Рассказать детям музыкальном инструменте баян. Исследовательский проект на тему "Музыкальные инструменты России

Я в своё время 6 лет отучился в музыкальной школе игре на этом инструменте. Тогда я и заметил, что большинство людей не отличают такие инструменты как «баян» и «гармошка». Некоторые даже не различают их с аккордеоном. Вот специально для таких решил написать шпаргалку 🙂

Собственно, проще посмотреть на три фотки, приведённые здесь, и сразу станет ясно, что к чему:

Вот это аккордеон, а не баян или гармошка

Вообще, даже среди музыкантов-профессионалов зачастую ходит мнение, что аккордеон появился в 1829 году, патент на него, по их мнению, тогда получил Кирилл Демиан. На самом деле, тогда появилось только само слово — «аккордеон». С тех пор оно прочно укоренилось в Европе. Этим словом тамошние музыканты называют все клавишные инструменты, способные одной клавишей изавать аккорд — трёхголосное созвучие. От слова «аккорд» и появилось название «аккордеон». В России же, а так же многих других странах, разные инструменты имеют своё индивидуальное название. По-моему, так логично и правильно. Зачем разные предметы называть одним словом?

Настоящий баян — это довольно молодой инструмент. Появился он в 1907 году. Есть, правда, информация, что изобретение было совершено в 1891, но подтверждения этой информации я не нашёл. Зато доподленно известно имя изобретателя — Стерлигов. Известен так же его вдохновитель — Орланский-Титаренко, музыкант-виртуоз, игравший до той поры на гармошке. Появившийся инструмент был дальнейшем развитием идеи гармоники — инструмента с двумя клавиатурами, соединёнными мехами. Количество рядов на правой клавиатуре увеличили до четырёх, а на левой — до пяти. Данная конструкция получила название «петербургской». Она не прижилась, распространение получила иная схема, она в целом повторяла предыдущую, но количество рядов справа уменьшили до трёх.

А вот это уже БАЯН!

Что же представляет собой баян? На правой и левой клавиатуре у него такие кругленькие кнопочки. Справа эти кнопочки расположены в три главных ряда с полным хроматическим звукорядом. Иногда к трём главным добавляют один или два вспомогательных ряда, которые полностью дублируют кнопки с третьего и второго рядов соответственно. Зачем? Попытаться объяснить это можно, но на словах всё равно не понять, разве что музыканты поймут после короткой беседы. Одним словом — это для удобства, но эти ряды и не обязательны

А что же такое аккордеон, с которым так часто путают баян? Естественно, путают их только по названию, так как внешне они не так уж сильно и похожи. По сути там разницы столько же, сколько между балалайкой и гитарой.

Мне так и не удалось найти информации о том, когда же точно аккордеон появился. Известно только, что это ещё более молодой инструмент, чем баян. Самое старое его описание (именно аккордеона , а не другого инструмента с таким же названием), известное мне, относится к 50-м годам, но инструмент несколько старше. Самое раннее свидетельство об аккордеоне, увиденное мной, относится к маю 1945 года: в одной из чёрно-белых хроник праздника после взятия Берлина я увидел тридцатьчетвёрку, везущую десант на броне. У одного из солдат в руках я отчётливо увидел аккордеон.

Аккордеон — это гибрид двух ранее изобретённых инструментов: баяна и фортепиано. От баяна аккордеон унаследовал так называемую готовую (редко и готово-выборную ) клавиатуру аккомпанемента, а от фортепиано — несколько октав на правой клавиатуре. Короче, аккордеон — это пианино справа и баян слева 🙂 Естественно, путём тупого синтеза ничего хорошего из этого инструмента не вышло бы, поэтому инструмент снабдили обязательными регистрами, обычно не менее четырёх. Эти регистры позволяют аккордеону имитировать, например, фагот. А вот у старых баянов регистры были редкостью. Кроме того, у аккордеона и баяна со временем разошлись и пути: баян стали использовать для концертных выступлений и переложений, а аккордеон стал инструментом для публики. К сожалению, у современных аккордеонистов довольно редко встретишь какие-нибудь приёмы игры, даже вибрато или переоктовку. Ныне аккордеонисты играют лишь мелодию какого-либо произведения, зачастую даже без аккомпанемента (левой руки). Часто к этому звучанию добавляют фонограмму. Хорошо, что не все аккордеонисты перешли под этот шаблон

Баян же имеет свою, оригинальную клавиатуру, которая является его главным козырем. Рисовать я не умею, поэтому схематически нарисовать его клавиатуру у меня не получилось. Попробую это со временем исправить. А пока приведу описание, понятное музыкантам. Физическое расстояние между постоянными интервалами всегда одинаково, хоть по линейке проверь! Возьмём, к примеру, кварту : если сравнить расстояние между си (малой октавы) и ми (первой) , или ре (первой) и соль (первой) , или соль-диез (первой) и до-диез (второй октавы) , везде оно окажется одинаковым. Творческие музыканты сразу оценят преимущество: можно с ходу транспонировать любую музыку без переписывания нот — передвинул руку на клавишу вверх или вниз и играй! Для других инструментов транспонирование — это проблема, ведь одну и ту же мелодию можно записать в разных тональностях. Проблема появляется тогда, когда с ходу нужно сыграть мелодию не в той тональности, в которой она выучена.

К сожалению, в СССР не уделили должного внимания электронике и у нас практически отсутствуют электронные баяны. Когда требуется электронным способом имитировать звучание разных инструментов, или даже звук электрогитары, то используют синтезатор с клавиатурой фортепиано, что не очень удобно (там клавиатура «хуже», невозможно брать некоторые аккорды, пальцев не хватает и растяжки).

В последнее время всё же появились новые электробаяны, обычно иностранные. Немного о ценах на баяны и аккореоны можно ознакомиться, например, (ссылка откроется в новом окне). К сожалению, баяны довольно дороги. Естественно, подержанные «брёвна», сделанные ещё в СССР я не считаю, ибо большинсво из них годятся уже лишь для музеев. Малая известность самого баяна тоже играет плохую роль — у непросвещённых это слово скорее ассоциируется с гармошкой и игрой частушек по праздникам. Об выступлениях на концертах с баяном многие даже не знают. Что-то подобное раньше наблюдалось и в истории гитары — до появления электрогитар мало кто мог представить её современный электронный звук и возможность играть такое число классических произведений (особенно это касается органной музыки).

Так выглядит гармошка

В заключении хочется сказать несколько слов о гармошках. Ныне они уже потеряли популярность, производится лишь десятка полтора моделей по всему миру. Разные модели имеют от одного до трёх рядов кнопок на правой клавиатуре. При растяжении мехов некоторых моделей одна кнопка издаёт звук одной высоты, а при сжатии — уже другой частоты. В России самой популярной является «хромка», большинство её экземпляров выпущено в Туле. Этот инструмент до предела прост — лишь три октавы чистых нот звукоряда (22 кнопки) и три наиболее используемых в игре полутона (соль-диез, ми-бемоль, соль-бемоль) на правой клавиатуре. Левая клавиатура представлена тремя рядами — мажорным, минорно-септакордным и басовым.

А что же тогда запатентовал в своё время Кирилл Демиан, если не аккордеон? Это был просто усовершенствованный им вариант гармошки… И само слово «аккордеон», разумеется. Точное же время появление первой гармошки остаётся неизвестным.

Кстати, вот ещё производитель: http://bayanjupiter.ru/. Как-нибудь себе куплю новый, а то старое бревно не может удовлетворить всех потребностей 🙁

P. S. Анекдот не в тему:

Уборщица ночного клуба, протирая микшеры и пульты, случайно попала в сотню лучших DJ России!

Цель мероприятия:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения и развития баяна, аккордеона.
  • Развитие творческой инициативы и исполнительского мастерства, а также популяризация народного инструмента баян.
  • Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине, бережного отношения к музыкальному наследию родного края.

Оформление мероприятия:

  • Иллюстрации музыкальных инструментов народного оркестра.
  • Портреты известных мастеров и музыкантов-исполнителей.
  • Инструменты: гармонь, баян, аккордеон.

Звучит фонограмма русской народной песни “Валенки” в обработке А.Широкова в исполнении оркестра русских народных инструментов “Русские узоры”.

Ведущий : Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою яркую тембровую “индивидуальность”, то есть свою особую окраску звучания. В самом деле, можно ли перепутать звучание скрипки и фортепиано, флейты и органа? Конечно, нет.

Однако в многообразном мире музыкальных инструментов есть такой, который как бы вобрал в свою звуковую палитру “голоса” многих инструментов, Таких, например, как фагот, флейта, кларнет, орган. Какой же инструмент обладает столь редкостною способностью имитировать различные тембры? Он единственный из многочисленных музыкальных “собратьев” образно и с любовью назван людьми “душой русского народа”. О каком инструменте идёт речь?

Да! Это баян – национальный русский народный инструмент.

Любая нация или народность имеют свою музыкальную культуру, а значит и любимые народные музыкальные инструменты. У украинцев – это бандура, цимбалы – у белорусов, скрипка - у молдаван, а у русских – балалайка, домра и, конечно же, баян.

По своему устройству баян принадлежит к семейству язычковых – пневматических (пневматический – от греческого – “воздушный”). К язычковым относятся: губная и иные виды гармоник, аккордеон, орган.

Давным-давно, за два - три тысячелетие до нашей эры в Китае получил широкое распространение деревянный музыкальный инструмент, изготовленный из ряда бамбуковых палочек, в каждой из которых был миниатюрный колеблющийся язычок – это шэн – духовой музыкальный инструмент. Унаследованный от шэна приём звукоизвлечения, положил в основу рождение будущих гармоник. Из Азии шэн торговыми путями попал в Европу. Поначалу гармоники делали из стекла, а позднее стали делать из дерева. Музыкальный инструмент не сразу стал таким, каким мы привыкли его видеть. Прапрабабушка современного баяна – маленькая гармоника. Русские купцы привезли из-за границы немецкую однорядную гармонь, а талантливые умельцы-мастера разобрали её и переделали на свой лад. Разновидностей гармоники было много. Существовали “саратовские”, “елецкие”, “ливенские”, “вятские”, “хромки” и много других гармоник. “Имя” инструменту, как правило, присваивалось по названию той или иной местности, где он был изготовлен. Отличались они друг от друга размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов (отсюда и название – однорядка, двухрядка, трёхрядка).

Совершенствование гармоник и искусство изготовления музыкальных инструментов достигло значительных успехов в 19 веке. Кроме правой, появилась и левая клавиатура, расширился диапазон, улучшилось качество звучания, изменилась и сама форма гармоники. Гармоника настолько пришлась по вкусу широким массам населения, что её можно было встретить повсеместно: на ярмарках, в балаганных представлениях, в домашнем кругу, на сельских и городских праздниках. К середине ХХ века гармоники были распространены уже повсеместно – в каждом селе находился свой гармонист, свой “первый парень” на деревне, многие музыканты были самоучками, но какие чудеса исполнения музыки они творили, несмотря на то, что инструмент был весьма примитивен (5 – 7 кнопок на правой стороне и 2 на левой). Любой мастер считал делом чести внести улучшение в существующую конструкцию, совершенствовал инструмент и его исполнительские приёмы игры.

В исполнении гармониста звучат “Плясовые наигрыши” в обр. В.Морозова.

В конце 90-х годов прошлого века шел дальнейший поиск более прогрессивных конструкций гармоники. Известный в России мастер Стерлигов П.Е. изготовил значительно усовершенствованный инструмент, которому музыкант дал название Баян (по имени легендарного певца – сказителя Баяна). С той поры оно навсегда закрепилось за инструментом, стало ему родным. Баян – название инструмента принятое только в нашей стране. За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента – игрушки, имевшей всего несколько клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической и народной музыки.

В исполнении баяниста звучит р.н.п. “Как у наших у ворот” в обр.А. Суркова.

За рубежом хроматические гармоники с различными типами правой клавиатуры (клавиши, кнопки) называют аккордеонами. Аккордеон – клавишный, аккордеон кнопочный. После войны аккордеон получил большее распространение. Современный аккордеон – музыкальный инструмент, имеющий на правой клавиатуре до 45 клавишей, а на левой – 140 и более кнопок. Количество регистров достигает до 36, то есть звук может иметь самые различные тембровые окраски. Наиболее высоким качеством игры музыканта, самым ценным свойством его музыкального орудия ещё издревле на Руси являлась способность “выговаривать” песню. Задушевность, певучесть, широта дыхания инструмента стали своего рода звукоидеалом русской национальной культуры. Благодаря портативности, простому расположению клавиш, многотембровости и другим музыкальным и техническим качествам, баян \ аккордеон стал одним из любимых и распространённых в быту инструментов.

В исполнении аккордеониста звучит р.н.п. “Как под яблонькой” в обр.В.Белявского.

В 30-е годы прошлого столетия искусство игры на баяне \ аккордеоне становится на путь профессионального развития. Своё мастерство музыканты-исполнители вынесли на профессиональную сцену, концерты, конкурсы, фестивали – всё это способствует выявлению талантливой артистической молодёжи, служит пропагандой инструментального народного искусства.

Большую роль сыграл баян в годы Великой Отечественной войны. Баян звучал повсюду: на привалах, в землянках и даже на полях сражений. Баян – боец, так точно и образно называли его поэты, скрашивал суровое время, вдохновлял на боевые подвиги во славу нашей Родины.

Современное баянное исполнительское искусство находится в расцвете. Высок его авторитет и за рубежом. На самых престижных международных конкурсах и фестивалях российские музыканты занимают передовые позиции. Имена И. Паницкого, Ю. Казакова, А. Склярова, В.Романенко, Ю.Ткачёва, Г.Зайцева и других известны в музыкальном мире своим вдохновенным, неувядаемым исполнительским искусством. Всему миру известна российская школа баяна: наши баянисты, аккордеонисты, в том числе и дети, - победители Международных конкурсов. Жизнь гармоники продолжается и по сегодняшний день. Её можно услышать на сцене, в быту, в самодеятельных ансамблях и в оркестрах народных инструментов. В известной песне поётся:

Кнопочки, кнопочки,
Слушать не устану я.
Вся Россия любит вас –
Кнопочки баянные!

Проведя исследование, мы узнали, как выглядел предшественник баяна \ аккордеона, где и кем он был создан и почему его так назвали. В нашем городе так же есть много известных нам музыкантов – исполнителей на этих инструментах. В число этих музыкантов входите и вы наши юные баянисты и аккордеонисты. Мы будем рады вас послушать.

Дети читают стихи о музыке.

Послушай, музыка вокруг –
Ты без неё не проживёшь и дня!
Мелодий разных слышен звук,
Они в тебе, они вокруг тебя.

Музыкант – это добрый волшебник:
Из семи только нот, не спеша,
Он сумеет создать сто мелодий,
Он сумеет создать чудеса.

Он без слов о весне нам расскажет,
Как звенит за окошком капель,
Светлой музыкой нам он покажет,
Как звучит птичьим пеньем апрель.

Ты узнаешь секреты мелодий
И научишься скоро играть.
Если будешь упорно трудиться
Музыкантом большим можешь стать.

И сегодня хочу сказать смело
Я труда ну совсем не боюсь
Я, конечно, пока не волшебник,
Ведь я музыке только учусь!

Небольшой концерт, где ученики и преподаватели исполняют народные пьесы на баяне и аккордеоне.

Список использованных материалов.

  1. А Мирек “Гармоника. Прошлое и настоящее” Москва, 1994 г.
  2. Г.Крылова “Азбука маленького баяниста” ч.2, Москва, 2010 г.
  3. Журнал “Музыка в школе” №6, Москва, 2012 г.
  4. Журнал “Музыка в школе” №3, Москва, 2013 г.
  5. Журнал “Музыка и ты”, №6, Москва,1987 г.
  6. А.Мирек “Из истории аккордеона и баяна”, Москва, 1967 г.

Одним из первых по популярности и любви русского народа является народный инструмент гармоника. За короткий срок гармоника прошла путь от инструмента – игрушки, имевшей всего несколько клавиш, до баяна, позволяющего исполнять сложные произведения классической и народной музыки.

Несомненно, баян – единственный из многочисленных “собратьев” образно и с любовью назван людьми “душой русского народа”. Пользуется большим интересом и признанием у любителей русской музыки, а по своей популярности не знает “конкурентов” среди других народных инструментов. Красота, колористическое и динамическое многообразие звучания инструмента – вот что так привлекает в баяне исполнителей и слушателей.

Баян (муз. инструмент) Баян (по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна, или Бояна ), язычковый пневматический инструмент, ручная кнопочная гармонь с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре (диапазон си-бемоль большой октавы ‒ до-диез четвёртой), басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой (см. Гармонь ). Басы ‒ в диапазоне одной октавы, но каждая нота звучит одновременно в пяти (четырёх) октавах. Готовые аккорды ‒ мажорные и минорные трезвучия и их обращения, септаккорды (иногда и уменьшенные септаккорды) ‒ имеются во всех тональностях. Предшественники Б. ‒ четырехрядная петербургская гармоника и трехрядная «венская». Название Б. впервые было дано четырехрядной усовершенствованной хроматической гармонике её конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским в 1907 (Петербург). С начала 20 в. в России стали известны также системы В. П. Хегстрема, Н. З. Синицкого, «московская», или «заграничная» (она же «венская», изобретена немецким мастером Г. Мирвальдом в 1891). В 20-х гг. к промышленному производству Б. в СССР была принята московская система. В международной практике применяются системы: венская (трехрядная), бельгийская (аналогичная венской, но пятирядная), итальянская и французская (пятирядные). Наиболее распространены бельгийская и итальянская. Пяти- (шести-) рядная клавиатура, дублирующая основные ряды в той же последовательности, а также использование пятипальцевой аппликатуры, значительно облегчают игру на Б. Ещё большими исполнительскими возможностями обладает т. н. готово-выборный, многотембровый Б. Его отличают введение регистров-переключателей и дополнительной клавиатуры для левой руки с тем же расположением звуков, что и на правой (диапазон ми контроктавы ‒ до-диез третьей октавы ‒ постоянной, фа-диез второй ‒ фа большой октавы ‒ с переключением). Б. является не только народным, но и сольным концертным оркестровым инструментом. Для Б. издаётся обширная литература в СССР и за рубежом, где он известен под названием кнопочного (или хроматического) аккордеона .

А. М. Мирек.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Баян (муз. инструмент)" в других словарях:

    - … Википедия

    - (или боян), баяна, муж. (муз.). Музыкальный инструмент, большая гармоника со сложной системой ладов. (По имени сказочного древнерусского поэта Баяна, упоминаемого в Слове о полку Игореве.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (по имени легендарного др. рус. певца сказителя Баяна (Бояна)) клавишно пневматич. инструмент, усовершенствованная гармоника с хроматич. звукорядом для исполнения мелодии и басо аккордового аккомпанемента во всех тональностях. Прототипом… … Музыкальная энциклопедия

    МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия

    Гусли - рус. струнный щипковый муз. инструмент горизонтального держания со струнами по всей ширине деки. Подразделяются на неск. видов: 1) Г. крыловидные (они же звончатые или яровчатые) имеют от 5 до 14 струн, настроенных диатонически, обычно в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Муз. творчество чеченцев и ингушей развивается ныне как единая культура двух народностей. Вместе с тем их музыке присущи особенности, к рые коренятся в языках и нек рых локальных условиях жизни, в т. ч. в их взаимодействии с соседними… … Музыкальная энциклопедия

    Муз. фольклор мордвы интонационно близок творчеству народов Поволжья, финно угорской группы, славян и др. Однако при общих для мн. народов чертах в песнях, в инстр. музыке мордвы проявились характерные особенности. Типично применение в… … Музыкальная энциклопедия

    Александр Сергеевич (24 X (5 XI) 1841, Калуга 24 VI (6 VII) 1896, Лигово, близ Петербурга) рус. муз. критик, теоретик и композитор. В 1862 окончил физико математич. ф т Петерб. ун та. Брал уроки по муз. теоретич. предметам у М. Л. Сантиса … Музыкальная энциклопедия

    Инструменты, предназначенные для извлечения ритмически организованных и фиксированных по высоте звуков или чётко регулируемого ритма, а также шумов. Предметы, издающие неорганизованное звучание и шумы (колотушка ночных сторожей, трещотка… … Музыкальная энциклопедия

    До Великой Oкт. социалистич. революции муз. иск во казах. народа было представлено только нар. творчеством (песни и инстр. пьесы кюи). На муз. канве речитативного склада жырши (сказители) исполняли эпич. поэмы и легенды, акыны (поэты)… … Музыкальная энциклопедия

Баян (по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна, или Бояна ), язычковый пневматический инструмент, ручная кнопочная гармонь с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре (диапазон си-бемоль большой октавы ‒ до-диез четвёртой), басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой (см. Гармонь ). Басы ‒ в диапазоне одной октавы, но каждая нота звучит одновременно в пяти (четырёх) октавах. Готовые аккорды ‒ мажорные и минорные трезвучия и их обращения, септаккорды (иногда и уменьшенные септаккорды) ‒ имеются во всех тональностях. Предшественники Б. ‒ четырехрядная петербургская гармоника и трехрядная «венская». Название Б. впервые было дано четырехрядной усовершенствованной хроматической гармонике её конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским в 1907 (Петербург). С начала 20 в. в России стали известны также системы В. П. Хегстрема, Н. З. Синицкого, «московская», или «заграничная» (она же «венская», изобретена немецким мастером Г. Мирвальдом в 1891). В 20-х гг. к промышленному производству Б. в СССР была принята московская система. В международной практике применяются системы: венская (трехрядная), бельгийская (аналогичная венской, но пятирядная), итальянская и французская (пятирядные). Наиболее распространены бельгийская и итальянская. Пяти- (шести-) рядная клавиатура, дублирующая основные ряды в той же последовательности, а также использование пятипальцевой аппликатуры, значительно облегчают игру на Б. Ещё большими исполнительскими возможностями обладает т. н. готово-выборный, многотембровый Б. Его отличают введение регистров-переключателей и дополнительной клавиатуры для левой руки с тем же расположением звуков, что и на правой (диапазон ми контроктавы ‒ до-диез третьей октавы ‒ постоянной, фа-диез второй ‒ фа большой октавы ‒ с переключением). Б. является не только народным, но и сольным концертным оркестровым инструментом. Для Б. издаётся обширная литература в СССР и за рубежом, где он известен под названием кнопочного (или хроматического) аккордеона .

  • - р. , лп Михайло-Семеновского, Зейский р-н. Название от эвенк. баянды - "богатый". На эвенк. и бур. языках баян одинаково "богач", "богатство". ...

    Топонимический словарь Амурской области

  • - русская хроматическая гармоника; названа конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орлан-ским в 1907 г. по имени певца-сказителя а. древний русский или славянский песнотворец, певец-сказитель...

    Судьба эпонимов. Словарь-справочник

  • - БАЯ´Н - 1) легендарный певец-поэт древней Руси, о котором упоминается в «Слове о полку Игореве»: «Начати же ся тъй песни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню...

    Поэтический словарь

  • - Над Москвою старой златоглавою не звезда в полуночи затеплилась, Анн899 ; О нет, Баян, не соловей, Певец волшебно-сладострастный, Нас жег в безмолвии ночей РП ib.; Баян восстания письмен Засеял нивами станков. Хл920,21 ...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - 1) Муз. журнал, издававшийся в Петербурге в 1888-90, с ежемесячным нотным приложением. Выходил еженедельно. Первый издатель-редактор А. А. Астафьев, с 1889 - А. И. Чарнова, позднее - П. П. Веймарн...

    Музыкальная энциклопедия

  • - ...

    Музыкальный словарь

  • - сущ. 1. шутл. что-либо старое, замусоленное; давно устаревший анекдот или история см. тж боянист 2...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - или Боян - мифический певец, имя которого упоминается несколько раз в "Слове о полку Игореве"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Бая́н Нур Галимович, татарский советский поэт. Родился в крестьянской семье. Печататься начал в 1925. Стихи Б. насыщены высоким патриотизмом - «Наши знамена» , «Ленин в народе» ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - один из наиболее совершенных и распространенных видов хроматической гармони. Назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Это слово русского происхождения называет музыкальный инструмент, родственный гармони. Название введено известным русским гармонистом Орланским-Титаренко в XIX в. и образовано от имени древнерусского поэта Бояна...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - Греческое – fono . Древнеисламское – bon . Слово было известно в древнерусскую эпоху, но в словарях впервые встречается с 1935 г. в качестве названия музыкального инструмента, большой гармони...

    Этимологический словарь русского языка Семенова

  • - Искон. Неологизм русского гармониста А. Ф. Орланского-Титаренко на базе собственного имени древнерусского поэта Баяна...

    Этимологический словарь русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

"Баян (муз. инструмент)" в книгах

Операция «Баян»

Из книги Мой брат Юрий автора Гагарин Валентин Алексеевич

Операция «Баян» Юра был большой выдумщик и фантазер - и в игре, и в работе. Неугомонный, беспокойный, очень подвижный, он, кажется, никогда не знал усталости. И на любое дело у него всегда находились и время и желание.Однажды школьников пригласили в правление колхоза.- Два

5. Слово «баян»

Из книги Маленькая девочка из «Метрополя» автора Петрушевская Людмила Стефановна

Баян

Из книги Судьба эпонимов. 300 историй происхождения слов. Словарь-справочник автора Блау Марк Григорьевич

Баян русская хроматическая гармоника; названа конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орлан-ским в 1907 г. по имени певца-сказителя Баяна (Бояна).Баян (Боян)древний (XI или начало XII в.) русский или славянский песнотворец, певец-сказитель; слагал песни славы в честь

БАЯН Вадим

автора Фокин Павел Евгеньевич

БАЯН Вадим см. ВАДИМ БАЯН

ВАДИМ БАЯН

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

ВАДИМ БАЯН наст. имя и фам. Владимир Иванович Сидоров; др. псевдонимы Si-do, Дошлый парень;5(17).1.1880 – 29.3.1966Поэт. Публикации в сборнике «Пьяные вишни. 2-е изд.» (Севастополь, 1920). Сборники «Лирический поток» (с предисловием Игоря Северянина, И. Ясинского-Белинского и Ф. Сологуба,

Баян

Из книги 100 шедевров русских художников автора

Баян Увлечение Рериха историей сказалось не только выбором тематики своих картин – его называли создателем нового жанра – исторического пейзажа. Он активно занимался раскопками, публиковал работы по археологии, даже преподавал в Петербургском археологическом

Баян - Хан

Из книги 100 великих полководцев Средневековья автора Шишов Алексей Васильевич

Баян - Хан Полководец великого хана Хубилая, подвергший окончательному разгрому Сунскую империю в битве на реке Янцзы Войско в походе. Вторая половина XVI в. Мавераннахр. Миниатюра к книге Хатифи «Тимур - наме» (Стихотворная хроника побед Тимура)Едва ли не самым

Партизанский баян

Из книги Партизаны принимают бой автора Лобанок Владимир Елисеевич

Партизанский баян В Лепельском краеведческом музее, в одной из экспозиций, посвященных героическому подвигу советских людей в годы Великой Отечественной войны, внимание посетителей привлекает баян. В лепельские места он попал еще в 1940 году. Его привез сюда из Ленинграда

Баян

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Баян 1910. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургУвлечение Рериха историей сказалось не только выбором тематики своих картин – его называли создателем нового жанра – исторического пейзажа. Он активно занимался раскопками, публиковал работы по археологии, даже

Баян (муз. инструмент)

БСЭ

Баян Нур Галимович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Баян-Тумен

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Баян-Улэгэй

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Баян-Хара-Ула

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Баян-Хонгор

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 40»

Исследовательский проект на тему:

«Музыкальные инструменты народов мира. Баян»

Выполнил:

Ершов Сергей

Ученик 8 класса «а»

Преподаватель:

Москвина Татьяна Алексеевна

Учитель музыки

МБОУ Г. Иркутска СОШ № 23

    Введение

    Глава1. История создания баяна

    Глава2. Китайские корни.

    Глава3. Почему возникает звук?

    Глава 4. Разновидности баяна

    Заключение

    Список литературы

Введение.

Баян – русский народный инструмент. Это наша история, наши достижения и победы, вписанные в историю мировой культуры. А мы должны знать историю нашего народа и историю нашей культуры (Слайд 2).

Актуальность. Я сам играю на баяне и вижу, что многие люди интересуются этим инструментом. Многие люди сейчас играют на нём. Вот почему мною была выбрана тема о баяне.

Цель - донести до широких масс историю баяна.

Задачи:

    Рассказать историю создания баяна.

    Откуда появился баян, его корни.

    Рассмотреть, какие бывают виды баяна.

Глава1. История создания баяна.

Баян - разновидность гармоники. Отличается от аккордеона устройством клавиатуры (вместо клавишей - кнопки) и некоторыми другими деталями конструкции (Слайд 3.)

Баян – большая гармоника со сложной системой ладов (Слайд 3).

В сентябре 1907-ого года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов изготовил музыкальный инструмент, над которым работал более двух лет, для выдающегося гармониста – Якова Фёдоровича Орланского-Титаренко. Орланский-Титаренко и дал этому инструменту название в честь древнерусского певца-сказителя Бояна, упоминаемого в поэме «Слово о полку Игореве», и впервые стал использовать его на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве. Также называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново – Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян». Рабочим он шутя говорил: «Вы строите свой «Баян», а вот я построю другой «Баян» - большую усовершенствованную гармонику!».

Баян относится к язычковым клавишно-пневматическим инструментам с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой клавиатуре.

Клавишно-пневматические инструменты содержат особое пневматическое устройство, иначе говоря, устройство, действующее силой сжатого воздуха. В баяне воздух нагнетается мехами, он колеблет упругие металлические пластинки-язычки, которые и издают звук.

Баян представляет собой разновидность гармоники, которая дополнена хроматическим звукорядом на клавишах справа, басами и аккордами на левой клавиатуре.

В России гармоники начали появляться к 40-ым годам 19-ого века (Слайд 5). Споры о причине появления гармоник в России идут до сих пор: одна версия говорит, что богатые люди покупали их заграницей, а через слуг гармоники появились и в деревнях. Вторая версия рассказывает, что гармоники могли завести иностранные мастера, выписанные на тульские оружейные заводы.

В России определённым толчком в распространении гармоники явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть мастерскую по их изготовлению.

Тульская гармонь

Ак же к 40-овым годам получило распространение кустарное производство гармоник (Слайд 6). Особо в Тульской, Тверской, Новгородской, Вятской, Вологодской губерниях. Одни гармоники,

Елецкая гармонь

Озданные в одних губерниях, привозились в другие губернии и там модернизировались местными умельцами, а потом перевозились дальше по стране и получали всё большее распространение.

Представителем одной из первых российских гармоник, является Тульская восьмиклавишная гармоника (Слайд 7). Её главной особенностью стало то, что при нажатии одной и той же клавиши возникали звуки разных тонов (при сжиме меха один, а при разжиме другой). Эту гармонику назвали «гармоника русского строя». В последствие эта гармоника была привезена в Вятскую губернию, где была усовершенствована.

К 40-овым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник в год. Это способствовало распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний, особенно в сельской местности.

Первую ручную гармонику с полным хроматическим звукорядом сконструировал баврский мастер Мирвальд из немецкого города Зилетуе в 1891 году (Слайд 8). У такой гармоники была полная хроматическая гамма в диапазоне 4 октав. Клавиши правой клавиатуры находились в три ряда. Каждая клавиша при разжиме и сжиме меха давала один и тот же звук. Левая клавиатура состояла из мажорных трезвучий, но потом была улучшена: стала трёхрядной (1-й ряд имел 12 басовых нот. Во втором ряду находились мажорные аккорды. В третьем, были минорные аккорды.) (Слайд 9). Уже в 1892 году такая гармоника стала известна в России.


Гармонь двухрядная

Глава 2. «Китайские корни».

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен (Слайд 10).

Шен был известен ещё в Древнем Китае. Некоторые учёные полагают, что шену более двух тысяч лет. Со временем он был усовершенствован, и на нём уже можно было играть в 12 тональностях, для него даже был сделан специальный учебник гармонии (Слайд 11).

Сам шен состоял из деревянного корпуса и вставленных в него по окружности бамбуковых трубок, внизу которых были прикреплены металлические пластинки с вырезанными в их язычками. На шене обычно играли аккордами, зажимая несколько отверстий внизу трубок.

Шен в России был известен в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, (достоверно известно, что в середине 18 века в Петербурге игрой на шене увлекался придворный музыкант и конструктор Иоганн Вильде), а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом – гармоникой .

Шен ↓

Глава 3. Почему возникает звук?

Если взять тонкую школьную тетрадку, сжать ее страницы губами и подуть между них - тетрадка наверняка «запоет» (Слайд 12). Сожмем губы сильнее и будем продолжать дуть - тет­радка «запищит» тоненьким голосом, ослабим губы - звук будет более низким. Подобная «музыка» наверняка получится, если взять два обыкновенных листа бумаги. Почему воз­никает звук? (Слайд 13). Потому что бумажные страницы вибрируют, создавая звуковые колебания воз­духа. Примерно так же вибрируют под напо­ром воздуха и металлические пластиночки-язычки в гармони, ба­яне, аккордеоне и губ­ной гармошке (Слайд 14).

Все эти инструмен­ты похожи по устрой­ству. Источник звука у них - колеблющие­ся металлические язы ки, закрепленные на металлической раме. Как мы уже знаем эти язычки колеблются под струей воздуха, возникающей при сжатии и растяжении мехов.

Язычок ↓

Глава 4. Разновидности баяна (Слайд 15).

Пятирядный концертный многотембровый баян.

1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России, а возможно и в мире, пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера - братья Генераловы, В. Самсонов и другие (Слайд 16).

Совершенствование баяна привело к созданию трёх его вариантов с отличающимся аккомпониментом:

    Готовый – с фиксированными аккордами-мажорными и минорными трезвучиями, септ а ккордами.

    Выборный – «отражает» правую клавиатуру.

    Готово-выборный – сочетает выборную и фиксированную клавиатуру.

Гот о во-выборный вид баяна более удобен, но на нём сложнее играть (Слайд 17).

В 1951 году, Московскими мастерами Селезнёвым и Фигановым был сделан многотембровый четырёхголосный готово-выборный баян, по заказу баяниста Юрия Ивановича Казакова. Ю. Казаков был артистом, который своими концертами начал триумфальное распространение баяна по всей планете.

Русскими ма­стерами создан ряд разновидностей гармони: тульская Слайд 18) , саратовская, вологодская (Слайд 19) , вятская (Слайд 20) и другие. Их настолько много, что трудно все перечислить. Они распространены и сейчас. Гармонь - непременный участник ансамблей русской на­родной музыки.

Появились такие марки баяна как «Русь», «Мир», «Огонёк», «Рубин», «Этюд», «Юпитер», «Тула» и многие другие (Слайд 21-24 ).

Заключение.

Итак, мы рассмотрели историю создания баяна, узнали о его китайских корнях, о разновидностях баяна и ответили на вопрос, почему возникает звук? (Слайд 25).

Баян внедрён в учебный процесс на всех уровнях профессионального музыкального обучения. На нем играют сольно, в ансамблевых и оркестровых коллективах. Появилось множество учебно-методической литературы и теории для баяна. Множество композиторов пишут оригинальные произведения для баяна. Он известен во всём мире.

Баян признан на уровне «классического» инструмента!

Список использованной литературы: (Слайд 26)

    Детям о музыке:

    А. Мирек/Из истории баяна/2002 г.

    А.С. Кленов. «Я познаю мир: Детская энциклопедия. Музыка». Москва, 1998 г.

    С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва «Русский язык», 1984 г.

    С.В. Истомин. Энциклопедия «Я познаю мир. Музыка». Астрель. Москва, 2002 г.