Образ химены. Идейно-художественное своеобразие трагедии П

Сочинение

Корнель Родился в Руане, в семье чиновника. Закончил Иезуитский колледж, получил должность адвоката. Однажды, как рассказывает предание, один из друзей Корнеля познакомил его со своей возлюбленной, но она предпочла Пьера своему прежнему воздыхателю. Эта история побудила Корнеля написать комедию. Так появилась его»Мелита» (1629). Затем – «Клитандр», «Вдова», «Галерея суда», «Королевская площадь» – ныне забыты. После «Комической иллюзии», с ее невероятным нагромождением фантастических существ и происшествий, Корнель создал «Сида» – трагедию, открывшую собой славную историю французского национального театра, составила национальную гордость французов.

«Сид» принес автору хвалу народа и раздражение Ришелье (т. к. там есть политические мотивы – испанский герой). Ришелье завидовал, т. к. сам был плохой поэт. Напали на Корнеля. Академия принялась за выискивание ошибок и отклонений от «правил» классицизма. Драматург на время замолчал. В 1639-1640 – трагедии «Гораций» и «Цинна», 1643 – «Полиевкт». В 1652 – трагедия «Пертарит» – полный провал. Замолкает на семь лет, потом в 1659 – «Эдип». На смену ему приходит Расин. Корнель не хочет сдаваться. Вольтер в 1731 в поэме «Храм вкуса» изобразил Корнеля бросающим в огонь свои последние трагедии – «холодной старости творенья». В 1674 К. перестал писать, через 10 лет умер.

Драматические принципы Корнеля. Нарушал иногда правило трех единств (времени, действия и места). Говорил, что отступает не потому, что не знает их. Иногда оспаривал их. Все трагедии построены на использовании исторических фактов. Психологические конфликты, история чувств, перипетии любви в его трагедии отходили на второй план. Основные его персонажи всегда короли или выдающиеся героические личности. Основной драматургический конфликт К. – конфликт рассудка и чувства, воли и влечения, долга и страсти.

«Сид». Герои Корнеля выше обычного человеческого роста, в этом отношении они несколько романтичны, но они – люди с присущими людям чувствами, страстями и страданиями, они люди большой воли. Они люди здоровые физически и нравственно. Им свойственны сильные чувства, но затем значительная победа над ними. Образ Сида – испанский герой достойный лавров, его жизнь – череда побед. Сведения о Сиде – историческом лице Родриго Диасе – К. мог получить из героической средневековой поэмы, посвященной испанскому герою, из рыцарских песен. Но корнелевский «Сид» – совершенно оригинальное, национальное французское произведение. Из многочисленных историй о Сиде, К. взял только одну – историю его женитьбы. До предела упростил схему сюжета, свел число действующих лиц до минимума, вынес за пределы сцены все события. Действия совершаются где-то там, за сценой, о них лишь изредка рассказывается зрителю, а на сцене – картины сложной внутренней борьбы, которая в сердцах людей.

Конфликт долга и чувства:

· Вчера отцы возлюбленных друзья, сегодня – противники.

· Страдающий образ инфанты, дочери короля, внушает грустные мысли о пустоте и суетности тех сословных предрассудков, которыми люди опутали свои отношения друг с другом («О боже всемогущий, /Не дай торжествовать тоске, меня гнетущей,/ И огради мой мир, честь огради мою! /Чтоб стать счастливою, я счастье отдаю»).

· Корнель, чтобы психологически оправдать месть Родриго за обесчещенного отца, показал ясную несправедливость Гормаса: дон Диего пытался всячески умиротворить графа.

· Родриго не колеблется, даже мысль о том, что можно оставить оскорбление без отмщения, была бы бесчестием. Но юноша страдает, он знает, что навсегда теряет свою возлюбленную. Отец и возлюбленная, любовь и честь оказались в неразрешимом противоречии, взаимно исключая друг друга. Одно решение вело его к утрате счастья, другое – к позору.

· Химена перед страшной дилеммой, т. к. не может во имя любви увлекать Сида на путь позора.

· Гормас – своевольный феодал, не признававший авторитета королевской власти: признай он с самого начала решение короля не подлежащим обсуждению, как советовал ему дон Диего, никакого конфликта не было бы.

· Молодые люди никнут под тяжестью навязанных им эстетических норм. «Сколько страданий и слез будут стоить нам наши отцы!»

· Дон Диего рассуждает со всей холодностью старческой логики: «У нас одна честь, но столько любовниц! Любовь – лишь забава, честь – это долг!»

Трагедия Корнеля завершается счастливой развязкой. Молодые люди соединяются велением короля. Долг родовой чести и кровной мести уступает новым законам, противопоставившим ему долг гражданский и патриотический. Интересы государственные превыше интересов рода и семьи. Так формировалась идеология государственного абсолютизма, выступившего тогда в силу исторических условий в облике сословной монархии и борющегося с феодальной раздробленностью и антигосударственной анархией в учреждениях и нравах.

Лучшее создание Корнеля - его ранняя пьеса «Сид» (трагикомедия, что означает «трагедия со счастливым концом» - не принятый в классицизме смешанный жанр). Сюжет ее взят из средневекового испанского эпоса, но образы и проблематика отражают французскую жизнь XVII в. Пьеса проникнута героическим пафосом. Юноша Родриго и девушка Химена, любящие друг друга, жертвуют своей любовью во имя долга, в данном случае - долга борьбы за честь своих отцов: Родриго убивает на поединке отца Химены, оскорбившего пощечиной его отца; Химена в свою очередь требует казни Родриго за убийство ее отца. Душевный конфликт обоих выражен с огромной силой, особенно в знаменитом монологе Родриго в VI явлении первого действия:

Я предан внутренней войне: Любовь моя и честь в борьбе непримиримой: Вступиться за отца, отречься от любимой! Тот к мужеству зовет, та держит руку мне. (Пер. М. Лозинского) Любовь, которой жертвуют Родриго и Химена, изображена как великое героическое чувство. Каждый из них, принеся эту жертву, мечтает умереть. Величава и вместе с тем трогательна сцена их встречи после убийства, преградившего им путь к счастью. Ни на минуту не отступают оба от жестокого долга, но, расставаясь, задушевно высказывают свою человеческую боль. Высшая героика выражена здесь в том, что сама любовь предъявляет суровые требования и не мирится со слабостью и позором. Как объясняет Родриго Химене, решить внутренний спор в пользу долга побудила его мысль о том,

Что та, кто доблестным меня привыкла видеть, Уничиженного должна возненавидеть. Химена в ответ заявляет Родриго:

Достойная тебя должна тебя убить. Но выше долга феодальной чести, губящего любовь, поставлен долг перед родиной: подвиги, совершенные Родриго в защиту своей страны от нападения мавров, спасают его жизнь и в конечном счете любовь его и Химены. Устами инфанты (дочери короля) Корнель осуждает месть, направленную против защитника государства.

И ты решилась бы, свой защищая дом, Отдать отечество на вражеский разгром? - с упреком спрашивает она Химену. Общественный, государственный принцип лежит в основе тех высоких требований к человеку, которые предъявляются всеми героями этой пьесы. Новый оттенок приобретает идея чести: честь человека, его ценность определяются в первую очередь его заслугами перед государством и королем. Монарх изображен как воплощение государства. Однако патриотическая идея предстает в пьесе в ее общенародном значении: славу Родриго, разгромившему врагов, провозглашает прежде всего сам народ. В пьесе отражен национальный подъем французского народа, связанный с обороной против грозившего немецкого захвата: она создавалась в один из самых тяжелых мо¬ментов Тридцатилетней войны. Родриго героизирован как идеальный воин, преданный долгу и чести, как патриот, совершающий высочайшие подвиги в защиту родины, и как влюбленный, готовый на смерть за свою любовь.

...Он ценил, как лучшие в отчизне, Превыше страсти долг и страсть превыше жизни. Его характер, таким образом, не превращен в схематическое воплощение одной черты, сила чувства придает ему живость и убедительность. Пьеса очень четка по своему строению. Основная проблема рас¬крывается многочисленными рассуждениями героев и логически ясным симметричным противопоставлением образов: с одной стороны, Родриго - единственный сын со своей любовью и долгом перед отцом; с другой стороны, в таком же положении Химена - единственная дочь. Над всеми, как судья, король. Логическому раскрытию конфликта содействует и четкое звучание стиха. У классицистов рифма выразительно подчеркивает смысл фразы. Параллельным строением двух стихотворных строк или двух половинок стиха Корнель создает острые сопоставления.

Химена: Он дочь лишил отца! Дон Диего: Он честь вернул отцу! Однако в «Сиде» далеко не последовательно выражена абсолютистская идеология. Победа долга оказывается неполной: Химена должна со временем выйти замуж за убийцу своего отца. Герои пьесы - независимые феодалы, с трудом отвыкающие от былых вольностей; ответственные поступки они совершают на свой страх и риск, дерутся на поединках, против чего в то время жестоко бо¬ролся Ришелье. Самый необузданный из них - отец Химены - позволяет себе критиковать в непочтительных тонах решение короля.

В пьесе нестрого соблюдены и художественные правила классицизма. Им не соответствовал ни жанр трагикомедии, ни испанский средневековый (вместо античного) сюжет. Нарушением благопристойности представлялась и пощечина на сцене. Расширительно истолкованы три единства: место действия меняется в пределах одного города, время действия Корнель растянул до 36 часов, причем в этот срок, по выражению Пушкина, «нагромоздил событий на целых 4 месяца». Единство действия нарушено ролью инфанты, дочери короля; вдобавок ее любовь к Родриго, юноше нецарской крови, также оскорбляла придворные нормы. За все эти отступления «Сид», по требованию кардинала Ришелье, несмотря на огромный успех у публики, был осужден академией. Это было утверждением абсолютистской политики в литературе и культурной жизни.

Пьер Корнель (1606-1684 гг.) — создатель классицистической трагедии во Франции. В конце двадцатых годов молодой провинциал, готовившийся стать адвокатом, страстно увлекся театром и последовал за гастролировавшей в его родном Руане труппой в Париж. Здесь он познакомился с доктриной классицизма и понемногу перешел от ранних комедий и трагикомедий к тому жанру, который теоретики классицизма утвердили как высший. Всенародную славу Корнелю принесла его первая оригинальная пьеса "Сид", поставленная в январе 1637 года. У публики она имела оглушительный успех, с тех пор во французский язык вошла поговорка "Прекрасно, как "Сид"". Однако можно ли рассматривать "Сида" как образцовую классицистическую трагедию? Верно ли утверждение, что с "Сида" начинается история французской классицистической трагедии? Ответы на эти вопросы не могут быть однозначными.

На титульном листе пьесы стоит авторское обозначение жанра — "трагикомедия". Трагикомедия — жанр барочный, смешанный, резко критиковавшийся классицистами. Ставя в подзаголовок "трагикомедия", Корнель указывает на то, что у его пьесы счастливый финал, не мыслимый для трагедии, которая должна заканчиваться смертью главных героев. "Сид" не может закончиться трагически, потому что его сюжетные источники восходят к средневековым испанским романсам о юности Сида. Сид в трагедии — тот же реально существовавший герой Реконкисты Родриго Диас, который выведен в испанском героическом эпосе "Песнь о моем Сиде". Только взят другой эпизод из его жизни — история его женитьбы на Химене, дочери убитого им на поединке графа Гормаса. Непосредственным источником для Корнеля, помимо испанских романсов, была пьеса "Юность Сида" (1618 г.) испанского драматурга Гильена де Кастро.

Пьеса на испанском материале вызвала неудовольствие кардинала Ришелье. Главным внешним противником Франции в тот момент была Испания, с Испанией французы вели длительные войны за положение господствующей европейской державы, и в этой обстановке Корнель ставит пьесу, в которой испанцы показаны доблестными и благородными людьми. К тому же главный герой выступает спасителем своего короля, в нем есть нечто непокорное, анархическое, без чего не может быть истинного героизма — все это заставило Ришелье отнестись к "Сиду" с опаской и инспирировать "Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии "Сид"" (1638 г.), в котором содержались очень серьезные упреки относительно идейного и формального плана пьесы.

Значит, сюжет Корнель заимствует не из античности, но он имеет под собой прочную историческую и литературную традицию; сюжет имеет благополучную развязку, невозможную в трагедии. Корнель отступает от александрийского стиха, местами обращаясь к более сложным строфическим формам, заимствованным из испанской поэзии. Что же тогда в "Сиде" трагедийного? Это первая в истории французской литературы пьеса, воплотившая главную философско-моральную проблему классицизма — конфликт долга и чувства.

Родриго, страстно влюбленный в Химену, вынужден вызвать на поединок отца своей возлюбленной, графа Гормаса, который нанес оскорбление его отцу дону Диего. Родриго колеблется между любовью и долгом родовой чести, ему больно терять Химену, но в конце концов он выполняет свой сыновний долг. После смерти отца Химена не может в одночасье разлюбить Родриго и оказывается точно в такой же ситуации: ей предстоит сделать столь же мучительный выбор между любовью и дочерним долгом мести убийце отца, и, столь же идеальная героиня, как ее возлюбленный, Химена требует у короля смерти Родриго. Однако ночью Родриго возглавляет отряд, отражающий внезапное нападение мавров. Его патриотический подвиг и верная служба королю служат толчком к благополучной развязке. Король принимает решение о поединке между Родриго и защитником Химены доном Санчо: кто одержит верх в этом поединке, тот и получит руку Химены. Когда перед трепещущей в ожидании Хименой появляется дон Санчо — он послан к ней победившим его Родриго, — она, полагая, что Родриго убит, обнаруживает свои истинные чувства. После этого Химена вынуждена отказаться от мести за отца, и король назначает время их с Родриго свадьбы.

С поразительной симметрией в пьесе развертывается конфликт между чувством — горячей и взаимной любовью — и высшими требованиями надличной чести. Внешне герои неукоснительно следуют долгу чести, но величие Корнеля в том, что он показывает муки выполнения этого долга. Первым тяжкий выбор осуществляет Родриго:

Я предан внутренней войне; Любовь моя и честь в борьбе непримиримой: Вступиться за отца, отречься от любимой! Тот к мужеству зовет, та держит руку мне. Но что б я ни избрал — сменить любовь на горе Иль прозябать в позоре, — И там, и здесь терзаньям нет конца. О, злых судеб измены! Забыть ли мне о казни наглеца? Казнить ли мне отца моей Химены?

И далее в знаменитых стансах Родриго в конце первого акта приводит все аргументы спора с самим собой, и на глазах у зрителя приходит к должному решению. Позже столь же сильные и такие же разумные слова находит для описания своих мук Химена:

Увы! Моей души одна из половин Другою сражена, и страшен долг, велевший, Чтоб за погибшую я мстила уцелевшей.

В каждый из моментов трагедии корнелевские герои точно знают, как следует поступить в их ситуации, и самоанализ помогает им в борьбе с личным чувством. Они жертвуют надеждой на личное счастье ради долга.

Фамильный долг мести — архаичный пережиток в системе ценностей становящегося буржуазного мира. С родовой местью медлил Гамлет, а герои Корнеля, полностью сознающие свой долг, решаются на месть, отказываясь от любви. Такое развитие конфликта воистину трагично и исключает возможность личного счастья. Однако Корнель находит сюжетное и психологическое разрешение конфликта, введя в пьесу еще одну, высшую градацию долга, перед которой равно умолкают и долг индивидуальной любви, и феодальный долг родовой чести. Этот высший долг — долг перед своим монархом, перед своей страной, который оценивается в пьесе как единственно истинный. Соблюдение этого высшего долга выводит Родриго из поля действия обычных норм, отныне он национальный герой, спаситель трона и отечества, король благодарен и обязан ему, поэтому все требования долга, действующие для простых людей, отменяются по отношению к нему государственной необходимостью. И этот моральный урок делает "Сида" показательным произведением ранней поры классицизма.

Столь же типичны для классицизма способы и приемы создания характеров у Корнеля. Нация в эпоху Ришелье находилась в "героическом" периоде истории, и корнелевский герой призван был воплотить мечту о подлинном величии и благородстве. Он пробуждает в зрителе и читателе восторженное удивление (admiracion) своей мощью, цельностью, неколебимостью. Подмечено, что герои Корнеля неизменны: положительные — в своей верности, отрицательные — в своем коварстве. Они как бы сопротивляются внешним воздействиям, в своей верности себе они в каждой сцене "бьют в одну точку". Их внутренний мир представлен пространственно, что соответствует традиционным представлениям о сути героического. Конечно, Испания у Корнеля — чистая условность, вряд ли кто-то примет героев "Сида" за испанских идальго, они французы эпохи Людовика XIII.

Корнелевская трагедия своим обилием движения, частыми изменениями положения героев относительно друг друга как бы иллюстрирует атомистическую философию XVII века: ее персонажи точно так же, как частицы материи у Декарта, первоначально двигаются по всем направлениям, постепенно сбивают свои острые углы друг об друга, располагаются в "хорошем порядке" и, наконец, принимают "весьма совершенную форму Мира".

В "Мнении Французской Академии…" зафиксированы многочисленные отступления Корнеля в "Сиде" от норм классицизма (присутствие побочной сюжетной линии инфанты, влюбленной в Сида; якобы нескромное поведение Химены, которая ни под каким видом не может стать женой убийцы своего отца; неправдоподобное нагромождение событий в сюжете). Эта критика с самого верха имела парализующее действие на Корнеля — он уехал в Руан и вернулся в Париж два года спустя с новыми пьесами, написанными уже в полном соответствии не только с духом, но и с буквой классицизма, — "Гораций" и "Цинна".

Высшая слава Корнеля пришлась на тридцатые-сороковые годы, и хотя он еще очень долго работал для театра, во второй половине века ему на смену приходят новые великие драматурги. Расин поднимает классицистическую трагедию на новую ступень, а Мольер создает классицистическую комедию.

Великий мастер политической трагедии, откликавшейся на события борьбы абсолютистской Франции с внешними и внутренними врагами

Корнель род. 6 июня 1606 в г Руане. В Нормандии в семье адвоката. Иезуитский коллеж. В 18 лет – ложность адвоката

Современники в один голос с изумлением отмечали, что этот непревзойденный мастер ораторского стиля в трагедии совершенно не владел им в устной речи, отличался плохой дикцией . Простой буржуа, вел очень простой образ жизни, наивно набожен, вечно нуждался, но был гордого характера, никогда не умел ловко устраивать свои дела, скромен, добросовестен, тщеславен. Получил дворянство за трагедию «Сид». Ввел на сцену простоту и крайнюю отделанность . От провинциально-буржуазного происхождения – демократизм, известная свобода от вкусов и настроений двора

Сначала создал форму комедии , соответствующую его натуре, простую и серьёзную

1629 – комедия «Мелита», 1631 – комедия «Вдова, или Наказанный предатель» 1633 – «Субретка; 1633 – «Королевская площадь»; 1636 – «Комическая иллюзия» (сильны традиции барокко) выше среднего уровня (без фарсового комизма, в основном психологические коллизии)

Потом создал истинную трагедию. Первая трагедия «Медея» (по Сенеки) – без успеха.

1636 – написан «Сид», 1640 – Гораций» и «Цинна», 1643 – «Мученик Полиевкт»; комедия «Лгун», 1644 – «Родогуна, парфянская царевна», 1651 – «Никомед»

1652 – провал трагедии «Пертарит». Корнель возвращается в Руан. Оставил драматургию, 1659 – Корнель возвращается к театру: «Эдип» (1659); «Серторий» (1662); «Оттон» (1664).

Успеха пьесы не имели. Умер Корнель в бедности, являясь свидетелем полного упадка своей былой славы.

«Сид» (1636) поставлена трагедия в начале января 1637 Необыкновенная слава Крылатое выражение: «Прекрасно, как «Сид».

Александрийский стих (за немногим исключением): 12-сложный стих – с парными чередующимися мужскими и женскими рифмами . Каждая фраза должна была укладываться в целый стих (не допускались переносы). Ясность языка (некоторые фразы – как афоризмы). Чувства не должны были нарушать твердой дисциплины формы

Источники : народно-эпическая поэма «Песнь о моем Сиде»; Гильен де Кастро «Юность Сида» 1618. Корнель внес изменения в образец: 1) сократил действующих лиц до минимума; 2) упростил сценическое действие (всё за сценой); 3) акцент на нравственной проблеме

Композиция : 2 сюжетных ядра (два конфликта): 1) – ссора отцов, поединок юноши с графом Гормасом и последовавшее за этим неразрешимое столкновение Родриго и Химены; 2)воинский подвиг героя и необходимость суда над ним за недопустимую дуэль. Один конфликт переходит во второй, но одновременно его нейтрализует.

Химена – дочь богатого севильского аристократа, графа Гормаса; Родриго – сын благородного дона Диего. Дон Диего выбран наставником для сына короля (этот пост хотел получить граф Гормас). Ссора между отцами. Граф Гормас дает пощечину дону Диего непосредственно на сцене (это 200 лет осуждалось классиками).

Первоначальный толчок действия – оскорбленное самолюбие тщеславного придворного – отца Химены . Т.обр акт индивидуального своеволия, мелкая личная страсть . – зависть честолюбца, создает трагический конфликт , разрушающий счастье молодой четы. Именно поэтому для Корнеля оказалось невозможным свести действие пьесы к стоическому отречению героев от любви и счастья

Сталкиваются в душах героев: родовая фамильная честь и любовное чувство

Родриго убивает отца Химены. У неё тоже долг противостоит чувству: она требует смерти Родриго (от короля). Но нападают мавры, и Родриго их побеждает. И теперь требования Химены для короля неубедительны,т.к. Родриго спас государство . Она продолжает настаивать, но король судит с иной позиции, и если она сейчас не согласна, то пусть попозже выйдет за Родриго. А он ещё насовершает подвигов для страны.

Проблематика : Конфликт чувства и долга «Симметрично гл. герои. Вообще пьеса - как цепь ситуаций, скрепы которых за сценой (события ), а персонажи разбирают их результаты: действие – психологическое.

По ходу сюжета конфликт изменяется : чувство – остается тем же, а долг – из родового – в гражданский. Именно таковой оказывается итоговым. Решающим; и именно отступление от него явилось изначально истоком конфликта. (гр Гормас не подчиняется воле короля; для него свой интерес, желание – выше); гр Гормас: «Как ни возвышен трон, но люди все подобны // Судить ошибочно и короли способны »).

Так сразу задается важность рамок, границ, меры для обуздания отдельных, личных притязаний . Такая мера – королевская власть . Т.обр. * в социально-политическом плане она – залог стабильности, безопасности; * в нравственном – критерий, ориентир; * в художественном – ключ к развязке (часто король как deus ex machine).

А внутри человека победа разумного (=общего) начала дается с трудом и постоянно оспаривается другим началом. Например, у Химены – постоянное волнение, ей советуют: отдохни, успокойся (индив перехлест).

Но: художественно весомее оказывается именно личное, лирическое, потому что:

1)​ образ короля схематичен, бледен 2)​ очень подробно внутренний мир героев, и они безвинны -> симпатия к ним, жертвам (не случайно гражданский долг не противопоставлен, не противоречит любви. – так он справедлив ) 3)образ Инфанты как лирическое сопровождение; одинока, печальна, жертвенна

Это характерно для Корнеля, к-ый утверждает ценность не столько государственного, гражданского, сколько – человеческого Здесь они приходят к гармонии -> трагикомедия Это и стало главной причиной претензий -> Спор о «Сиде »:

Сначала пародия на пьесу, критические разборы, потом выступление самого Ришелье. А главное – недостаточная убедительность победы гражданского долга (Химена подчинилась, потому что это соответствует её любви ) Ришелье санкционировал обсуждение во Французской Академии. Под руководством Ришелье – итоговое «Мнение Французской академии о трагикомедии «Сид» (1637) (толстый том)

Были учтены все отступления от логики, от правил. Особенно характер Химены: слишком предана любви; благополучная не оправдана, потому что не диктуется государственной необходимостью (нет жертвы). Нарушение единств: действия – образ инфанты; места - дворец + дом Химены, времени – подсчитали, что оказывается не меньше 36-ти часов + формы – стансы Родриго и инфанты

«Спор» способствовал углублению и уточнению классицистической теории

Действительно, много не классицистического: сюжет не античный, а средневековый; жанр трагикомедии; в стиле – еще черты барокко (маньеризма)

С замечаниями Корнель не согласился и возражал в позднейших предисловиях к «Сиду», то ссылаясь на Аристотеля и доказывая, что верен его авторитетным правилам (прежде всего, что страдающий не должен быть ни абсолютно добродетельным, ни абсолютно злым, только с человеческой слабостью; и что угроза ему исходит от любимого и любящего); То критикуя классические правила за схематизм и давление (сжимают время и место). И говорит о выстроенности, просчитанности эффекта воздействия на сочувствие зрителей (пощёчину показал, а возмездие – гибель графа на поединке – нет, чтобы сохранить симпатию зрителей к обиженному -> к Родриго )

Герой корнелевской трагедии, например Родриго, изображается растущим на наших глазах. Из никому не известного юноши он превращается в бесстрашного воина и искусного полководца. Слава Родриго - дело его рук. Слава не достается ему по наследству, не дана от рождения. Он далек в этом смысле от феодальных традиций и является наследником эпохи Возрождения.

Для Корнеля как представителя культуры XVII в. характерен пристальный интерес к человеческой мысли. Человек действует у него после глубоких размышлений. Главное для Корнеля не в том, что сознание преобладает над бытием, а в том, что сознание принадлежит человеку, а не богу. Корнеля отличает не его идеализм, а его гуманизм.

Борьба с преимущественным изображением внешнего мира предполагала более детальное раскрытие души человека, области сознания, эмоций, страстей, идей, что являлось очень значительным шагом вперед в художественном развитии.

Родриго, Химена, инфанта не ограничены в «Сиде» одной страстью, которая всецело владела бы каждым из них. У Химены совмещаются и любовь к Родриго, и мысль о своей фамильной чести. В Родриго сосуществуют и страсть к Химене, и преданность роду, и любовь к родине. Семейный и патриотический долг для Родриго - это не трезвые веления рассудка, а прежде всего неодолимый зов сердца.

Гуманистические тенденции Корнеля сочетаются в его сознании с признанием королевской власти как наиболее авторитетной общественной силы современности.

если бы Корнель ограничился внешним поведением, «Сид» вряд ли стал бы той эпохальной пьесой, которая на два века определила тип и характер французской трагедии. Художественная правда ставит под сомнение отвлеченную моральную схему. Для Корнеля долг родовой чести не способен уравновесить силу живого чувства двух любящих. Долг этот не является безусловно «разумным» началом - ведь источником конфликта послужило не противоборство двух равноправных высоких идей, а всего лишь оскорбленное тщеславие графа Гормаса, обойденного монаршей милостью

Корнель не мог признать абсолютную ценность этого индивидуалистически понимаемого долга и свести содержание пьесы к стоическому отречению героев от любви: вопреки своим поступкам, они продолжают любить друг друга. Психологическое, идейное и сюжетное разрешение конфликта Корнель находит, вводя в пьесу истинно высокое сверхличное начало, высший долг

В "Сиде" политическая проблематика не выразилась в риторических пассажах и даже не являлась сюжетообразующим началом пьесы

6. Трагедия П. Корнеля «Сид»: источник сюжета, сущность конфликта,
система образов, идейное значение финала. Полемика вокруг пьесы.

В дни Корнеля только начинали складываться нормы класси¬цистического театра, в частности правила о трех единствах — вре¬мени, места и действия. Корнель принял эти правила, но испол¬нял их весьма относительно и, если это вызывалось необходимос¬тью, смело их нарушал.

Современники очень ценили в поэте исторического бытописателя. «Сид» (сред¬невековая Испания), «Гораций» (эпоха царей в римской исто¬рии), «Цинна» (императорский Рим), «Помпеи» (гражданские войны в Римском государстве), «Аттила» (монгольское нашест¬вие), «Гераклиус» (Византийская империя), «Полиевкт» (эпоха первоначального-"христианства) и т. д.—все эти трагедии, как и другие, построены на использовании ис¬торических фактов. Корнель брал наиболее острые, драматиче¬ские моменты из исторического прошлого, изображая столкно¬вения различных политических и религиозных систем, судьбы людей в моменты крупных исторических сдвигов и переворотов. Корнель по преимуществу писатель политический.

Психологические конфликты, история чувств, перипетии люб¬ви в его трагедии отходили на второй план. Он, конечно, понимал, что театр — это не парламент, что трагедия — не политический трактат, что «драматическое про¬изведение есть...— портрет человеческих поступков... портрет тем совершеннее, чем больше он походит на оригинал» («Рассужде¬ния о трех единствах»). И тем не менее строил свои трагедии по типу политических диспутов.

Трагедия Сид (по определению Корнеля - трагикомедия), была написана в 1636 году и стала первым великим произведением классицизма. Характеры создаются иначе чем ранее, Им не свойственны многосторонность, острая конфликтность внутреннего мира, противоречивость в поведении. Характеры в Сиде не индивидуализированы, не случайно выбран такой сюжет в котором одна и та же проблема встает перед несколькими персонажами, при этом все они решают ее одинаково. Классицизму было свойственно под характером понимать одну черту, которая как бы подавляет все остальные. Характером обладают те персонажи, которые могут свои личные чувства подчинить велению долга. Создавая такие характеры как Химена, Фернандо, инфанта, Корнель придает им величественность и благородство. Величественность характеров, их гражданственность по-особому окрашивают чувство любви. Корнель отрицает отношение к любви как к темной, губительной страсти или к галантному, легкомысленному развлечению. Он борется с прециозным представлением о любви, внося рационализм в эту сферу, освещая любовь глубоким гуманизмом. Любовь возможна если влюбленные уважают друг в друге благородную личность. Герои Корнеля выше обыкн чел, они люди с присущими людям чувствами, страстями и страданиями, и - они люди большой воли…(образы по чит дн) Из многочисленных истории, связанных с именем Сида, Корнель взял лишь одну - историю его женитьбы. Он до предела упростил схему сюжета, свел действующих лиц до минимума, вынес за пределы сцены все события и оставил только чувства героев

Конфликт. Корнель раскрывает новый конфликт - борьбу между чувством и долгом - через систему более конкретных конфликтов. Первый из них - конфликт между личными стремлениями и чувствами героев и долгом перед феодальной семьей, или фамильным долгом. Второй - конфликт между чувствами героя и долгом перед гос-м, перед своим королем. Третий - конфликт фамильного долга и долга перед государством. Эти конфликты раскрываются в опр., последовательности: сначала через образы Родриго и его возлюбленной Химены - первый, затем через образ инфанты (дочери короля), подавляющей свою любовь к Родриго во имя государственных интересов, - второй, и наконец, через образ короля Испании Фернандо - третий.

Против пьесы была развернута целая кампания, длившаяся 2 года. На нее обрушился целый ряд критических статей, написанных Мере, Скюдери, Клавере и др. Мере обвинял К. в плагиате (видимо, с Гильена де Кастро), Скюдери разбирал пьесу с т. з. «Поэтики» Аристотеля. К. осуждали за то, что он не соблюдал 3 единства, и особенно за апологию Родриго и Химены, за образ Химены, за то, что она выходит замуж за убийцу отца. Против пьесы было образовано и специальное «Мнение французской академии о «Сиде», отредактированное Шапленом и инспирированное Ришелье. Нападки до такой степени подействовали на драматурга, что сначала он замолчал на 3 года, а затем попытался учесть пожелания. Но бесполезно - «Гораций» Ришелье тоже не понравился.

Упреки, брошенные «Сиду», отражали реальные особенности, отличавшие его от современных «правильных» трагедий. Но именно эти особенности определили драматическое напряжение, динамизм, обеспечившие пьесе долгую сценическую жизнь. «Сид» и поныне входит в мировой театральный репертуар. Эти же «недостатки» пьесы были два века спустя после ее создания высоко оценены романтиками, исключившими «Сида» из числа отвергаемых ими классицистских трагедий. Необычность его драматической структуры оценил и молодой Пушкин, писавший в 1825 г. Н. Н. Раевскому: «Истинные гении трагедии никогда не заботились о правдоподобии. Посмотрите, как Корнель ловко управился с Сидом “А, вам угодно соблюдение правила о 24 часах? Извольте” — и нагромоздил событий на 4 месяца» .

Дискуссия о «Сиде» послужила поводом для четкой формулировки правил классической трагедии. «Мнение Французской Академии о трагикомедии “Сид”» стало одним из программных манифестов классической школы.