Разрушение мифа. Разрушение мифов о психопатах: На что они действительно похожи? От кого произошел человек

СКОЛЬКО У ОСЬМИНОГА НОГ?

ЗАБЛУЖДЕНИЕ: 8
НА САМОМ ДЕЛЕ: 2

При помощи двух задних щупалец он передвигается вдоль морского дна, а остальными шестью едят. В результате сегодняшние морские биологи склонны причислять осьминогов к животным с парой ног и шестью рук.

Дополнительно: в щупальцах осьминога содержится две трети мозга осьминога - около 50 миллионов нейронов, - тогда как оставшаяся треть формой напоминает пончик и располагается в голове октопуса, или «мозговом плаще». каждая из конечностей располагает большой самостоятельностью. Оторванное щупальце продолжает ползать и (у некоторых видов) жить несколько месяцев. Рука (или нога) осьминога живет своим умом.

ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ - КУРИЦА ИЛИ ЯЙЦО?

ЗАБЛУЖДЕНИЕ: КУРИЦА
НА САМОМ ДЕЛЕ: ЯЙЦО

Как заметил генетик Дж. Б. С. Холдейн (1892-1964), «Наиболее часто задаваемый вопрос: «что было раньше - курица или яйцо?» То, что его задают до сих пор, говорит об одном из двух: либо многих людей так и не обучили теории эволюции, либо просто не верят в нее».

Птицы эволюционировали из рептилий, а значит первая птица вылупилась из яйца - отложенного одной из рептилий.

Дополнительно: чтобы узнать, какого цвета яйцо снесет та или иная курица, посмотрите на ее сережки. Курицы с белыми сережками несут белые яйца, с красными - коричневые. Цвет куриного яйца зависит исключительно от породы птицы - с кормом он никак не связан.

СКОЛЬКО ШТАТОВ В США?

ЗАБЛУЖДЕНИЕ: 50
НА САМОМ ДЕЛЕ: 46

А вводят нас в заблуждение Массачусетс, Кентукки, Вирджиния и Пенсильвания, которые официально являются содружествами.
Дело в том, что данный статус не дает им никаких особенных конституционных полномочий, так как они сами выбрали это слово по окончании войны за независимость 1775-1783. Данные содружества сами себя так назвали, дабы дать понять, что предпочитают больше не являться колониями, управляемые английской короной, а стали государством, которые управляются «с общего согласия народа».

Вирджиния входила в состав из тринадцати первых американских штатов и первой провозгласила себя содружеством в 1776 году. С тех пор на американском государственном флаге тринадцать красных полос. Пенсильвания и Массачусетс вскоре после этого присоединились в форме содружества, а Кентукки, изначально бывший округом в составе Вирджинии, объявил в 1792 году себя также содружеством.

КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ИЗ КОГДА-ЛИБО ЖИВШИХ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫМ?

ЗАБЛУЖДЕНИЕ: КОБРА, АКУЛА, БОЛЬШИЕ КОШКИ
НА САМОМ ДЕЛЕ: КОМАРЫ

Добрая половина людей, умерших за всю историю человечества - что-то около 45 миллиардов - были убиты самками комаров (самцы кусают только растения).
Комар (или москит) является переносчиком более сотни потенциально смертельных болезней, включая малярию, желтую лихорадку, денге, энцефалит, филяриатоз, элефантиаз (слоновая болезнь). Даже сегодня каждые двенадцать секунд это насекомое убивает одного из нас. На сегодняшний день известно 2500 видов комаров, 400 из которых являются представителями семейства anopheles, и 40 из них способны переносить малярию.

Дополнительно: комаров-самок привлекает влага, молоко, углекислота, телесное тепло и движение. У потных людей и беременных женщин гораздо больше шансов быть укушенными.

СКОЛЬКО КРАБОВ ТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КИЛОГРАММА КРАБОВЫХ ПАЛОЧЕК?

ЗАБЛУЖДЕНИЕ: ОТ 10 И БОЛЕЕ
НА САМОМ ДЕЛЕ: НИ ОДНОГО

Их рецепт появился в 1970 году в Японии и с тех пор практически не претерпел изменений.

Мясо краба испокон века является неотъемлемым атрибутом японской национальной кухни. А его количество неуклонно уменьшается. Что, в свою очередь, ведет к росту цен крабового мяса. И японские повара начали усиленно искать замену деликатесу.

Они взяли за основу блюдо «Камабоко». Для его приготовления используют филе рыб семейства тресковых, их мясо чисто белого цвета. Филе измельчают, а потом толкут. Получается так называемый сурими-фарш. В него добавляют картофель, соевый соус, крахмал, яичный порошок и ароматизаторы.

Из массы формуют продолговатые палочки и выпаривают их. Во время этой процедуры из мяса удаляется жир. Завершает процесс нанесение полоски пищевого красителя, придающего палочкам присущий крабовому мясу характерный розовый цвет. Вот, собственно, и все.

Так что, кроме названия, ничего крабового в изделии нет!

ОТ КОГО ПРОИЗОШЕЛ ЧЕЛОВЕК?

ЗАБЛУЖДЕНИЕ: ОТ ОБЕЗЬЯН
НА САМОМ ДЕЛЕ: У ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНОЙ ОБЕЗЬЯНЫ ОБЩИЙ ПРЕДОК

Всеобщим заблуждением человечества считается, что человек произошел от обезьян, хотя это далеко не так. И даже не от человекообразных.

Теорию, что человек произошел от обезьяны выдвинул, как известно, Чарльз Дарвин, имевший только лишь церковное образование – он был протестантский поп, а ни как не биолог. Кому могло понадобится навязать такую теорию? Ответ прост – у кого есть желание и есть деньги на пиар в газетах.

Человекообразная обезьяна и Homo sapiens произошли от одного общего предка, однако до сих пор ученым так и не удалось найти его. Жил этот неуловимый паренек – от 8 до 5 миллионов лет назад в эру плиоцена.
Далее по цепочке это существо произошло от белкоподобной тупайи, та из ежа, тот из морской звезды. Последние сравнения геномов человека и нашего ближайшего родича шимпанзе говорят о том, что мы разделились гораздо позже, чем предполагалось вначале. Это означает, прежде чем окончательно разойтись 5,4 млн лет назад, мы, скорее всего, скрещивались и производили на свет нигде не отмеченный и на нынешний день вымерший гибридный вид.

При том, что ни одно доказательство, существующее в наше время не исключает того, что человек мог произойти в любом месте планеты, наиболее правдоподобной считается все-таки африканская теория распространения человеческой расы.
Исследования ученых на генетическом уровне подтверждают, что одной из первых популяций вне пределов Африки были коренные обитатели Андаманских островов. Островитяне проживали в абсолютной изоляции на протяжении 60 тысяч лет - дольше, чем аборигены Австралии.

В наше время коренных андаманцев осталось менее 400 человек. Примерно половина из них относятся к двум большим племенам: джарава и сентинельцы, которые не имеют практически никаких контактов с внешним миром. Эта группа, примерно из ста сентинельцев ведёт настолько уединенную жизнь, что ни кому до сих пор не удавалось изучить их язык.

Другие андаманские языки формируют собственную группу - самую древнюю в Южной Азии и не родственную ни какой другой языковой группе. В их наречии всего пять чисел: «один», «два», «ещё один», «еще несколько» и «все». При этом они имеют целых двенадцать слов для описания всевозможных состояний спелости фрукта, два из которых попросту не поддаются переводу.

Андаманцы - одна из двух племеных групп мира, которые до наших дней так и не научились добывать огонь (другая группа - пигмеи Аке, кторые живут в Центральной Африке). Вместо добычи огня у них существует хитроумная процедура хранения и переноски тлящихся полешек и горящих углей в глиняных сосудах. В подобном состоянии угли поддерживаются тысячелетиями и, скорее всего, берут своё начало ещё от доисторических ударов молнии.

Кому-то почудится необычным, но у коренных жителей Андаманских островов достаточно привычное для нас понятие о Боге. Их верховное божество Пулуга - невидимый, постоянный, бессмертный, всеведающий Создатель всего сущего, за исключением зла; он сердится, когда мы грешим, и утешает бедствующих. В наказание людям за их прегрешения Пулугу наслал бурю и великий потоп.
В 2004 году цунами обрушилось на Андаманские острова всей своей силой, тем не менее, как нам известно, ни одно из тамошних туземных племен практически не пострадало.

Распространение и разрушение мифа

Есть два способа объяснить присутствие мифов в любом обществе: во-первых, они могут распространяться, а во-вторых, создаваться независимой работой воображения при столкновении с аналогичными ситуациями. Исследования Юзнера доказали, что миф о потопе в том или ином варианте существует практически во всех частях света. Когда мы будем рассматривать шумерский и вавилонский варианты мифа о потопе, то увидим, что их появление в долине Тигра и Евфрата может быть объяснено частыми наводнениями. Но когда мы находим мифы о потопе в странах, где подобные наводнения невозможны (как, например, в Греции или Ханаане), то становится ясно, что этот миф был «завезен» туда; увы, проследить, как именно это произошло, уже невозможно. Примером «путешествия» мифа могут служить найденные в Египте клинописные таблички с текстом вавилонского мифа об Адапе, о котором мы расскажем ниже. Их использовали египетские писцы, чтобы научиться искусству клинописи. Примерно то же самое произошло, когда отрывок мифа о Гильгамеше был найден во время раскопок в Мегиддо. Легенда о Кадме рассказывает нам, как финикийский алфавит был перенесен в Грецию и стал прародителем всех западных алфавитов. Таким образом, есть серьезные основания полагать, что путешествия, торговля, миграция людей и завоевательные походы были теми способами распространения, посредством которых мифы могли попадать из одной страны в другую. По мере того как ритуалы устаревали и исчезали либо трансформировались вместе с упадком цивилизации, в которой ранее они играли столь важную роль, связанные с ними мифы освобождались от обрядовых ассоциаций и становились чисто литературными формами, проникающими в культурные традиции других народов. Например, миф о победе над драконом, который является центральным элементом вавилонского мифа о творении, породил мифы о Персее и Андромеде, Геркулесе и лернейской гидре, Зигфриде и Фафнире, Беовульфе и Гренделе и до сих пор существует в легенде о святом Георгии и его победе над змеем.

Из книги «Гарри Поттер»: попытка не испугаться автора Кураев Андрей Вячеславович

СКАЗКА – ГРОБНИЦА МИФА Сказка, которая честно говорит о себе, что она – сказка, и должна быть судима по законам своего жанра. Вот когда Блаватская и Рерихи говорят, что богиня Изида принесла пшеницу землянам с Венеры и на полном серьезе уверяют, что этот факт

Из книги «Гарри Поттер» в Церкви: между анафемой и улыбкой автора Кураев Андрей Вячеславович

СКАЗКА - ГРОБНИЦА МИФА Сказка, которая честно говорит о себе, что она - сказка, и должна быть судима по законам своего жанра. Вот когда Блаватская и Рерихи говорят, что богиня Изида принесла пшеницу землянам с Венеры и на полном серьезе уверяют, что этот факт

Из книги Мифология Ближнего Востока автора Хук Самуэль

Типы мифа Обрядовый миф Общеизвестно, что большинство текстов, на которых основывается наше знание древневосточных мифов, было найдено в храмовых запасниках или архивах. Это свидетельствует о существовании высокоразвитой городской цивилизации, базировавшейся на

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Другие апокалиптические применения мифа Существует еще один аспект использования мифов в еврейской апокалиптической литературе, на который следует обратить внимание. Его начала можно найти в Книге пророка Исайи, где эсхатологическая деятельность Яхве описана в форме

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

Из книги Ностальгия по истокам автора Элиаде Мирча

6. Природа мифа. Прежде всего следует отстранить распространенное понимание мифа, согласно которому он есть произведение фантазии и вымысла. Сторонникам подобного понимания мифа не приходит даже на мысль такой простой, а вместе с тем и основной вопрос: чем же был миф для

Из книги Тысячеликий герой автора Кэмпбелл Джозеф

Из книги Шимшон - судья Израиля автора Вайс Гершон

Из книги Мифология греков и римлян автора Лосев Алексей Федорович

Разрушение мифа Самсон. Это имя вызывает в нашем сознании впечатляющие образы, сформировавшиеся ещё в детстве. Создание подобных стереотипов, без сомнения, объясняется врождённой эмоциональной и психологической потребностью в сверхгероях, роковых злодеях и

Из книги О мифологии и философии Библии автора Беленький Моисей Соломонович

IV. МИСТЕРИАЛbНАЯ РАЗРАБОТКА МИФА К числу основных форм критской мифологии необходимо отнести то, что можно было бы назвать мистери–альной разработкой мифа о Зевсе. Мы ниже (VII, п. 2 в.) приведем мнение Диодора Сицилийского о значении Крита для мистерий (таинств при

Из книги Магия, наука и религия автора Малиновский Бронислав

Развитие мессианского мифа Рассмотрим вопрос, почему Ветхий завет, божественная книга иудеев, стал священным писанием и для христиан?Как известно, одно из коренных отличий христианства от иудаизма заключается в том, что по представлениям иудеев мессианские времена еще

Из книги Миф автора Стеблин-Каменский Михаил Иванович

I. Роль мифа в жизни Обращаясь к рассмотрению типичной меланезийской культуры и обзору взглядов, обычаев и поведения туземцев, я намерен показать, как глубоко священная традиция, миф проникают во все их занятия и как сильно они контролируют их социальные и моральные

Из книги Легенда о Вавилоне автора Ильинский Петр

ТЕОРИИ МИФА Нет такой нелепости или такого абсурда, о которых те или иные философы не утверждали бы, что это - истина. Джонатан Свифт Несмотря на то что исследованием мифов занимается целый ряд наук - литературоведение и фольклористика, этнография и антропология, наука

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Ну вот мы с вами и в новом году, с чем всех и поздравляю... А наша рубрика продолжается!
Миф о трусости подставляющих вторую щеку.

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; (Матф.5:39)

Когда-то я, будучи молодым хиппи, уважал баптистов за их пацифизм. Прошли годы. Я глубоко изучил баптизм изнутри и с удивлением увидел, что от пацифизма мало что осталось. Слишком многие братья стали воинственны, и побить ближнего своего (ежели он лезет на рожон) за грех не считают… Пацифисты остались в меньшинстве...

Один мой добрый знакомый американец - служитель Церкви. По гражданской профессии - военный летчик, летал на бомбардировщиках. Он типичный американец и не считает свою гражданскую профессию чем-то плохим. Он ее оставил не по причине того, что совесть осудила его, просто захотел больше времени уделять служению.

В годы, когда США бомбило Косово, и российско-американские отношения накалились до предела, я спросил его:

Скажи друг мой и брат во Христе: вот, не дай Бог, между нашими странами сейчас начнется война. Ты полетишь бросать бомбы в меня и моих детей?

Сложный вопрос… - ответил мой знакомый и даже немного загрустил. Видно, он никогда даже и не думал об этом всерьез…

Более того, на официальном баптистском форуме пацифистов называют чуть ли не трусами.

Разумеется, иногда это обвинение может быть справедливым. Трусу удобнее называть себя пацифистом.

Я, кстати, тоже не идеал храбрости, часто тоже трусоват, как Ваня бедный. Но быть пацифистом мне все же нелегко.

Помнится я, уже будучи верующим и рукоположенным служителем, самолично побил пьяного соседа, который нецензурно выражался в адрес моей жены. Потом, правда, пришлось каяться перед Богом за то, что не нашел иного способа постоять за честь любимой женщины.

Мне представляется, что для нас, людей, попытка ответить на зло насилием - это не проявление храбрости, а, как минимум, недостаток фантазии. Как максимум, непонимание того, что такое благодать, и всегда - признак неумения любить…

В качестве аргументов я сегодня буду приводить много цитат:

В кинокартине Ганди есть одна замечательная сцена, в которой Ганди пытается объяснить свою философию пресвитерианскому миссионеру Чарли Эндрюсу. Прогуливаясь вместе по одному южно-африканскому городу, оба внезапно обнаруживают, что им преградили путь бандиты. Преподобный Эндрюс, завидев угрожающего вида гангстеров, решает бежать от них. Ганди останавливает его: разве в Новом завете не сказано, что если враг ударит тебя по правой щеке, то ты должен подставить ему левую? Эндрюс бормочет, что ему казалось, что эта фраза употреблена в переносном смысле. "Я в этом не уверен", - отвечает Ганди. "Мне кажется, он имел в виду то, что нужно проявить смелость - быть готовым выдержать удар, много ударов, чтобы показать, что ты не уступишь, и тебя не сломить. И когда ты это сделаешь, что-то отзовется в человеческой натуре, нечто, что уменьшит его ненависть и вызовет уважение. Я думаю, что Христос имел в виду это, и я видел, как это действует".

Ф. Янси «Иисус, Которого я не знал».

Пацифист - не трус. Позор для современных христиан в том, что идеи Иисуса Христа лучше понимают индуисты, чем служители.

Настоящий пацифист не потакает злу. Он сопротивляется, но не кулаком, а любовью к заблудшему грешнику.

Католический поэт Поль Клодель подчёркивал, что эта фраза - не о непротивлении злу, а о сопротивлении, об использование самого мощного средства, какое есть у человека. Подставить щеку не означает убежать, унизить себя, предаться фатализму. "Это наступательное движение, полное опасности и угрозы. Ибо нас бьют по щеке, а мы поражаем в самое сердце. Это вооружённое нападение. Подставив левую щёку, мы сами становимся нападающими, превращая нашего обидчика в обидчика бога. И тогда оскорбитель ударил уже не нас. Он бьёт Бога, который неминуемо ответит ему, и ответом Его будет - праведный суд или скорее, как мы уповаем, любовь" (Клодель П. Капля божественного меда. М., 2003. С. 132 цит. по Я. Кротов «К Евангелию. http://krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/05 _39.htm).

Разумеется, никакой пацифист не будет подражать шварцовскому королю, который «…когда душили его жену, он стоял рядом и все время повторял: «Ну потерпи, может, обойдется!»

Насилие нужно остановить. Иначе это будет грех против ближнего. Но останавливать насилие насилием - это глупо.

Люди воюют не потому, что боятся, что мир погибнет. Напротив - люди воюют, когда решают, что мир достаточно прочен, чтобы в нём воевать. Никто не будет стрелять даже в злейшего врага, находясь на борту самолёта, где крохотная дырочка в стенке будет причиной катастрофы. Агрессивность человека есть агрессивность материалиста, уверенного, что материя всё стерпит. Всегда будет одно и то же. Благая весть говорит, что мир хрупок … Поэтому остановить насилие не только нужно, но и можно, и мир от этого не погибнет, а станет лишь крепче.

Ударить насильника по башке - это просто (мне-то уж точно). Для этого не нужна ни любовь, ни Бог, ни Евангелие. А вот сделать так, чтобы насильник не стал творить зло, а изменился - вот тут и нужны наши вера и настоящие чудеса, а не падения от «святых пиджаков».

Да и апостол Павел советовал побеждать зло добром (Рим.12:21).

Конечно, наивно было бы советовать нечто вроде: «Если на вас хотят напасть, то сгруппируйтесь, и быстро сделайте нападающему какое-нибудь добро!»

Путь ненасильственного сопротивления длиннее, но всегда эффективнее.

Мы скажем нашим самым непримиримым противникам; "Мы противопоставим вашей способности причинять страдания нашу способность терпеть страдания. Делайте с нами, что хотите, а мы будем любить вас. Мы никогда не подчинимся вашим несправедливым законам, поскольку неповиновение злу есть такой же моральный долг, как и содействие добру. Бросайте нас в тюрьмы, а мы будем по-прежнему любить вас. Разрушайте паши жилища и угрожайте жизни наших детей. Темными ночами посылайте своих убийц и насильников, обряженных в колпаки, в наши дома, чтобы они били нас до полусмерти, а мы будем любить вас. Но будьте уверены, мы победим вас нашим умением терпеть страдания. И придет день, когда мы обретем свободу, но это будет свобода не для нас одних. Мы будем так взывать к вашему сердцу и разуму, что склоним их на свою сторону, и наша победа станет победой вдвойне".

Я знаю одного человека по имени Дапоццо. Он - французский евангелист. С тех пор, как он побывал в концлагере, у него раздробленная рука. Он-то мне и рассказал одну историю, которую я никогда не забуду: "Однажды во время обеда в концлагере меня вызвал начальник. Меня завели в комнату, где был накрыт стол. На столе стоял только один прибор. Пришел начальник лагеря. У меня был волчий голод. Начальник лагеря сел за стол, а ему преподносили фантастические блюда, одно за другим, тогда как я должен был спокойно стоять и смотреть. Всем своим видом он показывал мне, как ему вкусно, а я умирал от голода. Но этого еще было недостаточно. В конце ему принесли кофе, он положил на стол сверточки и говорит: "Посмотрите-ка, Ваша жена из Парижа прислала Вам печенье!" Я знал, что у них там было плохо с питанием, как жене пришлось экономить, чтобы испечь это печенье. И вот, начальник лагеря его поедает. Я попросил его: "Дайте мне хотя бы одно, я его есть не буду, но хотя бы взять на память о моей жене". Но, смеясь, он съел все до последнего". Это был момент, когда раздражение достигает высшей точки - ненависти! Дапоццо продолжал: "В то мгновение мне стало ясно, что означает "...любовь Божия излилась в наше сердце". Я мог любить этого человека, я думал: "Бедный ты человек! Нет такого, кто мог бы тебя любить. Тебя окружает лишь ненависть! Как все же хорошо мне быть чадом Божиим!" Вы понимаете? Дапоццо мог питать к нему сочувствие и милосердие. Этот человек не раздражал его. Начальник это почувствовал: он вскочил и выбежал! После войны Дапоццо как-то навестил его. Тот побледнел: "Вы хотите отомстить?"

Какая первая ассоциация у вас возникает при слове Автозавод? Наверное, если вы житель верхней части города, то скорее всего на ум придут незамысловатые стереотипы о “гопниках”, ожидающих за каждым углом Южки, Мончаги и Молодеги.

Если житель Автозавода, то скорее всего вам покажется странными и несправедливыми мифы, сочиненные про ваш район. Возможно, все время приходится доказывать своим друзьям и коллегам, что ваш Автоз не хуже и во многом даже лучше Покровок, Печер и Шербиней . Давайте попробуем разобраться в сути дела, откуда берутся эти стереотипы и почему они зачастую не оправданы?

Миф №1. На Автозаводе много криминала

Автозавод в советское время был одним из самых благополучных районов г.Горького. Именно, здесь, в 1930-е годы было построено одно из самых масштабных предприятий СССР – Горьковский автомобильный завод. После распада Союза завод несмотря на то, что попытался адаптироваться к рыночным условиям, все таки перестал быть передовым, его звезда закатилась: ни промышленности, пользующейся спросом у населения, ни хорошей зарплаты, ни перспектив. Но главным ударом был распад системы, в которой огромную роль играли советские ценностей.

Эта система в одночасье стала фальшивкой по мнению новых элит. Пролетарий, который возносился в течение 70-ти лет на пьедестал, который верой и правдой служил заветам Ильича, был октябренком, пионером, комсомольцем, защитником родины, альтернативой разлагающемуся капитализму стал никому не нужным, отсталым и отжившим. Многие потеряли работу, а многие – смысл жизни – и стали сводить концы с концами, запивая одеколоном “Саша”, если не находилось, чего покрепче горькую думу о судьбах родины.

Автозавод, как мы уже говорили, был передовым районом советской эпохи, а что случается с теми кто был всем? Обычно в сознании людей, живущих на срезе эпох, случается смена одной картины мира на другую. Все, что было хорошо становится плохо. Типичное для массового сознания явление.

Многие в 90-е и правда начинали спиваться, идти по кривой дорожке, но так было не только на Автозаводе, так было везде. Просто массовое отчуждение отыгралось на самом советском районе , если можно так выразиться, и создало миф о грубом, пролетарском, криминальном районе. Только время идёт, не одно поколение сменило жителей автозаводского района: наверное, среди ваших знакомых много интересных, творческих и начитанных людей, живущих там. Да, и массовая интернет культура влияет на современного подростка куда больше родителей или пьющих соседей.

Поэтому если уж говорить о количественном отношение гопников и хипстеров то наверное, как и везде, вторых значительно больше. Окончательно доказывая неправоту мифа, приведем статистику 2016 года: самым криминальным районом был признан Нижегородский район.

Миф №2. Автозавод – скучный и некрасивый

Анализируя городской слэнг, можно отметить, что всю архитектурную сущность Автозавода в представлениях нижегородцев можно выразить в годонимах (названия улиц) Южка, Мончага, Молодега . Что может располагаться на улицах с такими названиями? Однотипные двушки и трешки с коврами на стенах, с селедкой под водку и под шансон? На самом же деле, Автозавод – уникальный район, который отразил все метания советских архитекторов от причудливого ар-деко 30-х до массивных зданий эпохи сталинского ампира, от экспериментальных коммуналок 20-х до брежневских панельных многоэтажек.

В 1929 г., на месте бывшей деревни Монастырка (ныне автозаводский р-н) было решено начать строительство жилых домов вокруг будущего автомобильного завода. Был объявлен Всесоюзный конкурс на проектирование жилищ нового типа, пролетарских коммун . Победила группа студентов во главе с архитектором А.Мордвиновым. В основе планировки лежала схема, основанная на 3-х магистралях, сходящаяся к центральной площади и парку. Вся площадь была разбита на кварталы по два дома-коммуны с большим количеством зеленых насаждений. В начале 30-х проект дорабатывал А.Зильберт .

ул. Краснодонцев. Дом сталинской постройки 40-х – 50-х годов XX века

Замысел домов был такой: советскому человеку, строителю социалистического будущего в свободное время необходимо было заниматься духовным и физическим воспитанием, меньше времени уделять быту, поэтому вместо кухонь была задумана одна большая столовая, вместо ванны – душевые, кроме того были запланированы читальни, спортивные залы, школы и детские сады рядом с домом. Правда идеалистической мечте воплотиться не удалось, из-за нехватки денег было решено отложить масштабное строительство и пока обойтись дешевыми облегченными двухэтажными домами.

В 30-е годы после победы в конкурсе – проектов Дворца Советов Б.Иофана , выполненном в стиле ар-деко , этот стиль возобладал и в городском строительстве. Соцгород взял курс на новые формы. По сравнению с началом 30-х в середине 30-х строительство шло полным ходом. Стоит пройтись по пр.Кирова или пр.Молодежному, чтобы увидеть эти уютные 3,4-этажные домики совмещающие в своем фасаде эклектику модерна, неоклассики и конструктивизма. Они очень привлекательны уютными открытыми балкончиками с цветами, стилизованными колоннами на фасадах и переходами между домами в стиле городских коммун 20-х.

Бусыгинский дом

Не обойтись и без объектов культурного наследия: в квартале №4 Соцгорода располагается связывающий воедино арками несколько улиц знаменитый Бусыгинский дом (арх. И.Голосов) . Кроме того на пр. Молодежном есть ещё одно чудо того времени Радиусный дом (арх. Н.Красильников, П.Полюдов) , который ни может не удивлять своей пластической выразительностью и игрой света и тени в течение всего дня. В утреннее и предзакатное время в связи с освещением тени становятся глубже и длинней, от этого, кажется меняется и форма здания.

В послевоенные годы строительство продолжилось, теперь уже в помпезном, но крепко стоящем на ногах сталинском ампире – ярким тому примером служит частичная застройка ул. Краснодонцев очень схожая по стилистике с домами ар-деко 30-х, а так же парковый ансамбль Автозаводского парка культуры и отдыха.

В конце 50-х – первой половине 60-х архитектура претерпела серьёзные изменения. В 1957 году вышло постановление партии “О развитии жилищного строительства в СССР”, основная суть которого заключалась в том. чтобы ликвидировать дефицит жилья путем ускоренного строительства. Поэтому было решено сделать жилье более дешевым за счет уменьшения площади (с 40-45 до 20-25), сократить сроки строительства за счет переноса основной части работы на завод (изготовление цельных блоков), увеличить выпуск строительной продукции, а так же сократить излишества предшествующих эпох. Одним словом архитектура шла к упрощению.

Радиусный дом

Улицы стали застраиваться однотипными домами из шлакобетонных блоков. Кроме того, в конце 50-х возник феномен народной стройки , основанной на трудовом участии населения. Так возникли знаменитые 2-3 этажные дома из народных материалов без особых финансовых вложений. Например, мы можем увидеть эти небольшие окрашенные преимущественно в желтый цвет домики на ул. Янки Купалы: палисадники, теплицы с огурцами, собаки в будках – время словно остановилось здесь. Новые люди перенести частицу чего-то своего, народного: многие переезжали в то время из деревень.

В 70-80 гг. архитектура не претерпела каких-то кардинальных изменений, курс был продолжен на типовое строительство, правда панельные дома стали значительно выше (преобладали 9-этажки, а иногда и 14-этажки), квартиры стали больше и комфортабельней (в некоторых квартирах появились балкон и лоджия, кухни стали шире, вместо 2-х комнатных квартир стали преобладать 3-х комнатные). В то время строились целые проспекты, кварталы: на Автозаводе – Южное шоссе, Мончегорская, Космическая, Веденяпина, Коломенская и т.д.

От новшеств заречный район так же не отстает, в наши дни здесь выросли модные, окрашенные во все цвета радуги 17-этажные гиганты с близ лежащими современными детскими площадками, спортивными уличными тренажерами (на которых может позаниматься любой желающий), лавочками и стоянками. Это жилые комплексы: “Юг”, “Водный мир”, “Мончегория”, “Мой дом на Коломенской”. Одним словом район развивается, постоянно достраивается и обновляется.

В такой архитектурной смеси не может быть не интересно, ты словно скользишь сквозь время, забегая в солнечные улицы 30-х, а выходишь в строгий ампир великой победы, проходишь мимо однотипных панельных 9- этажек, а подходишь к высоткам современной архитектуры. Одним словом, интересно, многообразно, по-нижегородски.

Миф №3. Автозавод не лучшее место для прогулок

Многие думают: “А чего делать на Автозаводе? Там и сходить некуда…”. Если считать, что наш город в принципе не особенно развит в туристическом плане, то можно сделать небольшой сравнительный анализ. Как и во всех районах здесь есть большой парк с прудом и пляжем, спорт-комплексы, суши-бары, Макдональдсы и торговые центры. Другое дело, что нет галерей, мало кинотеатров и вообще модных арт-пространств. Но ведь все арт-пространства сосредоточены лишь в районе ул. Большая Покровская, пл. Минина и ул. Рождественская. Поэтому говорить именно об Автозаводе, что “здесь некуда сходить” – очень несправедливо, сходить в принципе некуда везде.

С другой стороны, если вы любители прогулок и новых ощущений, то почему бы Вам не пройтись по тем же советским улицам с прекрасными архитектурными зданиями, с легкой атмосферой в стиле ретро. Да и пройтись, признаться будет приятно, автозавод один из самых чистых районов Нижнего Новгорода: мусор исправно убирают, лед вовремя посыпают, а на озере зимой даже рыбу ловят. И вновь вопросительное: “Почему?” Почему бы ни посмотреть на Оку не с Дятловых гор набережной Федоровского, а с другой, с заречной стороны. Раздвинуть границы сознания, отказаться от стереотипов, приехать и увидеть своими глазами то, что так долго было скрыто за ширмой массового пренебрежения.

Образ Автозавода в связи с идеологическими перипетиями, первым местом в рейтинге самого криминального района в 90-е и 2000-е был очень испорчен. Мифы о неотъемлемом кусочке нашего города просто не допускают сюда новых людей.

Но ведь так не честно, мы закрываем глаза на одно из интереснейших мест нашего города, тем самым мы безразличны к нему, а надо бы актуализировать знание, он многое может нам рассказать. Необходимо пытаться его осовременить в нашем сознании, реабилитировать, смыть с него клеймо района для гопников и отбросов.

ВИКТОРИЯ ЕДИНА