Почему не сложились отношения Аси и Господина Н? По повести Тургенева «Ася» (Тургенев И. С.)

Аргументы по теме: «Опыт и ошибки»

Слово о полку Игореве»

Произведение древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве» имеет актуальное значение и в наш, 21 век. В нём столько поднято проблем, столько материала для размышлений современному читателю! Опыт и ошибки. Герой «Слова…»- князь Игорь - совершает страшную ошибку: он идет на половцев с небольшой дружиной, а самое главное - никакой необходимости в его походе не было, так как за год до этого киевский князь Святослав разгромил половцев, надолго отвадив их от набегов на Русь. усь.

Игорь, руководствуясь прежде всего своими эгоистическими интересами (он хотел доказать всем князьям, что и он храбр, а его дружина тоже способна одолеть врага: «Копие хочу я преломить в половецком поле незнакомом…»), губит дружину, сам попадает в плен, а половцы, почувствовав слабость русского войска, снова возобновили набеги. Велика цена ошибки Игоря. Да, он приобрёл опыт военных действий, понял, что необходимо князю продумывать на несколько шагов вперёд свои действия. Однако жизней воинов уже не вернуть.

Автор пытается донести до князей - людей, облачённых властью -, что в их руках судьбы воинов, что прежде всего ум, проницательность, дальновидность должны быть им свойственны, чтобы меньше допускать ошибок в своих действия, а опыт накапливать победами, продуманными действиями.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Гениальное произведение А. С. Грибоедова поражает многообразием тем, проблем, яркостью героев, важностью каждой детали. Тема опыта и ошибок тоже нашла своё место в пьесе. Софья, молодая девушка, воспитанная на французских романах о любви, не видит и не понимает, что чувства Молчалина ложны. Она ещё неопытна, не может понять, где истинное чувство, а где лишь игра в любовь, да ещё с далеко идущими целями (Молчалин мечтает жениться на Софье, чтобы выйти в высшее общество, продвинуться по служебной лестнице). «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»,- вот каков принцип Молчалина.

И Чацкий, и Лиза, и даже Фамусов разгадали Молчалина, только Софья ослеплена своей любовью и видит в возлюбленном лишь положительные качества. («…уступчив, скромен, тих …»). Ну что ж, как говорит она сама, «счастливые часов не наблюдают.»

Придёт прозрение, она поймёт свою ошибку, но будет уже поздно. Как жаль, что героиня не оценила чувства Чацкого - искренние, настоящие.

Кто знает, может, этот горький опыт в будущем приведёт к тому, что она вообще потеряет веру в любовь. Но пока она любит, не понимая, что идёт к пропасти, ведь выбрала такого низкого и подлого человека.

Л.Н.Толстой « Война и мир»

Любимые герои романа « Войны и мир»! Как они прекрасны! Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов. Автор показал их настолько реальными, что для читателей они стали друзьями - так близки и понятны их чувства и мысли. Герои не всегда идут по ровной дороге. Каждый из них делает свои ошибки в жизни. Но в том-то и прелесть, что они осознают их, пытаются исправить. Они совершенствуются, стремятся стать лучше - а это так привлекает читателей. Вспомним Андрея Болконского в начале романа. Сколько эгоизма и себялюбия в нём, как он мечтает о славе - любой ценой, избрав чуть ли не кумиром Наполеона. Но ранение под Аустерлицем, ясное осознание конечности жизни и бесконечности природы - всё это помогло осознать Андрею, как мелочны были его мечты, как ничтожны. («Какая красота! Как я раньше этого не замечал? Мы ничто в сравнении с чистым, голубым, бесконечным небом.»)

Он трудно будет искать свой путь -от разочарования в жизни до желания быть нужным всем. («Нет. жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это…»)

И в конце герой с народом, защищает родину, героически сражается под Бородино, получив смертельное ранение. Через ошибки к пониманию высшего смысла жизни, который заключается в любви к близким, народу, стране - такой путь проходит герой Толстого.

Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание»

Целую теорию создаёт Раскольников- герой романа Ф. Достоевского- , согласно которой человек имеет право на гибель людей, если у него великая цель.(Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее.»)

Он хочет проверить, а кто он сам, сможет ли он вершить судьбами людей.(«Тварь ли я дрожащая или право имею?»)

Однако понял, что не смог этого сделать. Ошибка, непродуманность его теории, жестокость и бесчеловечность её- всё это стало уроком для героя. Герой перешёл черту, отдалил себя от людей преступлением - убийством старухи- процентщицы и её сеты («Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно»)Правда, не сразу он осознал свою ошибку. Помогла ему в этом Соня Мармеладова. Именно её любовь воскресила героя, он осознал ужас содеянного и пошёл уже по другому пути, приобретя горький опыт(«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.»)

М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»

Сколько ошибок совершают в своей жизни герои повести М. Е. Салтыкова-Щедрина « Господа Головлёвы»! Именно эти ошибки и сделали их жизнь несчастной. Ошибки Головлёвой- в неверном выборе нравственных ценностей. Она считала, что деньги- это главное, не давала детям нравственного воспитания. А когда они выросли, выбросила каждому «кусок»- часть наследства и думала, что на этом её материнская миссия закончена. И в ответ получила безразличие и холодность детей. Одинокой умирает она, всеми покинутая и забытая.

Иудушка Головлёв. «Иудушка, Кровопивушка»,- именно так называл своего сына - Порфирия Петровича¸ его мать. Какая это низкая фигура! Всю-то жизнь он изворачивался, приспосабливался, искал выгоды. Всех он отдалил от себя, никто ему не нужен, ведь подчинил Иудушка свою жизнь одному- деньгам. Ради них, ради состояния он готов на всё. Так, Порфирий уговорил мать лишить его старшего брата- Степан- наследства; совершенно безразличен он и к судьбе другого брата- Пашки(это видно, когда он стоит у постели умирающего брата, вроде читает молитву, но столько безразличия и радости в нём, ведь всё наследство теперь достанется ему), да и матери своей он уготовил жизнь бессловесной приживалки; отказывает он в помощи и своим детям - Володеньке и Петеньке, обрекая их на смерть. Ни сочувствия, ни жалости нет в душе этого человека.

И к какой жизни пришёл Иудушка? К скучной, одинокой: «Потянулся ряд вялых, безобразных дней, один за другим утопающих в серой, зияющей бездне времени») И стоило ради этого совершать столько ошибок в жизни?

Но и у него в конце жизни происходит прозрение. И даже он способен понять, какой ошибкой была его жизнь. (. Ему становилось страшно; ему нужно было заморить в себе чувство действительности до такой степени, чтоб даже пустоты этой не было»)

И идёт он к матери на матери на могилу, чтобы попросить её прощения. Да уже поздно. По дороге герой умирает, тоже одинокий, всеми покинутый, несчастный. Тяжёлое произведение. Сложные судьбы людей показал автор. Но во всём описанном -правда. Именно так может закончиться жизнь человека, если он изберёт неверные нравственные ориентиры, если отдалится от любимых и близких людей, подчинив себя накопительству. Ради чего? Горький опыт разочарования обязательно буде т ждать каждого такого человека. Ведь главное в жизни- это люди, которые любят тебя, заботятся, которым ты нужен и дорог. А если их нет, то жизнь прожита зря и жизненный опыт окажется карточным домиком, потому что он,этот опят, ложный, а дорога, по которой шёл человек, ведёт к разочарованию и одиночеству.

Аргументы по теме: «Дружба и вражда»

А.С.Пушкин «Дубровский»

В основе сюжета повести А.С.Пушкина «Дубровский» лежит вражда между давними старыми друзьями - Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем

Дубровским. Они когда-то служили вместе. Дубровский был человеком гордым, решительным, хорошим собеседником. За это его и ценил Троекуров и даже скучал, когда долго не виделся со своим другом.

Многое сближало героев: возраст, похожие судьбы - оба рано овдовели и имели по одному ребёнку. Даже соседи часто завидовали их дружеским отношениям. «Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противоречило ли оно мнениям хозяина»

Но была ли прочной эта дружба? Ведь к вражде привело, казалось бы, такое небольшое недоразумение. Слуга Троекурова, один из псарей, нечаянно оскорбил Дубровского, когда тот осматривал псарню Троекурова: «… иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Дубровский был намного беднее Троекурова, его задело такое унижение.

Достаточно было просто извиниться - и конфликт был бы исчерпан. Однако оба помещика оказались упрямыми. Никто не хотел уступать. И началась судебная тяжба, которая длилась долгое время, всё больше отдаляя бывших друзей друг от друга. В итоге - сумасшествие и смерть Дубровского.

Как легко дружба переросла в смертельную вражду. Почему так произошло? Скорее всего, и не было настоящей дружбы, была лишь её видимость. Настоящая дружба никогда не разрушится по пустякам. Барская спесь одного, вспыльчивость, нежелание уступить другого - этого хватило, чтобы дружба распалась, словно карточный домик. В основе дружбы лежат более крепкие отношения, стремление к взаимопониманию. А этого между героями не было.

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» поднимает много важных проблем и тем. Есть в ней и тема товарищества.

Товарищество и дружба - это два похожих понятия. Однако товарищество включает в себя, кроме взаимопонимания и поддержки, желания быть с другом в трудные и счастливые минуты, ещё и совместную деятельность. Часто это борьба за справедливость, борьба с врагами. Товарищество - более объёмное понятие, включающее в себя дружеские отношения.

Главный герой произведения, Тарас Бульба, перед решающим сражением обращается к своим соратникам с речью о товариществе. Он вспоминает всю историю страны, когда ещё в древности нападали на неё враги. В трудные времена люди подали друг другу руки, смогли «породниться родством по душе, а не по крови». Стало формироваться товарищество.

«Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарище»,- подчёркивает Бульба.

Он осуждает тех, кто перенимает «бусурманские» традиции», на первый план ставит богатство, может продать своего. Горька будет жизнь таких людей, считает Тарас. «И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело».

«Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!»

Такая речь вдохновила его товарищей, смело пошли они на врага, многие погибли, как и сам Тарас Бульба, его сын Остап, но до конца остались верны товариществу, не выдали своих друзей, бились с врагами до конца.

Горька участь тех, кто встал на путь предательства. Позором стало то, что сын Тараса Андрий перешёл на сторону врага. Бульба убивает его, предателя товарищей, Родины, хотя очень тяжело было на душе отца.

Произведение Н. В. Гоголя имеет большое воспитательное значение и в наши дни. Оно учит, каким надо быть человеком, какие нравственные ценности сделать приоритетными в своей жизни, как важно уметь дружить и оставаться порядочным человеком в любой ситуации.

И. А. Гончаров « Обломов»

Андрей Штольц и Илья Обломов - два главных героя романа И.А.Гончарова «Обломов». Во многом они различны и по характеру, и по взглядам, и по действиям. Однако героев тянет друг к другу, Штольц с радостью приезжает к Обломову, а тот с неменьшим удовольствием его встречает.

Ещё в школьные голы они много времени проводили вместе, были любознательными детьми, мечтали об активной и интересной жизни. «…их связывало детство и школа – две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении…»

Обломов постепенно угасал, желание и интерес пропадали в нём, а Штольц, наоборот, двигался вперёд, активно работал, стремился к чему-то.

Никто не смог вернуть Обломова к активной жизни. Даже такая деятельная, энергичная натура, как Штольц, не смог этого сделать. Он до конца хочет помочь другу: «Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет.

Что ты стал? Опомнись! Разве ты к этому быту готовил себя, чтоб спать, как крот в норе? Ты вспомни все…» .Но Обломов ничего не хочет менять в своей жизни. Даже дружба оказалась не всесильной, если сам человек не захотел измениться.

В жизни сам человек делает свой выбор. Надеяться на то, что кто-то кардинально изменит твою жизнь без собственных усилий нельзя. Да, друзья помогают человеку, поддерживают его. Но всё же именно человек сам должен делать решительные действия, двигаться вперёд. К такому выводу приходят читатели после прочтения романа.

А. М. Горький «Детство»

Алексей Пешков - главный герой повести А. М. Горького «Детство» - рано остался без родителей. Жизнь в доме его деда Каширина была сложной. «Странная жизнь» здесь стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением». Постоянная вражда окружала мальчика в доме. «Дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». Отношения и между взрослыми - дядьями Алёши- и между их детьми были далеко не родственными и дружескими. Дядья ждали свою долю наследства, вечно ссорились, да и дети не отставали от них. Постоянные жалобы, доносы, желание сделать другому больно, удовольствие, испытываемое от того, что кому-то плохо - вот та обстановка, в которой жил герой. Ни о какой дружбе с двоюродными братьями не было и речи.

Однако и здесь были люди, к которым тянется Алёша. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчил большое будущее (погиб Цыганок, когда нёс непосильный крест на могилу жены деда мальчика), и Хорошее Дело, приучивший его к чтению.

Настоящим другом стала для Алёши его бабушка, Акулина Ивановна, женщина добрая, умная, жизнерадостная, несмотря на тяжёлую жизнь, на то, что была вечно бита своим мужем. Её глаза горели «неугасимым, веселым и теплым светом». Он будто до нее спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

Много вокруг мальчика было вражды. Но много и доброты, понимания. Именно дружеские отношения с людьми не позволили очерстветь его душе. Алёша стал добрым, чутким, сострадающим человеком. Дружба способна помочь человеку в трудные минуты сохранить лучшие нравственные человеческие качества.

Всё начинается с детства. Так важно в этот период, чтобы детей окружали добрые, порядочные люди, ведь во многом от них зависит, каким вырастет ребёнок. К этому выводу подводит автор читателей.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Произведение «Мёртвые души» до сих пор интересно и актуально. Не случайно по нему ставятся спектакли, создаются многосерийные художественные фильмы. В поэме (именно такой жанр указал сам автор) переплетаются философские, социальные, нравственные проблемы и темы. Тема победы и поражения тоже нашла своё место в нём.

Главный герой поэмы - Павел Иванович Чичиков.Он чётко следовал наставлению своего отца: « Береги и копи копейку…Всё перешибёшь на свете копейкой ». С детства он начал копить её, эту копейку, провёл не одну тёмную операцию. В городе NN он решился на грандиозное по своим масштабам и почти фантастическое предприятие- выкупить по «Ревизским сказкам» мёртвых крестьян, а затем продать их, словно они живые.

Для этого необходимо быть незаметным и в то же время интересным каждому, с кем он общался. И Чичиков преуспел в этом: «….умел польстить каждому», «вошел боком», «садился наискось», «отвечал наклонением головы», «клал в нос гвоздичку», «подносил табакерку, на дне которой фиалки».

Сам же при этом старался не очень выделяться(« не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так чтобы слишком молод»)

Павел Иванович Чичиков в конце произведения - настоящий победитель. Он сумел обманным путём нажить себе целое состояние и уехал безнаказанно. Кажется, что герой чётко следует своей цели, идёт по намеченному пути. Но что ждёт этого героя в будущем, если главной целью жизни выбрал накопительство? Не уготована ли и ему судьба Плюшкина, душа которого оказалась полностью во власти денег? Всё может быть. Но в том, что с каждой приобретённой «мёртвой душой» он сам нравственно падает - это несомненно. А это и есть поражение, ведь человеческие чувства в нём оказались подавлены приобретательством, лицемерием, ложью, эгоизмом. И хотя Н. В. Гоголь подчёркивает, что такие, как Чичиков - «страшная и подлая сила», не им принадлежит будущее, всё же не они – хозяева жизни. Как актуально звучат слова писателя, обращённые к молодёжи: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

И. А. Гончаров « Обломов»

Победа над самим собой, над своими слабостями и недостатками. Она многого стоит, если человек доходит до конца, до той цели, которую поставил. Не таков Илья Обломов, герой романа И. А. Гончарова. Лень празднует победу над своим хозяином. Она так крепко сидит в нём, что кажется, ничто не способно заставить героя встать со своего дивана, элементарно написать письмо в своё имение, узнать, как там дела. И всё же герой попытался сделать попытку преодолеть себя, своё нежелание что-то предпринимать в этой жизни. Благодаря Ольге, любви к ней, он стал преображаться: наконец – то встал с дивана, стал читать, много гулял, мечтал, беседовал с героиней. Однако вскоре он отказался от этой затеи. Внешне сам герой оправдывает своё поведение тем, что он не сможет ей дать того, чего она заслуживает. Но, скорее всего, это очередные отговорки. Лень снова заволокла его, вернула на любимый диван.(« …В любви нет покоя, и она движется всё куда-то вперёд, вперёд…») Не случайно «обломов» стало нарицательным словом, обозначающим человека ленивого, ничего не желающего делать, ни к чему не стремящегося.(Слова Штольца: « Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить.»)

Обломов рассуждал над смыслом жизни, понимал, что так жить нельзя, но ничего не предпринимал, чтобы изменить всё: «Когда не знаешь, для чего живешь, так живешь как-нибудь, день за днем; радуешься, что день прошел, что ночь прошла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра»

Не получилось у Обломова победить самого себя. Однако и поражение его не так уж и расстроило. В конце романа мы видим героя в тихом семейном кругу, его любят, о нём заботятся, как когда-то в детстве. Это идеал его жизни, вот его он добился. Тоже, впрочем, одержав «победу», ведь жизнь его стала таковой, какой он хочет её видеть. Но почему же в его глазах всегда какая-то грусть? Может, по несбывшимся надеждам?

Е. Замятин «Мы»

Роман «Мы», написанный Е. Замятиным, является антиутопией. Этим автор хотел подчеркнуть, что события, изображённые в нём, не такие уж и фантастические, что при складывающемся тоталитарном режиме может произойти нечто похожее, а главное - человек полностью потеряет своё «я», даже имени у него не будет- только номер.

Таковы главные герои произведения: он - Д 503 и она- И-330

Герой стал винтиком огромного механизма Единого Государства, в котором всё чётко регламентировано. Он полностью подчинён законам государства, где все счастливы.

Иная героиня И-330, именно она показала герою «неразумный» мир живой природы, мир, который отгорожен от жителей государства Зелёной Стеной.

Происходит борьба между тем, что положено и что запрещено. Как поступить? Герой испытывает чувства, ранее ему неизведанные. Он идёт за возлюбленной. Однако в итоге система одержала победу над ним, герой, часть этой системы, произносит: «Я уверен, что мы победим. Потому что разум должен победить». Герой вновь спокоен, он, прошедший операцию, обретший вновь спокойствие, невозмутимо смотрит на то, как гибнет под газовым колоколом его женщина.

А героиня И-330 , хотя и погибла, но осталась непобеждённой. Она сделал всё, что смогла, для жизни, в которой каждый сам решает, что ему делать, кого любить, как жить.

Победа и поражение. Они часто так рядом на пути человека. И какой выбор сделает человек- к победе или поражению- зависит и от него тоже, несмотря на то, в каком обществе он живёт. Стать единым народом, но сохранить своё «я»- это один из мотивов произведения Е. Замятина.

Слово о полку Игореве»

Главный герой « Слова…»- князь Игорь Новгород- Северский. Это смелый, отважный воин, патриот своей страны.

Его двоюродный брат Святослав, правивший в Киеве, в 1184 году одержал победу над половцами - врагами Руси, кочевниками. Игорь не смог участвовать в походе. Он решил предпринять новый поход – в 1185 году. Необходимости в нём не было, половцы не нападали на Русь после победы Святослава. Однако желание славы, эгоизм привели к тому, что Игорь выступил против половцев. Природа словно предупреждала героя о неудачах, которые будут преследовать князя - произошло солнечное затмение. Но Игорь был непреклонен.

Разум отступил на второй план. Чувства, причём эгоистического характера, овладели князем. После поражения и побега из плена Игорь понял ошибку, осознал её. Поэтому-то и поёт автор славу князю в конце произведения.

Это пример того, что человек, наделённый властью, должен всегда всё взвешивать, именно разум, а не чувства, даже если они позитивные, должны определять поведение человека, от которого зависят жизни многих людей.

И. С. Тургенев «Ася»

25-летний Н.Н. беспечно путешествует, правда, без цели и плана, знакомится с новыми людьми, а достопримечательности почти не посещает. Так начинается повесть И. Тургенева « Ася». Герою предстоит выдержать нелёгкое испытание - испытание любовью. Это чувство возникло у него к девушке Асе. В ней сочетались жизнерадостность и эксцентричность, открытость и замкнутость. Но главное - непохожесть на остальных Возможно, это связано с её прежней жизнью: она рано потеряла родителей, 13-летняя девочка осталась на руках у старшего брата- Гагина., Ася поняла, что по-настоящему полюбила Н.Н., поэтому и вела себя необычно: то замыкаясь, пытаясь уединиться, то желая обратить на себя внимание. В ней словно борются разум и чувство, невозможность заглушить в себе любовь к Н.Н.

К сожалению, герой оказался не столь решительным, как Ася, которая в записке призналась ему в своей любви. Н.Н. тоже испытывал к Асе сильные чувства: « Я почувствовал какую-то сладость - именно сладость на сердце: точно мне мёду туда налили». Но слишком долго размышлял он о будущем с героиней, откладывая решение на завтра. А завтра у любви не бывает. Ася с Гагиным уехали, а герой так и не смог найти в жизни женщину, с которой связал бы свою судьбу. Слишком сильны были воспоминания об Асе, и только записочка напоминала о ней. Так разум стал причиной расставания, а чувства оказались не способными привести героя к решительным поступкам.

« У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем. У него есть только настоящее. - И то не день. А мгновение. »

А. И. Куприн «Олеся»

«Любовь не знает границ». Как часто мы слышим эти слова, да и повторяем их сами. Однако в жизни, к сожалению, эти границы не каждый способен преодолеть.

Как красива любовь деревенской девушки Олеси, живущей на лоне природы, вдали от цивилизации, и интеллигента, городского жителя Ивана Тимофеевича! Сильное, искренне чувство героев подвергается испытанию: герой должен решиться на женитьбу на деревенской девушке, да ещё колдунье, как её вокруг называют, связать жизнь с человеком, живущим по другим законам, словно в ином мире. И герой не смог сделать вовремя выбор. Разум слишком долго довлел над ним. Даже Олеся заметила неискренность в характере героя: ««Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».

И в итоге - одиночество, ведь любимая вынуждена покинуть эти места, бежать вместе с Мануйлихой от суеверных крестьян. Любимый не стал для неё опорой и спасением.

Вечная борьба разума и чувств в человеке. Как часто она приводит к трагедии. Сохранить любовь, не теряя при этом головы, понимая ответственность за любимого - это дано не каждому. Иван Тимофеевич не смог выдержать испытание любовью.

Повесть И. А. Тургенева «Ася» - настоящее наследие русской литературы о любви. Оно повествует о невозможности любви, счастья, о несбывшихся мечтах и неоправданных надеждах. В какой-то степени тема любви прослеживается во всех произведениях Тургенева.

Большинство героев Тургенева подвержены испытанию любовью, чувствами.

Именно оно оказывается самым главным и сложным, иногда даже непреодолимым, однако это испытание во многом определяет нравственную стойкость и характер человека.

В повести «Ася» любовь зарождается между главными героями: господином Н. и молодой обаятельной семнадцатилетней девушкой Асей. Встретившись в одном немецком городке, герои понимают, что между ними может быть что-то большее, чем дружеское общение. Эмоциональная и открытая, Ася не видит преград на своем пути к счастью с господином Н., однако он становится жертвой слабости, трусости, предрассудков и страха.

Господин Н. путешествует по Европе и во многих городах он заводит отношения с девушками, но не воспринимает это всерьез. Ася же выделялась среди своего окружения смелым русским духом, незаурядным умом, порывистостью.

Автор обращает внимание на неординарность девушки: ее активность, пластичность, эмоциональность, желание прожить каждую минуту так, будто это последняя минута в ее жизни. Именно такая героиня привлекла внимания Господина Н. Встретившись с Асей, он почувствовал, что все влюбленности до этой девушки были лишь игрой, фальшью, глупым чувством. Ася помогла Господину Н. полюбить искренно и нежно.

Но что же тогда помешало героям быть вместе? Мне кажется, невозможность счастья - вина господина Н. Действительно, он любил Асю, однако испугался перемен в своей жизни. Ася говорит господину Н. о своей любви к нему, но герой в смятениях отвергает и девушку. Предрассудки и зависимость от мнения общества заставляют его предать Асю, которая готова была остаться с любимым человеком, несмотря на его недостатки. Позже герой жалеет об этом поступке и хочет все исправить, но Ася не дает ему еще один шанс.

Ася понимала, что господин Н. еще не набрался достаточно опыта для такого важного решения, и в будущем он будет жалеть о своем выборе. Судьба распорядилась так, что Господин Н. не застал Аси и не попрощался с ней. Это был лучший конец для него, как он позже сам признался.

Господин Н. не выдержал испытания любовью. Он потерял любовь по своей вине: при первых серьезных трудностях, он трусит и впоследствии отступает. Вероятно, Господин Н. еще не дорос до любви, его страшат сильные переживания и изменения его размеренной жизни. Господин Н. предстает перед нами человеком нерешительным, трусливым, слабым, на фоне которого ярко выделяется смелость, отважность, самоотверженность «тургеневской девушки» - Аси.

Повесть «Ася» была опубликована в 1858 году в журнале «Современник». Тургенев написал повесть осенью 1857 года, в то время, когда находился в Германии и жил в городе Зинциг. Этот факт нашёл отражение в тексте: «...лет двадцать тому назад я проживал в немецком небольшом городке 3., на левом берегу Рейна». Таким образом, в основу описания мыслей и чувств героя, создания портретов, пейзажа, бытовых деталей легли свежие впечатления, современные характеры и обстановка. И хотя повесть представляет собой воспоминания героя-рассказчика, события в ней показаны и как отдалённые во времени, и как современные, происходящие сейчас. Такой литературный приём позволяет, с одной стороны, непосредственно передать историю встречи героя и героини и с другой — посмотреть на неё с позиций другого времени, осмыслить.

Особенное значение имеет то, что основой сюжета «Аси» послужил факт биографии писателя: Тургенев переживал из-за судьбы своей внебрачной дочери Полины. Она в значительной степени явилась прототипом главной героини повести. Однако личная история получила у писателя обобщение, то есть Ася, с одной стороны, образ индивидуальный, представляет конкретную личность, а с другой — образ типичный, представляющий девушку определённой судьбы и психологии.

Герой повести — молодой русский дворянин, без особой цели путешествующий по Европе. Он умён, образован, красив, богат и беззаботен. Его встреча с братом и сестрой Гагиными происходит в ту пору жизни героя, когда он ещё только выбирает дело, которым будет заниматься. Однако герой ещё не знает себя: он должен совершить поступок, сделать важный выбор, чтобы проявилась его воля, характер. Поэтому встреча с Асей явилась испытанием жизненной силы героя, его душевной зрелости. В этом отразилась общественная проблематика повести, поскольку герой повести — это герой времени, и его способность к решительному поступку особенно важна в эпоху перемен в России.

Повесть была с восторгом встречена читателями, критиками и писателями. Так, Н.А. Некрасов писал, что «Ася» — «чистое золото поэзии», критики отзывались о ней как о самом совершенном произведении Тургенева. Писатель и критик Н.Г. Чернышевский посвятил повести статью «Русский человек на rendez - vous », в которой, отмечая художественные достоинства произведения, основное внимание уделил социальной характеристике личности героя. Но, несмотря на разные трактовки, повесть «Ася» — прекрасная история об удивительной девушке и о любви.

Сюжет, любовный конфликт, авторская идея

Повесть «Ася» можно назвать историей любви, поскольку в ней последовательно отражены все этапы возникновения этого чувства. Эту историю рассказывает сам герой, постаревший на двадцать лет, но всё ещё глубоко переживающий свою встречу с самой романтичной и необыкновенной девушкой. Для полного и тонкого описания любви Тургенев прибегает к художественному опыту Шекспира, Гёте, Пушкина. Например, в начале повести до встречи с Асей герой влюблён в молодую женщину и грустит из-за её непостоянства. Вспомните, что в трагедии «Ромео и Джульетта» Ромео до встречи с Джульеттой тоже был влюблён, но, увидев её, мгновенно забывает о прежнем чувстве. Так и герой-рассказчик в «Асе» перестаёт думать о своей даме сердца, как только встречает Асю: «...вдруг мне пришло, что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице...» Тургенев, следуя за Шекспиром, показывает, как настоящее чувство вытесняет неглубокую влюблённость.

Развитие отношений между героями можно проследить по фразам, отмечающим этапы этих отношений. Так, в конце первого дня знакомства с Асей герой замечает: «Я чувствовал себя счастливым... Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чём не думал... Я был счастлив». Уже на второй день мысли о девушке не дают ему заснуть: «...я снова думал об этой капризной девочке с натянутым смехом...» На третий вечер он сердится на Асю и начинает её ревновать, подозревая, что она не сестра Гагину: «Что за хамелеон эта девушка! — и, подумав немного, прибавил: — А всё-таки она ему не сестра». Далее в повести описаны и обида на брата и сестру Гагиных, и уход от них на три дня, и возвращение, после которого всё разъяснилось и герой испытал прилив чувств и надежды: «...во мне зажглась жажда счастья». Это была кульминация отношений Аси и господина Н., за ней последовали сомнения, нерешительность героя, ошибка и, наконец, печальная развязка — расставание.

Повесть имеет кольцевую композицию: историю несостоявшейся любви обрамляет бесцельная, вялая жизнь героя-рассказчика. Он так говорит о себе до встречи с Асей: «...я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом. Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение...» После потери Аси герой, казалось бы, поначалу недолго грустит, но затем признаётся: «...чувство, возбуждённое во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. <...> Осуждённый на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы». Основное содержание повести — краткий миг жизни героя, яркое чувство, обещающее полную, насыщенную жизнь, промелькнувшая и безвольно утраченная героем возможность.

Таким образом, автор хочет донести до читателя мысль, что самое важное для человека — быть искренним и смелым. Человек черпает жизненную силу в любви к природе, к другому человеку. Герой слишком поздно понял, что любовь — это жизнь и она существует сейчас и всегда: «Завтра я буду счастлив! У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье».

Образы главных героев

Главная героиня повести, чьим именем она и названа, — внебрачная дочь столбового дворянина-помещика и горничной-крестьянки. Происхождение Аси — главная социальная характеристика её образа — повлияло на характер девушки, её поведение, внутренний мир, мечты, мысли, опасения, то есть на всё, что составляет личность. Однако нельзя сказать, что происхождение определило характер Аси. Качества, лежащие в основе этого характера,— честность, доверчивость, способность любить, порывистость — лишь ярче проявляются на этом фоне. Именно поэтому Ася изображена сначала загадочной девушкой, а затем из рассказа Гагина мы узнаём её историю.

В первых главах повести герой, познакомившись с братом и сестрой Гагиными, недоумевает, видя, как изменчива Ася: то она марширует с длинной веткой на плече по дороге, то чинно шьёт, то шаловлива и весела, то задумчива и грустна. Девушка словно бы не знает, кто и какова она, как будто хочет понять себя. Ей нужно своё место в мире, и она стремится полюбить и довериться человеку, которого выбрала. Необычность натуры и судьбы Аси подчёркивается сравнением с героинями Гёте — Гретхен и Доротеей, с Татьяной из романа Пушкина «Евгений Онегин», с легендарной Лорелеей.

Выразителен портрет Аси: лёгкая, худенькая, но гибкая и ловкая, с загадочными светло-чёрными глазами, с чёрными кудрями, остриженная, как мальчик,— она полностью соответствует образу подвижной и беспокойной девушки, созданному автором. Замечательны также слова Аси, выражающие суть её характера: «Лесть и трусость — самые дурные пороки». Эти слова отражают личный конфликт Аси, в основе которого ощущение неполноценности своей личности в окружающем её дворянском мире. Такое положение приобретает особую остроту в меняющемся русском обществе 1850-х годов.

Старший брат Аси — добрый, умный, благородный человек. Это тип праздного русского барина, живущего без особой цели, без страсти. Гагин — художник-любитель, он хорошо и тонко чувствует природу, красоту, но ему не хватает терпения, он не может трудиться, полностью отдаться живописи, и поэтому, как заметил рассказчик, ни одна из его картин не была окончена, а «рисунок показался небрежен и неверен». Эта деталь характеризует Гагина и как человека, который всё начинает делать увлечённо, но затем быстро устаёт, и воля его ослабевает. Возможно, поэтому он и не может помочь страстной, обуреваемой сомнениями Асе.

Господин Н., герой-рассказчик повести,— человек, обладающий многими положительными качествами: он деликатен, доброжелателен, чуток. У него поэтичная натура, он очень наблюдателен, много рассуждает и даёт меткие оценки окружающим. Ася полюбила его неслучайно, приняв за человека, который сможет понять и защитить её в жизни. Но в герое есть какая-то неопределённость, неуверенность, робость. Вот как Тургенев описывает непонятный испуг, овладевший героем в момент самого высокого подъема чувств — начала любви: «...я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу — но и в небе не было покоя... и тревога росла во мне самом». И конечно, неуместны и необъяснимы его упреки Асе в момент их первого и последнего любовного свидания. Автор в этой сцене показывает, как слабость и нерешительность разрушают доверие и любовь, обрекая человека на тоскливое существование.

Жизнь – долгий путь к совершенству. Каждый проходит его самостоятельно. А значит, самостоятельно взрослеет, знакомится с теми изменениями, которые происходят внутри человека, познаёт мир с его непредсказуемым, как движение атмосферных масс, ходом истории. Но человечество никак не хочет учиться на ошибках предыдущих поколений, и упорно снова и снова наступает на те же грабли.

Мучительно долго создавался роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Трагическая история нескольких поколений одной семьи, попавшей в водоворот страшных разрушительных событий, даёт представление о тех ошибках, которые ведут к краху, смертельному исходу почти всех членов фамилии Мелеховы. Толковый словарь даёт понятие слову ошибка:

непреднамеренное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей.

Мне кажется, в этом определении главное слово «непреднамеренное». Никто не хочет совершать ошибки специально, назло всем и всему. Чаще всего, человек, совершая ошибку, уверен в своей правоте. Так поступает Григорий Мелехов. На протяжении всего романа он делает всё как-то «не по уму». Против разумного, логического отказа от любви к замужней Аксинье, он добивается ответного чувства:

Он упорно, с бугаиной настойчивостью, её обхаживал.

Когда отец решает женить сына на девушке из состоятельной семьи, не испытывая к Наталье никаких чувств, только подчиняясь воле Пантелея Прокофьича, Григорий совершает ещё одну ошибку. Возвращаясь к Аксинье, затем её бросая, возвращаясь к Наталье, мечется Григорий между двух по-разному любимых женщин. Ошибка оканчивается трагедией для обеих: умирает от аборта одна, погибает от пули другая. Так и в определении своего пути в революции: ищет он гармонии, высшей правды, истины, но нигде не находит их. И переход от красных к казакам, а затем и к белым, новый переход к красным тоже не приносит ему ни свободы, ни справедливости, ни гармонии. «Блажен, кто посетил наш мир его в минуты роковые», - сказал когда-то Ф.И.Тютчев. Григорий – святой в солдатской шинели – великий воин, так страстно желавший мира, но не нашедший его, потому что такая уж ему досталась доля…

А вот герой романа А.С.Пушкина Евгений Онегин приобрёл богатый опыт в общении с девушками, женщинами. «Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать…» - и всегда добиваться поставленной цели. Вот только опыт сыграл с ним злую шутку. Встретив настоящую любовь, он не дал «привычке милой» ходу, «свою постылую свободу» он потерять не захотел. И Татьяна вышла замуж за другого. Онегин, не найдя в светской даме скромной деревенской девушки, прозрел! Попытка вернуть Татьяну заканчивается для него крахом. А он был так уверен в себе, в правильности своих поступков, своего выбора.

От ошибок не застрахован никто. Проживая свою жизнь, мы будем совершать ошибки снова и снова. А когда наберёмся опыта, может быть, потеряем всякий интерес к жизни. Каждый делает свой выбор самостоятельно: сознательно совершает очередную ошибку или тихо сидит в своём убежище и спокойно наслаждается опытом…

Важнейшей традицией русской литературы можно назвать «испытание любовью», через которое проходили практически все герои. Только вот пройти такое испытание означало полюбить, подойти со всей ответственностью к судьбе «второй половинки». Чаще случалось так, что мужчина оказывался слабее: даже если первой признавалась героиня, он пугался этого и отказывался от дальнейших отношений, проявив нерешительность и трусость.

В «Асе» повествование ведется от первого лица. Герой при этом остается безымянным на протяжении всей повести. В название вынесено женское имя - Ася, позволившее в дальнейшем критикам выделить новый тип героини - «тургеневская девушка». В повести два главных героя - рассказчик и девушка, вошедшая внезапно в его жизнь. Как многие другие произведения И. С. Тургенева , эта маленькая повесть - о любви, любви, так и не сложившейся. Сделав героя одновременно рассказчиком, автор как будто уходит в тень, снимая с себя необходимость комментировать поступки героев, приближая самого читателя к внутреннему миру и переживаниям своих персонажей.

История, рассказанная в повести, выпала на пору расцвета души главного героя, на молодость Н. Н. Рассказывая ее много лет спустя, он сам так описывал свое состояние: «Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя» . Так появляются в повести два параллельных времени: прошлое, пора расцвета и история его любви, и безрадостное настоящее. Именно на пересечении прошлого и настоящего вырастает чувство горечи, ушедшей безвозвратно надежды на счастье.

Внутренний монолог героя словно перетекает из прошлого, наполненного верой в счастье, в настоящее, безрадостное от того, что миг счастья был упущен. Виноват ли в этом герой? Автор намеренно уходит в тень повествователя, чтобы дать возможность герою самому понять, как он «ошибся, как наказан» . Познакомившись с Гагиным и его сестрой Асей, молодой человек еще не представлял, что вскоре он постоянно будет думать об этой «капризной девочке с натянутым смехом» .

Анна (так на самом деле звали героиню) с первой минуты знакомства поразила героя своей подвижностью и изменчивостью в поведении. Она то прыгала, как коза, по развалинам башни, то маршировала, как солдат, с обломанной веткой на плече, пугая чопорных англичан, то была пай-девочкой, вышивающей на пяльцах. Засыпая, герой думает: «Что за хамелеон эта девушка!»

Но больше герою не дает покоя мысль о том, что Ася не сестра Гагину. Тогда он рассказывает Н. Н. историю Аси. Оказывается, она была дочерью отца Гагина и его горничной Татьяны. После смерти матери отец взял тринадцатилетнюю девочку в дом: ее одели в шелковое платье, стали обучать наукам и относились к ней как барышне. Воспитанная матерью в строгости, она долго не могла привыкнуть к новому своему положению в доме. Ася поняла скоро свое ложное положение, что развило в ней недоверчивость и одновременно с этим самолюбие. Она стыдилась и своей матери, и своего барина-отца, а после стремилась «заставить целый мир забыть ее происхождение» . Спасение нашла она в книгах, но в результате узнала многое, чего не должна была знать в ее годы.

После смерти отца Гагин стал новым опекуном, но Ася дичилась его, пока не поняла, что он относится к ней как к сестре. Только после этого она страстно привязалась к сводному брату, а он был вынужден отдать ее сначала в пансион, а после уйти в отставку, чтобы поехать за границу. Вот поэтому они сейчас здесь.

Н. Н. испытал одновременно облегчение и досаду. Проведя несколько дней с Асей, он был счастлив, но не понимал, что чувство счастья - предвестник любви. Вглядываясь в Асю, ее грациозные движения, в «самое изменчивое лицо, какое видел» , он начинает чувствовать досаду. Досада возникает неумышленно: герой до конца не понимает, что он на пороге любви, потому что не готов к этому сильному чувству.

В начале своего путешествия Н. Н. только «наблюдал людей» со стороны: картины их быта, жизни проходили перед его глазами, не затрагивая героя глубоко. Почувствовав потребность постоянно находиться возле Гагина и Аси, молодой человек стал испытывать раздражение от того, что так много уделяет времени ей. Узнав об истинном положении Аси от ее сводного брата, Н. Н. почувствовал не только потребность находиться рядом, но и большую ответственность, тем более что Гагин заранее предвидел ситуацию: он, скорее, утвердительно, чем вопросительно сказал, что Н. Н. не женится на Асе. Герой, конечно, был рад узнать, что Ася его полюбила. Однако ее любовь больше не радовала, а смущала его: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!»

Н. Н. принимает такое решение, а на свидании, которое назначает ему сама девушка, обвиняет во всем Асю. Он упрекает ее в том, что она призналась в своих чувствах брату, а потом заявляет, что именно она не дала развиться чувству, которое «начало созревать» , она разорвала их связь и усомнилась в чувствах героя. Не выдержав всех этих обвинений, девушка убежала, а герой, отказавшись от счастья, внезапно понял, что любит ее. И вот он расточает клятвы и признания в черноту ночи, досадует на себя и даже готов забраться в окно, чтобы прямо сейчас попросить руки Анны Николаевны у ее брата, но решает отложить это признание на завтра.

Но у счастья нет завтрашнего дня. Это герой понял, когда на следующий день явился к Гагину и получил лишь записку от Аси. Он понял, в чем была его ошибка: Ася писала, что ждала от него только одного слова, но так и не дождалась. Н. Н. проклинает себя за то, что осознание любви к Асе «вспыхнуло с неудержимой силой» только тогда, когда, «испуганный возможностью несчастья» , он стал искать и звать Асю. Но было уже поздно. Герой бросился вслед за ними, но больше не ее увидел. И хотя он вскоре утешился, «чувство, возбужденное Асей» , уже больше не повторилось. Герой, «осужденный на одиночество семейного бобыля» , доживал скучные годы. Мотив предвосхищения счастья сменяется в конце несчастьем, а затем - одиночеством.

Самосадкина Екатерина