Открытый урок ко дню единства. Внеклассное мероприятие "4 ноября День народного единства"


Методическая разработка урока для учащихся начальных классов.
Автор: Елизарова Мария Алексеевна, учитель начальных классов, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа, Россия, Свердловская область, Камышловский район, село Галкинское, 2016г.
Класс: 1-4
Тема: «День народного единства».
Форма проведения: Урок-путешествие
Цель: Формирование знаний учащихся об истории праздника День народного единства, посредством беседы с проблемными вопросами.
Задачи:
Сформировать общее представление о событиях, связанных с 1612 г.;
развивать умение анализировать исторические факты, сопоставлять, делать выводы; формировать навыки самоконтроля;
воспитывать чувство гордости за Родину на примере подвига и самоотверженности великих граждан России – Минина и Пожарского.
Планируемый результат:
Личностный: проявляют любовь и уважительное отношение к Родине,понимают роль сплочения и единства в жизни человека.
Метапредметный: обучающихся проявляют личностные УУД(осуществляют самоопределение к теме классного часа, оценивают усваиваемое содержание; осуществляют самооценку); регулятивные УУД(саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; обучающиеся осуществляют самоконтроль.); коммуникативные УУД (высказывают свою точку зрения, чётко и полно аргументируя свои мысли, умеют работать в коллективе); познавательные УУД (формулируют цель, анализируют, сравнивают предложенную информацию, осуществляют поиск и выделение информации, формулируют проблему)
Предметный: демонстрируют знания об истории праздника «День народного единства», понимают значение единства в жизни человека.
План урока:
Организационный момент 2 минуты
Мотивационно-целевой этап. Остановка «Целевая». 5 минут
Основной этап. Изучение нового материала. Остановка «Толковая». 5 минут
Физ.Минутка. 3 минуты
Продолжение изучения нового материала. Остановка «Историческая». 10 минут
Закрепление полученных знаний. Остановка «Знатоки» 5 минут.
Остановка «Печатная машинка» 5 минут
Подведение итогов. 5 минут
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «День народного единства».
Ход занятия:
Орг. Момент
(слайд 1)
Учитель читает стихотворение.
С историей не спорят, С историей живут,Она объединяетНа подвиг и на трудЕдино государство,Когда един народ,Когда великой силойОн движется вперед.Врага он побеждает,Объединившись в бой,И Русь освобождает,И жертвует собой.Во славу тех героевЖивем одной судьбой,Сегодня День единстваМы празднуем с тобой!
Мотивационно-целевой этап
- Для каждого из нас очень важно знать историю своей Родины. Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.
(слайд 2)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на машине времени в прошлое. Но для того, чтобы нам вернуться обратно в настоящее время, нам будет необходимо посетить все остановки нашей машины.
- В путь? (ДА)
- Закрываем глаза, садимся поудобнее и отсчитываем 10 волшебных секунд в прошлое: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1… Вот мы прибыли.
(слайд 3)
1) Остановка «Целевая».
- Первая остановка «Целевая». На ней нам необходимо определить цель нашего прибытия сюда.
(слайд 3: щелчок мыши)
- Посмотрите, на машине времени появилась надпись. Прочитайте её. (День Народного Единства).
- Что же это? Может быть какой-то праздник?
- Сформулируйте тему и цель нашей деятельности? (Тема: праздник День народного единства. Цель: узнать историю праздника, значение слова «единство») - Молодцы, едем дальше….
3. Основной этап. Изучение нового материала.
2) Остановка «Толковая».
(слайд 4)
- Следующая остановка «Толковая». Нам необходимо узнать значение слова «единство».
- Что же такое единство? (мнения детей)
- Где мы можем узнать значение этого слова? (В толковом словаре).
- Давайте заглянем в толковый словарь.
1. Общность, полное сходство. единство взглядов.
2. Цельность, сплочённость. единство. нации,
3. Неразрывность, взаимная связь. единство теории и практики.
(слайд 5)
- Как вы думаете, к чему же тогда призывает нас праздник День народного единства? (К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России).- Скажите, а в наше время едины ли люди? Все ли они дружны?
- К сожалению нет. Сейчас в мире происходят конфликты и войны: Украина, США, Франция, Сирия, вам в пример. Всё это из-за разногласии, неуважения и борьбы за власть. Что же нужно делать, чтобы избежать конфликтов и войн? (Мнения детей).
- Верно, нужно уважать друг друга, быть дружными, уметь находить компромисс, оставаться всегда Человеком.
- Молодцы, продолжаем наше путешествие…
4. Физ.минутка.
(слайд 6)
- Но мы не можем двигаться дальше. У нашей машины заканчивается энергия. Давайте её зарядим. Попрыгаем, побегаем, похлопаем, потопаем. Наша машина заряжена, едем дальше…
(слад 7)
5. Продолжение изучение нового материала. Беседа об истории праздника.
3) Остановка «Историческая».
(слайд 8)
- Перед нами остановка «Историческая». Здесь, вы внимательно послушаете историю становления праздника, ведь следующая остановка «Знатоки», где нам предстоит ответить на вопросы.
- На этой остановке так темно и мрачно. Что же здесь произошло? (Мнения детей). Давайте узнаем.
- Сейчас мы находимся в 1612 году, в это время в России началась Смута Великая.
- Скажите, на сколько лет назад мы вернулись, если сейчас 2016 год? Посчитаем? Верно, на 404 года назад.(слайд 9)
- А что же это за время – Смута? Так называли беспокойное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве, столице нашей Родины. Над государством нависла смертельная угроза. Польские войска выжигали государство Русское, опустошали, людей убивали. Вздохи и рыдания раздавались вокруг.Тогда и наступил конец терпению нашего народа. Русский народ решил слиться в одно единое для изгнания с родной земли противников.(слайд 10)
Именно 4 ноября народное ополчение – вооруженные силы страны, во главе нижегородского воеводы – воинского начальника – Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало (атаковало) Китай-город – район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, вынудив командование польской армии подписать немедленную капитуляцию, т.е.отказаться от предстоящей борьбы, признать своё поражение.
(слайд 11)
Первым в освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской Божьей Матери в руках.
(слайд 12)
Именно она, как свято верили на Руси, и помогла отстоять Государство Московское от польского нашествия.
(слайд 13)
В честь дня Казанской иконы Божьей матери и славной победы русской армии над польскими захватчиками, президент РФ В. Путин в 2005 году подписал указ об учреждении в России 4 ноября нового государственного праздника, Дня народного единства.
(слайд 14)
В 2005 году центром празднования стал Нижний Новгород. Там состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
(слайд 15: просмотр отрывка фильма)
В 2007 году Владимир Хотинеко, российский кинорежиссер, снял исторический фильм «1612», где показаны жизнь и судьбы событий Смуты – времён мятежей, беспорядков, волнений.
(слайд 16)
В этот день 4 ноября обязательно устраивается торжественный правительственный прием в Большом Кремлевском зале, на котором награждаются люди, внесшие большой вклад в развитие и процветание России.
(слайд 17)
Сейчас в России День народного единства становится все популярней. Ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, и вера в ее счастливое будущее – это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым народом.
Посмотрите вокруг, всё посветлело, посвежело. Мы продолжаем наше путешествие.
6. Закрепление полученных знаний
- А проверим, как внимательно вы слушали.
(слайд 18)
4) Остановка «Знатоки».
В каком году началась Смута Великая? (1612)
Какой народ враждовал с русским народом? (Поляки)
Во главе, с какими воеводами русский народ штурмовал Китай-город? (Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский)
С какой иконой вступил в освобожденный город Дмитрий Пожарский? (икона Казанской Божьей Матери)
В каком году президент РФ Путин В.В. подписал указ об учреждении праздника День народного единства в России? (2005)
В каком городе в 2005 году был открыт памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому? (Нижний Новгород)
Как называется фильм российского кинорежиссера, посвященный событиям времен Смуты? (1612)
Вот в честь этого события и празднуется День Народного Единства.Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.
(слайд 19)
5) Остановка «Печатная машинка».
Нам вскоре предстоит вернуться в наше время, однако у нас осталась ещё одна остановка «Печатная машинка».
Учитель даёт буквы каждому ребенку. Буквы, составляют фразу «Сплочен и един, наш народ непобедим». Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
- Посмотрите, только общими усилиями, когда мы объединились, сплотились, мы смогли пройти эту остановку. Молодцы! А что же значит, фраза, которую вы произносили? (Мнения детей).
- Ни при каких обстоятельствах нельзя забывать, что наша сила – в нашем единстве, в нашей сплоченности. Абсолютно не важно, какую фамилию носит тот или иной человек, какой он национальности, важно, чтобы все мы относились друг к другу уважительно, ведь только вместе мы способны на большее, чем в одиночку.
7.Завершение деятельности.
Рефлексия.
- Мы проехали все остановки, выполнили все задания. Пора возвращаться в наше время. Закрываем глаза, беремся за руки и считаем 10 волшебных секунд вперед: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
(слайд 20)
- Вот мы и вернулись в 2016 год. Давайте подведем итог. Какую цель мы поставили перед собой?
- Как вы считаете, мы достигли цели?
(слайд 21)
- Какой вывод мы с вами можем сделать? Какую роль играют сплоченность и единство в жизни человека?
-Я надеюсь, что теперь вы будете уважать друг друга, выслушивать и помогать.
(слайд 22)
- Наша страна многонациональна, в России живет более 180 национальностей и у каждого свои обычаи, сказки и песни. Но у всех нас одна большая, единая Родина Россия!

Открытый урок, посвященный самому молодому государственному празднику России - Дню народного единства, состоялся в субботу, 25 октября, в средней общеобразовательной школе №63 (улица Крауля, 82 «а»).

Почетными гостями познавательного урока стал ректор Института международных связей, член Общественной палаты Екатеринбурга Олег Скворцов.

Провел урок учитель истории Виктор Якушев. В доступной форме с использованием видеопрезентации школьники ознакомились с событиями начала XVII века, с окончанием смутного времени в России.

О страшных испытаниях, выпавших на долю народа и о спасительной силе в лице героев ополчения, рассказали старшеклассники. Выдержки из сообщения одного из ребят: «Все те страшные испытания, выпавшие на долю народа, привели к необходимости объединиться и сообща изгнать из государства иноземных захватчиков. В этот момент, когда, казалось, спасения ждать было уже не от кого, в Нижнем Новгороде началось формирование Второго народного ополчения. Инициатива его создания исходила от земского старосты Кузьмы Минина. Именно он обратился к жителям Нижнего Новгорода с воззванием жертвовать ради спасения Отечества своим имуществом. Сам Кузьма Минин подал пример. Однако формирующемуся ополчению нужны были не только денежные средства и продовольствие, но и предводитель, имеющий серьезный боевой опыт. Военное руководство формирующимся ополчением было предложено князю Дмитрию Пожарскому».

Школьники подчеркивали, что благодаря воинам народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского был положен конец смутного времени на Руси. «В июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на освобождение Москвы с клятвой: "Умрем за Русь Святую". Храбро сражались ополченцы. В этих словах воедино слились все сердца и души нашего народа. Но исход битвы был не ясен. Выручил Минин, бросивший 300 воинов на неприятеля с тыла, в самую гущу поляков. Этот маневр разобщил противников и мы смогли одержать первую победу над польскими интервентами. 24 августа 1612 года части польского гарнизона все еще сидели в стенах Кремля. В течение двух месяцев ополченцы вели тяжелейшую осаду крепости. 22 октября по старому стилю - 4 ноября по новому стилю Кремль был освобожден, поляки бежали из Москвы. Российскому государству не дали умереть», - с особой гордостью рассказали школьники - участники открытого урока.

Исторические события начала XVII века стали основанием учреждения в 2005 году нового праздника - Дня народного единства, который является данью памяти и уважения предкам, отстоявшим независимость страны.

В ходе открытого урока ребята прочитали стихи на тему предстоящего праздника, а также ответили, пожалуй, на самый главный вопрос: что помогало русским воинам на протяжении многих битв одерживать победу? «Храбрость, мужество, сильная вера, единство», - с уверенностью ответили школьники.

Завершился открытый урок выступлением творческого коллектива «Палитра здоровья».

Стоит отметить, что педагогический коллектив школы №63 особое внимание уделяет патриотическому воспитанию детей. В частности, в образовательном учреждении действует музей боевой славы, а в преддверии Дня защитника Отечества отличившиеся ребята получают знак «Патриот школы».

Материалы по теме

Александр Якоб: 10 тысяч человек приняли участие в праздничных мероприятиях 4 ноября 5 ноября 2014 14:17
Сергей Тушин принял участие в церемонии подъема и установки креста на купол храма покровительницы Екатеринбурга 4 ноября 2014 16:10
«В единстве мощь России»: в Екатеринбурге прошел праздничный концерт, посвященный 4 ноября 4 ноября 2014 15:11
День народного единства: общественность Екатеринбурга отмечает праздник 195-го пехотного Оровайского полка 4 ноября 2014 15:01
Студенты Екатеринбурга выразили поддержку российской государственности 4 ноября 2014 13:17
Александр Мяконьких о Дне народного единства: этот праздник с каждым годом становится все более популярным 3 ноября 2014 11:45
Эльвира Гончаренко о Дне народного единства: праздник должен объединять всех 2 ноября 2014 12:34
В ночь на 4 ноября екатеринбургские музеи откроют свои двери 31 октября 2014 18:40
Где и как отметить День народного единства в Екатеринбурге? 31 октября 2014 15:55
Александр Якоб поздравил горожан с Днем народного единства 31 октября 2014 08:00
Екатеринбургские мусульмане примут активное участие в праздновании Дня народного единства 30 октября 2014 19:44
Светлана Учайкина о Дне народного единства: 4 ноября - нужный праздник, и хорошо, что он есть! 30 октября 2014 19:13

Тема «День народного единства»

Цель: формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности с судьбой своей страны, своего народа, воспитание ответственности за себя, своих близких, друзей, судьбу своей Родины.

Задачи:

* Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введенного в РФ

* Развитие критического отношения к действительности

Единство – возвестил оракул наших дней,

Быть может спаяно железом лишь и кровью.

Но мы попробуем спаять его любовью,

А там посмотрим, что прочней…

Ф.И.Тютчев

1. Дорогие ребята, сегодня мы посвящаем свой урок государственному празднику День народного единства.Ребята, знаете ли вы, с какими историческими событиями связан этот праздник?

В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб при загадочных обстоятельствах играя в ножик. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. А как говорят в народе: пришла беда- отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. Их так и звали: Лжедмитрий-I и Лжедмитрий-II. Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили ее поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили. Но порядок в стране так и не установился, потому-то не было в стране единства. Вскоре объявился еще один самозванец Лжедмитрий-II. А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей.

Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее.

Купец Козьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение. (Учитель показывает иллюстрацию памятника Минину и Пожарскому)Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил Минина и Пожарского на святое дело- изгнание захватчиков. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев.

Освободили Москву от интервентов в 1612году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее.

Победили благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери.

В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. А героям- освободителям Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом был поставлен памятник.

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов!

Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник-День народного единства. Родина и единство... Такой глубокий смысл заложен в этом празднике.

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

2. р Праздник, посвященный Дню народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

2. Встанем все, возьмемся за руки и вместе произнесем эту речовку:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

3. Ребята приготовили стихи о Родине. Давайте их послушаем.

1-й чтец: Что такое Родина? Скажите мне сейчас, Чтоб послушала вся школа И любимый класс.

2-й чтец: Родина – мои друзья, Верю им, люблю их я. Вместе учимся, играем,Гол в ворота забиваем. Делим радость и беду, Где еще таких найду?

3-й чтец: Родина – родные, близкие, семья Мама, папа, бабушка и, конечно, я!

Хорошо нам вместе в одном доме жить, Обо всем делиться и любить.

4. Презентация творческой работы « Как возникла моя фамилия» (Косинова А.)

5. Учитель: Русский народ помнит и чтит своих героев. Ребята, а знаете ли вы имена героев России? Сегодня вспомним с вами мы воинов Руси,
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!

6. Ученики рассказывают о героях России

1-й ученик

Князь Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В 1240году он разгромил войско шведов на реке Неве, за что и получил это прозвище. А через 2года одержал победу над немецкими рыцарями. За его подвиги церковь причислила его к лику святых. Враги надолго запомнили его слова «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет! И всегда так было! И всегда так будет!» Князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК.

АННОТАЦИЯ:

  • Классный час проводится в форме беседы, с элементами интеллектуального творческого взаимодействия между учителем и учениками в форме диспута, обсуждения. Работа направлена на активизацию личностного сопереживания, анализ и оценку понятия Родина и всего, что связано с этим понятием.

ЦЕЛЬ:

  • формирование представлений о новом российском празднике, его истоках и значении.

ЗАДАЧИ:

  • знакомство учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;
  • развитие чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, интереса к истории Российского государства;
  • воспитание чувства гордости и уважения к защитникам государства;
  • активизация познавательной деятельности учащихся посредством анализа материала, а также анализа символов Российского государства.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

· иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества; о правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления;

· знать основные события и периоды отечественной истории; о героических страницах и подвигах людей;

· рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках; давать развернутое описание исторических объектов, памятников.

ПЛАН:

  1. ВВЕДЕНИЕ.
  2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

a)ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА;

b)ДЕНЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ;

c)СИМВОЛИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА;

d)РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ;

e)ВИКТОРИНА.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНПИЕ:

· портреты К.Минина и Д.Пожарского;

· фото Казанского собора на Красной площади в Москве;

· наглядные пособия;

· Эпиграф к классному часу:

«Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия».

П.А.Столыпин.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:

· актовый зал.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение.

Что же означает название этого праздника?

Почему возникла необходимость возродить этот праздник?

Какие события стали основой народного единения, и кто был во главе национального единства?

В Москве на Красной площади стоит памятник. На нём надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия. В лето 1818 года»

В день 4 ноября мы чтим память о военном подвиге наших предков под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, спасших в 1612 году от гибели русское государство и продемонстрировавших образец героизма и сплоченности независимо от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Так было и во время войны с Наполеоном, в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками. Сыны отечества не раз показывали примеры самопожертвования ради своей Родины.

Мы не должны забывать простую истину: мы сильны тогда, когда мы едины. Только став единым народом, можно сохранить свободу и могущество государства.

Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.


С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд.

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.


Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,

И жертвует собой.
Во славу тех героев

Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА.

Давайте углубимся в историю событий конца 16 века. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в конце XVI начале XVII веков.

v Начало смутного времени .

В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время, московский трон зашатался.

Старший сын Ивана Грозного - Дмитрий Иванович (1552-1553), наследник отца умер в младенчестве.

Второй сын – Иван Иванович (1554-1581), по одной из версий, погиб во время ссоры с отцом, по другой версии, умер в результате болезни.

Третий сын Федор Иванович (1557 – 1598), прозванный блаженным - хилый да слабый, недолго процарствовал.

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности. По некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который после смерти Фёдора стал его преемником.

Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия:

Годунов Борис Фёдорович!

Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

v Цари – самозванцы.

Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь.

В Москве воцарился Самозванец.

Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили.

заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием.

Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».

А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!

Тогда и наступил конец терпению народа.

v Народное единство .

Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение.

И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков.

Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его предводитель - Прокопий Ляпунов - погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.

Услышали его и в Нижнем Новгороде.

Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города.

Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.

Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Ополчение Минина и Пожарского остановилось в городе Ярославль для пополнения перед походом на Москву. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".

v Так и случилось!

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского.

Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России.

«Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной»

v Национальный герой.

П оистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин.

В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.

Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы.

Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы - Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Доказательством реальности подвига Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

ДЕНЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ.

А вы помните, что 4 ноября празднуется как день Казанской иконы Божией Матери.

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками.

Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора. Казанский собор в нынешнем виде (деревянный храм серьезно пострадал во время пожара) был построен зодчими Глебовым и Петровым в 1635-1637 годах по повелению царя Михаила Федоровича.

Чтимая икона была обретена 21 июля (по новому стилю) 1579 года в Казани. Сохранилась легенда о том, что девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

По своему типу она икона - Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М. И. Кутузов.

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

СИМВОЛИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА .

У каждого государства есть своя символика, и Россия в этом плане не является исключением.

Символика государства постоянно окружает нас в повседневной жизни.

Что к ней относится? (Герб, гимн, флаг).

Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства. Гимн менялся несколько раз за российскую историю, что было связано с формой государственного устройства, теми, кто руководил страной. Музыка гимна величавая, торжественная. Гимн слушают и поют стоя, сняв головные уборы.

Флаг - трёхцветный триколор появился в эпоху Петра I , каждый цвет несёт определенную смысловую нагрузку.

Белый цвет – святость, благородство, мир, чистота совести;

синий – небо, верность, вера, правда;

красный – власть, огонь, отвага.

В годы советской власти флаг был красного цвета с серпом и молотом.

В 1991 году произошло возвращение к триколору.

Герб – символический опознавательный символ государства, официальная эмблема, составленная по определённым правилам. Герб можно увидеть на знамёнах, печатях, денежных знаках, официальных документа, вывесках государственных учреждений.

РОССИЯ СЕГОДНЯ.

Говорят, история ничему не учит, и люди, сколько ни живут, не извлекают из нее полезных уроков.

Казалось бы, как много было в истории России повторов, как часто через одно, два или три столетия опять происходило то же самое, что уже случалось в прошлом. К примеру, после каж­ дой волны преобразований вслед за обновлением и подъемом почему-то непременно наступали мрачные времена.

А военные победы, давшиеся ценой такой большой крови? Почему далеко не всегда Россия могла воспользоваться их пло­ дами? Почему снова и снова легко и быстро теряла то, что так долго и столь тяжело завоевывала?

Неужели история и впрямь – всего лишь череда случайностей, цепь не зависящих от нас событий, и человечеству вечно суждено ходить кругами и совершать одни и те же ошибки?

На эти вопросы нет простых ответов. Но нет и единого взгляда на минувшее. Нет одинаковых оценок того, что было и делалось давным–давно и совсем недавно. Ведь кто–то убежден, что история спишет и кровь, и жертвы, а в памяти потомков останутся лишь великие деяния и свершения. Что из того, что Санкт–Петербург был построен на костях? Зато какой прекрасный город получился. И Ленина со Сталиным незачем обвинять в том, что на их совести миллионы загубленных жизней. Ведь они создали могучую и сильную державу – Советский Союз.

Но, слава Богу, не все так рассуждают и не все согласны с таким подходом к истории.

В нашей истории много светлых и славных страниц, но, увы, не меньше – темных и скорбных. Нам есть чем и кем гордиться, кого благодарить, но есть о чем и о ком сожалеть и кого проклинать.

Но есть в истории любого государства события, оценка которых не подлежит сомнению, не изменяется веками и не изменится никогда.

Одним из таких дней в истории России является день 4 ноября. За эти славные страницы российской истории не будет стыдно ни одному русскому человеку. Вы скажете, что в нашем государстве, кроме православных, проживают народы и других религий. Но разве под знаменами Минина и Пожарского вместе с православными не сражались русские, калмыки, татары, башкиры, мордва и другие народы. И потом, мы ведь отмечаем День народного единства , а кто станет спорить, что за свободу и независимость России во все времена отдавали жизни народы всех религиозных конфессий.

Сегодняшняя Россия далека от процветания и благоденствия, но хочется верить, что впереди у нашего Отечества счастливая судьба. Ведь в русской истории не раз бывало, когда тяжелые годы бед и невзгод оставались позади, и жизнь потихоньку налаживалась и входила в свою колею.

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ.

Нет более святого чувства, чем любовь к Родине. Мы знаем много пословиц и поговорок, которые показывают отношение людей к своей Родине.

Какие пословицы и поговорки вы знаете?

«Человек без Родины – что соловей без песни»,

«В своем доме и стены помогают»,

«Жить – Родине служить»,

«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»,

«Нет в мире краше Родины нашей».

Посмотрите, как похожи пословицы разных народов. Все они говорят о любви к Родине, богатстве и дружбе.

3. РЕФЛЕКСИЯ .

РИСОВАНИЕ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ.

Представьте, вам на время дали земной шар.

Прикрепите те рисунки, какой бы вы хотели видеть нашу планету!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

· К чему призывает нас этот праздник? Новый праздник призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

· В чем состоит суть дня народного единства? День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.

· Для чего нам нужно единство? Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.

· Какие еще названия имеет этот праздник? День воинской славы России. День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
4 ноября – это день реальных дел , а не сомнительных маршей.


В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
Речь Посполитая.

2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
Прокопий Петрович Ляпунов.

3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

4. Как звали национального героя того времени?
Иван Осипович Сусанин.

5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.
Ярославль.

6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
Лжедмитрия II.

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?
Казанский собор на Красной площади в Москве.

8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
С воцарением Михаила Романова.

9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
в 1649 г.

10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
День народного единства.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа №939 ЮАО

Традиционный урок (учащиеся основной школы)

Тема урока «День народного единства»

Преподаватель ИЗО: Артамонова Ксения Андреевна

Москва, 2017

Урок в школьном музее «День народного единства» (традиционный)

Пояснительная записка:

Образовательные:

    Дать первоначальные знания об истории праздника «День народного единства»;

    Формировать понятие о России, как о многонациональном государстве, народы которого проживают в дружбе и согласии между собой;

    Повышать уровень творческой и познавательной деятельности учащихся.

Развивающие:

    Развивать чувство толерантности, способность формировать свою точку зрения, делать выводы и умозаключения;

    Развивать познавательную активность обучающихся путем анализа материала урока;

    Формировать навыки применения алгоритма построения эмблемы.

Воспитательные:

    Воспитывать чувства нравственности и гражданственности;

    Воспитывать чувства патриотизма, интереса к истории государства, уважительного отношения к историческим решениям и личностям;

    Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе;

Коррекционные:

    Развивать словарный запас.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: ставят и формируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяясь с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм действий при работе над созданием эмблемы праздника Дня народного единства.

Метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке;

познавательные – научатся наблюдать, анализировать информацию, делать выводы, излагать свое мнение в диалоге;

коммуникативные – научатся рассуждать, формировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методы и формы обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск; фронтальная, групповая

Материально-техническое обеспечение

Технические: компьютер, мультимедиапроектор, экран (на штативе или навесной).

Оборудование: Бумага А3, краски акварельные, карандаши, ластики, циркуль, линейки, восковые мелки, фломастеры, баночки для воды, кисти.

Звуковые пособия: аудиозаписи.

Наглядно-демонстрационный материал

Экспозиции посвящённые «Дням Славы России»: «Бородино», «ВОВ 1941-1945г». Государственная символика, карта Российской Федерации.

В электронной презентации представлены картины:

    Васнецов В. «Иван Грозный».

    «Царевич Дмитрий». Икона 17 века.

    «Царь Фёдор Иванович». Парсуна.

    «Лжедмитрий I », «Лжедмитрий II ». Гравюры.

    Иванов А. «В смутное время».

    Кившенко А. «Воззвание Минина к нижегородцам». 1611 г.

    Лисснер Э. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля».

    Икона Казанской Божией Матери, бывшая во Втором ополчении. 17 в.

    Мартос И. Ё. «Памятник Минину и Пожарскому».

Музыкальный материал:

    Мусоргский М., монолог Бориса “Достиг я высшей власти” из оперы “Бори c Годунов”.

    Русская народная песня “Вспомним, братцы, Русь и славу!”

Основные понятия и термины

«Смутное время», народное ополчение, единство, барельеф, эмблема.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

I

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока

Четыре века пролетели

Над Русью нашей с той поры,

Когда в бою мечи звенели,

И поднимались топоры.

Пожарский с Мининым спаяли

И сберегли родную Русь.

Сошлись посадский и боярин

На свой великий ратный труд.

И этот день в веках не сгинул,

Он в памяти людской живёт.

России не иссякнет сила -

Ведь эта сила - наш народ!

Слайд 1 (Герб России)

Добрый день! Сегодня мы не случайно собрались в музее школы. Совсем скоро в России будет отмечаться государственный праздник, который отмечен красным днём в календаре. Знаете ли вы, о каком празднике сейчас идёт речь?

Ученики отвечают на вопрос.

Все верно! С 2005 года дата 4 ноября отмечается всеми российскими гражданами как «День народного единства».

Слайд 2 ( Салют на Красной площади (фото))

Закон о наречении даты 4 ноября днем народного единства или Днем примирения и согласия был принят на уровне Госдумы РФ еще в конце 2004 года. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

Ребята, а вам хотелось бы узнать больше о событиях, связанных с этим праздником? И как эти события отразились в произведениях искусства?

Ученики отвечают на вопрос.

Слушают учителя,

отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: проявляют познавательную активность.

Регулятивные:

Коммуникативные : отвечают на вопросы.

II

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный. Беседа в форме «вопрос – ответ»

Слайд 3 (Тема урока «День народного единства»)

Чтобы узнать историю праздника, мы отправимся в далёкое прошлое. Речь пойдёт о России XVI XVII веков. Это период конца царской династии Рюриковичей.

Слайд 4 (Васнецов В. «Иван Грозный»)

Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». Эта картина – наиболее глубоко и верно переданный образ Грозного в нашем наследии изобразительного искусства. На картине облик царя дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников - это твердый волей, решительный, очень умный человек, суровый, замкнутый в себе, подозрительный, скрытный в силу исторических условий его царствования.

И так, в 1584 году скончался царь и великий князь Иван IV Васильевич Грозный. Он не оставил после себя достойного наследника, который смог бы справиться с управлением. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.

Слайд 5 (Нестеров М. В. «Царевич Дмитрий»)

Младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий погиб при невыясненных обстоятельствах.

Слайд 6 (Персуна царя Фёдора)

Преемник престола, сын Ивана Грозного – Фёдор. Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом он мало принимал участия в управлении государством.

Слайд 7 (Соколов-Скаля П.П. «Борис Годунов»)

После смерти Фёдора царём был избран родственник жены Ивана Грозного, боярин Борис Годунов.

Муз. фрагмент: Мусоргский М. Монолог Бориса “Достиг я высшей власти” из оперы “Борис Годунов”

Ребята, вы сейчас услышали Монолог Бориса из оперы “Борис Годунов” Модеста Мусоргского. Скажите, какими чувствами проникнут этот музыкальный фрагмент?

Ученики отвечают на вопрос.

Правильно. А причиной таких настроений явилось то, что бояре не поддерживали Годунова, плели против него интриги. А главное, его не принимал народ, считая виновником смерти царевича Дмитрия и всех бед страны: голода, холода, разрухи. Поэтому правление Годунова было недолгим.

Слайд 8 ( Лжедмитрий I, портрет начала XVII в. )

Первый этап смуты начался с появлением Лжедмитрия 1 (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия 1 стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий 1 был убит.

Вскоре появился Лжедмитрий II , которого прозвали “Тушинский вор”. Самозванец выдавал себя за никогда не существовавшего родственника царя Дмитрия.

Слайд 9 ( Иванов С. «В смутное время» )

В картине Сергея Иванова “Смутное время” отражён исторический момент. Казалось, Россия уже потеряла свою свободу, русскому народу грозил иноземный гнёт. Отряды поляков рыскали по городам и сёлам, грабили и убивали. На севере страны хозяйничали шведы.

Слайд 10 ( Кившенко А. «Воззвание Минина к нижегородцам»)

С таким положением не могли смириться русские люди и стали создавать партизанские отряды и народное ополчение. Нужны были люди, которые могли бы сплотить всех, кто ненавидел врага и хотел с ним бороться. И такие люди нашлись.

Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде посадский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом постоять за Русскую землю и создать второе народное ополчение, всем объединиться и выгнать врагов из Москвы.

Слайд 11 ( портрет Пожарского)

Второе народное ополчение возглавил воевода, князь Дмитрий Пожарский. Нижегородцев поддержали и другие города. Со всех концов страны в ополчение устремились люди для борьбы с врагом.

Слайд 12 ( Лисснер Э. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля»)

Летом 1612 года ополчение очистило от врагов северные районы страны и подошло к Москве. В жестоком бою были разбиты польские войска. Москва была освобождена. Финал этого сражения изобразил художник XIX века Эрнест Лисснер. Он назвал свою картину “Изгнание польских интервентов из Московского Кремля”.

Муз. фрагмент: Праздничный колокольный звон.

Слайд 13 (Икона Казанской Божией Матери, бывшая во Втором ополчении)

Князь Дмитрий Пожарский , который с ополчением вступил в столицу 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1613 года, освободил город от поляков. В этот день Пожарский приказал внести в Москву икону Казанской Божьей Матери и дал обет построить здесь церковь. Впоследствии обещание было выполнено – храм Казанской Божьей Матери был построен в 1633 году и в нем установили икону.

Слайд 14 (Мартос И. «Памятник Минину и Пожарскому»)

Каждый, кто приезжает в Москву, обязательно посещает её сердце – Красную площадь. Здесь 20 февраля 1818 года был открыт памятник организаторам Второго ополчения – Минину и Пожарскому. Памятник выполнен по проекту скульптора Ивана Мартоса, отлит из бронзы русским мастером Екимовым.

На гранитном основании два барельефа: на одном – сцена сбора пожертвований жителями Нижнего Новгорода, на другом – бегство поляков из Москвы. Фигуры Минина и Пожарского расположены на высоком пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает меч Пожарскому. На лицевой стороне надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818 года».

Так благодарная Россия увековечила имена своих сынов, спасших ее от уничтожения в далекое Смутное время.

Закрепление пройденного материала:

1. Пополнились ли ваши представления о празднике народного единства сегодня?

Ученики отвечают на вопрос.

2. Замечательно! А можете ли вы ответить на вопрос что такое по-вашему «единство»?

Ученики отвечают на вопрос.

3. Для чего необходимо единение сил народа?

Ученики отвечают на вопрос.

4. Могла ли без единения выжить наша страна в «Смутное время»?

Ученики отвечают на вопрос.

5. А как вы считаете, нужно ли единение сегодняшней России?

Ученики отвечают на вопрос.

(См. приложение 1)

Слушают учителя, участвуют в беседе, анализируют информацию,

смотрят презентацию, анализируют картины, отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к предметно-познавательной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге, рассуждают, отвечают на вопросы

III

Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

Сейчас вы должны разделиться на две команды, путём жеребьёвки. Каждая команда должна будет разработать эмблему праздника «День народного единства». Победителем станет та команда, у которой получится лучше всех презентовать свою эмблему.

Ученики вытягивают помеченные листочки бумаги, делятся на команды и приступают к выполнению задания. Обучающимся выдаются рабочие материалы и даётся 15 минут на выполнение коллективного задания.

(См. приложение 2)

Выполняют задание

Групповая работа

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации.

Коммуникативные: организуют работу в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

IV

Итоги урока. Рефлексия

Презентация работ учащихся. Выявление лучшей работы

Команды по очереди выходят в центр зала и презентуют разработанную на уроке эмблему.

Учителя оценивают работы и объявляют победителя.

Россия – родной дом для многонационального народа, живущего на ее территории. Во все века народы объединялись для борьбы против врагов нашей страны, потому что когда мы едины, мы непобедимы!

Мы желаем вам жить дружно и мирно и помнить о подвигах своих предков.

(См. приложение 3)

Презентуют выполненные творческие работы, рассматривают и оценивают их

Фронтальная работа

Познавательные: делают вывод.

Личностные: оценивают работы и ответы одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свои достижения на уроке, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер.

Коммуникативные: аргументированно оценивают работы товарищей

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3