Природа не храм а мастерская кто сказал. Пишем мини-сочинение

Прочитайте следующие высказывания Базарова:

Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем.
Нравственные болезни человека- от дурного состояния общества. Исправьте общество - и болезней не будет.
Настоящий человек тот, которого надо слушаться или ненавидеть.
И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза, откуда тут взяться загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.

Выберите из них одно, с которым Вы согласны или не согласны. Как Вы его понимаете? Напишите мини-сочинение с аргументацией своего мнения.

Мы действуем в силу того, что признаем полезным

Я согласна с утверждением Базарова. Который утверждает, что человек ищет выгоду для себя во всем. Я согласна с его мнением. В наше время многие ленивые люди не признают театр, книги, живопись. Они отрицают искусство, аргументируя это тем, что от него нет никакой пользы. Лучше полежать на диване у телевизора, чем в мороз поехать в театр.

04-12-2013, 15:14:05 | Guest

Рафаэль гроша медного не стоит

В какой-то мере я согласен с Базаровым ведь действительно, человек, который рисует, картины не чем, не сможет помочь народу в отличие от химика. Но где-то я не согласен с ним, так как искусство может помочь раскрыть себя душевно, а химик сделает открытие, которое многим покажется не значительным для себя. Перчак Рома

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Я согласен с этим высказыванием. Такая сфера наук, как Химия нужна больше, чем то же искусство. В течении времени в Химии делалось множество открытий, которые в дальнейшем помогли развить нашу жизнь. Искусство же наоборот, стало развиваться в худшую сторону. Искусство во времена Давинчи было куда красивее, чем в наше время. Искусство это духовное увлечение, а Химия это результаты исследований многих ученых, которые вошли в историю. Доронин Дмитрий

03-12-2013, 03:53:26 | Guest

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник.

Эта цитата повествует о равнодушном отношение Базарова к духовным ценностям и о практическом отношение к природе. Позиция Базарова мне близка, но нужно понимать, что хороший работник оставляет своё место в чистом виде. В доказательства вышесказанного приведу пример случившийся в нашей жизни. Вспомним техногенную аварию на Чернобыльской А.Э.С. . Авария на продолжительное время ухудшило состояние окружающей среды. И это один и примеров пагубного воздействия человека на природу. Захар

02-12-2013, 19:59:55 | Guest

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник.

Я не согласна с этим высказыванием Базарова. Если человек будет думать, что природа-мастерская, и растрачивать все ресурсы, выбрасывать отходы в море и многое другое, то людям будет негде жить. Такое равнодушное отношение к окружающей среде приведет к необратимым последствиям: природа будет загрязнена, здоровье людей будет ухудшаться из-за ужасных условий для существования. Мир в котором мы живем постепенно станет мрачным, пустым и не пригодным для будущего поколения. С такими мыслями по отношению к природе можно многое потерять. Естественная красота природы тоже полезна, она помогает людям умиротвориться, отдохнуть, очистить свои мысли. Мне кажется психическое состояние людей тоже очень важно. Также если люди не будут отдыхать на свежем воздухе, вдыхая не выхлопные газы, то они навредят своему здоровью. Мамедова Арзу.

29-11-2013, 17:26:16 | Guest

Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой.

Я не согласна с этим высказыванием Базарова. Базаров яркий представитель нигилизма, он считает, что искусство, сознание, душа - все это гниль и чепуха. Этого нет и быть не может. Есть только то, что можно потрогать, увидеть и ощутить, что-то физическое: ствол дерева, тело лягушки или человека. Но Базаров не прав. Все люди разные. Все мы отличаемся не только цветом глаз, волос или кожи, но и мыслями, взглядами, предпочтениями. Мы отличаемся душевными переживаниями, чувствами и эмоциями, а так же их выражением. Мы отличаемся силой духа и характером. Может ли это объяснить сухая наука? Нет. Я согласна, что ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой. Но мы не березки. Мы - люди. Мы разные. Леди Ди

29-11-2013, 14:06:23 | Guest

"Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник."

Я согласна с мнением Базарова. На ранних этапах развития общества важное значение для удовлетворения потребностей человека имели охота и рыболовство. Использовались минеральные ресурсы для изготовления простейших орудий. На последующих этапах развития первобытного общества в связи с зарождением и ростом земледелия и животноводства стали использоваться почвенные ресурсы. Начали применяться некоторые металлы и их сплавы для изготовления орудий труда, оружия, культовых предметов и украшений, а также новые источники энергии. Естественные ресурсы, часть всей совокупности природных условий существования человечества и важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. Без использования природных ресурсов - человечество не выжило бы! Евдокимова Лиза.

29-11-2013, 10:18:38 | Guest

Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой.

Я не согласна с высказыванием Базарова. Да, большинство людей в общих чертах похожи друг на друга. Одинаковые потребности, одинаковая анатомия и инстинкты. Но каждый человек-личность. Каждый имеет свое личное мнение, мышление и убеждения. Люди различаются из-за своеобразия психики и личности, темпераментом, характером и спецификой интересов. У многих разные приоритеты в жизни и разные принципы. Человек совершает разные поступки в одной и той же ситуации. В течение жизни по-своему радуется, печалится, влюбляется и ненавидит. Каждый из нас неповторим. Анечка К

28-11-2013, 18:56:49 | Guest

Принципов вообще нет, а есть ощущения.

Когда я читала книгу, я заострила внимание на этой цитате. Я считаю её одним из моих девизов. Я полностью согласна с Базаровым. Не могу понять людей имеющих принципы. Для меня это как не иметь своего мнения. Некоторые говорят: "Я принципиально не сделаю то или это" Интересно сразу, а из какого принципа ты не будешь совершать этот поступок? Что это значит? Принципам нужно следовать всегда, а они только лишь не будут делать из принципа что-то в данный момент. И вот, то, что он не будет делать - это называется ощущением. Иванова Ольга.

28-11-2013, 17:09:43 | Guest

DrDomi

Я не совсем согласен с высказыванием Базарова "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта" . Ведь человек не может жить без искусства. К искусству нас приучают с детства, родители читают нам сказки и стихи, и водят на спектакли в театры. Когда мы становимся старше, мы начинаем читать романы и понимать, что такое любовь и ненависть, и какая роль их в нашей жизни. Но и точные науки нужны нам в жизни, без них мы бы не знали как устроены элементарные вещи в мире. Так же наука не стоит на месте, и каждый день появляются инновация, которые упрощают нам жизнь. У людей все больше и больше свободного времени, которое они направляют на развитие в духовной сфере. Из этого следует, что наука и искусство взаимосвязаны.

28-11-2013, 16:57:45 | Guest

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Я не согласна с утверждением Базарова. Конечно, я не отрицаю полезность и важность такой науки как химия, однако если развиваться только в сторону точных наук, можно и вовсе перестать быть человеком. Ведь поэзия помогает человеку жить в гармонии с природой, понимать ее ценность и красоту. Благодаря ней мы развиваемся в духовном плане, учимся понимать других людей, сочувствовать им, это делает нас терпимыми и благоразумными.Даже сам Базаров, ненавидящий весь этот «романтизм» так или иначе, задумывался о таких проблемах, которые лучше всего описаны не в химии, а именно в поэзии. К тому же, как много людей-поэтов, которые своим произведением могут не только зацепить читателя, но и развить в нем какие-либо чувства? Их действительно мало, ведь для этого нудно не только уметь грамотно писать, но и чувствовать свое произведение и читателя, в то время как для того, чтобы разбираться в точной науке достаточно ее понять и выучить. Поэтому в этом вопросе можно еще поспорить что важнее. Назарова Анна

28-11-2013, 16:44:10 | Guest

Рафаэль гроша медного не стоит.

Я не согласна с этим высказыванием Базарова. Рафаэль - великий Итальянский художник, написавший множество шедевров мирового искусства, чарующих людей. Он много плодотворно работал его имя известно всем! Он многого стоит! Садыгова Айсун

28-11-2013, 16:09:11 | Guest

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Я не согласен с этим высказыванием Базарова. Человеку для полноценной жизни нужны не только материальные ценности, но и духовные. Это хорошо, что наука не стоит на месте, постоянно появляются новые изобретения, которые облегчают нашу жизнь. У человека появляется больше свободного времени и его можно использовать для духовного развития. Знания и искусство всегда идут рядом, они дополняют друг друга. Зачем человеку научные открытия, если он перестаёт развиваться как личность, ценить прекрасное, радоваться жизни. Сама природа создала одних людей - “физиками”, а других - “лириками” . Да, стихи нельзя одеть на себя, или не накормить голодных. Но когда человеку хорошо, весело - он поёт. Когда влюблён - читает стихи. Ни одна наука не заменит этих душевных радостей. С самого раннего детства мамы читают детям стихи, сказки. В них есть чудеса, которые сейчас стали явью благодаря науке. Сама история опровергает теорию Базарова. Великие полотна Рафаэлю и стихи Пушкина радуют нас и будут восхищать наших потомков. Михайлов Дмитрий.

Природа не храм а мастерская и человек в ней работник

У современной молодежи существует положительное отношение к сохранению и приумножению природных богатств, сформирована гражданская позиция, высокие духовно – нравственные ценности и социальные ориентиры, но все же в последние годы уровень состояния природных ресурсов, качество питьевой воды, сохранность водоемов с пресной водой неуклонно движется вниз. Основными причинами нарушения состояния рек, водоемов выступают как внешние факторы, так человеческое вмешательство в природу, расточительное использование своих ресурсов и достаточно неэффективное. Именно эта проблема легла в основу разработки моего эссе.

Природа - весь мир в разнообразии его форм - до сих пор является объектом изучения для людей. Человечество открыло множество законов, объясняющих устройство разнообразных природных процессов. Мы научились добывать огонь, выводить новые породы животных путем селекции, мы отправили человека в космос. Мы сажаем злаковые и овощные культуры там, где захотим. Пусть даже почва не подходит - мы наполним ее органическими и минеральными удобрениями - и ростки взойдут. Мы высаживаем декоративные цветы красивыми геометрическими конструкциями, создавая новые прекрасные сады своими руками. Мы пробуем и ошибаемся, рассчитываем вероятности, теоретическим или практическим путем в конце концов приходим к заданной цели. Мы мастерим.

Человек издревле пытается подстроить природу под себя, создать новые удобные формы Все дальше и дальше уходит он от "первоначального замысла". Человек не позволяет процессу самостоятельно развиваться.

Он контролирует его и называет этот контроль культурой.

Человек не дает природе диктовать ему свои условия. В крупных городах перед масштабными парадами даже разгоняют тучи, не позволяя запланированному природой дождю омрачить праздник.

Вполне вероятно, что в будущем люди научатся изменять климатические условия. Погода станет полностью подчиненной человеку. И все же человек – это часть природы.

Человеческий организм до сих пор изучен не до конца. Даже знакомые специалистам биохимические реакции могут дать непредсказуемый результат. Человек волен сам делать свой выбор, но очень трудно ему бывает идти против своей природы.

Человек может высадить сад, но может ли он вылепить себя по желаемому образу? Может ли он контролировать биохимические процессы своего организма? Задавать ритм сердца, заставлять кровь циркулировать быстрее? Не позволять гормональным всплескам влиять на свое настроение? Замедлять или ускорять рост волос? Может - с помощью химических веществ. С помощью определенных физических упражнений он может изменить свое тело, с помощью пластической хирургии - свое лицо. Человек сделал мастерскую даже из самого себя. Но за кем же останется последнее слово? Пока мы стареем и умираем, оно остается за природой, однако будущее сверкает радужными перспективами. Возможно, это лишь вопрос времени?

Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе.

Человек равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести.

Вот идеологические истоки того, к чему сейчас пришла наша планета. И наша страна в том числе. Брали у природы, думая, что неисчерпаемы ее запасы. Строили, возводили, меняли русла рек, рубили леса, не думая о последствиях. Не понимали, что природа - это как раз храм, где лишних деталей нет, где все взаимосвязано. Вырубили леса - иссякли реки. Заразили промышленными сливами реки и моря - уменьшились запасы рыбы. Вот к чему пришли люди, считая природу не храмом, а мастерской. А ведь все это строили, создавали, добывали во имя человека, его благополучия.

Но как следует относиться к природе современному человеку?

Природа именно храм, прекрасный, нерукотворный храм, который должны беречь все от мала до велика. Не ломай дерево, не делай больно животному, не оставляй мусор в лесу, не рви без толку полевые цветы, затушить костер до последней искры -, всему этому мы учимся с детства и это должно стать законом для отдыхающих на природе. Это первые уроки по охране природы. А уж если ты работник промышленного предприятия, то помни: мастерские - это твои цеха, твои стройплощадки, а не природа. Тогда тем, кто придет за нами, не нужно будет исправлять наши ошибки, кляня нас и нашу безответственность.

Конечно, я прекрасно понимаю, что человечество не может жить и кормить себя, не используя природные ресурсы. Но мы должны и обязаны использовать природу, не нанося ей вреда, или сводить этот вред к минимуму, поддерживать разумные отношения с природой и просчиывать их на многгоие годы вперед.

Наше поколение должно непремнно помнить о тех разрушениях, котроые нанесли люди природе, например о большой экологической беде которой стал Чернобыль, обязательно считаться с природой и тогда в дальнейшем она ответит нам тем же.

Красота нашего мира так многогранна и удивительна, есть столько поразительных уголков на нашей планете с их потрясающими видами, что человек не может позволить это разрушить, не дав насладиться этим следующим поколениям.

Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы - как это можно не любить? Мы и природа - одна большая семья и должны жить дружно.

Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия, заставляют пристальнее всмотреться в систему взаимоотношений человека с природой. И особенно важной является проблема взаимоотношений человека и природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания человечества и всего живого на Земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник».

Базаров, герой романа И. Тургенева «Отцы и дети»

Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия, заставляют пристальнее всмотреться в систему взаимоотношений человека с природой. И особенно важной является проблема взаимоотношений человека и природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания человечества и всего живого на Земле. Все это заставляет задуматься над тем, какими же должны быть отношения человека и природы, как найти гармонию с природой.

Ведь только потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость становления особой формы единства человека и природы. Таковой и является гармония человека с природой. Мы, взрослые должны понять и донести детям три основных правила:

Человек - основная часть Природы;

Человека и Природу не следует противопоставлять друг другу; а рассматривать их надо в единстве;

Человек и все, что его окружает - это частицы единого, Целого;

Ответственность Разума перед Природой. Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы через поэзию, живопись, музыку. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Искусство - особенно сильное и незаменимое средство воспитания взаимоотношений человека с природой и соблюдения между ними гармонии. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в природе и жизни. Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может быть освоено ребенком. Ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия - с них начинается знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств - они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных переживаний.

Изобразительное искусство, как явления природы, у ребенка, вызывают разнообразные и интересные высказывания, если к этому побуждает ребенка взрослый. Содержание этих высказываний связано с теми впечатлениями, которые вызывает встреча с прекрасными явлениями, доступными пониманию и чувствам ребенка. Высказывания касаются красивого в природе, в быту. Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, определенного уровня развития процессов восприятия. Чем активнее будут «поисковые движения» руки, глаза, слуха, тем полнее интенсивнее будет восприятие окружающего мира, его красок форм, звуков. В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла. Воспитание тонкого аппарата творческого восприятия природы, жизни, искусства, вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой иной среде деятельности, распространяя её и на отношения с людьми, с окружающим и природным миром.

Искусство, в том числе и театр, учит нас замечать и ценить всё прекрасное в том, что нас окружает. Тот, кто любит и ценит красоту, вряд ли станет разрушать. Часто зло начинается с самого малого-с оторванных крыльев у мухи, как раз той самой мухи, из которой стоит делать слона. Можно уничтожить вредное насекомое, но нельзя его терзать. Это развращает детскую душу. Любовь к животным воспитывает у ребёнка чувство ответственности. А это, пожалуй, самое главное. Ответственности за чьё-то здоровье, за чью-то жизнь, За свой выбор. Помните, как у Сент-Экзюпери: "Мы всегда в ответе за того, кого приучили". И ещё: "Встал утром, привёл в порядок себя - приведи в порядок свою планету". Писатель Николай Сладков говорил: "Заставить полюбить природу нельзя, но помочь можно". Одним из таких помощников является театрально-игровая деятельность детей. Почему театральное творчество детей мы называем театрально-игровым? Потому что оно, в отличие от творчества взрослых, носит свободный игровой характер, который сохраняется даже в том случае, когда детьми разыгрывается спектакль на литературный сюжет.

Драматический театр. Театр, где роли исполняют сами дети. Чем меньше ребёнок, тем больше его деятельность схожа с игровой, тем больше подражательности в его действиях. Малышу 3-4 лет недоступна длительная работа над образом, подмостки его смущают. Так как у маленького ребёнка развитие речи отстаёт от развития движений, ему легче показать, чем сказать, поэтому хорошо использовать простые инсценировки рифмованных текстов. Тексты могут быть разными, но, коль мы говорим о взаимоотношениях человека с природой, то лучше брать тексты о животных или такие, которые помогут ребёнку осознать себя, как биологическое целое (ощутить своё тело и каждую его часть). На этом построена почти вся народная педагогика ("Сорока-ворона", "Ладушки-ладушки"...) Можно брать и авторский текст. Например, стихотворение Е.Коргановой "Ладушки-ладошки" или сказка К.Чуковского "Цыплёнок". В книге не расписаны движения, но каждый придумает свой вариант. Инсценировать стихи можно и с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Этюдная работа. Маленькому актёру ещё нужно многому научиться прежде, чем выйти на подмостки. В любом деле человек начинает с азов, с небольших лёгких задач, упражнений, если мы говорим о театральном творчестве - этюдов. И, если спектакль, инсценировку поставить мы не успеваем, то этюдная работа вполне реальна и необходима. Она освобождает творческую природу ребёнка, создаёт условия, в которых эта природа пробуждается и действует. Она приводит к освобождению мышц, к правильному сценическому самочувствию, к умению органически действовать в предлагаемых обстоятельствах - "быть, а не казаться на сцене". Этюдная работа снимает с ребёнка зажим. Этюдной работой в широком смысле слова мы называем все виды тренировочной работы: от простейших упражнений до сложных сюжетных этюдов. Театр в переводе с греческого означает "действие". Выполняем ли мы простейшее упражнение или работаем над сложным сюжетным этюдом, действие подчиняется одним и тем же законам, законам нашей органики (оно должно быть естественным). Но, каждое действие можно выполнить по-разному. В жизни мы ведём себя органично, не задумываясь. Например, когда в жизни мы задумывались над выражением своего лица?! Занятые делом, мы даже не подозреваем, как выглядим со стороны. Обдуманное выражение лица у нас бывает только, когда мы хотим кого-нибудь обмануть или пытаемся что-либо скрыть. Так, к примеру, скрывая несчастья, люди делают весёлое лицо, улыбаются, получив отказ - стараются казаться равнодушными... И, как правило, начинают вести себя неестественно, движения становятся скованными, на лице - застывшее выражение... Ничего не добьётся и актёр, пытающийся изобразить чувства и старательно проделывающий заранее намеченные жесты, изо всех сил следя за выражением своего лица. Где уж тут думать о партнёре, тут цель - понравиться зрителям или вам, воспитателю.

Но, вся система Станиславского (система органического действия на сцене) заключается в моменте толерантности - умении слушать и слышать. Поэтому начинать работу следует с тренировки отдельных элементов органического действия: внимания, воображения, оценки предлагаемых обстоятельств. Для развития каждого из этих элементов существует ряд упражнений.

"Эмпатия" Представляешь себя образом в ситуации, когда у этого образа есть проблемы. Пример: Ты - уставший кузнечик, заблудился на лугу. Что ты чувствуешь? (Что ощущают твои ножки? Усики?) Или. Ты - цветочек на солнечной поляне. Очень хочешь пить. Давно не было дождя. Что ты чувствуешь? Расскажи. Или. Я - злой мальчишка, а ты - красивая ромашка. Я хочу тебя сорвать. Уговори меня этого не делать.

"Точка зрения"

Задаём ситуацию, на основе которой придуман этюд, а потом меняем в этой ситуации характер героя. Примеры: мальчик увидел гнездо. Его действия. (Мальчик может быть добрым, жестоким, любопытным, глупым, рассеянным). Или же: в одной и той же ситуации предлагаем ребёнку сыграть разные образы: муха попала в сети к пауку. Что чувствует муха? А паук? А теперь поменяйтесь ролями. Или: вы изображаете двух собак. Одна - большая, сидит около своей конуры и гложет кость. Другая - маленькая, бездомная, голодная. После обсуждения действий и чувств заданных образов, упражнения разыгрываются в виде инсценировок. Ценность этого приёма в том, что ребёнок учится чувствовать ситуацию с разных точек зрения, может проанализировать её плюсы и минусы. Эта способность лежит в основе природоохранной деятельности. Сорвать цветок для человека хорошо. Он будет стоять в вазе, им можно любоваться. Но, когда ребёнок почувствует себя этим цветком - он задумается. По крайней мере, не станет рвать цветы от нечего делать, чтобы тут же выбросить. Речь идёт опять же о чувстве ответственности.

Упражнения, обращённые к слуху:

  1. Посидеть, не шевелясь, и прислушаться к звукам, доносящимся с улицы. Назовите, что вы слышали. (Стук, голоса, гудок машины, шум ветра, пение птиц, шелест листвы, шум дождя...)
  2. Звуки за стеной, в коридоре.
  3. В комнате, где находитесь сами.

Последнее потребует особенной сосредоточенности, ведь здесь звуки будут совсем слабые и случайные. (Треск, дыхание товарищей...) Можно положить на верхнюю полку часы - будильник (для лучшей акустики) и спросить: "Какой новый звук появился в нашей комнате?"

Упражнения, обращённые к зрению:

  1. Рассмотреть какой-нибудь предмет и описать его во всех подробностях.
  2. Закрыть глаза и вспомнить, во что был одет Саша, или какая причёска сегодня у Кати...
  3. Знакомая всем нам игра "Что изменилось?", когда мы убираем или меняем местами предметы.

Упражнения на обоняние и вкус:

Не меньшую роль играют упражнения на обоняние и вкус: игры: "Определи на вкус", "Угадай по запаху".

Упражнение на осязание:

"Определи на ощупь"...

Упражнения, развивающие воображение:

Для развития воображения также есть множество упражнений. Например, вы предлагаете детям, взяв в руки какой либо предмет (или посмотрев на какую либо вещь в комнате), сочинить его историю: кто были его владельцы, каким образом он попал сюда, что с ним произойдёт через сто лет, когда его найдут в раскопках.

Можно брать 3 или несколько предметов, ничем не связанных между собой (скажем, иголку, скамейку и ключ) и пытаться с детьми сочинить рассказ, где бы эти предметы фигурировали и были нужны друг другу для развития сюжета.

Все мы в обязательном порядке должны чаще выезжать за город, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной, дабы не утратить гармонию с природой.

Нам взрослым, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинствам и красоте природы, через искусство, что бы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство общности с ней!


Без всякого вступления я говорю в ответ на эту тираду Базарова, героя романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева: нет, нет и еще раз нет! До чего додумался этот нигилист, жив­ший в XIX веке! Следом за этими его словами могли бы последовать и другие, которые еще недавно были почти нашим лозунгом: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее наша задача».

Вот идеологические истоки того, к чему сейчас пришла наша планета. И наша страна втом числе. Брали у природы, думая, что неисчерпаемы ее запасы. Строили, возводили, меняли русла рек, рубили леса, не думая о последствиях. Не понимали, что природа - это как раз храм, где лишних деталей нет, где все взаимосвязано. Вырубили леса - иссякли реки, создали каскады плотин с искусственными морями - под водой оказались деревни и источники заражения воды - скотомогильники. Заразили промышленными сливами реки и моря - уменьшились запасы рыбы. Большой экологической бедой стал Черно­быль. Вот к чему пришли люди, считая природу не храмом, а мастерской. А ведь все это строили, создавали, добывали во имя человека, его благополучия.

Конечно, я прекрасно понимаю, что человечество не может жить и кормить себя, не используя природные ресурсы. Да вот только когда грянула беда, додумались и научились использовать природу, не нанося ей вреда, или сводить этот вред к минимуму. Не верю, что полвека назад наши ученые не могли решить эти проблемы. Выводили спу тники на орбиту, первыми отправили человека в космос, а о разумных отношениях с природой не подумали, не считали нужным просчитывать их на многие годы вперед. Неужели мы никогда не изживем из нашего менталитета закрепленное народной мудростью понятие: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»?

Сейчас научились всему: и восстанавливать «легкие плане. ты», то естьлеса, и очищать воды, сбрасываемые в моря и реки. Задумались даже об альтернативных источниках энергии. Только ждать быстрого результата не стоит. Еще одна народная мудрость гласит: «Ломать - не строить». Теперь главное: не наносить природе новых ран.

Природа именно храм, прекрасный, нерукотворный храм, который должны беречь все от мала до велика. Не ломай кусты, не делай больно кошке, не оставляй мусор в лесу или на берегу - всему этому надо учить с детства. Это первые уроки по охране природы. Не рвать без толку полевые цветы, затушить костер до последней искры - это должно стать законом для отдыхающих на природе. А уж если ты работник промышленного предприятия, то помни: мастерские - это твои цеха, твои стройплощадки, а не природа. Тогда тем, кто придет за нами, не нужно будет исправлять наши ошибки, кляня нас и нашу безответственность.

В тот же день и Базаров познакомился с Фенечкой. Он вместе с Аркадием ходил по саду и толковал ему, почему иные деревца, особенно дубки, не принялись. — Надо серебристых тополей побольше здесь сажать, да елок, да, пожалуй, липок, подбавивши чернозему. Вон беседка принялась хорошо, — прибавил он, — потому что акация да сирень — ребята добрые, ухода не требуют. Ба, да тут кто-то есть. В беседке сидела Фенечка с Дуняшей и Митей. Базаров остановился, а Аркадий кивнул головою Фенечке, как старый знакомый. — Кто это? — спросил его Базаров, как только они прошли мимо. — Какая хорошенькая! — Да ты о ком говоришь? — Известно о ком: одна только хорошенькая. Аркадий, не без замешательства, объяснил ему в коротких словах, кто была Фенечка. — Ага! — промолвил Базаров, — у твоего отца, видно, губа не дура. А он мне нравится, твой отец, ей-ей! Он молодец. Однако надо познакомиться, — прибавил он и отправился назад к беседке. — Евгений! — с испугом крикнул ему вослед Аркадий, — осторожней, ради Бога. — Не волнуйся, — проговорил Базаров, — народ мы тертый, в городах живали. Приблизясь к Фенечке, он скинул картуз. — Позвольте представиться, — начал он с вежливым поклоном, — Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный. Фенечка приподнялась со скамейки и глядела на него молча. — Какой ребенок чудесный! — продолжал Базаров. — Не беспокойтесь, я еще никого не сглазил. Что это у него щеки такие красные? Зубки, что ли, прорезаются? — Да-с, — промолвила Фенечка, — четверо зубков у него уже прорезались, а теперь вот десны опять припухли. — Покажите-ка... да вы не бойтесь, я доктор. Базаров взял на руки ребенка, который, к удивлению и Фенечки и Дуняши, не оказал никакого сопротивления и не испугался. — Вижу, вижу... Ничего, все в порядке: зубастый будет. Если что случится, скажите мне. А сами вы здоровы? — Здорова, слава Богу. — Слава Богу — лучше всего. А вы? — прибавил Базаров, обращаясь к Дуняше. Дуняша, девушка очень строгая в хоромах и хохотунья за воротами, только фыркнула ему в ответ. — Ну и прекрасно. Вот вам ваш богатырь. Фенечка приняла ребенка к себе на руки. — Как он у вас тихо сидел, — промолвила она вполголоса. — У меня все дети тихо сидят, — отвечал Базаров, — я такую штуку знаю. — Дети чувствуют, кто их любит, — заметила Дуняша. — Это точно, — подтвердила Фенечка. — Вот и Митя, к иному ни за что на руки не пойдет. — А ко мне пойдет? — спросил Аркадий, который, постояв некоторое время в отдалении, приблизился к беседке. Он поманил к себе Митю, но Митя откинул голову назад и запищал, что очень смутило Фенечку. — В другой раз, когда привыкнуть успеет, — снисходительно промолвил Аркадий, и оба приятеля удалились. — Как бишь ее зовут? — спросил Базаров. — Фенечкой... Федосьей, — ответил Аркадий. — А по батюшке? Это тоже нужно знать. — Николаевной. — Bene . Мне нравится в ней то, что она не слишком конфузится? Иной, пожалуй, это-то и осудил бы в ней. Что за вздор? чего конфузиться? Она мать — ну и права. — Она-то права, — заметил Аркадий, — но вот отец мой... — И он прав, — перебил Базаров. — Ну, нет, я не нахожу. — Видно, лишний наследничек нам не по нутру? — Как тебе не стыдно предполагать во мне такие мысли! — с жаром подхватил Аркадий. — Я не с этой точки зрения почитаю отца неправым; я нахожу, что он должен бы жениться на ней. — Эге-ге! — спокойно проговорил Базаров. — Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал. Приятели сделали несколько шагов в молчанье. — Видел я все заведения твоего отца, — начал опять Базаров. — Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут, я еще не разобрал хорошенько. — Строг же ты сегодня, Евгений Васильевич. — И добрые мужички надуют твоего отца всенепременно. Знаешь поговорку: «Русский мужик бога слопает». — Я начинаю соглашаться с дядей, — заметил Аркадий, — ты решительно дурного мнения о русских. — Эка важность! Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки. — И природа пустяки? — проговорил Аркадий, задумчиво глядя вдаль на пестрые поля, красиво и мягко освещенные уже невысоким солнцем. — И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Медлительные звуки виолончели долетели до них из дому в это самое мгновение. Кто-то играл с чувством, хотя и неопытною рукою «Ожидание» Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия. — Это что? — произнес с изумлением Базаров. — Это отец. — Твой отец играет на виолончели? — Да. — Да сколько твоему отцу лет? — Сорок четыре. Базаров вдруг расхохотался. — Чему же ты смеешься? — Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias,