Переход между первой и второй архитектурными картинам Эрехтейона. Портик кариатид

Древняя Греция оставила потомкам много старинных зданий и сооружений, причисленных к чудесам света. Одним из тех, которые не внесены список чудес древнего мира является , возведенный на территории Афинского акрополя.

Храм Эрехтейон в Афинах: история создания

Построен древний храм был в 421-406 годах до нашей эры на территории акрополя. Имени архитектора история не сохранила.

Обычно афиняне посвящали новый храм определенному богу. Не стал исключением и . Его посвятили сразу трём личностям, высоко чтимым в Афинах: богине Афине-Палладе, покровительнице города, властителю морей Посейдону и царю Афин Эрехтею. Именно в честь того, что в его стенах обрел покой последний, святилище и получило своё название. Причем Афине была посвящена восточная часть храма, а остальным – западная.


По легенде был возведен на месте спорам между Посейдоном и Афиной Палладой за право обладать городом и быть его божеством. Кроме того здесь хранились многие святыни города:

  • идол Афины из дерева;
  • статуя Гермеса;
  • золотой светильник, который непрерывно горел, хотя масло туда подливалось только 1 раз в году.


В самом храме бил источник соленой воды, созданный Посейдоном, а рядом росло оливковое дерево – символ города, который подарила ему сама Афина Паллада. Благодаря этому храм Эрехтейон занимает 2 место в числе самых важных религиозных сооружений Эллады (после Парфенона).

Рядом с храмом на территории акрополя располагались и другие значимые сооружения для города: храм Ники Аптерос, театр Диониса и другие.

Эрехтейон — афинский акрополь

В отличие от того же Парфенона сюда имели доступ только жрецы. Тут они приносили свои жертвоприношения и совершали обряды. Здесь подносились дары богам, которым он посвящен, и Эрехтею.

После прихода христианства на его месте устроили христианский храм.

В 17 веке храм подвергся серьезным разрушениям, которые нанесли ему венецианцы, воевавшие с местным населением. Потом здание немного восстановили, но до полного восстановления дело не дошло. К тому же постарались мародеры, которые унесли оттуда много ценных предметов. За последние века были проведены 2 реставрации храма: в 1837-47 и 1902-09 годах.

Эрехтейон это античный греческий храм на северной стороне Акропольского холма Афин. Эрехтейон был посвящён Афине и Посейдону, однако название получил по имени греческого героя Эрихтония.

Эрехтейон официально назывался «Храм, в котором древняя статуя [образ]». Слово «Эрехтейон» упоминается только Павсанием во II веке, использовавшим его из-за того, что здесь поклонялись, в том числе, Эрихтонию/Эрехтею.

История храма Эрехтейон

Эрехтейон граничил с руинами более древнего («градохранительницы») времён правления тирана Писистрата (561 – 527 гг. до н.э.), разрушенного во время персидского вторжения 480 года до н.э. По поводу него существует две версии: первая гласит, что главная статуя Афины была уничтожена вместе с храмом Афины Полиады; согласно второй версии, эту статую спасли и позже вернули в полуразрушенный храм, где она простояла до появления Эрехтейона; тогда как согласно третьей, после набега персов статую поставили в Протоэрехтейон – некое святилище, построенное около 465 года до н.э.

План Эрехтиона

Геродот, посетивший Акрополь в середине V века до н.э., писал, что среди сожжённых святилищ на северной стороне было одно, которое афиняне начала пятого века до н.э. называли «храмом рождённого из земли Эрехтея ». Он определённо занимал место сегодняшнего Эрехтейона, поскольку, как писал Геродот, он включал известные следы соревнования Афины и Посейдона – след от трезубца, источник с солёной водой и оливковое дерево.

Северный портик виден слева, портик Кариатид по центру и восточный портик справа

После сожжения Акрополя персами Перикл создал целую программу по восстановлению стоявших здесь святилищ. Несмотря на финансовые трудности, планировалось, в том числе, возвести роскошный храм для культа Афины Полиады и Посейдона-Эрехтея. Храм, который мы видим сегодня, был построен между 421 и 406 годами до н.э. Его архитектором мог быть Мнесикл, тогда как скульптором определённо был Фидий, нанятый Периклом для работ как в Эрехтейоне, так и в Парфеноне.

Священная олива Афины на территории Пандросиона, за которой виден вход в Эрехтион. Вход в портик находился слева от оливы.

Даже после начала строительства в будущем теменосе (священном участке земли) Эрехтейона продолжало стоять множество построек : святилище Афины Полиады (не путать с храмом), могила Кекропа в границах Кекропейона, алтари Посейдона-Эрехтея, Зевса Гипатоса, Бута и Гефеста, священное оливковое дерево и источник солёной воды, а также следы трезубца Посейдона. Алтарь Посейдона-Эрехтея первоначально находился, вероятно, возле гробницы Эрехтея , которая, в свою очередь, вместе с солёным источником должна была находиться в пределах адитона (закрытой части) храма, поскольку его культ считался мистическим. Следы трезубца должны были оказаться под северным портиком, поскольку для напоминания о месте удара архитекторы оставили в крыше отверстие (во время восстановления эту особенность сохранили). Под этим же портиком должен был находиться источник, собиравшийся в резервуаре, считавшийся «морем Эрехтея». В части храма Афины Полиады жила змея , которая по поверью афинян была воплощением духа основателя города и Акрополя Кекропа, имевшего полузмеиный облик. Главная жрица Афины должна была кормить эту змею медовыми пирожными. Если змея отказывалась есть, то это считалось плохим предзнаменованием.

Отверстие слева в крыше северного портика в том месте, где опускался трезубец Посейдона

Общепринятая версия состоит в том, что храм назван в честь мифологического героя Эрихтония, хотя, возможно, он назван по имени царя Афин Эрехтея, который, как считается, был похоронен здесь. Эрехтей упоминается в гомеровской Илиаде как великий правитель, из-за чего его часто ассоциировали с Эрихтонием (о них ниже).

Архитектура

Неправильная форма Эрехтейона связана, вероятно, с тем, что древним строителям было важно включить в него несколько прилегающих священных участков земли, упомянутых выше. Здание, таким образом, состояло из четырёх частей, самой большей из которых была восточная целла с ионическим портиком на шести колоннах. У храма было ещё два портика – один на северной стороне с шестью ионическими колоннами и кессонным потолком, и один на южной стороне с шестью колоннами в виде женских фигур (см. ниже). В северном и восточном портиках находились входы в Эрехтейон, символизировавшие, вероятно, раздельность культа двух божеств.

Храм стоял на склоне и при этом был окружён местами поклонения древним хтоническим богам, из-за чего простое выравнивание площадки было невозможно. Как следствие, он был построен таким образом, что его западная и северная стороны находились на три метра ниже южной и восточной.

Эрехтейон полностью сделан из пентелийского мрамора , и только фризы выполнены из редкого чёрного известняка из города Элевсин, причём скульптурные рельефы, которые к нему крепились, также были белые, что весьма необычно. Мотивы, изображённые на фризах неизвестны. Обычно это были пёстрые фигуры в движении на монохромном фоне.

Из античных бухгалтерских записей и свидетельств Плутарха следует, что всё здание было разрисовано фресками, проёмы дверей и оконные наличники были покрыты искусной резьбой, а столбы красиво отделаны (сейчас можно увидеть только малую часть). Они были разукрашены, покрыты золотом и позолоченной бронзой, в них были встроены разноцветные стеклянные шарики. В Эрехтейоне были обнаружены самые древние образцы ионики (яйцеобразного орнамента) и гильоша (орнамента из пересекающихся линий).

Площадка к востоку от северного портика была вымощена большими плитами из пентелийского мрамора, причём сделано это было с большой аккуратностью, не встречающейся больше нигде вблизи Эрехтейона. На западной и южной стороне этого дворика сохранились лестницы из трёх ступеней, ведущие в храм; а более длинные лестницы на северной и восточной сторонах со временем разрушились. Вероятно, что на этой площадке стоял памятник, а на северной стороне были установлены троны жрецов, и здесь проводились какие-то религиозные церемонии. Часть плит площадки сохранилась.

Площадка возле северного портика

Об оригинальном плане Эрехтейона известно крайне мало. На современных схемах он разделён на две и более комнат, однако, сколько точно их было, и был ли у здания второй уровень, неизвестно. Восточная часть храма, которая обычно считается частью Афины Полиады, скорее всего, была местом культа Посейдона-Эрехтея, поскольку Павсаний , подошедший сюда с востока, сначала вошёл в помещение, в котором стояли алтари Посейдона-Эрехтея, Гефеста и Бута. Он не видел никаких культовых статуй, поэтому назвал эту часть «икимата» (здание), а не «наос» (храм). На стенах икимата он видел изображения членов жреческого клана Этеобутадов (Έτεοβουτάδαι), считавшихся потомками Бута и Хтонии (Бут был братом-близнецом Эрехтея и первым жрецом Афины и Посейдона на Акрополе; см. ниже). Чтобы посетители могли видеть эти росписи, было необходимо хорошее освещение и, возможно, именно из-за этого с каждой стороны от входа было сделано по окну, что крайне редко можно увидеть в греческих храмах. В восточном помещении для трёх культов было, соответственно, три жреца . Во время раскопок были найдены подписанные основания двух тронов, на которых сидели жрецы Бута и Гефеста. В западной части храма, по описанию Павсания, стояла деревянная статуя Афины Полиады.

Вид на Эрехтейон с востока

В течение своей истории храм претерпел множество изменений , несколько раз был разрушен, причём первый раз, возможно, ещё до завершения строительства. В I веке до н.э. при осаде Афин римским генералом Суллой Эрехтейон сгорел, после чего был вновь восстановлен. В VII веке он стал христианской базиликой , из-за чего все внутренние стены были убраны и построены новые. После завоевания части территории Греции крестоносцами и образования герцогства Афинского (1204 – 1458), Эрехтейон стал епископским дворцом. В период Османского правления (1458 – 1832) дворец был превращён в гарем командира гарнизона, и его северный портик был замурован. Во время Войны за независимость от турок (1821 — 1830) была взорвана крыша северного портика и разрушены боковые стены целлы.

Кессонный потолок северного портика

На южной стороне Эрехтейона находится портик Кариатид , крыша которого держится на колоннах в виде шести женщин в ниспадающих одеждах. Этот портик был построен для того, чтобы замаскировать огромную деревянную балку, которой укрепили юго-западный угол храма после того, как примыкающие здания (Кекропейон и ) были снесены.

Этот портик появился позже основного здания. Создание его скульптур приписывают Алкамену или Каллимаху.

Портик Кариатид. Вид с восточной стороны

Кариатиды Эрехтейона стоят, перенеся основной вес на одну ногу – на левую те три, что стоят справа, и на правую те три, которые стоят слева. Если смотреть на портик с южной стороны, то кариатиды выглядят очень неустойчиво – так, как будто бы готовы соскользнуть с края. Но если посмотреть на портик со стороны угла, то есть рассматривать его не как на плоскую картинку, а как трёхмерное изображение , то кариатиды выглядят очень устойчивыми за счёт того, что на первый план у всех них выходят прямые опорные ноги, которые, благодаря вертикальным складкам одежды, напоминают колонны с каннелюрами.

Поза и распределение веса Кариатид

Одна кариатида с частью антаблемента, находящегося над ней, была увезена в 1801 году в Англию лордом Элгином. Он пытался извлечь и вторую скульптуру, но возникли технические трудности и тогда её попытались распилить. В результате кариатида была просто разбита и оставлена на месте.

Все кариатиды портика являются копиями , тогда как пять оригинальных статуй находятся в музее Акрополя, а шестая – в Британском музее Лондона.

Правильный вид на портик Кариатид с запада

Кариатидами эти скульптуры стали называть лишь в недавнее время, тогда как раньше, согласно надписи, найденной в храме, они именовались просто «коры » («девушки»). Подобные девушки участвовали в Панафинейский процессии и несли для статуи Афины Полиады пеплос и другие предметы.

Кариатида – это любая скульптура женщины, выполняющая те же функции, что и обычная колонна. Греческое слово «кариатиды» буквально переводится как «служанки города Кария» (город находится на Пелопоннесе). Кариатиды держат антаблемент прямо на голове, чем отличаются от канефор , между антаблементом и головой которых находится корзина с плодами или цветами (например, знаменитая «прачка» в ).

Правильный вид на портик Кариатид с востока

Размеры Эрехтейона

Северный портик: длина 10,72 м, осевое расстояние внешних колонн 3,09 м (3,15 м угловые и 3,067 передние), диаметр внешних колонн 0,817 м (угловых 0,824 м), высота колонн 7,64, высота антаблемента 1,68 м.

Восточный портик: длина 11,63 м, осевое расстояние внешних колонн 2,11 м, диаметр внешних колонн 0,6 м, высота колонн 6,59, высота антаблемента 1,54 м спереди и 1,51 по сторонам.

Западный портик: осевое расстояние внешних колонн 1,97 м, диаметр внешних колонн 0,62 м, высота колонн 5,61 м, высота антаблемента 1,54.

Вход в западную часть Эрехтейона из северного портика

Эрехтей I, Эрехтей II и Эрихтоний

Эрехтей I (Ἐρεχθεύς) в греческой мифологии был архаическим царём Афин и основателем полиса (города-государства). Как бог он ассоциировался с Посейдоном и именовался «Посейдон-Эрехтей ». Эрехтей как мифическая фигура и Эрехтей как исторический персонаж были слиты в единого героя в утерянной трагедии Еврипида «Эрехтей» (423 г. до н.э.).

В гомеровской «Илиаде» Эрехтей был сыном «плодородной Земли», которого она родила от Гефеста (поэтому в храме стоял и его алтарь). Его воспитанием же занималась не сама Гея, а нашедшая его Афина, которая отдала корзину с ним аррефориям, жившим в Пандросейоне. Эрехтей считался прародителем всех афинян, которые даже именовали себя «сынами Эрехтея».

Ионический капитель колонны в северном портике

Эрихтоний (Ἐριχθόνιος) был сыном Эрехтея, который также правил в Афинах. Плутарх объединил оба имени в мифе о рождении Эрехтея. Ранние греческие авторы также не делали различий между ним и его внуком, Эрехтеем II. Лишь в IV веке до н.э. эти персонажи разделились. О появлении Эрихтония на свет существует такая же легенда, как о рождении Эрехтея I.

Украшение двери в северном портике

Эрехтей II – сын Пандиона I и Зевксиппы (сам Пандион I был сыном Эрихтония). Согласно «Псевдо Аполлодору» у Эрехтея II был брат-близнец Бут, женившийся на его дочери Хтонии. Братья разделили власть, доставшуюся им от отца – Эрехтей II стал правителем, а Бут стал верховным жрецом Афины Полиады с правом передавать этот пост по наследству. Согласно уцелевшему фрагменту трагедии Эврипида, Эрехтей II, завоевав Элевсин, был поражён трезубцем Посейдона, поскольку убитый царь Элевсина оказался его сыном. Заканчивается трагедия словами Афины , адресованными вдове Эрехтея Пракситее: «… и для твоего мужа я распоряжусь построить святилище в центре города; он будет известен благодаря тому, кто убил его, под именем «Священный Посейдон»; но среди горожан, когда будут убиваться жертвенные животные, его также будут называть «Эрехтей». Тебе, однако, поскольку ты отстроила основание города [пожертвовала своими дочерьми для его спасения], я дарую обязанность первой приносить жертвы на огне и называться моей жрицей».

Вероятно, что все три героя были дубликатами одного исторического персонажа, придуманными афинянами для того, чтобы удлинить свою историю и тем самым закрепить свои права на землю.

Главный, восточный портик Эрехтейона. Через него внутрь входила Панафинейская процессия. Правая колонна с антаблементом — копия

Культ Эрехтея и Афины

Культ Эрехтея и Афины на Акрополе считается старейшим и наиболее почитаемым в городе. Они оба были доолимпийскими хтоническими (земными и подземными) богами.

Эрехтей был богом, трясущим и ломающим землю. Это было его афинское имя, тогда как на территории остальной Греции он был в основном известен как Посейдон .

Вид на дверь в Пандросион с восточной стороны Эрехтиона

Афина, которой часто поклонялись в тех же храмах, что и Эрехтею, не была ни его женой, ни дочерью. Такое сосуществование неродственных и не имеющих друг другу никакого другого отношения бога и богини можно объяснить тем, что раньше им, вероятно, отдельно поклонялись две разные группы людей, живущих рядом с Акрополем. Они договорились жить в мире и поэтому устроили на этом холме единый храм, символизировавший их добрососедство.

Правая часть фронтона восточного портика (копия). Под ней фриз из чёрного известняка

Геродот часто упоминает пеласгов, селившихся вокруг Акропольского холма не только в доисторическое время, но и позже, на заре исторического периода. Пеласгами было и племя кранаев (Κραναοί), в честь которых Афины называли «Афины кранаев». Также вблизи Акрополя жили ионийцы, изгнанные ахейцами с Пелопоннеса, и большая группа кекропидов, благодаря которым Аттика какое-то время называлась «Кекропия». Все эти группы боролись друг с другом за землю и за установление своего божества. Поэты мифотворцы позже представили эту борьбу как борьбу богов «за обладание землёй». Наиболее известным из таких мифов является история состязания Посейдона и Афины, которое происходило во время пика противостояния старых хтонических и новых олимпийских богов (то есть, вероятно, в Тёмные века в 1150 – 900 году до н.э.). Хтонический Посейдон был побеждён, поскольку ему противостояла молодая олимпийская богиня. Афина была одним из первых хтонических богов, покинувших подземный пантеон, и примкнувших к олимпийскому (небесному) пантеону. Её хтоническая сущность сохранилась лишь в популярных культах (как, например, её культ в Эрехтейоне).

Верхняя часть восточной стены Эрехтейона

Культ Афины

Со второй половины VI века до н.э. на Акрополе расцвёл культ Афины. С V века Афина Парфенос стала отдельной богиней со своим характером. Она стала прекрасной официальной богиней государства, жившей в самом большом храме, в честь которой в течение нескольких дней проводили Большие Панафинеи. Её статуя работы Фидия в Парфеноне насчитывала 12 метров в высоту. Она весила больше тонны, и её одежда и оружие были сделаны из золота.

— один из значимых памятников Древнегреческой архитектуры. Он входит в ансамбль афинских храмов и расположен в Акрополе. Построен был примерно в 400 г. до н.э. Это величественное сооружение архитекторы Древней Греции посвятили не только богине Афине, но и Посейдону, а также царю Эрехтею.

Примечательны в этом строении кариатиды. Это выполненные из камня жрицы храма. Фигурки этих женщин не имеют аналогов в Древнегреческой культуре, равно, как не встречаются ни в одной стране мира. Но похожие изваяния можно наблюдать в других культурах. Позже такой стиль в архитектуре получил широкое распространение по всей Европе.

Дословно - «происходящие из Кария» (местечко в Древней Греции в районе Лаконики). Своеобразные балки-опоры представляют собой задрапированные женские изваяния в классическом греческом стиле. Кариатиды прислонены к стенам и немного из них выступают.

Кариатиды очень похожи на колонны или вертикальные опоры. Изобретение кариатид приписывают исключительно греческим архитекторам. Легенда гласит: в городе Кария местные девушки в честь праздника Артемиды устраивали необычные танцы. Для этого они на свои головы водружали корзинки с фруктами. Похожий вид - девушки с корзинами на головах, имеют и изваяния храма Эрехтейона.

Этот грандиозный монумент Акрополя считается вторым по величине. В Древнегреческой культуре его называли главным храмом, посвящнным Афине. Как известно, ее культ чтили в Греции повсеместно. Наиболее публичным был храм Парфенон . Эрехтейон же почитался как храм жрецов богини. Именно в нем регулярно совершали важные религиозные обряды, которые основывались на исключительном поклонении Афине.

В одном из святилищ Эрехтейона находилась старинная скульптура Афины. В храме было огромное количество помещений и комнат, в которых проводили молебны или хранили реликвии, связанные с верховной жрицей.

Кто создал храм Эрехтейон до сих пор не известно. Но многие исследователи говорят о Мнесикле. Ученые проводят аналогии в планировке Эрехтейона с известным храмом Пропилеем - детищем Мнесикла. Но достоверность этой информации не подтверждена. Большинство исследователей склонны считать, что храм создали Древнегреческие архитекторы Архилох и Филокл.

Есть легенда, которая говорит о том, что возведение храма было начато неспроста. Именно на месте, где он стоит, поспорили когда-то Посейдон с Афиной. Они делили превосходство. В одной из комнат храма есть след, якобы сделанный трезубцем Посейдона. Именно так он выразил свою ярость в споре с Афиной. Некогда этот след находился в открытом доступе, но позже, когда был выстроен храм, он оказался в одном из помещений.

Неподалеку от Эрехтейона находится вход в пещеру. По легенде, в ней жила змея Афины. Животное считалось священным. Она охраняла городок и царя Эрехтея. Кстати, храм назван в честь него. Но так его стали именовать не сразу. Изначально греки называли его храмом Афины, поскольку именно она покровительствовала жителям. Называли его и «храмом, в котором хранится старинная статуя богини». Эрехтейоном его назвали в римском периоде. Одна легенда говорит об Эрехтейоне, как о сыне царя Эрехтея, другая гласит о том, что так именовали самого владыку и в честь него назвали храм. Согласно Древнегреческой мифологии, Эрихтоний - потомок бога огня. Его воспитала Афина. Она передала младенца в закрытом ларчике Герсе и Аглавре - дочерям правящего тогда короля. Богиня строго запретила девушкам смотреть на младенца, но девы не послушались ее, любопытство пересилило и, взглянув на малыша, они потеряли рассудок. В ужасе принцессы бросились с самой высокой горы и разбились насмерть. А Эрихтоний стал царствовать, как только вырос и возмужал.

Каждую из сторон Эрехтейон обрамляет неповторимое каменное кружево. Древние греки поистине были настоящими мастерами. Совершенство, убранное в камень. Каждая деталь отточенная и утонченная. На одной из сторон здания можно различить картины по сюжетам из Древнегреческой мифологии. Они касались исключительно Эрехтея. Фигуры крепились к зданию уже после того, как скульпторы изваяли их. Большинство из них сделано из светлого мрамора. Некоторые детали покрывали позолотой.

Не только время, но и люди разрушали этот храм. Его периодически реставрировали и перестаивали. Так, в византийский период здесь была церковь христиан. Но когда турки захватили эти земли, в Эрехтейоне находился гарем. Серьезной реставрации Греки подвергли его только в середине 19 века, а в начале 20 в. был восстановлен портик кариатид и вся западная часть Эрехтейона.
Статуи, поддерживающие потолок

Основание здания Эрехтейона - прямоугольное. Длинна его составляет чуть больше 23 метров, ширина - почти 12. Каждая из сторон храма неповторима. Любой из фасадов выглядит по-иному. В западной части строения, там, где находится могила первого правителя Аттики, размещаются всемирно известные кариатиды. Почти трехметровый цоколь удерживает 6 статуй девушек. Они равномерно расставлены по периметру и своими фигурами поддерживают перекрытие. Рост этих девушек довольно высокий - более 2 метров. Статуя, которая стоит в левой части портика, является зеркальным отражением девушки, стоящей в правой его части.

Мастерство скульптора поражает культурологов всего мира. Выглядят девушки довольно естественно и жизнеутверждающе. Рослые дамы весьма величественны. Их головы гордо подняты. Их прекрасные лица украшают богатые шевелюры.

Кариатиды очень спокойны и созерцательны. Стоят прекрасные девы в обыкновенной для тех времен позе - на одной ноге, немного согнув вторую. Но в каком виде находились руки кариатид, до некоторого времени было не известно. В результате многочисленных разрушений храма, даже письменные свидетельства о том, как выглядели руки дев изначально, исчезли.

В середине 19 века на одной из итальянских вилл, точнее на ее развалинах, были обнаружены каменные копии древнейших кариатид. Только благодаря этой уникальной находке, археологи поняли, что одной рукой дамы придерживают свои одежды, а в другой находится кувшин, который используется в ритуале жертвоприношения.

Ученые-культурологи высказывают мысль о том, что девушки-кариатиды - представительницы самых знатных и высокочтимых афинских семей. Аррефоры - так называли служительниц культа Афины, избирались по особому принципу. Их делом было создание священного одеяния Афины, статую которой (она хранилась в Эрехтейоне) каждый год наряжали по-новому.

В середине 19 века кариатиды подверглись чудовищному вандализму. Одну из фигур захотел иметь у себя англичанин, лорд Эльджин. Он выломал каменную деву и увез безвозвратно. Сейчас на ее месте находится точная копия, которую греки создали с огромным трудом. Девы стоят на своих постаментах без рук, да и сами фигуры довольно сильно повредило время. Несмотря на это, кариатиды считаются наивысшим пилотажем мастерства Древнегреческих скульпторов. Спустя многие века они так и не растеряли своего обаяния и сохранили свою неповторимую красоту.

    Пантократоров Монастырь. Пантократор

    Пантократоров (Пантократор по-гречески означает Вседержитель) монастырь, расположенный на северо-восточной стороне Афонского полуострова, занимает седьмое место в иерархии Святой Горы. В соответствии с древним монастырским преданием, основание обители связывается с византийским императором Алексеем I Комнином (1081-1117).

    Свадьба в Греции. Метеоры или союз на небесах.

    Метеоры – огромные скалы. Они взгромоздились прямо у греческого города Каламбака. Повсюду монастыри и величественное царство свободы и красоты. Полет над такими достопримечательностями на воздушном шаре. Что может быть прекраснее? Незабываемое путешествие подарит массу впечатлений и неповторимых эмоций.

    Кардица-сердце Эллады

    Что привезти из Греции

    Путешествие - это всегда приключения. Однако, помимо всех радостей, это еще и большая ответственность перед близкими, которые будут ждать вас назад не иначе как с подарками. С учетом сезона и, соответственно, возросшего спроса в шоппинге, что можно вообще привезти из Греции? Греция красивейшее историческое государство с большими древними ритуалами и обычаями. Эта прекрасная страна размещена на Балканском полуострове и прилежащих к нему островах, омываясь несколькими морями – Эгейским, Ионическим, Средиземным и Карским.

    Стадион Панатинаикос

    Стадион Панатинаикос – это одна из необычных и уникальных достопримечательностей Афин, посещение которой оставляет после себя неизгладимое впечатление. Белоснежные трибуны стадиона гармонично сливаются с голубым небосводом, а в нижней части спортивного сооружение контрастно выделяются угольно-черные беговые дорожки.

Афинский Акрополь всемирно известный памятник античности. Тысячи туристов приезжают в греческую столицу, чтобы прикоснуться к руинам святилища. Жемчужиной Акрополя считается знаменитый Парфенон , но в тени его славы притаилось еще одно священное место – храм Эрехтейон.

Монументальное здание ионического ордера возведено в 5 веке до н. э. и расположено немного на север от Парфенона. С этим святилищем связано множество легенд, указывающих на то, что Эрехтейон играл важнейшую роль в жизни Эллады.

Возведение святыни пришлось на не самые лучшие для страны времена. Едва завершились разрушительные персидские войны, как Древняя Греция погрязла во внутренних междоусобицах. Но эллинам удавалось совмещать военные сражения с восстановлением культурных ценностей.

После войны с персами архитектурное достояние Афин было частично разрушено. Древние святыни были важны афинянам, поэтому правитель Перикл принял решение возродить утраченные храмы. Так Афинский Акрополь получил новый виток развития и на нем появились Парфенон, Пропилей, Эрехтейон и другие достопримечательности Афин.

Строительство

История храма Эрехтейон началась в 421 г. до н.э. Для работ над проектированием и строительством святыни пригласили архитектора Мнесикла. А украшал здание знаменитый скульптор Фидий, до этого работавший над святилищем Афины Парфеноном и монументальной статуей богини.

В успешном творческом тандеме мастерам удалось к 406 г. до н.э. завершить строительство. Над Акрополем возвысилось еще одно величественное строение с необычной планировкой и изящными архитектурными элементами. Назывался новый храм – Эрехтейон.

Святыня стала местом хранения важнейших античных реликвий, среди которых:

  • Упавший с небес идол Афины;
  • Статуя Гермеса;
  • Неугасающий светильник Каллимаха;
  • Гробница Кекропа (основателя Афин).

Вход в здание был дозволен исключительно жрецам, что подтверждает уникальный религиозный статус храма. До сих пор ходят разные версии о том, кому посвящен жертвенный алтарь: Посейдону, Афине или Эрехтею.

Легенды

По древнему преданию считалось, что Храм Эрехтейон возведен на месте спора греческих богов за покровительство над Афинами. Якобы именно здесь они представили городу свои дары. Поэтому в зале храма располагался колодец, дарованный Посейдоном, а возле святыни росло оливковое дерево, которое подарила мудрая Афина, ставшая победительницей.

Также легенды гласят еще об одной истории, из-за которой храм и получил название Эрехтейон.

В разгар войны между Афинами и Элевсином, афинский царь Эрехтей собственноручно убил правителя Элевсина Эвмолпа, который был сыном морского бога. В результате возник конфликт Посейдона и Эрехтея, неожиданным судьей которого стал Зевс. Бог морей уговорил брата поразить афинского царя молнией, след от удара которой до сих пор виден на поврежденных плитах.

Несмотря на гнев богов, афиняне очень почтительно относились к Эрехтею и после его смерти. Поэтому когда рядом с местом, где находилась могила царя, возвели новый храм, его стали называть по имени славного правителя.

Современность

С приходом на греческие земли христианства Эрехтейон не утрачивает религиозного значения: вплоть до середины 17 века здесь находился православный храм. Но в 1687 году при осаде города венецианскими захватчиками античному зданию нанесли колоссальный ущерб. Добившись независимости, греки пытались восстановить античную святыню, но результат остался неутешительным. На сегодняшний день здесь сохранились лишь руины строения и фрагменты скульптурных элементов.

Архитектура Эрехтейона

Храм возведен в одной стилистике с остальными зданиями Акрополя, но есть у этой святыни и свои особенности.

Уникальной чертой является планировка Эрехтейона: храм поделен надвое, при этом обе части здания расположены на разных уровнях. Верхний зал посвящен богине Афине, а нижний предназначен для поклонения Посейдону и Эрехтею. Внутрь помещений вели отдельные входы, которые были оформлены портиками.

Перепад высот обусловлен вовсе не уровнем выказываемого уважения. Разрабатывая план Эрехтейона на афинском Акрополе, архитектор руководствовался необходимостью оформить два входа, и нивелировать падение высоты почв, происходящее с юга на север. Поэтому самым приемлемым решением оказалось разделение святыни на две части: западную и восточную.

Храм, расположенный на низменности. Здесь находились такие святыни, как:

  • источник Посейдона;
  • алтарь Зевса;
  • могила Эрехтея;
  • алтарь Гефеста;
  • след молнии Зевса.

На северной стороне был главный вход в помещение, увенчанный портиком с 6 колоннами. Западный фасад храма, обрамленный четырьмя полуколоннами, украсили фресками и мраморной резьбой. Также с западной стороны были расположены высокие оконные проемы. Южная часть здания – место, где сохранились знаменитые мраморные Кариатиды, о которых расскажем чуть позже.

Восточный Эрехтейон

Эта часть строения целиком посвящена культу богини Афины, который был главенствующим для афинян.

Восточная стена храма имела портик из шести монументальных колонн. Внутри здания размещалась деревянная статуя, посвященная Афине Полиаде. Это была древнейшая реликвия, на момент возведения храма насчитывающая более 1000 лет! У статуи Афины горел знаменитый светильник, неугасающий круглый год.

Размеры Эрехтейона

Как уже отмечалось, храм Эрехтея непропорционален в стенах.

Северный портик, где расположен главный вход, имеет:

  • длину в 10,7 метров,
  • высоту колонн в 7,6 м и
  • антаблемент в 1,7 м.

Габариты восточного портика составляют:

  • 11, 6 м длины,
  • 6,6 м высоты колонн и
  • 1,5 м высоты антаблемента.

Общая площадь фундамента здания составляет 23,5 м на 11, 6 м.

Мраморные фигуры дев в ниспадающих одеждах, опираясь на одну ногу, удерживают на своих плечах архитрав. Этот портик фактически визитная карточка здания, хотя был достроен позже возведения храма. Создание скульптур приписывают руке Каллимаха, но достоверно автор не известен.

Девы-кариатиды – это жрицы богини Артемиды. До начала персидских войн, на Акрополе располагался храм Артемиды, но позднее ее культ в Афинах не был распространен. Поэтому Перикл не планировал возрождать святыню Артемиды. Однако, дань почтения богине все-таки решили отдать, изготовив скульптуры жриц и установив их на портике храма.

Важно заметить, что современный облик храма дополняют копии знаменитых скульптур. Настоящие кариатиды Эрехтейона хранятся в музее Акрополя. На данный момент там пять фигур, хотя изначально храм украшали шесть дев. Где же еще одна скульптура?

Дело в том, что одну кариатиду в 1802 году вывез в Лондон и передал Британскому музею лорд Элджин. И хотя сделал он это по разрешению турецкого султана, такой поступок вряд ли можно назвать положительным. Тем более что лорд намеревался увезти и вторую скульптуру, но рабочие не справились с задачей, в результате чего кариатида частично разбилась и осталась стоять на портике. Что же касается вывезенной скульптуры, то греки и по сей день добиваются ее возврата на историческую родину.

Информация для туристов

Античное наследие – уникальная возможность оценить уровень развития культуры тех лет.

С гордостью Греция хранит все, что археологам удается найти и восстановить. Посетив Акрополь, вы сможете осмотреть не только Эрехтейон, но и Святилище Пандроссы, Аррефорий, руины Парфенона и многое другое. А по вечерам, когда включают нежную подсветку, античные здания еще прекраснее.

Р Е Ф Е Р А Т

по мировой художественной культуре

на тему: “Храм Эрехтейон“

ученицы 10 «б» класса

средней школы №53

пос. Октябрьский

Чубаровой Елены.

Эрехтейон Эрехфейон (Erechtheion) - храм Афины и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах.

Каменные кариатиды Эрехтейона, поддерживающие кровлю храма, сегодня, вероятно, наиболее распространенный символ афинского Акрополя. Это совершенно уникальный памятник, не имеющий никаких аналогий в древнегреческой архитектуре.

Эрехтейон - второй по значению памятник Акрополя. В древности он был центральным храмом, посвященным культу богини Афины. И, если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон, скорее, храм жреческий. Здесь совершались главные религиозные таинства, связанные с поклонением Афине, здесь хранилась древняя статуя этой богини.

Храм являлся священным центром Афин и был построен на месте легендарного спора Афины и Посейдона за власть над Афинами. В одном из залов Эрехтейона можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона на скале во время спора с Афиной. Так как эта святыня должна была находиться всегда под открытым небом, в перекрытии портика были сделаны отверстия, сохранившиеся до сих пор. Рядом находился вход в расположенную под храмом пещеру, где обитала священная змея богини Афины, считавшаяся олицетворением древнейшего легендарного царя и героя Афин, покровителя города - Эрехтея, по имени которого храм получил свое название. Первоначально Эрехтейон назывался храмом Афины Полиады (покровительницы города), или храмом, "хранящим древнюю статую". Лишь в римское время на все здание распространилось название одной из его частей - Эрехтейона.

Как повествует древний миф, Эрихтоний был сыном богини земли Геи и Гефеста. Младенцем взяла его на воспитание богиня Афина и в закрытом ларце отдала дочерям первого царя Аттики Кекропа - Аглавре, Герсе и Пандроссе, строго-настрого запретив открывать ларец. Но Герса и Аглавра из любопытства все-таки заглянули в ларец. При виде божественного младенца, которого охраняли две змеи, они потеряли рассудок и, охваченные страхом и безумием, бросились вниз со скалы Акрополя и разбились.

Возмужав, Эрихтоний стал царем Афин. Позднейшие легенды утверждают, что Эрихтоний и Эрехтей - одно и то же лицо. По другой версии, Эрехтей был сыном Эрихтония.

О легендах об Эрехтее в храме напоминает многое. Под северным портиком находилась могила Эрехтея, а в западной части храма, рядом с алтарем Посейдона, располагалось святилище Эрехтея. Сюда из северного портика вела высокая, обрамленная богатым наличником дверь. Рядом со святилищем Посейдона и Эрехтея находилось другое святилище, где находились алтари бога ремесел Гефеста и Бута - брата Эрехтея, жреца богини Афины. Оба эти святилища имели выход в галерею, протянувшуюся вдоль западного фасада храма. Здесь находился колодец с соленой водой. Он считался тем самым источником, который создал Посейдон, и, по преданию, сообщался с морем.

Строительство существующего здания Эрехтейона связано с началом грандиозного строительства на Акрополе, задуманном и осуществленном во времена Перикла. Требовалось возвести храм для древней статуи Афины, главной святыни города, по преданию, упавшей с неба. Эта статуя долгое время хранилась в древнем храме, стоявшем в центре Акрополя. Когда вторгшиеся в Аттику персы захватили Афины, храм Афины был сожжен, но греки предусмотрительно вывезли святыню на остров Саламин. После изгнания персов вернувшиеся в Акрополь афиняне построили для хранения статуи временный храм, приспособив для этого уцелевшую западную часть старого храма. А в 421 году до н.э. началось строительство Эрехтейона. Работы с перерывами продолжались до 406 года до н.э. Вскоре после их окончания храм был поврежден пожаром и восстановлен в 394 году до н.э.

Автор проекта храма неизвестен. Некоторые исследователи, находя некоторые аналогии в планировке Эрехтейона и Пропилей, считают, что им мог быть афинский зодчий Мнесикл. Высеченные на каменных плитах памятные надписи о строительстве Эрехтейона, найденные на Акрополе, упоминают имена архитекторов Филокла и Архилоха, но они, скорее всего, были только руководителями работ.

В основу плана здания положен прямоугольник размером 23,5 на 11,6 метра. Фасады храма отличаются необыкновенным разнообразием, с каждой стороны Эрехтейон предстает совершенно по-новому.

Этот храм был постройкой очень сложной по своему плану. Во-первых, он был расположен на двух уровнях, во-вторых, имел четыре портика разного назначения и четыре входа, не считая подземного входа в помещение под северным портиком. Такая сложная архитектура плана вызывает сложное значение храма.

Восточная и южная стороны храма на 3, 24 метра меньше, чем западная и северная. Храм целиком был построен из мрамора, а фриз облицован темным эльчинским камнем, на котором рельефно выделялись фигуры из белого мрамора. Дверной проем северного портика отделан розетками и другими резными деталями и является лучшим образцом наличника, сохранившегося со времен Перикла. К западному концу южной стены здания примыкает небольшой портик Кор, архитрав в котором поддерживают мраморные кариатиды, шесть женских фигур несколько больше человеческого роста (2,1 м). С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагалось святилище нимфы Пандросы, и там внутри открытого дворика показывали священную оливу, которую Афина, согласно

легенде, подарила жителям города.

В углу у западного фасада Эрехтейона находится Кекропейон - могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. Над ним возвышается всемирно известный портик кариатид - главная достопримечательность Эрехтейона

На высоком, 2,6 метра, цоколе стоят шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика. Кариатиды Эрехтейона являются наиболее совершенными античными произведениями подобного рода храмового зодчества. Их фигуры значительно выше человеческого роста - 2,3 метра. Левые и правые кариатиды являются зеркальными отражениями друг друга. Статуи кариатид выполнены с непревзойденным искусством, в их фигурах нет застывшей неподвижности, они естественны и полны жизни. Величавые и сильные фигуры девушек облачены в струящиеся складками свободные пеплосы. Головы гордо подняты, лица обрамляют падающие на плечи и спину волосы. Кариатиды стоят в спокойных позах, опираясь на одну ногу, и слегка согнув другую. Руки их не сохранились, и до сравнительно недавнего времени точно не было известно, как выглядела композиция первоначально. Но в 1952 году в Италии, в развалинах виллы императора Адриана, археологи обнаружили каменные статуэтки - копии кариатид Эрехтейона. Благодаря этой находке стало известно, что левой рукой они слегка придерживали край одежды, а в правой держали фиал - сосуд для возлияний при жертвоприношении.

Существует предположение, что прообразами кариатид Эрехтейона послужили аррефоры - служительницы культа Афины, избираемые из лучших семей Афин. В их функции входило изготовление священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрехтейоне.

Время не пощадило портик кариатид, как и весь ансамбль афинского Акрополя. Одну из статуй в начале 19 века выломал и украл английский гробокопатель лорд Эльджин. Теперь ее заменяет копия. Но и сегодня, с утраченными руками и поврежденными лицами, кариатиды Эрехтейона сохраняют свое обаяние и являются лучшими образцами древнегреческого скульптурного искусства.

Лестница в четырнадцать ступеней ведет от восточного портика Эрехтейона к расположенному ниже маленькому дворику, который замыкает шестиколонный северный портик Эрехтейона. Этот портик некогда служил главным входом в западную половину храма. Его колонны имеют высоту 7,6 метра. Четыре из них расположены по фасаду, две - по сторонам портика.

Перед западным фасадом Эрехтейона с западной стороны со времен глубокой древности росла священная олива богини Афины. Поэтому западный фасад Эрехтейона выглядит совершенно необычно для древнегреческих храмов - здесь нельзя было устроить такой же входной портик, как с восточной стороны. В результате четыре колонны, образующий западный портик, были подняты на цоколь высотой около четырех метров, а промежутки между колоннами были перегорожены бронзовой решеткой. На фоне мраморных колонн растет серебристо-зеленое оливковое дерево. Оно посажено в 1920-х годах на том самом месте, где по описаниям древних авторов, росло священное дерево, выросшее от удара копья Афины.

Эрехтейон выделяется среди других древнегреческих храмов своим уникальным скульптурным убранством. Настоящее мраморное кружево обрамляет порталы дверей и длинной непрерывной лентой увенчивает верх стен и портиков храма. Мастерство древних скульпторов пленяет совершенством и отточенностью форм. Некогда фасады Эрехтейона завершались рельефным фризом, шедшим по периметру всего здания. На нем были изображены различные эпизоды из мифов об Эрехтее и других афинских героях. Выполненные из белого мрамора фигуры были изготовлены отдельно, а затем прикреплены к фону из синевато-черного известняка. Такой своеобразный прием создавал весьма впечатляющий эффект, для усиления которого детали скульптур были покрыты позолотой. Позолота и росписи покрывали также капители колонн. Сохранившиеся до наших дней фрагменты этого замечательного фриза находятся в музее Акрополя.

Интерьер Эрехтейона не сохранился. О том, как выглядел храм внутри, мы знаем только из сочинений античных авторов. Внутреннее помещение глухой стеной делилось на две почти равные части. В восточной части располагалось святилище Афины Полиады. В это помещение можно было попасть с восточной стороны, пройдя через легкий шестиколонный портик, высота колонн которого достигала шести с половиной метров. Сейчас на месте сохранилось лишь пять колонн: шестая в свое время была выломана и увезена лордом Эльджином.