Шарманка. Театр Современник

Щоев , заведующий кооперативной системой в далеком районе.

Евсей , его заместитель.

Опорных

Клокотов , кооперативные агенты-заготовители.

Годовалов , представитель пайщиков, лавкомиссия.

Евдокия , выдвиженка.

Первая служащая .

Первый служащий .

Алеша , бродячий культработник с музыкой.

Мюд , девушка-подросток, подруга Алеши по общей работе.

Кузьма , железный человек, аттракцион группы Алеша – Мюд.

Эдуард-Валькирия-Гансен Стерветсен , датский профессор-пищевик, прибывший с целью приобрести «ударную душу» СССР для Западной Европы.

Серена , его дочь, девица.

Говорящая Труба на столе Щоева.

Агент совхоза .

Чуждый человек.

Четыре девушки-осоавиахимовки .

Пожарный .

Милиционер .

Кольцевой почтальон .

Детские лица, глядящие в окно учреждения.

Двое рабочих, разбирающих строение.

Несколько служащих – мужчин и женщин.

Люди из кооперативного населения.

Люди в очереди у парка культуры и отдыха.

Двое или трое прохожих-строителей.

Работники прилавка у дверей кооперативов.

Картина первая

Районная местность. Дорога в даль страны; попутные деревья, которые шевелит редкий ветер; влево – постройка в пустоте горизонта, вправо виден небольшой город – районный центр. Над городом флаги. На краю города стоит большое жилье в виде амбара, над ним флаг, на флаге нарисовано кооперативное рукопожатие, которое можно понять издали.

Ветер и безлюдье. Далекие флаги трепещут. Над землей солнце и огромный летний день. Вначале, кроме ветра, все остальное тихо. Затем слышатся звуки движущегося железа. Неизвестное тяжкое железо движется, судя по звуку, медленно, еле-еле. Девичий голос устало поет негромкую песню. Песня приближается вместе с железом. На сцену выявляется механическая личность – Железный человек , в дальнейшем называемая Кузьмой. Это металлическое заводное устройство в форме низкого, широкого человека, важно вышагивающего вперед и хлопающего все время ртом, как бы совершая дыхание. Кузьму ведет за руку, вращая ее вокруг оси, как руль или регулятор, молодой человек в соломенной шляпе, с лицом странника – Алеша . Вместе с ним появляется Мюд – девушка-подросток. Она держит себя и говорит – доверчиво и ясно: она не знала угнетения. За спиной у Алеши шарманка. Вся группа дает впечатление, что это пешие музыканты, а Кузьма – их аттракцион. Кузьма вдруг останавливается и хлопает нижней челюстью, будто хочет пить. Группа стоит среди пустого светлого мира.

Мюд . Алеша, мне на свете стало скучно жить…

Алеша . Ничего, Мюд, скоро будет социализм – тогда все обрадуются.

Мюд . А я?

Алеша . И ты тоже.

Мюд . А если у меня сердце отчего-то заболит?!

Алеша . Ну что ж: тогда тебе его вырежут, чтоб оно не мучилось.

Пауза. Мюд напевает без слов. Алеша всматривается в пространство.

Мюд (из напева переходит к песне) .

По трудовой, веселой дороге

Идем мы босые, пешком, –

Осталось идти нам немного:

Построен счастливый наш дом…

Алеша, я задумалась – и вышло: у меня сердце заболело оттого, что я оторвалась от масс…

Алеша . Ты живешь ненаучно. От этого у тебя болит всегда что попало. Я тебя, как наступит социализм, так изобрету всю сначала – и ты будешь дитя всего международного пролетариата.

Мюд . Ладно. А то ведь я при капитализме родилась. Два года при нем вся страдала… (Обращается к Кузьме, касается его руками, – Мюд всегда трогает руками тех людей и предметы, с которыми вступает в отношения.) Кузьма, скажи мне что-нибудь умное-умное!

Кузьма чавкает человеческой пастью. Алеша переводит какое-то устройство в обшлагах Кузьмы и держит его руку.

Ну Кузьма же!

Кузьма (деревянным равнодушным голосом, в котором всегда слышится ход внутренних трущихся шестерен) . Оппортунка…

Мюд (прислушивается) . А еще что?

Кузьма . Рвачка… Бес-прин-ципщина… Правый-левый элемент… Отсталость… тебя возглавить надо!

Мюд . А еще я кто?

Алеша делает манипуляцию в руке Кузьмы.

Кузьма . Ты классовая прелесть… Ты сугубый росток… Ты ударник бедняцкой радости… Мы уже…

Мюд (быстро) . Знаю-знаю: мы уже вступили в фундамент, мы уже обеими ногами (движется и приплясывает) , мы вполне и всецело, мы прямо что-то особенное!

Кузьма …Мы прущая масса вперед!.. (Из Кузьмы далее идут холостые неразборчивые звуки.)

Мюд (Кузьме) . Я люблю тебя, Кузя, ты ведь бедное железо! Ты важный такой, а у самого сломатое сердце, и тебя выдумал Алеша! Ведь тебя быть не может, ты – так себе!..

Кузьма молчит и не хлопает ртом. Гудит паровоз вдалеке.

Алеша . Пойдем, Мюд. Уж скоро вечер. На земле настанет тоска, а нам надо есть и ночевать.

Мюд . Алеша, у меня все идеи от голода болят! (Трогает свою грудь.)

Алеша (касается Мюд) . Где?

Мюд . Там, Алеша, где у меня бывает то хорошо, то нет.

Алеша . Это вредительство природы, Мюд.

Мюд . Она фашистка?

Алеша . А ты думала – кто?

Мюд . Я тоже думала, что она фашистка. Вдруг солнце потухнет! Или дождь – то капает, то нет! Верно ведь? Нам нужна большевистская природа – как весна была – правда? А это что? (Показывает на местность.) Это подкулачница, и больше ничего. В ней планового начала нету.

Кузьма невнятно рычит. Кратко, вблизи гудит паровоз.

Алеша регулирует Кузьму, и он умолкает.

Алеша . Пускай она посветится еще (глядит на местность) . Мы ее тоже ликвидируем скоро как зажиточное привидение. Мы ведь ее не делали, – зачем же она есть?!

Мюд . Поскорей, Алеша, а то ждать скучно.

Слышны шаги людей.

Кузьма (бормочет) …Нереагирование на активность…

Мюд . Что он?

Алеша . Это у него остаточные слова застряли. (Регулирует Кузьму на его затылке.)

Приходят человека два-три строителей – с сундучками, с пилами, с флагом в руках переднего.

Мюд . Вы кто – ударники или нет?

Один из строителей . Мы, барышня, – они!

Мюд . А мы культработники. Нас колхозная избушка-читальня послала…

Один из строителей . Вы что ж, побирушки, что ли?

Мюд . Алеша, он – идиотизм деревенской жизни!..

Кузьма (рычит что-то; затем) . Живите смирно… Сейте кенаф и клещевину… (гудит дальше и умолкает; слышится трение внутри механизма) .

Один из строителей . Сыграй, малый, и нам что-нибудь – для упоенья.

Алеша . Счас. (Заводит Кузьму сзади.)

Мюд . Клади пятачок в Кузьму. (Показывает, куда класть – в рот.) Это на культработу с единоличными дворами. Вы ведь любите дворы?

Один из строителей кладет пятак Кузьме в рот. Кузьма жевнул челюстью. Алеша берет Кузьму за руку и ставит шарманку на игру. Кузьма заскрежетал неразборчиво. Алеша стал играть на шарманке ветхий мотив. Кузьма запел более внятно.

Мюд (поет вместе с Кузьмой) .

Все-мир-но-му про-ле-та-ри-ю,

Власть держащему, –

Под-ку-лач-ни-ку, перегибщику, аллилуйщику,

Дву-руш-нику, беспринципщику,

Правому и левому и всякой темной силе –

«Шарманка» — комедия А.П. Платонова. Написана для МХАТа в 1930 г. Впервые опубликована в России в журнале «Театр» (1988, №1).

Платонов обратился к драматургии по рекомендации М. Горького, которому написал несколько отчаянных писем с просьбой помочь снять запрет на публикацию романа «Чевенгур», но получил лишь совет переделать роман в пьесу. После отказа МХАТа от инсценировки «Чевенгура» Платонов написал «Шарманку».

В комедии с самого начала обозначен мотив странствия «в даль страны», который настойчиво повторялся в «Эфирном тракте» и «Епифанских шлюзах», «Чевенгуре» и «Котловане», «Впрок» и «Ювенильном море». В «Шарманке» звучание мотива усиливается его повторением в песне, которую исполняют главные герои комедии — юные представители поколения социалистической эпохи, платоновские «новые люди» Мюд и Алеша.

Девочка-сирота Мюд — «дитя всего международного пролетариата». Ее спутник Алеша — странник, музыкант и изобретатель. Этот персонаж — двойник центрального героя большинства платоновских произведений — творца и преобразователя мира, технического гения, способного на полное самопожертвование ради высших целей человечества.

Алеша — изобретатель железного человека-робота Кузьмы, исполняющего при юных культработниках функции аттракциона. Образ «механической личности», скрежещущим голосом произносящей лозунги, является авторской пародией на собственные замыслы раннего Платонова: идею «нормализованного работника», изложенную в одноименной статье писателя периода его увлечения теорией пролетарской культуры.

Подобно Вощеву из «Котлована» герои «Шарманки» встречают на пути «постройку в пустоте». Мотив сооружения «башни посреди всемирной земли», перемещаясь из «Котлована» в «Шарманку», существенно трансформируется. Инженер Прушевский, руководя работами на котловане, беспокоился, что строит «мертвый» дом, так как не мог предвидеть устройство души его будущих жителей. В комедии башня-дом превращается в «башню надлежащей души», которую хочет купить прибывший в страну социализма европейский профессор Стервенсен. Сюжетная ситуация покупки души социализма повторяет известный сюжет «Мертвых душ». Европейский ученый желает получить недостающую капиталистическому миру духовную «надстройку»: энтузиазм советских людей — «небесную радость земного труда».

Однако вместо стройки нового мира и ударников социалистического труда, к которым стремятся и Стервенсен, и Мюд с Алешей, они попадают в организацию, исказившую социалистическую идею, — пищевой кооператив, возглавляемый бюрократом Щоевым. В кооперативе изобретают искусственную пищу, устраивают для иностранных гостей показной бал новой еды, которая оказывается непригодной для людей.

В стране социализма западный ученый обнаруживает единственного человека, который проходит проверку на духовную преданность новому миру — это Мюд. Алеша не выдерживает испытания капиталистическим искушением и соглашается продать душу, получив взамен высшее достижение науки и техники — дирижабль.

В финале враждебный принципам социалистического мира кооператив исчезает с лица земли, освобождая место для истинной стройки социализма.

В 1997 г. была осуществлена радиопостановка «Шарманки». Роль Щоева талантливо исполнил М.А. Ульянов.

Платонов "Шарманка"

Пьеса в трех актах, шести картинах

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Щоев - заведующий кооперативной системой в далеком районе.

Евсей - его заместитель.

Опорных, Клокотов – кооперативные агенты-заготовители.

Годовалов - представитель пайщиков, лавкомиссия.

Евдокия - выдвиженка.

Первая служащая.

Первый служащий.

Алеша - бродячий культработник с музыкой.

Мюд - девушка-подросток, подруга Алеши по общей работе.

Кузьма - железный человек, аттракцион группы Алеша - Мюд.

Эдуард-Валькирия-Гансен Стерветсен - датский профессор-пищевик, прибывший с целью приобрести «ударную душу» СССР для Западной Европы.

Серена - его дочь, девица.

Говорящая труба на столе Щоева.

Агент из совхоза.

Чуждый человек.

Четыре девушки-осоавиахимовки.

Пожарный.

Милиционер.

Кольцевой почтальон.

Детские лица, глядящие в окно учреждения.

Двое рабочих, разбирающих строение.

Несколько служащих - мужчин и женщин.

Люди из кооперированного населения.

Люди в очереди у парка культуры и отдыха.

Двое или трое прохожих строителей.

Работники прилавка у дверей кооперативов.
АКТ ПЕРВЫЙ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

Районная местность. Дорога в даль страны; попутные деревья, которые шевелит редкий ветер; влево -постройка в пустоте горизонта, вправо виден небольшой город - районный центр. Над городом флаги. На краю города стоит большое жилье в виде амбара, над ним флаг, на флаге нарисовано кооперативное рукопожатие, которое можно понять издали.

Ветер и безлюдье. Далекие флаги трепещут. Над землей солнце и огромный летний день. Вначале, кроме ветра, все остальное тихо. Затем слышатся звуки движущегося железа. Неизвестное тяжкое железо движется, судя по звукам, медленно, еле-еле. Девичий голос устало поет негромкую песню. Песня приближается вместе с железом.

На сцену выявляется механическая личность - Железный человек, в дальнейшем называемая Кузьмой.

Это металлическое заводное устройство в форме низкого, широкого человека, важно вышагивающего вперед и хлопающего все время ртом, как бы совершая дыхание. Кузьму ведет за руку, вращая ее вокруг оси, как руль или регулятор, молодой человек в соломенной шляпе, с лицом странника - Алеша. Вместе с ним появляется Мюд - девушка-подросток. Она держит себя и говорит - доверчиво и ясно: она не знала угнетения. За спиной у Алеши шарманка. Вся группа дает впечатление, что это пешие музыканты, а Кузьма их аттракцион. Кузьма вдруг останавливается и хлопает нижней челюстью, будто хочет пить. Группа стоит среди пустого светлого мира.

Мюд: Алеша, мне на свете стало скучно жить...

Алеша: Ничего, Мюд, скоро будет социализм - тогда все обрадуются.

Мюд: А я?

Алеша: И ты тоже.

Мюд: А если у меня сердце отчего-то заболит?!

Алеша: Ну что же: тогда тебе его вырежут, чтоб оно не мучилось.

Пауза. Мюд напевает без слов. Алеша всматривается в пространство.

Мюд (от напева переходит к песне):

По трудовой, веселой дороге

Идем мы босые, пешком, -

Осталось идти нам немного:

Построен счастливый наш дом...

Алеша, я задумалась - и вышло: у меня сердце заболело оттого, что я оторвалась от масс...

Алеша: Ты живешь ненаучно. От этого у тебя болит всегда что попало. Я тебя, как наступит социализм, так изобрету всю сначала - и ты будешь дитя всего международного пролетариата.

Мюд: Ладно. А то ведь я при капитализме родилась. Два года при нем вся страдала... (Обращается к Кузьме, касается его руками, - Мюд всегда трогает руками тех людей и предметы, с которыми вступает в отношения). Кузьма, скажи мне что-нибудь умное-умное!

Кузьма чавкает человеческой пастью. Алеша переводит какое-то устройство в обшлагах Кузьмы и держит его руку.

Алёша: Ну, Кузьма же!

Кузьма (деревянным равнодушным голосом, в котором всегда слышится ход внутренних,рущихся шестерен): Оппортунка...

Мюд (прислушивается): А еще что?

Кузьма: Рвачка... Бес-прин-ципщина... Правый-левый элемент... Отсталость... тебя возглавить надо!

Мюд: А еще я кто?

Алеша делает манипуляцию в руке Кузьмы.

Кузьма: Ты классовая прелесть... Ты сугубый росток... Ты ударник бедняцкой радости... Мы уже...

Мюд (быстро): Знаю-знаю, мы уже вступили в фундамент, мы уже обеими ногами (движется и приплясывает) , мы вполне и всецело, мы прямо что-то особенное!!

Кузьма: ...Мы прущая масса вперед!.. (Из Кузьмы далее идут холостые неразборчивые звуки).

Мюд (Кузьме): Я люблю тебя, Кузя, ты ведь бедное железо! Ты важный такой, а у самого сломатое сердце и тебя выдумал Алеша! Ведь тебя быть не может, ты - так себе!..

Кузьма молчит и не хлопает ртом. Гудит паровоз вдалеке.

Алеша: Пойдем, Мюд. Уж скоро вечер. На земле настанет тоска, а нам надо есть и ночевать.

Мюд: Алеша, у меня все идеи от голода болят! (Трогает свою грудь).

Алеша (касается Мюд): Где?

Мюд: Там, Алеша, где у меня бывает то хорошо, то нет.

Алеша: Это вредительство природы, Мюд.

Мюд: Она фашистка?

Алеша: А ты думала - кто?

Мюд: Я тоже думала, что она фашистка. Вдруг солнце потухнет! Или дождь - то капает, то нет! Верно ведь? Нам нужна большевицкая природа - как весна была - правда? А это что? (Показывает на местность) . Это подкулачница, и больше ничего. В ней планового начала нету.

Кузьма невнятно рычит. Алеша регулирует его, и он умолкает. Кратко, вблизи гудит паровоз.

Алеша: Пускай она посветится еще. (Глядит на местность) . Мы ее тоже ликвидируем скоро, как зажиточное привиденье. Мы ведь ее не делали, зачем же она есть?!

Мюд: Поскорей, Алеша, а то ждать скучно.

Слышны шаги людей.

Кузьма (бормочет): Нереагирование на активность...

Мюд: Что он?

Алеша: Это у него остаточные слова застряли. (Регулирует Кузьму на его затылке) .

Приходят человека два-три строителей - с сундучками, с пилами, с флагом в руках переднего.

Мюд: Вы кто - ударники или нет?

Один из строителей: Мы, барышня, - они!

Мюд: А мы культработники. Нас колхозная избушка-читальня послала...

Один из строителей: Вы что ж, побирушка, что ли?

Мюд: Алеша, они - идиотизм деревенской жизни!..

Кузьма (рычит что-то, затем): Живите смирно... Сейте кенаф и клещевину... (Гудит дальше и умолкает; слышится трение внутри механизма) .

Один из строителей: Сыграй, малый, и нам что-нибудь - для упоенья.

Алеша: Счас. (Заводит Кузьму сзади) .

Мюд: Клади пятачок в Кузьму. (Показывает, куда класть - в рот) . Это на культработу с единоличными дворами. Вы ведь любите дворы?

Один из строителей кладет пятак Кузьме в рот. Кузьма жевнул челюстью. Алеша берет Кузьму за руку и ставит шарманку на игру. Кузьма заскрежетал неразборчиво. Алеша стал играть на шарманке ветхий мотив. Кузьма запел более внятно.

Мюд (поет вместе с Кузьмой):

Все-мир-но-му про-ле-та-ри-ю, Власть держащему, -

Слава!

Под-ку-лач-ни-ку, перегибщику, аллилуйщику, Дву-руш-нику, беспринципщику, Правому и левому

И вся-кой темной силе -

Веч-ный по-зор!..

Другой строитель (выслушав): Продай нам железного оппортуниста!

Мюд: Кузю-то?! Что ты, он нам самим дорог. А на что?

Другой строитель: А для утехи. Бог же в свою бытность завел себе черта. Так и мы - будем себе держать оппортуниста!
Один из строителей (Алексею): На, парень, тебе рубль за выдумку. Поешь, а то голова ослабнет.

Алеша: Не надо, Ты лучше свой расценок понизь на постройке, а я везде почую твой рубль.

Мюд: Мы себе денег не берем - мы любим советскую валюту.

Кузьма: ...Ххады - херои... Живите потихоньку...

Алеша регулирует Кузьму, и тот замолкает.

Алеша: Все время в нем какие-то контровые лозунги бушуют. Не то он заболел, не то сломался!

Мюд (строителям): Ну, вы идите, идите. Нечего вам стоять, когда пятилетка идет!

Один из строителей: Ну и барышня! Кто только ее мамаша была!

Другой строитель (вразумительно): Социальное вещество.

Строители уходят.

Мюд: Пойдем, Алеша. Я хочу чего-нибудь сытного.

Алеша (налаживает Кузьму): Сейчас пойдем... Что ты, жабочка, страдаешь все? Ты привыкни!

Мюд: Ладно. Я ведь люблю, Алеша, привыкать.

Появляется Стерветсен и его дочь Серена, девушка-европеянка, с монгольским лицом, на бедре у нее изящный револьвер. Оба они с чемоданами, в дорожных плащах. Прибывшие раскланиваются, здороваются с Алешей и Мюд, а также с Кузьмой; Кузьма медленно подает руку в ответ Серене и Стерветсену. Иностранцы говорят по-русски, степень искажения языка должен определить сам актер.

Стерветсен: Здравствуйте, товарищи активщики...

Серена: Мы хотим быть с вами... Мы любим всю горькую долю!

Мюд: Ты врешь, у нас нету теперь доли. У нас теперь лето, у нас птички поют, у нас строится такое! (К Алексею - другим, мирным тоном) . Алеша, она - что?

Алеша: Зажиточная, должно быть.

Кузьма: Хады...

Алеша укрощает Кузьму.

Мюд (к иностранцам): Вы что такое?

Стерветсен: Мы... теперь неимущий дух, который стал раскулачен.

Серена: Мы читали, и нам производили... Папа, информасьон?

Стерветсен: Четкое собеседованье, Серен.

Серена: Собеседованье, когда говорили: вы буржуазию, и еще раз полклясса и еще крупный клясс четко послали на фик!

Мюд: Она хорошая, Алеша. Мы их на фик, а они с фика, и сама же ясно говорит...

Стерветсен: Я был молод и приезжал давно в Россию существовать. Я жил здесь в девятнадцатом веке на фабрике жамочных пышечек. Теперь я вижу - там город, а тогда здесь находился редкий частичный народ и я плакал пешком среди него... да, Серен!

Серена: Что, папа? Кто эти люди - батраки авангарда?

Мюд: Ты дурочка-буржуйка: мы поколенье - вот кто!

Стерветсен: Они - доброе мероприятие, Серен!

Алеша: А вам что здесь надо среди нашего класса?

Стерветсен: Нам нужна ваша небесная радость земного труда...

Алеша: Какая радость?

Стерветсен: У вас психия ударничества, на всех гражданских лицах находится энтузиазм...

Мюд: А вам-то что за дело?.. Раз мы рады!

Стерветсен: У вас организована государственная тишина и сверху ее стоит... башня надлежащей души...

Мюд: Это надстройка! Не знаешь как называется - мы вас обогнали!!

Стерветсен: Надстройка! Это дух движения в сердцевине граждан, теплота над ледовитым ландшафтом вашей бедности! Надстройка!!! Мы ее хотим купить в вашем царстве или обменять на нашу грустную, точную науку. У нас в Европе много нижнего вещества, но на башне угас огонь. Ветер шумит прямо в наше скучное сердце - и над ним нет надстройки воодушевления... У нас сердце не ударник, оно... как у вас зовется... оно - тихий летун...

Серена: Папа, ты скажи им, что я...

Кузьма: Рвачка! Сила элемента...

Серена (на Кузьму): Он знает все, как патрон...

Мюд: Кузя-то? Он ведь нам подшефный элемент!

Стерветсен: Где у вас разрешается закупить надстройку? (Показывая на город) . Там?.. Мы много дадим валюты! Мы отпустим вам, может быть, алмазный заем, корабли канадского зерна, наши датские сливки, две авиаматки, монгольскую красоту созревших женщин - мы согласны открыть вам наши вечные сейфы... А вы - подарите нам одну надстройку! На что она вам? У вас же есть база, живите пока на фундаменте...

Кузьма (грозно рычит): Хитрость классового врага... Пап-па римский...

Алеша (укрощая Кузьму): Ага. Ты хочешь закрыть у нас поддувало и сифон?! Чтоб мы сразу остыли!

Мюд (шепотом Алеше): Фашисты! Не продавай надстройки!

Алеша: Не буду.

Серена: Папа, нам давали понятие вопроса - у них лежат установки. Купи тогда Европе установку. Надстройку им ведь жалобно дарить!

Стерветсен: Продайте установку! Я вам дам доллары!

Мюд: А у нас есть одна только директивка, и то маленькая.

Серена: Купи, папа, директивку. Надстройку экстремизма ты купишь после вдалеке.

Алеша: Мы директивы за фашистские деньги не продаем.

Мюд (трогает револьвер на бедре Серены): Отдай мне. У нас культурная революция, а ты с пистолетом ходишь. Как не стыдно?

Серена (недоуменно): А вам он сильно нужен?

Мюд: Ну, конечно, У вас ведь нет культурной революции, вы ведь темные, злые, и нам полагаются от вас наганы...

Серена: Возьмите. ( Отдает револьвер ).

Мюд: Спасибо, девочка. (Целует сразу Серену в щеку) . Кто нам сдается, мы тому все прощаем.

Серена: Папа, Совет Юнион очень мил! (Алеше) . Сыграйте фокс!

Алеша: Советский механизм не смеет.

Стерветсен и Серена кланяются и уходят.

Мюд: Алеша, а как же они купят идею, когда она внутри всего тела?! Нам ведь больно будет вынимать!

Алеша: Ничего, Мюд. Я им продам... Кузьму. Ведь он - идея. А буржуазия от него помрет.

Мюд: Алеша, мне будет жалко Кузьму...

Кузьма: ...Отсталость... Бойтесь капитализма...

Алеша: Не скучай, Мюд. Мы закажем себе другого, а то Кузьма уже отстал чего-то от масс. (Заводит Кузьму) .

Кузьма начинает шагать со скрежетом внутри, бормоча невнятное железными устами. Все трое уходят. За сценой, уже невидимые, они поют песню в несколько слов. Алеша и Мюд петь перестают, а Кузьма, удаляясь, все еще тянет в одиночку чугунным голосом: «Э-ээ-э...».

КАРТИНА ВТОРАЯ

Учреждение - среднее между баней, пивной и бараком. Теснота служащих, чад, шум. Две уборные, две двери в них. Двери уборных открываются и затворяются: разнополые служащие пользуются уборными.

Щоев - за громадным столом. На столе рупор-труба, которой он пользуется для разговора со всем городом и кооперативами: город невелик и рупор слышен всюду в окрестностях.

Щоев (всему бушующему в делопроизводстве учреждению): Дайте мне задуматься. Прекратите там доносящиеся до меня запахи желудка.

Главный герой-Алексей Алексеевич Иванов пробыл на войне четыре года и был демобилизован. С ним прощаются по всем законам, есть музыка, уважение и любовь со стороны сослуживцев, после чего он отправляется домой. 8 класс

Волшебное кольцо

В одном царстве, в деревне жила крестьянка с сыном. Сын был холост пока, и звали его Семен. Жили они очень бедно, лишь раз в месяц Семен получал одну копейку пенсии. Один раз, возвращаясь из города с копейкой в руке

Еще мама

В своём произведении Ещё мама Андрей Платонов написал о маленьком мальчике - семилетним Артёме, который первый раз пошел в школу. Рассказ начинается с диалогом между маленьким Артёмом и его матерью - Евдокией Алексеевной.

Июльская гроза

Этот рассказ о приключениях брата и сестры, Наташе девяти лет отроду и Антошки четырех лет. Знойным летом Наташа с братом, пошли в соседнее село к дедушке и бабушке. Путь был недалеким, но маленьким детишкам

Корова

В этом рассказе идет речь о добром и трудолюбивом школьнике Васе Рубцове. Мальчик любил ходить в школу, с удовольствием читал книги и хотел принести пользу в этот мир. Он жил со своим отцом и матерью

Котлован

Произведение Котлован было начато Андреем Платоновым в 1929 году, после выхода в свет статьи Сталина, которая называлась Год великого перелома. За тему произведения можно взять рождение социализма в городах и деревнях

Любовь к родине или Путешествие воробья

Музыкант в преклонном возрасте регулярно приходит к памятнику для того чтобы исполнять свои мелодии на скрипке перед горожанами. Люди всегда приходят послушать

Маленький солдат

Действия происходили во время Второй мировой войны. На вокзале рядом с фронтом. Главным героем этого рассказа автор сделал мальчика Сережу, десяти лет отроду.

На заре туманной юности

Ольга - главная героиня, у нее умерли родители во время войны, поэтому она осталась совсем одна. Маленькая девочка не привыкла к жизни сироты. Ольга начинает стирать убираться в доме, подражая матери

Неизвестный цветок

Жил на свете маленький и незаметный цветок, рос он на сухом пустыре без воды и достаточного питания. Жил он в плохих условиях и старался выжить. Рос этот цветок между двумя стиснувшимися камнями, рос не смотря на плохие условия

Никита

Главным героем рассказа является Никита – мальчик лет пяти. Малыш каждый день остается дома один: его отец до сих пор не вернулся с фронта, а мать вынуждена тяжело работать, чтобы прокормить себя и сына

Песчаная учительница

Юная учительница Мария Никифоровна нанимается на работу в деревню по близости пустыни. Она вынуждена бороться с песками, чтобы добиться расположения жителей.

Разноцветная бабочка

На морском побережье проживала бабушка Анисья. Окружающие не знают о ее возрасте. Живет она исключительно ожиданием собственного сыночка Тимоши, однажды побежавшим в горы за бабочкой

Сокровенный человек

У Фомы Пухова умерла жена, но он, кажется, и не расстроился по этому поводу: разрезал колбасу на гробе, проголодавшись в «отсутствие» жены.

Сухой хлеб

Третий сын

В одном городке померла старушка. Она прожила долгую жизнь. Ее муж сообщил в разные уголки страны, где жили их сыновья, об этом несчастье.

Уля

Рассказ Андрея Платоновича Платонова «Уля» имеет подзаголовок «фантастический», хотя его содержание скорее аллегорическое. Его действие происходит в деревне, где бездетня супружеская пара воспитывает девочку-подкидыша

Умная внучка

Главный персонаж произведения писателя Платонова «Умная внучка» - семилетняя Дуня, живущая со своим дедушкой. Однажды Дуня с дедушкой отправилась в город. Там она встретила своего соседа, купца.

Усомнившийся Макар

Главный герой произведения Макар Ганушкин. Ему противопоставлен другой герой по имени Лев Чумовой. Первый из них очень талантлив, имеет золотые руки, но не силен в уме, а другой самый умный среди жителей села, но ничего не умеет делать.

Фро

В рассказе главной героиней является девушка двадцати пяти лет Фрося, но близкие зовут ее просто «Фро». Фрося была замужней девушкой, супруг которой уехал очень далеко и на длительный срок.

Цветок на земле

Автор повествует читателю о скучной жизни мальчика Афони. Его отец на войне, мать целый день работает на ферме. Только дед Тит находится дома. Ему восемьдесят семь лет, и, в силу своего возраста, он всё время спит

Чевенгур

История начинается с Захар Павловича, который по воли судьбы остался в своей деревни один, остальные же бежали из неё от голода. Захар Павлович отличался отменным умением запросто чинить и восстанавливать любые вещи

Юшка

1935 год. Андрей Платонов пишет повесть «Юшка». Суть сюжета классического текста в том, что Юшка – главный герой работает помощником кузнеца. Он болен чахоткой. 7 класс

Об авторе

Андрей Платонов родился в 1899 году в городе Воронеже в многодетной рабочей семье. С 20 лет Платонов начал свою творческую деятельность, сотрудничая с различными периодическими изданиями. Молодой автор писал стихи, очерки, критические статьи. В годы Гражданской войны Платонов воевал на стороне Красной армии в качестве военного корреспондента.

После окончания войны в стране наступил голод, особенно сильный - после засухи 1921 года. Платонов работает в Земельном комитете мелиоратором, совмещая основную работу с творчеством. В печати появляется его сборник стихов «Голубая глубина», который одобрил Валерий Брюсов.

В конце 20-х годов Платонов переезжает в Москву. Здесь была написана повесть «Епифанские шлюзы», посвященная преобразованиям Петра I. Через призму исторических событий Платонов пытается переосмыслить современную ему действительность. Самыми значимыми произведениями Платонова являются роман «Чевенгур» и повесть «Котлован». Эти философские произведения трудны для восприятия, написаны необычным языком. Писатель в сатирической форме пытается переосмыслить события недавней революции и ее результаты. Романы и повести Платонова не были приняты его современниками.

В 1931 году появляется рассказ Платонова «Впрок», посвященный коллективизации. Он вызвал большое неудовольствие Сталина, и после этого Платонова вообще перестали печатать.

В году Великой Отечественной войны Платонов вновь оказался на фронте. Его военные очерки вызвали очередную волну критики. Писателя обвиняли в клевете на советского солдата-победителя.

В последние годы жизни Платонов тяжело болел и занимался черновым литературным трудом. Он переводил и пересказывал сказки народов мира.

Книги Андрея Платонова были по достоинству оценены лишь через 40 лет после их написания, в годы перестройки.