Семантика орнаментальных узоров ханты и манси. Орнаментальное искусство народов ханты и манси как источник закодированной информации Вышивка народов ханты и манси

Альвина Велиханова
Орнамент как украшение изделий хантыйского народа. Его виды, особенности и значение его символики

орнамент – это узор , украшающий некоторую поверхность. (Слайд №1)

В основном орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Любой орнамент имеет тот или иной смысл.. Орнамент выполняет три функции : коммуникативную (намерение сообщить информацию, магическую и эстетическую. Декоративно-прикладное искусство обских угров представляет богатые и разнообразные обычаи орнаментации изделий из меха , замши, сукна, тканей, дерева, бересты, кости, бисера. (слайд №2)

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры ханты и манси . Орнамент оживляет вещи , делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Исследователи орнамента угорских народов относят его происхождение к эпохе неолита и бронзы.

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент , красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери : наварнэ «лягушка» , шовыр пал «заячьи ушки» , нюхас «соболь» ; (Слайд№4)

птицы : васы олын «выводок утят» , питы лук «глухарь» , холх тыхл «гнездо черного ворона» ;

растения : ай сумат нув «березовая ветка» ;

явления природы : серхайн юх «цветущий куст» , вот хумпи «накаты волн» ;

и сам человек : хэ шоп «туловище человека» .

Элементы орнамента : прямая линия, зигзаг и ромб.

Прямая линия – это простейший геометрический орнамент , очень распространенный элемент украшения одежды . Прямая линия – «прямой след» , «прямой путь» , «прямая тропа» . (слайд №10)

С зигзагом традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни. Часто этот узор встречается на берестяных колыбелях, как на спинке люльки, так и на ее бортиках. На широком сегменте люльки у ног ребенка расположен узор со специальным названием «подошвы ног орнамент » .Ветвистый зигзаг отождествляется с ветвистым деревом, а через него – на наполненность узора жизненной силой, на его охранительную роль.

Считается, чем ветвист узор, тем надежнее он может заслонить человека от бед и дать изобилие.

За небольшим исключением на края одежды наносится зигзаг.

Спасительную функцию несут края рукавов, подолы, полы – края одежды вообще. (слайд№12)

Отдельно взятый ромб называют «сердца углублением» . Ромб изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце» , в зависимости от своего местонахождения. И еще он мыслится как «вместилище для души» .

Ромб является основой многих узоров : «жук» , «солнышко» , «мужика половина» , «поленница дров» , «ель» , «мышь» . (слайд №7)

По сегодняшним представлениям хантов , жуков нельзя убивать – это наши бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького нев жучка» .

Ель имела статус священного дерева. Ель с корнями и диском наверху символизирует мост , соединяющий Нижний и Верхний миры.

В образе мыши священный дух Ем вож ики уничтожает все враждебные сущности Нижнего мира. Распространенный сюжет, когда умерший герой появляется в образе мыши, чтобы передать ту или иную информацию.

Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя. (слайд №3)

Орнамент «заячьи ушки» применяется в основном при украшении детских вещей : по мифологическим преданиям, зайчиха относится к лесным женским духам. «Заячьи ушки» связаны с плодородием.

Изображение птицы – хранительницы сна и здоровья ребенка. (слайд№9)

Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие. В фольклоре с лягушкой связано представление о счастье, изобилии. Герой говорит : «Один угол дома пусть мехами переполняется, в другом углу лягушки пусть прыгают».(слайд №11)

Изображение Хантыйские орнаменты красивы –

В них все приметы родины моей.

Ты больше не найдешь по всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде

Красны, как солнце, и белы, как снег, -

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся навек.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из-под иглы, и кисти, и резца :

Ведь мастера по дереву и кости

В них вкладывали души и сердца.

Микуль Шульгин. (слайд№5)

В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия : «след» и «изображение» . Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента . Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов , живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков : чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки» ,«коготки» , «ступня» . В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова» , множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души. (слайд №6)

Вот некоторые из них :

Геометрический орнамент . Основу составляет строгое чередование геометрических элементов в строгом порядке.

Растительный орнамент самый распространенный после геометрического и самый излюбленный в резьбе. У разных народов были свои растительные мотивы. В средневековье популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко - тюльпан и пион; в период модерн - лилия и т. д. Сегодня растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций этих мотивов существует бесконечное множество. Мотив может быть, как приближён к натуре, так и изменён до неузнаваемости.

Каллиграфический орнамент . Может состоять как из отдельных букв, так и из предложений. Причина в том, что алфавит некоторых языков очень пластичен, например арабский. Русский алфавит также пластичен, а если ещё и с растительным орнаментом , то получится значительный декоративный эффект .

Фантастический орнамент . В его основе лежат изображения мифических существ. Таких как драконы, единороги, жар-птицы и др.

Животный орнамент . Здесь используются приближённые к реальным и упрощённые изображения животных. Этот орнамент прекрасно сочетается с растительным орнаментом .

Геральдический орнамент . Его элементами могут быть гербы. Атрибуты войны – оружие, доспехи. Атрибуты музыкального искусства – лиры, трубы, маски и т. п. Выполнение этого орнамента - чрезвычайно кропотливое и ответственное дело. Применение геральдического орнамента уместно при орнаментации изделий , например шкатулок, предназначенных в качестве подарка военному, артисту или музыканту. (слайд№13)

Орнаменты ханты и священные изображения

Крест, ромб

Прямая линия, зигзаг

Треугольник

Уголок

Бодухина Валентина Александровна,

воспитатель МБОУ «Ляминская СОШ»


Цели презентации

1. Познакомиться с особенностями национальных орнаментов; выявить элементы, составляющие сакральный характер орнаментов; найти взаимосвязь орнаментов разных народов.

2. Углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов, их освоение.

3. Укреплять взаимосвязь с родителями детей через совместную работу при сборе информации


  • Крест встречается как в прямом, так и в косом исполнении. В настоящее время еще встречаются татуировки в виде креста на руках: чтобы охранять от боли и чтобы «от болезни укрыться». Вообще, крест несет охранительную функцию, играет роль границы между мирами.
  • Косой крест еще называют «собачья лапа». Значение косого креста – отграничение мира людей от враждебных сущностей иного мира. Например, последний идущий с кладбища должен положить на дорогу крест-накрест две палочки: считается, что душа умершего не сможет через них перешагнуть.
  • На Казыме в том случае, если нельзя пропустить стадо по какой-либо тропе (дороге), то ее перекрывают. При этом было бы проще взять две жерди и поставить их крест-накрест. Однако обычаем это запрещено, поэтому приходится рубить большое количество жердей и ставить их вертикально одна к другой. Запрет по отношению к крестообразно поставленным жердям объясняется тем, что ими навсегда перекроешь себе обратную дорогу.
  • В связи с крестом необходимо отметить особый способ завязывания узлов на умершем. Концы завязок, располагаясь перпендикулярно основному шнуру, как бы образуют крест.

Змея

Эти орнаменты почитаются в связи с тем, что змей считают косами Казымской богини.

Считается, что эти изображения способны «высосать болезнь», и их изготавливали в случае тяжелого недуга.

Во сне увидеть змею или ящерицу – «болезнь глазами увидел», а это, в свою очередь, означает, что человек выздоровеет.


Ромб

Отдельно взятый ромб называют «сердца углубление», так же называют ряды ромбов на вязаных и бисерных изделиях. В зависимости от своего местонахождения в узоре ромб изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце», кроме того он мыслится как «вместилище для души».

На детской люльке существует ромбовидный сегмент, который тоже называется «сердца углубление», и на него запрещается наносить узор, чтобы «не испортить жизнь ребенку».

Существует много узоров с пустым внутри ромбом и отходящими от вершин «крючкообразными» отростками. Такие узоры называются «лягушка». Известен обычай почитания лягушки, «между кочек живущей женщины», «прыгающей женщины», которая способна дарить семейное счастье, облегчать роды.


  • Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие.
  • В фольклоре с лягушкой связано представление о счастье, изобилии. Герой говорит: «Один угол дома пусть мехами переполняется, в другом углу лягушки пусть прыгают».
  • В русской народной сказке царевна превращается в лягушку, надев лягушачью шкурку.
  • Таким же способом принимают облик животных духи ханты.

Почему нельзя убивать жучков?

  • Ромб как универсальный символ плодородия и чадородия связан с представлениями о Матери-Прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа, и как Великая Женщина-Мать.
  • Фигура ромба нашивается в плечевой части одежды, плюс два зигзага, расположенные по разные стороны от выреза груди, замыкаясь на его конце, образуют ромбы. Существует стойкое выражение «силу спины охранять, силу груди охранять».

Ромб является основой многих узоров: «жук», «солнышко», «мужика половина», «поленница дров», «ель», «мышь».

По сегодняшним представлениям хантов, жучков нельзя убивать – это наши бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького невидимого жучка».


  • Ель имела статус священного дерева.
  • Ель с корнями и диском наверху символизирует мост, соединяющий Нижний и Верхний миры.
  • Считается, что если по какой-то причине человек желает встретиться с лесным духом, то он, ночуя в лесу, во-первых, должен под спальное место постелить еловые ветки, а во-вторых, настрогать еловых стружек и также положить под себя.

Мышь

В образе мыши священный дух Ем вож ики уничтожает все враждебные сущности Нижнего мира.

Распространен сюжет, когда умерший герой появляется в образе мыши (иносказательно, «по земле ходящее животное», «мусора животное», «маленькая белка»), чтобы передать ту или иную информацию.


Прямая линия. Зигзаг

  • Прямая линия. Это простейший геометрический орнамент, очень распространенный элемент украшения одежды. Прямая линия – «прямой след», «прямой путь», «прямая тропа».

Зигзаг. Чаще всего присутствует на бересте, при аппликации тканью по ткани. Извилистая линия в центре изображения считается признаком жизни и живого существа. С зигзагом традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни, поэтому наиболее часто этот узор встречается на берестяных колыбелях как на спинке люльки, так и на ее бортиках.


Треугольник

  • Символические значение топора очень велико.
  • Он применяется во многих обрядах: свадебных, похоронных, на медвежьих игрищах.
  • Топор обладает очистительной функцией: в целях ритуального очищения через него должны перешагивать женщины.
  • Он – непременный атрибут гадательного процесса определенной категории людей, у которых есть «топора знак».
  • В фольклоре топор фигурирует как боевое оружие – достаточно ему приклеиться к врагу (его жилью), и тот будет побежден.

Треугольник в орнаменте (линия треугольников) имеет разные названия:

«щучьи зубы», «утиные выводки», «кедровая шишка» - если основание помещено горизонтально, а вершина направлена вверх;

«голова», «головы одна половина» - если вершина повернута вниз;

«топора лезвие» - если основание размещено вертикально.


  • играет существенную роль в мифологии обских угров.
  • Она выступает творцом мира, достает землю из глубин первичного Мирового океана.
  • В марийском мифе строение мира осуществил селезень, доставший со дня моря ком земли; в мордовском варианте кусочек земли, из которого возникло все живое, достала утка (гоголь, нырок).
  • В Волжской Болгарии на височных кольцах часто изображалась утка с золотым шариком в клюве.
  • Согласно сегодняшним представлениям, во-первых, с уткой связано понятие изобилия. Во-вторых, утиная лапка служит игрушкой ребенку и в то же время является его оберегом.

  • Много изображений птиц на детских и женских вещах.
  • На спинку люльки против того места, где находится голова ребенка, обычно наносится «глухаря сна узор».
  • Многие исследователи указывали на магическое значение «птицы сна».
  • Смысл данного изображения в том, что одна из душ человека имеет вид птицы и может покидать во время сна тело.
  • Изображение птицы служит вместилищем для души и удерживает ее на одном месте. Со временем, «пестрый глухарь» привыкает к конкретному человеку и повсюду следует за ним

  • Двухголовую птицу называют также «двухголовый журавль», «безголовый журавль» или «двухголовый безголовый журавль».
  • На вопрос, почему он двухголовый, обычно дают ответ «он на две стороны смотрит», т.е. способен одновременно охватывать своим взором все окружающее пространство, всезнающий и всевидящий; такими же способностями обладает и медведь.
  • Журавль – один из главных персонажей Медвежьих игрищ, где он выступает в роли мстителя.
  • Согласно священной песне, медведь разрушает гнездо журавля, уничтожает его птенцов и должен за это понести наказание. В заключительной сценке прилетает журавль, поет свою песню, затем начинает переворачивать стоящие перед медведем чаши с едой, сдирает с него украшения, ломает его домик.

  • В настоящее время священные узоры встречаются на ритуальных поясах, рукавицах, шапках. Предметы с их изображениями кладут в приклады духов-охранителей или используют на Медвежьих игрищах.
  • Считается, что священные узоры таят в себе некую силу, некий заряд энергии, способный сакрально очистить предмет, на который он наносится, и далее содержать его в этом состоянии. Тем самым женщины как бы поддерживают постоянный источник очищения, в первую очередь для мужчин. Часто новые орнаменты видятся во сне.

Четыре группы священных узоров

Священные узоры можно разделить на четыре группы: первая связана с медведем, вторая – с изображением человека на лошади, третья – «духов узор», четвертая – «счастливые гнезда» тех или иных почитаемых животных: ящерицы, змеи, трясогузки.

Про медведя не говорят «убит», а говорят «спущен», что связано с его небесным происхождением, он является сыном Торума.

  • Кроме того, при добыче медведя вылетает только одна из его душ, в конце праздника Медвежьих игрищ семь божеств уносят вторую душу, а еще одна душа остается при медведе, если он желает быть домашним духом, т.е. медведь еще «живой»: его душа все видит, понимает, чувствует.
  • Раньше в качестве духа оставляли выделанную медвежью шкуру вместе с головой. Изображение медведя соответствует именно такому медведю, ставшему духом – вид сверху.

Как стать удачливым охотником?

  • Иногда изображается след медведя («медведя узор»). Можно говорить о полном отождествлении в сознании следа и животного. Имея перед глазами след, особенно на снегу, опытному охотнику совсем не обязательно наблюдать само животное, оно и так уже стоит перед его мысленным взором.
  • Охотнику известно – сыт зверь или голоден, куда и для чего направляется, какая завтра будет погода и, следовательно, чем будет заниматься данный зверь. Изображение следа медведя есть для ханты сам медведь.

В священных узорах многое изображается опосредованно: не медведь, а его след, не ящерица, а ее гнездо и т.д.

Ящерица, змея, трясогузка не имеют для охотника практического значения, это атрибуты духов, символы их присутствия, они сакральны. Чем больше этих символов хранится в «священном углу», тем сильнее эта часть пространства насыщена «духовной энергией» и тем удачливее человек в промысле и быту.


Другие изображения

Узор оленя должен символизировать землю, «наполненную оленями»

  • « Солнце»-«Солнце-найматерь» , дарительница силы, энергии для воспроизводства земной жизни.
  • Штрихи возле солнца – это семена жизни, следы их присутствия, из которых могут родиться «и человек, и животное, и растение».
  • Узоры, отходящие от центрального круга – «солнца лучи», а небольшие выступы на окружности называются «невзорвавшаяся рука (луч)», т.е. еще не сформировавшиеся зарождающиеся лучики.
  • Идея орнамента такова, что солнце дает жизнь, как настоящую так и будущую.

  • В этом изображении узоры, отходящие от вершин четырехугольника символизируют «оставленного стойбища дороги».
  • По рассказам, в старину люди специально оставляли стойбища, чтобы создать еще один клочок удобренной земли, потому что на нем даже в самый неурожайный год вырастет крупная сочная ягода.
  • Во всех случаях места, где ранее были стойбища, резко выделяются на фоне остальной местности, там более пышная, обильная растительность, хвоя на деревьях крупная и ярко-зеленая.
  • Таким образом, близость конфигурации узоров «солнце» и «покинутое стойбище» объясняется их общей идеей – воспроизводство земной жизни

« Кедровая шишка»

В фольклоре существует следующий оборот:

«Сосновой шишке подобная кукла, Кедровой шишке подобная кукла».

Оба выражения обозначают одно и то же: после эпохи богов и богатырей на земле возникает эра жизни хантыйских людей, которых боги называют «куклами».

Таким образом, шишка – это символ хантыйского человека или человека вообще.

Шишка – это дом для орехов. Орехи – это семена новой жизни.

Однако особое состояние ореха, то есть его способность к прорастанию, связано с наличием кедровок, так как именно они закапывают орехи в землю.

Не исключено, что первоначально «шишка-человек» мыслилась как беременная женщина.


Уголок

Уголок лежит в основе многих значимых узоров орнамента. Можно назвать следующие узоры.

«Заячьи ушки» («уши маленького зайца»). Существует представление, что если снег падает большими хлопьями, то это Торум-отец на свою жену злится и рвет ее заячью шубу. Заячья атрибутика присутствует и в родильном обряде.

  • «Маленькая ветка», «лисицы локоток», «заячья лапка» - о снова более сложных узоров.

«Маленького оленя рога» . Это двойные «заячьи ушки» по узору.

По смыслу, если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды: это материальное благополучие (теплая одежда, еда) и он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божества.

Кусочки шкуры с ушей оленя, отрезаемые при нанесении на уши метки, женщины собирали в гирлянды и украшали ими игольницы Их нужно было пришивать очень надежно, чтобы не растерять, иначе семья растеряет своих оленей. Таким образом, магически женщина участвует в охране стада.

  • Какова функция прямого креста в орнаменте?
  • Какова функция косого креста в орнаменте?
  • В каком случае изготавливался орнамент «змея»?
  • Каково назначение ромба в орнаменте на детской люльке?
  • Почему узор «лягушка» считается женским?
  • Какой узор необходимо было вышить бисером на платке для здоровья новорожденного?
  • Почему нельзя убивать жучков?
  • Символом чего является ель?
  • Символом чего является мышь?
  • С каким узором традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни?
  • Каково назначение топора и его изображения в узоре?
  • Какой узор наносится на спинку люльки против того места, где находится голова ребенка и с какой целью?
  • Как называется этот орнамент?
  • Какие узоры считаются священными?
  • Как стать удачливым охотником?
  • Какова связь между узорами солнца и покинутого стойбища?

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Заячьи ушки» («Большие уши») Орнамент связан с зайчихой, образом богини Калтащ, и, следовательно, несет функцию узора, охраняющего женщину, ребенка и саму способность женщины к деторождению. Узором «заячьи ушки» украшают детские вещи, потому, что зайчиха – мать относится к лесным женским духам. А каждая женщина – мать любит своих детей. Этот узор похож на длинные ушки зайцев.

3 слайд

Описание слайда:

«Крыло чайки» Орнамент «крылья чайки» говорит о том, что мастерицы проживают на реке Обь; считается, что чайка – птица духа, управляющего тучами и грозой.

4 слайд

Описание слайда:

«Пасть большого коня» В фольклоре ханты встречаются крылатые кони с раскрытой пастью. Богатыри, умеющие их укрощать - Боги наиболее высокого ранга, - восседают на таких лошадях.

5 слайд

Описание слайда:

«Оленьи рога» Он похож на веточки оленьих рогов. Этому узору ханты отдают предпочтение, потому, что олень – самое главное животное в жизни хантов. Если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды; во-первых, это материальное благополучие (теплая одежда, еда), во-вторых, он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божеств.

6 слайд

Описание слайда:

«Медведь» Узором «медведь» охотники украшают свои вещи и обереги, они верят, что медведь их охраняет и приносит удачу на охоте. Похож этот узор на стоящего во весь рост медведя.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

«Кедровая шишка» Шишка – это символ хантыйского человека или человека вообще. Шишка – это дом для орехов. Орехи – это семена новой жизни. Однако особое состояние ореха, то есть его способность к прорастанию, связано с наличием кедровок, так как именно они закапывают орехи в землю. Не исключено, что первоначально «шишка-человек» мыслилась как беременная женщина.

9 слайд

Описание слайда:

«Лягушка» Орнаменты «лягушка» и «крест» - элементы женского мира. По мифам и «лягушка», и «крест» символизируют женское начало. Их изображения служат оберегами для домашнего очага и непосредственно для самой женщины. Этими орнаментами украшают женские нагрудные и налобные украшения, пояса. Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие.

10 слайд

Описание слайда:

«Солнце» Этот узор часто наносят в центр игольницы, также он популярен и на крышках берестяных коробов. Узоры, отходящие от центрального круга, называют «руки солнца», лучи. В верованиях ханты сохраняется отношение к «Солнцу-най-матери» как к дарительнице силы, энергии для воспроизводства земной жизни.

11 слайд

Описание слайда:

«Птица» Узор «птица» хранит сон и здоровье человека, отпугивает от него злых духов. Этот узор похож на птицу, которая повернула голову к хвосту.

13 слайд

Описание слайда:

Березовая ветвь очень часто встречающийся орнамент. Береза в представлении хантов – это святое дерево, священное дерево. О березе, как о священном дереве, поется во многих песнях – молитвах, в песнях – поклонениях богам, в песнях наставлениях, рассказывают о березе легенды, например, как эта: «Забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошел. Посмотрела дочь Неба на Землю. Черные мысли людей Землю душат. Умирает она. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле березы. Говорят, что это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево».

Консультация для родителей «Орнаменты ханты и манси»

«Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб».

Каждый народ заявляет о себе через культуру. В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка-украшение) — это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель). В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере. Исполняется орнамент на ткани, бумаге, дереве, металле.

Язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала. Символ — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного. Орнаменты ханты и манси имеет символическое значение.


Например, «лягушка» и «крест» являлись символами домашнего очага. «Крест» также является оберегом от дурного глаза. На одежде ханты и манси можно увидеть оленей, медведя, соболя, мифического мамонта, глухарку, кедр, березу и многое другое. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Например, олень символизирует победу добра над злом, крест с загнутыми концами обозначает символ счастья, пчела символизирует трудолюбие, зеркало – правду, лев – могущество, меч – правосудие, крылья – движение. Орнаменты, связанные с медведем, как существа высшего, небесного происхождения требует к себе особого отношения, их может выполнять только мастерица с большим опытом.

Использование в орнаменте изображение птицы, несёт в себе силу оберега сна и здоровья ребёнка.

Для изготовления изделий используют несколько цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира. Для украшения подола платья национальным орнаментом используются длинные узкие полоски всех этих цветов.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры манси. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.


Орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл. Орнаменты являются частью культуры народа ханты и манси, обозначают солнце, землю, небо, зверей, изображают богатую природу Севера и жизнь коренного народа, а еще служат оберегами.

Для сохранения мира на земле мы все должны чтить, помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, тесно ведут хозяйство, живут на одной территории, желающих друг другу тепла и доброты.