Не бойтесь врага он убить. Юлиус Фучик (чеш

Мудрые мысли

Деятель чехословацкого коммунистического движения, писатель, критик, журналист. Национальный герой ЧССР. Член КПЧ с 1921.

Цитата: 1 - 15 из 15

Бойся равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле!


Герой - это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.


Даже самая строгая изоляция не может никого изолировать, если человек не изолирует себя сам.


Каждый мошенник раccчитывает на плохую память того, кто должен быть обманут.


Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня.


Люди, я любил вас, будьте бдительны!


Мы говорим на разных языках, но нет никакой разницы в нашей крови - крови и воле пролетариата. (Репортаж с петлёй на шее)


Не бойтесь врагов -они могут только убить; не бойтесь друзей - они могут только предать; бойтесь людей равнодушных - именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете.


Но и мертвые мы будем жить в частице нашего великого счастья; ведь мы вложили в него нашу жизнь.


Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас.
Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безыменных героях, творивших историю. Я хотел бы, чтобы все знали: не было безыменных героев. Были люди, у каждого свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!
Пали целые поколения героев. Полюбите хотя бы одного из них, как сыновья и дочери, гордитесь им, как великим человеком, который жил будущим. Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня.
(Репортаж с петлей на шее)


Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте!
Не забудьте ни добрых, ни злых.
Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас.


Отдельные личности могут: морально разложиться, народ - никогда.


Смотреть на людей со сломанной совестью еще страшнее, чем на избитых.


Я любил жизнь и за ее красоту вступил в бой. Я любил вас, люди, и был счастлив, когда вы отвечали мне тем же, и страдал, когда вы меня не понимали. Кого я обидел - простите, кого порадовал - не печальтесь. Пусть мое имя ни в ком не вызывает печали. Это мой завет вам, отец, мать и сестры, тебе, моя Густина, вам, товарищи, всем, кто любил меня так же горячо, как и я их. Если слезы помогут вам смыть с глаз пелену тоски, поплачьте. Но не жалейте. Жил я для радости, умираю за нее, и было бы несправедливо поставить на моей могиле ангела скорби.
Первое мая! В этот час уже строились в ряды на окраинах городов и развертывали знамена. В этот час на улицах Москвы уже шагают на майский парад первые шеренги войск. И сейчас миллионы людей ведут последний бой за свободу человечества. Тысячи гибнут в этом бою. Я - один из них. Быть одним из воинов последней битвы - это прекрасно!
(Репортаж с петлей на шее)


Согласны ли вы с утверждением Б. Ясенского "Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство"?

Что такое равнодушие? Это самое страшное качество человека. Оно обозначает безразличие к чему угодно: вещам, мыслям, жизни... А иногда к людям. Б. Ясенский как-то сказал: "Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство".

И знаете, он оказался прав. Разве равнодушный человек способен на деяние хуже, чем безразличие?

Данная тема интересна как зарубежным, так и русским писателям. Прежде всего мне хотелось бы остановиться на рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке". Главный герой приезжает в Петербург вместе с матерью, которая вскоре умирает из-за болезни. После ее смерти мальчик становится никому не нужным: ему никто не подает куска хлеба, чтобы спасти от голода, никто не жертвует ему какой-нибудь теплой вещи, чтобы ребенок не замерз. Даже проходящий мимо главного героя страж порядка отворачивается от него. Равнодушие слишком сильно захлестнуло души людей.

Это безразличие к проблеме ребенка, который остался совсем один, погубило его: мальчик замерзает на улице. И после этого вы все еще думаете, что не стоит бояться равнодушных? Что не стоит бояться тех, кто вот так просто разрешает смерти забрать невинную душу? Очень зря...

В качестве второго примера мне хотелось бы взять рассказ Ю. Яковлева "Он убил мою собаку". Таборка, главный герой, подбирает на улице собаку и приносит ее домой. Мама мальчика сразу проявила безразличие к животному: сказала, чтобы Саша сам за ней ухаживал. Даже когда отец Таборки выгнал собаку на улицу, а затем и вовсе застрелил ее, женщина показала свое полное равнодушие. Как и мужчина. Родители мальчика показали безразличие не только к судьбе бедного животного, но и к тому, что будет чувствовать их ребенок. Мама Таборки, женщина, которая должна быть всем для своего ребенка, разрешила так бесчеловечно поступить отцу. Она не убила, не предала. Но из-за ее молчаливого согласия произошло убийство собаки, а в первую очередь убийство в ребенке его души.

Таким образом, становится ясно, что равнодушие - самое страшное качество человека. Лишь из-а безразличия людей на земле все еще существует предательство и убийство. Так стоит ли нам опасаться тех, чье самое худшее деяние - равнодушие?

Обновлено: 2017-11-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса» . Невольно вспоминаешь эти слова немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, когда случайно (кто же это будет делать намеренно?!) заглядываешь в ЖЖ Петра Попова (более известного как пОпова). В своем журнале ППП беззастенчиво называет себя Робертом Эберхардом, во всяком случае, именно так подписано его фото у красного знамени с золотой бахромой на страничке от 29 сентября слева, хотя справа это же фото подписано «morodppp». Кроме этого, там размещено зеленым по белому «Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существуют на земле пр» . Петр Петрович, что такое «пр с молчаливого согласия равнодушных»? Читателей замучило любопытство. И с какой стати ты стал Робертом Эберхардом? Это имя уже занято, придумай себе другой псевдоним.
У меня еще куча вопросов, впрочем, не затрудняй себя ответом, если сочтешь мое любопытство неуместным или бестактным. Извини, как говорится, за неколлегиальность.
Как тебе пришла мысль превратить журнал в арбуз - снаружи свежая полосатая зелень, внутри сочные красные буквы? Сколько времени ты тратишь на придумывание крутых заголовков своих заметок типа «Нам надоела эта вонь!», «В результате позора» или «Варвары могут домалеваться»? Каким образом ты зафрендился с Юлией Тимошенко? С какой целью на первой странице твоего ЖЖ в огненно-кровавых текстах фамилии написаны чуть-чуть по-китайски Шеста-ков, Яке-менко, Лю-бимцев? Фишка в чем?
И наконец, самый важный вопрос, кто автор главного слогана твоего арбузно- полосатого журнала: «Иногда, всё именно так, как выглядит»? Безумно хочется получить ответ, потому что в твоем ЖЖ все выглядит именно безумно! Слоган-то работает!

http://morodppp.livejournal.com/1957.html

А теперь о Роберте Эберхарде. Это персонаж неоконченного романа «Заговор равнодушных» (в оригинале «Главный виновник»-«Główny winowajca») польского писателя Бруно Ясенского, трагически погибшего в сталинских лагерях. Эпиграф к произведению - строки из книги Роберта Эберхарда «Царь Питекантроп Последний».
Вот они в разных переводах.

"Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство."

"Бойся равнодушных! Только с их молчаливого согласия возможно беспримерное торжество низости, тупоумия и злодейства!"

"Не бойтесь друзей - в худшем случае они могут Вас предать. Не бойтесь врагов - в худшем случае они могут Вас убить. Но бойтесь равнодушных, ибо именно с их молчаливого согласия совершаются на земле все предательства и убийства."

"Не бойтесь друзей - в худшем случае они могут Вас предать. Не бойтесь врагов - в худшем случае они могут Вас убить. Бойтесь равнодушных, ибо именно с их молчаливого согласия совершаются на земле все самые низкие преступления."

"Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и ложь."

(335 слов) Почему равнодушные люди так пугают нас? Они не делают ничего плохого, но зато на многое закрывают глаза. Их бездействие сравнимо с согласием или даже поощрением чужих злодеяний. Такое бесчувственное отношение ко всему происходящему говорит о том, что безразличие смертоносно для человеческой души.

Порой равнодушие можно сравнить с преступлением, как в повести А.П. Чехова «Палата №6». Андрей Ефимыч Рагин безразлично относится к ужасной антисанитарии в больнице. Его нельзя назвать плохим человеком, но у него совсем нет веры в то, что он может изменить ситуацию к лучшему. Изначально он вкладывает усилия в свою работу, но позже приходит к выводу, что пытаться лечить людей в таких условиях бесполезно. Кроме того, Рагин начинает оправдывать свое бездействие тем, что смерть это «нормальный и законный конец каждого», поэтому и лечить пациентов бесполезно. Да и облегчать страдания больных, по его мнению, тоже не нужно, ведь именно через них человек приходит к совершенству. Врач в Рагине подавляется такими философскими рассуждениями и совсем опускает руки. Андрей Ефимыч наплевательски относится к своему долгу: приходит изредка, да и то работает лишь для вида. С его молчаливого согласия в больнице происходят бесчинства. В итоге Рагин, только оказавшись на месте пациентов, когда коллеги заподозрили его в сумасшествии, осознает весь ужас действительности, на который ранее закрывал глаза. Однако становится слишком поздно для раскаяния, и приходит расплата за равнодушие.

В повести Л.В. Толстого «После бала» также затрагивается проблема равнодушия. Главный герой Иван Васильевич ночью веселится на балу со своей возлюбленной и ее отцом-полковником. Все вокруг кажется ему какой-то невероятной сказкой, но это абсолютно противоположно тому, с чем он сталкивается позже. Иван Васильевич видит, как доселе очаровательный и добродушный полковник поощряет безжалостное избиение татарина, пытавшегося совершить побег. Несмотря на мольбы несчастного, полковник остается равнодушным к чужим страданиям. И даже наоборот: он бьет по лицу солдата, нанесшего недостаточно сильный удар. Подобная жестокость и бесчувственность говорят о том, что безразличие порой прячется за самой красивой маской, но по-прежнему является источником зла.

Равнодушие опустошает человека, обедняет его душу. Если мириться со злом, то оно одержит победу. Лучше сделать хоть что-то, чем не делать совсем ничего.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Крылатыми стали слова американского поэта Ричарда Эберхарта: “Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство”.

Может быть, именно эти слова в последние минуты своей жизни смутно припомнила молодая американка Китти Дженовезе. Ее жизнь трагически оборвалась ранним утром 13 марта 1964 года на глазах у десятков свидетелей, ни один из которых не пришел ей на помощь. Этот инцидент получил освещение в десятках газет, но скоро забылся бы подобно тысячам других “маленьких трагедий большого города”. Однако психологи по сей день продолжают обсуждать “случай Дженовезе” в безуспешных попытках понять темные стороны человеческой натуры (этот инцидент упоминается в широко известных у нас учебниках Жо Годфруа, Эллиота Аронсона и др.).

В ту ночь (шел четвертый час) молодая официантка возвращалась с ночной смены. Нью-Йорк - не самый спокойный город на Земле, и она, наверное, чувствовала себя не очень уютно, шагая в одиночестве по пустынным ночным улицам. Смутные опасения материализовались в кровавый кошмар у самого порога ее дома. Здесь на нее было совершено жестокое немотивированное нападение. Преступник принялся избивать беззащитную жертву, потом нанес ей несколько ударов ножом. Китти вырывалась и отчаянно звала на помощь. Ее душераздирающие крики разбудили всю округу: десятки жильцов многоквартирного дома, в котором она жила, прильнули к окнам и наблюдали происходящее. Но ни один при этом и пальцем не пошевелил, чтобы оказать ей помощь. Более того - никто не удосужился хотя бы поднять телефонную трубку и вызвать полицию. Запоздалый звонок последовал лишь тогда, когда спасти несчастную было уже невозможно.

Этот случай наводит на самые невеселые размышления о человеческой природе. Неужели принцип “Моя хата с краю” для большинства людей перевешивает естественное, казалось бы, сострадание к беззащитной жертве? По горячим следам психологи опросили 38 свидетелей ночного инцидента. Вразумительного ответа о мотивах их безучастного поведения получить так и не удалось.

Тогда было организовано несколько экспериментов (не очень-то этичных, ибо они носили откровенно провокационный характер): психологи инсценировали некий инцидент, в котором подставное лицо оказывалось в угрожающей ситуации, и наблюдали за реакцией свидетелей. Результаты оказались неутешительны - мало кто поспешил на выручку ближнему. Впрочем, не было даже нужды в особых экспериментах - в реальной жизни оказалось достаточно подобных коллизий, многие из которых описаны в прессе. Зафиксировано множество примеров того, как человек, пострадавший от нападения, несчастного случая или внезапного приступа, подолгу не мог получить необходимой помощи, хотя мимо него проходили десятки и даже сотни людей (одна американка, сломавшая ногу, почти час пролежала в шоке посреди самой многолюдной улицы Нью-Йорка - Пятой авеню).

Кое-какие выводы из провокационных экспериментов и простых житейских наблюдений все же удалось сделать. Оказалось, что само количество наблюдателей выступает не просто впечатляющей цифрой, вопиющим свидетельством массовой душевной черствости, но и сильным деморализующим фактором. Чем больше посторонних наблюдают беспомощность жертвы, тем меньше оказывается для нее вероятность получить помощь от кого-либо из них. И напротив, если свидетелей немного, то кем-то из них поддержка скорее всего будет оказана. Если свидетель и вовсе один, вероятность этого еще более возрастает. Характерно, что часто единственный свидетель невольно озирается по сторонам, словно желая сверить свое поведение с поведением окружающих (или найти кого-то, на кого можно было бы переложить свалившуюся вдруг ответственность?). Поскольку окружающих не оказывается, приходится действовать самому, в соответствии со своими нравственными представлениями. Разумеется и тут люди ведут себя по-разному, но, наверное, именно такая ситуация личной ответственности и выступает своеобразным нравственным тестом. “Если не я, то кто?”

Наоборот, при виде хотя бы нескольких человек, не реагирующих на происходящее, человек невольно задается вопросом: “Мне что - больше всех надо?”

Психологи отмечают: в подобных критических ситуациях крайнюю безучастность гораздо более склонны проявлять жители крупных перенаселенных мегаполисов, чем жители сельской местности и небольших городков. Наверное, прав был Гюго, заметивший: “Нигде не чувствуешь себя таким одиноким, как в толпе”. Анонимность большого города, где все друг другу безразличны, все чужие, каждый сам за себя, приводит к тяжелым моральным деформациям. Горожанин постепенно обрастает скорлупой равнодушия, не отдавая себе отчета, что случись беда с ним, сотни прохожих перешагнут через него, не обращая внимания на его страдания. В такой бездушной атмосфере истощается душа, рано или поздно происходит эмоциональный и нравственный надлом. И человек спешит к психологу, чтобы спастись от духовной нищеты. Квалифицированных психологов сегодня много. Хороших - меньше. Потому что хороший психолог, по верному наблюдению Сиднея Джурарда, это в первую очередь хороший человек. По крайней мере, он не должен быть похож на тех, кто много лет назад мартовским утром глазел на мучительную смерть Китти Дженовезе.