Отношения гринева и швабрина к маше. Взаимоотношения между Гриневым и Машей (по повести Пушкина «Капитанская дочка»)

Петр Гринев Алексей Швабрин
Внешность Молод, красив, не лишен мужественности. Воплощает в себе черты простого русского человека Молодой, статный, не высокого роста, со смуглым, некрасивым, но подвижным лицом
Характер Мужественный, выносливый, смелый, порядочный, прямолинейный, благородный, справедливый и совестливый. Циничный, нахальный, резкий, порывистый, эмоциональный, трусливый.
Общественное положение Образованный дворянин, офицер. Образованный дворянин, офицер
Жизненная позиция Быть порядочным офицером, честно служить государству, защищать слабых, пресекать бесчинство. Занять значимое общественное место. Доказывать любыми способами свою правоту. Искать выгоду во всем.
Отношение к моральным ценностям Бережно относится к морали. Старается не следовать вопреки ее принципам. Не дорожит моральными ценностями, зачастую переступая через них.
Отношения к материальным ценностям Не гонится за богатством, но привык к дворянской жизни в достатке. Ценит деньги и богатство.
Нравственность Нравственный, честный, совестливый. Безнравственный, бессовестный, всех призирает. Забывает о своем долге и чести.
Отношение к семье Мироновых Они стали ему настоящей семьей. Он полюбил из как собственных родителей. Не удостоил их ничем кроме призрения и насмешки. Оклеветал Ивана Игнатьевича, оскорбил Марию.
Отношение к присяге Храбро отказывается присягать Пугачеву и целовать его руку. Готов умереть, но не стать предателем. Без всякого раздумья нарушает присягу. Переходит на сторону бунтовщиков.
Поведение на дуэли Им движет справедливость и благородство. Оскорблена честь девушки, и он, как офицер, должен ее защитить. Ведет честный, смелый бой. Это не первая его дуэль. Ведет себя нечестно. Наносит удар, в то время, когда противник беззащитен.
Отношение к Марии Мироновой Влюблен, уважает чувства Марии, готов ждать ее взаимности и бороться за любовь. Спасает ей жизнь, защищает на допросе. Вряд ли испытывает к ней высокие любовные чувства. Унижает ее, оскорбляет, держит взаперти. С легкостью выдает врагу.
Поведение с Пугачевым Высоко держит голову и не желает унижаться. Храбро отвечает на провокационные вопросы. Сохраняет офицерскую доблесть. Вымаливает свободу, ползая в ногах Пугачева. Унижается и пресмыкается перед ним.
Взаимоотношения Сначала, Швабрин вызывает некую симпатию у Гринева. Но потом резкие высказывания о семье Мироновых, а потом и дальнейшие действия настраивают Гринева против Швабрина. Кроме презрения никаких чувств нет. Считает Гринева слабым. Сначала пытается оказать на него впечатление. Но дальнейшее развитие событий превращает их в антиподы.
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
    • «Береги платье снову, а честь смолоду» - известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман […]
    • В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом. Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль […]
    • Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова. Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, […]
    • Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым. Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав […]
    • Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
    • Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество проходят образы Петра I, Бориса Годунова, Емельяна Пугачева. Особый интерес вызывала у Пушкина крестьянская война под предводительством Е. Пугачева 1772–1775 гг. Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о […]
    • В 1833–1836 гг. А. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо (он же рассказчик) – Петр Гринев. Это вполне заурядный человек, который волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша – молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образования у француза, который «не был врагом […]
    • Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев‑старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ― это в понимании Гринева‑отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева‑младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым. Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была спасена Пугачевым, больше того, […]
    • Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско‑историческим и нравственным содержанием. Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно […]
    • Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души. Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть "Дубровский" была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом. И вот Пушкин пишет о некоем "Дубровском", молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими "бурями", человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла - его читал и […]
    • Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • А.С. Пушкин - величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
  • В своем романе «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин описал очень важные для достойной жизни человека вещи, такие как честь, долг и любовь. Мне кажется, что в этом романе писатель попытался описать идеал отношений двух простых людей, русского офицера Петра Гринева и капитанской дочки Марии Мироновой.
    Хотя большую часть в произведении уделена Гриневу, в романе все же главной героиней является Маша Миронова. Именно в этой милой девушке, дочери капитана Ивана Миронова, Пушкин описывает идеал дочери, женщины и жены. В произведении Маша предстает перед нами милой, чистой, доброй, заботливой и очень верной девушкой.
    Возлюбленный Марии, Петр Гринев, с самого детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. В личности Петра объединяется заботливое, доброе и любящее сердце его матери и честность, смелость и прямота, доставшаяся ему от отца.
    Впервые Петр Гринев знакомится с Марией Мироновой, когда он прибывает в Белогорскую крепость. Впечатление о Маше у Петра сразу складывается, как о несерьезной, легкомысленной девушке. Коротко говоря, Гринев воспринимает Машу как простую «дурочку», ведь именно так и описывает офицер Швабрин Петру капитанскую дочку. Но вскоре Гринев замечает в Марии очень добрую, отзывчивую и приятную особу, полную противоположность описанию Швабрина. Гринев проникает к Маше глубокой симпатией, и с каждым днем эта симпатия становилась все больше и больше. Прислушиваясь к своим чувствам, Петр стал сочинять для своей возлюбленной стихи, которые и стали причиной насмешек Швабрина над Гриневым. В этот момент мы замечаем в Петре Гриневе качества, присущие настоящему мужчине. Петр заступается за свою возлюбленную Машу Миронову без всякой трусости и с желанием отстоять честь капитанской дочери назначает дуэль со Швабриным. Дуэль закончилась не в пользу Гринева, но вовсе не из-за слабости Гринева перед Швабриным, а из-за глупой ситуации, отвлекшей Петра от своего противника. Итог - Гринев ранен в грудь.
    Но именно это событие стало переломным моментом в отношениях Марии и Петра. Первым человеком, которого больной и слабый после «поражения» в дуэли Петр Гринев увидел у своей постели, стала его возлюбленная Мария Миронова. В этот момент чувства Петра к Маше в его сердце воспылали еще сильнее и с новой силой. Не став ждать, в эту же секунду Гринев признался Маше в своих чувствах и предложил ей стать его женой. Мария поцеловала Петра и призналась ему в своих взаимных чувствах. Волнуясь за его и так слабое состояние, она попросила его придти в чувства и успокоиться, не тратить силы. В этот момент мы замечаем в Марии заботливую и ласковую девушку, волнующуюся за состояние своего милого.
    С новой стороны Маша показывается нам, когда Гринев получает отказ от отца в благословении его избранной. Мария отказывается выходить замуж без одобрения родителей своего жениха. Эта ситуация открывает нам Машу Миронову как чистую, светлую девушку. По ее мнению, без благословения родителей не будет Петру счастья. Маша думает о счастье любимого и даже готова пожертвовать своим. Мария допускает мысль о том, что Петру нужно найти другую жену, угодную сердцу его родителей. Без своей любимой, Гринев теряет смысл существования.
    В момент захвата Белогорской крепости, Мария остается круглой сиротой. Но и в такой сложный для нее период, она остается верной своей чести, она не поддается попыткам Швабрина женить ее на себе. Она решает, что лучше вовсе умереть, чем выйти замуж за человека, которого она презирает.
    Маша Миронова отправляет Гриневу письмо, повествующее о ее страданиях в плену Швабрина. Сердце Петра разрывается от волнения за свою любимую, страдания Марии буквально передаются Петру. Гринев, без всякой армии, отправляется на спасение своей любимой. В тот момент, Петр не думал ни о чем, кроме свой возлюбленной. Хоть спасение Марии и не обходится без помощи Пугачева, но все же Гринев и Маша наконец воссоединяются. Пройдя сквозь такие страдания и препятствия, два любящих сердца все-таки объединяются. Петр посылает свою невесту в деревню к своим родителям, беспокоясь за ее безопасность. Теперь он уже уверен в том, что отец и мать примут его невесту, узнав ее ближе. Сам же Петр отправился на службу к императрице, ведь он должен служить свое Родине, даже рискуя своей жизнью. Не в первый раз, Петр Гринев предстает перед нами, как смелый мужчина.
    Служба Гринева закончилась благополучно, но беда пришла, откуда не ждали. Гринев обвинен в дружеских отношениях с Пугачевым. Дело оказалось очень серьезным, обвинений было слишком много. В тот момент, когда даже родители Гринева потеряли веру в сына, только его возлюбленная Мария верила своему жениху. Маша решается на очень рискованный и смелый поступок - она едет к самой императрице, чтобы доказать невиновность своего жениха. И у нее это получается, благодаря своей беспрерывной вере в Петра и ее любви к нему. Мария спасает своего возлюбленного, также, как и немного ранее Гринев спас Марию.
    Роман заканчивается более чем благополучно. Два любящих сердца соединились, пройдя через множество препятствий. И все эти препятствия только укрепили любовь Марии Мироновой и Петра Гринева. Два любящих человека много обрели благодаря своей взаимной любви. Мария обрела смелость, ей неприсущую ранее, но страх за жизнь любимого заставили ее перешагнуть через свои страхи. Благодаря взаимной любви к Маше Петр Гринев стал настоящим мужчиной – человеком, дворянином, воином.
    Отношения этих героев - авторский идеал отношений между мужчиной и женщиной, где главным является любовь, верность, взаимность и бесконечная преданность друг к другу.
    P.s: учусь в 8 классе, хотелось бы услышать критику насчет моего сочинения. Есть ли какие-то смысловые ошибки. Насчет пунктуации хотелось бы услышать, много ли лишних знаков препинания, и наоборот, их не хватает. Заранее благодарю за помощь и критику.

    Анна, прежде чем я займусь критикой работы, хочу сказать, что для 8 класса это очень неплохой текст. Но его можно улучшить.

    Мои замечания.

    1. "Капитанская дочка" - стилизация под семейные записки. Пушкин скрывается под маской Издателя и делает вид, что автором книги является сам якобы реально существовавший Петр Андреевич Гринев. Поэтому заявлять "хотя большую часть в произведении уделена Гриневу, в романе все же главной героиней является Маша Миронова" неверно как с точки зрения стилистики (естественно, что Гринев не "героиня"), так и с точки зрения смысла.

    2. Никаких "Петр" и "Мария". Это герои XVIII века, а не телеведущие. В книге нет таких имен! Есть Петр Андреевич либо Петруша и Марья Ивановна либо Маша.

    3. Много пересказа. Где анализ? Подинамичнее!

    4. Маша слишком часто "милая". Слишком много "чувств" и слов с корнем "-люб-". Не надо пережимать.

    5. "Возлюбленный Марии, Петр Гринев, с самого детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. В личности Петра объединяется заботливое, доброе и любящее сердце его матери и честность, смелость и прямота, доставшаяся ему от отца". - Ох... А еще Петруша до 16 лет гонял голубей и играл в чехарду, любил слушать россказни птичницы Агафьи, плохо учился и вообще был "рос недорослем" (Митрофана не напоминает? И обращение отца Гринева к Савельичу "старый пес" не напоминает "старую хрычовку" Еремеевну?).
    Не надо так патетически про Гринева. Он больше всего похож на любимого героя русских сказок Иванушку-дурачка, а не на Штирлица, у которого "характер нордический, выдержанный" и который "безукоризненно выполняет служебный долг".

    6. Надо прямо сказать, что история любви двух вымышленных героев развивается на фоне страницы реальной трагической истории России (действия пугачевского войска в Оренбургской губернии и осада города). Герои проходят через трагические обстоятельства и взрослеют. Они находят поддержку у двух главных фигур эпохи - Пугачева и Екатерины.

    7. Обязательно следует упомянуть про заглавие (почему именно "Капитанская дочка", а не "Маша и Петруша", или "Маша Миронова", или "Любовь и пугачёвщина"?). В трудную минуту Маше просыпается характер ее отца-героя.

    Насчет грамотности писать не буду. Лишние запятые есть, да и орфографию с речевыми ошибками нужно проверить.
    Еще раз повторю, что в целом сочинение неплохое. Надо его доработать, чтобы оно стало отличным.


    Спасибо огромное за критику. Сегодня перечитала сочинение на свежую голову и нашла очень много неточностей, внесла много поправок. И лишних запятых действительно не мало. Еще раз спасибо за помощь и оценку моего сочинения.




    Согласна с Татьяной Владимировной, сочинение в целом неплохое, но улучшить можно и нужно:) . Выскажу тоже несколько замечаний:

    Жанр "Капитанской дочки" - не роман, как Вы, Анна, пишите, а историческая повесть. Это фактическая ошибка.

    Чтобы уйти от пересказа, советую найти в тексте слова, которыми сами герои говорят о своих чувствах на протяжении всей повести. Эти опорные точки дадут возможность проанализировать развитие любви Гринева и Маши, и Вам легче будет правильно расставить акценты в сочинении.

    Ошибок многовато, особенно речевых и грамматических.



    Вера Михайловна, я бы девушку не пугала насчет фактической ошибки.
    Жанр "Капитанской дочки" исследователи определяют по-разному. Это вопрос спорный, и окончательного ответа на него нет.
    Аргументы в пользу того, что это повесть: в центре событие, средний объем, хроникальный сюжет, минимальное количество побочных сюжетных линий.
    Аргументы в пользу романа: опора на судьбы конкретных героев, частная жизнь героев связана с общественной жизнью эпохи; косвенный признак - ориентация КД на исторические романы Вальтер Скотта.
    Даже составители ЕГЭ по литературе не могут определиться: то в кодификаторе появляется повесть, то роман (последние три года - роман). В части В требуют писать именно "роман".
    Я лично уверена, что это повесть, но и другая позиция тоже имеет право на существование.

    В "Капитанской дочке" одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них-история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее "совершенною дурочкою". Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она "благородна и чувствительна". Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

    Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши "вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную! ", Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши, боясь, что она будет подвергнута унизительному допросу-"мне пришло в голову, что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку... ".

    Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия, думая, что в противном случае у Петра "не будет счастия".Из робкой "трусихи" она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева, в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-"Марья Ивановна от меня не отходила". Таким образом Маша спасет Гринева от позора, гибели и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели.

    Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы, идеалы, любовь. Беспринципного и бесчестного человека, которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками, низостью, подлостью, без друзей, любимых и просто близких людей.










    Написанная в 1836 году Пушкиным повесть «Капитанская дочка» является логическим продолжением темы «ничтожного героя», рядового человека, который не может похвастаться большим богатством, влиятельностью или серьезными связями. Главный персонаж близок к народу, обладает положительными качествами характера, добр, справедлив. В основе повести лежит восстание под предводительством Пугачева, но Пушкин вовсе не ставил себе цель воссоздать исторические события, на их фоне он описал жизненные истории простых людей.

    Общая характеристика Гринева

    Петр Гринев - выходец из дворянской семьи, но его родители бедны, поэтому он рос в обстановке провинциально-поместного быта. Герой не может похвастаться хорошим воспитанием, признается, что рос недорослем. Поскольку отец был отставным военным, то и Петр стал офицером. Это совестливый, мягкий, добрый и справедливый юноша, смотрящий на все сквозь Со рассеиваются, и он понимает, как на самом деле устроен мир.

    Благодаря нравственному чутью даже из самых сложных и опасных ситуаций выходит целым и невредимым Петр Гринв. Характеристика героя показывает его стремительный духовный рост. Мужчина сумел рассмотреть в Маше Мироновой нравственную личность и чистую душу, у него хватило мужества попросить прощения у крепостного Савельича, Петр увидел в Пугачеве не просто бунтаря, а справедливого и великодушного человека, понял, каким на самом деле низким и подлым является Швабрин. Несмотря на страшные события, творившиеся во время междоусобной борьбы, Гринев сумел сохранить честь, человечность и верность своим идеалам.

    Общая характеристика Швабрина

    Характеристики Гринева и Швабрина позволяют читателю разобраться, кто есть кто на самом деле. Алексей Иванович по происхождению дворянин, он оживлен, смугл, не очень красив. На время приезда Гринева в Белгородскую крепость Швабрин там прослужил уже пять лет, его сюда перевели за смертоубийство. Все говорит о его подлости, наглости и бессердечности. При первой же встрече с Петром Алексей Иванович знакомит его с обитателями крепости, отзываясь обо всех с презрительностью и насмешливостью.

    Швабрин очень умен и гораздо образованнее Гринева, но в нем нет доброты. Этот персонаж многие сравнивали с перекати-полем, человеком без роду, умевшим лишь приспосабливаться к разным обстоятельствам. Его никто не любил и не ждал, но и ему никто не нужен. В конце рассказа черные волосы Швабрина после пережитых волнений поседели, но душа его так и осталась черной, завистливой и злобной.

    Гринева и Швабрина

    В каждой повести должен быть антагонист главного героя. Если бы Пушкин не создал образ Швабрина, то духовный рост Гринева был бы не так заметен, к тому же невозможно было бы развитие любовной линии между Марией и Петром. Писатель во всем противопоставляет двух молодых офицеров дворянского происхождения. Краткая характеристика Швабрина и Гринева показывает, что даже на службу в крепость они попали по разным причинам. Петра сюда служить прислал отец, чтобы отпрыск понюхал настоящего пороха, послужил в армии. Алексея в сослали за убийство поручика.

    Выражение «воинский долг» каждый из героев понимает по-разному. Швабрину все равно кому служить, лишь бы ему было хорошо. Во время Алексей сразу же переметнулся к мятежникам, забыв о присяге и чести. Гринев под страхом смертной казни отказывается присягать на верность бунтарям, но его спасла природная доброта. Дело в том, что когда-то он подарил Пугачеву заячий тулупчик и подал стакан вина, а тот в ответ платит благодарностью и сохраняет жизнь Петру.

    Для героев стала капитанская дочка. Гринев и Швабрин полюбили Машу, но их любовь очень разная. Петр сочиняет для девушки стихи, а Алексей их критикует, разнося в пух и прах. Это и понятно, ведь ему самому нравится Мария, но разве искренне любящий человек мог выставить свою возлюбленную в дурном свете и порекомендовать сопернику подарить ей серьги вместо стихов, чтобы она вышла к нему в сумерки.

    Взаимоотношения Швабрина и Марии

    Алексею Ивановичу нравится капитанская дочка, он ухаживает за ней, но когда получает отказ, распускает о ней грязные и лживые слухи. Этот человек не способен на искренние, добрые и чистые чувства, Маша ему нужна лишь в качестве красивой куклы, которую можно переделать на свой лад. Характеристики Гринева и Швабрина показывают, насколько это непохожие друг на друга люди. Петр никогда не позволил бы себе оклеветать или принуждать к чему-то свою возлюбленную.

    Алексей - подлый и трусливый, действует обходными путями. На дуэли он ранил шпагой Гринева в грудь, затем донес родителям Петра о поединке, чтобы те запретили сыну жениться на Марии. После перехода на сторону Пугачева Швабрин использует свою власть, заставляя девушку стать его женой. Даже в конце он не может допустить счастья Гринева и Мироновой, поэтому наговаривает на Петра.

    Взаимоотношения Гринева и Маши

    Петр Андреевич питает к капитанской дочке самые светлые и чистые чувства. Он всей душой прикипел к семье Мироновых, ставшей для него родной. Молодая девушка сразу приглянулась офицеру, но он пытался действовать деликатно, сочинял для нее стихи, чтобы покорить сердце красавицы. Характеристики Гринева и Швабрина дают представление о понятии чести у этих двух людей.

    Алексей Иванович сватался к Мироновой, но получил отказ, он не смог с достоинством признать свое поражение, поэтому всеми силами пытался запятнать репутацию девушки. Гринев в свою очередь защищает возлюбленную, вызывая противника на дуэль. Петр жизнь готов отдать ради Маши, рискуя, он вызволяет девушку из заточения Швабрина, вывозит ее из крепости. Даже на суде он старается не запятнать честь Мироновой, хотя ему грозит пожизненная каторга. Такое поведение говорит о благородстве героя.

    Отношение Гринева к Пугачеву

    Петр Андреевич не одобряет действий мятежников и рьяно защищает от них крепость, во время казни офицеров он отказывается присягнуть на верность Пугачеву, потому что служит императрице. Тем не менее, Гринев восхищается великодушием, справедливостью и организаторскими способностями главаря бунтарей. У героя с Пугачевым складываются свои, несколько странные, но дружеские отношения, основанные на взаимном уважении. Мятежник помнит доброту Гринева и отплачивает ему тем же. Хоть Петр и не перешел на сторону Пугачева, но он остается о нем хорошего мнения.

    Отношение Швабрина к Пугачеву

    Характеристика Швабрина и Петра Гринева показывает разное отношение к чести военного у этих офицеров. Если главный герой и под страхом смертной казни не пожелал предать императрицу, то для Алексея Ивановича важнее всего собственная жизнь. Как только Пугачев призвал офицеров перейти к нему, Швабрин тут же переметнулся на сторону мятежников. Для этого человека нет ничего святого, в нужный момент он всегда готов подставить подножку другим, поэтому признание власти бунтарей - это не более чем попытка спасти свою жизнь.

    Духовное становление Гринева и падение Швабрина

    На протяжении всей повести читатель следит за духовным ростом главного героя. Характеристики Гринева и Швабрина говорят сами за себя: если для Алексея нет ничего святого, он готов переступить через кого угодно, чтобы добиться своей цели, то Петр покоряет своим благородством, добротой, честностью и человечностью.


    Одной из сюжетных линий романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» являются взаимоотношения Гринёва и Швабрина. С большим мастерством изобразил писатель этих героев-антагонистов, показав абсолютно разное отношение к основным человеческим принципам. Рассмотрим историю их взаимоотношений.

    Главный герой Петр Андреевич Гринёв вырос в дворянской семье. Достойного образования он не получил; по его собственному признанию, он любил гонять голубей и рос недорослем. Но зато он получил достойное воспитание: отец, провожая его на службу, завещал ему служить честно. Не сразу открывается герою истинное понимание этого слова, но наставления отца запали в душу Гринёва.

    И вот он приезжает в Белогорскую крепость.

    Вместо блестящей петербургской жизни, которую он мысленно рисовал в своих мечтах, когда отец решил отправить его на службу, он попал почти на окраину России. Здесь он сближается с Алексеем Швабриным. Что мы узнаем о герое? Они почти ровесники, оба дворяне, но Швабрин более образованный, достаточно циничный, он с большим пренебрежением отзывается обо всех живущих в крепости. Он появился здесь за участие в дуэли, которые были запрещены. Василиса Егоровна, жена коменданта крепости капитана Миронова, не случайно называет его убийцей. Почему же вначале столь разные люди подружились? Они были примерно одного возраста (остальные мужчины в крепости старики да инвалиды), оба они на досуге читали книги (а что ещё было делать в крепости?) и даже сочиняли стихи. Именно стихи и стали причиной их ссоры. Гринёв посвятил их Маше Мироновой, в которую был тайно влюблен. Но он не знал, что Швабрин тоже был влюблен в Машу, но получил отказ. Ревность заставила его оклеветать девушку. Гринёв этого стерпеть не мог и вызвал Швабрина на дуэль. Именно в этой сцене проявилась подлость Швабрина. Он воспользовался моментом, когда Гринев отвернулся, окликнутый Савельичем, и Швабрин ранил его в плечо. Так закончилась их дружба.

    После этого пути героев окончательно расходятся. После взятия Пугачёвым Белогорской крепости Швабрин переходит на сторону мятежников. Гринёв же, несмотря на молодость, отказывается присягать Пугачеву. Кажется странным, но приятельские отношения складываются у Пугачева именно с Гринёвым. Крестьянский вожак уважает юношу за смелость и прямоту. А вот Швабрина, которого он хоть и назначил комендантом крепости, Пугачев презирает.

    Презираем и мы Швабрина. Ведь он, пользуясь служебным положением, посадил Машу, оставшуюся в крепости, на хлеб и воду, принуждая силой выйти замуж. Когда Гринёв об этом узнал, он сразу поехал на помощь своей возлюбленной и, рискуя собственной жизнь, спас её.

    В последний раз судьба сводит героев на суде. Гринёва заподозрили в измене присяге, но благодаря заступничеству Маши Мироновой. Которая в борьбе за свою любовь приехала В Петербург, он был оправдан. Молодых людей ждала счастливая семейная жизнь. А вот о дальнейшей судьбе Швабрина мы ничего не знаем. Скорее всего он он закончил жизнь в ссылке за измену присяге.

    Какова же роль этого конфликта в произведении? Пушкин показал двух молодых людей в бурной метели исторических событий. И конечно, наши симпатии на стороне Гринёва. Петр покоряет своим благородством и верностью, добротой и честностью. А вот для Швабрина нет ничего святого, он готов переступить через кого угодно, чтобы добиться своей цели. Он – мелкий завистник, негодяй, шантажирующий слабую девушку, человек, изменивший присяге. Поэтому неудивительно, что пути героев разошлись. Каждый человек делает свою жизнь сам, и сам отвечает за свои поступки.

    Обновлено: 2017-11-11

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Крутяк! 7

    анонс:

    В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» изображены два противоположных характера: благородный Пётр Гринёв и бесчестный Алексей Швабрин. История их взаимоотношений является одним из главных сюжетных стержней «Капитанской дочки» и подробно раскрывает проблему защиты чести в романе.

    сочинение:

    Роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» посвящен проблеме защиты и сохранения чести. Для раскрытия этой темы автором изображаются два противоположных характера: молодой офицер Пётр Гринев и сосланный в Белогорскую крепость за дуэль Алексей Швабрин.

    Юный Пётр Гринёв предстает в романе как инфантильный, плохо образованный дворянин, не готовый к взрослой жизни, но всячески желающий в эту взрослую жизнь вырваться. Время, проведенное в Белогорской крепости и в боях под Оренбургом, меняет его характер и судьбу. Он не только развивает все свои лучшие дворянские качества, но и находит настоящую любовь, в результате оставаясь честным человеком.

    В противоположность ему, Алексея Швабрина автор с самого начала изображает человеком, явно переступившим грань между честью и бесчестием. По словам Василисы Егоровны, Алексей Иваныч «за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа бога не верует». Пушкин наделяет своего героя не только дурным характером и склонностью к бесчестным поступкам, но и символически рисует портрет человека с «лицом смуглым и отменно некрасивым», но вместе с тем «чрезмерно живым».

    Возможно, именно живость Швабрина и привлекает Гринева. Молодой дворянин тоже очень интересен Швабрину, для которого Белогорская крепость – это ссылка, гиблое место, в котором он не видит людей. Интерес Швабрина к Гринёву объясняется желанием «увидеть наконец человеческое лицо» после пяти лет нахождения в беспросветной степной глуши. Гринев чувствует к Швабрину симпатию и проводит с ним очень много времени, но постепенно им всё больше начинают овладевать чувства к Марии Мироновой. Это не только отдаляет Гринева от Швабрина, но и провоцирует дуэль между ними. Гринёв желает отомстить Швабрину за клевету на свою возлюбленную, которой Швабрин мстит за то, что она отвергла его.

    Во время всех последующих событий Швабрин всё больше проявляет своё бесчестие и в результате превращается в окончательного негодяя. В нём просыпаются все самые противные Гринёву черты: клеветник, изменник, насильно желающий женить на себе Марию. Он и Гринёв уже давно не друзья и даже не боевые товарищи, Швабрин не просто становится омерзителен Гринёву, в пугачёвском восстании они становятся по разные стороны. Даже вступая в сношения с Пугачёвым, Гринёв не может пойти до конца, он не может предать свою дворянскую честь. Для Швабрина честь изначально не столь важна, поэтому ему ничего не стоит перебежать на другую сторону, а затем клеветать на честного Гринёва.

    Гринёв и Швабрин – две противоположности, которые расходятся так же быстро, как и притягиваются. Эти герои выбирают разные пути, но развязка всё же оказывается удачной именно для честного Гринёва, помилованного императрицей и прожившего долгую счастливую жизнь, в отличие от Швабрина, безвестно пропавшего под звон цепей в тюремных коридорах.

    Еще больше сочинений на тему: «Отношения Гринёва и Швабрина»:

    Историческая повесть «Капитанская дочка» - последнее произведение А.С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный выбор в жестких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, народ и власть, «мысль семейная». Одна из центральных нравственных проблем повести – проблема чести и бесчестия. Разрешение этого вопроса прослеживается в первую очередь на судьбах Гринева и Швабрина.

    Это молодые офицеры. Оба служат в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин – дворяне, близки по возрасту, образованию, умственному развитию. Гринев так описывает свое впечатление, которое произвел на него молодой поручик: «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба». Однако герои друзьями не стали. Одна из причин неприязни – Маша Миронова. Именно в отношениях с капитанской дочкой раскрылись нравственные качества героев. Гринев и Швабрин оказались антиподами. Отношение к чести и долгу окончательно развело Гринева и Швабрина во время пугачевского бунта.

    Петра Андреевича отличают доброта, мягкость, совестливость, чувствительность. Не случайно Гринев сразу стал для Мироновых «родным», а Маша полюбила его глубоко и самозабвенно. Девушка признается Гриневу: «… до могилы ты один останешься в моем сердце». Швабрин, наоборот, производит на окружающих отталкивающее впечатление. Нравственный изъян проявляется уже в его внешности: он был невысокого роста, с «отменно некрасивым лицом». Маше, как и Гриневу, неприятен Швабрин, девушку отпугивает его злой язык: «… он такой насмешник». В поручике она чувствует опасного человека: «Он мне очень противен, а странно: ни за что б я не хотела, чтобы и я ему так же не нравилась. Это бы меня беспокоило страх». Впоследствии, став пленницей Швабрина, она готова умереть, но не покориться ему. Для Василисы Егоровны Швабрин – «душегуб», а инвалид Иван Игнатьич признается: «Я и сам до него не охотник».

    Гринев честен, открыт, прямодушен. Он живет и действует по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга. Законы эти для него неизменны. Гринев – человек слова. Он пообещал отблагодарить случайного проводника и сделал это, несмотря на отчаянное сопротивление Савельича. Гринев не смог дать полтину на водку, но подарил вожатому свой заячий тулуп. Закон чести вынуждает молодого человека оплатить огромный бильярдный долг не слишком честно игравшему гусару Зурину. Гринев благороден и готов драться на дуэли со Швабриным, оскорбившим честь Маши Мироновой.

    Гринев последовательно честен, а Швабрин совершает один за другим безнравственные поступки. Этот завистливый, злобный, мстительный человек привык действовать обманом и коварством. Швабрин с умыслом описал Гриневу Машу «совершенною дурочкою», утаил от него свое сватовство к капитанской дочке. Гринев вскоре понял причины обдуманной клеветы Швабрина, которой он преследовал Машу: «Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга».

    Швабрин готов избавиться от соперника любыми средствами. Оскорбляя Машу, он искусно доводит Гринева до бешенства и провоцирует вызов на дуэль, не считая неопытного Гринева опасным противником. Поручик задумал убийство. Этот человек не останавливается ни перед чем. Он привык, чтобы исполнялись все его желания. По словам Василисы Егоровны, в Белогороскую крепость Швабрин «переведен за смертоубийство», за то, что на дуэли «заколол поручика, да еще при двух свидетелях». Во время поединка офицеров Гринев, неожиданно для Швабрина, оказался искусным фехтовальшиком, но, воспользовавшись благоприятным для него моментом, Швабрин ранил Гринева.

    Гринев великодушен, а Швабрин низок. После дуэли молодой офицер простил «несчастного соперника», а тот продолжал коварно мстить Гриневу и написал донос его родителям. Швабрин постоянно совершает аморальные поступки. Но главное преступление в цепи его постоянных низостей – это переход на сторону Пугачева не по идейным, а по корыстным соображениям. Пушкин показывает, как в исторических испытаниях в человеке до конца проявляются все качества натуры. Подлое начало в Швабрине делает его законченным негодяем. Открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева и спасли ему жизнь. Высокий нравственный потенциал героя раскрылся во время сложнейших испытаний на прочность убеждений. Гриневу несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.

    После того как Пугачев «помиловал» Гринева, он должен был поцеловать ему руку, то есть признать в нем царя. В главе «Незваный гость» сам Пугачев устраивает «испытание компромиссом», пытаясь получить от Гринева обещание «хотя бы не воевать» против него. Во всех этих случаях герой, рискуя жизнью, проявляет твердость и неуступчивость.

    У Швабрина же нет никаких нравственных принципов. Он спасает свою жизнь, нарушая присягу. Гринев с изумлением увидел «среди старшин Швабрина, остриженного в кружок и в казацком кафтане». Этот страшный человек продолжает неотступно преследовать Машу Миронову. Швабрин фанатично одержим желанием добиться не любви, а хотя бы покорности от капитанской дочки. Поступкам Швабрина Гринев дает оценку: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

    Авторская позиция совпадает со взглядами рассказчика. Об этом свидетельствует эпиграф к повести: «Береги честь смолоду». Гринев сохранил верность долгу и чести. Самые важные слова он сказал Пугачеву: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Швабрин же нарушил и дворянский долг, и человеческий.

    Источник: mysoch.ru

    Повесть «Капитанская дочка» А. Пушкина привлекает читателя не только интересными историческими фактами, но и яркими, запоминающимися образами героев.

    Молодые офицеры Петр Гринев и Алексей Швабрин - персонажи, чьи характеры и взгляды совершенно противоположны. Об этом свидетельствует то, насколько по-разному они ведут себя в быту, в критических ситуациях, в любви. И если к Гриневу с первых же страниц повести проникаешься симпатией, то знакомство со Швабриным вызывает презрение и отвращение.

    Портрет Швабрина таков: «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым». Под стать внешности и его натура - злобная, трусливая, лицемерная. Швабрин способен на бесчестные поступки, ему ничего не стоит оклеветать или предать человека ради собственной выгоды. Этот человек больше всего заботится о своем «шкурном» интересе.

    Не сумев добиться любви Маши Мироновой, он не только стремится встать на ее пути к счастью, но и пытается с помощью угроз и силы принудить девушку выйти за него замуж. Спасая свою жизнь, Швабрин одним из первых присягает на верность самозванцу Пугачеву, а когда это раскрывается и он предстает перед судом, то лжесвидетельствует против Гринева, чтобы хоть так отомстить ему за все свои неудачи.

    В образе Петра Гринева нашли воплощение все лучшие черты дворянского сословия. Он честен, храбр, мужественен, справедлив, умеет держать свое слово, любит отечество и предан своему долгу. Больше всего молодой человек располагает к себе искренностью и прямодушием. Ему чужды чванство и лизоблюдство. Сумев завоевать любовь Марьи Ивановны, Гринев раскрывается не только как нежный и преданный поклонник. Превыше всего он ставит ее честь, ее имя, и готов не только отстаивать их со шпагой в руке, но и отправиться ради Маши в ссылку.

    Своими положительными качествами характера Гринев покорил даже разбойника Пугачева, который помог ему освободить Машу из рук Швабрина и хотел быть посаженным отцом на их свадьбе.

    Я уверена, что и в наше время многие хотели бы быть похожими на Петра Гринева, в то время как со Швабриным не хотелось бы повстречаться никогда.

    Источник: www.ukrlib.com

    Алексей Иванович Швабрин - персонаж не только отрицательный, но и антипод Петра Андреевича Гринева, рассказчика, от лица которого ведется повествование в «Капитанской дочке».

    Гринев и Швабрин не единственные герои в повести, которые так или иначе сопоставлены друг с другом: подобные «пары» образуют практически все главные действующие лица произведения: императрица Екатерина - лже-император Пугачев, Маша Миронова - ее мать Василиса Егоровна, - что позволяет говорить о сравнении как об одном из важнейших композиционных приемов, используемых автором в повести.

    Интересно, однако, что не все из названных героев абсолютно противопоставлены друг другу. Так, Маша Миронова, скорее, сопоставлена со своей матерью и обнаруживает столько же преданности своему избраннику и мужества в борьбе за него, сколько и капитанша Миронова, не убоявшаяся злодеев и принявшая смерть вместе с мужем. Противопоставление «пары» Екатерина - Пугачев не столь однозначно, как кажется на первый взгляд.

    У этих враждующих и воюющих друг с другом характеров немало близких черт и сходных поступков. Оба оказываются способны и на жестокость и на проявление милости и справедливости. Именем Екатерины жестоко преследуются и подвергаются зверским пыткам сторонники Пугачева (изувеченный башкирец с отрезанным языком), и Пугачев творит бесчинства и казни вместе со своими товарищами. С другой стороны, и Пугачев и Екатерина проявляют милость в отношении Гринева, спасая его и Марью Ивановну от беды и устраивая в конце концов их счастье.

    И только между Гриневым и Швабриным не обнаруживается ничего, кроме антагонизма. Обозначен он уже в именах, которыми автор называет своих героев. Гринев носит имя Петра, он тезка великого императора, к которому Пушкин, безусловно, испытывал самые восторженные чувства. Швабрину дано имя предателя отцовского дела - царевича Алексея. Это, конечно, вовсе не означает, что всякий персонаж пушкинского произведения, носящий одно из этих имен, должен быть соотнесен в сознании читателя с названными историческими лицами. Но в контексте повести, где проблема чести и бесчестия, преданности и предательства столь важна, подобное совпадение представляется неслучайным.

    Известно, как серьезно относился Пушкин к понятию родовой дворянской чести, к тому, что принято называть корнями. Не случайно, конечно, поэтому так подробно и обстоятельно рассказывается в повести о детстве Петруши Гринева, о его семье, в которой свято хранятся традиции векового дворянского воспитания. И пусть эти «привычки милой старины» описаны не без иронии - очевидно, что ирония автора полна теплоты и понимания. И в итоге именно мысль о невозможности посрамить честь рода, семьи не позволила Гриневу совершить предательства в отношении любимой девушки, нарушить офицерскую присягу.

    Швабрин же - человек без роду, без племени. Нам ничего не известно о его происхождении, о его родителях. Ничего не сказано о его детстве, о воспитании. За его плечами, похоже, нет ого духовного и нравственного багажа, который поддерживает Гринева. Швабрину, судя по всему, никто не дал простого и мудрого наставления: «Береги честь смолоду». А потому он легко пренебрегает ею для спасения собственной жизни да и просто для личного благополучия. При этом заметим, что Швабрин - заядлый дуэлянт: известно, что он был переведен в Белогорскую крепость за какое-то «злодейство», вероятно, за дуэль. Он вызывает на дуэль и Гринева, причем в ситуации, когда сам кругом виноват: оскорбил Марию Ивановну, подло оговорив ее перед влюбленным Петром Андреевичем.

    Важно, что дуэлей в повести никто из честных героев не одобряет: ни капитан Миронов, который напоминал Гриневу, что «поединки формально запрещены в воинском артикуле», ни Василиса Егоровна, почитавшая их «смертоубийством» и «душегубством», ни Савельич. Гринев принимает вызов, защищая честь любимой девушки, Швабрин же - от того, что его справедливо назвали лжецом и мерзавцем. Таким образом, в своем пристрастии к дуэлям Швабрин оказывается защитником поверхностно, ложно понимаемой чести, ревнителем не духа, а буквы закона, лишь внешнего его соблюдения. Это лишний раз доказывает, что представления об истинной чести у него нет.

    Для Швабрина вообще нет ничего святого: ни любви, ни дружбы, ни долга. Причем мы понимаем, что пренебрежение этими понятиями - дело для него обыкновенное. Из слов Василисы Егоровны мы узнаем, что Швабрин «в господа бога не верует», что он «за душегубство выписан из гвардии». Не за всякую дуэль и не всякого офицера увольняли из гвардии. Очевидно, и с той дуэлью связана была какая-то некрасивая, подлая история. И, следовательно, то, что произошло в Белогорской крепости и впоследствии, не случайность, не следствие минутной слабости, не про сто трусость, в конце концов простительная при определенных обстоятельствах. Швабрин пришел к своему окончательному падению закономерно.

    Он жил без веры, без нравственных идеалов. Сам неспособен был любить, и чувствами других пренебрегал. Ведь он знал, что противен Маше, но, несмотря на это, домогался ее, не останавливаясь ни перед чем. Совет, который он дает Гриневу в отношении Марьи Ивановны, выдает в нем пошляка («…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»), Швабрин не только подл, но и хитер. После дуэли, опасаясь новых неприятностей, он разыгрывает перед Гриневым сцену искреннего раскаяния. Дальнейшие события показывают, что простодушный Гринев напрасно поверил лжецу. При первой же возможности Швабрин подло мстит Гриневу, выдав Марью Ивановну Пугачеву. И тут злодей и преступник, мужик Пугачев проявляет недоступное пониманию Швабрина благородство: он, к неописуемой злобе Швабрина, отпускает Гринева и Машу Миронову с богом, заставив Швабрина выдать им «пропуск во все заставы и крепости, подвластные ему. Швабрин, совсем уничтоженный, стоял как остолбенелый»…

    Последний раз мы видим Швабрина, когда он, арестованный за связь с Пугачевым, закованный в цепи, предпринимает последнюю попытку оговорить и погубить Гринева. Он внешне очень переменился: «волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели», но душа его по-прежнему черна: обвинения свои произносил хотя и «слабым, но смелым голосом» - так велики были его злоба и ненависть к счастью соперника.

    Швабрин закончит свою жизнь так же бесславно, как жил: никем не любимый и никого не любивший, никому и ничему не служивший, а лишь всю жизнь приспосабливавшийся. Он как перекати-поле, растение без корня, человек без роду, без племени, не жил, а катился вниз,
    пока не упал в бездну…