По какому календарю мы сейчас живем. Чем григорианский календарь отличается от юлианского

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан – Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был “солнечным” календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.

Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

За реформу выступали также папы Сикст IV, Климент VII. Работу над календарем, в числе прочих, вел орден иезуитов.

Юлианский и Григорианский календари – какой популярнее?

Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников.

Россия приняла реформу в числе последних. В 1917 году, сразу после Октябрьского переворота “мракобесный” календарь заменили на “прогрессивный”. В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на “новый стиль”, но даже при давлении на Святейшего Патриарха Тихона, от Церкви последовал категорический отказ. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю.

Вопрос о календарях – это также богословская проблема. Несмотря на то, что Папа Григорий XIII считал основном вопросом астрономический, а не религиозный аспект, позднее появились рассуждения о правильности того или иного календаря по отношению к Библии. В православии считается, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение пасхалии. Ученый-астроном профессор Е.А. Предтеченский в своей работе «Церковное время: счисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи» отмечал: «Этот коллективный труд (Прим.ред. – пасхалия), по всей вероятности многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остаётся непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является, по сравнению с александрийской, до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всём том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает ещё и предположенной цели» . Кроме того, схождение Благодатного огня у Гроба Господня совершается в Великую Субботу по юлианскому календарю.

Как известно, Русская Православная Церковь пользуется в своем богослужении юлианским календарем, в то время как Российское государство, вместе с большинством стран, с некоторых пор пользуется календарем григорианским. При этом и в самой Церкви, и в обществе время от времени раздаются голоса, призывающие перейти на новый стиль.

Аргументы защитников юлианского календаря, которые можно встретить в православной печати, в основном сводятся к двум. Первый аргумент: юлианский календарь освящен многовековым использованием в Церкви, а веских причин отказываться от него нет. Второй аргумент: при переходе на "новый стиль" с сохранением традиционной пасхалии (системы вычисления даты праздника Пасхи) возникает множество несообразностей, и неизбежны нарушения богослужебного Устава.

Оба эти аргумента для верующего православного человека вполне убедительны. Однако они как бы не касаются юлианского календаря как такового. Ведь Церковь не создала новый календарь, а приняла тот, который уже существовал в Римской империи. А что если календарь был бы другим? Быть может, тогда именно тот, другой, календарь был бы освящен богослужебным использованием, именно с его учетом была бы составлена пасхалия?

Данная статья представляет собой попытку рассмотреть некоторые аспекты календарной проблемы, предоставляя читателю материал для самостоятельных размышлений. Автор не считает нужным скрывать свои симпатии по отношению к юлианскому календарю, однако отдает себе отчет в том, что как-либо доказать его преимущество невозможно. Так же, как недоказуемо преимущество богослужебного церковно-славянского языка перед русским или икон преп. Андрея Рублева перед живописью Рафаэля.

Изложение будет вестись в три этапа: сначала краткие выводы, затем более подробное математическое обоснование и, наконец, небольшой исторический очерк.

Для измерения времени и составления календаря может служить любое явление природы, если оно равномерно и периодически повторяется: смена дня и ночи, смена фаз Луны, времен года и пр. Все эти явления связаны с определенными астрономическими объектами. В книге Бытия читаем: И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для… времен, и дней, и годов... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды (Быт. 1, 14-16). Юлианский календарь составлен как раз с учетом трех основных астрономических объектов - Солнца, Луны и звезд. Это дает основания считать его подлинно библейским календарем.

В отличие от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект - Солнце. Он составлен таким образом, чтобы точка весеннего равноденствия (когда равны продолжительности дня и ночи) по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта. При этом разрушилась связь календаря с Луной и звездами; кроме того, календарь усложнился и потерял ритмичность (по сравнению с юлианским).

Рассмотрим одно свойство юлианского календаря, наиболее часто подвергаемое критике. В юлианском календаре точка весеннего равноденствия перемещается назад по календарным датам со скоростью примерно 1 сутки в 128 лет. (Вообще, разница между датами по юлианскому и григорианскому календарям составляет в настоящее время 13 суток и увеличивается на 3 суток за каждые 400 лет.) Это означает, например, что день празднования Рождества Христова, 25 декабря, со временем переместится на весну. Но, во-первых, это произойдет примерно через 6000 лет, а во-вторых, и сейчас в южном полушарии Рождество празднуется даже не весной, а летом (поскольку там декабрь, январь и февраль - летние месяцы).

С учетом всего вышеизложенного можно заключить, что утверждение "григорианский календарь точнее юлианского" далеко не бесспорно. Все здесь определяется критериями точности, а они могут быть разными.

Для обоснования высказанных выше положений приведем некоторые астрономические и арифметические рассуждения и факты.

Одним из основных промежутков времени для нас является год. Но, оказывается, существует несколько разных "видов" года. Упомянем два важнейших для наших рассмотрений.

  • Сидерический, или звездный, год. Именно его имеют в виду, когда говорят, что за год Солнце проходит двенадцать зодиакальных знаков. Например, святитель Василий Великий (IV век) в "Беседах на Шестоднев" пишет: "Солнечный же год есть возвращение Солнца, вследствие собственного его движения, из известного знака в тот же самый знак".
  • Тропический год. Он учитывает смену времен года на Земле.

Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, то есть находится между сидерическим и тропическим годами. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, он весьма близок к тропическому.

Для того чтобы лучше понять эстетику и логику календаря, полезно несколько осветить возникающие при его создании проблемы. Собственно говоря, построение календаря включает в себя две достаточно независимые процедуры. Первая носит эмпирический характер: надо по возможности точно измерить продолжительности астрономических циклов. (Заметим, что продолжительности сидерического и тропического годов были с большой точностью найдены во II в. до Р. Х. греческим астрономом Гиппархом.) Вторая процедура уже чисто теоретическая: на основании проделанных наблюдений составить такую систему измерения времени, которая, с одной стороны, по возможности меньше отклонялась бы от выбранных космических ориентиров, а с другой - была бы не очень громоздкой и сложной.

Пусть, например, требуется составить календарь, ориентированный на тропический год (после того, как измерена продолжительность последнего - 365,24220 суток). Ясно, что каждый год такого календаря должен содержать либо 365, либо 366 суток (в последнем случае год называется високосным). При этом надо постараться чтобы, во-первых, среднее число суток в году было как можно ближе к 365,2422 и, во-вторых, чтобы правило чередования простых и високосных годов было как можно проще. Иными словами, надо определить цикл продолжительностью в N лет, из которых M будут високосными. При этом, во-первых, дробь m/n должна быть как можно ближе к 0,2422, а во-вторых число N должно быть как можно меньше.

Эти два требования противоречат друг другу, поскольку точность достигается лишь ценой увеличения числа N. Самым простым решением проблемы является дробь 1/4, на которой и основывается юлианский календарь. Цикл состоит из четырех лет, каждый четвертый год (порядковый номер которого без остатка делится на 4) - високосный. Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, что на 0,0078 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 128 лет (0,0078 x 128 ~ 1).

Григорианский календарь основывается на дроби 97/400, т.е. в 400-летнем цикле 97 високосных годов. Високосными считаются годы, порядковый номер которых либо делится на 4 и не делится на 100, либо делится на 400. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, что на 0,0003 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 3333 года (0,0003 x 3333 ~ 1).

Из сказанного видно, что преимущество григорианского календаря над юлианским спорно даже в качестве ориентированного лишь на тропический год - точность достигается ценой усложнения.

Рассмотрим теперь юлианский и григорианский календари с точки зрения соотнесенности с Луной.

Смене фаз Луны соответствует синодический, или лунный, месяц, составляющий 29,53059 суток. За это время сменяются все фазы Луны - новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. В один год не укладывается без остатка целое число месяцев, поэтому для построения почти всех действовавших лунно-солнечных календарей применялся 19-летний цикл, носящий имя греческого астронома Метона (V в. до Р. Х.). В этом цикле выполняется соотношение

19 годов ~ 235 синодическим месяцам,

т. е. если начало некоторого года совпадает с появлением на небе новой Луны, то это совпадение будет иметь место и через 19 лет.

Если год григорианский (365,2425 суток), то погрешность метонова цикла составляет

235 x 29,53059 - 19 x 365,2425 ~ 0,08115.

Для юлианского года (365,25 суток) погрешность меньше, а именно

235 x 29,53059 - 19 x 365,25 ~ 0,06135.

Таким образом получаем, что юлианский календарь лучше соотнесен с изменениями фаз Луны (см. также: Климишин И.А. Календарь и хронология. - 3-е изд, перераб. и доп. - М., Наука, 1990. - С. 92).

В целом юлианский календарь представляет собой сочетание простоты, ритмичности (цикл продолжительностью всего 4 года), гармоничности (соотнесенность сразу с Солнцем, Луной и звездами). Уместно упомянуть и о его практичности: одинаковое число дней в каждом столетии и непрерывный счет времени на протяжении двух тысячелетий (нарушенный при переходе на григорианский календарь) упрощают астрономические и хронологические расчеты.

Два удивительных обстоятельства связаны с юлианским календарем. Первое обстоятельство астрономическое - близость дробной части продолжительности года (как сидерического, так и тропического) к столь простой дроби 1/4 (предлагаем читателю, знакомому с методами проверки статистических гипотез, подсчитать соответствующую вероятность). Однако еще удивительнее второе обстоятельство - при всех своих достоинствах юлианский календарь никогда и нигде не применялся вплоть до I в. до Р. Х.

Предшественником юлианского календаря можно считать календарь, на протяжении многих столетий применявшийся в Египте. В египетском календаре каждый год содержал ровно 365 дней. Разумеется, погрешность этого календаря была очень большой. Примерно за полторы тысячи лет день весеннего равноденствия "пробегал" все числа календарного года (который состоял из 12 месяцев по 30 дней и еще пяти дополнительных дней).

Около 1700 г. до Р. Х. северная часть дельты Нила попала под владычество кочевых племен гиксосов. Один из правителей-гиксосов, составивших XV династию Египта, провел календарную реформу. Через 130 лет гиксосы были изгнаны, традиционный календарь восстановлен, и с тех пор каждый фараон, вступая на престол, давал клятву не менять длины года.

В 238 г. до Р. Х. правивший в Египте Птолемей III Евергет (потомок одного из военачальников Александра Македонского) попытался провести реформу, добавив в каждые 4 года дополнительный день. Это сделало бы египетский календарь практически тождественным юлианскому. Однако по неизвестным причинам реформа не была осуществлена.

И вот приблизилось время боговоплощения и основания Церкви. Уже ходили по земле Палестины некоторые из участников событий, описанных евангелистами. С 1 января 45 г. до Р. Х. в Римской империи по приказу Гая Юлия Цезаря (100-44 гг.) был введен новый календарь. Этот календарь, называемый теперь юлианским, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. С тех пор до XVI века, т. е. примерно 1600 лет, Европа жила по юлианскому календарю.

Чтобы не уклониться от нашей темы, мы не будем рассматривать календарные системы разных стран и народов. Заметим, что некоторые из них довольно-таки неудачны (одним из худших, кажется, был календарь, применявшийся в Римской империи до введения юлианского). Упомянем лишь один календарь, интересный тем, что в нем календарный год ближе к тропическому, чем у созданного позже григорианского. С 1079 г. до середины XIX в. в Иране действовал персидский календарь, разработанный комиссией под руководством ученого и поэта Омара Хайяма (1048-1123). Персидский календарь основан на дроби 8/33, т. е. цикл составляют 33 года, из которых 8 високосных. Високосными были 3-й, 7-й, 11-й, 15-й, 20-й, 24-й, 28-й и 32-й годы цикла. Средняя продолжительность года в персидском календаре составляет 365,24242 суток, что на 0,00022 больше, чем в тропическом. Погрешность в одни сутки накапливается за 4545 лет (0,00022 x 4545 ~ 1).

В 1582 году папой Григорием XIII был введен григорианский календарь. При переходе от юлианского календаря к григорианскому были выброшены 10 дней, т. е. после 4 октября шло сразу 15 октября. Календарная реформа 1582 года вызвала множество протестов (в частности, против нее высказались почти все университеты Западной Европы). Тем не менее католические страны по понятным причинам практически сразу перешли на григорианский календарь. Протестанты делали это постепенно (например Великобритания - лишь в 1752 году).

В ноябре 1917 года, сразу после захвата большевиками власти в России, вопрос о календаре был поставлен на обсуждение Совнаркома РСФСР. 24 января 1918 года был принят "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря".

Поместные Православные Церкви придерживались юлианского календаря до 20-х годов XX века, когда Вселенский (Константинопольский) Патриархат отказался от него. Главной целью этого решения было, по-видимому, празднование христианских праздников совместно с католиками и протестантами.

В течение последующих десятилетий новый стиль приняло большинство Поместных Церквей, причем формально переход был осуществлен не на григорианский, а на так называемый новоюлианский календарь, основанный на дроби 218/900. Впрочем, до 2800 года он полностью совпадает с григорианским.

Выражается в совместном праздновании Пасхи Христовой и связанных с ней так называемых переходящих праздников (единственным исключением является Финляндская Православная Церковь, которая празднует Пасху в один день с западными христианами). Дата Пасхи вычисляется по особому лунно-солнечному календарю, неразрывно связанному с юлианским. Вообще, способ вычисления даты Пасхи - важнейший пункт сравнения юлианского и григорианского календарей как церковных. Однако эта тема, требующая как научного, так и богословского рассмотрения, выходит за рамки данной статьи. Отметим лишь, что создатели православной пасхалии достигли той же цели, что и создатели юлианского календаря - максимально возможная простота при разумном уровне точности.

Традиционно для Руси вопрос календаря был непростым и запутанным. Начиная со времён крещения Руси Владимиром Великим, только официальное летоисчисление менялось приблизительно пять раз. При всей этой календарной неразберихе, которая здорово усложняет работу историков, параллельно существовал также традиционный славянский календарь! Но откуда же взялась такая путаница?

Путаница первая, или Византийский календарь

После перехода восточных славян в лоно византийской христианской церкви (до непосредственного раскола на православную и католическую), вместе с новой религией на Русь приходит и новый календарь: византийский. Здесь и возникает первая особенность русского летоисчисления. Дело в том, что византийский календарь (введенный, кстати в 988) предполагает день 1 сентября началом нового года. На Руси же новый год было принято отсчитывать с начала марта. Позже это привело к разногласиям среди летописцев: когда же отсчитывать начало года?

Часть грамотных мужей посчитала правильным считать от первого марта до введения календаря, т.е. год начинался на полгода раньше византийского. Часть — с первого марта уже после введения, год в стольном Киеве начинался на шесть месяцев позже, чем в Константинополе. Эти две нормы ведения календаря получили названия соответственно «ультрамартовская» и «мартовская». К ужасу историков и богословов, в некоторых летописях и житиях святых применяют сразу обе традиции! Помимо этого, в народе ходил свой, народный календарь, к тому же разный в каждом отдельном регионе!

Всё это создавало трудности в государственном управлении, особенно в такой обширной стране как Русь. Усугубились календарные проблемы с приходом орд монголов. Лишь в 1492 году крепкий государственник и собиратель земель русских Иван III положил конец хронологическому хаосу. При нём в наших широтах Новый год начал приходить в один конкретный день: 1 сентября.

Пётр I, Европа и Юлианский календарь

На долгих двести лет закрепился сентябрьский календарь. А 9 июня 1725 года родился человек, который сыграет огромную роль в истории России, изменив страну до неузнаваемости. Изменит он и календарь.

По большому счёту, особых отличий между византийским календарём и юлианским (доминирующим на тот момент в Европе) не наблюдалось. Основным моментом преткновения стала точка отсчёта времени. В Византии, а потом и на Руси летоисчисление велось «от сотворения мира», т.е. 5509 года до Рождества Христова. Новый год, как сказано выше, отмечался в сентябре. В остальном же Юлианский и Византийский календарь были практически идентичными.

Юлианским называется календарь, введенный ещё Юлием Цезарем в 45 году до н.э. и позже признанный христианской церковью как канонический. После раскола церквей католическая церковь начала отсчитывать время от рождения мессии – Иисуса Христа.

Большой любитель всего западного, неутомимый и энергичный реформатор Пётр решил приблизить Россию к Западной цивилизации, введя новый календарь.

Такой шаг имел ряд причин:

  • необходимость облегчения торговли и прочих контактов с Европой, что привело к экономическим и культурным победам петровской России;
  • возможность «положить на лопатки» старообрядцев в вопросах богословия (ведь византийский календарь обещал конец света в 1492 году);
  • возможность ускорить развитие экономики, перенеся празднования Нового года на зиму (да, традиция отмечать этот праздник на Руси не менялась никогда).

Определённое неприятие нововведения, конечно, было. Но юлианскому календарю удалось закрепиться в России вплоть до 1918 года. Современная православная церковь в России, Украине, Беларуси и ряде других стран пользуется именно юлианским календарём до сегодняшнего дня.

В 1918 году Временное правительство издало декрет о переходе России на григорианский календарь.

Современный, официальный календарь России

В странах Западной Европы переход к григорианскому календарю начали осуществлять ещё с конца XVI века. Необходимость введения нового календаря заключалась в том, что юлианский календарь был менее точен по отношению к астрономическому году. Это привело к разрыву в 10 дней и сдвигам даты Пасхи. Папа римский Григорий XIII провозгласил о реформе летоисчисления.

Как и в юлианском календаре, летоисчисление начинается от Рождества Христова. Разница состоит лишь в правилах определения високосного года (год високосный, если его номер можно поделить на 400 (2000) или номер делится на 4, но при этом не делится на 100 (2016)) и более точном счёте времени суток.

К началу XIX века большинство стран Запада (а также их колонии) пользовались григорианским календарём. Россия снова оказалась в своеобразной изоляции от остального мира. Учитывая традиционный русский консерватизм, переходить на новый календарь правительство в лице императорского дома не спешило.

Часто это приводило к курьёзам и даже серьёзным проблемам: например, знаменитая битва при Аустерлице закончилась неудачно для России и Австрии из-за «календарной» разницы. Вот такое вот «небо Аустерлица».

Уже с середины XIX века русские купцы при внешних торговых операциях пользовались григорианским календарём, позже это стало частью дипломатической практики Российской империи. Существует мнение, что переход рано или поздно бы произошёл. Революция только ускорила этот процесс.

Так по какому календарю всё-таки живёт Россия?

Официальным календарём на территории Российской Федерации является григорианский календарь . Использовать данную календарную традицию обязаны органы законодательной, исполнительной и судебной власти во всех регионах. Представители таких традиционных для РФ конфессий как буддизм, ислам, иудаизм во внутренней документации имеют право использовать традиционные календари.

Русская православная церковь каноничной считает юлианскую традицию (т.н. Старый стиль). Религиозные праздники, считающиеся выходными в РФ, отсчитываются по юлианскому календарю с переводом даты на григорианский. Например, Рождество (25 декабря по юлианскому календарю) является государственным праздником и выходным днём, припадающим на 7 января по григорианскому стилю.


Мы - православные живем по григорианскому календарю, т.е. по старому стилю. Католический же мир живет по юлианскому календарю. В отличие от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект - Солнце.
Григорианский календарь основывается на дроби 97 / 400, т.е. в 400-летнем цикле 97 високосных годов.
Само слово календарь происходит от латинского Calendae, что означает «время уплаты долгов». Календами начинался каждый месяц римского гражданского календаря, учрежденного еще Нумой Помпилием и ставшего прототипом для последующих Юлианского и Григорианского календарей. Самыми важными Календами в течение года были, разумеется, январские Календы, с которых собственно и начинался новый год римского календаря. 1 января в Риме сменяли друг друга на высшем государственном посту консулы, передавая преемникам дела и долги государства. Сейчас уже люди не задумываются о том, что 1 января - время необходимой уплаты по долгам и процентам, а празднование Нового года в день уплаты долгов обрекает празднующих на постоянную зависимость от государства, поставившего всех граждан в положение должников. Жить по Григорианскому либо по Юлианскому календарю - значит признавать себя должником и нести на себе бремя ответственности за то, что изменить мы не в силах.
Известно, что два века Новый Год отмечался в Российском государстве 1-го сентября.
Петр I решил сравнять Российское летоисчисление с европейским, и предписал вместо 1 января 7208 г. "oт сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа". Так же был перенесен гражданский новый год на 1 января. Год 1699-й был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т. е. 4 месяца. Впрочем, не желая конфликтов с приверженцами старины и церковью, в указе царь сделал оговорку: “А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду свободно".
В последствии произошел переход на григорианский стиль. Князь Ливен, министр народного просвещения, об этом событии писал в 1830 г. так: "вследствие невежества народных масс неудобства, сопряженные с реформою, далеко превысят ожидаемые выгоды".
Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. было утверждено, что после 31 января шло уже не 1 февраля, а сразу 14-е.
Современный мир живет по разным календарям. Вот некоторые из них.
Так, во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии уже несколько тысячелетий действует восточный календарь. Он был составлен во времена легендарного императора Хуан-ди в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему и очень сильно отличается от европейской системы исчисления. Она основана на астрономических циклах Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы. Наиболее важным для жизни кочевников, а в те времена основными народами Востока были кочевые племена, считался 12-летний период Юпитера. Древние китайцы и японцы верили, что нормальное движение Юпитера приносит блага и добродетели.
В странах, исповедующих ислам действует сламский календарь (или Hijri) чисто лунный календарь. Год содержит 12 синодических месяцев и его длина только 12*29.53=354.36 дней. Календарь основан на Коране (сура IX, 36-37) и его соблюдение - священная обязанность мусульман.
Исламский календарь - официальный календарь Саудовской Аравии и стран персидского залива. Остальные мусульманские страны используют его только для религиозных целей и григорианский в качестве официального.
Существеет и иудейский календарь. Он является иудейским религиозным календарем и официальным календарем Израиля. Это комбинированный солнечно-лунный календарь, в котором год совпадает с тропическим, а месяцы с синодическими.
Обычный год состоит из 353, 354 или 355 дней - 12 месяцев, високосный из 383, 384 или 385 дней - 13 месяцев. Они соответственно именуются, "неполный", "правильный" и "полный".

С 14 февраля 1918 года, уже целых сто лет, Россия живет по «новому стилю». В чем особенности григорианской системы летоисчисления?

В большинстве стран мира система летоисчисления основана на циклическом вращении Земли вокруг Солнца. Этот солнечный календарь называют григорианским — в честь папы римского Григория XIII, по указу которого он был впервые введен взамен юлианского. По какому же принципу он функционирует?

Почему «завернули» календарь Юлия Цезаря

Современный календарь берет начало от древнеримского юлианского календаря, введенного Юлием Цезарем с 1 января 45 года до нашей эры и в сегодняшней России называемого «старым стилем». В юлианском календаре год начинался 1 января и включал, в среднем, 365,25 суток, то есть 365 дней и шесть часов.

Юлий Цезарь и папа римский Григорий XIII

Однако в результате многолетних наблюдений астрономы установили, что средняя продолжительность солнечного, или тропического, года — временного периода, за который Солнце завершает один цикл смены времен года, например, проходя между точками весеннего равноденствия либо от одного дня летнего солнцестояния до другого, — составляет 365,2422 суток. Иными словами, тропический год на 11 минут 14 секунд короче, чем год по юлианскому календарю. Такое несовпадение привело к тому, что каждые 128 лет в юлианском календаре накапливался один лишний день. К XVIвеку разница составила целых десять суток.

И 4 октября 1582 года в целом ряде государств, где исповедовалось католичество, юлианский календарь был заменен на более точный — григорианский, принятый на основе постановления папы римского Григория XIII. Постепенно на него перешли почти все остальные страны мира. Россия ввела григорианский календарь только в 1918 году. Одними из самых последних принявших его стран стали Турция (1926) и Китай (1949).

Структура новой календарной системы

Реформа 1582 года заключалась в том, что десять лишних дней просто вычеркнули, и следующим днем после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Систему исчисления времени привели в соответствие циклическому обращению Земли вокруг Солнца. Продолжительность года была принята равной 365,2425 суток, то есть 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Правило високосных лет изменили, и средний календарный год стал лучше соответствовать году солнечному (тропическому).

Начиная с 1582 года високосным, когда вводится дополнительный день (29 февраля), год является в двух случаях: либо он кратен 4, но при этом не кратен 100, либо кратен 400. Так, следующим високосным годом будет 2020-й. Правда, распределение високосных лет таково, что несоответствия с протяженностью тропического года все равно не избежать. Однако оно ничтожно: по итогам подсчетов, за 10 тысяч лет разница составит всего лишь одни сутки.

Наступают периоды, когда Солнце «останавливается». В году два солнцестояния: зимнее (когда солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом) и летнее (когда солнце находится наиболее высоко над горизонтом). В это время наблюдаются соответственно самый короткий день (с самой продолжительной ночью) и самая короткая ночь (с самым длинным днем). В северном полушарии зимнее солнцестояние приходится на 21 и 22 декабря, а летнее — на 21 и 22 июня. В южном полушарии все наоборот: 21 и 22 декабря происходит летнее, а 21 и 22 июня — зимнее солнцестояние. Но поскольку каждые четыре года наступает год високосный, эти даты могут немного смещаться.

Почему мы живем по григорианскому календарю
С 14 февраля 1918 года, уже целых сто лет, Россия живет по "новому стилю". В чем особенности григорианской системы летоисчисления?

Источник: www.dw.com

bu_l

Мусорный ветер

Григорианский календарь основывается на дроби 97 / 400, т.е. в 400-летнем цикле 97 високосных годов.

Само слово календарь происходит от латинского Calendae, что означает «время уплаты долгов». Календами начинался каждый месяц римского гражданского календаря, учрежденного еще Нумой Помпилием и ставшего прототипом для последующих Юлианского и Григорианского календарей. Самыми важными Календами в течение года были, разумеется, январские Календы, с которых собственно и начинался новый год римского календаря. 1 января в Риме сменяли друг друга на высшем государственном посту консулы, передавая преемникам дела и долги государства. Сейчас уже люди не задумываются о том, что 1 января — время необходимой уплаты по долгам и процентам, а празднование Нового года в день уплаты долгов обрекает празднующих на постоянную зависимость от государства, поставившего всех граждан в положение должников. Жить по Григорианскому либо по Юлианскому календарю — значит признавать себя должником и нести на себе бремя ответственности за то, что изменить мы не в силах.

По какому календарю живёт Россия?

Календарь – вопрос непростой

Путаница первая, или Византийский календарь

После перехода восточных славян в лоно византийской христианской церкви (до непосредственного раскола на православную и католическую), вместе с новой религией на Русь приходит и новый календарь: византийский. Здесь и возникает первая особенность русского летоисчисления. Дело в том, что византийский календарь (введенный, кстати в 988) предполагает день 1 сентября началом нового года. На Руси же новый год было принято отсчитывать с начала марта. Позже это привело к разногласиям среди летописцев: когда же отсчитывать начало года?

Часть грамотных мужей посчитала правильным считать от первого марта до введения календаря, т.е. год начинался на полгода раньше византийского. Часть — с первого марта уже после введения, год в стольном Киеве начинался на шесть месяцев позже, чем в Константинополе. Эти две нормы ведения календаря получили названия соответственно «ультрамартовская» и «мартовская». К ужасу историков и богословов, в некоторых летописях и житиях святых применяют сразу обе традиции! Помимо этого, в народе ходил свой, народный календарь, к тому же разный в каждом отдельном регионе!

Всё это создавало трудности в государственном управлении, особенно в такой обширной стране как Русь. Усугубились календарные проблемы с приходом орд монголов. Лишь в 1492 году крепкий государственник и собиратель земель русских Иван III положил конец хронологическому хаосу. При нём в наших широтах Новый год начал приходить в один конкретный день: 1 сентября.

Пётр I, Европа и Юлианский календарь

На долгих двести лет закрепился сентябрьский календарь. А 9 июня 1725 года родился человек, который сыграет огромную роль в истории России, изменив страну до неузнаваемости. Изменит он и календарь.

По большому счёту, особых отличий между византийским календарём и юлианским (доминирующим на тот момент в Европе) не наблюдалось. Основным моментом преткновения стала точка отсчёта времени. В Византии, а потом и на Руси летоисчисление велось «от сотворения мира», т.е. 5509 года до Рождества Христова. Новый год, как сказано выше, отмечался в сентябре. В остальном же Юлианский и Византийский календарь были практически идентичными.

Юлианским называется календарь, введенный ещё Юлием Цезарем в 45 году до н.э. и позже признанный христианской церковью как канонический. После раскола церквей католическая церковь начала отсчитывать время от рождения мессии – Иисуса Христа.

Большой любитель всего западного, неутомимый и энергичный реформатор Пётр решил приблизить Россию к Западной цивилизации, введя новый календарь.

  • необходимость облегчения торговли и прочих контактов с Европой, что привело к экономическим и культурным победам петровской России;
  • возможность «положить на лопатки» старообрядцев в вопросах богословия (ведь византийский календарь обещал конец света в 1492 году);
  • возможность ускорить развитие экономики, перенеся празднования Нового года на зиму (да, традиция отмечать этот праздник на Руси не менялась никогда).

По какому календарю мы живем

Календарь — система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год — промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия.

Почему Русская Церковь живет по старому стилю? / Православие.Ru

Аргументы защитников юлианского календаря, которые можно встретить в православной печати, в основном сводятся к двум. Первый аргумент: юлианский календарь освящен многовековым использованием в Церкви, а веских причин отказываться от него нет. Второй аргумент: при переходе на "новый стиль" с сохранением традиционной пасхалии (системы вычисления даты праздника Пасхи) возникает множество несообразностей, и неизбежны нарушения богослужебного Устава.

95 лет Россия живет по Григорианскому календарю. Его история и недостатки

Календарь - система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел. Основу современного солнечного календаря составляет тропический год - период времени к моменту возвращения земли к точке весеннего равноденствия равный 365,2422196 средних солнечных суток.

Григорианский календарь — это… Что такое Григорианский…

Китай перешел на Григорианский календарь еще раньше чем Россия. А именно в I9II году после Синьхайской революции, когда была свергнута маньчжурская династия и провозглашена республика. Все таки в то время большое количество стран уже перешли на это летоисчисление.

По какому календарю живёт Россия: от римского Цезаря до римского Папы

Обычно люди мало задумываются о том, какой календарь используется в их стране. Среднестатистический человек воспринимает календарь «по определению»: он просто есть и работает. И только когда христианский мир празднует Рождество, Новый год или Пасху, в наших разговорах начинают мелькать выражения: «новый стиль», «старый стиль», «Старый Новый год». В такие дни часто всплывает вопрос: «А по какому календарю живёт Россия?».

По какому календарю мы живём? — Tatjana Golowina

Календарь — это система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Календари существовали уже 6000 лет назад. Само слово «календарь» пришло из Древнего Рима. Так назывались долговые книги, куда ростовщики ежемесячно заносили проценты. Это происходило в первый день месяца, который раньше называли «календ».

Почему мы живем по григорианскому календарю | DW | 13.02.2018

Всю свою жизнь мы пользуемся календарем. Эта, казалась бы, несложная таблица чисел с днями недели имеет очень древнюю и богатую историю. Известные нам цивилизации уже тогда знали, как разделить год на месяцы и дни. Например, в древнем Египте, основываясь на закономерности движения Луны и Сириуса, был создан календарь. Год составлял примерно 365 дней и делился на двенадцать месяцев, которые, в свою очередь, делились на тридцать дней.

Астрология и компьютеры-2 | По какому календарю мы живем

На пороге новолетия, когда один год сменяет другой, мы и не задумывается о том, по какому стилю живем. Наверняка из уроков истории многие из нас помнят, что когда-то был другой календарь, позже, люди перешли на новый, и стали жить по новому стилю. Давайте поговорим о том, чем отличаются эти два календаря: юлианский и григорианский.

Чем григорианский календарь отличается от юлианского. Юлианский календарь в России

Для всех нас календарь является вещью привычной и даже обыденной. Это древнейшее изобретение человека фиксирует дни, числа, месяцы, сезоны, периодичность природных явлений, которые основаны на системе движения небесных светил: Луны, Солнца, звезд. Земля проносится по солнечной орбите, оставляя позади годы и века.