Николай задорнов. Задорнов, николай павлович Задорнов николай павлович читать онлайн

+

Видный советский писатель, лауреат Государственной премии Николай Задорнов известен читателям историческими романами «Амур-батюшка», «Далекий край», «Первое открытие», «Капитан Невельской», «Война за океан», посвященными героическому прошлому Сибири и Дальнего Востока.

В романе «Капитан Невельской» создан яркий образ замечательного русского патриота, передового человека своего времени, моряка, ученого Г. И. Невельского, внесшего неоценимый вклад в изучение и освоение Приамурья. Писатель дает в книге широкую картину жизни России в 40-е и 50-е годы XIX века, подробно повествует об упорной, напряженной борьбе, которую пришлось вести Невельскому с тупыми царскими сановниками за осуществление своих прогрессивных идей, проникнутых заботой о расцвете и процветании Родины.

Высокое художественное мастерство автора, глубина и пластичность в изображении образов героев, богатый, сочный язык – все это в полной мере нашло отражение в романе «Капитан Невельской», который с большим интересом будет прочитан широкими кругами читателей.

«Капитан Невельской» – третий роман цикла, посвященного освоению русскими Дальнего Востока. Первые два романа – «Далекий край» и «Первое открытие», опубликованные впервые Н. Задорновым в 1949 году, посвящены жизни Приамурья и первым открытиям Г. И. Невельского. Последний роман цикла – «Война за океан» – о последних годах пребывания Г. И. Невельского на Дальнем Востоке – вышел в 1960-1962 гг.

Первая книга романа «Капитан Невельской» впервые опубликована в журнале «Дальний Восток», 1956, № 3-6; вторая книга – в том же журнале, 1958, № 1-2. В 1958 году роман вышел отдельными изданиями в Риге и Москве, с тех пор неоднократно...

Годы жизни: 05.12.1909 -18.09.1992.
Член Союза писателей СССР, лауреат Государственной премии СССР, автор книг «Амур-батюшка», «Капитан Невельской», «Далёкий край» и др. Жил в городе Комсомольске-на-Амуре с осени 1937 г. по 1946 г.

Выдающийся дальневосточный писатель Николай Павлович Задорнов всю свою жизнь занимался темой Дальнего Востока. Он родился в г. Пензе 5 декабря 1909 г. Детские и школьные годы писателя пришли и Чите, где жила семья Задорновых. С детства он прикоснулся к истории. Видел японскую оккупацию, жил в городе, жизнь которому дали ссыльные декабристы.В школе он был организатором агитационного театра. В первые годы Советской власти это считалось революционным и очень современным. После окончания 8 класса Задорнов был отправлен отцом на родину, в Пензу. Не покидая школы, в последний учебный год Николай начал работать профессиональном театре, где ему давали небольшие выходные роли.В 1926 году окончив школу, он стал профессиональным актером. С театром объездил многие города Сибири и Дальнего Востока, особенно успешной была его работа во Владивостоке.Пробовал свои силы в журналистике.1937 год стал для Николая Павловича знаменательным. В печати появляется его первая повесть «Могусюмка и Гурьяныч». А позже он переезжает в Комсомольск-на-Амуре, город первостроителей, с которым у Задорнова будет связано девять лет жизни.

В городе юности он начал работать заведующим литературной частью театра и параллельно сотрудничал в местной городской газете и на радио, руководил кружком воинов-строителей. В Комсомольском театре игрались пьесы о дальневосточной границе. Их тогда ставили в лучших столичных театрах и по всей стране. В 1939г. за исполнение роли японца в пьесе Н.Погодина «Падь серебряная» Задорнов получил благодарность и грамоту от командования корпусом военно-строительных частей, а в 1940г. был премирован и получил благодарность дирекции за работу по подготовке пьесы «Человек с ружьём».

Литературное объединение Комсомольска, решив издать сборник об истории города юности, поручило Задорнову написать очерк о селе Пермском. Поиски материала привели его к 60-м годам прошлого столетия, когда русские крестьяне пришли на Дальний Восток. В Комсомольске еще жили в ту пору участники переселения, пришедшие на Амур с детьми. Память их хранила интересные сведения о прошлом. Так зародился роман «Амур-батюшка», первая часть которого издана в 1940 году.В Хабаровске, куда автор увёз своё произведение, роман успели напечатать во втором и третьем номерах журнала «На рубеже» в 1941г., до начала Великой Отечественной войны.

Спустя более чем полвека, в 1997г., дальневосточный писатель Всеволод Петрович Сысоев в одном из своих выступлений по поводу сооружения в Хабаровске памятника Задорнову сказал так: «Редко кому удаётся написать вечную книгу, которая переиздаётся во всём мире. Николай Павлович такую книгу написал, это «Амур-батюшка» - лучшая книга об Амуре».Одновременно с этим писалась повесть «Мангму»- из жизни нанайцев в ту пору, когда в крае обитали лишь малолюдные разобщенные роды. За время войны, оставаясь жить в Комсомольске-на-Амуре, Задорнов стал автором 200 очерков о героях трудового фронта для краевого Радиокомитета.

В 1944г. Николая Павловича приняли в члены Союза писателей России. За год-два до этого события писатель задумал роман о Невельском. В поисках героев для своих очерков о тружениках Охотского моря Задорнов немало попутешествовал по Дальнему Востоку по местам, где совершали свои открытия русские моряки. Писателя всё больше интересовала личность адмирала.
Николай Павлович видел в русском адмирале передового человек патриота и мыслителя, который отчётливо представлял будущее своей родины как страны, находящейся в теснейшей связи со всеми великим странами, лежавшими в бассейне Тихого океана. «К таким учёным, Как Невельской, - считал он, - не было должного уважения. Их ненавидели явны и тайные враги России, а также реакционеры, не представлявшие завтрашнего дня своего Отечества, никогда не бывавшие за Уралом. Свои открытия на Дальне Востоке адмирал Невельской делал вопреки приказу, на свой страх и риск».

Осенью 1945г. начался освободительный поход Советской Армии против японских милитаристов. Вместе с писателями А.Гаем Д.Нагишкиным, Н.Рогалем, Ю.Шестаковой Задорнов попросился на фронт Всех дальневосточных писателей не стали зачислять в армию, а оформили как корреспондентов Хабаровского краевого отделения ТАСС и перебросили в Китай. Задорнов много колесил по Маньчжурии, разговаривал с пленными японскими полковниками и генералами. Увиденное и пережитое во время войны позднее нашло отражение в исторических романах об экспедиции адмирала Путятина в Японию.Все эти годы он изучал жизнь местных народностей, работал в архивах и писал продолжение первой части романа «Амур-батюшка». В 1946 году вторая книга романа увидела свет. Ее переиздали в Москве и Ленинграде, затем перевели на многие европейские языки. Писатель продолжил роман. Новая книга «Золотая лихорадка» вышла в 1969 году.

С осени 1946 года, работая редактором Русского альманаха и руководителем секции русских писателей в Латвии, продолжает писать повести «Мангму» и «Маркешкино ружье». Получился роман «Далекий край».
После работы в центральных архивах страны, осенью 1948 года, писатель вернулся в Ригу и за 3 месяца написал роман «К океану». Оба эти романа опубликованы в 1949 году, а в 1956-1958 годах - две книги романа «Капитан Невельской». Цикл романов об историческом подвиге русского народа на Дальнем Востоке завершен публикацией книги «Война за океан» (1963 г.).

В 1952 году за создание исторических романов «Амур-батюшка», «Далекий кран», «К океану» Н, П. Задорнову была присуждена Государственная премия СССР.
Рижский период жизни Задорнова был самым длительным и плодотворным. По его инициативе в Союзе писателей Латвии была создана секция русских писателей, которую он возглавил. Он собирал и привлекал талантливую молодёжь, читал лекции о литературе, был первым редактором литературно-публицистического журнала «Парус», в котором публиковали произведения латвийских авторов на русском языке.
Занимался переводами своих романов на латышский язык.В конце шестидесятых - в семидесятые годы Н.Задорнов написал трилогию - «Цунами», «Симода» и «Хэда». Действие этих исторических романов происходит в середине прошлого века. Крымская война. Юг России в огне. А в это время адмирал Путятин идёт к берегам Японии, чтобы установить с ней торговые, экономические, дипломатические отношения, участники экспедиции попадают в драматическую ситуацию: сокрушительные удары цунами разрушают русское судно «Диана». Русские моряки остаются в Японии, начинают строить новый корабль, чтобы вернуться на Родину...

В поисках материала для своего произведения Николай Павлович дважды побывал в Японии, жил в деревне Хэда, на рыбацком корабле ходил по морю к подножию горы Фудзияма, где погиб адмирал Путятин, плавал на корабле в Гонконг. К японским архивным документам Задорнов допущен не был. Но интересные сведения об исторических лицах, интересовавших писателя, ему сообщил господин Кавада - молодой учёный архива императорского двора. Трилогия «Хэда», «Цунами» и «Симода», объединённая позднее под общим названием «Сага о русских аргонавтах», была принята с огромным интересом не только российскими читателями, но и мастерами японской литературы как явление совершенно оригинальное. В Токио книги вышли в издательстве «Асахи».

В 1977--1979 годах в издательстве «Художественная литература» вышло шеститомное собрание сочинений Н. П. Задорнова.
В последние годы жизни Задорнов задумал цикл романов о Владивостоке. Были написаны и изданы романы «Гонконг», «Владычица морей», «Ветер плодородия», шла работа над романом «Богатая грива». В последнем завершенном романе «Ветер плодородия» писатель поднял историческую тему взаимоотношений России и Китая. С глубоким знанием он раскрыл дипломатические, торговые, бытовые, культурные, экономические связи народов.
Многие критики, исследователи и биографы Задорнова отмечали его взыскательность по отношению к самому себе. Николай Павлович никогда не удовлетворялся первой редакцией. Он правил, дописывал, вычёркивал, Управлял, появлялись новые эпизоды, шлифовались диалоги.... Работа начиналась сызнова.

Николай Павлович Задорнов скончался в 1992 г. на 83-м году жизни. До последнего дня он продолжал работать над дальневосточной темой.
Японская критика неоднократно отмечала русского писателя Задорнова как «неповторимого художника природы и человека».
В американской литературной энциклопедии написано, что Задорнов «поднял пласты истории народов, не известных до сих пор цивилизации. Он красочно изобразил их быт, с глубоким знанием рассказал о нравах, привычках, семейных спорах, любви, несчастьях, житейских неурядицах, тяге к русскому языку, русским обрядам и образу жизни».
Без исторических романов Н. Задорнова сегодня нельзя иметь полного представления о развитии исторической темы в отечественной литературе.

Произведения Николая Задорнова

Задорнов, Н.П. Могусюмка и Гурьяныч: Повесть / (Задорнов Николай Павлович). - Рига: Лиесма, 1969. - 335с. - автограф автора
Задорнов, Н.П. Амур-батюшка: роман / Н. П. Задорнов. - М. : Худож. лит., 1987. - 671 с.
Задорнов, Н.П. Далекий край; Первое открытие: [романы] / Н. П. Задорнов; худож. В. Чеботарев. - Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1971. - 648 с.
ЗАДОРНОВ, Н.П. Первое открытие. Капитан Невельской: Романы / Н. П. ЗАДОРНОВ. - М. : Воениздат, 1982. - 704с.
Задорнов, Н.П. Капитан Невельской: Роман / Н. П. Задорнов. - Рига: Латв. гос. изд-во, 1958. - 872с.
Задорнов Н.П. Война за океан: роман. Т. 1 / Н. П. Задорнов. - М. : Вече, 2007. - 384 с. - (Морская одиссея). - ISBN 978 - 5 - 9533 - 2386 - 4.
Задорнов Н.П. Война за океан: роман. Т. 2 / Н. П. Задорнов. - М. : Вече, 2007. - 384 с. - (Морская одиссея). - ISBN 978 - 5 - 9533 - 23867 - 1.
Задорнов, Н.П. Золотая лихорадка: 3-я кн. романа "Амур-батюшка" / Н. П. Задорнов. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1971. - 448 с.
Задорнов Н.П. Цунами: роман / Н. П. Задорнов. - М. : Вече, 2007. - 384 с. - (Морская одиссея). - ISBN 978 - 5 - 9533 - 2432 - 8.
Задорнов Н.П. Симода: роман / Н. П. Задорнов. - М. : Вече, 2007. - 448 с. - (Морская одиссея). - ISBN 978 - 5 - 9533 - 2433 - 5.
Задорнов Н.П. Хэда: роман / Н. П. Задорнов. - М. : Вече, 2007. - 448 с. - (Морская одиссея). - ISBN 978 - 5 - 9533 - 2551 - 6.
Задорнов Н.П. Гонконг: роман / Н. П. Задорнов. - М. : Вече, 2007. - 416 с. - (Морская одиссея). - ISBN 978 - 5 - 9533 - 2552 - 3.
Задорнов, Н.П. Владычица морей: Романы / (Задонов Николай Павлович). - М. : Сов. писатель, 1989. - 464с. : ил. - (Библиотека дальневосточного романа).
Задорнов, Н.П. Желтое,зеленое,голубое: Роман / (Задорнов Николай Павлович). - М. : Сов. писатель, 1967. - 215с.
Задорнов, Н.П. Ветер плодородия: Роман / (Задонов Николай Павлович). - М. : Сов. писатель, 1992. - 256с.
Роман "Ветер плодородия" о заключении Айгунского договора между Россией и Китаем. Здесь раскрываются дипломатические торговые и трудовые связи. А молодой моряк Алексей Сибирцев встречает в Китае юную англичанку-просветительницу учительницу китайских детей. Они как бы испытывают на себе веяние ветров китайского плодородия. В те годы на побережье Приморья начинается основание города и порта Владивосток

Задорнов, Н.П. Голубой час: Очерки / (Задонов Николай Павлович). - М. : Сов. писатель, 1968. - 183с.
В настоящих очерках автор рассказывает о своих поездках на Восток страны. Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Сахалин, Курилы, лиман Амура, Охотское побережье - вот география очерков. Писателя интересуют не только проблемы освоения богатств края, но и проблемы нравственной жизни людей, связавших свою судьбу с ним

Никола́й Па́влович Задо́рнов (1909-1992) - русский советский писатель, заслуженный деятель культуры Латвийской ССР (), лауреат Сталинской премии второй степени (). Отец Михаила Задорнова .

Биография

Николаю Павловичу Задорнову принадлежат два цикла исторических романов об освоении в XIX веке русским народом Дальнего Востока , о подвигах землепроходцев. Первый цикл - из 4 романов: «Далёкий край» (книги 1-2, -), «Первое открытие» ( , первое название - «К океану», 1949), «Капитан Невельской» (книги 1-2, -) и «Война за океан» (книги 1-2, -). Второй цикл (об освоении Дальнего Востока крестьянами-переселенцами) тематически связан с первым: романы «Амур-батюшка » (книги 1-2, -1946) и «Золотая лихорадка» (1969). В 1971 году опубликовал роман «Цунами» - об экспедиции адмирала Е. В. Путятина в Японию в -1855 годах . Написал также роман о современности «Жёлтое, зелёное, голубое…» (книга 1, ), книгу путевых очерков «Голубой час» () и другие.

Сын Николая Павловича Задорнова - Михаил Задорнов , известный писатель-сатирик.

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .

Напишите отзыв о статье "Задорнов, Николай Павлович"

Ссылки

  • . Проверено 17 августа 2008. .
  • . Проверено 17 августа 2008. .
  • (рус.) . Проверено 5 ноября 2009.
  • - официальный сайт библиотеки имени Николая Задорнова

Отрывок, характеризующий Задорнов, Николай Павлович

Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной.
Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная.
– На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она.
Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо.
Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.
– К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери.
– К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль.
– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
– Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.
– Наталья!… – сказала Марья Дмитриевна. – Я тебе добра желаю. Ты лежи, ну лежи так, я тебя не трону, и слушай… Я не стану говорить, как ты виновата. Ты сама знаешь. Ну да теперь отец твой завтра приедет, что я скажу ему? А?
Опять тело Наташи заколебалось от рыданий.
– Ну узнает он, ну брат твой, жених!
– У меня нет жениха, я отказала, – прокричала Наташа.
– Всё равно, – продолжала Марья Дмитриевна. – Ну они узнают, что ж они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он, если его на дуэль вызовет, хорошо это будет? А?
– Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас просил? – кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью Дмитриевну.
– Да чего ж ты хотела? – вскрикнула опять горячась Марья Дмитриевна, – что ж тебя запирали что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить?… Ну увез бы он тебя, что ж ты думаешь, его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених. А он мерзавец, негодяй, вот что!
– Он лучше всех вас, – вскрикнула Наташа, приподнимаясь. – Если бы вы не мешали… Ах, Боже мой, что это, что это! Соня, за что? Уйдите!… – И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе, которого они чувствуют сами себя причиной. Марья Дмитриевна начала было опять говорить; но Наташа закричала: – Уйдите, уйдите, вы все меня ненавидите, презираете. – И опять бросилась на диван.
Марья Дмитриевна продолжала еще несколько времени усовещивать Наташу и внушать ей, что всё это надо скрыть от графа, что никто не узнает ничего, ежели только Наташа возьмет на себя всё забыть и не показывать ни перед кем вида, что что нибудь случилось. Наташа не отвечала. Она и не рыдала больше, но с ней сделались озноб и дрожь. Марья Дмитриевна подложила ей подушку, накрыла ее двумя одеялами и сама принесла ей липового цвета, но Наташа не откликнулась ей. – Ну пускай спит, – сказала Марья Дмитриевна, уходя из комнаты, думая, что она спит. Но Наташа не спала и остановившимися раскрытыми глазами из бледного лица прямо смотрела перед собою. Всю эту ночь Наташа не спала, и не плакала, и не говорила с Соней, несколько раз встававшей и подходившей к ней.
На другой день к завтраку, как и обещал граф Илья Андреич, он приехал из Подмосковной. Он был очень весел: дело с покупщиком ладилось и ничто уже не задерживало его теперь в Москве и в разлуке с графиней, по которой он соскучился. Марья Дмитриевна встретила его и объявила ему, что Наташа сделалась очень нездорова вчера, что посылали за доктором, но что теперь ей лучше. Наташа в это утро не выходила из своей комнаты. С поджатыми растрескавшимися губами, сухими остановившимися глазами, она сидела у окна и беспокойно вглядывалась в проезжающих по улице и торопливо оглядывалась на входивших в комнату. Она очевидно ждала известий об нем, ждала, что он сам приедет или напишет ей.

Задорнов Николай Павлович (1909 – 1992) всего девять лет прожил на Дальнем Востоке, но он вошел в историю литературной жизни как истинно дальневосточный писатель, все свое творчество посвятивший Дальнему Востоку; историком и исследователем эпохи освоения русскими людьми восточных окраин России.

Н. П. Задорнов родился в Пензе 5 декабря 1909 г. в семье ветеринарного врача. Отработав в Средней Азии положенный срок после окончания Казанского ветеринарного университета (отслужив «свою стипендию»), отец переезжает с семьей в Сибирь. Здесь, в Чите прошли детские годы будущего писателя. Он стал свидетелем событий гражданской войны, сражения под Читой, видел багажный вагон с золотым запасом. В десять лет познакомился с книгами Н. М. Пржевальского, только что появившейся книгой В. К. Арсеньева «По Уссурийскому краю». К четырнадцати годам увлекся театром, играл в школьных спектаклях; не оставляя занятий в школе, поступил в профессиональный театр. Любовь к искусству перешла от родителей, кумиром которых был в Пензе В. Э. Мейерхольд. Они много рассказывали сыну о театральной жизни Пензы, первых ролях знаменитого в будущем советского режиссера.

Окончив школу, Н. П. Задорнов продолжил свою театральную деятельность. После трех лет работы в Сибирском экспериментальном театре поступил в труппу Уфимского городского театра. К этому времени относится начало его журналистской деятельности в газетах г. Белорецка на Урале, г. Уфы. Он пишет о золотых приисках, нефтепромыслах, горнорабочих. Летом 1937 г. привозит в Москву в издательство «Советский писатель» свою повесть «Могусюмка и Гурьяныч». Зарегистрировавшись на актерской бирже труда и получив приглашение в г. Комсомольск-на-Амуре, Н. П. Задорнов осенью 1937 г. с последним пароходом появляется в молодом городе. Работает заведующим литературной частью Комсомольского драматического театра и одновременно играет в спектаклях. На театральных афишах и программках 1930-х гг. можно встретить его фамилию среди исполнителей ролей в пьесах Н. Погодина: Волжанин в "Человеке с ружьем" (1938), проводник вагона в "Павле Грекове" (1939), японец в «Пади Серебряной» (1939), обыватель в спектакле "Как закалялась сталь" по роману Н. Островского (1939). Через много лет Н. П. Задорнов, ставший уже известным писателем, вновь встретится с театром своей молодости на репетициях спектакля, поставленного по его роману "Амур-батюшка".

Помимо работы в театре Н. П. Задорнов вел красноармейский литературный кружок, много путешествовал, писал очерки для городской газеты. С первой встречи Дальний Восток поразил будущего писателя: «Тайга … казалась нетронутой, словно людьми бралась какая-то малая часть ее богатств. Дальневосточные речки чисты и прозрачны. Опала листва, и всюду видны прутья краснотала – на косогорах на фоне синего неба. Солнце заходило в эту красную чащу. Мы видели следы зверей», – писал он в своей автобиографии. Очевидец того, как на месте глухого селения Пермское вырастал современный город, он не мог не обратиться к прошлому, к тем, кто первым пришел на берега великой реки. «Я понимал, что прошлое уходит, что скоро все переменится, и никто уже не увидит стрельбы из лука или охоты с копьем. Никто не расскажет, как сеялся первый хлеб. Я старался видеть, как можно больше». По ближайшим селам, где пешком, где на лодках и катерах, сам по себе и по заданию редакции газеты «Амурский ударник» путешествовал он, заходя в нанайские стойбища, в русских селах встречаясь с потомками первопроходцев, а где-то еще и самими участниками переселения, собирая материал для задуманной книги о первых русских переселенцах, пришедших в эти места на плотах, с семьями, осваивать эти огромные пространства. Первый том романа «Амур–батюшка» успели напечатать в г. Хабаровске в последних довоенных номерах журнала «На рубеже» (1941. – № 2, 3). Отдельным изданием две книги романа вышли в Дальгизе в 1944 г., переизданы в Москве в 1946 г. После этого роман еще многократно переиздавался, переведен на многие языки мира.

Через 30 лет писатель вновь обратится к героям своего первого романа, создаст его продолжение – роман «Золотая лихорадка» (1970). В нем действуют уже знакомые герои, их дети, приспособившиеся к местным условиям; появляются новые лица, новые герои, судьбы которых переплетаются с судьбами переселенцев.

В годы Великой Отечественной войны Николай Павлович работал разъездным корреспондентом краевого радиокомитета, оставаясь жить в г. Комсомольске-на-Амуре. Краевой радиокомитет предоставлял ему полную свободу действий в поиске материалов. За эти годы им написано 200 очерков для краевой газеты и краевого радио о рабочих и инженерах города юности, героях трудового фронта других городов и сел края, о железнодорожниках, строителях, авиаторах. В 1944 г. он был принят в члены Союза писателей СССР.

Осенью 1945 г. Н. П. Задорнов вместе с другими дальневосточными писателями принял участие в качестве корреспондента Хабаровского краевого отделения ТАСС в Маньчжурском освободительном походе вместе с войсками Дальневосточных фронтов. Он много ездил по Маньчжурии, другим городам Китая, встречался с разными людьми, китайскими партизанами, разговаривал с пленными японскими полковниками и генералами. Увиденное и пережитое во время войны позднее нашло отражение в исторических романах об экспедиции адмирала Путятина в Японию.

Работая над романом «Амур-батюшка», Н. П. Задорнов вынашивал замысел другого романа – книги о капитане Г. И. Невельском. В статье «как я работал над моими книгами» Н. П. Задорнов пишет: «Личность Невельского меня весьма заинтересовала. Он действовал как передовой человек, как патриот и мыслитель, который отчетливо видит будущее своей родины, находящейся в теснейшей связи со всеми великими странами, лежащими в бассейне Тихого океана. … его экспедиция по своему значению была важнее всех до того совершенных экспедиций на Восток и на Север нашей родины». На малых судах и на лодках, моторно-парусном корабле повторил Н. П. Задорнов путь флотоводца-исследователя, совершил круг путешествий по местам, где делали свои открытия российские моряки. Для исполнения задуманного нужны были иные знания, получить которые вдали от центра страны было невозможно. «Надо было знать старое общество, флот, обычаи, морские классы учебных заведений, где воспитывались наши открыватели», – объясняет он причину своего отъезда.

В 1946 г. Н. П. Задорнов уехал с Дальнего Востока. Первое время жил в Москве, с 1948 г. до конца жизни – в Риге. Но приезжал сюда неоднократно. Новая тема требовала тщательного изучения исторических и архивных материалов, многочисленных морских экспедиций самого автора, большинство которых повторяло маршруты плаваний и походов героев его книг. Двадцатипятилетняя работа от замысла до его осуществления завершилась в 1962 г. созданием цикла романов о Г. И. Невельском, три из которых: «Первое открытие», «Капитан Невельской», «Война за океан», составляют единое произведение. Четвертый роман, «Далекий край», стоит особняком, это своего рода введение к Амурской эпопее. «Далекий край» начинался с повести «Мангму», написанной в 1940 г. и рассказывающей о жизни нанайцев до появления на Амуре русских людей. Впоследствии она стала первой частью романа, вторая часть которого «Маркешкино ружье» была завершена автором в 1948 г. Романы публиковались в Москве, Хабаровске, Риге по мере их написания, были хорошо встречены. В 1952 г. их автору была присуждена Государственная премия.

Работая над романами, Н. П. Задорнов не оставлял без внимания литературную жизнь Риги. По его инициативе в Союзе писателей Латвии была создана секция русских писателей, которую он возглавил. Он собирал и привлекал талантливую молодежь, читал лекции о литературе, был первым редактором литературно-публицистического журнала «Парус», в котором публиковались произведения латышских авторов на русском языке. Занимался переводами своих романов на латышский язык. Перевел латышский роман «Просвет в тучах» А. Упита. Блестящий отзыв о переводе романа дал А. Фадеев.

В 1965–1970-е гг. Н. П. Задорнов работает над новой исторической темой: экспедиция адмирала Е. В. Путятина к берегам Японии для установления российско-японских торговых, экономических, дипломатических отношений. Один за другим выходят романы: «Цунами» (1972), «Симода» (1980), «Хэда» (1980). В поисках материалов для своих произведений Николай Павлович дважды побывал в Японии, жил в деревне Хэда, на рыбацком корабле ходил по морю к подножию горы Фудзияма, где погиб адмирал Е. В. Путятин, плавал на корабле в Гонконг. Трилогия, объединенная позднее под общим названием «Сага о русских аргонавтах», была принята с огромным интересом не только российскими читателями, но и мастерами японской литературы как явление совершенно оригинальное. В Токио книги вышли в издательстве «Асахи».

В последующие годы были написаны и изданы романы «Гонконг» (1982), «Владычица морей» (1988), открывающие новый цикл произведений писателя об отношениях России и Великобритании в дальневосточных морях в конце XIX в. «Ветер плодородия» был последним опубликованным романом писателя (1992), сюжетно продолжающим тему, поднятую в романе «Владычица морей». В планах писателя было создание романа о Владивостоке, рабочее название которого «Богатая грива». Роман остался неоконченным. Умер писатель 18 июня 1992 г.

Н. П. Задорнов писал произведения и на современные темы, однако известность, имя ему принесли его исторические романы, которыми он привлек внимание к российскому Дальнему Востоку, его истории. Благодаря им читатели России, стран СНГ и зарубежных стран смогли познакомиться с историей освоения дальневосточных территорий, первооткрывателями амурских земель. «Всем мною написанным я пытался восполнить нашу историческую неграмотность. Во взаимоотношениях России с восточными соседями очень много наслоений, неясностей, очень важно знать, как все было на самом деле, как они складывались в действительности, к чему привели и приводят», – так ответил он на вопрос «Почему такое стойкое пристрастие к истории».

Исторические романы Н. П. Задорнова по прошествии лет не теряют своей актуальности и интереса. Об этом свидетельствуют факты переиздания его книг. По-прежнему они выходят в различных издательствах страны. Так, в 2007 г. в московских издательствах «Вече», «Терра-Книжный клуб» вышли его романы «Амур-батюшка», «Золотая лихорадка», «Симода» и др. Издательский дом «Приамурские ведомости» в г. Хабаровске в 2008 г. книгой Н. П. Задорнова «Амур-батюшка» открыл новую серию «Литературное наследие Приамурья».

29 мая 1999 г. в г. Хабаровске на набережной Амура открыт памятник писателю по проекту архитектора В. Бабурина, на фасаде театра драмы в г. Комсомольске-на-Амуре установлена мемориальная доска.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Задорнова Николая Павловича

Задорнов Николай Павлович – русский писатель и сценарист.

Детство

Николай Задорнов родился в Пензе 22 ноября (по новому стилю – 5 декабря) 1909 года в семье Павла Ивановича, ветеринара, и его жены Веры Михайловны. Николай рано остался без отца – Павел Иванович был обвинен в умышленном уничтожении скота и осужден на 10 лет заключения. Скончался в тюрьме, позднее, в 1956 году, был реабилитирован.

Детские годы Николай провел в Сибири. Там же он окончил среднюю школу.

Творческий путь

С 1926 по 1941 годы Николай Задорнов трудился актером и режиссером театров Сибири, Дальнего Востока и Уфы. Сотрудничал со многими газетами – «Тихорецкий рабочий», «Советская Сибирь», «Красная Башкирия». В трудное военное время Задорнов работал в Хабаровском краевом радиокомитете и местной ежедневной общественно-политической газете «Тихоокеанская звезда». Тогда же, во время войны, писатель создал свой первый роман под названием «Амур-батюшка». Николай Алексеевич писал роман пять лет – с 1941 по 1946 – и опубликовал его в трех книгах. Произведение рассказывает о непростой жизни крестьян-переселенцев в период 60-70-х годов XIX века в Приамурье. Задорнов писал о том, как они осваивали земли и контактировали с людьми, живущими там. Роман стал очень успешным – в 1952 году его значимость была отмечена Сталинской премией.

Николай Павлович Задорнов – автор множества исторических романов. Его перу принадлежат целых два цикла произведений о Дальнем Востоке в период XIX века, включая «Амур-батюшку». Кроме того, писатель создал роман об актуальной современности «Желтое, зеленое, голубое…», который вышел в 1967 году, и книгу очерков о путешествиях «Голубой час», которая поступила в продажу в 1968 году. В 1970-1980-х годах Николай Павлович писал и печатал тетралогию романов о жизни и достижениях русского адмирала и дипломата Евфимия Путятина.

В 1984 году Николай Задорнов выступил как автор сценария и ведущий документального фильма «Тропой Арсеньева».

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


География жизни и путешествий

С 1946 года и до самой своей смерти Николай Павлович жил в Риге. Позднее выезжал за пределы родных территорий он дважды – в 1969 и 1972 годах посещал Японию.

Личная жизнь

Супругой Николай Задорнова была Елена Мельхиоровна, полька из старинного шляхетского рода Покорно-Матусевичей, потомок польского короля и литовского князя Стефана Батория. Николай познакомился с Еленой в редакции газеты Уфы – Елена работала там корректором. На момент встречи у Елены уже был неудачный брак за спиной и сын Лоллий, рожденный в 1930 году.

В 1942 году у супругов Задорновых родилась дочь Людмила. Людмила связала свою жизнь с образовательной деятельностью, стала преподавателем английского языка в Балтийской международной академии. В 2009 году женщина написала книгу о своей семье – «Задорновы. История рода».

В 1948 году у Николая и Елены родился второй ребенок – сын . стал известным писателем-сатириком, юмористом и актером. Скончался в ноябре 2017 года от опухоли головного мозга.

Смерть

Николай Павлович Задорнов ушел из жизни 18 сентября 1992 года в возрасте 82-х лет. Тело писателя похоронили на кладбище Яундубулты в Юрмале.

Память

На доме в Пензе, где жил Николай Задорнов, установлена мемориальная доска. Адрес дома – улица Революционная, 45. Также доска есть в доме в Риге на углу пересечения улиц Рупниецибас и Элизабетес. В этом доме Задорнов жил с 1948 по 1992 годы. И еще одна мемориальная доска Николаю Павловичу установлена на фасаде драматического театра в городе Комсомольск-на-Амуре.

В Хабаровске на набережной Амура есть памятник писателю Николаю Задорнову.

Награды и премии

Николай Задорнов – обладатель множества почетных медалей и званий, среди них: звание заслуженного деятеля культуры Латвийской ССР, орден Октябрьской революции, два ордена Трудового красного знамени, орден Дружбы народов и прочие.