Полынь для привлечения удачи.

ВЕТКА ПОЛЫНИ

Рассказы

АПРЕЛЬСКАЯ МЕТЕЛЬ

Вчера управляющий отделением обещал подвезти меня до Центральной усадьбы совхоза. Мы условились в семь утра встретиться в конторе. Но когда я пришел туда, управляющего на месте не оказалось.

Жена у него заболела, - объяснил сторож. - Ночью схватило. Увез в район.

Что же делать?

Если время терпит - подождите. К вечеру вернется. Не то и пешком можно дойти. Всего десять километров.

В молодости я исходил много дорог, прошел не одну сотню километров. А тут только десять. «Махну пешком», - решил я.

Дорога вывела меня за околицу деревни и пошла петлять по березовым рощам да перелескам, огибая поля, ныряя в овражки. Влажная земля пружинила под ногами. А кругом такая ширь, такой бело-голубой разлив, что дух захватывало. Давно я не бывал вот так, один на один с природой. Все вроде бы и знакомо и в то же время волнующе ново. Вот запрокинулась белая береза. Когда-то, видно, ее, совсем молоденькую, повалил ветер да так примял, что у нее уже не хватило сил распрямиться. Прижатая к земле вершина пустила корни. И теперь береза дугой выгнулась над землей. А из ее ствола поднялись вверх пять молодых тонких березок. Разве пройдешь мимо такого?

Вот я и шел не спеша. Ласкал взглядом каждое деревцо, каждую лужицу. Слушал птичью тарабарщину. Ловил ноздрями запахи молодой зелени, сырой прели, свежевспаханного чернозема. Незаметно размечтался, и мысли занесли меня в такие дали, в такие выси, что оттуда совсем не просто было возвратиться на землю.

Вдруг на меня пахнуло резким холодом. Я опомнился и с удивлением огляделся. За каких-нибудь полчаса все вокруг стало неузнаваемо. Вместо синего, небо стало серым и угрюмым. По нему, клубясь, растекались тяжелые облака. Холодный ветер, повизгивая и подвывая, шнырял между полинялых берез. Лужи почернели, покрылись рябью. Смолкли птицы.

Я натянул поглубже шляпу, застегнул верхнюю пуговицу плаща и прибавил шагу.

А погода портилась на глазах. С каждой минутой становилось все холоднее. Загудели телефонные провода. Ветер, как сорвавшаяся с цепи собака, кидался на меня. Рвал с головы шляпу, задирал полы плаща. Казалось, ветер продувает меня насквозь.

В воздухе замелькали снежинки. И скоро на поляне закружился снеговой вихрь. Началась настоящая метель.

Куцым воротником плаща я пытался защищать от ветра лицо. Но голые руки мгновенно коченели, и, опустив воротник, я совал покрасневшие кулаки в карманы.

Буран все усиливался. Словно насмехаясь над моей беспомощностью, он больно сек лицо и шею, забирался под полый в рукава плаща.

Совсем некстати мне вспомнилось недавно перенесенное воспаление легких. Выписывая меня из больницы, врач сказал: «Берегитесь простуды. Может быть серьезное осложнение».

Чтобы согреться, я побежал. Ноги скользили и разъезжались на мокрой дороге. Я остановился, задохнувшись, и долго стоял, выравнивая дыхание.

Скоро я так промерз и отупел, что уже не прятал лица от ветра, а с безразличным унынием медленно шел и шел сквозь белую завесу метели.

Неожиданно рядом со мной вынырнул из метели человек. Он обогнал меня, но потом остановился, поджидая. Я поравнялся с ним.

Замерз? - прокричал он.

Как же ты в такую погоду… - и принялся торопливо снимать стеганую фуфайку.

Надевай, а плащ давай мне. Да скорее. Ветрище, язви его. Не сомневайся. У меня свитер и комбинезон, как броня.

Я с трудом стянул задубевший плащ и подал его незнакомцу, а сам надел фуфайку.

Шагай следом, - скомандовал он, - за спиной не так дует.

Я шел за ним. След в след. И то ли от фуфайки, то ли от его размеренного шага, только скоро я согрелся и пошел рядом.

Далеко? - прокричал я в красное ухо спутника.

В МТМ. Масляную трубу пробило.

Переждал бы буран-то.

Чего ждать. Он до вечера не утихнет. За это время я в оба конца обернусь.

Больше мы не обмолвились ни словом.

Вот и совхозная контора. Мы укрылись от ветра за стеной.

Теперь разменяемся, - парень улыбнулся посиневшими губами.

Большое спасибо.

Пустяки, - отмахнулся он, надевая фуфайку.

Воротник комбинезона расстегнулся, но свитера под ним я не увидел.

Как вас звать, величать?

Он или не расслышал меня, или не захотел ответить. Сказал только «пока» и нырнул в метель.

ПОЛЫНЬ (Artemisia) - (дающая здоровье). Относительно происхождения родового латинского названия нет единого мнения. Большинство считает, что оно произошло от греческого "artemes" - здоровый, так как во все времена и у всех народов она считалась эликсиром здоровья. Согласно другой версии, растению дано имя Артемизии, жены царя Мавзола, которая излечилась этим растением, по третьей - имя Артемиды, покровительнице рожениц (полынь раньше применяли для лечения некоторых женских болезней).

Русское название "полынь" произошло от славянского "полети" - гореть, из-за очень горького вкуса, от которого во рту горит. Есть также версия, что название свое полынь - пелын – получила, вероятно, из-за характерного для нее серовато-пыльного цвета.

В Библии полынь – символ суда Божия за отступничество и непослушание; символизирует горечь наказания за человеческие грехи и пороки. У восточных народов полынь – символ родины и памяти о предках. В древней Руси – символ вдовства и печали, олицетворение несчастной любви, горечи утраты и обиды.

Народ дал ей выразительные названия: нехворощь, глистник, горечь, дикий перец, вдовья трава, божье дерево, трава Святого Иоанна, чернобыльник, абсент, вермут, белые венички, емшан (или евшан) и др. О некоторых из народных названий полыни хочется рассказать подробнее.

В средние века полынь обыкновенная ассоциировалась с Иоанном Крестителем потому, что она начинает цвести в конце июня (Рождество Иоанна Крестителя по старому стилю - 24 июня). И еще - по преданию, он носил пояс, свитый из ее стеблей, когда жил в пустыне. Кроме того, в канун Дня святого Иоанна (Ивана Купала) надевали венки, сплетенные из полыни, как защиту от злых сил, жгли ее в традиционных кострах, отмечающих летнее солнцестояние.

Красивый куст ростом с человека под названием «божье дерево» знаком многим. Однако, не всем известно, что это - полынь лекарственная или кустарниковая полынь (лат. Artemisia abrotanum). В древности у славянских народов божье дерево играло важную роль как магическое и культовое. Видовое название происходит от греческого слова “abrotos”, что означает - божественный, бессмертный - так высоко ценилось это растение. Об этом же говорит и его русское имя, причем название “божье дерево” дано растению только в России и в славянских странах.

В Западной Европе этот вид полыни считается одним из символов любви. Народные ее названия – «молодой любовник», «поцелуй меня скорей», «девичья погибель». К сожалению, в многочисленных сайтах название «божье дерево» через запятую соседствует с вышеприведенными, без каких-либо пояснений, хотя явное смысловое рассогласование здесь очевидно.

Принято считать, что чудесная трава евшан, запах которой возвращает человеку память, это полынь. Так написано в многочисленных комментариях к летописям. Впрочем, на самом деле, это может быть любая степная трава с характерным сильным ароматом (часто так называют еще и чабрец). Половецкая по происхождению легенда о пучке полыни, не давшем забыть о родине, рассказана ещё на страницах Волынской летописи XIII века. Но только после переложения ее на стихи Аполлоном Майковым, она стала широко известной и потом часто пересказывалась многими авторами.

Это было в далекие-далекие времена. Однажды утром войско половцев под предводительством двух ханов - братьев, Отрока и Сырчана, было разбито русскими воинами во главе с Владимиром Мономахом. Сырчан ушел вглубь степей, а Отрок перебрался на Кавказ. Прошло время, окрепла сила степной орды. Стал Сырчан звать к себе брата Отрока. Не раз приглашал его вернуться в родные края, но тот уже привык к чужбине, и ни сказания, ни песни предков не увлекали его. Тогда Сырчан приказал привезти из степи пучок полыни и отправил ее брату. Вдохнув запах сухой полыни, беглец не смог устоять против могучего зова родины и приказал седлать коней.

Чернобыльником назвали полынь обыкновенную из-за ее черноватого стебля (былинки). В народе ее считают травой забвения, на Украине зовут ее «забудьками». На Винничине записана о возникновении этого названия интересеая легенда. Однажды чумак с работником остановились на ночлег в поле, разожгли костер, чтобы приготовить пищу.

Чумак отошел в сторону и свистнул. Сразу же со всех сторон к нему сползлась огромная стая змей. Собрал он их в котел и стал варить. Когда вода закипела, он слил ее на землю и заменил новой. Лишь в третью воду чумак положил пшено. Наелся он каши, а работнику не дал. Велел ему вымыть котелок и ложку, наказав ни в коем случае не пробовать змеиной каши. Но тот не послушался хозяина, наскреб на дне полную ложку и съел. Тотчас же он услышал разговор трав друг с другом о том, какая из них от какой болезни помогает, услышал, как волы разговаривают между собой. Засмеялся он от радости и хозяин понял, что тот не послушался его запрета. Тогда он предложил работнику съесть очищенный стебель чернобыльника. Только он съел его, как вмиг не только перестал понимать язык трав и животных, но и позабыл, о чем говорили они ранее. Вот с тех пор и зовут на Украине чернобыльник забудьками.

Подобные легенды существовали и у других народов. В старинной русской сказке говорится о юноше, что попал в плен к крымским татарам. Однажды он увидел, что его хозяин варит змею. Закипевшую воду тот сменил семь раз, сливая на землю. В том месте трава почернела и преврати-лась в чернобыльник. Юноша отведал змеиной каши и приобрел способность понимать язык животных и трав. Пошел он в конюшню и стал просить коней вынести его на свободу. Один конь согласился спасти юношу. Тот сел на него и умчался. Хозяин отправился было в погоню, но видя, что догнать беглеца не удастся, закричал ему вслед: «Слушай, Иван! Как приедешь домой, навари кореньев чернобыльника и выпей - еще больше будешь знать, чем теперь!» Юноша поверил и сделал так, как сказал татарин. И тут же лишился волшебного дара.

По мнению к.б.н. В. Артамонова именно чернобыльник стал в народе олицетворением травы забвения потому, что полынь обыкновенная нередко пышно разрастается на забытых, неухоженных могилах. Видов полыни много. Назову лишь еще одну – полынь ароматную, хорошо всем известный и широко применяемый в кулинарии эстрагон, или тархун. Какой бы ни был вид полыни, в народе ее всегда ценили очень высоко: и за целебные свойства и за, как верили наши предки, ее волшебную, магическую силу. В народной мифологии ее называют матерью всех трав, она считается одним из самых сильных оберегов.

В старинных поверьях и обрядах полынь играла весьма заметную роль. Верили, что она защи-щала от ведьм, колдовства и сглаза. Для этого полынь специально заготавливали, соблюдая строгий ритуал. Срывали только на Успение, 28 августа, причем, рвать ее можно было лишь левой рукой, до первых петухов, т.е. – до полуночи. Собранную траву связывали в пучки, освящали в церкви, сушили и хранили до тех пор, пока понадобится.

В старину во многих странах существовало поверье: если во время путешествия надеть по-лынь в виде кушака или положить ее в обувь, то не устанешь при ходьбе. А если, накануне Иванова дня, раскопать землю у корня полыни, и найти там уголек, то его надо носить его с собой, потому что он обладает удивительными целебными свойствами. Защитит от падучей болезни, от чумы, нарывов, молнии, квартаны (четырехдневной малярии) и ожогов, от боли в спине в полевую страду. Полезно было всегда носить с собой и просто веточку полыни: в этом случае вы не отравитесь ядом, не подвергнитесь нападению диких зверей, не получите солнечный удар. В России, на Украине полынь и подобные ей травы раскидывали по дому, клали на окна, пороги, под стрехи домов, чтобы защититься от русалок, которые могли «замутить рассудок» человека, свести его с ума.

Накануне же Иванова дня люди делали из полыни венки и надевали их на головы в надежде, что в течение года не будут болеть голова и глаза. А еще верили, что такого же эффекта можно добиться, если посмотреть сквозь пучок полыни на пламя Купальского костра. Сокровенный венок (тот, который украшал всю ночь у костра чучело Купалы) вешали в доме над дверью, чтобы ссоры и несчастья обходили его стороной. Очень плохой приметой считалось, если такой венок падал или разрывался - это указывало на то, что на семью наслано злое колдовство. Еще полынь считалась приворотным зельем. Стоило только во время игр хлестнуть полынью избранника, и он уже на других не обращал внимания.

Чаще всего полынь применяли на Троицкой неделе - ее еще называли русалочьей. В это время старались не ходить в огороды и лес, чтоб не раздражать всякую нечисть. В случае же необходимости брали с собой ту полынь, которую на Троицу разбрасывали по хате и под столом. Полынь, при защите от русалок, считалась средством, равносильным священной вербе, а также ладану. Если на Троицу приходилось ночевать на открытом воздухе, то ее клали под голову. Если случалось купаться, то бросали в воду. Защищаясь от мавок и схожих с ними мифологических персонажей славянского фольклора, девушки носили полынь за пазухой, подмышками, вплетали ее в косы. А если на Купалу ударить русалку веточкой полыни, то она по поверью, будет служить тебе весь год.

Верили, что русалки нападают в лесах и полях на неопытных девушек и парней, не имеющих при себе полыни. Русалка при встрече с человеком непременно спрашивает: «Полынь или петрушка?»

Если человек ответит: «Петрушка», - то русалка со словами: «Ты ж моя душка», утащит его с собой и защекочет до смерти. Если же он скажет: «Полынь», то русалка убежит от него с криком: «А ну, ты, сгинь!». Причем оберегом в этом случае могла служить как сама полынь, так и просто ее название, произнесенное вслух. Бытовало заклинание: «Хрен да полынь, плюнь да покинь!».

В русалочью неделю венки из полыни, как оберег, носили не только женщины, но и мужчи-ны, их надевали даже на скот, защищая от злых сил. По поверьям, ведьмы отбирали у коров моло-ко. Наваром из полыни, собранной на Иванов день, обмывали им вымя - чтобы они давали больше молока. Для очищения от злых духов и колдовства под Рождество или Новый год ею окуривали дома и конюшни, а собранной в июле и высушенной полынью перекладывали снопы хлеба против мышей.

Исстари, еще с языческих времен, полынь сопровождала человека от колыбели до гроба. На Украине, при отлучении ребенка, грудь, мазали полынью, так как считалось, что у ребенка, повторно взявшего грудь, всю жизнь будут недобрые глаза. Дети носили полынь за поясом или на груди, привязав ее к застежке сорочки - от сглаза и нечистой силы. В Западной Украине был обычай класть в гроб полынь, чтоб задержать разложение. Ветку полыни вкладывали в руки покойного, чтобы тот мог отгонять адское пламя. По другим поверьям,

мертвым давали полынь, чтобы отгонять черта, когда их душа отлетает от тела.

Старинные поверья и легенды живы до сих пор. Так, космонавты берут с собой по традиции веточку полыни – она дольше всех трав сохраняет аромат, напоминая о Земле.

tagPlaceholder И плачь травы, и гриву кобылицы,
и маков красных позабыл он цвет.

Тогда с гонцом скорей ему послали
пучок полыни горькой и седой.
И вспомнил он, как травы напевали,
как плакал ветер в ковыле степной.

И горький запах родины он вспомнил.
И сам заплакал и вернулся в степь.
Седые травы, как морские волны,
Здесь суждено прожить и умереть.

  • #2

    Татьяна, большое Вам спасибо, какие прекрасные стихи.

  • Вроде бы рвешь осторожненько самые верхушки, а все равно горький привкус на губах остается. Полынь обладает свойством восстанавливать нашу гармонию с природой. А при сильной концентрации ее дымов восприимчивые люди даже могут начать видеть существа тонкого мира. Не потому ли сейчас это чудесное и могущественное растение практически никто не использует в работе? Полынь сегодня применяют только ведуны, которые не боятся потусторонних контактов. С древних времен колдуны, ведуны, шаманы, применяли полынь при проведении различных обрядов и ритуалов, изготовлении зелий, амулетов и оберегов.

    Полынь отгоняет злых духов, оберегает людей от сглаза, порчи, несчастий, способствует плодовитости. В древности жрицы богини плодородия и материнства Изиды носили венки из полыни, а её веточками украшали храм. Во многих религиях ароматный дым тлеющей полыни использовали при проведении культовых действий.

    Магические свойства полыни

    Полынь издавна почитают как растение-оберег. Рассказывают, например, что русалка при встрече с человеком непременно спрашивает его: «Полынь или петрушка?» Если человек ответит: «Петрушка», - то русалка со словами: «Ты ж моя душка», утащит его с собой. Если же он скажет: «Полынь», то русалка убежит от него с криком: «Сама ты, сгинь!».

    Нечисть боится горького запаха полыни

    Полынь - одна из мощнейших антидемонических трав, которые воздействуют на энергетику всего организма.

    Полынь чаще всего применяют в виде курений

    Абсолютно безопасный метод ее применения - это повесить в доме (лучше в спальне или коридоре) небольшой пучок этой травы. Запах полыни настолько неприятен водяной нечисти, что она покидает тот дом, где полынь просто присутствует.

    Ритуальные венки из полыни всегда плели в ночь на Ивана Купалу. По ним гадали о будущей судьбе Сокровенный венок (тот, который украшал всю ночь у костра чучело Купалы) вешали в доме над дверью, чтобы ссоры и несчастья обходили его стороной. Очень плохой приметой считалось, если такой венок падал или разрывался - это говорило о действии на семью злого колдовства.

    Антидемонические свойства полыни увеличиваются на убывающей Луне

    Существовал даже специальный день, когда можно было собирать полынь для этих целей. Делали это в конце августа на Успение. Собранная в это время полынь считалась и самой целебной. Но для лекарственных целей заготавливать её можно было в течение всего лета.

    Для защиты дома

    Ванна, в которую добавлена полынь, очистит от всякого зла горящая полынь прогонит злые силы, защитит дом от злых духов и эльфов. В Китае с этой целью растение подвешивают над дверью горящая или брошенная в котел полынь защитит дом от бурь и молний защитит находящихся в доме детей.

    Амулеты из полыни защитят во время поездок от всех неприятностей и будут способствовать благополучному возвращению. Для здоровья и целительства для обретения силы во время длительной прогулки или пробежки наложите листьев полыни в обувь подушка, набитая полынью, вызовет у спящего на ней вещие сны. Чернобыльник (или полынь) полезно носить с собой: в этом случае вы не отравитесь ядом, не подвергнитесь нападению диких зверей, не получите солнечный удар.

    Полынь носят при себе для защиты от боли в спине и других болезней, от сумасшествия.

    Носят ее, чтобы вызвать страсть, усилить потенцию.

    Для домашней магии растение используется в предсказаниях, для этого готовят настой из полыни с медом и пьют перед предсказаниями.

    Полынь-чернобыльник сжигают вместе с сандаловым деревом во время ритуала пробуждения психических сил для успешной работы листья полыни кладут вокруг магического зеркала или под него.

    В Японии колдуны используют пучок полыни для заклинания духов болезни; считается, что эти духи боятся запаха.

    Свечи с полынью- Катаная восковая свеча "Полынный ветер".

    С травой полыни горькой.

    Травяные свечи из пчелиного воска изготавливаются полностью вручную. Катаные восковые свечи необычайно красивы, кроме того хранят тепло изготовивших их с любовью рук.

    Эти свечи совмещают в себе очищающее действие живого огня и целительное ароматерапевтическое действие натурального воска и трав. Пчелиный воск - полностью натуральное, экологически чистое целебное вещество. Воск выделяет при горении полезные для здоровья отрицательные ионы, а также имеет теплый, приятный натуральный медовый аромат.

    Воздействие:

    На Руси верили, что дым полыни убивает самую различную заразу. Поэтому во время эпидемий дымом полыни окуривали жилые помещения, а полынным веником подметали помещения. Если после трудового дня болела поясница, в костер бросали букетик полыни. В народной медицине полынь используется для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения.Врачи древности приписывали горькой полыни чудодейственную силу, называя "матерью многочисленных трав". У многих народов полынь горькая была оберегом от козней нечистой силы.

    Таким образом, прожиг магической восковой свечи "Полынный ветер" с горькой полынью оказывает очищающее воздействие как на воздух в помещении, так и на энергетическую ситуацию.

    Катаную восковую свечу с добавлением полыни также рекомендуется использовать в период лечения щитовидной железы. Прожиг этой свечи оптимизирует связь с внутренним «Я». Используется в очищающих и защитных ритуалах.

    Способ применения:

    Для нормализации щитовидной железы - зажигать свечу днем в комнате, где Вы находитесь 5 дней подряд - с намерением помощи организму. Затем сделать перерыв на 7 дней. Повторить такие циклы в течении 3-х месяцев.
    В качестве ритуальной очистительной свечи – в бодром состоянии Духа, с зажженной свечой, обойти по часовой стрелке все помещение. Оставить свечу догорать. Время горения свечи - от 1 до 3 часов, в зависимости от серьезности проблемы, условий горения, плотности скатывания свечи и вида использованного растительного сырья. Огарок и наплывы воска, оставшиеся после сгорания свечи, можно использовать для гадания и для анализа существующей в Вашей жизни ситуации... Если огарок не планируется использовать - утилизировать его обычным образом в мусор.

    Меры предосторожности:

    Не оставлять горящую свечу без присмотра! Помните, что свечи с травами горят особенно сильно, т.к. в них воспламеняется не только фитиль, но и частички засушенных растений. Возможно стекание горящих частичек растений, вместе с потеками, на поверхность стола, поэтому желательно ставить восковые травяные свечи на широкий поднос.

    Заговор на окуривание:

    Полынь трава, с земли взята, горьким духом богата!
    Дымись трава дымно,
    Очисти мя сильно!
    Нас береги- нечисть гони, в леса густы в места пусты.
    Читать хотя бы три раза.

    И очень от нее зависит, антидемонические свойства полыни увеличиваются на ее убывающей фазе.

    Она отличается большим разнообразием видов, и все они обладают различными магическими свойствами, в особенности так называемая «полынь обыкновенная». Раньше ее развешивали внутри помещения, около дома жгли костры, чтобы прогнать злых духов. Женщины делали веники из полыни и с мусором выметали весь негатив из дома…

    4) Еще для силы (старинный рецепт) полынь клали в обувь (но здесь уже нужна свежая трава)

    5) Для вещих снов можно сделать подушки из полыни. И опять же отдых на такой подушке очень восстанавливает. Чтобы ее сделать можно чехол сшить, а можно купить готовый красивый чехольчик и набить сухой травкой)

    6) Еще очень полезно чистить зеркала в доме водой с настоем полыни, особенно если Вы сами сделали этот настой из своей травки, собранной в день силы!!! Зачем это - зеркала (все) связаны с потусторонним миром . Они впитывают в себя всю энергетику жильцов. Их периодически обязательно надо чистить.

    7) Внутрь…

    Внутрь настой из полыни с медом пьют перед предсказаниями.

    Полынь теряет часть сипы в водном настое, да и по вкусу она очень горькая. При этом, сила полыни очень велика и внутрь её можно применять только в микродозах.

    В качестве лекарства полынь применяется для:

    А) Заживления ран. Достаточно размять свежие листочки полыни или размягчить сухие и приложить их к ране. Мелкие раны, благодаря такой примочке, затягиваются быстро, а гнойные нужно промывать более крепким настоем, приготовив его из 2-х столовых ложек травы полыни на такого же количества нутряного свиного жира, пропаривать на водяной бане в течении 5-ти минут. После смесь процедить. Больное место смазать полученной мазью.

    Б) При цистите. При хроническом цистите лечение полынью длится около полугода. Положите горсть травы в ёмкость и залейте 2-мя горячего молока, накройте и дайте настояться. Как только состав немного остынет, перелейте состав в пластиковое ведёрко, а после сядьте на ведро, укутавшись пуховым платком до пояса. Остывший отвар можно подогревать. При отсутствии молока можно залить полынь водой, но тогда эффект будет немного слабее.

    В) От потливости. Приготовьте отвар из дубовой коры и веточек полыни: на 1 стакан полыни-0, 5 стакана дубовой коры заварить 1л. кипятка и варить в течение 20-30 минут на слабом огне. Процедить и вылить отвар в ванну с водой. После такой процедуры от тела исходит очень приятный аромат. Либо обтирать тело отваром.

    Г) При стенокардии, а так же при затруднённом дыхании, вызванном стрессовыми ситуациями, при упадке сил и излишней худобе

    Д) При заболеваниях желудка. При гастрите или язве пожуйте щепотку сухой или свежей полыни, слюну сглотните. Постепенно к горечи полыни можно привыкнуть. Можно пить полынь, заварив, как чай, щепотка или 1 веточка на стакан кипятка.

    Е) От головной боли. Приложите полынь к вискам и лбу. Можно сочетать полынь с листьями любистока, сделав из них компресс и приложив к голове.

    Ж) От болей в ногах. Добавить в обувь или разложить листики и веточки слоем 3-5 см в льняную или хлопчатобумажную ткань. Ткань взять такого размера, чтобы компресс полностью покрывал место. Выложить приготовленный компресс в кастрюлю и залить кипятком, так чтобы вода полностью покрывала ткань с травой. Оставить до частичного остывания. Затем аккуратно отжать и приложить на воспалившееся место, сверху закрыв сухой шерстяной тканью. Через некоторое время появится ощущение тепла. Компресс снять после полного его остывания. Процедуру повторять до полного излечения.

    8) Употреблять в еду.

    Народная медицина рекомендует употреблять полынь в виде приправы. Приправлять полынью можно, салаты, супы, мясные блюда. На вкус полынь горькая, поэтому не переборщите, приправляя блюдо. Использовать такую полынную приправу можно в сухом и свежем виде.

    Еще полынь является выраженным антидепрессантом и отличным средством для повышения иммунитета, обладает спазмолитическим, противовоспалительным, отхаркивающим действием.

    В косметологии и дерматологии лечебные свойства растения применяются для лечения папиллом и бородавок, гнойничковых заболеваний и жирной, склонной к воспалению кожи.

    Важно: есть противопоказания к применению лекарственных средств из полыни. Препараты из полыни нельзя закапывать в уши и нос. Полынь не рекомендуется принимать при беременности.

    Необходимо помнить, что применение препаратов из полыни в больших дозах может вызвать отравление. Соблюдайте дозировку, чистый сок полыни разбавляйте.

    Да, сушить полынь надо в пучках, цветочками вниз, в сухом помещении.

    ВЕТКА ПОЛЫНИ

    Рассказы

    АПРЕЛЬСКАЯ МЕТЕЛЬ

    Вчера управляющий отделением обещал подвезти меня до Центральной усадьбы совхоза. Мы условились в семь утра встретиться в конторе. Но когда я пришел туда, управляющего на месте не оказалось.

    Жена у него заболела, - объяснил сторож. - Ночью схватило. Увез в район.

    Что же делать?

    Если время терпит - подождите. К вечеру вернется. Не то и пешком можно дойти. Всего десять километров.

    В молодости я исходил много дорог, прошел не одну сотню километров. А тут только десять. «Махну пешком», - решил я.

    Дорога вывела меня за околицу деревни и пошла петлять по березовым рощам да перелескам, огибая поля, ныряя в овражки. Влажная земля пружинила под ногами. А кругом такая ширь, такой бело-голубой разлив, что дух захватывало. Давно я не бывал вот так, один на один с природой. Все вроде бы и знакомо и в то же время волнующе ново. Вот запрокинулась белая береза. Когда-то, видно, ее, совсем молоденькую, повалил ветер да так примял, что у нее уже не хватило сил распрямиться. Прижатая к земле вершина пустила корни. И теперь береза дугой выгнулась над землей. А из ее ствола поднялись вверх пять молодых тонких березок. Разве пройдешь мимо такого?

    Вот я и шел не спеша. Ласкал взглядом каждое деревцо, каждую лужицу. Слушал птичью тарабарщину. Ловил ноздрями запахи молодой зелени, сырой прели, свежевспаханного чернозема. Незаметно размечтался, и мысли занесли меня в такие дали, в такие выси, что оттуда совсем не просто было возвратиться на землю.

    Вдруг на меня пахнуло резким холодом. Я опомнился и с удивлением огляделся. За каких-нибудь полчаса все вокруг стало неузнаваемо. Вместо синего, небо стало серым и угрюмым. По нему, клубясь, растекались тяжелые облака. Холодный ветер, повизгивая и подвывая, шнырял между полинялых берез. Лужи почернели, покрылись рябью. Смолкли птицы.

    Я натянул поглубже шляпу, застегнул верхнюю пуговицу плаща и прибавил шагу.

    А погода портилась на глазах. С каждой минутой становилось все холоднее. Загудели телефонные провода. Ветер, как сорвавшаяся с цепи собака, кидался на меня. Рвал с головы шляпу, задирал полы плаща. Казалось, ветер продувает меня насквозь.

    В воздухе замелькали снежинки. И скоро на поляне закружился снеговой вихрь. Началась настоящая метель.

    Куцым воротником плаща я пытался защищать от ветра лицо. Но голые руки мгновенно коченели, и, опустив воротник, я совал покрасневшие кулаки в карманы.

    Буран все усиливался. Словно насмехаясь над моей беспомощностью, он больно сек лицо и шею, забирался под полый в рукава плаща.

    Совсем некстати мне вспомнилось недавно перенесенное воспаление легких. Выписывая меня из больницы, врач сказал: «Берегитесь простуды. Может быть серьезное осложнение».

    Чтобы согреться, я побежал. Ноги скользили и разъезжались на мокрой дороге. Я остановился, задохнувшись, и долго стоял, выравнивая дыхание.

    Скоро я так промерз и отупел, что уже не прятал лица от ветра, а с безразличным унынием медленно шел и шел сквозь белую завесу метели.

    Неожиданно рядом со мной вынырнул из метели человек. Он обогнал меня, но потом остановился, поджидая. Я поравнялся с ним.

    Замерз? - прокричал он.

    Как же ты в такую погоду… - и принялся торопливо снимать стеганую фуфайку.

    Надевай, а плащ давай мне. Да скорее. Ветрище, язви его. Не сомневайся. У меня свитер и комбинезон, как броня.

    Я с трудом стянул задубевший плащ и подал его незнакомцу, а сам надел фуфайку.

    Шагай следом, - скомандовал он, - за спиной не так дует.

    Я шел за ним. След в след. И то ли от фуфайки, то ли от его размеренного шага, только скоро я согрелся и пошел рядом.

    Далеко? - прокричал я в красное ухо спутника.

    В МТМ. Масляную трубу пробило.

    Переждал бы буран-то.

    Чего ждать. Он до вечера не утихнет. За это время я в оба конца обернусь.

    Больше мы не обмолвились ни словом.

    Вот и совхозная контора. Мы укрылись от ветра за стеной.

    Теперь разменяемся, - парень улыбнулся посиневшими губами.

    Большое спасибо.

    Пустяки, - отмахнулся он, надевая фуфайку.

    Воротник комбинезона расстегнулся, но свитера под ним я не увидел.

    Как вас звать, величать?

    Он или не расслышал меня, или не захотел ответить. Сказал только «пока» и нырнул в метель.

    Глянешь со стороны, как Родион Петрович широко и твердо шагает по улице, как легко и ловко управляется с большим и сложным комбайном, и никогда не подумаешь, что на обеих ногах у него протезы.

    Не сразу и не легко приручил Родион Петрович свои протезы. Ведь протез есть протез. Кожа, дерево и металл. Их не оживишь. Но Родион Петрович оживил. Упрямый мужик. Еще до войны, когда молодого Родиона избирали председателем, колхозный кузнец сказал о нем: «Покрепче железа будет».

    И все-таки протезы нет-нет да и напоминали о себе строптивому хозяину. Чаще всего это случалось в страду. За долгий жаркий день вымотается любой здоровый человек. Что же и говорить тогда о человеке без ног?..

    Но даже в самую горячую пору страды редко выпадали такие деньки, как сегодняшний. С утра поломался комбайн, и они с помощником провозились почти до полудня, отыскивая и устраняя поломку. А потом, чтобы выполнить дневное задание, им пришлось припоздниться.

    Только в десятом часу вечера Родион Петрович приехал домой. Остановив мотоцикл у калитки, он долго неподвижно сидел в седле, расслабив натруженные мышцы. Все тело было налито чугунной усталостью. Ноги ныли и горели, будто их настегали крапивой.

    Войдя во двор, Родион Петрович невольно зажмурился от нестерпимо яркого света. В дальнем углу двора, под вишней, стоял стол, а над ним пылала двухсотсвечовая электролампа.

    Возле стола сидел единственный сын Родиона Петровича, четырнадцатилетний Степка. На коленях у Степки - баян, на столе перед ним - ноты. Месяц назад в колхозе открылась музыкальная школа, и Степка оказался в числе ее первых учеников.

    Увидев отца, Степка еще ниже склонился над нотами и так старательно растянул меха баяна, что его голоса, наверное, стали слышны на том конце улицы.

    «Ишь, как старается, - радостно подумал о сыне Родион Петрович. - Мы в его годы и балалайки в руках не держали, а он уже на баяне по нотам наигрывает».

    Поставил мотоцикл под навес, скинул рубаху и, тяжело ступая, раскорячисто пошел к умывальнику. На ходу спросил сына:

    Мать дома?

    Тот ответил не сразу. Доиграл такт до конца и, приглушив баян, сказал:

    Ушла в сельпо за керосином.

    «Мог бы и сам сходить», - хотел сказать Родион Петрович, но сдержался, вспомнив недавний разговор с женой.

    Балуем мы его, - сказала тогда жена о сыне. - У других дети-то в эти годы не хуже мужика с любым делом управляются. А наш только и умеет на фотоаппарате щелкать да велосипед крутить.

    Будет ворчать, - сердито прикрикнул тогда на жену Родион Петрович. - Не велико счастье сызмальства в назьме ковыряться. Хватит и того, что мы с тобой рук от земли никак не отмоем. Пусть к культуре привыкает, а мы уж как-нибудь и за него отработаем.

    Праздная жизнь, как ржа, разъедает душу, - уперлась жена. - Без труда настоящего человека не вырастишь.

    Мы за то и воевали, чтоб нашим детям беззаботно жилось, - закипятился Родион Петрович. - Еще успеет, наработается.

    Спохватишься потом, да поздно будет, - и жена ушла, в сердцах хлопнув дверью.

    Вспомнив этот разговор, Родион Петрович поморщился и, поборов усталость, проворно зашагал к рукомойнику. Воды в нем не оказалось. Ведра тоже были пустые. Надо было идти за водой, но проклятые ноги не на шутку разболелись, и идти никуда не хотелось.

    «Пошлю Степку. Пусть промнется», - решил Родион Петрович и, взяв ведро, повернулся к сыну. Тот медленно тянул меха баяна, старательно выговаривая при этом: «раз и, два и…»

    Родион Петрович вздохнул и пошел за водой.

    Минут через пятнадцать он вернулся с полными ведрами. Степка по-прежнему пиликал на баяне.

    Посреди двора Родион Петрович поскользнулся на арбузной корке и, выругавшись, упал, опрокинув на себя оба ведра.

    Мокрый, грязный и злой, поднялся он с земли и вдруг услышал за спиной приглушенный звук, похожий на всхлипывание.

    Зажав ладонью рот, Степка смотрел на отца и задыхался от смеха.

    В девятом классе вечерней школы рабочей молодежи историю преподавал Прохор Иванович Лукин. Высокий, с саженными плечами, с крутой посадкой большой, лобастой головы.

    Парни и девушки побаивались Прохора Ивановича. Он был прям, пожалуй, даже грубоват и беспощадно требователен. Для него не существовало уважительных причин, которые оправдывали бы ученика, не выполнившего домашние задания. Видимо, за эту строгость девушки с авиационного завода и прозвали его Дюраль.