Почему против матильды. Дело «Матильды»: как фильм Учителя стал самым скандальным в России

Актерский состав фильма "Матильда" (2017г.) Из открытых источников

В Российской Федерации больше года пытаются запретить фильм о романтических взаимоотношениях наследника российского престола Николая Романова и балерины императорского театра Матильды Кшесинской. Картина стала предметом ожесточённой общественной полемики, породила множество угроз, судебные иски, а ближе к первой премьере - нападения на ее создателей. Сегодня стало известно, что ряд крупнейших кинотеатров страны таки начал отказываться от показов киноленты.

Имя ей "Матильда"

Речь идет об историческом драматическом фильме "Матильда", снятом студией "Рок" режиссера Алексея Учителя.

Работа над кинолентой началась в 2010 году с разработки сценария, автором которого стал известный российский писатель Александр Терехов, работающий в жанре мокументари, - и растянулась на шесть лет, съев бюджет в 25 млн долл., большинство из которых были израсходованы на декорации и костюмы.

Как известно, съёмки фильма проходили в Большом Екатерининском и в Александровском дворцах в Царском Селе, а также во Дворце Юсуповых, Елагином дворце и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Кроме того, для картины были построены декорации Успенского собора Кремля, Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Актерам подготовили около 5 тысяч костюмов, на создание которых ушло свыше 17 тонн ткани.

Сюжет киноленты прост - это история любви царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая ІІ и балерины императорского театра Матильды Кшесинской (с момента знакомства 22-летнего цесаревича и 18-летней танцовщицы в 1890 году и до момента коронации Николая с супругой Александрой Фёдоровной в 1896 году).


Представленные в трейлере фрагменты фильма говорят о том, что между Николаем II, его супругой и Матильдой Кшесинской возникает "любовный треугольник", в котором Николай и до, и после женитьбы мечется между объятиями Матильды и Александры, причем последняя изображена мстительной и завистливой особой, готовой с ножом броситься на соперницу.

Кстати о последней, изначально главную роль - балерины Матильды Кшесинской - должна была сыграть британская актриса Кира Найтли, однако ей пришлось отказаться от работы из-за беременности, а режиссер был вынужден искать замену.

Так исполнителями главных ролей киноленты стали польская актриса Михалина Ольшанская (Матильда Кшесинская), немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер (Николай Романов). Среди других звездных имен оказались Евгений Миронов, Ингеборг Дапкунайте, Данил Козловский и Григорий Добрыгин.

Фильм года превратился в скандал

Поначалу вестям о съемках исторического фильма о любви Романова в России не придали особого значения, но когда производство картины было в самом разгаре и начало подходить к финалу, посыпались возражения против съемок вплоть до полного запрета киноленты. Как оказалось, выпущенный в апреле 2016 года первый трейлер "Матильды" не понравился общественному движению "Царский крест". Участники увидели в кадрах еще незаконченного фильма "искажение исторических событий", а также "антироссийскую и антирелигиозную провокацию".

"В фильме "Матильда" царь Николай ІІ изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем ІІ была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая ІІ экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России", - заявили в организации и обратились к тогдашнему так называемому прокурору оккупированного Россией Крыма, а теперь депутату Госдумы РФ Наталье Поклонской.

Отметим, негативный показ образа канонизированного святого Николая II в РФ является нарушением статьи Уголовного кодекса о возбуждении ненависти (282 УК) и оскорблении чувств верующих (148 УК).

Поклонская несколько раз в 2016 году направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке фильма, однако правоохранительные органы нарушений не обнаружили.


Наталия Поклонская Из открытых источников

С того момента "бумажная" война между ней и режиссером киноленты Алексеем Учителем не прекращалась.

В январе текущего года Поклонская отправила еще один запрос в Генпрокуратуру РФ. На этот раз она попросила целиком проверить сценарий фильма и законность выделения на него бюджетных средств через государственный Фонд кино. Поклонская посчитала, что права Николая II нарушены сразу по четырем статьям УК (клевета, вторжение в частную жизнь, нарушение тайны переписки и неприкосновенности жилища).

Кроме этого, Поклонская инициировала создание экспертной комиссии для проверки картины. Выводы экспертов неутешительны. Их в апреле текущего года опубликовала сама депутат. "Фильм "Матильда" унижает православных", - главное утверждение комиссии. Они также были отправлены в прокуратуру, вместе с тысячами, по словам Поклонской, обращений оскорбленных картиной россиян.


Режисер фильма "Матильда (2017г.) Алексей Учитель Из открытых источников

В ответ на такие действия Учитель также отправил жалобу в Генпрокуратуру и попросил о защите от клеветы Поклонской. За картину вступились российские кинематографисты, а в Минкульте РФ заявили, что выводы экспертной комиссии не повлияют на прокат фильма.

Против "Матильды" церковь и активисты

Но не только Поклонская и "Царский крест". Негативно о фильме высказались также глава Патриаршего совета по культуре епископ Тихон (Шевкунов), который ознакомился со сценарием "Матильды", и митрополит Иларион (Алфеев), который одним из первых посмотрел фильм.

Как уверяют церковники, все отношения между Николаем и Матильдой, начавшиеся в 1890 году, в 1894 году были прекращены навсегда - с тех пор наедине они больше не встречались. То есть Николай ІІ никогда не изменял жене. А значит - картина бросает тень на канонизированного святого. Однако они не были против показов картины.


Кадры из фильма "Матильда" (2017г.) Из открытых источников

С таким подходом согласились не все церковные иерархи. Так, в июне 2017 года митрополит Сургутский Павел разослал клиру подведомственной епархии письмо, в котором благословил в июне - июле 2017 года провести сбор подписей за запрет производства и проката фильма и предписал до 1 августа 2017 года представить сведения об их количестве.

Параллельно с этим организация "Христианское государство - Святая Русь" направила в российские кинотеатры угрозы с требованием не показывать "Матильду". "Любой баннер, афиша, рекламная листовка с информацией о прокате фильма "Матильда" будет рассмотрена как ваше желание унизить святых православной церкви и провокация к "русскому майдану", - говорилось в их обращении.


Кадры из фильма "Матильда" (2017г.) Из открытых источников

Движение пригрозило сжигать такие кинотеатры.

В июле текущего года на матче "Спартак" - "Локомотив" болельщики развернули баннер "За веру, царя и отечество. Учитель, руки прочь от русского царя", а в августе в России началось молитвенное стояние против показа "Матильды" на экранах кинотеатров.

От угроз к действиям

Накануне стало известно, что кто-то сжег две машины рядом с офисом адвоката Алексея Учителя, разбросав рядом листовки со словами "за "Матильду" гореть". Несколькими днями ранее неизвестные попытались забросить бутылки с зажигательной смесью в окна петербургского здания, где находится студия Учителя, но не сумели.

В обоих случаях представители режиссера и он сам не исключали, что к поджогам могли быть причастны люди, вдохновившиеся критикой в адрес фильма со стороны депутата Натальи Поклонской.

Пресс-служба фильма распространила заявление Алексея Учителя, в котором он напрямую связал Поклонскую с организациями, которые стоят за нападками на фильм. Сама Поклонская заявила, что осуждает любые проявления насилия в адрес создателей фильма, и назвала поджог машин провокацией.

Примечательно, представители семьи Романовых назвали "Матильду" кощунством, однако выступили против запрета киноленты, поскольку, по их мнению, это лишь подогревает интерес к картине. Вдова племянника Николая ІІ подала иск против студии "Рок" для установление справедливости, но он не был принят на рассмотрение судом из-за ошибок.

В Кремле расценивают угрозы в адрес Учителя и кинотеатров как экстремистские и заявили, что режиссер действительно подвергается нападкам со стороны православных активистов. Власть потребовала должного расследования инцидентов от правоохранителей.

Где в РФ все же посмотрят "Матильду"

Вчера, 11 сентября, скандальный фильм имели возможность эксклюзивно посмотреть жители Владивостока. А вот официально премьера фильма назначена в России на 25 октября.

Ранее государственные прокатчики в некоторых регионах России заявили, что муниципальные кинотеатры не будут закупать фильм "Матильда" для проката. В Кемеровской области из 109 кинотеатров региона фильм не будут показывать в 88.

"Матильду" также нельзя будет посмотреть в государственных кинозалах Твери и Татарстана. В Ингушетии фильм не покажет один из двух кинотеатров региона "Дружба".

В Чечне жители сами не пойдут смотреть фильм Учителя, заявил глава республики Рамзан Кадыров. Он попросил министерство культуры не распространять прокатное удостоверение "Матильды" на территории Чечни.


Кадры из фильма "Матильда" (2017г.) Из открытых источников

В условиях отказа некоторых муниципальных кинотеатров от проката фильма ожидалось, что его будут показывать в коммерческих. Но сегодня сеть "Синема парк" и "Формула кино" - первый оператор таких кинотеатров, официально отказавшийся от проката фильма.

Отметим, в состав сети входит в общей сложности 75 кинотеатров в 28 городах России, в которых в общей сложности 624 зала. По данным самой сети, это значит, что почти каждый седьмой кинозал в России показывать "Матильду" не будет.

В сети кинотеатров "Пять звезд", "Киномакс", а также "Каро" пока нет решения по киноленте. На данный момент о прокате "Матильды" в России заявили в киносети "Люксор".

Вышедший в 2017 году на экраны фильм Алексея Учителя «Матильда» вызвал в обществе серьезное противостояние. С одной стороны, верующие и православная церковь, увидевшие в сюжете фильма оскорбление Николая II, причисленного к лику святых , а с другой - искусствоведы и кинокритики, отстаивающие мнение о том, что такой фильм имеет право существовать и что личность государя в нем представлена правдиво, ровно таким, каков он был при жизни.

Причины возникновения разногласий

Еще до выхода фильма на широкий экран православные активисты стали требовать официального запрета трансляции фильма. Дело в том, что наметившаяся на март 2017 года премьера фильма «Матильда», рассказывающая о любви последнего императора и балерины, совпала с таким весомым для России событием, как 100-летие Февральского переворота в 1917 году.

Православная церковь выступает против фильма «Матильда»

Членом Совета президента по культуре и искусству, епископом Тихоном Шевкуновым - церковным сценаристом и автором одной из таких известных книг, как «Несвятые святые» была организована встреча с Алексеем Учителем, на основании которой можно сделать вывод о том, какие именно претензии к фильму имеет православная церковь.

Признавая неподдельный талант режиссера, возможность его творческого самовыражения епископ Тихон выделяет главный фактор, влияющий на оценку фильма православной церковью - премьера фильма намечена ровно в то время, когда переворот в России и отречение императора от престола. По мнению священников, эти даты совпали неслучайно, цель их такова - очернить образ последнего императора, привлекая для этого несуществующие моменты его биографии.

На что Учитель отвечает тем, что при создании фильма были исследованы документальные источники, и влюбленность Николая II и Матильды Кшесинской имела место. Кроме того, церковь вступила в войну против фильма не посмотрев его целиком, а руководствуясь лишь просмотренным трейлером к фильму, и на основе него сделав выводы обо всем содержании фильма.

Отношение православия к различным сферам жизни:

О фильме «Матильда»

История создания фильма об увлечении последнего императора такова. По словам режиссера, сюжет фильма был подсказан ему известным юмористом Владимиром Винокуром. Однако Винокур предложил снять кино о жизни известной балерины - Матильды Кшесинской. Дело в том, что фонд Винокура, поддерживающий проекты в сфере культуры и искусства в первую очередь связан с балетом. Балетом в семье Владимира профессионально занимается дочь и его жена - Тамара, когда-то была балериной. Так что инициатива о создании этого фильма принадлежит скорее женской части семьи Винокура.

Прочитав сценарий, Алексей Учитель понял, что снимать фильм только лишь о Матильде и ее жизни в балете ему было бы скучно, и тогда он предлагает переписать сценарий, ввести в него главного героя - Николая II. Причина, по которой Учителю захотелось раскрыть личность императора для зрителей во всех аспектах лежит на поверхности - ему показалось, что об этом человеке в России знают слишком мало. И вот появился совершенно новый сценарий, автором которого стал Александр Терехов.

Царь Николай II причислен к лику святых в Русской православной церкви

На этот раз фильм охватывал период жизни Николая Александровича за несколько лет до его коронации, которая происходит лишь в самом финале фильма.

Важно! Не отрицает Алексей тот факт, что есть в фильме место и художественному вымыслу, однако он не превалирует над историческими фактами.

Также режиссер говорит о том, что никакой попытки очернить личность Николая II он не преследовал, да и наличие такого фильма в российском кинематографе не сыграет своей роли в восприятии образа последнего императора. Наоборот - раскроет личность государя с другой, человеческой стороны, тем более что святым он стал, лишь приняв мученическую смерть.

Отношение церкви

Несмотря на то что фильм «Матильда» вышел на экраны кинотеатров, православная общественность до последнего требовала его запрета. Многие священнослужители, не успев еще посмотреть фильм, уверяли, что уже по короткому трейлеру могут составить представление о фильме, и что содержание «Матильды» оскорбляет их религиозные чувства.

Для человека, далекого от веры, такие заявления более чем непонятны. Алексей Учитель же своим фильмом разбивает стереотип восприятия императора только лишь в русле его святости.

Важно! Фильм позволяет рядовому зрителю понять, что Николай II живой человек, со свойственными любому другому человеку испытаниями, искушениями и падениями.

Мнение священников

Всем известный факт о том, что царская семья причислена к святым страстотерпцам и потому касаться хоть сколько-нибудь темы Романовых, по мнению священников, могут только люди, имеющие отношение к православию.

Само собой разумеется, что все фильмы, которые могут выходить о членах семьи последнего императора должны, так или иначе, подчеркивать их скромную, полную испытаний жизнь, подготавливая тем самым зрителей к апогею - мучительной смерти всей царской семьи.

Позиция Православной церкви по фильму «Матильда»

Почему отдельные верующие люди принадлежащие к РПЦ выступили против этого фильма, который ещё не вышел?

Специально для отдельных людей показали трейлер этого фильма. Для чего трейлеры показывают специально приглашенным людям? Чтобы они фильмом заинтересовались, чтобы могли судить о нем не по названию, а по трейлеру и, наверное, беседе с продюсерами, авторами и актерами состоявшейся при просмотре трейлера.

Значит фиксируем -- отдельные люди которым показали трейлер вполне могут и свободны высказывать своё мнение о концепции фильма.

А далее -- проще прочитать слова самого недовольного Шевкунова: life.ru

Если то, что он говорит о трейлере фильма правда, то я с ним согласен.

Одно дело фантазии на основе фактов. Другое дело просто выдумки, которые действительно могут быть оскорбительны для человека.

У Николая Александровича был роман до помолвки. Роман был разорван и это факт зафиксированной в дневниках лично самой возлюбленной. Н.А. честный человек и роман прекратил. В фильме якобы показан человек поступающий нечестно.

Имеют право, конечно, выдумывать. Ну а другие имеют право возмущаться этим.

Это как с Вырубовой. Сначала люди анекдоты сочиняли, а потом некоторые *** написали фейковые дневники с мерзкими пошлостями из анекдотов. Только вот временное правительство провело следствие и ничего не подтвердилось, не получилось ни обвинить, ни судить. Большевики перед тем как расстрелять на обоях эти анекдоты рисовали.

Итог -- ну, подыграли экстремистам, все будут беситься, прыгать-лаять (обе стороны), ещё больше ненавидеть друг друга.

По поводу сказанного Алексеем Бадрызловым.

Церковь не может считать и не считает Н.А. безгрешным, так как безгрешных нет, в том числе святые не значит безгрешные. В то числе и Н.А. и его семья прославляются за то как приняли смерть (это подчеркнуто дополнительно термином -- страстотерпцы), а не то, как жил Н.А.

Из официального доклада комиссии:

Будучи помазанным на Царство, наделенный всей полнотой власти, Император Николай II был ответственен за все события, происходившие в его государстве, как перед своим народом, так и перед Богом. Поэтому определенная доля личной ответственности за исторические ошибки, подобные событиям 9 января 1905 года, - а этой теме был посвящен специальный доклад, принятый Комиссией, - ложится на самого Императора, хотя и не может измеряться степенью его участия, а точнее неучастия в этих событиях.

Другим примером действий Императора, имевших пагубные последствия для судьбы России и самой Царской Семьи, были его отношения с Распутиным - и это было показано в исследовании "Царская Семья и Г. Е. Распутин". Действительно, как могло случиться, что такая фигура как Распутин могла оказывать влияние на Царскую Семью и российскую государственно-политическую жизнь его времени? Разгадка распутинского феномена - в болезни Царевича Алексия. Хотя и известно, что Государь неоднократно пытался избавиться от Распутина, но всякий раз он отступал под давлением Императрицы из-за необходимости обращаться за помощью к Распутину для излечения Наследника. Можно сказать, что Император оказался не в состоянии противостоять Александре Федоровне, истерзанной горем из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под влиянием Распутина.

Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего Российского Императора, Комиссия не нашла а ней достаточных оснований для его канонизации.

Однако в Православной Церкви известны случаи причисления к лику святых даже тех христиан, которые вели греховную жизнь после крещения. Их канонизация совершалась именно потому, что свои грехи они искупили не только покаянием, но и особым подвигом - мученичеством или аскезой.

========================

«В один из вечеров, когда Наследник засиделся у меня почти что до утра, он мне сказал, что уезжает за границу для свидания с принцессой Алисой Гессенской, с которой его хотят сватать. Впоследствии мы не раз говорили о неизбежности его брака и о неизбежности нашей разлуки», - пишет она в своих воспоминаниях. И когда 7 апреля 1894 года было объявлено об официальной помолвке цесаревича Николая с 22-летней Алисой Гессен-Дармштадтской, Матильда призналась: «Горю моему не было границ».

Надо сказать, что после помолвки Николай сразу поведал невесте о своих отношениях с Кшесинской и та простила его в назидательном письме: « Что прошло, то прошло и никогда не вернется. Все мы в этом мире окружены соблазнами, а когда мы молоды, то не всегда можем бороться, чтобы устоять перед искушением … Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?..»

Воспоминания Кшесинской можно прочесть здесь, там всё про встречи и про её романы после Н.А.:

Слова А.Ф. были записаны ей в дневнике Н.А. 8 июля 1894 года на английском, перевод по сноске в конце текста:

_ _ _

Никаких метаний после помолвки и обмороков во время коронации не было. Просто почитайте эти дневники и сравните с фильмом. Учитель подразумевает, что все это ложь и Н.А. чудовищный лицемер.

Да, понимаю, обычное для молодых -- гулял с одной и тут же её забыл чтобы переполниться любовью к другой. Это видно в дневниках.

Откуда Учитель придумал, что Н.А. метался (а это так про трейлеру, в обморок падал и т.д.) и, следовательно, и мерзко лицемерно врал в дневнике -- не знаю.

И, да, я не против фильма, мало ли сколько разных фильмов бывает. Я только был бы рад, если бы фильм финансировался не за гос.счет и на нем не отмывались деньги, как сейчас подозревается.

Скандал вокруг еще не вышедшего фильма о первой любви императора Николая II развернулась с новой силой. Чем же фильм, который находится еще в производстве, так возмущает общественность?

В центре сюжета исторической мелодрамы, как назвали жанр создатели, - любовь царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской. Романтические отношения длились недолго - до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Кстати, поговаривают, что у балерины и Николая II даже родилась дочь (!)

После связи с царевичем Николаем Александровичем была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома - великого князя Андрея Романова. Воспитывала внебрачного сына. А после революции 1917 года навсегда покинула Россию. В Париже у нее была своя балетная школа.

Судьба Кшесинской сама по себе любопытна - она прожила долгую жизнь, почти сто лет. Она - прима-балерина императорских театров, влиятельная особа.

На роль главной героини пригласили польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

У Николая II и Матильды Кшесинской была дочь.

Картина между тем с первого дня была задумана как масштабная историческая реконструкция: были специально воссозданы Успенский собор, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. На 5 тысяч костюмов ушло, по некоторой информации, 17 тонн ткани. А всего бюджет картины составляет 25 млн долларов.

С чего все началось?

О том, что режиссер Алексей Учитель в 2014 году приступил к съемкам исторического кино, было известно и ни у кого не вызывало протеста. А когда производство было в самом разгаре, если не сказать больше, общественность вдруг начала активно возражать против съемок, требуя полного запрета. Возможно, показался провокационным первый трейлер к фильму. Но с момента его появления посыпались жалобы. Среди главных инициаторов - общественное движение «Царский крест»:

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», - говорится в официальном заявлении общественников. И они обратились за поддержкой к Наталье Поклонской, теперь уже депутату Госдумы, а в то время прокурору Республики Крым.

Наталья Поклонская дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Проверка не нашла нарушений. В 2016 году в интернете появилась петиция на сайте Change.org, цель которой - запретить фильм. «Содержание фильма является сознательной ложью» - говорится в ней.

«В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами, - сказано в петиции. — Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем».

В конце января 2017 года по кинотеатрам страны были разосланы письма-жалобы. Наталья Поклонская отправила еще один депутатский запрос в Генеральную прокуратуру, чтобы проверить законность расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание фильма. А в апреле 2017 года - в экспертную комиссию, в составе докторов психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет, чтобы оценить сценарий и трейлеры фильма.

Члены комиссии усмотрели массу критических замечаний: от опять-таки морального облика русского царя до некрасивой внешности его возлюбленной. И вердикт прежний: в картине навязывается ложный образ святого Николая II, оскорбляются чувства верующих. Результаты экспертизы в очередной раз направлены в Генпрокуратуру.

Кто поддержал выход фильма?

Главная мысль, которая звучит у большинства деятелей культуры и чиновников, - преждевременно выносить мнение о фильме, который еще и не вышел. Но агрессивные нападки от общественных организаций тоже не могли остаться без внимания. Многие деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

Открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Министр культуры Владимир Мединский, несколько раз бывавший на съемках картины, в эфире радио «Комсомольская правда» тоже поддержал «Матильду».

Наконец, комментарий по поводу ситуации вокруг премьеры дал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, оценивать фильм, который еще не готов, по меньшей мере, странно. «И потом, честно говоря, я, к сожалению, не располагаю информацией, какие именно эксперты оценивали фильм - эксперт эксперту рознь. Поэтому, не зная, кто именно оценивал фильм, в рамках каких полномочий, наверное, трудно о чем-то говорить», - заявил Песков.

А что говорят потомки царской династии Романовых?

Представители дома Романовых не солидарны в оценке еще не вышедшего фильма. Но идея фильма многим явно не пришлась по душе. Директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов в эфире «Радио «Балтика» назвал «Матильду» низкопробной подделкой, которая не имеет ничего общего с реальными событиями: «Обсуждать личность даже святого человека, даже царя, вполне можно, но с какой целью? Чтобы показать в каком-то извращенном виде, чтобы заработать деньги на низких эмоциях и инстинктах? Это нехорошо».

Представитель объединения членов семьи Романовых (другая ветвь семьи) в России Иван Арцишевский считает, что в картине нет ничего обидного. «Николай II стал святым за мученическую смерть, а показать его человеком, я считаю, абсолютно нормально - это моя личная позиция», - рассказал Арцишевский ТАСС.

Создатели фильма устали от споров

Режиссер Алексей Учитель назвал дискуссию вокруг «Матильды» бесполезной и ненужной. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», - заявил режиссер РИА Новости. «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений - это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он - человек, а человек, что, не может любить?».

По информации ТАСС, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской, обосновав возможные нарушения правил депутатской этики, проявившиеся «в необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда».

Когда премьера?

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре - там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Кстати, музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.


Фильм, который снимает известный режиссер Алексей Учитель ("Прогулка", "Портрет его жены"), рассказывает историю отношений будущего императора, а на тот момент цесаревича Николая Александровича Романова и прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. Танцовщица с польской кровью своей красотой буквально свела с ума царского сына. С его стороны это была настоящая страсть от которой Николая заставили отказаться в обмен на корону. Хотя будущий император любил свою Матильду так, что готов был отказаться от престола.


Согласитесь, история, действительно заслуживающая внимания кинематографа. Под этот грандиозный проект государство выделило 25 миллионов долларов, большая часть из которых была израсходована на декорации и костюмы, а их было сшито более 5 тысяч. География съемок грандиозная: снимали во самых заповедных местах исторического Петербурга: в интерьерах Мариинского театра, Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах, - так что этот фильм уже одной своей картинкой - путеводитель по истории. Кроме того, для фильма были построены декорации Успенского собора, Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Ну, то есть масштабы всем понятны. Плюс саундтрек заказали моднейшему композитору Голливуда Марко Белами, а сыграл все-то, что написал голливудский итальянец, расширенный состав симфонического оркестра п/у Валерия Гергиева. Да, мы еще забыли сказать об актерах, во всех ролях кроме главных только самые модные фамилии, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов. В этот список, честное слово, просится имя Ходченковой, но каким-то чудом обошлись без нее.

А вот что касается исполнителя главной роли, тут создатели, как говориться, лоханулись. В погоне за актерской внешностью, максимально схожей с лицом Николая II, продюсеры утвердили на роль немецкого актера Ларса Айдингера. И надо ж такому случиться, что именно этот статный 39-летний красавец блондин в свое время умудрился сняться в порно-фильме, в частности, в арт-порно-картине Питера Гринуэя "Гольциус и Пеликанья компания" (2012), которая вроде и была снята метром на Библейские и античные сюжеты, но все равно, считается фильмом, который просто эротикой не назовешь. Ну, и началось.

"У Николая II и Матильды Кшесинской была дочь"

У грандиозного кинопроекта конечно же появились враги, например, в лице бывшей прокурорши Крыма и депутата Госдумы Натальи Поклонской. Подначиваемая представителями общественного движения "Царский крест", Поклонская обвинила картину в "искажении исторических событий" и "антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры" и уже отправила в Генпрокуратуру два запроса, чтобы соответствующие органы проверили, правильно ли создатели "Матильды" используют выделенные из бюджета средства, а заодно проверили сюжет на наличие в ней крамолы, порочащей память императорской семьи и чувства православных.

На эти действия Поклонской Глава комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин заметил, что такие инициативы следует "прерывать на корню", поскольку, во-первых, нельзя проверить то, чего еще нет (фильм-то до сих пор находится в процессе съемок), а, во-вторых, как сказал Говорухин, "непонятно, почему реальная история из жизни Николая Романова, который, кстати, был тогда еще только наследником трона, должна вызывать возмущение у определенных кругов и вытекать в подобные проверки". Тупиковым и неверным путем называют процесс травли фильма и священники, хотя при этом саму картину осуждают.

Потомки самой Матильды Кшесинской тоже никаких поводов для обращения в правоохранительные органы он не видят. Правнук балерины Константин Севенард заявил, что для этого пока оснований нет.

Никто фильм не видел. Мне говорить о том, что там есть несоответствия с историческими событиями сложно, - комментирует ситуацию г-н Севенард. - Николай Второй был близок с Матильдой Кшесинской - это известный доказанный факт. Тут оспаривать нечего. Мне не нравится, что фильм захватывает события с момента знакомства Кшесинской с Николаем и заканчивается его коронацией. История эта имеет большую протяжённость. Мы знаем, что у Матильды Феликсовны и Николая Второго родилась дочь в 1911 году. В нашей семье есть фотографии, подтверждающие это. Матильда получила титул Святейшей Княгини потом. Весной 1917 года она была посредником между Николаем Вторым и Временным Правительством. Она пыталась спасти Царскую семью.

На днях режиссер фильма "Матильда" Алексей Учитель, наконец, отреагировал на нападки недовольных православных россиян. Хотя, сдается, проблему он оценил по достоинству слишком поздно. Учитель заявил, что создатели фильма готовят два письма в Генеральную прокуратуру - одно по поводу самой Поклонской, а другое, по поводу людей, которые рассылают в кинотеатры письма с призывом отказаться от проката фильма.

В общем, скандал не шуточный. И опасения, что 25 миллионов бюджетных денег ухнут в бездну есть и очень большие. Мы уже не говорим про труд тысяч людей, приложивших к этому фильму свои усилия, - кто его и когда ценил. Понятно лишь одно, премьера фильма недавно была перенесена на 25 октября, так что у обеих сторон есть время для маневров.

Алексей Учитель в центре

«Матильда»

Я снимаю не биографию Матильды Кшесинской. Мой первый игровой фильм «Мания Жизели», выпущенный в 1995 году, был как раз в чистом виде байопиком другой балерины, Ольги Спесивцевой. У«Матильды» же другой жанр, это лирический рассказ о том, как маленькая женщина могла существенно повлиять на судьбу России. Трудно в это поверить, но ведь мы были в шаге от того, чтобы все сложилось совсем иначе. Есть целый ряд мистических и загадочных происшествий, которые повлияли на ход исторических событий. Например, показанное в фильме крушение царского поезда под Харьковом. Десятки людей погибли, были ранены, состав разметало по железнодорожной насыпи, но ни один член царской семьи не пострадал. Александр III руками удерживал крышу искореженного вагона, давая возможность выбраться жене и детям. Однако именно тогда он повредил себе почку, что повлекло за собой смерть императора в возрасте сорока девяти лет.

Это фильм об искренней и взаимной любви будущего императора Николая II и Матильды Кшесинской на фоне бурных исторических событий. Меня сейчас очень интересует фигура последнего самодержца. При подготовке к фильму я прочитал об этом человеке массу исторических документов, мемуаров, и на мой взгляд, его очень часто понимают у нас неправильно, как слабовольного монарха, который погубил Россию. Не все так. Он не очень хотел принимать власть, но когда за нее взялся, то к 1913 году сделал Россию первой в Европе по всем экономическим показателям, не говоря уже о развитии искусства и культуры, — страна тогда была самой сильной за все годы своего существования. По моим ощущениям, он был человеком внешне не властным, мог говорить тихо, но очень правильно подбирал людей. У него был один недостаток: на него действительно влияли женщины, в частности императрица Александра Федоровна. Вплоть до свадьбы, даже до момента коронации Николай II разрывался между двумя женщинами. Фильм и об этом — о ситуации, когда долг побеждает, а любовь остается в стороне. Мы снимаем художественный фильм и не ставили перед собой задачи восстановить историческую справедливость, но надеюсь, мой личный взгляд на личность императора будет интересен зрителю.

Кшесинская действительно была первой русской балериной, которая сделала тридцать два фуэте. Но нельзя сказать, чтобы она была невероятной красавицей — Матильда Феликсовна безумно притягивала своим обаянием и энергетикой. Наследнику Николаю Александровичу, человеку, в общем-то, закомплексованному и зажатому, она помогла раскрепоститься — он обрел и внутреннюю, и внешнюю свободу. Помимо двух этих главных героев и невесты императора Аликс в фильме есть еще одно важное действующее лицо, офицер Воронцов, которого играет Данила Козловский. Это на самом деле существовавший человек, которого любовь к Матильде Кшесинской свела с ума: он был настолько одержим ею, что пытался повеситься, вынашивал планы нападения на Николая II. Его присутствие придаст фильму оттенок триллера.

Помимо масштабных сцен, катастроф, большого количества костюмов мы показываем с неожиданной стороны то время: в России уже тогда носили джинсы, ездили на мотоциклах, катались на роликовых коньках. Николай II был фанатом фотографии и кинематографа, у него у первого в России появились компактная фотокамера и кинопроектор, ручку которого царь крутил сам,— он безумно любил смотреть фильмы, и мы это в картине показываем.

Я очень долго не мог найти актрису на главную роль, пробовались актрисы и знаменитые, и менее известные, искали по всей стране и далеко за ее пределами. В результате исполнительница нашлась, но в силу некоторых причин мы до сих пор не раскрываем имя главной актрисы «Матильды» — все это породило волну слухов, вплоть до анекдотических.

Перед началом съемок мы устроили конкурс синопсисов, в котором участвовали двенадцать авторов, и все толкали действие в сторону байопика, мне же хотелось какой-то необычной по жанру истории. И такая обнаружилась в сценарной заявке писателя Александра Терехова: на нескольких страницах у него было сразу множество вбросов отдельных сцен из будущего фильма, написанных очень необычным языком и при этом чрезвычайно зримо. Работать с талантливым писателем мне всегда интересно: проще увидеть сцену, когда она написана не просто технично, но еще и мастерским слогом. С Александром взаимодействовать было легко, при том что это будет его дебют в качестве сценариста.

Всю хореографию в нашем фильме ставит Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. Я рассматривал разные кандидатуры, но сделал выбор, когда увидел поставленный Алексеем потрясающий балет на музыку Адана «Голубая птица и принцесса Флорина», который невероятно тонко воссоздает атмосферу конца XIX века. Около семидесяти артистов этого театра и учащихся Пермского хореографического училища приезжали к нам на съемки. Когда вы видите на сцене полсотни балерин с горящими внутри пачек лампочками, это даже на современного зрителя производит впечатление и при этом все исторически достоверно: такие костюмы в то время уже были, а сейчас их воспроизвела наш художник Надежда Васильева.

Нет практически ни одного дворца в Петербурге, кроме Зимнего, где бы не снимали: Екатерининский, Елагин, Юсуповский, Александровский в Царском Селе. Роль апартаментов Кшесинской играет найденная нами реально существующая квартира на Загородном проспекте — ее хозяева превратили свое жилье в музей быта рубежа XIX-XX веков.

В Большом театре в Москве мы снимали всего один день, зато Александринский и Мариинский театры проявили особую щедрость — Мариинку мы вообще получили целиком в свое распоряжение на восемь дней во время отпуска труппы, и это первый подобный случай за все годы существования театра. Валерий Гергиев является музыкальным руководителем картины, а Мариинский театр — партнером в создании фильма. Впереди у нас съемка этим летом еще трех больших эпизодов на натуре, в частности давки на Ходынском поле — строим для этого декорации под Петербургом, — а к весне следующего года фильм должен быть готов.