Памятник островскому у здания малого театра. Памятник островскому у здания малого театра История установки памятника Островскому

Располагается на гранитном постаменте.

Памятник
Памятник А. Н. Островскому

Памятник А. Н. Островскому у здания Малого театра
55°45′34″ с. ш. 37°37′13″ в. д. H G Я O L
Страна Россия Россия
Город Москва , Театральная площадь
Скульптор Н. А. Андреев
Архитектор Ф. О. Шехтель
Строительство - годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771410982290006 (ЕГРОКН). Объект № 7732413000 (БД Викигида)
Материал бронза , гранит
Медиафайлы на Викискладе

История

В 1886 году в среде Общества русских драматических писателей и оперных композиторов возникла идея соорудить памятник А. Н. Островскому - основателю и первому председателю Общества. В 1899 году была открыта подписка на сбор средств, и к 1917 году фонд на сооружение памятника достиг 50 тыс. рублей. Однако за все эти годы к сооружению памятника так и не приступили (вероятно, реализовать проект помешала Первая мировая война). Это было связано с тем, что появившееся в 1908 году другое общество - имени А. Н. Островского, - также видело своей задачей создание памятника драматургу и собирало для этих целей средства путём проведения спектаклей и концертов; к 1917 году ему удалось собрать такую же сумму - 50 тыс. рублей. До октябрьской революции два общества так и не смогли договориться о форме памятника и сроках его установки .

В 1922 году, в связи с предстоящим в 1923 году празднованием 100-летия драматурга, Государственный академический Малый театр и Общество имени А. Н. Островского организовали Юбилейный комитет, председателем которого избрали А. И. Сумбатова-Южина . Комитет обратился в СНК с ходатайством о сооружении памятника Островскому в Москве на Театральной площади, у здания Малого театра. СНК это предложение поддержал, выпустив соответствующее постановление и выделив на создание памятника 560 тыс. рублей, но по целому ряду бюрократических причин к его сооружению так и не приступили .

13 апреля 1923 года, в рамках юбилейных торжеств, посвящённых 100-летию со дня рождения Островского, перед зданием Малого театра заложили первый камень в основание будущего памятника. После празднования Юбилейный комитет переименовали в Комитет по сооружению памятника А. Н. Островскому, а на создание памятника объявили конкурс, условия которого были выработаны И. Э. Грабарём , А. М. Эфросом , Ф. О. Шехтелем и П. С. Коганом . Жюри конкурса, председателем которого был архитектор Ф. О. Шехтель, в ноябре 1923 года присудило первую премию скульптору Н. А. Андрееву , вторую и третью - В. А. Андрееву, четвёртую - Н. А. Андрееву, А. С. Голубкиной и И. С. Ефимову , однако итоги конкурса в целом признало неудовлетворительными . В результате приняли решение обратиться к четырём премированным скульпторам с предложением переработать представленные эскизы согласно директивам, которые будут выработаны специальной комиссией, а также согласились принять к обсуждению проекты и других авторов - вне конкурса и без вознаграждения. Специальная комиссия в составе А. В. Гусева, Ф. О. Шехтеля, И. Э. Грабаря, И. С. Остроухова , К. Ф. Юона , А. В. Бакушинского и А. М. Эфроса определила принципы, на основе которых должны быть переработаны проекты: портретное сходство с А. Н. Островским, монументальность памятника и его связь с Малым театром. Срок для подачи эскизов установили на 1 января 1924 года. К этой дате в комиссию поступили проекты всех четырёх премированных авторов, а также новые работы скульпторов И. Д. Шадра , Павлова и Соколова. При рассмотрении работ выяснилось, что только Н. А. Андреев исправил свой проект и по результатам обсуждения приняли решение: «Поручить Н. А. Андрееву исполнение памятника А. Н. Островскому согласно представленного им эскизу, причём признано желательным придать памятнику сходство с А. Н. Островским в позднейший период его жизни» .

Весь 1924 год Комитету пришлось улаживать различные организационные вопросы, главным из которых был вопрос финансирования. Рассчитанную Комитетом смету на сооружение памятника в 90 тыс. рублей Наркомпрос , в ведении которого находился Малый театр, урезал до 80 тыс., а из этой общей суммы выделил на весь следующий 1925 год только 5 тыс. рублей. Наркомпрос также предлагал изменить место установки памятника, так как здание театра к тому времени обветшало и требовало капитального ремонта, проведению которого, по мнению чиновников, мог помешать памятник, однако Комитету удалось отстоять ранее выбранное место .

Выделенную на 1925 год скромную сумму было решено израсходовать на подготовительные работы - в первую очередь приобрести камень для постамента, проект которого разработал Ф. О. Шехтель . Гранит решили закупить в Финляндии - в той же каменоломне, откуда ранее брали камень для постамента памятника Гоголю (его соавтором также был Шехтель). Сооружение постамента поручили художественной артели «Камень» В. И. Орлова, который был известен изготовлением постаментов памятника Гоголю и памятника первопечатнику Ивану Фёдорову . На преодоление трудностей, связанных с заключением контракта с зарубежной фирмой, доставкой груза из Финляндии и прохождением таможенных процедур ушло более года - камень поступил в артель весной 1926 года .

На 1926-1927 годы на сооружение памятника Комитету ассигновали 25 тыс. рублей. В 1926 году на эти средства удалось устроить фундамент на сваях и уложить сверху первую плиту постамента . В том же году умер Ф. О. Шехтель и далее работы по возведению постамента по его проекту выполнял архитектор И. П. Машков . В 1927 году Комитет понёс новую утрату - скончался его председатель А. И. Сумбатов-Южин. Некоторое время Комитет оставался без руководителя, пока в феврале 1928 года председателем не избрали

Проект сооружения памятника Александру Николаевичу Островскому в Москве возник еще в 1899 году, тогда же Общество русских драматических писателей и композиторов приступило к сбору средств. Но осуществить задуманное дело не удалось.

В марте 1923 года в связи со 100-летием со дня рождения драматурга директор Малого театра, народный артист Республики А.И.Южин обратился с ходатайством о сооружении памятника в Совнарком. Советское правительство это предложение одобрило и ассигновало необходимые средства. Был избран Юбилейный комитет по чествованию памяти А.Н.Островского, который «объявил всероссийский конкурс по сооружению памятника А.Н.Островскому в Москве. Форма памятника - фигура на постаменте. За лучшие проекты объявлены премии: одна в 1000 руб.; две по 750 руб.; три по 500 руб.; четыре по 250 рублей золотом. Адрес комитета: Малый театр» («Известия», 12 апреля, 1923 г.).

В те дни было определено и место будущему памятнику - у входа в Малый театр, и состоялась его торжественная закладка. Вот как отмечено это событие в газете «Известия»: «Вчера, к 11 часам утра на площадь Я.М.Свердлова (быв. Театральная) собрались труппы всех московских театров и также представители художественной литературы и театральных организаций. Труппа Малого театра вышла из здания театра, неся стяг с надписью: «Островскому - Малый театр. Шире дорогу - Любим Торцов идет». Открывавший митинг А.В.Луначарский сказал: «Настоящий памятник должен служить тому, чтобы заветы Островского не забывались и из них бил родник новой театральной жизни». На месте будущего памятника установили усеченную гранитную глыбу с надписью: «Место памятника Островскому». Председатель Юбилейного комитета А.И.Южин сказал: «От всей души Малый театр желает, чтобы великая фигура Островского оберегала Малый театр» («Известия», 14 апреля, 1923 г.).

Прошло шесть лет. Лучшим проектом памятника была признана скульптура Н.А.Андреева. Отлил ее из бронзы мастер Миглиник. Вес скульптуры более полутора тонн. Постамент из темно-зеленого диорита, доставленного из Финляндии, весом около 12 тонн. Сооружен памятник был еще в 1928 году, о чем указано на постаменте, но открытие его состоялось 27 мая 1929 года в 12 часов дня.

В это время в Москве проходил Пятый Всесоюзный съезд Советов и делегаты съезда во главе с М.И.Калининым приняли участие в торжестве. А.И.Южина уже не было в живых, председателем общественного комитета по сооружению памятника стал академик П.Н.Сакулин. Речи и выступления присутствовавших нашли свое отражение в газетах («Вечерняя Москва», 27 мая 1929 г., №118; «Известия», 28 мая 1929 г., №119). Интересно вспомнить, что памятник обошелся государству на 20 тысяч рублей дешевле, чем предполагалось.

При открытии памятника П.Н.Сакулин огласил постановление Президиума Моссовета о передаче памятника Островскому «в ведение московского Малого театра».

В связи с этим постановлением был составлен акт передачи, в настоящее время хранящийся в Музее-заповеднике А.Н.Островского в Щелыково (инв. № 601), публикуемый в настоящем томе впервые.

Текст написан чернилами на плотной бумаге, без штампов и печати и подписан П.Н.Сакулиным, А.А.Яблочкиной, А.В.Луначарским, Н.Кашиным. Две подписи разобрать не удалось.

Комитет по сооружению памятника А.Н.Островскому, с разрешения Президиума Московского Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов от 22 мая 1929 года за № 7504, передает ныне открытый памятник в ведение и хранение Государственного Московского Малого театра, в чем и составлен настоящий акт.

Москва

Председатель Комитета Я.САКУЛИН

Товарищи Председателя А.ЯБЛОЧКИНА

Почетный член Президиума А.ЛУНАЧАРСКИЙ

За Казначея Комитета (нрзб.)

Секретарь Комитета Н.КАШИН

Е. Хмелевская, «Малый театр 1824-1974»., том 2, стр. 610-611.

Скульптор - Николай Андреев , архитектор - Фёдор Шехтель . Скульптура выполнена из бронзы , располагается на гранитном постаменте.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В 1886 году в среде Общества русских драматических писателей и оперных композиторов возникла идея соорудить памятник А. Н. Островскому - основателю и первому председателю Общества. В 1899 году была открыта подписка на сбор средств, и к 1917 году фонд на сооружение памятника достиг 50 тыс. рублей. Однако за все эти годы к сооружению памятника так и не приступили. Это было связано с тем, что появившееся в 1908 году другое общество - имени А. Н. Островского, - также видело своей задачей создание памятника драматургу и собирало для этих целей средства путём проведения спектаклей и концертов; к 1917 году ему удалось собрать такую же сумму - 50 тыс. рублей. До октябрьской революции два общества так и не смогли договориться о форме памятника и сроках его установки .

    В 1922 году, в связи с предстоящим в 1923 году празднованием 100-летия драматурга, Государственный академический Малый театр и Общество имени А. Н. Островского организовали Юбилейный комитет, председателем которого избрали А. И. Сумбатова-Южина . Комитет обратился в СНК с ходатайством о сооружении памятника Островскому в Москве на Театральной площади, у здания Малого театра. СНК это предложение поддержал, выпустив соответствующее постановление и выделив на создание памятника 560 тыс. рублей, но по целому ряду бюрократических причин к его сооружению так и не приступили .

    13 апреля 1923 года, в рамках юбилейных торжеств, посвящённых 100-летию со дня рождения Островского, перед зданием Малого театра заложили первый камень в основание будущего памятника. После празднования Юбилейный комитет переименовали в Комитет по сооружению памятника А. Н. Островскому, а на создание памятника объявили конкурс, условия которого были выработаны И. Э. Грабарём , А. М. Эфросом , Ф. О. Шехтелем и П. С. Коганом . Жюри конкурса, председателем которого был архитектор Ф. О. Шехтель, в ноябре 1923 года присудило первую премию скульптору Н. А. Андрееву , вторую и третью - В. А. Андрееву, четвёртую - Н. А. Андрееву, А. С. Голубкиной и И. С. Ефимову , однако итоги конкурса в целом признало неудовлетворительными . В результате приняли решение обратиться к четырём премированным скульпторам с предложением переработать представленные эскизы согласно директивам, которые будут выработаны специальной комиссией, а также согласились принять к обсуждению проекты и других авторов - вне конкурса и без вознаграждения. Специальная комиссия в составе А. В. Гусева, Ф. О. Шехтеля, И. Э. Грабаря, И. С. Остроухова , К. Ф. Юона , А. В. Бакушинского и А. М. Эфроса определила принципы, на основе которых должны быть переработаны проекты: портретное сходство с А. Н. Островским, монументальность памятника и его связь с Малым театром. Срок для подачи эскизов установили на 1 января 1924 года. К этой дате в комиссию поступили проекты всех четырёх премированных авторов, а также новые работы скульпторов И. Д. Шадра , Павлова и Соколова. При рассмотрении работ выяснилось, что только Н. А. Андреев исправил свой проект и по результатам обсуждения приняли решение: «Поручить Н. А. Андрееву исполнение памятника А. Н. Островскому согласно представленного им эскизу, причём признано желательным придать памятнику сходство с А. Н. Островским в позднейший период его жизни» .

    Весь 1924 год Комитету пришлось улаживать различные организационные вопросы, главным из которых был вопрос финансирования. Рассчитанную Комитетом смету на сооружение памятника в 90 тыс. рублей Наркомпрос , в ведении которого находился Малый театр, урезал до 80 тыс., а из этой общей суммы выделил на весь следующий 1925 год только 5 тыс. рублей. Наркомпрос также предлагал изменить место установки памятника, так как здание театра к тому времени обветшало и требовало капитального ремонта, проведению которого, по мнению чиновников, мог помешать памятник, однако Комитету удалось отстоять ранее выбранное место .

    Выделенную на 1925 год скромную сумму было решено израсходовать на подготовительные работы - в первую очередь приобрести камень для постамента, проект которого разработал Ф. О. Шехтель . Гранит решили закупить в Финляндии - в той же каменоломне, откуда ранее брали камень для постамента памятника Гоголю (его автором также был Шехтель). Сооружение постамента поручили художественной артели «Камень» В. И. Орлова, который был известен изготовлением постаментов памятника Гоголю и памятника первопечатнику Ивану Фёдорову . На преодоление трудностей, связанных с заключением контракта с зарубежной фирмой, доставкой груза из Финляндии и прохождением таможенных процедур ушло более года - камень поступил в артель весной 1926 года .

    На 1926-1927 годы на сооружение памятника Комитету ассигновали 25 тыс. рублей. В 1926 году на эти средства удалось устроить фундамент на сваях и уложить сверху первую плиту постамента . В том же году умер Ф. О. Шехтель и далее работы по возведению постамента по его проекту выполнял архитектор И. П. Машков . В 1927 году Комитет понёс новую утрату - скончался его председатель А. И. Сумбатов-Южин. Некоторое время Комитет оставался без руководителя, пока в феврале 1928 года председателем не избрали П. Н. Сакулина .

    3 июня 1927 года Николай Андреев представил Комитету скульптуру Островского в глине, а 28 апреля 1928 года - в гипсе. Открытие памятника наметили на сентябрь 1928 года. Ограниченный в финансовых средствах, Комитет долго не мог подобрать мастерскую для отливки скульптуры из бронзы. В итоге заказ разместили в Ленинграде у частного литейщика К. И. Миглиника, предложившего за работу наименьшую цену. Отливка скульптуры затянулась почти на год - формы не сохли из-за дождливого лета 1928 года, мастерскую Миглиника за неуплату отключили от электроснабжения, а в довершение ко всему печь, не выдержав нагрузки, развалилась и её пришлось перекладывать. В Москву памятник доставили только 24 мая 1929 года и в тот же день установили на постамент

    Площадь Островского в Санкт-Петербурге - это архитектурный ансамбль, включающий в себя такие известные памятники истории и культуры как Александринский театр и Российская национальная библиотека, Аничков дворец и памятник Екатерине ΙΙ, здание Министерства народного просвещения и Дирекция императорских театров по улице Зодчего Росси.

    В составе застройки исторического центра площадь Островского включена в перечень объектов Всемирного наследия Юнеско.

    Площадь Островского - как добраться

    Существует предание, что при закладке памятника в порыве эмоций одна из придворных дам бросила в котлован свое кольцо, затем ее примеру последовали и все другие присутствующие. Отсюда и родилась легенда о том, что под памятником зарыты несметные богатства и, как результат, в советское время представители Смольного хотели провести раскопки в Екатерининском саду, но дальше разговоров дело не продвинулось.

    В наше время памятник вновь попал в частушки:

    Монумент Екатерине
    Охранять бы надо ныне
    Новый русский бы не спер
    Монумент к себе во двор.

    Сад перед Александринским театром в народе называют Екатерининским или Катькой. В советское время вокруг сквера тусовались местные художники, продававшие свои картины, поэтому сохранилось еще одно название этого места - «Монмартр ».

    Сквер перед Александринским театром - излюбленное место отдыха петербуржцев, здесь встречаются с друзьями и назначают свидания.

    Виртуальные прогулки

    Екатерининский сад (Катькин садик) - видео