Протоиерей Всеволод Чаплин: патриарх долго не продержится. Из чего сделаны православные мальчики

Метки , ,

(1968) — модернист, экуменист, один из пионеров . Агент радикального обмирщения Церкви. Представитель советской , затем — либеральный активист и пропагандист. Глобалист. Принципиальный плюралист, проповедник толерантности. Представитель , аморалист.

С 1985 г. — сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии. Начинал с отдела экспедиции, затем сотрудник «Журнала Московской патриархии» и газеты «Московский церковный вестник»: Сначала я занимался технической работой, потом начал писать материалы для «Журнала московской патриархии», газеты «Церковный вестник», занимался организацией работы англоязычного издания «Журнала» .

С 1990 г. — сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС). В 1991-1997 гг. — зав. сектором общественных связей ОВЦС, в 1997-2001 гг. — секретарь ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества. В 2001-2009 гг. - зам. председателя ОВЦС: в его подчинении был секретариат по взаимоотношениям церкви и общества, по межхристианским связям, служба коммуникации и сектор публикаций.

31 марта 2009 г. назначен председателем новообразованного Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. 24 декабря 2015 г. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества слит с Синодальным информационным отделом. О. Всеволод Чаплин уволен с занимаемой должности.

Член Издательского Совета, Синодальной Богословской комиссии. Член рабочей группы по подготовке реформированного Катехизиса (с 25 декабря 2009 г.). В июле 2009 г. назначен председателем Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси. С 26 июля 2010 г. - член Патриаршего совета по культуре.

Член Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Член исполкома (президиума) Межрелигиозного совета СНГ с 2004 г.

При Б. Ельцине и Д. Медведеве состоит членом президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями: с 4 марта 1996 г. по 14 мая 1997 г. и с 28 мая 2009 г. Член комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.

Член Экспертного совета Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций. После того, как Русская Православная Церковь и партия «Единая Россия» в 2009 г. договорились о сотрудничестве, о.В.Ч. и возглавляемой им структуре было поручено отслеживать законопроекты, обсуждаемые в Государственной думе, вносить свои предложения и проводить консультации.

С 22 мая 2009 г. по 29 декабря 2015 г. заместитель главы Всемирного русского народного собора. С 4 января 2010 г. - член Российского организационного комитета «Победа».

Член Общественной палаты РФ с 24 сентября 2009 г., куда был включен Президентским указом. В Общественной палате вошел в состав двух комиссий — по межнациональным отношениям и свободе совести и — по региональному развитию и местному самоуправлению.

Рукоположен во диакона в 1991 г., во священника в 1992 г. Cостоял в клире храма Живоначальной Троицы в Хорошеве. В 1999 г. возведен в сан протоиерея, с 2009 г. — митрофорный протоиерей, настоятель московского храма свт. Николая на Трех Горах в Новом Ваганькове, расположенного рядом с Домом правительства («Белым домом»). По словам о.В.Ч., ес ть все основания поставить вопрос о том, чтобы верующие сотрудники аппарата правительства могли приходить в храм, который находится рядом, участвовать в его богослужениях и деятельности прихода .

По рекомендации митр. Питирима (Нечаева) поступил в Московскую Духовную Семинарию. В 1990 г. окончил МДС, в 1994 г. - МДА. Кандидат богословия. Кандидатская диссертация «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли». Доцент Свято-Тихоновского университета.

Автор и ведущий теле- и радиопрограмм «Комментарий недели» на телеканале «Союз» (до января 2016 г.) , «Вечность и время» на телеканале «Спас» (до января 2016 г.), «О главном» («Радонеж» - «Голос России»). С 15 января 2008 г. ведет ночную передачу «Время доверия» на радио «Русская служба новостей».

Член Союза писателей России. Действительный член Академии российской словесности.

Экуменист

Активный участник экуменического движения, пропагандист .

В молодости входил в круг известного экумениста советской поры Сандра Риги. До сих пор считает С. Ригу рыцарем, который посвятил себя одной единственной цели — следовать за Христом, общаться с близкими по вере и духу людьми, молиться вместе с ними и проповедовать о Боге .

Согласно о.В.Ч., Россия является родиной уважения к Истине наравне с ложью и ересью, и именно в области веры:

Российская модель межрелигиозных отношений предполагает уважение к традициям разных религий, к укорененному в них образу жизни, к связанным с ними общественным установлениям… Такая модель сегодня востребована в мире, где все больше понимают, что необходимо уважать различные цивилизации с их религиозными или светскими корнями, с их законами, правилами, моделями общества и политическими системами.

Участник бесчисленных межрелигиозных и экуменических собраний. В частности, межконфессиональной конференции «Религия, национальное согласие и возрождение России» 26 марта 1993 г. в Москве, проводившейся совместно с магометанами, баптистами, буддистами. Подписал совместное заявление: Важным условием сохранения и укрепления общественной стабильности и межнационального мира, предпосылкой возрождения России является взаимное согласие и терпимость, конструктивный диалог и сотрудничество людей, придерживающихся разных мировоззрений, исповедующих разные религии . Иными словами, для мира между народами нужно согласие между ними. Эта тавтология становится основной идеей о.В.Ч. в его экуменической и глобалистской секулярной деятельности.

На заседании Межрелигиозного совета России с Берлом Лазаром и президентом ФЕОР Александром Бородой (17 декабря 2010 г.)

2 марта 2001 г. выступил с призывом к талибам воздержаться от разрушения статуй Будды. Отметил, что верующие любой религии, в том числе ислама, имеют право жить согласно своим традициям и убеждениям . По мнению о.В.Ч., мусульмане имеют право на эти убеждения, но при этом они должны уважать религиозные убеждения других людей и то культурное наследие, которое имеет отношение к традициям другой религии… Иными словами, как мировое сообщество должно уважать убеждения последователей ислама, в частности их отказ от изображения человеческих лиц, так и последователи ислама обязаны уважать историческое наследие других религиозных общин .

О. Всеволод Чаплин, главный раввин России Берл Лазар, руководитель аппарата Совета муфтиев России Харис Саубянов. (Москва, 29 декабря 2004 г.)

В 2006 г. предложил создать в ООН «Совет цивилизаций», который играл бы определенную балансирующую роль по отношению к Совету безопасности Мы можем добиться того, чтобы люди, стремящиеся к разным идеалам: люди, строящие всемирный халифат, и люди, строящие всемирную Америку, - не отказываясь от этой цели, могли бы как-то жить вместе. Если это возможно, то тогда именно к этому и должен стремиться диалог цивилизаций .

13 июня 2006 г. на встрече со специальным докладчиком ООН «по современным формам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимостью» Дуду Дьеном о.В.Ч. подчеркнул важность поддержки средствами массовой информации доброго интереса к жизни разных народов, их истории и культуре с целью проповеди взаимного уважения .

О. Всеволод Чаплин, раввин Зиновий Коган и муфтий Растам Валеев награждены медалью Федерации мира и согласия «За укрепление мира и согласия между народами» (Ярославль, 19 августа 2007 г.)

Участник европейской межрелигиозной встречи «Общие ценности для меняющейся Европы. Вклад культур и религий» 22-25 мая 2008 г. в Роверето (Италия). Во встрече приняли участие также представители иудаизма и магометанства.

Участник III Съезда лидеров мировых и традиционных религий 1-2 июля 2009 г. в Астане (Казахстан). Член попечительского совета экуменического кинофестиваля «Ноев ковчег», пропагандирующего диалог христиан, магометан и иудеев.

На семинаре «Религии: стремление к миру» в Ченнаи (Индия) 2011 г.

16 декабря 2011 г. принял участие в семинаре на тему «Религии: стремление к миру» в Ченнаи (Индия). По его словам, выход из конфликтных ситуаций в отдельных странах и из глобальной конфликтности может быть только один: признание возможности для разных народов и общин жить по своей воле и по своим правилам, в том числе заданным верой, и поддерживать мирный диалог и сотрудничество между этими народами и общинами . При этом намекнул, что всерьез верить и исполнять религиозные требования могут только экстремисты: Агрессивный прозелитизм и влияние экстремистских группировок подчас могут делать религию фактором разжигания экономических, политических и межэтнических конфликтов .

Участник «православно»-исламского диалога

24-25 января 2001 г. принял участие в III коллоквиуме Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам-Православие» в Тегеране. Вместе с прочими православными делегатами возложил венок к месту захоронения аятоллы Хомейни.

Вместе с магометанами и последователями принимал участие в XII Международной конференция памяти протоиерея Александра Меня «Христианство и ислам. Век XXI» (10-11 сентября 2002 г., Москва, ВГБИЛ).

12 января 2005 г. приветствовал инициативу президента Чечни Алу Алханова о введении курса «Основ ислама» в программу средних школ Чечни:

Можно только порадоваться за мусульманских детей в Чечне, которым будут преподавать основы их религии… Особенно важно не превращать религиозно ориентированные дисциплины в сухое изложение исторических фактов, а давать ясное представление о религиозно-нравственных ценностях, предлагающих отказ от неправедной вражды, чистоту в личной жизни, готовность пожертвовать собой ради ближних и своей Родины.

Убежден, что права, традиции, образ жизни мусульман должны уважаться, даже если они в корне противоречат мертвеющей идее безрелигиозного общества. Исламский социум в любой стране, равно как и на уровне мировой системы, должен получить право следовать своим религиозно-правовым нормам… Но как только возникает попытка силой навязать эти нормы, ответ должен быть тоже силовой и очень жесткий.

28 февраля 2006 г. принял участие в пресс-конференции, посвященной выходу в свет сборника «Христианство и ислам: пути реального взаимодействия». О.В.Ч. заявил, что есть силы и в мире, и в России, которые хотели бы поссорить мусульман и христиан… Наша задача этого не допустить, наша задача - сохранить тот огромный потенциал сотрудничества и совместной жизни представителей двух великих мировых религий христианства и ислама, который есть в России. Этот потенциал может быть полезен для всей Европы, в которой обостряются межрелигиозные отношения .

9 февраля 2007 г. о.В.Ч. объявляет важным развитие связей с магометанским миром и критикует тех, кто выступает против строительства мечетей в стране:

Нам нужно развивать контакты с исламскими странами, поддерживать - как государству, так и обществу - связи с исламской уммой в различных странах мира… Мне нравится, когда строится большое количество мечетей. Я не очень понимаю, когда православные христиане иногда говорят: «Зачем столько мечетей, зачем вообще мусульманам место для молитвы?» Я не считаю, что это правильно.

Необходимо, правда, чтобы представители различных религиозных общин в России не мешали друг другу развиваться ,- устанавливал о.В.Ч. утопические цели для межрелигиозного сотрудничества.

Член православной делегации на VI заседании Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам-Православие» (16-17 июля 2008 г.).

Стал первым в истории священнослужителем Русской Православной Церкви, который посетил Саудовскую Аравию. Здесь он принял участие в IV форуме группы стратегического видения «Россия - исламский мир», которая прошла 27-29 октября 2008 г. в Джидде. Заявил:

У нас, у России и исламского мира, много общего. Мы взаимно переплетены: Россия неотделима от исламского мира, так как в ней проживают многие миллионы мусульман, а исламский мир неотделим от русского и православного мира, представители которого живут во многих мусульманских странах… У нас во многом схожие взгляды на семью и общество, а также роль религии и нравственности в их жизни.

Участник международной конференции «Мусульмане СНГ за межконфессиональное и межнациональное согласие» (17 июня 2009 г. в Москве).

Участники конференции “Мусульмане СНГ за межконфессиональное и межнациональное согласие” перед рестораном «Сафира» близ Воробьевых гор. О.В.Чаплин – в центре.

Член Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Участник многочисленных глобалистских надгосударственных форумов.

В 2006 г. участвовал в VIII ассамблее Всемирной конференции «Религии за мир» в японском городе Киото.

С митр. Иларионом (Алфеевым) на Генеральной ассамблее Всемирного совета Церквей в Порту-Алегри (2006 г.)

На Генеральной ассамблее Всемирного совета Церквей в Порту-Алегри (2006 г.) заявил:

Необходимо искать альтернативы современной мировой экономической системе, которая управляется никем не избранными и никому не подотчетными элитами. Но такими альтернативами не являются ни централизованная государственная экономика советского образца, ни возвращение к моделям прошлых веков. Нам нужны международные экономические структуры, валютные и банковские механизмы, управляемые народом.

Принял участие 30 октября 2006 г. в семинаре «Эволюция моральных принципов и права человека в поликультурном обществе» в Совете Европы. Организаторами мероприятия выступили комиссар Совета Европы по правам человека, Совет по развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ и при участии представительства Московского Патриархата в Страсбурге.

Принимал участие работе секция «Церкви в Европе» в рамках российско-германского форума «Петербургский диалог», в котором принимали участие В.В. Путин и Федеральный канцлер Германии А. Меркель (13-15 октября 2007 г., Висбаден, Германия). О.В.Ч. призвал объединить усилия Церквей Европы в диалоге с другими религиями и приверженцами секулярного мировоззрения, укрепить сотрудничество по расширению традиционного участия Церквей в образовательной, социальной и других сферах жизни общества. В своем выступлении подчеркнул:

Не надо делать из русских - немцев, а из немцев - русских. Наши народы в равной степени привержены идеалам народовластия, под которыми часто понимаются признание важности простых людей в принятии властных решений, ведь механизмы реализации этого идеала могут быть весьма различными .

В 2008 г. пояснил, что в период глобализации свое влияние на политику и экономику все больше будут оказывать люди, имеющие разные социальные системы и разные модели идеального общества, и нужно научить их жить вместе .

Участвовал 5 марта 2008 г. в Берлине в пленарном заседании Европейского совета религиозных лидеров. Подписал декларацию по межрелигиозному диалогу, согласно которой религиозные традиции сформировали различные социальные правила и модели, которые иногда вступают в противоречие:

Знание традиции и убежденность в ней способствуют межрелигиозному взаимопониманию. Открытому и доверительному межрелигиозному диалогу способствует уверенное знание своей собственной традиции, а также традиций других. Такое знание должно преподаваться в духе мира и уважения к разным традициям. Многим религиям свойственны взаимоисключающие утверждения об истине. Нет большего препятствия для диалога и полноправного участия в обществе, чем явные или неявные претензии на истину светских идеологий.

2-3 июля 2008 г. принимал участие во Всемирном саммите религиозных лидеров за мир, приуроченном к саммиту «Большой восьмерки» в Хоккайдо в Саппоро (Япония). Организатором саммита выступила Всемирная конференция религий за мир и ее японское подразделение. В мероприятии приняли участие более двухсот представителей Христианства, иудаизма, ислама, буддизма, синтоизма и ряда других религиозных общин. Выступая на пленарном заседании саммита призвал к расширению диалога последователей разных религий между собой и с неверующими людьми по вопросам, касающимся роли религии в жизни общества, а также философских оснований общественного устройства . Одной из лучших площадок для такого диалога, по его мнению, может стать ООН. Он подчеркнул важность инициативы создания межрелигиозного совета при Организации Объединенных Наций.

Принял участие 28-29 июля 2008 г. в Стамбуле в Экспертная встреча ОБСЕ по вопросам безопасности, радикализации и предотвращения терроризма. В своих выступлениях призвал к уважению традиций различных религиозных общин, а также права личности на частную жизнь и религиозную практику, которые должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.

На Родосском форуме с аятоллой Ташкири и Берлом Лазаром

На протяжении нескольких лет (2005- 2011 гг.) участвует в работе ежегодного международного общественного форума «Диалог цивилизаций» на о. Родос. Сопредседатель секций «Вызовы современного мира и религия», «Диалог религий в интересах мира» и т.п. Форум инициирован Центром национальной славы России и Фондом Андрея Первозванного и организован совместно с индийским Фондом «Капур Сурия» и греческой компанией «Титан Капитал». В нем принимают участие государственные деятели, религиозные и общественные лидеры, представители науки и бизнеса, в частности, католики, монофизиты, протестанты, магометане, буддисты, иудаисты.

На Родосе в 2005 г. заявлял, что межрелигиозный диалог уже является нормой нашей жизни. Есть несколько межрелигиозных организаций, проводится множество встреч и конференций, но светский мир ждет от религиозных деятелей уже чего-то большего - не просто красивых слов о необходимости диалога, а его реальных итогов, реальных ответов на вызовы времени . В 2006 г. представил на секции «Проблематика и перспективы глобальной экономики» доклад «Русская Православная Церковь и вопросы экономической этики на рубеже тысячелетий».

О.В.Ч. активно включает в орбиту своего светского мистицизма тему экономики. Он был одним из основных докладчиков на секции «Христианские ценности европейской цивилизации: взгляд с Востока и Запада» в рамках IV Экономического форума «Европа-Россия», проходившего в Риме с 14 по 16 мая 2008 г.

Агент радикального обмирщения Церкви

«Светский мистицизм» — т.е. вера в религиозную необходимость обмирщения Церкви — находится в центре мировоззрения о.В.Ч. Ради этого он готов бороться с православным учением о Церкви. Он осуждает представление о том, что место Церкви в храмах. — Место Церкви везде .

Так, в 2006 г. он объявил, что считает губительным «оборонное сознание», которое, по его мнению, сегодня утвердилось в Церкви: Не надо думать, что если мы займем какое-то свое маленькое пространство в светских СМИ, мы в нем будем себя чувствовать комфортно. Нам надо изживать в себе оборонное сознание. Оно губительно, хотя и понятно человеку, который не обладает властью, деньгами и не может защитить себя от агрессивных разлагающих внешних сил . По его словам, всем нам стоит подумать о том, как выйти за пределы любых гетто, любых огороженных пространств, в которые нас очень хотят поместить те, кому мы не нравимся .

Эта основная идеологическая цель обмирщения Церкви служит для о.В.Ч. оправданием и его экуменизма, и модернизма, и аморализма. О.В.Ч. считает экуменизм средством для утопических проектов преобразования всего мира:

Мы не можем назвать себя одним Телом Христовым, потому что наши богословские различия слишком сильны, но мы можем взаимодействовать в разрешении многих общих проблем, которые стоят перед нами, и прежде всего - в том, чтобы изменить общество на основе ценностей Евангелия.

Уже в ноябре 2004 г. в ходе Первого международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово» с удовлетворением отмечал прогресс обмирщения Церкви. Верующих журналистов в светских СМИ становится все больше, они реально влияют на самосознание народа… Мы уже не бедные-несчастные, нас много, и мы хорошо звучим в светских СМИ . Это позволяет говорить о постепенном переходе от противопоставления Церкви и общества к другой модели: общество воспринимается как часть Церкви, а Церковь - как часть общества, и эти «множества» становятся одним целым .

При таком секулярном подходе к Христианству не удивительно, что в ходе политических пертурбаций о.В.Ч. всегда является ревностным апологетом любой действующей власти и всегда отрицает свою ответственность за эту поддержку:

Мы уважаем любую власть и открыто с ней взаимодействуем. Тем более, когда она имеет поддержку большого количества людей. Было бы странно, если бы Церковь сейчас отгородилась от власти, это тут же оказалось бы на руку не только нашим врагам, но и противникам государства, правящих сил, да и всего народа.

В 2007 г. приветствовал будущее назначение Владимира Путина на пост премьер-министра РФ:

Очевидно, что и Владимир Владимирович Путин, и Дмитрий Анатольевич Медведев - это эффективные государственные деятели, пользующиеся доверием людей. В Церкви знают их как добрых партнеров по диалогу и совместным трудам… И если они будут работать вместе как президент и премьер, это придаст власти стабильность и широкую базу доверия.

В ноябре 2010 г. положительно оценил послание Президента Медведева парламенту страны, которое, якобы, имеет ярко выраженную социальную направленность…

В нем президент призывает власти и общество заботиться о пенсионерах и поддерживать тех, кто больше всего нуждается в нашей помощи, в нем говорится о поддержке социально-ориентированных НКО, которые должны участвовать в оказании государственных социальных услуг…

Прекрасно, что президент считает необходимым семейное устройство детей, оказавшихся без попечения родителей, и помощь приемным семьям… То, что верховная российская власть обращается лицом к людям, а главное — к нашему будущему, говорит о том, что Россия уверенно оценивает свою историческую перспективу.

В 2011 г. приветствовал обратную передачу власти: от Медведева к Путину и Путина Медведеву, обещавшую, якобы, период стабильной власти :

На съезде партии «Единая Россия», где я присутствовал в качестве гостя, было оглашено решение о том, что Владимир Владимирович Путин будет выдвигать свою кандидатуру на пост Президента, а Дмитрий Анатольевич Медведев готов стать главой правительства. Глубоко убежден, что озвучивание этого решения в присутствии большого количества представителей разных слоев общества, кстати, не только членов партии «Единая Россия», – это знак открытости государственного руководства к диалогу с народом. А то, что о кандидатуре Путина впервые сказал действующий Президент Медведев, говорит, о благородстве и дружеском духе принятого решения.

Необычайно лестно отзывается о самом влиятельном либеральном идеологе в РФ Владиславе Суркове:

Личность эта в современной России легендарна. Это человек очень талантливый, очень творческий, в своем творчестве он высказывает или вкладывает в уста своих героев очень широкий спектр идей. Однажды, поздравляя его с тридцатипятилетием, я сказал: «Прошу и умоляю вас не оставлять творчества», - хотя бы потому, что знаю: чиновник иногда нуждается в перемене сфер деятельности. Роль Суркова в истории России не закончена, но уже ясно, что она уникальна.

Положительно оценивает изменения, произошедшие в России после августовского путча 1991 г.:

Страна за эти пятнадцать лет прошла большой путь. Стало невозможным возвращение к советскому прошлому, к диктату тоталитарной идеологии, которая пыталась создать на земле Царство Божие без Бога… Страна осталась духовно и политически независимой. Она наращивает свое влияние в мире, она ушла и от дикого рынка, и от слепого копирования западных моделей, от того, чтобы избрать роль вечного студента.

Благодарение Богу за то, что наш народ, который 20 лет назад избрал свободу от безбожия, гнета, свободу для того, чтобы делать должный выбор в жизни, сохранил этот выбор… Не случайно наш народ после 70 с лишним лет идеологического гнета и насильственно навязанного ему безбожия выбрал дорогу к преображению. Пусть и следующие 20 лет и всегда наша страна по этому пути идет, по правому пути.

Ежегодно служит панихиду по «защитникам Белого дома» в 1991 г. Назвал Владимира Усова, Дмитрия Комаря и Илью Кричевского людьми, которые отдали свои жизни за свободу и Отечество .

Август 2011 г. Панихида по “героям” Белого Дома.

При этом не осуждает коммунизм как политическую доктрину:

Церковь не дает оценку политической философии и политическим доктринам. Поэтому когда говорят: Церковь должна осудить коммунизм как философию, я не думаю, что это корректно… В свое время многие люди призывали Церковь осудить коммунизм. На это есть четкий ответ. Архиерейский Собор 1994 г. ясно сказал о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин.

Находит нечто общее между коммунизмом и Христианством и на этом основании утверждает, что коммунисты могут быть верующими:

Есть целый ряд левых политических движений, говорящих об идеалах справедливости. И эти идеалы важны для православного христианина также. Мы знаем очень хорошо, что и собственность в раннеапостольской общине была общей. Мы знаем о том, что идеи социальной справедливости в полной мере торжествовали в ранней Церкви. Поэтому среди людей, которые именуют себя социалистами, крайними социалистами и даже коммунистами, могут быть верующие люди. И сама философия отрицания капитализма находит много созвучного в христианском мировоззрении.

В 2004 г. дал понять, что, если родственники изъявят желание, он может «совершить молитву» над телом В. Ленина:

Его роль в истории была достаточно трагической, но Церковь может молиться о любом крещеном человеке, если он не отлучен от Церкви. Ленин не был отлучен. Если будет просьба со стороны родственников, то она будет рассмотрена.

Давая оценку личности Сталина, в 2010 г. отметил, что у него были положительные качества: это был умный человек, это был человек, который хорошо разбирался в политике, самоотверженный. Что точно он делал — он не ставил семейные интересы выше интересов своей деятельности (так, как он ее понимал)… У Сталина были сильные черты характера, и у него была своя мораль (можно спорить, относительного того, правильная ли это была мораль), это была мораль государственника, вершителя судеб, но своя мораль у него была. Это не был распадный человек. Он не передал власть дочери по наследству, он не давал распускаться своей семье — он ею пожертвовал .

Ельцин, согласно о.В.Ч., тоже был «не распадный человек»:

Относительно заслуг Ельцина: при этом президенте окончательно ушла в прошлое безбожная идеологическая система, которая ответственна за разрушение наших храмов, за чудовищные гонения на Церковь, за отторжение ее от общества. Он действительно сделал возможным восстановление храмов и монастырей, развитие церковной жизни. Влиятельнейшие деятели доельцинской поры, например, упрямо говорили: мы никогда вас не пустим на телевидение. И нужно иметь в виду, что перемены, которые так или иначе должны были произойти в обществе, произошли относительно мирно.

Модернист

Несмотря на, в основном, практический и светский круг интересов о.В.Ч., к кругу его идей принадлежит и наследие теоретического богословского .

Он неоднократно и в разных видах говорил о своем знакомстве с и о влиянии, которое на него оказал:

Отца Александра помнят и сегодня — в том числе те, кто никогда его не знал или знал мимолетно, как я… Практически ушли в прошлое и споры о «неправославности» убиенного священника. Да, он — как и почти все мы тогда — слишком наивно верил, что Запад нам искренний друг и всегда поможет. И многое некритически с Запада заимствовал. И иногда допускал мысли, вызывавшие бурную дискуссию. Но делал это ничуть не в большей степени, чем, положим, отец Сергий Булгаков и отец Павел Флоренский… Сегодня очевидно, что идеи отца Александра не нуждаются ни в канонизации, ни в анафематствовании. За то, что вызывало споры, он получил от критиков сполна — и при жизни, и после кончины. А значит, мысли прошли серьезную проверку и серьезный отсев через сито времени и фильтр соборного разума.

Я думаю, что такая дискуссия должна быть открыта для всех, кто участвует в церковной жизни и понимает, о чем идет речь, т.е. людей адекватных, способных участвовать в дискуссии. Площадок сегодня возникает все больше. Это и Рождественские чтения, и выставка-форум «Православная Русь», и разного рода конференции, и пастырские совещания в разных епархиях, и круглые столы в Издательском совете Русской Православной Церкви, и дискуссии в редакциях других церковных СМИ, и интернет-форумы.

В 2011 г. объявляет недействующими правила Великого Поста: Монашеские правила поста не обязательны для всех православных, отмечают в Русской церкви… Практика употребления рыбы в Великий пост достаточно распространена среди церковных работающих людей . По его словам, все об этом прекрасно знают, «но боятся об этом сказать в условиях, когда некоторые СМИ, телеканалы предлагают людям строжайшие монастырские уставы, которые очень редко употреблялись для работающих людей, в том числе для людей, работающих в Церкви. Тем не менее они подаются некоторыми СМИ как общеобязательная норма .

Лжемиссионер

Я был и остаюсь сторонником того, чтобы Церковь давала право на жизнь самым разным формам проповеди и общения - будь то рок-концерт, концерт авторской песни, или выставка. В свое время я, например, был одним из организаторов первой выставки авангардной живописи на религиозные темы в Москве в 1989 году, в начале 90-х стал автором предисловия к первой пластинке христианского рока в России. Я убежден, что такие формы участия Церкви в разных сферах общественной и культурной жизни (если за ними стоит искренность и открытость, а не личные амбиции, связанные с культом самореализации или шоу-бизнесом), не противоречат христианскому служению.

Уже в 1994 г. пишет предисловие к пластинке «Антология Христианского Рока в России», изданной при участии Всецерковного Православного Молодежного Движения.

Выступает на рок-концертах, например, 2 июня 2006 г. на поп- и рок-концерте «Дорога к Храму» в Московском дворце молодежи. О.В.Ч. заявил собравшимся: Пусть всегда, куда бы ни поставил нас Господь творить Его волю, в том числе в нашем творчестве, мы бы всегда шли за Ним, а не за культом самолюбия, брюха, кошелька. Шли за Богом - и тогда мы будем по-настоящему жить полной, счастливой, гармоничной жизнью здесь, на этой земле, и, по милости Божией, будем надеяться на лучшую жизнь в вечности . В концерте приняли участие группа ДДТ во главе с Юрием Шевчуком, квартет Ивана Смирнова, Сергей Трофимов (Трофим), Ольга Арефьева, Николай Скученков, группы «Ключевая», «Если», «Рада и терновник», рок-барды Андрей Селиванов и Вячеслав Капорин.

По его словам, в молодежной музыке, как и в других направлениях искусства, есть много хорошего и много плохого Есть музыка агрессивная, развратная, пустая. Но есть исполнители, искренне (не ради моды или популярности) говорящие о своей вере или, по крайней мере, о своих духовных поисках . По неизвестным основаниям считает, что сегодня все меньше и меньше людей отождествляют любой рок с сатанизмом или развратом. Да, среди рокеров есть апеллирующие к бесовщине, агрессии и раскрепощению инстинктов. Но то же самое было и в народных частушках, и в некоторых образцах классической музыки .

На словах исповедует безграничную веру в силу пропаганды:

Активно участвует в деятельности проправительственных массовых молодежных движений, в частности, активно взаимодействует с движением «Наши». В 2007 г. заявляет, что готов к сотрудничеству с любыми молодежными организациями. Между тем именно движение «Наши» уже успело проявить себя в духовно-просветительском направлении. Так, совместно с представителями Церкви «Наши» уже принимали участие в акции, в ходе которой прохожим раздавались нательные крестики, православная литература и проводились беседы о православии. Лично я в прошлом году (2006) посещал летний лагерь «Наших» на Селигере, где совместно с монахами Нило-Столобенской пустыни совершал богослужения, в которых принимали участие сотни молодых людей .

Организатор «Православной смены — 2009» на озере Селигер, где совершает миссионерскую литургию. Обоснование такого миссионерского подхода самое удивительное: Православная молодежь - это не только будущие священники и монахи, это люди самых разных профессий и призваний, которые призваны научиться идти в мир, чтобы проповедовать Евангелие не только словом, но и самим образом правильной, нравственной действенной жизни ,- которую, надо понимать, ведут члены проправительственных массовых организаций.

14 декабря 2009 г. заявляет: Православная молодежь должна участвовать во всех сферах жизни общества. Я против политизации православной молодежной работы, но я также не понимаю тех людей, которые утверждают, что православная молодежь должна все время находиться при храме и заниматься только приходскими делами .

Обмирщение Христианства, как цель лже-миссионерства, реализуется о.В.Ч. под лозунгом «Православие - часть жизни».

С этой программой по секуляризации Церкви связаны многочисленные экстравагантные проекты о.В.Ч., в частности, общенациональный, или, иначе, православный» дресс-код. «Православное» дефиле под руководством о.В.Ч. прошло 28 апреля 2011 г. в одном из ювелирных домов Москвы. В приветственном слове на открытии встречи о.В.Ч. указал на связь праздника Пасхи с нынешним мероприятием:

Воскресение - это не только воскресение души, но и воскресение тела, и потому имеет значение и наше внутреннее состояние, и то, как мы выглядим. Здоровье и праведность взаимосвязаны, болезнь и грех взаимосвязаны, покаяние и чистота сердца взаимосвязаны, внутреннее содержание и внешний облик взаимосвязаны, состояние природы и состояние нашего сердца взаимосвязаны, вот почему важно, чтобы в человеке внутренний и внешний вид были прекрасны.

От редакции: Настоятель храма Русской Православной Церкви преподобного Феодора Студита у Никитских ворот, протоиерей Всеволод Чаплин , скоропостижно скончался 26 января 2020 года. На страницах нашего сайта мы не раз публиковали яркие высказывания этого церковного и общественного деятеля, хотя далеко не всегда соглашались с ними. Сегодня, в дни начавшейся конституционной реформы, мы публикуем ставшее актуальным интервью с о. Всеволодом, посвященное Учредительному собранию и урокам 1993 года. Также он призывает не бояться диалога с католической церковью, находит возможным использовать опыт старообрядчества и Поместного Собора 1917-1918 годов в развитии подлинной соборности и нового прорыва в развитии русской цивилизации. В прошлый раз наше внимание привлекла « », которая позволила поговорить о возможностях питания христиан в в дни Великого и иных постов. Однако о. Всеволод - человек куда более многогранный, с большим опытом церковной и общественной деятельности. Он имел свои взгляды не только на особенности национальной трапезы, но и на проблемы общественно-политического бытия, был готов делиться соображениями на самые сложные вопросы нашего времени.

О. Всеволод, что вы думаете о возможностях и путях развития российского общества и государства на современном этапе истории?

Мне думается, настало время смены элит, время прорыва для нашего общества в целом и для русского народа. Россия не может жить в условиях отсутствия высоких, если хотите, надмирных целей, высоких исторических миссий. Страна и народ зачахнут, если их будут приучать жить ради частного интереса или ради мелких, узко-классовых ценностей.Такой прорыв может быть достигнут в самых разных областях. Это, например строительство новой двухэтажной России на достаточно больших территориях. Строительство, которое позволит дать семейное жильё большому количеству людей, и надо сказать, что именно такое семейное жильё обеспечивает достаточно большой рост семей. Такой прорыв может быть достигнут усилением роли России в мире. Он может быть достигнут в области научного и технологического развития, а также на путях поиска Россией новой глобальной миссии. И вот такой прорыв очень важен.

Пока, к сожалению, власть больше ведёт диалог с либеральной частью общественного спектра, даже с теми людьми, которые являются либеральной оппозицией, но в то же время реальная консервативная часть общества - не искусственно выращенная, не вечно послушная, а реальная, консервативная, патриотическая часть общественного спектра - очень часто не имеет возможности для системного диалога с властью.

У многих ныне живущих людей продолжает сохраняться чувство некой несправедливости со времён событий 1993 года, когда радикально, в одночасье и без настоящего общественного диалога и соответствующих процедур был изменен государственный строй. Вот если мы не вернемся в 1993 год, а может быть, и в 1991 год и не попробуем по-новому взглянуть на то, что тогда произошло, как тогда ставить новые перспективные цели? Возможно, стоит сегодня пересмотреть некоторые кажущиеся кому-то незыблемыми решения, которые тогда были приняты, - это касается приватизации, конституции, общественного строя. Все эти вопросы должны быть сегодня заново открыты. Они до сих пор вызывают достаточно серьезную озабоченность в обществе, вызывают чувство несправедливости, и их нужно вновь поднять на вершину общественной дискуссии.

Если говорить о процедуре этого процесса, то можно вернуться к идее учредительного собрания. Мы часто говорим о преемственности и единстве истории. Я считаю, что единство истории и преемственность политической истории России были в значительной степени прерваны тогда, когда было разогнано Учредительное собрание. Вернуться к нему было бы очень неплохо. Конечно, многие, особенно патриоты-охранители, могут сегодня сказать, что это будет дестабилизация политической жизни. Но вы знаете, не всякая стабильность хороша. Стабильность без справедливости, без возможности развития - это застой, и он всегда чреват новой революцией и новой диктатурой, что в преддверии годовщины событий 1917 года очень важно помнить.

Примечание от редакции: В сентябре - октябре 1993 года президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ № 1400 и ряд других документов о роспуске законодательных органов власти Российской Федерации (Верховного совета и Съезда Народных Депутатов) и приостановлении деятельности Конституционного суда. Всвязи с этим собравшийся Президиум Верховного Совета, сославшись на статью 121.6 Конституции, объявил о прекращении полномочий президента, а сам парламент и большинство региональных органов законодательной власти отказались подчиняться указам президента. Для подавления сопротивления Б.Н. Ельцин приказал ввести в столицу вооруженные силы, которые 4 октября 1993 года штурмом взяли здание парламента. Спустя два месяца, 12 декабря 1993 года, была принята новая Конституция, существенно уменьшившая полномочия законодательной власти и значительно увеличившая полномочия президента.

Где находится та золотая середина в отношениях между церковью и обществом, когда церковь не является равнодушным наблюдателем, но, с другой стороны, не пытается вмешиваться в каждую сторону жизни общества и государства?

Церковные институты не должны превращаться в органы политической власти или вмешиваться в их работу - это, пожалуй, единственное ограничение, которое Церковь сама на себя наложила и которое я считаю разумным. Но по самым разным вопросам жизни общества и даже государства Церковь высказываться может и должна.

Напомню то, что говорил последние лет 10-15. Церковь - это не только люди в рясах или те, кто получает зарплату в кассе епархии или прихода. Церковь - это десятки миллионов людей, по преимуществу мирян. Эти люди не только могут, но и должны участвовать в самых разных областях жизни общества и государства, оценивать ее в полный голос, если есть, что сказать. И нашим оппонентам - секуляристам, атеистам, гуманистам (кстати, гуманизм - это не гуманность, это мировоззрение, идея «человекобожия», против которой недавно выступил патриарх Кирилл), надо, наконец, отойти от удивленно-неприязненного отношения к гражданской активности христиан, отношения, которое было сформировано идеями «великой» французской революции, потом советской теорией и практикой. Христиане - это такая же часть общества, как и любая другая его часть. Религиозное мировоззрение имеет такие же основания для влияния на общество, как и любые другие мировоззрения. Поэтому в общественной вовлеченности православных христиан нет ничего противоестественного, нет ничего предосудительного.

С момента «второго Крещения Руси», с 1988 года, в России и других странах бывшего Советского Союза построены тысячи храмов и молитвенных зданий, издается множество духовной литературы, развиваются структуры практически всех традиционных религиозных объединений. Однако, несмотря на это, нельзя сказать, чтобы уровень нравственного состояния общества поднимался пропорционально церковным достижениям. А в некоторых общественных сферах уровень морали упал ниже, чем даже во времена советского безбожного режима. С чем это связано?

Вы знаете, нравственное состояние общества все-таки меняется. Я сравниваю нынешнюю молодежь с молодыми людьми 1980-х годов, то есть периода моей юности, так вот нынешнее молодое поколение гораздо чище в нравственном отношении. В чем-то наивнее, беззащитнее, но нравственно чище однозначно. Сегодня даже по только что обсужденному нами стремлению соблюдать пост, в том числе среди неверующих людей, мы видим стремление к совершенству. Многие люди ставят любовь, дружбу, идеи выше материального благосостояния; многие способны на гражданское мужество, на честные и смелые поступки, и это вселяет надежду. Нравственное изменение общества, особенно после цинизма поздних советских и ранних постсоветских лет, не могло быть быстрым. В 1990-е годы говорили, что должно пройти 40 лет после вавилонского плена. 25 уже прошло, и изменения в обществе налицо.

Другое дело, что часть элит, сформировавшихся в те самые циничные 1980–1990-е годы, до сих пор пытается сочетать нравственную и патриотическую фразеологию с абсолютным бесстыдством собственной жизни. Эти люди говорят о любви к России - и держат имущество и деньги за рубежом, они говорят о нравственности - и бросают своих жен, и начинают заниматься, попросту говоря, блудом, они говорят о честности - и допускают сомнительные действия на стыке власти и бизнеса. Поэтому я и говорю, что важным элементом нравственного обновления общества сегодня должна быть смена элит, очищение от людей, получивших в своё время мощную прививку цинизма и вряд ли способных преодолеть в себе ее последствия.

Встреча патриарха Кирилла и папы Римского всколыхнула не только настроения внутри РПЦ, но и в среде других церковных деноминаций, например, у старообрядцев. Как вы думаете, почему такой резонанс в этой среде получило это событие? Стоит ли старообрядцам бояться козней Римского Папы?

Ни старообрядцам, ни так называемым никонианам не нужно бояться никакого Римского Папы, если только мы сохраним верность Христову учению и не будем стыдиться об этом учении говорить как можно более широко, в том числе при прямых контактах с представителями Католической церкви, даже на самом высоком уровне. Диалог, конечно, нужен, но это должен быть диалог в истине. Мы должны без оскорблений, без агрессии, но все-таки говорить о тех искажениях истинной христианской духовности, которая имеет место в католической мистике, в социальном учении Ватикана, в принципиально неправильных попытках «приспособиться» к духу века сего. На мой взгляд, Католическая церковь все реже обличает захват власти агрессивно-секулярными силами, глобально-экономическую несправедливость, ростовщичество, пропаганду гомосексуализма, так называемые однополые браки, культ «свободной любви». Слишком часто мило улыбаются там, где нужно встать и в полный голос сказать: «Люди, опомнитесь, вы идёте по пути, ведущему в геенну».

Что касается резонанса вокруг этой встречи, который захлестнул не только нашу Церковь, но и общество и другие религиозные общины, то причиной его стало пробуждение дискуссии вокруг застарелой и усиливающейся проблемы единоличного принятия в Церкви многих принципиальных решений. С одной стороны, сейчас обсуждаются многие новые проекты, многие документы рассылаются даже по приходам (например, образовательная концепция и проект современного катехизиса), но одновременно многие не менее важные документы и решения принимаются в узком кругу то ли из двух, то ли из пяти людей.

Одновременно на резонанс повлияло и то, что по итогам встречи Ватикан получил, на мой взгляд, определённое стратегическое преимущество. Мы получили поддержку по вопросам, актуальным на перспективу в пять-десять лет. Ватикан получил безоблачную картинку отношений, которая поддержит его миссионерские усилия среди молодёжи, в вузах, культурно-информационной сфере. Это особенно актуально в российских крупных городах, в центре и на востоке Украины и Белоруссии. Протестовать против этой миссионерской работы православным теперь будет гораздо сложнее.

В древней Церкви христианин ощущал себя полноценным членом христианской общины, сейчас - скорее прихожанином, а иногда и просто захожанином. Почему роль христианской общины как таковой нивелировалась, и можно ли что-то сделать для её возрождения и более активного участия в её жизни мирян?

Действительно, кризис общинного устройства церковной жизни, кризис общинного сознания имел и до сих пор имеет место. Но ситуация быстро улучшается. Я не согласен с людьми, говорящими: у нас общины нет, у нас одни захожане, миряне не несут никакой ответственности за жизнь прихода, им все равно и так далее. На самом деле ситуация уже иная, по крайней мере в большинстве городских общин, да и в половине сельских. Есть, конечно, некоторая специфика в отдельных местах - это монастыри, больничные, тюремные храмы, храмы при военных частях. Но вот в обычных приходах и подворьях сейчас общины уже в значительной степени сложились. Постоянные прихожане знают друг друга, общаются, их интересует происходящее в приходе, они по мере сил стараются участвовать в его жизни. Конечно, десятину сегодня мало кто может себе позволить, но какие-то регулярные пожертвования они делают практически каждую неделю.

Эти люди уже небезгласны, это не старушки 1980–х годов, это люди, у которых есть свой голос. Основу приходов сегодня составляют молодые семьи с детьми, люди среднего возраста, в некоторых местах молодёжь. С этими людьми можно и нужно советоваться о состоянии и развитии приходской жизни. Я, например, когда служил в храме святителя Николая на Трех Горах, на приходское собрание приглашал всех с амвона. Люди приходили со своими вопросами, пожеланиями. Да, появлялось три-четыре сторонних человека, но и их тоже не было смысла бояться. И для того, чтобы община развивалась, надо просто доверять людям, чаще советоваться с ними, чаще собирать их, выслушивать их мнения и делать из этого выводы. Я бы сказал, что члены общины вполне могут принимать участие в церковной жизни, в принятии решений по важным вопросам, не исключая и выборов духовенства.

От редакции: Подобные мысли высказывались в синодальной церкви ещё до революции. Епископ Феофан (Говоров) писал: «Будь неладен тот, кто разъединил и разбил древний союз членов церкви, как вожделенный для блага нашего. Одно из совершеннейших зол - полицейская, приказническая форма в делах церковных. Она всех охватила и всех закалила северным холодом, и жизнь замерла. Присмотритесь: у нас нет отцов в церкви, а что-то страшное, надзирательное, судебное. Потому от отцов не течет к детям свет и тепло, - и дети стоят спиной к отцам».

Недавно Вы выступили за возвращение выборов епископата в Русской Православной Церкви. Можно ли в этом случае использовать опыт, полученный во время выборов на Поместный собор 1917 года? Можно ли использовать опыт старообрядческих церквей, где выборы епископов и духовенства в той или иной форме сохраняются на протяжении сотен лет?

Да, старообрядческий опыт интересен, и его стоит изучить. Но у нас есть и свой опыт, когда в канун революционных событий 1917 года были избраны лучшие архиереи своего времени. Именно они, эти архиереи, возглавившие сонм новомучеников, были избраны при участии клира и народа. Такое вполне возможно и сегодня. Тем более, как я уже указал, церковные общины вполне состоялись и могут принимать участие в управлении Церковью. Конечно, Патриарх и Священный Синод должны иметь возможность отвода избранного епархиальным собранием кандидата, если на то имеются канонические причины. Но такие причины должны быть строго определены и представлены всей Церкви. В ныне господствующей практике, когда архиереев нередко назначают по мотивам целесообразности, всегда очень много личного, очень много интриг и церковной бюрократии.

На самом деле имеются кандидаты в епископы в самих епархиях. Мы знаем, что во многих епархиях, монастырях, приходах есть настоящие лидеры церковной жизни - авторитетные духовники, пастыри, мыслящие и общественно активные. Конечно, у них должно быть преимущество перед приезжими кандидатами из совсем других церковных областей, иногда слишком юными и неопытными для того, чтобы духовно руководить людьми даже на уровне прихода, уж не говоря о епархии.

Абсолютно ненормальна ситуация, когда в приходскую или епархиальную общину назначается человек совершенно неизвестный, не знающий ни обычаев местной общины, ни даже ее истории. Тем более что сегодня городские приходы, как правило, имеют своих кандидатов в священство, а епархии - кандидатов в епископы. Конечно, в этой ситуации теоретически могут быть исключения, но для исключения должен быть особый порядок поисков кандидата - например, в соседних общинах, соседних епархиях, или в крайнем случае в общецерковном или епархиальном центре. Причем, если кандидат предлагается «внешний», он должен сначала пройти испытательный срок, поработать в каком-либо качестве в той общине, в которую назначается, чтобы завоевать там доверие.

Также полагаю, что необходимо вернуться к канонической практике поставления, назначения и перемещения священнослужителей. Будем надеяться, что появятся епископы, которые будут ее у себя вводить, и надо обсуждать перспективы этой практики в общецерковном масштабе. А сегодня нас пугают хаосом или манипуляцией в случае доступа общин, мирян к принятию решений в церковной жизни. Небольшая такая опасность есть, но ее вполне можно избежать. Собрание общины может быть открыто для всех прихожан, но в случае попыток манипуляции есть самые разные защитные механизмы. Так, какую-то внешнюю агрессивную группу вполне можно выявить и попросить покинуть собрание. Главное - доверять людям, которые сегодня достаточно зрелы в христианском отношении, по крайней мере в городских общинах. Нужно также осознать, что современная практика не устраивает очень многих. Если эти люди пока не протестуют и не высказываются громко, это не значит, что озабоченности в них нет. Поэтому, пока нарыв не прорвался, нужно постараться его вылечить восстановлением подлинной соборности.

От редакции : В Русской Православной старообрядческой Церкви с 1897 года, благодаря стараниям Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского, Соборы в соответствии с 37 правилом святых апостолов собираются каждый год (за исключением периода атеистических гонений). На этих ежегодных соборах регулярно обсуждаются и избираются кандидаты во епископы. Место служения будущего епископа утверждается на епархиальном собрании с участием духовенства и мирян.

Как вы относитесь к взглядам и формам просветительской деятельности протодиакона Андрея Кураева?

Многое из того, что говорит отец Андрей, я не разделяю. И главная проблема отца протодиакона - это следование за модными трендами, попытки приспособиться ко вкусам и взглядам либеральной аудитории, редуцировать церковное предание и даже Писание до вещей, который ласкают слух участников «прогрессивной» тусовки. О. Андрей вообще с юности стремился понравиться аудиториям - прежде всего либеральной, при этом жестко обличая и провоцируя аудиторию консервативную.

Впрочем, я считаю, голос о. Андрея нужен и важен Церкви, в том числе потому, что он обличает разные пороки духовенства - заметим, что он не всегда это делает с достаточными доказательствами, что плохо и подрывает доверие к обличениям. Но не думаю, что о. Андрею надо пытаться как-то заткнуть рот. Более того, надеюсь, что когда-то этот человек займет одно из центральных мест в Церкви. Впрочем, важно, чтобы это место не было монопольным, важно, чтобы его роль в церковном учительстве не оказалась единственной.

Изменились ли у вас отношения с окружающими людьми и знакомыми после вашей отставки?

Я давно готовился покинуть эту работу и, откровенно говоря, думал над тем, кто после этого останется в друзьях, а кто отвернется. Так вот, думал я о людях гораздо хуже, готов в этом признаться. Из тех политических и общественных деятелей, к которым подкатывали с предложением меня обругать, отреагировали только два человека. И только один из них бегает от меня на разных публичных мероприятиях - со всеми остальными продолжаем общаться, чему я очень рад. В Церкви же удалось сохранить общение практически со всеми, с кем я бы хотел общаться, и многие выражают поддержку: кто-то прикровенно, кто-то открыто. Всем своим друзьям, коллегам, соработникам я очень благодарен.

Беседовал Глеб Чистяков

Понравился материал?

В интервью «Новой» Всеволод Чаплин поделился своими планами на очищение церковного организма и дал новое объяснение причин своего конфликта с патриархом

Главной причиной отставки Чаплина накануне Нового 2016 года было резкое несогласие с позицией патриарха по Украине. Конфликт достиг таких масштабов, что патриарх не только уволил протоиерея, но и распустил возглавляемый им Синодальный отдел, слив его с Информационным отделом, которым руководит Владимир Легойда.

О. Всеволод, имевший репутацию «апостола войны», призывал к открытой поддержке со стороны РПЦ «ополчения Донбасса» и чуть ли не к анафематствованию «киевской хунты». Патриарх же Кирилл, боясь потерять 14 тысяч приходов Московского патриархата на Украине, что составляет почти половину всей РПЦ, пытался вести более сбалансированную игру.

Даже «присоединение Крыма» Московская патриархия формально не признала: три ее крымских епархии остаются в составе Украинской православной церкви и подчиняются автономному синоду в Киеве, а не центральному синоду в Москве…

Сейчас Чаплин выступает с новой программой борьбы с ересями и моральным разложением духовенства, для чего возглавил Церковно-общественную комиссию по исследованию нарушений святых канонов и церковного устава. Она объединяет как клириков, так и мирян, причем часть выступает анонимно, боясь репрессий священноначалия, а часть открыто.

— Кто входит в вашу комиссию? Какими методами вы намерены бороться с «беззакониями»?

— Нашу комиссию организовало несколько человек, в том числе священник одной из недалеких от Москвы епархий (он не подписывал пока наших документов), лидер Союза «Христианское возрождение» Владимир Николаевич Осипов, господа Друзь, Морозов, диакон Илья Маслов. Очень много споров было относительно формата, одни предлагали создать профсоюз священнослужителей, другие — что-то еще. У меня с самого начала была идея подтянуть некоторое количество либеральной общественности. Но она либо предлагала неприемлемые фигуры вроде Сергея Бычкова, либо призывала слишком сузить темы, оставляя только борьбу за права попов. Мне лично эта тема интересна меньше всего.

Я вижу, что значительная часть лидеров «непоминающих» (протестное духовенство, отказавшееся поминать на службах патриарха Кирилла . — А. С. ) стремится только создавать альтернативные площадки для совершения треб и зарабатывания денег. Это шкурническо-правозащитное движение мне меньше всего нравится, потому что надо ставить более принципиальные вопросы.

Так против каких именно нарушений собирается бороться комиссия?

— Приоритетные темы: соблюдение канонов и церковного устава, исключение любых личностей, связанных с откровенным и беспардонным нарушением как канонических правил, так и уставных норм. Я считаю, что нормы Евангелия, канонов и действующего устава не могут игнорироваться. Некоторое извинение могло иметь место в условиях несвободы или диаспоры, но для свободного православного народа, живущего в нестесненных условиях, такого извинения нет.

Вряд ли церковное начальство будет исполнять ваши требования — ведь именно это начальство вы в основном и обличаете? Что в таком случае остается: апеллировать к власти, к гражданскому обществу?

— Да, мы считаем, что изменить образ жизни и отношение к вероучительным нормам, к церковным правилам в обществе возможно — в этом нас убеждают примеры религиозного сионизма и Исламской революции в Иране.

Но мы пока стараемся избегать уж самых грязных тем вроде свидетельств о поиске некоторыми клириками гомосексуальных партнеров, хотя к нам поступают такого рода импульсы. Если они будут доказательными, займемся и этим. Очень часто эти импульсы связаны со сплетнями, с фальсифицированными материалами, особенно когда источник является анонимом.

Чем для вас является экуменизм, который последние 60 лет активно поддерживает РПЦ?

— Я считаю экуменизм ересью. Вопрос о предании экуменизма анафеме должен быть обсужден на Соборе. Причем осудить следует не только экуменизм как практику, но и экуменический язык, экуменическое наследие в нашем богословии. Это надо обсудить с участием либеральных и консервативных кругов. Я убежден, что если всем дадут высказаться, если не будет давления на подбор участников, что его святейшество любит делать, тогда станет ясно: абсолютное большинство людей в нашей церкви выступает против экуменизма. Не может быть двух церквей, двух истин. Не могут быть одинаково истинными взаимоисключающие утверждения.

Вместе с тем, я считаю, что сделали ошибку все те, кто сегодня пошел в альтернативные православные группы.

Вот выдавят меня из церкви — тогда буду искать, куда пойти, но удаляться сам не собираюсь, потому что нам нужно бороться за очищение и возвращение логики в большой церковный организм.

Кроме того, мне известно, сколько грязи в этих альтернативных организациях, в некоторых случаях больше, чем в РПЦ. Известно, как они дробятся, как быстро переходят на положение маленьких песочниц, где люди заняты мелкой коммерцией. Большая трагедия произошла с частью тех священников, которые после Гаванской встречи (патриарха Кирилла с папой римским Франциском в феврале 2016 г. А. С. ) ушли из Московского патриархата. Они оказались ведомы теми, кто искал способ независимого зарабатывания денег.

Что уже сделала комиссия?

— Мы приняли 5 документов, в том числе письмо патриарху о недопустимости отстранения духовенства устными распоряжениями, иски в суды Московской и Петербургской епархий против создателей фильма «Матильда» и т.п. Но для того, чтобы судиться с епископами, нужно преодолеть серьезную проблему: иск к епископу может подавать только клирик епархии этого же епископа либо церковная институция епархии. Сейчас мы спорим со справедливостью этого положения. Получается так, что на епископа может подать только подчиненное ему лицо.

Значит, вы как клирик Московской епархии можете подать только на патриарха? Собираетесь ли вы это сделать?

— На своего епископа (патриарха) я пока не планирую подавать. Нет однозначно очевидного повода. Подписанная им Гаванская декларация — спорный вопрос, это остаточный экуменический язык, от которого постепенно стали отказываться после скандала, возникшего в результате декларации. Я считаю это большим достижением, только отказаться от этого языка надо на уровне прямых формулировок, а не втихую. Нужно добиться того, чтобы было ясно сказано о так называемых католиках и протестантских группах, которые уходят все дальше от христианства, — являются ли они церквами.

В свое время мы разработали проект документа об отношении РПЦ к нехристианским религиям, но он был заблокирован по прямому указанию тогдашнего митрополита Кирилла. Конечно же, православный человек не может считать, что мы верим в одного Бога с мусульманами или иудаистами.

Как реагируют патриархия и церковный суд на ваши обращения?

— В ответ на наши обращения избрана тактика молчания, на наши обращения и заявления суд не отвечает. Процедура обжалования в некоторых случаях есть, но она не касается отказов от передачи дел в церковный суд. Однако есть случаи тяжких нравственных поступков, когда можно вспомнить, что некоторые из этих проступков являются экономическими, уголовными преступлениями, и тут молчание не может быть вечным, потому что есть российские и международные инстанции, куда эту информацию можно направить. Если где-то арестуют счета, это подействует.

Сейчас мы взяли некоторую паузу и изучаем информацию, которая приходит от разных людей. Есть очень интересные случаи…

Протоиерей Всеволод Чаплин часто появлялся на экранах телевизоров, много выступал, высказывал оригинальные мысли, делился мнением. Было больше скандального, чем интересного. Сначала забавно было все это слушать, потом батюшка просто надоел отвратительными высказываниями и провокационным бредом.

Начало пути

Всеволод Чаплин, биография которого ничем особым не выделалась, родился в 1968 году. Детство, отрочество и юность его прошли в Москве. Семья - интеллигентная, нерелигиозная. Во время учёбы мальчик неожиданно почувствовал принадлежность к православию. С той поры он там остался. В школе мальчик решил стать священником и получить духовное образование. Об этом знали друзья и одноклассники, и никто не осуждал. Никак не повлияло это и на родителей, принадлежавших к интеллигентному сословию. Всеволод Чаплин считает себя русским, вопреки многочисленным сплетням, смеющим утверждать, что он - крестившийся еврей.

Издательский отдел Московского Патриархата принял юношу на работу в 1985 году в службу экспедиции. Показал он себя умным, прозорливым и мягким сотрудником. Начинающий работник иногда шалил, выражал «передовые» идеи. Однако наставники снисходительно прощали бред юнца, который несмело высказывался за смену церковнославянского языка. Неугомонный новатор организовывал выставки авангардистов в церковных помещениях с разрешения руководства. По рекомендации митрополита Питирима Всеволод Чаплин поступил в семинарию.

Звёздная карьера

Знаменательное событие пришлось на 90-й год. После получения образования Всеволод работает в отделе внешних церковных связей (ОВЦС), руководителем которого был митрополит Кирилл Гундяев. Наставник стал для молодого служителя добрым волшебником, давшим «зелёный свет» в церковной карьере. Работать молодой человек начал рядовым сотрудником в 1990 году, затем возглавил сектор общественных связей в 1997-м. Через год Всеволод Чаплин становится иереем. Параллельно учится в духовной академии, которую окончил в 1994-м.

В 1997 году Чаплин возглавил Секретариат ОВЦС. Работа его была отмечена наградой - возведение в протоиереи. Через три года Всеволоду было оказано высочайшее доверие - его утвердили заместителем председателя ОВЦС. В поле внимания нового руководителя попали секретариаты, служба общения и сектор публикаций. Он участвовал в официальных мероприятиях и встречах, включая переговоры по отношениям РПЦ с Ватиканом и государственной властью. В 2009 году Гундяев стал патриархом.

В зените славы

Всеволода ценят и уважают, показывая это. Русский народный собор избирает протоиерея заместителем главы этого форума. В 2009 году Чаплин стал председателем отдела по взаимоотношениям церкви и общества. Патриарх Кирилл назначал на посты надёжных людей. С тех пор его доверенное лицо возглавляет идеологию и распространение учений, являясь глазами и ушами церкви в контактах с общественными институтами. Священник продолжает читать проповеди в столичном храме и лекции в университете, выступает на радио и телевидении.

Работа Чаплина отмечена наградами. Так бы и жил обласканный властью человек, радовался. Но попала батюшке шлея под хвост - и понеслось. Это произошло не сразу, предпосылки случались и ранее. Священник Всеволод Чаплин отличался оригинальными взглядами и частенько выдавал изящные перлы. Например, он выступает за узаконивание обязательного ношения одежды, не вызывающей сексуального вожделения в согласии с традициями православной церкви.

Взгляды на жизнь

Высказывания Всеволода самобытны. Выступает он за создание дружин, которые будут отслеживать народ на предмет ношения «уставного» одеяния и соблюдения правил поведения в общественных местах, чтобы не оскорблялись чувства верующих. Священник призывает силовыми методами убеждать тех, кто не понял, в необходимости соблюдения этого. Он отвергает теорию эволюции органического мира на основе естественного отбора по Дарвину. Это гипотеза, не получившая убедительных доказательств в науке, считает Всеволод Чаплин. Вера и жизнь - вот два неразделимых понятия.

Отвратительны высказывания Чаплина о революции и гражданской войне. Он осуждает позицию верующих тех годов и утверждает, что православные проявили пассивность в военных действиях по уничтожению большевиков. Возмущение вызвало выступление Чаплина и позиция в отношении участниц женской экспрессивной группы. Официальная церковь не простила отступников. Резкая критика в адрес протоиерея пошла после выступления в защиту богемной жизни духовенства.

Излишняя суровость

Священник говорил, что участники хулиганской женской группы понесут наказание, и церковь уступать давлению сторонников беспредела не будет. Православным брошен вызов в наглой, агрессивной форме -пляски в святом месте. Религиозными представителями выражена надежда, что в дальнейшем подобные выходки будут исключены. При этом церковь не вправе влиять на следствие, будучи отдалённой государством.

Никакой злобы к участникам «акции» нет. Но совершено циничное кощунство по отношению к святыням. Понести жёсткое наказание хулиганы должны. Отец Всеволод Чаплин призвал не отправлять преступников в колонию, если будет полное признание вины. Никакого раскаяния не прозвучало. Зато ходатайствовали перед патриархом. О том, что за кощунство придётся держать ответ, ничего не сказано. Подобные ходатайства показывают, как христианство путают с гуманизмом. Прощение греха православию чуждо, поэтому виновные осуждены на два года колонии.

О роскоши служителей культа

Церковные средства не тратятся на помпезность. Видимая пышность - это исключительно подарки неравнодушных щедрых прихожан и пожертвования состоятельных граждан. К счастью, таких немало. Чаплин считает справедливым, что у патриарха имеются шикарные часы и автопарк, собственная резиденция. Те, кто делает такие подарки, стремятся к совершенству, чтобы Святейший ни в чём не уступал представителям светской власти, и не было стыдно. И люди не жалеют - несут подношения. В каждой религиозной общине в мире происходит такое. Что отождествляет бога - украшено. Людей, упрекающих церковь в роскоши, Чаплин назвал злобными недоброжелателями и сделал сравнение с Иудой, который предлагал не тратить миро для тела Иисуса, а спустить и деньги раздать нищим. Призыв к рациональной трате денежных средств на насущные, приходящие проблемы - бред. А посвящение сбережений на те символы, которые напоминают о присутствии Бога, - благостное дело.

Перевертыш

Протоиерей Всеволод Чаплин - личность колоритная. Он всегда чувствовал дух времени и легко, как хамелеон, менялся с обстановкой. Либерал в 90-х, он ратовал за то, чтобы православная церковь шла в ногу со временем. С изменением общественного климата делал поворот и отец Всеволод. Он перевоплощался в патриота. Ничего запретного нет в том, что Чаплин рассказывал слушателям. Отвратительно, что за этим нет веры, и все похоже на игру. Церковь как административная структура подвержена тем же недостаткам: присутствует борьба за власть, карьерное продвижение.

Всеволод Чаплин оправдывал убийства «внутренних врагов» и сравнивал с божьим благословением. У радиослушателей это вызывало шок. Священник сравнил Владимира Путина и Ивана Грозного - оба руководителя уничтожали внутренних врагов и расширяли границы. Заявления Чаплина - признаки духовного падения. Такое не говорит человек церкви, это несовместимо с Богом. Между методами священника и запрещенным в России Исламским государством знак равенства - оправдание убийств «божьей волей». Всеволод Чаплин забыл выражение «не буди лихо». В декабре 2015 года он был лишён поста председателя отдела по взаимоотношениям церкви и общества и членства в Межрелигиозном совете.

Церковная вертикаль

Человек, отдавший патриархии 25 лет, может спорить со Святейшим, уверен Всеволод Чаплин. Православная политика проводится однобоко. Разногласия начались из-за усложнившегося положения на Украине. Убедить власть этой страны услышать голоса граждан, которые за развитие отношений с Россией, не удалось. Было упущено время, тут прямая вина патриарха. Единоличная власть недопустима, Святейший возомнил себя осведомленным и готовым решать подобные вопросы, а это опасно для него и дела. Чтобы патриарха не обвинили в ереси, надо проблемы решать коллективно, церковью. Это не вертикаль, а пародия на неё. Это вера исключительно в себя. Из-за этого делаются непродуманные шаги. Власть в епархии необходима. Патриарх - незыблемость духовных основ. Это неадминистративные и кадровые функции. Авторитет церковного главы мало стыкуется с работой администратора. Это возможно в случае, когда решения руководителя перестанут быть единоличными и часть полномочий будет передана епархиям и иным церковным институтам.

Критика против патриарха

Чаплин утверждает, что у Владыки нет целостных взглядов на происходящее. Много в проповедях и заявлениях было сказано в угоду властям, чтобы понравиться. С письменами дела обстоят ещё хуже. Патриарх самостоятельно не напишет текст складно, так как подводит память. Он не понимает, что вносимая в содержание поправка идет в противоречие со смыслом. Дело не в возрасте, это было постоянно.

Раньше письменные доклады для патриарха создавали люди со сформировавшимися взглядами под руководством отца Всеволода. С уходом идеологической верхушки произошли изменения, стало больше спонтанных безграмотных выступлений по главным вопросам. Святейший заведёт управление РПЦ в тупик. Решения принимаются единолично и без обсуждения, на бегу, убеждал Всеволод Чаплин. Где служит деспотия - будет бардак. Пытаясь остановить сползание в непорочность личной харизмы, священник выражал недовольство, что патриарх не делает резких заявлений в сторону власти из-за нежелания потерять расположения. Разговор церкви с представителями государства должен проводиться открыто.

Нападки

Всеволод Чаплин требует дать общинам гарантии выдвижения кандидатов в духовенство и архиереи. В действительности епископ ставит настоятелем на приход очередного любимчика, а это неприемлемо, считает Всеволод Чаплин. Где служит единоначалие, там гибнет инициатива, а первыми признаками умирающей структуры становятся трусость окружения и кадровый голод. Дефицит ярких личностей прессует церковь, слышен голос одного патриарха. Там, где это происходит, решения принимаются без обсуждения с народом. Такая модель нежизнеспособна. В церкви важны только слова Святейшего. Но обстановка меняется, и попытка заглушить другие голоса провалилась. Сегодня власть у того, кто влияет на общество.

Если послушать эти смелые и, на первый взгляд, правильные высказывания Всеволода Чаплина, можно увидеть злые слова и желание унизить. Если после ухода из церкви человек разительно изменился и бросается на обидчиков, то это говорит о многом. Видимо, зря двигали его по служебной лестнице, вводили в узкий круг доверенных людей, относились по-дружески.

Цена амбиций

Отец Чаплин, покидая Патриархию, хлопнул дверью с шумом. После ярких выступлений в радиоэфире, где чувствовалась горечь и раздражение за непонимание, прозвучало недвусмысленное обвинение церковных кругов. Такой яркий, с оригинальными суждениями человек, явно не понимает, на что замахнулся. Всеволод Чаплин, фото которого вы можете видеть в статье, безжалостен в своём естестве.

В 1991 году произошёл развал большой страны. Казалось, что всё кончилось, и возврата к старому нет. Тем не менее Россия воскресла, и в этом принимала участие православная церковь. Она играет в государстве образующую роль, иной раз заменяя его институты. Поэтому подрыв авторитета патриарха не возвышает страну, а наносит вред. Вокруг известной личности всегда вьётся мифическая сущность -положительная или разрушающая. Если она отрицательная, то разрушает среду, в которой развивалась и живёт. Мифологический аспект патриарха Кирилла и его личности очень важен. В переходный период русской истории заслуги церковного пастыря огромны и несомненны. Любые нападки на него отрицательно скажутся на атмосфере внутри церкви.

У разбитого корыта

Известный публичный глашатай государственных СМИ оказался в информационной блокаде после смещения. Яркий типаж гоголевского сюжета - аферист, которого «обули» в игре без правил. Отставка Всеволода Чаплина была ожидаема и не вывала никакого недоумения. Создаётся впечатление, считает священник, что в некоторых СМИ существует табу на выражение несогласия с патриархом. Он не священная корова, а человек со всеми недостатками, и обсуждать его политику можно и нужно. Чаплин считает, что передача архитектурных зданий религиозного назначения церкви - процесс естественный. Украденное государством должно быть возвращено. Нужна ротация элит. Молодые должны приходить на место тех, кто уже набил карманы и своё имущество с деньгами держит за бугром. Нужно везде заявлять истину, говорит Чаплин, и говорить правду.

Правдоподобна другая причина ухода. Протоиерей заявлял, что в Сирии наши войска ведут священную войну с терроризмом. МИД выразил недовольство подобным высказыванием - это явная нестыковка со здравым смыслом. Этому конфликту придавался межрелигиозный статус на века. Уход священника стал удобен заинтересованным лицам. Пожелания правительства совпали с кадровой чехардой церкви. Патриарх легко расставался с сотрудниками, несоответствующими должностным требованиям. Но жизнь продолжается, но Всеволод Чаплин остаётся священником и настоятелем московского прихода.

Весной 2016 года опального протоиерея «засекли» в «Макдональдсе», где Всеволод Чаплин откушал гамбургер в Великий пост! Это стоило священнику последней должности. Он выведен из состава «Межсоборного присутствия». Ему нравится быть в центре внимания.