Проанализируйте отношение автора к татьяне. Характеристика татьяны лариной

Тема: Образ Татьяны Лариной в романе. Отношение автора к Татьяне (на материале III - IV главы).

Цель: создать содержательные условия для развития у школьников умений анализировать текст; обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты в материале и структурировать знания; помочь учащимся целостно представить материал по этой теме;

Тип урока: урок - беседа

Эпиграф: Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Беседа с классом.
На основе цитат ответьте на следующие вопросы.

  • Как называется глава? Почему?

  • Какую смысловую нагрузку несёт эпиграф?

  • Каково отношение Пушкина к героине?

  • Как характеризует Пушкин Татьяну?

  • Почему не даёт подробного портрета Татьяны? Чей подробный портрет дан?

  • Как складывались у неё отношения с семьёй? С родителями, с сестрой, с няней? Почему?

  • Кому ещё противопоставлена Татьяна?

  • В чём смысл противопоставления её всем ?

  • Опираясь на таблицу в конце учебника (стр.), сделайте вывод о том, какая героиня Татьяна – романтическая или реалистическая.

  • Почему Татьяна влюбилась в Онегина? Что для неё важно в его характеристике?

  • Как характеризует её письмо к Онегину?

  • Каким предстаёт Онегин в письме Татьяны?

  • Почему Пушкин подчёркивает, что письмо написано на французском языке?

  • Как соотносится образ Татьяны с поэтикой романа в целом?

  • В чём смысл романтичности Татьяны в реалистическом романе?

  • Тест (открытый)

          1. С какой известной литературной героиней русского поэта сравнивает Татьяну Онегин? (Светлана)

          2. Какую характеристику Ольги повторит Онегин дважды?(глупая)

          3. Кого ждала душа Татьяны? (кого-нибудь)

          4. Где находит Татьяна «свой тайный жар, свои мечты»?(в книгах)

          5. У кого хранится письмо Татьяны? (у Пушкина)

          6. Какие крайности представляются Татьяне в образе Онегина? (ангел-хранитель или демон-искуситель)

          7. Какая надпись ада видится Пушкину на лбу светских красавиц «недоступных»? (оставь надежду навсегда)

          8. Какой заветный вензель рисует Татьяна на стекле?(ЕО)

          9. Где происходит встреча Татьяны и Онегина?(в саду)

          10. Каким кажется Онегин Татьяне при встрече? (грозным)
    Образ Татьяны вызвал самые разноречивые отзывы в критике. Я познакомлю вас с двумя. Выскажите своё мнение, опираясь на точку зрения одного из критиков.

    В.Г. Белинский писал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило её душе; ум её спал.., для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; …следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизнь Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать. Зачем было ей воображать себя Клариссой, Юлией, Дельфиной? Затем, что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина. Создание страстное, глубоко чувствующее и в то же время не развитое, без книги она была бы совершенно немым существом… Письмо Татьяны свело с ума всех русских читателей… Письмо Татьяны прекрасно и теперь, хотя уже и отзывается немножко какою-то детскостию, чем-то «романтическим». Иначе и быть не могло: язык страстей был так нов и недоступен нравственно немотствующей Татьяне: она не умела бы ни понять, ни выразить собственных своих ощущений, если бы не прибегла к помощи впечатлений, оставленных на её памяти плохими и хорошими романами».

    М. Цветаева писала: «Я е в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и, может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь…Моя первая любовная сцена была нелюбовная…

    В том-то и всё дело было, что он её не любил, и только потому она его – так , и только для того его , а не другого в любовь выбрала, что втайне знала , что он её не сможет любить. (Это я сейчас говорю, но знала уже тогда, тогда знала, а сейчас научилась говорить.) у людей с этим роковым даром несчастной – единоличной – всей на себя взятой – любви – прямо гений на неподходящие предметы.

    Но ещё многое предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда – то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрёпанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах – сделала. И если потом, когда уходили (всегда - уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

    Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества».


    1. Домашнее задание.

    1. Читать 4-5 главу.

    Тема: Онегин и Татьяна. История (не) любви? История жизни.
    Цель:


    • обобщить знания учащихся об особенностях композиции романа,

    • помочь учащимся раскрыть черты характера главных героев во взаимоотношениях с другими действующими лицами;

    • способствовать развитию навыков сопоставительного анализа текста, образов;

    • способствовать пониманию учащимися психологии героев и через сопереживание героям помогать формированию поведенческой модели во взаимоотношениях с представителями противоположного пола.

    Эпиграф: О первое солнце над первым лбом!

    И эти – на солнце прямо –

    Дымящие – чёрным двойным жерлом

    Большие глаза Адама.
    О первая радость, о первый яд

    Змеиный – под грудью левой!

    В высокое небо вперенный взгляд:

    Адам, проглядевший Еву!

    М. Цветаева.

    Ход урока:
    Запись темы урока и обсуждение её формулировки.

    Как мы назовём сегодняшний урок, посвящённый отношениям Онегина и Татьяны?

    Какая это история: любви или нелюбви? И имеем ли мы право говорить о нелюбви, ведь оба героя испытывают это чувство?

    Ответы: Я считаю, что это история любви, потому что и Онегин, и Татьяна любят друг друга, пусть их любовь не заканчивается браком, но всё же это история любви!

    А по моему мнению, эта история не любовная, так как они друг друга любят, если так можно сказать, по очереди: сначала Татьяна, а потом Онегин.

    Учитель: Мне кажется, что каждый из вас по-своему прав. Подтверждением второй, довольно крамольной точки зрения послужит отрывок из статьи М. Цветаевой «Мой Пушкин»:

    «Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он не любил (это я поняла), потому и сел, любила она , потому и встала, они ни минуту не были вместе, ничего вместе не делали, делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушёл, она осталась, так что если поднять занавес - она одна стоит, а может быть опять сидит, потому что стояла она только потому, что он стоял, а потом рухнула и так будет сидеть вечно. Татьяна на той скамейке сидит вечно.

    Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви. Я с той минуты не захотела быть счастливой и этим себя на нелюбовь – обрекла».

    Запись эпиграфа и обсуждение его.

    Сейчас звучал отрывок из работы М. Цветаевой. Эта поэтесса много писала о Пушкине, мы уже знакомились с её статьёй «Пушкин и Пугачёв» при изучении повести «Капитанская дочка». Её творчество очень интересно, и в качестве эпиграфа я выбрала строки из стихотворения «Первое солнце». В нем говорится об Адаме и Еве. Подходят ли эти строки к истории Татьяны и Онегина?

    Ответ: Да, подходят, потому что в этих строчках говорится об Адаме, проглядевшем Еву, а Онегин тоже проглядел Татьяну.

    Кроме того, каждая история любви на этой Земле – это каждый раз история Адама и Евы. Каждый для себя, как и первые люди, открывает страну Любви.

    III . Тест по тексту.

    Как переводится имя Евгений?

    а) благородный; б) хитрый; в) холодный.

    Кого читал Евгений?

    а) Гомера, б) Платона; в) Адама Смита.

    Где учился Владимир Ленский?

    а) в Сорбонне; б) в Кембрижде; в) в Геттингене.

    Сколько лет Ленскому в момент встречи с Онегиным?

    а) 18, б) 19, в) 17.

    Сколько лет Онегину в момент встречи с Ленским?

    а) 20, б) 25, в) 26.

    По случаю какого праздника в доме Лариных был бал?

    а) Рождество, б) святки, в) именины.

    Как отчество Татьяны?

    а) Ивановна, б) Михайловна, в) Дмитриевна.

    За кого вышла замуж Ольга?

    а) за Ленского, б) за Буянова, в) за улана.

    Какой танец, обещанный Ольгой Онегину, стал причиной дуэли?

    а) котильон, б) мазурка, в) вальс.

    Как фамилия слуги Онегина?

    а) Клико; б) Гильо; в) Бульо.

    IV . Беседа по тексту романа.

    О какой сцене идёт речь в отрывке из статьи М. Цветаевой?

    Что предшествовало этой сцене?

    Почему Татьяна влюбилась в Онегина?

    В.Г. Белинский писал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило её душе; ум её спал.., для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать ни знать; …следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизнь Татьяна тоже не могла ни понимать ни знать».


    • Докажите, что это так? Но сначала давайте послушаем письмо Татьяны.
    Выразительное чтение письма Татьяны с элементами инсценировки.

    Ответ: Во-первых, сам поэт в романе указывает на то, что влюблённость Татьяны связана с определённой порой в жизни героини, а не с особенностями характера Онегина: «Пора пришла, она влюбилась».

    Во-вторых, о том, что для Татьяны реальный Онегин не существует, а есть только придуманный романтический герой, свидетельствует письмо, адресованное Евгению. Это письмо полно романтических штампов, Татьяна примеряет к своему возлюбленному амплуа различных романтических героев, почерпнутые ею из различных книг. Она предполагает для него существование только в двух ипостасях: ангел-хранитель или коварный искуситель. А Онегин оказался «просто добрый малый, как вы да я, как целый свет».

    В-третьих, Белинский писал: «И вдруг является Онегин. Он весь окружён тайною: его аристократизм, его светскость, неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и пошлым миром, среди которого он явился таким метеором, его равнодушие ко всему, странность жизни – всё это произвело таинственные слухи, которые не могли не действовать на фантазию Татьяны, не могли не расположить, не подготовить её к решительному эффекту первого свидания с Онегиным. И она увидела его, и он предстал перед нею молодой красивый, ловкий, блестящий, равнодушный, скучающий, загадочный, непостижимый, весь неразрешимая тайна для её неразвитого ума, весь обольщение для её дикой фантазии».

    Какие качества проявляет Татьяна, влюбившись?

    - Действительно, когда поступками Татьяны руководит чувство, а не расчёт или рассудок, она готова на любые жертвы ради любимого человека. И это очень важный момент в развитии сюжета.

    - Какой ответ на свои чувства находит Татьяна в душе Онегина?

    Пушкин фактически противопоставляет представления Татьяны об Онегине реальному положению вещей. Если в письме Татьяне рисуются только два варианта поведения героя, то жизнь предлагает третий – Онегин просто порядочный человек. Это же подчёркивает и автор: «Вы согласитесь, мой читатель, \ Что очень мило поступил \ С печальной Таней наш приятель; \ Не в первый раз он тут явил \ Души прямое благородство».

    -А теперь послушаем ответ Онегина.

    Разыгрывается учениками сцена ответа Онегина Татьяне.

    -Почему Онегин не ответил на любовь Татьяны?

    Онегин выделил Татьяну из общей массы ещё при первой встрече Ответ: По сравнению с блестящими светскими дамами, с которыми общался Онегин в Петербурге, Татьяна всего лишь провинциалка.

    Но, имея богатый опыт общения с женщинами, однако, не зная истинного чувства любви, потому что обольщение – это всего лишь искусство, но не школа чувств, Онегин не верит в возможность счастья. А заводить интрижку – бесчестно по отношению к Татьяне и слишком хлопотно для себя.

    Сам Онегин позже в письме к Татьяне скажет об этом так: «Случайно вас когда-то встретя, \ В вас искру нежности заметя, \ Я ей поверить не посмел: \ Привычке милой не дал ходу; \ Свою постылую свободу \ Я потерять не захотел».

    Онегин слишком благополучен, чтобы его чувства могли быть глубокими: он не знает страданий, его все любят, он всюду принят, он чувствует себя хозяином жизни, берущим у неё то, что ему нравится.

    Согласны ли вы, что Онегин проявил «души прямое благородство»? В чём это проявится?

    Ответ: Ответ Онегина действительно благороден: он сумел не оскорбить первое чувство девушки. Евгений и начинает, и заканчивает свою речь похвальным словом, отмечая её ум, искренность, чистоту, доверчивость. Он подчёркивает, что ценит её и тронут её привязанностью, но в силу возраста не может разделить чувств Татьяны. В его ответе подчёркнуто, что «Напрасны ваши совершенства: \ Их вовсе недостоин я». Это очень важно, ведь «урок» Онегина мог быть более жестоким.

    Даже более того, Онегин оставляет маленькую надежду на то, что не всё потеряно: «Я вас люблю любовью брата \ И, может быть, ещё нежней».

    Как и когда эта надежда Татьяны станет роковой в судьбе Онегина?

    Ответ: Когда Онегин появится на именинах Татьяны, она, влюблённая, не сумеет скрыть своих чувств: ведь она ждала и все-таки надеялась на какую-то взаимность. Досада Онегина сыграет с ним злую шутку – станет причиной дуэли с другом, которого он, не желая этого, убьёт. А это в свою очередь, изменит душу Онегина: он познает страдание, очистится через него, окажется способным в дальнейшем на глубокое чувство.

    Перестанет ли Татьяна любить Онегина после того, как он станет убийцей?

    Каким предстанет в её глазах Онегин после этих событий?

    Что повлияет на её представления о возлюбленном?

    Ответ: После дуэли Евгений, мучимый угрызениями совести, покидает своё имение. А Татьяна, оставшись одна после замужества Ольги, испытывает противоречивые чувства: «И в одиночестве жестоком \ Сильнее страсть её горит, \ И об Онегине далёком \ Ей сердце громче говорит. \ Она его не будет видеть; \ Она должна в нём ненавидеть \ Убийцу брата своего; \ Погиб поэт… но уж его \ Никто не помнит… На что грустить?..» Таким образом, с одной стороны, Татьяна должна ненавидеть Евгения как «убийцу брата», или мужа сестры, что для Татьяны одно и то же. Но ведь сердцу не прикажешь, а оно, истомлённое тоской и одиночеством, обострившимся после отъезда Ольги, «горит страстью». Попыткой оправдать или окончательно осудить героя и станет для Татьяны посещение «замка» Онегина.

    Что поняла Татьяна про своего любимого, прочитав его книги? Каким теперь рисуется ей Онегин?

    Ответ: Татьяне он рисуется чудаком, печальным и опасным, подражанием героям Байрона, «москвичом в Гарольдовом плаще», пародией на модных героев, «с безнравственной душой, \ Себялюбивой и сухой, \ Мечтанью преданной безмерно, \ С его озлобленным умом, \ Кипящим в действии пустом».

    Повлияет ли это на чувство Татьяны к Онегину?

    Ответ: Нет, Татьяна по-прежнему любит Евгения, не случайно Пушкин здесь же на это укажет: «И начинает понемногу \ Моя Татьяна понимать \ Теперь яснее – слава Богу - \ Того, по ком она вздыхать \ Осуждена судьбою властной».

    Как повлияет на ум Татьяны посещение кабинета Онегина?

    Ответ: Белинский писал, что «посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина».

    Какой увидел Татьяну Онегин после возвращения в Петербург?

    Ответ: Татьяна предстаёт перед Онегиным во всём блеске: она хороша собой, изысканна, воспитанна, умна. Теперь она не кажется «девочкой чужой», она прекрасно вписалась в окружающий её петербургский высший свет. Это и поразит Онегина: он не ожидал таких успехов от провинциальной девочки, выделяющейся из пустой, помещичьей среды, но не обладающей столичным шармом. Он с течением времени, наоборот, становится «опасным чудаком», утрачивая этот шарм.

    Почему Пушкин «заставил» Онегина полюбить Татьяну?

    Ответ: Изменились фактически оба: и Татьяна, и Онегин. Татьяна развилась из романтической барышни в умную, образованную даму, научилась не только вести себя, но и контролировать свои эмоции. Она, любя Онегина, сумела сдержать свои эмоции при первой встрече с ним: «Ей-ей! Не то, чтоб содрогнулась \ иль стала вдруг бледна, красна…\ У ней и бровь не шевельнулась; \ Не сжала даже губ она».

    Онегин тоже изменился: его благополучие сменилось угрызениями совести, он стал очень сильно отличаться от того милого денди, которым был в первой главе. Не случайно в начале восьмой главы его появление на балу обставлено достаточно саркастическими замечаниями: «Чем ныне явится? Мельмотом, \ Космополитом, патриотом, \ Гарольдом, квакером, ханжой,\ Иль маской щегольнёт иной…»

    V . Цветовое определение образов и последующий анализ цветовых значений по системе М. Люшера.


    • Давайте попробуем охарактеризовать героев с помощью цветовой палитры в разные периоды их жизни: на первом этапе и в последней главе.
    Ответ: По-моему, Онегин в первой главе представляет радужный набор красок. Он ярок, благополучен, поэтому преобладают тёплые тона: он оранжевый, салатовый, даже красный, есть налёт лилового – это его умение избегать серьёзных разговоров, но знания обо всём: об экономике, политике, истории, латыни. Но с течением времени всё больше звучат холодные цвета: появляется синий, красный сменяется фиолетовым, салатовый – тёмно-зелёным. В последней главе Онегин – это довольно мрачное цветовое сочетание, темно-фиолетовое, черное, бордовое – и смешение цветов создаёт ощущение назревающего взрыва.

    Татьяну при первой встрече на страницах романа можно определить белым цветом как символом чистоты, голубовато-серым из-за некоторой замкнутости, а сквозь это просвечивают яркие краски внутренней жизни: красный как символ сильных страстей, лиловый – залог будущего интеллектуального развития. С течением времени эти цвета всё больше будут звучать в её палитре, но их все будет заглушать серый цвет – цвет аристократической сдержанности, цвет хорошего тона.

    VI . Комментарии психолога.

    VII . Беседа по особенностям композиции романа.

    Давайте снова обратимся к теме урока. Как вы считаете, эта история – это история любви? Они ведь «ничего не делали вместе», как писала М. Цветаева?

    Ответ: Я не согласна с Цветаевой, потому что любовь, настоящая любовь, не требует взаимности. Хочется, чтобы тебе ответили на чувство, но и безответная любовь может стать источником счастья. Поэтому я считаю, что это – история любви.

    Как проявится «несогласованность» чувств героев?

    Ответ: Чувство приходит к ним поочерёдно: сначала страдает Татьяна, а затем любовью «заболел» Онегин.

    Однако есть определённые закономерности в развитии чувств героев. Увидели ли вы эти закономерности?

    Ответ: Как и Татьяна, Онегин проходит путь страданий: от неизвестности к попытке как-то разрешить её письмом, а затем «урок» адресата письма.

    Действительно, схема развития событий параллельна, и чтобы достичь её, Пушкин в окончательном варианте добавил письмо Онегина. Давайте послушаем его.

    Выразительное чтение письма Онегина.

    Давайте сопоставим с письмом Татьяны. Попробуйте найти параллели.

    Ответ: И то, и другое письмо построены на использовании литературных романтических штампов. Но в письме Онегина они меньше бросаются в глаза, так как он употребляет их более завуалировано, в его письме нет романтического противопоставления.

    Как ответит Татьяна на письмо?

    Ответ: Сначала никак. Онегин с тоской будет искать в её чертах следы каких-нибудь чувств, но безуспешно. Тогда он отправится к Татьяне за объяснениями и получит «урок»Татьяны.

    Выразительное чтение монолога Татьяны с элементами инсценировки.

    М. Цветаева писала об «уроке»: «У кого из народов – такая любовная героиня: смелая и достойная, влюблённая и непреклонная, ясновидящая и любящая.

    Ведь в отповеди Татьяны – ни тени мстительности. Потому и получается полнота возмездия, поэтому –то Онегин и стоит «как громом поражённый».

    Все козыри были у неё в руках, чтобы отомстить и свести его с ума, все козыри, чтобы унизить, втоптать в землю той скамьи, сравнять с паркетом той залы, она всё это уничтожила одной только обмолвкой: «Я вас люблю, - к чему лукавить?»

    К чему лукавить? Да к тому, чтобы торжествовать! А торжествовать - к чему? А вот на это, действительно, нет ответа для Татьяны…

    Все козыри были у неё на руках, но она – не играла.

    Да, да, девушки, признавайтесь – первые, и потом слушайте отповеди, и потом выходите замуж за почётных раненых, и потом слушайте признания и не снисходите до них – и вы будете в тысячу раз счастливее нашей другой героини, той, у которой от исполнения всех желаний ничего другого не осталось, как лечь на рельсы».

    А В.Г. Белинский считал, что «в этом объяснении высказалось всё, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитую обществом, - всё: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которую замаскирована рабская боязнь общественного мнения…

    Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил ее тогда, что в этом не было для него очарования соблазна; а теперь приводит к ее ногам жажда скандалёзной славы…

    Татьяна – тип русской женщины… женщина не может презирать общественного мнения, но может им жертвовать скромно, без фраз, без самопохвальства, понимая всю великость этой жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону – закону своей натуры, а ее натура – любовь и самоотвержение…».

    Итак, Цветаева Татьяной восхищается, а Белинский осуждает её, утверждая, что Татьяна больше не любит Онегина. Как вы считаете, кто из них прав?

    Ответ: Да, поведение Татьяны заставляет думать о том, «чувства рано в ней остыли», она продолжает вспоминать Онегина, но это для неё прошлое, чудесное воспоминание о молодости. Оно дорого ей, но никоим образом не способно разрушить её судьбу. Однако очень хочется верить, что любовь в душе Татьяны обновится под влиянием чувств Онегина.

    VIII . Обобщение материала урока.

    Как заканчивается роман?

    Ответ: Роман фактически не имеет конца, потому что автор прощается со своим героем в самый критический момент в его жизни. «Мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки…»

    Почему Пушкин не расставляет точки над i ?

    Ответ: Он заставляет читателей решить судьбу героев самостоятельно, стать соавторами романа, так же как Пушкин не даёт в романе портретов главных героев, ведь он ограничил бы фантазию читателей. А так каждый создаёт свой «Татьяны милый идеал».

    Как вы считаете, история Татьяны и Онегина – это любовная история?

    IX . Домашнее задание.

    I вариант. Найти лирические отступления в тексте романа и обозначить темы.

    II вариант. Определить, как соотносится позиция автора в лирических отступлениях с позицией героев.

  • Образ Татьяны, созданный Пушкиным в «Евгении Онегине», имеет не меньшее значение, чем образ Онегина. Пушкин пытался показать тип, казалось бы, обычной русской девушки, провинциальной барышни, но то же время удивительно привлекательной и поэтичной.

    Татьяна совсем не красавица, о чем Пушкин прямо говорит:

    Ни красотой сестры своей,

    Ни свежестью ее румяной

    Не привлекла б она очей.

    Это же подчеркивается и в последней главе, где мы видим Татьяну уже петербургской знатной дамой, «равнодушной княгиней, неприступной богиней роскошной царственной Невы», «законодательницей зал». Однако Пушкин не забывает напомнить: «Никто б не мог ее прекрасной назвать».

    Но в то же время она, сидя за столом рядом с «блестящей Ниной Воронською», знаменитой петербургской красавицей, ничем не уступала ей. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, уме, простоте, богатстве духовного содержания. Пушкин намеренно назвал свою героиню простонародным именем Татьяна и тем самым ввел его в литературу.

    Татьяна растет в семье дикой, одинокой, неласкавою девочкой, которая не любит играть с подругами, по большинству погружена в себя, в свои переживания. Пытливая, она старается понять свое окружение и свою собственную душу и, не находя ответа на свои вопросы у старших - матери, отца, няни, ищет их в книгах, к которым она питала страсть с самого детства и которым привыкла верить беспрекословно. О жизни, о любви она привыкла узнавать из прочитанных романов. У них же она искала отражение своих собственных переживаний.

    Окружающая жизнь, среда сельских помещиков, их жен и детей мало удовлетворяло ее требовательную душу, ее пытливый ум. В книгах она видела другую жизнь, более значительную и богатую событиями, других людей, более интересных; она верила, что такая жизнь и такие люди не выдуманы автором, а существуют на самом деле, и была уверена, что и она, может, когда-нибудь встретится с такими людьми и поживет такой жизнью.

    Не удивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так разительно непохожего на всех знакомых ей молодых людей, Татьяна приняла его за героя романа и влюбилась в него.

    Она любит страстно и решает написать Онегину свое наивно-трогательное признание в любви. Строгая, резкая отказ Онегина раскрывает ей глаза на истинное положение вещей, но чем дальше, тем меньше она понимает Онегина и его поступки. И ее любимые романы уже не помогают ей.

    Случайно Татьяна попадает в кабинет Онегина и видит его книги, на которые с жадностью набрасывается. Эта литература совсем не похожа на ее сентиментальные романы. Читая эти произведения, Татьяна открыла в них другой мир, они помогли разобраться в душе Онегина, но она делает поспешный вывод о сходство Онегина с відлюдкуватими, холодными, разочарованными во всем героями прочитанных ею книг. Она считает, что он просто копирует модных героев. Это не так, конечно, но Татьяна твердо убеждена в правильности своего вывода, и это делает ее положение безнадежным: она не может разлюбить Онегина, но в то же время знает, что этот человек не достоин ее любви. Это является одной из причин ее отказа Онегину.

    Но, увидев его, измученного болезнью, Татьяна понимает ошибочность своих поспешных выводов, начинает верить в искренность чувства Онегина. Татьяна и сейчас любит Онегина и верит в возможность счастья с ним, но решительно отказывает ему. Татьяна сознательно, по доброй воле, вышла замуж за человека, которого не любит, и дала ему слово быть верной женой. Пусть она теперь понимает, что это была ошибка с ее стороны, что она действовала опрометчиво и страдать за эту ошибку должна она сама, но чувство долга берет в ней верх над всеми ее чувствами.

    Мое отношение к Татьяне можно выразить словами Пушкина: «Прошу простит: я так люблю Татьяну милую мою!». Ее целостность, умение подчинять все свои действия чувству ответственности, неспособность к обману, к сделкам со своей совестью делают ее образ таким привлекательным. Возможно, она Не всегда верно понимает свой моральный долг, возможно, в данном случае, решая свою судьбу и судьбу Онегина, она и ошиблась, - но она сама видела в этом свой долг и, следовательно, так только и могла себя вести.

    Пылкий монолог Татьяны Лариной о чувствах к молодому повесе - часть обязательной школьной программы. Заучивая строки о первой любви и порывах души, легко уловить смелость и открытость, которая так нехарактерна для барышень позапрошлого столетия. Этим и отличается Татьяна от большинства литературных образов - естественностью и верностью идеалам.

    История создания

    Стихотворный роман, который считал подвигом, впервые опубликовали в 1833 году. Но за жизнью и любовными похождениями молодого гуляки читатели следили с 1825 года. Изначально «Евгений Онегин» выходил в литературных альманахах по одной главе - этакий сериал 19 века.

    Помимо главного героя, внимание к себе приковала Татьяна Ларина - отвергнутая возлюбленная . Писатель не скрывал, что женский персонаж романа писался с реальной женщины, но имя прототипа нигде не упоминается.

    Исследователи выдвигают несколько теорий о предполагаемой музе Александра Сергеевича. В первую очередь упоминают Анну Петровну Керн. Но писатель испытывал к женщине плотский интерес, что разнится с отношением автора к милой Татьяне Лариной. Девушку из романа Пушкин считал прекрасным и нежным созданием, но не предметом страстных желаний.


    Героиня романа имеет общие черты с Елизаветой Воронцовой. Историки считают, что портрет Онегина написан с поклонника графини Раевского. Поэтому роль литературной возлюбленной досталась Елизавете. Еще один весомый аргумент – мать Воронцовой, как и мать Лариной, вышла замуж за нелюбимого и долго страдала от такой несправедливости.

    Дважды жена декабриста Наталья Фонвизина утверждала, что она - прототип Татьяны. Пушкин дружил с мужем Натальи и часто общался с женщиной, но других доказательств, подтверждающих данную теорию, не существует. Школьный товарищ поэта считал, что писатель вложил в Татьяну частицу собственных скрытых черт и чувств.


    Недоброжелательные отзывы и критика романа не затронули образ главной героини. Наоборот, большинство литературоведов и исследователей отмечают целостность персонажа. называет Ларину «апофеозом русской женщины», отзывается о Татьяне, как о «гениальной натуре, не подозревающей о своей гениальности».

    Безусловно, в «Евгении Онегине» показан женский идеал Пушкина. Перед нами образ, который не оставляет равнодушным, восхищает внутренней красотой и озаряет светлыми чувствами молодой невинной барышни.

    Биография

    Татьяна Дмитриевна родилась в семье военного, дворянина, который после службы переселился в сельскую местность. Отец девушки умер за несколько лет до описываемых событий. Татьяна осталась на попечении матери и старой няни.


    Точный рост и вес девушки не упомянут в романе, но автор намекает, что Татьяна не отличалась привлекательностью:

    «Итак, она звалась Татьяной.
    Ни красотой сестры своей,
    Ни свежестью ее румяной
    Не привлекла б она очей».

    Пушкин не упоминает возраст героини, но, по подсчетам литературоведов, Тане недавно исполнилось 17 лет. Это подтверждает письмо поэта близкому другу, в котором Александр Сергеевич делится мыслями о душевном порыве девушки:

    «…если, впрочем, смысл и не совсем точен, то тем более истины в письме; письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!»

    Свободное время Татьяна проводит за разговорами с няней и чтением книг. В силу возраста девушка близко к сердцу принимает все, о чем пишут авторы любовных романов. Героиня живет ожидаем чистого и сильного чувства.


    Татьяна далека от девчоночьих игр младшей сестры, не любит болтовню и шум легкомысленных подружек. Общая характеристика главной героини - уравновешенная, мечтательная, неординарная девушка. У родных и знакомых создается впечатление, что Таня – холодная и чрезмерно рассудительная барышня:

    «Она в семье своей родной
    Казалась девочкой чужой.
    Она ласкаться не умела
    К отцу, ни к матери своей».

    Все меняется, когда в соседнее имение приезжает Евгений Онегин. Новый житель деревни совсем не похож на прежних немногочисленных знакомых Татьяны. Девушка теряет голову и после первой же встречи пишет Онегину письмо, где признается в охвативших чувствах.

    Но вместо бурного выяснения отношений, которыми так славятся любимые романы девушки, Ларина выслушивает от Онегина проповедь. Дескать, такое поведение поведет барышню в неправильном направлении. К тому же Евгений вовсе не создан для семейной жизни. Татьяна смущена и растеряна.


    Следующая встреча влюбленной героини и эгоистичного богача происходит зимой. Хотя Татьяне известно, что Онегин не отвечает на ее чувства, девушка не может справиться с волнением от встречи. Собственные именины для Тани превращаются в пытку. Евгений, заметивший томление Татьяны, уделяет время исключительно младшей Лариной.

    Такое поведение имеет последствия. Жених младшей сестры застрелен на дуэли, сама быстро вышла замуж за другого, Онегин покинул деревню, а Татьяна вновь осталась наедине с мечтами. Мать девушки обеспокоена - дочери пора под венец, но милая Таня отказывает всем претендентам на руку и сердце.


    Два с половиной года прошло с последней встречи Татьяны и Евгения. Жизнь Лариной заметно изменилась. Девушка больше не уверена, так ли уж сильно она любила молодого повесу. Возможно, это было иллюзией?

    По настоянию матери Татьяна вышла замуж за генерала N, покинула деревню, где жила всю жизнь, и обосновалась с супругом в Петербурге. Незапланированное свидание на балу пробуждает в давних знакомых забытые чувства.


    И если Онегин охвачен любовью к когда-то ненужной девушке, то Татьяна остается холодна. Очаровательная генеральша не выказывает расположение к Евгению и игнорирует попытки мужчины сблизиться.

    Лишь на краткое мгновение героиня, которая выдерживает натиск влюбленного Онегина, снимает маску безразличия. Татьяна все так же любит Евгения, но никогда не предаст мужа и не опорочит собственную честь:

    «Я вас люблю (к чему лукавить?),
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна».

    Экранизации

    Любовная драма из романа «Евгений Онегин» - популярный сюжет для музыкальных произведений и экранизаций. Премьера первого фильма с одноименным названием состоялась 1 марта 1911 года. Черно-белая немая кинокартина затрагивает основные моменты истории. Роль Татьяны исполнила актриса Любовь Варягина.


    В 1958 году фильм-опера рассказал советскому зрителю о чувствах Онегина и Лариной. Образ девушки воплотила , а вокальную партию за кадром исполнила .


    Британо-американский вариант романа появился в 1999 году. Режиссером картины стала Марта Файнс, главную роль сыграла . Актриса награждена «Золотым Овном» за образ Татьяны.

    • Пушкин выбрал для героини самобытное имя, считавшееся в то время простым и безвкусным. В черновиках Ларина упоминается как Наташа. Кстати, значение имени Татьяна - устроительница, учредительница.
    • По подсчетам ученых, год рождения Лариной - 1803 по старому стилю.
    • Девушка плохо говорит и пишет по-русски. Татьяна предпочитает выражать мысли на французском языке.

    Цитаты

    А счастье было так возможно, так близко!..
    Но судьба моя уж решена.
    Я к вам пишу - чего же боле?
    Что я могу еще сказать?
    Не спится, няня: здесь так душно!
    Открой окно да сядь ко мне.
    Его здесь нет. Меня не знают…
    Взгляну на дом, на этот сад.

    Образ Татьяны в «Евгении Онегине». Отношение автора к героине

    Татьяну Ларину можно с полной уверенностью назвать любимой героиней Пушкина в романе. В ее адрес автором не высказано ни одной ироничной или саркастической мысли, видно, что ее образ создавался Пушкиным с большой любовью, нежностью, сочувствием и пониманием.

    Характер Татьяны являет собой идеальное сочетание национальной и европейской культур. Она воспитывалась как обычная барышня того времени, читала те же книги, восхищалась теми же героями:

    Ей рано нравились романы;

    Они ей заменяли все;

    Она влюблялася в обманы

    И Ричардсона и Руссо.

    Татьяна читает французские романы, но больше ей интересны сказки няни; она засыпает с книгой под подушкой, но ей снится сон, наполненный образами из русского фольклора. Изучая развитие характера героини, очень важно понимать, что она выросла в среде провинциального дворянства, а жизнь таких людей простая, естественная и близка к национальной почве. Пушкин изображает эту жизнь с большей нежностью и симпатией, чем быт столичных дворян; он считает, что Петербург - город праздный и искусственный, а провинция хранит традиции и близка к народу. Характер Татьяны, «русской душою», мог сформироваться только в атмосфере удаленной от столицы глубинки, окруженной живописнейшими русскими пейзажами:

    Татьяна (русская душою,

    Сама не зная почему)

    С ее холодною красою Любила русскую зиму,

    На солнце иний в день морозный,

    И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов,

    И мглу крещенских вечеров.

    По старине торжествовали В их доме эти вечера <…>.

    Пушкин изображает Татьяну именно как тип русской женщины: она удивительно цельная натура, хотя сама она и не могла этого понять и объяснить. Татьяна смелая, Пушкин с большим уважением пишет о ее решении написать Онегину о своих чувствах, а после того как герой отказывает ей в любви, автор безоговорочно ей сочувствует. Все чаще Пушкин называет Татьяну просто Таней, она остается для него Таней даже в восьмой главе, когда читатель видит ее в образе блистательной светской леди на балу. Ее простота остается в ней даже после того, как она стала владелицей салона:

    Она была нетороплива,

    Не холодна, не говорлива,

    Без взора наглого для всех,

    Без притязаний на успех,

    Без этих маленьких ужимок,

    Без подражательных затей.

    И верно б согласились вы,

    Что Нина мраморной красою Затмить соседку не могла,

    Хоть ослепительна была.

    А вот Онегин не видит прежней Татьяны в той блистательной даме, которую он встретил на светском мероприятии в Петербурге. Здесь в очередной раз подчеркивается разность во взглядах между автором и героем. Автор видит, что свет не убил в Татьяне цельность натуры, она осталась такой же милой и неиспорченной, а для Онегина она - уже совершенно другая женщина. Герой пишет Татьяне три письма с раскаяниями и признаниями в самых нежных чувствах, но она отвергает его любовь с истинно русской жертвенностью: она не может построить свое счастье на несчастье другого человека. Пушкину была очень близка эта идея верности как квинтэссенции жертвенности и любви:

    Все были жребии равны.

    Я вышла замуж. Вы должны,

    Я вас прошу, меня оставить;

    Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь.

    Я вас люблю (к чему лукавить?),

    Но я другому отдана;

    Я буду век ему верна.

    Периодически в романе сливаются точки зрения автора и Татьяны. Например, в седьмой главе читатель видит Москву одновременно и глазами Татьяны, и глазами автора: смешение стилей, сословий, пестрота и разнообразие, но в то же время древняя история - весь этот московский калейдоскоп предстает перед читателем именно таким, каким его видел сам Пушкин:

    Мелькают мимо будки, бабы,

    Мальчишки, лавки, фонари,

    Дворцы, сады, монастыри,

    Бухарцы, сани, огороды,

    Купцы, лачужки, мужики,

    Бульвары, башни, казаки,

    Аптеки, магазины моды,

    Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

    Московский высший свет описан иронически, во многом напоминает грибоедовское видение светского общества древней столицы, но если у Грибоедова взгляды совпадали с Чацким, то пушкинскую точку зрения разделяет не Онегин (ему мил столичный бомонд), а именно Татьяна:

    Татьяна вслушаться желает В беседы, в общий разговор;

    Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор;

    Все в них так бледно, равнодушно;

    Они клевещут даже скучно.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    План 3. Отношение автора к главным героям романа 2. Введение 3.1 Отношение автора к Онегину 3.2 Отношение автора к Татьяне 3.3 Отношение автора к Ленскому 3.4 Отношение автора к Ольге 4. Лирические отступления в романе 5. Диалог с читателем 6. Вывод 1. Цель презентации

    2 слайд

    Описание слайда:

    Цель презентации: Доказать, что и в характере повествования, и в высказываниях автора о героях, и в лирических отступлениях отразилась личность Пушкина.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Роман в стихах «Евгений Онегин» по праву можно считать «визитной карточкой» русской поэзии 19 века. Сам Пушкин был убежден в том, что «Онегин»-лучшее его произведение. Автор ревностно относился к своему труду, на редкость активно защищая свое творение от враждебных отзывов и нападок. Читатели-современники узнавали в огромном и чистом зеркале романа живую и жгучую современность, самих себя и своих знакомцев, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и слуг-крепостных. Введение

    4 слайд

    Описание слайда:

    Отношение Пушкина к главным героям своего романа Ко всем своим героям Пушкин относится снисходительно. Он проницательно обращает внимание на их ошибки и нелицеприятные поступки, но указывает и на проявленное ими благородство.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Отношение Пушкина к Онегину Автор подробно характеризует поверхностное образование героя, его приверженность светским удовольствиям, балам и легким победам над женщинами - качества, которые в глазах суровых друзей Пушкина в Кишиневе - декабристов, призывавших русскую молодежь к борьбе и героизму, могли оцениваться только отрицательно. Пушкин понимает такой суровый взгляд на своего героя, но не до конца его разделяет: его отношение к нему в первой части первой главы скорее напоминает легкую насмешку, с которой говорят о недостатках близкого человека. Онегин рисуется как умный человек, разочарованный жизнью, преследуемый глупцами. Онегин, умный человек, который «жил и мыслил», понял людей и их общество и горько в них разочаровался. Друг Пушкина. Поэт сначала пугался резкого языка Онегина, но скоро оценил желчь его «мрачных эпиграмм». Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые героем романа ко всему и всем, - признак глубокого, неравнодушного ума. Именно это сближает Онегина с Пушкиным.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Отношение Пушкина к Татьяне Татьяна, любимая героиня Пушкина, не случайно он пишет: " … Я так люблю Татьяну милую мою". Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины, но образ не выдуманный, а взятий им из реальной жизни. Таинственный образ Лариной можно объяснить глубиной ее натуры, существованием в ее образе нравственного стержня. Большое внимание автор уделяет процессу образования личности своей героини. Именно благодаря этому можно полностью охарактеризовать ее образ. Татьяна в какой-то степени отражает черты провинциальных барышень того времени: любит гаданья, верит в сны и приметы, но во многом отличается от девушек своего круга. На фоне других девушек, в том числе и своей младшей сестры, кажется замкнутой, ценит свое одиночество: подругой ее Александр Сергеевич называет "задумчивость", которая украшала« теченье сельского досуга" героини. Александр Сергеевич указывает на "русскую душу" Лариной, именно эта черта дает ей силы сохранить свой нравственный идеал, несмотря ни на что.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Отношение Пушкина к Ленскому Владимир Ленский, молодой, романтически восторженный, с большим запасом нерастраченных душевных сил, исполненный энтузиазмом альтруист. Характеризуя своего героя, Пушкин раскрыл мироощущение Владимира Ленского. В нем очень привлекательны нравственная чистота, романтическая мечтательность, свежесть чувств, вольнолюбивые настроения. Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится высказать в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на его фоне. Автор, как никто другой, понимает тонкие порывы души молодого стихотворца. Но отношение Пушкина к Владимиру Ленскому не столь однозначно. Признавая все его положительные черты, черты молодого романтичного идеалиста, поэт не видит будущего у такого характера. Ленский погибает от руки Онегина, тем самым положив начало кардинальным переменам в судьбе главного героя.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Отношение Пушкина к Ольге Одна из главных героинь романа - Ольга Ларина. В произведении Пушкина она является воплощением так называемого книжного типа «северной девы» Её портрет - типичный портрет героини сентиментальных романов, столь популярных в то время: Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан... Ольга мила и прелестна, однако автор сам замечает, что её портрет можно найти в любом романе. Это образ писаной красавицы со всеми традиционными атрибутами, нарисованный без малейшего изъяна. Её внутренний мир так же безупречен и бесконфликтен, как и внешний облик. Однако Ольга не способна на глубокое и сильное чувство.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Лирические отступления автора в романе « Евгений Онегин» В «Евгении Онегине» мы встречаем большие и маленькие отступления 1. Автобиографического характера. Например, большое отступление в начале главы восьмой о творческом пути автора или совсем краткое замечание в первой главе: «там некогда гулял и я, Но вреден север для меня». Оживают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» ему стала «являться муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). 2 . Отступления литературно-полемические. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи: Описывать мое же дело: Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет… К подобным отступлениям относится, например, ироническая характеристика сентиментального элегии в главе шестой; отступление по поводу употребления иностранных слов в главе первой; пародирующий классицизм шутливое «вступление в конце главы. Эти полемические отступления четко определяют литературную позицию автора: отношение к классицизму, сентиментализму и романтизму как к изжившим себя направлениям последовательная защита реализма.

    10 слайд

    Описание слайда:

    В романе мы встречаем лирические отступления. 3 .на философские и морально-этические темы Такова, например, XXXVIII строфа главы второй, где выражена глубокая мысль о закономерной смене поколений в ходе жизни. К такого рода отступлениям относятся рассуждения о дружбе, о родственниках и родственных отношениях в главе четвертой. 4.Немало лирический отступлений, присутствующих, содержит описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, «когда мальчишек радостный народ» коньками режет лед; и весна – «пора любви», и, конечно, не остается без внимания любимая автором осень. Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает таким, каким видит его Татьяна: «…она любила на балконе предупреждать зари восход» или «… в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».

    11 слайд

    Описание слайда:

    5. В «Евгении Онегине» есть лирические отступления и на историческую тему. Знаменитые строки о Москве: Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! И об Отечественной войне 1812 года, отпечаток которой лег на пушкинскую эпоху, расширяют исторические рамки романа. 6. Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед нами даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекают внимание остротой наблюдения. Какие блистательные строки посвящены театру! Драматурги, актеры… Мы словно сами попадаем в «этот волшебный край», где «блистал Фонвизин, друг свободы и переимчивый Княжнин», видим летящую, как «пух от уст Эола», Истомину.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Диалоги с читателем в романе « Евгений Онегин» Так диалог с читателем углубляет в романе художественное видение события и психологической сущности персонажей. Диалогический контакт с действительностью предстает здесь как диалогические отношения автора и читателя. Этот композиционно оформленный диалог пронизывает всю сюжетную ткань романа множеством диалогических жестов, то лаконичных, то развертываемых в просторные реплики. Обращение к собеседнику обрамляет роман: «Евгений Онегин» открывается посвящением и завершается авторским прощанием с читателем. Слово пушкинского романа широко распахнуто в область живых диалогических соприкасаний с собеседником и вне этих соприкасаний немыслимо. Мы сказали, что, устремляясь к собеседнику, художественная мысль Пушкина и его слово устремляются вовне.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Вывод: Таким образом, композиция романа «Евгений Онегин» необычна, подобного второго романа в русской литературе создано не было. Пушкин явился новатором не только в жанре первого реалистического романа в стихах, но и в области языка, ведь автор явился основоположником русского литературного языка. Из всего сказанного следует, что и в самом характере повествования, и в открытых высказываниях автора о героях, и в лирических отступлениях «личность поэта отразилась... с такой полнотою, светло и ясно, как ни в одном другом произведении Пушкина» (Белинский). В результате образ автора в романе предстает очень полно, с его взглядами, симпатиями и антипатиями, его отношением к важнейшим вопросам жизни.