Разрушение мифов. Что было раньше - курица или яйцо

Неопротестанты, равно как и маргинальные псевдохристиане типа "свидетелей Иеговы" любят разрушать ортодоксальные мифы. Чаще эти мифы существуют лишь в их головах, но иногда бывает, что говорят они по существу. Перед нами статья неопротестанта, решившего доказать, что в Церкви не должно быть рукоположения священной иерархии. Сама эта идей несерьезна, но в статье есть много чего и полезного, и правильного. Мой комментарий к статье, который я дал в блоге автора, здесь тоже выставлю, внизу статьи.
______________________

Оригинал взят у vsekh в Разрушение мифов по четвергам...

Миф о рукоположении Тимофея

Помню, как с десяток лет назад я был шокирован, когда услышал в баптистской церкви серию проповедей о так называемом «новозаветном священстве». Предполагалось, что в Церкви Нового Завета должны быть специальные люди, которых надо называть «священство» и только они имеют право на совершение «священнодействий», как то: крещение, причастие, бракосочетание, благословение детей, освящение домов молитвы и т.д.

Тогда еще мне показалось, что это нарушает фундаментальное протестантское убеждение о всеобщем священстве верующих, так как вновь, по ветхозаветному образцу обязывает нас иметь посредников между нами и Богом, тогда как такой Посредник в Новом Завете один — Иисус Христос (1Тим.2:5). Я и до сих пор считаю, что хотя у каждого члена Церкви есть свое уникальное дарование, все же наш статус перед Богом абсолютно одинаков и нет нужды ждать рукоположенного служителя, чтобы совершить, к примеру, преломление хлеба. У нас различные функции в домостроительстве Божьем, но одинаковый статус перед Богом.

Впрочем, не об этом речь. (Об этом поговорим как-нибудь в другой раз).

Но одно меня тогда насторожило особо — в качестве обоснования учения о «касте новозаветных священников» был использован стих:

Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. (1Тим.4:14)

Интересно то, что словом «священство» тут почему-то переведено слово «πρεσβυτέριον» — «пресвитерство», «совет пресвитеров» или «совет старейшин». Слово «пресвитер» в Новом Завете весьма часто вообще не переводится, либо переводится как «старец», либо как «старейшина», поэтому странно, что именно в этом месте текст словно завуалирован.

И мне стало интересно, почему православные переводчики пошли на такую подмену?

Ответ прост: чтобы поддержать православный миф о том, что Тимофей был епископом Ефеса, а следовательно принадлежал к высшей из ступеней священства.

Ведь православный и католический Епископ — это Архиерей — начальник над несколькими поместными церквами. Он, как правило, один начальствует над церквами больших областей, состоящих из нескольких городов.

А согласно православному учению, епископа не могут рукоположить пресвитеры, но только епископы. Пресвитеры, с точки зрения православного богословия, вообще не имеют право совершать хиротонию (рукоположение) , поэтому православному переводчику ничего не оставалось делать, как скрыть ясное учение Писания об обратном.

Дело в том, что Новый Завет вообще не делает разницы между служением епископа и пресвитера. Это слова-синонимы. «Епископ» — блюститель, надзиратель. «Пресвитер» — старейшина. Эти слова в Новом Завете часто взаимозаменяемы. (И с этим согласны некоторые из православных исследователей).

Например, в Деяниях, в 20 главе Павел «послав в Ефес, … призвал пресвитеров церкви» (Деян.20:17), и тут же в 28 стихе называет ту же группу руководителей епископами : «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (по-гречески «епископус»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». (Деян.20:28).

В послании к Титу Павел приказывает: «…чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров , как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель…» (Тит.1:5-7)

Таким образом, мы видим, что епископ и пресвитер — это одно лицо.

В новозаветное время поместные церкви управлялись либо апостолами и пророками, либо епископами и диаконами.

Об этом свидетельствует древний христианский текст «Дидахе»: «Рукополагайте себе епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и истинных, и испытанных, ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей. Поэтому не презирайте их, ибо они почтенные ваши наравне с пророками и апостолами». (Дидахе. 15:1,2)

Т.е. в каждой поместной церкви было НЕСКОЛЬКО епископов, которые иногда назывались и пресвитерами.

Об этом свидетельствует и Новый Завет: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами…» (Фил.1:1) (Видно, что филиппийская церковь не знала трехступенчатой иерархии) . А Деяния в 15 главе повествуют, что иерусалимская церковь управлялась апостолами и пресвитерами . Таким образом, мы вновь видим взаимозаменяемость терминов «епископ» и «пресвитер». Особо отметим, что их в поместной церкви было несколько, а не один.

Однако уже ко второму веку в новозаветную терминологию были внесены существенные изменения. В основном благодаря Игнатию Антиохийскому. Он почему-то решил, что среди пресвитеров-епископов должен быть один главный. И вот его-то и следует называть епископом, а остальных пресвитерами.

Надо заметить, что даже Игнатий еще не говорит об епископе, как о начальнике над НЕСКОЛЬКИМИ поместными церквами. Согласно Игнатию, епископ — просто главный пресвитер в одной поместной церкви. Судите сами:

«Посему, как Господь без Отца, по своему единению с Ним, ничего не делал ни Сам Собою, ни чрез апостолов, так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров… но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной». (Магнезийцам, 7 глава) Здесь мы видим, что епископ и пресвитеры — члены одного собрания.

Игнатий так же не выстраивает четкую иерархию: епископ — пресвитер — диакон, — как это делают современные православные и католики.

«…так как епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец, явился видимо. Поэтому все, вступивши в сожительство с Богом, уважайте друг друга, и никто не взирай по плоти на своего ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и предсидящими, во образ и учение нетления». (Магнезийцам, 6 глава)

Мы видим, что по Игнатию, епископ, как Бог, пресвитеры, как апостолы, а диаконы, как Иисус Христос (!).

Странно, да?

Неужели Христос, с точки зрения Игнатия, ниже апостолов? Никак! Поэтому не об иерархии говорит Игнатий, а о функциях: епископ начальствует (председательствет), пресвитеры учат (выполняют функцию собора), а диаконы служат, как Христос (и даже самому Игнатию явно более по нраву диаконское служение — сладчайшие мне).

И епископ у него неразлучен с пресвитерами и диаконами, как и Бог неразлучен с апостолами и Христом: «…благоуспевать плотию и духом, верою и любовию, в Сыне и Отце и в Духе, в начале и в конце, с достойнейшим епископом вашим и с прекрасно-сплетенным венцом пресвитерства вашего и в Боге диаконами. Повинуйтесь епископу и друг другу , как Иисус Христос повиновался по плоти Отцу, и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное». (Магнезийцам, 13 глава)

Однако Игнатий сделал свое дело — дал повод к изменению новозаветной терминологии (Епископ у него всегда один, а не несколько) и, как следствие, к зарождению мифа о трехступенчатом, иерархическом священстве. Миф этот подхватили, и позже Ириней Лионский еще более возвысил роль епископов. И пошло-поехало…

Миф привел к искажению текста Писания в синодальном переводе, а также к искажению отношений в поместной церкви и управления оной. И даже некоторые протестанты вдруг, к сожалению, стали увлечены этим мифом.

Уверен, что быть так не должно!

Павел Бегичев pavel_begichev

__________________________

Боюсь, вы приписываете Игнатию создание того, о чем он лишь констатирует, как о создавшемся в Церкви к его времени. А то, что существующая нынче иерархическая система сложилась во времени, а не была изначальной данностью, вовсе не отрицается ортодоксальными Церквями. Ну, это если не считать маргинальных фриков. Те действительно могут считать, что уже при апостолах бала РПЦ или папа Римский (в зависимости от церковной принадлежности фрика).

Структура иерархии в Церкви сложилась уже на раннем этапе, когда христиане еще были гонимы и их истинность не может подвергаться сомнению даже неопротестантами, которые противопоставляют себя уже огосударствеленной Церкви после-константиновского периода, с их соборами, догматами, папами и патриархами. Поэтому, критиковать трехчастную систему иерархии, как нечто нарушающее библейские нормы, неопротестантам таки не очень разумно. Но критиковать чрезмерную сакрализацию высшей иерархии не помешало бы, хотя такая критика более уместна от ортодоксальных же богословов. Впрочем, какая-то польза может быть и от внешней критики.

Неопротестанты же могут себе создавать любую структуру управления и пастырства. Это их дело, понимать то, что есть "правильно", основываясь на собственных толкованиях Писания. Могут даже жить по подобию иерусалимской первообщины, коммуной, когда ни пресвитеров, ни диаконов не было, а народ продавал имущество и отдавал в общий фонд, собираемый и распределяемый апостолами. Другое дело - где вы апостолов возьмете? Сами назначите? Или найдутся те, кто сам себя назначит? Впрочем, практика самодеятельного пасторства и апостольства - это естественная практика неопротестантизма. Без этого не было бы самого неопротестантизма, как впрочем, и маргинальных, псевдохристианских сект, типа "свидетелей Иеговы".

В строгом смысле главное различие между ортодоксальными Церквями и неопротестантизмом именно в происхождении иерархии, а не в ее структуре. Вы же наверняка знаете, что ортодоксы утверждают истинность своей иерархии на преемственности от апостолов, в то время как иерархия (а она, конечно же, есть) неопротестантов возникла в самодеятельном порядке. Какой-то Джеймс лет триста назад, или какой-то Вася в прошлом году начитался Библии, понял, что он избран Богом и имеет миссию восстановления Церкви и объявил себя "пророком", собрав вокруг себя "церковь", и уже от этого Джеймса или от Васи идет преемственность у тех или иных неопротестантов.

Поэтому, апостольская преемственность в Церкви - вот он где предмет для дискуссии. А структура церковной иерархии - это лишь приложение. Структура может быть абсолютно любой, хоть трижды искусственной и новой, но преемственности Церкви от апостолов не купить в магазине.

Распространение и разрушение мифа

Есть два способа объяснить присутствие мифов в любом обществе: во-первых, они могут распространяться, а во-вторых, создаваться независимой работой воображения при столкновении с аналогичными ситуациями. Исследования Юзнера доказали, что миф о потопе в том или ином варианте существует практически во всех частях света. Когда мы будем рассматривать шумерский и вавилонский варианты мифа о потопе, то увидим, что их появление в долине Тигра и Евфрата может быть объяснено частыми наводнениями. Но когда мы находим мифы о потопе в странах, где подобные наводнения невозможны (как, например, в Греции или Ханаане), то становится ясно, что этот миф был «завезен» туда; увы, проследить, как именно это произошло, уже невозможно. Примером «путешествия» мифа могут служить найденные в Египте клинописные таблички с текстом вавилонского мифа об Адапе, о котором мы расскажем ниже. Их использовали египетские писцы, чтобы научиться искусству клинописи. Примерно то же самое произошло, когда отрывок мифа о Гильгамеше был найден во время раскопок в Мегиддо. Легенда о Кадме рассказывает нам, как финикийский алфавит был перенесен в Грецию и стал прародителем всех западных алфавитов. Таким образом, есть серьезные основания полагать, что путешествия, торговля, миграция людей и завоевательные походы были теми способами распространения, посредством которых мифы могли попадать из одной страны в другую. По мере того как ритуалы устаревали и исчезали либо трансформировались вместе с упадком цивилизации, в которой ранее они играли столь важную роль, связанные с ними мифы освобождались от обрядовых ассоциаций и становились чисто литературными формами, проникающими в культурные традиции других народов. Например, миф о победе над драконом, который является центральным элементом вавилонского мифа о творении, породил мифы о Персее и Андромеде, Геркулесе и лернейской гидре, Зигфриде и Фафнире, Беовульфе и Гренделе и до сих пор существует в легенде о святом Георгии и его победе над змеем.

Из книги «Гарри Поттер»: попытка не испугаться автора Кураев Андрей Вячеславович

СКАЗКА – ГРОБНИЦА МИФА Сказка, которая честно говорит о себе, что она – сказка, и должна быть судима по законам своего жанра. Вот когда Блаватская и Рерихи говорят, что богиня Изида принесла пшеницу землянам с Венеры и на полном серьезе уверяют, что этот факт

Из книги «Гарри Поттер» в Церкви: между анафемой и улыбкой автора Кураев Андрей Вячеславович

СКАЗКА - ГРОБНИЦА МИФА Сказка, которая честно говорит о себе, что она - сказка, и должна быть судима по законам своего жанра. Вот когда Блаватская и Рерихи говорят, что богиня Изида принесла пшеницу землянам с Венеры и на полном серьезе уверяют, что этот факт

Из книги Мифология Ближнего Востока автора Хук Самуэль

Типы мифа Обрядовый миф Общеизвестно, что большинство текстов, на которых основывается наше знание древневосточных мифов, было найдено в храмовых запасниках или архивах. Это свидетельствует о существовании высокоразвитой городской цивилизации, базировавшейся на

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Другие апокалиптические применения мифа Существует еще один аспект использования мифов в еврейской апокалиптической литературе, на который следует обратить внимание. Его начала можно найти в Книге пророка Исайи, где эсхатологическая деятельность Яхве описана в форме

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

Из книги Ностальгия по истокам автора Элиаде Мирча

6. Природа мифа. Прежде всего следует отстранить распространенное понимание мифа, согласно которому он есть произведение фантазии и вымысла. Сторонникам подобного понимания мифа не приходит даже на мысль такой простой, а вместе с тем и основной вопрос: чем же был миф для

Из книги Тысячеликий герой автора Кэмпбелл Джозеф

Из книги Шимшон - судья Израиля автора Вайс Гершон

Из книги Мифология греков и римлян автора Лосев Алексей Федорович

Разрушение мифа Самсон. Это имя вызывает в нашем сознании впечатляющие образы, сформировавшиеся ещё в детстве. Создание подобных стереотипов, без сомнения, объясняется врождённой эмоциональной и психологической потребностью в сверхгероях, роковых злодеях и

Из книги О мифологии и философии Библии автора Беленький Моисей Соломонович

IV. МИСТЕРИАЛbНАЯ РАЗРАБОТКА МИФА К числу основных форм критской мифологии необходимо отнести то, что можно было бы назвать мистери–альной разработкой мифа о Зевсе. Мы ниже (VII, п. 2 в.) приведем мнение Диодора Сицилийского о значении Крита для мистерий (таинств при

Из книги Магия, наука и религия автора Малиновский Бронислав

Развитие мессианского мифа Рассмотрим вопрос, почему Ветхий завет, божественная книга иудеев, стал священным писанием и для христиан?Как известно, одно из коренных отличий христианства от иудаизма заключается в том, что по представлениям иудеев мессианские времена еще

Из книги Миф автора Стеблин-Каменский Михаил Иванович

I. Роль мифа в жизни Обращаясь к рассмотрению типичной меланезийской культуры и обзору взглядов, обычаев и поведения туземцев, я намерен показать, как глубоко священная традиция, миф проникают во все их занятия и как сильно они контролируют их социальные и моральные

Из книги Легенда о Вавилоне автора Ильинский Петр

ТЕОРИИ МИФА Нет такой нелепости или такого абсурда, о которых те или иные философы не утверждали бы, что это - истина. Джонатан Свифт Несмотря на то что исследованием мифов занимается целый ряд наук - литературоведение и фольклористика, этнография и антропология, наука


Так уж случилось, что среди множества мифов о евреях, миф об их телесной слабости - один из древнейших и нередко, когда речь идёт об участии евреев в "боевых" видах спорта таких как: бокс, борьба или фехтование, некоторый пробел в общественном сознании имеется. Его то я и попытаюсь заполнить, с помощью краткого экскурса в историю спорта.

Физическое совершенство у иудеев, согласно Галахе, - важный элемент человеческого воспитания. И не случайно,что в число основных навыков, которые необходимо привить ребенку, они относили, например, плавание. Бег и игры с мячом Танах разрешал даже в субботу, когда верующий еврей вообще не имел права работать. Одними из наиболее распространенных видов спорта у древних евреев были поднятие тяжестей и борьба на поясах, породившая известное выражение «препоясать чресла», равно, как и метание пращи. Вспомним легендарных Самсона и Давида. Единоборства проводились обычно в дни религиозных собраний и торжеств в Иерусалимском Храме.

Иудаизм не допускал участия евреев в любом типе зрелищ эллинско-римского мира. Тем не менее на рубеже I в. до н.э. и I в. н.э., а точнее, в период правления Ирода, иудаизм не в состоянии был уберечься от насаждения институтов греко-римской культуры. Ирод построил цирк, театр и амфитеатр не только в Кесарии, административной римской столице Иудеи, но и в Иерусалиме и каждые пять лет устраивал игры в честь императора.

В начале I в. н.э. не только в Сирии и Ливане, но и в Иудее была масса разбойников. Были среди них и евреи, часть которых отправлялась в гладиаторы.
Но главным образом гладиаторами - евреями оказывались участники открытых антиримских восстаний в Иудее. Когда император Тит подавил Первое Великое восстание (66-70 гг. н.э.), он отправил на арену столько евреев, что во всех исторических трудах гладиаторы- пленники почти всегда ассоциируются с пленниками-евреями.

В евреях-гладиаторах из бунтовщиков и после падения Иерусалима не было недостатка. Согласно новейшим исследованиям бунты в Иудее не утихали никогда. Достаточно привести одно замечательное впечатление Марка Аврелия. Когда однажды, проездом, он оказался в Палестине, он с грустью воскликнул: "О маркоманы, о квады, о сарматы, наконец я обнаружил народ более беспокойный, чем вы" ("Писатели истории Августов", Марк, XXII). Некоторые евреи продавали себя в рабство или шли в гладиаторы из –за нужды. В Иерусалимском Талмуде читаем: "Нельзя выкупить на свободу еврея, несколько раз продававшего себя в рабство, но, если продал себя в рабство один раз, тогда выкупают его". И тут же важное дополнение: "Если еврей продал себя в гладиаторы даже один раз, его не выкупают".

Однако далеко не все евреи продавали себя в гладиаторы из-за острой нужды. Римский образ жизни манил, и гладиаторские игры, как уже отмечалось, стали главным развлечением и даже неким почетным занятием. Все это не могло не влиять на евреев: тех из них, которые становились гладиаторами по собственной воле. И только впоследствии к спорту иудеи начали относиться, как к средству укрепления здоровья и развития силы и ловкости. Существует несколько свидетельств того, что и в средние века евреи занимались спортом. Так,известно, что евреи Испании отличались в фехтовании. Еврейские юноши в Сирии в 4 в. тренировались, поднимая тяжелые камни. В Провансе евреи участвовали в соколиной охоте на лошадях. Есть свидетельства, что в конце 14 в. евреи участвовали в соревнованиях по бегу, прыжкам и метанию камней в Германии и Италии. Существует даже песня, посвященная еврейским бегунам, сочиненная в Италии в 1513 г.

В 16 в. на Аугсбургских играх прославился австрийский еврей по имени Отт. Он составил пособие по борьбе под названием «Борьба по Отту». Андре Юд выпустил аналогичное пособие по фехтованию. С начала 19 в. возрождение интереса к спорту захватило весь мир и евреи приняли в этом процессе определенное участие. Как правило, евреи были сильны в тех видах спорта, которыми особенно увлекались в странах, где они проживали (в Венгрии - плавание, в США - бокс, в России - шахматы). Однако есть определенные общие тенденции, проявившиеся у еврейских спортсменов вне зависимости от страны проживания. Так, евреи традиционно сильны в шашках и шахматах. Но высокий процент евреев в интеллектуальных видах спорта еще не говорит, что и в «боевых или силовых» видах у них нет и не было серьезных достижений.

1.Борьба

1.1 Вольная

Олимпийскими чемпионами становились: К. Карпати (Венгрия) в первом полусреднем весе (1936), Х. Уиттенберг (США) в полутяжелом весе (1948), он же выиграл серебряную медаль в этой весовой категории на Олимпиаде в Хельсинки (1952), киевлянин Б. Гуревич в среднем весе (1968). Призерами Олимпиад становились американцы С. Джерсон и Ф. Мейер, С. Рэбин (Великобритания, 1928), Н. Хиршль (Австрия, 1932) и Л. Шимон (Румыния, 1976).

1.2 Классическая

Олимпийскими чемпионами в 1952 г. стали представители СССР Б. Гуревич в легчайшем весе и Я. Пункин - в полулегком, в 1908 г. олимпийским чемпионом стал Р. Вейс (Венгрия). Призером Олимпиады был А. Курланд (Дания).
Особое место в истории советского спорта занимают белорусские борцы классического стиля Олег Караваев и Леонид Либерман.

Олег Караваев стал ярчайшей звездой греко-римской борьбы. К борьбе пристрастился по примеру старшего брата Игоря, чемпиона и призера первенств СССР по вольной борьбе.
Успехи Олега Караваева были ошеломляющими: в 18 лет – чемпион СССР среди юношей, спустя год – победитель 1-й Спартакиады народов СССР, как и второй в 1959 г. Шесть лет подряд Олег Караваев становился чемпионом СССР и дважды – чемпионом мира (1958,1961 гг.). Золотой медалист Римской Олимпиады 1960 г.. После окончания спортивной карьеры несколько лет работал тренером. Ушел из жизни в 1978 г. в возрасте 42 лет.

Чемпионом мира Леонид Либерман стал в 1973 г. в возрасте 21 года. В 1970 г. выиграл турнир «Олимпийские надежды», "Международный турнир памяти Ивана Поддубного" и стал чемпионом СССР и Европы среди юношей. Второй призер 4-й Спартакиады народов СССР (1971г.), победитель Всемирной Универсиады (1973г.).

Наиболее значительных успехов в классической и вольной борьбе добивались выступающие за Израиль репатрианты из бывшего СССР. Так, в 2003 г. чемпионом мира в классической борьбе в весовой категории до 84 килограммов стал репатриант из Грузии Гоча Цициашвили. Призерами мировых первенств становились Цициашвили, Юрий Евсейчик (1998 г. в сверхтяжелой весовой категории) и Михаэль Бейлин (2001 г. в категории до 63 кг.) в классической борьбе и Виктор Зильберман (1974 г., в весовой категории до 71кг.) в вольной.
В 1991 г. М. Геллер стал серебряным призером чемпионата Европы (1993 г.) по вольной борьбе в весе до 68 кг; Н. Заграничный (вес до 48 кг) стал серебряным призером чемпионата Европы в классической борьбе; А. Зееви стал чемпионом Европы среди молодежи (1995г.).

1.3 Дзюдо

Призерами Олимпийских игр по Дзюдо становились А. Боголюбов (СССР) и Д. Брэгмен (США) в 1964 г., М. Берланд (США) и М. Бергер (Канада) в 1984 г.

Первым советским чемпионом мира по самбо (1973 г.) стал неоднократный чемпион СССР по этому виду спорта в период с 1965 по 1973 гг. Давид Рудман. Он также был чемпионом Европы по дзюдо. Чемпионом Европы по дзюдо становился Илья Ципурский (1964 г.). Он же дважды выигрывал чемпионаты СССР по самбо.

Дзюдо наиболее популярный в Израиле вид единоборства. Помимо трех олимпийских медалей, израильские спортсмены удачно выступают на мировых и европейских первенствах. Ариэль Зееви - трехкратный чемпион Европы в весе до 100 килограммов и призёр чемпионата мира в абсолютной весовой категории. Яэль Арад также становилась чемпионкой Европы (1993 г. в весовой категории до 61 кг. и вице-чемпионка мира в том же году). Призёрами чемпионатов мира и Европы также становились Орен Смаджа, Йоэль Развозов, Галь Йекутиэль, Андриан Кордон и Алиса Шлезингер.

1.4 Крав-мага

Израиль может гордиться не только успехами отдельных спортсменов в различных спортивных единоборствах (дзюдо, таэквондо, бокс, каратэ, ушу, муай-тай), но и такими национальными интегральными системами рукопашного боя, как «крав мага» (контактный бой) и «капап» (бой лицом к лицу). "Крав-мага" система рукопашного боя – это не спорт, а система защиты – своего рода искусство. Искусство не быть жертвой. Основатель – выходец из Словакии Имре (Имай) Лихтенфельд (1910 -1998 гг.), многократный чемпион Европы по греко-римской борьбе и боксу.
Выросший в спортивной семье, он изучил французскую борьбу и английский бокс, активно интересовался модным тогда в Европе дзю-дзюцу. Полученные на спортивной арене навыки "крав-мага" ему уже в скором времени пришлось отточить в уличных стычках с нацистскими молодчиками. В середине 30-х годов – в период ужесточения нацистского террора в Европе – Лихтенфельд организовал отряд самообороны для охраны порядка и безопасности еврейского района. Несколькими годами позже он записался добровольцем в Британский экспедиционный корпус, в составе которого участвовал в самых рискованных операциях против нацистов, доходящих подчас до открытых рукопашных столкновений.

В 1940 году Лихтенфельд вынужден был покинуть Европу и отправиться в Палестину. Здесь, начиная с 1944 года, он тренирует личный состав еврейской полиции и сил специального назначения. Неизменно выходя победителем, он начал обучать сослуживцев приёмам «своего» боевого искусства. В 1948 году, после создания государства Израиль, Имай Лихтенфельд поступает на службу в Армию Обороны Израиля на пост главного инструктора армии по физической подготовке и рукопашному бою. Результатом преподавательской работы и личного опыта Имриха Лихтенфельда, сменившего имя на Ими Сдэ-Ор, стало создание новой системы агрессивного и сугубо практичного рукопашного боя - "крав-мага". Она официально принята для подготовки израильских сил самообороны, Моссада, полиции и спецподразделений и возникла практически одновременно с образованием государства Израиль в 1948 году. В 1972 году прошел первый курс для гражданских инструкторов, а в 1981 году "крав-мага" вышла на международную арену и в настоящее время востребована спецслужбами многих стран мира.

Уже на заре современного бокса – английского призового боя, чьи правила были обнародованы в 1743 году, мы сразу встречаем еврейский персонаж. Это – Даниел Мендоза (1763-1836), потомок испанских евреев, по прозвищу «Свет Израиля». Вот он-то и был сильнейшим боксером Англии в 1787–1795 годах. Мендоза всегда подчеркивал свое еврейское происхождение и при этом отстаивал собственное национальное достоинство. Он был первым евреем, с которым разговаривал король Георг III. Образ Мендозы вывел в повести «Родни Стоун» (1896 г.) сам король детектива и «отец Шерлока Холмса» сэр Артур Конан-Дойл.На страницах старинной спортивной хроники о товарищеском ужине лучших боксеров Англии запечатлены и другие еврейские бойцы. Например, «Голландец Сэм», чье настоящее имя Сэмюэл Элиас (1775–1816 гг.), – один из сильнейших тяжеловесов той эпохи. Его сын, по прозвищу «Молодой Голландец Сэм» в 20–30-х годах ХIХ столетия считался чемпионом мира в полусреднем весе и за всю карьеру ни разу не потерпел поражения. Среди британских пионеров бокса почетное место занимает также Барни Аарон по прозвищу «Звезда Востока». Он был признан сильнейшим легковесом мира в 1819–1834 годах.

Эти достойные иудейские персонажи были включены в «Международный боксерский зал славы», существующий с 1989 года. Здесь компанию им составили еще три десятка соплеменников, оставивших свой яркий след в мировой истории бокса. Да и за пределами этого почтенного элитного собрания осталось немало евреев-боксеров, в том числе чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр, призеров и участников этих и других престижных турниров любителей и профессионалов. Кроме того, с 1981 года в израильском Институте физического воспитания и спорта им. О.Ч. Уингейта в Натании открыт «Международный зал славы еврейского спорта», в котором уже тогда значился 31 представитель бокса.

Краткая еврейская энциклопедия называет имена 22 евреев, бывших чемпионами мира по боксу среди профессионалов, и трех олимпийских чемпионов. Этот список отнюдь не полон. Ибо при перепечатке соответствующей статьи из «Энциклопедиа Иудаика» в него почему-то не включили трех чемпионов мира в категориях, название которых начиналось со слова junior, видимо, решив, что речь идет о юниорах. Это чемпионы Джек Бернштейн, Муши Каллахан и Джекки Берг. Список этот еще и не точен: так, неправильно указана весовая категория знаменитого Бенни Басса. В истории спорта остались также имена еврейских боксеров, хоть и не становившихся чемпионами, но добившихся выдающихся успехов. Такие, как, скажем, Джо Хоинский и Лев(Лью) Тендлер, удостоенные места в том же Зале славы. Лев Тендлер, боец из Филадельфии, которого одни считают самым великим левшой в истории бокса, а другие – самым великим из боксеров, не ставших чемпионами. За 15 лет карьеры Тендлер выиграл 69 боев (37 нокаутом) при 11 поражениях.

Из Англии времен Мендозы перенесемся в Америку. Именно там расцвел профессиональный бокс по правилам Маркиза Квинсберри (введены в 1867 году), там он стал мощной индустрией, там явили миру свои таланты многие гении ринга. Впрочем, вполне понятны и причины, по которым уже в начале ХХ века дети еврейских иммигрантов из царской России стали преуспевать в боксе. С одной стороны, это – жестокая необходимость самоутверждаться на улицах разнообразных Ист-Сайдов в драках с ирландскими и итальянскими сверстниками. С другой – не менее жестокая необходимость зарабатывать на хлеб для многодетных еврейских семей. Наконец, с третьей – неизбывное стремление еврейской диаспоры преуспевать именно в самых популярных видах деятельности аборигенов. Отсюда – и достижения американских еврейских боксеров, бейсболистов, баскетболистов и футболистов (естественно, игроков в американский футбол, а не в европейский «соккер»). Подтверждением этому служит вышедшая в 1997 году книга Аллена Боднера с характерным названием «Когда бокс был еврейским спортом» (When Boxing Was a Jewish Sport).

Ярчайшим примером воплощения в жизнь этой темы является гений бокса Эйб Аттел – Абрахам Вашингтон Аттел. «Великий Эйб», чемпион мира в полулегком весе в 1901–1904 гг. и 1906–1912 гг., которого многие специалисты считают абсолютно лучшим боксером всех времен независимо от веса (pound per pound). Эйб Аттел получил вторую часть своего имени, поскольку появился на свет в день рождения первого американского президента. Еще будучи подростком и живя в районе Южного Рынка в Сан-Франциско, Эйб дрался с ирландскими ребятами от 3 до 10 раз на день. Эта школа весьма пригодилась ему в августе 1900 года, когда он провел свой первый профессиональный бой, поклявшись маме, что этот бой будет и последним (в семье уже были два профессиональных боксера – старшие братья Сизар и Монти). Однако увидев гонорар в 15 долларов и неповрежденное лицо Эйба (он победил нокаутом во втором раунде), миссис Аттел поинтересовалась: «Эйби, а когда же следующий бой? » Эйб Аттел, по прозвищу «Маленький Чемпион», в продолжение всей своей карьеры боксировал в полулегком «весе пера», но при этом охотно дрался и с более тяжелыми соперниками – и успешно бил их. Его профессиональный рекорд составляет 165 боев, 92 победы (51 нокаут), 10 поражений, остальные бои завершились вничью или без результата. Он начинал как прямолинейный нокаутер (24 из 28 его первых боев), но затем два его великих учителя, Джеймс Корбетт и Джордж Диксон, научили Эйба искусству блоков и нырков, а, главное, внушили, что драться можно и нужно по - умному, сохраняя себя и некалеча противника. В таком красивом и благородном стиле Эйб Вашингтон Аттел продолжил и завершил свою славную карьеру.

В том же 1901 году, когда 17-летний Аттел завоевал чемпионский титул в «весе пера» (полулегком), чемпионом мира в «весе петуха» (легчайшем) стал уроженец Чикаго Гарри Харрис (1880–1959) по прозвищу «Человек-Ножницы». Год спустя он прибавил в весе, перешел в другую категорию, где высших достижений уже не имел. Его достойными преемниками на чемпионском пьедестале в легчайшем весе спустя годы были четыре еврейских бойца. В двадцатые годы титулом владели американцы Эйб Гольдштейн и Чарли Розенберг, в пятидесятые – французские евреи, выходцы из Алжира Робер Коэн и Альфонс Халими. Это были прекрасные боксеры.

В Сан-Франциско в 1888 году началась профессиональная карьера тяжеловеса Джо Хоинского (1868–1943) по прозвищу «Маленький Джо». Джо Хоинского считают лучшим еврейским тяжеловесом всех времен. Но не будем забывать, что был в истории бокса блистательный и неповторимый Макс Бэр (1909–1959). Он, абсолютный чемпион мира в 1934–1935 гг., для многих знатоков бокса непостижимо не признаваемый еврейским боксером ни Институтом Уингейта, ни упомянутыми еврейскими энциклопедиями. И это при том, что на фотографиях и кадрах кинохроники отчетливо виден магендовид на его трусах! И что кинофильм, «Боксер и леди» (1933 г.) открывший его славную карьеру в Голливуде, был запрещен к прокату в гитлеровской Германии именно по причине еврейского происхождения Макса Бэра (евреем был его дед по отцу). В 1930 году, когда на его счету в 28 боях было 24 нокаута (а он обладал неимоверной силы ударом), Макс убил на ринге Фрэнки Кэмпбелла, после чего имел проблемы с юстицией и даже бросал бокс. Вернувшись на ринг, он под руководством великого Джека Демпси освоил новую манеру боя, как бы укоротив свои чрезмерно мощные руки. Правда, его стали иногда бить, но зато греха на душу Макс Бэр больше не брал. В июне 1934 года он в феноменальном стиле победил тогдашнего чемпиона мира Примо Карнеру – этот двухметровый итальянский гигант 11 раз побывал в нокдауне до того момента, когда в 11-м раунде рефери остановил бой. Правда, гордый чемпионский титул Макс проносил всего год и потерял при первой же защите – проиграл по очкам Джеймсу Брэддоку, причем, исключительно из-за собственной небрежности и неуважительного отношения к сопернику, чего спорт не прощает даже гениальным внукам евреев. И, если в «Зале еврейской спортивной славы» для Макса Бэра места не нашлось, то его присутствие с 1995 года, в «Международном зале боксерской славы» сомнений не вызывает.

Однако вернемся в десятые годы двадцатого века. В 1914 году средневес Эл Мак-Кой, чье настоящее имя Александр Рудольф, нокаутировал в первом раунде титульного боя Джорджа Чипа и стал первым в истории чемпионом-левшой. Звание держал три года.

В 1915 году чемпионом мира во втором полусреднем весе стал английский боец Тед «Малыш» Льюис, чье настоящее имя – Гершон Менделофф. В числе его достижений, помимо двадцатилетней карьеры и 283 боев (215 побед, 71 нокаутом) в шести весовых категориях, значится факт первого в истории использования защитной резинки для зубов – капы (1913).
Чемпионский титул «Олдгейтский Сфинкс» (прозвище – от названия одного из районов Лондона) удерживал до 1919 года.

В 1916 году на трон чемпиона мира в полутяжелом весе поднимается Бэттлинг («Драчун») Левински из Филадельфии, настоящее имя Барни Лебрович. Бывший инструктор бокса в американской армии во время первой мировой войны, Бэттлинг владел титулом четыре года и оставил внушительный послужной список в 287 боев (192 победы). В 1917 году восходит звезда (безусловно, шестиконечная!) величайшего еврейского боксера всех времен в легком весе Бенни Леонарда, настоящее имя Бенджамен Лейнер. Его статистика потрясает: восемь лет владения титулом, уход непобежденным, в первый год – 14 защит (!), 213 боев, из них 180 побед (70 нокаутом). Бенни Леонард происходил из ортодоксальной нью-йоркской семьи и никогда не выступал в еврейские праздники.

По словам одного из журналистов, «Леонард сделал для уничтожения антисемитизма больше, чем тысячи книг». Во время второй мировой войны он служил в военно-морском флоте США. После войны Леонард стал рефери, и умер на ринге дворца спорта «Сент-Николас Арена» от сердечного приступа во время боя, который он судил.

Пришли двадцатые годы. На мировых рингах засияли новые еврейские имена. Так, в 1923 году Джек Бернштейн на семь месяцев прервал чемпионство знаменитого Джонни Данди в первом легком весе. В мае того же года в Нью-Йорке он победил чемпиона по очкам, но в матче-реванше (там же, в декабре) по очкам же и уступил. В «весе петуха» (легчайшем) чемпионом мира в 1924 году стал Эйб Гольдштейн, а в 1925-м – Чарли Фил Розенберг. Чарли – редкий, если не уникальный боксер, за 65 боев профессиональной карьеры ни разу не побывавший в нокауте.

В том же 1925 году в полулегком весе наступила эра двух уроженцев Киева: Луис «Кид» («Малыш») Каплан в Нью-Йорке в 9-м раунде победил Дэнни Крамера и завоевал чемпионский титул. Затем он перешел в легкий вес и там столкнулся с проблемой: лучшие бойцы этой категории отказывались от встречи с ним. В 1933 году Каплан покинул ринг непобежденным.

В 1927 году, когда Луис Каплан оставил титул короля полулегковесов, в спор за него вступили два других еврея – киевлянин Бенни Басс по прозвищу «Маленькая Рыбка» и Морис Каплан, выступавший под псевдонимом Ред Чепмэн. Победителем в их потрясающем бою, прошедшем в Филадельфии, был, к великой радости своих земляков, Бенни Басс, родившийся, впрочем, в Киеве, а в Филадельфию попавший в двухлетнем возрасте. Он выступал на профессиональном ринге с 1921 по 1940 годы, провел более двухсот боев, одержал 172 победы, в 1927–1928 гг. был чемпионом мира в полулегком весе, а в 1929–1931 годах в первом легком весе. Из 28 проигранных боев он лишь дважды уступил, попав в нокаут: в боях против легендарных чемпионов Кида Чоколита (в 1931 г., в 7-м раунде) и Генри Армстронга (в 1937 г., в 4-м раунде).

В 1926 году чемпионом мира в первом полусреднем весе стал Муши Каллахан (Винсент Шир). Однако Муши Каллахан четыре года спустя проиграл Джекки Бергу. В 1927–1929 гг. чемпионом мира в «весе мухи» (наилегчайшем) был Иззи (Исроэл) Шварц по прозвищу «Капрал». Две Олимпиады двадцатых годов XX века принесли золотые медали двум американским евреям – легковесу Сэмюэлу Мосбергу в Антверпене в 1920 году и полулегковесу Джекки Филдсу в Париже в 1924 г..

Следует упомянуть о том, что первое еврейское олимпийское золото в боксе завоевал в 1904 году на Олимпийских играх в Сент-Луисе американский тяжеловес Сэмюэл Бергер. Джекки Филдс из Чикаго (Джейкоб Финкельштейн) сделал блестящую карьеру на профессиональном ринге. Он дважды завоевывал титул чемпиона мира во втором полусреднем весе (1929–1930, 1932–1933 гг.), причем сумел вернуться на ринг после автомобильной катастрофы, в которой ослеп на один глаз. Из 87 профессиональных боев выиграл 74 (30 нокаутом).

Именно Джекки Филдс первым в истории бокса удостоился прозвища «Золотой мальчик», став прототипом главного героя одноименного фильма, известного режиссера Рубена Мамуляна (1939 г.). При весьма курьезных обстоятельствах Джекки лишился титула: рефери, якобы по ошибке, после выигранного по очкам боя против Янга Корбетта поднял руку соперника, за что в раздевалке получил по морде от менеджера обворованного чемпиона. Потеряв в годы великой депрессии заработанный капитал, экс-чемпион позже доказал, что не напрасно прозван «Золотым мальчиком»: Филдс сумел вновь подняться в бизнесе и умер состоятельным человеком.

Тридцатые годы также явили миру немало чемпионских еврейских имен. В июле 1930 года в Нью-Йорке Эл (Абрахам) Зингер по прозвищу «Драчун Бронко из Бронкса» в первом раунде нокаутировал Сэмми Мэнделла, сделавшись чемпионом мира в легком весе. В ноябре того же года Зингер уступил титул великому итальянцу Тони Канцонери. Но уже в апреле 1931 года в Чикаго Джек «Малыш» Берг из Лондона (Иеуда Бергман) взял своеобразный еврейский реванш, нокаутировав Канцонери в третьем раунде. Берг, получивший на родине прозвище «Уайтчепельская Ветряная Мельница» (от названия района в Лондоне), провел 192 боя, из которых 157 выиграл (57 нокаутом).

Чемпион мира 1930–1934 гг. в полутяжелом весе Макси Розенблюм получил свое прозвище «Пощечина» за то, что иногда наносил удары открытой перчаткой. Удары же перчаткой закрытой принесли ему 223 победы в 299 боях, проведенных за 16 лет интенсивной карьеры. В статусе чемпиона Макси провел 106 боев и по этому показателю не имеет равных. Подобно своему тезке Бэру, он стал успешным киноактером и шоумэном. Подобно ему же, Розенблюм уступил титул гораздо более заурядному боксеру – Бобу Олину,примечательному для нас прежде всего своим еврейством.

Традиции этих мастеров - полутяжей продолжил уже в более близкое к нам время Майк Россман («Еврейский Бомбардир»). В сентябре 1978 года в Нью-Орлеане он победил техническим нокаутом в 13-м раунде Виктора Галиндеса и завоевал титул чемпиона мира в полутяжелом весе по версии ВБА. Впрочем, уже в апреле следующего года там же он проиграл тому же Галиндесу в 10-м раунде и с титулом распрощался.

Вернемся в тридцатые. Уроженец Туниса Виктор Перец в 1931 году стал сначала чемпионом метрополии Франции, а в октябре того же года в Париже нокаутировав во втором раунде Фрэнки Дженаро, Виктор Перец стал чемпионом мира в наилегчайшем весе. Он удерживал звание два года. Виктор Перец вошел в историю бокса не только как чемпион мира. Его судьба сложилась трагически: в октябре 1943 года он был доставлен в Освенцим вместе с тысячей узников из Франции. Гестаповцы опознали бывшего чемпиона, и он был вынужден боксировать как гладиатор. Сюжеты кинофильмов типа «Триумф духа» или «Боксер и смерть», увы, не были выдуманными. К победной весне 1945 года Перец входил в число трех десятков узников, оставшихся в живых из той тысячи. В марте, перед эвакуацией концлагеря, нацисты расстреляли чемпиона.
Другому еврейскому боксеру из Греции Salamo Arouch,развлекавшему нацистских чиновников в Аушвице,пережить Холокост удалось.

Вторая мировая война сыграла роковую роль и в судьбе великого американского боксера Барни Росса, настоящее имя – Берл-Довид Розовский по прозвищу «Гордость Гетто». Его жизнь вообще была полна драматизма. Внук раввина, приехавшего из России, попал в сиротский приют после того, как его отец, служивший кассиром в магазине, был застрелен грабителями, а мать от пережитого горя сошла с ума. Подобно кинематографическому Рокки, юный Берл промышлял рэкетом на улицах Чикаго. Легенда гласит, что сам Аль Капоне запретил ему преступный бизнес, сказав, что внуку раввина не пристало быть гангстером, и дав 20 долларов на новую жизнь. В этой новой жизни талантливый еврейский парень состоялся сначала как классный боксер-любитель, а затем уже и как великий профессионал. Победив в 1933 году уже знакомого нам Тони Канцонери, он стал первым чемпионом мира в двух весовых категориях одновременно – в легкой и первой полусредней. С 1934 по 1938 гг. он становился чемпионом даже в трех категориях, побеждая самых крутых боксеров и всегда предоставляя соперникам возможность реванша. Барни Росс отличался смелостью и благородством. В его послужном списке 74 победы в 82 боях и лишь 4 поражения, причем только по очкам. Ни разу он не был даже в нокдауне, хотя его последний в жизни бой против великого «Урагана» Генри Армстронга был невероятно тяжелым. Когда началась война, Барни Росс, не подлежавший призыву по возрасту, ушел добровольцем в морскую пехоту. В боях против японцев он заработал награды и кучу ран и болезней, включая малярию и дизентерию, от которых врачи спасали его морфием. Чемпион вернулся с фронта тяжелым наркоманом, постепенно скатился на самое дно, но нашел в себе силы пройти курс лечения и вернуться к достойной жизни.

В тридцатые годы чемпионами мира в среднем весе побывали: в 1932–1933 годах Бен Джеби (Моррис Жебалтовски) и в 1938–1939 годах – Солли Кригер. Годы пятидесятые открыли двух классных боксеров легчайшего веса, приехавших во Францию из Алжира, – Робера Коэна (р. 1930 г.) и Альфонса Халими (р. 1932 гг.), о них мы уже упоминали. Судьбой обоих этих сефардов манипулировал известный французский промоутер Жильбер Бенаим (Бен-Хаим). В 1954–1956 годах титулом чемпиона мира владел Робер Коэн. Затем в странном бою с глухонемым итальянцем Марио Д"Агата судьи отняли у него заслуженную победу, а в апреле 1957-го итальянец ложится под Альфонса Халими, и тот становится чемпионом мира.

Соотечественник-соплеменник Коэна и Халими Фабрис Бенишу в 1989–1991 годах был чемпионом мира в полулегком весе по версии ИБФ. В разные годы чемпионами Европы становились английские боксеры: Аншель Джозеф (1910 г., полусредний вес), Мэтт Уэллс (1911–1912 гг., легкий), Гарри Мэйсон (1923 г., легкий), Джонни Браун (1923 г., легчайший), Эл Филипс (1947 г., полулегкий) и французские боксеры: Альбер Ивель (1950–1951 гг., полутяжелый), Жильбер Коэн (1978 г., первый средний) и Жиль Эльбилиа (1983 г., полусредний).

Уроженец Гомеля (Белоруссия) и израильский гражданин Юрий Форман (31), проживающий вот уже 12 лет в Бруклине, стал обладателем "большого пояса" во втором полусреднем весе по версии WBA.
У боксера Дмитрия Салиты 30 побед и всего одно поражение. Еще в 2000 году он стал чемпионом Америки по боксу. Затем стал победителем турнира “Золотые перчатки”.Сын одесских иммигрантов, он начал боксировать в 13 лет в клубе, которым руководил Джимми О’Ферроу. Его учитель говорил о Диме так: “Он выглядит как русский, молится как еврей, дерется как афроамериканец”.

Нельзя не вспомнить и знаменитого тренера - Чарльза (Исраэля) Гольдмана воспитавшего четверых чемпионов мира, среди которых – великий Рокки Марчиано. Вполне может быть, что именно из-за знакомства сценариста с его судьбой на экране и появился старый тренер-еврей у Рокки. Нельзя не назвать самого успешного тренера в истории профессионального бокса Рэя Арсела. За семьдесят лет работы он подготовил более двух тысяч боксеров, в том числе двадцать чемпионов мира. Среди них пять наших героев: Э. Гольдштейн, Ч. Розенберг, Д. Берг, Б. Росс и Б. Олин, а также такие гиганты бокса, как Джеймс Брэддок, Эззард Чарльз и Ларри Холмс. Когда питомец Чарли Гольдмана Рокки Марчиано побеждал великого черного чемпиона Джо Луиса в своем последнем в жизни бою, судьей на ринге был легендарный рефери Руби Гольдштейн. Настоящее имя – Реувен, прозвище – «Драгоценность Гетто». За долгое время судейской карьеры с 1943 по 1964 год он провел 39 титульных боев, в том числе: Джо Луис против Джерси Джо Уолкотта и Ингемар Юханссон против Флойда Паттерсона.

Самый выдающийся из многочисленных советских боксеров-евреев - заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР Лев Сегалович. Он был шестикратным чемпионом СССР в наилегчайшем весе (1940–1948) и воспитал Олимпийского чемпиона Вячеслава Лемешева (Мюнхен).

Владимир Коган – самый знаменитый белорусский боксер и тренер, выходец из одной из самых «спортивных» семей в Беларуси, самый младший из четырех братьев-чемпионов. Старший Арон был чемпионом республики по тяжелой атлетике в 30-е годы. Александр был чемпионом БССР по греко-римской борьбе в 30-е годы, а следующий за ним Матвей – чемпионом республики по боксу в 1936-1938 гг. Сын Арона Дмитрий – мастер спорта международного класса, чемпион СССР среди юношей (1955 г.), шестикратный чемпион республики по греко-римской борьбе, Заслуженный тренер Беларуси (1974 г.). Владимир Коган стал широко известен в республике, когда 17-летним юношей победил в чемпионате БССР по боксу среди взрослых. Три года подряд братья становились чемпионами республики. В годы войны совершил 140 вылетов в качестве стрелка-радиста бомбардировочной авиации, дошел до Берлина. На ринге провел 140 боев. Вот такое совпадение. В январе 1945 г., оказавшись в Москве, случайно попадает на чемпионат Москвы. Принимает в нем участие и становится чемпионом столицы. А затем опять летит бомбить Берлин. Его отзывают из действующей армии, и год спустя Коган становится победителем Всесоюзного первенства общества «Динамо». В том же году он демобилизуется, возвращается в Минск и начинает работать тренером по боксу в Окружном Доме офицеров. Одновременно выступает на соревнованиях: серебряный призер Всесоюзного первенства 1947 и 1948 гг., чемпион БССР 1947,1949 и 1950 гг. В 1949 г. Владимир Коган стал первым белорусским боксером, получившим золотую медаль чемпиона СССР. В том же году ему присваивают звание Заслуженного мастера спорта и включают в сборную команду СССР. За 32 года профессиональной тренерской работы В.Коган подготовил 40 мастеров спорта СССР. Его учениками были известнейшие в СССР боксеры Борис Прупас (семикратный чемпион республики, бронзовый призер СССР), Николай Белых (шестикратный чемпион республики), Алексей Засухин (чемпион СССР, трехкратный чемпион республики, вице-чемпион Европы) и многие другие. Всего В.Коган подготовил 120 (!) чемпионов БССР, многие годы возглавлял сборную республики.

Звание чемпионов страны боксеры - евреи завоевывали не раз. Среди советских боксеров чемпионами и призерами чемпионатов СССР становились: Н. Штейн, А. Грейнер, Л. Шейнкман, Э. Кауфман и др. В тридцатые годы этот титул носил обладавший сокрушительным ударом Яков Браун. Позднее виртуозами боя на ринге стали «Мухач» Лев Сегалович и непревзойденный до сих пор по технике приемов легковес Анатолий Грейнер - семикратный чемпион страны. В 60-х годах дважды чемпионом страны становился полусредневес Леонид Шейнкман. Чемпион Азербайджана по боксу 1983-1986 гг. - Леонид Герцензон.

По данным известного российского популяризатора спорта Леонида Мининберга, более 200 евреев были чемпионами Олимпийских игр.Большой вклад во многие силовые виды спорта и в бокс, в том числе, внесли белорусские спортсмены-евреи.
Уже на первом чемпионате СССР, который состоялся в 1926 г., в числе девяти победителей трое были евреями: Я.Браун, Ф.Брест и В.Руктешель. Среди советских боксеров-евреев чемпионами СССР, кроме Я.Брауна, Ф.Бреста и В.Руктешеля, были Г.Кац (1940 г.), Л.Сегалович (1940, 1944-1948 гг.), Г.Ханукашвили, В.Коган (1949 г.), А.Грейнер (1951,1953), Л.Шейнкман (1957,1959), В.Ботвинник (1959), Э.Кауфман (1968 г.), А.Березюк (1972, 1974 гг.). Я.Браун, В.Коган, А.Березюк и В.Ботвинник – выходцы из Беларуси.

Среди израильских боксёров следует отметить Хагар Шмоулфельд Файнер. Свою карьеру в спорте она начала в 13 лет с каратэ. К 17 годам она завоевала титул чемпионки Израиля, после чего сменила направление на бокс. В 24 года завоевала титул чемпиона мира по боксу WIBF (всемирной боксерской ассоциации женщин) в суперлёгкой весовой категории и уже дважды (2009-2010 гг.) подтвердила этот титул. Дан Аароно в 2009 году завоевал серебряную медаль на юниорском чемпионате мира первую медаль чемпионатов мира в истории Израиля.

Ран Нахаш, как боксёр провел первый бой на профессиональном поединке в 2006 году и победил во всех 17 боях (в 13 нокаутом), а в 2008 году завоевал вакантный пояс Global Boxing Union. Кроме того, он инструктор по рукопашному бою Армии обороны Израиля и считается специалистом номер один по израильской боевой системе "крав мага". Он чемпион Израиля по карате, кикбоксингу и боям в свободном стиле. В 1997 году Нахаш участвовал в чемпионате мира по тайскому боксу.

Роман Гринберг заниматься боксом начал в возрасте 11 лет в Кирьят-Бялике. В 1997 и 2000 гг. завоевал серебряную медаль на чемпионатах мира среди юниоров, в 1999 г. стал самым молодым чемпионом Израиля в супертяжёлом весе. Дебютировал в профессиональном боксе в ноябре 2001 года, а в марте 2006 года завоевал титул интерконтинентального чемпиона мира.

И напоследок – о современных звездах мирового бокса. Но сначала романтическая история... Украинское местечко заняли фашисты, и юный хлопец долгие месяцы с риском для жизни прятал в подполе юную еврейку Тамару Этинзон, чьи родные погибли от рук нацистов. Поженились, а после войны как бывших в оккупации их сослали. После сталинщины их сын Владимир стал офицером. Его сыновья, родившиеся в Киргизии и Казахстане, росли в Киеве и ныне живут в Германии. По-немецки у них «говорящая» фамилия: Klitsch – означает «удар», а окончание ее по боксерской терминологии впору толковать как «нокаут» – К.О. Многие убеждены: двухметровые великаны-атлеты братья Виталий и Владимир Кличко были и еще не раз будут чемпионами мира.

2.1 Тайский бокс (муай-тай).

Тайский бокс, хотя пока и не вошел в число олимпийских видов - очень популярный спорт в мире. В этом виде спорта отличился израильтянин Илья (Эли) Град. В его активе победа в "Кубке Балтики" (2007 г.), бронзовая медаль на чемпионате мира (Таиланд, 2009 г.), золотая медаль в весовой категории до 71 кг, открытого чемпионата Азии (Узбекистан, 2010 г.), успешные выступления на профессиональном ринге. Эли вместе с родителями приехал в Израиль совсем маленьким мальчиком. Семья его поселилась в Иерусалиме, а тайским боксом он начал заниматься с 16 лет у тренера Бени Когана, мастера мирового уровня, который учился у мастеров тайского бокса несколько лет в Париже, а затем тренировался в Бангкоке.

Нужны ли еще какие-либо доказательства еврейского присутствия в боксе?

3.Фехтование

Иудаизм никогда не способствовал развитию спорта, более того,евреи, занимавшиеся спортом, считались вероотступниками. И тем не менее существует несколько свидетельств о том, что в средние века евреи занимались различными видами спорта и на особом месте оказалось фехтование. Известно,например, что евреи Испании отличались в фехтовании. В пятидесятых годах фехтовальщики трёх стран претендовали на все чемпионские титулы: СССР, Франция, Венгрия, собрались в холле отеля, где жили во время мирового чемпионата и запросто заговорили между собой на одном языке. Угадайте с трёх раз, на каком. Нет не на английском и не на французском. Увы, и не на русском, как это могло бы случиться сегодня. Они заговорили на идиш. Об этом можно прочесть в книге Давида Тышлера профессора и чемпиона мира по фехтованию, который был тогда тренером советской сборной.

Так случилось, что в этом виде спорта евреи добивались значительных побед. В период с 1896 по 1968 гг. 34 еврейских спортсмена завоевали 71 олимпийскую медаль (38 золотых, 20 серебряных и 13 бронзовых). Особенно отличились евреи Венгрии, СССР, Бельгии и Франции. Олимпийскими чемпионами в фехтовании на шпагах в личных соревнованиях становились П. Анспах из Бельгии (1912 г.) и Г. Крисс из СССР. В командных соревнованиях в 1912 г. победу одержала команда Бельгии, состоявшая почти полностью из евреев (П. Анспах, А. Анспах, Ж. Окс, Г. Сальмон), в составе команды Франции, победившей в 1908 г., евреев было двое (А. Липман и Ж. Стерн). А. Липман был и в составе команды, победившей в 1924 г. В фехтовании на рапирах К. Неттер (Франция) стал олимпийским чемпионом в командных соревнованиях в 1952 г., М. Мидлер (СССР) побеждал дважды (1960 и 1964 гг.). Особенно много побед у еврейских спортсменов в фехтовании на саблях. Две золотые медали в личных соревнованиях на счету у Е. Фукса (Венгрия, 1908 и 1912 гг.), одна - у его соотечественника Э. Кабоша (1936). Венгерская команда саблистов, не раз побеждавшая на Олимпиадах, почти полностью состояла из евреев: Е. Фукс, О. Герде, Л. Веркнер - 1908 г.; Е. Фукс, О. Герде, З. Шенкер, Л. Веркнер - 1912 г.; Ш. Гомбош А., Печауэр - 1928 г.; Э. Кабош, А. Печауэр - 1932 г.; Э. Кабош - 1936 г. В 1960-е гг. в фехтовании на саблях сильнейшей на Олимпиадах была советская сборная. В ее состав входили евреи: М. Ракита,Я. Рыльский - Олимпиада 1964 г.; Э. Винокуров - Олимпиада 1968 г.

У женщин соревнования проводятся только в фехтовании на рапирах. Чемпионками Олимпийских игр были венгерские рапиристки Илона Элек (1936, 1948) и Ильдико Уйлаки-Рейте - 1964 г., в личных и командных соревнованиях.
Среди призеров Олимпиад - Н. Эрмитаж (США), А. Аксельрод (США), И. Дрейфус (Франция), О. Хершман (Австрия), А. Джей (Великобритания), А. Муяль (Франция), И. Осиер (Дания), Э. Зелигман (Великобритания), Д. Тышлер (СССР) и И. Витебский (СССР).
Год 2009. Израильская шпажистка Дарья Стрельникова завоевала золотую медаль на чемпионате мира по фехтованию, проходившему в Австрии.

Литература:
1.Роза Ляст,На арене,
http://www.sunround.com/club/22/132_rozaljast.htm
2.Семен Лиокумович,Евреи в белорусском спорте,http://www.homoliber.org/ru/xx/xx010114.html
3.Игорь Левенштейн,От кипы до капы,http://www.lechaim.ru/ARHIV/140/kipa.htm
4.Е.Геллер, По пути Давида и Самсона,
http://www.sem40.ru/sport/18814/
5.Евгений Ланкин,Крав-мага,
http://www.top4man.ru/menthings/531/5183/

Рецензии

Андрей,человек Вы думающий и не робкого десятка и мне очень симпатичны Ваши исторические экскурсы,смелость и неординарность предлагаемых гипотез.Вредит,даже не столько Вам,сколько развенчанию вредных мифов горячность и излишне агрессивно демонстрируемое юдофильство (а любовь, как и вера штуки интимные).Тем более,что у антисемитизма и юдофильства очень много общего это просто такая душевная болезнь и проявляется она в иррациональном восприятия евреев. И юдофилы и антисемиты верят в уникальность и избранность еврейского народа. И,если первые утверждают, что евреи - избранный народ,то вторые думают, что это правда...:). И потому с мифами, заведомо ложными представленими у достаточно большой группы небезразличных нам людей, если они не консолидируют,а работают со знаком минус, бороться нужно.Некоторые из них и без нас развенчает время, но другие необходимо развенчивать обязательно здесь и сейчас.А Вы уж не "исчезайте " пожалуйста...:)).Если не мы,то кто?

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Сразу скажу - не мое, а нагло скоммунизденное. Автор - Nickel0re (кстати, в его профиле есть два поста про мастерство рыцарского боя, ну мало ли… заинтересует кого...), ресурс - Pikabu, ссыль на пост .

Слишком часто «исторические» каналы кормят зрителей полуправдой или откровенной ложью, когда речь заходит о средневековье, в частности о латах, кольчуге, оружии, а так же их предназначении и прочности. Приведу в пример 2 видео от которых меня до сих пор порой коробит.

"EDkoj932YFo"

Разберём это видео с момента теста мечей на кожаной «броне». Начнём с того, что кожаной «бронёй», как таковой, в средневековье никто не пользовался. Вываренная в пчелином воске кожа, лишь иногда, была основой для бригандин/пластинчатых панцирей, изредка перчаток со стальными вставками и наручей. При отсутствии денег на кольчугу или сталь бойцы пользовались жёсткими куртками, сшитыми из нескольких слоёв текстиля. Их называли гамбезонами.

"Li_yObDjXVQ"

В этом видео проверяется устойчивость гамбезона ко всем типам ударов меча. Как показали тесты он вполне способен защитить от рубящих ударов, а учитывая то, что в бою происходит постоянное движение двух сторон, стационарных целей будет очень мало, а следовательно гамбезон будет лучше держать удары.

Продолжим.

Дальше в первом видео во время теста меча бастарда на пробивную способность по нагруднику(который является жестянкой, а не настоящим закалённым нагрудником и я вам позже это докажу) ведущий обращается к «эксперту» и говорит, что «меч нанёс небольшой урон», на что иксперт отвечает «он сделал то, ради чего он был создан». В этот момент моё седалище достигло критических температур и я чуть не расплавил видавшее виды кресло. Меч бастард был создан не для проделывания маленьких дырочек в жестяных «доспехах», а для пронзания уязвимых мест(сочленений) доспехов. Острый кончик беспрепятственно проходил через кольца кольчуги сантиметра на два, а после требовал приложения силы для разрушения колец и последующего убийства противника.

В тесте ниже используется корсика(corseque). Использовав всю свою силу Транд вгоняет в уже помятый нагрудник кончик острия древкового оружия лишь на 1 см. А теперь подумайте над тем, из какой чепухи сделан нагрудник в «историческом анализе» если он пробивается ранее затупленным о бревно мечом бастардом. Скорее всего нагрудник является театральным реквизитом.

"6Fu4LivPsOc"

Дальше лучше, нагрудник просто мнётся от катаны. Где-то на нашей родной матушке Земле при просмотре этих сенсационных кадров плакали от ужаса и боли реконструкторы, бугуртщики и члены HEMA, а самураи бы в могилах перевернулись если бы узнали, что делают с их оружием. Даже и не знаю с чего начать… Катана была второстепенным оружием и предназначалась для использования только по лёгким типам брони и по противникам без брони в целом. В этой программе всё настолько ложно, что даже катана не является аутентичной. «Почему же?»- спросите вы. Да потому, что из-за специфики закалки и недостатка металла в Японии, задняя часть меча была намного мягче, чем закалённое лезвие и если бы этот удар был совершён с использованием исторически-верной катаны, меч бы скорее всего просто погнулся (даже при ударе об эту убогую жестянку).

А теперь взгляните на удар лезвием меча по настоящим латам. Заметили что-нибудь важное? Даже царапины не осталось.

"5hlIUrd7d1Q"

(Я всецело понимаю, что это удар катаны по недвижимому мечу, а не по броне. Скрин служит лишь для облегчения визуализации.)

Теперь посмотрим на ещё одну жемчужину исторического канала.

"-ymBF3nfhCU"

Тут бравые ребята проводят исключительно доскональные тесты кольчуги с учтением всех важных параметров, таких как: прочность/закалка колец кольчуги, тип их соединения, уступчивость человеческого тела и т.д. (Сарказм)

Опять же, трудно выбрать с чего начать т.к. всё, что вы увидели своими глазами, дорогие читатели, является бредом сивой кобылы. Во-первых, кольца кольчуги сделаны из мягкой не закалённой стали. Во-вторых, они торцованы, а не клёпаны, как историческая-верная кольчуга(это играет важную роль в прочности т.к. торцованную кольчугу можно разорвать руками. К сожалению не нашёл видео с разрывом кольчуги, буду рад если кто-нибудь поможет его найти в комментах). В-третьих, кольчуга надета на деревянный стенд, прислонённый к камню, что ни в коем случае не отражает экипировку воина, который носил гамбезон под кольчугой и не стоял на месте в ожидании удара(на данный момент идеальным вариантом для тестирования брони является торс, подвешенный на канате с надетой на него бронёй. Таким путём можно отобразить уступчивость человеческого тела.)

Снизу я предоставил сравнение прочности кольчуги из мягкой стали с торцованными концами(butted mail) и кольчуги из закалённой стали с клёпанными концами (riveted mail). Как вы заметили, первый упомянутый мною тип кольчуги не выдерживает удары от слова полностью.

"xw3lcgIAwLk"

Ну и напоследок, с 4 минуты начинается жуткая вакханалия(по крайней мере для меня). Лысый из браззерс желая объяснить некоторые аспекты боя со щитом показывает нам двух бравых друже, которые, похоже, пересмотрели голливудских фильмов. Ни один из них не использует свой щит по назначению и оба широко открыты для ударов, в такие моменты я представляю спам атак в Дарк соулс и Скайриме, когда персонаж забывает о наличии щита и просто махает слева направо. Один из них похоже настолько уверен в своей победе, что задумался о пируэте Одилии в «Лебедином озере» и решил, что он не лыком шит и тоже так может, при этом он открывает свою спину для атаки врага, который стоит, как вкопанный и ждёт своей судьбы в виде леща щитом дабы позже отправиться в Вальгаллу.

Вот так надо держать круглый щит, левая сторона постоянно закрыта щитом, а правая мечом.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Ну вот мы с вами и в новом году, с чем всех и поздравляю... А наша рубрика продолжается!
Миф о трусости подставляющих вторую щеку.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; (Матф.5:39)

Когда-то я, будучи молодым хиппи, уважал баптистов за их пацифизм. Прошли годы. Я глубоко изучил баптизм изнутри и с удивлением увидел, что от пацифизма мало что осталось. Слишком многие братья стали воинственны, и побить ближнего своего (ежели он лезет на рожон) за грех не считают… Пацифисты остались в меньшинстве...

Один мой добрый знакомый американец - служитель Церкви. По гражданской профессии - военный летчик, летал на бомбардировщиках. Он типичный американец и не считает свою гражданскую профессию чем-то плохим. Он ее оставил не по причине того, что совесть осудила его, просто захотел больше времени уделять служению.

В годы, когда США бомбило Косово, и российско-американские отношения накалились до предела, я спросил его:

Скажи друг мой и брат во Христе: вот, не дай Бог, между нашими странами сейчас начнется война. Ты полетишь бросать бомбы в меня и моих детей?

Сложный вопрос… - ответил мой знакомый и даже немного загрустил. Видно, он никогда даже и не думал об этом всерьез…

Более того, на официальном баптистском форуме пацифистов называют чуть ли не трусами.

Разумеется, иногда это обвинение может быть справедливым. Трусу удобнее называть себя пацифистом.

Я, кстати, тоже не идеал храбрости, часто тоже трусоват, как Ваня бедный. Но быть пацифистом мне все же нелегко.

Помнится я, уже будучи верующим и рукоположенным служителем, самолично побил пьяного соседа, который нецензурно выражался в адрес моей жены. Потом, правда, пришлось каяться перед Богом за то, что не нашел иного способа постоять за честь любимой женщины.

Мне представляется, что для нас, людей, попытка ответить на зло насилием - это не проявление храбрости, а, как минимум, недостаток фантазии. Как максимум, непонимание того, что такое благодать, и всегда - признак неумения любить…

В качестве аргументов я сегодня буду приводить много цитат:

В кинокартине Ганди есть одна замечательная сцена, в которой Ганди пытается объяснить свою философию пресвитерианскому миссионеру Чарли Эндрюсу. Прогуливаясь вместе по одному южно-африканскому городу, оба внезапно обнаруживают, что им преградили путь бандиты. Преподобный Эндрюс, завидев угрожающего вида гангстеров, решает бежать от них. Ганди останавливает его: разве в Новом завете не сказано, что если враг ударит тебя по правой щеке, то ты должен подставить ему левую? Эндрюс бормочет, что ему казалось, что эта фраза употреблена в переносном смысле. "Я в этом не уверен", - отвечает Ганди. "Мне кажется, он имел в виду то, что нужно проявить смелость - быть готовым выдержать удар, много ударов, чтобы показать, что ты не уступишь, и тебя не сломить. И когда ты это сделаешь, что-то отзовется в человеческой натуре, нечто, что уменьшит его ненависть и вызовет уважение. Я думаю, что Христос имел в виду это, и я видел, как это действует".

Ф. Янси «Иисус, Которого я не знал».

Пацифист - не трус. Позор для современных христиан в том, что идеи Иисуса Христа лучше понимают индуисты, чем служители.

Настоящий пацифист не потакает злу. Он сопротивляется, но не кулаком, а любовью к заблудшему грешнику.

Католический поэт Поль Клодель подчёркивал, что эта фраза - не о непротивлении злу, а о сопротивлении, об использование самого мощного средства, какое есть у человека. Подставить щеку не означает убежать, унизить себя, предаться фатализму. "Это наступательное движение, полное опасности и угрозы. Ибо нас бьют по щеке, а мы поражаем в самое сердце. Это вооружённое нападение. Подставив левую щёку, мы сами становимся нападающими, превращая нашего обидчика в обидчика бога. И тогда оскорбитель ударил уже не нас. Он бьёт Бога, который неминуемо ответит ему, и ответом Его будет - праведный суд или скорее, как мы уповаем, любовь" (Клодель П. Капля божественного меда. М., 2003. С. 132 цит. по Я. Кротов «К Евангелию. http://krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05 _39.htm).

Разумеется, никакой пацифист не будет подражать шварцовскому королю, который «…когда душили его жену, он стоял рядом и все время повторял: «Ну потерпи, может, обойдется!»

Насилие нужно остановить. Иначе это будет грех против ближнего. Но останавливать насилие насилием - это глупо.

Люди воюют не потому, что боятся, что мир погибнет. Напротив - люди воюют, когда решают, что мир достаточно прочен, чтобы в нём воевать. Никто не будет стрелять даже в злейшего врага, находясь на борту самолёта, где крохотная дырочка в стенке будет причиной катастрофы. Агрессивность человека есть агрессивность материалиста, уверенного, что материя всё стерпит. Всегда будет одно и то же. Благая весть говорит, что мир хрупок … Поэтому остановить насилие не только нужно, но и можно, и мир от этого не погибнет, а станет лишь крепче.

Ударить насильника по башке - это просто (мне-то уж точно). Для этого не нужна ни любовь, ни Бог, ни Евангелие. А вот сделать так, чтобы насильник не стал творить зло, а изменился - вот тут и нужны наши вера и настоящие чудеса, а не падения от «святых пиджаков».

Да и апостол Павел советовал побеждать зло добром (Рим.12:21).

Конечно, наивно было бы советовать нечто вроде: «Если на вас хотят напасть, то сгруппируйтесь, и быстро сделайте нападающему какое-нибудь добро!»

Путь ненасильственного сопротивления длиннее, но всегда эффективнее.

Мы скажем нашим самым непримиримым противникам; "Мы противопоставим вашей способности причинять страдания нашу способность терпеть страдания. Делайте с нами, что хотите, а мы будем любить вас. Мы никогда не подчинимся вашим несправедливым законам, поскольку неповиновение злу есть такой же моральный долг, как и содействие добру. Бросайте нас в тюрьмы, а мы будем по-прежнему любить вас. Разрушайте паши жилища и угрожайте жизни наших детей. Темными ночами посылайте своих убийц и насильников, обряженных в колпаки, в наши дома, чтобы они били нас до полусмерти, а мы будем любить вас. Но будьте уверены, мы победим вас нашим умением терпеть страдания. И придет день, когда мы обретем свободу, но это будет свобода не для нас одних. Мы будем так взывать к вашему сердцу и разуму, что склоним их на свою сторону, и наша победа станет победой вдвойне".

Я знаю одного человека по имени Дапоццо. Он - французский евангелист. С тех пор, как он побывал в концлагере, у него раздробленная рука. Он-то мне и рассказал одну историю, которую я никогда не забуду: "Однажды во время обеда в концлагере меня вызвал начальник. Меня завели в комнату, где был накрыт стол. На столе стоял только один прибор. Пришел начальник лагеря. У меня был волчий голод. Начальник лагеря сел за стол, а ему преподносили фантастические блюда, одно за другим, тогда как я должен был спокойно стоять и смотреть. Всем своим видом он показывал мне, как ему вкусно, а я умирал от голода. Но этого еще было недостаточно. В конце ему принесли кофе, он положил на стол сверточки и говорит: "Посмотрите-ка, Ваша жена из Парижа прислала Вам печенье!" Я знал, что у них там было плохо с питанием, как жене пришлось экономить, чтобы испечь это печенье. И вот, начальник лагеря его поедает. Я попросил его: "Дайте мне хотя бы одно, я его есть не буду, но хотя бы взять на память о моей жене". Но, смеясь, он съел все до последнего". Это был момент, когда раздражение достигает высшей точки - ненависти! Дапоццо продолжал: "В то мгновение мне стало ясно, что означает "...любовь Божия излилась в наше сердце". Я мог любить этого человека, я думал: "Бедный ты человек! Нет такого, кто мог бы тебя любить. Тебя окружает лишь ненависть! Как все же хорошо мне быть чадом Божиим!" Вы понимаете? Дапоццо мог питать к нему сочувствие и милосердие. Этот человек не раздражал его. Начальник это почувствовал: он вскочил и выбежал! После войны Дапоццо как-то навестил его. Тот побледнел: "Вы хотите отомстить?"