По тексту Тендрякова Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой (ЕГЭ по русскому). По тексту Тендрякова Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой (ЕГЭ по русскому) Солдат украл хлеб

Тендряков Владимир

Охота пуще неволи

Осень 1948 года.

На Тверском бульваре за спиной чугунного Пушкина багряно неистовствуют клены, оцепенело сидят старички на скамейках, смеются дети.

Чугунная спина еще не выгнанного на площадь Пушкина - своего рода застава, от нее начинается литературная слобода столицы. Тут же на Тверском дом Герцена. Подальше в конце бульвара - особняк, где доживал свои последние годы патриарх Горький, где он в свое время угощал литературными обедами Сталина, Молотова, Ворошилова, Ягоду и прочих с государственного Олимпа. На задворках этих гостеприимных патриарших палат уютно существовал Алексей Толстой, последний из графов Толстых в нашей литературе. Он был постоянным гостем на званых обедах у Горького, и злые языки утверждают - граф мастерски наловчился смешить олимпийцев, кувыркаясь на ковре через голову. А еще дальше, минуя старомосковские переулочки - Скатертный, Хлебный, Ножевой, лежит бывшая Поварская улица, на ней помещичий особняк, прославленный в «Войне и мире» Львом Николаевичем Толстым. Здесь правление Союза писателей, здесь писательский клуб Москвы, здесь писательский ресторан. Здесь, собственно, конец литературной слободе.

Но, наверное, нигде литатмосфера так не густа, как в доме Герцена. И если там в сортире на стене вы прочтете начертанное вкривь и вкось: «Хер цена дому Герцена!», то не спешите возмущаться, ибо полностью это настенное откровение звучит так:

« Хер цена дому Герцена!»
Обычно заборные надписи плоски,
С этой согласен
В. Маяковский!

Так сказать, симбиоз площадности с классикой.

В двадцатые годы здесь находился знаменитый кабачок «Стойло Пегаса». В бельэтаже тот же В. Маяковский, столь нещадно хуливший дом Герцена, гонял шары по бильярду, свирепым басом отстаивал право агитки в поэзии:

Нигде кроме
Как в Моссельпроме!

А под ним, в подвале, то есть в самом «Стойле», пьяный Есенин сердечно изливался дружкам-застольникам:

Грубым дастся радость.
Нежным дается печаль.
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль.

Но осень 1948 года, давно повесился Есенин и застрелился Маяковский.

А в доме Герцена уже много лет государственное учреждение - Литературный институт имени Горького.

Это, должно быть, самый маленький институт в стране; на всех пяти курсах нас, студентов, шестьдесят два человека, бывших солдат и школьников, будущих поэтов и прозаиков, голодных и рваных крикливых гениев. Там, где некогда Маяковский играл на бильярде, у нас - конференц-зал, где пьяный Есенин плакал слезами и рифмами - студенческое общежитие, в плесневелых сумрачных стенах бок о бок двадцать пять коек. По ночам это подвальное общежитие превращается в судебный зал, до утра неистово судится мировая литература, койки превращаются в трибуны, ниспровергаются великие авторитеты, походя читаются стихи и поется сочиненный недавно гимн:

И старик Шолом-Алейхем
Хочет Шолоховым стать.

Вокруг института, тут же во дворе дома Герцена и за его пределами жило немало литераторов. Почти каждое утро возле нашей двери вырастал уныло долговязый поэт Рудерман.

Эх, тачанка-ростовчанка,
Наша гордость и краса!..

Детище бурно жило, забыв своего родителя. «Тачанку» пели во всех уголках страны, а Рудерману не хватало на табачок:

Дайте закурить, ребята.

Его угощали «гвоздиками».

Где-то за спиной нашего института, на Большой Бронной, жил в те годы некий Юлий Маркович Искин. Он не осчастливил мир, подобно Рудерману, победной, как эпидемия, песней, не свалился в сиротство, не приходил к нам «стрельнуть гвоздик», а поэтому мы и не подозревали о его существовании, хотя в Союзе писателей он пользовался некоторой известностью, был даже старым другом самого Александра Фадеева.

У него, Юлия Искина, на Бронной небольшая, зато отдельная двухкомнатная квартира, забитая книгами. Его жена Дина Лазаревна работает в издательстве, дочь Дашенька ходит в школу. Хозяйство ведет тетя Клаша, пятидесятилетняя жилистая баба с мягким характером и неподкупной совестью.

По всей улице Горького садили липы. Разгромив «Унтер ден Линден» в Берлине, мы старательно упрятывали под липы центральную улицу своей столицы. Давно замечено - победители подражают побежденному врагу.

«Deutschland, Deutschland, uber alles!» - «Германия - превыше!..» Ха!.. В прахе и в позоре! Кто превыше всего на поверку?..

Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..

Великий вождь на банкете поднял тост за здоровье русского народа:

Потому что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Все русское стало вдруг вызывать возвышенно болезненную гордость, даже русская матерщина. Что не по-русски, что напоминает чужеземное - все враждебно. Папиросы-гвоздики «Норд» стали «Севером», французская булка превращается в московскую булку, в Ленинграде исчезает улица Эдисона… Кстати, почему это считают, что Эдисон изобрел электрическую лампочку? Ложь! Инсинуация! Выпад против русского приоритета! Электрическую лампочку изобрел Яблочков! И самолет не братья Райт, а Можайский. И паровую машину не Уатт, а Ползунов. И уж, конечно, Маркони не имеет права считаться изобретателем радио… Россия - родина закона сохранения веществ и хлебного кваса, социализма и блинов, классового самосознания и лаптей с онучами. Ходили слухи, что один диссертант доказывал - никак не в шутку! - в специальной диссертации: Россия - родина слонов, ибо слоны и мамонты произошли от одного общего предка, а этот предок в незапамятные времена пасся на «просторах родины чудесной», а никак не в потусторонней Индии.

Мы были победителями. А нет более уязвимых людей, чем победители. Одержать победу и не ощутить самодовольства. Ощутить самодовольство и не проникнуться враждебной подозрительностью: а так ли тебя принимают, как ты заслуживаешь?

«Deutschland, Deulschland uber alles!» Разбитую «Унтер ден Линден» усмиренные немцы очищали от руин и отстраивали заново.

На улице Горького садили липы.

В Москве да и по всей стране на газетных полосах шла повальная охота. Ловили тех, кто носил псевдонимы, загоняли в тупики и безжалостно раскрывали скобки.

Охотились и садили липы…

(1)Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2)Мы, это так - остатки разбитых
за Доном частей, докатившихся до Сталинграда. (3)Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели
в запас; казалось бы, - счастливцы, какой-никакой отдых от окопов. (4)Отдых… два свинцовотяжелых сухаря на день, мутная водица вместо похлебки, поэтому отправку на фронт все
встретили с радостью.
(5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Лейтенант в сопровождении старшины отправился
выяснять обстановку.
(7)Через полчаса старшина вернулся.
-(8) Ребята! - объявил он вдохновенно. - (9)Удалось вышибить на рыло по двести
пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцати граммов сахара! (10)Кто со мной получать
хлеб?(11)Давай ты! - я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
(12) У меня вспыхнула мыслишка… о находчивости, трусливая, гаденькая и унылая.
(13)Прямо на крыльце я расстелил плащ-палатку, на нее стали падать буханки - семь и
еще половина.
(14)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в
плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.
(15)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения
перерубленной пополам буханки. (16)К полученному хлебу никто не прикасался, кроме него и
меня. (17)Я вор, и сейчас, вот сейчас, через несколько минут это станет известно… (18)Да,
тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (19)Как и я!
(20)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку,
не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я наткнулся на
чужой перепутанный перемёт, на котором сидел голавль, и снял его с крюка… (21)Но всякий
раз я находил для себя оправдание: не выучил задание - надо было дочитать книгу,
подрался снова - так тот сам полез первый, снял с чужого перемёта голавля - но перемёт-то
снесло течением, перепутало, сам хозяин его ни за что бы не нашёл…
(22)Теперь я и не искал оправданий. (23)Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный
хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

(24)С обочины дороги навстречу нам с усилием - ноет каждая косточка - стали
подыматься солдаты. (25)Хмурые, темные лица, согнутые спины, опущенные плечи.
(26)Старшина распахнул плащ-палатку, и куча хлеба была встречена почтительным
молчанием.
(27)В этой-то почтительной тишине и раздалось недоуменное:
- (28)А где?.. (29)Тут полбуханка была!
(30)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон - глаза,
глаза, жуткая настороженность в них.
- (31)Эй ты! (32)Где?! (33)Тебя спрашиваю!
(34)Я молчал.
(35)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щеки, сивый от
щетины подбородок, голос без злобы:
- (36) Лучше, парень, будет, коли признаешься.
(37)В голосе пожилого солдата - крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия.
(38)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.
- (39)Да что с ним разговаривать! - один из парней вскинул руку.
(40)И я невольно дернулся. (41)А парень просто поправил на голове пилотку.
- (41)Не бойся! - с презрением проговорил он. - (42)Бить тебя…(43) Руки пачкать.
(44)И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы -
тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные.
(45)Среди красивых людей - я уродлив.
(46)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед
самим собой.
(47)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто
видел бы мой позор. (48)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе
самоуважение: лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить
на себя катушку с кабелем потяжелей, если удавалось получить у повара лишний котелок
супа, не считал это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (49)И никто не замечал моих
альтруистических «подвигов», считали - нормально. (50) А это-то мне и было нужно, я не
претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.
(51)Больше в жизни я не воровал. (52)Как-то не приходилось.
(По В.Ф. Тендрякову)

Формулируем проблемы

Проблемы
нравственного выбора;
эгоизма;
ответственности человека за свои
поступки;
вины и раскаяния за свои поступки;
самооценки личности;
преодоления эгоизма в отношении с
другими людьми;
совести и ответственности человека за
свои поступки и т.п.

Основные приёмы психологизма как способа создания внутреннего мира персонажа

Повествование
от первого лица
создает иллюзию правдоподобия психологической картины, поскольку о
себе человек рассказывает сам. «Я» повествователя выступает не только
как субъект речи, но и как объект самоописания и самоизображения.
воспоминания
герой выделяет важные моменты
жизни и заново осмысливает
жизненные явления и процессы
Предложения 12, 14-22, 44-52
самоанализ
прямое называние чувств и
переживаний, происходящих в душе
героя
12) У меня вспыхнула мыслишка… о
находчивости, трусливая,
гаденькая.. 44)…Я увидел, что
окружавшие меня люди поразительно
красивы - тёмные, измученные
походом, голодные, но лица какие-то
гранёные, чётко лепные. (45)Среди
красивых людей - я уродлив.
(46)Ничего не бывает страшнее,
чем чувствовать невозможность
оправдать себя перед самим собой.
внутренний
монолог
а) используется для изображения
мыслей героя по поводу его
эмоционального состояния;
б) эмоциональное состояние героя
передается во внутреннем монологе с
помощью особенностей построения
внутренней речи.
Предложения 17-19 и т.п.

Варианты начала сочинения по прочитанному тексту

1. Определение в начале
сочинения проблемы или
ряда проблем, которые
поднимает автор в
предложенном для
анализа тексте.
Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет
дружба по сравнению с самой важной, неотложной
работой, профессиональными обязанностями
человека? Как сохранить те сердечные, добрые
отношения, которые связывают человека с друзьями?
Что значит для человека дружеская поддержка в
трудные минуты его жизни? Об этом заставляет
задуматься текст И. Пановой.
2. Определение в начале
сочинения авторской
позиции с конкретизацией
и комментариями в
последующих частях.
Удивительное сходство украшающего нашу жизнь
крохотного подснежника и скромных, незаметных
людей с огромной душой, вмещающих в себя всё лучшее,
что есть в человечестве и также являющихся
украшением жизни – вот о чём размышляет в своём
тексте Г. Троепольский. Автор подчёркивает
несоответствие внешней невзрачности и внутреннего
величия неравнодушных людей и стремится восславить
их, обратить внимание читателя на лучшие качества,
которыми эти люди обладают. Троепольский желает
им счастья и призывает отдохнуть душой, любуясь
подснежниками в весеннем лесу.

3. Начало сочинения – Интеллигентными людьми сейчас
обычно называют тех, кому по
обоснование своей
роду деятельности приходится
позиции.
заниматься умственным трудом:
учителей, врачей, инженеров. Но
на мой взгляд, не каждый, кто
занимается интеллектуальной
деятельностью, достоин
называться интеллигентом. В
моём понимании интеллигентный
человек – это человек глубоко
порядочный, совестливый,
честный по отношению к
окружающим людям и к самому
себе. Читая текст С. Залыгина, я
ещё раз утвердился в своём
мнении по этому вопросу.

4. Начало сочинения
– краткое сообщение
о писателе,
являющемся автором
текста: о связи
проблемы, поднятой
в тексте, с общей
направленностью его
творчества; о
личности писателя,
оказавшегося
неравнодушным к
проблемам
современности; об
обстоятельствах его
жизни, которые
связаны с мыслями,
изложенными в
тексте.
1) Александр Исаевич Солженицын – один из писателей, который
всегда остро ощущал личную причастность ко всему
происходящему в России. В своих произведениях он поднимал
проблемы, связанные с историей России и русского народа и с
современным состоянием общества. Размышляя о малом, этот
писатель приходит к важным философским обобщениям,
выражает мысли, которые помогают нам понять себя и своё
место в мире.
В тексте-размышлении о маленьком утёнке автор
утверждает, что человек, несмотря на величайшие
достижения в области науки и техники, не должен считать
себя всесильным, потому что сам не способен вдохнуть ни в
одно существо живую душу. Человек обязан бережно
относиться ко всему живому, учитывая индивидуальность и
неповторимость каждого живого существа.
2) Владимир Солоухин – один из тех писателей, о ком с полным
правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают
описания природы, созданные им, удивительно точны,
эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В
своём творчестве Солоухин не раз поднимал проблему
взаимоотношений человека и природы. Эту проблему писатель
ставит и в тексте о прекрасном росном утре.

10. Обратите внимание!

Вступление, несущее в себе
информацию о личности писателя, и
должно быть напрямую связано с
содержанием анализируемого текста
и замыслом сочинения ученика и
должно соответствовать требованию
смысловой целостности сочинения.
Такая связь вступительной части с
последующей продемонстрирована в
первом примере (предыдущий
слайд).

11.

5. Начало сочинения –
лирическое
размышление.
1) Школа… Какая нежность переполняет мою душу при
произнесении этого слова, сколько счастливых
воспоминаний о событиях школьной жизни мгновенно
проносится передо мной! Учителя в течение многих
лет заботились о нас, окружали теплом и лаской,
помогали в трудные минуты нашей жизни. Я всегда с
большим трепетом буду вспоминать счастливые
школьные годы и мысленно благодарить учителей за
сформированные ими человеческие качества, свойства
характера, которые всегда будут помогать мне в
жизни.
Именно к проблеме влияния школы на формирование
характера человека обращается в своём тексте
выдающийся русский педагог В. Сухомлинский.
2) Природа! Какая красота и мощь звучит в этом слове,
как много смысла скрыто в нём! В течение многих веков
люди пытались познать природу, проникнуть в её
тайны. Множество стихов, песен, сказок люди сложили
о матушке-природе, многие талантливые писатели
воспевали её в своих произведениях. Торжествующий
гимн удивительной красоте летнего утра звучит и в
тексте В. Солоухина, размышляющего о возможности
полной гармонии человека и природы.

12. Обратите внимание!

Лирическое размышление
предполагает предельную
искренность, готовность к
откровению и в то же время
требует умения подчинить поток
нахлынувших чувств строгой
целесообразности,
продиктованной требованием
содержательного, смыслового и
стилевого единства, а также
требованием соразмерности
композиционных частей
сочинения.

13.

6. Начало сочинения –
аналитическое
обобщениеразмышление в связи с
проблемой,
поставленной автором
текста.
1) В жизни редко бывает так, что люди оказываются
абсолютно согласны друг с другом. Человек всегда склонен к
сомнению, поэтому часто не доверяет окружающим,
пытается переспорить других, доказать свою правоту.
Понаблюдав за участниками словесных баталий, Л. Павлова
описывает несколько разновидностей манеры вести
дискуссию и обращает внимание читателя на различия в
поведении полемистов, предлагая нам подумать над тем,
какая тактика будет способствовать успеху обсуждения.
2) Каждый человек в современном мире стремится получить
хорошее образование. А задумывался ли кто-нибудь о том,
что стоит за этим понятием и каков должен быть объём
знаний образованного человека? Я думаю, вряд ли… Мы редко
размышляем об этом, озабоченные выбором престижных
вузов и востребованных сегодня специальностей. А текст С.
Кокориной заставляет подумать о том, что такое
настоящее образование и какой человек с полным правом
может считать себя образованным.
Такое вступление, как правило, требует вначале более
широкого определения и краткого изложения своего видения
проблемы (проблематики), заявленной автором, а затем
сужения рамок означенной проблемы до определения
вопроса, поднимаемого автором в анализируемом тексте.

14.

7. Начало сочинения
– использование
цитаты, взятой из
текста или из других
источников.
3) «Больше всех говорит тот, кому нечего сказать» – этими
словами Льва Николаевича Толстого как нельзя лучше можно
охарактеризовать манеру ведения вести спор некоторых
участников дискуссий, о которых говорит в своём тексте Л.
Павлова.
4) Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам –
эти бессмертные строки А. С. Пушкина вспоминались мне,
когда я читал текст Ф. Искандера.
Высказывание писателя в данном случае должно
будет содержать одну из основных мыслей текста и в то
же время давать возможность выхода на анализ его
проблематики. Иллюстрацией выхода через цитату на
проблематику всего текста является второй пример
(см. предыдущий слайд).

15.

7. Начало сочинения
– использование
цитаты, взятой из
текста или из других
источников.
1) «Человек летал. Человек полетит. Человек пришёл в мир
для безмерной свободы, творчества и счастья», –
убеждённо говорит в своём тексте Александр Куприн. Эти
слова были произнесены около столетия назад, и сейчас мы
можем сказать: вера писателя в безмерные возможности
человека, в его способность к творчеству, в силу его
стремлений к свободе, которую может подарить полёт,
была не напрасной.
2) «Равнодушие к нуждающимся в помощи – это один из
самых опасных пороков», – утверждает В. Сухомлинский. С
этим утверждением нельзя не согласиться. Но очень часто
в наше время помощью, в которой нуждаются люди,
оказывается вовремя сказанное доброе слово. А всегда ли мы
ведём себя по отношению к окружающим как
неравнодушные люди, свободны ли мы от порока
равнодушия и не слишком ли часто за нашими словами
привета, пожелания или благодарности, обращёнными к
собеседнику, скрывается обычное безразличие? Об этом я
задумалась, прочитав текст В. Сухомлинского.

16. Задание

Напишите свой вариант
начала сочинения по
тексту В.Ф.Тендрякова,
выбрав любой из
предложенных
вариантов.

17.

18. Литература

ФИПИ Унифицированные учебные
материалы для подготовки
экспертов предметных комиссий ЕГЭ
2016 года

Задания части 2. – М., Экзамен, 2018
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык.
Практикум. Часть 2. Работа над

Подойдет? Мне поставят за сочинение 0 баллов? Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой. Мы, это так - остатки разбитых за Доном частей, докатившихся до Сталинграда. Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы - счастливцы, какой-никакой отдых от окопов. Отдых… два свинцово-тяжелых сухаря на день, мутная водица вместо похлебки. Отправку на фронт встретили с радостью. Очередной хутор на нашем пути. Лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку. Через полчаса старшина вернулся. - Ребята! - объявил он вдохновенно. - Удалось вышибить: на рыло по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцати граммов сахара! Кто со мной получать хлеб?.. Давай ты! - Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем. у меня вспыхнула мыслишка… о находчивости, трусливая, гаденькая и унылая. Прямо на крыльце я расстелил плащ-палатку, на нее стали падать буханки - семь и еще половина. Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил ее себе на плечо. Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. К полученному хлебу никто не прикасался, кроме него и меня. Я вор, и сейчас, вот сейчас, через несколько минут это станет известно… Да, тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. Как и я! В жизни мне случалось делать нехорошее - врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я наткнулся на чужой перепутанный перемет, на котором сидел голавль, и снял его с крюка… Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание - надо было дочитать книгу, подрался снова - так тот сам полез первый, снял с чужого перемета голавля - но перемет-то снесло течением, перепутало, сам хозяин его ни за что бы не нашел… Теперь я и не искал оправданий. Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку! С обочины дороги навстречу нам с усилием - ноет каждая косточка - стали подыматься солдаты. Хмурые, темные лица, согнутые спины, опущенные плечи. Старшина распахнул плащ-палатку, и куча хлеба была встречена почтительным молчанием. В этой-то почтительной тишине и раздалось недоуменное: - А где?.. Тут полбуханка была! Произошло легкое движение, темные лица повернулись ко мне, со всех сторон - глаза, глаза, жуткая настороженность в них. - Эй ты! Где?! Тебя спрашиваю! Я молчал. Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щеки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы: - Лучше, парень, будет, коли признаешься. В голосе пожилого солдата - крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. А оно нестерпимее, чем ругань и изумление. - Да что с ним разговаривать! - Один из парней вскинул руку. И я невольно дернулся. А парень просто поправил на голове пилотку. - Не бойся! - с презрением проговорил он. - Бить тебя… Руки пачкать. И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы - темные, измученные походом, голодные, но лица какие-то граненые, четко лепные. Среди красивых людей - я уродлив. Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор.Мелкими поступками раз за разом я завоевывал себе самоуважение - лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей, если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда с кем-то делил его. И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали - нормально. А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других. Больше в жизни я не воровал. Как-то не приходилось.

Личность - тема, не одного меня пугающая своей непосильной сложностью. Формирование личности, ее восприимчивость, зависимость, эмоциональные и рациональные особенности… великие умы блуждали тут, как в лесу, не добираясь до заповедных ответов.

Весь текст: (на ЕГЭ был в сокращённом виде).

Сочинение

Зачастую, совершенные нами когда-либо бесчестные или просто необдуманные поступки, возвращаются снова в виде нравственных и душевных терзаний. В.Ф. Тендряков в данном тексте предлагает нам задуматься над проблемой совести.

Война антигуманна, и во время этих роковых событий трудно сохранить холодность и рассудительность действий. В военное время большинство из поступков совершается на фоне всеобщего голода и страданий, и вместо нравственности и духовности людьми начинают двигать человеческие инстинкты. Рассказчик знакомит нас с историей из своей жизни, в которой он выступает непосредственным участником военных событий. Герой описывает свое состояние как крайне тяжелое: он чувствовал сильный голод и перманентную усталость, и оттого решительнее он пошел на поводу у «мыслишки» - «трусливой», «гаденькой» и «унылой», о чем позже долго жалел. «Мыслишка» эта появилась в тот момент, когда старшина взял рассказчика с собой получать хлеб, и, изнуренный голодом и усталостью солдат, решился украсть из общей массы провизии половину буханки. Герой акцентирует наше внимание на глупости и необдуманности этого поступка, на собственном эгоизме, ведь голодали тогда все, а также на последующих муках совести, и называет этот случай самым отвратительным в своей жизни – а воровать ему приходилось не в первый раз. «Среди красивых людей – я безобразный», - пишет он, называя «красивыми» остальных солдат, и подводит нас к мысли о том, что этот случай воровства стал самым «грязным» и безнравственным в его жизни, и потому больше ему воровать «не приходилось».

Автор считает, что совесть – это ориентир, помогающий человеку совершать поступки, отталкиваясь лишь от нравственных убеждений. Именно совесть дает человеку возможность трезво оценивать себя и свои действия, делая определенные выводы, она же является судьей и исполнителем приговора в том случае, если совершенные человеком поступки расходятся с нормами морали и нравственности.

Нельзя не согласиться с мнением писателя. Я тоже считаю, что совесть – главный судья и помощник человека, способный дать нам возможность на достойное и чистое с точки зрения нравственности существование. Именно совесть не позволяет человеку идти на поводу у «трусливой, гаденькой, унылой» мыслишки и тем самым не падать в собственных глазах и в глазах окружающих.

Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в сложный момент своей жизни решил, следуя своей теории, попробовать переступить в себе человека, убив, как он тогда считал, личность, недостойную существования - старуху-процентщицу. Безусловно, этот поступок не мог пройти бесследно: после содеянного герой долгое время мучился, испытывая нравственные и физические страдания, и помочь ему могли лишь вера и искреннее признание в содеянном. Совесть не давала герою поверить в реальность его антигуманной теории, а пример Сони Мармеладовой показал, что жизнь праведная и «чистая» гораздо гармоничнее, чем жизнь убийцы.

Проблему свести поднимает в своем рассказе «Конь с розовой гривой» и В.П. Астафьев. Главный герой, подталкиваемый соседскими ребятишками, решается на обман бабушки. Украв из корзины, заполненной на продажу земляникой, часть ягод, и положив на их место траву, он надеялся остаться без наказания, однако совесть не заставила себя ждать: она начинает мучить Витю сразу после содеянного, не давая ему спать. Позже мальчик в слезах раскаяния принес бабушке извинения, получив за это долгожданный пряник, а вместе с ним и очень важный нравственный урок.

Таким образом, можно сделать вывод, что, совершая верные с точки зрения совести поступки, мы не только возвышаем себя в собственных глазах, но обретаем внутреннюю гармонию и счастье, что в современных реалиях является уже чем-то исключительным.

(1)До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. (2)Василий Петрович тогда сам начал его:

(3) - Слышали: прямая линия короче кривой - геометрия! (4)И все верят в это, понять не хотят - в жизни-то геометрия совсем иная, там кривые пути всегда прямых короче. (5)А чему вы, преподаватель литературы, детей учите?

(6) - Русской литературе хотя бы. (7)А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. (8)Да, в запутанной, да, в сложной!

(9) - Вы учите - будь только честным и никак по-другому?

(11)- И зла никому не делай - учите?

(13) - И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви - тоже учите?

(15) - А-а! - восторжествовал мой собеседник. - И это не по линеечке жить называется! (16)Не геометрию из книжек преподаёте! (17)3апутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!

(18) - А вам бы хотелось, чтоб я учил - будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильным пасуй, слабому не помогай... (19)Неужели, Василий Петрович, вам хочется такой вот свою дочь видеть?

(20) - Я хочу... - Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. - Одного хочу - чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! (21)Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не потопаешь, огибай постоянно. (22)Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя - ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб... (23)Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо от других не жди. (24)Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. (25)Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась. (26)Вот чего хочу! (27)Ясно ли? (28)Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ножки поклонился.

(29) - Всех этому научить или только одну вашу дочь?

(30) - Всех, всех, чтоб вислоухими не были!

(31) - Так что же получится, Василий Петрович, - все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей... (32)В дурном же мире Соне жить придётся. (33)Не пугает это вас?

(34) - А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стоит? (35)И сменять его на другой какой, получше, нельзя - один всего. (36)Выхода нет - приспособляйся к нему.

(37) - Сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то исправить его...

(38) - Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. (39)На что мне весь мир! (40)Могу ли я с ним, со всем миром, справиться? (41)Иль надеяться могу, что справится Сонька? (42)С ума ещё не сошёл - ни себя, ни её Наполеоном великим не считаю! (43)Я маленький человек, и она в крупную не вырастет.

(44)Нужно мне совсем мало - чтоб дочь родная счастливо жила. (45)А остальные уж пусть сами как-нибудь без меня устраиваются... (46)А вы!

Тендряков Владимир Фёдорович (1923-1984) - прозаик, автор остроконфликтных повестей о деревне, духовно-нравственных проблемах общества.

Основные проблемы:

1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения (Чему нужно учить детей? Как в этом помогает русская литература?)

2. Проблема взаимоотношений человека и мира (Может ли человек в одиночку изменить мир, сделать его лучше?)

1. Детям нужно прививать вечные нравственные ценности: быть честным, добрым, сохранять чувство собственного достоинства, и русская литература в этом помогает. В основе воспитания должны лежать истинные ценности; воспитатель должен опираться на лучшие качества в человеке, а не воспитывать пройдох и приспособленцев.