговорим о нравах тех округ,
где нету нас, но побывал наш друг -
печальный парень, рыцарь, доброхот,
известный вам идальго, Дон-Кихот.

8. РОМАНС ДОН-КИХОТА
Копье мое, копье мое, копье,
оружие, имущество мое,
могущество мое таится в нем,
я странствую по-прежнему с копьем,
как хорошо сегодня нам вдвоем.
О чем же я? Ах, эти города,
по переулкам грязная вода,
там ничего особого, о да,
немало богачей встречаю я,
но нет ни у кого из них копья!
Копье мое, копье мое, копье,
имущество, могущество мое,
мы странствуем по-прежнему вдвоем,
когда-нибудь,кого-нибудь убьем,
я странствую, я странствую с копьем.
Что города с бутылками вина,
к ним близится великая война,
безликая беда, и чья вина,
что городам так славно повезло?
КАК ТЕНЬ ЛЮДЕЙ - НЕУЯЗВИМО ЗЛО!
Так что же ты теперь, мое копье,
имущество мое, дитя мое,
неужто я гляжу в последний раз,
кончается мой маленький рассказ,
греми на голове, мой медный таз!
Отныне одному из нас конец!
Прощай, прощай, о Санчо, мой мудрец,
прощайте все, я больше не могу,
блести мой таз, как ангельский венец,
по улице с несчастьями бегу.

9. / КОММЕНТАРИЙ /
Смешной романс. Да, все мы таковы,
страдальцы торопливые, увы,
ведь мужество смешно, забавен страх,
легко теперь остаться в дураках.
Пойми, пойми, над чем смеется век,
о, как тебе неловко, человек.
Там где-то на рассвете в сентябре
бредешь в огромном проходном дворе,
чуть моросит за чугуном ворот,
сухой рукой ты вытираешь рот
и вот выходишь на пустой проспект
и вдоль витрин и вымокших газет,
вдоль фонарей, оград, за поворот,
все дальше ты уходишь от ворот,
в которых все живут еще друзья,
которых ни любить, ни гнать нельзя,
все дальше, дальше ты. И на углу
сворачиваешь в утреннюю мглу.
Ступай, ступай. И думай о себе.
В твоей судьбе, как и в любой судьбе
переплелись, как теплые тела,
твои дела и не твои дела,
с настойчивой усталостью души.
Ты слышишь эту песенку в тиши:
..............................
..............................
..............................
..............................
..............................
..............................
..............................
Ты слышишь эту песенку в тиши.
Иди, иди, пройти квартал спеши.
Ступай, ступай, быстрее проходи.
Ступай, ступай, весь город впереди.
Ступай, ступай, начнется скоро день
твоих и не твоих поспешных дел.
Вот так всегда - все время вдаль идет,
а кто-то в стороне о нем поет.
Ступай, ступай, быстрее проходи,
иди, иди, весь город впереди.
Еще на день там возникает жизнь,
но к шествию ты присоединись,
а если надо - будешь впереди,
квартал с поющим песню обойди.

10. БАЛЛАДА И РОМАНС ЛЖЕЦА
попробуйте послушать эту повесть
о горестной истории лжеца, -
балладу без счастливого конца.
БАЛЛАДА ЛЖЕЦА
Не в новость ложь и искренность не в новость,
какую маску одевает совесть
на старый лик, в каком она наряде
появится сегодня в маскараде,
бог ведает. Послушайте балладу,
но разделите нежность и браваду,
реальные событья с чудесами, -
все это вы проделаете сами.
Придется покорпеть с моим рассказом,
ваш разум будет заходить за разум,
что, в общем, для меня одно и то же.
Потрудитесь. Но истина дороже.
Я шел по переулку по проспекту
как ножницы - шаги как по бумаге
вышагиваю я шагает Некто
средь бела дня наоборот - во мраке
И вновь благоухали анемоны,
выкрикивали птицы над базаром,
гудели привокзальные колонны,
но я-то проходил среди развалин
И господи, что виделось, что было,
как новая весна меня ловила,
и новым колесом автомобиля
меня на переулочках давила.
И новая весна уже лежала,
любовника ногами окружала
и шарила белесыми кругами,
и взмахивала тонкими руками.
Благослови, приятель, победивший,
благословен удачливый мужчина,
благословен любовник, придавивший
ногой весну, соперника - машиной!
Лови, лови. Лови меня на слове,
что в улице средь солнца и метели,
что во сто крат лежащий в луже крови
счастливее лежащего в постели.
Слова Лжеца - вы скажете. Ну что же.
Я щеголяю выдумкой и ложью,
лжецу всегда несчастия дороже:
они на правду более похожи.

РОМАНС ЛЖЕЦА
Актер изображает жизнь и смерть,
натягивает бороду, парик.
Попробуйте однажды умереть! -
знакомый лжец открыто говорит.
Он вечно продолжает свой рассказ,
вы - вечно норовите улизнуть.
Заметив вас, он хочет всякий раз
о вашей жизни что-нибудь сболтнуть.
Он вводит вас в какой-то странный мир
сквозь комнаты, дремучие, как лес,
он прячется за окнами квартир,
выкрикивая издали: я здесь!
Все правильно. Вы чувствуете страх,
все правильно - вы прячете свой взор,
вы шепчете вослед ему - дурак,
бормочете - все глупости и вздор.
Друзья мои, я вам в лицо смотрю,
друзья мои, а вас колотоит дрожь,
друзья мои, я правду говорю,
но дьявольски похожую на ложь.

11. / КОММЕНТАРИЙ /
Шаги и шорох утренних газет,
и шум дождя, и вспышки сигарет,
и утреннего света пелена,
пустые тени пасмурного дня,
и ложь, и правда, что-нибудь возьми,
что движет невеселыми людьми.
Так чувствуешь все чаще в сентябре,
что все мы приближаемся к поре
безмерной одинокости души,
когда дела все также хороши,
когда все также искренни слова
и помыслы, но прежние права,
которые ты выдумал в любви
к своим друзьям - зови их, не зови,
звони им - начинают увядать
и больше не отрадно увидать
в иной зиме такой знакомый след,
в знакомых новых тот же вечный свет.
Ты облетаешь, дерево любви,
моей не задевая головы,
слетают листья к замершей земле,
к моим ногам, расставленным во мгле.
Ты все шумишь, и шум твой не ослаб,
но вижу я в ветвях твоих октябрь,
все кажется, кого-то ты зовешь,
но с новою весной не оживешь.
Да, многое дала тебе любовь,
теперь вовеки не получишь вновь
такой же свет, хоть до смерти ищи
другую жизнь, как новый хлеб души.
Да, о Лжеце. Там современный слог
и легкий крик, но не возьму я в толк,
зачем он так не сдержан на язык,
ведь он-то уже понял и привык
к тому, хоть это дьявольски смешно,
что ложь и правда, кажется, одно,
что лживые и честные слова
одна изобретает голова,
одни уста способны их сказать,
чему же предпочтенье оказать.
Как мало смысла в искренних словах,
цените ложь за равенство в правах
с правдивостью, за минимум возни,
а искренность - за привкус новизны.
Всего не понимая до конца,
я целиком на стороне Лжеца.
Мое повествование, вперед.
Вот шествие по улице идет,
и кто-то в переулках отстает, -
и дождь над головами льет и льет.
Какая беспредельная тоска,
стирая струйки с влажного виска,
взглянуть наверх среди обвисших шляп
и увидать разверзшуюся хлябь
дневных небес - и то же впереди.
не все ль равно, куда, мой друг, иди,
прижмись, прижмись к соседу своему,
все хуже и все лучше потому
в такую же погоду одному.
Так наступает иногда предел
любым страстям, и думаешь - удел
единственный, а все-таки не свой
вот так брести с печальною толпой
и лужу обходить у фонаря,
и вдруг понять, что столько прожил зря,
что больше никогда не наверстать,
и где-то от процессии отстать.
И как всегда, твой утомленный ум
задержит исполненье новых дум.
Когда б ни оказался ты в толпе,
я все равно не удивлюсь тебе.
Пусть говорит Усталый Человек,
чего мне ждать от этаких калек,
опять пойдут неловкие стихи,
чуть-чуть литературщины, тоски;
когда-нибудь коснешься тех же мук,
и городских элегий новый звук
опять взлетит. Ну вот и цель, и хлеб:
к своим шагам примеривать их цепь,
к своей судьбе - и поперек, и вдоль
у всех у них одна и та же боль.

12. ГОРОДСКАЯ ЭЛЕГИЯ
/ РОМАНС УСТАЛОГО ЧЕЛОВЕКА /
Осенний сумрак листья шевелит
и новыми газетами белеет,
и цинковыми урнами сереет,
и облаком над городом парит,
и на мосту троллейбус тарахтит,
вдали река прерывисто светлеет,
и аленький комок в тебе белеет
и маленькими залпами палит.
И снова наступает забытье,
и льется свет от лампы до бумаги,
глядят в окно на странное житье
пугающие уличные знаки.
Комком бумажным катится твой век
вдоль подворотен, вдоль по диабазу,
и в закоулках пропадает сразу.
А ты смотри, ты все смотри наверх.
Хоть что-нибудь увидишь в небесах,
за новыми заметишь облаками...
Как страшно обнаружить на часах
всю жизнь свою с разжатыми руками
и вот понять: она как в забытье,
что, не прожив ее четвертой части,
внезапно оказался ты во власти
и вовсе отказаться от нее.

13. / КОММЕНТАРИЙ /
Читатель мой, куда тв запропал.
Ты пару монологов переспал,
теперь ты посвежел, сидишь, остришь,
а вечером за преф или за бридж
от нового романса улизнешь,
конечно, если раньше не заснешь.
Так, видимо, угоднее судьбе.
О чем же я горюю, о себе?
Пожалуй, нет. Привычно говорю.
Ведь я и сам немногое дарю,
привычно хлопочу: читатель где?
И, кажется, читаю в пустоте.
Горюй, горюй, попробуем сберечь
всех персонажей сбивчивую речь,
что легче, чем сулить и обещать,
чем автора с героями смешать,
чем вздрагивая, хныкая, сопя,
в других искать и находить себя.
Горюй, горюй, сквозь наши времена
плывут и проплывают имена
других людей, которых нам не знать,
которым суждено нас обогнать
хотя бы потому, что и до нас
трудней любить все больше каждый раз.
Итак, за сценой нарастает джаз,
и красные софиты в три луча
выносят к рампе песню Скрипача.

14. РОМАНС СКРИПАЧА
Тогда, когда любовей с нами нет,
тогда, когда от холода горбат,
достань из чемодана пистолет,
достань и волоки его в ломбард.
Купи на эти деньги патефон
и где-нибудь на свете потанцуй
/в затылке нарастает перезвон/,
ах, ручку патефона поцелуй.
Па-а-слушайте совета Скрипача,
как следует стреляться сгоряча.
Не в голову, а около плеча!
Живите только плача и крича!
На блюдечке я сердце понесу
и где-нибудь оставлю во дворе.
Друзья, ах, догадайтесь по лицу,
что сердца не отыщется в дыре,
про-
деланной на розовой груди,
и только патефоны впереди,
и только струны - струны, провода,
и только в горле красная вода.

15. /КОММЕНТАРИЙ/
Он отнимает скрипку от плеча.
Друзья, благодарите Скрипача.
Так завернем в бумажку пятаки
и - в форточку. И взмах руки
на дне двора беспомощно мелькнет,
он медленно наклонится, вздохнет
и, растянув в полуулыбке рот,
упавшие монеты подберет.
Вот вспоминай года после войны.
По всем дворам скитаются они,
и музыка ползет вдоль темных стен
то дважды в день, а то и трижды в день.
Свистят, свистят весь день смычки калек,
как будто наступает новый век,
сплошное пенье, крики, кутерьма,
и струнами опутаны дома,
и все смычки военные свистят,
и пятаки по воздуху летят.

Бродский Иосиф

Бродский Иосиф

Шествие

И О С И Ф Б Р О Д С К И Й

Ш Е С Т В И Е

Поэма-мистерия в двух частях и в 42 главах-сценах

Идея поэмы - идея персонификации представлений о мире, и в этом смысле она - гимн баналу.

Цель достигается путем вкладывания более или менее приблизительных формулировок этих представлений в уста двадцати не так более, как менее условных персонажей. Формулировки облечены в форму романсов. Романс - здесь понятие условное, но по существу - монолог.

Романсы рассчитаны на произнесение и на произнесение с максимальной экспрессией; в этом, а также в некоторых длиннотах сказывается литературный характер поэмы.

Романсы, кроме того, должны произноситься высокими голосами; нижний предел - нежелательный - баритон; верхний - идеальный - альт.

Прочие наставления у Шекспира в "Гамлете" - 3-м акте.

Пора давно за все благодарить, За все, что невозможно подарить. Когда-нибудь кому-нибудь из вас И улыбнуться, словно в первый раз. В твоих дверях, ушедшая любовь, Но невозможно улыбнуться вновь.

Прощай, прощай, - шепчу я на ходу, Среди знакомых улиц вновь иду, Подрагивают стекла надо мной, Растет вдали привычный гул дневной, И в подворотнях гасятся огни. - Прощай, любовь, когда-нибудь звони.

Так оглянись когда-нибудь назад: Стоят дома в прищуренных глазах, И мимо них уже который год По тротуарам шествие идет.

Вот Арлекин толкает свой возок, И каплет пот на уличный песок, И Коломбина машет из возка. А вот скрипач, в руках его тоска И несколько монет. Таков скрипач. А рядом с ним вышагивает Плач, Плач комнаты и улицы в пальто, Блестящих проносящихся авто. Плач всех людей. А рядом с ним Поэт, Давно не брит и кое-как одет И голоден, его колотит дрожь. А меж домами льется серый дождь, Свисают с подоконников цветы, А там внизу вышагиваешь ты. Вот шествие по улицам идет, И кое-кто в полголоса поет, А кое-кто поглядывает вверх, А кое-кто поругивает век, Как, например, усталый человек. И шум дождя и вспышки сигарет, Шаги и шорох утренних газет, И шелест непроглаженных штанин (неплохо ведь в рейтузах, Арлекин), И звяканье оставшихся монет, И тени их идут за ними вслед.

Любите тех, кто прожил жизнь впотьмах И не оставил по себе бумаг И памяти, какой уж ни на есть, Не помышлял о перемене мест, Кто прожил жизнь, однако же не став Ни жертвой, ни участником забав, В процессию по случаю попав. Таков Герой. В поэме он молчит, Не говорит, не шепчет, не кричит, Прислушиваясь к возгласам других, Не совершает действий никаких. Я попытаюсь вас увлечь игрой: Никем незамечаемый порой, Запомните, присутствует герой.

Вот шествие по улицам идет. Вот ковыляет Мышкин-идиот В накидке, над панелью наклонясь. - Как поживаете теперь, любезный князь? Теперь сентябрь - и новая зима Еще не одного сведет с ума. Ах, милый, успокойтесь, наконец. Вон позади вышагивает лжец, Посажена изящно голова, Лежат во рту великие слова, А рядом с ним, закончивший поход, Неустрашимый рацарь Дон-Кихот Беседует с торговцем о сукне И о судьбе. Ах, по моей вине Вам предстает ужасная толпа, Рябит в глазах, затея так глупа, Но все не зря. Вот книжка на столе Весь разговорник о добре и зле Свести к себе не самый тяжкий труд, Наверняка тебя не заберут. Поставь на стол в стакан букетик зла, Найди в толпе фигуру Короля, Забытых королей на свете тьма, Сейчас сентябрь, потом придет зима. Процессия по улице идет, И дождь среди домов угрюмо льет, Вот человек, бог знает чем согрет, Вот человек - за пару сигарет Он вам раскроет честности секрет, Кто хочет, тот послушает рассказ. Честняга - так зовут его у нас. Представить вам осмеливаюсь я Принц-Гамлета, любезные друзья, (У нас компания - все принцы да князья). Осмелюсь полагать, за триста лет, Принц Гамлет, вы придумали ответ И вы его изложите. Идет? Процессия по улице бредет И кажется, что дождь уже ослаб, Маячит пестрота одежд и шляп, Принц Гамлет в землю устремляет взор, Честняге на ухо бормочет Вор, Но гонит Вора Честности пример, (Простите, Вор, представить не успел). Вот шествие по улице идет. И дождь уже совсем перестает, Не может же он литься целый век. Заметьте: вот Счастливый Человек С обычною улыбкой на устах. - Чему вы улыбнулись? - Просто так. Любовники идут из-за угла, Белеют обнаженные тела, В холодной мгле навеки обнялись. И губы побледневшие слились, Все та же ночь у них в глазах пустых, Навеки обнялись, навек застыв, В холодной мгле белеют их тела, Прошла ли жизнь или любовь прошла. Стекают вниз вода и белый свет С любовников, которых нет.

Ступай, ступай, печальное перо, Куда бы ты меня не привело Болтливое, худое ремесло, В любой воде плещи, мое весло. Так зарисует пару новых морд: Вот Крысолов из Гаммельна и Черт, Опять в плаще и чуточку рогат, Но, как всегда, на выдумки богат.

Достаточно. Теперь остановлюсь. Такой сумбур, что я не удивлюсь, Найдя свои стихи среди газет, Отправленных читателем в клозет, Самих читателей, объятых сном.

Поговорим о чем-нибудь ином. Как бесконечно шествие людей, Как заунывно пение дождей Среди домов, а человек озяб, Маячит пестрота одежд и шляп, И тени их идут за ними вслед, И шум шагов и шорох сигарет, И дождь все льется, льется без конца На Крысолова, Принца и Лжеца, На Короля, на Вора и на Плач, И прячет скрипку под пальто Скрипач. И на Честнягу черт накинул плащ. Усталый Человек закрыл глаза, И брызги с Дон-Кихотова таза Летят на Арлекина, Арлекин Торговцу кофту протянул - накинь. Счастливец поднимает черный зонт, Поэт потухший поднимает взор И воротник, князь Мышкин - идиот Склонился над панелью: кашель бьет, Процессия по улице идет, И дождь, чуть прекратившийся на миг, Стекает вниз с любовников нагих. Вот так всегда - когда ни оглянись, Проходит за спиной толпою жизнь, Неведомая, странная подчас, Где смерть приходит словно в первый раз И где никто-никто не знает нас. Прислушайся - ты слышишь ровный шум, Быть может, это гул тяжелых дум, А, может, гул обычных новостей, А, может быть, - печальный хор страстей.

Романс Арлекина

По всякой земле

Балаганчик везу,

А что я видал

На своем веку:

Кусочек плоти

Бредет внизу,

Кусочек металла

Летит наверху.

За веком век.

За веком век

Ложится в землю

Любой человек,

Несчастлив и счастлив

Зол и влюблен,

Лежит под землей

Не один миллион.

Жалей себя,

Пожалей себя,

Одни говорят - умирай за них,

Иногда судьба,

Иногда стрельба,

Иногда по любви,

Иногда из-за книг.

Ах, будь к себе и другим неплох,

Может тебя

И помилует бог,

Однако, ты ввысь

Не особо стремись,

Ведь смерть - это жизнь, и жизнь - это жизнь!

По темной земле балаганчик везу,

А что я видал на своем веку,

Кусочек плоти

Бредет внизу,

Кусочек металла летит наверху.

РОМАНС КОЛОМБИНЫ

Мой Арлекин чуть-чуть мудрец,

Так мало говорит,

Мой Арлекин чуть-чуть хитрец,

Хотя простак на вид,

Ах, Арлекину моему

Успех и слава ни к чему,

Одна любовь ему нужна,

А я его жена.

Он разрешит любой вопрос,

Хотя на вид простак,

На самом деле он не прост,

Мой Арлекин - чудак.

Увы, он сложный человек,

Но главная беда,

Что слишком часто смотрит вверх

В последние года.

А в небесах летят, летят,

Летят во все концы,

А в небесах свистят, свистят

Безумные птенцы,

И белый свет, железный свист

Я вижу из окна

Ах, боже мой, как много птиц,

А жизнь всего одна.

Мой Арлекин чуть-чуть мудрец,

Хотя простак на вид,

Нам скоро всем придет конец

Вот так он говорит,

Мой Арлекин хитрец, простак,

Привык к любым вещам,

Он что-то ищет в небесах

И плачет по ночам.

Я Коломбина, я жена,

Я езжу вслед за ним,

Свеча в фургоне зажжена,

Нам хорошо одним,

В вечернем небе высоко

Птенцы, и я смотрю.

Но что-то в этом от того,

Чего я не люблю.

Проходят дни, проходят дни

Вдоль городов и сел,

Мелькают новые огни

И музыка и сор,

И в этих селах, городах

Я коврик выношу,

И муж мой ходит на руках,

А я опять пляшу.

На всей земле, на всей земле

Не так уж много мест,

Вот Петроград шумит во мгле,

В который раз мы здесь.

Он Арлекина моего

В свою уводит мглу.

Но что-то в этом от того,

Чего я не люблю.

Сожми виски, сожми виски,

Сотри огонь с лица,

Да, что-то в этом от тоски,

Которой нет конца!

Мы в этом мире на столе

Совсем чуть-чуть берем.

Мы едем, едем по земле,

Покуда не умрем.

РОМАНС ПОЭТА

Как нравится тебе моя любовь, Печаль моя с цветами в стороне, Как нравится оказываться вновь С любовью на войне, как на войне.

Как нравится писать мне об одном, Входить в свой дом, как славно одному, Как нравится мне громко плакать днем, Кричать по телефону твоему:

Как нравится тебе моя любовь, Как в сторону я снова отхожу, Как нравится печаль моя и боль Всех дней моих, покуда я дышу.

Так что еще, так что мне целовать, Как одному на свете танцевать, Как хорошо плясать тебе уже, Покуда слезы плещутся в душе.

Все мальчиком по жизни, все юнцом С разбитым жизнерадостным лицом, Ты кружишься сквозь лучшие года, В руке платочек - надпись - "никогда".

И жизнь, как смерть случайна и легка! Так выбери одно наверняка, Так выбери, с чем жизнь тебе сравнить, Так выбери, где голову склонить.

*************************
Содержание
Часть первая...........................3
1. ....................................4
2. ....................................6
3. ....................................9
4. Романс Арлекина....................11
5. Романс Коломбины...................13
6. Романс Поэта.......................16
7. Комментарий........................18
8. Романс Дон-Кихота...................20
9. Комментарий........................22
10. Баллада и романс Лжеца
Баллада Лжеца...................24
Романс Лжеца....................26
11. Комментарий.........................27
12. Городская элегия
/Романс Усталого Человека/ ......30
13. Комментарий........................31
14. Романс Скрипача.....................32
15. Комментарий.........................33
16. ....................................35
17. Баллада и романс Короля
Баллада.........................36
Романс..........................38
18. Комментарий........................39
19. Романс Вора........................41
20. Комментарий........................43
Часть вторая
21. ....................................45
22. Романс Князя Мышкина...............47
23. Комментарий........................48
24. Романс для Честняги и хора.........50
25. Комментарий........................53
26. ....................................55
27. ....................................56
28. Романс Плача.......................57
29. Комментарий........................59
30. Романс Торговца....................61
31. Комментарий........................63
32. Романс Счастливца..................65
33. Комментарий........................67
34. ....................................69
35-36. Романсы Любовников..............71
37. Комментарий........................74
38. ....................................76
39. Романс для Крысолова и хора........78
40. Романс Принца Гамлета..............82
41. Чорт...............................84
42. ....................................86
********************
Ш Е С Т В И Е
Поэма- мистерия в двух частях и в сорока двух
главах-сценах с героями и хором.
Идея поэмы - идея персонификации представления о мире,
и в этом смысле она - гимн баналу.
Цель достигается путем вкладывания более или менее
приблизительных формулировок этих представлений в уста
двадцати - не так более, как менее - условных персонажей.
Формулировки облечены в форму романсов. Романс здесь
понятие условное, по существу - монолог. Романсы рас-
считаны на произнесение с максимальной экспрессией.
В этом, а также в некоторых длиннотах сказывается
мистерийный характер поэмы. Романсы, кроме того, должны
произноситься высоким голосом: нижний предел - нежелатель-
ный - баритон, верхний - альт. Прочие наставления - у
Шекспира, в "Гамлете", в третьем акте.
АВТОР

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Пора давно за все благодарить.
За все, что невозможно подарить
когда-нибудь кому-нибудь из вас
и улыбнуться, словно в первый раз.
В твоих дверях - ушедшая любовь.
Но невозможно улыбнуться вновь.
- Прощай, прощай, - шепчу я на ходу,
среди знакомых улиц вновь иду,
подрагивают стекла надо мной,
растет вдали привычный гул дневной,
и в подворотнях гасятся огни.
- Прощай, любовь, когда-нибудь звони.
Так оглянись когда-нибудь назад!
Стоят дома в прищуренных глазах,
и мимо них - уже который год -
про тротуарам шествие идет.

1
Вот Арлекин толкает свой возок,
и каплет пот на уличный песок,
и Коломбина машет из возка.
А вот Скрипач, в руках его тоска
и несколько монет. Таков Скрипач.
А рядом с ним вышагивает Плач,
Плач комнаты и улицы в пальто,
блестящих проносящихся авто,
Плач всех людей. А рядом с ним Поэт,
давно не брит и кое-как одет
и голоден, его колотит дрожь.
А меж домами льется серый дождь,
свисают с подконников цветы,
а там внизу вышагиваешь ты.
Вот шествие по улице идет,
и кое-как вполголоса поет,
и кое-кто поглядывает вверх,
как, например, Усталый Человек.
И шум дождя, и вспышки сигарет,
шаги и шорох утренних газет,
и шелест непроглаженных штанин
/не плохо ведь в рейтузах, Арлекин/,
и звяканье оставшихся монет,
и тени их идут за ними вслед.
Любите тех, кто прожил жизнь впотьмах,
и не оставил по себе бумаг
и памяти, какой уж ни на есть,
не помышлял о перемене мест,
кто прожил жизнь, однако же не став
ни жертвой, ни участником забав,
в процессию по случаю попав.
Таков Герой. В поэме он молчит,
не говорит, не шепчет, не кричит,
прислушиваясь к возгласам других,
не совершает действий никаких.
Я попытаюсь вас увлечь игрой,
никем не замечаемый порой,
запомните - присутствует Герой.

2
Вот шествие по улице удет.
Вот ковыляет Мышкин-идиот
в накидке над панелью наклонясь.
- Как поживаете теперь, любезный князь,
теперь сентябрь - и новая зима
еще не одного сведет с ума.
Ах, милый, успокойтесь, наконец.
Вот позади вышагивает Лжец,
посажена изящно голова,
лежат во рту изящные слова,
а рядом с ним, закончивший поход,
неустрашимый рыцарь Дон-Кихот
беседует с Торговцем о сукне
и о судьбе. Ах, по моей вине
вам предстает ужасная толпа,
рябит в глазах, затея так глупа,
но все не зря. Вот книжка на столе,
весь разговорник о добре и зле
свести к себе не самый тяжкий труд,
наверняка тебя не заберут.
Поставь на стол в стакан букетик зла,
найди в толпе фигуру Короля.
Забытых королей на свете тьма...
Сейчас сентябрь, потом придет зима.
Процессия по улице идет,
и дождь среди домов угрюмо льет,
вот человек, бог знает чем согрет.
Вот человек - за пару сигарет
он вам раскроет честности секрет,
кто хочет, тот послушает рассказ,
Честняга - так зовут его у нас.
Представить вам осмеливаюсь я
Принц-Гамлета, любезные друзья
/у нас компания - все принцы да князья/.
Осмелюсь полагать, за триста лет,
Принц Гамлет, вы придумали ответ,
и вы его изложите. Идет?
Процессия по улице бредет
и, кажется, что дождь уже ослаб,
Принц Гамлет в землю устремляет взор,
Честняге на ухо бормочет Вор,
не гонит Вора Честности Пример,
/простите, Вор - представить не успел/.
Вот шествие по улице идет,
и дождь уже совсем перестает,
не может же он литься целый век,
заметьте, вот Счастливый Человек
с обычною улыбкой на устах.
- Чему Вы улыбнулись? - Просто так.
Любовники идут из-за угла,
белеют обнаженные тела,
в холодной мгле навеки обнялись,
и губы побледневшие слились.
Все та же ночь у них в глазах пустых,
навеки обнялись, навек застыв,
в холодной мгле белеют их тела,
прошла ли жизнь или любовь прошла,
стекают вниз вода и белый свет
с Любовников, которых больше нет.
Ступай, ступай, печальное перо,
куда бы ты меня не привело,
болтливое, худое ремесло,
в любой воде плещи, мое весло.
Так нарисуем пару новых морд:
вот Крысолов из Гаммельна и Чорт,
опять в плаще и чуточку рогат,
но, как всегда, на выдумки богат.

3
Достаточно. Теперь остановлюсь.
Такой сумбур, что я не удивлюсь,
найдя свои стихи среди газет,
отправленных читателем в клозет,
самих читателей - объятых сном.
Поговорим о чем-нибудь ином.
Как бесконечно шествие людей
как заунывно пение дождей
среди домов, а человек озяб,
маячит пестрота одежд и шляп,
и тени их идут за ними вслед,
и шум дождя, и шорох сигарет,
и дождь все льется, льется без конца
на Крысолова, Принца и Лжеца,
на Короля, на Вора и на Плач,
и прячет скрипку под пальто Скрипач,
и на Честнягу Чорт накинул плащ.
Усталый Человек закрыл глаза,
и брызги с Дон-Кихотого таза
летят на Арлекина, Арлекин
Торговцу кофту протянул - накинь.
Счастливец поднимает черный зонт,
Поэт потухший поднимает взор
и воротник, князь Мышки-идиот
склонился над панелью: кашель бьет.
Процессия по улице идет,
и дождь, чуть прекратившийся на миг,
стекает вниз с Любовников нагих.
Вот так всегда - куда ни оглянись,
проходит за спиной толпою жизнь,
неведомая, странная подчас,
где смерть приходит, словно в первый раз,
и где никто-никто не знает нас.
Прислушайся - ты слышишь ровный шум,
быть может, это гул тяжелых дум,
а может, гул обычных новостей,
а может быть - печальный хор страстей.

4. РОМАНС АРЛЕКИНА
По великой земле
балаганчик везу,
а что я видал
на своем веку:
кусочек плоти
бредет внизу,
кусочек металла
летит вверху.
За веком век,
за веком век
ложится в землю
любой человек.
Несчастлив и счастлив,
зол и влюблен,
лежит под землей ни один миллион.
Жалей себя,
пожалей себя,
одни говорят - умирай за них,
иногда - судьба,
иногда - стрельба,
иногда по любви, иногда из-за книг.
Ах, будь к себе и к другим неплох,
может, тебя
и помилует бог,
однако, ты ввысь
не особо стремись,
ведь смерть - это жизнь, и жизнь - это жизнь!
По темной земле
балаганчик везу,
а что я видал
на своем веку,
кусочек плоти
бредет внизу,
кусочек металла
летит вверху.

5. РОМАНС КОЛОМБИНЫ
так мало говорит,
мой Арлекин чуть-чуть хитрец,
хотя простак на вид,
ах, Арлекину моему
успех и слава ни к чему,
одна любовь ему нужна,
и я его жена.
Он разрешит любой вопрос,
хотя на вид простак,
на самом деле он не прост,
мой Арлекин чудак.
Увы, он сложный человек,
но главная беда,
что слишком часто смотрит вверх
в последние года.
А в небесах летят, летят,
летят во все концы,
а в небесах свистят, свистят
безумные птенцы,
и белый свет, железный свист
я вижу из окна,
ах, боже мой, как много птиц,
а жизнь всего одна.
Мой Арлекин чуть-чуть мудрец,
хотя простак на вид,
- Нам скоро всем придет конец -
вот так он говорит,
мой Арлекин хитрец, простак,
привык к любым вещам,
он что-то ищет в небесах
и плачет по ночам.
Я Коломбина, я жена,
я езжу вслед за ним,
свеча в фургоне зажжена,
нам хорошо одним,
в вечернем небе высоко
птенцы, и я смотрю,
но что-то в этом от того,
чего я не люблю.
Проходят дни, проходят дни
вдоль городов и сел,
мелькают новые огни
и музыка, и сор,
и в этих селах, в городах
я коврик выношу,
и муж мой ходит на руках,
а я опять пляшу.
На всей земле, на всей земле
не так уж много мест,
вот Петроград шумит во мгле,
в который раз мы здесь.
Он Арлекина моего
в свою уводит мглу.
Но что-то в этом от того,
чего я не люблю.
Сожми виски, сожми виски,
сотри огонь с лица,
да, что-то в этом от тоски,
которой нет конца!
Мы в этом мире на столе
совсем чуть-чуть берем.
Мы едем, едем по земле,
покуда не умрем.

6. РОМАНС ПОЭТА
Как нравится тебе моя любовь,
печаль моя с цветами в стороне,
как нравится оказываться вновь
с любовью на войне как на войне.
Как нравится писать мне об одном,
входить в свой дом как славно одному,
как нравится мне громко плакать днем,
кричать по телефону твоему:
- Как нравится тебе, моя любовь,
как в сторону я снова отхожу,
как нравится печаль моя и боль
всех дней моих, покуда я дышу.
Так что еще, так что мне целовать,
как одному на свете танцевать,
как хорошо плясать тебе уже,
покуда слезы плещутся в душе.
Все мальчиком по жизни, все юнцом
с разбитым жизнерадостным лицом,
ты кружишься сквозь лучшие года,
в руке платочек - надпись - "никуда".
И жизнь, как смерть, случайна и легка!
Так выбери одно наверняка,
так выбери, с чем жизнь тебе сравнить,
так выбери, где голову склонить.
Все мальчиком по жизни, о, любовь,
без устали, без устали пляши,
по комнатам расплескивая вновь,
расплескивая боль своей души.

7. / КОММЕНТАРИЙ /
Вот наш Поэт, еще не слишком стар,
он говорит неправду, он устал
от улочек ночных, их адресов,
пугающих предутренних часов,
от шороха дождя о диабаз,
от редких, но недружелюбных глаз,
от рева проносящихся машин,
от силуэтов горестных мужчин,
здесь, в сумраке от невеселых слов,
от нелюбви, от беспокойных снов,
бог знает от чего. И от себя.
Он говорит: Судьба моя, судьба
брести всю жизнь по улицам другим
куда-нибудь к друзьям недорогим,
а может быть, домой сквозь новый дождь,
и ощущать реку, стекло и дрожь
худой листвы, идти, идти назад,
знакомый и обшарпанный фасад,
вот здесь опять под вечер оживать
и с новой жизнью жизнь свою сшивать.
Все таковы. Да, все слова, стихи,
вы бродите средь нас, как чужаки,
но в то же время близкие друзья:
любить нельзя и умирать нельзя.
Но что-нибудь останется от вас, -
хотя б любовь, хотя б - в последний раз,
а, может быть, обыденная грусть,
а может быть, одни названья чувств.
Вперед, друзья, вперед. ...........
Поговорим о перемене мест,
поговорим о нравах тех округ,
где нету нас, но побывал наш друг -
печальный парень, рыцарь, доброхот,
известный вам идальго, Дон-Кихот.

8. РОМАНС ДОН-КИХОТА
Копье мое, копье мое, копье,
оружие, имущество мое,
могущество мое таится в нем,
я странствую по-прежнему с копьем,
как хорошо сегодня нам вдвоем.
О чем же я? Ах, эти города,
по переулкам грязная вода,
там ничего особого, о да,
немало богачей встречаю я,
но нет ни у кого из них копья!
Копье мое, копье мое, копье,
имущество, могущество мое,
мы странствуем по-прежнему вдвоем,
когда-нибудь,кого-нибудь убьем,
я странствую, я странствую с копьем.
Что города с бутылками вина,
к ним близится великая война,
безликая беда, и чья вина,
что городам так славно повезло?
КАК ТЕНЬ ЛЮДЕЙ - НЕУЯЗВИМО ЗЛО!
Так что же ты теперь, мое копье,
имущество мое, дитя мое,
неужто я гляжу в последний раз,
кончается мой маленький рассказ,
греми на голове, мой медный таз!
Отныне одному из нас конец!
Прощай, прощай, о Санчо, мой мудрец,
прощайте все, я больше не могу,
блести мой таз, как ангельский венец,
по улице с несчастьями бегу.

9. / КОММЕНТАРИЙ /
Смешной романс. Да, все мы таковы,
страдальцы торопливые, увы,
ведь мужество смешно, забавен страх,
легко теперь остаться в дураках.
Пойми, пойми, над чем смеется век,
о, как тебе неловко, человек.

Поэма-мистерия в двух частях-актах и в 42-х главах-сценах

Идея поэмы – идея персонификации представлений о мире, и в этом смысле она – гимн баналу. Цель достигается путем вкладывания более или менее приблизительных формулировок этих представлений в уста двадцати не так более, как менее условных персонажей. Формулировки облечены в форму романсов. Романс – здесь понятие условное, по существу – монолог. Романсы рассчитаны на произнесение – и на произнесение с максимальной экспрессией: в этом, а также в некоторых длиннотах сказывается мистерийный характер поэмы. Романсы, кроме того, должны произноситься высокими голосами: нижний предел – нежелательный – баритон, верхний – идеальный – альт. Прочие наставления – у Шекспира в «Гамлете», в 3 акте.

Пора давно за все благодарить,
за все, что невозможно подарить
когда-нибудь, кому-нибудь из вас
и улыбнуться, словно в первый раз
в твоих дверях, ушедшая любовь,
но невозможно улыбнуться вновь.

Прощай, прощай – шепчу я на ходу,
среди знакомых улиц вновь иду,
подрагивают стекла надо мной,
растет вдали привычный гул дневной,
а в подворотнях гасятся огни.
– Прощай, любовь, когда-нибудь звони.

Так оглянись когда-нибудь назад:
стоят дома в прищуренных глазах,
и мимо них уже который год
по тротуарам шествие идет.

Вот Арлекин толкает свой возок,
и каплет пот на уличный песок,
и Коломбина машет из возка.
А вот Скрипач, в руках его тоска
и несколько монет. Таков Скрипач.
А рядом с ним вышагивает Плач,
плач комнаты и улицы в пальто,
блестящих проносящихся авто,
плач всех людей. А рядом с ним Поэт,
давно не брит и кое-как одет
и голоден, его колотит дрожь.
А меж домами льется серый дождь,
свисают с подоконников цветы,
а там, внизу, вышагиваешь ты.
Вот шествие по улице идет,
и кое-кто вполголоса поет,
а кое-кто поглядывает вверх,
а кое-кто поругивает век,
как, например, Усталый Человек.
И шум дождя, и вспышки сигарет,
шаги и шорох утренних газет,
и шелест непроглаженных штанин
(неплохо ведь в рейтузах, Арлекин),
и звяканье оставшихся монет,
и тени их идут за ними вслед.

Любите тех, кто прожил жизнь впотьмах
и не оставил по себе бумаг
и памяти какой уж ни на есть,
не помышлял о перемене мест,
кто прожил жизнь, однако же не став
ни жертвой, ни участником забав,
в процессию по случаю попав.
Таков герой. В поэме он молчит,
не говорит, не шепчет, не кричит,
прислушиваясь к возгласам других,
не совершая действий никаких.
Я попытаюсь вас увлечь игрой:
никем не замечаемый порой,
запомните – присутствует герой.

Вот шествие по улице идет.
Вот ковыляет Мышкин-идиот,
в накидке над панелью наклонясь.
– Как поживаете теперь, любезный князь,
уже сентябрь, и новая зима
еще не одного сведет с ума,
ах милый, успокойтесь наконец. —
Вот позади вышагивает Лжец,
посажена изящно голова,
лежат во рту великие слова,
а рядом с ним, окончивший поход,
неустрашимый рыцарь Дон Кихот
беседует с торговцем о сукне
и о судьбе. Ах, по моей вине
вам предстает ужасная толпа,
рябит в глазах, затея так глупа,
но все не зря. Вот книжка на столе,
весь разговорчик о добре и зле
свести к себе не самый тяжкий труд,
наверняка тебя не заберут.
Поставь на стол в стакан букетик зла,
найди в толпе фигуру Короля,
забытых королей на свете тьма,
сейчас сентябрь, потом придет зима.
Процессия по улице идет,
и дождь среди домов угрюмо льет.
Вот человек, Бог знает чем согрет,
вот человек – за пару сигарет
он всем раскроет честности секрет,
кто хочет, тот послушает рассказ,
Честняга – так зовут его у нас.
Представить вам осмеливаюсь я
принц-Гамлета, любезные друзья —
у нас компания – все принцы да князья.
Осмелюсь полагать, за триста лет,
принц-Гамлет, вы придумали ответ
и вы его изложите. Идет.