Писатель Юрий Яковлев. Биография для детей

- (р. 26 июня 1922, Ленинград), российский сценарист. Окончил Литературный институт им. М.Горького (1952). Поэт, писатель, драматург. В кино с 1961 года. Член редколлегии киножурнала «Фитиль», член худ. совета студии «Союзмультфильм». Автор… … Энциклопедия кино

ЯКОВЛЕВ Юрий Яковлевич - (р. 1922), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1944. Пов. «Первая бастилия» (1965) и др. произв. о В. И. Ленине. Сб ки рассказов и повестей, гл. обр. для детей, «Сережкины сны» (1973), «Был настоящим трубачом», «Колыбельная для мужчин»… … Литературный энциклопедический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яковлев. Юрий Яковлев: Яковлев, Юрий Васильевич (род. 1928) советский и российский актёр, народный артист СССР. Яковлев, Юрий Евгеньевич (род. 1992) российский актёр.… … Википедия

- (1922, Ленинград 1996) советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Содержание 1 Биография 2 Творческая деятельность 3 Достижения … Википедия

- (р. 1928), актёр, народный артист СССР (1976). С 1952 в Театре им. Вахтангова. Актёр широкого диапазона, обладающий точным ощущением жанра и стиля; игре свойственны лёгкость и грация, в драматических ролях тонкий психологизм, эмоциональная… … Энциклопедический словарь

Содержание 1 A 2 Б 3 В 4 Г 5 Д … Википедия

Юрий Яковлев: Яковлев, Юрий Васильевич русский актёр. Яковлев, Юрий Яковлевич советский писатель … Википедия

Юрий Яковлевич Яковлев (1922, Ленинград 1996) советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Содержание 1 Биография 2 Творческая деятельность 3 Достижения … Википедия

Юрий Яковлевич Яковлев (1922, Ленинград 1996) советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Содержание 1 Биография 2 Творческая деятельность 3 Достижения … Википедия

Книги

  • Последний фейерверк , Яковлев Юрий Яковлевич. Детский писатель Юрий Яковлев (1922-1995) писал о том, что сам пережил и что знал, и до конца жизни оставался верен этим "горизонтам" . Свои рассказы о войне, о детях, о четвероногих друзьях…
  • Последний фейерверк , Яковлев Юрий Яковлевич. Детский писатель Юрий Яковлев (1922-1995) писал о том, что сам пережил и что знал, и до конца жизни оставался верен этим`горизонтам`. Свои рассказы о войне, о детях, о четвероногих друзьях он…

Я детский писатель и горжусь этим.

Ю. Яковлев

Юрий Яковлевич Яковлев родился 22 июня 1922 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Еще в детстве будущий писатель был членом «Литературного клуба», а его самые первые стихи были напечатаны в школьной стенгазете.

После окончания школы, за полгода до начала Великой Отечественной войны, восемнадцатилетнего Ю. Яковлева призвали в армию. Оттого так правдиво и реалистично в рассказах писателя звучит военная тема. «Моя юность связана с войной, с армией. Шесть лет я был рядовым солдатом», — писал он. Там, на фронте, Ю. Яковлев сначала был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты «Тревога», для которой в часы затишья писал стихи и очерки. Тогда фронтовой журналист и принял окончательное решение стать писателем и сразу после войны поступил в московский Литературный институт им. А.М. Горького.

Самой первой книгой молодого поэта был сборник стихов для взрослых о буднях армии «Наш адрес», напечатанный в 1949 году, позже появились сборники «В нашем полку» (1951) и «Растут сыновья» (1955). Затем у Ю. Яковлева стали выходить тоненькие стихотворные книжечки для детей. Но, как оказалось, поэзия не была его главным призванием. После опубликования в 1960 году небольшой повести «Станция Мальчики» Ю. Яковлев стал отдавать предпочтение прозе. Многогранный и талантливый человек, он пробовал себя и в кино: по его сценариям было снято несколько мультипликационных и художественных фильмов («Умка», «Всадник над городом» и другие).

Ю. Яковлев — один из тех детских писателей, кто искренне интересуется внутренним миром ребенка и подростка. Он говорил ребятам: «Ты думаешь, что... удивительная жизнь где-то далеко-далеко. А она, оказывается, рядом с тобой. В этой жизни много трудного, а порой и несправедливого. И не все люди хороши, и не всегда везет. Но если в твоей груди бьется горячее сердце, оно, как компас, приведет тебя к победе над несправедливостью, оно подскажет тебе, как надо поступать, поможет отыскать в жизни хороших людей. Совершать благородные поступки очень трудно, но каждый такой поступок возвышает тебя в твоих же глазах, и в конечном счете именно из таких поступков складывается новая жизнь».

Своего юного читателя Ю. Яковлев делает собеседником — не оставляя один на один с трудностями, а приглашая посмотреть, как с проблемами справляются его сверстники. Герои рассказов Яковлева — обыкновенные дети, школьники. Кто-то скромный и робкий, кто-то мечтательный и смелый, но всех их объединяет одно: каждый день герои Яковлева открывают что-то новое в себе и в окружающем мире.

«Мои герои — мои бесценные веточки багульника», — говорил писатель. Багульник — это ничем не примечательный кустарник. Ранней весной он похож на веник голых прутиков. Но если эти веточки поставить в воду, произойдет чудо: они зацветут мелкими светло-лиловыми цветочками, в то время когда за окном еще лежит снег.

Такие веточки однажды принес в класс главный герой рассказа «Багульник» — мальчик по имени Коста. Среди ребят он совсем не выделялся, на уроках обычно зевал и почти всегда молчал. «Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами ». Одним словом, Коста был загадкой для класса. И однажды учительница Евгения Ивановна, чтобы понять мальчика, решила проследить за ним. Сразу после школы Коста пошел гулять с огненно-рыжим сеттером, хозяином которого был пожилой человек на костылях; потом побежал к дому, где на балконе его ждал брошенный уехавшими хозяевами боксер; затем к больному мальчику и его таксе — «черной головешке на четырех ножках». В конце дня Коста пошел за город, на пляж, где жил одинокий старый пес, верно ждавший своего погибшего хозяина-рыбака. Домой уставший Коста вернулся поздно, а ведь ему еще уроки надо делать! Узнав тайну своего ученика, Евгения Ивановна посмотрела на него по-другому: в ее глазах Коста стал не просто вечно зевающим на уроках мальчишкой, а человеком, помогающим беспомощным животным и больным людям.

В этом небольшом произведении заключена тайна отношения Ю. Яковлева к своим героям-детям. Писателя волнует, что же позволяет маленькому человеку раскрыться, «распуститься», подобно багульнику. Как неожиданно зацветает багульник, так же с неожиданной стороны раскрываются и герои Ю. Яковлева. А часто бывает у него так, что новое открывает в себе и сам герой. Такой «распустившейся веточкой багульника» можно назвать «рыцаря Васю», героя одноименного рассказа.

В тайне ото всех Вася мечтал стать рыцарем: сражаться с драконами и освобождать прекрасных принцесс, совершать подвиги. Но оказалось, для того чтобы совершить благородный поступок, не нужны блестящие латы. Однажды зимой Вася спас маленького мальчика, тонувшего в проруби. Спас, но скромно промолчал об этом. Его слава незаслуженно досталась другому школьнику, который просто отвел промокшего и испуганного малыша домой. О по-настоящему рыцарском поступке Васи не узнал никто. Эта несправедливость вызывает у читателя чувство обиды и заставляет посмотреть вокруг: может быть, такое бывает не только в книгах, может, происходит где-то рядом с тобой?

В литературе часто один поступок может раскрыть характер героя, по нему можно судить, положительный персонаж его совершил или отрицательный. В рассказе «Баваклава» Леня Шаров забыл купить бабушке глазные капли. Он часто забывал о бабушкиных просьбах, забывал сказать ей «спасибо»... Забывал, пока бабушка, которую он называл Баваклава, была жива. Она всегда была рядом, и потому забота о ней казалась ненужной, несущественной — подумаешь, потом сделаю! Все изменилось после ее смерти. Тогда вдруг очень важным для мальчика оказалось принести из аптеки уже никому не нужное лекарство.

Но можно ли с самого начала однозначно сказать, что Леня — персонаж отрицательный? Часто ли мы в реальной жизни внимательны к своим близким? Мальчик думал, что окружающий мир будет неизменен всегда: мама с папой, бабушка, школа. Смерть нарушила привычный для героя ход вещей. «Всю жизнь он обвинял других: родителей, учителей, товарищей... Но больше всех доставалось Баваклаве. Прикрикивал на нее, грубил. Надувался, ходил недовольным. Сегодня он впервые взглянул на себя... другими глазами. Какой он, оказывается, черствый, грубый, невнимательный!» Жалко, что иногда сознание собственной вины приходит слишком поздно.

Ю. Яковлев призывает быть более чутким к своим родным, друзьям, а ошибки совершают все, вопрос только в том, какие уроки мы из них извлекаем.

Непривычная ситуация, новое, незнакомое чувство может заставить человека не просто раскрыть неожиданные стороны своего характера, но и заставить измениться, преодолеть свои страхи и свою застенчивость.

Рассказ «Письмо Марине» о том, как же трудно, оказывается, признаться в своих чувствах девочке, которая нравится! Кажется, откровенно написать все не сказанное при встрече легко. Как начать обещанное письмо: «дорогая», «милая», «самая лучшая»?.. Столько мыслей, воспоминаний, но... вместо длинного интересного рассказа выходят лишь несколько общих фраз об отдыхе и лете. Но и они значительны для Кости — это первый трудный шаг к общению с девочкой в новой для него ситуации.

Еще труднее проводить девочку домой, преодолев свою застенчивость. Гораздо проще оказалось Киру забраться на скользкую крышу высокого дома и узнать, как же выглядит понравившийся Айне загадочный флюгер («Всадник, скачущий над городом»).

Ю. Яковлева всегда интересовала пора детства, когда, по его словам, «решается участь будущего человека. ...В детях я всегда стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого. Но и взрослый человек для меня начинается с детства».

С уже выросшими героями Ю. Яковлева мы знакомимся в рассказе «Бамбус». Сначала мы видим персонаж будто приключенческого романа, который живет «на краю света, в избушке на курьих ножках», курит трубку и работает предсказателем землетрясений. Приехав в город своего детства, Бамбус разыскивает учеников своего класса: Коржика, который теперь стал майором, Валюсю — врача, Чевочку — директора школы и учительницу Певицу Тра-ля-ля. Но не только для того приехал загадочный Бамбус, чтобы увидеть своих повзрослевших друзей, главная его цель — попросить прощение за давнюю шалость. Оказывается, когда-то, учась в пятом классе, этот Бамбус выстрелил из рогатки и попал в глаз учительнице пения.

Слетел ореол романтики — остался пожилой уставший человек и его злая выходка. Много лет его мучило чувство вины, и приехал он потому, что нет судьи страшнее, чем собственная совесть и нет срока давности у некрасивых поступков.

Не бывает срока давности и у правды. Герой рассказа «А Воробьев стекло не выбивал» Сёмин пытается восстановить справедливость — выяснить, кто разбил стекло в кабинете директора. В хулиганском поступке по привычке обвинили Воробьева. «Если собрать все стекла, разбитые за недолгий век Воробьевым, то их хватит, чтобы застеклить целый дом». Сёмин же знал, что Воробьев в тот день прогуливал школу и выбить стекло не мог. Он не выдал одноклассника, а стал все свои ответы начинать одной и той же фразой: «А Воробьев стекло не выбивал». Несправедливость, обвинение невиновного заставила мальчика упорно искать правды. И учителя, и одноклассники за долгое время школьной учебы стали воспринимать слова Сёмина как чудачество, шутку. Несмотря на это, он в конце концов добился своего: настоящий хулиган признался на выпускном вечере.

Значительное место в творчестве Ю. Яковлева занимает тема войны. Для пережившего ее писателя важно, чтобы дети, родившиеся после салюта Победы, почувствовали себя продолжателями отцовских дел и отцовских подвигов и не забывали павших за Родину.

В маленьком рассказе «Девочки с Васильевского острова» переплетается история и современность. У Тани Савичевой и Вали Зайцевой много общего: и школа, и улица на Васильевском острове Ленинграда. Только первая жила здесь во время почти девятисотдневной блокады Ленинграда, в 1941—1944 годах, а вторая — позже, когда о войне осталась только память. Несмотря на это различие, Валя считает Таню своей подругой, хочет, чтобы о ней помнили, и потому на Дороге жизни — так называлась единственная трасса, связывающая осажденный Ленинград со страной, — помогает возведению памятника. Валя пишет на нем строки из дневника своей подруги: «Умерли все. Осталась одна Таня». За этими скудными строками умирающей маленькой девочки раскрывается трагедия всего блокадного города, всех его жителей.

В 1941 году Таня Савичева вместе с семьей осталась в окруженном немцами Ленинграде. Однажды сестра Нина не вернулась с рабочей смены, и мама отдала Тане на память ее записную книжку. С тех пор девочка стала вести дневник. В нем всего семь страшных записей — семь дат гибели Таниной семьи. Саму Таню, потерявшую сознание от голода, эвакуировали из города, но спасти ее не удалось. После освобождения Ленинграда ее дневник нашли под завалами разрушенного дома. Таня умерла, но эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвинявшего фашизм.

Не допускает автор мысли, что можно забыть не только жестокость войны, но — и это главное! — людей, которые жили в то время, их героизм, их способность оставаться людьми даже в самое страшное время. Тогда проявлялись их настоящие характеры. В обычной жизни нам тоже приходится решать сложные задачи, но на войне часто нельзя отсрочить решение, «переиграть». Здесь выбор, сделанный единожды, заставляет идти до конца. Так в рассказе «Учитель истории» Учитель выбрал смерть вместе со своими маленькими воспитанниками, а не малодушное бегство. Он был уверен, что должен оставаться рядом с детьми, если нет возможности спасти их.

«Дети, — сказал Учитель, — я учил вас истории. Я рассказывал вам, как умирали за Родину настоящие люди. Теперь пришел наш черед. Не плачьте! Поднимите голову выше! Идемте! Начинается ваш последний урок истории».

У каждого из героев Ю. Яковлева своя судьба. В мирной и в военной жизни — во всякое время есть место своим героям и своим подвигам. И Учитель истории, и Таня Савичева, и Баваклава должны остаться в памяти людей. Юный Леня Шаров решает для себя: «Она [бабушка] умрет, когда ее забудут, но пока хоть одно сердце помнит ее, она жива».

«Нет на свете ничего страшнее забвения. Забвение — ржавчина памяти, и она разъедает самое дорогое», — повторяет свою мысль Ю. Яковлев. Одно из произведений он так и назвал — «Память». Рассказ- воспоминание, рассказ-памятник маленькой Лиде Де- меш, тринадцатилетней партизанке, прятавшей мины под своей кроватью. Во время одной из подрывных операций она попала в засаду и была расстреляна. «Передайте маме, что меня ведут на расстрел!» — были ее последние слова.

Лида Демеш — не выдуманный персонаж. Такая девочка действительно была, а писатель лишь продлил ее жизнь в своем рассказе.

Память — та ниша, где хранятся воспоминания о людях и поступках прошлого. «Я хочу своим творчеством сегодня повлиять на завтрашнего взрослого человека. Сделать его благороднее, чище, добрее, отзывчивее к людям. Я стараюсь представить себе детство людей, которые завтра совершат подвиг во имя человека» — так сформулировал Ю. Яковлев цель своего творчества в одном из интервью. Его писательский талант связывает прошлое и настоящее, заставляя читателей задуматься, сопереживать героям рассказов и повестей. Всем строем своих произведений он как бы говорит нам: смотри, читатель, сколько прекрасного вокруг, сколько настоящих героев жило и живет под одним с тобой небом. Следуй за ними, будь, как они, честным, отважным, верь в себя и не падай духом в трудную минуту.

Юрий Яковлевич Яковлев - советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде.
Призван на военную службу в ноябре 1940 года, участвовал в обороне Москвы, ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.
Окончил Литературный институт им. М.Горького (1952). Журналист. "Сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране. Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и шел на торпедном катере по пути дерзкого десанта Цезаря Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии" (из автобиографии).

Творческая деятельность началась с написания стихов. "Писал стихи, когда удавалось и где удавалось. Чаще ночью, при свете коптилки, сделанной из снарядной гильзы. Иногда пристраивался рядом с сапожником в его крохотной землянке.Всю войну был активным военкором газеты "Тревога". В газете часто печатались мои стихи, очерки и материалы о боевом опыте зенитчиков."

Первая книга "Наш адрес" - детская книга, выпущена издательством Детгиз в 1949 году.
Вторая книга - "В нашем полку", где собраны стихи о войне.
Институт окончил будучи автором нескольких книг, членом Союза писателей.
В прозе с 1960 года. Первый рассказ "Станция Мальчики" был напечатан в "Огоньке".
В кино с 1961 г. Член редколлегии киножурнала «Фитиль», член худ. совета студии «Союзмультфильм».
В традиции советской «героической» детской литературы Юрий Яковлев развивает идеи и приёмы Аркадия Гайдара и Юрия Сотника; ряд образов и сюжетов прозы Ю. Я. впоследствии воспроизвёл Владислав Крапивин.
Основные темы прозы Юрия Яковлева - школьный и пионерский быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью.
Основные идеи прозы Юрия Яковлева - благородство как следование внутренним нравственным идеалам вопреки социальной норме («Великое непослушание»), «триумф воли», верность избранному индивидуальному ориентиру («маяку») как источник осмысленности существования, а также проблема истинного и ложного отца (см. «Гамлет»).
Подробно и развёрнуто педагогико-эстетическое учение Юрия Яковлева изложено им в произведении «Мистерия. Страсти по четырём девочкам» (Таня Савичева, Анна Франк, Саманта Смит, Сасаки Садако - персонажи официального советского культа «борьбы за мир»), опубликованном в последнем прижизненном сборнике «Избранное» (1992).

Замечательный детский писатель, сценарист, журналист, автор многих интересных сюжетов детского киножурнала «Ералаш», сценариев к мультфильмам и детским фильмам Юрий Яковлев начинал свой литературный путь как поэт.

Кто из детей не помнит мультфильма о белом медвежонке Умке? А увлекательные истории из жизни взрослых и детей, о льве, живущем в семье, кепке-невидимке или семерых солдатиках.

Парадокс, но прекрасно написанные сказки и повести, талантливые сценарии фильмов этого писателя сегодня иногда воспринимаются как некий анахронизм. Да и вообще, знакомясь с биографией этого незаурядного человека, приходишь к выводу, что, несмотря на удачную карьеру, жизнелюбивый характер и фантастический творческий потенциал, судьбу писателя вряд ли можно назвать счастливой. Почему?

Попробуем поискать ответ на этот вопрос. Юрий Яковлевич Яковлев родился 22 июня 1922 года в тогдашнем Петрограде. Его детство и юность пришлись на становление нового мышления, как тогда считали, на построение новой педагогики и новых принципов воспитания строителей светлого будущего. И мальчик искренне верил в это самое будущее, был пионером, комсомольцем. Все, казалось бы, складывалось вполне закономерно и благополучно для тех времен. Но именно в тот день, когда юноше исполнилось девятнадцать, одна из самых жестоких войн человечества докатилась до его страны.

Патриотически-настроенный Юрий Яковлев находился в рядах Красной армии с ноября 1940. Этому шагу не помешала даже его чрезвычайная любовь к матери. И страшной трагедией для молодого человека стало то, что его мать не эвакуировалась, осталась в блокадном Ленинграде, а впоследствии и погибла там. До конца жизни Юрий не избавится от горечи этой потери и чувства вины перед ней. Сам молодой солдат пройдет всю войну, будет ранен, снова вернется на фронт и именно там начнет писать стихи. Его первые литературные опыты будут опубликованы в одной из фронтовых газет.

Вернувшись к мирной жизни, юноша, который, собственно, еще хорошо той взрослой мирной жизни и не знал, становится перед выбором дальнейшего пути. И выбирает для себя высокую планку - Литературный институт имени Максима Горького! Вскоре в 1949 году, выходит его первая книга «Наш адрес». Затем, в 1961-м, он дебютировал и как киносценарист.

Юрий Яковлев начинает писать в традициях детской «гайдаровской» литературы. Он создает несколько повестей о героях-пионерах времен войны, описывает и школьное, и пионерское житье-бытье. Основной идеей своих произведений писатель провозглашает героизм, чувство благодарности учителю и матери, благородство и соблюдение собственных нравственных идеалов. Основной ценностью в человеческом характере, которую следует воспитывать с детства, он считает доброту к людям и к животным, а также чувство дружбы и верности в отношениях с товарищами. Работает журналистом, ездит по всей стране, от Прибалтики до Курил, но, кроме публицистики, не забывает и о литературной деятельности.

Его признают, ведь общечеловеческие ценности писатель не ставил в противоположность коммунистической идеологии, а наоборот, утверждал, что эти моральные качества присущи именно советским людям. Тогдашней власти это импонировало, поэтому по сценариям Яковлева охотно снимают фильмы, его вводят в редколлегии известного популярного киножурнала «Фитиль» и художественного совета студии «Союзмультфильм». Это был настоящий успех. Но...

Какой-то темный рок бросает тень на темы, за которые берется Юрий Яковлев. Стоило ему увлечься идеей дружбы с диким зверем и написать повесть, а потом и сценарий к фильму «У меня есть лев», как эта почти библейская история заканчивается страшной трагедией. Развернул свое видение педагогического эстетического учения в «Мистерии. Страсти по четырем девочкам », в которой речь идет о персонажах официального советского культа «борьбы за мир», как одна из известных героинь Саманта Смит погибает в авиакатастрофе. Даже повесть и фильм «Верный друг Санчо», о мальчике из одной из стран Латинской Америки «понадобились» только в начале семидесятых прошлого века.

Впрочем, благодаря настоящему незаурядному литературному таланту книги, написанные Яковлевым, легко читаются, их герои вызывают искреннее сочувствие у читателя, а захватывающий сюжет до сих пор привлекает внимание любителей качественной детской литературы.

Еще учась в Литературном институте, Юрий Яковлев знакомится с Николаем Тихоновым, Михаилом Светловым, Агнией Барто. А его соседом был не кто-нибудь, а Рувим Фраерман, известный автор «Дикой собаки динго».

Кстати, сам писатель с детства очень любил животных, поэтому в его творчестве много рассказов о братьях наших меньших. В его доме всегда были четвероногие любимцы - собаки, кошки. Как он сам признавался, никогда не мог избежать соблазна «почесать кого-то за ушком». Юрий Яковлев был убежден, что тот, кто любит собак, не может не любить людей.

«В детях я всегда стараюсь увидеть завтрашнего взрослого человека», - писал он. Может, поэтому так убедительны его маленькие герои. А писать его учил сам Лев Кассиль. И не только учил, был наставником писательского отношения к жизни. Как признавался впоследствии Яковлев, Кассиль был больше, чем учитель и больше, чем друг.

В одной из повестей («Балерина политотдела») Юрий Яковлев описал подлинную историю юных танцовщиков Ленинградского дворца пионеров, которые вместе со своим учителем поехали из блокадного Ленинграда на фронт и дали там более трех тысяч концертов!

Понятен восторг человека, который сам прошел через войну и признавался, что не может не писать о той войне. Но сегодня нам совсем не понятны мотивы взрослых, которые отправляли детей на фронт. Да, были в истории пионеры-герои, но война, видимо, все-таки не место для детей, даже патриотически-настроенных.

Даже в наше время интересно читать и сопереживать героям таких произведений Юрия Яковлевича, как «Девочка, хочешь сниматься в кино?" или «Дочь преферансиста». Там нет лишнего пафоса, зато есть время непростой жизни и настоящие человеческие чувства. Его Малявкин или Рыцарь Вася - внешне обычные, казалось бы, неудачники, над которыми смеются одноклассники. А на самом деле - необычные личности, способные на благородные поступки и восхищение.

«Нет ничего страшнее в мире, чем забвение. Забвение - ржавчина памяти, она разъедает самое дорогое», - писал Юрий Яковлев. Да, забвение - страшная вещь, особенно для писателя. Но еще есть такой фактор, как время. Оно отсеивает все конъюнктурное, несущественное. И оставляет истинные ценности. Если писателю есть что сказать, его будут слушать во все времена.

СССР Род деятельности: Годы творчества: Жанр: Язык произведений: Премии: Награды:

Юрий Яковлевич Я́ковлев (настоящая фамилия - Ховкин ; 26 июня , Петроград - 29 декабря , Москва) - советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, отец израильского религиозного писателя Эзры Ховкина .

Биография

Юрий Ховкин родился в Петрограде; в июне 1940 года был призван на военную службу. В должности химинструктора зенитно-артиллерийского полка участвовал в обороне Москвы , был ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде .

Автор нескольких поэтических книг, многих рассказов и повестей о современных детях и молодежи. Повесть на историко-революционную тематику «Мой боевой друг». Юрий Яковлев - автор «Мистерия. Страсти по четырём девочкам» (Таня Савичева , Анна Франк , Саманта Смит , Сасаки Садако), опубликованном в последнем прижизненном сборнике «Избранное» (1992).

Награды и премии

  • Государственная премия СССР (1985) - за сценарий фильма «Семеро солдатиков» (1983)
  • орден Отечественной войны II степени (6.4.1985)
  • медали

Библиография

  • Растут сыновья. - М., 1955
  • Взвейтесь кострами, синие ночи! - М., 1958
  • О наших детях. - М., 1961
  • Станция «Мальчики» - М., 1961
  • Автобус без кондуктора. - М., 1962
  • Разбуженный соловьями. - М., 1963
  • Собирающий облака. - М., 1963
  • Когда уезжает друг. - М., 1964, 1968
  • Первая бастилия. - М., 1965
  • Письмо с вулканического острова. - М., 1965
  • Гонение на рыжих. - М., 1967
  • Рыцарь Вася. - М., 1967
  • Когда отдыхает парта. - М., 1967
  • Сердце земли. - М., 1967
  • Непослушный мальчик Икар. - М., 1968
  • Мой верный шмель. - М., 1969
  • Бабушкин зонтик. - М., 1970
  • Позавчера была война. - М., 1970
  • Мой боевой друг. - Свердловск, 1970
  • Где стояла батарея. - М., 1971
  • Лев ушел из дома. - М., 1971
  • Реликвия. - М., 1972
  • Багульник. - М., 1972, 1975
  • Жених и невеста. - М., 1974
  • Самая высокая лестница. - М., 1974
  • Сретенские ворота. - М., 1974
  • Был настоящим трубачом. - М., 1976
  • Колыбельная для мужчин. - М., 1976
  • У человека должна быть собака. - М., 1977
  • А Воробьёв стекло не выбивал. - М., 1979
  • Жить нам суждено. - М., 1979
  • Где начинается небо. - М., 1982
  • Родная страна. - М., 1982
  • Двенадцать историй. - М., 1983
  • Неприкосновенный запас. - М., 1983
  • Автопортрет. - М., 1984
  • Кепка-невидимка. - М., 1987
  • Мальчик с коньками. - Кишинев, 1987
  • Саманта. - М., 1987
  • Площадь Восстания. - М., 1989
  • Последний фейерверк. - М., 1985, 1989
  • Верный друг. - М., 1990
  • Непослушный мальчик Икар. - Минск, 1991
  • Избранное. - М., 1992

Фильмография

См. также

Напишите отзыв о статье "Яковлев, Юрий Яковлевич"

Примечания

Ссылки

  • и в MPEG
  • academic.ru
  • «Юрий Яковлев» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Отрывок, характеризующий Яковлев, Юрий Яковлевич

«Им хочется бежать посмотреть, как они его убили. Подождите, увидите. Все маневры, все наступления! – думал он. – К чему? Все отличиться. Точно что то веселое есть в том, чтобы драться. Они точно дети, от которых не добьешься толку, как было дело, оттого что все хотят доказать, как они умеют драться. Да не в том теперь дело.
И какие искусные маневры предлагают мне все эти! Им кажется, что, когда они выдумали две три случайности (он вспомнил об общем плане из Петербурга), они выдумали их все. А им всем нет числа!»
Неразрешенный вопрос о том, смертельна или не смертельна ли была рана, нанесенная в Бородине, уже целый месяц висел над головой Кутузова. С одной стороны, французы заняли Москву. С другой стороны, несомненно всем существом своим Кутузов чувствовал, что тот страшный удар, в котором он вместе со всеми русскими людьми напряг все свои силы, должен был быть смертелен. Но во всяком случае нужны были доказательства, и он ждал их уже месяц, и чем дальше проходило время, тем нетерпеливее он становился. Лежа на своей постели в свои бессонные ночи, он делал то самое, что делала эта молодежь генералов, то самое, за что он упрекал их. Он придумывал все возможные случайности, в которых выразится эта верная, уже свершившаяся погибель Наполеона. Он придумывал эти случайности так же, как и молодежь, но только с той разницей, что он ничего не основывал на этих предположениях и что он видел их не две и три, а тысячи. Чем дальше он думал, тем больше их представлялось. Он придумывал всякого рода движения наполеоновской армии, всей или частей ее – к Петербургу, на него, в обход его, придумывал (чего он больше всего боялся) и ту случайность, что Наполеон станет бороться против него его же оружием, что он останется в Москве, выжидая его. Кутузов придумывал даже движение наполеоновской армии назад на Медынь и Юхнов, но одного, чего он не мог предвидеть, это того, что совершилось, того безумного, судорожного метания войска Наполеона в продолжение первых одиннадцати дней его выступления из Москвы, – метания, которое сделало возможным то, о чем все таки не смел еще тогда думать Кутузов: совершенное истребление французов. Донесения Дорохова о дивизии Брусье, известия от партизанов о бедствиях армии Наполеона, слухи о сборах к выступлению из Москвы – все подтверждало предположение, что французская армия разбита и сбирается бежать; но это были только предположения, казавшиеся важными для молодежи, но не для Кутузова. Он с своей шестидесятилетней опытностью знал, какой вес надо приписывать слухам, знал, как способны люди, желающие чего нибудь, группировать все известия так, что они как будто подтверждают желаемое, и знал, как в этом случае охотно упускают все противоречащее. И чем больше желал этого Кутузов, тем меньше он позволял себе этому верить. Вопрос этот занимал все его душевные силы. Все остальное было для него только привычным исполнением жизни. Таким привычным исполнением и подчинением жизни были его разговоры с штабными, письма к m me Stael, которые он писал из Тарутина, чтение романов, раздачи наград, переписка с Петербургом и т. п. Но погибель французов, предвиденная им одним, было его душевное, единственное желание.
В ночь 11 го октября он лежал, облокотившись на руку, и думал об этом.
В соседней комнате зашевелилось, и послышались шаги Толя, Коновницына и Болховитинова.
– Эй, кто там? Войдите, войди! Что новенького? – окликнул их фельдмаршал.
Пока лакей зажигал свечу, Толь рассказывал содержание известий.
– Кто привез? – спросил Кутузов с лицом, поразившим Толя, когда загорелась свеча, своей холодной строгостью.
– Не может быть сомнения, ваша светлость.
– Позови, позови его сюда!
Кутузов сидел, спустив одну ногу с кровати и навалившись большим животом на другую, согнутую ногу. Он щурил свой зрячий глаз, чтобы лучше рассмотреть посланного, как будто в его чертах он хотел прочесть то, что занимало его.
– Скажи, скажи, дружок, – сказал он Болховитинову своим тихим, старческим голосом, закрывая распахнувшуюся на груди рубашку. – Подойди, подойди поближе. Какие ты привез мне весточки? А? Наполеон из Москвы ушел? Воистину так? А?
Болховитинов подробно доносил сначала все то, что ему было приказано.
– Говори, говори скорее, не томи душу, – перебил его Кутузов.
Болховитинов рассказал все и замолчал, ожидая приказания. Толь начал было говорить что то, но Кутузов перебил его. Он хотел сказать что то, но вдруг лицо его сщурилось, сморщилось; он, махнув рукой на Толя, повернулся в противную сторону, к красному углу избы, черневшему от образов.
– Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей… – дрожащим голосом сказал он, сложив руки. – Спасена Россия. Благодарю тебя, господи! – И он заплакал.

Со времени этого известия и до конца кампании вся деятельность Кутузова заключается только в том, чтобы властью, хитростью, просьбами удерживать свои войска от бесполезных наступлений, маневров и столкновений с гибнущим врагом. Дохтуров идет к Малоярославцу, но Кутузов медлит со всей армией и отдает приказания об очищении Калуги, отступление за которую представляется ему весьма возможным.
Кутузов везде отступает, но неприятель, не дожидаясь его отступления, бежит назад, в противную сторону.
Историки Наполеона описывают нам искусный маневр его на Тарутино и Малоярославец и делают предположения о том, что бы было, если бы Наполеон успел проникнуть в богатые полуденные губернии.
Но не говоря о том, что ничто не мешало Наполеону идти в эти полуденные губернии (так как русская армия давала ему дорогу), историки забывают то, что армия Наполеона не могла быть спасена ничем, потому что она в самой себе несла уже тогда неизбежные условия гибели. Почему эта армия, нашедшая обильное продовольствие в Москве и не могшая удержать его, а стоптавшая его под ногами, эта армия, которая, придя в Смоленск, не разбирала продовольствия, а грабила его, почему эта армия могла бы поправиться в Калужской губернии, населенной теми же русскими, как и в Москве, и с тем же свойством огня сжигать то, что зажигают?